Картотека дидактических игр по формированию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста. | Картотека (развитие речи, старшая группа) на тему:
Картотека дидактических игр по формированию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста
ПОДБЕРИ ПРИЗНАК
Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными.
Ход игры: воспитатель называет слово и задаёт вопросы (какой? какая? какие? какое?), ребёнок отвечает.
Куртка (какая?) – красная, теплая, зимняя…
Сапоги (какие?) – коричневые, удобные, теплые…
Шарф (какой?) – пушистый, вязанный…
Перчатки (какие?) – кожаные, белые…
Шляпа (какая?) – черная, большая…
Туфли (какие?) – осенние, красивые…
Платье (какое?) — новое, нарядное, зеленое…
Рубашка (какая?) — белая, праздничная….
Шуба (какая?) — меховая, теплая…
НАЗОВИ ЛАСКОВО
Цель: учить детей образовывать слова при помощи уменьшительное- ласкательных суффиксов.
Оборудование: мяч
Ход игры: воспитатель произносит фразу и бросает мяч ребенку. Предложите ребенку вернуть вам мяч и изменить фразу так, чтобы слова в ней звучали ласково.
Шуба теплая — шубка тепленькая
Лиса хитрая — лисичка хитренькая
Заяц белый — зайчик беленький
Сапоги чистые — сапожки чистенькие
Ветка короткая — веточка коротенькая
Шишка длинная — шишечка длинненькая
Ворона черная — вороненок черненький
Снег белый — снежок беленький.
ПОСЧИТАЙ
Цель: упражнять в согласовании существительных с числительными 1-2-5.
Ход игры: воспитатель называет один предмет, дети отвечают, как будет звучать 1-2-5 предметов.
Один мяч, два мяча, пять мячей.
Одна кукла, две куклы, пять кукол.
Одно облако, два облака, пять облаков.
КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ?
Цель: закрепить умение соотносить предмет и его признак. Закрепить согласование прил. с сущ. в роде, числе.
Материал: картинки с изображением дерева, гриба, пня, солнца, девочки, корзинки, картинки – символы качества предметов.
Ход игры: в центре -картинки с изображением предметов, отдельно – символы качеств. Детям предлагается найти предметы, к которым можно задать вопрос «какой?» и ответить на вопрос, подбирая символы качеств. (Пень –какой? Пень низкий, твердый, круглый и т.д.). Аналогична работа с предметами женского и среднего рода.
УЗНАЙ ПО ОПИСАНИЮ
Цель: учить составлять описательные загадки о ягодах, фруктах и т.д.
Ход игры: воспитатель просит детей самостоятельно составить описательную загадку о ягодах или фруктах: «Овальный, твердый, желтый, кислый, кладут в чай» (Лимон).
ГДЕ НАЧАЛО РАССКАЗА?
Цель: учить передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа с помощью серийных картинок.
Ход игры: ребенку предлагается составить рассказ опираясь на картинки. Картинки служат своеобразным планом рассказа, позволяют точно передать сюжет, от начала до конца. По каждой картинке ребёнок составляет одно предложение и вместе они соединяются в связный рассказ.
ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Цель: формировать умение подбирать родственные слова, образованные от слова гриб, в соответствии со смыслом стихотворения.
Материал: текст стихотворения.
Как-то раннею порой вдруг полился дождь…грибной.
И из дома в тот же миг в лес отправился … грибник.
Чтобы принести улов, взял корзину для… грибов.
Долго шёл он в глушь лесную — поляну там искал… грибную.
Вдруг под ёлочкой на кочке видит маленький… грибочек.
И обрадовался вмиг наш удачливый… грибник.
Как ему не веселиться, если здесь в земле… грибница!
Стал заглядывать под ёлки, под берёзы и дубы,
Собирать в свою корзину все съедобные…грибы.
А когда собрал их много, то отправился домой,
И мечтал он всю дорогу, как он сварит суп… грибной.
Много он собрал грибов, и грибочков, и грибков,
А тому, кто долго ищет, попадётся и… грибище!
РАЗДЕЛИ НА ГРУППЫ
Цель: закреплять умение пользоваться притяжательными местоимениями и разделять слова по родовым признакам.
Материал: карточки с картинками грибов; две корзинки.
Ход игры: воспитатель предлагает детям из банка предметных картинок выбрать грибы, про каждый из которых можно сказать «он мой» и положить в одну корзинку. В другую – положить картинки с грибами, про каждый из которых можно сказать «она моя».
БЛИЗКИЕ СЛОВА
Цель: формировать умение подбирать синонимы к словам. Развивать точность выражения мыслей при составлении предложений.
Материал: Фишки.
Осенью дни пасмурные,… серые, унылые…
Осенью часто погода бывает холодной,… ветреной, дождливой…
Осенью настроение грустное,… печальное, тоскливое…
Осенью дожди частые,… холодные, проливные…
Небо покрывают серые тучи,… тёмные, дождевые…
В начале осени бывают ясные дни,… безоблачные, светлые…
Поздней осенью на улице холодно,… пасмурно, ветрено…
ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ?
Цель: формировать умение образовывать притяжательные прилагательные.
Ход игры: воспитатель называет слово и задаёт вопрос (чей? чья? чьё?), ребёнок отвечает.
Шарф (чей?) — мамин,
Шляпка (чья?) — бабушкина,
Поднос (чей?) — дедушкин,
Книга (чья?) – бабушкина,
Тапочек (чей?) – дедушкин.
ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО
Цель: закрепление употребления в речи существительных в родительном падеже множественного числа.
Ход игры: детям читают вслух знакомые стихотворные строчки, не договаривая последнего слова. (Это слово стоит в родительном падеже множественного числа). Дети добавляют недостающее слово и получают за каждый правильный ответ фишку. Выигрывает тот, кто получит больше фишек.
*** ***
Даю вам честное слово: Он сказал: «Ты злодей,
Вчера в половине шестого. Пожираешь людей,
Я видел двух свинок. Так, за это мой меч –
Без шляп и … (ботинок) Твою голову с … (плеч)
*** ***
Постой, не тебе ли Муравей, муравей
На прошлой неделе. Не жалеет … (лаптей)
Я выслал две пары
Отличных … (калош)
*** ***
Робин Бобин Барабек. Где убийца, где злодей?
Скушал сорок … (человек) Не боюсь его … (когтей)
КОГО Я ВИЖУ, ЧТО Я ВИЖУ
Цель: различение в речи форм винительного падежа одушевленных и неодушевленных существительных, развитие кратковременной слуховой памяти.
Ход игры: в эту игру лучше играть на прогулке, чтобы перед глазами было больше объектов для наблюдения. Играть может несколько человек. Перед началом игры договариваются, что будут называть предметы, находящиеся вокруг. Первый играющий произносит: «Я вижу… воробья» и бросает мяч любому игроку. Тот должен продолжить: «Я вижу воробья, голубя» — и бросает мяч следующему.
Если кто-то не может продолжить перечисление объектов, которых можно наблюдать в данной ситуации, он выходит из игры. Начинается следующий тур, составляется новое предложение, и так далее.
ПРЯТКИ
Цель: учить понимать и правильно использовать в речи предлоги с пространственным значением (в, на, около, перед, под).
Ход игры: в гостях у детей Мишка и Мышка. Зверята стали играть в прятки. Мишка водит, а мышка прячется. Дети закрывают глаза. Мышонок спрятался. Дети открывают глаза. Мишка ищет: «Где же мышонок? Он, наверняка, под машинкой. Нет. Где же он, ребята? (В кабине) И т.д.
ОБЪЯСНИТЕ, ПОЧЕМУ…
Цель: научить правильно, строить предложения с причинно-следственной связью, развитие логического мышления.
Ход игры: воспитатель объясняет, что дети должны будут закончить предложения, которые начнет говорить ведущий, используя слово «потому что». Можно подобрать несколько вариантов к одному началу предложения, главное, чтобы они все правильно отражали причину события, изложенного в первой части. За каждое правильно выполненное продолжение игроки получают фишку. Выигрывает тот, кто соберёт больше фишек.
Незаконченные предложения для игры:
Вова заболел… (простыл) Мама взяла зонт… (идёт дождь)
Дети легли спать… (поздно) Очень хочется пить… (жарко)
Лед на реке растаял… (тепло) Деревья сильно закачались… (дует ветер)
Стало очень холодно… (пошёл снег)
ВЫ ХОТИТЕ? — МЫ ХОТИМ
ЦЕЛЬ: Упражнять в образовании форм глагола «хотеть» (хочу-хочет, хотим-хотят).
Организация. Воспитатель обращается к детям:
— Мы умеем делать много разных дел: умеем бегать, прыгать, петь, танцевать, играть. Я хочу поиграть в игру. А вы хотите? (Ответы).
— Как правильно сказать? (Мы хотим). Подумайте, что каждый из вас хочет сделать – погулять, похлопать в ладоши, попрыгать или ещё чего-нибудь. Вы можете спросить своих товарищей, хотят ли они это же сделать или хочу ли это сделать я. Если спросите и ответите правильно, можете исполнит своё желание.
-Я хочу похлопать в ладоши, а ты, Оля, хочешь?
— Хочу.
— Похлопай. Кто тоже хочет похлопать? Как много детей хотят того же. Скажите о своём желании все вместе: «Мы хотим похлопать». Похлопайте. А что хочешь сделать ты, Вова? Кто ещё хочет? Пожалуйста, скажите о своём желании вместе: «Мы хотим…». Повернитесь друг к другу и подумайте, как нужно сказать. Пожалуйста, Тамара и Серёжа нам что-то хотят сказать вместе. (Мы хотим покататься на велосипеде).
— Молодцы. Ещё кто уже подготовил свой совместный ответ, что они хотят сделать?
И так далее.
ДОБАВЬ СЛОВА
ЦЕЛЬ: научить составлять распространенные предложения.
Ход игры: «Сейчас я скажу предложение. Например, «Мама шьёт платье». Как ты думаешь, что можно сказать о платье, какое оно? (шёлковое, летнее, легкое, оранжевое). Если мы добавим эти слова, как изменится фраза?» Мама шьёт шёлковое платье. Мама шьёт летнее платье. Мама шьёт лёгкое платье. Мама шьёт оранжевое платье.
Предложения для игры:
Девочка кормит собаку.
Пилот управляет самолётом.
Мальчик пьёт сок.
СЛОВА –РОДСТВЕННИКИ
Цель: упражнять в подборе однокоренных слов.
Медведь – медведица, медвежонок, медвежий, медведушка …
Волк — волчица, волчонок, волчище, волчий, волчишко…
Лиса –лис, лисичка, лисёнок, лисонька, лисушка….
КТО ГДЕ ЖИВЁТ?
Цель: упражнять в употреблении предложного падежа существительного.
Лиса живёт в норе.
Медведь зимует в… .
Волк живёт в … .
Белка живёт в … .
Ёжик живёт в … .
ОБРАЗУЙ СЛОВА
Цель: расширять и активизировать словарный запас. Упражнять в образовании действительных причастий настоящего времени.
Материал: предметные картинки перелетных птиц, мяч.
Поет Поющая
Щебечет Щебечущая
Улетает Улетающая
Кормит Кормящая
Плывет Плывущая
Кричит Кричащая
Голодает Голодающая
УЛЕТЕЛИ ПИЦЫ
Цель: упражнять в словоизменении: употребление родительного падежа имен существительных в единственном и множественном числе.
Нет (кого?) – нет лебедя, утки … .
Нет (кого?) – нет лебедей, уток … .
ИСПРАВЬ ОШИБКУ
Цель: учить понимать значение притяжательных местоимений.
Ход игры: взрослый заведомо говорит неправильно, а ребенок, если слышит ошибку, исправляет ее.
На столе лежит много карандашов.
Карлсон съел много конфетов.
Произнести несколько предложений правильно, пусть ребенок поразмышляет. В шкафу стоит много книг.
Необходимо следить за речью ребенка, употребление существительных множественного числа в родительном падеже вызывает много трудностей.
Моя сапоги, мой шапка, мое перчатки, мои шарф … .
ИЗМЕНИ СЛОВО
Цель: упражнять в падежном и предложном согласовании.
Изменить слово «окно» в контексте предложения.
В доме большое … . В доме нет … . Я подошел к … . Я мечтаю о большом … . У меня растут цветы под … .
КЕМ ТЫ БУДЕШЬ?
Цель: закрепить употребление глаголов в будущем времени (буду летать, лечить, водить . ..).
Ход игры: в начале занятия воспитатель читает отрывок из произведения В.Маяковского Кем быть.
После этого предлагает детям помечтать, кем они хотят быть, кем работать.
— Я буду летчиком, летать на самолетах.
— Я буду врачом, лечить детей.
— Я буду учить детей, учительницей работать.
Воспитатель следит за правильным построением предложений.
КАКОЕ ЭТО БЛЮДО?ПОСУДА?
Цель: упражнять в образовании относительных прилагательных.
Какой суп из … (фасоли, гороха, рыбы, курицы, свеклы, грибов, овощей)?
Какая каша из … (пшена, геркулеса, манки … )?
Какое варенье из … (яблок, сливы, абрикоса, малины … )?
Какой сок из … (моркови, груши, апельсина … )?
Какая посуда бывает … (стеклянная, металлическая, керамическая, фарфоровая, глиняная, пластмассовая)? Привести примеры. Почему она так называется? (Стеклянная – сделана из стекла.)
СКАЖИ НАОБОРОТ
Цель: учить подбирать антонимы к словам.
Взлет – посадка
Взлетать – приземляться
Приезжать — …
Приплывать — … .
СКАЖИ –ПО ДРУГОМУ
Цель: учить подбирать синонимы к словам.
Ехать — … , мчаться — …, нестись — … , гнать — … , тащиться — … , передвигаться — … .
СОСТАВЬ ФРАЗУ
Цель: закрепить умение образовывать предложения из слов.
Ход игры: предложить детям придумать предложения, используя следующие слова:
забавный щенок полная корзина
спелая ягода веселая песня
колючий куст лесное озеро
СКАЖИ ОДНИМ СЛОВОМ
Цель: упражнять в образовании сложных прилагательных.
Материал: мяч.
У сороки белые бока, поэтому ее называют … (белобокая).
У синицы желтая грудь, поэтому ее называют … (желтогрудая).
У снегиря красная грудь, поэтому его называют … (…).
У дятла красная голова, поэтому его называют … (…).
У вороны черные крылья, поэтому ее называют … (…).
У дятла острый клюв, поэтому его называют … (…).
КОМУ ЧТО НУЖНО
Цель: упражнять в образовании сложных прилагательных.
Материал: мяч.
У сороки белые бока, поэтому ее называют … (белобокая).
У синицы желтая грудь, поэтому ее называют … (желтогрудая).
У снегиря красная грудь, поэтому его называют … (…).
У дятла красная голова, поэтому его называют … (…).
У вороны черные крылья, поэтому ее называют … (…).
У дятла острый клюв, поэтому его называют … (…).
Дидактических игры на развитие грамматического строя речи. | Картотека (подготовительная группа) на тему:
Дидактических игры на развитие грамматического строя речи.
«Доскажи словечко»
Цель: закрепление употребления в речи существительных в родительном падеже множественного числа.
Ход игры: Детям читают вслух знакомые стихотворные строчки, не договаривая последнего слова. (Это слово стоит в родительном падеже множественного числа). Дети добавляют недостающее слово и получают за каждый правильный ответ фишку. Выигрывает тот, кто получит больше фишек.
***
Даю вам честное слово: Он сказал: «Ты злодей,
Вчера в половине шестого. Пожираешь людей,
Я видел двух свинок. Так, за это мой меч –
Без шляп и … (ботинок) Твою голову с … (плеч)
***
Постой, не тебе ли Муравей, муравей
На прошлой неделе. Не жалеет … (лаптей)
Я выслал две пары
Отличных … (калош)
***
Робин Бобин Барабек. Где убийца, где злодей?
Скушал сорок … (человек) Не боюсь его … (когтей)
«Прятки»
Цель: учить понимать и правильно использовать в речи предлоги с пространственным значением (в, на, около, перед, под).
Материал. Грузовик, мишка, мышка.
Ход игры: В гостях у детей Мишка и Мышка. Зверята стали играть в прятки. Мишка водит, а мышка прячется. Дети закрывают глаза. Мышонок спрятался. Дети открывают глаза. Мишка ищет: «Где же мышонок? Он, наверняка, под машинкой. Нет. Где же он, ребята? (В кабине) И т.д.
«Распутай слова»
Цель: учить составлять предложения, используя данные слова.
Ход игры: Слова в предложении перепутались. Попробуйте расставить их на свои места. Что получится?
Предложения для игры:
1. Дымок, идёт, трубы, из.
2. Любит, медвежонок, мёд.
3. Стоят, вазе, цветы, в.
«Мой, моя, моё, мои»
Цель: закрепить согласования притяжательных местоимений с существительными.
Ход игры. Взрослый просит назвать предметы, про которые можно сказать: «это мой» (мой карандаш, мой мяч, мой мишка, мой дом, мой котенок и т. д.). «Это моя» (моя кукла, моя груша, моя сумка, моя машинка и т. д.). «Это мое» (мое платье, мое дерево, мое пальто, мое кашне и т. д.).
«Правильно или нет?»
Цель: учить находить грамматические ошибки.
Ход игры: «Как вы думаете, можно ли так сказать?»
1. Мама ставит вазу с цветами в стол.
2. Когда хотят что-то купить теряют деньги.
3. Под домиком на опушке живут бабушка и дедушка.
4. В полу лежит красивый ковер.
«Почему предложения неточные? – воспитатель дополнительно спрашивает у детей.
«Найди ошибку»
Цель: учить находить смысловую ошибку в предложении.
Ход игры: «Послушайте предложения и скажите, все ли в них верно. Как нужно исправить предложение?»
1. Зимой в саду расцвели яблоки.
2. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня.
3. В ответ я киваю ему рукой.
4. Самолёт сюда, чтобы помочь людям.
5. Скоро удалось мне на машине.
6. Мальчик стеклом разбил мяч.
7. После грибов будут дожди.
8. Весной луга затопили реку.
9. Снег засыпало пышным лесом
«Один и много»
Цель: учить изменять слова по числам.
Ход игры : «Сейчас мы будем играть в такую игру: я назову словом один предмет, а вы назовете слово так, чтобы получилось много предметов. Например, я скажу «карандаш», а вы должны сказать «карандаши».
Слова для игры:
Книга ручка лампа стол окно
город стул ухо брат флаг
ребенок человек стекло трактор озеро
имя весна друг семя арбуз
«А теперь попробуем наоборот. Я буду говорить слово, обозначающее много предметов, а вы – один».
Слова для игры:
когти облака волны листья
цветы пилы молодцы стебли
Зайчик заблудился
(по сказке «Заюшкина избушка»).
Цель: учить повышать и понижать силу голоса.
Ход игры: зайчик расстроился и потерялся в зимнем лесу, помогите ему. « Зайчик услышит наше «ау» — быстро найдется в холодном лесу»
«Домики для друзей — животных»
(по сказке «Теремок»)
Цель: развивать сенсомоторную координацию, конструктивный праксис, согласование слов во фразе.
Ход игры : нужно построить новые яркие домики для всех, кто жил в теремке.
Каждый ребёнок «строит» свой домик из различных разноцветных геометрических фигур разных по цвету и величине.
« Угости медведей»
(по сюжету сказки «Три медведя»).
Цель: развивать сенсорные представления, с опорой на зрительные и тактильные ощущения, закреплять умение согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе.
Ход игры. принести угощения трём медведям, чтобы помирить их с Машей.
Дети выбирают одинаковые угощения для медведей, ориентируясь на цвет, форму, материал из которого изготовлены бумажные конфеты, печенья, пирожные.
«Лиса и петух».
Цель: Развивать речевое дыхание.
Ход игры : «Лиса с петушком вошла в темный лес. Как громко кричит петушок? (дети демонстрируют), а теперь лиса зашла за высокие горы, как сейчас звучит голос петушка?». Лиса идет через горы и поет песенку: «СА-СА-СА-СА»: дети поют, меняя высоту голоса: поднимаясь в гору, повышают тон голоса, спускаясь – понижают тон.
«Произнеси фразы»
(по сказке: «Репка»).
Цель: работать над длительностью речевого выдоха, развитие фразовой речи.
Ход игры: посадим репку, скажем слова: «пусть будет репка большая, крепкая», «пусть репка будет вкусная, сладкая».
Также используются игры и упражнения по развитию силы и длительности ротового выдоха, дифференциацию носового и ротового дыхания. Игра: «Катится колобок по дорожке», упр.: «Пыхтит мишка».
«Угадай, какая сказка?»
(по первому слогу)
Цель: развитие слухового внимания.
Ход игры: «Расколдуй сказку»: «Жарозко»- «Морозко», «Оле-Огурцое»- «Оле-Лукое», «Красная Тапочка»-«Красная Шапочка», «Серебряный замочек» — «Золотой ключик», «Кепка»- «Репка», «Коробок»-«Колобок». «Михаил Иванович сердится» (топни, если услышишь ошибки), «Угадай, кто идет», «Узнай нас».
« Кого встретил в лесу колобок».
Цель: тренировать употребление родительного падежа существительных, формировать простую фразу.
Ход игры: колобок катится по лесу, за деревья прячутся разные звери, поможем их узнать (хвост зайца, уши медведя, пасть волка, лапы лисы).
«Всё наоборот»
(по сказке «Баба Яга»)
Цель: образование антонимов.
Ход игры: ( (У дочки была добрая матушка, а мачеха — наоборот- …(злая). Девочка была не глупа, а наоборот-…(умна), и т.д.).
«Хорошо – плохо».
Цель: умение высказывать свое мнение, хорошее или плохое о предмете, образе, явлении, поступке. Учатся логически строить свои высказывания, правильно задавать вопросы, отстаивать свою точку зрения.
Ход игры: Мишка раздавил теремок – это плохо, потому что… Золушка была трудолюбивая – это хорошо, потому что…
«Сказки перепутались»
Цель: развитие памяти, внимания и воображения.
Ход игры: предлагается взять имена героев из разных сказок и сделать их героями одной сказки. Для составления коллажа из сказок используются картинки с изображением героев сказок. Придуманные сказки дети часто инсценируют в группе с помощью настольного театра. Декорации при этом сводятся к минимуму. Кукол можно водить молча, под рассказ ведущего, а можно разыгрывать диалоги.
“Жадный медвежонок”
Цель: закреплять умение согласовывать существительные с местоимениями в роде и числе.
Ход игры:
Жил в лесу жадный медвежонок. Самыми любимыми его словами были слова “Мой!”, “Моя!”, “Мое!”
Шел он однажды по лесу, навстречу ему ежик бежит, на спине гриб несет. “Мой!” – заревел медвежонок и отнял у ежа гриб. Тот заплакал и свернулся клубочком. Медвежонок поддал его лапой и больно укололся. “Бедная моя лапа!” -зарычал он.
Прихрамывая, побрел медвежонок дальше. Видит: белочка скачет, полную корзинку земляники несет. “Моя!” – закричал медвежонок и отобрал у белочки корзину.
Дальше идет медвежонок, а из кустов выпрыгнул зайчишка. В лапках яблоко держит. “Мое!” – свирепо проговорил медвежонок и выхватил у зайчишки яблоко. Тот, струсив, снова в кусты шмыгнул.
С тех пор никто не дружил с медвежонком, все обходили его стороной, а он все ходил по лесу и кричал: “Мой! Моя! Мое!”
После рассказа и показа этой сказки логопед спрашивает у детей: “Как вы думаете, о чем медвежонок мог кричать “Мой!”, “Моя!”, “Мое!”?
Дети подбирают предметы или картинки, которые подходят для каждого из этих местоимений, называют их.
«Почемучкины вопросы»
Цель: закреплять умение составлять сложноподчиненные предложения.
Ход игры: Детям предлагается ответить на вопросы:
Почему птицы улетают на юг? Почему медведь зимой спит?
Почему дома нельзя играть с мячом? Почему ночью темно?
Почему наступает зима? Почему заяц зимой белый?
Почему из трубы идет дым? Почему в доме делают окна?
Почему летом жарко? Почему зимой нельзя купаться в реке?
Почему листья на деревьях Почему девочка гуляет под зонтом?
появляются весной?
«Незнайка пришел в магазин»
Цель: закрепить умение согласовывать прилагательное и существительное, развитие диалогической речи.
Ход игры:
Незнайка: Я забыл, как называется то, что я хотел купить.
Продавец: Ты хотел купить овощ или фрукт?
Незнайка: Я хотел купить фрукт.
Продавец: Какой он по цвету? Незнайка: Он желтый. Продавец: А какой он по форме?
Незнайка: Этот фрукт овальный.
Продавец: А какой он по вкусу?
Незнайка: Этот фрукт кислый.
Продавец: Наверное, ты хотел купить лимон.
Незнайка: Правильно, я хотел купить лимон. Это фрукт, он желтый, овальный и кислый.
«Веселая полянка»
Цель: активизировать словарь по лексической теме «Насекомые», закреплять навыки употребления в речи предлогов.
Ход игры:
— Ребята, посмотрите внимательно на полянку и составьте предложение с предлогом. Логопед манипулирует насекомыми (которые прикреплены липучкой), тем самым моделирует различные ситуации: бабочка села на колокольчик, божья коровка заползла в цветок и т.д.
«Чьи хвосты?»
Цель: закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные.
Ход игры:
Логопед рассказывает сказку «Хвосты».
Однажды проснулись животные в лесу и не нашли у себя хвостов. Они решили, что ночью ветер оторвал хвосты и разнес их по лесу. Вот и пошли звери по лесу искать свои хвосты. (Давайте мы поможем им.) Но хвосты спрятались в лесу и чтобы найти их, надо уметь их правильно называть и отвечать на вопрос: «Чей это хвост?» Например, хвост зайца надо назвать «заячий хвост».
Вот на дереве, на сосне, висит серенький, пушистенький хвост белки. Чей это хвост? (Беличий.) Белка нашла свой хвост. А под дубом лежит коричневый хвост медведя. Чей это хвост? (Медвежий.) Дадим медведю его хвост. В чаще леса нашелся хвост волка. Чей это хвост? (Волчий.) А вот во мху виднеется рыжий, пушистый хвост лисы. Чей это хвост? (Лисий.) А на пенечке — тоненький, маленький хвостик мышки. Чей это хвостик? (Мышиный.)
Все животные нашли свои хвосты и были очень рады.
Теперь вспомните, как называются хвосты у домашних животных.
Хвост собаки — собачий. Хвост кошки — кошачий.
Хвост коровы — коровий. Хвост лошади — лошадиный.
Хвост быка — бычий. Хвост козы — козий.
Хвост барана — бараний. Хвост овцы — овечий.
«Бросай-ка»
Цель: продолжать закрепление правильного употребления различных предлогов.
Ход игры: Логопед предлагает детям бросить кубик, на гранях которого изображены схемы предлогов, и придумать предложение (или выбрать подходящую картинку) с «маленьким словом», схема которого оказалась на верхней грани игрового кубика.
«Огород»
Цель: закреплять формы винительного падежа.
Ход игры: Логопед предлагает детям «посадить» овощи, затем спрашивает каждого ребенка, что он делает: «Лена, что ты сажаешь?» (Я сажаю огурцы.) «Ира, что ты посадила?» (Я посадила редис.) «Вова, что ты посадишь?» (Я посажу капусту) и т. д.
«Назвать животных парами»
Цель: закреплять умение образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Ход игры:
Детям предлагается загадка:
Хвост пушистою дугой.
Вам знаком зверек такой?
Острозубый, темноглазый,
По деревьям может лазать,
Строит он свой дом в дупле,
Чтоб зимою жить в тепле.
Кто это? (Белка)
А как называют детеныша белки? (Бельчонок)
На доске картинки с изображением животных и их детенышей (белка — бельчонок, заяц — зайчонок, волк — волчонок, медведь — медвежонок).
Логопед показывает картинку дети называют пару слов: взрослого животного и детеныша.
У каких животных названия детенышей отличаются от названий взрослых животных? (Корова — теленок, лошадь — жеребенок, овца — ягненок, собака — щенок, свинья — поросенок).
«Весёлый счёт »
Цель: закреплять формы существительных родительного падежа единственного и множественного числа.
Ход игры:
Детям раздают карточки лото с изображением двух и пяти предметов. Например, два помидора, пять вишен, два огурца, пять яблок и т. д. Логопед называет предмет. Дети находят на карточке изображение предмета и определяют количество, называют словосочетание числительного с существительным и закрывают картинку фишкой.
Выигрывает тот, кто правильно называл количество предметов и раньше других закрыл все карточки лото.
«Перевертыши»
Цель: закреплять умение дифференцировать предлоги, обозначающие направление движения: в — из, на — с, к — от.
Ход игры:
Логопед называет предложение и предлагает детям сказать наоборот.
Мальчик положил мяч в ящик. …
Девочка налила воду в графин. …
Мама положила яблоки на стол. …
Брат поставил лампу на тумбочку. …
Машина подъехала к дому. …
Дедушка подошел к забору. …
23 Грамматические упражнения для логопеда
Подборка грамматических упражнений для логопеда, которую можно загрузить и использовать прямо сейчас!
Грамматика является одной из многих областей, к которым обращаются SLP в логопедии. Это имеет решающее значение для общения и успехов в учебе — речь, понимание, чтение, письмо и многое другое.
Знаете ли вы, что учащиеся со специфическими языковыми нарушениями и нарушением развития речи имеют стойкие грамматические дефекты? И что плохая синтаксическая структура является одной из основных причин трудностей с пониманием?
Когда дело доходит до языкового развития и понимания, одной из главных причин трудностей понимания является плохая синтаксическая структура.
(Scott & Balthazar, 2010)
Грамматика — важная область для работы, которая влияет на другие навыки, и она охватывает МНОЖЕСТВО навыков. Наша цель — помочь нашим учащимся лучше понять морфологию и синтаксис, чтобы помочь им в осмысленном общении, будь то разговор, повествование или навыки письма.
Ознакомьтесь с платными и бесплатными ресурсами по грамматике ниже…
РазвитиеРаздаточные материалы по развитию грамматики . Этот ресурс описывает общую картину освоения грамматики в раннем детстве. В нем рассматриваются различные аспекты синтаксических структур, почему они имеют решающее значение для общения и что делает их особенно трудными. В нем подробно рассматриваются синтаксис, морфология, средняя длина высказывания, а также распространенные морфологические и синтаксические ошибки.
БЕСПЛАТНЫЙ контрольный список языков — это одностраничный инструмент для проверки языка. Он включает в себя разделы синтаксиса, морфологии, нарративов и прагматики.
БЕСПЛАТНЫЕ раздаточные материалы по логопедии . Загрузите эти раздаточные материалы, которые содержат этапы развития и дополнительную информацию по языку, а также другим областям патологии речи и языка.
Глаголы прошедшего времениГлаголы прошедшего времени Комплексный блок – Этот блок фокусируется на высокочастотных и ранее развивающихся правильных и неправильных глаголах прошедшего времени. Он включает в себя более 100 глаголов прошедшего времени с реальными фотографиями. Все глаголы разделены по образцу глагола, чтобы учить логично и упорядоченно.
Правильные глаголы прошедшего времени – Отправляйтесь в пиратское приключение, изучая правильные глаголы прошедшего времени! Есть 3 типа окончаний правильных глаголов прошедшего времени. Глаголы разбиты на звуковые окончания /d, t, id/ для облегчения обучения и понимания правильных глаголов прошедшего времени. Этот ресурс включает в себя различные виды деятельности для достижения различных потребностей в обучении и обобщения.
Неправильные глаголы прошедшего времени – Неправильные глаголы прошедшего времени Карточки с заданиями и рабочие листы. Это отличное упражнение для тренировки неправильных глаголов прошедшего времени для любого уровня учащегося. Пакет включает более 100 различных неправильных глаголов.
Бум-карты Неправильные глаголы в прошедшем времени – Изучайте неправильные глаголы в прошедшем времени систематическим и логичным способом – по окончанию глагола! Это отличное упражнение для тренировки неправильных глаголов прошедшего времени для любого уровня учащегося. Используйте как для телетерапии, так и для личной терапии!
Глаголы прошедшего времени . Эти гадалки или «ловцы гадалок» — интересный способ научить и попрактиковать глаголы прошедшего времени повторяющимся и последовательным образом. Всего 48 глаголов.
БЕСПЛАТНЫЕ Глаголы Прошедшего Времени Предложения – Карточки формулировок правильных и неправильных глаголов прошедшего времени с реальными картинками! Используйте настоящие карточки с картинками, чтобы работать с глаголами прошедшего времени, существительными и местоимениями, формулировать предложения, синтаксис и вопросы WH.
Формулировка предложения/Средняя длина высказыванияФормулирование вопросов WH Не распечатывать – Научите формулировать и задавать вопросы повторяющимся и последовательным образом! 140 вопросов включены. Отлично подходит для речевой телетерапии и дистанционного обучения!
Местоимения и глаголы в построении предложений – Местоимения, глаголы и формулирование предложений и рабочие листы! Этот продукт предназначен для изучения и построения предложений с местоимениями и глаголами! Обучайте таким простым понятиям, как мальчик/девочка, местоимениям третьего лица и притяжательным местоимениям. Нацельтесь на глаголы в настоящем или в прогрессивном (-ing), а также на создание предложений от простых до сложных и расширение MLU.
БЕСПЛАТНЫЕ Boom Cards Sentence Scramble – Расшифруй предложения из 3-6 слов! Работайте над синтаксисом, грамматикой и последовательностью, перетаскивая слова в правильном порядке.
PrepositionsPreposition Play Tough Mats — интерактивное занятие без подготовки, позволяющее практиковать предлоги, расширять словарный запас и следовать указаниям! Используйте тесто для лепки, фишки для бинго, мини-объекты или другие манипулятивные средства.
Boom Cards Prepositions – БЕЗ ПЕЧАТИ, интерактивное задание для отработки предлогов, пополнения словарного запаса и следования инструкциям. Включает 16 предлогов и 100 направлений!
Комплект пространственных концепций — Идеально подходит для введения пространственных концепций в последовательные занятия, которые привлекают детей или отправляют домой на домашнее задание по логопедии. Эти страницы оставлены открытыми для гибкости в отношении того, на что вы хотите ориентироваться, и насколько сложным вы хотите это сделать.
Множественное числоМножественное число существительных Комплексная единица – Всеобъемлющий ресурс для введения, обучения и обобщения правильного и неправильного множественного числа. Учите множественное число понятным способом. Этот ресурс посвящен правильным множественным числам и обычным неправильным множественным числам. Это всеобъемлющий пакет с более чем 100 множественными изображениями с реальными фотографиями. Все формы множественного числа разделены по образцу, чтобы учить логично и упорядоченно.
Карточки с правильным и неправильным множественным числом – Карточки с существительными в единственном и множественном числе для правильного и неправильного множественного числа. Включает игру в бинго с обобщением. Используйте в качестве карточек, выбросьте в сенсорную корзину или соедините с игрой!
МестоименияНабор местоимений – Местоимения, глаголы и формулирование предложений и рабочие листы! Этот продукт предназначен для изучения и построения предложений с местоимениями и глаголами! Обучайте таким простым понятиям, как мальчик/девочка, местоимениям третьего лица и притяжательным местоимениям. Нацельтесь на глаголы в настоящем или в прогрессивном (-ing), а также на создание предложений от простых до сложных и расширение MLU.
Бесплатные зимние существительные и местоимения . Этот бесплатный ресурс без печати доступен только в защищенной паролем бесплатной библиотеке моего веб-сайта. Вы найдете его в разделе бесплатных ресурсов по логопедии!
ПоследовательностьПоследовательность из 3-6 шагов – Этот ресурс включает последовательности из 3-6 шагов ADL (повседневная деятельность). В упражнении есть разделы для упорядочивания картинок и упорядочивания историй. Вы также можете использовать это для грамматики, расширения предложений, беглости студентов или пересказа простых историй. Отлично подходит как для телетерапии, так и для личной терапии!
Игры с барьерами . Возможно, у вас уже есть несколько игр с барьерами, которые вы можете использовать! В этих барьерных играх есть готовые последовательные направления + пространственные направления для непосредственной отработки этих навыков.
Бесплатная игра с барьером — бесплатная игра с барьером, которая включает в себя заранее подготовленные последовательные и пространственные направления для ваших учеников.
МорфологияLanguage Scenes Growing Bundle : языковые упражнения, направленные на многие морфологические навыки – глаголы в настоящем и прошедшем времени, притяжательные существительные и местоимения, местоимения третьего лица и предлоги.
Свободная языковая сцена : Мини-языковая сцена для вечеринки по случаю дня рождения.
Wh на других занятиях по грамматике, которые вы хотели бы видеть добавленными?
Развитие речи у детей 3–4 лет
Развитие словарного запаса и речи у детей 3–4 лет
Ваш ребенок узнает много новых слов, слушая вас и других взрослых и угадывая контекст. Они также учатся на новом опыте и слушая истории, прочитанные вслух. Ваш ребенок по-прежнему понимает гораздо больше слов, чем может произнести.
Ваш ребенок выучит и будет использовать:
- больше связующих слов, таких как «потому что», «и» или «если»
- больше чисел
- названия групп предметов, таких как «овощи» или «животные»
- семейные термины как «тетя» или «брат».
Ваш ребенок может называть основные эмоции, такие как «счастливый», «грустный» и «сердитый».
Предложения и грамматика в языковом развитии
Ваш ребенок узнает больше о том, как складывать слова в предложения.
Это означает, что ваш ребенок может начать использовать более сложные предложения, которые включают такие слова, как «потому что», «так», «если» и «когда» — например, «мне это не нравится, потому что это противно». .
Кроме того, ваш ребенок покажет, что он понимает основные правила языка. Например, ваш ребенок начнет использовать притяжательные формы, такие как «папина шляпа». Вы также услышите прошедшее и настоящее время, например, «разговор» и «разговор».
И часто ваш ребенок будет применять эти правила строго ко всем примерам, не понимая, что иногда английский язык нарушает собственные правила. Например, «Он убежал» вместо «Он убежал».
К этому возрасту ваш ребенок может правильно использовать слова «я», «ты» и «мне». Но они могут запутать использование отрицаний. Например, если вы спросите: «Ты не хочешь пойти в парк?», ребенок может ответить: «Я не хочу идти».
Разговор
В этом возрасте ваш ребенок может рассказывать истории на определенную тему и часто иметь начало и конец. Но им может потребоваться много подсказок, чтобы история развивалась, поэтому вам, возможно, придется спросить: «А что потом произошло?»
Ваш ребенок может рассуждать, предсказывать вещи и проявлять сочувствие. Они также будут использовать много вопросов «что», «почему», «где», «кто» и «как», чтобы узнать больше об их мире.
Когда вашему ребенку исполнится четыре года, он начнет рассказывать вам о том, что думает. Они могут начинать разговор с таких вопросов, как «Угадай, что?» Они будут говорить на самые разные темы, и их вопросы могут быть более абстрактными и сложными . Например: «Если дождь продолжится, нам придется построить лодку, чтобы добраться до бабушки?»
К четырем годам большинство взрослых поймут вашего ребенка , хотя ваш ребенок может неправильно произносить некоторые слова. У них все еще могут быть проблемы с произношением слов, содержащих звуки «л», «т» или «р».
Понимание и развитие речи
Если ваш ребенок не понимает, что вы говорите, он может попросить вас объяснить или спросить, что означают конкретные слова.
Ваш ребенок поймет инструкции, состоящие более чем из двух шагов , если они о знакомых вещах — например, «Когда я открою ворота, возьми меня за руку, тогда мы спустимся на угол».
Кроме того, ваш ребенок в большинстве случаев будет понимать вопросы, особенно если они касаются того, что происходит прямо сейчас или что они могут видеть. И они поймут немного сложные объяснения , если сами увидят результаты. Например, они поймут такое объяснение, как «Когда солнце светит на вещи, они нагреваются». Вода в собачьей миске была на солнце. Почувствуй, как тепло».
К четырем годам ваш ребенок может понимать и использовать слова для выражения таких эмоций, как «счастливый», «грустный», «злой» или «удивленный».
Ваш ребенок также может знать один или несколько цветов и сравнивать две вещи, например: «Эта морковь длиннее той».
Игра, общение и развитие речи
К настоящему моменту ваш ребенок уже может вести простые переговоры с другими детьми. Например, они смогут поговорить о том, кто первым может играть с игрушкой.
Примерно в четыре года ваш ребенок может даже объяснить, почему ему нужен предмет от другого ребенка, например: «Можно мне зеленый карандаш? Я хочу раскрасить траву».
В этом возрасте ваш ребенок начнет использовать язык в ролевых играх .