Личность как субъект и продукт социальных отношений
Личность как субъект и продукт
социальных отношений
2. Личность изучают такие науки как …
АнтропологияПсихология
Социология
Биология
Конфликтология
Политология
3. В процессе развития социологического знания сформировались различные подходы к исследованию личности
Диалектико-материалистический подходАнтропологический подход
Нормативный подход
Социологический подход
Персоналистический подход
Биолого-генетический подход
4. Соотношение понятий «личность» и «индивид»
Личность – устойчивая системасоциально
значимых
черт,
характеризующих индивида как
продукт общественного развития
(социализации)
и
включения
людей в систему социальных
отношений
посредством
деятельности и общения
5. Соотношение понятий «личность» и «индивид»
Индивид–
это
особь,
отдельно
существующий организм или отдельно взятый
человек как представитель человеческого рода.
Индивидуальность – это …
Совокупность
черт
характера
и
психологического
склада,
определяющих
своеобразие человека в его отличии от других.
Отдельная
личность
как
обладатель
уникальной
совокупности
свойств
и
характеристик.
6. Социальный тип личности
Социальный тип личности — этообобщенное отражение
совокупности повторяющихся
существенных социальных
качеств личностей, входящих в
какую-либо социальную
общность.
7. Впервые попытка создать классификационную систему личности была предпринята Э. Шпрангером
1) теоретический тип – ориентированность на получениеновых знаний;
2) экономический тип – основой поведения выступает
прагматическая ориентация;
3) социальный тип – стремление к общению,
направленность на социальное окружение;
4) эстетический тип – склонность к впечатлениям,
переживаниям и самовыражению;
5) политический тип – стремление к господству и
распределению социальных ролей, а также склонность к
подчинению;
6) религиозный тип – ориентация на поиск высшего
смысла жизни, общение с Богом.
8. Американскому социологу Роберту Линтону принадлежит идея выделения нормативного и модального типов личности
Нормативный типМодальный тип
тот, который наилучшим
образом отвечает
основным ценностям
культуры общества, в
котором живет человек
это статистически
доминирующий тип
личности
9. Американским социологом Робертом Парком была введена категория маргинальная личность
Маргинальнаяличность — это человек,
находящаяся на стыках культур.
Впитывая
культурные стандарты другой
культуры,
он
поневоле
становится
“культурным
гибридом”,
оказывается
в
“маргинальной”
ситуации,
испытывает
дискомфортные чувства и часто проявляет
отклоняющееся поведение.
Эрик Фромм выделил
тип авторитарной личности как
основу тоталитарных режимов в
силу таких ее черт, как
консервативность,
агрессивность,
жажда власти,
ненависть к интеллигенции,
Ненависть
к представителям
других этнических групп,
стереотипность мышления,
конформизм и т. д.
Эрих Фромм
11. Концепции взаимодействия личности и общества
Макс Вебер полагал, чтогосударство,
семья,
акционерное общество и
т.п. – это только связи
специфических
действий
отдельных людей, так как
лишь последние являются
понятными нам носителями
действий,
имеющих
смысловую ориентацию.
Макс Вебер
12. Согласно взглядам Эмиля Дюркгейма
Личность – этодвойственная
реальность, в
которой
существуют,
взаимодействуют
и борются две
сущности:
социальная и
индивидуальная
Эта борьба у Дюркгейма
представлена в разных формах:
постоянство человеческой
природы против исторических
черт;
сознание и поведение
объединений индивидов
(например, государства, церкви
и пр.) против поведения
отдельных индивидов;
социально предписанные
обязанности против стихийно
формирующихся желаний
отдельных индивидов.
В
понимании
Карла
Маркса
субъектами
социального
действия
являются
социальные
образования
нескольких
уровней:
человечество,
классы,
нации,
государство,
семья,
личность.
Сила их воздействия на
общественное
развитие
изменяется в зависимости
от исторических условий.
Карл Маркс
14. Социализация личности
Социализация–
это
процесс
интеграции индивида в обществе
посредством усвоения им элементов
культуры,
социальных
норм
и
ценностей,
приобретений
знаний,
умений,
навыков
поведения,
формирования социальных качеств и
свойств, требуемых для выполнения
социальных ролей
В социализации выделяют две фазы:
социальную адаптацию
Интериоризацию
Социальная адаптация – это формальное
приспособление
индивида
к
социальноэкономическим
условиям,
к
ролевым
функциям,
социальным
нормам,
к
социальным
группам,
институтам,
организациям, выступающим в качестве сферы
его жизнедеятельности.
Интериоризация — это процесс включения
социальных норм и ценностей во внутренний
мир человека.
Агенты
социализации. Важнейшую роль
в том, каким вырастает человек, как
пройдет его становление играют люди, в
непосредственном взаимодействии с
которыми протекает его жизнь
Институты
социализации:
семья,
школа, общество сверстников, трудовой
коллектив,
средства
массовой
информации
и
коммуникации.
Основные и второстепенные институты
социализации.
В социологии обычно
выделяют два уровня
социализации:
Первичная
социализация
Вторичная
социализация
Первичная
социализация происходит в
сфере межличностных отношений в малых
группах. В качестве первичных агентов
социализации
выступает
ближайшее
окружение индивида: родители, близкие и
дальние родственники, друзья семьи,
сверстники, учителя, врачи и т. д.
Вторичная социализация происходит на
уровне больших социальных групп и
институтов.
Вторичные
агенты
–
это
формальные организации, официальные
учреждения:
представители
администрации
и
школы,
армии,
государства и т. д.
19. Теория социализации Джоржа Мида
Человеческое“Я”, считал Мид, состоит из
двух частей — “Я-сам” (I) и “Я-меня” (Ме).
Структура
личности, по Миду, имеет
следующее строение: SELF= I + ME.
Дж. Г. Мид в своей теории «обобщенного
другого» главным фактором социализации
считал способность индивида принимать
роль другого, с тем чтобы установки другого
по отношению к индивиду могли бы быть им
оценены.
20. Теория социализации Чарльза Кули
«Зеркальное Я» состоит из трехэлементов:
того, как, по нашему мнению, нас
воспринимают другие
того, как, по нашему мнению, они
реагируют на то, что видят
того, как мы отвечаем на воспринятую
нами реакцию других
21. Теория социализации Ирвинга Гоффмана
В своей книги “Я и маски”он проводит мысль о том, что
человек в высокой степени
определяется
ситуацией,
социальной игрой, которую он
ведет
вместе
с
другими
людьми в каждой данной
ситуации.
Ирвинг
Гоффман
22. Теория социализации Р. Гоулда
Р.Гоулд
утверждает,
что
успешная
социализация
взрослых
связана
с
постепенным
преодолением
детской
уверенности во всемогуществе авторитетных
лиц и в том, что другие обязаны заботиться о
твоих нуждах. В результате формируются
более реалистические убеждения с разумной
мерой
недоверия
к
авторитетам
и
пониманием, что люди сочетают в себе как
достоинства, так и недостатки.
23. Теория социализации Зигмунда Фрейда
З. Фрейд выделил в структуре личноститри основных компонента:
1. Оно (Ид) — источник энергии,
стимулирующий стремление к
удовольствию.
2. Я (Эго) — элемент, осуществляющий
контроль поведения на основе принципа
реальности.
3. Сверх-Я (Супер- Эго) — нравственный,
оценочный элемент личности.
24. Теория социализации Жана Пиаже
Согласно взглядам Жана Пиаже, каждаястадия
когнитивного
развития
детей
подразумевает
наличие
новых
навыков,
определяющих пределы того, чему на данной
стадии можно научить человека. Эти стадии
сменяют одна другую в определенном порядке:
сенсорно-моторная (от рождения до 2 лет),
операциональная стадия ( с 2 до 7 лет), стадия
конкретных операций (с 7 до 11 лет), стадия
формальных операций (от 12 до 15 лет).
25. Социальная роль и социальный статус
Под статусом понимается «положение,позиция, ранг в любой иерархии, структуре,
системе.
Совокупность
прав
и
обязанностей, определяющих положение
лица,
государственного
органа,
международной организации, государства
в международных организациях»
Выделяют различные виды статусов:
предписанный
(унаследованный),
приобретенный (достигнутый благодаря
собственным усилиям),
формальный (определяемый
совокупностью официально
предписанных прав и обязанностей),
неформальный (складывающийся на
основе общественного признания,
престижа, влияния, авторитета).
27. Социальная роль
Роль– поведение, которое ожидается
от
человека,
занимающего
определенную социальную позицию
или статус.
От социальной роли следует отличать
ролевое поведение, которое отражает
не
социально-запрограмированное,
ожидаемое, а реальное, фактическое
поведение субъекта.
Американский социолог Роберт
Мертон обратил внимание на такую
особенность социальной структуры
общества
как
связь
одного
конкретного статуса не с одной
единственной ролью, а с целым
рядом
различных
ролей.
Для
обозначения этого явления им было
введено в научный оборот понятие
«ролевой набор»
29. Социальные роли попытался систематизировать Толкотт Парсонс. Он считал, что любая роль может быть описана с помощью пяти
основных характеристик:Эмоциональность
Способ
получения
Масштаб
Формализация
Мотивация
Карта сайта
Главная Обучение Библиотека Карта сайта
|
Гонка | Определение, идеологии, конструкции и факты
William C. Woodgridge: Modern Atlas (1835)
Просмотреть все СМИ
- Ключевые люди:
- Франц Боас Сэр Эдвард Бернетт Тайлор Кваме Энтони Аппиа Роланд Б. Диксон Эшли Монтегю
- Похожие темы:
- расизм мулат коричневые младенцы пардо метисы
Просмотреть весь соответствующий контент →
Резюме
Прочтите краткий обзор этой темы
раса , идея о том, что человеческий вид делится на отдельные группы на основе унаследованных физических и поведенческих различий. Генетические исследования в конце 20-го века опровергли существование биогенетически различных рас, и теперь ученые утверждают, что «расы» — это культурные вмешательства, отражающие определенные взгляды и убеждения, которые были навязаны различным группам населения после западноевропейских завоеваний, начавшихся в 15-м веке.
Современное значение термина раса по отношению к людям начало появляться в 17 веке. С тех пор оно имело множество значений в языках западного мира. Что общего у большинства определений, так это попытка классифицировать людей в первую очередь по их физическим различиям. В Соединенных Штатах, например, термин раса обычно относится к группе людей, которые имеют некоторые общие видимые физические черты, такие как цвет кожи, текстура волос, черты лица и строение глаз. Такие отличительные черты связаны с крупными, географически обособленными популяциями, и эти континентальные агрегаты также обозначаются как расы: «африканская раса», «европейская раса», «азиатская раса». Многие люди думают, что раса отражает любые видимые физические (фенотипические) различия среди человеческих групп, независимо от культурного контекста и даже при отсутствии фиксированных расовых категорий.
Термин раса также применялся к языковым группам («арабская раса» или «латинская раса»), к религиозным группам («еврейская раса») и даже к политическим, национальным или этническим группам с мало или совсем нет физических признаков, отличающих их от соседей («ирландская раса», «французская раса», «испанская раса», «славянская раса», «китайская раса» и т. д.).
На протяжении большей части 20-го века ученые западного мира пытались идентифицировать, описывать и классифицировать человеческие расы и документировать их различия и отношения между ними. Некоторые ученые использовали термин раса для подвидов, подразделений человеческого вида, которые считались достаточно различными биологически, чтобы позже они могли эволюционировать в отдельные виды.
Ни разу, с первых рудиментарных попыток классификации человеческих популяций в 17-м и 18-м веках и до наших дней, ученые не пришли к единому мнению о количестве рас человечества, признаках, которые должны использоваться при идентификации рас, или смысл самой расы . Эксперты предложили ряд различных рас, варьирующихся от 3 до более чем 60, основываясь на том, что они считали отличительными различиями только в физических характеристиках (к ним относятся тип волос, форма головы, цвет кожи, рост и т. д.). Отсутствие согласия в отношении значения и идентификации рас продолжалось и в 21 веке, и современные ученые не ближе к согласию, чем их предки. Таким образом, раса никогда за всю историю своего использования не имела точного значения.
Хотя большинство людей продолжают думать о расах как о физически обособленных популяциях, научные достижения 20-го века продемонстрировали, что физические различия человека не соответствуют «расовой» модели. Вместо этого физические вариации человека имеют тенденцию накладываться друг на друга. Не существует генов, которые могли бы идентифицировать отдельные группы, соответствующие общепринятым расовым категориям. На самом деле, анализ ДНК доказал, что у всех людей гораздо больше общего генетически, чем различий. Генетическая разница между любыми двумя людьми составляет менее 1 процента. Более того, географически удаленные друг от друга популяции отличаются друг от друга лишь 6–8 % генов. Из-за наложения черт, не имеющих отношения друг к другу (таких как цвет кожи и структура волос), и неспособности ученых группировать народы в отдельные расовые группы современные исследователи пришли к выводу, что концепция расы не имеет биологической обоснованности.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Многие ученые, занимающиеся другими дисциплинами, в настоящее время принимают это относительно новое научное понимание биологического разнообразия человеческого вида. Более того, они давно поняли, что концепция расы, относящаяся исключительно к фенотипическим признакам, не охватывает ни социальную реальность расы, ни феномен «расизма». Вдохновленные достижениями в других областях, особенно в антропологии и истории, ученые начали рассматривать расу как социальное и культурное, а не биологическое явление, и определили, что раса является социальным изобретением относительно недавнего происхождения. Свои наиболее характерные черты она получает от социальных последствий ее классификационного использования. Идея «расы» начала развиваться в конце 17 века, после начала европейских исследований и колонизации, как народная идеология о человеческих различиях, связанных с различными популяциями — европейцами, индейцами и африканцами — собранными вместе в Новом Свете.