Особенности взаимоотношений детей и родителей в семье. | Консультация:
Оссобенности взаимоотношений детей
и родителей в семье.
Большое значение для воспитательного потенциала семьи имеют такие ее составляющие, как образовательный уровень родителей, общая культура, педагогическая активность, умение устанавливать добрые отношения со всеми окружающими, структурный тип семьи, возраст отца и матери.
Различают три основных стиля: авторитарный, демократический и либеральный.
Авторитарный стиль представляется как жесткое декларирование родителями требований, которые охватывают всю жизнь детей. В семье проявляются силовое давление, агрессия, диктат, черствость и холодность, бесцеремонная внимательность.
Либерализм в семье характеризуется полным безразличием членов семьи друг к другу, полным попустительством. Каждый из членов семьи живет своими делами, заботами, мыслями.
Демократизм основывается на взаимной заинтересованности, поддержке и взаимопомощи. При авторитарном стиле потребности детей подавляются, а при либеральном — игнорируются, то в демократической семье наблюдается постоянный ненавязчивый контроль за развитием ребенка.
Основным направлением в описании типологии семейного воспитания — это изучение воспитательных родительских установок и позиций. В общем виде это можно сформулировать как неоптимальные и оптимальные родительские позиции. Мнение, точка зрения, отношение к чему — либо и соответствующее поведение.
Оптимальная родительская позиция отвечает требованиям адекватности, гибкости и прогностичности. Адекватность родительской позиции представляется как понимание родителей индивидуальности своего ребенка, видение происходящих в его душевном мире изменения. Прогностичность родительской позиции заключается в том, что стиль общения должен опережать появление новых типических и личностных качеств детей. На основе прогностичной родительской позиции можно установить оптимальную дистанцию. Гибкость родительской позиции рассматривается как способность изменения воспитательных воздействий на ребенка по ходу условий жизни семьи.
Некоторые авторы, занимающиеся проблемой воспитания детей, пытались положить в основу описания типов воспитания степень выраженности эмоционального отношения родителей к своему ребенку.
Воспитание по типу любви и принятия. Обобщенная формула родительского воспитания выражается удовлетворением «Ребенок — центр моих интересов». Родители постоянно занимаются с ребенком, нежно к нему относятся, заботятся о его жизни.В других исследованиях внимание уделялось как степень свободы ребенка в семье, т.е. как родители регулируют его поведение. При этом подходе выделены два крайних типа — чрезмерная опека и излишняя требовательность.
Воспитание по типу чрезмерной опеки. Воспитательная формула родителей: «Все сделаю для ребенка». В поведении родителей прослеживается полное попустительство в сочетании с чрезмерной опекой.
Воспитание по типу излишней требовательности. Воспитательная формула родителей может быть выражена утверждением: «Не хочу ребенка такого, какой есть». Родители постоянно критикуют поведение ребенка, отсутствует поощрение и похвала.
Третья группа ученых, анализируя типы воспитания, пришли к выводу,
что более точная оценка воспитания заключается не в одном, а в нескольких аспектах. С одной стороны — эмоциональный аспект отношения к детям, с другой стороны отражение поведения. Сочетание этих аспектов дают четыре типа воспитания:
1) теплое отношение к ребенку в сочетании с представлением ему самостоятельности и инициативы;
2) холодное разрешающее воспитание, при котором есть некоторой холодность к ребенку, недостаточность родительских чувств сочетаются с представлением ему свободы,
3) теплое ограничивающее воспитание, которое характеризуется эмоционально ярким отношением к ребенку с излишним контролем за его поведением;
4) холодное ограничивающее воспитание, которое сопровождается постоянной критикой ребенка, придирками, а иногда и к преследованию самостоятельного поступка.
В последнее время определился еще один подход, исходящий не из двухчисленной , а из трехчисленной модели воспитания. Выделены три аспекта отношений, составляющих отношение родителей к своему ребенку: симпатия — антипатия, уважение — неуважение, близость — дальность. Сочетание этих аспектов отношений позволяет выделить восемь типов родительского воспитания.
Действенное воспитание, основанное на симпатии, уважении и близости. Формула родительского отношения к детям такова: «Хочу» чтобы мой ребенок был счастлив, буду помогать ему в этом. В семье теплый эмоциональный тон общения, присуще активное воспитание и интересам, увлечениям, способностям ребенка, уважаются его права, оказывается радужная требовательность.
Отстраненное воспитание основано на симпатии, уважении, но существует большая дистанция с ребенком. Формула семейного воспитания: «Смотрите, какой у меня прекрасный ребенок, жаль, что у меня не так много времени для общения с ним». Родители высоко оценивают ребенка, его внешний облик, его успехи, способности, но мягкое обращение с ним сопровождается неумением помочь в его проблемах.
Действенная жалость, основана на близости, симпатии, но отсутствует уважение. Формула воспитания такова: «Хотя мой ребенок недостаточно умен и физически развит, но все равно это мой ребенок и я его люблю». Этот стиль эмоционального отношения к ребенку характеризуется осознанностью действительных, а иногда и мнимых отклонений в его физическом и умственном развитии. В результате родители приходят к идее исключительности своего ребенка. В общении с ребенком идут к пути предоставления особых привилегий всячески предохраняют от вредных влияний. Интересы родителей сосредоточены на нем, они как бы не верят в возможности и способности ребенка.
Воспитание по типу снисходительного отстранения, основывается на симпатии, неуважении, большей межличностной дистанции. Формула семейного воспитания выглядит примерно так: «Нельзя не винить моего ребенка в том, что он недостаточно умен и физически развит».Неблагополучие ребенка негласно является его правом, родители не вмешиваются в дела ребенка, в его контакты со сверстниками и другими людьми, недостаточно ориентируются в душевном мире ребенка.
Отвержение основано на антипатии, неуважении, большой межличностной дистанции. Такое отношение родителей к своим детям встречается очень редко, формула родительской позиции выражается так: «Этот ребенок вызывает у меня неприятные чувства и нежелание иметь с ним дело». Родитель отстраняется от ребенка, не хочет общаться с ним, не замечает его присутствия. Родитель становится холодно-неприступным при его приближении.
Презрение. В этом типе отношений присутствуют неуважение, малая межличностная дистанция. Такое отношение к детям соответствует родительской формуле следующего вида: «Я мучаюсь, беспредельно страдаю от того, что мой ребенок так неразвит, упрям, труслив, неприятен другим людям». Любые достижения ребенка родитель не замечает, игнорирует, в общении не замечает ничего положительного. Общение родителей и детей строится на понукании, назидании, требовательности. Такие родители постоянно посещают специалистов в желании «исправить» .Воспитание строится по формуле: «Мой ребенок негодяй, и я докажу ему это!». В воспитании присутствует твердая убежденность родителей, что их ребенок превратился в «мерзавца». Родители пытаются чрезмерной строгостью, жестким контролем переломить ребенка, нередко выступают инициаторами привлечения к воспитанию общественности.
Отказ основывается на антипатии, уважении и большой межличностной дистанции. В воспитании ребенка преобладает отстранение от его проблем. Они, как и он издали наблюдают за ребенком, признавая его силу, ценность некоторых личностных качеств. При заострении отношений такие родители охотно прибегают к помощи общественности, стремятся доверить ребенка школе.Приведенные типы родительского воспитания заостренны. В ходе воспитания под воздействием обстоятельств, тех или иных событий отношение родителей к ребенку изменяется. Будет ошибочным считать, что поведение родителей от рождения ребенка до его взросления описывалось одним типом воспитания. Практика показывает в поведении родителей несколько вариантов отношений. Приведенный подход позволяет определить, какая именно установка на данный момент стала для родителей ведущей.
Одним из ведущих спектров отношений в семье является общение. Исследователи В. Заслуженюк и В. Семиченко выделяют, что общение между родителями и детьми имеет ряд специфических особенностей. Они выделяют следующие положительные признаки семейного общения:
1. семейному общению присущи интимность, камерность, снижение «доверительного интервала», дистанции между общающимися сторонами;
2. семейное общение охватывает все стороны человека, обеспечивая его внеролевое принятия и взаимодействие. Например, ребенок в школе выполняет роль ученика, на улице, переходя ее — роль пешехода, в спортивной секции — спортсмена. Семья принимает его в интеграции всех его внешних ролей;
3. в семейном общении невозможно выделить такие аспекты как обучение, воспитание, развитие. Им присущ комплексный характер влияния. Поощряя определенное поведение ребенка, наказывая его за нарушение тех или иных правил, родители дают понять какая система норм, правил приемлема. В то же время, одновременно идет механизм идентификации: ребенок подражает родителям, ориентируется на них, это может происходить как на сознательном, гак и на несознательном уровне;
4. на семью возлагается обязанность регулировать разнообразные отношения ребенка с окружающим миром. Родители являются своеобразным «буфером», т.к. обрушивать сложности жизни на неокрепшую психику ребенка недопустимо. В семье снимаются стрессы, получаемые ребенком в других сферах жизни. Здесь семья выполняет рекреационную функцию;
5. семья обеспечивает максимальную длительность связей, что имеет большое влияние на человека на протяжении почти всей его жизни.
Однако, исследователи выделяют, что общение в семье может осложняться по некоторым объективным причинам.
1. Было исследовано, что диапазон эмоциональных проявлений в семье может колебаться, т.к. включает и расслабление, и снижение самоконтроля, и повышение тенденции к нервным разрядкам. Общение между супругами, детьми приходится на вторую половину дня, придя домой члены семьи испытывают острую потребность в отдыхе.
2. Общение в семье может проходить на фоне уже накопившегося переизбытка общения.
3. Общение в семье связано с мелкими, каждодневными бытовыми хлопотами, что обесценивает его содержательную сторону т. к. ограничивается внешней результативностью при внутренней пустоте отношений.
4. У родителей часто отсутствует психолого-педагогический опыт. Он приобретается параллельно с развитием ребенка. Поэтому возможны ошибки из-за отсутствия психолого-педагогического опыта. Исследователь детского невротизма В. Гарбузов выделяет несколько типов неправильного воспитания: гиперсоциальный, тревожно-мнительный, эгоцентрический.
Гиперсоциальный тип неправильного воспитания встречается
более часто. Ребенка хотят иметь не потому, что в нем есть глубокая
душевная потребность, а потому, что дети должны быть в каждой семье.
В семье придерживаются «строгих» правил: читаются и до формализма
пунктуально выполняются рекомендации по «идеальному» воспитанию. Например, малыша не берут на руки, даже если он заходится в плаче. Кормят по часам, хотя он не хочет есть в положенное время и плачет от голода в неположенное. Ребенок у гиперсоциальных родителей как бы запрограммирован, чрезмерно дисциплинирован, чересчур гипомнителен.
При гиперсоциальном воспитании темперамент подавляется, в результате у детей формируется гиперсоциальный или тревожно-мнительный характер, который приводит к неврозу, если они терпят тяжелую неудачу или крах притязаний.
Тревожно-мнительный тип наблюдается в тех случаях, когда с рождением ребенка одновременно возникает и неотступная тревога за него, за его здоровье и благополучие. Воспитание по этому типу нередко наблюдается в семье с единственным ребенком, а также в семье, где растет ребенок. Ребенок в таком случае несамостоятелен, нерешителен, раним, обидчив, не уверен себе. Они становятся очень беспокойными из-за тревожного восприятия действительности.
Эгоцентрический тип наблюдается в семье с недостаточным уровнем ответственности в отношении будущего. Ребенку навязывается представление о себе как о самодовлеющей сверхценности. Малейшие прихоти удовлетворяются немедленно, желания предугадываются.
Из вышеперечисленных причин можно сказать, что при потенциально высоких возможностях семейного воспитания существуют причины, которые усложняют процесс внутрисемейного взаимодействия.
В результате каждодневного взаимодействия складывается общая атмосфера внутрисемейных отношений, характерная для того или иного типа семьи. Встречают следующие виды отношений.
Сотрудничество заключается в поддержке и взаимоотношении. В семье удовлетворяются основные потребности всех членов семьи. Каждый независимо от возраста чувствует свою значимость, получает в семье помощь и понимание от всех.
Паритет — подразумеваются «союзнические» отношения, базирующиеся на получении при взаимодействии общей выгоды, удовлетворяющей все стороны. Личностная значимость каждого члена семьи отодвигается на второй план, ценнее всего поиск рациональной целесообразности любого события.
Соревнование — в семье каждый стремится быть первым во всем, быстрее, любой ценой достигнуть собственных целей.
Конфронтация — в семейных отношениях преобладает стремление главенствовать над другими. Показывать свое превосходство над другими.
Антагонизм — в семейных отношениях есть две или три противоборствующие стороны, которые не согласны на компромисс. Такое отношение может возникнуть между родителями и детьми.
На фоне таких видов семейных отношений как антагонизм и конкуренция появляются симптомы «скрытого сиротства», эмоциональная отчужденность детей от родителей, утрата защитных контактов между родителями и детьми, а следствием этого видим детскую беспризорность, бродяжничество, неконтролируемость поступков детей. При таких условиях растет количество детских неврозов. Не излеченный в детстве невроз может исказить судьбу человека, отразиться на всей его жизни.
Проблемы семейного воспитания многоплановы. Нарушение функций семьи, воспитания: неоптимальный стиль общения и взаимодействия приводит к постоянным конфликтам, негативным тенденциям развития детей. Супружеские отношения формируют определенную позицию эмоциональные отношения к сыну или дочери, взгляд на его (её) воспитание. Родительская позиция — один из важнейших факторов, влияющих на формирование личности ребенка. В ней отражаются чувства, которые родители его питают друг к другу.
Атмосфера семьи, весь семейный уклад оказывает влияние на ребенка. Опыт общение, полученный в семье, очень важен. Им в значительной степени определяется благополучие взаимоотношений детей с окружающими людьми.
О влиянии внутрисемейных отношений на формирование социального опыта ребенка свидетельствуют работы современных психологов, педагогов и практика семейного воспитания (А. Я. Варга, В. К. Котырло, А. С. Спиваковская, В. Я. Титаренко и др.).
В семье дети выбирают различные, индивидуальные пути поведения, которое строятся на основе субъективной, подсознательной оценки происходящего вокруг. Уже в конце первого и в начале второго года жизни ребенок становится настоящим «экспертом» своих родителей. В семьях с серьезными проблемами в отношениях, личностными отклонениями родителей наблюдаются такие формы поведения детей и воздействия на родителей, которые плохо влияют на развитие
и взаимоотношение ребенка с другими детьми (болезнь, агрессия). Таким образом, мы приходим к заключению, что на характер взаимоотношений детей и взрослых влияют следующие факторы:
— супружеские отношения;
— позиция родителей, выражающаяся в стиле воспитания;
— возраст самих детей;
— личностные качества детей;
Ссоры между детьми и родителями по своей значимости на формирование личности детей несут противоречивый характер.
С одной стороны они закаливают характер, выступают как субъективный опыт детей. Ссор между детьми в семье избежать невозможно. Но их можно считать естественными и нормальными, только если в их основе не лежит мотив предательства.
Негативные отношения между детьми и родителями при отсутствии правильной позиции родителей и положительных личностных качеств самих детей, могут закрепиться и сопровождать их всю жизнь, вызывая различные внутренние конфликты личности и влияя на отношение с другими людьми.
Психологическая библиотека
ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ Учебник
ЧАСТЬ III. МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ПОНЯТИЯ ПСИХОЛОГИИ «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по своему» — эта фраза из романа «Анна Каренина» Л.Н. Толстого превратилась в одну из самых известных психологических формул, описывающих взаимоотношения в семье. Однако здесь имелся в виду некий внешний наблюдатель, которому доступно сравнение и возможность заключения о том, похожи или непохожи семьи друг на друга, счастливы или несчастливы члены семейства. Между тем субъективно сама семья не может себя считать похожей на какие-либо другие семьи и переживает свою исключительность и неповторимость как само собой разумеющийся факт. Самое счастливое семейство и самое несчастное образуют невоспроизводимую в других семьях конфигурацию взаимоотношений его членов. В этом обстоятельстве коренятся многие трудности разработки методики семейного воспитания, невозможность прописать какие-либо расхожие рецепты для создания семейного благополучия. Сколько семей — столько и особенностей воспитания, неизбежно порождаемых специфической социально-психологической обстановкой и взаимоотношениями в них. Здесь нет лиц, которых можно было бы игнорировать и не принимать во внимание при решении воспитательных задач и чья позиция — позитивная или негативная, активная или пассивная — не трансформировала бы семейные отношения, а следовательно, не оказывала бы влияние на эффект воспитания. Исключительна по своей важности роль, которую играют мать и отец в системе семейных взаимоотношений и тем самым в воспитании ребенка. Именно они — центральные фигуры «родительской педагогики». Гораздо более скромная роль отводится, например, бабушке. Между тем, если иметь в виду реальную расстановку сил в современной семье, то выдвижение самого старшего поколения на авансцену семейной педагогики имеет серьезные предпосылки для эффективности воспитания ребенка. Самое старшее поколение обеспечивает необходимый для детей эмоциональный комфорт, на что у отца и матери часто не хватает ни сил, ни времени. Семьи, где рядом с ребенком нет ни бабушки, ни деда, являются менее благоприятными для организации воспитания личности ребенка и полноценного удовлетворения его потребностей.Многоступенчатая возрастная структура современной семьи. В ряде регионов страны на смену многодетной семье, где многие воспитательные функции и участие в организации семейного быта были возложены на самих детей, мера вклада которых определялась порядком рождения, пришла семья, в которой один или двое детей и где отец и мать работают и будут работать на протяжении всего детства и отрочества их ребенка, а следовательно, времени на осуществление важнейших воспитательных задач, которые общество возлагает на семью, по всей вероятности, еще долго не будет хватать. Если с молодыми супругами живет бабушка, то в семье складывается трехступенчатая возрастная структура, имеющая свою психологическую характеристику. Известно, что добиться должного взаимопонимания родителям и детям не просто — сказывается принадлежность к разным поколениям. Здесь же в семье представлено еще одно поколение, представитель которого может, к примеру, весьма скептически относиться к воспитателям, представляющим второе поколение («А ты-то сам был хорош в эти годы…»), и попустительствовать третьему («Подумаешь, двойку схватил! Не плакать же. Исправишь послезавтра…»). Замечено, что строгая к детям мать, становясь бабушкой, нередко, к их удивлению, совсем по-другому относится к внукам. Им сходит с рук такое, что она никогда бы не разрешила детям.Эта позиция зачастую определяет психологическую ситуацию взаимоотношений трех поколений. Осознанно и неосознанно старшее поколение иной раз не позволяет себе задуматься над тем, какими внуки станут, повзрослев («Доживу я до этого времени или не доживу — неизвестно…»), и стараются ничем не замутить ту радость, которую они могут именно сейчас, а не когда-нибудь в будущем, дать детям. Случается, что родители говорят «нет», исходя из понимания очевидной вредности вседозволенности и отчетливо иди смутно предвидя ее отдаленные последствия, а бабушка или дедушка говорят «да», принимая во внимание сиюминутные интересы ребенка. Подобная контраверза отнюдь не является неизбежной для трехступенчатой семьи (или четырехступенчатой, где этот процесс особенно обостряется на уровне включения в него прабабушек и прадедушек). Есть, разумеется, немало семейств, где позиции отца или матери полностью совпадают с мнением деда и бабушки и где воспитательная тактика не подрывается внутренними семейными противоречиями. С этим обстоятельством необходимо считаться родителям, даже если им что-то не нравится в отношении самых старших членов семейства к самым младшим. Ласковая доброта бабушки уравновешивает возможную строгость родителей и способствует гармонизации семейных отношений. В случае обсуждения случившегося проступка ребенок получает «адвоката» — им становится, очевидно, бабушка — в том случае, разумеется, если родители берут на себя роль «прокурора». Однако не следует делать вывод, что всякое попустительское отношение самых старших в семье может быть оправдано. Семейные отношения — это система взаимных требований и ожиданий, и эти требования и ожидания оказываются ориентированными во всех направлениях — и сверху вниз по возрастной лестнице и снизу вверх. Дедушки и бабушки имеют все права предъявлять требования к своим детям по поводу воспитания внуков, но и те в корректной форме могут и должны заявить о своих требованиях и настаивать на единой линии в воспитании, разумеется, не делая детей свидетелями существующих разногласий и обсуждений. Современная многоступенчатая семья может успешно выполнять свои функции, если в ней будет гармоническое сочетание психологических особенностей всех поколений и они в меру своих сил и возможностей смогут осуществлять свою основную и важнейшую задачу формирования личности детей, сохраняя вместе с тем активную позицию в других сферах жизнедеятельности. Типы семейных взаимоотношений. В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Эта система может быть упорядоченной, более или менее стройной в одном случае и лишенной организующего начала в другом. У одних родителей требования, которые они предъявляют ребенку, соответствуют тому, что ждут от него педагоги, у других система дошкольного воспитания во многом противоречит принципам, утверждающимся в школе. Ребенок или подросток, сталкиваясь с противоположными требованиями, переживает эти противоречия, не может определить своей жизненной позиции, развитие его личности деформируется. Могут быть выделены четыре тактики воспитания в семье и отвечающие им четыре типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество. Диктат в семье проявляется в систематическом подавлении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов. Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, — все это гарантия серьезных неудач формирования его личности. Трудно предсказать судьбу молодого человека, оказавшегося жертвой подобной воспитательной системы. Может быть, вырастет подхалим, приспособленец, трус, может — циник, хам, деспот. Может, и выправится под влиянием каких-либо внесемейных воздействий. Но, безусловно, какие бы цели воспитания ни преследовали родители, придерживающиеся тактики диктата, они не будут достигнуты — из их сына или дочери получится то, что они никак не ожидали. Опека в семье — это система отношений, при которой родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. По сути, диктат и опека родителей — явления одного порядка. Различия в форме? а не в существе. Разумеется, диктат предполагает насилие, приказ, жесткий авторитаризм, а опека — заботу, ограждение от трудностей, ласковое участие. Однако результат во многом совпадает: у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они так или иначе отстранены от решения вопросов, лично их касающихся, а тем более общих проблем семьи. Возникающий еще в раннем детстве импульс «Я сам» уступает место вялому безразличию «пусть мама или папа сделают, решат, помогут». Иногда возможен «диктат снизу» — деспотизм ребенка в позиции маленького «божка». Однако опека вовсе не обязательно порождает крайности деспотического поведения детей. Если родители не теряют чувства собственного достоинства и умеют заставить себя уважать, этого может и не быть. Правда, и в этом случае негативные последствия опеки как тактики семейного воспитания обязательно скажутся. Вопрос об активном формировании личности ребенка отходит на второй план. В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема — удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его от трудностей. Опека как воспитательная тактика — откровенный враг трудового воспитания, потому что опекаемого прежде всего ограждают от усилий и ответственности. Родители, которые постоянно озабочены тем, чтобы их ребенка не коснулись какие-либо житейские трудности, берут на себя бесперспективный труд дублирования всего, что положено делать именно ему, а не кому-либо иному. Они, по существу, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома, оказывая ему, в конечном счете, дурную услугу. Именно поэтому в лагере труда и отдыха, в туристских походах, а со временем и в армии дети, сформированные в условиях атмосферы опеки, оказываются самыми неприспособленными, субъективно и объективно неблагополучными, неспособными к личной и коллективной ответственности. Вместе с тем по данным психологических наблюдений именно эта категория подростков дает наибольшее число срывов в переходном возрасте. Как раз эти дети, которым, казалось бы, и жаловаться не на что, начинают восставать против чрезмерной родительской опеки. Как свидетельствуют данные возрастной психологии, центральным новообразованием в подростковом возрасте становится формирующееся «чувство взрослости», стремление если не быть, то во всяком случае считаться взрослым. Возникающая жизненная позиция подростка, который всячески стремится утвердить свою независимость, вступает в противоречие с повседневной опекой, и это становится почвой, порождающей конфликты и протест. Бунт против навязчивой опеки отца и матери по своим последствиям мало чем отличается от борьбы против родительского жесткого диктата. Форма протеста может быть разной — от холодной вежливости, отстранения и отчуждения до грубого, безжалостного отпора. Она зависит от индивидуальных особенностей личности подростка и характера реакции родителей на складывающуюся ситуацию. Подобный конфликт не возникает в семьях, где, не отказываясь от контроля, без которого немыслимо воспитание человека, родители сводят опеку до разумного минимума еще с раннего детства их ребенка. Удерживая «стратегические высоты» семейной морали, заботясь, чтобы ребенок не рос иждивенцем, включался в посильную для него трудовую деятельность, чтобы он выполнял свой общественный долг, хорошо учился в школе, родители вместе с тем предоставляют ему максимальную самостоятельность в решении постоянно возникающих тактических задач, вмешиваясь лишь тогда, когда не вмешаться невозможно, а не по каждому поводу и случаю. Если опека, которая представляет собой форму определенной активности родителей в системе семейных отношений, приобретает характер принуждения детей к ответственности и самостоятельности, то она принесет только пользу как детям, так и взрослым. Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого сосуществования взрослых и детей, может порождаться тактикой «невмешательства». При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом демаркационную линию. Обособленность миров детей и взрослых нередко буквально декларируется: пусть ребенок растет самостоятельным, независимым, раскованным, свободным. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей, которые уклоняются от активного вмешательства в жизнь и судьбу ребенка или подростка, предпочитая комфортное и не требующее душевных затрат сосуществованием с ним. Однако став на путь формирования индивидуалиста, родители пожинают и плоды индивидуализма. Тогда семья как центр притяжения, как своего рода эмоциональный магнит, как семейный очаг для ребенка не существует. Жизнь родных, их радости и невзгоды оказываются закрытыми для него. Но при этом рано или поздно наступает критический момент — беда, болезнь, трудности, — когда от него потребуют и участия, и включения в общесемейные проблемы. Убедившись в его неспособности ко всему этому, родители сетуют по поводу несостоятельности юноши как сына, девушки как дочери. Между тем в этом случае им необходимо отдавать себе отчет в том, что эта несостоятельность — результат сложившейся системы семейных отношений. Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредствованностъ межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в ситуации сотрудничества преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития — коллективом. Сотрудничество — это способ организации связей и взаимодействия старшего и младшего поколений в семье, который для осуществления целей нравственно оправданного воспитания является оптимальным в противоположность диктату, опеке и «невмешательству». Понимание сотрудничества как тактики воспитания не сводится к ориентировке лишь на участие детей в домашнем труде (посильная уборка, закупка продуктов, мытье посуды, уход за младшими братьями и сестрами и т.п.), хотя это и существенная сторона совместной деятельности взрослых и детей. Значение ее необычайно возрастает в сельской местности, где дети сплошь и рядом ответственные помощники родителей во многих видах трудовой деятельности. Но существенна и другая сторона сотрудничества поколений в семье. Общество предъявляет высокие требования к каждому его члену — и к взрослому, и к ребенку. Этот набор требований зафиксирован в социальных и производственных нормах, правилах поведения, нравственных критериях и т.д. Социальная оценка человека — независимо от его возраста определяется тем, насколько он этим критериям, правилам и нормам соответствует, эти обязательства выполняет. И здесь открывается еще один аспект сотрудничества детей и родителей — «соучаствование» (или внутригрупповая идентификация), который цементирует взаимосвязь поколений в семье, не оставляет места равнодушию, черствости, эгоизму. Отзывчивость при бедах и затруднениях, стремление немедленно откликнуться — форма проявления соучаствовать и свидетельство готовности к сотрудничеству и поддержке. Гармония семейных отношений предполагает взаимность в проявлении соучаствования. Конечно, родители, предлагая сотрудничество и поддержку в делах ребенку (помогая ему учиться, обучая трудовым и спортивным навыкам, входя в его обстоятельства и т.п.), обнаруживают «соучаствование». Вместе с тем необходимо специально выделить задачу формирования ответного соучаствования ребенка. Жизнь взрослого человека изобилует сложными, трудными, иногда драматическими ситуациями. Для того чтобы повысить сплоченность семьи, нельзя ограждать подростка и даже детей младшего возраста от горестей и радостей взрослого человека. Необходимо сделать его не только свидетелем преодоления трудностей, но и прямым соучастником этого процесса. Причем идти на это надо как можно раньше, давая доступные (с учетом возраста) разъяснения. Если в семье возникла тревожная ситуация (например, отцу предстоит подвергнуться серьезной хирургической операции), зачастую возникает вопрос: должен ли сын знать о мере опасности, не травмирует ли это его. Безусловно — должен знать. Следует найти необходимые слова, не запугивать, не сгущать краски, обязательно поделиться надеждами на благополучный исход, но ни в коем случае не оставлять его в неведении. Ребенок будет волноваться, окажется огорчен, но это не должно останавливать — он член семьи, со всеми правами и обязанностями. Совместные переживания, радости, горе, надежды, мечты — все это сплачивает семью, укрепляет ее основы. Таким образом завязывается соучаствование, без которого немыслимо сотрудничество поколений. Семья, три-четыре человека, соединенные родственными связями, могут стать, а могут и не стать коллективом в зависимости от того, какой характер приобретут межличностные отношения. Будет ли это диктат, опека или безразличное сосуществование или же, напротив, сотрудничество, порождающее соучаствование, внутригрупповую идентификацию. Последняя в равной мере предполагает отказ от всепрощения и жертвенности и от эгоистического потребительского отношения к ребенку. При этом имеется в вину действенная забота о детях, о их благе и в то же время предъявление им требований, которые родители предъявляли бы себе, находясь на их месте. Исходить из единой нравственной нормы (к себе, как к другому, к другому — как к себе) и дома, и на работе, — тип отношений, который в наибольшей степени отвечает истинной гуманности. Одной из наиболее существенных примет такой семьи выступает ее сплоченность как проявление ценностно’-ориентационного единства. В семье необязательно согласие в оценке кинофильма, достоинства той или иной футбольной команды, прически дочери, нового костюма отца и т.п. Однако если нет согласия в оценке того, как надо отдыхать, как относиться к деньгам, какие знакомства неподходящие, а какие приемлемые и т.д., то это свидетельствует об отсутствии ценностно-ориентационного единства. Совершенно недопустимо, если между взрослыми существуют постоянные разногласия в оценке поступков детей в тех или иных педагогических ситуациях. Ребенок легко улавливает наличие рассогласования позиций взрослых по поводу его поступков, даже если они не приобретают характер прямых пререканий в его присутствии, и, как правило, использует это в своих интересах, что может вести как к нарушению семейной сплоченности, так и к деформации личности ребенка. Единство требований к ребенку, единодушие в оценке его поступков, приобретающее характер ценностно-ориентационного единства, — важнейший принцип воспитания в семье. Важная примета благоприятных отношений в семье — адекватная атрибуция (приписывание, адресование) ответственности за успехи или неудачи при осуществлении совместной деятельности членов семьи, как взрослых, так и детей. При успехе или неудаче в совместной деятельности обычно трудно определить долю заслуг или ответственности каждого, нелегко точно зафиксировать, чьи действия привели к удаче или неудаче. Для выявления характера семейных взаимоотношений важно выявить, как возлагается ответственность за неудачу, берет ли член семьи ее на себя или приписывает ее, как правило, другому. Столь же показательна ситуация успеха. Хотя меру вклада каждого в ситуацию, увенчавшуюся успехом, определить тоже нелегко, но в хорошем коллективе скорее припишут успех другому, чем назовут его своим и только своим. Адекватная атрибуция ответственности — не только признак благоприятного психологического климата семьи, но и условие совместимости ее членов. Если люди неспособны справедливо оценить вклад каждого в совместную деятельность, это неизбежно ведет к конфликту, расшатывает устои сплоченности семьи. Сказанное в равной мере относится к любому из ее членов, и, к старшим, и к младшим. Для семьи необходима не только объективность при возложении ответственности по поводу уже свершившихся дел, но и справедливость при распределении повседневных обязанностей. О семейном содружестве нельзя говорить всерьез, если после работы муж смотрит телевизор, а жена на кухне отрабатывает вторую рабочую смену. Антипедагогические эффекты этой несправедливости весьма значительны, если учесть, что дети не могут всего этого не замечать. Справедливость и взаимозаменяемость при распределении домашних обязанностей являются законом для каждого члена семьи. Конечно, приходится считаться с исторически сложившимся разделением «домашних ролей». Женщине, которая не была освобождена от изнурительной работы в поле, приходилось готовить пищу, поддерживать чистоту в доме, нянчить детей. Но и у мужчины в прошлом был свой круг обязанностей в семье — напилить и нарубить дров, привезти их из леса, починить ребятам сапоги, подшить валенки, поправить сбрую лошади, проконопатить бочку и т.д. Увеличение объема работы женщины (на предприятии, в учреждении и дома) и сокращение ее для мужчины может существенно нарушить равновесие в правах и обязанностях членов семьи и выступить основанием внутрисемейной конфликтности. Если обязанности распределены между всеми, в том числе и детьми, семья осознает себя коллективом. При этом выигрывают все — у женщины нет основания для раздражения и обиды, а мужчина сохраняет уважение близких как надежный товарищ в пока еще нелегком домашнем труде. Для детей обоего пола с этого начинается трудовое воспитание — они находят свое место в общем, деле и обретают необходимые образцы реальной сплоченности и сотрудничества. Наблюдения показывают, что для некоторых семей характерна заведомо альтруистическая позиция по отношению к ребенку (все для детей, ничего для себя), для других эгоистическая — она встречается реже, — которая проявляется в завуалированной форме, к примеру, в насильственном обучении ребенка игре на скрипке или на фортепьяно безотносительно к его способностям и при игнорировании откровенной неприязни, которую он питает к этому занятию. Престижные соображения родителей, пренебрежение к личности ребенка свидетельствует об эгоизме родителей, какие бы высокие мотивы они себе ни приписывали. Очевидно, что родительский эгоизм как психологическая основа воспитания в семье неприемлем, но семейный коллектив не может быть сплочен и на основе чистого альтруизма родителей. Ребенок, которому отец или мать «отдают себя без остатка», легко приучается потреблять плоды родительской жертвенности. В том случае, если он почему-либо оказывается даже частично их лишен, он выражает недовольство по поводу «эгоизма» родителей. Именно родители, которые ведут себя как убежденные альтруисты, зачастую рассматриваются их детьми как черствые эгоисты, утаивающие что-то из жизненных благ, которые дети привыкли безвозмездно употреблять лично для себя. Ребенок начинает неосознанно придерживаться иждивенческого принципа: «Эгоист — это человек, который заботится о себе больше, чем обо мне». Для дружной семьи кажущаяся единственно возможной альтернатива «или эгоизм, или альтруизм» оказывается мнимой. Подлинную альтернативу как эгоизму, так и альтруизму в семье, как в любой другой группе высокого уровня развития, составляет внутригрупповая идентификация. В семье складывается значительно более жесткая ролевая структура по сравнению с большинством малых групп. В психологии под ролью понимается нормативно одобряемый образец поведения, ожидаемый от каждого, кто занимает данную позицию. Другими словами, хочет или не хочет член семьи (отец, мать, бабушка, дедушка, сын, дочь, брат, сестра, внук), но от него ожидают поведения, соответствующего определенному образцу («исполнения роли», к примеру, матери или сына). Если они замечают отклонения от образца ее исполнения, это может вызвать осуждение. От родителей окружающие ожидают доброты и снисходительности к детям, и соответствие этим ожиданиям социально одобряется. Однако «перебор» родительской ласки и всепрощения подмечается окружающими и подвергается решительному осуждению. Таким образом определяется «верхняя граница» ролевых ожиданий по отношению к материнской доброте. От родителей ожидают строгости и требовательности к их детям. Однако окружающие, как правило, не одобряют излишней муштры, «дерганья» ребенка по каждому поводу, тем более осуждают любые проявления жестокости. Так устанавливается «нижняя граница» ожиданий по отношению к требовательности родителей. Таким образом, существует определенный диапазон, в котором «исполнение» роли родителей рассматривается как социально приемлемое. Перечень ролевых ожиданий, предъявляемых ребенку, связанных с послушанием, уважением к старшим, отличной учебой, опрятностью, прилежанием и т.д., чрезвычайно велик. Окружающие — не только в семье, но и вне ее постоянно дают понять ребенку или подростку, что он отвечает (или не отвечает) ролевым ожиданиям. Забота всех взрослых о строгом исполнении ребенком его социальной роли обусловлена исторически — на семью более и ранее, чем на какой-либо другой общественный институт, возлагалась функция социализации подрастающего поколения. Однако нельзя ставить знак равенства между индивидом как «исполнителем роли» и индивидом как личностью. Соответствие социальным ожиданиям — это необходимая, но отнюдь не достаточная характеристика личности в любой группе семьи. «Роль» — это характеристика поведения человека, его соответствия социально одобряемому образцу. Личность же предполагает наличие внутренней позиции индивида по отношению не только к тем, кому приписываются определенные ожидания, но и к той роли, которую он выполняет, соответствуя этим ожиданиям. Личность — понятие бесконечно более богатое; чем функциональная роль, основывающаяся на принципах сотрудничества. Семья предполагает относительную гармонизацию роли и личности родителей, во всяком случае отсутствие ярко выраженных противоречий между ними. Хотя ролевые предписания в большей или меньшей степени стандартизируют отношения людей, личность не вмещается в «прокрустово ложе» стандарта. Если отец, столкнувшись с огорчающим его фактом, к примеру, получения сыном трех неудовлетворительных отметок подряд, не использует отвечающие ролевым ожиданиям традиционные репрессивные меры, это вовсе не обязательно свидетельствует о дисгармонии роли и личности. Существует множество других способов реакции на возникшее у детей неблагополучие, более отвечающих особенностям его личности. Специфика семьи не сводится, разумеется, ни к более жесткой, чем во многих других группах, ролевой структуре (каким ожиданиям должен отвечать, к примеру, профессиональный дипломат, знают немногие, какому образцу должно соответствовать поведение матери или дочери, знают все), ни к необходимому единству роли и личности ее исполнителя, ни к разумному и социально одобряемому разрешению «ролевых конфликтов» при столкновении ролевых позиций. Существует и ряд других психологических особенностей семьи. Так, к числу наиболее для нее характерных относится специфически выраженная эмоциональность внутрисемейных отношений, т.е. связи, которые объединяют семью в единое целое, являются по преимуществу эмоциональными. Само собой понятно, что эти связи между членами семьи опосредуются их деятельностью, задачами, ценностями. Однако именно высочайшая степень эмоциональной близости — «пристрастное» отношение друг к другу — это особое качество настоящей семьи.
|
семья! Характеристики и характер семьи.
Семья является основной группой. Семья – это социальный институт, основа общества. Семья является центром социальной или общины. А семья удовлетворяет основные потребности общества. Семья учит нас привычкам или поведению.
Термин, происходящий от римского слова « Familia » или латинского слова « Familia », означающего домашнее хозяйство, состоящее из слуг или рабочих и рабов вместе с другими лицами, имеющими брак или кровных родственников.
Такие слова, как « Кутумба » и « Париваар », имеют более или менее одинаковое значение.
Определение семьи.
Семья – это биологическая социальная единица, состоящая из мужа, жены и детей.
Семья – это прочное объединение мужа и жены с детьми или без детей или мужчины или женщины наедине с детьми.
Семья определяется как группа людей, живущих в обществе. В семью входят муж, жена и их дети.
Характеристики семейства.
Есть два типа характеристик семьи.
№1. Общая характеристика семьи.
- Брачные отношения.
Отношения между мужчиной и женщиной называются брачными отношениями. Семья очень зависит от отношений. Это может быть долгое время и продолжительность отношений.
- Форма брака.
Заключить семейный брак очень важно. Без брака никто не может создать семью. После брака физические отношения возможны в соответствии с индийским законодательством.
- Система номенклатуры.
У каждого человека есть свое имя. Народы знают по именам. Точно так же каждая семья известна по имени. Первая система известна как патрилокальная семья, а вторая — как матрилокальная семья.
- Экономические резервы.
Каждая семья имела материальное обеспечение. Хозяйство очень нуждается в вынашивании, воспитании и воспитании.
- Общежитие.
Привычки — это работа каждой жизни. Члены семьи имеют свои общие привычки друг с другом. Обычно жена находится в совместном с мужем доме и корректирует их привычки. Этот процесс известен как патрилокальный.
№2. Отличительные признаки семьи.
- Универсальность.
Семья присутствует во всех обществах. Каждая семья имеет свою собственную культуру, роли, правила, нормы и ценности. Каждая семья следует настройке сообщества.
- Эмоциональная основа.
У каждого человека есть любовь, привязанность и т. д. Семья основана на эмоциях. Все дети ждут от семьи любви, нетерпения, помощи.
- Ограниченный размер.
Семья – это небольшая группа. Малая группа устанавливает более тесные отношения друг с другом, как муж, жена и дети. Семья – это социальные организации, институты, а также социальная и культурная структура. Семья также является первичной группой.
- Социальное регулирование.
Социальное регулирование означает управление социальным или обществом. Семья – это организация, которая регулирует жизнь общества. Через семью мы учимся дисциплине, развитию личности и социализации.
- Роли участников.
У каждого члена семьи есть определенная роль. Отец получает деньги и катает семью. Роли матери — приготовление пищи, а затем работа семьи. У каждого члена семьи есть определенные роли и обязанности.
- Постоянный и временный характер.
Природа — это ничто, это привычки. Постоянная природа передается из поколения в поколение. Но временный характер, который достается социальному или обществу.
- Система имен.
Как правило, у каждого человека есть свое собственное имя и точное имя. Верное имя, полученное по отцовской и материнской линии.
Характер семьи.
Характер семьи включает-
- Семья состоит из мужа, жены и детей.
- Семья – это ячейка социализации.
- Семья основана на любви, привязанности и т. д.
- Семья подобна институту или организации.
- Это малая и основная группа.
- У всех членов семьи есть общие привычки.
- Семейство универсальное.
- Социальный контроль со стороны семьи.
- Семейство ограничено по размеру.
- У каждого члена семьи есть обязанности.
- Каждая семья имеет свою культуру, религию, обычаи, ценности и нормы.
- Семья – это часть общества.
- Никто не может выжить без семьи
Читайте также
Роль семьи в поддержании здоровья и профилактике заболеваний.
Family Dynamics — StatPearls — Книжная полка NCBI
Бахаре Джаббари; Одра С. Роустер.
Информация об авторе и принадлежности
Последнее обновление: 25 июля 2022 г.
Определение/Введение
Семейная динамика относится к моделям взаимодействия между родственниками, их ролям и отношениям, а также к различным факторам, влияющим на их взаимодействие. Поскольку члены семьи полагаются друг на друга в плане эмоциональной, физической и экономической поддержки, они являются одним из основных источников безопасности отношений или стресса. Надежные и поддерживающие семейные отношения обеспечивают любовь, советы и заботу, в то время как напряженные семейные отношения обременены спорами, постоянной критикой и обременительными требованиями.[1]
Межличностные взаимодействия между членами семьи имеют долгосрочные последствия и влияют на развитие и благополучие человека посредством психосоциальных, поведенческих и физиологических путей.[2] Таким образом, семейная динамика и качество семейных отношений могут иметь как положительное, так и отрицательное влияние на здоровье.
На семейную динамику могут влиять несколько факторов. Некоторые исследователи определили индивидуацию, взаимность, гибкость, стабильность, четкое общение и взаимность ролей в качестве основных факторов, способствующих здоровой семейной динамике. В частности, взаимность, означающая общее чувство сплоченности и теплоты, была определена как самый сильный способствующий фактор. Напротив, факторы, способствующие нездоровой семейной динамике, включают запутанность, изоляцию, ригидность, дезорганизацию, нечеткое общение и ролевой конфликт.[3]
Само определение семьи с годами трансформировалось. В предыдущих поколениях семьи оставались близкими друг к другу, и несколько поколений помогали воспитывать детей. В настоящее время семьи чаще разбросаны по стране, а бабушки и дедушки меньше участвуют в жизни своих внуков. Без семьи рядом некоторые формируют основную группу местных семей, которую они считают своей семьей. Эта семейная структура может меняться при переезде, поэтому семья человека может быть изменчивой. Еще один аспект семьи, который изменился за эти годы, — это признание и принятие нетрадиционных семей и увеличение числа смешанных семей.
Вопросы, вызывающие озабоченность
Обширные исследования продемонстрировали важность семейной динамики для здоровья, болезни и выздоровления. Однако среди ученых нет единого мнения о точном определении семьи и семейной динамики. Например, в нескольких исследованиях пациентов, получающих лечение от психических заболеваний, семья строго определялась как родители пациента.[4][5] В других исследованиях, изучающих роль семейной динамики в процессах выздоровления, рассматривается текущая жизненная ситуация пациента, включая супруга и детей. В некоторых исследованиях семья определяется в широком смысле, включая родителей, братьев и сестер, членов расширенной семьи и детей, в то время как в других она вообще не определяется.
Отсутствие ясности в отношении того, кого следует квалифицировать как члена семьи, затрудняет анализ роли динамики семьи в исходах для здоровья. В результате часто бывает слишком сложно разработать позитивные вмешательства. Чтобы обеспечить большую согласованность в будущих исследованиях, некоторые исследователи призвали к установлению более точного определения и схемы классификации для идентификации членов семейной ячейки.
Одна схема классификации предлагает семь четко определенных типов семейств: протонный, электронный, ядерный, атомный, молекулярный, совместный и квази-семейство.[6] Хотя такая классификация может иметь потенциал, она обычно не используется в современной литературе. Кроме того, хотя классификация четко определена, ее может быть трудно интерпретировать. Другие предложенные решения бросили вызов понятию определения семьи в строгих терминах, их сторонники придерживаются мнения, что участникам исследования и пациентам должно быть разрешено определять свои семьи независимо друг от друга.[7] Альтернативное решение состоит в том, чтобы не придавать особого значения семейным отношениям в контексте здоровья и болезней и вместо этого широко изучать социальные отношения.[8]
Клиническое значение
Семейная динамика играет важную роль в исходах для здоровья и поэтому заслуживает внимания в клинических условиях. Нездоровая семейная динамика может привести к травмам и стрессу у детей по мере их взросления. Этот тип воздействия, широко известный как неблагоприятный детский опыт (ACE), связан с повышенным риском развития проблем с физическим и психическим здоровьем. В частности, АПФ увеличивают индивидуальный риск развития заболеваний сердца, легких и печени, депрессии, беспокойства и т. д. [9].] Нездоровая семейная динамика также коррелирует с повышенным риском употребления психоактивных веществ и зависимости среди подростков.[10] Ролевой конфликт между родителями и подростками, способствующий плохой семейной динамике, связан с подростковой агрессией, тогда как взаимность (сплоченность и теплота) выступает защитным фактором против агрессивного поведения.[11]
Обзор литературы о влиянии семейной динамики на здоровье сна и сердечно-сосудистую систему показал, что негативная семейная динамика коррелирует с плохим сном, учащенным сердцебиением и повышенным кровяным давлением, что приводит к повышенному риску развития гипертонии. В том же исследовании они также обнаружили доказательства того, что взаимность членов семьи связана с лучшими показателями сна у детей. [1] Другие исследования показывают, что нездоровая семейная динамика, вызванная некачественным взаимодействием между родителями и детьми, связана с повышенным риском детского ожирения, тогда как позитивное взаимодействие служит защитным фактором против детского ожирения.[12]
Семейная динамика также является важным фактором, определяющим здоровье и благополучие пожилых пациентов. Например, здоровая семейная динамика, способствующая поддерживающему взаимодействию между членами семьи, повышает вероятность того, что пожилые пациенты выберут операцию по замене тазобедренного и коленного суставов.[13] В результате этих операций по замене суставов пациенты испытывают меньше боли и восстанавливают функцию своих больных суставов.
Несколько путей могут помочь объяснить, как семейная динамика влияет на здоровье. Например, стрессовые отношения между членами семьи связаны с нарушением иммунной функции и повышенной аллостатической нагрузкой. Напротив, поддерживающие отношения коррелируют с более низкой аллостатической нагрузкой. Поведенческие пути также были вовлечены. Стрессовые отношения могут привести к плохим механизмам преодоления, которые могут нанести ущерб здоровью человека, тогда как у тех, кто находится в поддерживающих отношениях, есть члены семьи, которые поощряют их вести себя более здоровым образом и помогают им в соблюдении режима лечения, если это применимо. [2] [7]
Способы, которыми динамика семьи влияет на здоровье, не ограничиваются перечисленными здесь. Длинный список краткосрочных и долгосрочных последствий для здоровья, связанных с нездоровой семейной динамикой, и положительные связи между здоровой семейной динамикой и благополучием иллюстрируют клиническую значимость семейной динамики. Таким образом, поставщики должны оценить динамику семьи пациентов с помощью сбора социального анамнеза и других средств, прежде чем они разработают план действий. Чтобы помочь пациентам развивать и поддерживать здоровую семейную динамику, клиницисты могут предложить различные программы вмешательства, такие как формирование семьи и семейная терапия.
Сестринское дело, союзное здравоохранение и межпрофессиональные групповые вмешательства
Эффективная оценка и учет динамики семьи пациента и ее роли в здоровье и заболевании требует межпрофессиональной команды медицинских работников, включая медсестер, врачей, социальных работников и терапевтов. Медсестры имеют уникальную возможность наблюдать за моделями взаимодействия, оценивать отношения в семье и заниматься семейными проблемами в клинических условиях, поскольку они часто контактируют с членами семьи.[14] Врачи могут использовать методы формирования семьи, чтобы помочь пациентам и их семьям развивать и поддерживать здоровую семейную динамику. Терапевты могут вмешиваться через сеансы семейной терапии, психотерапии и межличностной терапии для решения межличностных проблем и укрепления семейных связей. Социальные работники играют жизненно важную роль, выполняя посещения на дому, чтобы контролировать семьи и направлять их к здоровому образу жизни, который ведет к поддерживающим отношениям.
Сотрудничество межпрофессиональной команды способствует развитию семейно-ориентированной практики ухода и предоставляет пациентам и семьям необходимые ресурсы для развития и поддержания здоровой семейной динамики. Многочисленные исследования показывают, что семейная динамика и качество семейных отношений имеют большое значение для здоровья людей.[15][16][17][18] [Уровень 1] Это подчеркивает важность оценки семейной динамики и устранения нездоровых отношений в клинических условиях для укрепления здоровья и благополучия пациентов.[2][7] [Уровень 5]
Контрольные вопросы
Доступ к бесплатным вопросам с несколькими вариантами ответов по этой теме.
Комментарий к этой статье.
Ссылки
- 1.
Gunn HE, Eberhardt KR. Семейная динамика в здоровом сне и гипертонии. Curr Hypertens Rep. 13 апреля 2019 г.; 21 (5): 39. [Бесплатная статья PMC: PMC6501837] [PubMed: 30982174]
- 2.
Томас П. А., Лю Х., Умберсон Д. Семейные отношения и благополучие. Инновационное старение. 2017 ноябрь;1(3):igx025. [Бесплатная статья PMC: PMC5954612] [PubMed: 29795792]
- 3.
Уайт М.А., Старейшина Дж. Х., Паавилайнен Э., Йоронен К., Хельгадоттир Х.Л., Зайдл А. Семейная динамика в США, Финляндии и Исландии. Scand J Caring Sci. 2010 март; 24(1):84-93. [PubMed: 19824948]
- 4.
Braehler C, Schwannauer M. Восстановление формирующегося себя: изучение отражательной функции при выздоровлении от подросткового психоза. Психол Психотер. 2012 март;85(1):48-67. [PubMed: 22903893]
- 5.
Сун К.М., Ким С., Пускар К.Р., Ким Э. Сравнение жизненного опыта студентов колледжей с различными курсами шизофрении в Корее: тематические исследования. Перспектива психиатрической помощи. 2006 г., май; 42(2):82–94. [PubMed: 16677132]
- 6.
Шарма Р. Классификация семьи и структуры семьи, пересмотренная для настоящего времени. J Family Med Prim Care. 2013 г., октябрь-декабрь; 2(4):306-10. [Бесплатная статья PMC: PMC4649868] [PubMed: 26664832]
- 7.
Реуперт А., Мейбери Д., Кокс М., Скотт Стоукс Э. Место семьи в моделях восстановления для лиц с психическими заболеваниями. Int J Ment Health Nurs. 2015 декабря; 24 (6): 495-506. [PubMed: 26279272]
- 8.
Умберсон Д., Монтес Дж.К. Социальные отношения и здоровье: горячая точка для политики в области здравоохранения. J Health Soc Behav. 2010; 51 Приложение (Приложение): S54-66. [Бесплатная статья PMC: PMC3150158] [PubMed: 20943583]
- 9.
Дейтон С., Невилл А., Пуш Д., Добсон К. Биомаркеры неблагоприятных детских переживаний: обзорный обзор. Психиатрия рез. 2018 ноябрь;269: 719-732. [PubMed: 30273897]
- 10.
Трухильо А., Обандо Д., Трухильо, Калифорния. Семейная динамика и употребление алкоголя и марихуаны среди подростков: опосредующая роль негативных эмоциональных симптомов и поиска ощущений. Поведение наркомана. 2016 ноябрь;62:99-107. [PubMed: 27344116]
- 11.
Smokowski PR, Rose RA, Bacallao M, Cotter KL, Evans CB. Семейная динамика и агрессивное поведение латиноамериканских подростков. Cultur Divers Ethnic Minor Psychol. 2017 янв; 23 (1): 81-90. [PubMed: 27281487]
- 12.
Андерсон С.Э., Кейм С.А. Взаимодействие родителей и детей, саморегуляция и профилактика ожирения в раннем детстве. Curr Obes Rep. 2016 Jun;5(2):192-200. [Бесплатная статья PMC: PMC4856567] [PubMed: 27037572]
- 13.
Demiralp B, Koenig L, Nguyen JT, Soltoff SA. Детерминанты замены тазобедренного и коленного суставов: роль социальной поддержки и динамики семьи. Расследование. 2019 янв-декабрь;56:46958019837438. [Бесплатная статья PMC: PMC6452775] [PubMed: 30947603]
- 14.
Zaider TI, Banerjee SC, Manna R, Coyle N, Pehrson C, Hammonds S, Krueger CA, Bylund CL. Реагирование на сложные взаимодействия с семьями: учебный модуль для медсестер стационарной онкологии. Фам Сист Здоровье. 2016 сен;34(3):204-12. [Бесплатная статья PMC: PMC5213594] [PubMed: 27632541]
- 15.
Polenick CA, DePasquale N, Eggebeen DJ, Zarit SH, Fingerman KL. Качество отношений между пожилыми отцами и детьми среднего возраста: ассоциации с субъективным благополучием обеих сторон. J Gerontol B Psychol Sci Soc Sci. 20 сентября 2018 г .; 73 (7): 1203-1213. [Бесплатная статья PMC: PMC6147057] [PubMed: 27520060]
- 16.
Мане К., Хаксхольд О. Дедушки и бабушки и субъективное благополучие: сдерживающее влияние уровня образования. J Gerontol B Psychol Sci Soc Sci. 2015 сен; 70 (5): 782-92. [PubMed: 25324294]
- 17.
Феррер Р.Л., Палмер Р., Бердж С. Вклад семьи в состояние здоровья: оценка на уровне населения. Энн Фам Мед. 2005 март-апрель;3(2):102-8. [Бесплатная статья PMC: PMC1466857] [PubMed: 15798034]
- 18.
Zhou J, Ru X, Hearst N. Индивидуальные и семейные предикторы качества жизни, связанного со здоровьем, среди людей среднего возраста в сельской местности.