Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Инь и ян это: Инь и ян • Arzamas

Инь — ян | Синология.Ру

Тематический раздел

Статьи

История

Философия

Мифология

Религия

Наука

Методологические науки

Традиционная наука

Искусство

Декоративно-прикладное искусство

Изобразительное искусство

Литература

Музыка

Опера

Процессуальное искусство

Театр

Сказы

Кино

Социология

Экономика

Образование

Архитектура

Политология

Семиотика

Филология

Тангутоведение

Источниковедение

Да сюэ

Ицзинистика

Ли цзи

Лунь юй

Хоу Хань шу

Хуаянь цзинь шицзы

Цзо чжуань

Ши цзи

Шу цзин

Янь те лунь

Базы данных

Археология

Нумизматика

Экология

Этнология

Право

Регионоведение

Внутренняя Монголия

Синьцзян

Тайвань

Тибет

Сравнительная антропология

История синологии

In memoriam

Переводы

Рецензии

Сборники

Архив российской китаистики

Том I

Том II

В пути за Китайскую стену

Синологи мира к юбилею С. Кучеры

Синьхайская революция

Сборники материалов конференций

Общество и государство в Китае

Указатель. I-XL

Index. I-XL

Том XLVII

Том XLVI

Том XLV

Том XLIV

Том XLIII

Том XLII

Том XLI

Том XL

Том XXXIX

Том XXXVII

Том XXXV

Том XXXIV

Том XXXIII

Том XXXII

Том XX

Том XVIII

История Китая

2007 год

СМИ


陰陽 Инь — янодна из пар основополагающих категорий китайской философии, выражающая идею универсальной дуализированности мира и конкретизирующаяся в неограниченном ряду оппозиций: темное и светлое, пассивное и активное, мягкое и твердое, внутр. и внеш., нижнее и верхнее, женское и мужское, земное и небесное и т.д. Этимологич. значения инь—ян — теневой и солнечный склоны холма или берегá реки.

В «Го юй» (V–III вв. до н. э.) инь—ян впервые представлены как две ипостаси «пневмы» (ци [1]) — соответственно «земная» и «небесная», нарушение порядка взаимодействия к-рых приводит к стихийным бедствиям и смутам. В «Гуань-цзы» (IV–III вв. до н.э.) с взаимодействием инь — ян сопряжены смена времен года, дня и ночи. В «Чжуан-цзы» (IV в. до н.э.) инь—ян связаны с категориями «Дао дэ цзина» «покой» и «движение» (см. Дун цзин). В традиционной космогонии появление инь-ян знаменует собой первый шаг от недифференцированного («хаотического» — хунь дунь) единства первозданной «пневмы» к многообразию всей «тьмы вещей» (вань у) («Дао дэ цзин»). В процессуальном аспекте главный закон инь—ян — дао, т.е. их взаимопревращение по достижении определенной фазы развития: «одно инь [1], одно ян [1] — это и есть дао» («Си цы чжуань», IV в. до н.э.). Наивно-диалектич. представления отражены и в субстанциальном осмыслении инь—ян: каждое из этих противоположных начал содержит в себе потенцию другого. Таким образом, модель инь—ян определяет не только развитие, но и устройство всего сущего в мире.

Данный принцип полярной дуализации реализуется на всех уровнях существования объектов: и любая сторона инь [1], и любая сторона ян [1] в свою очередь делятся на инь—ян и т. д.: «внутри инь [1] имеется ян [1], внутри ян [1] имеется инь [1]» («Хуан-ди нэй цзин», «Су вэнь», цз. 1, гл. 4). Эта теория универсального дуализма сформировалась в середине I тыс. до н.э. и впервые была систематически изложена в «Чжоу и», где инь—ян названы «двумя образцами» (лян и), рожденными «Великим пределом» (тай цзи), и отождествлены с элементарными компонентами гексаграмм (см. Гуа [2]) — прерванной и целой чертами соответственно. Наибольшее развитие она получила в школе инь—ян (Иньян-цзя), а Дун Чжун-шу (II в. до н.э.) синтезировал ее с учением о «пяти элементах» (у син), что в дальнейшем стало основой практически всех филос. и науч. построений.

Уже в «Си цы чжуани» действие инь—ян было конкретизировано в ряду понятийных оппозиций, в т.ч. распространявшихся на общественные и семейные отношения, а Дун Чжун-шу перенес идею инь—ян также на категории социальной оценки — моральные качества, награды и наказания: «Все дурное исчерпывается в инь [1], все доброе — в ян [1]»; «в ян [1] — высокое начало, в инь [1] — низкое» («Чунь цю фань лу»).

Чжоу Дунь-и (XI в.) связал рождение инь—ян с динамикой «движения» и «покоя» собственно «Великого предела» как своего рода программы упорядоченного развития мира. В неоконфуцианстве в целом постулировалась субстанциальность инь—ян, реализующихся в «пневме». Ван Фу-чжи (XVII в.) акцентировал «взаимопроникновение» инь—ян, объясняя им относительную устойчивость субстанциальных образований. Ныне концепция инь—ян продолжает играть важную роль в теории кит. медицины.

Источники:
Древнекитайская философия. Т. 1–2. М., 1972-1973, указатель; Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М., 1990, указатель.

Литература:
3авадская Е.В. Тень как философско-эстетическая категория // ТПИЛДВ. М., 1974. С. 47–59; Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994. С. 138; Рубин В.А. Древнекитайская космология и теория фа-цзя: Концепции у-син и инь–ян // Рубин В.А. Личность и власть в древнем Китае. М., 1999; У Цзинь, Ван Юншэн. Сто ответов на вопросы о «Чжоу и».

Киев, 2001. С. 179–213; Фэн Юлань. Краткая история китайской философии. СПб., 1998, указатель; Лю Сюнь-шэн. Инь ян-сюэ (Учение об инь ян). Тайбэй, 1979; Пан Пу. Инь ян у син тань юань (Исследование истоков [концепций] инь ян и «пяти элементов ») // Чжунго шэхуй кэсюэ. 1984,. № 3; Graham A.C. Yin/Yang and the Nature of Correlative Thinking. Singapour, 1986; Lee Jung Young. The Yin-Yang Way of Thinking // Asian Christian Theology: Emerging Themes. Phil., 1980. Р. 81–88.
 
Cм. также лит-ру к ст. «Чжоу и», Сяншучжи-сюэ.

Автор: Кобзев А.И.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. — М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. — 2006. — 727 с. С. 271-272.


В древнекитайской мифологии и натурфилософии темное начало (инь) и противоположное ему светлое начало (ян), практически выступающие всегда в парном сочетании. Первоначально инь означало, видимо, теневой (северный) склон горы. Впоследствии при распространении бинарной классификации инь стало символом женского начала, севера, тьмы, смерти, земли, луны, четных чисел и т.п. А ян, первоначально, видимо, означавшее светлый (южный) склон горы, соответственно стало символизировать мужское начало, юг, свет, жизнь, небо, солнце, нечетные числа и т.п. Среди древнейших подобных парных символов,  нек-рые ученые (шведский китаевед Б. Карлгрен) выделяют раковины-каури (

бэй [], женское начало — инь) и нефрит (юй, мужское начало — ян). Предполагают, что в основе этой символики лежат архаические представления о плодородии, размножении и о фаллическом культе. Эта древнейшая символика, подчеркивающая дуализм мужского и женского начал, получила, по мнению Б. Карлгрена, иконографическое выражение на древних бронзовых сосудах в виде фаллусообразных выступов и вульвообразных овалов. Не позднее эпохи Чжоу китайцы стали рассматривать Небо как воплощение ян, а Землю — инь. Весь процесс миросозидания и бытия рассматривался китайцами как результат сбалансированного взаимодействия, включающего взаимопорождение и противоборство инь и ян, к-рые, отталкиваясь,  стремятся друг к другу, причем кульминацией этого считается полное слияние Неба и Земли. Система
инь
и ян была основой древнего и средневекового кит. мировоззрения, широко использовалась даосами и в нар. религии для классификации духов, при гаданиях, предзнаменованиях и т.п.
 
Литература:
Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. М., 1970, с. 80–82; Сычев Л.П., Сычев В.Л. Китайский костюм. Символика. История. М., 1975, с. 16–18; Гране М. Китайская мысль. М., 2004, с. 82–102.
 
Автор: Рифтин Б.Л.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. — М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. — 2007. — 869 с. С. 471.


Авторы: Кобзев А.И., Рифтин Б.Л.

 

Новые публикации на Синологии.Ру

Компьютерный анализ параллелизмов стихов «Канона стихов» (Ши цзин) как четырёхмерных матриц

Лекция С.В. Дмитриева в Цикле лекций «Путь востоковеда» от СМУ ИВ РАН

Вечер памяти профессора Тань Аошуан

Анализ русского перевода танской поэзии в герменевтическом аспекте Дж. Стайнера (на примере цзюэ-цзюй Бо Цзюй-и)

Поздравление Юрия Владимировича Чудодеева с 90-летним юбилеем


Синология: история и культура Китая




Двойственность — это Гармония взаимодействий.

Инь и Ян (из книги Караулова А.В. «Азбука китайской медицины»)

Продолжая описание ключевых понятий, предлагаю ознакомиться с теми, которые отражают идею полярности, лежащую в основе всей китайской мысли, — это «Инь» и «Ян». У конфуцианского философа Дун Чжун-шу (ок. 179—104 гг. до н.э.) есть красивая фраза: «В космосе существуют эфиры Инь и Ян. Люди всё время погружены в них подобно рыбам в воде. Разница только в том, что воду видно, а эфиры нет».

Полярные представления о реальности наблюдались уже в эпоху Шан (второе тысячелетие до н.э.). Первоначально очень похожие друг на друга иероглифы обозначали соответственно теневую и освещённую стороны склонов горы, затем они стали указывать на северный и южный берега реки, облачное и солнечное состояние неба и т.д. И лишь потом они превратились в термины, выражающие натурфилософские категории, которые обозначают полярные феномены, аспекты любых явлений: Инь — это то, что «скрыто» или менее проявлено. Ян — то, что «явно» или более проявлено. В соответствии с этим распределились остальные мировые противоположности: тьма — свет, холод — тепло, малое — большое, внутреннее — внешнее, мягкое — твёрдое, слабое — сильное, негативное — позитивное, женское — мужское, презираемое — почитаемое, движение вниз (например, взгляд) — движение вверх, наказание — милосердие, закрытость — открытость и т.д. Этот ряд можно продолжать до бесконечности.

Основная сложность заключается в том, что понятия Инь и Ян практически не переводимы на европейские языки по той простой причине, что они использовались как определения и тем самым были связаны с определяемыми терминами. Значит, Инь и Ян не были самостоятельными членами предложения… Только в зависимости от области применения и контекста можно подобрать для них адекватные значения, например, в китайской медицине.

Если воспринимать Ци как Процесс, то Ян является активатором этого действия, а Инь, будучи пассивной противоположностью Ян, относится к некоему конкретному, структурирующему элементу данной метаморфозы, который воспринимая активность, приобретает способность к созиданию.

Если Ци записать в виде бинома — Инь-Ян, то он будет обозначать поляризованную Единую энергию, своеобразный баланс «сил», находящихся в нестабильном динамическом равновесии совокупности их параметров. Одно не может существовать без другого: Ян разреживает, доставляет, охраняет, согревает, высушивает; а Инь соединяет, питает, содержит, охлаждает, увлажняет. В техническом смысле — это качественные стандарты состава Ци. Если представить Ян как стимул, т.е. акцию, то Инь будет реакцией только благодаря которой, можно осознать наличие стимула.

У чарующего даоса Чжуан-цзы есть фраза: «Разделение без отделения и есть Жизнь». Иными словами, Инь и Ян не есть части Целого. Они есть само Целое, не исчезающее из-за присутствия одного в другом. В трактате «Си цы чжуань» есть весьма оригинальное высказывание: «Неизмеримые Инь и Ян называются духом-Шэнь».

В трактате Чжоу Дунь-и «Объяснение чертежа Великого предела» есть фраза: «Великий предел приходит в движение и рождает Ян. Когда движение достигает [своего] предела, то наступает Покой. С наступлением его рождается Инь. Когда покой достигает предела, то снова возникает движение». Покой и движение —это две неразрывные фазы одного процесса. Современным людям непонятно, откуда в покое берётся движение.

Инь — это сокрытое, непроявленное, оттого только кажется, что в нём ничего не происходит, но там, как в чреве матери, вызревает, накапливается, соединяются «части», и при достижении кульминационного момента возникает движение. Вспомните точки противоположного цвета на полях монады — это и есть «зародыш» Ян (движения) на чёрном «иньском» фоне и Инь (покоя) — на белом «янском». По поводу цветов монады могу сказать, что «иньское» поле вообще не может иметь цвета, а чёрный (не синий, как иногда изображают) наиболее подходящий для того, чтобы как-то обозначить непроявленную и тёмную бездну.

Закончить описание двойственности Инь и Ян хочу словами Чжоу Дунь-и: «То движение, то покой — их чередование является его [Великого предела] основой. Посредством этих действий устанавливается разделение на Инь и Ян — на пару образов. Ян изменяет, а Инь соединяет, и отсюда рождаются Вода, Огонь, Дерево, Металл и Почва (т.е. Пять элементов. — А.К.).

Вы можете позвонить нам по телефону:

+7 (495) 18-505-18

или связаться с нами онлайн, чтобы

Записаться на бесплатную консультацию

Записаться на прием к специалисту

Теория инь-ян является одной из фундаментальных теорий китайской медицины

Теория инь-ян является одной из фундаментальных теорий китайской медицины. Он берет свое начало в даосской философии древнего Китая. Теория инь-ян обеспечивает основу для анализа и понимания человеческого тела, включая его внутренние функции и его отношения с внешним миром.

С медицинской точки зрения теория инь-ян помогает объяснить дисбаланс в организме и то, как он может привести к дисфункции. Он также предоставляет руководство и методологию для лечения таких дисбалансов и болезней.

Теория инь-ян утверждает, что все вещи во вселенной управляются противоположными, но взаимозависимыми силами. Инь представляет пассивное, а Ян представляет активное.
Можно найти много способов описать эти противоборствующие силы, например, день и ночь, холод и жар. Эти понятия не могут существовать сами по себе, нам нужно знать горячее, чтобы понять холодное и так далее.

Характеристики Инь и Ян

Отношения между Инь и Ян регулируются уникальными характеристиками. К ним относятся противостояние, взаимозависимость, относительное возрастание и ослабление и трансформация. Поняв эти характеристики инь-ян, можно по-настоящему понять взаимосвязь различных частей тела.

Противостояние:

Силы Инь-Ян противодействуют друг другу и, таким образом, могут работать для создания баланса.

Взаимозависимость:

Противоборствующие силы связаны, одна может использоваться для воздействия на другую и наоборот.

Воск и Вандинг:

Здесь описываются различные стадии инь и ян по мере их перехода и взаимодействия. Например, утро, полдень и вечер используются для описания разного времени (этапа) дня (ян).

Трансформация:

Инь может трансформироваться в Ян, а Ян может трансформироваться в Инь. Эта взаимосвязь наблюдается в дневных и ночных циклах, день переходит в ночь, а ночь в день.

Инь-Ян во всем

Концепция инь и ян применима ко всем вещам во вселенной. Должно быть внешнее, чтобы было внутреннее. Должен быть день, чтобы была ночь и так далее.
Инь и Ян концепции распадаются на дополнительные компоненты Инь и Ян. Например, периферическая нервная система делится на автономный (непроизвольный) и соматический (произвольный) компоненты, которые представляют инь и ян соответственно.

Вегетативная нервная система делится на парасимпатическую (отдых и пищеварение) и симпатическую (борьба или бегство) системы, которые также представляют инь и ян соответственно. Другими словами, парасимпатическая нервная система представляет собой инь инь, а симпатическая — ян инь.

Это многоуровневое применение теории инь-ян к телу помогает анализировать функции и заболевания на различных уровнях. Он обеспечивает платформу для целостного подхода к лечению заболеваний.

Инь-Ян в китайской медицине

Компоненты Инь-ян применяются во всем теле человека. Они помогают понять причину болезни, ее прогрессирование и способы лечения.

Например, инь тесно связан с анатомией – самим органом. В то время как Ян тесно связан с физиологией — функцией органа. Другими словами, связь между формой и функцией. Изменение формы органа (инь) повлияет на его функцию (ян), а изменение функции (ян) повлияет на его форму (инь).

Эта взаимосвязь формы и функции видна повсюду в теле. В кровеносных сосудах, например, изменение формы (например, пластинка) изменит их функцию (способность доставлять кровь). Верно и обратное: изменение функции (например, гипергликемия) изменит форму (повреждение сосудов).

 

В Santa Cruz CORE мы предлагаем широкий спектр методов лечения, чтобы помочь людям достичь хорошего самочувствия. Мы специализируемся на фундаментальных теориях многих областей медицины, чтобы предложить нашим клиентам наиболее эффективное лечение. Звоните и приходите к нам сегодня!

Теория Инь/Ян — TCM World

Охватывающий все во Вселенной

Этот символ, который большинство людей видели в различных контекстах, сводит все к одному ясному и элегантному образу. Что касается символов, то они просто не могут быть более фундаментальными, чем Инь-Ян. Подобно известному уравнению Эйнштейна E = mc², символ Инь-Ян описывает нечто очень элементарное и невероятно сложное. То, на что указывает и представляет Инь-Ян, настолько обширно, что охватывает все во Вселенной.

Неотъемлемая часть китайской культуры на протяжении тысячелетий

Инь и Ян, как и теория пяти элементов традиционной китайской медицины, являются неотъемлемой частью китайской культуры на протяжении тысячелетий. Невероятно, но упоминания об Инь и Ян датируются 700 годом до н. э. к И Цзин ( Книга Перемен , текст Универсальный в своем понимании и представлении динамического баланса противоположностей и процессов развертывания событий и изменений). Инь и Ян явно китайские с точки зрения восприятия глубоких фундаментальных принципов и как выражение уникального взгляда на мир и большую вселенную. В прямом и переносном смысле они представляют собой мир, отличный от западного мышления.

Противоположные, но дополняющие друг друга энергии

Все содержит Инь и Ян. Это две противоположные, но взаимодополняющие энергии. Что это на самом деле значит? Хотя они совершенно разные — противоположные — по своим индивидуальным качествам и природе, они взаимозависимы. Инь и Ян не могут существовать друг без друга; они никогда не разделены. Например, ночь и день образуют пару Инь-Ян. (Ночь — это Инь, а день — это Ян.) Ночь выглядит и сильно отличается от дня, но одно невозможно без другого. Оба создают тотальность, законченное целое.

Эта неразрывная и взаимопроникающая связь отражена в форме символа Инь-Ян. Маленькие точки внутри каждой из двух энергий (представленных черным и белым) символизируют, что всегда есть немного Инь (черный) внутри Ян (белый) и наоборот. Независимо от того, где вы делите пополам диаметр всего круга, каждая половина всегда будет содержать немного Инь и немного Ян.

Нет ничего абсолютного в Инь и Ян. Обозначение чего-то как Инь или Ян всегда относительно чего-то другого. Например, день — это Ян, но в каждом дне есть часть Ян — раннее утро, и часть Инь — поздний день, когда он начинает превращаться в ночь, которая есть Инь.

Баланс и гармония

В китайской модели Инь-Ян Инь (черный) содержит семя Ян (в виде белой точки). Есть Инь, но, что интересно, Инь — это еще и Ян, потому что в нем есть доля Ян. Правда в том, что Инь может превратиться в Ян при определенных условиях. Он может это сделать, потому что Ян присутствует в Инь. Таким образом, есть баланс, но отношения выходят за пределы баланса и становятся отношениями гармонии. Когда две вещи уравновешены, они равны, но все же разделены. В отношениях гармонии две энергии сливаются в единое целое, что прекрасно воплощено в кружащемся символе Инь-Ян.

Это означает, что происходит динамический поток, который автоматически и постоянно уравновешивает и снова уравновешивает эти энергии. В мире природы это явление проявляется в смене времен года: холод зимы уступает место теплу весны и летней жаре, а затем осенью постепенно становится прохладнее, чтобы снова стать зимой. Вы также можете увидеть это постоянное балансирование в действии в более короткие промежутки времени, когда гроза очищает воздух от необычно жаркого и влажного летнего дня.

С точки зрения вашего личного здоровья, если вы подумаете о том, как вы себя чувствуете, когда чувствуете себя действительно хорошо, вы можете понять, что вообще не думаете о хорошем самочувствии! Все в вашей жизни просто течет и движется плавно — в гармонии. Ваше тело, разум, эмоции и дух могут приспосабливаться и приспосабливаться к обстоятельствам вашей жизни. Это именно то состояние, которое ТКМ стремится создать; что баланса.

Теория, лежащая в основе практики ТКМ

Теория Инь и Ян лежит в основе практики ТКМ с точки зрения понимания, диагностики и лечения проблем со здоровьем. На самом базовом и глубоком уровне лечение ТКМ направлено на то, чтобы сбалансировать Инь и Ян в каждом человеке. В одном древнем тексте ТКМ сила и важность Инь и Ян выражены следующим образом: «Если вы можете понять Инь и Ян, вы можете держать Вселенную в своих руках».

Как Инь и Ян относятся к вам и вашей жизни

Вам может быть интересно, как Инь и Ян относятся к вам и вашей жизни, а также к любым проблемам со здоровьем, которые у вас могут быть. Теории интересны, но если они не имеют никакого отношения к вашему собственному опыту, какой в ​​них смысл?

Во-первых, теория Инь-Ян говорит нам, что на макроуровне — в самом большом масштабе, какой только можно вообразить — все вещи всегда уравновешиваются и перебалансируются в состояние совершенной гармонии. Да, происходят непрерывные изменения, но это движение и поток на самом глубоком уровне создают гармонию, это совершенная гармония. Инь и Ян — две энергии, воплощающие Универсальный закон, который гарантирует, что все вещи остаются в гармонии.

Часто бывает трудно увидеть эту гармонию в меньшем масштабе, например, в окружающем нас мире. Это не всегда очевидно в мире, созданном людьми, и особенно в нашей занятой, часто сложной современной жизни. Но подумайте об этом: если вы действительно понимаете и верите в Инь и Ян, гармония — это Универсальная архитектурная структура, которая лежит в основе этой реальности и влияет на нее. Так что, по сути, гармония — это единственная почва, по которой мы ходим, и тот самый воздух, которым мы дышим.

Как вы можете применить это осознание в своей жизни? Большая часть лечебного подхода ТКМ состоит в том, чтобы помочь вам отступить от своей жизни и посмотреть, где ваша жизнь на самом деле может создавать для вас проблемы со здоровьем. Для большинства людей это процесс, который происходит с течением времени. Для некоторых это приходит в момент великого озарения. С точки зрения ТКМ, какой смысл в постоянном лечении симптомов, вызванных эмоциями, моделями мышления, системами убеждений или неуравновешенным образом жизни? Действительно, не лучше ли понять и работать над изменением первопричины (или причин) проблемы? Весь Универсальный паттерн — это паттерн установления баланса и гармонии. Эта точка зрения может помочь вам более спокойно смотреть на мир и свою роль в нем.

Большинство людей слышали поговорку: «Что вверху, то и внизу». Если Универсальный закон заключается в создании и поддержании гармонии, не будет ли безграничная мощь этой энергетической силы каким-то образом поддерживать ваши собственные усилия по созданию гармонии в вашем собственном теле и существе? Как глубокая и подлинная система исцеления, ТКМ понимает и применяет Инь и Ян, чтобы помочь вам гармонизировать ваше тело, разум, эмоции и дух, а затем гармонизировать вашу индивидуальную энергию с природой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *