5.Характеристика впф
Высшие психические функции — сложные психические процессы, прижизненно формирующиеся, социальные по своему происхождению, опосредствованные по психологическому строению и произвольные по способу своего осуществления. В. п. ф. — одно из основных понятий современной психологии, введенное в отечественную психологическую науку Л. С. Выготским и далее развитое А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьевым, А. В. Запорожцем, Д. Б. Элъкониным, П. Я. Гальпериным и др.
Л. С. Выготский выделял два уровня психических явлений («натуральные» и «культурные» психические процессы), считая, что первый детерминирован преимущественно действием генетического фактора, а второй — формируется всецело под влиянием социальных воздействий. Социальные воздействия определяют способы формирования В. п. ф. и тем самым их психологическую структуру. Важнейшей характеристикой В. п. ф. является их опосредствованность различными «психологическими орудиями» — знаковыми системами, являющимися продуктом длительного общественно-исторического развития человечества.
В. п. ф. — сложные системные образования, качественно отличные от др. психических явлений. Они представляют собой «психологические системы», которые создаются «путем надстройки новых образований над старыми, с сохранением старых образований в виде подчиненных слоев внутри нового целого» [Выготскии Л. С., 1956, с. 488]. Основные характеристики В. п. ф. — опосредствованность, осознанность, произвольность — представляют собой системные качества, характеризующие В. п. ф. как «психологические системы». В. п. ф. как системы обладают большой пластичностью, взаимозаменяемостью входящих в них компонентов. Неизменными (инвариантными) в них являются исходная задача (осознанная цель деятельности) и конечный результат; средства же, с помощью которых реализуется данная задача, весьма вариативны и различны на разных этапах онтогенеза и при разных способах и путях формирования функции.
Закономерностью формирования В. п. ф. является то, что первоначально она существует как форма взаимодействия между людьми (т.е. как интерпсихологический процесс) и лишь позже — как полностью внутренний (интрапсихологический) процесс. Превращение внешних средств осуществления функции во внутренние психологические носит название интериоризации. Другая важнейшая черта, характеризующая логику развития В. п. ф., — их постепенное «свертывание», автоматизация. На первых этапах формирования В. п. ф. представляет собой развернутую форму предметной деятельности, которая опирается на относительно элементарные сенсорные и моторные процессы; затем эти действия и процессы свертываются, приобретая характер автоматизированных умственных действий. Одновременно меняется и психологическая структура В. п. ф.
Психофизиологической основой В. п. ф. являются сложные функциональные системы, включающие большое число афферентных и эфферентных звеньев и имеющие вертикальную (корково-подкорковую) и горизонтальную (корковокорковую) организацию. Часть звеньев функциональной системы жестко «закреплена» за определенными участками мозга, остальные — обладают высокой пластичностью и могут заменять друг друга, что и лежит в основе механизма перестройки функциональных систем в целом. Т.о. каждая В. п. ф. не связана с работой одного «мозгового центра» или всего мозга как однородного эквипотенциального целого, а является результатом системной деятельности мозга, в которой различные мозговые структуры принимают дифференцированное участие.
Теория В. п. ф. разрабатывается не только в русле проблем общей психологии но и при исследовании вопросов прикладных направлений современной психологической науки.
Детская и педагогическая психология используют представление о В. п. ф. как об одном из основных при изучении закономерностей развития психических процессов в онтогенезе, механизмов их управления и формирования. Историческая психология на базе представлений о социальной обусловленности В. п. ф. анализирует различия в «культурных» процессах в зависимости от условий жизни и трудовой деятельности людей. В патопсихологии анализ особенностей нарушений познавательной деятельности при различных психических заболеваниях основывается на положениях об опосредствованности и системном характере строения В. п. ф. В современной нейропсихологии понятие «В. п. ф.» является центральным при анализе мозговых механизмов различных нарушений психических процессов у больных с локальными поражениями головного мозга — при диагностировании очага поражения и определении путей и средств восстановления нарушенных функций. Т. о., различные области практического применения теории В. п. ф. подтверждают ее высокую продуктивность и научную значимость.
ВПФ и их мозговая организация.
ВПФ – сложные формы сознательной психической деятельности, осуществляемые на основе соответствующих мотивов, регулируемые соответствующими целями и программами и подчиняющиеся всем закономерностям психической деятельности. По Выготскому, ВПФ – «психологические системы», которые создаются путем надстройки новых образований над старыми с сохранением старых образований в виде подчиненных слоев внутри нового целого. Основные характеристики ВПФ, по Лурия:
1. Они формируются прижизненно, под влиянием социальных факторов.
2. Они опосредованы по своему психологическому строению (преимущественно с помощью речевой системы).
3. Они произвольны по способу осуществления.
Представление о ПФ стало представлением о психологических системах, обладающих сложным психологическим строением и включающем много психологических компонентов. Локализация ПФ рассматривается как системный процесс. ПФ соотносится с мозгом как многокомпонентная система, различные звенья которой связаны с работой различных мозговых структур. ВПФ не могут быть локализованы в узких зонах мозговой коры, а должны охватывать сложные системы совместно работающих зон, каждая из которых вносит свой вклад в осуществление сложных психических процессов и которые могут распределяться в совершенно различных, иногда далеко отстоящих друг от друга участках мозга. Системная локализация ВПФ предполагает многоэтапную иерархическую многоуровневую мозговую организацию каждой функции.
Высшие психические функции по Л.С. Выготскому
Всякая психическая функция на свет появляется дважды: вначале как функция интерпсихическая (существующая между людьми), а затем как функция интрапсихическая (внутрипсихическая). Каждый человек рождаясь на свет застает определенную историческую эпоху. Эта историческая эпоха характеризуется определенным общественно-историческим опытом. Этот опыт может быть представлен и миром человеческих отношений. Все предметы и все человеческие отношения непременно носят отпечаток культуры, опыта человечества, они несут способности, возможности, умения и навыки, то понимание мира, которое характерно для человека создавшего этот предмет.
1 Высшие психические функции человека
2 Развитие высших психических функций
3 Формирование высших психических функций:
4 Механизмы высших психических функций
5 Выготский Культурно-историческая теория развития высших психических функций
6 Высшие психические функции у детей
6. 1 Похожие темы:
Высшие психические функции человека
– это социально приобретенные образования, характеризующиеся опосредованностью, произвольностью и осознанностью. Самым главным признаком является опосредованность. Различия между высшими психическими функциями и примитивными можно проследить на примере памяти.
Развитие высших психических функций
Исторически возникновение и развитие высших психических функций связано с развитием трудовой деятельности – это продукт социальной истории. В слове и знаке фиксируется опыт человечества. Исследование значения слова (основного знака) привело к проблеме системного и смыслового строения сознания. Знак концентрирует в себе огромную информацию, указывает на то, как функционирует данный предмет или явление.
Знак – это искусственно созданный символ, имеющий условное обозначение. Знаки позволяют накапливать, сохранять и передавать другим поколениям опыт (алфавит, числа, формулы и так далее).
Формирование высших психических функций:
- Закон опосредования — это переход от примитивных к культурным или высшим психическим функциям.
- Закон социогенеза — переход от общественных форм к индивидуальным.
- Закон вращивания – переход от внешних форм к внутренним (счет на палочках, а затем в уме).
- Закон овладения — предполагает использование человеком знаков для организации своей психической деятельности (овладение арифметическими действиями, считаем сдачу, зарисовываем информацию, символы что-то сделать).
Механизмы высших психических функций
Основным механизмом развития высших психических функций в онтогенезе является интериоризация. Выготский различает элементарные, низшие процессы, называя их естественными психическими функциями, и высшие психические функции.
Развитие низших психических функций происходит в детском возрасте (важна роль общения и отношения между личностью и средой).
Высшие психические функции имеют своим источником сотрудничество и обучение, поэтому он пришел к выводу о ведущей роли обучения в психическом развитии.
Во всех исследованиях общение ребенка со взрослым выступает в качестве важнейшего условия психического развития.
Выготский Культурно-историческая теория развития высших психических функций
Выготский вводит понятие ведущего вида деятельности так как наибольшую активность ребенка проявляет именно в эти периоды Следовательно надо развивать средства осуществления деятельности и необходимо формировать средства передачи общественно-исторического опыта. Выготский приходит к выводу, что это совершается только с помощью взрослого через обучение и воспитание.
Высшие психические функции (ВПФ) – это специфические психические функции человека. К ним относят: память, внимание, мышление, восприятие, воображение и речь. Известный отечественный психолог, Лев Семёнович Выготский, писал: «Высшая психическая функция появляется на сцене дважды: один раз как внешняя, интерпсихическая (т.е. функция, разделённая между ребёнком и взрослым), а второй – как внутренняя, интрапсихическая (т. е. функция, принадлежащая самому ребёнку)».
Маленький ребёнок ещё не в состоянии длительно фокусировать внимание, помнить и правильно произносить названия некоторых предметов и т.д., поэтому роль взрослого в данный период – быть посредником между малышом и окружающим миром. Так, взрослый выступает в качестве основных психических функций ребёнка, напоминая ему названия явлений и предметов, концентрируя его внимание, развивая мышление и речь. Затем, в процессе взросления ребёнок постепенно наследует общественный опыт и становится способным самостоятельно его использовать. Таким образом, с точки зрения Выготского, процесс развития – это процесс перехода от социального к индивидуальному.
Высшие психические функции у детей
Следует отметить, что процесс развития высших психических функций начинается задолго до прихода ребёнка в школу, ещё во младенческом возрасте. Маленькие дети учатся постоянно: в игре, на прогулке, наблюдая за родителями и т.д.
Тем не менее, существуют определённые фазы в развитии ребёнка, когда он особенно восприимчив к познанию и творчеству. Такие периоды в жизни малыша называются сензитивными (дословно «чувствительные»). Традиционно к этим периодам относят процесс развития ребёнка от 0 до 7 лет. В отечественной психологии и педагогике этот период считается наиболее продуктивным в плане усвоения малышом социального опыта и приобретения им новых знаний. На данном этапе закладывается фундамент не только поведенческой и эмоционально-волевой, но и познавательной сферы личности человека.
Для просмотра этого сайта у вас должен быть включен javascript. Пожалуйста, измените настройки браузера, чтобы включить JavaScript, и перезагрузите эту страницу. Когнитивное развитие: Пиаже и Выготский Познание — это умственная деятельность и поведение, которые позволяют нам понимать мир. Он включает функции обучения, восприятия, памяти и мышления; и на него влияют биологические, экологические, экспериментальные, социальные и мотивационные факторы. Было предложено множество теорий для объяснения модели когнитивного развития, наблюдаемой у детей. | ||||
Теория обучения Виготски — Создание человека
Vygotsky’s Theory — Создание человека
Vygotsky.
Facebook Twitter Электронная почтаСодержание
Когнитивное развитие: краткое определение
Когнитивное развитие относится к развитию интеллектуальных знаний, навыков и способностей у детей. Он включает в себя уровни обучения, основанные на возрастающих уровнях сложности. Это знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка.
Социокультурная перспектива Выготского
Выготский представил социокультурную перспективу когнитивного развития. Он попытался установить связь между развитием ребенка и социокультурным контекстом, в котором находился ребенок.
Его теория детского развития сосредоточивалась на соотношении «линии естественного развития, которая тесно связана с процессами общеорганического роста и созревания ребенка… линией культурного совершенствования психических функций, выработки новых способов рассуждения, овладение культурными способами поведения».
Теории Выготского подчеркивают фундаментальную роль социальных взаимодействий в развитии познания, поскольку он твердо верил, что сообщество играет центральную роль в процессе «создания смысла».
Характеристики теории Выготского
- Теория Выготского уделяет больше внимания культуре, влияющей на когнитивные функции.
- Выготский уделяет значительно больше внимания социальным факторам, способствующим когнитивному развитию.
- Выготский уделяет больше внимания роли языка в когнитивном развитии.
- Согласно Выготскому, взрослые являются важным источником когнитивного развития.
Теория детского развития Выготского
Выготский представил социокультурную перспективу когнитивного развития. Он попытался установить связь между развитием ребенка и социокультурным контекстом, в котором находился ребенок.
Блок-схема Выготского
Теория детского развития Выготского Может быть объектом авторского праваЭлементарные психические функции Выготского
Выготский утверждал, что младенцы рождаются с основными умственными/способностями к интеллектуальному развитию.
Vygotsky ссылается на элементарные умственные функции, как-
- Внимание
- Sensation
- Восприятие
- Память
через взаимодействие в рамках социально-культурных средств, которые развиваются в господство, и эффективно и эффективно, что в стиле «Способность», которые развиваются. как «Высшие психические функции».
Социальное влияние на когнитивное развитие
Выготский делает акцент на социальном вкладе в процесс развития.
Согласно Выготскому, детские элементарные психические функции достигают высших психических функций посредством взаимодействия в социокультурной среде, обладая более сложными и эффективными психическими процессами и стратегиями во время «кризисных периодов» в жизни ребенка, которые он назвал «критическими периодами».
Критические периоды
Теория детского развития Выготского сосредоточена на «кризисных моментах» в жизни ребенка, которые он назвал «критическими периодами».
Согласно теории развития ребенка Выготского, следующие этапы развития быстрых, глубоких изменений психического и социального функционирования ребенка —
- когда ребенок начинает ходить
- когда ребенок начинает говорить
- когда ребенок идет в школу
- когда ребенок начинает использовать концептуальное мышление
- когда ребенок обретает самосознание в подростковом возрасте
Процесс разработки
Выготский исследовал критические периоды с точки зрения процессов смыслообразования у детей, внутренних процессов личности, внешних социальных процессов и развития речи, а также общего развития их социальных отношений.
Критические периоды, характеризующиеся резкими и крупными сдвигами и смещениями, изменениями и разрывами в личности ребенка, связаны в относительно короткое время, период, в течение которого ребенок полностью меняется в основных чертах своей личности.
# Начало, продолжительность и влияние критических периодов могут различаться у разных детей, но они затрагивают всех детей.
# Во время каждого критического периода формируются новые психические структуры, такие как язык, вербальное мышление и концептуальное мышление, которые приводят к переходу с одного уровня на другой и определяют характер следующего уровня развития.
# Изменения в психических образованиях составляют переходы от одной стадии к другой и реконструируется вся структура возраста.
# Каждая эпоха имеет уникальную и неповторимую структуру, присущую только ей.
# Новые структуры, образующиеся в критические периоды, в основном определяют сознание ребенка, его отношение к окружающему, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход развития в данный период.
# Новые ментальные образования способствуют перестройке всей личности на новой основе.
Анализ слова «значение»
Выготский анализирует слово «значение» и способы его развития в социальных взаимодействиях людей.
По Выготскому: «Смысл не есть сумма всех психологических операций, стоящих за словом. Смысл — это что-то конкретное. Это то, что лежит между мыслью и словом. Смысл не равен слову и не равен мысли. Это несоответствие проявляется в том, что их линии развития не совпадают».
Процесс создания значения
Выготский изучает младенцев, чтобы проанализировать «процесс смыслообразования». Он заметил, что у детей развивается новое образование — автономная речь — ближе к концу первого года жизни. По Выготскому, именно эти новые образования автономной речи есть начало нового отношения между речью и мышлением, которое является центральным для понимания всех остальных изменений. Это единство речи и мышления ребенка называется словесным мышлением.
По Выготскому, «Поскольку всякое значение слова есть обобщение, оно есть продукт интеллектуальной деятельности ребенка. Смысл слова есть единство речи и мышления, которые далее не разлагаются».
Этот процесс осмысления происходит посредством социальных взаимодействий. Выготский назвал это отношение «социальной ситуацией развития».
Взаимозависимость внутренних процессов личности и внешних социальных процессов
Выготский называл взаимообусловленность Внутреннего процесса индивида и Внешнесоциального процесса «социальной ситуацией развития». Это отношение между общественным и личным есть совершенно оригинальное, исключительное, единственное и неповторимое отношение.
Выготский описал весь процесс так: Когда ребенок проходит период кризиса, который называется «Критические периоды», у ребенка начинаются процессы осмысления. Эти смыслообразующие процессы начинаются в социальной ситуации, и ребенок является частью социальной ситуации, и отношение ребенка к среде и среды к ребенку осуществляется через переживания и деятельность самого ребенка; силы среды приобретают управляющее значение, потому что ребенок их испытывает. Дети реконструируют свою сознательную личность, характерную для данного возраста, что они и делают в рамках своего социального существования, то есть там, где на них влияет социальная ситуация развития.
Эта реконструкция изменяет структуру его личности. Теперь он другой и новый ребенок с измененными характеристиками и мыслительным процессом.
Этот смыслообразующий процесс ребенка в критические периоды, когда он реконструирует внутренние переживания с помощью социальной ситуации, продолжается на протяжении всей жизни.
Зона ближайшего развития
Зона ближайшего развития – это зона, в которой ребенок только достигает стадии, пройдя через различные критические периоды, перестраивает свою сознательную личность в рамках своего социального существования, что вызывает новые психические образования, и уже в данном возрасте способен самостоятельно решать задачи, т.е. Зона Актуального Развития.
Важно, чтобы детям давали возможность учиться, чтобы они достигли уровня зоны ближайшего развития.
Развитие языка
Выготский считал, что язык развивается из социальных взаимодействий в целях общения. Выготский рассматривал язык как величайшее орудие человека, средство общения с внешним миром.
Роль языкаСогласно Выготскому, язык играет две важные роли в когнитивном развитии: –
- Это основное средство, с помощью которого взрослые передают информацию детям.
- Язык сам по себе становится очень мощным инструментом интеллектуальной адаптации.
Выготский различает три формы языка: —
- Социальная речь , которая представляет собой внешнее общение, используемое для общения с другими людьми, начиная с двухлетнего возраста.
- Частная речь , направленная на себя и выполняющая интеллектуальную функцию, с трехлетнего возраста.
- Безмолвная внутренняя речь развивается, когда личная речь уходит в подполье, слышимость уменьшается, поскольку она берет на себя функцию саморегуляции и трансформируется из частной речи, как правило, с семилетнего возраста.
Процесс развития языка
По Выготскому, мышление и язык являются изначально отдельными системами с начала жизни, сливаясь примерно в трехлетнем возрасте.