Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Индивид человек и личность: 1. «», «», «», «»

Содержание

8. Соотношение понятий «человек», «личность», «индивид», индивидуальность. Категория личности в современной психологии.

Сегодня психология трактует личность как социально-психологическое образование, которое формируется благодаря жизни человека в обществе. Человек как общественное существо приобретает новые (личностные) качества, когда вступает в отношения с другими людьми и эти отношения становятся «образующими» его личность. У индивида в момент рождения еще нет этих приобретаемых (личностных) качеств.

Поскольку личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств, это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, которые природно обусловлены и не зависят от его жизни в обществе. К числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям в обществе. В понятие «личность» обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей черты и. поступки.

По определению Р.С. Немова, личность— это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми и определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

Наряду с понятием «личность» употребляются термины «человек», «индивид», «индивидуальность». Содержательно эти понятия переплетены между собой. Именно поэтому анализ каждого из этих понятий, их соотношение с понятием «личность» позволит более полно раскрыть последнее (рис. 3).

 

Рис. 3. Соотношение объемов понятий «человек», «индивид» и «индивидуальность»

с понятием «личность»

 

Человек — это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей ступени развития живой природы — к человеческому роду. В понятии «человек» утверждается генетическая предопределенность развития собственно человеческих признаков и качеств.

Специфические человеческие способности и свойства (речь, сознание, трудовая деятельность и пр.) не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются прижизненно, в процессе усвоения культуры, созданной предшествующими поколениями. Никакой личный опыт человека не может привести к тому, чтобы у него самостоятельно сформировались логическое мышление и системы понятий. Участвуя в труде и различных формам общественной деятельности, люди развивают в себе те специфические человеческие способности, которые уже сформировались у человечества. Как живое существо человек подчиняется основным биологическим и физиологическим законам, как социальное — законам развития общества.

Индивид — это единичный представитель вида «homo sapiens». Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (такими, как рост, телесная конституция и цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью).

Индивидуальность — это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт).

При всей многогранности понятия «индивидуальность» оно в первую очередь обозначает духовные качества человека. Сущностное определение индивидуальности связано не столько с понятиями «особенность», «неповторимость», сколько с понятиями «целостность», «единство», «самобытность», «авторство», «собственный способ жизни». Сущность индивидуальности связана с самобытностью индивида, его способностью быть самим собой, быть независимым и самостоятельным.

Соотношение индивидуальности и личности определяется тем, что это два способа бытия человека, два его различных определения. Несовпадение же этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два отличающихся процесса становления личности и индивидуальности.

Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им своей родовой, общественной сущности. Это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека. Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в социуме.

Становление индивидуальности есть процесс индивидуализации объекта. Индивидуализация — это процесс самоопределения и обособления личности, ее выделенность из сообщества, оформление ее отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальностью личность — это самобытный, активно и творчески проявляющий себя в жизни человек.

В понятиях «личность» и «индивидуальность» зафиксированы различные стороны, разные измерения духовной сущности человека. Суть этого различия хорошо выражена в языке. Со словом «личность» обычно употребляют такие эпитеты, как «сильная», «энергичная», «независимая», подчеркивая тем самым ее деятельностную представленность в глазах других. Об индивидуальности мы чаще говорим: «яркая», «неповторимая», «творческая», имея в виду качества самостоятельной сущности.

 

Понятие личность имеет три разных понимания: самое широкое, среднее и узкое понимание. Личность в самом широком понимании — это то, что внутренне отличает одного человека от другого, перечень всех ее психологических свойств, этоиндивидуальность. Личность в промежуточном, среднем понимании – это социальный субъект, социальный индивид, совокупность социальных и личностных ролей. Личность в самом узком понимании – это культурный субъект, самость. Это человек, который сам строит и контролирует свою жизнь, человек как ответственный субъект волеизъявления. Основные психологические теории личности Личность – прежде всего современник определенной эпохи и это определяет множество ее социально-психологических свойств.

В той или иной эпохе личность занимает определенное положение в классовой структуре общества. Принадлежность личности к определенному классу составляет другое основное ее определение, с которым непосредственно связано положение личности в обществе. 

4. Человек, индивид, личность. Философия: конспект лекций

4. Человек, индивид, личность

Что такое человек мы уже выяснили. Он есть не что иное, как понятие родовое, в котором отражаются общие черты, присущие всему человеческому роду. До сего момента мы анализировали человека с позиций его возникновения и как представителя человеческого рода. Однако только такой подход недостаточен для того, чтобы ответить на вопрос, почему люди одной и той же этнической общности отличаются друг от друга, почему одни известны всей стране, а о существовании других знает ограниченный круг. С целью качественной характеристики, людей используются такие понятия, как индивид и личность.

В человеческой среде индивидом обычно называют отдельного человека. Наряду с общими чертами, присущими всему человеческому роду, у него есть свои особые свойства, благодаря которым он отличается от других. Здесь и природные – рост, цвет глаз, строение тела, и социальные – интеллектуальный уровень развития, психологический склад, различная степень духовной культуры. С понятием индивид тесно связано понятие индивидуальность. С индивидом их объединяет то, что их основа в своей сути является биологической, природной. Однако у индивидуальности она является более сложной и разносторонней. Прежде всего индивидуальность проявляет себя в природных и психических качествах человека, а если конкретизировать, то в памяти, темпераменте, характере, эмоциональности. Индивидуальные оттенки имеет осознанная деятельность человека, в частности, его суждения, поступки, культурные запросы. И хотя они, по большому счету, не очень сильно отличаются от тех, которые присущи другим людям, представителям одной и той же социальной группы, тем не менее для индивидуальности характерно кое-что свое, отличное от других.

Например, один человек воспринимает полученное известие о происшедшем в обществе спокойно, другой – с усмешкой, а третий – со скепсисом.

Следующая более высокая степень характеристики социальных свойств человека является его превращение в личность. Правомерно сказать так: каждая личность – человек, но не каждый человек является личностью. Ничего обидного для людей в этом высказывании нет и используется оно лишь для того, чтобы в самой краткой форме выразить степень социального различия между человеком и личностью. Надо прямо сказать, что в понимании сущности личности больше вопросов, чем ответов, но удивляться этому не следует. Основная причина в том, что, по большому счету, этой проблемой начали по серьезному заниматься только в XX веке – срок, как видим, совсем небольшой для досконального прояснения этой проблемы. Одно можно сказать с уверенностью. В отличие от индивида и индивидуальности, сущность которых основывается преимущественно на биологической природе человека, сущность личности опирается главным образом на ее социальные качества.

Личность является предметом изучения многих наук – таких, как философия, социология, психология, физиология, изучающих их под различным углом зрения. С философской точки зрения можно так определить ее суть. Основу личности составляет устойчивая система социально-значимых черт, проявляющаяся в активном участии в общественно-экономической и культурной жизни общества и оказании определенного влияния на происходящие в обществе, а порой, и в мире событий.

Какие же факторы влияют на формирование личности и чем конкретно личность отличается от простых людей? Однозначно на первую часть вопроса ответить нелегко. Безусловно, таких факторов множество, но в настоящее время наука еще не может убедительно объяснить те из них, которые определяют восхождение человека к личности. Однако с полной уверенностью можно отметить, что определяющая, но не единственная, роль в ее формировании принадлежит социальным условиям – воспитанию, образованию, окружающей социальной среде, родителям. Роль воспитания заключается в том, какие моральные и общественные ценности усвоил ребенок в детские и юношеские годы, подвигли ли они его в будущем на служение отечеству. Образование дает человеку разнообразную информацию и что самое важное развивает у него мышление, способность к оценке и анализу происходящих событий в различных сферах земной жизни. Окружающая социальная среда – это тот мир, профессиональный или сословный, в котором вращается человек, это мировоззренческие, профессиональные, нравственные ценности, которые самым непосредственным образом влияют на формирование личности. Но самое главное влияние на формирование личности оказывают родители. Именно они предстают перед ребенком как его «первый мир», соприкасаясь с которым он начинает подражать, отвергать или же переделывать его. Так что личные достоинства родителей, их участие в воспитании ребенка, их отношение к обществу и себе подобным – важнейший фактор в формировании личности ребенка, которое впоследствии перерастает в качества взрослого человека.

Поскольку личность действует не в пустом пространстве, а в коллективе, а если шире, то в обществе, он в известной степени зависит от них. Роль общества заключается как в том, что оно создает необходимые условия для появления личностей и реализации их возможностей, так и в создании преград на этом пути. Поэтому общественный строй, уровень экономического и социального развития значат очень много. Если говорить об этом более конкретно, то это означает те возможности, которые общество предоставляет каждому человеку для получения образования, право на труд и свободу для реализации своих умственных и физических способностей. И если сейчас мысленно охватить современный мир, то нетрудно обнаружить, что на слуху и на глазах мировой общественности преимущественно мелькают политическая, экономическая, культурная элита главным образом из индустриально развитых стран.

Велика роль личности в историческом процессе. Известно, что историю делают люди и никто другой. Но среди людей есть такие, которые оказывают на происходящие события значительную, а порой, в отдельные периоды, решающую роль. Известно и то, что в кризисные или переломные моменты истории далеко не все личности, в том числе из числа очень известных, оказывались на Уровне поставленных жизнью проблем. Можно привести немало примеров, подтверждающих влияние переломных или критических этапов в развитии общества на формирование личностей. Так, Александр Невский стал национальным героем России главным образом потому, что в суровую годину испытаний сумел разгромить тевтонских рыцарей в 1242 г. на Чудском озере, проявив при этом высокое полководческое искусство и незаурядную храбрость, и спасти родную землю от чужеземного нашествия. Выдающейся личностью в историю России вошел русский царь Александр II, осуществивший, вопреки мощному противодействию со стороны дворянско-помещичьих кругов, в 1861 году отмену крепостного права. Вклад Александра II в отечественную историю заключается в том, что он, как, может быть, никто до него, понял необходимость этого акта для дальнейшего развития страны.

Исходя из сказанного, можно с полным основанием утверждать, что значение личности, ее след в истории в значительной степени сохранялся в немалой степени благодаря тому, в какой степени ее деятельность соответствовала историческому ходу развития. Действительно, если обратиться к истории человечества, то в памяти сохранились имена тех ученых, мыслителей, политических деятелей, писателей, живописцев, которые своей деятельностью способствовали развитию и укреплению позиций человека в мире. Получается, что только те исторические события сохранились в человеческой памяти и оказали влияние на дальнейшее развитие, которые отвечали объективным задачам и условиям своего времени. Тщательный, а если говорить современным слогом, научный учет этих условий, способность оценить существующие возможности и выбрать правильное решение – вот те слагаемые, которые придавали личности историческую значимость. Вместе с тем никакая личность не может изменить исторический ход развития. Если в обществе не созрели необходимые условия для кардинальных перемен, то создать их искусственно невозможно. Правда, в истории были случаи, когда на какое-то время, годы или десятилетия, некоторые исторические личности пытались изменить общественный строй или народные нравы, но это у них, в конечном счете, не получалось. Само собой разумеется, что выдающаяся личность, в конечном счете, благодаря своим качествам ускоряет или замедляет происходящие события, проявляет свой стиль и подходы, но решающая роль все же принадлежит объективным условиям.

Выдающиеся личности, подобно великим общественным идеям, возникают, как правило, в период кризисных или переломных периодов в истории народов. Но не они создают эти эпохи, а как раз наоборот, именно последние выступают той благоприятной средой, которая вырабатывает условия для превращения талантливых и профессионально подготовленных людей в великие символы человечества.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

19. «Абстрактный индивид» и «универсальный» человек К.Маркса

19. «Абстрактный индивид» и «универсальный» человек К. Маркса В 1844 году соединились в творчестве Маркса важнейшие компоненты для создания единой, целостной философско-мировоззренческой концепции. Политикоэкономический анализ действительности Маркс соединил с

1. Человек, индивид, личность

1. Человек, индивид, личность Человек, индивид Для правильного понимания сущности личности необходимо в достаточной степени отдифференцировать его от близких к нему по значению понятий человек и индивид.Понятие человек, как мы видели, есть понятие родовое, выражающее

Человек, индивид

Человек, индивид Для правильного понимания сущности личности необходимо в достаточной степени отдифференцировать его от близких к нему по значению понятий человек и индивид.Понятие человек, как мы видели, есть понятие родовое, выражающее общие черты, присущие

12.

2. Марксистское учение о соотношении природного и социального в человеке. Индивид и личность.

12.2. Марксистское учение о соотношении природного и социального в человеке. Индивид и личность. К. МАРКС и Ф. ЭНГЕЛЬСОн [Гегель] забывает, что сущность “особой личности” составляет не ее борода, не ее кровь, не ее абстрактная физическая природа, а ее социальное качество, и

1. Индивид, индивидуальность, личность

1. Индивид, индивидуальность, личность ИндивидДля человека как индивидуального феномена философия использует множество выражений, отсылающих друг к другу и друг друга замещающих. Более или менее фиксированным смыслом, на наш взгляд, обладают три термина: индивид,

5. Индивид и личность

5. Индивид и личность Человек рассматривается как индивид в качестве единичного представителя человеческого рода. Определение этого понятия не нуждается в каких-либо специфических характеристиках. Индивид – это всегда один из многих, и он всегда безличен. В этом смысле

§ 2. Сущность как индивид

§ 2. Сущность как индивид 1. Если я говорю о писчем пере, что к его сущности принадлежит способность красиво писать, а не положение на этом столе или его покупная цена, то в таком случае я имею в виду тот смысл «сущности», который мы здесь рассматриваем как проблему. Об идее

1. Индивид, индивидуальность, личность

1. Индивид, индивидуальность, личность Общество представляет собой систему конкретно-исторических социальных связей, систему взаимоотношений между людьми. Отдельно взятый человек также есть определенная система, обладающая сложной структурой, которая не укладывается

1.

Я и личность. Индивидуум и личность. Личность и вещь. Личность и объект

1. Я и личность. Индивидуум и личность. Личность и вещь. Личность и объект Проблема личности есть основная проблема экзистенциальной философии.[113] Я говорю «я» раньше, чем сознал себя личностью. «Я» первично и недифференцированно, оно не предполагает учения о личности. «Я»

2. Личность и общее. Личность и род. Личное и сверхличное. Монизм и плюрализм. Единое и множественное

2. Личность и общее. Личность и род. Личное и сверхличное. Монизм и плюрализм. Единое и множественное Проблема личности связана также с традиционной проблемой реализма и номинализма, проблемой общего и частного. Принято думать, что для защиты личности благоприятен

3. Личность и общество. Личность и масса. Личность и социальный аристократизм. Социальный персонализм.

Личность и общение. Сообщение и общение (коммунион)

3. Личность и общество. Личность и масса. Личность и социальный аристократизм. Социальный персонализм. Личность и общение. Сообщение и общение (коммунион) Проблема отношения личности и общества не есть только проблема социологии и социальной философии, это есть основная

4. Личность и изменение. Личность и любовь. Личность и смерть. Старый и новый человек. Заключение

4. Личность и изменение. Личность и любовь. Личность и смерть. Старый и новый человек. Заключение Уже было сказано, что личность есть изменение и имеет неизменную основу. В реализации личности кто-то вечно меняется, но этот кто-то остается все тем же, сохраняется тождество.

2. Личность субстанциальная и личность атрибутивная

2. Личность субстанциальная и личность атрибутивная В нашей настоящей работе мы часто употребляем термины»личность»и»безличие», которые могут вызвать сомнение в случаях отсутствия полной договоренности относительно смысловой направленности этой терминологии. При

Глава III. ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА»SÖMA» («ТЕЛО»,»ЧЕЛОВЕК»,»ЛИЧНОСТЬ») В СВЯЗИ С ТЕАТРАЛЬНЫМ ПРЕДСТАВЛЕНИЕМ КОСМОСА

Глава III. ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА»S?MA» («ТЕЛО»,»ЧЕЛОВЕК»,»ЛИЧНОСТЬ») В СВЯЗИ С ТЕАТРАЛЬНЫМ ПРЕДСТАВЛЕНИЕМ КОСМОСА У термина»s?ma»была своя длинная история, которая обследована в работе А. А. Тахо–Годи»О древнегреческом понимании личности на материале термина»зона»в сборнике»Вопросы

Глава XXX. ИНДИВИД И ОБЩЕСТВО

Глава XXX. ИНДИВИД И ОБЩЕСТВО Посетитель: Я не вполне уверен в том, что правильно задаю вопрос; но у меня есть сильное чувство того, что взаимоотношения между индивидом и обществом, этими двумя противоположными сущностями, представляют собой долгую историю несчастий.

Соотношение понятий «индивид», «индивидуальность», «личность»

Личность является объектом ряда наук и, являясь сложным, многогранным социальным явлением, требует комплексного междисциплинарного подхода.

Человек — это — с одной стороны биологическое существо, животное, наделенное сознанием, обладающее речью, способностью к труду; с другой стороны, это социальное существо, которому необходимо общаться и взаимодействовать с другими людьми.

Личность – это тот же человек, но рассматриваемый только как существо общественное. Говоря об индивидууме, мы отвлекаемся от его биологической природной стороны. Не каждый человек является личностью.

Индивидуальность – это личность конкретного человека как уникальное сочетание своеобразных психических особенностей.

Индивид – это человек как ячейка общества.

Жизнь и деятельность человека обусловлены единством и взаимодействием биологических и социальных факторов при ведущей роли социального фактора.

«Индивидуум» — биологический организм, носитель общих генотипов наследственных свойств биологического вида, индивидуальный представитель человеческого рода (мы рождаемся индивидуумом).

«Личность» — социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения человеком социальных форм сознания и поведения, социально-исторического опыта человечества (человеком мы становимся под влиянием жизни в обществе , образование, обучение, общение, взаимодействие). Понятие личности вводится для определения социальной сущности человека. Личность является не только объектом социальных отношений. Оно не только проходит через социальные воздействия, но и преобразует их, так как постепенно начинает выступать как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия общества. Таким образом, человек является не только объектом и продуктом общественных отношений, но и активным субъектом деятельности, общения, сознания, самосознания.

Быть человеком — значит осуществить выбор, вытекающий из внутренней необходимости, оценить последствия принятого решения и держать ответ за них перед собой и обществом, в котором ты живешь.

Личность характеризуется пятью потенциалами:

1. познавательный потенциал — это объем информации, знаний о природном и социальном мире, которым обладает человек;

2. Ценностный потенциал – это идеалы, жизненные цели, убеждения, стремления личности;

3. Креативность — саморазвитие способностей, способность к созданию нового, к продуктивной работе, организаторской деятельности;

4. коммуникативный потенциал — формы общительности, прочность устанавливаемых человеком контактов с другими людьми;

5. художественный потенциал — уровень художественных, духовных потребностей личности.

Особая и своеобразная личность во всей полноте своих духовных и физических свойств характеризуется понятием «индивидуальность». Индивидуальность выражается в наличии различного опыта, знаний, мнений, убеждений, различий в характере и темпераменте. Мы доказываем свою индивидуальность и подтверждаем ее. Можно выделить основные характеристики индивидуальности: способности, темперамент, характер, мировоззрение, мотивация, направленность (основные тенденции поведения).

Понятие личности тесно связано с родственными понятиями человека, личности и индивидуальности. В чем суть и отличия этих понятий? Человек – высшая ступень развития живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры. Исследователи отмечают тройственную природу человека как существа биопсихосоциального. Немаловажно и то, что человек является не только продуктом (результатом воздействия) определенных общественных отношений, но и творцом самих этих отношений. Индивид — это отдельный, обособленный член социальной общности: народа, класса, группы или всего общества. Индивидуальность – это уникальное сочетание природных и социальных свойств личности.

Личность и общее благо 3

Личность и общее благо 3
 JMC: Человек и общее благо / Жак Маритен

НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ли человек самим собой? Разве моя личность не моя личность? Давайте рассмотрим странные противоречия, которые порождает этот термин и понятие себя .

Паскаль утверждает, что «самость отвратительна». Это выражение является общим местом паскалевской литературы. Говоря обыденным языком, когда мы представляем кого-то «самоутвержденным», не подразумеваем ли мы, что он эгоистичен, властен и властен — едва ли способен к дружбе? Выдающийся современный художник однажды заметил: «Я не люблю other »; замечание, которое выявляет сильно самоутверждающуюся личность. В этом смысле мы могли бы истолковать личность как состоящую в самореализации, достигнутой за счет других. остается для чего-либо или кого-либо еще в человеке, который занят собой

С другой стороны, не является ли серьезным упреком утверждение о человеке, что у него нет личности? Разве герои и святые не производят на нас впечатление людей, достигших вершин как личности, так и щедрости? В мире не совершается ничего великого, кроме героической верности какой-то истине, которую видит и провозглашает человек, говорящий «я»; героическая верность какой-то миссии, которую должен выполнить он сам, человек; о чем, быть может, знает только он один и за что отдает свою жизнь.

Но обратимся к Евангелию; нет личности более величественной, чем личность Христа. Явленный догмат говорит нам, что это сама личность Нетварного Слова.

Здесь, в противовес выражению Паскаля о том, что «самость отвратительна», на ум приходят слова св. Фомы; «человек есть самое благородное и самое совершенное во всей природе». {24} В то время как Паскаль учит, что «самость отвратительна», св. Фома учит, что всякий, любящий Бога, должен любить себя ради Бога, должен любить свою душу и тело любовью милосердия. Забота о себе — или то, что современная психология называет интроверсией, — может нанести большой ущерб. Говорят, что те, кто был воспитан в строгом пуританстве, жалуются на страдание, своего рода внутренний паралич, вызванный самосознание . С другой стороны, философы, прежде всего св. Августин, а в наше время Гегель, учат, что самопознание есть привилегия духа; что значительный человеческий прогресс состоит в прогрессе самосознания.

Что означают эти противоречия? Они означают, что человек зажат между двумя полюсами; материальный полюс, который в действительности касается не подлинного лица, а тени личности или того, что в строгом смысле называется индивидуальность, и духовный полюс, который касается истинной личности .

Именно к материальному полюсу, индивидууму, ставшему центром всего, относится выражение Паскаля. Выражение св. Фомы, наоборот, относится к духовному полюсу, личности, источнику свободы и изобилия. Таким образом, мы сталкиваемся с различием между индивидуальностью и личностью .

Это не новое различие, а классическое различие, принадлежащее интеллектуальному наследию человечества. В индуистской философии это соответствует различию между эго и эго . Она является фундаментальной в учении св. Фомы. Современные социологические и духовные проблемы сделали его особенно своевременным. К нему обращаются самые разные школы мысли; томисты, некоторые ученики Прудона, Николя Бердяев и те философы, которые еще до вторжения группы молодых экзистенциалистов говорили об «экзистенциальной философии». Поэтому важно различать индивидуума и человека. Не менее важно правильно понять различие.

. . . .

Рассмотрим сначала индивидуальность. Вне ума существуют только индивидуальные реальности. {25} Только они способны осуществлять акт существования. Индивидуальность противостоит состоянию универсальности, которое вещи имеют в уме. Он обозначает то конкретное состояние единства и неделимости, требуемое существованием, в силу которого всякая действительно или возможно существующая природа может полагать себя в бытии отличной от других существ. Ангелы — это индивидуальные сущности; Божественная Сущность в Своем суверенном единстве и простоте в высшей степени индивидуальна. Чистые формы или чистые духи сами по себе или по причине того, что составляет их субстанциальную умопостигаемость, находятся в состоянии индивидуальности. По этой причине св. Фома говорит, что каждый ангел отличается от любого другого, как весь род львов отличается от всего вида лошадей или от всего вида орлов. Другими словами, каждый ангел специфически отличается от любого другого; каждый является индивидуумом по самой форме (абсолютно свободной от всякой материи), в которой состоит его бытие и которая конституирует его в своем роде.

Ситуация с земными вещами, материальными существами совершенно иная. Согласно Ангельскому Доктору, их индивидуальность коренится в материи, поскольку материя требует занятия в пространстве положения, отличного от любого другого положения. Сама материя — это своего рода небытие, просто потенция или способность принимать формы и претерпевать существенные мутации; короче говоря, жажда бытия. Во всяком существе, состоящем из материи, эта чистая потенция несет на себе отпечаток метафизической энергии — «формы» или «души», — которая составляет вместе с ней субстанциальную единицу и определяет ее. эта единица должна быть тем, чем она является. Благодаря тому, что она призвана наполнять материю, форма оказывается обособленной в таком-то существе, которое разделяет ту же специфическую природу с другими существами, столь же погруженными в пространственность.

Согласно этому учению, человеческая душа вместе с материей, которую она наполняет, составляет одну субстанцию, одновременно плотскую и духовную. Душа не есть, как полагал Декарт, вещь — мысль — существующая сама по себе как законченное существо, а тело — другая вещь — протяженность — существующая сама по себе как законченное существо. Душа и материя суть два субстанциальных начала одного и того же существа, одной и той же реальности, называемой человеком. Так как каждая душа предназначена для того, чтобы оживлять определенное тело, которое получает свою материю от зародышевых клеток со всем их наследственным содержанием, из которого она развивается, и поскольку, далее, каждая душа имеет или находится в субстанциальном отношении к определенному телу, то она имеет в самой своей сущности индивидуальные характеристики, которые отличают ее от любой другой человеческой души.

В человеке, как и во всех других телесных существах, атом, молекула, растение, животное, индивидуальность имеет свои первые онтологические корни в материи. Таково учение св. Фомы об индивидуальности материальных вещей. Эта общая черта всех сущих, а именно то, что для того, чтобы существовать, они должны быть неразделимы и отличны от всякого другого сущего, не проистекает у телесных существ, как и у чистых духов, из формы, которая составляет их в такой-то и такой-то степени. специфическая разборчивость. В них эта общая характеристика реализуется ниже того уровня умопостигаемости в действии, который свойственен отделенной форме, независимо от того, отделена ли она в реальном существовании или абстрактной операцией ума. Телесные существа индивидуальны благодаря «материи с обозначенным ее количеством». Их специфическая форма и их сущность индивидуальны не по причине их собственной сущности, а по причине их трансцендентального отношения к материи, понимаемой как подразумевающее положение в пространстве.

Мы охарактеризовали материю как жадность к бытию, не имеющую самой по себе определенности и черпающую все свои определения из формы. В каждом из нас индивидуальность, исключающая из себя все, чем являются другие люди, может быть описана как узость Я, вечно угрожающего и вечно стремящегося ухватиться за себя . Такая узость плоти, одушевленной духом, происходит от материи. Как материальная индивидуальность, у человека есть только ненадежное единство, которое стремится рассыпаться во множестве. Ибо сама по себе материя склонна к распаду, как пространство склонно к разделению. Как индивидуум каждый из нас является фрагментом вида, частью вселенной, уникальной точкой в ​​необъятной сети космических, этнических, исторических сил и влияний — и связан их законами. Каждый из нас подвержен детерминизму физического мира. Тем не менее, каждый из нас тоже человек и, как таковой, не подвластен звездам. Все наше существо существует благодаря существованию духовной души, которая есть в нас принцип творческого единства, независимости и свободы.

. . . .

Мы кратко обрисовали теорию индивидуальности. Личность — гораздо более глубокая тайна, и проникнуть в глубины ее смысла гораздо труднее. Возможно, наиболее подходящим подходом к философскому открытию личности является изучение отношения между личностью и любовью.

«Мы любим не человека, а только его качества», — сказал Паскаль. Это ложное утверждение, и оно обнаруживает в Паскале след того самого рационализма, от которого он стремился защитить себя. Любовь не связана с качествами. Они не являются объектом нашей любви. Мы любим самое глубокое, самое существенное и скрытое, самое существующая реальность любимого существа. Это метафизический центр, более глубокий, чем все качества и сущности, которые мы можем найти и перечислить в возлюбленном. Выражения влюбленных бесконечны, потому что их цель невыразима.

Любовь ищет этот центр, правда, не отдельно от своих качеств, а как единое с ними. Это неиссякаемый, так сказать, центр существования, щедрости и действия; способный давать и давать самого себя; способный принять не только тот или иной дар, дарованный другим, но даже другое я в качестве дара, другое я, которое отдает себя. Это краткое рассмотрение собственного закона любви приводит нас к метафизической проблеме личности. Ибо любовь связана не с качествами, природами или сущностями, а с человека . «Ты сам , , — говорит Джульетта, — хотя и не Монтекки… Ромео, сними свое имя и вместо своего имени, которое не принадлежит тебе, возьми всю себя». Чтобы отдавать себя, нужно сначала существовать; не как звук, распространяющийся по воздуху, или идея, которая приходит в голову, но как вещь, которое существует и осуществляет существование для себя. Такое существо должно существовать не только как другие вещи, но в высшей степени, в самообладании, владея собой, владея собой. Короче говоря, оно должно быть наделено духовным существованием, способным содержать себя благодаря действиям интеллекта и свободы, способным к сверхсуществованию посредством знания и любви. По этой причине метафизическая традиция Запада определяет личность в терминах независимости, как реальность, которая, существуя духовно, составляет вселенную для себя, относительно независимое целое внутри великого целого вселенной, противостоящее трансцендентному целому, которое Бог. По той же причине эта традиция находит в Боге суверенную Личность, чье существование само состоит в чистом и абсолютном сверхсуществовании посредством мышления и любви. В отличие от понятия индивидуальности телесных вещей, понятие личности связано не с материей, а с глубочайшими и высшими измерениями бытия. Его корни находятся в духе, поскольку дух держится в существовании и изобилует существованием. С метафизической точки зрения личность есть, как справедливо утверждает томистская школа, {26} «прожиточный минимум» окончательное достижение, посредством которого творческий наплыв запечатывает в себе природу лицом к лицу со всем порядком существования, так что существование, которое она получает, есть ее собственное существование и ее собственное совершенство. Личность есть существо духовной души, сообщающееся человеческому составу. Поскольку в нашей субстанции она является отпечатком или печатью, которая позволяет ей обладать своим существованием, совершенствоваться и свободно отдавать себя, личность свидетельствует о щедрости или экспансивности в бытии, которую воплощенный дух проистекает из своей духовной природы и которая составляет внутри себя. тайные глубины нашей онтологической структуры, источник динамического единства, объединения изнутри.

Таким образом, личность означает внутреннее по отношению к себе. А так как именно дух в человеке уводит его, в противоположность растению и животному, за порог собственно так называемой самостоятельности и внутренней к самому себе, то субъективность личности не имеет ничего общего с изолированным единством, без двери или окна лейбницевской монады. Она требует общения знаний и любви. Уже тем, что каждый из нас личность и самовыражается в себе, каждый из нас требует общения с остальные и остальные в порядке познания и любви. Личность по своей сути требует диалога, в котором действительно общаются души. Такое общение редко возможно. По этой причине личность в человеке, по-видимому, связана с опытом страданий даже более глубоко, чем с опытом творческого усилия. Человек имеет прямое отношение к Абсолюту. Ибо только в абсолюте оно способно наслаждаться своей полной достаточностью. Его духовная родина — вся вселенная абсолюта и тех непорочных благ, которые являются путями к абсолютному Целому, превосходящему мир.

Наконец, мы обратимся за последним словом к религиозной мысли и найдем, что глубочайший пласт достоинства человеческой личности состоит в ее свойстве уподобляться Богу — не в общем, как все твари, а в собственном виде. . Это образ Бога . Ибо Бог есть дух, и человеческая личность исходит из Него, имея в качестве начала жизни духовную душу, способную познавать, любить и возноситься благодатью к участию в самой жизни Божией, чтобы, в конце концов, она могла познать и любите Его, как Он знает и любит Себя.

Если наше описание адекватно, то таковы два метафизических аспекта человеческого существа, индивидуальность и личность, вместе с их собственными онтологическими чертами. Каким бы очевидным это ни казалось, во избежание недоразумений и бессмыслицы мы должны подчеркнуть, что это не две отдельные вещи. Во мне нет одной реальности, называемой моим индивидуумом, и другой реальности, называемой моей личностью. Одна и та же реальность есть в одном смысле индивидуум, а в другом — личность. Все наше существо есть индивидуальность в силу того, что в нас происходит от материи, и личность в силу того, что в нас происходит от духа. Точно так же вся картина представляет собой физико-химическую смесь по причине красящего вещества, из которого она сделана, и вся она является произведением красоты по причине искусства живописца.

Конечно, материальная индивидуальность не есть что-то злое само по себе. Очевидно, как само условие нашего существования, это нечто хорошее. Но индивидуальность хороша именно в отношении к личности. Зло возникает тогда, когда в наших действиях мы отдаем предпочтение индивидуальной стороне нашего существа. Ибо, хотя каждый из наших поступков есть одновременно поступок нас самих как индивидуума и как личности, тем не менее уже тем, что оно свободно и включает в себя все наше существо, каждое действие связано с движением к высшему центру, к которому стремится личность, или с движением к тому рассеянию, в которое склонна впасть материальная индивидуальность, предоставленная самой себе.

Здесь следует отметить, что человек должен реализовать через свою волю то, для чего его природа является лишь наброском. С точки зрения банальности — и очень глубокой — восходящей к Пиндару, человек должен стать тем, что он есть. И это он должен сделать с печальной ценой и огромным риском. Он сам, в нравственном порядке, должен завоевать свою свободу и свою личность. Другими словами, как отмечалось выше, его действие может следовать склонностям либо личности, либо материальной индивидуальности. {27} Если развитие происходит в направлении материальной индивидуальности, оно будет направлено на отвратительное эго, закон которого схватывать или поглощать для себя. В то же время личность как таковая будет склонна к фальсификации и растворению. Но если развитие происходит в направлении духовной личности, человек будет ориентироваться на великодушное Я героев и святых. Таким образом, человек будет по-настоящему личностью лишь в насколько жизнь духа и свободы господствует над жизнью чувств и страстей.

Здесь мы сталкиваемся с важнейшей проблемой воспитания человека. Есть люди, которые путают человека с индивидуумом. Чтобы осуществить развитие личности и свободу расширения, к которой она стремится, они отвергают всякий аскетизм; они позволили бы дереву приносить плоды без обрезки. Вместо самоосуществления воспитанный таким образом человек достигает лишь рассеяния и распада. Атрофируется сердце и обостряются чувства, или же все самое человеческое в человеке отступает в пустоту, окутанную легкомыслием.

Другие неправильно понимают различие между индивидуумом и личностью; они ошибочно принимают это за разделение. Они верят, что в каждом из нас есть два отдельных существа, одно — индивидуум, другое — личность. Их девиз: «Смерть личности, да здравствует личность!» Жаль, что, убивая индивидуума, они убивают и человека. деспотическая концепция прогресса человеческого существа ничуть не лучше анархистской 0043 концепция. Его идеал, кажется, состоит в том, чтобы сначала удалить сердце — если возможно безболезненно — а затем заменить его сердцем ангела. вторая — гораздо более трудная операция, и она удается реже. Вместо подлинного человека, являющего таинственный лик Творца, появляется маска, суровая маска фарисея.

Именно внутренний принцип, а именно природа и благодать, имеет наибольшее значение в воспитании и прогрессе человеческого существа, точно так же, как этот внутренний принцип имеет наибольшее значение в органическом росте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *