Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Характеристика человека как индивида: 1. «», «», «», «»

Содержание

13. Человек как индивид. Классификация природных свойств человека.

Человек – один из наиболее сложных объектов реального мира. В науке проблема человека давно определяется как комплексная. Человек изучается и в качестве продукта биологической эволюции, в качестве главного элемента производительных сил в обществе и в качестве носителя общественных отношений. Связи и отношения человека с окружающим миром многообразны, а потому и многообразны его качества.

Структурная организация человека, как саморегулирующейся, саморазвивающейся и самоактуализирущейся системы носит многоуровневый характер. Поэтому одной из основных методологических концепций, используемых для изучения человека, является концепция системного подхода. Человека, в рамках этого подхода, изучают во всем многообразии проявлений и связей с внешним миром.

Б.Г. Ананьев выделял следующие уровни изучения человека. Одна из подсистем получила название индивид, другая субъект деятельности, далее личность и индивидуальность.

  1. ИНДИВИД – это природное в человеке, биологическая сущность человека, представителя вида Homo Sapiens.

Основными закономерностями развития являются гетерохронность, наличие сенситивных периодов, наличие критических периодов, акселерация и ретардация. Б. Ананьев выделяет первичные и вторичные свойства индивида (рис 1)

Рис. 1 Структура понятия индивид ( по Б.Г.Ананьеву)

СВОЙСТВА ИНДИВИДА

ПЕРВИЧНЫЕ: ВТОРИЧНЫЕ:

ПОЛОВОЙ ДИМОРФИЗМ ДИНАМИКА

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ФУНКЦИЙ

ОСОБЕННОСТИ

НЕЙРОДИНАМИЧЕСКИЕ СТРУКТУРА

СВОЙСТВА МОЗГА ОРГАНИЧЕСКИХ

ПОТРЕБНОСТЕЙ

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ИНДИВИДА

АССИМЕТРИЯ МОЗГА

ПРОЯВЛЯЮТСЯ В:

ТЕМПЕРАМЕНТ

ЗАДАТКИ

Первичные свойства индивида.

К первичным свойствам индивида Б.Г. Ананьев относил свойства, присущие всем людям, такие как возрастные особенности (соответствие определенному возрасту) и половой диморфизм (принадлежность к определенному полу). Так же индивидуально-типические характеристики, в том числе конституциональные особенности, нейродинамические свойства мозга, особенности функциональной геометрии больших полушарий.

Совокупность первичных свойств индивида определяет его вторичные свойства: динамику психофизиологических функций и совокупность органических потребностей человека. В свою очередь, интеграция всех этих свойств обуславливает особенности темперамента и задатки.

Существенным признаком индивида являются половые различия.

Пол человека. Здесь много интересного. Пол бывает хромосомный – это генетическая основа пола. Секреционный пол обнаруживается в 7недель существования плода. Гормональный пол проявляется тогда, когда идет запуск и развитие половых признаков. Морфологический пол проявляется на 3-ем месяце утробной жизни. Гражданский пол нам присваивают после рождения. Потом в ходе воспитания у нас формируется психологический пол.

Если сравнивать мужчин и женщин, то есть глобальные различия. Мужчина фокусирует в поле внимания одну цель, одну задачу. Женщина одновременно решает много задач. При наблюдении это легко увидеть.

Последнее время стали разделять людей по их психологическому полу. Психологический пол, как высший пол получил название гендера. Существует три гендера:

  • Феминный

  • Маскулинный

  • Андрогинный.

В любых исследованиях мальчиков и девочек подсчитывать отдельно.

Возраст человека. Особенностью человеческого существа является потребность выглядеть моложе и приостановить старение. Однако есть некие тенденции, и каждый человек проходит в своем развитии определенные возрастные этапы. Психологи развития говорят о том, что каждый возрастной период имеет свои особенности. Более того, в каждый возрастной период человек переживает определенные возрастные кризисы. Например. Кризис рождения, кризис трех лет, подростковый кризис, кризис среднего возраста.

Л.С. Выготский сформулировал ряд концептуальных принципов, которые легли в основу его теории развития. Впервые он вводит понятие возраста как единицы анализа развития.

Возраст – это относительно замкнутый цикл развития, имеющий свою структуру и динамику. Продолжительность возраста определяется его внутренним содержанием, то есть существуют периоды, равные одному году, трем, пяти и так далее. В таком варианте можно говорить о хронологическом возрасте, который исчисляется днями, неделями, месяцами, годами развития человека. Кроме хронологического, или паспортного возраста существует еще биологический возраст – это состояние организма и его функций, соответствующих какому-то возрастному периоду.

Умственный возраст – уровень развития мышления, интеллекта, речи, памяти, которые демонстрирует человек, и которые соответствуют выбранному возрастному этапу. Психологический возраст, который определяется достигнутым к определенному году жизни уровнем психического развития.

Таким образом, в развитии каждого человека выделяют хронологические возрастные группы и уровни психического развития, которые могут не совпадать из-за целого ряда причин. Например: неблагоприятные социально-педагогические условия, или дефекты биологического развития.

Конституциональные свойства индивида. Это, прежде всего особенности телосложения, и от этого будут зависеть и свойства темперамента. Многие авторы рассматривают темперамент как природную основу личности.

В исследованиях Э. Кречмера выделяется три типа телосложения: астеник, атлет, пикник. У. Шелдон выделяет эндоморфный-висцеротонический, мезоморфный-соматотонический, эктоморфный-церебротонический.

Эти авторы вне зависимости друг от друга показали, что есть связь особенностей телосложения и динамики протекания психических процессов.

Шизоиды в основном худые люди. У них быстрый обмен веществ, они реактивны, возбудимы. Астенический тип будет стремиться к уединению в трудные минуты жизни. Полные люди любят в такие минуты покушать, поговорить. Мышечный тип будет в сложные моменты жизни бегать, или рубить дрова.

Вторичные свойства индивида.

Это органические потребности и сенсомоторика.

Характеристика и способности личности

Основные характеристики личности

Любая организация включает себя людей: кто-то принимает и распоряжается решениям, кто-то их выполняет. Это помогает достичь поставленных целей. Но в процессе достижения между индивидами возникают различные конфликты. Причина конфликтов в том, что отдельно взятое лицо является личностью, у которой собственные:

  • ценности;
  • опыт;
  • навыки;
  • потребности;
  • интересы.

Именно поэтому люди реагируют на что-то одинаковое по-разному. Например, одному из сотрудников необходимо выйти на работу в выходной день, за это начальник обещает денежное вознаграждение в виде премии. На такое предложение сотрудники будут реагировать по-разному. Кто-то согласиться из экономических соображений, кто-то будет недоволен, но подчиниться, а кто-то выскажет негодование прямо в лицо, ссылаясь на ТК РФ. Такое разнообразие реакции требует от менеджеров понимания особенностей проявления качеств личности. Таким образом, понятие личности является главным для психологии как общей науки и психологии управления.

Определение 1

Личность – 1) это индивид с социально-значимыми качествами и чертами, которые выражаются в особенностях сознания и деятельности; 2) индивид, который входит в общественные отношения.

Сущностью индивида считаются социальные свойства, параметры:

  • взгляды;
  • способности;
  • убеждения;
  • ценности;
  • и т. д.

Т.е. личность является социальным качеством человека, а «индивид» — отдельным представителем биологического вида Homo Sapiens, например, новорожденный.

Личностью не рождаются, ею становятся.

Определение 2

Формирование личности – сложный процесс, где индивид формирует внутренний мир при коммуникации с другими людьми и выражает внутреннее «я», психические процессы.

По-мнению психологов, «ядром» личности является сфера мотивов и внутренние регулятивные механизмы.

К мотивам относят:

  • потребности;
  • интересы;
  • направленность.

К внутренним регулятивным мотивам относят:

  • самосознание;
  • самооценку;
  • самоуважение;
  • и т.д.

С точки зрения психологии управления важными характеристиками личности считаются:

  • темперамент;
  • характер;
  • способности;
  • направленность личности.

От психических свойств зависят способности и неспособности человека к виду деятельности, к взаимодействию. Поэтому при подборе персонала нужно учитывать психические свойства, для уверенности в выполнении им работы.

Природа темперамента человека

Определение 3

Темперамент – 1) устойчивые индивидуальные особенности психики, которые сохраняются долгие годы или всю жизнь; 2) индивидуальные особенности, которые характеризуют скорость, ритм психических процессов, уровень устойчивости чувств.

Для того, чтобы определить к какому типу личностей кандидат относится, необходимо поговорить с ним. Предполагается, что темперамент напрямую зависит от врожденных физиологических особенностей человека от типа нервной системы. Поэтому темперамент считается устойчивым явлением. Но в течение жизни нервная система видоизменяется, зависит это от:

  • условий жизни;
  • воспитания;
  • пережитых болезней.

Поэтому и темперамент может видоизменяться.

Первая классификация видов темперамента была создана древнегреческим ученым Гиппократом. Этой структурой пользуются до сих пор и считают ее основной для понимания психологических особенностей. Классификация:

  1. сангвиник;
  2. холерик;
  3. флегматик;
  4. меланхолик.

Рассмотрим каждый из них.

Характеристика типов темперамента

  1. Характерные черты человека данного вида:
  • активность;
  • быстрое реагирование на изменения;
  • легкое переживание неудач.

Работник-сангвиник обладает:

  • энергией;
  • быстрой речью;
  • долго не устает.

Минусы такого работника:

  • не может быть сосредоточенным долгое время;
  • относительная невнимательность.
  1. Человек обладает следующими качествами:
  • порывистость;
  • страсть;
  • неуравновешенность;
  • склонность к эмоциональному переживанию;
  • склонность к резкой смене настроения.

Работник-холерик обладает:

  • высокой продуктивностью;
  • качеством самостоятельного преодоления трудностей;
  • качеством большого количества и громкого говорения.

Минусы:

  • чрезмерная поспешность;
  • склонность к нервным срывам.
  1. Человек обладает следующими качествами:
  • медлительность;
  • невозмутимость;
  • стабильность настроения;
  • скрытость душевного состояния.

Работник-флегматик обладает:

  • уравновешенностью;
  • вдумчивостью;
  • пунктуальностью;
  • кропотливостью;
  • качеством тщательной работы.

Недостатки:

  • медлительность;
  • инертность;
  • затруднения в «переключении» на другую деятельность.
  1. Человек обладает следующими качествами:
  • ранимость;
  • глубокое и искреннее переживание из-за мелочей;
  • скрытость душевного переживания;
  • тихий тембр голоса;
  • смущение.

Работник-меланхолик выполняет работу со стереотипными действиями.

Минусы:

  • не обладает качествами лидера;
  • критиковать необходимо наедине.

Рисунок 1 нарисован датским художником Х. Бидструпом, на котором отражены все виды темперамента. На картинке изображена одна ситуация: на скамейки сидит человек и к нему подсаживается прохожий определенного типа темперамента.

Рисунок 1. Относительное изображение типов темперамента

Четкое разграничение темперамента нет. Люди, обладающие одним и тем же типом, в зависимости от ситуации по-разному его проявляют. Также может демонстрироваться феноменом «маскировки темперамента», т.е. субъект намеренно «блокирует» врожденные качества, заменяя приобретенными привычками и навыками поведения. Например, руководитель-холерик, узнав об успехе, может стать сдержанным. Знание основных характеристик темперамента помогут существенно облегчить общение с людьми, а это способствует:

  • эффективному управлению работы;
  • предотвращению неудач;
  • предотвращению конфликтов.

Особенности характера человека

Характер считается важным компонентом личности.

Определение 4

Характер – комбинирование индивидуальных устойчивых психических особенностей субъекта, которое отвечает за обычный способ поведения и отношения к действительности. 

Характер и темперамент тесно взаимосвязаны. Темперамент оставляет отпечаток на характере. Их отличие: темперамент – это врожденная черта, а характер считается приобретенным явлением в ходе воспитания. Типы характера зависят от определенности.

Определение 5

Определенный характер – явление с одной или несколькими доминирующими чертами. Например, у Плюшкина из поэмы «Мертвые души» ярко проявлялась жадность, ей подчинялись другие черты характера.

Определение 6

Неопределенный характер – свойство, которое не имеет доминирующих черт, т.е. на первый план выходят разные качества, зависящие от ситуации.

Характеры можно описать только когда они цельные.

Определение 7

Цельные характеры – особенности, которые не содержат явных противоречий между целями и поведением, для них характерно единство мыслей и чувств. Например, Татьяна из романа «Евгений Онегин».

Противоположностью цельного характера является противоречивый, для которого типичен конфликт между:

  • целями и поведением;
  • мотивами;
  • мыслями;
  • чувствами;
  • желаниями;
  • стремлениями.

Противоречивым характером обладал Хлестаков из комедии «Ревизор»: его мечты были о блестящей карьере, но сам был бездельником и т.д.

Для работодателя человек с противоречивым характером может стать источником конфликтов, так как таким человеком трудно управлять.

Черты характера делятся на:

  • волевые;
  • моральные;
  • эмоциональные.

К волевым чертам характеру относят:

  • целеустремленность;
  • настойчивость;
  • решительность;
  • твердость;
  • упрямство;
  • храбрость;
  • трусость.

К моральным чертам характеру относят:

  • чуткость;
  • гуманность;
  • правдивость;
  • внимательность;
  • лживость;
  • коллективизм;
  • индивидуализм.

К эмоциональным чертам характера относят:

  • вспыльчивость;
  • нежность;
  • плаксивость;
  • обидчивость;
  • страстность.

Для успешной работы организации преимущество отдается моральным чертам. Их наличие у сотрудника говорят о его искренности, доброте, внимательности. А руководитель должен обладать волевыми чертами: решительностью, выдержкой и т.д.

Дополнительные качества человека

Экстраверты и интроверты являются характеристиками индивидуально-психологических различий лиц.

Определение 8

Экстраверты – люди, ориентированные на общество.

Экстравертами чаще всего бывают сангвиники и холерики. Им свойственно:

  • импульсивность;
  • инициативность;
  • гибкость поведения;
  • общительность.
Определение 9

Интроверты – люди, сосредоточенные на внутреннем мире.

Обычно, интровертами считаются меланхолики, флегматики. Им свойственно:

  • необщительность;
  • замкнутость;
  • социальная пассивность;
  • самоанализ.

Также для полной характеристики человека как личности необходимо знать о его способностях.

Определение 10

Способности – индивидуальные, психологические особенности, являющиеся субъективными условиями для успешной деятельности.

Они формируются в процессе взаимодействия с обществом. Стоит понимать, что способности – это:

  • знания;
  • умения;
  • быстрота овладения навыками;
  • прочность.

Способности состоят из нескольких компонентов, которые могут заменять недостающие. Например, человек, который не может быстро усвоить материал, заменяет это упорством. Ученые разработали много методик для развития определенных способностей. Так, например, существует методика по развитию музыкального слуха.

Вопрос о формировании способностей к определенному типу деятельности является наиболее актуальным в психологии управления. Многие ученые придерживаются того, что способности можно развить при помощи личной установки.

Определение 11

Установка – это психологическая предрасположенность индивида к конкретному поведению, которое ориентирует его деятельность.

Чтобы усовершенствовать способности, нужно сформировать у индивида установку. Но иногда самые сильные методики могут быть бессильными.

Следующим дополнительным компонентом является направленность личности.

Определение 12

Направленность личности – это психическое свойство личности, которое выражает цели и мотивы поведения.

Мотивы заставляют делать человека те поступки, которые необходимы для достижения целей. В них проявляются потребности личности, которые делятся на:

  • материальные;
  • духовные.

К материальным потребностям относят:

  • одежду;
  • продукты питания;
  • и т.д.

К духовным потребностям относят:

  • книги;
  • образование;
  • и т.д.

Потребности регулируют деятельность. В мозгу они превращаются в форму желаний, влечений, интересов. Предметное содержание потребностей зависит, например, от:

  • организма;
  • общества;
  • социальной группы;
  • и т.д.

Пример, приведенным физиологом Павловым И.П., если щенка кормить молочной продукцией, то у него не будет наблюдаться пищевая реакция. Она проявиться в момент, когда животное начнет есть мясо.

Потребности для человека – это мотивы, и они изменяются, могут как расширяться, так и сужаться. Когда мотивы осознаются лицом, то они превращаются в цели. Их совокупность раскрывает направленность личности. Например, психологическая характеристика личности студента: один студент хочет получить хорошие оценки за экзамены, чтобы не потерять стипендию, а другой ставит для себя в приоритете приобретение навыков профессии. Успехи в учебе могут быть одинаковыми, но цели разными.

Вывод

Мотивы характеризуют личность.

Решение задач от 1 дня / от 150 р. Курсовая работа от 5 дней / от 1800 р. Реферат от 1 дня / от 700 р.

примеров характеристик | YourDictionary

Характеристика — это процесс, посредством которого автор раскрывает личность персонажа. Это мягкое раскрытие уверенности женщины или блестящего ума мужчины.

Мы видим это в пьесах, романах, телепередачах, фильмах, стихах и любом другом формате, связанном с созданием персонажа. Примеры характеристики проявляются в мыслях, словах, поступках, внешности и многом другом персонажа.

Прямая и косвенная характеристика

Сценаристы раскрывают личность персонажа посредством прямой характеристики, косвенной характеристики или комбинации того и другого. Вы увидите, что в прямой характеристике автор выходит прямо с этим и определенным образом маркирует персонажа. Косвенная характеристика гораздо тоньше.

Реклама

Примеры прямой характеристики

Реклама

При прямой характеристике автор точными словами расскажет, что представляет из себя персонаж. Например:

уверенная в себе женщина вошла в паб и застала обычно застенчивого Шеймуса врасплох. Несмотря на свой обычно сдержанный характер , он набрался смелости предложить ей свое место в баре.

Когда мы читаем это, мы сразу понимаем, что главная героиня может войти в комнату без капли страха. Точно так же мы представляем, что главный герой обычно застенчив, замкнут в себе. Нет никаких догадок об их врожденной природе.

Используйте эти примеры прямой характеристики в литературе, чтобы помочь вам лучше понять концепцию:

«Mr. Бингли был хорош собой и джентльменом; у него было приятное лицо и легкие, непринужденные манеры».

Гордость и предубеждение Джейн Остин

«Все знали Багиру, и никто не хотел переходить ему дорогу, потому что он был хитрым, как Табаки, смелым, как дикий бизон, и безрассудным, как раненый слон».

Книга джунглей Редьярда Киплинга

«Все в нем было старым, кроме его глаз, и они были того же цвета, что и море, и были веселыми и непобедимыми».

Старик и море Эрнест Хемингуэй

«У него был длинный подбородок и большие довольно выдающиеся зубы, которые, когда он не говорил, просто прикрывались полными, витиевато изогнутыми губами. Старый, молодой? Тридцать? 50? Пятьдесят пять? Трудно было сказать».

Дивный новый мир Олдоса Хаксли

«Он почти всегда был солнечным — я имею в виду, что он создавал впечатление хорошей погоды».

Приключения Гекльберри Финна Марка Твена

Реклама

Примеры косвенной характеристики

Косвенная характеристика более тонкая. Это не то, чему мы учимся сразу за один короткий отрывок. Писатель может косвенно раскрыть чей-то характер пятью способами:

  1. Действия — Как ведет себя персонаж? Является ли он или она опрометчивым и спонтанным? Или он или она тихий, сдержанный и медлит с какими-либо изменениями?
  2. Эффекты — Как персонаж воспринимается другими персонажами? Люди тянутся к нему или к ней? Или они разбегаются по ветру, когда знают, что идут к ним?
  3. Внешний вид — Как описывается персонаж? Хорошо ли он или она начищены, одет ли он в лучшее из платьев? Или они более свободолюбивы, переняв настроение хиппи?
  4. Речь — Какой тип диалога создан для персонажа? Они заикаются и запинаются робким тоном? Или они царственны, привлекая внимание комнаты всякий раз, когда говорят?
  5. Мысли — Если автор всеведущ или способен передать мысли каждого персонажа, то мы можем многое узнать о персонаже через его мысли. Они идут домой и сердито размышляют у костра? Переживают ли они и удивляются в течение своих дней, надеясь, что не обидели ни одной души и не завоевали всеобщую любовь?

Косвенная характеристика чаще всего происходит в течение более длинного художественного произведения, а не в одном абзаце или разделе. Однако эти более короткие примеры косвенной характеристики в литературе помогут вам увидеть, как этот тип характеристики работает на практике:

«Кэти жевала кусок мяса, жевала передними зубами. Сэмюэл никогда раньше не видел, чтобы кто-то так жевал. И когда она проглотила, ее маленький язычок скользнул по губам. Разум Сэмюэля повторял: «Что-то — что-то — не может найти, что это такое. Что-то не так», и на столе повисла тишина».

К востоку от Эдема Джон Стейнбек

«Прежде всего, — сказал он, — если ты научишься простому трюку, Скаут, ты будешь намного лучше ладить с самыми разными людьми. Никогда по-настоящему не поймешь человека, пока не рассмотришь вещи с его точки зрения [. ..] пока не влезешь в его шкуру и не будешь ходить в ней».

«Убить пересмешника» Харпер Ли

Характеристика типов личности

Реклама

Характеристика, пожалуй, один из самых мощных литературных приемов. Писатели используют сравнения, метафоры, олицетворения и многое другое, чтобы построить историю. Но что за история без главного героя? Таким образом, характеристика — это просто еще один цвет краски на их палитре. Так же важно, как настроение или тема, хорошо спланированная характеристика заложит прочную основу для всего будущего.

Примеры характеристик на основе черт личности

Рассмотрим несколько примеров характеристик. Эти детали представляют собой лишь поверхностное представление о множестве способов, которыми можно описать характер.

  • Характеризуя добрую девушку : Она осторожно опустилась на колени и протянула руку, чтобы помочь своей подруге подняться на ноги после того, как она упала на поле.
  • Характеризуя богатого человека : Он от души хмыкнул, прежде чем глубоко затянуться кубинской сигарой, мельком взглянув на свой «Ролекс». Он объявил, что водитель приедет в любой момент, и допил остатки виски.
  • Характеристика грубого человека : «Посмотрите сюда», сказал он. «Я не собираюсь терпеть ни от кого пустую болтовню. Я был в этом районе несколько раз, и я никому не тряпка. Мне все равно, кто вы и откуда. хочу услышать, что ты хочешь сказать».
  • Характеристика кого-то встревоженного : Она скрутила пальцы рук и закусила губу. Ее нога быстро тряслась, а глаза метались из стороны в сторону.
  • Характеристика смущенного человека : Он опустил глаза в пол, и его лицо стало багрово-красным. Его плечи сгорбились, и он поджал губы, явно пытаясь сдержать слезы.
  • Характеристика кого-то извиняющегося : Ее глаза умоляли его понять, что она пытается сказать, ее дыхание было медленным, но интенсивным с каждым вдохом. Ее дрожащие губы свидетельствовали о стыде за то, что она сделала.
  • Характеризуя скупого : Наморщив лоб и сморщив нос, Билл съёжился, увидев чек на ужин. Явно недовольный стоимостью своих яиц, бекона, пончиков и кофе, он распахнул бумажник, невзначай бросил на стол доллар в качестве чаевых и подошел к стойке, чтобы заплатить за еду.
  • Характеристика кого-то неряшливого : Она в спешке открыла дверь, надела серьги и попросила меня зайти на минутку. Я вошел в место, похожее на заброшенную зону боевых действий. Одежда и обувь были разбросаны по полу. Грязные тарелки с затвердевшей лапшой феттучини были свалены на столе, а журналы беспорядочно разбросаны по полу.
  • Характеризуя кого-то благодарного : Она не могла перестать говорить ему, как высоко она ценит небольшую ссуду, которую он ей дает. Последовали объятия, поцелуи в щеку и предложение приготовить ужин, и в каждом ее слове и движении звучала благодарность.
  • Характеристика кого-то невнимательного : После того, как он опоздал на свидание на 25 минут, он начал сигналить из своей машины, вынуждая меня бежать по обледенелым ступеням на шпильках.
  • Характеристика умелого человека 900:21: Он натянул стрелу на лук, пока она не перестала лететь дальше. Вылетев из его руки, стрела грациозно скользнула по воздуху в центр мишени.
  • РАЗРЕШЕНИЕ

    ThinkStock

У лучших персонажей есть глубина

Конечно, эти примеры не охватывают все типы черт характера. Люди, которых мы встречаем в наших любимых книгах, зачастую столь же сложны, как и люди, которых мы встречаем в повседневной жизни. Они многогранны. Иногда они добрые и щедрые. В других случаях они ревнивы и мелочны.

Если автор создал сильного персонажа, мы узнаем, что в нем много слоев, и они раскрываются с величайшей интригой. Это один из самых важных элементов хороших рассказов и романов, и именно благодаря этому некоторые книги приятно читать.

Характеристика – определение и примеры

Характеристика Определение

Что такое характеристика? Вот быстрое и простое определение:

Характеристика — это представление черт характера, мотивов и психологии персонажа в повествовании. Характеристика может происходить посредством прямого описания, в котором качества персонажа описываются рассказчиком, другим персонажем или самим персонажем. Это также может происходить косвенно, когда качества персонажа раскрываются в его или ее действиях, мыслях или диалогах.

Некоторые дополнительные ключевые сведения о характеризации:

  • Ранние исследования литературы, такие как работы древнегреческого философа Аристотеля, считали сюжет более важным, чем персонаж. Только в 15 веке персонажи и, следовательно, характеристики стали более важной частью повествования.
  • Характеристика стала особенно важной в 19 веке, с появлением реалистических романов, в которых стремились точно изображать людей.

Характеристика Произношение

Вот как произносится характеристика: kar-ack-ter-ih- zey -shun

Прямая и косвенная характеристика

Авторы могут развивать характеристику двумя способами: прямо и косвенно. Важно отметить, что эти два метода являются , а не взаимоисключающими. Большинство авторов могут использовать и используют как прямые, так и косвенные методы характеристики для развития своих персонажей.

Прямая характеристика

В прямой характеристике автор непосредственно описывает качества персонажа. Такое прямое описание может исходить от рассказчика, от другого персонажа или через самоописание рассматриваемого персонажа. Например, представьте себе следующий диалог между двумя персонажами:

«Этот парень, Сэм, кажется милым».

«О, нет. Сэм хуже всех. Он ведет себя хорошо, когда вы впервые встречаете его, но потом он попросит у вас денег и никогда не вернет их, и съест всю вашу еду, не предлагая ничего взамен, и я однажды видел он бросил камень в щенка. Слава богу, он промазал».

Здесь второй говорящий прямо характеризует Сэма как эгоистичного и жестокого человека. Прямую характеристику также иногда называют «явной характеристикой».

Косвенная характеристика

При косвенной характеристике, а не в явном описании качеств персонажа, автор показывает персонажа, когда он или она движется по миру, позволяя читателю сделать вывод о качествах персонажа из его или ее поведения. Детали, которые могут способствовать косвенной характеристике характера:

  • Мысли персонажа.
  • Действия персонажа.
  • Что говорит персонаж (его выбор слов)
  • Как персонаж говорит (его тон, диалект и манера речи)
  • Внешний вид персонажа
  • Движения и манеры персонажа
  • Как персонаж взаимодействует с другими ( и как другие реагируют на персонажа)

Косвенную характеристику иногда называют «неявной характеристикой».

Косвенная характеристика в драме

Стоит отметить, что косвенная характеристика имеет дополнительный уровень в любом виде искусства, в котором задействованы актеры, включая кино, театр и телевидение. Актеры не просто говорят слова по сценарию. Они делают выбор относительно того, как произносить эти слова, как двигаться своим телом и по отношению к другому персонажу. Другими словами, актеры делают выбор в отношении того, как сообщать всевозможные косвенные детали. В результате разные актеры могут изображать одних и тех же персонажей совершенно по-разному.

Например, сравните, как актер Алан Бейтс играет короля Клавдия в этой сцене пьесы в пьесе из фильма «Гамлет» 1990 года, с тем, как Патрик Стюарт играет роль в той же сцене из версии 2010 года. В то время как Бейтс разыгрывает сцену с нарастающей тревогой и вспышкой ужаса, раскрывающей его вину, Стюарт играет своего Клавдия ледяным и обиженным, но ни в коем случае не обманутым Гамлетовской маленькой пьесой внутри пьесы, чтобы что-то раскрыть.

Круглые и плоские символы

Символы часто описываются как круглые или плоские.

  • Круглые персонажи: Сложные, реалистичные, уникальные персонажи.
  • Плоские персонажи: Одномерные персонажи с одной всеобъемлющей чертой и ограниченной индивидуальностью или индивидуальностью.

Круглый или плоский персонаж зависит от его характеристики. В некоторых случаях автор может намеренно создавать плоские символы, особенно если эти символы будут появляться ненадолго и только для определенной цели. Например, хулиган, который появляется в одной сцене телешоу, может никогда не получить или не нуждаться в большей характеристике, чем тот факт, что он ведет себя как хулиган.

Но в других случаях авторы могут непреднамеренно создавать плоские персонажи, когда нужны были круглые персонажи, и такие персонажи могут сделать повествование скучным, лишенным напряжения и нереалистичным.

Архетипы персонажей

Некоторые типы персонажей так часто появляются в повествованиях, что их начинают рассматривать как архетипы — оригинальные, универсальные модели, каждый конкретный экземпляр которых является своего рода копией. Идея архетипа была впервые предложена психологом Карлом Юнгом, который предположил, что существует двенадцать фундаментальных «паттернов», определяющих человеческую психику. Он определил эти двенадцать архетипов как:

  • Caregiver
  • Creator
  • Explorer
  • Hero
  • Jester
  • Lover
  • Magician
  • Orphan
  • Абал
  • 2
  • Orphan
  • Абал
  • 2
  • Orphan
  • Абал. психологически определяют людей, идея архетипов имеет большое влияние как на тех, кто разрабатывает, так и анализирует вымышленных персонажей. На самом деле, еще один способ определить круглый и плоский характер — это подумать о них, поскольку они относятся к архетипам:

    • Плоские персонажи легко определить по одному архетипу, и у них нет уникального личного происхождения, черт или психологии, которые бы отличали их от этого архетипа существенным образом.
    • Круглые персонажи могут иметь основные аспекты, которые соответствуют определенному архетипу, но они также могут быть комбинацией нескольких архетипов, а также иметь уникальные личные данные, поведение и психологию, которые делают их похожими на личности, даже если их можно идентифицировать как принадлежность к определенным архетипам.

    Хорошая характеристика часто не требует усилий, чтобы полностью избежать архетипа — архетипы, в конце концов, есть архетипы, потому что за всю историю человечества они доказали, что являются отличными сюжетами для историй. Но успешные авторы найдут способы сделать своих персонажей не , а архетипов. Они могут делать это, играя с архетипами или разрушая их, чтобы создать персонажей, которые будут неожиданными или новыми, или, в более общем плане, создавать персонажей, характеристики которых заставляют их чувствовать себя настолько уникальными и индивидуальными, что их архетип больше похож на основу или фон, а не на полноту. кто этот персонаж.

    Примеры характеристик

    Персонажи почти каждой истории — будь то в литературе, фильме или любом другом повествовании — имеют некоторые характеристики. Вот несколько примеров различных типов характеристик.

    Характеристика в

    Гамлет

    Известный литературный критик Гарольд Блум в своей книге Изобретение человека утверждал, что «личность, в нашем понимании, является шекспировским изобретением». Согласны ли вы с этим или нет, нет никаких сомнений в том, что Шекспир был мастером характеристики. Один из способов, которым он достиг такой характеристики, заключался в том, что его персонажи произносили монологи. Отрывок из монолога ниже взят из Гамлет , в которой Гамлет думает о самоубийстве:

    Быть или не быть? Вот в чем вопрос —
    Что благородней духом терпеть
    Пращи и стрелы яростной судьбы,
    Иль с оружием в руках на море бед
    И, противодействуя, покончить с ними? Умереть, уснуть —
    Нет больше — и сном сказать, что мы покончим
    Сердечная боль и тысяча природных потрясений
    Что плоть наследница — это завершение
    Усердно желать! Умереть, уснуть.
    Спать, быть может, мечтать — да, вот в чем загвоздка,
    Ибо в этом сне смертном какие сны могут явиться
    Когда мы вырвемся из этого бренного кольца,
    Должны дать нам паузу.

    Монолог Гамлета — это не просто его высказывание того, что он думает. Когда он произносит монолог, он обнаруживает, что он думает. Когда он говорит: «Умереть, спать. Спать», он полностью убежден в том, что самоубийство — правильный путь. Его слова «может быть, приснится» прямо вытекают из его мыслей о смерти, как о «сне». И с его положительными мыслями о смерти как о сне, когда он впервые говорит «возможно, мечтает», он думает о том, чтобы иметь добра мечты. Но когда он произносит слова, он понимает, что они глубже, чем он первоначально думал, потому что в этот момент он понимает, что на самом деле не знает, какие сны ему могут присниться после смерти — они могут быть ужасными, нескончаемыми кошмарами. . И вдруг поток его логики оставляет его в тупике.

    Показывая персонажа, переживающего собственные мысли так же, как реальные люди воспринимают свои мысли, не как плавный поток, а как идеи, которые вызывают новые, разные и неожиданные идеи, Шекспир придает Гамлету могучую человечность как персонажу. Давая Гамлету монолог о возможной радости самоубийства, он еще больше улавливает нынешние страдания и меланхолию Гамлета. И показывая, как много внимания Гамлет уделяет деталям своей логики, он улавливает довольно навязчивую природу Гамлета. Другими словами, всего в этих 13 строках Шекспир достигает значительной характеристики.

    Характеристика в

    Герцогиня Мальфи

    В своей пьесе Герцогиня Мальфи Джон Уэбстер включает превосходный пример прямой характеристики. В этой речи персонаж Антонио рассказывает своему другу о герцоге Фердинанде:

    Герцог там? Самый извращенный и беспокойный характер;
    То, что кажется в нем весельем, только снаружи.
    Если смеяться от души, так смеяться
    Всякая честность не в моде.

    Он говорит чужими языками и слышит мужские костюмы
    Чужими ушами; будет казаться спящим на скамейке
    Только для того, чтобы заманивать обидчиков своими ответами;
    Приговаривает людей к смерти по информации,
    Награждает по слухам.

    Фердинанд прямо описывает герцога как лживого, извращенного и дикого, а также как пустого человека, который всегда смеется только для вида. Это разрушительное описание, и оно оказывается в значительной степени точным.

    Характеристика в

    Великий Гэтсби

    Вот еще один пример прямой характеристики, на этот раз с Великий Гэтсби . Здесь Ник Кэррауэй, рассказчик романа, описывает Тома и Дейзи Бьюкенен ближе к концу романа.

    Они были беззаботными людьми, Том и Дейзи — они разбивали вещи и существ, а затем отступали назад к своим деньгам, или своей беззаботности, или чему-то еще, что держало их вместе, и позволяли другим людям убирать беспорядок, который они сделали .

    Но «Великий Гэтсби», как и вся другая литература, опирается не только на прямые характеристики. Вот Ник, ранее в романе, описывающий Гэтсби:

    Он странным образом протянул руки к темной воде, и, хотя я был далеко от него, я мог бы поклясться, что он дрожит. Я невольно взглянул в сторону моря — и ничего не различил, кроме одинокого зеленого огонька, крошечного и далекого, который мог быть концом пристани.

    Это пример косвенной характеристики. Ник не описывает персонажа Гэтсби напрямую, вместо этого он описывает, как Гэтсби ведет себя, что Гэтсби делает. Но это физическое описание — Гэтсби протягивает дрожащие руки к далекому и таинственному зеленому свету — передает основные черты характера Гэтсби: его непреодолимое стремление и желание, а также, возможно, хрупкость, присущую такому стремлению.

    Почему писатели используют характеристики?

    Характеристика — важнейший аспект любой повествовательной литературы по той простой причине, что сложные, интересные персонажи жизненно важны для повествовательной литературы. Поэтому писатели используют методы характеристики для развития и описания персонажей:

    • Мотивация
    • История и предыстория
    • Психология
    • Интересы и желания
    • Навыки и таланты
    • Самовосприятие, причуды и неврозы

    Такие характеристики, в свою очередь, делают персонажей реалистичными, а также помогают направлять действие сюжета, поскольку сюжет часто определяется столкновением действий и желаний его различных персонажей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *