Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Иерархия жизненных мотивов это: Жизненные приоритеты: иерархия мотивов — Психологос

Содержание

Иерархия мотивов

К деятельности человека побуждают, как правило, несколько мотивов, которые образовывают мотивационный комплекс (систему или иерархию мотивов). Одни мотивы в этой системе имеют ведущее значение и большую побудительную силу (осуществляют большее влияние на деятельность, чаще актуализируются). Влияние других мотивов меньшее: они имеют слабую побуждающую силу и пребывают внизу иерархии мотивов.

Мотив проявляется с различной силой в зависимости от конкретных обстоятельств жизни, влияния других людей, временных факторов и т.п. Поэтому и иерархия мотивов, невзирая на относительную стабильность, не является абсолютно устойчивым психическим образованием. «Вес» (побудительная сила) отдельных мотивов время от времени может меняться под влиянием различных социальных и психологических факторов.

Мотивы, которые занимают ведущее место, постоянно актуализируются и обладают существенным мотивационным влиянием на деятельность человека, называются

действующими мотивами. Мотивы, находящиеся внизу мотивационной иерархии, незначительно влияют на активность человека и часто вообще не проявляющиеся — потенциальные мотивы, поскольку в данный конкретный промежуток времени они не совершают побуждающего влияния, но могут актуализироваться при определенных обстоятельствах.

Каждый из мотивов имеет различную силу. Одни мотивы довольно часто актуализируются и оказывают существенное влияние на деятельность человека, другие действуют только в определенных обстоятельствах (и в большинстве случаев являются потенциальными мотивами).

Виды мотивов.

Мотив самоутверждения (стремление утвердить себя в социуме) связан с чувством собственного достоинства, честолюбием, самолюбием. Человек пытается доказать окружающим, что он чего-то стоит, стремится получить определенный статус в обществе, хочет, чтобы его уважали и ценили. Иногда стремление к самоутверждению относят к мотивации престижа (стремление получить или поддержать высокий социальный статус).

Мотив идентификации с другим человеком. Идентификация с другим человеком — стремление быть похожим на героя, кумира, авторитетную личность (отца, учителя и т.п.). Этот мотив побуждает работать и развиваться. Он является особенно актуальным для детей и молодежи, которые пытаются наследовать других людей в своих действиях.

Мотив власти — это стремление субъекта влиять на людей. Мотивация власти (потребность во власти) — одна из самых главных движущих сил человеческих действий, это стремление занять руководящую позицию в группе (коллективе), попытка руководить людьми, определять и регламентировать их деятельность.

Процессуально-содержательные мотивыэто побуждение к активности процессом и содержанием деятельности, а не внешними факторами. Человеку нравится выполнять эту деятельность, проявлять свою интеллектуальную или физическую активность. Его интересует содержание того, чем он занимается. Человеку нравится (и побуждает к активности) процесс и содержание определенной деятельности.

Экстринсивные мотивы — это такая группа мотивов, когда побуждающие факторы лежат вне деятельности. В случае действия экстринсивных мотивов к деятельности побуждают не содержание, не процесс деятельности, а факторы, которые не посредственно с ней не связаны (например, престиж или материальные факторы). Среди экстринсивных мотивов выделяют:

а) мотив долга и ответственности перед обществом, группой отдельными людьми;

б) мотивы самоопределения и самоусовершенствования;

в) стремление получить одобрение других людей;

г) стремление получить высокий социальный статус – при отсутствии интереса к деятельности существует стремление к тем внешним атрибутам, которые может принести деятеленость — к отличным оценкам, к получению диплома, к славе будущем;

д) мотивы избежания неприятностей и наказания (негативная мотивация) — это побуждения, вызывающиеся осознанием н которых неприятностей, неудобств, которые могут возникнуть случае невыполнения деятельности.

Мотив саморазвития. Стремление к саморазвитию, самоусовершенствованию — это важный мотив, который побуждает нас много работать и развиваться. По мнению А.Маслоу, это стремление к полной реализации своих способностей и желание ощущать свою компетентность.

Мотив достижения

— это стремление достичь высоких результатов и мастерства в деятельности; оно проявляется в выборе сложных заданий и стремлении их выполнить.

Успехи в любой деятельности зависят не только от способностей, навыков, знаний, но и от мотивации достижения. Мотивация достижения (и поведение, которое направлено высокие результаты) даже у одного и того же человека не всегда одинакова и зависит от ситуации и предмета деятельности.

36 Иерархия мотивов Леонтьев, Научные и учебные работы

метки:Мотив, Человек, Личность, Деятельность, Жизнь, Ситуация, Условие, Становиться

Личность как иерархия мотивов и смыслов деятельности (школа А. Н.

Леонтьева и современное ее развитие)

А.Н.Леонтьев (1903-1979) — выдающийся отечественный психолог, организатор науки, создатель теории деятельности (послед-ль Выготского).

Ведущим понятием его концепции является категория деятельности. Она рассматривается как процесс, внутренние противоречия и трансформации которого порождают психику как необходимый момент его развития.

Исходной и основной формой деятельности выступает деятельность внешняя, чувственно-практическая. В процессе исторического развития внешней деятельности возникают внутренние процессы, которые приобретают относительную самостоятельность и способность отделяться от практической деятельности путем интериоризации; существуют переходы и в противоположном направлении — от внутренней деятельности к внешней путем экстериоризации. Обе формы имеют общее строение.

В предметной деятельности выделяются относительно самостоятельные единицы — действия и операции. Во внутренней деятельности такими являются мотив, цель, условие. Особенность анализа целостной деятельности, связанного с выделением ее единиц, состоит в том, что он направлен на раскрытие ее внутренних системных связей и отношений. При выделении таких единиц деятельности можно задать следующие три вопроса: «Ради чего совершается деятельность?» (мотив деятельности), «На что она направлена?» (цель), «Какими способами реализуется?» (средство).

Личность по Леонтьеву — внутренний момент деятельности. Ребенок становится личностью лишь как субъект общественных отношений. Понятие личности обычно сопоставляется с понятием индивида. «Понятие «индивид» выражает неделимость, целостность и особенность конкретного субъекта, возникающие уже на ранних ступенях развития жизни. Индивид — продукт филогенетического и онтогенетического развития. Личность — относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека; она создается общественными отношениями, в которые индивид вступает в своей деятельности.

Структура личности раскрывается им через понятие мотива и деятельности.

4 стр., 1649 слов

Развитие личности донаучн. период

… Вся жизнь, по Аристотелю, есть процесс, который совершает­ся прежде всего как внутреннее развитие. Аристотель не сомневался в существова­нии реального внешнего мира и за основу … формулируются гипотезы о развитии и есть попытки их экспериментальной проверки. Так, К. Гален (200—130 гг. до н.э.), выде­ляя разные виды деятельности мозга, впервые выдвинул …

основание личности – иерархия мотивов деятельности, чтобы понять структуру личности, нужно проанализировать ее деятельность, Движущей силой которой яв-ся мотив.

деятельность определяется мотивом и иерархией потребностей. Вместе с этим потребности человека порождаются развитием деятельности. схема деятельности выглядит как деятельность-потребность-деятельность. То есть потребности человека развиваются во время деятельности. Деятельность при этом понимается в глобальном смысле. Потребности у человека сначала витальные (не биологические!) и деят-ть, направлена на реализацию базовых потребностей, затем эта деятельность оборачивается, т.е. человек начинает удовлетворять свои витальные потребности, чтобы действовать. «Едим, чтобы работать».

Мотив – движущая сила деятельности, потребность, которая имеет определённый предмет. мотивы – смыслообразующие и мотивы-стимулы. Смыслообразующие отличаются тем, что в иерархии занимают более существенное место. не обладают прямой побудительной силой.

Мотивы не отделены от сознания, но и не всегда осознаются. есть категория, скрывающая истинные мотивы, — понятие мотивировки. Мы всегда можем дать ответ на вопрос, зачем мы что-то сделали

Личность рассматривается как иерархия мотивов: Мотивы конфликтуют и вступают в противоречие, личность складывается от осознания, что есть истинные мотивы.

Эмоции помогают осознать собственные истинные мотивы. Эмоции выполняют роль внутренних сигналов, отражающих отношение между мотивами и успешностью той или иной деятельности. Исходя из того, какие у нас эмоции, можем догадаться о мотивах.

анализ собственных эмоций – это задача на личностный смысл, на соотношение мотивов, которые характеризуют личность. Личность – рефлексирующий человек, который отслеживает свои эмоции, когда ему становится грустно, то он думает: что же это такое, кто я такой, что мне стало грустно? Это есть задача на смысл.

личностн смысл понимается как отражение в сознании чела отношен мотива к цели. Ли смысл может меняться при изменении мотива деятельности. Например, чтение студентом научной литературы выступает для него как сознательная цель. Мотивом же может быть и стремление приготовить себя к будущей профессии, и желание формально сдать экзамен. Зная, что личностный смысл определяется отношением мотива к цели, мы в этих двух случаях по-разному проинтерпретируем смысловое содержание деятельности студента. Значит разные ли смыслы у людей.

развитие личности: личность рождается дважды. Первый раз – ее можно назвать «ребёнок с горькой конфетой» (5-6 лет).

Он понимает, что он поступил нечестно, несмотря на то, что его не ругают. У ребёнка появляется полимотивированность, есть разные противоположно-направленные мотивы, ребёнок пока их полностью не осознаёт, но чувствует. Второй раз – возникновение соотношения мотивов друг с другом и подчинения одних другим – происходит становление личностного смысла, а значит и становление личности.

Структура личности — устойчивая иерархия мотивов. У личности мотивационная сфера многовершинная, между этими вершинами возникает борьба; гармоничная личность – не та, которая не знает внутренней борьбы, но такая, которая периодически пересматривает свои приоритеты, согласует разные мотивы, то есть структура личности включает в себя борьбу мотивов. Если эта борьба становится главной чертой, это – трагическая личность.

8 стр., 3707 слов

Мотивационная деятельность человека и формирование человеческих потребностей

. .. и философии. 1. Мотивационная сфера личности Всякая деятельность человека побуждается не одним мотивом, а несколькими, т.е. деятельность обычно полимотивирована. Совокупность всех мотивов к данной деятельности называется мотивацией деятельности данного индивида. Мотивация определяется …

проблема Я: как соотносятся самосознание и личность. Ощущение своего Я – не центр личности. Центр личности – в бытии человека, во множестве его деятельностей и общественных отношений. Полемика с Рубинштейном: личность – связанность внутренних условий, которые преломляют все внешние воздействия, то есть внешние условия д-ют через внутренние; у Леонтьева личность человека создаётся общественными отношения, в которые индивид вступает в своей деятельности (субъект д-ет через внешнее).

Современное развитие:

Дмитрий Алексеевич Леонтьев.

личность как единство возможного и необходимого: человек может, задействуя рефлексивное сознание, выходить за границы необходимого в возможное.

Человек как необходимое: пассивное, влекомое, управляемое, предсказуемого существо

Чек как возможное: «человек рефлексивный», выступающий субъектом собственной активности

Переосмысливая теорию отца, пытается понять тот уровень активности человека, на котором он не только развивается, но и строит себя.

Основные тезисы новой, «возможностной» теории личности по Д.А. Леонтьеву:

  1. Психология личности охватывает собой группу феноменов, относящихся к области «возможного», причём эти феномены не порождаются причинно-следственными закономерностями. Феномены не яв-ся должными, это не автоматизированный механизм, «возможностная» психология – личность – недетерменированный человек
  2. Чек может жить то интервалами «необходимого» (под давлением жизн обст-в, мех-м энергосберегающего функционир-ия), то интервалами «возможного» (самодетерминация, жизнь исходя из использов-я человеч потенциала, энергозатратен).
  3. превращение возможностей в действительность происходит не в результате какого-либо причинного детерминирования, но в результате самодетерминации, через совершение выбора и принятие решения субъектом.
    Даже «смыслы», «ценности» и «истины» в человеческой жизни не являются автоматическими, самостоятельно срабатывающими механизмами; они влияют на жизнь человека, только через его самоопределение по отношению к ним как субъекта.
  4. На протяжении жизни у человека степень детерминированности одних и тех же психологических феноменов может изменяться.
  5. Самодетерминация своей жизнедеятельности человеком, как произвольное воздействие субъекта на причинно-следственные закономерности, влияющие на эту жизнедеятельность, становится возможной через задействования рефлексивного сознания.
  6. Уровень личностного развития определяет характер взаимосвязи между переменными в личности: на более низком уровне характер взаимосвязи переменных более жёсткий, и носит детерминистический характер; на более высоком уровне развития, одни выступают по отношению к другим лишь как предпосылки, не определяя их однозначно.
  7. Эмпирическим индикатором действия в поле возможного, а не необходимого служит неспровоцированный выход за задаваемые ситуацией рамки.
    За счет выбора осмысленных и вариативных возможностей
  8. Признание психологической реальности и значимости категории возможного переносит нас из ясного и чётко структурированного мира в мир, где господствует неопределённость, и совладение с её вызовом выступает залогом адаптации и эффективного функционирования. экзистенциальное миропонимание.
  9. Введение категории возможного дополняет описание взаимодействие человека как субъекта с миром экзистенциальным измерением, и в таком «расширенном» описании обнаруживается место как для ориентации на определённость, так и для ориентации на неопределённость

Возможности никогда не воплощаются в действительности сами, это происходит только через деятельность субъекта, который воспринимает их как возможности для себя, что-то выбирает из них и делает свою «ставку», вкладывая себя и свои ресурсы в реализацию выбранной возможности

19 стр., 9287 слов

Структура психики человека. Сознание как высший уровень развития психики

Животные проявляют избирательность по отношению к пище. Она может проявляться в виде строгой специализации, как у коршуна-слизнееда или в виде пищевого предпочтения, при котором животное, если у него есть выбор, отдаёт предпочтение определённому пищевому объекту . [прим. 2] Часто животные стремятся поддерживать разнообразие пищевого рациона[прим. 3]. Среди животных, питающихся живой пищей ( …

— предлагается рассматривать людей, как находящихся на пути к самореализации, мерой которой собственные шаги людей, сделанные в этом направлении, а также приложенные усилия. Однако самореализация, здесь — это не реализация того что заложено наследственностью или средой, но путь свободных, не детерминированных средой и наследственностью решений и выборов самого человека

Ключевыми понятиями для психологии личности, развиваемой Д.А. Леонтьевым, являются: пространство возможного, рефлексивное сознание и поступок (не вписывается в традиционные действия, осознанное ответственное действие, основанное на личностной причинности и продвигающее личность в измерении личностного пути).

Одной из ключевых проблем психологии личности для Д.А. Леонтьева является осуществление перехода человека из режима детерминированности в режим самодетерминации при подключении рефлексивного сознания

Механизмы перехода личности из режима детерминированности в режим самодетерминации — это определённые психотехнические действия или «экзистенциальные психотехники», выработанные в различных культурах, и осмысленные, преимущественно экзистенциальной философией, экзистенциальной психологией, а также диалогическим подходом к пониманию человека и его жизнедеятельности.

(Осознание ответственности за выбор, вкладывание себя в избранную альтернативу, Выявление альтернативности любых выборов и поиск неочевидных альтернатив, Осознание цены, которую приходится платить за каждый из возможных выборов, т.е. — экзистенциальный расчёт.Посмотри на себя со стороны. Включение рефлексивного сознания, и вдумчивое осмысление и осознание всех вариантов и альтернатив приводит к возможности сделать любой выбор).

человек использует 2 стратегии определения своей идентичности

  1. стратегия социальной идентичности предполагает определение себя через принадлежность группе; при этом как правило, человек отказывается от собственной личности полностью или частично, через её минимизацию в мире больших социальных групп.\
  2. стратегия личностной идентичности предполагает: самостоятельности и автономности; обнаружение границы между мной и «не мной», которая позволяет человеку самоотождествляться, делать нечто своим, тем самым расширяя себя, границы себя, а также отграничивать себя от другого. преемственность себя во времени. наличие себя как некой точки в мире, некоего, единственного, уникального места, которое я занимаю в мире и которое не занимает никто другой, способность в любой группе сказать: Кто Я? Я- Я!

В обществе это критическая масса людей, имеющих опору и источник собственной активности внутри себя, способных на поступок и принимающих за него на себя ответственность.

3 стр., 1227 слов

Совладание с трудными жизненными ситуациями

… требует обращения к грустным страницам нашей жизни. Перед Вами описание различных трудных жизненных ситуаций. Внимательно прочитайте описание каждой из них и попытайтесь представить, что это … выработке плана действий и следования ему. 8. Стратегия позитивной переоценки описывает усилие человека придать позитивное значение происходящему, его попытку справиться с трудностями путем интерпретации …

Братусь Б.С. «Смысловая сфера личности»

Личность как несводимая к другим измерениям (темпераменту, индивидным свойствам и т.д.) конструкция не является самодостаточной.

Она не сама в себе несёт конечный смысл своего существования. Этот смысл обретается в зависимости от складывающихся отношений. Смысл сущности личности – в сущности человека: Действует, любит и борется не личность, а человек, обладающий личностью. Через неё.

Стать личностью =

*Занять определённую жизненную позицию (межлюдскую, нравственную)

*Осознать её и нести за неё ответственность

*Утверждать её своими поступками, делами, всей своей жизнью.

Именно общие смысловые образования (при их осознанности – личностные ценности) являются основными образующими единицами сознания личности. Они определяют главные и относительно постоянные отношения человека к основным сферам жизни (к миру, к другим людям, к себе)

Эти отношения имеют 2 стороны: динамическую и содержательную.

Динамическая сторона – совокупность основных отношений к миру, к людям и к себе, задаваемых динамическими смысловыми системами, образует в своём единстве свойственную человеку нравственную позицию.

Смысловые образования – это основные конституирующие единицы сознания личности. Их специфические функции: создание образа, той перспективы развития личности, которая не вытекает прямо из наличной, сегодняшней ситуации. Смысловые образования – основа этого возможного будущего.

Деятельность человека оценивается и регулируется: Успешностью и Нравственной оценкой.

Уровни смысловой сферы личности:

0. Ситуационные смыслы (нет смысла стоять в очереди, билетов нам всё равно не достанется, так как их меньше, чем перед нами народа).

Смысл здесь выполняет служебную регулятивную роль в осознании ситуации.

1. Эгоцентрический (исходный момент – личная выгода).

Все люди подразделяются на помогающих и препятствующих.

2. Группоцентрический. Люди: свои и чужие. Не только личная выгода, но и выгода и благополучие определенной группы близких людей.

3. Просоциальный. Внутренняя смысловая устремленность человека на создание результатов, которые принесут равное благо другим.

Василюк «Психология переживаний». Модель Ли:

исследует переживания человека в различных критических ситуациях и на основании анализа этих переживаний и поведения людей строит модель «жизненных миров» людей.

Жизненный мир каждого человека имеет 2 аспекта: внутренний мир (потр-ти чка и его отнош к себе и окр миру. ПРОСТОЙ: 1 потребность; СЛОЖНЫЙ: много потребностей) и внешний мир (предметы, к-е м удовлетв потреб-ти чка. ПРОСТОЙ: один объект для удовлетворения; СЛОЖНЫЙ: множество объектов).

Т.О., возможны 4 типа психологических жизненных миров.

1.внешне легкий и внутренне простой жизненный мир. В предельном случае у такого субъекта есть только одна потребность и один предмет для ее удовлетворения. Он пассивен, для него нет ни времени, ни пространства и только 2 состояния: удовольствие, оно же жизнь и неудовольствие, равное смерти. Собственно психики у такого существа нет. Прототипом такого существа является эмбрион в утробе матери. В последствии этот жизненный мир проявляется в инфантильных переживаниях, нереалистических стремлениях к положительным и избеганиям отрицательных эмоций, не учитывающих жизненных реалий. Психика такого человека в каждый момент времени содержит только одно отношение или переживание.

4 стр., 1805 слов

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ.ИНДИВИДНЫЕ СВОЙСТВА …

… в продуктах культуры, других людях, себе самом ради продолжения существо-вания образа жизни, являющегося ценностью для данного человека. Жизненный путь личности – путь становления ее … индивидуальности (Рубин-штейн, Ананьев). Чтобы понять закономерности развития индивидуальности личности, надо проследить направление от личности к …

Т.О., Внутренняя необходимость: удовлетворение потребности «здесь и сейчас», нормальные условия для жизни – данность этих благ.

такая критическая ситуация – стресс для чка.

2.внешне трудный и внутренне простой жизненный мир. У такого человека внешний мир насыщен проблемами и помехами для удовлетворения его единственной потребности, которая обладает абсолютной ценностью.

Внутренняя необходимость: реализация мотива, удовлетворение потребности

критическая ситуация: фрустрация

3.внутренне сложный и внешне легкий жизненный мир. У такого человека одновременно сопрягаются несколько мотивов и переживаний из которых он сознательно делает выбор исходя из принципа ценности, то есть появляется необходимость в сознании. Но, выбрав мотив, человек не встречает никаких психологических проблем в его реализации, результат всегда равен цели, воплощение — замыслу. Для такого человека характерны внутренние конфликты между ценностными переживаниями. Такой тип жизненного мира реализуется в случаях нравственного выбора.

Внутренняя необходимость: внутренняя согласованность, работа со своими ценностями

критическая ситуация: конфликт

Четвертый тип — внутренне сложный и внешне трудный жизненный мир. В этом случае у человека имеется несколько конкурирующих мотивов и разнообразные условия, как помогающие, так и мешающие их реализации. Для организации деятельности у человека должны быть не только психика и сознание, но и воля. Человек должен сознательно выбрать мотив и выбрать или, возможно, создать, условия для его реализации, то есть появляются необходимость в творчестве. В полной мере такой жизненный мир создается при переживании кризисных ситуаций.

Внутренняя необходимость: реализация жизненного смыла, самоактуализация

критическая ситуация: кризис

Выделенные «жизненные миры» и переживания — это компоненты единого психологического мира человека, и на основе описанной модели Ф. Е.Василюк строит особую систему психологической помощи

Иерархия потребностей: мотивация сотрудников с помощью теории Маслоу

Делиться:

Обновлено HRDQ Staff

Исследователи разработали множество теорий для объяснения человеческой мотивации. Однако, хотя достаточно просто понять, что такое мотивация — это (сила, которая помогает запустить, поддерживать и направлять поведение, ориентированное на достижение цели), может быть сложнее определить, что в первую очередь приводит к мотивации.

Одной из самых известных теорий мотивации является иерархия потребностей Маслоу. Эта теория, часто представляемая визуально в форме пирамиды, утверждает, что мы сначала мотивированы основными потребностями, которые должны быть удовлетворены, прежде чем преследовать более сложные потребности.

Впервые представленная в 1943 году, иерархия потребностей Маслоу — это не просто психологическая идея, но и ценный инструмент, который мы можем использовать на работе и в личной жизни.

Как именно вы можете использовать теорию Маслоу для мотивации своих сотрудников? Давайте погрузимся и узнаем больше об иерархии потребностей и о том, как использование этого инструмента может повысить мотивацию на вашем рабочем месте.

Содержание

  • Что такое иерархия потребностей Маслоу?
    • Физиологические потребности
    • Потребности в безопасности и защите
    • Потребности в любви и принадлежности (социальные потребности)
    • Потребность в уважении
    • Потребности в самореализации
  • Расширенная версия иерархии
    • Когнитивные потребности
    • Эстетические потребности
    • Потребности превосходства
  • Как можно использовать теорию Маслоу для мотивации сотрудников?
    • Как использовать теорию Маслоу для создания среды, мотивирующей сотрудников
    • Как использовать теорию Маслоу, чтобы лучше понять, что мотивирует отдельных сотрудников
  • Понимание иерархии Маслоу может помочь вам мотивировать ваших сотрудников делать свою работу наилучшим образом

Что такое иерархия потребностей Маслоу?

Иерархия потребностей Маслоу была впервые опубликована в статье под названием «Теория мотивации человека». Позже он был расширен в книгу под названием Мотивация и личность.

Основная идея заключается в том, что люди мотивированы на удовлетворение своих самых основных потребностей, прежде чем они мотивированы работать над удовлетворением более сложных потребностей. Хотя Маслоу считал, что все люди врожденно желают самореализации (имея в виду достижение своего максимального потенциала), он видел, что к этой цели можно стремиться только после того, как будут удовлетворены другие основные потребности.

Несмотря на то, что иерархия потребностей была расширена за десятилетия, прошедшие с тех пор, как она была впервые представлена, Маслоу первоначально разделил ее на пять категорий. Они обычно отображаются в форме пирамиды, где самые основные потребности находятся внизу, а конечная цель — самореализация — вверху.

Физиологические потребности и потребности в безопасности обычно описываются как базовые потребности, в то время как социальные потребности и потребности в уважении классифицируются как психологические потребности. Самоактуализация существует в отдельной категории, известной как потребность в самореализации.

Физиологические потребности

На нижнем уровне пирамиды в иерархии Маслоу мы находим физиологические потребности. К ним относятся самые основные потребности любого человека, необходимые для выживания, такие как пища, вода, кров, тепло, одежда и сон.

По Маслоу, это основные потребности любого человека. Следовательно, они должны быть удовлетворены до того, как возникнет мотивация для достижения каких-либо других потребностей.

Потребности в безопасности и безопасности

Как только у человека появится устойчивая основа для удовлетворения основных физиологических потребностей существования, он может перейти на следующий уровень безопасности и защиты. Эти потребности могут включать работу по обеспечению финансовой безопасности, уделение первоочередного внимания физическому и психическому здоровью и принятие мер по предотвращению травм или несчастных случаев. На этом уровне люди начинают наводить порядок и контролировать свою жизнь.

Примеры действий, которые могут быть мотивированы людьми на этом уровне, включают взнос на пенсионный счет, покупку дома в районе с низким уровнем преступности или получение медицинской страховки.

Потребности в любви и принадлежности (социальные потребности)

Также иногда называемые социальными потребностями, Маслоу утверждал, что люди мотивированы приобретать такие вещи, как любовь, принятие и принадлежность, как только они удовлетворяют свои физиологические потребности и потребности в безопасности.

У людей есть врожденная потребность иметь межличностные отношения и чувствовать себя частью группы. Однако разные люди могут удовлетворять эти потребности по-разному. Например, некоторые могут удовлетворить свои потребности через семью, друзей и романтические отношения, в то время как другие могут искать религиозные организации, общественные группы или социальные группы.

Потребности в уважении

Когда кто-то удовлетворил первые три уровня иерархии Маслоу, идея состоит в том, что он может сосредоточить свою мотивацию на своих потребностях в уважении. Именно здесь люди могут работать над тем, чтобы добиться в своей жизни вещей, которые принесут им признательность и уважение окружающих.

Этот уровень распознает стремление людей к чувству престижа и достижений. Однако это также относится к отношениям человека с самим собой в форме личной ценности и самооценки. По этой причине Маслоу разбил этот уровень на две категории: уважение к себе и стремление к уважению со стороны других людей.

В своих работах на эту тему Маслоу объясняет, что этот шаг наиболее важен для детей и подростков. В идеальном сценарии, когда человек может достичь этого уровня в иерархии достаточно рано в жизни, он может затем перейти на уровень самореализации, когда войдет во взрослую жизнь.

Потребности в самореализации

Высшая ступень в иерархии Маслоу — это самореализация. Самоактуализация относится к способности человека реализовывать себя, реализовывать свой потенциал и стремиться к росту и пиковым переживаниям. По Маслоу, это уровень, на котором человек мотивирован стать лучшим человеком, которым он может быть, и стремится достичь всего, на что способен.

Самореализованные люди меньше озабочены мнением других людей, сосредоточены на личностном росте и обладают высоким самосознанием. В результате они мотивированы, чтобы реализовать свой истинный потенциал.

Другим важным фактором, влияющим на то, что мотивирует человека, является наличие у него внутреннего локуса контроля. Если вы прочитаете нашу недавнюю запись в блоге на эту тему, вы увидите интересное совпадение между уровнем потребности в самореализации и наличием внутреннего локуса контроля.

Расширенная версия иерархии

Хотя пять уровней, описанных выше, являются наиболее часто упоминаемыми стадиями иерархии Маслоу, стоит отметить, что Маслоу позже добавил когнитивные, эстетические и трансцендентные потребности, продолжая работать над своей теорией. .

Когнитивные потребности

Маслоу в 1970 году добавил уровень когнитивных потребностей, расположенный в расширенной пирамиде выше потребностей в уважении и ниже эстетических потребностей. К ним относятся мотивация к исследованию, получению знаний и понимания, а также любопытство. На этом уровне люди также стремятся найти смысл и предсказуемость в своей жизни.

Эстетические потребности

Эстетические потребности выше когнитивных потребностей и ниже самоактуализации связаны с мотивацией человека ценить и искать красоту в мире. Это касается как поиска красоты в природе, так и в повседневной жизни. Кроме того, на этом уровне человек стремится украсить свою жизнь, в том числе свой дом и себя.

Трансцендентные потребности

Этот третий дополнительный уровень расположен над самоактуализацией как новый пик пирамиды. На этом уровне человек мотивирован духовными потребностями и желанием отдаться чему-то сверх себя. Это может быть религиозным или духовным, но это также может относиться к тому, чтобы полностью отдать себя таким вещам, как служение другим, занятия наукой или опыт общения с природой.

Иногда вы будете видеть расширенную пирамиду, разбитую на две основные категории. Нижняя половина пирамиды, от уровня физиологических потребностей до уровня потребностей в уважении, часто обозначается как «потребности дефицита». По сути, это основные потребности, которые человек должен удовлетворить, чтобы довести их до исходного уровня, от которого он может расти.

Верхняя половина пирамиды, от когнитивных потребностей до трансцендентных потребностей, обозначена как «потребности роста». Это те мотивы, которые люди могут позволить себе преследовать, как только они поднимут себя на достаточный личный уровень, из которого они смогут вырасти за пределы своих физических и личных потребностей.

Как можно использовать теорию Маслоу для мотивации сотрудников?

Хотя вы видите, как теория Маслоу может быть использована в личной жизни, она также может быть невероятно ценным инструментом на рабочем месте. Вы можете использовать иерархию в качестве карты для создания благоприятной среды для своих сотрудников, а также работать над применением теории, чтобы понять, что мотивирует ваших сотрудников на индивидуальной основе.

Использование иерархии Маслоу на рабочем месте можно рассматривать как применение платинового правила, когда вы работаете над тем, чтобы понять, откуда пришли ваши сотрудники, и обращаться с ними так, как они хотят, чтобы обращались с ними. Подробнее о правиле платины можно узнать здесь.

Как использовать теорию Маслоу для создания среды, мотивирующей сотрудников

Когда вы поймете иерархию потребностей Маслоу, вы сможете использовать ее в качестве критерия для оценки среды и культуры вашего рабочего места. Работая над тем, чтобы помочь своим сотрудникам удовлетворить их основные потребности, вы даете им возможность быть мотивированными для достижения более высоких целей в организации.

На уровне физиологических потребностей это может означать обеспечение комфортной и приятной рабочей среды для ваших работников. Невероятно, но такие мелочи, как установка термостата на несколько градусов ниже нормы или предоставление неудобных стульев, могут снизить мотивацию и производительность сотрудников. Инвестируя в создание приятного и удобного рабочего места, вы можете быть уверены, что ваши сотрудники не будут тратить свое время на неправильные вещи.

Когда дело доходит до безопасность нуждается в , вы можете предоставить точное описание каждой работы, быть прозрачными в отношении финансового положения и прогнозов вашей организации, а также предоставить компенсации и льготы, которые помогут вашим сотрудникам чувствовать себя в безопасности в своей карьере.

Как вы понимаете, рабочее место, которое не обеспечивает основные физиологические потребности или потребности в безопасности, не будет продуктивным. Скорее всего, вы обнаружите, что ваши работники звонят ему почти каждый день, если они не заняты поиском другой работы.

На уровне социальных потребностей вы можете развивать позитивную культуру на рабочем месте и создавать возможности для общения сотрудников за пределами рабочего места. Вы также можете поощрять сотрудников находить здоровый баланс между работой и личной жизнью, что может помочь избежать эмоционального выгорания и повысить удовлетворенность работой.

Вы также можете помочь своим сотрудникам на уровне потребности в уважении , предоставив им возможность проявить свои таланты и навыки на рабочем месте. Даже такие мелочи, как предоставление каждому работнику канцелярских принадлежностей с его именем, могут иметь большое значение для повышения уважения сотрудников и поощрения их мотивации к достижению более высоких целей. Работники также могут оценить участие в процессах принятия решений и постановки целей, поскольку это помогает им чувствовать, что их идеи и вклад признают.

Наконец, на уровне потребности в самореализации вы захотите предоставить своим сотрудникам возможности реализовать свой потенциал в вашей организации. Это может быть за счет предоставления возможностей для карьерного роста, ротации рабочих мест для повышения узнаваемости и опыта или возможностей для инноваций в рамках бренда. Поддерживая руководство, вы можете помочь своим работникам найти мотивацию для достижения наилучших результатов как на рабочем месте, так и за его пределами.

Как использовать теорию Маслоу, чтобы лучше понять, что мотивирует отдельных сотрудников

Альтернативный способ понять иерархию потребностей Маслоу на рабочем месте — думать о каждом уровне как о шаге в продвижении по карьерной лестнице. Это поможет вам понять, что будет мотивировать разных сотрудников на вашем рабочем месте. Есть большая вероятность, что люди в разные периоды своей карьеры будут мотивированы разными вещами.

Стоит отметить, что приведенные ниже описания являются, конечно, обобщениями, которые не применимы ко всем в вашей организации. Однако с помощью этих примеров вы сможете лучше понять, как использовать иерархию Маслоу для мотивации сотрудников.

Например, новые сотрудники, только что закончившие среднюю школу или колледж, могут считаться мотивированными физиологическими потребностями . Финансово самостоятельные впервые и новички во взрослом мире, они сосредоточены на удовлетворении основных потребностей, которые возникают вместе с началом карьеры и началом самостоятельной жизни. Эти сотрудники могут быть в первую очередь мотивированы финансовыми стимулами.

Сотрудники, проработавшие около десяти лет в своей карьере, могут попасть на уровень потребности в безопасности иерархии Маслоу и быть готовыми вступить в новый этап жизни, например, создать семью и купить дом. Гарантия занятости важна на этом уровне, и вы можете обнаружить, что эти сотрудники мотивированы тем, что получают активное признание за свою работу.

Если сотрудник работает около двадцати лет, его можно рассматривать на третьем уровне иерархии, социальные потребности . Мотивация для этих работников может исходить из того, что они позволяют им использовать свой опыт на руководящих должностях среднего звена.

Можно считать, что люди на пике своей карьеры находятся на четвертом, или потребности в уважении , уровне иерархии. Именно здесь работники могут быть мотивированы, взяв на себя роль лидера и получив свободу принимать решения и руководить командой.

Наконец, есть люди, находящиеся на последнем этапе своей карьеры перед выходом на пенсию. На этом уровне самореализации необходим уровень , работник достиг вершины своей карьерной лестницы. Люди на этом уровне часто мотивированы возможностью поделиться своей мудростью и знаниями с другими и позволить им участвовать в планировании преемственности.

Понимание иерархии Маслоу может помочь вам мотивировать ваших сотрудников делать свою работу наилучшим образом

Хотя существует множество различных мотивационных теорий, иерархия Маслоу выдержала испытание временем. Спустя более трех четвертей века организации по всему миру используют его иерархию, чтобы понять, что мотивирует их сотрудников выполнять свою работу наилучшим образом.

Как менеджер или владелец бизнеса, вы стремитесь быть примером высшего уровня Маслоу в иерархии потребностей, в которых ваши сотрудники могут искать вдохновение и мотивацию. Неотъемлемой частью самореализации является самосознание. Когда вы и другие лидеры в вашей организации осознаете свой стиль руководства, вы сможете более эффективно руководить своей командой, независимо от того, где они находятся в пирамиде мотивации. Если вы хотите получить больше информации о своем стиле лидерства, ознакомьтесь с нашим инструментом развития менеджмента What’s My Leadership Style.

У вас есть вопросы об иерархии потребностей Маслоу или о том, как вы можете использовать ее в своей компании? Если вы это сделаете, пожалуйста, не стесняйтесь оставлять комментарии внизу, и мы свяжемся с вами в течение дня или двух! Мы стараемся отвечать на каждый комментарий или вопрос, который мы получаем, и будем более чем рады помочь вам, насколько это возможно!

Интересующие сопутствующие товары

Делиться: Предыдущая статья Эффективны ли мероприятия по тайм-менеджменту для повышения производительности? Следующая статья Как ваш внутренний локус контроля может повлиять на ваш бизнес

Маслоу и иерархия мотивации: измерение удовлетворения потребностей

. Лето 2013 г .; 126 (2): 155–77.

doi: 10.5406/amerjpsyc.126.2.0155.

Роберт Дж Таормина 1 , Дженнифер Х Гао

принадлежность

  • 1 Факультет психологии, Факультет социальных и гуманитарных наук, Университет Макаум Макао (ЮАР), Китай. Таормина@umac.mo
  • PMID: 23858951
  • DOI: 10.5406/амер.псиц.126.2.0155

Роберт Дж. Таормина и др. Ам Джей Психол. 2013 Лето.

. Лето 2013 г .; 126 (2): 155–77.

doi: 10.5406/amerjpsyc.126.2.0155.

Авторы

Роберт Дж. Таормина 1 , Дженнифер Х Гао

принадлежность

  • 1 Факультет психологии, Факультет социальных и гуманитарных наук, Университет Макаум Макао (ЮАР), Китай. Таормина@umac.mo
  • PMID: 23858951
  • DOI: 10.5406/амер.псиц.126.2.0155

Абстрактный

Для каждой из 5 потребностей в мотивационной иерархии Маслоу (физиологические, безопасность-защищенность, принадлежность, уважение и самоактуализация) были разработаны операциональные определения на основе теории мотивации Маслоу. Новые меры были созданы на основе рабочих определений (1) для оценки удовлетворения каждой потребности, (2) для оценки их ожидаемых корреляций (а) с каждой из других потребностей и (б) с четырьмя социальными и личностными показателями (т.е. поддержка семьи, традиционные ценности, тревога/беспокойство и удовлетворенность жизнью) и (3) проверить способность уровня удовлетворения каждой потребности статистически предсказывать уровень удовлетворения потребности следующего более высокого уровня. Психометрические тесты шкал, проведенные по результатам анкетирования 386 взрослых респондентов из общей популяции, убедительно подтвердили достоверность и надежность всех 5 показателей потребностей. Также были обнаружены значимые положительные корреляции между шкалами; то есть чем больше удовлетворялась каждая потребность более низкого уровня, тем больше удовлетворялась следующая потребность более высокого уровня. Кроме того, как и предполагалось, поддержка семьи, традиционные ценности и удовлетворенность жизнью имели значительную положительную корреляцию с удовлетворением всех 5 потребностей, а аспект тревоги/беспокойства невротизма имел значительную отрицательную корреляцию с удовлетворением всех потребностей. Множественный регрессионный анализ показал, что удовлетворение каждой потребности более высокого уровня статистически предсказывалось удовлетворением потребности, находящейся непосредственно под ней в иерархии, как и ожидалось от теории Маслоу.

Похожие статьи

  • Измерение иерархии потребностей Маслоу.

    Лестер Д. Лестер Д. Psychol Rep. 2013 Aug; 113 (1): 1027-9. doi: 10.2466/02.20.pr0.113x16z1. Psychol Rep. 2013. PMID: 24340796

  • Иерархия потребностей и психологического здоровья Маслоу.

    Лестер Д., Звезда Дж., Салливан С., Плурд Р. Лестер Д. и др. J Gen Psychol. 1983 июля; 109 (1): 83–85. дои: 10.1080/00221309.1983.9711513. J Gen Psychol. 1983. PMID: 28150561

  • Пилотное исследование по анализу отчетов о снах с использованием категорий потребностей Маслоу: расширение гипотезы эмоционального отбора.

    Куттс Р. Куттс Р. Psychol Rep. 2010 Oct; 107 (2): 659-73. doi: 10.2466/09.PR0.107.5.659-673. Psychol Rep. 2010. PMID: 21117494

  • Понимание и мотивация работников здравоохранения: интеграция иерархии потребностей, обучения и технологий Маслоу.

    Бенсон С.Г., Дандис С.П. Бенсон С.Г. и соавт. Дж. Нурс Манаг. 2003 Сентябрь; 11 (5): 315-20. doi: 10.1046/j.1365-2834.2003.00409.x. Дж. Нурс Манаг. 2003. PMID: 12930537 Обзор.

  • Глобальная утечка мозгов: как теория мотивации Маслоу может улучшить наше понимание миграции врачей?

    Долман Л., ДиМеглио М., Хадж Дж., Лаудански К. Долман Л. и соавт. Общественное здравоохранение Int J Environ Res. 2 апр. 2019 г.; 16(7):1182. дои: 10.3390/ijerph26071182. Общественное здравоохранение Int J Environ Res. 2019. PMID: 30986972 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Улучшают ли общественные услуги по уходу за пожилыми людьми удовлетворенность жизнью китайских пожилых людей? Эмпирический анализ на основе набора данных CLHLS 2018 года.

    Zhang Z, Mao Y, Shui Y, Deng R, Hu Y. Чжан Цзи и др. Общественное здравоохранение Int J Environ Res. 2022 22 ноября; 19 (23): 15462. дои: 10.3390/ijerph292315462. Общественное здравоохранение Int J Environ Res. 2022. PMID: 36497536 Бесплатная статья ЧВК.

  • Как воспринимаемое уважение влияет на инновационное поведение? Роль процветания на работе и духовного лидерства.

    Чжао Л., Лю П., Чжан Ф., Сюй С., Лю Ю. Чжао Л. и др. Фронт Псих. 2022 6 окт; 13:978042. doi: 10.3389/fpsyg.2022.978042. Электронная коллекция 2022. Фронт Псих. 2022. PMID: 36275323 Бесплатная статья ЧВК.

  • Восприятие профессиональных выгод медсестер неотложной помощи и интенсивной терапии: качественный метасинтез.

    Лю С., Дуань Х., Хань П., Шао Х., Цзян Дж., Цзэн Л. Лю С. и др. Фронт общественного здравоохранения. 2022, 30 сентября; 10:976146. doi: 10.3389/fpubh.2022.976146. Электронная коллекция 2022. Фронт общественного здравоохранения. 2022. PMID: 36249239 Бесплатная статья ЧВК.

  • COVID-19: Влияние воспринимаемой организационной справедливости, вовлеченности в работу и предполагаемых альтернатив работы на намерение текучести среди медсестер, работающих на переднем крае.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *