Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Ингибиция в психологии: Ингибиция или Ингибиторный Контроль — Когнитивная способность

Содержание

Ингибиция или Ингибиторный Контроль — Когнитивная способность

Что такое ингибиция или ингибиторный контроль?

Ингибиция (ингибирование) или ингибиторный контроль — это способность человека ингибировать или контролировать импульсивные (или автоматические) реакции и генерировать ответы с помощью внимания и рассуждения. Эта когнитивная способность является частью Исполнительных Функций и способствует процессам антиципации, планирования и постановки целей. Ингибиция или ингибиторный контроль останавливает неуместное поведение и автоматические реакции, меняя их на более обоснованные и адаптированные к ситуации.

Доктор Рассел Баркли предложил модель саморегуляции поведения, где ингибиторный контроль был основой для надлежащего функционирования других исполнительных функций мозга. Ингибиторный контроль имеет важное значение для гибкости мышления, управления импульсивностью или отвлекающими факторами, рабочей памяти, регулирования чувств, эмоций и т.д. Нарушения способности к ингибиции приводят к таким расстройствам, как СДВГ. Дефицит ингибиции может проявляться на трёх различных уровнях:

  • Уровень моторики: отсутствие контроля в моторике поведения и проявление гиперактивности. Например, когда ребёнок находится на уроке и не может усидеть на месте, потому что он устал сидеть.
  • Уровень внимания: проявляется в форме повышенной отвлекаемости и трудности поддерживать внимание. Например, когда мы читаем книгу и отвлекаемся, услышав звонок в дверь соседа или увидев тень голубя, пролетающего за окном.
  • Уровень поведения: это проявляется в форме импульсивных действий, которые мы не можем контролировать. Например, бешено сигналить, если светофор показывает зелёный, а впереди стоящий автомобиль не двигается с места.

Во время нашего развития лобные структуры мозга созревают последними, поэтому часто можно увидеть, что дети младшего возраста имеют трудности с контролем поведения и не знают, как реагировать в непредвиденных ситуациях. Им стоит труда ингибировать ранее начатые процессы. По мере того, как мы растем, при отсутствии специфических дисфункций, наша способность к ингибиции постепенно развивается.

Ингибиция является одной из когнитивных функций, наиболее используемых нами в повседневной жизни. Это инструмент нашего мозга, который служит для коррекции поведения. Благодаря ингибиции мы умалчиваем то, что лучше не произносить, можем находиться долгое время в сидячем положении вопреки желанию встать во время уроков в школе, занимаясь дома или работая в офисе, или, управляя автомобилем, скорректировать траекторию движения, если вдруг другой автомобиль внезапно появляется на нашей полосе. Это позволяет нам реагировать на непредвиденные ситуации или риски, и адаптироваться к ним. Таким образом, развитая способность к ингибиции может способствовать улучшению поведения, а также более высокой школьной успеваемости, большей эффективности на работе, повышению безопасности дорожного движения и умению выстраивать социальные отношения.

Примеры ингибиции или ингибиторного контроля

  • В процессе учёбы наблюдаются низкие уровни ингибиции, когда мы начинаем отвлекаться на мобильный телефон, переписываться в чате или встаём, чтобы заглянуть в холодильник или просто побездельничать. Студент с высоким уровнем ингибиторного контроля может контролировать эти модели поведения, сосредоточив внимание на своей основной деятельности, что способствует получению наилучших результатов в учёбе.
  • Во многих видах офисной работы ситуация будет похожа на описанную ранее. Часто бывает так, что автоматически мы выполняем действия, которые отвлекают нас от работы, или просто начинаем думать о личных проблемах. Если сотрудник имеет развитую функцию ингибиторного контроля, он будет более эффективным на работе.
  • Непредвиденные обстоятельства часто возникают на дороге. Представьте, что вы собираетесь выехать с перекрёстка с круговым движением, но внезапно вынуждены нажать на тормоза, потому что другой автомобиль из левой полосы ротонды вдруг перестроился на вашу полосу, направляясь к тому же выезду, что и вы. Если вы способны остановить или замедлить действие, которое было запланировано, при появлении непредвиденных обстоятельств, и действовать согласно ситуации, это возможно благодаря развитой способности к ингибированию.
  • Некоторые люди имеют тенденцию обдумывать определённые негативные идеи или проблемы, мысленно возвращаясь к ним снова и снова. Люди с высоким уровнем ингибиторного контроля могут «отключить» неприятные мысли и сконцентрироваться на деятельности, которая может принести больше пользы.
  • Если вас укусил комар, то естественное поведение — это расчесать укус. Люди с высоким уровнем ингибиции смогут избежать этого, несмотря на дискомфорт, который причиняет им укус. При низком ингибиторном контроле этот укус может привести к образованию раны.
  • Если вы находитесь на семейном обеде, и один из ваших родственников (не все знают, что вы не очень-то с ним ладите) без конца делает раздражающие вас комментарии, возможно, у вас будет порыв ответить и сказать ему что-то неприятное. Тем не менее, если у вас хороший ингибиторный контроль, вы сможете сохранить спокойствие и самообладание. Если вы не в состоянии должным образом подавлять свои импульсы, возможно, всё закончится семейной ссорой.
  • Люди с низким уровнем ингибирования часто могут сорвать переговоры или вмешаться в разговор, что очень затрудняет коммуникации. Они реагируют на вопрос или проблему импульсивно и поэтому нередко делают ошибки.

Дезингибиция и другие расстройства, связанные с проблемами ингибиции или ингибиторного контроля

В детском возрасте может наблюдаться так называемое Поведенческое Ингибирование (ПИ). Это свойство темперамента ребёнка, которое приводит к чрезмерной ингибиции или подавлению. Оно характеризуется наличием проблем при изучении новых объектов или людей и появлением чувства сильной тревоги в ситуации неизвестности. Это часто приводит к одиночеству и социальному отчуждению. Поведенческое ингибирование похоже на застенчивость, но его эффект также наблюдается в несоциальных ситуациях.

Часто люди с повреждением головного мозга в префронтальной доле в результате инсульта, черепно-мозговой травмы или опухоли, имеют низкий уровень ингибиторного контроля (синдром лобной доли). Иногда это приводит к словоблудию или склонности потрогать все объекты, которые находятся у них под рукой (поскольку они не могут подавить слова, которые приходят им в голову, или желание потрогать руками предметы). Тем не менее, иногда низкий уровень ингибиторного контроля может вызывать более серьёзные проблемы поведения, что приводит к агрессии, использованию ненормативной лексики или неуместному сексуальному поведению.

Также есть случаи, когда люди с повреждением головного мозга имеют замедленную речь и, как правило, очень мало говорят (однако в процессе разговора видно, что они могут говорить понятно и бегло).

Нарушение способности к ингибиции является основной проблемой таких расстройств, как Синдром Дефицита Внимания и Гиперактивности (СДВГ). При СДВГ наблюдается недостаток ингибиции как на поведенческом уровне (ребёнок становится импульсивным, часто проявляет агрессию, если что-то ему не нравится, может встать со стула, когда ему надоест занятие…), так и на когнитивном уровне (не может ингибировать отвлекающие факторы, теряет внимание и поэтому часто отвлекается). Кроме того, недостаточная ингибиция может проявиться наряду с другими нарушениями при таких расстройствах, как обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР). В случае обсессивно-компульсивного расстройства пациенты не способны ингибировать или остановить катастрофическое магическое мышление, которое генерирует тревогу, заставляя их концентрировать всё внимание на объекте свой одержимости.

Влияние алкоголя и других наркотиков на ингибицию заслуживает особого упоминания. Обычно острая алкогольная интоксикация снижает ингибиторный контроль (на самом деле, это одна из причин запрета на вождение с определённым количеством алкоголя в крови). Кроме того, хронический алкоголизм может стать причиной необратимых нарушений ингибирования. Недавние исследования показывают, что запойный алкоголизм (чрезмерное употребление алкоголя в течение коротких периодов времени в сочетании с периодами воздержания) может, в конечном итоге, привести к тем же нарушениям ингибиции, что и хронический алкоголизм.

Как измерить и оценить Ингибицию или Ингибиторный контроль?

Ингибиторный контроль лежит в основе многих моделей поведения в нашей повседневной жизни. Умение вести себя адекватно в среде с неожиданными или отвлекающими факторами напрямую зависит от качества нашей ингибиции. Таким образом, оценка ингибиторного контроля может быть полезна в различных областях жизни: в учебном процессе (чтобы знать, что ребенок будет иметь склонность отвлекаться или вести себя хуже), в клинических условиях (чтобы знать, что пациент с суицидальными тенденциями имеет низкий ингибиторный контроль, и вовремя усилить наблюдение) илив профессиональной сфере (полицейские, военные и другие специалисты, которые работают с оружием или опасными предметами должны иметь высокий ингибиторный контроль, чтобы избежать несчастных случаев).

Программное обеспечение CogniFit («КогниФит») разработано на основе классических тестов для оценки способности к ингибиции: Тесте Переменных Внимания (TOVA) и Тесте Струпа (Струп, 1935). С помощью этих тестов, помимо оценки ингибиции, также можно измерить время реакции и обработки информации, когнитивную гибкость, зрительно-моторную координацию и когнитивную гибкость.

  • Тест на Обработку Информации REST-INH: в этом задании на экране появятся два блока с номерами и фигурами. Сначала следует реагировать на размер формы и указать самый высокий. Затем необходимо выбрать блок, содержащий наибольшее число.
  • Тест на Эквивалентность INH-REST: в этом задании на экране будут появляться слова, написанные в цвете. Необходимо как можно быстрее дать ответ, когда название цвета совпадает с тем цветом, которым оно написано. Если нет совпадения, ответ давать не требуется.
  • Тест на Невнимательность FOCU-SHIF: в каждом углу экрана появляются световые сигналы. Необходимо нажимать на жёлтые сигналы как можно быстрее. Однако, если их свет становится красным, на сигналы нажимать не нужно.

Как улучшить ингибицию?

Ингибицию можно изучать, тренировать и улучшать, как и другие когнитивные способности. CogniFit («КогниФит») дает вам возможность делать это профессионально.

Реабилитация ингибиции основана на пластичности мозга. CogniFit («КогниФит») предлагает серию упражнений для восстановления способности к ингибиции и других когнитивных функций. Мозг и его нейронные связи усиливаются за счёт использования функций, которые от них зависят. Таким образом, если вы часто тренируете способность к ингибиции, нейронные соединения структур мозга, отвечающие за этот процесс, будут укрепляться.

CogniFit («КогниФит») состоит из команды профессионалов, специализирующихся на изучении синаптической пластичности и процессов нейрогенеза. Это сделало возможным создание персональной программы для когнитивной стимуляции, которая адаптируется к потребностям каждого пользователя. Эта программа начинается с точной оценки ингибиции и других основных когнитивных функций. На основании результатов оценки, программа когнитивной стимуляции CogniFit («КогниФит») автоматически предлагает вам персональный режим когнитивных тренировок с целью укрепления навыка ингибиции и других когнитивных функций, которые, по данным оценки, в этом нуждаются.

Правильные и регулярные тренировки имеют важное значение для улучшения способности к ингибиции. CogniFit («КогниФит») предлагает инструменты для оценки и стимуляции этой когнитивной способности. Для корректной стимуляции требуется уделять тренировке 15 минут в день два или три раза в неделю.

Эта программа доступна в режиме онлайн. Она содержит множество интерактивных упражнений в форме увлекательных игр для мозга, в которые можно играть с помощью компьютера. В конце каждой сессии CogniFit («КогниФит») покажет подробную диаграмму с прогрессом вашего когнитивного состояния.

Ингибиция в психологии это, определение социальная, примеры

Содержание

Экспериментальным путём замечено, что в некоторых случаях люди демонстрируют более низкие показатели работоспособности и эффективности труда при выполнении задач разной сложности, когда за ними кто-то наблюдает. В психологии этот феномен получил название «ингибиция».

Ингибиция — снижение активности и эффективности труда человека в результате присутствия посторонних Наблюдателей.

Толкование слова «ингибиция» в русских словарях сводится к замедлению или прекращению каких-либо реакций, процессов, активности личности в результате присутствия посторонних людей.

Противоположным этому понятию является термин фасилитация – эффект, при котором активность и результативность деятельности личности возрастает, когда рядом с ней находятся иные люди.

Данные особенности поведения были обнаружены на рубеже ХIХ-ХХ вв., и позволили с точки зрения психологии объяснить, почему одни люди более эффективны в командной работе, а другие в индивидуальной.

Понятие ингибиции в психологии

Слово «ингибиция» имеет латинское происхождение (от «inhibere») и в буквальном переводе означает останавливать или сдерживать.

Под социальной ингибицией понимается процесс снижения результативности и эффективности деятельности индивида, когда рядом с ним находится кто-то еще и наблюдает за тем как он выполняет те или иные действия.

При данном явлении отмечается снижение продуктивности выполняемой работы, уменьшение скорости и качества выполнения заданий в присутствии посторонних людей, даже в том случае если эти люди не существуют на самом деле, а являются воображаемыми самим человеком.

Возникновение социальной ингибиции связывают:

  • со страхом получения оценки, что усиливает у индивида нарастающее чувство тревоги в присутствии других людей;
  • с общим числом людей, присутствующих при осуществлении человеком той или иной работы. Чем больше людей находится рядом, тем сильнее проявляется приступ ингибиции;
  • с рассеянностью, снижением общего внимания и способности концентрироваться на чем-либо;
  • с ухудшением концентрации на выполняемом задании из-за отвлечения внимания на реакцию окружающих.

Причины социальной фасилитации и ингибиции

Рассматривая социальную ингибицию, нельзя не остановится на противоположном понятии – фасилитации. Оба этих явления тесно переплетены между собой, хоть и являются абсолютно противоположными.

При фасилитации, в отличие от ингибиции, во время групповой работы отмечается улучшение трудоспособности и повышается рабочая эффективность.

Проводимые исследования по изучению 2-ух этих феноменов выявили, что:

  • около 40% людей при выполнении работы в присутствии других больше склонны к активизации своей деятельности — социальной фасилитации;
  • примерно 20% людей в обществе регулярно сталкиваются в своей жизни с ингибицией;
  • еще 40% индифферентны, то есть результаты их деятельности и рабочей активности никак не зависят от присутствия либо отсутствия иных людей рядом при выполнении ими конкретных задач.

Ингибиция в психологии – это неспособность человека максимально раскрыть свои трудовой и творческий потенциал в ситуации, когда рядом присутствуют посторонние люди. Причинами развития данного феномена является боязнь оценок окружающих и страх перед совершением ошибки.

Причинами возникновения фасилитации являются усиление чувства конкурентной борьбы и уверенность в выполняемых действиях.

Фасилитация и ингибиция напрямую зависят от социально-психологических качеств индивида и оба этих явления в равной мере могут проявляться у одного и того же человека в зависимости от обстоятельств.

Фасилитация чаще наблюдается, когда человек сам выполняет прилюдно или совместно с группой хорошо знакомые ему операции. Психологи отмечают, что фасилитация чаще всего проявляется, когда люди выполняют более простые механические задания.

Если же человек сталкивается с ранее незнакомой операцией или задачей (особенно интеллектуального характера), то скорость её выполнения или разрешения будет падать, что связано с повышающимся уровнем тревоги и переживаниями, связанными с опасениями, что что-то пойдет не так.

Многочисленные исследования и наблюдения показали, что фасилитация и ингибиция возникают бессознательно, но при этом существует ряд факторов, которые оказывают влияние на силу или степень реакции.

А именно:

Феномен фасилитации зафиксирован исследователями не только у людей, но и у животных. Так, например, исследователями было замечено, что муравьи в присутствии наблюдателей своего вида начинали быстрее рыть песок, куры и цыплята клевать больше зерен.

В то же время характерно для животного мира и проявление социальной ингибиции. В ходе экспериментов было установлено, что попугаи, зяблики и тараканы терялись при прохождении лабиринтов, когда за ними наблюдали иные особи.

Истоки феномена

Ингибиция в психологии – это невозможность человека работать продуктивно и высококачественно в присутствии сторонних наблюдателей.

Первым исследователем, которого заинтересовал эффект воздействия зрителей на поведение и переживания людей, выполняющих публично поставленную перед ними задачу, был психолог из американского института Норман Триплет.

Являясь фанатом велогонок, он сделал интересное открытие, когда обнаружил, что участники демонстрируют лучшие результаты, когда состязаются группами в сравнении с одиночными заездами.

Для подтверждения своей гипотезы он поставил похожий эксперимент в иной среде – среди детей, задачей которых было как можно быстрее намотать леску на катушку удочки. Результаты такого опыта были аналогичны ранее полученным им наблюдениям за велосипедистами.

При наличии соисполнителей дети справлялись с заданием лучше, чем когда выполняли его в одиночестве.

Дальнейшие исследования в этом направлении показывали, что, находясь в коллективе, люди быстрее справляются с решением простых заданий, например, таких как умножение чисел, вычеркивание из текста одинаковых букв.

Триплет объяснял этот феномен тем, что подобное соперничество помогает активизировать скрытую энергию, которая никак не проявляется, если человек действует в одиночку.

Однако при дальнейшем изучении феномена было установлено, что присутствие сторонних наблюдателей вовсе не всегда оказывает положительное влияние на работоспособность человека.

Определенные эксперименты показали, что в ряде случаев качество выполнения каких-либо задач, как умственных, так и физических, может резко снижаться в присутствии иных людей.

Так происходило при выполнении сложных и новых заданий, с которыми ранее не сталкивались испытуемые и которые не были доведены ими до автоматизма.

Эти открытия в итоге привели исследователей в тупик, так как они не могли понять, как на базе полученных противоречивых результатов вывести единую теорию, которая объясняла бы эффекты социальной ингибиции и фасилитации. По этой причине исследования в данной области на некоторое время были приостановлены.

Новая теория

В дальнейшем к этой теме в 1966 г вернулся ученый в области социальной психологии Роберт Зайенц. Он выдвинул принципиально новую гипотезу, объясняющую активизацию социальной фасилитации и ингибиции.

Исследователь связывал проявление этих 2-ух феноменов в определенной ситуации с общеизвестным в психологии правилом – возбуждение благоприятствует доминирующим реакциям. Согласно его заключениям социальное возбуждение способно усиливать реакции, но при этом снижать осторожность.

Именно этим объясняется тот факт, что простые, а тем более хорошо знакомые действия, выполняются прилюдно успешнее, чем иные сложные задания, требующие сосредоточения и предварительной подготовки.

Качество и скорость выполнения простых понятных заданий при наблюдателях только улучшается за счет наличия зрителей.

В ходе же выполнения трудных задач, с не совсем очевидным исходом, резко увеличивается вероятность допустить ошибку и наличие зрителей при этом заставляет человека волноваться, что ведет к ухудшению концентрации внимания на решении поставленной задачи, так как параллельно индивид начинает представлять, как его оценивают окружающие.

Впоследствии Зайенц провел 300 исследований на более чем 20 000 добровольцах и подтвердил свое предположение.

В ходе проведенных экспериментов, например, было выявлено, что хорошие игроки, играя в бильярд, демонстрируют отличные показатели при наличии наблюдателей, а те, кто играет плохо, демонстрируют еще более плохие результаты.

Особенности и примеры

По мере все более углубленного изучения фасилитации и ингибиции исследователи сделали заключение, что эти феномены проявляются неодинаково в зависимости от социальной среды, в которой находится индивид в момент осуществления своей деятельности.

Уровень давления, который оказывают психологически окружающие люди, напрямую связан с силой проявления социальной ингибиции и фасилитации.

Социальная среда, в которой пребывает человекСтепень проявления эффектов фасилитации или ингибиции
Индивид пребывает в полном одиночестве и совершенно точно знает, что никто его не нарушит.Никак не проявляются
Индивид находится один, но у него нет полной уверенности, что никто не войдет.Выражены минимально
Индивид находится среди людей, которые абсолютно незнакомы ему и которым не интересны его действия.Проявляются слабо
Индивид пребывает в кругу знакомых людей, которые замечают его, но при этом не оценивают.Проявляются умеренно
Индивида окружают люди, которые оценивают его деятельность.Заметно проявляются
Индивид осуществляет свою деятельность публично и он сильно зависит от окружающих его людей (ситуация сверхсильного присутствия).Проявляются очень сильно

В жизни в каждой сфере люди регулярно сталкиваются с тем, что у них проявляется в той или иной мере фасилитация и ингибиция. Можно привести следующий яркий показательный пример как уровень подготовки, окружение влияет на проявление этого феномена.

В школе проходит соревнование по эрудиции, в финал которого выходят 2 ученика, один из которых гуманитарий, а другой математик. Последним заданием, которое и определит победителя, становится решение сложной задачи.

Совершенно очевидно кто из этих учеников победит, и какое из 2-х явлений будет проявляться у каждого:

  • у гуманитария возникнет ингибиция, так как он не будет обладать достаточной базой знаний для решения задачи и ситуация будет усугубляться тем, что вокруг находится множество людей – учителя, одноклассники, возможно родители, посторонние члены жюри;
  • у другого ученика, вероятнее всего, проявиться состояние фасилитации, ведь он будет уверен в своих знаниях и поспешит продемонстрировать их прилюдно как можно более качественно.

Основные факторы

Ингибиция — это в психологии снижение продуктивности выполняемой деятельности, а также её качества в присутствии сторонних наблюдателей. Психологи и исследователи выделяют 3 фактора, которые оказывают существенное влияние на снижение результативности труда и возникновения ингибиции.

Факторы:

  • боязнь оценки – развивается в том случае если человеку небезразлично мнение наблюдающих за его действиями людей;
  • трудности с концентрацией внимания – начиная переживать как его оценят другие, человек выполняя работу рассредоточивает свое внимание, концентрируясь на этих мыслях, вследствие чего результативность и снижается;
  • присутствие посторонних людей – может само по себе вызывать раздражение, которое перерастает в тревогу и неспособность собраться с мыслями, если наблюдателей становится слишком много или же они имеют доминирующее положение.

Теория перегрузки

Альтернативой теории ингибиции является теория перегрузки, согласно которой различные отвлекающие факторы ведут не к повышению возбуждения и развитию тревоги, а к перегрузке головного мозга, что понижает эффективность его деятельности.

При этом в такой ситуации в области рабочей памяти возникает переизбыток информации, и человек временно теряет способность решать сложные задачи.

В результате стрессовой ситуации при публичном выполнении действий человек начинает волноваться, что ведет к дезориентации и параллельному возникновению множества путей решения, в результате чего и происходит перегрузка.

Выбрать правильное решение в подобном состоянии не представляется возможным из-за отсутствия адекватной реакции растерянного человека.

Отвлечение внимания

Гипотеза отвлечения внимания усредняет существование ингибиции и фасилитации. Эта альтернативная теория гласит, что индивид, выполняя свою деятельность в присутствии наблюдателей, всегда рассредоточивает свое внимание на контроль над выполняемой работой и на то, как его оценивают зрители.

Такое параллельное напряжение способствует нарастанию возбуждения и может как повышать, так и понижать эффективность работы. Это будет напрямую зависеть от того, приходилось ли сталкиваться человеку ранее с выполнением этой задачи или же нет.

Влияние на науку

Ингибиция в психологии – это существенное понижение эффективности производимых индивидом действий из-за присутствующих рядом других людей.

Этот феномен на сегодняшний день не изучен до конца и поэтому все чаще привлекает внимание ученых, которые регулярно проводят различные исследования в этой области, проверяя и перепроверяя различные аспекты, влияющие на развитие и появление данного явления.

Последнее подобное исследование было проведено в 2014 г. Оно было посвящено изучению особенностей социальной ингибиции у здоровых людей, а также у аутистов. Главным выводом данного исследования является заключение, что ингибицию нельзя рассматривать вне ситуаций, в которых она проявляется.

Влияние на методики управления коллективом

При управлении рабочими коллективами необходимо учитывать риски возникновения феноменов ингибиции и фасилитации. Социальная психология указывает на то, что решающую роль при этом играет степень эмоционального развития самой группы.

Если коллектив сформирован из самодостаточных личностей, которые знают свою работу, то наблюдение за ними (или отдельно за кем-то из них) приведет к фасилитации и росту производительности (или повышению эффективности).

При наличии проблем в коллективном сообществе наблюдение и контроль могут лишь ухудшать ситуацию. В этом случае имеет смысл наблюдать за процессом только лишь тогда, когда работники повысят свой уровень и станут увереннее себя чувствовать.

Негативное влияние

Негативное влияние социальной ингибиции заключается в том, что у человека, который не может справиться с каким-то заданием прилюдно, возникает целая гамма не самых приятных чувств – стыд, неуверенность в себе, стеснение, чувство вины.

Это отражается на психологическом состоянии индивида, и он может в дальнейшем целенаправленно избегать повторения подобных ситуаций.

Также это может вести к развитию социальной лени – нежеланию как-либо проявлять свою активность, по причине того, что вероятность получить одобрение и восхищение становиться очень мала.

Социальная ингибиция в психологии связана с невозможностью человека качественно и эффективно выполнять свою работу в присутствии иных людей. Эта реакция возникает по многим причинам – из-за личного страха, из-за нехватки знаний при выполнении задания.

Для многих людей подобная ситуация может стать травмирующей и полученный негативный опыт может мешать развивать карьеру, выступать публично и проявлять себя.

Видео об ингибиции в психологии

Что такое социальная фасилитация и ингибиция:

Что такое ИНГИБИЦИЯ? определение ТОРМОЖЕНИЯ (Словарь по психологии)

Процесс сдерживания своих импульсов или желаний. Торможение может иметь место как на сознательном, так и на бессознательном уровне, или на обоих сразу. Человек может преднамеренно подавлять или подавлять свое стремление наносить удары или высказываться против других людей из соображений целесообразности. В таких случаях реакция прежде всего сознательна и по существу нормальна. Однако, если он совершенно неспособен стоять на своем или вступать в какой-либо конфликт, склонность, вероятно, проистекает из бессознательных сил и имеет тенденцию быть патологической. То же самое относится и к людям, которые хронически неспособны дать волю своим чувствам или выразить себя с какой-либо степенью свободы. Психоаналитическая теория подчеркивает бессознательные корни торможения и рассматривает его как механизм, с помощью которого Супер-Эго контролирует инстинктивные импульсы или импульсы Ид, которые угрожать эго, если ему позволено сознательное выражение. Примером может служить невротический пациент, который не испытывает никакого сексуального влечения в результате бессознательного чувства вины из-за чрезмерно жесткой совести, приобретенной в ходе жесткого воспитания. См. СУПЕРЭГО. Запрещение следует отличать от вытеснения. Согласно психоаналитической интерпретации, торможение выполняет профилактическую функцию, поскольку оно устраняет возможный конфликт между Эго и Ид, в первую очередь удерживая импульсы от выражения. Вытеснение же вступает в действие после того, как опасные импульсы уже выражены, и состоит в вытеснении их из сознания. Хинси и Кэмпбелл (1960) сформулировал различие в следующих словах: «Оба процесса можно изобразить по-домашнему: запирание (торможение) наиболее оголтелых или огнедышащих вождей во время междоусобиц, чтобы предвосхитить, упредить или предотвратить кровопролитие и массовые беспорядки, с которыми через день или два придется бороться (репрессии) вооруженными силами». См. РЕПРЕССИЯ. От каждого, кто живет в обществе, требуется разумная степень сознательной сдержанности. Мы не можем выражать все наши импульсы и желания с полной свободой и с полным пренебрежением к последствиям. Но слишком много запретов так же вредно для здоровья, как и слишком мало. Компульсивному, ригидному индивидууму трудно быть «человеком» и поддаваться нормальным импульсам; импульсивному, расторможенному человеку, с другой стороны, не хватает самоконтроля, и он часто попадает в неприятности с другими. Расстройства, характеризующиеся крайним отсутствием сдерживания или внутреннего контроля, иногда называют «импульсивными расстройствами». Особенно распространены два основных типа. Одним из них является расстройство поведения, которое иногда встречается у детей с травмами головного мозга, хотя оно не ограничивается этой категорией. Эти дети, как правило, очень импульсивны, гиперактивны, непредсказуемы, часто агрессивны и деструктивны. Другое расстройство характера, известное как психопатическая или социопатическая личность, встречается у подростков и взрослых. Эти люди «отыгрывают» любые импульсы без раздумий, ограничений или чувства вины. Кроме того, поведение алкоголиков также характеризуется отсутствием заторможенности. В этом случае склонность может иметь двойной источник: индивидуум может быть в основе своей импульсивным; отсутствие внутреннего контроля может усугубляться самим алкоголем, так как он снижает тормозную функцию мозга. См. ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА, АНТИСОЦИАЛЬНАЯ РЕАКЦИЯ, РАЗЫГРЫВАНИЕ. На другом уровне торможение играет важную роль в теории обусловливания. Здесь это относится к тому факту, что ответ может быть активно заблокирован или ограничен субъектом. В типичном эксперименте собаку учат задерживать свою условную реакцию (слюноотделение) на раздражитель (звонок), удерживая вознаграждение или подкрепление (еду) в течение определенного периода времени, то есть она учится выделять слюну только после звонка. звонил несколько секунд. Было показано, что этот период задержки связан с активным торможением, а не с пассивным ожиданием, поскольку было обнаружено, что собака остается напряженной в течение всего интервала. Вероятно, в результате этого напряжения он будет реагировать выделением слюны практически на любую постороннюю стимуляцию до того, как прозвенит звонок, даже на жужжание мухи или сильный запах. О таком стимуле говорят, что он «подавляет торможение», то есть освобождает реакцию от исходного торможения, процесс, который называется растормаживанием. По-видимому, внезапное понимание отношений, которое ведет к решению проблемы или достижению понимания. В психотерапии это осознание скрытых мотивов и бессознательных источников личных проблем. Терапевт получает понимание своего пациента, но, что более важно, пациент достигает понимания самого себя. Приступая к новой работе или пытаясь освоить новый вид спорта, мы сталкиваемся с новыми проблемами и ситуациями. Обычно мы с трудом преодолеваем первые этапы этой деятельности, пробуя сначала один способ справиться с ситуацией, а затем другой. Этот процесс проб и ошибок может продолжаться долгое время без видимых результатов, а затем внезапно и часто драматично мы «привыкаем» или «видим суть». Это внезапное восприятие, иногда описываемое как «переживание ага», называется озарением. Озарение переживается как совершенно новое событие, новое решение, которое внезапно приходит к нам. В мультфильмах его изображают лампочкой, которая внезапно загорается. После того, как это происходит, проблема, которую мы решаем, обычно может быть решена с минимумом ошибок. Более того, мы часто можем перенести наши знания об отношениях, которые мы узнали благодаря инсайту, на другие задачи аналогичного характера. Не все проблемы можно решить с помощью инсайта. Этот процесс практически бесполезен для запоминания номера телефона или номера социального страхования. Таблицу умножения, с другой стороны, можно выучить либо наизусть, либо путем проницательности, но проницательность важнее, поскольку она выявляет концептуальные отношения. Математические проблемы, проблемы, связанные с использованием инструментов, и практические проблемы в целом часто эффективно и продуктивно решаются с помощью понимания. Мы даже применяем его в умеренных и не драматичных степенях к обычным операциям, таким как заправка ручки или установка батарейки в фонарик. Это также полезно для понимания смысла пьесы, актуальности научной теории или структуры личности человека. Большая часть наших знаний об инсайте проистекает из исследований Вольфганга Келера на животных. В одном знаменитом эксперименте он поместил банан вне клетки группы шимпанзе, вне их досягаемости. В клетку положили мотыгу. Поработав некоторое время с мотыгой, одному из шимпанзе внезапно «почудилась идея» и он быстро использовал ее, чтобы сгребать банан в досягаемость (Колер, 19 лет).25). В других экспериментах некоторые из шимпанзе продемонстрировали еще более выдающиеся подвиги проницательности. Им удалось добраться до банана, сложив сочлененную палку, и они сложили разбросанные коробки, чтобы забраться наверх и достать фрукт, свисающий с потолка. Два факта об этих экспериментах были особенно показательны. Во-первых, Колер отметил, что между их безуспешными попытками добраться до приза только руками и их успешным использованием предметов для увеличения досягаемости был промежуток времени. В этот период они обычно ходили, осматривались или манипулировали предметами, как бы отыскивая решение. Когда к ним пришла «идея», она, вероятно, возникла, по крайней мере частично, в результате этого исследовательского процесса. Во-вторых, прошлый опыт, по-видимому, также способствовал решению проблемы, поскольку было обнаружено, что только шимпанзе, которые ранее контактировали с палками или коробками, успешно справились с задачами. Другими словами, озарение не пришло «ни с того ни с сего». Эти факты устраняют большую часть тайны, которая, кажется, окружает озарение. Они предполагают, что на самом деле оно состоит в применении прошлых знаний к требованиям настоящей ситуации. На самом деле, некоторые исследователи считают, что озарение приходит через «символические пробы и ошибки», процесс, в котором одна возможность за другой внутренне проверяется, пока одна из них не «щелкнет». так же как и животные. Эксперименты показали, что дети проходят те же этапы, что и шимпанзе, при решении проблем инсайта, но они не могут решить их так же рано, как шимпанзе, потому что они меньше знают об окружающей среде и, следовательно, имеют меньше опыта, на который можно опереться. Ричардсон (1934) установили, что дети начинают пользоваться инсайтом примерно в два с половиной года, причем процент правильных решений увеличивается с возрастом и контактом с миром. Большинство взрослых успешно используют этот процесс, потому что они узнали, что факты и принципы, которые они уже усвоили, обычно могут быть применены к новым проблемам. Более того, они очень заинтересованы в развитии понимания отношений, потому что считают это наиболее эффективным и наименее трудоемким методом решения проблем. Проницательность — один из ключей к эффективной психотерапии, потому что она открывает дверь к самопониманию. Это происходит, когда пациент начинает осознавать связь между своим расстройством и мотивами или воспоминаниями, которые долгое время были похоронены в его бессознательном. Новое озарение обычно сопровождается физическими признаками — снятием телесного напряжения, глубоким вдохом, вздохом облегчения, восклицанием. Психиатры рассматривают эти реакции как свидетельство продвижения к выздоровлению, поскольку они указывают на то, что пациент осознал общий принцип или событие детства, которое объединяет и объясняет различные фрагменты поведения, которые до сих пор казались несвязанными. Можно ли развить инсайт или облегчить его? Ответ, кажется, да, и ряд методов были предложены. Во-первых, эту способность можно улучшить с помощью практики. Решение как практических, так и теоретических задач — даже головоломок и головоломок — вырабатывает у нас привычку искать закономерности, строить гипотезы и наблюдать за взаимосвязями. Это также приучает нас пробовать разные комбинации — и чем больше комбинаций мы пробуем, тем больше решений находим. Наконец, ценность практики увеличивается тем фактом, что решение проблем в одной области часто помогает нам решать проблемы в другой, поскольку один и тот же подход или один и тот же тип решения часто применимы к разным проблемам. Во-вторых, накопление опыта. знания и опыт способствуют пониманию. Это дает нам больший запас идей, из которых можно черпать. Большинство педагогов, ученых и бизнесменов считают, что этот резервуар должен быть как можно более богатым и разнообразным, поскольку озарение часто возникает из информации или опыта, которые, по-видимому, не имеют отношения к рассматриваемой проблеме. от проблемы или «засыпая о ней», поскольку мы склонны впадать в колею, когда думаем слишком настойчиво или непрерывно. Некоторые психологи считают, что такого рода «отпуск» дает нашему бессознательному шанс поработать над проблемой; другие утверждают, что мы просто подходим к нему с новой и свежей точки зрения, когда возвращаемся к нему. Любая из этих идей или обе могут быть использованы для объяснения того факта, что вспышки озарения часто случаются, когда их меньше всего ожидают, или когда мы перестаем концентрироваться и предаемся периоду «свободных ассоциаций».

Процитируйте эту страницу: N., Sam M.S., «INHIBITION», in PsychologyDictionary.org , 28 ноября 2018 г., https://psychologydictionary.org/inhibition/ (по состоянию на 15 января 2023 г.).

Понимание и лечение психологических комплексов · Блог Психоаналитика в Мадриде

ПредыдущийСледующий

(0) 03.02.2017 11:07ч

Торможение проявляется по-разному. Вероятно, это один из наиболее распространенных клинических симптомов, с которыми сталкиваются психологи, а также одно из наиболее частых ограничений, с которыми некоторые люди, считающие, что они относительно свободны от трудностей, живут, не подозревая об этом.

Торможение состоит в неспособности свободно выражать желание или естественную способность; человек ослаблен торможением и не может полностью развить себя. Как правило, это влечет за собой значительное ограничение в удовольствии от жизни.

Торможение часто проявляется в сексуальности, иногда полностью аннулируя ее, а также в боязни конфликтов, оставляющих человека беззащитным. Нередко это мешает интеллекту, вниманию и/или памяти, что может препятствовать образовательному и профессиональному развитию.

Иногда это связано с едой, что резко снижает способность прокормить себя; он может появиться, когда нужно выступить публично, оставив человека немым и сбитым с толку; это также хорошо известно среди людей, которые занимаются спортом и которые могут внезапно оказаться неспособными участвовать в соревнованиях… Список потенциально бесконечен.



Откуда это?

Источники ингибирования

Торможение является результатом бессознательного запрета, издаваемого той частью личности, которая отвечает за поддержание морального равновесия человека (что хорошо, а что плохо), а также за его самооценку.

Эта часть запрещает выражение желания или природной способности, поскольку в бессознательном индивидуума они связаны с чем-то нравственно дурным или угрожают ранить самооценку индивидуума, а иногда и то и другое одновременно.

Пример запрета, вытекающего из морального конфликта

Женщина оказывается не в состоянии реагировать на обычные конфликты повседневной жизни; доведенная до беспомощной пассивности, она не может защитить себя, когда ее толкают в метро, ​​когда на работе используют ее добрую волю, когда люди вторгаются в ее пространство… тормозится, лишая ее силы, инициативы и способности реагировать.

Несмотря на то, что она разочарована этим, она чувствует, что у нее нет другого выбора, кроме как отступить, быть уступчивой и избегать любого потенциального напряжения.

Что произошло у нее в голове? Возможно, что на бессознательном уровне выражение ее агрессивности настолько тесно связано с деструктивными фантазиями, что она не может выразить ни малейшей враждебности, не опасаясь, что не сможет удержаться от развязывания чего-то страшного. Утверждать себя, брать на себя инициативу или даже говорить «нет» она бессознательно воспринимает, независимо от их безобидности в реальности, как потенциально имеющие драматические и морально неприемлемые последствия. Все, что может быть ассоциативно связано с представлением о силе, силе или гневе, становится немедленно опасным, поэтому берет верх торможение.

Пример торможения из-за оскорбленной самооценки

Человек не может не контролировать все, что он делает: его слова, его жесты, даже мысли, которым он позволяет приходить в голову, проходят через ограничительный фильтр, который сводит то, что он может выразить, к абсолютному минимуму. Лишенный спонтанности, этот индивидуум ведет себя почти стереотипно и автоматически, единственный способ, который он может найти приемлемым. Он борется с беззаботными моментами, с импровизацией и юмором, опасаясь, что они могут раскрыть в нем что-то постыдное. Способность посмеяться над собой, раскрепощающая для большинства людей, ему почти неведома.

Как понять такое ограничение? Опыт показывает, что это часто является результатом бессознательного и негибкого идеала самого себя, который тиранизирует индивидуума, заставляя его пытаться достичь какого-то безупречного образа. Это образ бесчеловечного совершенства, подобный мраморной статуе, который требует, чтобы не проявлялись ни слабости, ни трещины, потому что они переживались бы как жалящие и унизительные разочарования. Это влечет за собой болезненную дилемму для индивидуума, который страдает от этого: чтобы иметь возможность любить себя, он вынужден пытаться приблизиться к этому совершенному образу; но для того, чтобы приблизиться к этому совершенству, он должен отказаться от своей человечности и от наслаждения жизнью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *