Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Характеристики высших психических функций по выготскому: Высшие психические функции | Понятия и категории

Содержание

5.Характеристика впф

Высшие психические функции — сложные психические процессы, прижизненно формирующиеся, социальные по своему происхождению, опосредствованные по психологическому строению и произвольные по способу своего осуществления. В. п. ф. — одно из основных понятий современной психологии, введенное в отечественную психологическую науку Л. С. Выготским и далее развитое А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьевым, А. В. Запорожцем, Д. Б. Элъкониным, П. Я. Гальпериным и др.

Л. С. Выготский выделял два уровня психических явлений («натуральные» и «культурные» психические процессы), считая, что первый детерминирован преимущественно действием генетического фактора, а второй — формируется всецело под влиянием социальных воздействий. Социальные воздействия определяют способы формирования В. п. ф. и тем самым их психологическую структуру. Важнейшей характеристикой В. п. ф. является их опосредствованность различными «психологическими орудиями» — знаковыми системами, являющимися продуктом длительного общественно-исторического развития человечества.

Среди «психологических орудий» ведущую роль играет речь; поэтому речевое опосредствование В. п. ф. представляет собой наиболее универсальный способ их формирования.

В. п. ф. — сложные системные образования, качественно отличные от др. психических явлений. Они представляют собой «психологические системы», которые создаются «путем надстройки новых образований над старыми, с сохранением старых образований в виде подчиненных слоев внутри нового целого» [Выготскии Л. С., 1956, с. 488]. Основные характеристики В. п. ф. — опосредствованность, осознанность, произвольность — представляют собой системные качества, характеризующие В. п. ф. как «психологические системы». В. п. ф. как системы обладают большой пластичностью, взаимозаменяемостью входящих в них компонентов. Неизменными (инвариантными) в них являются исходная задача (осознанная цель деятельности) и конечный результат; средства же, с помощью которых реализуется данная задача, весьма вариативны и различны на разных этапах онтогенеза и при разных способах и путях формирования функции.

Закономерностью формирования В. п. ф. является то, что первоначально она существует как форма взаимодействия между людьми (т.е. как интерпсихологический процесс) и лишь позже — как полностью внутренний (интрапсихологический) процесс. Превращение внешних средств осуществления функции во внутренние психологические носит название интериоризации. Другая важнейшая черта, характеризующая логику развития В. п. ф., — их постепенное «свертывание», автоматизация. На первых этапах формирования В. п. ф. представляет собой развернутую форму предметной деятельности, которая опирается на относительно элементарные сенсорные и моторные процессы; затем эти действия и процессы свертываются, приобретая характер автоматизированных умственных действий. Одновременно меняется и психологическая структура В. п. ф.

Психофизиологической основой В. п. ф. являются сложные функциональные системы, включающие большое число афферентных и эфферентных звеньев и имеющие вертикальную (корково-подкорковую) и горизонтальную (корковокорковую) организацию. Часть звеньев функциональной системы жестко «закреплена» за определенными участками мозга, остальные — обладают высокой пластичностью и могут заменять друг друга, что и лежит в основе механизма перестройки функциональных систем в целом. Т.о. каждая В. п. ф. не связана с работой одного «мозгового центра» или всего мозга как однородного эквипотенциального целого, а является результатом системной деятельности мозга, в которой различные мозговые структуры принимают дифференцированное участие.

Теория В. п. ф. разрабатывается не только в русле проблем общей психологии но и при исследовании вопросов прикладных направлений современной психологической науки.

Детская и педагогическая психология используют представление о В. п. ф. как об одном из основных при изучении закономерностей развития психических процессов в онтогенезе, механизмов их управления и формирования. Историческая психология на базе представлений о социальной обусловленности В. п. ф. анализирует различия в «культурных» процессах в зависимости от условий жизни и трудовой деятельности людей. В патопсихологии анализ особенностей нарушений познавательной деятельности при различных психических заболеваниях основывается на положениях об опосредствованности и системном характере строения В. п. ф. В современной нейропсихологии понятие «В. п. ф.» является центральным при анализе мозговых механизмов различных нарушений психических процессов у больных с локальными поражениями головного мозга — при диагностировании очага поражения и определении путей и средств восстановления нарушенных функций. Т. о., различные области практического применения теории В. п. ф. подтверждают ее высокую продуктивность и научную значимость.

ВПФ и их мозговая организация.

ВПФ – сложные формы сознательной психической деятельности, осуществляемые на основе соответствующих мотивов, регулируемые соответствующими целями и программами и подчиняющиеся всем закономерностям психической деятельности. По Выготскому, ВПФ – «психологические системы», которые создаются путем надстройки новых образований над старыми с сохранением старых образований в виде подчиненных слоев внутри нового целого. Основные характеристики ВПФ, по Лурия:

1. Они формируются прижизненно, под влиянием социальных факторов.

2. Они опосредованы по своему психологическому строению (преимущественно с помощью речевой системы).

3. Они произвольны по способу осуществления.

Представление о ПФ стало представлением о психологических системах, обладающих сложным психологическим строением и включающем много психологических компонентов. Локализация ПФ рассматривается как системный процесс. ПФ соотносится с мозгом как многокомпонентная система, различные звенья которой связаны с работой различных мозговых структур. ВПФ не могут быть локализованы в узких зонах мозговой коры, а должны охватывать сложные системы совместно работающих зон, каждая из которых вносит свой вклад в осуществление сложных психических процессов и которые могут распределяться в совершенно различных, иногда далеко отстоящих друг от друга участках мозга. Системная локализация ВПФ предполагает многоэтапную иерархическую многоуровневую мозговую организацию каждой функции.

Любая сложная психическая деятельность обеспечивается работой сложных констелляций мозговых зон, составляющих звенья единой системы. Некоторые из этих звеньев являются жесткими, т.е. принимают постоянное участие в реализации ПФ, другие – гибкими, которые включаются в работу лишь при определенных условиях. Гибкие звенья системы составляют тот подвижный динамический аппарат, благодаря которому достигается изменчивость функций. Формируясь прижизненно под влиянием социальных воздействий ВПФ меняют свою психологическую структуру и соответственно свою мозговую организацию. Каждая ПФ обеспечивается мозгом как целым, однако это целое состоит из высокодифференцированных разделов, каждый из которых вносит свой вклад в реализацию функции. Непосредственно с мозговыми структурами следует соотносить не всю ПФ, даже не отдельные ее звенья, а те физиологические процессы (факторы), которые осуществляются в соответствующих мозговых структурах. Нарушение этих физиологических процессов ведет к появлению первичных дефектов, а также взаимосвязанных с ними вторичных дефектов.
составляющих в целом закономерное сочетание нарушений ВПФ – определенный нейропсихологический синдром.

Высшие психические функции по Л.С. Выготскому

Всякая психическая функция на свет появляется дважды: вначале как функция интерпсихическая (существующая между людьми), а затем как функция интрапсихическая (внутрипсихическая). Каждый человек рождаясь на свет застает определенную историческую эпоху. Эта историческая эпоха характеризуется определенным общественно-историческим опытом. Этот опыт может быть представлен и миром человеческих отношений. Все предметы и все человеческие отношения непременно носят отпечаток культуры, опыта человечества, они несут способности, возможности, умения и навыки, то понимание мира, которое характерно для человека создавшего этот предмет.

1 Высшие психические функции человека

2 Развитие высших психических функций

3 Формирование высших психических функций:

4 Механизмы высших психических функций

5 Выготский Культурно-историческая теория развития высших психических функций

6 Высшие психические функции у детей

6. 1 Похожие темы:

Высшие психические функции человека

– это социально приобретенные образования, характеризующиеся опосредованностью, произвольностью  и осознанностью. Самым главным признаком является опосредованность. Различия между высшими психическими функциями и примитивными можно проследить на примере памяти.

Развитие высших психических функций

Исторически возникновение и развитие высших психических функций связано с развитием трудовой деятельности – это продукт социальной истории. В слове и знаке фиксируется опыт человечества. Исследование значения слова (основного знака) привело к проблеме системного и смыслового строения сознания. Знак концентрирует в себе огромную информацию, указывает на то, как функционирует данный предмет или явление.

Знак – это искусственно созданный символ, имеющий условное обозначение. Знаки позволяют накапливать, сохранять  и передавать другим поколениям опыт (алфавит, числа, формулы и так далее).

Формирование высших психических функций:

  1. Закон опосредования — это переход от примитивных к культурным или высшим психическим функциям.
  2. Закон социогенеза — переход от общественных форм  к индивидуальным.
  3. Закон вращивания – переход от внешних форм к внутренним (счет на палочках, а затем в уме).
  4. Закон овладения — предполагает использование человеком знаков для организации своей психической деятельности (овладение арифметическими действиями, считаем сдачу, зарисовываем информацию, символы что-то сделать).

Механизмы высших психических функций

Основным механизмом развития высших психических функций  в онтогенезе является интериоризация. Выготский различает элементарные, низшие процессы, называя их естественными психическими функциями, и высшие психические функции.

Развитие низших психических функций происходит в детском возрасте (важна роль общения  и отношения между личностью и средой).

Высшие психические функции имеют своим источником сотрудничество и обучение, поэтому он пришел к выводу о ведущей роли обучения в психическом развитии.

Во всех исследованиях  общение ребенка со взрослым выступает в качестве важнейшего условия психического развития.

Выготский Культурно-историческая теория развития высших психических функций

Выготский вводит понятие ведущего вида деятельности так как наибольшую активность ребенка проявляет именно в эти периоды Следовательно надо развивать средства осуществления деятельности и необходимо формировать средства передачи общественно-исторического опыта. Выготский приходит к выводу, что это совершается только с помощью взрослого через обучение и воспитание.

Высшие психические функции (ВПФ) – это специфические психические функции человека. К ним относят: память, внимание, мышление, восприятие, воображение и речь. Известный отечественный психолог, Лев Семёнович Выготский, писал: «Высшая психическая функция появляется на сцене дважды: один раз как внешняя, интерпсихическая (т.е. функция, разделённая между ребёнком и взрослым), а второй – как внутренняя, интрапсихическая (т. е. функция, принадлежащая самому ребёнку)».

Маленький ребёнок ещё не в состоянии длительно фокусировать внимание, помнить и правильно произносить названия некоторых предметов и т.д., поэтому роль взрослого в данный период – быть посредником между малышом и окружающим миром. Так, взрослый выступает в качестве основных психических функций ребёнка, напоминая ему названия явлений и предметов, концентрируя его внимание, развивая мышление и речь. Затем, в процессе взросления ребёнок постепенно наследует общественный опыт и становится способным самостоятельно его использовать. Таким образом, с точки зрения Выготского, процесс развития – это процесс перехода от социального к индивидуальному.

Высшие психические функции у детей

Следует отметить, что процесс развития высших психических функций начинается задолго до прихода ребёнка в школу, ещё во младенческом возрасте. Маленькие дети учатся постоянно: в игре, на прогулке, наблюдая за родителями и т.д.

Тем не менее, существуют определённые фазы в развитии ребёнка, когда он особенно восприимчив к познанию и творчеству. Такие периоды в жизни малыша называются сензитивными (дословно «чувствительные»). Традиционно к этим периодам относят процесс развития ребёнка от 0 до 7 лет. В отечественной психологии и педагогике этот период считается наиболее продуктивным в плане усвоения малышом социального опыта и приобретения им новых знаний. На данном этапе закладывается фундамент не только поведенческой и эмоционально-волевой, но и познавательной сферы личности человека.

Когнитивное развитие: Пиаже и Выготский


Для просмотра этого сайта у вас должен быть включен javascript. Пожалуйста, измените настройки браузера, чтобы включить JavaScript, и перезагрузите эту страницу.


Когнитивное развитие: Пиаже и Выготский

Познание — это умственная деятельность и поведение, которые позволяют нам понимать мир. Он включает функции обучения, восприятия, памяти и мышления; и на него влияют биологические, экологические, экспериментальные, социальные и мотивационные факторы. Было предложено множество теорий для объяснения модели когнитивного развития, наблюдаемой у детей.

ТЕОРИЯ КОГНИТИВНОГО РАЗВИТИЯ ПИАЖЕ Эволюция мышления Пиаже Начиная с начала 1960-х годов теория Пиаже начала заменять бихевиоризм в Америке. В отличие от бихевиоризма, эта теория считалась действительно развивающей, поскольку учитывала разные способности детей разного возраста. Пиаже основывал свою теорию на наблюдениях за своими и другими детьми, когда они отвечали на вопросы во время неструктурированных интервью. Ребенок как активный искатель знаний Согласно Пиаже, дети активно ищут информацию и адаптируют ее к уже имеющимся у них знаниям и представлениям о мире. Таким образом, дети строят свое понимание действительности на собственном опыте. Дети организуют свои знания во все более сложные когнитивные структуры, называемые схемами .
Дети обладают множеством различных схем, и они меняются по мере развития детей. У новорожденного схемы принимают форму врожденных рефлексов и моделей реакций, таких как сосание. По мере того, как ребенок растет и набирается опыта, схемы переходят от двигательной активности к умственной деятельности, называемой 9.0013 операций . С возрастом эти операции усложняются. Пиаже предположил, что схемы модифицируются в соответствии с принципами организации и адаптации , которые продолжают действовать на протяжении всей жизни. Организация — это предрасположенность к объединению простых физических или психологических структур в более сложные системы. Адаптация включает в себя два взаимодополняющих процесса ассимиляции , или приспособления нового опыта к текущим когнитивным схемам, и 0013 приспособление или корректировка текущих схем в соответствии с новыми возможностями. Большинство встреч включают оба процесса. ЭТАПЫ КОГНИТИВНОГО РАЗВИТИЯ ПО ПИАЖЕ Пиаже разделил интеллектуальное развитие на четыре уникальных периода, отражающих изменения в детских когнитивных структурах.
Достижения более ранних стадий необходимы для тех, кто находится в более поздних периодах развития. Все дети проходят этапы в одинаковом порядке, хотя и не обязательно в одном возрасте. Сенсомоторный период (от 0 до 2 лет). ) В течение первых двух лет жизни, называемых сенсомоторным периодом , ребенок совершает переход от опоры на рефлексы к использованию внутреннего представления, которое является краеугольным камнем символического мышления. Пиаже разделил этот период на шесть подэтапов, в течение которых ребенок физически исследует окружающую среду, развивая такие способности, как символическое мышление и отложенное подражание . На всех этих подстадиях, включающих рефлекторную деятельность, первичные круговые реакции, вторичные круговые реакции, согласование вторичных схем, третичные круговые реакции, и изобретая новые средства путем умственной комбинации , дети постепенно приходят к пониманию постоянства объекта . Критики Пиаже предположили, что дети усваивают это понятие, а также другие знания о свойствах объектов и таких принципах физического мира, как причинность, раньше, чем думал Пиаже. Предоперационный период (от 2 до 7 лет) Основной вехой развития в течение предоперационного периода (2-6/7 лет) является разработка символическая функция или возможность использовать символы, такие как слова, изображения и жесты, для представления объектов и событий. Это можно увидеть в быстром развитии речи, в игре воображения и в усилении отложенного подражания. Пиаже разделил эту стадию на преконцептуальную стадию (2-4 года) и интуитивную стадию (4-6/7 лет). В доконцептуальный период детское мышление ограничено анимистическим мышлением, тенденцией приписывать неодушевленным предметам признаки живого, 0013 эгоцентризм , неспособность смотреть на вещи с точки зрения другого человека. Отход от эгоцентризма может быть связан с развитием способностей к принятию ролей. На интуитивной стадии дети могут использовать определенные мыслительные операции, но они, по-видимому, не осознают используемых принципов, потому что не могут их объяснить. Ограничения в их мышлении все еще обнаруживаются в задачах, связанных с серией, отношениями части и целого и сохранением. Важнейшее приобретение предоперационного периода — элементарное понимание понятия консервация . Как правило, ребенок учится сохранять числа в конце этого периода, но еще не может сохранять другие характеристики, такие как масса и объем. Концепция горизонтальных декалей объясняет эту неравномерность познавательных достижений детей. Однако в последние годы критики предположили, что дети могут прийти к представлениям о сохранении раньше, чем считал Пиаже. Пиаже считал, что три характеристики дооперационального мышления ограничивают детское мышление. Во-первых, это неспособность ребенка понять обратимость , или представление о том, что все логические операции обратимы. Во-вторых, это тенденция сосредотачиваться на конечном состоянии изменения, а не на процессе трансформации. Третья характеристика — это центрирование или сосредоточение внимания только на одном измерении проблемы. Период конкретных операций В период конкретных операций (6/7-11 лет) дети могут выполнять большинство заданий, которые они не смогли освоить на предыдущем этапе, включая сохранение различных веществ и свойств, классификацию, и сериализация. Период формальных операций Дети в периоде формальных операций (11/12 лет) могут использовать гибкие и абстрактные рассуждения, проверять умственные гипотезы и рассматривать многочисленные возможности решения проблемы. Не все дети или взрослые достигают этой стадии. Использование символических навыков и высшее образование входят в число факторов, связанных с формальными операциями. Я и другой: концепции Пиаже и начало социального познания Хотя Пиаже не делал акцента на обучении ребенка отличать себя от других, его концепции эгоцентризма и постоянства объекта имеют явное значение для этого процесса и начала социального познания. ОЦЕНКА ТЕОРИИ ПИАЖЕ Сильные стороны теории Теория Пиаже объединяет и освещает широкий спектр разнообразных вопросов, связанных с пониманием и использованием знаний детьми, и стимулировала огромное количество исследований. Среди наиболее значимых из многих эвристических идей Пиаже состоит в том, что дети активно строят свои знания о мире, что ошибки, которые они делают, дают важные подсказки об их мышлении и что когнитивное развитие можно различить в перцептивно-моторном поведении, а также в языковых навыках. . Правильно ли Пиаже оценил способности ребенка?? Современные данные показывают, что младенцы и дети усваивают многие понятия, такие как постоянство объекта, причинность, сохранение и перспективы другого, значительно раньше, чем думал Пиаже. Происходит ли когнитивное развитие поэтапно?? Исследования также предполагают, что последовательность развития может быть не неизменной, как полагал Пиаже, что она может быть изменена культурным опытом, и что развитие может не происходить на отдельных и качественно различных стадиях, предложенных Пиаже. Общая оценка Однако во многом благодаря работе Пиаже область когнитивного развития обязана своим господством. Несмотря на недостатки в его теоретизировании и методах, Пиаже задавал и предлагал ответы на важные вопросы новаторским способом, имитируя работу других исследователей. СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ТЕОРИЯ ВЫГОТСКОГО Элементарные и высшие психические психические функции Теория Выготского подчеркивает решающую роль социального мира в содействии развитию ребенка. Согласно его теории, дети обычно усваивают мыслительные процессы, которые впервые возникают при взаимодействии с другими людьми в социальной среде. Качественные переходы между элементарные психические функции и высшие психические функции возникают из-за изменений в использовании посредников , таких как язык и другие символы. Приобретение и использование языка играет первостепенную роль в развитии интеллектуальных способностей детей. Зона ближайшего развития Интерес Выготского к возможностям интеллектуального роста ребенка привел его к разработке концепции зоны ближайшего развития . В последние годы эта концепция привела к использованию строительные леса , учебный процесс, в котором учитель регулирует объем и тип поддержки, предлагаемой ребенку, в соответствии со способностями ребенка, отказываясь от поддержки по мере того, как ребенок становится более опытным. Роль культуры Два принципа культурного влияния Теория Выготского: во-первых, культуры сильно различаются по типам институтов и условий, которые они предлагают для содействия развитию детей, и, во-вторых, по оценке когнитивного развития детей, если мы не принимаем во внимание эти различия и культурные контексты. мы можем серьезно недооценивать когнитивное развитие детей. МАТЕМАТИКА И КУЛЬТУРА Роль языка Язык играет важную роль в теории Выготского. Когда дети начинают использовать социальную речь, эгоцентрическую речь и внутреннюю речь , они учатся общаться, формировать мысли и регулировать интеллектуальные функции. ОЦЕНКА ТЕОРИИ ВЫГОТСКОГО Выготский обратил внимание на важность социального контекста, в котором происходит обучение и развитие познавательных навыков, и на влияние сверстников и взрослых на развитие ребенка. Он указывал, что особенности данной культуры определяют характер и способ функционирования социальных институтов, которые влияют на то, как дети думают и учатся. Возникший в результате исследовательский интерес к влиянию культурных различий на развитие ребенка создал фокус, который особенно полезен в полиэтнических обществах, таких как Соединенные Штаты. Теория Выготского не дает того богатства, которое предлагает подход Пиаже, и он не предоставил тех видов конкретных инструментов для исследования, которые дали нам многочисленные тесты и эксперименты Пиаже. Подход Выготского предлагает лишь общую схему когнитивного развития; однако акцент на социальных и культурных аспектах обучения и познания ставит перед будущими исследователями задачу более глубокого изучения роли контекста.

Теория обучения Виготски — Создание человека

Vygotsky’s Theory — Создание человека

Vygotsky.

Facebook Twitter Электронная почта

Содержание

Когнитивное развитие: краткое определение

Когнитивное развитие относится к развитию интеллектуальных знаний, навыков и способностей у детей. Он включает в себя уровни обучения, основанные на возрастающих уровнях сложности. Это знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка.

Социокультурная перспектива Выготского

Выготский представил социокультурную перспективу когнитивного развития. Он попытался установить связь между развитием ребенка и социокультурным контекстом, в котором находился ребенок.

Его теория детского развития сосредоточивалась на соотношении «линии естественного развития, которая тесно связана с процессами общеорганического роста и созревания ребенка… линией культурного совершенствования психических функций, выработки новых способов рассуждения, овладение культурными способами поведения».

Теории Выготского подчеркивают фундаментальную роль социальных взаимодействий в развитии познания, поскольку он твердо верил, что сообщество играет центральную роль в процессе «создания смысла».

Характеристики теории Выготского

  1.  Теория Выготского уделяет больше внимания культуре, влияющей на когнитивные функции.
  2. Выготский уделяет значительно больше внимания социальным факторам, способствующим когнитивному развитию.
  3. Выготский уделяет больше внимания роли языка в когнитивном развитии.
  4. Согласно Выготскому, взрослые являются важным источником когнитивного развития.

Теория детского развития Выготского

Выготский представил социокультурную перспективу когнитивного развития. Он попытался установить связь между развитием ребенка и социокультурным контекстом, в котором находился ребенок.

 

Блок-схема Выготского

Теория детского развития Выготского Может быть объектом авторского права

Элементарные психические функции Выготского

Выготский утверждал, что младенцы рождаются с основными умственными/способностями к интеллектуальному развитию.

Vygotsky ссылается на элементарные умственные функции, как-

  • Внимание
  • Sensation
  • Восприятие
  • Память

через взаимодействие в рамках социально-культурных средств, которые развиваются в господство, и эффективно и эффективно, что в стиле «Способность», которые развиваются. как «Высшие психические функции».

 

Социальное влияние на когнитивное развитие

Выготский делает акцент на социальном вкладе в процесс развития.

Согласно Выготскому, детские элементарные психические функции достигают высших психических функций посредством взаимодействия в социокультурной среде, обладая более сложными и эффективными психическими процессами и стратегиями во время «кризисных периодов» в жизни ребенка, которые он назвал «критическими периодами».

Критические периоды

Теория детского развития Выготского сосредоточена на «кризисных моментах» в жизни ребенка, которые он назвал «критическими периодами».

Согласно теории развития ребенка Выготского, следующие этапы развития быстрых, глубоких изменений психического и социального функционирования ребенка —

  • когда ребенок начинает ходить
  • когда ребенок начинает говорить
  • когда ребенок идет в школу
  • когда ребенок начинает использовать концептуальное мышление
  • когда ребенок обретает самосознание в подростковом возрасте

Процесс разработки

Выготский исследовал критические периоды с точки зрения процессов смыслообразования у детей, внутренних процессов личности, внешних социальных процессов и развития речи, а также общего развития их социальных отношений.

Критические периоды, характеризующиеся резкими и крупными сдвигами и смещениями, изменениями и разрывами в личности ребенка, связаны в относительно короткое время, период, в течение которого ребенок полностью меняется в основных чертах своей личности.

# Начало, продолжительность и влияние критических периодов могут различаться у разных детей, но они затрагивают всех детей.

# Во время каждого критического периода формируются новые психические структуры, такие как язык, вербальное мышление и концептуальное мышление, которые приводят к переходу с одного уровня на другой и определяют характер следующего уровня развития.

# Изменения в психических образованиях составляют переходы от одной стадии к другой и реконструируется вся структура возраста.

# Каждая эпоха имеет уникальную и неповторимую структуру, присущую только ей.

# Новые структуры, образующиеся в критические периоды, в основном определяют сознание ребенка, его отношение к окружающему, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход развития в данный период.

# Новые ментальные образования способствуют перестройке всей личности на новой основе.

 

Анализ слова «значение»

Выготский анализирует слово «значение» и способы его развития в социальных взаимодействиях людей.

По Выготскому: «Смысл не есть сумма всех психологических операций, стоящих за словом. Смысл — это что-то конкретное. Это то, что лежит между мыслью и словом. Смысл не равен слову и не равен мысли. Это несоответствие проявляется в том, что их линии развития не совпадают».

Процесс создания значения

Выготский изучает младенцев, чтобы проанализировать «процесс смыслообразования». Он заметил, что у детей развивается новое образование — автономная речь — ближе к концу первого года жизни. По Выготскому, именно эти новые образования автономной речи есть начало нового отношения между речью и мышлением, которое является центральным для понимания всех остальных изменений. Это единство речи и мышления ребенка называется словесным мышлением.

По Выготскому, «Поскольку всякое значение слова есть обобщение, оно есть продукт интеллектуальной деятельности ребенка. Смысл слова есть единство речи и мышления, которые далее не разлагаются».

Этот процесс осмысления происходит посредством социальных взаимодействий. Выготский назвал это отношение «социальной ситуацией развития».

Взаимозависимость внутренних процессов личности и внешних социальных процессов

Выготский называл взаимообусловленность Внутреннего процесса индивида и Внешнесоциального процесса «социальной ситуацией развития». Это отношение между общественным и личным есть совершенно оригинальное, исключительное, единственное и неповторимое отношение.

Выготский описал весь процесс так: Когда ребенок проходит период кризиса, который называется «Критические периоды», у ребенка начинаются процессы осмысления. Эти смыслообразующие процессы начинаются в социальной ситуации, и ребенок является частью социальной ситуации, и отношение ребенка к среде и среды к ребенку осуществляется через переживания и деятельность самого ребенка; силы среды приобретают управляющее значение, потому что ребенок их испытывает. Дети реконструируют свою сознательную личность, характерную для данного возраста, что они и делают в рамках своего социального существования, то есть там, где на них влияет социальная ситуация развития.

Эта реконструкция изменяет структуру его личности. Теперь он другой и новый ребенок с измененными характеристиками и мыслительным процессом.

Этот смыслообразующий процесс ребенка в критические периоды, когда он реконструирует внутренние переживания с помощью социальной ситуации, продолжается на протяжении всей жизни.

Зона ближайшего развития

Зона ближайшего развития – это зона, в которой ребенок только достигает стадии, пройдя через различные критические периоды, перестраивает свою сознательную личность в рамках своего социального существования, что вызывает новые психические образования, и уже в данном возрасте способен самостоятельно решать задачи, т.е. Зона Актуального Развития.

Важно, чтобы детям давали возможность учиться, чтобы они достигли уровня зоны ближайшего развития.

Развитие языка

Выготский считал, что язык развивается из социальных взаимодействий в целях общения. Выготский рассматривал язык как величайшее орудие человека, средство общения с внешним миром.

Роль языка  

Согласно Выготскому, язык играет две важные роли в когнитивном развитии: –

  1. Это основное средство, с помощью которого взрослые передают информацию детям.
  2. Язык сам по себе становится очень мощным инструментом интеллектуальной адаптации.

Формы языка  

Выготский различает три формы языка: —

  1. Социальная речь , которая представляет собой внешнее общение, используемое для общения с другими людьми, начиная с двухлетнего возраста.
  2. Частная речь , направленная на себя и выполняющая интеллектуальную функцию, с трехлетнего возраста.
  3. Безмолвная внутренняя речь развивается, когда личная речь уходит в подполье, слышимость уменьшается, поскольку она берет на себя функцию саморегуляции и трансформируется из частной речи, как правило, с семилетнего возраста.

Процесс развития языка

По Выготскому, мышление и язык являются изначально отдельными системами с начала жизни, сливаясь примерно в трехлетнем возрасте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *