ДОБРО И ЗЛО > Статьи и отрывки Ю. Новиков Инь и Ян Из
книги «Добро и зло в нашей жизни. Вопросы
и ответы» Когда речь заходит о проблеме добра и зла, нередко вспоминают такие понятия древнекитайской философии как ИНЬ и ЯН. Причем вспоминают о них обычно только для того, чтобы обосновать необходимость существования зла, равноправие добра и зла, взаимодополнение добра и зла. Такой внешне эффектный прием позволяет некоторым авторам строить целые философские системы, которые дают возможность подвести теоретическую базу под любые преступления, грехи и пороки. И многие верят им, ведь в основе рассуждений лежат не скороспелые современные учения, а мудрость, проверенная временем. Так в чем же тут дело? Действительно ли учение об Инь и Ян оправдывает зло, ставит его на один уровень с добром? Давайте попробуем разобраться. Как определяются понятия Инь и Ян? В литературе обычно для каждого из этих понятий приводится длинный перечень определений, которые на взгляд человека с европейским складом ума довольно слабо связаны между собой. Например, к определению Ян относятся: горячий, сухой, огонь, активный, экстравертный, мужское начало, день и т.д. А к определению Инь относятся: холодный, влажный, вода, пассивный, интравертный, женское начало, ночь и т.д. И вот к этим цепочкам определений некоторые авторы через запятую смело добавляют добро и зло, причем добро причисляется к Ян, а зло — к Инь. Получается, что добро и зло — это столь же неотъемлемые и взаимодополняющие части мира, как мужчина и женщина, как огонь и вода, день и ночь. Однако в данном случае мы имеем дело всего лишь с подменой понятий. Противостояние добра и зла имеет совершенно другую природу, чем противостояние Инь и Ян, при этом добро никак не может быть отождествлено с Ян (как и с Инь), а зло — с Инь (как и с Ян). Ян — это прежде всего активное, отдающее, преобразующее, мужское начало мира. Инь — это пассивное, воспринимающее, сохраняющее, женское начало мира. Простейшие примеры. Солнце — это Ян-светило, так как оно светит своим светом, дает тепло, а Луна — это Инь-светило, так как она светит отраженным светом и не дает тепла. Мужчина — это олицетворение Ян, так как он добытчик и строитель дома, дающий начало новой жизни. Женщина — олицетворение Инь, так как она хранительница дома, вынашивающая и охраняющая ребенка. Ян и Инь совершенно естественно дополняют друг друга, хотя в каком-то смысле и противостоят друг другу. Важно тут то, что без Ян невозможно существование Инь, а без Инь невозможно существование Ян. Только их взаимодействие дает полноценную, разностороннюю и самовоспроизводимую жизнь. В жизни всегда чередуются или же существуют одновременно преобразование и сохранение, творчество и использование плодов этого творчества, бодрствование и сон, руководство и подчинение, и все это нормально, без этого нельзя. Противостояние добра и зла имеет совершенно иной характер. Добро — это гармония мира, развивающегося по воле Творца. Зло — это разрушение гармонии мира. Простейший пример: здоровый человек — это добро, а поразившая его болезнь (телесная или душевная) — это зло. Добро и зло вовсе не дополняют друг друга, между ними идет борьба не на жизнь, а на смерть. Добро без зла может существовать, причем даже еще лучше, чем вместе со злом, а зло без добра существовать не может. Зло может жить и действовать, только паразитируя на добре, разрушая его. Никакой гармонии между добром и злом не может быть в принципе. Никакого совместного действия добра и зла также быть не может. Добро — это жизнь, а зло — это антижизнь, смерть. С точки зрения противостояния добра и зла, добром является гармония, равновесие между Ян и Инь, а злом — диспропорция, дисгармония между ними. Например, слишком много Инь, женских качеств в мужчине — это зло, и точно так же слишком много Ян, мужских качеств в женщине — также зло. Чрезмерная активность человека — это не меньшее зло, чем его чрезмерная пассивность. Все хорошо в меру, все должно быть соразмерно, именно так было задумано Творцом. И наиболее наглядно заметна принципиальная разница между Инь—Ян и добром и злом в той же древнекитайской и тибетской медицине. Согласно этим медицинским учениям, нарушения в работе любого органа, любой системы человеческого организма могут носить характер как Инь, так и Ян. Если функция органа подавлена, угнетена, недостаточна, то это Инь-болезнь органа. Если же орган перевозбужден, гиперактивен, слишком сильно выполняет свою функцию, то это Ян-болезнь органа. И то и другое плохо, и то и другое надо лечить, причем часто разнонаправленными методами. Излишне пассивные органы надо возбуждать, стимулировать, а излишне активные — успокаивать, тормозить. Острые болезни — это преимущественно Ян-болезни, активно разрушающие организм. Хронические болезни — это преимущественно Инь-болезни, мешающие организму восстановить свое нормальное функционирование. И то и другое опять же плохо, и то и другое — зло.Заметим, что как добро, так и зло могут действовать как Инь-методами, так и Ян-методами. Например, силы добра стараются восстановить утраченную гармонию мира (активность, преображение, Ян), а силы зла стараются защитить сделанные ими ранее разрушения (пассивность, сохранение, Инь). Или же силы зла пытаются разрушить какую-то часть мира (активность, преображение, Ян), а силы добра стараются защитить эту часть мира от разрушения (пассивность, сохранение, Инь). То есть вывод из всего сказанного очень прост: не надо смешивать, отождествлять понятия совершенно разной природы. Не надо свое стремление оправдать зло прикрывать неправильно понятыми древними учениями. Расширенный
вариант статьи —
на видео: ДОБРО И ЗЛО > Статьи и отрывки |
«Свет – левая рука тьмы…», или Что означает символ «Инь-Ян»? | Культура
Однако на Западе изящество и экзотическое очарование этого кружка, разделенного волнообразной линией на черно-белые стороны (с вкраплением на каждой стороне маленьких точек противоположного цвета) приобрело такую популярность, что символ был растиражирован не хуже, чем знаменитая улыбка Моны Лизы. «Инь-Ян» лепят на майки, его можно заметить среди обильной бижутерии чернокожих рэпперов, без него не обходится практически ни одна книга о восточных единоборствах. В результате смысл знака упрощается, искажается, а чаще всего — полностью нивелируется.
Поэтому нам придется вернуться к исходной точке — в Древний Китай времен создания знаменитого трактата «И-цзин» («Книга Перемен»). Именно в этом «пособии по гаданию» понятиям «Инь» и «Ян» был впервые придан серьезный космогонический смысл, как двум противоположным началам мироздания. Те, кто еще получал советское образование, наверное помнят один из трех основных законов диалектического материализма — закон единства и борьбы противоположностей. Интуиция китайских мудрецов, по сути, открыла этот закон еще в XII веке до н.э.
Считается, что сперва слова «Инь» и «Ян» означали просто «теневой» и «освещенный» склоны горы. Если это так, то трансформация этих понятий была весьма логична — ведь по-разному освещенная гора не перестает быть единой цельной горой, к тому же освещение — процесс не статичный и способен к изменению. Китайские философы фактически с самого начала дали понять, что все противоположности не только части единого целого, не только части взаимосвязанные, но и части взаимодействующие, взаимопереходящие. Чаще всего их трактовали как разные проявления сути мира — энергии «ци», по сути, и определяющие его развитие.
Подтверждений этому вокруг было предостаточно: зима сменялась летом, семена возвращались в почву, племена и государства распадались и собирались. В «И-цзин» и была сделана попытка установить причины и ход этого мирового циклического движения. Для этого «Ян» обозначали сплошной, «Инь» — прерывистой линией. Затем они собирались во всевозможные тройные сочетания — триграммы.
Первые восемь триграмм открыл легендарный император Фу-си (правил 2852−2737 гг. до н.э.). Считается, что на эту мысль его натолкнули трещины на панцире черепахи. За каждой из триграмм было закреплено определенное значение.
Сын Фу-си — Цзи-Чану, пытаясь охватить все разнообразие мирового процесса, сдвоил триграммы отца. В результате получилось 64 гексаграммы, гадая на которых, старались определить тенденции «нынешнего момента» и действовать исходя из этого знания.
Постепенно значения двух противоположностей расширялись и вскоре охватили почти все основополагающие понятия. На схеме приведены некоторые из них.
Несмотря на то что оба противоположных начала практически изначально мыслились как равные, китайские школы нередко отдавали предпочтение одному из них в ущерб другому. Так, конфуцианцы, помешанные на иерархии всего сущего, особо привечали «Ян», считая светлое небесное активное начало «благородным», на которое стоит равняться (в отличие от презренного «Инь», хотя… куда уж без него?).
Даосы, как бы в пику нелюбимым ими конфуцианцам, напротив, более привечали стихию «Инь» — пассивную, пустую, мягкую, водную.
Лао-цзы «Дао дэ цзин», гл. 76, 78:
«Человек при своем рождении нежен и слаб, а при наступлении смерти тверд и крепок. Все существа и растения при рождении нежные и слабые, а при гибели сухие и гнилые. Твердое и крепкое — это то, что погибает, а нежное и слабое — это то, что начинает жить. Поэтому могущественное войско не побеждает и крепкое дерево гибнет. Сильное и могущественное не имеют того преимущества, какое имеют нежное и слабое.
…Вода — это самое мягкое и самое слабое существо в мире, но в преодолении твердого и крепкого она непобедима, и на свете нет ей равного.
Слабые побеждают сильных, мягкое преодолевает твердое. Это знают все, но люди не могут это осуществлять».
Основанные дзэн-буддистами (оригинальное сочетание буддизма и даосизма) боевые искусства были самым ярким подтверждением того, как можно грамотно и гармонично использовать стихию «Инь». Вспомним хотя бы айкидо, принцип которого — «Победа над агрессором — дело рук… самого агрессора».
Основатель даосизма Лао-цзы считал, что гармония между первоначалами не постоянна, равновесие периодически нарушается и восстанавливается. А философ Ван Чун считал, что именно во время нарушения гармонии «Инь-Ян» в природе появляются всяческие противоестественные создания — призраки, драконы, ядовитые растения и животные.
«Чжуан-цзы», гл. 11:
«Когда силы Инь и Ян не находятся в равновесии, нарушается круговращение времен, холод и тепло пребывают в разладе, и здоровье человека терпит ущерб. Тогда люди перестают к месту радоваться и к месту печалиться, лишаются постоянства в жизни, много умствуют, но не могут достичь удовлетворения и бросают дела на полпути».
Более-менее стройную философскую концепцию символ «Инь-Ян» получил у Чжоу Дуньи (1017−1073). Философ попытался синтезировать все многообразие китайских мировоззрений: конфуцианство, даосизм и дзэн-буддизм.
В первую очередь он связал «Инь-Ян» с пятью первоэлементами. По его космогонической схеме сперва был Великий Предел — источник всего-всего-всего (изображался в виде пустого круга), затем Предел начинал двигаться, являя собой стихию «Ян», а, истощаясь, переходил в «Инь», которая, накапливаясь, порождала «Ян» и т. д. Даосы поясняли этот принцип примерами: мол, вода (Инь), сжимаясь, становится твердой (Ян), а твердое при чрезмерном напряжении ломается (вновь Инь).
Взаимодействие же «Инь-Ян» порождает пять элементов: воду и металл (Инь), огонь и дерево (Ян) и промежуточный элемент — землю. А уж «Инь-Ян» вместе с элементами порождает остальную «тьму вещей».
Мудрому человеку, чтобы пребывать в гармонии с миром, требуется лишь разумно и вовремя использовать особенности каждого из первоначал.
«Чжуан-цзы», гл. 15:
«Посему говорится: «В жизни мудрец идет вместе с Небом, в смерти он превращается вместе с вещами, в покое он причастен к силе Инь, в деянии причастен к силе Ян».
Как человек западной цивилизации, я не могу претендовать на доскональное понимание восточной мудрости. «Восток — дело тонкое» и западному человеку трудно оценить всю гениальность хайку (трехстишия) Басе о прыгнувшей в пруд лягушке или в полной мере осознать, как может существовать религия без Бога (даосизм и буддизм).
Однако в отношении к концепции «Инь-Ян» хотелось бы предостеречь от одной пагубной тенденции, особенно часто проявляющейся в художественной псевдоглубокомысленной беллетристике. Если бы речь шла о простой глупости, возможно, это бы и не стоило внимания, но дело в том, что символика «Инь-Ян» нередко приобретает крайне неприятные черты.
Каждый, знакомый с литературой «фэнтези», наверное, частенько наталкивался на следующие «мудрые» выводы (якобы подкрепляемые авторитетом древнекитайского символа): «Без добра нет зла», «Нет ни зла, ни добра», «Добро и зло — одно и тоже», «Зло — есть добро, добро — есть зло», в общем, как сказал герой В. Пелевина — «Сила ночи, сила дня — одинакова… фигня».
При этом как-то забывается, что идея «Инь-Янского» равновесия не имеет никакого отношения к человеческой этике. Если вы заметили, на протяжении всей статьи касательно «Инь-Ян» я ни разу не упоминал этические категории «хорошо-плохо», «полезно-вредно»… Потому что понятия «Инь-Ян» — космогонические природные противоположности, не имеющие отношения к нравственности. Скинув человека со скалы, мы совершаем зло, а сбросив груз с падающего воздушного шара — добро. Но разве сам закон всемирного тяготения становится от этого нравственным или безнравственным?
Недаром на Востоке так распространено представление о Срединном Пути. Настоящий мудрец невозмутим и не стоит на стороне какой-либо природной силы. Он сам отвечает за гармонию «Инь» и «Ян» в своем сердце. Зло и добро — это неправильный выбор, диссонанс, нарушение гармонии, несоответствие поступков (глупо плавать на суше и бегать по воде).
И если какому-нибудь безумцу, решившему, что, мол, и хирурги, и наемные убийцы равно полезны и необходимы, вдруг взбредет в голову прицепить к этому мировоззрению «Инь-Ян», то этот символ вполне может разделить печальную судьбу свастики.
«Чжуан-цзы», гл. 23:
«Нет разбойников более опасных, чем силы Инь и Ян, — от них никуда не скроешься в целом мире. Но Инь и Ян не сами лишают нас дарованного нам — наше сердце побуждает их к этому».
«Чжуан-цзы», гл. 11:
«Умей быть господином Неба и Земли. Умей вместить в себя и силу Инь, и силу Ян».
Теги: Китай, интересный факт, искусство, философия, культура, история, Лао-Цзы, Книга Перемен
Инь и Ян Добра и Зла – Йонас Атлас
Концепция Инь и Ян столь же прекрасна, сколь и проста. Символ известен во всем мире, а глубина его значения вдохновила многих искателей истины. Тем не менее, некоторые из его аспектов остаются совершенно непонятыми. Одним из самых больших заблуждений является, например, представление о том, что Инь и Ян также применимы к добру и злу.
Излишне говорить, что Инь и Ян символизируют тот факт, что существует универсальный баланс между всеми противоположностями: маленьким и большим, бедным и богатым, мужчиной и женщиной, тьмой и светом, упадком и ростом и так далее. Однако добро и зло не вписываются в эту серию дуальностей. Чтобы понять почему, нужно правильно понять метафизическую логику символа.
Главное духовное осознание, которое может предложить символ Инь и Ян, — это идея о том, что нельзя привязываться ни к Инь, ни к Ян. Поскольку все существующее имеет как аспекты Инь, так и Ян, и поскольку эти аспекты всегда нуждаются друг в друге, всегда следует охватывать их оба. Таким образом, символ учит, что баланс в собственной жизни может быть найден только тогда, когда мы можем позволить существовать как Инь, так и Ян, и принять естественный поток между ними.
Тем не менее, нет особого смысла думать, что это означает, что «хорошее» и «плохое» следует принять, как свет и тьму, как мужчину и женщину, как все вещи Инь или Ян. На самом деле концепция Инь и Ян приводит нас к прямо противоположному выводу.
Насколько мы можем говорить о таких моральных понятиях, как «добро» и «зло», говоря об Инь и Ян, на самом деле они возникают только когда кто-то решает повысить ценность Инь или Ян и принизить другого. «Добро» и «зло» возникают, когда какой-то Инь или Ян насильно препятствуют развитию в свою противоположность и, таким образом, игнорируют необходимый баланс между двумя полярными сторонами жизни.
Позвольте мне привести пару поясняющих примеров: на самом деле не имеет значения, большая страна или маленькая, но вести войны просто для того, чтобы иметь больше земли или больше ресурсов — это зло. Некоторые люди становятся богатыми, а некоторые бедными, это экономический факт, но агрессивно держать других людей бедными из-за жадности неправильно. Быть мужчиной или женщиной само по себе является просто разницей, но принятие большего значения или власти из-за своего пола разрушает отношения. Свет и тьма — неизбежные противоположности, но различать людей по цвету кожи несправедливо. Есть время роста и время упадка, но постоянная погоня за прибылью и расширением не только приносит стресс в собственную жизнь, но и вырывает с корнем социальную ткань общества и экологический баланс мира.
Таким образом, зло или несправедливость не являются частью Инь и Ян. Скорее, они являются нарушением баланса и божественного потока между Инь и Ян. Они не являются примерами ни Инь, ни Ян, но в некотором смысле представляют собой «угрозу» равновесию Инь и Ян.
Все это приводит к двум выводам. Во-первых, очевидно, что мы действительно должны извлечь уроки из символа Инь и Ян того, чему он учил нас на протяжении веков: вещи меняются, и люди меняются. Мы должны позволить им измениться и позволить им быть другими, ибо именно это создает динамику, называемую «жизнью». Баланс возникает, когда человек может приспособиться к потоку Инь и Ян. А во-вторых, те, кто уже познал эту духовную истину, не должны путать поток гармонии и баланс жизни с динамикой добра и зла. Несправедливость — это нарушение баланса, и ей всегда следует противостоять. Таким образом, символ Инь и Ян также является духовным напоминанием о том, что мы всегда должны пытаться восстановить баланс, если он был заблокирован — в нашем обществе, в нашей жизни в отношениях, а также в нашем внутреннем я.
Единственный Инь и Ян добра и зла заключается в том, что иногда для сохранения баланса требуется совсем немного усилий, а иногда и больше.
Поделиться:
25 февраля 2010 г.
Мысли (3) – Среда Страстной недели – Инь и Ян – добро против зла – тьма против света ?
8 апреля 2020 г. — Отец Элиас Лейдс C.S.J. размышляет в Страстную неделю об Апокалипсисе, посланиях и Евангелии от Иоанна и хочет поразмышлять над простым аспектом нашей жизни. Существуют ли различия и почему это важно?
Мы живем в системе божественного логоса , которая не совпадает с азиатской, восточной или китайской системой Инь и Ян . Все на востоке принадлежит друг другу, находится на одной стороне, в одной системе. Добро и зло, свет и тьма.
В божественном логосе у вас есть отношения с (божественной) реальностью. Это мышление, которое связывает нас с реальностью. Однако между различиями есть большая разница. Мужчина отличается от женщины. Хорошее отличается от плохого. Черный отличается от белого. аналогично Добро и зло. Но поскольку мы сложные существа, мы можем знать и то, и другое.0034 Добро и зло . Эта борьба показана в Евангелии от Иоанна.
Однако разница между светом и тьмой совершенно иная. Тьма не имеет власти над светлостью . Настоящей борьбы между светом и тьмой нет. Свет всегда победит тьму.
Однако люди борются. У нас есть помощь нашего сознания и у нас есть наш ум . Ум хочет выяснить, имеем ли мы дело с добром или злом, добром или злом, и есть ли способ иметь дело с обоими качествами одновременно.
То есть грех : желание познать добро и зло за одну жизнь. Наше сознание, однако, не может не иметь дело с обоими. Оно знает, что зло ведет к тьме, поэтому всегда выбирает Добро.
Итак, что Христос сделает для нас в ближайшие дни, мы будем праздновать то, что Он делает для нас. Он показывает, что он Свет , а также источник Милости . Итак, он дает нам силу через благодать быть справедливыми по отношению к нашему сознанию, видеть, что мы грешники, а затем дает нам силу бороться со злом в нашей жизни.
Его тело можно разрушить, но его сила и грация останутся. Он тот свет, с помощью которого мы можем бороться со злом в мире.
У Света нет серьезных конкурентов. Тьма никогда не может быть угрозой для света. Но что может быть для нас угрозой, так это наша склонность к греху, наша гордыня по отношению к Богу, наш отказ от истины , наш отказ от реальности , наш отказ слушать свое сознание. Это реальная угроза.
Потому что в глубине души мы знаем, что грех ведет к гибели других, но, в конце концов, к гибели нас самих.