Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Индивидуальность в обществознании: Человек, индивид, личность, индивидуальность – соотношение понятий в обществознании

Видеоурок по обществознанию 6 класс тема Индивид индивидуальность личность

Что такое общество

Человек- личность

Человек и его деятельность

Потребности человека

Человек среди людей

Нравственные основы жизни

Показать все темы

Обществознание

6 7 8 9 10 11

Поделиться

0

0

03:50

Понятия индивид, индивидуальность и личность объединены тем, что связаны с человеком. Но что такое человек?
Каждый человек при рождении является индивидом — отдельным представителем человеческого рода. Индивидуальность составляется из качеств и признаков, присущих конкретному индивиду с рождения. Личность же формируется в результате социализации.

Лекция 1. Человек как член общества

Расскажите о сайте на своей странице в соцсети:

Видеозанятия по обществознанию:

Человек – это биосоциальное существо, или, по мнению многих современных учёных – биопсихосоциальное существо. В этом определении чётко выражены два начала человека — биологическое и социальное. Биологическое включает то, что «досталось» человеку от природы. Это начало получило название «индивид». Индивид – это отдельный представитель человеческого рода, отличающийся от других биологическими признаками – внешностью, ростом, весом и т.п. Социальное начало человека аккумулировано в понятии «личность». Личность – комплекс социально значимых качеств человека, характеризующих его как члена общества – гражданская активность, взгляды, знания, умения, навыки.

Личность формируется только в обществе, во взаимодействии с другими личностями. 

К примеру, Вы как человек обладаете биологическими чертами (у Вас какой-либо вес, рост, цвет глаз) — и всё это характеризует Вас как индивида, а также социальными характеристиками (Ваш характер, умения, навыки и т.п.) — они аккумулируются в понятии «личность». Человек как член общества проявляет себя именно в понятии «личность». 

Сущность человека можно выразить формулой: ЧЕЛОВЕК = ИНДИВИД + ЛИЧНОСТЬ. Сюда можно добавить еще психику. Психика – феномен, по поводу которого в науке много споров. Её нельзя отнести однозначно ни к биологической, ни к социальной природе человека. Психика – существующее в различных формах свойство высокоорганизованных живых существ и продукт их жизнедеятельности, обеспечивающие их ориентацию и деятельность. Большинство учёных считает, что важнейшие компоненты психики закладываются при рождении, т.е. от природы, однако её развитие осуществляется уже в течение жизни человека.

Психикой обладают и животные. К примеру, разные собаки различно реалируют на вызовы внешней среды. Одна может испугаться и убежать, другая — начать лаять и бросаться «в бой». За эти реакции отвечает психика. Безусловно, психика человека намного более сложная и организованная, нежели у животных. 

В отношении многих людей иногда употребляют слово «индивидуальность». Индивидуальность– это яркое, неповторимое своеобразие биологического и социального в человеке. Яркий комплекс его как биологических, так и личностных черт. К примеру, о великом русском поэте А.С. Пушкине с уверенностью можно сказать, что он ярчайшая индивидуальность — все легко узнают на картинах его профиль, а стихотворения поэта являются сокровищницей русской культуры. 

В трактовках человека возможны две крайности. Абсолютизация биологического начала называется биологизаторством (биологизаторским подходом). По мнению сторонников этой крайности, судьба человека уже предопределена от рождения; по наследству передаются почти все основные качества человека.

Социологизаторство (социологизаторский подход) — подход, абсолютизирующий социальные качества человека. Сторонники данного подхода, среди которых можно выделить Дж. Локка, считали, что новорождённый человек — «чистая доска», и опыт социальной жизни напишет на ней свои письмена. Этих двух крайностей желательно избегать в понимании человека. 

Человек — сложнейший феномен. В науке до сих пор не решён вопрос о сущности его происхождения. Процесс появления и становления человека называется антропогенезом. 

Можно выделить несколько основных теорий антропогенеза, сложившихся в науке: 

  • религиозная теория — предполагает рассмотрение божественного происхождения человека. Человек — «образ и подобие Божье», творение бога. Данная теория, безусловно, представлена в Библии, Коране и т.д.; 
  • теория палеовизита — рассматривает внеземной источник происхождения человека. По мнению сторонников данной теории. пришельцы из космоса привнесли на Землю человеческие существа. Эта теория сегодня не пользуется популярностью; 
  • теория эволюции — предполагает поиск причин появления человека в биологической эволюции животных. Автор этой теории — Ч. Дарвин. По мнению сторонников этой теории, человек генетически связан с высшими млекопитающими, и, прежде всего, некоторыми наиболее развитыми обезьянами. С развитием эволюции появилось сознание, язык и иные социальные качества человека; 
  • трудовая теория — выделяет в качестве главной причины появления и становления человека современного типа труд. Автор этой теории — К. Маркс. Теория труда как главного фактора антропогенеза не противоречит теории эволюции, являясь, скорее, её продолжением. 

Современный человек отличается от животных социальными качествами. Основные отличия связаны с тем, что человек: 

  • обладает членораздельной речью и мышлением; 
  • способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности; поведение животного изначально запрограммировано генетически; животное не осознаёт последствий своих действий; 
  • преобразует окружающую действительность; 
  • способен изготовлять орудия труда и использовать их при производстве материальных благ; 
  • удовлетворяет не только биологические, но и социальные потребности:
  • поведение животных регулируется инстинктами, а их эмоции — проявления психики.
     

Бобр, который строит плотину, не осознаёт сам процесс деятельности и не планирует строительство плотины — все его действия регулируются заложенными природой инстинктами. Разные собаки могут различно реагировать на внешние раздражители — одна громко лаять, другая, к примеру, убегать или затаиваться. Но и этого они не осмысливают — это лишь проявления психики и инстинктов. А психика может и у животных быть разной. 

Взаимодействие человека с природой сегодня противоречиво. С одной стороны, человек может защищать экологию, ограничивать вредное воздействие на неё; с другой — загрязнять природу, проявлять потребительское к ней отношение. 

Рождённый человек имеет задатки. Задатки — анатомо-физиологические особенности нервной системы, служащие базой для формирования тех или иных способностей. Иными словами — природная предрасположенность человека к тем или иным видам деятельности. Задатки передаются по наследству. Разовьются ли задатки в способности — зависит от жизненного пути человека, от его воспитания и обучения.

Но даже не имея задатков, можно развить способности, просто это будет делать сложнее. Немало примеров, как имея слаборазвитые задатки, человек достигал высот. К примеру, И.А. Бунин, который довольно плохо учился в гимназии г. Ельца, имел далеко не отличные отметки по литературе, даже не закончил гимназический курс — однако это не помешало ему стать известным русским писателем и поэтом. Способности — индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности определяют успех человека в какой-либо сфере деятельности. Формируются они в ходе процессов обучения, воспитания, социализации. Т.е. способности социальные по сути. Например, о человек можно сказать — «он способный математик». Т.е. человек может неплохо разираться в математических формулах, решать задачи и т.д. Иногда они могут развиться в талант. Талант — высочайшую ступень развития способностей, определяющих яркий, особенный успех человека в одной из сфер деятельности.
Редко кто обладает гениальностью. Гениальность — это высшая ступень развития способностей, которая предопределяет особый успех человека сразу в большинстве сфер деятельности. К примеру, родившийся человек имел задатки гуманитария — его родители также проявляли успехи в этих науках. Получив высшее педагогическое образование, он стал способным учителем истории. Его ученики легко воспринимали объяснения учителя, с интересом занимались. Возможно, учитель стал выдающимся, победил в конкурсах «Учитель года», его ученики достигли значительных результатов в олимпиадах — тогда о нём можно сказать, что он талантлив. А вот о М.В. Ломоносове с уверенностью можно заявить, что он гениален. Его уровень способностей позволил ему стать известным физиком, математиком, химиком, историком и т.п. «Он был сам нашим первым университетом» — сказал о нём А.С. Пушкин.

Видеолекция по теме:

Вы можете поделиться материалом лекции в социальных сетях:

Индивидуализм в социальных науках: формы и пределы методологии

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Твиттер
    • Подробнее

CITE

Bhargava, Rajeev,

Индивидуализм в социальных науках: формы и пределы методологии

, Оксфордские философские монографии

(

, Оксфорд,

1992;

онлайн EDN,

77779

  • 9004 онлайн EDN,

    79777

    . , 3 октября 2011 г.

    ), https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780198242796.001.0001,

    , по состоянию на 1 декабря 2022 г.

    Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

    Закрыть

    Фильтр поиска панели навигации Оксфордский академический Индивидуализм в социальных науках: формы и ограничения методологииСоциальная и политическая философияКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта

    Закрыть

    Фильтр поиска панели навигации Оксфордский академический Индивидуализм в социальных науках: формы и ограничения методологииСоциальная и политическая философияКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте

    Расширенный поиск

    Abstract

    Литература по методологическому индивидуализму характеризуется широко распространенным мнением о том, что если бы доктрина была изложена с достаточной тщательностью, ее можно было бы считать тривиально истинной. Эта книга ставит под сомнение эту точку зрения. Он начинается с тщательного распутывания различных формулировок доктрины, выявляет ее наиболее правдоподобную версию и, наконец, определяет основное допущение, лежащее в ее основе, а именно, что убеждения — это установки, полностью индивидуализированные с точки зрения того, что находится внутри индивидуального разума. Автор утверждает, что как только это индивидуалистическое предположение будет оспорено, можно реабилитировать неиндивидуалистическую методологию, которая позволяет проводить контекстуальное исследование убеждений и действий и даже изучение социального контекста, относительно независимого от убеждений и действий людей.

    Ключевые слова: методологический индивидуализм, убеждения, установки, индивидуальный разум, неиндивидуалистическая методология, действия, социальный контекст, индивиды

    Предмет

    Социальная и политическая философия

    Содержание

    • Передняя часть

      • Оксфордские философские монографии
      • Страница авторского права
      • Преданность
      • Благодарности
    • Введение
    • Часть I Формы методологического индивидуализма

      • Расширять 1 Формы методологического индивидуализма
        • Часть 2 Пределы объяснительного индивидуализма

          • Расширять 2 Методологический индивидуализм как форма редукционизма
            • Расширять 3 Методологический индивидуализм и модель DN
              • Расширять 4 Методологический индивидуализм: интенционализм
                • Часть 3 Пределы онтологического индивидуализма

                  • Расширять 5 Социальное измерение смысла
                    • Расширять 6 Неиндивидуалистический вызов: контекстуализм
                      • Конец Материи

                        • Заключительные замечания
                        • использованная литература
                        • Индекс

                      Войти

                      Получить помощь с доступом

                      Получить помощь с доступом

                      Доступ для учреждений

                      Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

                      Доступ на основе IP

                      Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

                      Войдите через свое учреждение

                      Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

                      1. Щелкните Войти через свое учреждение.
                      2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
                      3. Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
                      4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

                      Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

                      Войти с помощью читательского билета

                      Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

                      Члены общества

                      Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

                      Войти через сайт сообщества

                      Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

                      1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
                      2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
                      3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

                      Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

                      Войти с помощью личного кабинета

                      Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.

                      Личный кабинет

                      Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

                      Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

                      Просмотр учетных записей, вошедших в систему

                      Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

                      • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
                      • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

                      Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

                      Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

                      Ведение счетов организаций

                      Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.

                      Покупка

                      Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.

                      Информация о покупке

                      Реклама

                      Реклама

                      Холизм и индивидуализм в истории и социальных науках

                      Доступ к полному содержанию доступен только для членов учреждений, купивших доступ. Если вы принадлежите к такому учреждению, войдите в систему или узнайте больше о том, как сделать заказ.


                      Поделиться

                      Загрузка контента

                      Нам не удалось загрузить контент

                      Печать

                      Содержание

                      • Резюме статьи
                      • содержимое заблокировано

                        1

                        Введение

                      • содержание заблокировано

                        2

                        Онтологические причины

                      • содержание заблокировано

                        3

                        Эпистемологические причины

                      • содержание заблокировано

                        4

                        Индивидуальное преднамеренное объяснение

                      • контент заблокирован

                        5

                        Целостный вызов

                      • содержимое заблокировано

                        Библиография

                      Тематический

                      • По
                      • Бхаргава, Раджив

                      DOI

                      10. 4324/9780415249126-R009-1

                      DOI: 10.4324/9780415249126-r009-1
                      Версия: V1, опубликовано в Интернете: 1998
                      . com/статьи/тематические/холизм-и-индивидуализм-в-истории-и-общественных-науках/v-1


                      Методологические индивидуалисты, такие как Милль, Вебер, Шумпетер, Поппер, Хайек и Эльстер, утверждают, что все социальные факты должны быть полностью и исчерпывающе объяснены в терминах действий, убеждений и желаний людей. С другой стороны, методологические холисты, такие как Дюркгейм и Маркс, склонны в своих объяснениях обходить индивидуальное действие. В рамках этих дебатов существуют лучшие аргументы в пользу точки зрения, что объяснения социальных явлений без убеждений и желаний агентов недостаточны. Если это так, то индивидуалисты, по-видимому, имеют явное преимущество перед своими противниками. Действительно, среди философов и социологов существует консенсус в отношении того, что холизм неправдоподобен или ложен, а индивидуализм, если его тщательно сформулировать, тривиально верен.

                      Холисты бросают вызов этому консенсусу, сначала утверждая, что карикатурные формулировки холизма, игнорирующие человеческую деятельность, должны быть отброшены. Затем они просят нас пересмотреть природу человеческого действия. Действие отличается от простого поведения своим интенциональным характером. Это бесспорно между индивидуалистами и холистами. Но против индивидуалистического утверждения о том, что намерения существуют лишь как психологические состояния в головах индивидуумов, холист утверждает, что они также непосредственно встроены в нередуцируемые социальные практики и что идентификация любого намерения невозможна без изучения социального контекста, в котором мыслят агенты. и действовать. Холисты не видят ничего плохого в необходимости разгадывать мотивы людей, но они утверждают, что эти мотивы не могут быть индивидуализированы без обращения к более широким убеждениям и практикам сообщества. Например, уступчивость угнетенных рабочих может принимать форму не полного подчинения, а тонких переговоров, которые приносят им субоптимальные выгоды. Нечувствительность к социальному контексту может сделать нас слепыми к этому. Кроме того, выбор этой стратегии не зависит от индивидуальных убеждений и предпочтений. То, что решения принимаются с помощью тонких стратегий переговоров, а не открытого торга, применения силы или использования высоких моральных принципов, является вопросом социальной практики, несводимой к сознательным действиям людей.

                      Если холистское утверждение верно, следуют два вывода. Во-первых, ссылка на социальную сущность неизбежна, даже когда социальные факты объясняются в терминах индивидуальных действий, из-за необходимого присутствия социальной составляющей во всех индивидуальных намерениях и действиях. Во-вторых, отсылка к индивидуальным действиям даже не требуется, когда социальные факты объясняются или понимаются в терминах социальных практик. Таким образом, индивидуалистический взгляд на то, что объяснение в социальных науках должно всецело и исчерпывающе опираться на индивидуальные сущности, вызывает горячие споры и не является столь бесспорным или тривиальным, как кажется.

        • Добавить комментарий

          Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *