Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Характер формируется: Что такое характер человека, как он формируется и чем отличается от темперамента + классификация типов характера

Что такое характер человека, как он формируется и чем отличается от темперамента + классификация типов характера

Приветствуем вас, друзья!

Численность населения Земли приближается к отметке 8 миллиардов человек. При этом каждый индивид из этого огромного числа – уникальная и неповторимая личность. Как ни старайтесь, вы не встретите двух абсолютно одинаковых людей. Что же отличает нас друг от друга, помимо внешности? Это индивидуальный набор психологических черт, которые сплетаются в единый характер.

В этой статье мы расскажем вам, что такое характер, как он формируется, какие бывают черты и типы характера.

Определение и общая характеристика понятия

Характер – это совокупность устойчивых черт, определяющих поведение человека, его образ жизни, привычки, реакции на различные ситуации. Характер не является врожденным компонентом психики, а формируется в течение жизни. Основой для формирования характера служат биологические особенности: пол, тип темперамента, совокупность генов. Преломляясь через призму воспитания и индивидуального развития, они складываются в уникальный психологический рисунок.

Слово “характер” в переводе с греческого языка означает “оттиск, печать”. Это то, что отличает человека от других людей, делает его уникальным и неповторимым. Невозможно встретить двух людей с абсолютно одинаковыми характерами.

Характер оказывает определяющее значение на нашу жизнь. Все, что мы делаем, о чем думаем, какие эмоции испытываем, обусловлено нашим характером. Это своего рода набор закрепленных в психике паттернов, которые призваны упростить наше существование. Представьте: сталкиваясь каждый раз с одной и той же ситуацией, нам приходилось бы заново оценивать ее, строить стратегию поведения, анализировать последствия. Характер позволяет оптимизировать этот процесс.

Хорошо зная характер человека, можно практически безошибочно предсказать его поведение.

Черты характера

Те черты, которые чаще всего проявляются в схожих жизненных ситуациях, и являются чертами характера.

Например, человек обычно ведет себя дружелюбно и приветливо с окружающими, но однажды срывается и грубит. В этом случае грубость не является чертой его характера. Это следствие ситуативного фактора. Скорее всего, человек был уставшим или расстроенным. А вот дружелюбие можно вполне отнести к устойчивым чертам его характера.

Все черты принято разделять на три группы в зависимости от их направленности. Также в каждой группе выделяют положительные и отрицательные черты:

  • Отношение к самому себе

Эта группа черт отражает отношение человека к собственному “я”. Сюда можно отнести самоуважение, гордость, скромность, самокритичность, тщеславие, заносчивость, самолюбие и др. От сочетания этих характеристик зависит, как человек позиционирует себя в жизни, на какое место ставит себя относительно других людей, как оценивает свои удачи и промахи, какие цели выбирает.

  • Отношение к другим людям

Это черты характера, связанные с социальным взаимодействием. К положительным относятся отзывчивость, дружелюбие, коммуникабельность, альтруизм, чуткость, уважение, к отрицательным – снобизм, презрение, замкнутость, черствость, цинизм. Эффективность общения напрямую зависит от этих черт.

  • Отношение к деятельности

Сюда можно отнести трудолюбие, ответственность, активность, исполнительность, креативность, аккуратность, перфекционизм. А также лень, пассивность, безответственность. Эти черты проявляются в профессиональной деятельности, в отношении человека к делам и обязанностям.

Совокупность черт из этих трех групп формируют структуру характера и уникальный психологический портрет человека.

Формирование характера

Ученые на протяжении многих лет считали характер врожденным компонентом психики. Впоследствии эта гипотеза была пересмотрена. Сегодня уже нет никаких сомнений в том, что характер формируется в течение жизни. Впервые эту идею высказал английский философ Джон Локк.

Характер начинает закладываться сразу после рождения. На этом этапе формируется базовая установка на доверие или недоверие к миру. Очень важно окружить младенца любовью и заботой, вовремя удовлетворять все его жизненные потребности, принимать активное участие в развитии.

Ребенок взрослеет и начинает активно познавать мир. Родители в этом процессе играют роль посредников и проводников. Их авторитет для ребенка огромен. Именно они оказывают сильнейшее влияние на формирование его характера. Часть черт ребенок приобретает в результате подражания им, а часть формируется в результате целенаправленного обучения.

После трех лет круг общения ребенка расширяется, в нем появляются сверстники и новые взрослые. Начинают формироваться черты характера, связанные с социальным взаимодействием: общительность, доброта, щедрость, отзывчивость.

Когда ребенок идет в школу, важную роль в его жизни начинают играть оценки его действий со стороны взрослых. Формируется представление о том, что такое хорошо, а что плохо. Происходит активная социализация, и роль родителей в дальнейшем формировании характера начинает снижаться. Ребенок проявляет себя в активной деятельности, начинают закладываться черты, связанные с ней: трудолюбие, ответственность, инициативность, пунктуальность.

У подростков активно идет формирование морально-этических и волевых качеств. К совершеннолетию характер уже, как правило, полностью сформирован. В дальнейшем происходит лишь корректировка его отдельных черт.

Таким образом, можно выделить основные факторы, влияющие на формирование характера:

  1. родительское воспитание;
  2. культурные ценности, провозглашенные в обществе;
  3. личный пример значимых для человека людей;
  4. общественное мнение;
  5. саморазвитие.
Чем характер отличается от темперамента

Эти два понятия часто путают или отождествляют между собой. Давайте внесем ясность. Характер и темперамент – это не одно и то же, хоть они и тесно связаны между собой.

Первое и самое существенное отличие в том, что темперамент является врожденным показателем, а характер – приобретенным.

Тип темперамента обусловлен особенностями нервной системы каждого конкретного индивида.

По сочетанию таких общих характеристик, как сила, уравновешенность, подвижность нервной системы выделяют 4 типа темперамента:

  1. Сангвиники. Сильная, уравновешенная, подвижная нервная система. Характеризуются общительностью, оптимизмом, энергичностью, активностью.
  2. Холерики. Сильная, неуравновешенная, подвижная нервная система. Характеризуются высокой эмоциональностью, вспыльчивостью, целеустремленностью, общительностью.
  3. Флегматики. Сильная, уравновешенная, инертная нервная система. Флегматики медлительны, спокойны, трудоспособны, замкнуты.
  4. Меланхолики. Слабая, неуравновешенная, инертная нервная система. Меланхолики ранимы, чувствительны, тревожны и замкнуты.

Темперамент является базисом, на основе которого формируется характер. При этом не стоит считать, что темперамент полностью определяет его. Психика человека очень пластична – она может приспособиться к любым условиям.

У людей с разными темпераментами могут быть схожие черты характера, просто проявляться они будут по-разному.

Например, возьмем такое качество, как целеустремленность. Холерики идут к цели напролом. Любые препятствия разжигают в них спортивную злость и азарт. Сангвиники действуют методично и уверенно, не поддаются эмоциям и взвешивают каждый шаг. Флегматики движутся к цели по принципу “тише едешь, дальше будешь”. Меланхоликам приходится постоянно подстегивать себя эмоционально, чтобы сохранять высокий уровень мотивации.

Есть черты, которые с большей вероятностью формируются у представителей одних типов темперамента, чем у других. Но это не значит, что человек не может пойти против течения и сформировать их сознательно волевыми усилиями. Характер может маскировать одни из врожденных проявлений, усиливать другие и тормозить третьи за счет образования и упрочения новых рефлекторных связей.

Поэтому над своим характером нужно постоянно работать: избавляться от плохих черт и культивировать хорошие. Это интересный и творческий процесс. Относитесь к нему как к игре.

Что такое акцентуация характера

Акцентуация – это крайняя степень выраженности каких-то конкретных черт характера. Человек с акцентуацией характера является психически здоровым, но на самой границе нормы.

При неблагоприятных условиях акцентуация может развиться в психическое расстройство, привести к алкоголизму, наркомании, девиантному поведению и суициду.

Акцентуации чаще всего встречаются среди подростков. По статистике, 95 % юношей и девушек в возрасте 14–17 лет обладают заостренными, гипертрофированными чертами характера. С возрастом этот показатель снижается до 60 %.

Акцентуации вызывают дисгармонию личности, затрудняют социализацию и общую адаптацию, снижают продуктивность во всех сферах жизни. На формирование акцентуации влияют как наследственные факторы, так и воспитание.

Читайте также нашу статью о том, какие качества характеризуют личность.

Типы характера

В психологии существует несколько классификаций типов характера. Рассмотрим и дадим краткое описание основным.

Классификация Юнга

Пожалуй, самая распространенная классификация в психологии, о которой слышал каждый. Швейцарский ученый Карл Густав Юнг, ученик и последователь Зигмунда Фрейда, классифицировал людей по направленности их жизненной энергии. Он выделил два типа:

  1. Экстраверты. Это люди, основное внимание и энергия которых направлены вовне. Они общительны, активны, жизнерадостны. Любят находиться в обществе людей, в одиночестве им некомфортно. Экстраверты не склонны подолгу переживать из-за неудач и проблем и предаваться мучительной рефлексии.
  2. Интроверты. Их энергия направлена вовнутрь. Недавние исследования позволили сделать вывод, что интроверты отличаются более чувствительной нервной системой, чем экстраверты. Поэтому они все принимают близко к сердцу и любят копаться в себе. Интроверты предпочитают проводить время наедине с собой, общение отнимает у них много сил.

Впоследствии американский психолог Эдмунд Конклин дополнил классификацию еще одним типом, выделив амбивертов. В этих людях сочетаются черты как интроверта, так и экстраверта. Они с удовольствием проводят время в компании людей, но иногда им нужно побыть в одиночестве. Такая двойственность делает их невероятно гибкими и позволяет приспосабливаться к любым условиям.

Классификация Кречмера

Немецкий ученый Эрнст Кречмер связывал особенности характера с телосложением человека.

Он разделил людей на три вида:

  1. Пикники. Это люди невысокого или среднего роста, коренастые, склонные к полноте. У них небольшая голова, короткая шея, мелкие черты лица. Для них характерны такие качества, как общительность, оптимизм, эмоциональность, активность. Пикники обладают хорошим чувством юмора, легко находят общий язык со всеми, поэтому часто становятся душой компании.
  2. Астеники. Люди данного вида худощавы, со слаборазвитой мускулатурой и длинными конечностями. По характеру они упрямы, замкнуты, чувствительны и серьезны.
  3. Атлетики. Высокие, широкоплечие, мускулистые. Им свойственны сдержанность, рассудительность, спокойствие и властность. Атлетики плохо приспосабливаются к новым условиям, поэтому ценят стабильность и постоянство.

Классификация Лоуэна

Американский психолог Александр Лоуэн выделил типы характеров на основе защитных механизмов психики, преобладающих у индивида.

Всего их получилось пять:

  1. Оральный. Этот тип людей крайне зависим от чужого мнения. Его представители панически боятся критики, осуждения, отвержения людьми. Они нуждаются в постоянной любви и моральной поддержке, но сами при этом довольно пассивны.
  2. Мазохистский. Люди с этим типом характера подозрительны, тревожны, пессимистичны. К окружающим они относятся настороженно, иногда даже с ненавистью, но стараются не проявлять этого. Они испытывают мазохистское удовольствие от страданий, любят жаловаться на свои несчастья и портить людям настроение. Им хорошо, когда другим плохо, и наоборот.
  3. Истерический. Это про то, что “весь мир – театр, а люди в нем – актеры”. Именно так выглядит мир в представлении людей-истериков. Они отличаются бурным проявлением эмоций, театрализованным поведением, преувеличенными реакциями на происходящие события. Любят драму во всех ее проявлениях, не выносят спокойствия и стабильности, поэтому часто ввязываются в разные сомнительные истории.
  4. Нарциссический. В большей степени проявляется у мужчин. Представители данного типа харизматичны, напористы, целеустремленны, энергичны. Они ставят амбициозные цели и уверенно их реализуют. Многие из них становятся руководителями из-за любви к власти и из-за стремления доминировать. Оборотной стороной их характера является агрессивность и авторитаризм.
  5. Шизоидный. Люди этого типа живут в своем вымышленном мире. Они замкнуты, нелюдимы и тревожны. Шизоиды испытывают проблемы с установлением близких отношений, поэтому могут всю жизнь оставаться в одиночестве.

Данные типы редко встречаются в чистом виде. Чаще всего в человеке присутствует смесь 2-3 типов.

Классификация Леонгарда

Немецкий психолог Карл Леонгард занимался изучением акцентуаций характера.

В своей книге “Акцентуированные личности” он выделил 10 основных типов:

  1. Гипертимный. Характеризуется общительностью, активностью, оптимизмом, энергичностью. Такие люди все время находятся в поиске новых впечатлений и ярких эмоций, не выносят скуки. Зачастую они бывают чересчур легкомысленными.
  2. Дистимный. Представители этого типа пессимистичны, тревожны, замкнуты и ранимы. У них мало друзей, шумным компаниям они предпочитают одиночество. С трудом принимают решения, долго колеблются и мучают себя сомнениями.
  3. Возбудимый. Вспыльчивые, конфликтные и агрессивные люди. Очень плохо уживаются с окружающими, нередко становятся домашними тиранами.
  4. Застревающий.  Это упрямые, обидчивые, подозрительные люди. Они любят поучать и наставлять людей без запроса с их стороны, за что часто слывут занудами. Чувствительны к несправедливости, болезненно воспринимают критику, злопамятны.
  5. Демонстративный. Представители данного типа обожают внимание во всех его проявлениях. Они самоуверенны, хвастливы, эмоциональны, эпатажны. Любят плести интриги, манипулировать людьми и провоцировать их на эмоции. Среди их позитивных черт стоит выделить артистичность, гибкость и нестандартное мышление.
  6. Тревожный. Робкие, тихие, неуверенные в себе люди. Они самокритичны, пессимистичны, чувствительны и ранимы. С людьми ведут себя доброжелательно, избегают любых конфликтов, но в глубине души относятся ко всем настороженно. Также их отличает недостаток силы воли, безынициативность, нерешительность.
  7. Эмотивный. Эти люди эмоциональны, отзывчивы, мягкосердечны. Всегда рады прийти на помощь к тем, кто в беде. Все принимают близко к сердцу, но не демонстрируют этого, а копят переживания внутри.
  8. Педантичный. Таких людей отличает аккуратность, страсть к порядку, перфекционизм, зацикленность на мелочах. В то же время они серьезны, добросовестны и надежны, близкие могут на них положиться. Не обладают лидерскими качествами, поэтому предпочитают быть ведомыми.
  9. Экзальтированный. Крайне впечатлительные, эмоциональные и чуткие люди. Они бурно реагируют на все происходящее: приятные события вызывают у них восторг, а неприятные вгоняют в тоску и отчаяние.
  10. Аффективно-лабильный. Люди с данным типом акцентуации эмоционально неустойчивы, подвержены беспричинной перемене настроения. Поэтому одни люди считают их общительными и веселыми, а другие думают, что те замкнутые и угрюмые.

Загляните также в нашу подборку тестов на определение типа личности.

Классификация Личко

Советский психиатр Андрей Евгеньевич Личко также занимался изучением акцентуаций характера. В его классификации 11 типов:

  1. Гипертимный. Общительный, позитивный, добродушный человек. Не выносит стабильности, все время ищет приключений и сильных эмоций. Часто подвергает себя риску, чтобы получить дозу адреналина. Непостоянен в пристрастиях, часто бросает начатые дела незавершенными.
  2. Циклоидный. Отличается нестабильным энергетическим состоянием. В периоды подъема он общительный, жизнерадостный, активный, а во время спада погружается в депрессию. Каждая фаза длится примерно 2–3 недели.
  3. Лабильный. Характеризуется частой сменой настроения и непредсказуемыми реакциями. Одно и то же событие, в зависимости от настроения, может казаться ему либо интересным и волнующим, либо пугающим и стрессогенным. Любая мелочь может вызвать смену настроения: неодобрительный взгляд прохожего, красивый пейзаж из окна, случайная песня из прошлого.
  4. Астеноневротический.  Мнительный, капризный, быстро утомляемый тип. Склонен к ипохондрии, т. е. к навязчивому беспокойству по поводу своего здоровья. Он тянется к людям, но быстро устает от них и возвращается к одиночеству.
  5. Сензитивный. Чувствительный, ранимый, впечатлительный человек. Крайне требователен к самому себе, из-за этого страдает заниженной самооценкой и переживает из-за своих недостатков. С новыми людьми ведет себя настороженно и замкнуто, а в компании знакомых расслабляется. Тревожен и пуглив. Нередко пасует перед трудностями из-за страха.
  6. Психастенический. Любит размышлять, рассуждать, рационализировать. С трудом принимает решения и берет на себя ответственность. Отличается высокой утомляемостью, тревожностью, мнительностью.
  7. Шизоидный. Замкнутый, нелюдимый, тревожный тип. Живет в собственном мире иллюзий, куда не пускает никого. С трудом устанавливает эмоциональные контакты и сам страдает от этого. Мечтает найти близкого друга, который будет понимать его и поддерживать.
  8. Эпилептоидный. Раздражительный, взрывной, склонный к аффектам. Приступы озлобленности и раздражения могут длиться несколько дней подряд. Все это время он ищет объект, на который сможет выплеснуть свои негативные эмоции. В отношениях очень ревнив.
  9. Истероидный. Отличается эгоцентризмом, постоянной жаждой внимания, эпатажем, демонстративностью. Ради порции внимания готов на многое. Может даже симулировать попытки суицида.
  10. Неустойчивый. Склонен к праздности, безделью, разного рода развлечениям. Не отличается амбициозностью, не имеет карьерных и жизненных целей, живет одним днем. Труслив и безынициативен, нуждается в опеке и покровительстве. Не способен испытывать глубокие искренние чувства, к потребностям близких людей относится безучастно.
  11. Конформный. Постоянно приспосабливается к окружению, не имеет собственной точки зрения, предпочитает во всем полагаться на мнение авторитетов. Совсем не обладает лидерскими качествами, труслив и безынициативен.
Заключение

Мы рассмотрели, что такое характер, как он формируется, чем отличается от темперамента, а также какие бывают типы характера.

Теперь каждый из вас может почувствовать себя психологом и “примерить” различные классификации на своих знакомых. Это позволит вам лучше понимать окружающих людей, прогнозировать их поведение и эффективно взаимодействовать с ними.

Ну и про себя не забываем. Главная мысль, которую мы вложили в статью, заключается в том, что над своим характером можно и нужно работать. Развивать положительные черты, избавляться от отрицательных. Это процесс длиною в жизнь.

Узнавайте себя лучше и совершенствуйтесь вместе с нами. Желаем удачи!

Формирование характера

   Под характером обычно подразумевают совокупность некоторых выдающихся (заметных окружающим) психических свойств отдельного человека. При этом имеются в виду те психические свойства, которые формируются после рождения человека. Темперамент, например, имеет физиологические и генетические корни, поэтому к характеру не относится, потому что сформирован во многом ещё до рождения.

Характер начинает формироваться с первых месяцев жизни. Основная роль в этом принадлежит общению с окружающими людьми. В поступках и формах поведения ребенок подражает своим близким. При помощи прямого обучения через подражание и эмоциональное подкрепление он усваивает формы поведения взрослых.

Хотя характер и начинает формироваться с первых месяцев, тем не менее выделяют специальный cензитивный период для становления характера: возраст от двух-трех до девяти-десяти лет. В это время дети много и активно общаются как с окружающими взрослыми людьми, так и со сверстниками. В этот период они открыты для почти любого воздействий со стороны. Дети с готовностью принимают любой новый опыт, подражая всем и во всем. Взрослые люди в это время еще пользуются безграничным доверием ребенка, поэтому они имеют возможность воздействовать на него словом, поступком и действием.

Для становления характера ребенка важен стиль общения окружающих людей:

— взрослых со взрослыми,

— взрослых с детьми,

— детей с детьми.

Ребенок и перенимает стиль общения, и пытается приспособиться к нему, что в свою очередь тоже влияет на становление характера. Принято считать, что то, как действуют мать и отец в отношении ребенка, спустя много лет становится способом обращения его со своими детьми, когда ребенок станет взрослым и обзаведется собственной семьей. Однако это и так, и не так. Ребенок не просто перенимает стили общения, он их критикует по-своему. Чем взрослее ребенок и чем более развит его интеллект и чем охотнее он пользуется возможностями своего разума, тем в большей степени он проявляет критичность. Именно поэтому в ядро характера всегда включается отношение человека к истине. Пытливость ума ребенка не может не наложить отпечаток на формирование его характера.

Одними из первых в характере человека закладываются такие черты, как:

— доброта-эгоистичность,

— общительность-замкнутость,

— отзывчивость-безразличие.

Исследования показывают, что эти черты характера начинают формироваться задолго до начала школьного периода жизни, даже ещё в младенческом возрасте.

Позже формируются другие черты характера:

— трудолюбие-лень,

— аккуратность-неаккуратность,

— добросовестность-злонамеренность,

— ответственность-безответственность,

— настойчивость-малодушие.

Эти качества однако тоже начинают формироваться еще в дошкольном детстве. Они формируются и закрепляются в играх и доступных видах домашнего труда и иной бытовой деятельности.

Большое значение на развитие черт характера оказывает стимуляция со стороны взрослых. Как низкая требовательность, так и очень высокая может пагубно сказаться на формировании характера.

В дошкольном периоде сохраняются и закрепляются в основном такие черты, которые постоянно получают поддержку (положительное или отрицательное подкрепление).

В начальных классах школы под воздействием нового опыта оформляются и корректируются черты характера, проявляющиеся в отношениях с людьми. Ребенок начинает жить полноценной социальной жизнью, общаться с большим количеством людей, в том числе мало ему знакомых. Повышается ответственность ребёнка за результат деятельности. Его начинают сравнивать с другими детьми. Поэтому именно в начальной школе формируется такая важная черта характера как самоотношение. Школьные успехи могут сформировать уверенность в собственной интеллектуальной полноценности. Неудачи могут сформировать своеобразный «комплекс двоечника»: ребенок перестает стараться, потому что он все равно «двоечник».

В подростковом возрасте наиболее активно развиваются и закрепляются волевые черты характера. Подросток постепенно осваивает новые для себя сферы деятельности, пробует свои силы в них.

В ранней юности окончательно формируются базовые нравственные, мировоззренческие основы личности, которые большинство людей проносят через остаток своей жизни.

Можно считать, что к окончанию школы характер человека в целом является сложившимся. То, что происходит с человеком в дальнейшем, почти никогда не делает характер его неузнаваемым для тех, кто с ним общался в школьные годы.

Однако характер не является застывшим образованием, а формируется и трансформируется на протяжении всего жизненного пути человека. После окончания учебы самое большое «нововведение» в характере произойдет в первые несколько лет работы молодого человека. Интересная работа, продуктивные отношения с коллегами и начальством породят любовь к труду, к трудовым достижениям. Рутинная работа, деструктивные отношения с коллегами могут породить пассивность и иждивенческие настроения.

Многие взрослые, сознательные люди являются сами творцом своего характера. Они анализируют свое поведение, свои мысли и чувства. Если что-то не нравится в себе, то сами себя воспитывают. Люди, способные к самовоспитанию, обычно достигают значительно больше успехов в жизни, чем более пассивные их «антагонисты».

Огромное влияние на формирование и развитие характера во все периоды жизни оказывает внешний информационный фон:

— суждения окружающих людей о жизни,

— поступки окружающих людей,

— художественная литература (суждения и поступки вымышленных персонажей),

— кино и другие медиа-образы,

— господствующая идеология в обществе.

Литература

Маклаков А. Г. Общая психология. СПб: Питер, 2001.

 


См. также

Характер

  • Брутальность
  • Воспитание характера
  • Гуманизм
  • Значение структуры характера в формировании садизма
  • Интересы
  • Основные проблемы исследования характера
  • Отношение к изменениям
  • Отношение к труду
  • Отношение к эксплуатации
  • Понятие о характере
  •     … и другое

 


   RSS     [email protected] 

Формирование персонажа | Encyclopedia.com

Характер — это психологическое понятие, которое относится ко всем привычным способам чувств и реакций, которые отличают одного человека от другого. Зигмунд Фрейд проявлял устойчивый интерес к вопросу о формировании характера, поскольку он затрагивает основные темы, которые его интересовали: «анатомо-физиологическая судьба», следы памяти и, в более общем плане, роль приобретенных черт, а также функция сублимации по отношению к «остаткам» прегенитального либидо.

В работе «Толкование сновидений» (1900a) Фрейд определил характер в отношении к бессознательному: «То, что мы описываем как наш «характер», основано на следах воспоминаний о наших впечатлениях; оказали на нас наибольшее влияние — на самых ранних лет нашей юности — как раз те, которые почти никогда не осознаются» (стр. 539—540). Это определение постулирует характер как своего рода память, набор следов. Пять лет спустя, в г. Три очерка теории сексуальности (1905d) Фрейд подчеркивал индивидуальную психическую деятельность: «То, что мы называем «характером» человека, в значительной мере складывается из материала сексуальных возбуждений и складывается из закрепившихся с детства инстинктов или построений, достигнутых путем средства сублимации и другие конструкции, применяемые для эффективного сдерживания извращенных импульсов, признанных непригодными» (стр. 238—239).

В 1920 г., в дополнении к Трем очеркам , в котором повторяется материал, изложенный в статье «Характер и анальная эротика» (1908b), Фрейд резюмировал: «Упрямство, бережливость и аккуратность возникают в результате эксплуатации анальной эротики, в то время как честолюбие определяется сильным уретрально-эротическим компонентом» (с. 239, п. 1). Характер выводится из инстинктов, но не непосредственно, так как в него вмешиваются реактивные образования и сублимации. Таким образом, как отмечал Фрейд в «Размышлениях о войне и смерти» (1915b), «предварительное существование сильных «плохих» импульсов в младенчестве часто является действительным условием безошибочной склонности к «добру» у взрослых». (стр. 282).

С развитием понятия идентификации характер приобрел дополнительные измерения. Формирование характера понималось как основанное на механизме идентификации, т. е. на бессознательном отождествлении с чертами характера, производными от предметов. Согласно Фрейду в Эго и Ид (1923b), когда утраченный объект восстанавливается в Эго, что позволяет идентификации заменить объектный катексис, это «вносит существенный вклад в формирование того, что называется его «характером». (стр. 28).

Таким образом, в работах Фрейда развивалось понятие характера. То значение, которое придавал этому Фрейд, можно увидеть в его замечаниях в «Психоаналитической процедуре Фрейда» (1904а), где он писал: «Глубоко укоренившиеся пороки характера, черты действительно дегенеративной конституции проявляются во время лечения как источники сопротивление, которое едва ли можно преодолеть» (стр. 254). Однако определить черты характера непросто. В «Некоторых типах характера, встречающихся в психоаналитической работе» (1916d) Фрейд отмечал, что не те черты характера, которые пациенты видят в себе, и не те черты характера, которые приписываются пациентам близкими им людьми, представляют собой наибольшую проблему для аналитики; скорее это ранее неизвестные и удивительные особенности, часто обнаруживаемые в ходе анализа. Фрейд проанализировал некоторые типы характера, обнаруженные в ходе анализа, в том числе типы субъектов, которые заявляют о своем праве на совершение несправедливости, потому что они верят, что сами подвергались ей, субъекты, «потерпевшие крушение от успеха» (стр. 316 и далее) и, наконец, , с точки зрения, изменившей криминологию, «преступники из-за чувства вины» (стр. 332 и далее).

Карл Абрахам (1925/1953-1955) вернулся к конкретному вопросу анального характера. Более широкое и центральное понятие характера можно найти в работах Вильгельма Райха (1933/1945). Идея анализа характера, и особенно идея «брони характера», связана с его теориями биологической энергии, которую он позже назвал «оргонной энергией». Впоследствии эти теории стали отдельной от психоанализа дисциплиной «биоэнергетика». Ссылаясь на работы Эдварда Гловера и Франца Александера (которые противопоставляли невроз характера и симптоматический невроз), Райх пересмотрел известные типы характера (истерический, навязчивый, мазохистский и т. д.), исходя из предположения, что изначальная функция любого типа характера состоит в защите от раздражения из внешнего мира и против подавленных внутренних инстинктов. Разработанный им анализ характера состоит в том, чтобы выделить у пациента черту характера, являющуюся источником наибольшего сопротивления, и таким образом сделать ее поддающейся анализу. Его общая идея состоит в том, что эго формирует черту характера, перенимая вытесненный инстинкт, чтобы использовать его в качестве защиты от другого инстинкта. Таким образом, характер — это, по сути, механизм нарциссической защиты — отсюда и термин «броня характера».

После Райха характер стал гораздо более важным среди психоаналитиков, работа которых сосредоточена на эго. В Соединенных Штатах было опубликовано много исследований по этой теме, в частности «Психология эго» Хайнца Хартмана и проблема адаптации (1939/1958).

Софи Де Мийолла-Меллор

См. также: Персонаж.

Библиография

Авраам, Карл. (1953-1955). Вклад теории анального характера. В г. Избранные статьи Карла Абрахама, доктора медицины (Дуглас Брайан и Аликс Стрейчи, пер.). Нью-Йорк: Основные книги. (Оригинальная работа опубликована в 1925 г.)

Фрейд, Зигмунд. (1900а). Толкование снов. SE , 4: 1-338; 5: 339-625.

——. (1904а). Психоаналитический метод Фрейда. SE , 7: 249.

——. (1905г). Три эссе по теории сексуальности. SE , 7: 123-243.

——. (1908б). Характер и анальный эротизм. СЭ , 9: 167-175.

——. (1915г). Мысли на время о войне и смерти. SE , 14: 273-300.

——. (1916г). Некоторые типы характеров, встречающиеся в психоаналитической работе. SE , 14: 309-333.

——. (1923б). Эго и Ид. СЭ , 19: 1-66.

Хартманн, Хайнц. (1958). Эго-психология и проблема адаптации . Нью-Йорк: Издательство международных университетов. (Оригинальная работа опубликована в 1939 г.)

Райх, Вильгельм. (1945). Анализ характера: принципы и техника для психоаналитиков на практике и в обучении (Теодор П. Вулф, пер.). Нью-Йорк: Издательство Института Оргон. (Оригинальная работа опубликована в 1933 г.)

Дополнительная литература

Lewin, Betram. (ред.) (1966). О развитии характера и либидо. Шесть эссе Карла Абрахама , Нью-Йорк: WW Norton & Co.Arlow. Джейкоб А. (1990). Психоанализ и развитие характера. Psychoanalytic Review , 77 , 1-10

Набор символов к 3-летнему возрасту

Набор символов к 3-летнему возрасту

ЗАБУДЬТЕ о программах по сдерживанию антиобщественного поведения детей школьного возраста, к тому времени может быть уже слишком поздно. Долгосрочное исследование развития ребенка показывает, что к 3 годам можно предсказать, каким взрослым он или она станет. Исследование, в котором приняли участие 1000 детей во взрослом возрасте, показывает, что неуправляемые и непослушные малыши гораздо чаще имеют антисоциальные проблемы и в конечном итоге попадают в неприятности с законом. Робкие малыши становятся застенчивыми взрослыми, а хорошо приспособленные трехлетние дети остаются хорошо приспособленными и во взрослой жизни.

Находки, сделанные исследователями из Университета Отаго в Данидине. Новая Зеландия, вызвали споры среди детских психологов о том, влияют ли ранняя личность ребенка и его детские переживания на взрослого. Они предполагают, что программы, направленные на исправление своенравного поведения несовершеннолетних, нужно начинать с дошкольников.

Исследование, финансируемое советами по исследованиям в области здравоохранения в Новой Зеландии, США и Великобритании, отслеживало жизни 1000 детей, родившихся в больнице Королевы Марии в Данидине в 1972 и 1978. Они оценивались детскими психологами каждые два года в возрасте от трех до 15 лет, затем в 18 и 21 год.

Профессор Авшалон Каспи из Института психиатрии в Лондоне сказал, что исследование было «наиболее исчерпывающим доказательством на сегодняшний день» того, что личностные черты, проявляющиеся у малышей, сохраняются и в зрелом возрасте.

Раннее вмешательство для проблемных детей было лучше, чем позже, «хотя позже лучше, чем вообще ничего». В возрасте трех лет один ребенок из десяти был «9».0005 неуправляемый «малыш — импульсивный, эмоционально неустойчивый, раздражительный и беспокойный. К 18 годам они стали импульсивными искателями острых ощущений, агрессивными и отчужденными от общества. возрастная группа, ставшая причастной к преступлению

Дети, которые в три года были робкими, испуганными и социально неуравновешенными, стали осторожными и неуверенными в себе взрослыми. Они часто страдали депрессией и имели мало друзей. Хорошо приспособленные 40% юношей, показавших « соответствующее дружелюбие и самообладание «в три года выросли в разносторонних подростков и взрослых.

Исследователи считают, что девочки менее склонны к правонарушениям, потому что они меньше страдают от проблем, определенных как триггеры, которые толкают мальчиков на путь мелких преступлений: задержка вербального и моторного развития, гиперактивность и трудности в обучении. Согласно исследованию, девочки, которые проводят больше времени с мальчиками, имеют больше шансов стать правонарушителями. А девочки, посещающие женские школы, совершают мало преступлений.

Основатель

Study Фил Сильва рассчитывал, что его работы хватит на год. Теперь лучшие исследователи мира соревнуются за участие в проекте. То, что началось просто как исследование развития ребенка, было описано как

.
«Самый богатый архив в мире по человеческому развитию. Это было невероятное вложение, чтобы добраться до этого места», — сказал д-р Сильва. «Это будет стоить не менее 25 миллионов долларов, так что мы должны продолжать.»

В возрасте 26 и 27 лет большинство участников исследования завершили формальное образование и начали свою карьеру. У многих уже есть свои молодые семьи. Тем не менее, большинство по-прежнему предпочло явиться на восьмичасовую оценку (9 часов).7% в возрасте 18 и 21 года).

У других была веская причина не делать этого. К 21 году в группе было 18 смертей: десять в результате болезни, шесть в результате дорожно-транспортных происшествий и два в результате самоубийства.

Участников расспрашивают обо всех аспектах их жизни, в том числе об их сексуальных отношениях и употреблении наркотиков. Данные, которые они разглашают, кодируются числами, а не именами. Им проводят стоматологический осмотр, проверяют их артериальное давление, рост, вес и физическую форму.

В исследовании есть отголоски популярного британского документального сериала Seven Up , в котором рассказывается о жизни группы семилетних детей разного происхождения. Большинство из них подтверждают выводы исследования, хотя некоторые резко изменились. Самым разрушительным примером в сериале был Нил Хьюз — яркий и веселый семилетний мальчик, который стал одиноким и беспокойным взрослым.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *