1. Основные характеристики мифологического мировоззрения
Под мифологиейпонимаетсясистема взглядов, основанная на иррациональном способе восприятия и отражения мира, специфический тип сознания, характерный преимущественно для первобытной стадии развития, но сохраняющей своё культурно-регулятивное значение и позднее; в преобразованных формах мифологический тип сознания остаётся актуальным практически для всех эпох.
Мифология— 1) совокупность мифов в культуре, 2) учение о мифах как способе понимания природной и социальной действительности.
Мифология представляет собой явленную человеку в непосредственной данности и в чувственной целостности действительность.
Какие же особенности отличают мифологическое сознание?
В мифе человек и общество не выделяют себя из окружающей природной стихии (природа, общество и человек слиты в единое целое).
Мифологическое сознание мыслит символами: каждый образ, герой, действующее лицо обозначает стоящее «за ним» явление или понятие.
Миф живет в своем особенном времени – времени «первоначала», «первотворения» («время оно»), к которому неприложимы человеческие представления о течении времени (священное время). То же самое относится к восприятию пространства как священного [цикличность восприятия времени и пространства].
Миф мыслит образами, живет эмоциями, ему чужды доводы рассудка, он объясняет мир, исходя не из знания, а из особой реальности.
По словам А. Ф. Лосева, «миф это не история, которую рассказывают, а реальность, которой живут».
Классическая мифология не исчезает, а сосуществует с иными мировоззренческими парадигмами; зона её функционирования локализуется преимущественно в приватной (и отчасти тайной) неконвенциональной (осуждаемой официальными религиями) мистике, магической и гадательной деятельности, отчасти в течениях оккультизма и т.
п.Мы наблюдаем две тенденции в мифологизации сознания:
1) Демифологизация— ведущая тенденция «развенчания власти мифа», «освобождения от мифического плена», характерная доминирующая тенденция современности. Она отражает стремление с помощью рациональной критики мифологического мировоззрения, построения теоретического мировоззрения — прежде всего, философского и научного — выйти из-под влияния мифических предрассудков, догм и верований. Основанием такого отношения к мифу служит уверенность в том, что «расколдование мира» научно-теоретическим разумом есть закономерное развитие истории, движущейся «от мифа к логосу», от наивности «детского сознания» к рациональной картине мира.
Одновременно в новое и новейшее время появились некоторые феномены массового политического и национального сознания, внешне напоминающие явления мифологической культуры первобытности в её наиболее выраженном – шаманском – проявлении («синдром толпы», экстатические формы выражения национальных и политических чувств, повышенная мистифицированность в этих и иных сферах, вера в кумиров, НЛО и т.п.). На самом деле эти явления имеют совершенно иное происхождение, смысл, структуру и пр., хотя своими корнями они уходят в глубины первобытного сознания. Некоторые приёмы из практики мифологии, мистики и шаманизма успешно используются современной массовой культурой.
Гораздо ближе к аналогам с мифологическим сознанием бывают некоторые интеллектуально-образные проявления психически больных людей (с чем связан особенный интерес именно психологов к этой теме).
Разумеется, мифологическое сознание
Мифология, таким образом, базируется на использовании человеческого сознания к воображении, к проективной деятельности этого сознания. Проекты действий, которые рождаются в сознании людей, были предельно конкретны: как изготовлять инструмент, как охотиться, как совершать обряд и пр. Миф и сталмоделью мира, бытия в целом, фантастическое удвоение мира, взятым в устойчивых, всеобщих чертах, и поэтому всегда возвышался над случайными фрагментами индивидуальной жизни.
Мифология по своей природе претендует на абсолютность утверждаемого ею миропонимания, а значит, требует от каждого индивида безусловного принятия данной системы идей и чувствований, их передачи в неприкосновенности из поколения в поколение. Все дело в том, что первобытный человек не имел другого мировоззрения, кроме мифологического – оно одно и единственно.
В мифах человеческая фантазия создавала проекты несуществующего, но подобного существующему, не осознавая принципиальной разницы между реальным и воображаемым: ведь для первобытного сознания в мире нет ничего невозможного, нет чуда, нет мистики, все воображаемое или уже свершилось, или способно свершиться.
И, тем не менее, в культуре рождалась потребность в обобщенных представлениях бытия, картинах мироздания, охватывающих жизнь природы, общества и человека, их происхождение и взаимосвязь.
Процесс формирования функциональных способностей левого полушария был длительным, он не завершился и в первобытности, и в традиционной культуре феодального общества. Мировосприятие людей сохраняло, при всех его модификациях, мифологически-религиозный характер, т.е. опиралось на работу правого, а не левого полушария. Мощь фантазии, неподконтрольной разуму деятельности воображения, оказывалась безграничной: так рождаласьмифология, становившаяся господствующей формой общественного сознания.
Мифотворческая сила фантазии непосредственно опиралась на работу правого полушария, поскольку создаваемые им образы имеют конкретно-чувственную, а не абстрактную форму, однако предстают они какякобы созерцаемые, то есть только воображаемые. Поскольку же эти плоды деятельности фантазии эмоционально окрашены и обращены к переживанию, не отделимому от понимания, они становятсяхудожественными образами. В сущности, мифология есть не что иное, какхудожественно-образный способ освоения действительности, воспринимаемый, однако, какее адекватное описание, т.е. не осознаваемое в своей фантастичностиосвоение действительности народной фантазией. В данном отношении онтогенез повторяет филогенез – у ребенка художественно-образное мышление опережает развитие абстрактного, левополушарного. Оно не становится мифологическим только потому, что этому мешают разъяснения взрослых.
Культура профессионального мировоззрения как характеристика личностной культуры учителя технологий
Библиографическое описание:Борисов, В. В. Культура профессионального мировоззрения как характеристика личностной культуры учителя технологий / В. В. Борисов, С. В. Борисова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 2 (61). — С. 732-735. — URL: https://moluch.ru/archive/61/8974/ (дата обращения: 02.01.2023).
В статье теоретически обосновано значение профессионального мировоззрения как системы профессиональных идеалов, интеллектуального и ценностно-эмоционального отношения к профессиональной деятельности в процессе профессионального становления учителя технологий.
Ключевые слова: культура профессионального мировоззрения, учитель технологий, трудовая деятельность.
Современный мир невозможен вне границ информации. Расширение технических возможностей обмена информацией интенсифицировало процессы взаимодействия человека с окружающим миром, который характеризуется свободой и поликультурностью в информационном пространстве. Информационный взрыв породил новые информационные потоки, которые изменяют мир и человека, который должен успевать улавливать эти потоки, чтобы не потеряться в современности и не оказаться в прошлом. Культура профессионального мировоззрения сегодня оказывается в центре внимания многих исследователей, которые осознают проблему потребности в передаче социокультурного опыта и потребности участия в изменениях, которые составляют основу развития, в том числе и личностного. Поэтому в фокусе научного интереса оказались исследования сущности идентификационных процессов и формирования культуры профессионального мировоззрения, что обусловило изложение этого материала.
Возникновение и развитие культуры профессионального мировоззрения связано с усложнением личности, её внутреннего мира, духовно-практической деятельности. Интеграция в ней интеллектуальной, этической и эстетической составляющих не носит механический характер, а предполагает наличие конфликтов, противоречий. Возникновение новых социокультурных реалий в современном украинском обществе способствует переоценке многих духовных ценностей. С духовными ценностями непосредственно связаны мировоззренческие позиции личности, что согласуется с тезисом А. Белых о том, что «…сложная мировоззренческая деятельность — не только характеристика мировоззренческой культуры, но и способ ее существования, возникновения и развития» [1, с. 200]. С этой точки зрения значительная ответственность за формирование мировоззрения членов общества возлагается на педагогов. Соответственно от учителей и педагогов общество ожидает проявления высокого уровня культуры мировоззрения. В связи с этим, оправданно повышенное внимание общества, исследователей и педагогов-практиков к проблеме формирования профессионального мировоззрения будущих учителей в процессе их профессиональной подготовки.
Особое значение высокая мировоззренческая культура имеет для успешной профессиональной деятельности учителей технологий. В процессе трудовой подготовки осуществляется воспитание личности, формирование трудовых качеств и ориентации на успех в трудовой деятельности. Учитель технологий призван раскрыть перед учащимися глубокое гуманистическое содержание трудовой деятельности, что затруднительно без опоры на устойчивый мировоззренческий фундамент самого учителя. В то же время мы вынуждены констатировать, что между высокими требованиями к уровню развития мировоззрения учителя технологий (обусловленными социальным заказом) и условиями его формирования в процессе профессиональной подготовки в педагогических высших учебных заведениях существует преодолимое противоречие.
На данном этапе в Украине отсутствуют глубокие теоретические разработки, которые бы обосновывали соответствие образовательной отрасли «Технологии» отдельной отрасли знаний [2]. В связи с этим существует несколько подходов к определению содержания подготовки будущих учителей технологий. Первый, технократический подход, характеризуется стремлением к преобладанию инженерных дисциплин и использования методов и средств подготовки, достаточно апробированных при подготовке инженеров машиностроительного производства. Однако по своему содержанию профессиональная деятельность инженера на производстве, по сути, не соответствует профессиональной педагогической деятельности учителя технологий, а, следовательно, слепое копирование подготовки инженеров для формирования учителя технологий некорректно. Своеобразность профессиональной педагогической деятельности делает недопустимым наличие только узкоспециализированной компетентности, потому что профессионализм учителя определяется культурой профессионального мировоззрения и сочетанием профессиональных компетентностей.
Второй, гуманистический подход в определении содержания подготовки будущих учителей технологий представлен несколькими направлениями исследований. Так, например представители научной школы во главе с А. Коберником, стремятся к объединению педагогической и инженерной составляющих подготовки. Бесспорным достижением представителей данного научного направления является использование и популяризация метода проектов.
Другие исследователи стремятся обосновать отдельные составляющие подготовки учителя технологий. С. Борисова, Л. Оршанский разрабатывают проблему реализации образовательного и воспитательного потенциала декоративно–прикладного искусства в профессиональной подготовке учителя технологий [3, 4]. Целесообразно вспомнить и задуматься над предостережением французского философа К. Леви-Строса о том, что ХХІ столетие будет «столетием гуманитарных наук или его не будет».
Гуманитаризацию в сфере профессиональной подготовки учителя технологии мы рассматриваем сквозь призму художественно-эстетической культуры личности учителя. В этом направлении гуманитаризация побуждает к расширению предметов, связанных с изучением традиционных видов декоративно-прикладного искусства и реализацией в современном производстве идей этнодизайна.
В. Сидоренко в своих работах стремился обосновать направления оптимизации содержания подготовки учителей технологий [5, 6, 7]. Н. Курач в своей работе раскрывает теоретические подходы в использовании явления переноса знаний, умений и навыков в процессе художественной трудовой подготовке будущих учителей трудового обучения и педагогические условия, которые позволяют повысить эффективность такой подготовки [8]. В. Стешенко [9] предлагает содержание образовательной отрасли «Технологии» рассматривать с позиций основных стадий производства и в соответствии с этим строить и подготовку учителей технологий.
Я. Бобылева, исследуя теоретические и методические основы формирования инновационной культуры будущих учителей технологий в процессе профессиональной подготовки, особое внимание уделяет подготовке будущих учителей технологий к педагогической инновационной деятельности. «Содержание подготовки будущих учителей технологий к педагогической инновационной деятельности должно базироваться на гуманитарном, философском, психолого-педагогическом, культуроведческом и технологическом образовании, обеспечивать будущему учителю технологий не только соответствующий набор профессиональных знаний и умений, а и техническую образованность, что создает условия для творческого развития» [10].
Однако необходимо отметить, что на данном этапе отдельные подходы к подготовке учителей технологий в недостаточной степени согласуются между собой. Большое количество дисциплин имеют автономный и обособленный характер. Возникает опасность усвоения студентами раздробленных знаний, не представляющих собой целостной системы. В силу раздробленности в мировоззрении студентов с большим трудом складывается понимание специфики профессиональной деятельности учителя технологий. Наиболее общие и методологически значимые представления и концептуальные установки индивида эксплицируются в личностном психологическом плане через его мировоззрение. «Иными словами, культура мировоззрения — это личностная мировоззренческая система, сформированная на основе общечеловеческих, национальных и конкретно-исторических идеалов, ценностей и собственного жизненного опыта, жизненных принципов, позиций и отношений, а не внешние мировоззренческие принципы, предлагаемые человеку, не формальные или фактические моральные требования, а определенный этап смысложизненных исканий, им пережитый, выношенный и прочувствованный» [1, с. 200].
Гуманоцентричная переориентация образования, основными чертами которой являются всеобщность, интегральность, креативность, потребности общества в подготовке учителя технологии, способного к кружковой работы и деятельности по трудовому воспитанию, который, зная основы методики трудовой подготовки, умело проецирует её на парадигму ученика, обусловила возросшее внимание к декоративно-прикладному искусству как источнику обоснования стратегии развития образования. Сегодня все больше высших учебных заведений внедряют учебные курсы, дисциплины, связанные с этнодизайном, различными видами декоративно-прикладного искусства. Такое обращение к декоративно-прикладному искусству и к его творческому и духовному потенциалу обусловлено поднятием на новую ступень философии образования.
Профессиональный аспект мировоззрения связан с формированием концептуальных основ, необходимых для успешной профессиональной педагогической деятельности. Таким образом, процесс формирования мировоззрения профессионала сопряжен с выработкой конкретной личностью собственной теории философского характера, отражающей существенные черты и отношения к профессиональной сфере.
Многие исследователи указывают на связь мировоззрения и философско-методологических установок личности. В контексте профессиональной педагогической деятельности учителя технологий основу мировоззрения специалиста составляют его философские взгляды на декоративно-прикладное искусство. Методологические и теоретические проблемы, относящиеся к области философии декоративно-прикладного искусства и составляющие ядро профессионального мировоззрения учителя технологий, широко осмыслены в работах Б. Антоновича, С. Борисовой, В. Титаренко, Д. Тхоржевского, Л. Оршанского [3, 4, 11, 12].
Проблема формирования профессионального мировоззрения учителя технологий в процессе его подготовки в высших учебных заведениях является одной из ключевых проблем педагогики высшей школы на современном этапе ее развития. Профессиональное мировоззрение учителя технологий как интегративное явление представляет собой одну из важнейших целей профессионального образования — интеграцию основных профессиональных знаний, представлений, убеждений, идеалов и практического опыта. На основе профессионального мировоззрения происходит объединение основных и специальных компетентностей в единую целостную систему. Профессиональное мировоззрение определяет творческую индивидуальность учителя технологий.
Культура профессионального мировоззрения, как характеристика личностной культуры, может быть представлена как частное выражение культуры в целом. Конструирование культуры профессионального мировоззрения личности требует душевных сил личности, которые связаны с ориентацией на успех в профессиональной деятельности, пониманием, оценкой достижений и переживанием ситуации профессиональной самореализации. Условием формирования культуры профессионального мировоззрения является освоение знаковых, символических систем. Эстетическое развитие человека позволяет достаточно эффективно решать эти задачи. Мы поддерживаем позицию А. Белых, который утверждает: «Атрибутом культуры мировоззрения является развитость эмоциональной сферы личности, а её признаками — умение осваивать символически предаваемую информацию, понимание языка искусства различных эпох» [1, с. 201]. Изучение и осмысление проблем, относящихся к сфере инноваций и декоративно-прикладного искусства, отражение окружающей действительности средствами декоративно-прикладного искусства может способствовать оптимизации процесса формирования профессионального мировоззрения будущих учителей технологий. Для культуры профессионального мировоззрения учителя технологий характерно не усвоение готовых постулатов, а свободное творчество. Культура мировоззрения является проявлением индивидуальности и влияет на самовыражение и самореализацию учителя технологий.
Осуществление самовыражения и профессиональной самореализации ставит задачи соотнесения своего места в мире, своей профессиональной педагогической деятельности с предшествующим опытом и вновь возникающими задачами жизнетворчества. Решение жизненных задач без конфликта интересов возможно на основе мировоззренческого осмысления стратегии деятельности и результата.
Культура профессионального педагогического мировоззрения предполагает совпадение культуры и фундаментальных основ личности. Общество XXI века ждет учителя технологий, который имеет психолого-педагогические знания, владеет технологиями декоративно-прикладного искусства, творческим стилем мышления, стремится к постоянному саморазвитию и духовному самосовершенствованию. Главными чертами учителя технологии должны стать высокий уровень культуры профессионального мировоззрения и глубокий профессионализм.
Литература:
1. Белых А. С. Мировоззрение студенческой молодежи: проблемы формирования: монография / А. С. Белых. — Луганск: Изд-во «Ноулидж», 2012. — 232с.
2. Постанова від 23 листопада 2011 р. № 1392 Про затвердження Державного стандарту базової і повної загальної середньої освіти // http://www.mon.gov.ua/ua/often-requested/state-standards/
3. Борисова С. Етнодизайн як феномен сучасної культури / С. Борисова // Трудова підготовка в закладах освіти. — 2011. — № 3. — С. 25–27.
4. Оршанський Л. В. Декоративно-ужиткове мистецтво та етнодизайн — традиції i сучасність у художньо-трудовiй пiдготовiцi майбутнiх учителiв трудового навчання / Л. В. Оршанський // Инновационные образовательные технологии. — 2008. — N 1. — С. 77–82.
5. Сидоренко В. К. Здобутки і втрати трудового навчання в загальноосвітній школі // Сучасні інформаційні технології та інноваційні методики навчання у підготовці фахівців: методологія, теорія, досвід, проблеми: Збірник наукових праць. У 2-х ч. — Київ-Вінниця: ДОВ Вінниця, 2002. — Ч 1. — С.83–86.
6. Сидоренко В. К. Стандартизація ступеневої підготовки вчителя трудового навчання // Збірник наукових праць Бердянського державного педагогічного університету: Педагогічні науки. — № 5. — Бердянськ: БДПУ, 2002. — С.5–10.
7. Сидоренко В. К. Праця і всебічний розвиток особистості // Психолого-педагогічні проблеми сільської школи: Збірник наукових праць Уманського державного педагогічного університету імені Павла Тичини. — К.: Міленіум, 2004. — С. 120–132.
8. Курач М. С. Явище перенесення в художньо-трудовій підготовці майбутніх учителів трудового навчання / М. С. Курач // Трудова підготовка в закладах освіти. — 2008. — № 1. — С. 29–32.
9. Стешенко В. В. Система компетенцій в освітньо-професійній програмі підготовки вчителя технологій [Текст] / В. В. Стешенко / Науковий часопис НПУ імені М. П. Драгоманова. Серія № 5. Педагогічні науки: реалії та перспективи. Випуск 30: збірник наукових праць / за ред. проф. М. С. Корця. — К.: Вид-во НПУ імені М. П. Драгоманова, 2011. — С. 193–197.
10. Бобылева Я. В. Концепция исследования теоретических и методических основ формирования инновационной культуры будущих учителей технологий в процессе профессиональной подготовки [Текст] / Я. В. Бобылева // Молодой ученый. — 2013. — № 4. — С. 532–534.
11. Антонович Є.А., Захарчук-Чугай Р. В., Станкевич М.Є. Декоративно-прикладне мистецтво. — Львів: 1993.- 272с.
12. Мусієнко В. Прилучення учнів до національної культури в процесі трудового навчання /В. Мусієнко, Р. Захарченко, В. Сидоренко, Д. Тхоржевський //Трудова підготовка в закладах освіти. — 1999. — N 3, 4. — Книжка в журналі.
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное мировоззрение, декоративно-прикладное искусство, будущий учитель технологий, учитель технологий, профессиональная педагогическая деятельность, профессиональное мировоззрение учителя технологий, профессиональная подготовка, процесс, содержание подготовки, трудовая деятельность.
Религиозные мировоззрения: характеристики — ReligiousLeftLaw.com
Я думаю, что наличие большинства, если не всех, следующих «характеристик» помогает нам прояснить, что мы часто (и, возможно, должны) подразумевать под термином «религия» или религиозное мировоззрение (они могут даже служить критерием для определения «религии» в юридических целях). Он способен охватывать как «западные», так и «восточные» религиозные традиции, теистические и нетеистические мировоззрения, а также множество новых (хотя и не обязательно «нью-эйдж») религий. Здесь предполагается, что не существует легко или приемлемо идентифицируемой «сущности» религии, даже если мы часто сосредотачиваемся на определенных измерениях или характеристиках, скажем, на основном наборе верований (как центральном наборе утверждений об истине), «трансцендентном религии, определенных видов религиозного опыта: «нуминозного», «мистического» или «откровения» и так далее. Нашей следующей задачей было бы определить, что значит прилепиться к нерелигиозное мировоззрение.*
1. Вера в сверхъестественные существа (духов, богов и т. д.), Бога или высший божественный принцип или силу (в последнем случае всеобъемлющую или «целостную» по структуре).
2. Различие между священными и несвященными (или «профанными») объектами, пространством и/или временем.
3. Ритуальные действия, сосредоточенные на священных событиях, местах, временах или объектах или связанные с ними. Сюда входят такие виды деятельности, как поклонение, молитва, медитация, паломничество, жертвоприношение (растительное, животное или человеческое; буквальное или фигуральное), священнодействия, ритуалы жизненного цикла и лечебные мероприятия.
4. Моральный кодекс (этика) или «образ жизни», который, как считается, санкционирован богами или Богом или (в неформальном смысле: логически) вытекает из приверженности божественному принципу или силе. (Здесь не предполагается, что мораль обязательно должна быть религиозной, на самом деле мораль концептуально отлична от религии и независима от нее.)
5. Молитва, поклонение, медитация и другие формы «общения» или сонастройки с богами, Богом, или божественный принцип или сила.
6. Мировоззрение, которое посредством (обычно мифического) повествования помещает человека и его/ее сообщество и традицию в космос, мир и/или историю. Это важный, если не основной источник идентичности человека, как в его индивидуальной форме, так и в групповом аспекте. Мировоззрение артикулирует значение — придает смысл — культурным традициям группы: ее мифам, истории, ритуалам и символам. Это часто включает рассмотрение вопросов о смысле жизни и смерти (и о том, что следует за смертью для человека), о страдании и зле, о том, что философы называют вопросами личной идентичности, об отношении человечества к космосу и миру природы. , его связь с нечеловеческими животными и, возможно, с «духовным» миром или «другими мирами». Мировоззрение артикулирует фундаментальные ценности религиозного сообщества, чтобы утвердить его наиболее важные ценности и/или его «высшую ценность».
7. Характерно религиозные эмоции или отношения, связанные с мыслью о том, что они имеют божественное происхождение или наделены «духовной» силой: особая форма благоговения и страха, «страха» или беспокойства, экзистенциальная тревога, чувство тайны, обожание , благоговение, любовь, преданность, надежда, чувство вины или стыда, безмятежность, сострадание, блаженство и т. д.
8. Более или менее полная организация или структурирование своей жизни или индивидуального жизненного мира на основе понимания (отсюда интерпретация) религиозного мировоззрения («жизненный мир» может включать верования, ценности и обычаи, не связанные напрямую с религиозным мировоззрением или связанные с ним). Это понимание не обязательно совпадает с нормативными картинами, нарисованными теми, кто обладает религиозным авторитетом, или с «официальным» мировоззрением религии, более того, оно может быть довольно идиосинкразическим или даже когнитивно грубым или довольно изощренным, говоря психологически и философски. На первый взгляд доказательства показывают, что религиозный приверженец верит или пытается жить в соответствии с мировоззрением.
9. Социальная группа, в которой личная и коллективная — культурная — идентичность выкована вышеупомянутыми факторами .
10. Художественное или творческое самовыражение, связанное с любой из вышеперечисленных характеристик .
Мы должны иметь в виду, что своего рода аналитическая ясность, к которой стремятся в философских кругах, или требования семантической юридической точности могут быть неприменимы, если под этим подразумевается определение (или что-то очень близкое к определению) религии. Почему? Покойный Б.К. Матилал приводит одну причину от философа А.Н. Уайтхед:
«Стремление к ясности любой ценой основано на чистом суеверии относительно того, как функционирует человеческий разум. Настаивание на трезвой ясности проистекает из сентиментального чувства, так сказать, тумана, скрывающего затруднения фактов».
* Этот список характеристик вдохновлен и частично следует тому, что впервые было предоставлено Уильямом П. Алстоном в томе, которое он редактировал, Религиозные убеждения и философская мысль : Чтения по философии религии (Харкорт Брейс Йованович, 1963): с. 5.
Приложение: В ответ на комментарий к этому сообщению я подумал, что может быть интересно следующее: Среди антропологов, социологов и историков (и даже некоторых политологов) уже давно существует признание того, что национализм часто переплетаются с религией, и что националистические и политические идеологии часто обладают религиозными или религиозными характеристиками: радикальный разрыв с традицией, которого добивались во время Французской революции, привел к новой политической культуре, наполненной риторикой, символами, образами и праздниками с мифологическими и религиозными прецедентами. или сходство. Случаи разнообразны и широко распространены: сионизм в Палестине, маоистский марксизм-ленинизм в Китае (который функционировал как государственная религия) и то, что Роберт Белла классно (или печально известно в некоторых кругах) назвал «гражданской религией» в этой стране, чтобы процитировать несколько наиболее ярких примеров. По словам моего учителя и наставника в изучении религий Ниниан Смарт: «Нередко наблюдается, что современный национализм функционирует как религия». Точно так же и покойный историк-марксист Эрик Хобсбаум в своей работе о «нациях и национализме» отмечает, что «связь между религией и национальным сознанием может быть очень тесной, как показывают примеры Польши и Ирландии» и как это часто отмечается сегодня в отношении к исламу в арабском мире. Тем не менее, мы должны также отметить, вместе с Хобсбаумом, «что преобладание транснациональных религий, во всяком случае, в регионах мира, в которых развивался современный национализм, накладывало ограничения на религиозно-этническую идентификацию». Наконец, опять же у Хобсбаума, и, возможно, свидетельствуя о сложностях исторического переплетения религии и национализма, религиозное обращение иногда приводило к созданию двух различных национальностей: «ибо это, безусловно, католицизм (и его побочный продукт, латинский письменность) и православие (с его побочным продуктом, криллийским письмом), которое наиболее явно отделило хорватов от сербов, с которыми у них общий культурный язык».
Три вещи, которые сделают ваших персонажей глубже – Мифотворцы
Создать интересных персонажей с глубиной сложно. Вашей аудитории не потребуется много времени, чтобы узнать все, что нужно знать о поверхностном персонаже; добавление глубины будет держать вашего читателя вовлеченным и заинтересованным, поскольку он обнаружит, что у персонажа есть нечто большее, чем просто его поверхностные характеристики. Вот три инструмента, которые вы можете использовать для создания более глубоких персонажей.
Мировоззрение
Мировоззрение — неотъемлемая часть любого персонажа. Без этого ваш персонаж будет казаться чертовски пустым. Какого оттенка у них линзы?
Существует множество доступных мировоззрений. Вот несколько примеров:
- Нигилизм: Персонаж, считающий, что ничто не имеет значения, придерживается нигилистического мировоззрения. Они не следуют какой-либо определенной системе морали и не очень беспокоятся о последствиях, которые затрагивают их самих или других людей. Часто их цели краткосрочны и вращаются вокруг личного удовлетворения и прихотей.
- Религия: Это может быть вера в определенную религию или общую духовность. Если религия и ее обряды занимают центральное место во всех их действиях и верованиях, то у них религиозное мировоззрение.
- Сильное правило: Это мировоззрение основано на силе и использовании ее на других. Это может придать персонажу хищный вид; они будут использовать свое мировоззрение, чтобы оправдать получение того, что они хотят, от тех, кто не может этого защитить. Подобно нигилизму, они не заинтересованы в последствиях, которые затрагивают других. Тем не менее, они заинтересованы в своей собственной зарплате, что отличает их от других.
Мировоззрение — это душа персонажа.
Мировоззрение персонажа определяет, кто он есть на самом деле. Мировоззрение влияет на восприятие; следовательно, он определяет, как персонаж обрабатывает информацию и реагирует. Если вы урезаете персонажа, удаляя все его действия, предысторию и всякую чепуху, все, что у вас остается, — это мировоззрение.
Начните с мировоззрения, а затем решите, как действует ваш персонаж. Это сделает их более последовательными и сильными, потому что их действия будут соответствовать их основной концепции. Кроме того, это усилит вашего персонажа и даст ему свободу действий. Даже если они будут реагировать пассивно, их действия будут исходить изнутри, а не просто быть удобными для истории.
Наконец, ваше мировоззрение будет определять, насколько хорошо они ладят с другими. Персонажи с противоположным мировоззрением вряд ли будут хорошо играть. Например, нереально ожидать, что монах из аскетического ордена и гедонист будут прекрасно ладить друг с другом. Наличие разных мировоззрений может помочь определить, какие персонажи будут мешать главному герою, а какие — помогать.
Крупные события могут изменить мировоззрение
Люди меняются, и иногда крупные события могут полностью изменить чье-то мировоззрение. Однако переключение мировоззрения — важное решение, и оно должно сыграть важную роль в сюжете вашей истории.
Скажем, у нас есть полицейский, который твердо верит в непогрешимость закона. Что, если он решит, что весь его участок пронизан коррупцией? Вероятно, последует одно из двух.
Во-первых, он мог лгать самому себе. Вместо того, чтобы признать факторы, которые бросают вызов его мировоззрению, он преуменьшает или полностью игнорирует их. Это может быть интересно, но это может разрушить реализм, если он очень долго будет игнорировать что-то слишком очевидное или слишком большое.
Другой вариант: он может измениться после такого большого откровения. Как только он решит, что закон, в конце концов, не безошибочен, ему предстоит принять больше решений. Возможно, он сам становится коррумпированным. Или это приводит его к пониманию того, что юридические органы нуждаются в надзоре, и он начинает проводить государственную реформу. Как только персонаж осознает, что его убеждения ошибочны, его действия неизбежно изменятся.
Мечта
Мечта — это то, чего больше всего желает ваш персонаж. Если бы к ним подошел джинн и предложил им три желания, их первым желанием было бы то, о чем они мечтают. Вы можете многое сказать о человеке по его сокровенному стремлению.
Люди могут тосковать по многим вещам:
- Свобода: Это мечта человека, связанного физически, социально, магически или каким-то другим образом. Они не могут преследовать какие-либо другие мечты, пока не станут свободными, поэтому они сосредотачиваются на этом единственном желании. Свобода может исходить от конкретного человека, авторитетной фигуры или состояния, от которого они страдают.
- Забвение: Это сон человека, которого мучают воспоминания, которые он несет. Они могли быть вовлечены в войну или другое травмирующее событие; или, возможно, они чувствуют вину за прошлые проступки. Забывчивость принесет им покой.
- Процветание: Это мечта человека, который испытывает сильное чувство нехватки. Они хотят улучшить свою жизнь каким-то значительным денежным способом. Это может быть лучшая работа, другой дом или конкретное имущество, которое, по мнению человека, улучшит его положение. Определенная сумма в долларах не нужна человеку, чтобы мечтать о процветании; стремление к большему материальному богатству может возникнуть как у богатых, так и у бедных.
Мечты личные
Если в мировоззрении заключена душа вашего персонажа, то сны — это окно, в которое вы можете заглянуть. Сны невероятно личные, поскольку они подчеркивают глубокое желание персонажа. Большинство людей не будут делиться своими мечтами со всеми, кого встречают.
Если персонаж открыто делится этим, то, скорее всего, это цель, менее личная и более прочная, чем мечта. Если персонаж делает активные шаги к осязаемой цели, то это цель; но если они просто думают об этом, это мечта.
Вы можете больше узнать о человеке по его мечтам, чем по его целям. Если кто-то говорит вам, что стремится получить работу, вы можете предположить, что он любит есть и предпочитает не жить в картонной коробке на тротуаре. Теперь, если этот же человек откроет вам, что он мечтает стать тираническим диктатором какой-нибудь обнищавшей нации и хотел бы построить свой дворец на фундаменте из позолоченных черепов малышей, вы только что узнали о нем довольно много.
Мечты становятся целями
Цели чаще встречаются в историях, но мечты часто играют определенную роль. Кто-то мечтает о высоких амбициях, которых на самом деле не может достичь, но они никогда не покидают их мысли. Затем происходит нечто, из-за чего их мечта кажется достижимой. Внезапно мечта становится конкретной целью, и история превращается в погоню за ней.
Еще один способ изменить сон — это умереть. Если это происходит в середине истории, то это становится поворотным моментом для вашего персонажа: продвигаются ли они вперед без этого ориентира? Или они выберут новый путь и новую мечту. Если вы решите, чтобы мечта умерла в конце вашей истории, ваш персонаж может стать падшим героем. Вместо того, чтобы распространять беззаботное сообщение о том, что вы можете осуществить свою мечту, такие истории показывают аудитории, что повторяющиеся неудачи и трудности могут убить их.
Секрет
Практически у всех есть что-то, что они скрывают от других. Секреты еще более личные, чем мечты. Страх — это форма личной слабости, и секреты часто хранятся из-за страха.
Секреты и их причины весьма разнообразны:
- Неудачи: Много лет назад я провалил экзамен по орфографии штата Вашингтон, не сумев произнести слово «распространитель слухов». Это стыдно? Вроде. Определяет ли это мою повседневную жизнь? Не совсем. При этом я обычно не делюсь этим с людьми. Из этого вы, вероятно, можете извлечь, что я немного высокомерен, не люблю личных неудач и горжусь своим словарным запасом.
- Прошлые преступления: Некоторые люди совершали довольно ужасные вещи. Тела на чердаках, неглубокие могилы и акты предательства — все это примеры серьезных преступлений. Персонаж пойдет на многое, чтобы скрыть этот секрет из-за его сурового характера.
- Личность: Некоторые люди лгут о том, кто они, чтобы создать иллюзию, которую они могут представить другим. Их секретом может быть их настоящая работа, способности, убеждения или наследие. Дискриминация часто является мотивирующим фактором для сохранения этих деталей в секрете.
Люди хранят секреты по уважительной причине
Секреты могут многое рассказать вам о ком-то, но вы узнаете больше, разгадывая почему они хранят этот секрет. Если кто-то ворует у друга, он может опасаться, что его разоблачат по нескольким причинам. Если друг жесток, персонаж будет бояться возмездия, но если это особенно близкий друг, он, скорее всего, будет бояться его потерять.
Восприятие имеет решающее значение, когда дело доходит до секретов. Люди верят, что раскрытие тайны вызовет негативную реакцию у окружающих. На самом деле, у большинства людей нет темных секретов; общие секреты мирские и хранятся из стыда. Не каждому персонажу нужны скелеты в шкафу. Секрет должен соответствовать истории и связанным с ней отношениям.
Раскрытие секретов — дело рискованное.
Тайна меняет ситуацию независимо от того, раскрывается ли она случайно, честно или от третьего лица. Когда это происходит, у персонажа есть выбор: он пытается отрицать тайну или признает ее? В любом случае, когда их секрет станет известен, может произойти несколько разных вещей.
Начнем с того, что раскрытие секретов часто приводит к конфликтам. Персонаж хранил тайну не просто так. После разоблачения нередко следуют ссоры, будь то физические, словесные или юридические. Секреты могут проверить, повредить или даже разрушить доверие. В большинстве случаев раскрытие секретов меняет динамику отношений в краткосрочной или долгосрочной перспективе.
С другой стороны, откровения также могут освобождать человека от страха. Большие тайны могут тяготить персонажа, но честность делает выбор сильнее и может создать доверительные отношения с другими персонажами — если отношения могут восстановиться.
Работая с этими тремя вещами, вы можете больше узнать о своем персонаже. Начните с мировоззрения. Затем добавьте несколько снов, чтобы люди могли заглянуть внутрь. Наконец, дайте им несколько секретов, чтобы дать вашей аудитории представление о том, что они скрывают и почему.