Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Идеалы в обществознании это: Открытый урок по обществознанию на тему: «Что такое идеал».6 класс.

Идеал и ценности

  • «Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла»

В.О.Ключевский

  • «Злой человек вредит самому себе прежде, чем повредит другому»

Августин

Притча «Остров духовных ценностей»

  • Когда-то давным-давно на Земле был остров, на котором жили все духовные ценности. Но однажды они заметили, как остров начал уходить под воду. Все ценности сели на свои корабли и уплыли. На острове осталась лишь Любовь.
  • Она ждала до последнего, но, когда ждать уже стало нечего, она тоже захотела уплыть с острова.
  • Тогда она позвала Богатство и попросилась к нему на корабль, но Богатство ответило: «На моём корабле много драгоценностей и золота, для тебя здесь нет места». Когда мимо проплывал корабль Грусти, она попросилась к ней, но та ей ответила: «Извини, Любовь, я настолько грустная, что мне надо всегда оставаться в одиночестве».
    Тогда Любовь увидела корабль Гордости и попросила о помощи её, но та сказала, что Любовь нарушит гармонию на её корабле. Рядом проплывала Радость, но та так была занята весельем, что даже не услышала о призывах Любви. Тогда Любовь совсем отчаялась.
  • Но вдруг она услышала голос где-то позади: «Пойдём, Любовь, я возьму тебя с собой». Любовь обернулась и увидела старца. Он довёз её до суши, и, когда старец уплыл, Любовь спохватилась, ведь она забыла спросить его имя. Тогда она обратилась к Познанию:
  • — Скажи, Познание, кто спас меня? Кто был этот старец?
  • Познание посмотрело на Любовь:
  • — Это было Время.
  • — Время? — переспросила Любовь. — Но почему оно спасло меня?
  • Познание ещё раз взглянуло на Любовь, потом вдаль, куда уплыл старец:
  • — Потому что только Время знает, как важна в жизни Любовь.

Тема урока:

Идеал и ценности

Что такое идеал?

Идеал — образец, нечто совершенное, высшая цель стремлений.

Идеалист — бескорыстный человек, стремящийся к возвышенным целям.

Идеализация — представление кого-либо или

чего-либо лучшим, чем есть в действительности.

Материалист — человек стремящийся к материальной выгоде.

А что такое ценности?

Ценности -это положительная значимость чего-либо, не подвергающееся сомнению.

Нравственные ценности служат идеалом для всех людей.

Семь фундаментальных ценностей: Истина, Добро, Польза, Господство, Справедливость, Свобода, Красота.

Выделите те положения, которые являются

ценными для вас в жизни.

Домашние

животные

Хорошая учёба

Верные друзья

Хорошее

отношение

учителей

Уважения

класса

Спортивные

успехи

Посещение

театров и музеев

Карманные

деньги на расходы

Чтение

Понимание

родителей

Модная

одежда

Выпишите, что вы никогда не сможете простить

человеку, с которым дружите или кого уважаете.

Объясните почему. Дополните список.

Жадность

Хамство

Грубость

Слабость характера

Подлость

Предательство

?

?

?

Укажите, что вы себе никогда не позволяете в

общении с человеком, которого любите и кем дорожите.

Объясните почему. Добавьте свои варианты.

Нагрубить

Обмануть

Повысить голос

Говорить неправду

Неопрятно выглядеть

?

?

?

Важнейшая ценность для любого человека – это жизнь.

но порой люди ею рискуют.

Прочтите тексты и определите, во имя каких ценностей

люди рисковали жизнью.

Во время эпидемии

тифа врач помогал

больным, хотя знал,

что эта болезнь.

В 1941 году на фронт

уходили

тысячи добровольцев,

чтобы сражаться

с фашистскими войсками,

напавшими на нашу страну.

Предложите

Вашу

ситуацию.

Два друга-альпиниста

в горах попали под обвал

камней. Один серьёзно

пострадал, а второй спас его ,

рискуя собственной жизнью.

«Золотое» правило нравственности:

«Относись к людям так,

как ты хочешь,

чтобы относились

к тебе».

Подведём итоги

На поведение людей влияют идеалы и ценности. Идеалы – это образы для подражания, нечто совершенное. В качестве идеала могут выступать реальные люди или вымышленные герои, общественные идеи и ценности.

Ценностями называют все предметы, явления (духовные и материальные), которые бывают для человека важными в его жизни. Существуют общечеловеческие ценности, которые считались важными всегда.

Домашнее задание

  • Прочитать § 23, устно ответить на вопросы 1-6.
  • С. 157, «Практикум», письменно ответить на вопрос № 1.

Урок по обществознанию «Идеал и ценности»

Цели урока: знакомство с содержанием понятий «

идеалы» и «ценности».

Задачи урока:

Дидактические:

Обеспечить усвоение понятий «идеалы» и «ценности».

Продолжить формирование навыков самоконтроля.

Воспитательные:

Содействовать в ходе урока формированию мировоззренческих идей, воспитанию гражданственности, обеспечить приоритет общечеловеческих ценностей.

Развивающие:

Развивать у учащихся умения рассуждать, анализировать, выделять главное, составлять схемы, высказывать своё мнение, наблюдать.

Использовать имеющиеся знания, делать выводы.

Оборудование:

Учебник А. И. Кравченко, Е. А. Певцова «Обществознание», пар. 23, стр. 151

Мультимедийный проектор, слайдовая презентация к уроку, заготовки таблицы «Верные или неверные утверждения» (9).

Основные понятия: идеал, ценности,

Тип урока: комбинированный

Методы обучения: проблемный и частично поисковый.

Ход урока:

Орг. момент

Проверка дз

На прошлом уроке мы с вами рассмотрели тему «Мораль». Для проверки её усвоения я предлагаю вам выполнить тест по этой теме. На выполнение теста даётся 10 мин. В 1 — 3 заданиях вы выбираете один правильный ответ, в 4 –закончить предложение, в 5 задании выбираете несколько (4) ответов.

Самопроверка теста.

12 – 13 баллов – отметка «5»

9 – 11 баллов – отметка «4»

7 – 8 баллов – отметка «3»

Изучение нового материала.

Объявление темы урока и постановка целей.

Сегодня мы с вами продолжаем разговор о духовной сфере общества.

Тема урока «Идеал и ценности». Как вы думаете, о чём пойдёт речь, с какими понятиями мы должны познакомиться?

( Приём «Верные и неверные утверждения»)

У каждого из вас на столе лежат таблицы «Верные и неверные утверждения». Сейчас вы их прочтёте и, если вы считаете это утверждение верным, правильным, то в 3 колонке ставите +, если же вы не согласны с этим утверждением, то ставите — .

Рассказ учителя.

Ребята, мы в своём поведении сознательно или несознательно следуем каким — то идеалам, чаще всего даже не подозревая об этом.

В толковом словаре Ожегова слово идеал означает

1. То, что составляет высшую цель деятельности, стремлений. Высокие гуманистические идеалы.

2. Совершенное воплощение чего — н. Я. доброты. Этот человек — мой и.

3. Наилучший вид, элитный образец чего — н. (спец. ).

Он обозначает то, что кажется достойным подражания.

Идеалы у людей могут быть разными. Одни считают идеалом бизнесмена, который разъезжает на дорогой машине (он строг, деловит, обеспечен). А другого притягивает романтика дальних путешествий. Он хочет познать мир, побывать в разных странах.

Людей, которые на первое место ставят материальные ценности, например, роскошный особняк или машину, называют материалистами. А к идеалистам принято относить людей, которые ставят на первое место духовные ценности и идеалы (добро, честность, справедливость). Но в каждом человеке при этом присутствуют оба начала: идеальное и материальное.

От слова «идеал» происходят понятия, с которыми вы наверняка не раз встречались (идеальное, идеализация).

Вопрос к классу:

Как вы думаете, ребята, кто может быть примером для подражания? Почему?

Героев воспевают поэты, их запечатлевают в бессмертных произведениях художники и скульпторы.

К идеалу люди стремятся всю свою жизнь. С ним сверяют свои поступки и дела.

У каждого поколения свои идеалы. Часто они связаны с событиями, которые переживает всё общество в это время. Военное поколение восхищалось подвигами во время сражений, стойким поведением в плену у врагов. У нового времени и современной молодёжи уже другие примеры для подражания, более близкие и понятные им.

Вопрос к классу:

А есть ли у вас примеры для подражания?

Почему вы хотите быть на них похожими?

А сейчас мы с вами выясним, что же такое ценности?

Откройте учебник на странице 151, найдите и поднимите руку, кто нашёл. (Ценности – это те предметы и явления (материальные и духовные), которые для человека наиболее важны в жизни)

Есть такие ценности, которые важны во все времена. Их можно назвать общечеловеческими. Непреходящими ценностями семейной жизни считают верность и постоянство, любовь к детям в сочетании с требовательностью.

Но иногда происходит конфликт ценностей. Пример из учебника на стр. 154 4 абзац.

Наукой установлено, что существует три этапа нравственного развития человека.

Принципы нравственности подсказывают нам, какими должны быть наши взаимоотношения с людьми, как следует относиться к людям. Основной принцип нравственности: Относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе.

Весь материал – смотрите документ.

ИДЕАЛЬНЫЙ ТИП (Социальные науки)

Идеальный тип – это методологическая конструкция, разработанная немецким социологом Максом Вебером (1864-1920). Ключом к его формулировке идеальных типов является сосредоточение внимания на том, что мотивирует социальное действие. Вебер считал, что мы можем понять человеческое действие, обнаружив субъективные значения, которые акторы придают своему собственному поведению и поведению других. Для Вебера субъективные значения важны для понимания законов и закономерностей, которые создают и управляют социальными структурами. Эти закономерности можно обнаружить, потому что единообразие социальных действий широко распространено; действия часто повторяются одним и тем же индивидуумом, и они соответствуют субъективному значению, которое придают им акторы.

Идеальный тип служит способом определения сходств, а также отклонений, обнаруженных в эмпирических случаях. Идеальные типы не относятся к моральным идеалам или средним статистическим показателям; они описывают не индивидуальный образ действий или идеальный случай, а типичный. Это аналитические конструкции, позволяющие исследователю выдвигать гипотезы, связывающие типы с условиями, вызвавшими событие, явление или социальную структуру, или с последствиями, вытекающими из их возникновения. Поскольку они представляют собой совокупность всех необходимых признаков поступка или действия, эти типы редко встречаются в реальной жизни и не представляют собой единственную возможность для определенного образа действия. Иными словами, идеальные типы не исчерпывают и не отражают в полной мере конкретную действительность. Скорее, это аналитические инструменты, которые позволяют исследователю находить общие черты среди всех разнообразных и уникальных социальных и исторических реалий, чтобы проводить сравнительный анализ. Классификация типов мотивированного действия позволяет нам проводить систематические типологические различия, например, между типами власти, а также обеспечивает основу для исследования исторических событий.


Вебер различает четыре основных идеальных типа для описания мотивированного социального действия: цвекрациональный, вертрациональный, аффективный и традиционный. Он организует эти типы действий с точки зрения их рациональности и иррациональности. Цвекрациональное действие — это социальное действие, в котором люди рационально выбирают как цели, так и средства. Нерациональное действие характеризуется стремлением к цели, которая сама по себе может быть не рациональной, но тем не менее преследуется рационально. Аффективное социальное действие основывается на эмоциональном состоянии действующего лица, а не на рациональном взвешивании средств и целей. Традиционное действие направляется привычными привычками мышления, опорой на то, «как это делалось всегда». Вебера интересует современное европейское и североамериканское общество, где он видел, что в поведении все больше доминирует целеустремленная рациональность, тогда как раньше оно, как правило, мотивировалось традицией, аффектом или ценностно-ориентированной рациональностью.

Наиболее понятным типом, по Веберу, является цвекрациональное действие, поскольку оно определяет рационально организованные и управляемые структуры, такие как бюрократия. Для бюрократических организаций характерны обезличенность, рутинизация, предсказуемость, рациональный расчет затрат и выгод. Используя идеальные типы, Вебер смог доказать, что характерная форма современных институциональных организаций, таких как государство, корпорация, армия и церковь, является бюрократической.

Определение, значение, назначение и использование

РЕКЛАМА:

«Идеальный тип» — один из самых известных вкладов Вебера в современную социологию. Она занимает очень важное место в его методологии. Вебер считал, что разработка концептуальных инструментов является обязанностью социологов. Важнейшим из таких концептуальных инструментов является идеальный тип.

Определение и значение :

Согласно New Websters Dictionary, «идеал» — это «концепция или эталон чего-то в его наивысшем совершенстве». Это относится к ментальному образу или концепции, а не к материальному объекту. Это модель. Термин «тип» означает род, класс или группу, отличающиеся определенным признаком. Таким образом, в общем, мы можем концептуализировать идеальный тип как вид, категорию, класс или группу объектов, вещей или людей с определенным характером, который кажется лучшим примером этого.

РЕКЛАМА:

Вебер использовал идеальный тип в особом смысле. Для него идеальный тип — это умственная конструкция, подобная модели, для тщательного изучения и систематической характеристики конкретной ситуации. Действительно, он использовал идеальный шрифт как методологический инструмент для понимания и анализа социальной реальности.

Методология – это концептуальная и логическая исследовательская процедура, с помощью которой развиваются знания. Исторически сложилось так, что большая часть методологической озабоченности социальных наук была направлена ​​на установление их научной репутации.

Макса Вебера особенно интересовала проблема объективности в социальных науках. Поэтому он использовал идеальный тип как методологический инструмент, который объективно смотрит на реальность. Он исследует, классифицирует, систематизирует и определяет социальную реальность без субъективных предубеждений. Идеальные типы не имеют ничего общего со значениями. Его функция как исследовательского инструмента заключается в классификации и сравнении.

Процитировать Макса Вебера:

РЕКЛАМА:

«Идеальное типовое понятие разовьет наши навыки вменения в исследованиях. Это не описание реальности, но оно направлено на то, чтобы придать этому описанию недвусмысленные средства выражения». Другими словами, идеальные типы — это понятия, сформулированные на основе фактов, тщательно и аналитически собранных для эмпирического исследования. В этом смысле идеальные типы — это конструкции или концепции, которые используются в качестве методологических приемов или инструментов в нашем понимании и анализе любой социальной проблемы.

Подобно тому, как идеальная модель строится естествоиспытателями как инструмент и средство познания природы, так и обществовед создает идеальный тип как инструмент систематизации и осмысления отдельных фактов, по которым исследователь может соизмерять действительность. Это происходит из-за его отделения от эмпирической реальности и отличия от нее.

Вебер, Идеальный тип может служить мерилом реальности. Целью построения «идеальных типов» является не сравнение эмпирической ситуации с идеальным типом, а сравнение нескольких эмпирических ситуаций друг с другом; посредством идеального типа и вывести проверяемую гипотезу, объясняющую различные отклонения. Другими словами, идеальные типы помогают направлять и структурировать сравнительные исследования.

Согласно Веберу, социологическая наука могла развиваться на основе понятия идеального типа. Вебер, социология занимается социальными действиями и социальным поведением. Каждое социальное действие имеет идеал. «Идеальный тип» социального действия находится в нашем уме. Например, мы говорим, что конкретный человек «идеалист».

РЕКЛАМА:

Термин идеалист есть идея, а как можно назвать человека идеалистом? Как мы можем применить идею к конкретному человеку? Это только потому, что у нас есть представление о значении термина «идеалист», и это представление является идеей идеального типа. Именно благодаря этим теоретическим и рациональным концепциям мы можем судить о человеке как об идеалисте. Это доказывает, что каждый человек имеет в себе определенные представления о совершенном социальном действии или поведении, и этот идеальный тип субъективен, то есть находится в сознании человека.

Жюльен Фрейнд пишет: «Идеальным типом социолог способен измерить разрыв между идеальным типическим, объективно возможным действием и эмпирическим действием и установить роль иррациональности и случайности или вторжения случайных, эмоциональных и других элементов. ”

По Веберу:

«Идеальный тип образуется односторонним акцентированием одной или нескольких точек зрения и синтезом множества расплывчатых, дискретных, более или менее присутствующих и иногда отсутствующих, конкретных отдельных явлений, расположенных по односторонне подчеркнутые точки зрения в единую аналитическую конструкцию…. В своей концептуальной чистоте эта ментальная конструкция… нельзя найти эмпирически нигде в реальности».

РЕКЛАМА:

Несмотря на приведенное выше определение, Вебер не был полностью последовательным в том, как он использовал идеальный тип. На самом базовом уровне идеальный тип — это концепция, построенная социологом на основе его интересов и теоретической ориентации, чтобы уловить существенные черты некоторого социального явления. Идеальный тип, одно из важнейших понятий Вебера, представляет собой логическое завершение нескольких направлений веберианской мысли.

(1) Это связано с понятием понимания. В том, что каждый идеальный тип представляет собой организацию умопостигаемых отношений внутри исторической сущности или последовательности событий.

(2) Более того, Идеальный тип связан с характеристикой как нашего общества, так и нашей науки, а именно с процессом рационализации. Построение идеального типа, пишет Раймонд Арон, «является выражением попытки; Характерное для всех научных дисциплин делать предмет понятным, раскрывая или конструируя его внутреннюю рациональность.

(3) Идеальный тип также связан с аналитической и частичной концепцией причинности. Это помогает нам понять исторические элементы или объекты, но это, так сказать, частичное понимание полного целого.

РЕКЛАМА:

Конструкция идеальных типов :

Идеальные типы формулируются абстракцией и комбинацией неопределенного числа элементов, которые хотя и встречаются в действительности, но редко или никогда не обнаруживаются в конкретной форме. Поэтому Вебер не считает, что он устанавливает новый концептуальный метод. Он подчеркивает, что разъясняет то, что уже сделано на практике. Для конструирования идеальных типов социолог выбирает определенное количество черт из целого, которое иначе и неясно, чтобы составить умопостигаемую сущность.

Например:

. Если мы хотим изучить состояние демократии в Индии, то нашей первой задачей будет определение понятия демократии с помощью ее существенных и типичных характеристик. Здесь мы можем упомянуть некоторые из существенных характеристик демократии. Это наличие многопартийной системы, всеобщей франшизы для взрослых, формирование правительства. народными избранниками, участие народа в принятии решений, а также равенство перед законом.

РЕКЛАМА:

Эта формулировка концепции демократии чистого типа или идеального типа будет направлять нас и работать как инструмент в нашем анализе. Любое отклонение от нее или соответствие ей раскроет реальность. Таким образом, идеальные типы не отражают общие или средние характеристики, а фокусируются на типичных и существенных характеристиках.

Например, в своей книге «Протестантская этика и дух капитализма» Вебер анализирует характеристики «кальвинистской этики». Идеальные типы строятся из фактов, существующих в действительности. Они не представляют и не описывают полную реальность; они чистых типов в логическом смысле. Согласно Веберу, в своей концептуальной чистоте эта идеальная мыслительная конструкция не может быть найдена эмпирически нигде в реальности. Таким образом строятся идеальные типы.

Согласно Максу Веберу, «идеальный тип — это аналитическая конструкция, которая служит исследователю в качестве мерила для установления сходства, а также отклонений в конкретных случаях». Вебер утверждал, что основной целью идеального типа является «анализ исторически уникальных конфигураций или отдельных компонентов с точки зрения генетических концепций». Они используются как концептуальные инструменты для сравнения и измерения реальности. Они незаменимы для этой цели.

Идеальные типы следует создавать и использовать с осторожностью, — говорит Вебер. Макс Вебер предостерегает, что идеальный тип следует создавать и использовать с большой осторожностью.

РЕКЛАМА:

Он заявил:

1. Идеальные типы не являются гипотезами.

2. Идеальные типы не формулируют и не подразумевают этический идеал.

3. Не указывается средний тип.

4. Они не исчерпывают действительности, т. е. не соответствуют точно никаким эмпирическим примерам.

Назначение и использование типов Ideal :

РЕКЛАМА:

Идеальные типы не формируются из связи чисто понятийного мышления, а создаются, модифицируются и оттачиваются посредством эмпирического анализа конкретных проблем. Это, в свою очередь, повышает точность анализа. Идеальный тип, ключевой термин в мифологических эссе Вебера, использовался им как средство для понимания исторических конфигураций или конкретных исторических проблем.

Для этого он сконструировал идеальные типы, которые должны понять, как на самом деле происходили события, и показать, что если бы некоторые предшествующие или другие события не произошли или произошли по-другому, то событие, которое мы пытаемся объяснить, также было бы другим. Например, из-за реализации законов о земельной реформе и проникновения других модернизирующих сил, таких как образование, современная профессия и т. д., система совместной семьи в сельской Индии разрушилась. Это означает, что существует причинно-следственная связь между событием (земельная реформа, образование и т. д.) и ситуацией (совместная семья). Таким образом, концепция идеального типа также помогает в причинном объяснении явления.

Вебер не считает, что один элемент общества определяется другим. Он понимает причинные отношения как в истории, так и в социологии как частные и вероятные отношения. Это означает, что данный фрагмент действительности делает вероятным или невероятным, благоприятным или неблагоприятным другой фрагмент действительности.

Например:

Некоторые марксисты сказали бы, что частная собственность на средства производства делает неизбежной политическую власть меньшинства, владеющего этими средствами. Вебер сказал бы, что экономический режим тотального планирования делает определенный тип политической организации более вероятным.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *