«Хочешь, чтобы мама ушла?» Почему 20-летняя жительница Гуково покончила с собой в доме, где были ее дети 16 декабря 2021 года | 161.ru
Наталии было всего 20 лет
Фото: соцсети Наталии Я.
Поделиться
В ночь на 14 декабря гуковчанку Наталию нашли повешенной в доме, где находились две ее малолетние дочери. Как рассказал корреспонденту 161.RU источник в силовых структурах, на глазах у детей тело матери провисело более 10 часов.
В публикации изменены все имена героев, кроме имени погибшей.
Тело Наталии нашли родные, которые пришли навестить малышек. Девушка на тот момент давно была мертва. Старшая дочь Диана плакала в комнате, а ее младшая сестра надрывалась от плача в кроватке.
— Родственники не поверили сначала, что она мертва, — отметил собеседник редакции. — Вызвали скорую и надеялись ее спасти, после того как врачи сообщили о смерти, на место происшествия вызвали полицию. Официальная версия смерти в эпикризе: умерла от удушья.
Теперь силовики опрашивают свидетелей и ближайших родственников погибшей. Правоохранительные органы разрабатывают несколько версий. Пока среди них как суицид, так и убийство. Известно, что Наталия жила без мужа с двумя малолетними детьми. С малышками ей помогала мама — 37-летняя Марина.
— Двери и окна в доме не были взломаны. Криминальный характер пока следователями не обнаружен, но следствие еще не закончено. Одна из основных версий, конечно, суицид, — отметил источник.
Наталия росла обычным ребенком, училась в средней школе № 1 в Гуково. Как рассказала журналисту 161.RU подруга погибшей Дарья, девушка всегда была активным и даже протестным ребенком. У Наташи есть братья, и родители старались уделить внимание всем детям.
— Несмотря на то что Наташа очень рано родила первого ребенка, а потом и второго, она их очень любила. Родители всегда помогали ей, — вспоминает подруга погибшей. — Да, с мужчинами ей не повезло, просто она не выдержала, видимо, что всё на нее навалилось в таком раннем возрасте. Ей в этом году только 20 исполнилось, а жизни-то еще и не увидела, получается.
Молодая мама Наталии всегда поддерживала свою дочь
Фото: соцсети Наталии Я.
Поделиться
По рассказам Дарьи, первая любовь у Наташи была неудачной. Она быстро забеременела и родила Диану, когда ей едва исполнилось 17. С молодым человеком жизнь не сложилась: оба были еще слишком молоды для семьи и детей.
— Наташа очень любила своих девочек. Она надышаться сначала не могла на первую дочку, потом на вторую, — рассказала подруга. — Но со временем ее возраст, понимаете, «пробивался».
Молодая девушка часто просила маму или подругу Дашу посидеть с ребенком и уходила гулять с друзьями. Через пару лет она встретила отца второй дочери. Как рассказала корреспонденту 161.RU знакомая семьи Ирина, вторую дочку она родила от довольно взрослого мужчины, но и с ним у нее жизнь не сложилась.
— Марина пыталась образумить дочь, но та сообщила о беременности уже на довольно поздних сроках. В целом родители поддерживали ее, хотя и не всегда одобряли ее поступки, — рассказала Ирина. — Наталия росла довольно своевольной, с характером. С виду милая девочка, а порой даже родители не могли справиться.
Девушка была очень общительной и коммуникабельной
Фото: соцсети Наталии Я.
Поделиться
Наталия не работала и жила за счет помощи родителей и детских пособий. По рассказам знакомых, девушка слишком долго была в декретах и это ее сильно угнетало. Она хотела устроиться на работу и даже искала няню.
— Она очень устала в одно время, Марина жаловалась, что дочка не готова была к двойному материнству и часто просит забрать детей к себе на время, — пояснила знакомая погибшей. — Наташа жила одна с детьми в двухкомнатной квартире, а родители забирали малышек к себе иногда.
По мнению друзей и знакомых, сама Наталия страдала от отсутствия общения и раннего материнства. Ее угнетал быт, превративший каждый день в «день сурка». Чтобы как-то скрасить жизнь, она часто выходила в прямые эфиры в соцсетях.
На стримах Наталия часто повторяла, что с утра до вечера находится с малышками
Фото: соцсети Наталии Я.
Поделиться
«Моим воспитанием мать моя не смогла заняться, а то ты… Она тупо не вынесла меня. Давай, звони в опеку», — парировала Наталия своим подписчикам, когда те обвиняли ее в ненадлежащем поведении. — «Ну и что, что мужа нет, зато дети есть», «Не вам меня воспитывать», «Дети — это цветы жизни, но в чужих огородах».
Подруга рассказала, что какое-то время назад Наталия перестала выходить в эфиры, а позже призналась, что может «сделать что-то с собой», потому что устала.
— Еще летом Наташа выставляла посты в соцсетях, что якобы умерла, чтобы люди пересылали деньги. Но потом она вышла в прямой эфир в «Инстаграме» и рассказала, что ее взломали и она ничего такого не просила. Она, наоборот, говорила, что не пошла бы на это, потому что у нее двое детей, и если она кого и бесит, то им придется потерпеть, — вспоминает Дарья.
Знакомая семьи Ирина подтвердила слова подруги. Женщина сообщила, что тоже следила за эфирами Наташи и в одном из них та говорила, что хочет повеситься.
— Я лично знаю людей, которые даже обращались в органы опеки, писали заявление в полицию, что детям угрожает опасность, что Наташа подвержена к суицидальным наклонностям, но никто ничего так и не сделал, не попытался помочь девочке, — рассказал Ирина.
Как сообщил 161.RU источник в силовых структурах, близкие погибшей гуковчанки рассказали, что Наталия уже пыталась однажды покончить с собой после рождения старшей дочери. Девушка хотела спрыгнуть с высоты вместе с младенцем. Тогда всё закончилось хорошо. Но после этого в течение полугода девушка неоднократно писала и говорила, что хочет умереть и не может больше так жить.
Девушка всегда фотографировала детей и часто с ними гуляла
Фото: соцсети Наталии Я.
Поделиться
— Представители опеки были в гостях у Наталии однажды. Девушка вела себя, согласно показаниям сотрудников, адекватно, дети не плакали, были сыты и довольны. Хотя, по другим показаниям, девушка неоднократно в прямых эфирах пила алкоголь при ребенке, курила и говорила матом. Но в нашей стране это не нарушение. Нельзя изъять детей у матери, если она просто пьет пиво и курит, — отметил силовик.
Наталия в своих соцсетях писала, что ей часто угрожают опекой, и говорила, что не боится этого. При этом, как удалось выяснить 161.RU, семью всё же поставили на учет в ПДН, но никак особенно не следили.
— Мои девочки — моя жизнь, но такая сложная. Если бы я раньше знала, что это так тяжело, то не рожала бы, ей-богу. Может быть, когда-нибудь, когда у меня будет настоящий муж, я и рожу третьего ребенка — лет через 10, но это не точно. Очень я устала, — говорила Наталия на одном из стримов.
По словам подруги, как-то Наташа даже пыталась свести счеты с жизнью в прямом эфире, но наблюдавшие за ней подписчики отговорили. Учитывая, как часто девушка говорила о суициде, на ее последние слова о намерении повеситься не обратили внимание.
В памяти близких Наталия осталась как очень добрая, но маленькая девочка
Фото: соцсети Наталии Я.
Поделиться
— Наташа писала [знакомой] девочке об этом, но та и подумать не могла, что ей настолько плохо и она может решиться на такое, — говорит Дарья. — Часто она рассказывала, что на прямых эфирах ей угрожали, говорили, что приедут в Гуково и закопают ее, чтобы она научилась себя вести с ними и не посылала на эфирах, но я не думаю, что кто-то посягнул на ее жизнь. Скорее всего, ее детская душа не выдержала такого накала.
По рассказам близких, больше всего в этой ситуации пострадала старшая дочь Наталии. Ребенок находился с мертвой матерью в одном доме несколько часов. Девочка сейчас всё время плачет. Возможно, ребенку понадобится психологическая помощь. Обе девочки находятся у родителей погибшей. Мама девушки планирует оформить над ними опекунство. Трагедия, которая произошла в Гуково, потрясла весь город.
«Вот даю я вам интервью, а сам хочу повеситься» . Люди. Нация
Андрей Максимов, 58 лет. Писатель, режиссер, телеведущий. Вел программы «Времечко», «Старая квартира». Был главным редактором и ведущим программы «Ночной полет» (канал «Культура»). Делал на Пятом канале передачу «Личные вещи». Ведет программу «Дежурный по стране с Михаилом Жванецким» на канале «Россия 1» и программу «Наблюдатель» на канале «Культура». Пишет пьесы и ставит спектакли.
Как общаться со знаменитостями
Когда я был молодым журналистом и работал в «Комсомольской правде» и «Собеседнике», я регулярно звонил известным людям с просьбой дать мне интервью. Я очень хорошо помню, как противно, когда тебе отказывают. Помню, как я — юный совсем корреспондент — впервые получил задание взять интервью у звезды. Я достал «Справочник Союза кинематографистов» и принялся звонить с буквы А. Согласился лишь Игорь Владимирович Кваша. А все остальные — между А и К — отказывали: кто вежливо, а кто и весьма по-хамски.
Хотите успеха? Искренне интересуйтесь своим собеседником. Однажды ко мне на интервью пришла девушка, перед которой лежал листок с полусотней вопросов. Я начинаю на них отвечать, но вижу, что она меня совершенно не слушает: ей абсолютно безразлична моя жизнь…
После очередного вопроса я говорю ей: «Вы знаете, вот даю я вам сейчас интервью, а мысли мои о другом. Дело в том, что у меня совсем ужасная жизнь… Вчера я хотел повеситься. Купил веревку, гвоздь, мыло. Но потолки низкие. Так и не нашел места, куда его вбить. Может быть, вы знаете, как вбить гвоздь, чтобы он удержал мой вес?»
Девушка зевнула и прочла по бумажке следующий вопрос, после чего я сам прервал беседу: «Запомните, пожалуйста, что человеку очень обидно, когда его спрашивают и вообще не слушают. Он чувствует себя, как оплеванный».
Как получить информацию
У нас на журфаках часто забывают, что интервью — это не только жанр журналистики, но и наиболее распространенный «жанр» межличностного вербального общения. Когда ребенок спрашивает у мамы:
— Можно я пойду погуляю?
Когда девушка спрашивает у парня:
— Ты меня любишь?
Когда Ларри Кинг спрашивает у Путина:
— Что случилось с вашей подлодкой «Курск»?
Когда покупатель спрашивает у продавца:
— Сметана свежая?
Все это называется интервью. И все эти беседы выстраиваются по определенным, одинаковым законам.
Другими словами: интервью — это столь же жанр журналистики, сколь и жанр жизни.
Андрей Максимом с премией ТЭФИ.
Мне кажется, что наш мир был бы прекрасен и удивителен, если бы каждый человек — будь то инспектор ГИБДД, врач, продавец, политик или просто прохожий, у которого вы спрашиваете дорогу, — умел бы четко и с удовольствием (!) отвечать на поставленный вопрос. Но это мечта. Реальность такова, что ответ на свой вопрос надо выуживать.
Поэтому решение взять интервью — это поступок человека, который не желает, чтобы им манипулировали обстоятельства.
Жизнь всяко течет, даже когда вы на нее не влияете и ее не анализируете. Всяко вы куда-нибудь да приплывете. Можно вообще ничего не спрашивать и все равно куда-нибудь добрести.
Как научиться задавать вопросы
Ученые проделали занятный опыт с хорьком и индюшкой. Индюшка знает, если цыпленок издаст звук «чип-чип», то о нем надо позаботиться. И еще знает, что хорек — ее злейший враг, и даже завидев чучело хорька, она начинает сильно нервничать и клеваться. Так вот, если к чучелу хорька прицепить динамик, который будет говорить «чип-чип», то индюшка начинает заботиться о своем злейшем враге! Она верит на слово!
Если даже птицы своим птичьим словам верят больше, чем тому, что перед собой видят, — что уж о людях говорить! У нас ведь словарный запас все-таки побольше индюшачьего будет!
Так что придется с печалью признать: если вы не очень хорошо умеете разговаривать, вам будет трудно взять любое интервью.
Я вижу, как зритель с белым лицом сползает со стула… Мы остановили запись, операторы его унесли и вызвали скорую. И Жванецкий стойко продолжил эфир.
Как этому научиться? Во-первых, надо читать книжки.
Книжки развивают. В том числе и речь. Как бы банально это ни звучало… Во-вторых, чтобы научиться разговаривать, формулировать в разговоре свои мысли, — нужно разговаривать. Навыки устного общения приобретаются только в устном общении. Вывод опять же, может, и незамысловатый, но важный.
Не молчите! Разговаривайте! Даже если неловко, даже если стесняешься, даже если выдавливаешь из себя каждое слово, как Чехов — раба по капле — иного выхода нет. Хочешь научиться брать интервью — говори.
Как расположить «сложного» собеседника
Что делать, чтобы человек в кадре захотел искренне поговорить с вами? Все просто: главное представить две вещи: во-первых, о чем человеку интереснее всего говорить, а, во-вторых, по поводу чего он больше всего комплексует. В этой вилке и обозначится тема для разговора.
Для меня подобный прием недопустим. Если человек говорить о чем-то не хочет — не надо. Он же не на допрос пришел.
Есть устоявшийся стереотип: полюби своего собеседника и его можно будет разговорить на любые темы. Но это чушь, поскольку полюбить можно не каждого. Зато можно пожалеть. И через жалость найти к нему подход.
Ну вот, скажем, мне совсем не симпатична позиция Ирины Яровой. Почему я ее жалеть должен?
Как справиться с форс-мажором
Пока, слава богу, из колеи не выбивался, но неожиданностей хватало. Например, однажды во время записи «Ночного полета» писатель Владимир Сорокин прервал беседу и покинул студию. Я вскочил и побежал к руководителю программы Анатолию Малкину, понимая, что меня сейчас уволят. Рассказал ему о случившемся, но он вдруг говорит: «Классно! А прямой эфир был?» Я говорю: «Нет, запись» — «Эх, жалко!» — «И что, в самом деле ушел?» — «Ну да, отстегнул петличку и ушел» — «Замечательно! Надо обязательно показать». И он стал думать, как выпустить получасовую передачу, где герой ушел на 15-й минуте.
С Михаилом Жванецким на передаче «Дежурный по стране».
А еще страшный случай был во время съемок «Дежурного по стране». Я услышал шум и сказал публике: «Нельзя ли потише?» Но вдруг понял, что один из зрителей чувствует себя плохо. Я вижу, как он абсолютно белого цвета сползает со стула. .. Мы остановили запись, режиссер и операторы его унесли и вызвали скорую. А дальше мы должны продолжать юмористическую передачу. Но как это сделать, когда на наших газах случилась такая беда? Я говорю: «Ребята, нам всем очень тяжело, но вы должны хохотать в пять раз сильнее, вы должны помочь Жванецкому доснять передачу».
Кстати, уникальной выдержкой отличается и Василий Семенович Лановой. Когда были взрывы домов в Москве, то газеты писали, что сначала слышится хлопок, после которого раздается взрыв. Я это четко запомнил. И вот мы сидим с Василием Семеновичем в студии программы «Ночной полет», раздается хлопок. Я подумал: «Все, конец». А что делать не знаю: я же в кадре, я не могу упасть или из павильона выбежать. И вдруг Лановой говорит: «Это стекло лопнуло». У нас был стеклянный пол. Я понял, что он же тоже думает про хлопки, но с места не сдвинулся. Эфир — это невероятная концентрация всех твоих сил, ведь в телевизоре ты занимаешь все пространство и должен быть в этом пространстве человеку интересен.
И, наконец, золотое правило
Если разговор будет интересен мне — понравится и зрителю. Главное не делать интервью формально, а всегда помнить, что перед тобой живой человек со своими бедами и радостями. Хороший интервьюер — это тот, кто умеет хорошо слушать…
Однажды я спросил у своего друга, известного художника Максима Светланова, что он хотел сказать одной из своих замечательных картин. Ответ Максима я запомнил навсегда:
Знаешь, законченная картина — это такая станция, с которой художник уже уехал. А ты на нее приехал как раз.
Все вопросы, как и ответы, — ваши. Я, собственно, пошел.
Из бумажного архива «Нации», № 6, 2013 год.
Изучение сообщений до и после самоубийства на шведском интернет-форуме
1. Воспоминание висит. Flashback, 2010. (https://www.flashback.org/t1322408), 2010. [Google Scholar]
2. Всемирная организация здравоохранения Предотвращение самоубийств: глобальный императив. ВОЗ, 2014 г. [Google Scholar]
3. Вассерман Д. Оценка предотвращения самоубийств: необходимы различные подходы. Мировая психиатрия 2004 г.; 3: 153–4. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
4. Бертолоте Дж. М., Флейшманн А. Глобальный взгляд на масштабы смертности от самоубийств. В Оксфордском учебнике по суицидологии и предотвращению самоубийств. Глобальная перспектива (ред. Вассерман Д., Вассерман К.): 91–9. Издательство Оксфордского университета, 2009. [Google Scholar]
5. Тительман Д, Вассерман Д. Профилактика самоубийств с помощью образования и формирования отношения. В Оксфордском учебнике по суицидологии и предотвращению самоубийств. Глобальная перспектива (ред. Вассерман Д., Вассерман К.): 509–13. Издательство Оксфордского университета, 2009. [Google Scholar]
6. Андерсон М., Дженкинс Р. Роль государства и законодательства в профилактике самоубийств. Перспектива пяти континентов. В Оксфордском учебнике по суицидологии и предотвращению самоубийств. Глобальная перспектива (ред. Вассерман Д., Вассерман К.): 373–81. Издательство Оксфордского университета, 2009 г.. [Google Scholar]
7. Вестерлунд М. Производство контента в поддержку самоубийств в Интернете: контрдискурсивная деятельность. Новые Медиа Соц. 2012 г.; 14: 764–80. [Google Scholar]
8. Вестерлунд М. Разговор о самоубийстве. Интимные онлайн-беседы на запретную тему. Нордиком Рев. 2013; 34: 35–46. [Google Scholar]
9. Низен Р. Интернет-самоубийство: сообщества утверждения и летальность общения. транскульт психиатрия 2013; 50: 303–22. [PubMed] [Академия Google]
10. Мишара Б.Л., Кот Л.П. Профилактика самоубийств и новые технологии: к доказательной практике. В « Предотвращении самоубийств и новых технологиях» (ред. Мишара Б.Л., Керхоф AJFM.): 1–23. Пэлгрейв Макмиллан, 2013. [Google Scholar]
11. Бейкер Д., Форчун С. Понимание веб-сайтов, посвященных членовредительству и самоубийству: качественное интервью с участием молодых взрослых пользователей веб-сайтов. Кризис. 2008 г.; 29: 118–22. [PubMed] [Google Scholar]
12. Вестерлунд М., Хадлацкий Г., Вассерман Д. Репрезентация самоубийства в Интернете: последствия для клиницистов. JMIR 2012 г.; 14: е122. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
13. Вестерлунд М., Вассерман Д. Роль Интернета в предотвращении самоубийств. В Оксфордском учебнике по суицидологии и предотвращению самоубийств. Глобальная перспектива (ред. Вассерман Д., Вассерман К.): 525–32. Издательство Оксфордского университета, 2009. [Google Scholar]
14. Биддл Л., Донован Дж., Хоутон К., Капур Н., Ганнелл Д. Самоубийство и интернет. БМЖ 2008 г.; 336: 800–2. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
15. Хагихара А., Миядзаки С., Абэ Т. Поиски самоубийств в Интернете и частота самоубийств среди молодежи в Японии. Eur Arch Psychiatry Clin Neurosci 2012 г.; 262: 39–46. [PubMed] [Google Scholar]
16. Барак А. Эмоциональная поддержка и предотвращение самоубийств через Интернет: полевой проект. Расчет человеческого поведения 2007 г.; 23: 971–84. [Google Scholar]
17. Нидеркротенталер Т., Ворачек М., Герберт А., Тилль Б., Штраус М., Эцерсдорфер Э. и др. Роль сообщений СМИ в завершенном и предотвращенном самоубийстве: эффекты Вертера против Папагено. Бр Дж Психиатрия 2010 г.; 197: 234–43. [PubMed] [Google Scholar]
18. Харрис К.М., Маклин Дж.П., Шеффилд Дж. Изучение лиц с риском самоубийства, которые выходят в интернет с целью, связанной с самоубийством. Arch Suicide Res 2009 г. ; 13: 264–76. [PubMed] [Google Scholar]
19. Вольк-Вассерман Д. Суицидальное общение лиц, пытающихся покончить с собой, и ответы значимых других. Acta Psychiatr Scand 1986 год; 73: 481–99. [PubMed] [Google Scholar]
20. Оуэн Г., Белам Дж., Ламберт Х., Донован Дж., Раппорт Ф., Оуэнс С. События суицидального общения: непрофессиональная интерпретация сообщения о суицидальных мыслях и намерениях. Общественная наука Мед. 2012 г.; 75: 419–28. [PubMed] [Google Scholar]
21. Исометса ET. Психологические исследования аутопсии — обзор. Европейская психиатрия 2001: 16: 379–85. [PubMed] [Google Scholar]
22. Томпсон П. Подросток совершает самоубийство в прямом эфире онлайн, пока 1500 человек смотрят видеотрансляцию. Ежедневная почта 2008 г.; 21 ноябрь (http://www.dailymail.co.uk/news/article-1088173/Teenager-commits-suicide-live-online-1-500-people-watch-video-stream.html:ixzz3QuFja9dk).
23. Новости BBC Предупреждение чата после веб-смерти. Новости BBC 2007 г. ; 13 Сентябрь (http://news.bbc.co.uk/2/hi/uk_news/england/shropshire/6993095.stm).
24. Алекса Насколько популярен flashback.org. Алекса, 2014 г. (http://www.alexa.com/siteinfo/flashback.org). [Академия Google]
25. Брюн Дженсен К. Процесс качественного исследования. В Справочнике по медиа- и коммуникационным исследованиям: качественные и количественные методологии (под ред. Брюна Дженсена К.): 235–53. Рутледж, 2002. [Google Scholar]
26. Криппендорф К. Контент-анализ: введение в его методологию. Сейдж, 2004. [Google Scholar]
27. Столяр Т. Почему люди умирают от самоубийства. Издательство Гарвардского университета, 2005. [Google Scholar]
28. Форсторп П.А. Alarmerande samtal: Kommunikativa metoder på väg mot döden [Тревожные разговоры: коммуникативные подходы при движении к смерти]. В Självmordsbeteende som Språk [Суицидальное поведение как язык] (ред. Beskow J, Eriksson BE, Nikku N.): 61–83. Forskningsrådsnämnden (FRN), 1999. [Google Scholar]
29. Шаффер Д., Гарланд А., Гулд М. Предотвращение подросткового самоубийства: критический обзор. J Am Acad Детская подростковая психиатрия 1988 год; 27: 675–87. [PubMed] [Google Scholar]
30. Вассерман Д. Модель стресс-уязвимости и развития суицидального процесса. В самоубийстве — ненужная смерть (изд. Вассерман Д.): 13–27. Мартин Дуниц, 2001 год. [Google Scholar]
31. Baume PJM, Cantor C, Rolfe A. Киберсуицид: роль интерактивных предсмертных записок в Интернете. Кризис 1997; 18: 73–9. [PubMed] [Google Scholar]
32. Флейшер Э. Ден Таленде Тавшед. Selvmord og Selvmordsforsøg som Talehandling [Выразительное молчание. Самоубийство и попытка самоубийства как невербальная коммуникация. Университет Оденсе, 2000. [Google Scholar]
33. Шнейдман ЕС. Определение самоубийства. Уайли, 1985 год. [Google Scholar]
34. Бек А.Т., Браун Г., Берчик Р. и соавт. Связь между безнадежностью и окончательным самоубийством: повторение с психиатрическими амбулаторными больными. Эм Джей Психиатрия 1990; 147: 190–5. [PubMed] [Google Scholar]
35. Баумайстер РФ. Самоубийство как бегство от себя. Психологический преподобный 1990 г.; 97: 90–113. [PubMed] [Google Scholar]
36. Линехан ММ. Когнитивно-поведенческое лечение пограничного расстройства личности. Гилфорд Пресс, 1993. [Google Scholar]
37. Радд MD, Троттер DRM, Уильямс Б. (2009) Психологические теории суицидального поведения. В Оксфордском учебнике по суицидологии и предотвращению самоубийств. Глобальная перспектива (ред. Вассерман Д., Вассерман К.): 159–64. Издательство Оксфордского университета, 2009. [Google Scholar]
38. Одзава-Де Сильва К. Слишком одиноко, чтобы умереть в одиночестве: самоубийства в Интернете и экзистенциальные страдания в Японии. Культовая медицинская психиатрия 2008 г.; 32: 516–51. [PubMed] [Google Scholar]
39. Одзава-Де Сильва К. Совместная смерть: самоубийство, социальное и интернет-групповое самоубийство в Японии. транскульт психиатрия 2010 г. ; 47: 392–419. [PubMed] [Google Scholar]
40. Квортруп Л. Selvmordsadfærd, kommunikation og sprog – teoretiske perspektiver [Суицидальное поведение, коммуникация и язык – теоретические перспективы]. В Självmordsbeteende som Språk [Суицидальное поведение как язык] (ред. Beskow J, Eriksson BE, Nikku N.): 13–35. Forskningsrådsnämnden (FRN), 1999. [Google Scholar]
41. Рамберг И.Л., Вассерман Д. Роли знаний и супервизии в работе с суицидальными больными. Норд Джей Психиатрия 2003 г.; 57: 365–71. [PubMed] [Google Scholar]
42. Эмуль М., Узуноглу З., Севинч Х., Гюзель С., Йылмаз С., Эркут Д., Арикан К. Отношение доклинических и клинических турецких студентов-медиков к попыткам самоубийства. Кризис 2011 г.; 32: 128–33. [PubMed] [Google Scholar]
43. Шривастава М., Тивари Р. Сравнительное исследование отношения к самоубийству специалистов в области психического здоровья и непсихологических специалистов. Индийская психиатрия J 2012 г.; 34: 66–9. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
44. Ким С.Н., Ли К.С., Ли С.И., Ю Д.Х., Хонг А.Р. Осведомленность и отношение к самоубийству среди специалистов в области психического здоровья и работников больниц. J Prev Med Общественное здравоохранение 2009 г.; 42: 183–9. [PubMed] [Google Scholar]
45. Цай В.П., Линь Л.И., Чанг В.Л., Чанг Х.К., Чжоу М.С. Влияние программы повышения осведомленности о самоубийствах на повышение осведомленности волонтеров сообщества о предупреждающих сигналах о самоубийстве. Арх психиатр Нурс 2010 г.; 24: 63–8. [PubMed] [Академия Google]
46. Джейкобсон Дж. М., Остин П., Джонс А., Берман А. Оценка тренинга по распознаванию и реагированию на суицидальный риск. Поведение суицидальной угрозы жизни 2012 г.; 42: 471–85. [PubMed] [Google Scholar]
47. Хадлацки Г., Хёкби С., Мкртчян А., Карли В., Вассерман Д. Первая помощь в области психического здоровья является эффективным вмешательством общественного здравоохранения для улучшения знаний, отношений и поведения: метаанализ. Международная психиатрия 2014; 26: 467–75. [PubMed] [Google Scholar]
48. Вассерман Д., Ховен К.В., Вассерман С., Уолл М., Айзенберг Р., Хадлацкий Г. и др. Школьные программы профилактики самоубийств: групповое рандомизированное контролируемое исследование SEYLE. Ланцет 2015 г.; 385: 1536–1544. [PubMed] [Академия Google]
49. Максуэйн С., Лестер Д., Ганн Дж. Э. Предупреждающие знаки для самоубийства в интернет-форумах. Представитель психолога 2012 г.; 111: 186–8. [PubMed] [Google Scholar]
50. Пестиан Дж., Насралла Х., Матыкевич П., Беннетт А., Линарс А. Классификация предсмертных записок с использованием обработки естественного языка: контент-анализ. Биомед Информ Инсайты 2010 г.; 3: 19. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
51. Мор Д.К., Даффеси Дж., Джин Л., Лудман Э.Дж., Льюис А., Бегале М. и др. Мультимодальное электронное психиатрическое лечение депрессии: технико-экономическое обоснование. J Med Internet Res 2010 г.; 12: е48. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
Эмили Ланкастер | Переживи это
Я был очень не по годам развитым ребенком и жил с мамой. Она ушла от моего отца за несколько лет до этого, и недавно мы переехали в Колорадо. Моей маме было 26, и она впадала в тот ранний психоз среднего возраста, когда понимаешь, что приближается 30. Имея за плечами один неудачный брак, она была очень подавлена и очень одинока. Она все время ходила по барам, оставляя меня с соседями. В то время я мало видел свою маму. Мне стало очень, очень грустно.
Когда я вспоминаю об этом, я всегда поражаюсь тому, насколько ясными были мои чувства ко мне. Когда ты ребенок в этом возрасте, все это инстинктивная реакция на вещи. Я помню, как сидел там однажды ночью… Моя мама пришла домой и забрала меня от соседей в 10 вечера, и, по сути, пошла и потеряла сознание. Я просто сидел там без сна, много плакал, думая о том, что я не чувствовал, что когда-либо будет какое-то тепло или человеческая связь. У меня действительно не было друзей. У меня был один друг, мальчик, который жил в том же многоквартирном доме, что и я. Он был так же эмоционально не по годам развит и так же подавлен своим положением. Я помню то тяжелое чувство, что не хочу больше жить.
Я пытался повеситься в чулане на скакалке. Я не знал, как это работает, кроме… веревки на шее. Больно. Чувство удушья отражало мое чувство загнанности и беспомощности. В конце концов, мне удалось развязать узел и спрыгнуть на дно шкафа. Я пробыл там пару часов и просто плакал. Потом я спрятал свою скакалку и лег спать. На следующее утро я ничего не сказал маме. Я не думаю, что она когда-либо замечала.
Теперь, когда я стал старше, я понимаю, что есть разница между нежеланием больше жить и реальным желанием умереть.
У меня всегда была эта ползущая гибель, эта постоянная мысль в моей голове. Теперь, когда я стал старше, я понимаю, что есть разница между нежеланием больше жить и реальным желанием умереть. Из-за этого я не предпринимал реальных попыток самоубийства уже много-много лет.
Было несколько раз.
Когда мне было 10 лет, у меня случился психотический срыв, и я уехал из дома матери, потому что больше не мог с этим справляться. Я переехал к отцу. Его отношения рухнули, и моя мачеха переехала сюда, но я какое-то время оставалась с ним в Калифорнии. Он уехал в командировку в Лос-Анджелес и оставил меня одну на неделю. Пока его не было, я съела все таблетки в доме и попыталась перерезать себе вены. Тогда я очень серьезно хотел умереть. К счастью, у нас не было ничего [сильного] в доме. У меня прошла ночь с антихолинергической реакцией на передозировку. Меня вырвало, должно быть, полфунта порошка только из-за наполнителя в таблетках. Я временно потерял слух.
В то утро перед тем, как пойти в школу, я позвонил на горячую линию для самоубийц и не слушал ничего, что мне говорили. Я просто должен был рассказать кому-нибудь, что произошло. Это было похоже на открытие скороварки; все давление ушло. Это было достаточно травматично, чтобы что-то перезагрузить, и тогда я был в порядке. Я не был рад тому, что проснулся, я не был рад тому, что мне было так плохо, но побуждение к смерти прошло.
Когда я был подростком, я предпринял пару серьезных попыток. Когда мне было 12, меня изнасиловал под дулом пистолета один из моих одноклассников — парень, который учился в моей средней школе и жил через дорогу от меня. Это не имело прямого отношения к этому. Это пришло позже, когда я вернулся в школу на той неделе и должен был столкнуться с ним и его друзьями. Он явно сказал им. Внезапно со мной стали обращаться так, как будто это мое дело, как будто я шлюха.
Пару лет спустя я переехал сюда, чтобы жить со своей мачехой. Они с отцом не были вместе, но и не врозь. Я жил с ней, а он жил дальше по улице в квартире. Он приходил, они дрались, и она вымещала злость на мне. У нас с ней всегда были проблемы, когда я был подростком. Сейчас у нас все хорошо, но дошло до того, что у меня снова появилось чувство пойманного в ловушку животного. У моей старшей сестры была куча таблеток, и я их съел, не понимая, что по сути это была очередная передозировка Бенадрила. Я ждал, пока все выйдут из дома, потому что я всегда уходил последним. У меня были последние занятия, поэтому я все равно ушел позже всех.
Я дождался, пока моя мачеха уйдет на подработку, съел все таблетки и потерял сознание в своей постели. Моя мачеха что-то забыла и пришла домой. Что-то подсказало ей, что я не ушел, поэтому она поднялась наверх и в мою комнату. Я лежал на своей кровати, и она начала орать на меня [за то, что я не хожу] в школу. Я не мог ответить. Я не мог говорить. У меня были проблемы с мышцами, и я не мог сказать ей, что не так. Она схватила меня и попыталась спустить по лестнице. В итоге я упал с лестницы, потому что не мог ходить. Именно тогда она поняла, что со мной действительно что-то физически не так. Она отвезла меня в отделение неотложной помощи, и мне пришлось пить уголь. В конце концов, просидев так несколько часов, я действительно смог заговорить и сказать ей, что просто больше не могу.
Затем, конечно же, началась целая серия событий, из-за которых я почувствовал себя еще более изолированным. Типа: «О, теперь мы не можем доверять тебе, чтобы ты был один».
Моя мачеха позвонила моей старшей сестре из больницы, пока она была в школе, и у нее случился сильный истерический срыв в классе. Мы ходили в одну школу, так что… конечно, я возвращаюсь в школу, и все знают, что произошло.
Самое приятное, когда тебе 15 лет, это то, что многие люди на самом деле тебя понимают, хотя и не скажут тебе этого в лицо. За спиной тебя назовут сумасшедшим, но один на один ты ловишь их взгляды и чувствуешь, что в них есть какое-то сострадание, какое-то понимание.
Во взрослой жизни, теперь, когда я понимаю, что нежелание больше жить не равносильно желанию умереть, я чувствую приближение этого навязчивого чувства. Это было спровоцировано случайным образом, когда я был подростком, и я не был способен различать. Все это было автоматически: «Я так больше не могу. Мне нужно умереть». Я больше этого не понимаю. Я до сих пор чувствую: «Я больше не могу и не хочу больше жить». У меня до сих пор периодически возникают суицидальные мысли, но я распознаю их как реакцию на стресс. Я узнаю, что это что-то сломанное в моей борьбе или бегстве.
Так что, хотя у меня до сих пор периодически возникает это чувство, оно не опасно. Типа: «Хорошо, вот как мы себя чувствуем». К счастью, я чувствую себя достаточно комфортно, чтобы рассказать близким мне людям, когда это происходит, и попросить немного больше эмоциональной поддержки. [Я] могу сказать: «Сейчас я не справляюсь». Это помогло мне в моей личной жизни снять с себя часть этого клейма и то, как я справляюсь с собой. Это позволяет мне относиться к себе мягко и действительно просить о помощи, за что я очень благодарен. Я очень благодарен людям вокруг меня, людям, которые любят меня, и тому, что я могу понять, что могу справиться с этим рационально, и они тоже могут. Потом проходит.
Честно говоря, когда вы работаете в психиатрической больнице, худшее, о чем вы можете подумать, это необходимость пользоваться этими услугами. Это одна из тех вещей, что если бы я был на другом конце этого, смог бы я когда-нибудь вернуться? Потеряю ли я все свое доверие? Мне не нравится то, как мы, американцы, справляемся со стигмой, связанной с членовредительством и суицидальными мыслями. Есть экстренное реагирование, которое заключается в изоляции, сдерживании и тому подобном, но мы не придумали сострадательного способа перейти от этого к помощи людям стать более функциональными.
Работая в сфере здравоохранения и особенно имея дело с пациентами, которые находятся в процессе получения помощи, доступной для подобных чувств, ресурсы минимальны. Но когда я думаю о том, каково это быть суицидальным, каково это на самом деле хотеть умереть… Я понимаю, что да, это острая проблема, но часто она носит хронический характер. Насколько я понимаю, это предел. Я хочу, чтобы к нему как к обществу относились с такой же серьезностью, как и к любой другой неизлечимой болезни.
Во многих случаях, если это ситуативно, получение такого рода помощи может облегчить некоторые из них и, возможно, дать кому-то инструменты, чтобы изменить свое мнение.
Если бы это было мое шоу, если бы это был мой мир, я бы сказал: «Хорошо, мы собираемся признать, что это ваша жизнь, и вы с ней покончили». Тогда вы относитесь к этому как к неизлечимой болезни. Людям с неизлечимыми заболеваниями помогают привести свои дела в порядок. У них есть помощь с переходом с их семьей. Во многих случаях, если это ситуативно, получение такого рода помощи может облегчить некоторые из них и, возможно, дать кому-то инструменты, чтобы изменить свое мнение.
Но немедленная реакция на того, кто хочет умереть, это связать его и накачать наркотиками. У них все еще есть та жизнь, понимаете? Им еще предстоит когда-нибудь выйти из больницы. Когда вы в депрессии, становится очень трудно делать то, что в конечном итоге сделает вашу жизнь лучше.
Des: Расскажите мне больше о достойной смерти или умирании при содействии.
Эмили: Смерть с достоинством была бы очень простой интеграцией, если бы вы действительно относились к суицидальным мыслям как к неизлечимой болезни, а не к острому срыву. Прямо сейчас вы можете получить помощь, чтобы покончить с собой, если у вас неизлечимая болезнь. Вы можете сделать это на своих условиях, вы можете командовать и получать помощь в решении ваших дел. Сделайте ситуацию в хосписе. Иногда люди принимают такое решение, и им становится лучше. Иногда они принимают это решение, какое-то время сидят на своих лекарствах и меняют свое мнение. За это к тебе не относятся как к преступнику. К вам не относятся как к неудавшемуся человеку. Кажется, что было бы очень легко продлить этот уровень амнистии.
Des: В чем разница между тем, когда ваше тело саботирует вас, и тем, когда ваш разум саботирует вас?
Эмили: Это очень хороший вопрос. Я не знаю. Мое тело годами пытается взбунтоваться. У меня уже десять лет лейкемия и меланома. Теперь я дошел до того, что боюсь идти к врачу, чтобы увидеть, как мое тело меня подводит. Не дай Бог, чтобы мой разум повернулся против меня. Я честно не понимаю, почему мы, как общество, относимся к этому [по-разному]. Я имею в виду, если кто-то сломает ногу, вы не говорите: «Ах! Теперь ты бесполезный кусок дерьма». Вы говорите: «О, может, тебе стоит немного побыть в стороне, а можно я прикрою для тебя дверь?»
Я особенно чувствителен к проблемам психического здоровья людей. Не только из-за моей работы и из-за моих личных проблем, но и там, где я живу, так много маргинализированных людей. Это курица или яйцо. Было ли их психическое состояние причиной того, что они оказались на улице, или пребывание на улице свело их с ума?
Мы действительно облагорожены. Экономическое неравенство становится все более и более острым. Это шокирует. [Мой друг] бездомный. Иногда я буду сидеть с ним и его друзьями и слушать, что люди говорят, когда они проходят мимо. Я помню, как мимо проходил парень, и он сказал: «Ах, должно быть приятно не иметь ничего общего или не иметь никаких обязанностей». Ты что, шутишь? Дойдите до того момента, когда вы весь день будете работать над своим следующим приемом пищи.
Я хожу на работу по восемь часов каждый день и не думаю об этом. Деньги стекают на мой банковский счет, я плачу арендную плату за крышу над головой и хожу за продуктами, когда мне хочется.
[Мой друг] достанет свой аккордеон и будет играть часами. В конце дня он может получить три бакса, может получить тридцать баксов. А потом: «Хорошо, мы можем набить живот». Затем нам приходится иметь дело с решением: «Где я буду спать и чтобы меня не арестовали?» Затем мы должны решить: «Может быть, я хотел бы побриться, чтобы не выглядеть подонком. Я должен придумать способ, как это сделать».
Каждая маленькая задача становится огромным делом, поэтому люди проверяют. Они такие: «Ну, у меня есть три бакса. Я мог бы потратить их на бутерброд на заправке. Или, я мог бы потратить их на сорок старых английских, и тогда у меня есть болеутоляющее. У меня что-то в животе, и земля становится намного мягче». Что это за существование, когда вы достигаете этой точки?
Я вижу, что все это очень, очень взаимосвязано. Я вижу, что все это оставляет людей в ловушке чего-то неустойчивого. Если мы не можем быть достаточно сострадательными, чтобы поднять кого-то с улицы, можем ли мы быть достаточно сострадательными, чтобы позволить им решить, что они устали бороться за это?
Des: Расскажите больше о ресурсах здесь, в Юджине, и о том, почему здесь такое большое временное население.
Эмили: Находясь прямо на коридоре I-5, мы получаем много путешественников, перемещающихся между различными горячими точками в Калифорнии — Лос-Анджелесом, Сан-Франциско — Портлендом и Сиэтлом. Этот забавный маленький городок хиппи был полон идеалистов, а в какой-то момент и довольно крупного анархистского сообщества. Как ни странно, они одни из самых сострадательных к нуждающимся людям. Еда вместо бомб – отличный пример. Я думаю, что многие ресурсы, которые у нас есть, исходили от этих групп людей и их осознания того, что они теряют своих друзей и семью.
Это странный маленький городок, в котором не так много дел. Это очень влажный город. Люди либо сильно пьют, либо выздоравливают от пьянства. У нас много церковных организаций. У нас есть Центр обогрева Игана. Несколько зим назад у нас был один джентльмен, который замерз насмерть, потому что ему некуда было пойти холодной ночью. Его тело нашли в сугробе. У нас не так уж много действительно холодных ночей, но когда они случаются, люди не экипированы. У нас есть ресурсы, чтобы держать людей на краю пропасти. Если вы в отчаянном положении, Юджин — отличное место.
У нас есть закусочная здесь, рядом с WOW Hall, которой управляет FOOD для округа Лейн. Предоставляют бесплатное горячее питание. Это как поход в ресторан. Они не работают по воскресеньям, поэтому у меня есть группа друзей, которые начали это дело под названием Бригада буррито. Они собираются вместе и делают веганские буррито. Думаю, сейчас они делают около 200 буррито. Я думаю, что в первый раз, когда они вышли, они сделали 80. С тех пор у них появилось больше добровольцев, и все это просто личные пожертвования, пожертвования продовольственных банков и общественные сады. Они все заворачивают и выходят сюда. В первое воскресенье они пошли гулять, [мой друг] спал там через улицу и проснулся от буррито на своем футляре для аккордеона. Сделал свой день, чувак. Закусочная не была открыта, и в тот день он должен был поесть.
Вы можете лечить симптомы такого существования. Вы можете немного облегчить боль, но многие люди, которых вы видите, активно напиваются до смерти на улице. Они занимаются самолечением экзистенциальной боли. Многие из них склонны к суициду. Но когда дело доходит до этого, пойти и полежать на железнодорожных путях в этот момент так же сложно, как найти место, где можно отоспаться, или просто выпить еще пива. Это всего лишь огромное предприятие, и иногда люди принимают такое решение.
Des: Поговорите больше о работе. Вы сделали тот комментарий ранее о потере вашего доверия.
Эмили: В прошлом году у меня было, вероятно, два особых момента, когда я чувствовал, что просто не могу справиться с этим сам. Но поскольку я работаю в больнице, я не чувствую, что могу пойти в отделение неотложной помощи и сказать, что у меня кризис.
Вчера я говорил об этом с одной из медсестер, с которыми я работаю. Как, если бы я чувствовал, что мне действительно нужно сломаться, мне нужно было бы пойти куда-нибудь еще. Мне нужно было навестить маму в Колорадо или еще куда-нибудь, и там у меня случился нервный срыв. Я не чувствую, что могу сидеть в психиатрической больнице и заниматься декоративно-прикладным искусством рядом с кем-то, а потом на следующей неделе прийти и взять их кровь. Позволят ли они мне вообще, если бы неделю назад я сидел там с повязкой на руке?
Я не думаю, что есть способ «вернуться к нормальной жизни», особенно для тех из нас, кто там работает. Несколько лет назад у меня был коллега, который попытался принять передозировку и оказался в больнице на несколько дней. В итоге ей пришлось взять отпуск на долгое время, чтобы иметь возможность вернуться и быть рядом с нами. Это автоматически; если вы поддаетесь давлению из-за того, что не хотите больше жить своей жизнью, люди говорят: «О, ты неуравновешенный! Ты сумасшедший!»
Если кто-то прикован к инвалидной коляске, вы можете предложить помощь. Если у кого-то эмоциональные проблемы, говорят с насмешкой: «Тебе нужна помощь». Точка, а не вопросительный знак. Это ужасно. Это пнуть кого-то, когда он упал. Он пассивно-агрессивный.
Des: Если бы вы могли поговорить с кем-то, кто читает вашу историю, что бы вы хотели ему сказать?
Если что-то из того, что я скажу, вызовет у вас желание обращаться со мной нежно, помните об этом, когда вы испытываете такие чувства, и относитесь к себе также нежно.
Эмили: Если что-то из того, что я говорю, вызывает у вас желание обращаться со мной нежно, помните об этом, когда вы испытываете такие чувства, и относитесь к себе также нежно. Очень легко ругать себя и пинать себя, когда ты падаешь. Забавно, что гораздо труднее быть сострадательным к себе, чем к другим людям.
Я думаю, что я специально выступил сегодня, желая обратиться к тому, что я чувствую, что мы должны относиться к суицидальным мыслям как к неизлечимой болезни, а не как к острому кризису. Вот где я лично чувствую, что ресурсы терпят неудачу. Вмешательства должны изменить жизнь. Я чувствую, что есть так много спешки, чтобы оставить такие вещи позади, что вы заметаете осколки под ковер и говорите: «Хорошо, с этим покончено».
Это неправда. Рана до сих пор под повязкой.
В Орегоне мы немного более прогрессивны в этом отношении, но мы очень медленно меняем подход к уходу в конце жизни в целом. Как общество, смерть стала настолько табуированной и стерилизованной. Мы так далеки от всего этого. Мы хотим перестать говорить об этом, как только сможем, потому что это неудобно. Это должно быть неудобно, но мы не должны отрицать его существование. Есть так много разных способов, которыми мы пытаемся притвориться, что этого не существует, или что это ужасно, если кто-то бросит это вам в лицо. Я думаю, что это неправильно.
То, что [разговоры о смерти] являются частью вашего повседневного существования, конечно, действительно облегчает обсуждение. Это облегчает понимание чувств других людей по этому поводу. Раньше я делил свое время между нашими двумя больницами.