Понятие интеллекта в психологии
Определение интеллекта
Интеллект (от лат. – разумение, понимание, постижение) в психологии понимают в качестве общей способности к познанию и решению проблем, которая оказывает влияние на достижение успеха в любом виде деятельности и является основанием для других способностей.
Интеллект не является синонимом мышлению, хоть, конечно, мыслительные способности и выступают в качестве его основы. Интеллект выступает системой всех познавательных возможностей человека: ощущений, восприятия, памяти, представлений, воображения и мышления. Понятие интеллекта в качестве умственной способности используется как обобщение поведенческих характеристик, которые связаны с успешной адаптацией к новым жизненным задачам.
Измерения интеллекта
В XIX в. наиболее важным вопросом в психологии стал вопрос о способах оценки и измерения интеллекта. В 1905 г. французскими учеными А. Бине и Т. Симоном была создана первая тестовая батарея для оценки интеллектуального развития детей от 3 до 13 лет. Создателями теста интеллект рассматривался как полученный к определенному возрасту уровень психического развития, проявляющийся в сформированности познавательных функций и в уровне усвоения умственных навыков и знаний. Количество правильно выполненных заданий теста является характеристикой умственного возраста ребенка.
В 1912 г. немецким психологом В. Штерном было предложено оценивать уровень интеллектуального развития при помощи вычисления коэффициента интеллекта, выражающегося отношением умственного возраста к хронологическому возрасту ребенка.
Л. Термен был взят за основу выдвинутый В. Штерном коэффициент интеллекта и адаптированная в США шкалы Бине-Симона, которая была модифицирована. Разработкой новой версии теста в Стэнфордском университете руководил Л. Термен. Новая шкала интеллекта была названа шкалой Стэнфорд-Бине. На сегодняшний день она является наиболее широко используемой методикой для оценки интеллектуального развития детей.
Первый вариант теста для измерения интеллекта в 1937 г. предложил Д. Векслер. Им была создана шкала для оценки интеллекта не только у детей, но и у взрослых. Шкалу интеллекта Векслера для детей перевели на русский язык, адаптировалии широко используют в нашей стране. Она имеет существенные отличия от шкалы Стэнфорд-Бине, и прежде всего это то, что задания, предлагаемые испытуемым, одинаковые для всех возрастов. Оценка складывается из числа правильных ответов, которое даёт испытуемый. После этого оно сравнивается со средним числом ответов для испытуемых конкретной возрастной группы. Такая процедура значимо упрощает подсчёт.
Д. Векслер предложил качественную классификацию уровней развития интеллекта, которая основана на частоте встречаемости показателя.
- 69 и ниже – интеллектуальное снижение;
- 70-79 – пограничный уровень интеллекта;
- 80-89 – низкая норма интеллекта;
- 90-109 – средний уровень интеллекта;
- 110-119 – хорошая норма;
- 120-129 – высокий интеллект;
- 130 и выше – очень высокий интеллект.
Проблемы измерения интеллекта
В наше время стали меньше интересоваться тестами интеллекта. Это связано в основном с низкой прогностической ценностью таких методов: испытуемые, которые имеют высокие отметки по тестам интеллекта, не всегда добиваются больших успехов в жизни и наоборот. Из-за этого в психологию ввели термин «хороший интеллект», который означает, что интеллектуальные способности, находящие воплощение в реальной жизни человека, оказывают влияние на его высокие социальные достижения.
Появление тестов на интеллект послужило появлением некоторых исследовательских проблем. Одной из них является структура интеллектуальных способностей. В психологии существует два главных направления исследований в данной области. К первому направлению относятся авторы, рассматривающие интеллект в качестве набора довольно независимых умственных способностей. Так, Л. Терстоуном была разработана мультифакторная модель интеллекта, которой указывает на существование ряда относительно независимых умственных способностей.
Но наиболее известной является факторная модель Дж. Гилфорда, выделившего три измерения интеллекта:
- умственные операции;
- особенности материала, который используется в тестах;
- полученный интеллектуальный продукт.
В сочетании эти элементы («куб» Гилфорда) дают 120 интеллектуальных факторов. Некоторые из них удалось идентифицировать в эмпирических исследованиях. Главным достижением Гилфорда является то, что он выделял социальный интеллекта в качестве совокупности интеллектуальных способностей, которые определяют успешность оценки и прогноза поведения людей.
Для второго направления основной идеей является наличие общего фактора интеллекта, который определяет его специфику и продуктивность всей интеллектуальной деятельности человека. Основоположник этого подхода –Ч. Спирмен. Им выдвинута концепция генерального фактора – G («general factor»). Он рассматривал интеллект в качестве общей умственной энергии, уровень которой является определяющим в успешности и продуктивности всей интеллектуальной деятельности. Человек решает любую конкретную задачу в зависимости от развития как способности, которая связана с фактором G, так и от набора специфических способностей, которые необходимы для решения некоторых задач. Эти специальные способности Спирмен называет S-факторами (от англ. special – специальный).
Дж. Равен является сторонником Спирмена и продолжателем его идей. Им был разработан собственный тест прогрессивных матриц, который на данный момент является лучшим методом «чистого» измерения интеллекта, главный показатель которого – способность к научению на основании обобщения своего опыта.
К числу наиболее широко используемых относится также концепция Р. Кеттела о двух видах интеллекта, которые соответствуют двум выделенным им факторам: «текучем» (fluid) и «кристаллизованном» (crystallized). Эта концепция находится между взглядами на интеллект в качестве единой общей способности и представлениями о нём в качестве множественности умственных способностей.
Согласно Р. Кеттелу, «текучий» интеллект проявляется в задачах, для решения которых необходимо приспособиться к новым ситуациям; он зависим от воздействия фактора наследственности.
«Кристаллизованный» интеллект появляется, по мнению Кеттела, когда человек решает задачи, которые требуют особые навыки и использования прошлого опыта; он зависим в основном от влияний среды.Кроме двух общих факторов, Р. Кеттелом были выделены парциальные факторы, которые связаны с активностью отдельных анализаторов (особенно, фактор визуализации), а также факторы-операции, которые соответствуют по содержанию специальным факторам Спирмена. При исследовании интеллекта у людей пожилого возраста, была подтверждена модель Р. Кеттела: после 40-50 лет начинают снижаться показатели «текучего» интеллекта, а показатели «кристаллизованного» остаются почти неизменными.
Современные исследования интеллекта
В наше время продолжаются исследования по попыткам выделения всё новых элементарных интеллектуальных способностей, однако большее количество исследователей настаивают на том, что общий интеллект является универсальной психической способностью. Как считает Г. Айзенк, в основе интеллекта находится свойство нервной системы, определяемое генетически, от которого зависит скорость и точность переработки информации.
По причине успехов в развитии кибернетики, теории систем, теории информации, сформировалась тенденция к пониманию интеллекта в качестве познавательной деятельности всех сложных систем, которые имеют способность к обучению, целенаправленной переработке информации и саморегулированию. В результате психогенетических исследований был выявлен высокий уровень генетической обусловленности интеллекта. Больше всего эту зависимость можно проследить у вербального интеллекта, в немного меньшей – у невербального. Невербальный интеллект является более тренируемым.
Индивидуальный уровень развития интеллекта зависит также от средовых влияний. Это может быть интеллектуальный климат в семье, порядок рождения ребенка, профессия родителей, широта социальных контактов в раннем детстве. в результате исследований было доказано, что существует взаимосвязь между порядком рождения ребенка в семье и степенью его интеллектуальной активности. Данные указывают на то, что старшие дети чаще бывают более интеллектуально одаренными, чем младшие дети.
Р. Стернбергом было отмечено, что высокие баллы, которые были получены по интеллектуальным тестам, и академическая успеваемость в учебных заведениях имеют невысокую взаимосвязь с дальнейшими успехами на работе и общим уровнем жизненной успешности. Для того, чтобы избавиться от несогласованности, он выделил два типа интеллекта, являющиеся довольно независимыми друг от друга: академический и практический. Их выделение определяется решаемыми человеком задачами.
Академические задачи чаще всего формулируются кем-то другим, они хорошо определяются, про них имеется полная информация, в этом случае имеется только одно правильное решение и только одним способом (в некоторых случаях – несколькими, но их количество ограничено и также заранее определено). Такие проблемы не связаны теми, с которыми люди сталкиваются в повседневной жизни.
Практические проблемы и задачи являются не сформулированными и не определёнными, они относятся к повседневному опыту, их можно решить многими способами, каждый из которых является ценным. Важные конструкты, которые одновременно определяют практический интеллект и характеризуют его результативность, – это интуиция и мудрость.
Интеллект — разные понимания — Психологос
Интеллект [лат. intellectus — разумение, понимание, постижение] — относительно устойчивая структура умственных способностей индивида. В ряде психологических концепций интеллект отождествляют с системой умственных операций, со стилем и стратегией решения проблем, с эффективностью индивидуального подхода к ситуации, требующего познавательной активности, с когнитивным стилем и др. В современной западной психологии наиболее распространенным является понимание интеллекта как биопсихической адаптации к наличным обстоятельствам жизни (В. Штерн, Ж. Пиаже и др.).
ИНТЕЛЛЕКТ [лат. — intellectus, гр. — noo] – это рассудок, разум, умственные способности: учиться из опыта, приспосабливаться к новым ситуациям, применять знание, чтобы управлять окружающей средой или мыслить абстрактно [Enc.Britannica, 2009]; способности к творчеству, фантазии, эвристическому мышлению (от анализа информации к ее синтезу), прогнозу.
Интеллект — система всех познавательных способностей индивида: ощущения, восприятия, памяти, представления, мышления, воображения. Общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе других способностей.
В настоящее время под интеллектом понимается способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в частности при овладении новым кругом жизненных задач.
Данная способность обычно реализуется при помощи других способностей. Таких как: способность познавать, обучаться, мыслить логически, систематизировать информацию путем ее анализа, определять ее применимость (классифицировать), находить в ней связи, закономерности и отличия, ассоциировать ее с подобной и т. д.
Часто эту способность характеризуют по отношению к задачам, встречающимся в жизни человека. Например, по отношению к задаче выживания: выживание — основная задача человека, остальные для него — лишь вытекающие из основной, или к задачам в какой-либо области деятельности.
Согласно Линде Готтфредсон, интеллект — это весьма общая умственная способность, которая включает возможность делать заключения, планировать, решать проблемы, абстрактно мыслить, понимать сложные идеи, быстро обучаться и учится на основании опыта. Это не просто изучение книг, узкие академические знания или навыки проходить тесты. Напротив, по мнению учёного, интеллект отражает более широкую и глубокую способность познавать окружающий мир, понимать суть вещей и соображать, что делать в той или иной ситуации.
В начале XX века Чарльз Спирман показал, что если человек хорошо решает одни задачи, то он успешен и в решении других, то есть, что все интеллектуальные способности статистически связаны. Спирман ввёл «фактор g» общего интеллекта, показывающий эффективность выполнения всех познавательных задач. На практике оказалось, что «фактор g» трудно измерить напрямую. Однако на его основе удалось сформулировать величины, которые измерить возможно и которые представляют собой приблизительные меры g. Одним из таких параметров является коэффициент интеллекта (IQ).
Православные отцы церкви термин νους — «ум» (греч.), близкий по значению к интеллекту, иногда заменяли словом «дух» — πνευμα.
Что такое интеллект? | Введение в психологию
Цели обучения
- Объяснить триархическую теорию интеллекта
- Объясните теорию множественного интеллекта
Мальчик четырех с половиной лет сидит за кухонным столом с отцом, который читает ему вслух новую сказку. Он переворачивает страницу, чтобы продолжить чтение, но прежде чем он успевает начать, мальчик говорит: «Подожди, папа!» Он указывает на слова на новой странице и читает вслух: «Иди, Свинья! Идти!» Отец останавливается и смотрит на сына. — Ты можешь это прочитать? он спрашивает. «Да папочка!» И он показывает на слова и снова читает: «Иди, Свинья! Идти!»
Этот отец не занимался активным обучением сына чтению, хотя ребенок постоянно задавал вопросы о буквах, словах и символах, которые видел везде: в машине, в магазине, по телевизору. Папа задумался, что еще может понять его сын, и решил провести эксперимент. Схватив чистый лист бумаги, он написал списком несколько простых слов: мама, папа, собака, птица, кровать, грузовик, машина, дерево. Он положил список перед мальчиком и попросил его прочитать слова. «Мама, папа, собака, птичка, кровать, грузовик, машина, дерево», — прочитал он, замедляя темп, чтобы тщательно выговорить 9.0013 птица и грузовик. Затем: «Я сделал это, папа?» «Конечно! Очень хорошо.» Отец крепко обнял своего маленького мальчика и продолжил читать историю о поросенке, все время задаваясь вопросом, являются ли способности его сына показателем исключительного интеллекта или просто нормальным паттерном языкового развития. Подобно отцу в этом примере, психологи задавались вопросом, что представляет собой интеллект и как его можно измерить.
Классификация интеллекта
Что такое интеллект? То, как исследователи определяют понятие интеллекта, много раз менялось с момента зарождения психологии. Британский психолог Чарльз Спирмен считал, что интеллект состоит из одного общего фактора, называемого g , который можно измерить и сравнить между отдельными людьми. Спирмен сосредоточился на общих чертах между различными интеллектуальными способностями и преуменьшил значение того, что делало каждую из них уникальной. Однако задолго до развития современной психологии древние философы, такие как Аристотель, придерживались похожей точки зрения (Cianciolo & Sternberg, 2004).
Другие психологи считают, что интеллект представляет собой не один фактор, а совокупность различных способностей. В 1940-х годах Рэймонд Кеттелл предложил теорию интеллекта, которая разделяла общий интеллект на два компонента: кристаллизованный интеллект и подвижный интеллект (Cattell, 1963). Кристаллизованный интеллект характеризуется как приобретенные знания и способность их извлекать. Когда вы изучаете, запоминаете и вспоминаете информацию, вы используете кристаллизованный интеллект. Вы постоянно используете кристаллизованный интеллект в своей курсовой работе, демонстрируя, что усвоили информацию, изложенную в курсе. Гибкий интеллект включает в себя способность видеть сложные отношения и решать проблемы. Навигация по дороге домой после того, как вы свернули на незнакомый маршрут из-за строительства дороги, потребует вашего подвижного интеллекта. Подвижный интеллект помогает решать сложные, абстрактные задачи в повседневной жизни, тогда как кристаллизованный интеллект помогает преодолевать конкретные, простые проблемы (Cattell, 1963).
Другие теоретики и психологи считают, что интеллект следует определять в более практических терминах. Например, какие типы поведения помогают вам преуспеть в жизни? Какие навыки способствуют успеху? Задумайтесь об этом на мгновение. Возможность перечислить всех президентов Соединенных Штатов по порядку — отличный трюк для вечеринки, но сделает ли это знание вас лучше?
Роберт Штернберг разработал другую теорию интеллекта, которую он назвал триархической теорией интеллекта , поскольку в ней интеллект состоит из трех частей (Sternberg, 1988): практического, творческого и аналитического интеллекта (рис. 1).
Рисунок 1 . Теория Штернберга выделяет три типа интеллекта: практический, творческий и аналитический.
Практический интеллект , предложенный Штернбергом, иногда сравнивают с «уличным умом». Практичность означает, что вы находите решения, которые работают в вашей повседневной жизни, применяя знания, основанные на вашем опыте. Этот тип интеллекта, по-видимому, отличается от традиционного понимания IQ; люди с высокими показателями практического интеллекта могут иметь или не иметь сопоставимые показатели творческого и аналитического интеллекта (Sternberg, 19).88).
Эта история о стрельбе в Технологическом институте Вирджинии в 2007 году иллюстрирует как высокий, так и низкий практический интеллект. Во время инцидента одна ученица вышла из класса, чтобы пойти за газировкой в соседнее здание. Она планировала вернуться в класс, но когда она вернулась в свое здание после того, как получила газировку, то увидела, что дверь, которую она использовала, теперь закрыта изнутри. Вместо того, чтобы думать о том, почему на дверных ручках была цепь, она подошла к окну своего класса и заползла обратно в комнату. Таким образом, она потенциально подвергала себя нападению преступника. К счастью, ее не расстреляли. С другой стороны, пара студентов шла по кампусу, когда услышала выстрелы неподалеку. Один друг сказал: «Пойдем проверим и посмотрим, что происходит». Другой студент сказал: «Ни за что, нам нужно убегать от выстрелов». Они сделали именно это. В результате оба избежали вреда. Ученик, пролезший в окно, продемонстрировал некоторый творческий интеллект, но не пользовался здравым смыслом. У нее был бы низкий практический интеллект. Студент, подстрекавший своего друга убегать от выстрелов, обладал бы гораздо более высоким практическим интеллектом.
Аналитический интеллект тесно связан с решением академических задач и вычислениями. Штернберг говорит, что аналитический интеллект проявляется в способности анализировать, оценивать, судить, сравнивать и сопоставлять. Например, при чтении классического романа на уроке литературы обычно необходимо сравнить мотивы главных героев книги или проанализировать исторический контекст рассказа. В таком научном курсе, как анатомия, вы должны изучать процессы, посредством которых организм использует различные минералы в различных системах человека. Развивая понимание этой темы, вы используете аналитический интеллект. Решая сложную математическую задачу, вы применяете аналитический интеллект для анализа различных аспектов задачи, а затем решаете ее по частям.
Смотреть
Вы можете просмотреть расшифровку к «Сможете ли вы разгадать загадку о шляпе заключенного? – Алекс Гендлер» здесь (открывается в новом окне).
Творческий интеллект характеризуется изобретательностью или воображением решения проблемы или ситуации. Креативность в этой области может включать в себя поиск нового решения неожиданной проблемы, создание прекрасного произведения искусства или хорошо продуманного рассказа. Представьте на мгновение, что вы отдыхаете в лесу с друзьями и понимаете, что забыли свой походный кофейник. Человек в вашей группе, который найдет способ успешно варить кофе для всех, будет считаться обладателем более высокого творческого интеллекта.
Попробуйте
Теория множественного интеллекта была разработана Говардом Гарднером, гарвардским психологом и бывшим учеником Эрика Эриксона. Теория Гарднера, которая совершенствовалась более 30 лет, является более поздней разработкой среди теорий интеллекта. Согласно теории Гарднера, каждый человек обладает как минимум восемью видами интеллекта. Среди этих восьми интеллектов человек обычно преуспевает в одних и колеблется в других (Gardner, 1983). В следующей таблице описаны все типы интеллекта.
Теория Гарднера является относительно новой и требует дополнительных исследований, чтобы лучше установить эмпирическую поддержку. В то же время его идеи бросают вызов традиционному представлению об интеллекте и включают в себя более широкий спектр способностей, хотя предполагалось, что Гарднер просто переименовал то, что другие теоретики называли «когнитивными стилями», в «интеллектуальные способности» (Morgan, 19).96). Кроме того, разработать традиционные измерения интеллекта Гарднера чрезвычайно сложно (Furnham, 2009; Gardner & Moran, 2006; Klein, 1997).
Межличностный и внутриличностный интеллект Гарднера часто объединяют в один тип: эмоциональный интеллект. Эмоциональный интеллект включает в себя способность понимать эмоции себя и других, проявлять эмпатию, понимать социальные отношения и сигналы, регулировать свои собственные эмоции и реагировать культурно приемлемым образом (Parker, Saklofske, & Stough, 2009).). Люди с высоким эмоциональным интеллектом обычно имеют хорошо развитые социальные навыки. Некоторые исследователи, в том числе Дэниел Гоулман, автор книги «Эмоциональный интеллект : почему это может иметь большее значение, чем IQ », утверждают, что эмоциональный интеллект лучше предсказывает успех, чем традиционный интеллект (Goleman, 1995). Тем не менее, эмоциональный интеллект широко обсуждался, и исследователи указывали на несоответствия в том, как он определяется и описывается, а также подвергали сомнению результаты исследований по предмету, который трудно измерить и изучить эмпирически (Locke, 2005; Mayer, Salovey, & Карузо, 2004)
Наиболее полной теорией интеллекта на сегодняшний день является теория когнитивных способностей Кеттелла-Хорна-Кэрролла (CHC) (Schneider & McGrew, 2018). В этой теории способности связаны и расположены в иерархии с общими способностями наверху, широкими способностями посередине и узкими (конкретными) способностями внизу. Непосредственно измерить можно только узкие способности; однако они интегрированы с другими способностями. На общем уровне находится общий интеллект. Далее, широкий уровень состоит из общих способностей, таких как плавное мышление, кратковременная память и скорость обработки. Наконец, по мере продолжения иерархии узкий уровень включает специфические формы когнитивных способностей. Например, краткосрочная память будет далее разбиваться на объем памяти и объем рабочей памяти.
Интеллект также может иметь разное значение и значение в разных культурах. Если вы живете на маленьком острове, где большинство людей добывают себе пищу, ловя рыбу с лодки, важно знать, как ловить рыбу и как чинить лодку. Если бы вы были выдающимся рыболовом, ваши сверстники, вероятно, считали бы вас умным. Если бы вы также умели чинить лодки, ваш интеллект мог бы быть известен всему острову. Подумайте о культуре вашей собственной семьи. Какие ценности важны для латиноамериканских семей? итальянские семьи? В ирландских семьях гостеприимство и рассказывание занимательных историй являются признаками культуры. Если вы умелый рассказчик, другие представители ирландской культуры, скорее всего, сочтут вас умным.
Некоторые культуры придают большое значение коллективной работе. В этих культурах важность группы важнее личных достижений. Когда вы посещаете такую культуру, то, насколько хорошо вы относитесь к ценностям этой культуры, свидетельствует о вашем культурном интеллекте, который иногда называют культурной компетентностью.
Попробуйте
Подумай об этом
Какое влияние, по твоему мнению, эмоциональный интеллект играет в твоей личной жизни?
Глоссарий
аналитический интеллект: связан с академическим решением задач и вычислениями
творческий интеллект: способность производить новые продукты, идеи или изобретать новое, новое решение проблемы
кристаллизованный интеллект: характеризуется приобретенные знания и способность извлекать их
культурный интеллект: способность, с которой люди могут понимать и общаться с представителями другой культуры
эмоциональный интеллект: способность понимать эмоции и мотивы в себе и других
подвижный интеллект: способность видеть сложные отношения и решать проблемы интеллекта
практический интеллект: также известный как «уличный ум»
триархическая теория интеллекта: теория интеллекта Штернберга; три грани интеллекта: практическая, творческая и аналитическая
Поддержите!
У вас есть идеи по улучшению этого контента? Мы будем признательны за ваш вклад.
Улучшить эту страницуПодробнее
Что такое интеллект? | Psychology Today
Источник: Pexels
[Статья изменена 29 июля 2020 г.]
Согласованного определения или модели интеллекта не существует. Согласно словарю английского языка Коллинза, интеллект — это «способность думать, рассуждать и понимать, а не делать что-то автоматически или инстинктивно». Согласно словарю Macmillan, это «способность понимать и думать о вещах, а также приобретать и использовать знания».
В поисках определения интеллекта можно начать с слабоумия. При болезни Альцгеймера, наиболее распространенной форме деменции, происходит нарушение множества высших корковых функций, включая память, мышление, ориентацию, понимание, счет, способность к обучению, язык и суждение. Я считаю важным, что люди с деменцией или серьезными трудностями в обучении очень плохо справляются с изменениями в окружающей среде, такими как переезд в дом престарелых или даже в соседнюю комнату. В совокупности это предполагает, что в самом широком смысле интеллект относится к функционированию ряда связанных способностей и способностей, которые позволяют нам адаптироваться и реагировать на давление окружающей среды. Поскольку это не выходит за рамки животных и даже растений, можно сказать, что они тоже обладают разумом.
Мы, жители Запада, склонны думать об интеллекте с точки зрения аналитических способностей. Но в сплоченном обществе охотников-собирателей интеллект может определяться в большей степени с точки зрения навыков поиска пищи, или навыков охоты, или социальных навыков и обязанностей. Даже в рамках одного общества наиболее ценные навыки со временем меняются.
На Западе акцент постепенно сместился с языковых навыков на более чисто аналитические навыки, и только в 1960 году, на нашей памяти, Оксфордский и Кембриджский университеты отказались от латыни как требования для поступления.
В 1990 году Питер Саловей и Джон Майер опубликовали фундаментальную статью об эмоциональном интеллекте, и ЭИ быстро стал популярным. В том же году Тим Бернерс-Ли написал первый веб-браузер. Сегодня мы не можем продвинуться далеко, не обладая некоторыми значительными навыками в области ИТ (конечно, по меркам 1990-х годов), а компьютерщики являются одними из самых высокооплачиваемых специалистов.
Все это говорит о том, что то, что представляет собой интеллект, может значительно различаться в зависимости от наших ценностей и приоритетов.
Современное общество так высоко ценит аналитические способности, что некоторые из наших политических лидеров ссылаются на свой «высокий IQ», чтобы оправдать свои вопиющие действия. Этот западный акцент на разуме и интеллекте уходит своими корнями в Древнюю Грецию с Сократом, его учеником Платоном и учеником Платона Аристотелем.
Сократ считал, что «неисследованная жизнь не стоит того, чтобы жить». Обычно он учил диалектическим или сократическим методом, то есть задавая вопросы одному или нескольким людям о конкретном понятии, таком как мужество или справедливость, чтобы выявить противоречие в их первоначальных предположениях и спровоцировать переоценку понятия.
Для Платона разум мог вывести нас далеко за пределы здравого смысла и повседневного опыта в «гипер-небо» [греч. hyperouranos ] идеальных форм. Он, как известно, фантазировал о том, чтобы поставить во главе своей утопической республики гениократию королей-философов.
Наконец, Аристотель утверждал, что нашей отличительной функцией как человеческих существ является наша уникальная способность рассуждать, и поэтому наше высшее благо и счастье состоят в том, чтобы вести жизнь, основанную на рациональном созерцании. Перефразируя Аристотеля в Книге X из Никомахова этика , «Человек более всего есть разум, и жизнь разума — самая самодостаточная, самая приятная, самая счастливая, лучшая и самая божественная из всех». стало божественным свойством, найденным в человеке, потому что создано по образу Божьему. Если вы не согласились со своими SAT, теперь вы знаете, кого винить.
Как я утверждаю в своей книге Сверхразум: мышление за пределами мышления , одержимость Запада аналитическим интеллектом имела и продолжает иметь ужасные политические, социальные и, прежде всего, моральные последствия.
Иммануил Кант наиболее примечательно установил связь между рассуждениями и моральным положением, утверждая (просто говоря), что в силу их способности рассуждать с людьми следует обращаться не как со средством для достижения цели, а всегда только как с целью -в себе. Отсюда становится слишком легко заключить, что чем лучше вы рассуждаете, тем больше вы достойны личности, ее прав и привилегий.
На протяжении веков женщины считались «эмоциональными», то есть иррациональными или менее рациональными, что оправдывало обращение с ними как с имуществом или, в лучшем случае, с гражданами второго сорта. То же самое можно было бы сказать и о небелых людях, над которыми править было не только правом, но и обязанностью белого человека.
Поэма Редьярда Киплинга Бремя Белого Человека (1902) начинается со строк: Возьмите на себя бремя Белого Человека –/ Отправьте лучших из вас –/ Идите, свяжите своих сыновей в изгнание/ Чтобы служить нуждам ваших пленников; / Ждать в тяжелой упряжке/ На трепещущем народе и диком –/ Твои новопойманные, угрюмые народы,/ Полудьявол и полуребенок.
Хотя сегодня это звучит ужасно, в то время большинство соотечественников Киплинга одобрили бы это мнение.
Люди, считавшиеся менее рациональными, — женщины, небелые люди, низшие классы, немощные, «ненормальные» — были не просто лишены гражданских прав, но были подчинены, колонизированы, порабощены, убиты и стерилизованы при полной безнаказанности. Только в 2015 году Сенат США проголосовал за компенсацию живым жертвам спонсируемых государством программ стерилизации для, цитирую, «слабоумных».
Сегодня из всех людей именно белый человек (то есть белый мужчина) больше всего боится искусственного интеллекта, воображая, что он узурпирует его статус и привилегии.
Согласно одной недавней статье, I.Q. является лучшим показателем эффективности работы. Но это не совсем удивительно, учитывая, что «производительность» и I.Q. были определены в сходных и перекрывающихся терминах, и что оба они зависят, по крайней мере, в некоторой степени, от третьих факторов, таких как согласие, мотивация и уровень образования.
Гений, напротив, больше зависит от стремления, дальновидности, творчества и удачи или возможности, и примечательно, что порог I.Q. для гениальности — вероятно, около 125 — это не так уж и много.
Уильям Шокли и Луис Уолтер Альварес, получившие Нобелевскую премию по физике, были исключены из Термановского исследования одаренных из-за… их ничем не примечательного коэффициента умственного развития.