Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Игротерапия для детей: Игротерапия для дошкольников | Методические разработки

Содержание

Игротерапия для детей — методы, виды, средства, примеры

Игротерапия – это одна из разновидностей арт-терапии, являющаяся психотерапевтическим методом, который базируется на применении ролевой игры в качестве одной из наиболее интенсивных методик воздействия на личностное развитие. Суть данной методики лежит в использовании терапевтического воздействие игры для содействия клиенту в преодолении социальных или психологических трудностей, которые создают преграды личностному росту и психоэмоциональному развитию. Методика игротерапии охватывает выполнение группой лиц или отдельным индивидом специальных упражнений, которые предполагают и стимулируют вербальное и неречевое общение, проживание через игру ситуационных задач.

Игротерапия направлена на оказание целительного воздействия на лиц разных возрастных категорий, которые страдают эмоциональными расстройствами, страхами, неврозами различной этиологии и др. В основе методики лежит признание важным фактором личностное развитие игры.

Методы игротерапии

Игровой терапией называют все психотерапевтические направления, использующие игру и игрушки. Она чаще практикуется при работе с детьми. Так как все остальные методы терапии могут просто не подходить для работы с малышами. Ведь даже обнаружить проблему у малышей, а тем более ее причину, бывает довольно непросто, поскольку чаще всего она не лежит на поверхности. Многие специалисты рекомендуют для работы с детьми именно игротерапию, вследствие того, что игра отображает образ мышления малышей, то, как они взаимодействуют с окружением и справляются с эмоциями. Психотерапевт, контролируя игровой процесс ребенка, обучает его, как справляться со сложными чувствами или ситуациями.

Методы игротерапии позволяют мягко и осторожно провести диагностику эмоционального и психического состояния малыша, обнаружить причину возникшей проблемы, скорректировать ее, предоставить ребенку возможные пути ее преодоления.

Отметим, что сегодня существует множество методов психотерапии, к которой относят сказкотерапию, песочную терапию и др.

Сегодня игротерапию можно классифицировать в качестве: эго-аналитической терапии, ориентирующейся на концепции социального научения, недирективной терапии.

Эго-аналитическая игротерапия как метод коррекции заключается в помощи !индивиду постигнуть и принять конфликты эмоционального характера, которые ранее им были вытеснены или отвергались. Психотерапия, базирующаяся на теории социального научения заключается в обучении коллективному взаимодействию в процессе игры, а не на эмоциональной составляющей игр. Недирективная психотерапия представляет собой помощь клиенту в проявлении его личностных конфликтов, при этом терапевт его поддерживает через рефлексию.

Среди методов игровой терапии различают активный, пассивный, освобождающий, структурированный метод и терапию отношениями.

Активная игротерапия как метод коррекции заключается в работе с символическим воображением клиента. Пациенту предлагают несколько преднамеренно отобранных игрушек, которые можно символически связать с проблемной ситуацией. Терапевт в ходе сеанса участвует в обыгрывании возникающих игровых ситуаций. В ходе такой игротерапии происходит быстрое понижение уровня тревожности. Своеобразным маркером в понимании отношений клиента с другими людьми является то, как он выстраивает свои взаимоотношения с терапевтом.

Пассивный метод представляет собой игру, ничем не ограниченную и не направляемую терапевтом, он просто при ней присутствует. Специалист постепенно включается в игротерапию. При данном методе роль терапевта больше наблюдательная. Он лишь изредка интерпретирует действия пациента. Ведущая роль в данном методе принадлежит клиенту, который получает возможность проработать в игровой форме собственную тревожность, агрессивность или чувство незащищенности. Позиция терапевта в данном методе должна быть принимающей.

«Освобождающая» терапия, разработана Д.Леви и создана на основе убеждения, что игра предоставляет клиентам возможности эмоционального реагирования. Терапевт в процессе сеанса реконструирует травмирующее событие при этом, помогая клиенту победить негативные эмоции, которые возникли в момент травматической ситуации, освободиться от страха, выразить гнев или другие чувства, порожденные этим событием. Именно в игре индивид управляет ситуацией, вследствие чего трансформируется из жертвы в деятеля, из пассивной в активную роль.

Структурированная терапия является ответвлением освобождающей терапии и направлена на решение конкретных задач.

Психотерапия отношениями представляет собой направление недалекое от пассивной психотерапии, однако акцент в ней ставится на происходящем в кабинете консультанта, а не на предшествующем опыте клиента. При этом пациенту предоставляется в присутствии терапевта полная свобода действий.

Специфической особенностью игротерапии считается ее двусторонность, элементы которой сберегаются в любой игре коллективного характера. Первая сторона выражается в выполнении играющим реальной деятельности, для реализации которой необходимы действия, связанные с разрешением конкретных, нередко нестандартных задач. Вторая сторона связана с тем, что некоторые моменты такой деятельности носят условный характер, что способствует абстрагированию от ситуации в реальности с бесчисленными привходящими обстоятельствами и ответственностью.

Двусторонность игры предопределяет ее развивающий эффект. Психокоррекционное воздействие игровых занятий достигается путем установления положительного эмоционального отношения с другими. Игра вносит коррективы в подавляемые отрицательные эмоции, страхи, нерешительность, неуверенность, расширяет способности к коммуникационному взаимодействию.

Отличительными признаками развертывания игротерапии являются быстро трансформирующиеся ситуации, в которых объект оказывается после манипуляций с ним, и такая же стремительная адаптация действий к новым обстоятельствам.

Игротерапия как метод коррекции обладает следующими специфическими механизмами:

— моделирование системы общественных взаимоотношений в наглядно-действенной модели в специфических игровых обстоятельствах, следования им клиентом и ориентация в таких отношениях;

— трансформация позиции индивида в сторону преодоления личностного и когнитивного эгоцентризма и логичной децентрации, вследствие чего происходит постижение в игре собственного «Я» и растет мера общественной компетентности и склонности к решению проблемных ситуаций;

— вырабатывание одновременно с игровыми реальных взаимоотношений на основе равноправия и партнерства, сотрудничества и кооперации, обеспечивающих возможность личностного развития;

— организация постепенной проработки в игровом процессе новых, более соответственных приемов ориентирования индивида в конфликтных ситуациях, их формирование и усвоение;

— организация ориентирования индивида на выделение ощущаемых им эмоциональных настроев и обеспечение их понимания при помощи вербализации, вследствие чего происходит осознание смысла конфликтной ситуации, выработка ее новых значений;

— выработка способности к произвольному регулированию деятельности на основе подчинения действий системе правил, регламентирующих исполнение роли и поведение в процессе сеансов игротерапии.

Игротерапия для детей

Игра является не только одним из самых любимых занятий малышей, но и ведущей деятельностью детей, начиная с самых ранних лет и до школьного возраста. А способность играть сохраняется у индивида на протяжении жизни. С помощью игры происходит развитие моторных функций и когнитивных способностей у ребенка. Также она является главным методом обучения для ребенка. Для детей игра представляет собой основную возможность взаимодействия с окружением, вследствие чего она выполняет и функцию социализации. Кроме этого в игровом процессе ребенок естественно отыгрывает зарождающиеся в нем негативные эмоции.

Игротерапия являет собой ответвление арт-терапии, оказание помощи и достижение психологического комфорта индивидом посредством игровой деятельности. Она представляет собой довольно эффективный коррекционный метод для работы с малышами, имеющими абсолютно разные психические особенности. Данный метод не рекомендуется практиковать в работе с индивидами, страдающими полным аутизмом или неконтактной !шизофренией. Игровую терапию применяют:

— при травмах психологического характера, связанных с разводом родителей;

— для улучшения успеваемости детей при трудностях в учебе;

— для коррекции агрессивного и тревожного поведения;

— для профилактики и лечения различных фобий, детских страхов;

— при умственной отсталости и задержках в психическом развитии для ускорения развития;

— при заикании и многих других проблемах.

При выборе методов игротерапии нужно исходить из требований конкретных целей коррекционного воздействия и из того, насколько устойчивы показатели результативности воздействия на индивида именно игровой терапии.

В качестве параметра эффективности игротерапии учитывается устремленность детей к поддержанию коммуникаций и взаимодействию с окружением в коллективе. Это проявляется в позитивных личностных трансформациях, сдвигах, проистекающих в самосознании, улучшении психоэмоционального самочувствия, положительной динамике интеллектуального развития вследствие снятия эмоциональной тревожности и напряжения. Так, например, игротерапия общения заключается в занятиях подвижного характера, которые помогают выстраивать положительные, эмоционально теплые взаимоотношения с детьми. Занятия игротерапией не требуют специфического оборудования, а ее техники носят больше интуитивный характер.

М. Панфилова, разработчик методов игротерапии, доказала, что посредством игр малыша можно обучить правильному построению диалога, снизить его гиперактивность. Игротерапия Панфилова представляет собой комплекс современных психотерапевтических методик, состоящий из игровой терапии, сказкотерапии, метода беседы, арт-терапии, телесной терапии, элементов психодрамы, жетонной терапии и др.

Виды игротерапии

Основные виды игротерапии можно классифицировать в зависимости от теоретического подхода к психологии. Игровую терапию применяют в психоанализе и в отечественной психологической науке. Также различают игротерапию отреагирования и построения отношений, примитивную игровую терапию. В соответствии с формой организации деятельности игротерапия бывает индивидуальной и групповой. По структуре применяемого в ней материала выделяют игротерапию и с неструктурированным материалом.

Началом игротерапии можно считать 20-е годы минувшего столетия. Ее зарождение прослеживается в трудах М. Кляйн, А. Фрейд, Г Гуг-Гельмут. Считается, что использование в психоанализе игры было, в некоторой степени, вынужденным.

М. Кляйн полагала, что при помощи анализа можно ликвидировать или, во всяком случае, оказать благотворное воздействие на расстройство психического развития детей. Наряду с этим анализ оказывает благоприятное воздействие и на формирование здорового ребенка, а по прошествии времени станет важным дополнением воспитания. Игра в психоанализе рассматривалась в качестве условной деятельности, в которой индивид, будучи освобожденным от запретов и прессинга со стороны общественного окружения при помощи игрушек и игровых манипуляций с ними, проигрываемых ролей, проявляет бессознательные всплески и влечения в специфической символической форме.

Идеи игротерапии, центрированной на пациенте, изучены и расширены В. Экслайном и К. Роджерсом. Задача такой психотерапии заключается не в изменении и переделывании индивида, обучении его каким-то особенным поведенческим навыкам, а в предоставлении ему возможности стать самим собой. Игровой психотерапевт не старается вырастить индивида, а каждому формирует оптимальные условия для роста и личностного развития.

В едином смысле задачи игротерапии, центрированной на личности, сообразуются с внутренней устремленностью индивида к самоактуализации. Непременным условием, нередко полностью выпускаемым из вида, является обеспечение позитивного опыта роста малышу в присутствии взрослого, понимающего и поддерживающего его, вследствие чего у ребенка зародится возможность обнаружения в собственной персоне внутренних сил. Наряду с этим задачей коррекции, ни при каких условиях не должна быть непосредственная трансформация личности индивида, так как постановка такой цели будет означать отвержение личности индивида такой, какой она является, и противоречить исходному утверждению клиент-центрированной психотерапии – безусловного принятия субъекта. Коррекционная работа, должна быть целенаправленна на утверждение индивидуального «Я» личности, ее самоценности.

Игротерапия в детском саду

Роль игротерапии для маленького индивида громадна. Она способствует развитию способностей малыша, преодолению конфликтов и достижению психологического баланса. Игровой процесс помогает ребенку легче и быстрее обучаться, приобретать навыки, которые ему пригодятся в дальнейшей жизни.

Игротерапия для дошкольников в качестве методики коррекционного воздействия на их психику может применяться для работы, начиная с двухлетнего возраста. Ребенку предлагают ролевую иргу для выяснения его эмоционального состояния, страхов и возможных психотравм, о которых ребенок не в состоянии рассказать. Специалисты в игровой терапии утверждают, что при помощи игрового процесса можно научить детей более свободно взаимодействовать с окружением, повысить школьную успеваемость, уменьшить их гиперактивность, агрессивность и другие расстройства поведения.

Игротерапия в детском саду сегодня считается одной из тенденций современного времени. Сегодня практически все детские сады имеют в штате психолога, развивающего детей при помощи метода игротерапии. Обычно в детских садах элементы игровой терапии присутствуют в ежедневном распорядке дня.

Ведущим лицом в ходе использования игротерапии всегда будет ребенок. Задачей психолога является поддержание дружеских отношений с детьми и между ними, помощь в утверждении «Я» ребенка для него самого и среди окружающих. Игровые занятия в детском саду рекомендуется начинать с игр, которые направлены на улучшение психологического самочувствия.

Игротерапия для дошкольников обеспечивает эмоциональную разрядку, снимает нервную напряженность, уменьшает боязнь темноты, наказаний, замкнутых пространств, оптимизирует гибкость в действиях, способствует освоению групповых норм поведения, налаживанию контакта между малышами и их родителями, развивает координацию движений и ловкость. Важным в игротерапии является уважение желаний ребенка, его активная позиция в игре. Перед психологом ставится задача сделать так, чтобы игровой процесс приносил радость малышу. В ходе игры следует обращать внимание на самочувствие ребенка.

Игротерапия примеры игр, ориентированных на коррекцию различных страхов, представляют собой ролевое проигрывание ситуаций. Так, например, игра «Смелые мыши», в которой выбирается кошка и мышки. Мышки бегают и пищат, в то время как кошка спит в своем домике. Затем кошка просыпается и пытается догнать мышек, которые могут скрыться в домике. Потом дети меняются ролями.

Игра в «дочки-матери» с куклами также имеет терапевтическое воздействие, обнаруживает потенциал и раскрывает внутренний мир малышей. В игровых процессах ребенок моделирует ситуацию в соответствии с обстановкой у себя дома. То есть, ребенок будет проецировать отношения в семье на игру.

Поэтому самой главной задачей психотерапевта в игровой терапии является внимательное наблюдение за поведением. Не рекомендуется регламентировать правила игры, форсировать или замедлять игровой процесс. В процессе игротерапии психотерапевту необходимо понять чувства малыша, стать для него своеобразным зеркалом, помогающим ему увидеть себя. А коррекционный процесс в игре должен происходить автоматически. От психолога требуется выражение искренней веры в то, что ребенок может самостоятельно справиться с возникшими проблемами.

По теории и практике игровой психотерапии выпущено несколько монографий. Так, например, игротерапия Панфилова, сегодня стала настоящим бестселлером. В своей книге Панфилов предлагает примерную программу игровой психотерапии с малышами и их родителями, описана игротерапия и примеры терапевтических и развивающих игр, знакомит с методами родительского взаимодействия с детьми, склонными к тревожности, агрессии, гиперактивными малышами.

Занятия игровой терапией с малышами позволяет сблизить ребенка с взрослыми и оказывает благоприятное воздействие на личностное развитие малыша, помогает ему в процессе социализации и освоении социальными нормами.

Игротерапия избавляет детей от влияния стрессовых факторов и травмирующих жизненных ситуаций.

Средства игротерапии

Игровой процесс активизирует ресурсы, раскрывает личностный потенциал и способствует росту. Самовыражение посредством игры непосредственно связано с упрочением психического здоровья индивида и может рассматриваться в качестве значимого фактора психокоррекционного воздействия. Однако наряду с этим психокоррекционный потенциал игрового процесса сегодня при всей его бесспорности применяется в практической психологии недостаточно.

Игровая психотерапия представляет собой редкостный опыт для социального развития и психического здоровья малыша при этом, открывая ему возможность вступить в индивидуальную взаимосвязь с взрослым. Это может быть психотерапевт, педагог, психолог, родители и др. Игровые действия активизируют образование произвольных психических процессов, способствуют развитию интеллектуальной деятельности и воображения, ведут к совершенствованию опорно-двигательного аппарата и волевой активности, к переходу малыша к мышлению представлениями, развитию речи.

В ходе определения функций игровой деятельности нужно выходить из ее важности для коррекционного и развивающего взаимодействия наставника с детьми и способствования развитию доверительных взаимоотношений наставника с родителями. Вследствие чего и происходит разработка и выбор средств, специфических приемов игровой терапии, сосредоточенных на установлении позитивного эмоционального отношения малышей к взрослому наставнику, образование контактов и взаимоотношений между ними для преодоления необщительности, низкого уровня самооценки, замкнутости и фобий.

Игротерапия позволяет установить тесный терапевтический контакт психотерапевта с родителями детей в самых разнообразных видах и конфигурациях, начиная с консультирования и заканчивая тренингами родительских групп. В качестве средств игровой терапии можно выделить разнообразные подвижные игры, лепку и рисование, игры с песком или куклами, игротерапию общения и др.

Игротерапия общения отлично зарекомендовала себя при коррекции коммуникативной сферы дошкольников. В ней могут применяться различные игровые средства и неигровые приемы, обучающие предупреждению конфликтных ситуаций, направленные на улучшение взаимопонимания и контроль собственного поведения.

Средства игротерапии призваны моделировать действительность, что предоставляет возможность малышу переживать ощущение счастья, успеха, удачи, позволяет раскрыть собственные физические и интеллектуальные способности. В условиях игры выражается личность детей.

Среди наиболее успешных видов игротерапии можно выделить куклотерапию за счет ее образности, наглядности и материальности, вследствие чего происходит более глубокое вхождение ребенка в игровую реальность, и игру в дочки-матери. Излюбленное занятие абсолютно всех малышей – присваивать куклам имена реальных людей, окружающих их, или героев сказок, мультиков и др. Наблюдая за игрой ребенка, родители могут понять, что его беспокоит, что ему нравится, что вызывает злость.

Сегодня с успешностью также применяется шахматная и музыкальная игровая терапия. Эти средства терапии были разработаны для решения нескольких задач одновременно: для понимания малыша, воздействия на детский разум, на его эмоции и чувства. Еще в арабских племенах шахматы считались наилучшим методом лечения нервных болезней. Сегодня вряд ли найдутся желающие оспорить благотворное влияние классической музыки на человеческий организм.

Игра в наше время стала лучшей практикой, способствующей развитию ребенка вне зависимости от его интеллектуальных и физических возможностей. Ведь при помощи игры ребенок обучается правильной речи, учится размышлять и самостоятельно принимать некоторые решения.

Песочная игротерапия

Сегодня в процессе применения традиционных и нетрадиционных способов коррекции все большей популярностью пользуются специальные методики, одной из которых является песочная игротерапия. Ее принципы довольно просты и незамысловаты. Ведь игры на песке представляют собой один из видов естественной деятельности малыша. Воздействия их носят обучающий, познавательный и проективный характер.

Принцип песочной терапии впервые был предложен К. Юнгом. По его мнению, игры с песком направлены на высвобождение заблокированной энергии и активизацию способности к самоисцелению, которые изначально заложены в индивиде. Фундаментальность постулата песочной игротерапии лежит в переносе на область песочницы фантазий и переживаний индивида, в самостоятельном контроле собственных импульсов и их выражении в символичной форме.

Задача песочной психотерапии, как и любого другого средства игротерапии, лежит не в трансформации личности индивида, а в его обучении специальным навыкам поведения и предоставлении возможности ему быть таким, каким он себя видит.

Песочная игротерапия – наиболее плодотворный и результативный метод в работе с детьми, страдающими задержкой психического развития. У таких детей часто вырабатывается множество комплексов (например, комплекс неполноценности или неуверенности в себе), вследствие наличия психических проблем. Именно поэтому следует уделять больше внимания психоэмоциональной сфере детей.

Метод песочной психотерапии направлен на развитие эмоций, фантазии, тактильных ощущений, мелкой моторики, связной речи. Данный метод игровой терапии показал себя наиболее действенным при коррекционной работе со страхами, тревожностью, замкнутостью, агрессивностью, гиперактивностью.

Малыш в процессе игры с песком проявляет самые глубокие эмоции, переживания, тревоги, освобождается от фобий, вследствие чего пережитое не преобразуется в психическую травму. Песочные игры предоставляют детям опыт самостоятельного разрешения конфликтных ситуаций, совместного преодоления трудностей, способствуют к сплочению, учат слушать окружающих и слышать их. Такие игры помогают поглубже познать окружающий мир, вырабатывают первые математические представления, учат гармоничной работе рук и глаз.

Основополагающий принцип игрового процесса на песке заключается в создании специфических стимулирующих условий, при которых ребенок будет чувствовать себя комфортно, безопасно и сможет выразить свою творческую активность. Еще одним не менее значимым принципом терапии является «проживание» в реальности, т.е. проигрывание различных ситуаций совместно с героями сказок. Так, например, ребенок, играя роль спасителя принцессы, будет не просто предлагать различные выходы из нелегкой ситуации, но и будет реально разыгрывать ситуацию при помощи фигурок на песке.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Игротерапия для детей в домашних условиях

Игра — это основной вид деятельности малышей с момента рождения и на долгие годы. С помощью игры дети познают и изучают окружающий мир. Играя, малыши осознают себя как личность, учатся коммуникативности, развивают свои физические, интеллектуальные способности. При помощи игротерапии — метода, использующего игры и игрушки для корректировки, выравнивания развития детей, можно не травматичным способом помочь малышам с решением различных проблем.

Нередко маленькие детки не в состоянии рассказать о том, что их тревожит или волнует. Крохи не могут объяснить причины своей тревожности или испуга. Иногда малыши начинают отставать в развитии без всяких видимых причин. При таких случаях очень важны консультации педиатров, психологов. Очень часто для коррекции отставания в развития крохи рекомендуют лечение с использованием игрушек и игр.

Понятие игротерапии

Эффективность лечебного воздействия терапии с помощью игр на дошкольников обусловлена особым состоянием детей, когда они играют. У непосед в этот период превалирует хорошее, жизнерадостное настроение. Маленькие человечки эмоционально открыты, охотно идут на контакт со взрослыми, делятся своими переживаниями, рассказывают о своих проблемах.

Игры — это важная составляющая психоэмоционального, физического, интеллектуального развития детей. Играя, кроха готовится к самостоятельной взрослой жизни: усваивает правила и нормы поведения, принятые в обществе, знакомится с моральными принципами, приобретает полезные навыки для различных видов деятельности. С помощью игры у дошколят формируются воображение, фантазия, развивается интеллект. С учетом важности игровой деятельности для формирования психосоциального состояния малышей психологами прошлого столетия создана игротерапия как метод воздействия и коррекции развития детей.

Игротерапия — это психотерапевтический метод, в основе которого лежит воздействие на развитие ребёнка с помощью различных видов игровой активности. Многие игры несут в себе не только информацию об окружающем ребенка мире, но обладают лечебным эффектом. Психолог наблюдает за крохой, когда тот играет, погружается в мир маленького человечка, выявляет проблемы, более точно устанавливает причины возникновения тревожных явлений в развитии малыша. Только установив источник тревожности чада, можно назначить лечение, а также добиться прогресса в его осуществлении.

Функции игротерапии

Игровая терапия, независимо от формы ее осуществления, выполняет три функции, существенно значимые для дошколят:

  • Диагностика. Замкнутые в себе маленькие человечки, не желающие общаться с посторонними взрослыми людьми, раскрываются в процессе игры. Происходит разговор на уровне сенсомоторики крохи. Опытный специалист сможет определить явления, тревожащие чадо. Играя, кроха раскрывает все свои личностные особенности, что поможет психологу подобрать индивидуальную программу по необходимой коррекции развития несмышленыша. Без постановки диагноза невозможно помочь маленькому человечку.
    Лечение в игре, применяемое в раннем возрасте, помогает избавиться от многих психологических и физических проблем детей. 
  • Обучение. Игровая терапия для детей сочетает в себе сразу 2 значимые функции — лечение и обучение. Игра дает толчок к развитию малыша, обучает коммуникативности, способствует пониманию предметов. С помощью игры происходит процесс социализации и реадаптации маленького человечка. Для многих замкнутых детишек именно игра позволяет проявить себя, найти новых друзей, избавиться от проблем с недостатком коммуникативности. В игровом процессе кроха может выплеснуть появившиеся негативные эмоции. Задача психолога — скорректировать поведение детей, используя понятный детям процесс.
  • Терапия. Дошколятам еще не очень интересен результат игры. Деткам дошкольного возраста нравится сама игра, игровой процесс. В процессе его маленький человечек избавляется от неловкости и стеснительности в общении с другими детьми, а также со взрослыми людьми. Малыш переживает свои страхи, пытается найти и находит решение конфликтных ситуаций, других своих проблем.
    Несмышленыш учится общению, у него формируется терпимость к чужому мнению, появляется адекватная реакция на окружающий мир.

Кому полезна игротерапия

Педагогическая практика подтверждает, что игровая терапия оказывает лечебное воздействие и успешно справляется с огромным количеством диагнозов. Есть только два исключения, при которых такая терапия противопоказана — это полный аутизм ребенка, а также неконтактная шизофрения.

Игротерапия очень эффективна для работы с детьми, у которых существуют особенности развития в физическом, а также психическом плане. Как оптимальный по эффективности и силе воздействия очень часто применяется в психокоррекционной работе метод игровой терапии. Игровая терапия показана при следующих проблемах:

  • выведение из депрессивного состояния детей, родители которых развелись;
  • лечение разнообразных видов страха, испуга. Способности преодолеть чувство тревожности, выведение малыша из стрессового состояния, для лечения различных фобий; 
  • для коррекции асоциального, агрессивного поведения, при исправлении вредных, опасных привычек;
  • для выведения крохи из состояния замкнутости, сверхзастенчивости. При коррекции недостатков речи, в том числе — лечение заикания;
  • при трудности для малыша в чтении, для достижения более высокой успеваемости тех ребятишек, которые имеют проблемы в обучении и усвоении учебного материала;
  • для ускорения развития умственно отсталых детей;
  • при психосоматических заболеваниях, таких как бронхиальная астма, нейродермит и других, — игротерапия используется здесь с целью облегчить состояние маленького человечка.

Игра или лечение?

Некоторые взрослые ошибочно считают игротерапию тождественной психиатрии, предполагают, что использовать лечение с помощью игр следует в особо редких случаях. Последнее время наметилась тенденция приводить к психологу на сеансы игротерапии детишек, не имеющих явно выраженных проблем, для более активного и успешного развития чада. Часто во время сеанса становится заметно, что у дошкольника существуют проблемы, о которых не догадывались родители.

 

Игротерапия имеет почти неограниченные возможности по влиянию на развитие детишек. Малыш, играя, учится выражать свои мысли, более четко и ясно разговаривать, логически обосновывать свои действия, поступки. Через игровую форму кроха укрепляет свою волю, учится контролировать и сдерживать свои эмоции. Играя, малыш обретает уверенность в своих возможностях, взаимодействует с другими детьми, взрослыми. Малыш учится общаться, находить друзей, решает проблемы с коммуникативностью.

Домашняя игрототерапия

Родителей волнует, можно ли проводить работы по игровой терапии дома, без участия профессионального психолога. Специалисты советуют обязательно проконсультироваться с психологом в каждом конкретном случае, чтобы психолог мог подобрать необходимые упражнения для конкретного малыша и решения его проблем.

Можно полностью пройти сеансы подобного лечения в кабинете специалиста или посетить несколько занятий, чтобы освоить правильное выполнение упражнений предписанного лечения. Психологи считают, что наилучший результат приносят именно занятия с присутствием значимых для крохи взрослых — родителей, а также бабушек, дедушек. Несмышленыш, чувствуя рядом родителей, ведет себя более раскованно.

Максимальная польза от игротерапии, а также сильное психологическое воздействие на дошкольника оказывают игры, в которых совместно с малышом действуют родные, любимые люди. Такие сеансы лечения полезны и для родителей, ведь совместная деятельность помогает лучше понять собственное чадо, наладить с малышом доверительный контакт, укрепить отношения внутри семьи.

С чего начать

Необходимо помнить, что малыш всецело доверяет своим родителям, с большой радостью будет играть с мамой или папой. Родители, прежде чем начать играть, должны усвоить несколько простых истин, которые помогут несмышленышу получить максимальную пользу от игротерапии:

  • Малыш — это полноценная личность, которую надо принимать целиком и полностью.
  • Уважайте, принимайте во внимание желания маленького человечка.
  • Никогда не заставляйте кроху силой или угрозами играть.
  • Атмосфера по время игры должна быть жизнерадостной, нести позитивное настроение.
  • Следите за эмоциональной нагрузкой, испытываемой крохой.

Наблюдайте за самочувствием чада. Если непоседа стал отвлекаться, зевать, тереть глазки или капризничать — сразу прекращайте игру. Предложите малышу сменить вид деятельности. Например, выйти на прогулку. А может, кроха устал от интенсивных занятий, тогда малыша лучше всего уложить немного поспать. Иногда несмышленыш начинает вести себя слишком активно. Повышенная возбудимость, гиперактивность — тоже повод сменить вид деятельности на более спокойный.

Творческие игры, такие как рисование, лепка — требуют усидчивости непоседы. Однако дошколята не любят долго сидеть на одном месте. Родителям следует чередовать спокойные игры и активные ролевые: «дочки-матери», игра во врача или чаепитие с куклами.

Обычно занятия начинаются с рисования. Попросите свое чадо нарисовать дом, семью. Вместе с дошкольником раскрашивайте цветы и листочки на деревьях. Интересуйтесь во время рисования, почему кроха так нарисовал маму, папу, такие выбрал наряды для них. Детали рисунка могут многое подсказать внимательным родителям. Наличие черной, серой, коричневой красок говорит о том, что кроха чувствует себя дома тревожно, чего-то опасается. Возможно, на маленького человечка так воздействует неблагоприятная обстановка в семье.

Игра с игрушками тоже открывает истинное отношение малыша к семье, окружающей обстановке. Если куклы не имеют имен, или кроха называет их оскорбительными словами: лохматая неумеха, дурочка, бестолочь — родителям стоит задуматься о своем отношении к подрастающему поколению. Иногда дошкольник устраивает драки среди кукол, имитирует аварии машинок, игрушки у малыша общаются только с помощью крика, ругани.

Все это симптомы — не только проблемы с восприятием окружающей действительности, они демонстрируют проблемы в самой семье несмышленыша. Ведь чаще всего психические проблемы детей имеют корни в семейном воспитании. И коррекции тогда надо подвергать не только поведение чада, но и переосмысление собственного поведения взрослых.

Виды игровой терапии

Для работы с детьми с привлечением метода игротерапии самое главное — сохранить игровую открытую атмосферу. Маленький человечек не должен ощущать себя на приеме у врача. В подобном случае эффекта от лечения не будет. Эмоциональный фон во время игрового процесса, переживания дошкольника будут спрятаны от внимания специалиста. Психологу будет очень сложно найти контакт с несмышленышем, понять причины, истоки его проблем.

Основная задача лечения — выделение проблемы, поиск истока ее возникновения, решение и коррекция негативного влияния на развитие детей. Для получения необходимого результата прежде всего необходимо правильно подобрать метод лечения. Нет единого способа решения всех проблем. Для каждой ситуации существует свой актуальный метод, который необходимо применить в конкретном случае.

Методы игротерапии

Отмечая роль взрослых в игровом процессе, выделяют следующие два метода терапии:

  • Директивная, направленная терапия. Роль взрослого состоит в организации, контроле всего игрового процесса. Взрослый предлагает несмышленышу готовые решения для разного вида возникающих проблем. Такая руководящая роль значимого взрослого позволяет маленькому человечку понять, осознать суть проблемы или конфликта.
  • Недирективная терапия. Взрослый во время такой терапии дистанцируется от участия в игровой деятельности, таким образом у дошколят возникает атмосфера полного доверия, надежности.

В зависимости от использования различных структур материалов для терапии тоже выделяют 2 следующих метода:

  • Структурированная игра. Чаще всего этот метод применяется для лечения детей 4-12 лет. Игра в данном случае является активным методом психотерапии. Ребятня играет с куклами, машинками, пистолетами. Предметы для игровой деятельности непосредственно выражают желания, действия детей. Детишек вовлекают в ролевые игры, которые помогают исправить асоциальное поведение, привить нормы морали, нравственности.
  • Неструктурированная. Игровой процесс направлен на выполнение физических, спортивных упражнений. Материалами для неструктурированной игровой терапии могут служить пластилин, тесто для лепки или песок. С помощью такого материала кроха может выразить свои скрытые чувства, переживания.

Игротерапия для детей по выбранной форме организации игрового процесса подразделяется на следующие виды:

 

  • Индивидуальная терапия. Такая терапия применяется, если у крохи не сформировано чувство коммуникативности, общения с другими детишками. Когда несмышленыш боится или стесняет других деток, психолог назначает индивидуальную терапию, чтобы в процессе работы помочь крохе, привить чувство коммуникативности.
  • Групповая игровая терапия — широко распространена в детских учреждениях. Игры в группах помогают детям в совместном общении более полно раскрываться, развивать волевые качества, в групповых занятиях проходит социализация маленьких непосед.

Особенности групповых занятий

Перед групповыми занятиями специалисту необходимо выделить детишек, у которых могут быть противопоказания к такому виду терапии.  Прежде всего, у дошкольника не должны наблюдаться повышенная агрессивность или стрессовое состояние, малыш не должен проявлять в своем поведении асоциальные симптомы. Такие дошколята могут внезапно устроить драку или скандал, своим поведением нанести вред другим детям. Нежелательно на занятиях присутствие крохи с преувеличенной детской ревностью, которая может обернуться слезами, истериками.

Групповое занятие создает условия, чтобы дошкольник мог осознать себя как самостоятельную личность, ощутить свою индивидуальность. Совместные игры поднимают самооценку детей, создают понимание необходимости общения. Групповая игротерапия в процессе работы снижает тревожность у дошколят, понижает беспокойство, а также чувство вины несмышленыша.

При групповом лечении у непосед воспитывается ответственность за собственные поступки, формируются и получают дальнейшее развитие навыки самоконтроля. Малыш начинает верить в себя, в свои собственные силы. У дошколят на таких занятиях формируются способности самостоятельно принимать, а также отстаивать свои решения.

Виды лечебных игр

В лечении с помощью игрового процесса игры разбиты по видам, зависящие от заболевания детей. Это игры:

  • при заболеваниях опорно-двигательного аппарата;
  • при ДЦП;
  • при заболеваниях дыхательных органов;
  • исправляющие недостатки речи, заикание, логопедические;
  • восстанавливающие физическое, психологическое состояние деток;
  • при различных социальных отклонениях.

Некоторые упражнения необходимо выполнять только под присмотром специалиста. Большую часть проявления игровой активности можно осуществлять дома в семейном кругу. Играя, малыш с помощью взрослых будет достигать поставленных целей.

Любое лечение следует начать с улучшения психоэмоционального состояния крохи, что позволит наладить доверительный контакт с маленьким человечком, снять нервное напряжение, избавиться от некоторых видов страха, улучшить координацию непоседы, поправить физическое самочувствие.

  • «Жмурки». Водящий с завязанными глазами должен поймать одного из детей, которые бегают вокруг и хлопают в ладоши, привлекая внимание. Если водящий опознал пойманного малыша, дети меняются ролями.
  • «Прятки». Уже с достижения 2-х лет малыш активно может участвовать в прятках. Ведущий закрывает глаза, или ему их завязывают, и считает до 10. За это время остальные участники должны успеть спрятаться.
  • «Болото», или «полоса препятствий». На полу с помощью листов бумаги или веревочек, подушек, игрушек создаются кочки и препятствия. Побеждает тот, кто без ошибок первым преодолел все препятствия.

Для коррекции агрессии

  • «Битва». Оружие делается из скомканной бумаги или маленьких мягких игрушек. Детишки устраивают сражение. После победы одной из сторон обязательно происходит примирение сторон.
  • «Боксер». На пол положите обруч. Малыш в центре обруча имитирует удары боксера.
  • «Обзывалки». Дети становятся в круг. Условие — обзывать своего ровесника каким-то фруктом, овощем или цветочком. Такое условие помогает агрессию перевести в позитив.

Для коррекции страхов

  • «Привидение». На водящего накидывают занавеску или простыню. Такой игрок бегает за всеми, кричит, что он ужасное привидение. Задача — убежать от привидения.
  • «Кошки — мышки». Кот спит, мышки хулиганят. Кот проснется, мышки должны успеть убежать.

Разработано очень много интересных игр, которые помогут малышу справиться с его проблемами. Но тут очень многое зависит от внимания, заботы взрослых, которые необходимо уделять чаду. Можно придумывать собственные упражнения и преподносить их крохе в игровой форме. Главное — достижение результата не в ущерб психике дошкольника. Поэтому, прежде чем экспериментировать, необходимо обязательно посоветоваться с психологом.

Необходимо помнить, лечение всегда занимает много времени, поэтому лучше уже при первых тревожных звоночках обратиться к специалисту и заняться профилактикой.

  Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста, напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Игровая терапия имеет значение

Эта информация отвечает на самые часто задаваемые вопросы об игровой терапии, методе психического здоровья, который практикуют тысячи лицензированных специалистов в области психического здоровья в Соединенных Штатах и ​​за их пределами. Большая часть предоставленной информации носит описательный характер и является основополагающей для игровой терапии.

Глоссарий терминов игровой терапии  посвященных разработка специального глоссария терминов для игровой терапии (Schaefer & Peabody).

 

Зачем играть?

В последние годы все большее число известных специалистов в области психического здоровья отмечают, что игра так же важна для человеческого счастья и благополучия, как любовь и работа (Schaefer, 1993). Некоторые из величайших мыслителей всех времен, в том числе Аристотель и Платон, размышляли о том, почему игра так важна в нашей жизни. Ниже приведены некоторые из многих преимуществ игры, описанных теоретиками игры.

Игра – это язык ребенка и …

Игра — это веселое и приятное занятие, которое поднимает настроение и проясняет наши взгляды на жизнь. Это расширяет возможности самовыражения, самопознания, самоактуализации и самоэффективности. Игра снимает чувство стресса и скуки, позитивно связывает нас с людьми, стимулирует творческое мышление и исследование, регулирует наши эмоции и повышает наше эго (Landreth, 2002). Кроме того, игра позволяет нам практиковать навыки и роли, необходимые для выживания. Обучение и развитие лучше всего способствуют игре (Russ, 2004).

 

Зачем играть в терапии?

Игровая терапия — это структурированный, теоретически обоснованный подход к терапии, основанный на нормальных процессах общения и обучения детей (Carmichael, 2006; Landreth, 2002; O’Connor & Schaefer, 1983). Лечебная сила, присущая игре, используется по-разному. Терапевты стратегически используют игровую терапию, чтобы помочь детям выразить то, что их беспокоит, когда у них нет вербального языка для выражения своих мыслей и чувств (Гил, 19 лет).91). В игровой терапии игрушки подобны словам ребенка, а игра — его языку (Landreth, 2002). С помощью игры терапевты могут помочь детям научиться более адаптивному поведению при дефиците эмоциональных или социальных навыков (Pedro-Carroll & Reddy, 2005). Позитивные отношения, которые развиваются между терапевтом и ребенком во время сеансов игровой терапии, могут обеспечить корректирующий эмоциональный опыт, необходимый для исцеления (Moustakas, 1997). Игровая терапия может также использоваться для содействия когнитивному развитию и обеспечения понимания и разрешения внутренних конфликтов или дисфункционального мышления у ребенка (O’Connor & Schaefer, 19).83; Редди, Файлс-Холл и Шефер, 2005 г.).

 

Что такое игровая терапия?

. .. игрушки — слова ребенка!

Первоначально разработанная на рубеже 20-го века, сегодня игровая терапия включает в себя большое количество методов лечения, все из которых используют терапевтические преимущества игры. Игровая терапия отличается от обычной игры тем, что терапевт помогает детям решать и решать их собственные проблемы. Игровая терапия строится на естественном способе, которым дети узнают о себе и своих отношениях с окружающим миром (Экслайн, 19 лет).47; Кармайкл, 2006 г.; Ландрет, 2002). С помощью игровой терапии дети учатся общаться с другими, выражать чувства, изменять поведение, развивать навыки решения проблем и учатся различным способам общения с другими людьми. Игра обеспечивает безопасную психологическую дистанцию ​​от их проблем и позволяет выражать мысли и чувства, соответствующие их развитию. терапевтические возможности игры, чтобы помочь клиентам предотвратить или решить психосоциальные трудности и добиться оптимального роста и развития».

Как работает игровая терапия?

Детей направляют на игровую терапию для решения их проблем (Carmichael, 2006; Schaefer, 1993). Часто дети исчерпали свои собственные инструменты решения проблем и ведут себя плохо, могут вести себя плохо дома, с друзьями и в школе (Landreth, 2002). Игровая терапия позволяет обученным специалистам в области психического здоровья, специализирующимся на игровой терапии, оценивать и понимать детские игры. Кроме того, игровая терапия используется, чтобы помочь детям справиться со сложными эмоциями и найти решение проблем (Мустакас, 19 лет).97; Редди, Файлс-Холл и Шефер, 2005 г.). Сталкиваясь с проблемами в условиях клинической игровой терапии, дети находят более здоровые решения. Игровая терапия позволяет детям изменить то, как они думают, что чувствуют и разрешают свои проблемы (Kaugars & Russ, 2001). В игровой терапии можно столкнуться даже с самыми тревожными проблемами, а прочные решения можно найти, отрепетировать, освоить и адаптировать в стратегии на всю жизнь (Russ, 2004).

Кому полезна игровая терапия?

Хотя игра приносит пользу всем, игровая терапия особенно подходит для детей в возрасте от 3 до 12 лет (Carmichael, 2006; Gil, 1991; Landreth, 2002; Schaefer, 1993). Подростки и взрослые также извлекли пользу из игровых техник и рекреационных процессов. С этой целью все чаще используется игровая терапия со взрослыми в рамках психического здоровья, свободы действий и других медицинских контекстов (Pedro-Carroll & Reddy, 2005; Schaefer, 2003). В последние годы вмешательства игровой терапии также применялись к младенцам и детям ясельного возраста (Schaefer et. al., 2008).

Как игровая терапия поможет ребенку?

Игровая терапия применяется в качестве лечения по выбору в психиатрических учреждениях, школах, агентствах, учреждениях развития, больницах, жилых домах и местах отдыха для клиентов всех возрастов (Carmichael, 2006; Reddy, Files-Hall, & Schaefer, 2005). .

Планы лечения игровой терапией использовались в качестве основного вмешательства или в качестве дополнительной терапии при множественных социальных, эмоциональных и поведенческих расстройствах (Bratton, Ray, Rhine, & Jones, 2005; LeBlanc & Ritchie, 2001; Lin & Bratton, 2015). ; Ray, Armstrong, Balkin, & Jayne, 2015; Reddy, Files-Hall, & Schaefer, 2005), например тревожные расстройства, обсессивно-компульсивные расстройства, депрессия, гиперактивность с дефицитом внимания, спектр аутизма, оппозиционно-вызывающее поведение и расстройства поведения, управление гневом, кризисы и травмы, горе и потери, развод и распад семьи, академическое и социальное развитие, а также физические и обучающие нарушения.

Исследования подтверждают эффективность игровой терапии для детей, испытывающих широкий спектр социальных, эмоциональных, поведенческих проблем и проблем с обучением, в том числе: дети, чьи проблемы связаны с жизненными стрессорами, такими как развод, смерть, переезд, госпитализация, хронические заболевания, ассимилировать стрессовые переживания, физическое и сексуальное насилие, насилие в семье и стихийные бедствия (Bratton, Ray, Rhine, & Jones, 2005; LeBlanc & Ritchie, 2001; Lin & Bratton, 2015; Ray, Armstrong, Balkin, & Jayne, 2015; Редди, Файлс-Холл и Шефер, 2005 г. ). Игровая терапия помогает детям:

  • Станьте более ответственными за поведение и разработайте более успешные стратегии.
  • Разработка новых и творческих решений проблем.
  • Развивайте уважение и принятие себя и других.
  • Научитесь испытывать и выражать эмоции.
  • Развивайте эмпатию и уважение к мыслям и чувствам других.
  • Изучите новые социальные навыки и навыки взаимоотношений с семьей.
  • Развитие самоэффективности и, следовательно, большей уверенности в своих способностях.

Метааналитические обзоры более 100 исследований результатов игровой терапии (Bratton, Ray, Rhine, & Jones, 2005; LeBlanc & Ritchie, 2001; Lin & Bratton, 2015; Ray, Armstrong, Balkin, & Jayne, 2015). обнаружили, что общий лечебный эффект игровой терапии колеблется от умеренного до сильного положительного эффекта. Игровая терапия оказалась одинаково эффективной в зависимости от возраста, пола и наличия проблемы. Кроме того, было обнаружено, что положительный эффект лечения был наибольшим, когда в лечении ребенка активно участвовал родитель.

Сколько времени занимает игровая терапия?

Каждый сеанс игровой терапии различается по продолжительности, но обычно длится от 30 до 50 минут. Сеансы обычно проходят еженедельно. Исследования показывают, что для решения проблем типичного ребенка, направленного на лечение, требуется в среднем 20 сеансов игровой терапии. Конечно, состояние некоторых детей может улучшиться намного быстрее, в то время как для решения более серьезных или постоянных проблем может потребоваться больше времени (Carmichael, 2006; Landreth, 2002).

Как моя семья может участвовать в игровой терапии?

Семья играет важную роль в процессах выздоровления детей. Взаимодействие проблем детей и их семей всегда сложное. Иногда проблемы возникают у детей как способ сигнализировать о том, что в семье что-то не так. В других случаях вся семья становится огорченной, потому что проблемы ребенка настолько разрушительны. Во всех случаях дети и семьи выздоравливают быстрее, когда они работают вместе. Игровой терапевт примет некоторые решения о том, как и когда вовлекать некоторых или всех членов семьи в игровую терапию. Как минимум, терапевт захочет регулярно общаться с лицами, осуществляющими уход за ребенком, чтобы разработать план решения проблем по мере их выявления и следить за ходом лечения. Другие варианты могут включать вовлечение а) родителей или опекунов непосредственно в лечение путем изменения того, как они взаимодействуют с ребенком дома, и б) всей семьи в семейной игровой терапии (Guerney, 2000). Каким бы ни был уровень участия членов семьи, они, как правило, играют важную роль в исцелении ребенка (Carey & Schaefer, 19 лет).94; Гил и Древес, 2004).

Кто практикует игровую терапию?

Практика игровой терапии требует обширного специального образования, обучения и опыта. Игровой терапевт — это лицензированный специалист в области психического здоровья, получивший степень магистра или доктора в области психического здоровья со значительным общим клиническим опытом и наблюдением.

Обладая продвинутой специализированной подготовкой, опытом и супервизией, специалисты в области психического здоровья могут также получить полномочия зарегистрированного игрового терапевта (RPT), зарегистрированного игрового терапевта-супервайзера (RPT-S) или школьного зарегистрированного игрового терапевта (SB-RPT)¹, присуждаемые Ассоциация игровой терапии (APT).

  • Просмотреть ссылки на исследования

Авторы

Информация, представленная в этом разделе для широкой публики и специалистов в области психического здоровья, изначально была подготовлена ​​JP Lilly, LCSW, RPT-S, Kevin O’Connor, PhD, RPT-S и Тери Крулл, LCSW, RPT-S, а затем частично отредактированный Чарльзом Шефером, доктором философии, RPT-S, Гарри Ландретом, EdD, LPC, RPT-S, и Дейл-Элизабет Перссон, EdD, LPC, RPT -С. Связанные состояния психического здоровья и проблемы, а также поведенческие расстройства были составлены Перссоном и Карлой Кармайкл, доктором философии, LPC, RPT-S соответственно. Ссылки на исследования были составлены Перссоном и аспиранткой Орегонского государственного университета Мэри Агилерой. Обновленные классификации и реорганизация психического здоровья были предоставлены Эдвардом Франком Хадспетом, доктором философии, NCC, LPC-S, ACS, RPh, RPT-S. APT искренне благодарит этих людей за их вклад!

Что это такое, как это работает и методы

Игровая терапия — это форма терапии, используемая в основном для детей. Это связано с тем, что дети могут быть не в состоянии обработать свои собственные эмоции или сформулировать проблемы родителям или другим взрослым.

Хотя это может выглядеть как обычная игра, игровая терапия может быть чем-то большим.

Квалифицированный терапевт может использовать игровое время для наблюдения и понимания проблем ребенка. Затем терапевт может помочь ребенку исследовать эмоции и справиться с неразрешенной травмой. Через игру дети могут научиться новым механизмам преодоления трудностей и тому, как изменить неуместное поведение.

Игровая терапия практикуется различными лицензированными специалистами в области психического здоровья, такими как психологи и психиатры. Его также практикуют поведенческие и эрготерапевты, физиотерапевты и социальные работники.

Кроме того, Ассоциация игровой терапии предлагает специализированные программы обучения и расширенные полномочия для лицензированных специалистов в области психического здоровья, школьных консультантов и школьных психологов.

По данным профессиональной организации Play Therapy International, до 71 процента детей, направленных на игровую терапию, могут испытать положительные изменения.

Хотя некоторые дети начинают колебаться, доверие к терапевту имеет тенденцию к росту. По мере того, как они чувствуют себя более комфортно и их связь укрепляется, ребенок может стать более творческим или более вербальным в своей игре.

Некоторые из потенциальных преимуществ игровой терапии:

  • принятие большей ответственности за определенное поведение
  • развитие стратегий выживания и творческих навыков решения проблем
  • самоуважение
  • эмпатия и уважение к другим
  • облегчение беспокойства
  • обучение полному переживанию и выражению чувств
  • усиление социальных навыков
  • укрепление семейных отношений

Игровая терапия также может стимулировать использование речи или улучшить мелкую и крупную моторику.

Если у вашего ребенка диагностировано психическое или соматическое заболевание, игровая терапия не заменяет лекарства или любые другие необходимые методы лечения. Игровую терапию можно использовать отдельно или вместе с другими видами терапии.

Хотя игровая терапия может принести пользу людям всех возрастов, она обычно используется с детьми в возрасте от 3 до 12 лет. Игровая терапия может быть полезна в различных обстоятельствах, например:

  • перед медицинскими процедурами, хроническими заболеваниями или паллиативная помощь
  • задержка развития или неспособность к обучению
  • проблемное поведение в школе
  • агрессивное или гневное поведение
  • семейные проблемы, такие как развод, разлучение или смерть близкого члена семьи
  • стихийные бедствия или травматические события
  • насилие в семье, жестокое обращение или пренебрежение
  • тревога, депрессия, горе
  • расстройства приема пищи и туалета
  • синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)
  • расстройство аутистического спектра (РАС)
  • есть 9 небольшой разрыв в общении между детьми и взрослыми. В зависимости от возраста и стадии развития дети просто не обладают языковыми навыками взрослых. Они могут что-то чувствовать, но во многих случаях они либо не могут выразить это взрослому, либо у них нет взрослого, которому они доверяют.

    С другой стороны, взрослые могут неверно истолковать или полностью пропустить вербальные и невербальные сигналы ребенка.

    Дети учатся понимать мир и свое место в нем через игру. Именно здесь они могут свободно выражать свои внутренние чувства и самые глубокие эмоции. Игрушки могут выступать в качестве символов и приобретать большее значение — если вы знаете, что искать.

    Поскольку ребенок не может адекватно выразить себя во взрослом мире, терапевт включает ребенка в его мир, на его уровень.

    Играя, ребенок может становиться менее осторожным и более склонным делиться своими чувствами. Но их не напрягают. Им разрешено делать это в свое время и с помощью своего собственного метода общения.

    Игровая терапия зависит от терапевта и конкретных потребностей ребенка. Для начала терапевт может понаблюдать за играющим ребенком. Они также могут захотеть провести отдельные беседы с ребенком, родителями или учителями.

    После тщательной оценки терапевт установит некоторые терапевтические цели, решит, какие ограничения могут быть необходимы, и сформулирует план дальнейших действий.

    Игровые терапевты обращают пристальное внимание на то, как ребенок переносит разлуку с родителем, как он играет в одиночестве и как реагирует, когда родитель возвращается.

    Многое можно узнать о том, как ребенок взаимодействует с разными типами игрушек и как его поведение меняется от занятия к занятию. Они могут использовать игру, чтобы разыгрывать страхи и тревоги, как успокаивающий механизм или для исцеления и решения проблем.

    Игровые терапевты используют эти наблюдения как руководство к следующим шагам. Каждый ребенок индивидуален, поэтому терапия будет адаптирована к их индивидуальным потребностям. По мере развития терапии поведение и цели могут быть переоценены.

    В какой-то момент терапевт может привлечь к игровой терапии родителей, братьев, сестер или других членов семьи. Это известно как сыновняя терапия. Это может помочь научить разрешению конфликтов, способствовать исцелению и улучшить семейную динамику.

    Сеансы обычно длятся от 30 минут до часа и проводятся примерно раз в неделю. Сколько сеансов необходимо, зависит от ребенка и от того, насколько хорошо он реагирует на этот тип терапии. Терапия может проходить индивидуально или в группах.

    Игровая терапия может быть директивной и недирективной. При директивном подходе терапевт берет на себя инициативу, указывая игрушки или игры, которые будут использоваться на сеансе. Терапевт будет направлять игру с определенной целью.

    Недирективный подход менее структурирован. Ребенок может выбирать игрушки и игры по своему усмотрению. Они могут играть по-своему с небольшими инструкциями или перерывами. Терапевт внимательно наблюдает и участвует по мере необходимости.

    Занятия должны проходить в среде, где ребенок чувствует себя в безопасности и где мало ограничений. Терапевт может использовать техники, которые включают:

    • творческую визуализацию
    • рассказывание историй
    • ролевые игры
    • игрушечные телефоны
    • куклы, мягкие игрушки и маски
    • куклы, фигурки
    • декоративно-прикладное искусство
    • игры с водой и песком
    • кубики и конструкторы 90 игры с танцами и творчеством
    • 0

    В зависимости от ребенка и ситуации терапевт либо направляет ребенка к определенным методам игры, либо позволяет ему выбирать самому. Есть множество способов, которыми терапевт может использовать игровую терапию, чтобы узнать ребенка и помочь ему справиться с его проблемами.

    Например, терапевт может предложить ребенку кукольный домик и несколько кукол, попросив их разыграть некоторые домашние проблемы. Или они могут предложить ребенку использовать ручных марионеток, чтобы воссоздать что-то, что кажется ему стрессовым или пугающим.

    Они могут попросить вашего ребенка рассказать историю «жили-были», чтобы посмотреть, что ребенок может раскрыть. Или они могут читать истории, которые решают проблему, похожую на проблему вашего ребенка. Это называется библиотерапией.

    Это может быть так же просто, как задавать вопросы, пока ваш ребенок рисует или раскрашивает, чтобы попытаться получить представление о своем мыслительном процессе. Или играйте с ребенком в различные игры, чтобы поощрять решение проблем, сотрудничество и социальные навыки.

    Игра не только для детей, и игровая терапия тоже. Подросткам и взрослым также бывает трудно выразить словами свои самые сокровенные чувства. К взрослым, которым может быть полезна игровая терапия, относятся:

    • умственная отсталость
    • деменция
    • хронические заболевания, паллиативная помощь и уход в хосписах
    • употребление психоактивных веществ
    • травмы и физическое насилие
    • проблемы управления гневом
    • 0 травматическое стрессовое расстройство (ПТСР)
    • нерешенные детские проблемы

    При работе со взрослыми терапевт может использовать драматические ролевые игры или песочную терапию, чтобы помочь вам войти в контакт с чувствами, о которых трудно говорить. Эти методы лечения могут помочь вам работать над стратегиями для работы с конкретными сценариями.

    Сам процесс игры, будь то игры, декоративно-прикладное искусство или музыка и танец, может помочь вам расслабиться и отдохнуть от стрессов повседневной жизни.

    Арт-терапия, музыкальная терапия и движение могут помочь выявить скрытые травмы и способствовать исцелению. Под руководством опытного психотерапевта игра может стать ценным инструментом, который поможет вам достичь того, чего вы хотите.

    Игровая терапия для взрослых может использоваться в качестве дополнения к другим видам терапии и лекарств. Как и в случае с детьми, терапевт адаптирует игровую терапию к вашим конкретным потребностям.

    Игровая терапия — это метод терапии, использующий игру для выявления и решения психологических проблем. Его можно использовать отдельно, особенно у детей, или вместе с другими методами лечения и лекарствами.

    Чтобы получить максимальную отдачу от игровой терапии, обратитесь к лицензированному специалисту по психическому здоровью, имеющему опыт в этом виде терапии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *