Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Гуманное отношение это: Сущность понятия «гуманные отношения» в психолого-педагогических исследованиях

Сущность понятия «гуманные отношения» в психолого-педагогических исследованиях

 

В статье рассматриваются подходы к рассмотрению понятия «гуманные отношения».

Ключевые слова: гуманность, отношения, межличностные отношения, эмпатия, личность.

 

Одной из задач современности является повышение уровня нравственности и гуманизации отношений в обществе. Реализация данной задачи приводит к необходимости совершенствования социально-нравственного воспитания на всех ступенях образования.

Как полагают Р. С. Буре С. А. Козлова, А. В. Запорожец, первый опыт нравственного воспитания дети получают в период дошкольного детства, именно в этом возрасте закладываются основы гуманных чувств, качеств и отношений [35, с.14].

Процессы демократизации и гуманизации в России происходят на фоне непростой социально-экономической ситуации.

Возрастание социального неравенства, утрата системы традиционных нравственных ценностей, кризис духовной сферы — все эти условия усложняют процесс воспитания подрастающего поколения и усиливают роль воздействия негативных факторов на установление личности ребёнка.

Воспитание нравственной личности, которая умеет устанавливать гуманные отношения со сверстниками, окружающими людьми, которая не допускает унижение человеческого достоинства в проявлении грубости и жестокости в современном обществе является очень актуальным.

В связи с этим важное значение приобретает анализ сущности понятия «гуманные отношения» в психолого-педагогических исследованиях. Само понятие «гуманные отношения» состоит из двух понятий «гуманность» и «отношения».

В. Н. Мясищев считает, что гуманность представляет собой интегральную позицию личности в целом, а не отдельную ее черту или сторону [9, с. 54].

Понятие «гуманность» раскрывается и через признание ценности человека, которая понимается как единство двух сторон — естественной, в жизни каждого индивида, и социальной, куда входят все функции, выполняемые человеком в обществе, в том числе и уровень развития его личностных качеств.

Под понятием «отношение» в психолого-педагогической литературе рассматривается субъективная сторона отражения действительности, результат взаимодействия человека со средой. При этом исследователи отмечают, что в социальных общностях, к которым в том числе относится и семья у людей представлены не отношения, а взаимоотношения.

Взаимоотношения — это взаимная позиция одной личности к другой, при этом отношение и взаимоотношение это стороны общения. Межличностные отношения являются составной частью взаимодействия и рассматриваются в его контексте [9, с.56].

Межличностные отношения развиваются в динамике, они зарождаются, закрепляются, достигают определенной зрелости, после чего могут постепенно ослабляться.

Категория «гуманных отношений» рассматривается в русле следующих подходов: социально-психологического (коллективистского, И. П. Иванов, И. А. Вейт), деятельностного (Б. Т. Лихачёв, К. А. Орлов), системного подхода к нравственности (С.  А. Козлова, И. С. Марьенко, О. В. Авраменко, А. А. Востриков) [3,5,10].

Социально-психологический подход рассматривает в рамках ключевого условия и средства формирования гуманных отношений, источника их формирования коллектив. При этом гуманные отношения в коллективе рассматриваются как сложная система, характеризующаяся определённой внутренней структурой и динамикой развития, в которой отношение каждого члена коллектива ко всем остальным из всех членам коллектива тесным образом взаимосвязаны.

В рамках деятельностного подхода источником гуманных отношений выступает коллективная деятельность. Отношения выступают как основа деятельности. К. А. Орлов определяет гуманные отношения личности как вид взаимодействия её с другими людьми, в ходе которого у неё проявляются потребности в оказании заботы об окружающих, гуманистических чувств (таких как доброжелательность, дружелюбие, симпатия, уважение, сочувствие), выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как к высшей ценности, определяющей её общественно-значимую мотивацию, поведение и деятельность в коллективе в разных ситуациях [10, с. 163].

Согласно системному подходу, гуманные отношения базируются на нормах гуманизма и способности их транслировать в реальной жизни.

Т. А. Маркова под гуманными отношениями понимает иерархию интегрально-гуманных качеств, выражающихся в поведении, в определённых гуманистических проявлениях и отношениях [7, с.27].

О. В. Вакуленко понимает под гуманными отношениями особый вид практически складывающихся общественных отношений на основе нравственных взглядов, норм, принципов, которые возникают в процессе нравственной деятельности, проходят через сознание людей и выражают совокупность зависимостей и связей [2, с.7].

В. В. Абраменкова определяет гуманное отношение как отношение к другому как к себе самому через отношение к совместной деятельности. Отношения в группе выступают как опосредованные совместной деятельностью. Социально-психологический аспект проблемы изучения гуманных отношений заключается не только в групповом характере этих отношений, но и в том, что за проявлением гуманного отношения стоят групповые ожидания, социальные нормы самого широкого плана [1, с.

49].

Концепция деятельностного опосредования межличностных А. В. Петровского выдвигает межличностные отношения предметом специального анализа, в результате чего отношения рассматриваются как непосредственные связи эмоционального плана, которые зарождаются и формируются довольно рано. С того периода, когда не только отдельные индивиды, а группа сверстников как целое начинает выступать для ребёнка в качестве важного объекта, наступает формирование смысловой сферы личности. Это происходит в результате того, что совместная деятельность определяется чисто внешними моментами и постепенно превращается в деятельность взаимодействующую. Тогда появляется необходимость согласованности действий индивидов, коррекции и контроля за выполнением правил, соучастие в успехах и неудачах — именно здесь зарождается возможность отношения к сверстнику как к себе самому [11, с.61].

Гуманные отношения как частный случай межличностных отношений не составляют исключение и могут быть представлены как «непосредственные» и «опосредованные» содержанием совместной деятельности. Большое внимание изучению природы гуманных отношений в рамках деятельностного подхода вызвано необходимостью поиска возможных причин, объяснения того или иного поведения личности.

Согласно позиции К. А. Орлова, гуманные отношения тесным образом связаны с формированием смысловой сферы личности, и поэтому они представляют собой необходимый элемент осуществления любой совместной деятельности и не могут быть поняты в отрыве от её собственных содержательных характеристик [10, с.163].

В зарубежной литературе, как отмечает автор, наиболее принятым является понятие «просоциальное поведение», а термин «гуманное поведение» (отношение) в зарубежных исследованиях встречается крайне редко. Исследование просоциального или гуманного поведения в зарубежной психологии рассматривается через изучение феномена эмпатии как способности человека сострадать, сопереживать, также как стремление к познанию личности другого человека [10, с.163].

Большинство исследователей отмечают, что формирование гуманного поведения связано с развитием эмпатии. Ещё одним направлением исследований просоциального поведения является изучение отношений содействия и кооперативности, под которой понимают взаимную поддержку и готовность помогать друг другу. Этот пласт исследований свидетельствует о том, что развитие гуманных отношений не может осуществляться вне коллективов.

В отечественной психологии и педагогике принцип гуманности во взаимоотношениях является очень значимым и поэтому ему уделяется внимание также в работах многих исследователей. Как отмечает А. Н. Леонтьев, дошкольный возраст выступает периодом первоначального закладывания личности, и именно в это время ребёнок приобретает определённые навыки общения, происходит усвоение им этических форм, происходит формирование «личностного поведения».

По мнению В. С. Мухиной, Т. А. Репиной, ребёнок научается действовать в интересах других людей, появляется чувство коллективизма, чувство доброжелательности, дружбы [8,13].

По мнению А.  В. Запорожца, Л. С. Выготского, особую роль в становлении гуманного отношения к другим людям играют особые «умные» эмоции, которые отражают единство аффекта и интеллекта и выполняют роль эмоционального воображения, предчувствия, которое может возникнуть в результате действия ребёнка и оценки значения этих последствий для себя и для других людей [4,12].

Особое место в системе коллективных взаимоотношений детей отводится игре, которая представляет собой школу произвольного поведения ребёнка, школу морали в действии. Также важное значение в исследовании проблемы гуманных отношений внесли работы, связанные с рассмотрением детского коллектива как средства и условия развития личности ребёнка (Т. А. Репина) [13, с.37].

Обобщая вышесказанное, мы можем сделать вывод о том, что в современной психолого-педагогической литературе понятие «гуманные отношения» не имеет однозначного толкования. Под гуманными отношениями личности мы рассматриваем вид взаимодействия её с другими людьми, в ходе которого у неё проявляются потребности в оказании заботы об окружающих, гуманистических чувств (таких как доброжелательность, дружелюбие, симпатия, уважение, сочувствие), выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как к высшей ценности, определяющей её общественно-значимую мотивацию, поведение и деятельность в коллективе в разных ситуациях.

Для оценки уровня развития гуманных отношений к сверстникам нами были выделены на основе анализа научной литературы компоненты, критерии и показатели. В соответствии с ними мы подобрали методики диагностики. Они представлены в таблице 1.

 

Таблица 1

Критерии, показатели и методики оценки уровня развития гуманных отношений к сверстникам

Компонент

Критерий

Показатели

Методика

Когнитивный

Знания о том, как выстраивать общение со сверстником

Самостоятельно вступает в контакт, поддерживает диалог, включается в совместную деятельность, предупреждает и разрешает конфликты

«Метод проблемных ситуаций» (Е. О, Смирнова)

Эмоциональный

Эмоциональные реакции на сверстника

Проявляет участие и вовлеченность в действии сверстника, выражены эмоциональные реакции на сверстника

Методика «Помощники» (Г. А. Урунтаева)

Поведенческий

Характер взаимодействия со сверстником

Умеет организовывать общение в форме сотрудничества, разрешать конфликты

Методика «Не поделили игрушку» (Г. А. Урунтаева)

 

Результаты проведенного исследования показали, что, несмотря на то, что старшие дошкольники владеют знаниями о процессе общения, умеют вступать в общение, поддерживать его, эмоциональный компонент гуманных отношений сформирован недостаточно.

Дошкольники проявляются негативные эмоциональные реакции в общении со сверстниками, провоцируют конфликты из-за нежелания учитывать интересы другого, редко проявляют сопереживание.

В процессе совместной деятельности частично вовлекаются в процесс, не стремятся оказывать помощь и поддержку, уступать. В соответствии с этим важное значение приобретает организация работы, направленной на развитие гуманных отношений к сверстнику у старших дошкольников, которую мы планируем реализовать на формирующем этапе нашего эксперимента.

 

Литература:

 

1.                Абраменкова, В. В. Сорадование и сострадание в детской картине мира [Текст] / В. В. Абраменкова. М.: ЭКО, 2009. — 224 с.

2.                Вакуленко, О. В. Игровой тренинг как средство формирования гуманных отношений старших дошкольников к сверстникам [Текст]: автореферат дисс. канд. пед. наук / О. В. Вакуленко. Екатеринбург. 2000. — 23 с.

3.                Востриков, А. А. Культура нравственного самосовершен-ствования и воли [Текст] / А. А. Востриков. Одесса, Изд-во «Психопедагогика», 2012. — 143 с.

4.                Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л. С. Выготский. — СПб.: Союз, 2007. — 418 с.

5.                Иванов, И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел [Текст] / И. П. Иванов. М.: Педагогика, 2006. — 147 с.

6.                Леонтьев, А. Н. Психологические основы дошкольной игры [Текст] / А. Н. Леонтьев // Психологическая наука и образование, 2009. — № 3. — С. 25–27.

7.                Маркова, Т. А. О детской дружбе и воспитании дружеских взаимоотношений [Текст] / Т. А. Маркова // Обучение и воспитание дошкольников в деятельности. — М., 2004. — 152 с.

8.                Мухина, В.  С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] / В. С. Мухина // Учебник для студ. вузов 4-е изд., стереотип. М.: Академия, 2009. — 456 с.

9.                Мясищев, В. Н. Психология отношений [Текст] / В. Н. Мясищев. — Воронеж: Модек, 2008. — 363 с.

10.           Орлов, К. А. Особенности формирования гуманности на отдельных этапах развития личности [Текст] / К. А. Орлов // Совершенствование учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении: сб. науч. трудов. — М.: МГГУ им. М. А. Шолохова, 2007. — С. 162–165.

11.           Петровский, А. В. Основы теоретической психологии [Текст] / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. М.: ИНФРА-М, 1998. –

12.           Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. Психологические исследования [Текст] / Под ред. А. В. Запорожца, Я. З. Неверовича. М.: Педагогика, 1986. — 176 с.

13.            Репина, Т. А. Отношения между сверстниками в группе детского сада [Текст] / Т. А. Репина. — М.: Педагогика, 2008. — 148 с.

Гуманные отношения в детском возрасте

Гуманные отношения в детском возрасте

Абраменкова В. В.

Самое главное — воспитать те нравственные силы ребенка, без которых он не может не делать добра, т.е. учить сопереживать.
В.А. Сухомлинский

Гуманность в человеческих взаимоотношениях принадлежит к числу тех вечных вопросов, которые пронизывают собой всю историю развития человеческой мысли, приобретая в каждую историческую эпоху новое конкретное содержание. Гуманность — обусловленная нравственными нормами и ценностями система установок личности на социальные объекты (человека, группу, живое существо), которая представлена в сознании переживаниями сострадания и сорадования и реализуется в общении и совместной деятельности в актах содействия, соучастия, помощи /Крат. психол. словарь…, 1998/

Теоретическая важность исследования гуманных отношений в детской группе обусловлена местонахождением этой проблемы на стыке ведущих областей научного знания: общей, социальной и возрастной психологии, этики, педагогики и др., проблематика каждой из которых развивается в настоящее время относительно изолированно. Установление конструктивных связей между ними позволит их взаимообогатить и вскрыть новые факты и закономерности, открывающие широкие перспективы их дальнейшего осмысления и практического применения.

Со все большей очевидностью начинает осознаваться тот факт, что для объяснений природы гуманных отношений необходимо выйти за их собственные границы и обратиться к анализу предметной деятельности индивидов, в которой эти отношения порождаются и получают свое действительное психологическое содержание. Эта общая методологическая установка отечественной психологии приводит к постановке проблемы гуманных отношений как проблемы анализа гуманных отношений в совместной деятельности. Это значит, гуманное отношение — это отношение к другому, как к себе самому, через отношение к совместной деятельности.

Таким образом, отношения в группе выступают как опосредствованные (определяемые, задаваемые) совместной деятельностью. Поэтому проблема гуманного отношения одного индивида к другому имеет имплицитно представленный в ней социально-психологический аспект. Он заключается не только в групповом (по крайней мере, диадном) характере этих отношений, но и в том, что за проявлением гуманного отношения стоят групповые ожидания, социальные нормы самого широкого плана. Теоретическая разработка проблем социальной психологии групп и коллективов, осуществляемая отечественными исследователями (Г.М. Андреева, А.И. Донцов, В.А. Ядов др.), незаслуженно мало затронула область изучения межличностных отношений на ранних этапах онтогенеза, в частности, в дошкольном и младшем школьном возрастах. Между тем, именно в этот период начинают закладываться ростки тех форм межличностных отношений, которые впоследствии могут быть обнаружены в развитых группах. Особый интерес в этой связи представляет собой генезис межличностных отношений, в частности, гуманных отношений как социально позитивных проявлений заботы, взаимопомощи, уважения, солидарности в группе.

Есть все основания полагать, что подобные, относительно сложные формы поведения индивида имеют место уже в дошкольном возрасте, во взаимоотношениях между детьми, когда переживания одного ребенка у другого вызывают определенную активность, не сводимую к механизмам заражения.

Концепция деятельностного опосредования межличностных отношений А.В. Петровского, опираясь на идеи интериоризации и опосредствования, на положение о роли предметной деятельности в развитии сознания, на материале изучения реальных групп и коллективов делает межличностные отношения предметом специального анализа. Краеугольным камнем концепции является принцип деятельностного опосредствования, суть которого заключается в рассмотрении межличностных отношений не самих по себе, а в связи с содержанием совместной социально значимой деятельности /Психологическая теория. .., 1979; Психология развив, личности, 1987/.

Этот принцип открывает возможность обнаружения сложной многоуровневой структуры межличностных отношений в коллективе, представляющей собой определенные слои (страты) групповой активности / А.В. Петровский, 1983,1984/.

В какой степени возможен такой подход в изучении детских групп — самых ранних совместных объединений? На каком возрастном этапе мы можем говорить о детской группе в специфическом, социально-психологическом смысле?

Безусловно, поверхностный слой отношений доступен экспериментальному анализу и в детской группе, о чем свидетельствует большое число работ в этом направлении /Аржанова, 1950; Вольцис, 1972; Иванова, 1976; Коломинский, 1976; Отношения…, 1978; и др./.

Эти отношения как непосредственные связи эмоционального плана зарождаются и формируются в онтогенезе довольно рано. Но с того самого момента, когда не только отдельные индивиды, а группа сверстников как целое начинает выступать для ребенка в качестве реальной силы и объекта его действий, ориентации, влияний, мы можем говорить о возникновении глубинного слоя взаимоотношений и, соответственно, в зарождении смысловой сферы личности. Это происходит тогда, когда совместная деятельность детей из суммы индивидуальных деятельностей, где совместность определяется чисто внешними моментами — единством места и единством времени функционирования индивидов, — превращается в деятельность взаимодействующую, обладающую общими целями, содержанием, задачами, т. е. когда совместная деятельность становится кооперативной.

Тогда и появляется необходимость в согласованности действий индивидов, коррекции и контроле за выполнением правил, соучаствования в успехах и неудачах. Здесь появляется возможность отношения к сверстнику, как к себе самому — отношения доброжелательного и требовательного одновременно, т. е. гуманного отношения.

Гуманные отношения, как частный случай межличностных отношений, вероятно, не составляют исключения и также могут быть представлены в двух ипостасях: как «непосредственные» и как опосредованные содержанием совместной деятельности индивидов. Если первый уровень гуманных отношений, по сути дела, интенсивно исследовался в руслах различных теорий и в нашей стране, и за рубежом, исследование второго уровня оказалось предметом внимания исследователей в значительно меньшей степени.

Важность изучения генезиса гуманных отношении в контексте деятельностного подхода вызвана необходимостью поисков возможных детерминант того поведения личности, которое осуществляется ею в группах высокого уровня развития. Эмпирическим референтом подобных отношений в русле теории деятельностного опосредствования первоначально выступила действенная групповая эмоциональная идентификация — ДГЭИ /см. А.В. Петровский, 1983; B.А.Петровский, 1973; Психологическая теория, 1979; Абраменкова, 1978, 1979,1980/, затем она была преобразована в коллективистскую идентификацию (КИ), проявление которой является, с одной стороны, показателем развитого состояния группы, а с другой — показателем наличия индивидуально-психологического качества гуманности у входящих в группу индивидов /Психология развивающейся…, 1987; Абраменкова, 1986/. С нашей точки зрения, необходимость современных терминологических преобразований требует акцентирования не столько коллективизма как ценностной установки советского воспитания, сколько идеи солидарности, которая, во-первых, не ассоциируется ни с эпохой тоталитаризма, ни с какой- либо эпохой вообще, и, во-вторых, отражает дух согласия, общности интересов, совместной ответственности. Поэтому нами предлагается термин «солидарная идентификация» (СИ) как понятие, определяющее форму гуманных отношений в детской группе, при которой проявляется совместная ответственность каждого в группе за успехи и неудачи в совместной деятельности. При этом совместная деятельность детей осуществляется ради другого человека, сверстника, который способен приобрести для каждого из группы личностный смысл. Представление о личностном смысле, смысловых образованиях позволяет прояснить механизмы проявления гуманных отношений в группе.

Последователи А.Н. Леонтьева справедливо отмечают следующее: «Хотя ряд качеств («взаимопомощь», «отзывчивость» и т. д.) выделяются воспитателями интуитивно, в программе воспитания детей в дошкольных учреждениях по существу отсутствуют научно обоснованные методики целенаправленного воздействия на личность ребенка; процесс воспитания (в отличие от обучения) идет стихийно» /Асмолов, Братусь и др., 1979. С. 38/.

Исследование смысловых образований личности /Традиции и перспективы деятельностного подхода. .., 1999/, а в особенности теоретический и экспериментальный анализ изменения смысловых образований в дошкольном возрасте, проведенный Е.В. Субботским, дает перспективу детального психологического изучения отношений субъекта к миру, в том числе и гуманных отношений ребенка к сверстнику /Субботский, 1976,1991/.

Поскольку смысловые образования включены в породившую их деятельность, они не могут быть исследованы сами по себе, вне их деятельностного жизненного контекста /Братусь, 1980, 1999; Д.А. Леонтьев, 1999/. Это значит, что и гуманные отношения, представляющие собой необходимый момент осуществления совместной деятельности, не могут быть поняты в отрыве от ее собственных содержательных характеристик. Мы считаем, что объективные содержательные характеристики совместной деятельности выступают главным детерминантом порождения и проявления гуманных отношений, их функционирования на ранних этапах онтогенеза —уже в дошкольном возрасте.

Деятельностное опосредствование, как системообразующий принцип, являет собой тот методологический узел, который связывает и взаимодополняет важнейшие области психологической науки — общепсихологическое понимание человека с социально-психологическим и генетическим подходами.

Традиции изучения гуманных отношений ребенка

Богатейшая философско-этическая традиция и непреходящая актуальность проблемы гуманных отношений между людьми поставили ее в ряд одного из самых острых вопросов современной психологии. Этот интерес обусловлен ее безусловной практической значимостью и теоретической ценностью.

Даже беглый взгляд на огромный массив исследований по изучению гуманных отношений у детей позволяет увидеть отсутствие однозначной терминологии для обозначения этого круга явлений. Наиболее принятым в зарубежной психологии является понятие «просоциальное поведение» — на последнем Международном психологическом конгрессе в Лейпциге оно использовалось как основное /XXIInd International Congress of Psychology. 1980/. Поскольку термин «гуманное поведение (отношение)» в зарубежных исследованиях встречается крайне редко, для его обозначения мы будем использовать наиболее принятый термин «просоциальное поведение», полностью отдавая себе отчет в том, что его значение далеко выходит за пределы тех явлений, которые мы рассматриваем в контексте гуманного отношения к сверстнику.

Пестрый поток исследований просоциального поведения, осуществляемых в современной зарубежной психологии, можно било бы развести по трем основным руслам. Это работы в области эмпатии, альтруистического поведения, а также направление, обозначенное в литературе как helping behavior — поведение помощи, кооперативностъ.

Две исторически сложившиеся тенденции в рассмотрении феномена эмпатии — аффективная как способность сострадать, сопереживать, и когнитивная как стремление к познанию личности другого человека — фактически явились отправным пунктом для определения теоретических позиций и осуществления значительного числа экспериментальных исследований на Западе /Гаврилова, 1975/.

Однако приходится признать, что до сих пор эти два процесса — процесс интеллектуального анализа поведения другого человека и эмоциональный процесс участия в чужих переживаниях, а также целый ряд других сходных с ними явлений, имеющих различную психологическую структуру и выполняющих различные функции в поведении, не обнаруживают четких границ как в теоретических рассуждениях, так и при эмпирическом воплощении. Достаточно обратиться к известной книге Т. Шибутани «Социальная психология», чтобы обнаружить смешение разнородных по своему психологическому содержанию феноменов, объединенных понятием «эмпатия». Это и абстрактная «способность проникать в психику другого человека, сочувствовать ему и принимать его чувства в расчет» /Шибутани, 1969. С. 139/, это и интуитивный отклик «на любое проявление чувств со стороны другого» /Там же. С. 138/; это и «сочувственная идентификация» /Там же. С. 273/, и понимание.

Репрезентирующие весь массив исследований обзоры зарубежной литературы по проблеме эмпатии /Гаврилова, 1975/ и альтруистического поведения /Субботский, 1977/ избавляют нас от необходимости подробного изложения концепций социального поведения в зарубежной психологии и позволяют сконцентрировать внимание на критическом анализе общих тенденций развития этих направлений и их методологии, в связи с обозначением собственного предмета исследования гуманных отношений, своеобразных реакций каждого человека/Там же. С. 258/, т. е. аффективный и когнитивный компоненты эмпатии, определяемой, кстати, довольно абстрактно, вновь становятся неразличимы.

Внутренняя диффузностъ понятийного аппарата феномена эмпатии наложила отчетливый отпечаток и на аналогичные исследования в области детской психологии. Большое место среди проводимых исследований занимают работы по изучению онтогенеза эмпатии, значительная часть из которых осуществляется в русле бихевиористского направления и посвящена исследованию различных реакций ребенка в ответ на эмоциональные стимулы. Несмотря на обилие и разнообразие эмпирических исследований эмпатии, общее построение их концептуальных схем и методических решений обладает рядом особенностей, на которых мы хотели бы прежде всего обратить внимание.

Процесс эмпатии предполагает наличие субъекта и объекта переживаний; как правило, эта диадическая модель в экспериментах представлена в фиксированном, статичном виде, т. е. субъект всегда выступает как наблюдающий эмоциональные переживания объекта или знающий о них, а сам объект как страдающий, «жертва» /Borke, 1971; Feschbach & Roe, 1969; Masters, 1972; Staub, 1970/, причем объектом может выступать другой человек, животное, антропоморфизированный предмет, герои сказок, образы кино, и пр.

Экспериментальные ситуации создаются исследователями таким образом, что экспрессивные выражения эмоций объекта вызывают непроизвольный отклик у субъекта эмпатии, который как бы «читывает» их, спонтанно реагируя на них по принципу стимул-реакция /Mehrabian & Epstein, 1972/. Поэтому эмпатийные переживания зачастую принимают вид «непосредственных реакций момента», лишь случайно оказавшихся вплетенными в контекст просоциального поведения детей. При этом социально-позитивный смысл такого отклика неизбежно остается под сомнением, поскольку «объективные» физиологические показатели сдвига в эмоциональных реакциях индивида в ответ на страдания другого индивида сами по себе еще не означают гуманного к нему отношения, — напротив, иногда они могут свидетельствовать, например, о садистическом удовольствии при виде чужих страданий. Недаром исследователи получают высокие корреляции баллов эмпатии с баллами агрессивности у одних и тех же индивидов /Brotherton, 1974; Murphy, 1970/.

Таким образом, различные формы контакта ребенка с другими могут иметь как гуманную, так и антигуманную подоплеку. Наблюдаемые экспериментатором проявления эмпатии или агрессивности у дошкольников могут являться лишь определенной техникой физического контакта с другими. Если ребенок, допустим, пускает в ход кулаки — он может это делать для того, чтобы наказать собственного обидчика, присоединиться к нападающему, а может быть, чтобы защитить слабого, отомстить за несправедливость и пр. Такие эмоционально позитивные проявления детей по отношению к другим, как объятия, также могут быть либо агрессивны, либо аффективны, в зависимости от контекста обстоятельств.

Ставя проблему эмпатии, как способности «понимать аффективные ориентации других» /Шибутани, 1969; Ferguson, 1970/, «распознавать мысли, чувства другого» и тому подобное, авторы неизбежно обнажают пассивный характер этого проявления, лишая его действенного, т. е. истинно гуманного содержания. Способность к распознаванию, как таковая, не предполагает никакого активного отношения к предмету, хотя без способности ребенка понимать эмоциональные состояния других людей вряд ли возможна сама эмпатия как сопереживание, которое, в свою очередь, может стать предпосылкой гуманного отношения. Как справедливо отмечает Т. П. Гаврилова, «чувствительность к переживаниям других людей сама по себе не гарантирует развития гуманистических форм эмпатии»/Гаврилова, 1979. С. 64/.

Остановимся подробнее на работе Л. Мерфи, в которой трудности определения сферы функционирования феномена эмпатии и его психологической природы у детей представлены особенно отчетливо.

Л. Мерфи в своем известном труде /Murphy, 1970/, посвященном широкому и всестороннему изучению социального поведения ребенка-дошкольника по отношению к сверстникам, рассматривала эмпатию (по автору — симпатию) в нескольких аспектах. Во-первых, эмпатия понималась как некоторая привычная групповая реакция детей на те или иные стимулы, связанная с научением и подражанием; во-вторых, как присущая ребенку индивидуальная способность, отражающая глобальное доброе отношение к другим и детерминирующая поведение ребенка; в-третьих, как выражение симпатии к другим детям; и в-четвертых, как спонтанная сиюминутная реакция ребенка на дистресс другого. По убеждению Мерфи, эмпатия у детей является устойчивой личностной чертой, называемой ею «социальной сензитивностью» или «социальным сознанием» ребенка и выражающейся в гуманной способности реагировать на радость и боль другого.

Таким образом, эмпатия, по Мерфи, представляет собой некоторую глобальную характеристику гуманистического содержания (что чрезвычайно импонирует), однако, признавая ее детерминирующее влияние на поведение ребенка как устойчивой личностной черты, приходится признать «врожденность» подобной способности, а тем самым, перекрыть пути к решению вопроса: «А чем же она сама детерминирована? От чего зависит?»

Не исключено, что эти трудности в определении природы эмпатии и ее генезиса связаны с неадекватностью методик по ее определению у детей и реальной практикой наблюдений. Нет, конечно, ничего предосудительного в том, что западные психологи используют проективные или интроспективные методы /Borke, 1971; Brotherton, 1974/, которые доказали свою надежность, например, в исследовании эмоций /Вилюнас, 1976/. Однако порой излишнее увлечение проективными методами и погоня за «объективными» физиологическими индикаторами эмоциональной жизни субъекта приводит к экологической несостоятельности эмпирических данных, сужению сферы их применения. Кроме того, абсолютизация «чистого» наблюдения приводит к представлениям об эмпатии как «таинственном процессе, посредством которого один индивид становится осведомленным о чувствах и эмоциях другого» /Ferguson, 1970. С. 83/.

По всей вероятности, для более четкого определения психологической природы эмпатии необходимо, помимо разведения процессов понимания и распознавания эмоциональных состояний и процесса собственно эмпатии, проанализировать механизмы возникновения эмпатии как эмоциональной реакции и последующего действия, вызванного ею. Чрезвычайно показательна в этой связи эволюция взглядов Аронфрида на природу эмпатии. В 1968 году в своей работе, посвященной исследованию содействующего поведения детей, он отдавал приоритет эмпатии, признавая за ней функции не только эмоционального сопереживания, вызванного «страданиями» взрослого, но и эмпатийного действия, выражавшегося в стремлении ребенка устранить его неблагополучие /Aronfred, 1968/.

Страница 1 — 1 из 2
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец | Все

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

определение гуманного отношения | Словарь определений английского языка


прил.

1, характеризующийся добротой, милосердием, симпатией и т. Д.

2, причиняющие максимально небольшую боль. образование)  
     (C16: вариант человека)  
  гуманно      нареч  
  гуманность      n  

гуманное общество  
      n   организация по продвижению гуманных идеалов, особ. в обращении с животными

Английский словарь Коллинза — определение английского языка и тезаурус &nbsp

Смотрите также:

гуманное общество, человек, гуманно, гуманизировать

Collaborative Dictionary     Определение английского языка

эксп.

занять отстраненную позицию; расслабляться

н.

большая разница в ценностях и отношениях между одним и другим, особенно между родителями и их детьми

Вы хотите отклонить эту запись: дайте нам свои комментарии (неправильный перевод/определение, повторяющиеся записи…)

Чтобы добавлять слова в свой словарь, станьте участником сообщества Reverso или войдите в систему, если вы уже являетесь его участником. Это просто и занимает всего несколько секунд:

Или зарегистрируйтесь традиционным способом

humane%20attitude — английское определение, грамматика, произношение, синонимы и примеры0110 Человек

Использование после консультации с производителем или заявителем может принимать мнения об условиях использования, условиях распространения и целевых пациентах

Он также будет поддерживать связь с системой Организации Объединенных Наций и региональными организациями и собирать информацию об массовые и серьезные нарушения прав человека и международного гуманитарного права этнического и расового происхождения, которые, если их не предотвратить или не остановить, могут привести к геноциду и будут служить механизмом раннего предупреждения для Генерального секретаря и Совета Безопасности

MultiUn

2. Оценка безопасности для здоровья человека, указанная в пункте 1 (d), должна проводиться в соответствии с принципом надлежащей лабораторной практики, изложенным в Директиве Совета 87/18/ЕЭС от 18 декабря 1986 г. о гармонизации законов, правил и административных положений, касающихся применения принципов надлежащей лабораторной практики и проверки их применения для испытаний химических веществ (*).

EurLex-2

Каково мнение организации и какие действия она предприняла в отношении продолжающихся и все более частых нарушений прав человека в Соединенных Штатах, которые были осуждены даже хорошо известными неправительственными организациями, тематическими механизмами Комиссии по правам человека и договорными органами, такими как

MultiUn

Постановляет назначить сроком на три лет, независимый эксперт по реализации всех прав человека пожилых людей со следующим мандатом:

Люди склонны ко греху и не могут сами по себе взывать к Богу или проявлять веру.

WikiMatrix

Договоры о защите прав человека;]

b) В первоочередном порядке рассмотреть вопрос о присоединении к оставшимся международным документам о правах человека, стороной которых она еще не является, и полностью соблюдать свои обязательства по международным документам по правам человека

MultiUn

Положение об обучении будет сохранено для соответствия программам обучения, введенным Организацией Объединенных Наций в результате продолжающихся человеческие программы реформирования ресурсов.

Вампиры в европейском фольклоре получают кровь от человек .

WikiMatrix

Комитету были розданы следующие документы: «Национальный план действий по улучшению положения женщин»; «Справочник по показателям развития человеческих ресурсов №»; «Насилие против женщин»; «Ассоциация охраны материнства и детства Мьянмы #»; «Министерство социального обеспечения, помощи и расселения #»; «Программа профилактики ВИЧ/СПИДа/ИППП в Мьянме»; «Ассоциация женщин-предпринимателей Мьянмы»; «Положение женщин в Мьянме»; и «Национальная программа по СПИДу в Мьянме»

MultiUn

Индейская нация озера Любикон (LLIN), напоминая о нескольких решениях Организации Объединенных Наций относительно нарушения ее прав в соответствии с МПГПП и МПЭСКП, заявила, что временные меры защиты не были приняты, несмотря на решения Совета по правам человека , предписывающие Канаде Сделай так.

В решении İçyer, принятом Европейским судом по правам человека # года # года, указанный закон представляет собой эффективное средство правовой защиты на национальном уровне для лиц, требующих компенсации такого ущерба

MultiUn

Чтобы облегчить страдания людей в Газе, мы призываем заинтересованные стороны строго соблюдать международное гуманитарное право и права человека и оказывать необходимое содействие операциям по оказанию помощи, проводимым учреждениями Организации Объединенных Наций и гуманитарными организациями

MultiUn

Мы по-прежнему считаем, что ПРООН как организация системы Организации Объединенных Наций ДОЛЖНА соблюдать нормы и стандарты, согласованные ее государствами-членами, в том числе те, которые касаются человеческих прав.

331 Из этого следует, что при анализе на уровне Сообщества развитие устойчивых к стрептограмину энтерококков и стафилококков у людей считалось серьезной угрозой для здоровья населения.

EurLex-2

9 На основании этого решения Комиссия приняла решения C (94) 1972 от 29 июля 1994 г., C (94) 2613 от 15 ноября 1994 г. и C (94) 3226 от 29 ноября 1994 г., которыми предоставлена ​​финансовая помощь от Европейского социального фонда («ЕСФ») на сумму 1 89 евро7 206 226 к оперативным программам в отношении туризма, промышленного развития и развития человеческих ресурсов («оперативные программы»).

EurLex-2

Признает важность разработки, укрепления и внедрения, по мере необходимости, национальных систем сбора, мониторинга и оценки соответствующих дезагрегированных национальных данных в качестве полезного инструмента для разработки и оценки воздействия национальной политики, направленной на осуществление человека прав и основных свобод;

В то же время, в рамках своей обычной деятельности, Генеральный директорат образования в области прав человека проводит семинары для преподавателей, студентов и представителей гражданского общества о масштабах и последствиях образования в области прав человека .

Святая земля, символ любви Бога к своему народу и ко всему человечеству , также является символом свободы и мира, которых Бог желает для всех своих детей.

vatican.va

Предусматривается использование консультантов в следующих учебных программах: защита гражданского населения, представительство женщин в государственных учреждениях, навыки лидерства женщин в обществе, защита приоритетных законодательных актов, направленных на борьбу с сексуальным и гендерным насилием, ВИЧ/СПИД, и повышение основных навыков (Центр комплексного обучения управленческому персоналу), таких как ориентация на клиента, ведение переговоров, разрешение конфликтов и человеческий управление ресурсами/персоналом.

Текущая распространенность во всем мире оценивается в 2% от человек населения, но точные цифры трудно оценить, потому что многие правительства не считают заражение клопами заболеванием, подлежащим регистрации, и многие случаи лечатся самостоятельно или незаметно главные врачи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *