Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Интерактивная и перцептивная стороны общения: Вопрос 23. Коммуникативная, перцептивная, интерактивная функции общения.

Вопрос 23. Коммуникативная, перцептивная, интерактивная функции общения.

Общение – это многоплановый процесс развития контактов м/у людьми, порождаемый потребностями совместной д-ти. Общение включает в себя обмен информацией м/у участниками совместной д-ти, который м/б охарактеризован как коммуникативная сторона общения. Вторая сторона общения (взаимодействие общающихся) – обмен в процессе речи не только словами, но и действиями и поступками.

Третья сторона общения предполагает восприятие общающихся друг с другом.

Таким образом в общении можно выделить 3 основные стороны :

-коммуникативная (передача информации),

-интерактивную (взаимодействие),

-перцептивную (взаимовосприятие).

Система словесных знаков образует язык как средство существования, усвоения и передачи общественно исторического опыта, возник в процессе труда и начал развиваться. Благодаря общению, с помощью языка, отражение мира в мозгу отдельного человека постоянно пополняется тем, что отражается или было отражено в мозгу других людей- происходит обмен мыслями, передача информации. В общении человек постоянно учится отделять существенное от несущественного,

необходимого от случайного, переходить от образа единичных предметов к устойчивому отражению их общих свойств в значение слов, в которых закрепляются существенные признаки, присущие целому классу предметов.

Речь – это вербальная коммуникация, т. к. процесс общения происходит с помощью языка.

Средством вербальной коммуникации являются слова с закрепленными за ними в общественном опыте значениями. Эмоциональное отношение, сопровождающее речевое высказывание, образует особый невербальный аспект, особую невербальную коммуникацию (жесты, мимика, пауза, поза, смех), которые образуют знаковую систему, дополняющую и усиливающую слова.

Существуют коммуникативные барьеры :

-барьер понимания :

а)фонематический – использование разными людьми разных слов для объяснения одного и того же предмета;

б)семантический – жаргон;

в)стилистичекий (эмоции, импульсы, логика и т. д.)

-барьер соц. – культурного различия (партии, религии, национальность),

-барьер отношений – чувства и эмоции.

Феномены межличностного влияния :

-внушение

-уважение,

-психологическое заражение.

По различным каналам восприятия (модальностя) людей можно подразделять на :

-аудиалов,

-кинестетиков,

-визуалов.

2. Интерактивная сторона общения :

Общение как межличностное взаимодействие – совокупность связей и взаимодействий людей, складывающихся в процессе их совместной д-ти.

Цели общения отражают потребности совместной д-ти людей. Совместная д-ть и общение протекают в условиях социального контроля, осуществляемого в процессе социальных норм, принятых в обществе образцов поведения, регламентирующих взаимодействие и взаимоотношения людей.

Обращение людей к социальным нормам делает их ответственными за поведение, позволяет регулировать действия и поступки.

Ориентировка на нормы позволяет человеку соотносить формы своего поведения с эталонами, отбирать нужное, социально одобряемое и отсеивать неприемлимое, направлять и регулировать свои отношения с другими людьми. Типологические особенности личности наиболее влияют на взаимодействие (по К. Юнгу) :

-экстраверсия – интроверсия,

-лабильность – регидность,

-доминантность – недоминантность.

Стратегии взаимодействия : соперничество, компромисс, сотрудничество, избегание, приспособление.

Виды сторон общения: коммуникативная, интерактивная и перцептивная

Коммуникативная сторона общения

Рассматривая часть общения, относящуюся к обмену информацией, принято выделять три стороны общения, важнейшей из который является коммуникативная. Значение коммуникации, которая постепенно выделила в отдельную область знания и практики, стремительно взлетает вверх по своей актуальности. Примером может быть одна из развивающихся сфер в этой области — межкультурная коммуникация, анализ массовых коммуникаций и др.

Если обратиться к коммуникативной стороне общения, то имеет смысл выделять несколько элементов, поскольку коммуникация представляет собой не простую передачу от одного источника другому в виде принятия, но и непременное отношение к передаваемой информации. По этой причине было введено понятие интерсубъективного процесса, где большую роль играет значимость информации и ее общий смысл. В целом коммуникации предполагают влияние друг на друга со стороны субъектов коммуникативного акта. Рассматривая коммуникацию, используется понятие кодификации и декодификации. Также здесь определяется понятие коммуникативные барьеры, которые носят социальный или психологический характер.

Коммуникация в психологии также предполагает использование понятий вербальной и невербальной коммуникации. Первая из них характеризуется использование человеческой речи. Она может включать 2 принципа: лексика и синтактика. Вербальная коммуникация сохраняет смысл сообщения, но вербальная сторона коммуникации в определенной мере считается культурно детерминированной.

Если рассматривать речь в форме основного коммуникативного инструмента, то часто речевую коммуникацию рассматривают в соответствии со схемой (рис. 1).

Рисунок 1. Передача и восприятие информации

В процессе говорения коммуникатором кодируется информация, а реципиентом в ходе слушания она декодируется.

Коммуникация в качестве динамического процесса не понимается без ввода понятия «обратная связь», которая представляет собой сообщение, возникающее в ответ на сообщение другого (рис. 2).

Рисунок 2. Схема диалога

Невербальная коммуникация в качестве аспекта общения использует другие системы знаков, помимо речи. Можно выделить несколько схем невербальной коммуникации:

  1. Оптико-кинетическую систему в виде жестов, мимики, пантомимики.
    РАзвитие этой сферы происходит в рамках кинесики.
  2. Пара- и экстралингвистическую схему, которые дополняют вербальную коммуникацию, используя в своем анализе качество голоса, диапазон, тон, а также паузы, темп говорения, смех и др.
  3. Организацию пространства и времени коммуникации в виде процесса, как контекстную знаковую систему, определяемую местоположением коммуницирующих субъектов. В общем виде проксемику задают пространственной характеристикой общения.
  4. Визуальный контакт, который относится к влиянию контакта глаз в коммуникации.

Коммуникация, которая определяется в качестве передачи информации, можно рассматривать через изменение установок с помощью передачи информации. Важно отметить, что структура и цель сообщения являются культурно детерминированными.

Интерактивная сторона общения

Еще одна сторона общения представлена интерактивной. Она понимает взаимодействие в виде общения, которое связано с организацией совместной деятельности.

Межличностное общение включает его инструментально-технологическую сторону, при этом взаимодействие участников концентрируется на соотнесении цели каждой из сторон и организацию их достижения в ходе общения.

Общение, понимаемое как взаимодействие, дает возможность определить 3 компонента обмена действиями.

  1. Учет планов, включая сопоставление их с собственными.
  2. Анализ вклад, который осуществляют участники взаимодействия.
  3. Осмысление степени включенности всех партнеров общения.

Взаимодействие также можно рассматривать в виде совокупности актов в контексте абстрактной схемы. Такая схема состоит из деятеля, другого, норм, ценностей и ситуации.

Максимально иллюстративно понятие взаимодействия в виде стороны общения рассмотрел транзактный анализ Эрика Берна. В нем каждый участник взаимодействия способен занимать одну из следующих позиции по выбору: родителя (с интенцией «Надо!»), взрослого (с интенциями «Хочу!» и «Надо!») и ребенка (с интенцией «Хочу!»).

Классическая схема представлена на рис. 3

При описании трансактного анализ, который выражен в схемах, необходимо пояснить, что в самых простейших транзакциях как стимул, так и реакция исходят со стороны позиции Взрослого. Другими словами, за стимулом следует уместная, ожидаемая и естественная реакция. Тем не менее, в силу различных обстоятельств, которые обусловлены особенностями личности или культуры, ясность коммуникации часто нарушается. По этой причине возникают коммуникативные сложности или особенности. В полной мере транзактный анализ приведен в классическом труде Эрика Берна «Игры, в которые играют люди».

Рисунок 3. Дополнительные транзакции

Интеракция рассматривает различные типы взаимодействий.

  1. Кооперацию в виде координированных действий разных сил участников, рассматриваемых в качестве необходимого фактора совместной деятельности.
  2. Конкуренцию в виде негативного типа взаимодействия при вероятном продуктивном типе конкуренции, характеризующемся возникновением созидательной мотивации. Можно выделить несколько типов: соревнование, соперничество, конфронтация.
  3. Конфликт, представляющий собой тип интеракции, где происходит выявление разнонаправленных и противоположных тенденций участников взаимодействия.

На практике транзактный анализ используется различными психотерапевтическими практиками (гештальт подход, экзистенциальные практики). Основная гипотеза здесь представлена высокой ролевой детерминированностью в человеческих взаимоотношениях. От подобной зависимости человеческое поведение тонко регулируется сложной сетью взаимоотношений.

Замечание 1

Соответствующие стороны интеракции рассматривались теоретическими воззрениями символического интеракционизма. В них личность при осознании себя формируется в совместных действиях с другой личностью.

Перцептивная сторона общения

Третья сторона общения представлена перцептивной стороной, понимаемой в качестве процесса, который проявляется при межчеловеческом взаимодействии с помощью естественного общения. Оно протекает в форме восприятия и понимания одним человеком других людей.

Здесь важно упомянуть ключевые вопросы, проявленные в проблеме социальной перцепции: возрастную, половую, профессиональную особенность социальной перцепции, условия и факторы, воздействующие на адекватную и точную оценку одним человеком другого, закономерности формирование первого впечатления, влияния на данные процессы общего опыта, характеристик взаимоотношений, самооценки и личных качеств взаимодействующих индивидов.

Замечание 2

Исследователи выявили, что на специфику социальной перцепции может оказывать влияние возраст и установки об объекте.

Рассматривая социальное восприятие вообще и межличностное восприятие в частности, нельзя не упомянуть о так называемых эффектах:

  1. Установки. Эффект используют для создания первого впечатления об объектах. Очень ярко подобный эффект отражен в документальном фильме Ф. Соболева «Я и другие» (1971) об экспериментальных исследованиях В. С. Мухиной.
  2. Ореол. Здесь предварительную информацию переносят на реальное восприятие человека.
  3. Первичность и новизна, состоящие в особенностях восприятия в соответствии с последовательностью предъявления информации об объектах.
  4. Стереотипизация, основанная на суждении об объекте, сформированном на основе ограниченной информации, при этом часто возникает в отношении групповой принадлежности субъекта.
Замечание 3

В рамках межличностного восприятия рассмотрению подлежит и феномен межличностной аттракции. Здесь формируются разные уровни аттракции, включая симпатию, дружбу, любовь. Операционально подобный феномен можно исследовать с помощью метода социометрии Дж. Морено.

Решение задач от 1 дня / от 150 р. Курсовая работа от 5 дней / от 1800 р. Реферат от 1 дня / от 700 р.

Стороны коммуникации — перцептивные, интерактивные, коммуникативные

Стороны связи тесно взаимосвязаны. Всего выделяют три аспектных аспекта коммуникативного взаимодействия индивидов, а именно: коммуникативный, перцептивный и интерактивный. Границы между такими сторонами общения достаточно символичны и часто сливаются, дополняя друг друга. Стороны общения в психологии следует рассматривать с позиций совместной деятельности и как особой деятельности. Коммуникативное взаимодействие представляет собой своеобразную структурную модель, содержащую два аспекта: содержательный и формальный. Содержательная сторона взаимодействия отражается в коммуникативной функции общения, а формальная – в поведенческой стороне общения, которая реализуется в процессе взаимодействия.

Перцептивная сторона общения

Стороны общения в психологии делятся на перцептивные, так как общение невозможно без взаимопонимания; интерактивный, заключающийся в потребности индивидов в совместной деятельности, и коммуникативный, заключающийся в обмене информацией.

Перцептивная сторона общения — процесс, выступающий существенной частью общения и основанный на познании (восприятии) друг друга участниками процесса общения. Индивид всегда выступает в коммуникациях как личность. По внешнему аспекту поведения субъект как бы «читает» собеседника, расшифровывает смысловую нагрузку его внешних данных. Важную роль в общении играют впечатления, возникающие при взаимодействии. Имеют регулирующую функцию. В процессе познания одним субъектом другого одновременно происходит его эмоциональная оценка, попытка осмыслить ход своих действий и понять стратегию трансформации поведения, в результате чего он выстраивает стратегию собственного поведения. В процессе коммуникативного взаимодействия происходит восприятие физических особенностей и поведенческих реакций субъекта, т.е. вырабатывается представление о его взглядах, намерениях, эмоциях, мыслях, способностях, установках и т. д. Кроме того, вырабатывается и представление об отношениях, связывающих объекты и субъекты восприятия. Иными словами, восприятие другого индивида предполагает восприятие его внешних данных, сопоставление их с личностными характеристиками объекта восприятия, в результате чего происходит интерпретация (понимание) его поведения.

В перцептивные процессы коммуникативного взаимодействия всегда вовлечены не менее двух личностей, каждая из которых демонстрируется активным субъектом. Отсюда следует, что сравнение с другими индивидами самих себя происходит с двух и более сторон, поскольку каждый из собеседников соотносит себя с другим. Поэтому при разработке плана взаимодействия каждому интервьюеру приходится учитывать как потребности, мысли, мотивы и убеждения другого, так и то, как другой участник беседы понимает его личные потребности, убеждения, мотивы. Каждый из партнеров при оценке другого стремится выстроить определенную интерпретационную систему поведения оппонента, особенно его причин. В повседневной жизни индивидуумы не понимают истинных причин поведения других людей или понимают, но недостаточно. Из-за недостатка информации люди приписывают причины поведения другим индивидам, чтобы дать «разумное» объяснение своим действиям. Именно поэтому внешний вид, манера разговора и поведения очень важны в деловом общении. Ведь от этого зависит карьерный рост личности и его успешность в деятельности в целом.

Стороны делового общения тесно взаимосвязаны. Умение правильно воспринимать партнера по общению и правильно интерпретировать воспринятую информацию способствует эффективной аргументации, нахождению нужных аргументов, что приводит к разговору.

Основные аспекты коммуникативного процесса используются для определения структуры коммуникативного взаимодействия с целью дальнейшего анализа каждого его элемента. Современная социальная психология утверждает, что следует уделять больше внимания аспектным аспектам коммуникативного взаимодействия, связанным с характеристикой! Об отражении и отношениях, складывающихся в процессе взаимодействия и влияния субъектов общения друг на друга.

Интерактивная сторона общения

Стороны процесса общения характеризуют основные компоненты общения. Интерактивный аспект общения связан с взаимодействием субъектов, организацией их групповой деятельности. Цели любого общения зависят от потребности индивидов в совместной деятельности. Коммуникация всегда должна подразумевать определенный результат — модификацию поведения других акторов. Коммуникативное взаимодействие и совместная деятельность осуществляются в условиях общественного контроля, на основе социальных норм, принятых в обществе моделей поведения, регулирующих отношения субъектов и образующих определенную систему. О существовании и принятии регулирующих норм поведения в обществе свидетельствует одинаковая реакция общества на определенное действие, отличающееся от действий других. Сфера применения социальных норм достаточно широка — начиная от модели поведения, отвечающей требованиям трудовой дисциплины, гражданского и воинского долга, и заканчивая правилами элементарного воспитания и вежливости.

Обращение субъектов коммуникативного взаимодействия к нормам приводит их к ответственности за собственное поведение, способствует одновременной регламентации действий, подвергая их оценке и разделению на соответствующие и не соответствующие нормам. Социальный контроль в ходе коммуникативного взаимодействия осуществляется по репертуару ролей, сыгранных общающимися субъектами. Под ролью понимается нормативно утвержденная модель поведения, ожидаемая обществом от каждого, занимающего определенное социальное положение. К таким позициям относятся возраст, положение и т. д. Каждая роль, которую играет субъект, должна соответствовать определенным требованиям и ожиданиям окружающих. Каждый индивидуум может играть разные роли (множество позиций), что часто приводит к ролевому конфликту. Взаимодействие актеров, исполняющих различные роли, регулируется ролевыми ожиданиями. Отсюда следует, что исходным условием эффективности коммуникаций является адекватность модели поведения взаимодействующих индивидов взаимным ожиданиям.

Причины конфликтов в коллективной деятельности могут определяться содержательными и деловыми разногласиями, а также разницей личных и прагматических интересов. В то же время отличительной особенностью конфликтных ситуаций второго рода является эскалация эмоционального напряжения. Также причинами возникновения конфликтных ситуаций являются смысловые барьеры в общении, препятствующие налаживанию успешного взаимодействия беседы. Смысловым барьером в коммуникативном взаимодействии считается несовпадение смыслов просьб, требований, распоряжений для участников общения, что создает барьер для взаимопонимания и дальнейшего взаимодействия. Смысловые барьеры приобретают все более значимую роль в педагогическом и деловом общении. Это объясняется разницей в возрасте участников, разным жизненным опытом, разницей интересов и т. д. Именно поэтому стороны делового общения делового человека и преподавателя в идеале должны быть развиты одинаково.

Особое значение для субъекта, как правило, имеет связующее звено, соединяющее целевую направленность деятельности с причинами ее осуществления. Ведь один и тот же поступок, слово, обстоятельство для разных людей могут нести разный смысл. Поэтому в коммуникативном взаимодействии первостепенное значение имеет умение поставить себя на место другого участника общения.

Коммуникативная сторона общения

В тех случаях, когда под общением понимается обмен информацией, обычно имеется в виду его коммуникативный аспект. То есть в узком смысле это означает, что в процессе коллективной деятельности субъекты обмениваются друг с другом различными идеями, мыслями, интересами, идеями, настроениями и т. д. Все это вместе можно назвать информацией.

Коммуникацию не следует рассматривать только в контексте отправки и получения информации, так как в ходе коммуникации осуществляется взаимодействие активных субъектов, а не простое перемещение сообщений. Взаимное информирование лиц предполагает установление коллективной деятельности и активный обмен информацией. Важность информации играет существенную роль для всех, кто участвует в общении, при условии, что такая информация принята и понята.

Характер обмена информацией между всеми участниками общения определяется возможностью влиять друг на друга через знаковые системы. То есть обмен информацией требует обязательного воздействия на партнера по общению. Коммуникативное воздействие, возникающее при общении, есть не что иное, как психологическое воздействие одного субъекта на другой.

Коммуникативное воздействие в контексте результата обмена информацией проявляется только при наличии у всех участников взаимодействия общей системы кодирования. Однако, даже зная смысловую нагрузку слов, люди нередко понимают их по-разному. Причинами этого могут быть возрастные особенности социальных, политических детерминант.

В контексте коммуникативного взаимодействия часто могут возникать специфические барьеры из-за непонимания самой ситуации взаимодействия. Непонимание может быть вызвано не только использованием разных языковых систем, но и более серьезными различиями, существующими между участниками общения. К таким различиям относятся социальные, возрастные, политические, профессиональные, религиозные различия, порождающие разнообразие восприятий, мировоззрений, мировоззрений. В этом аспекте коммуникативное взаимодействие указывает на то, что оно представляет собой только сторону общения.

При построении типологии коммуникативных процессов целесообразно будет использовать определение «направленность сигналов». Эта концепция позволяет различать аксиальные и рециальные коммуникативные процессы. Осевой процесс – это направление сигналов одним приемником информации, иначе говоря, отдельным людям. Реальный процесс — это направленность сигналов во многие возможные пункты назначения.

Информация, распространяемая коммуникатором, носит побудительный и констатирующий характер. Побудительный тип сообщений выражается в репликах запрашивающего, командного, рекомендательного характера. Он предназначен для стимулирования определенного действия. В свою очередь стимулы могут быть разными. В основном побуждением может быть активация, то есть призыв к действию в нужном направлении и, наоборот, интердиция, то есть призыв, не допускающий определенных действий, запрет на определенные действия, а также дестабилизация, то есть , несоответствие или расстройство какого-либо независимого вида деятельности или команды.

Распознающие сообщения выражаются в виде уведомления или любой информации. Они используются в различных образовательных системах и не предполагают прямого преобразования поведения и деятельности, а косвенно способствуют этому. Характер информации может быть разным. Например, критерий объективности варьируется от безразличного тона изложения до включения в формулировку сообщения достаточно очевидных элементов убеждения. Вариация сообщения предопределена коммуникатором — лицом, передающим информацию.

Преодоление перцептивных барьеров в общении

В этой серии мы обсудим семь барьеров в общении. Этот пост посвящен барьерам восприятия. Оставайтесь с нами, пока мы обсуждаем каждую.

Некоторые коммуникативные барьеры очевидны, например, физические препятствия и языковые различия. Другие, такие как то, как мы ведем себя и интерпретируем других, гораздо труднее обнаружить. Перцептивные барьеры для общения труднее распознать и расшифровать именно потому, что они возникают внутри. Во многих случаях мы даже не осознаем, что создаем их.

Что такое барьеры восприятия при общении?

К сожалению, люди не являются объективными наблюдателями, путешествующими по миру со способностью извлекать «истинную» природу друг друга. То, как мы воспринимаем мир и взаимодействуем с ним, во многом определяется нашим экономическим и социальным статусом, культурой, в которой мы выросли, уровнем нашего образования и т. д. или события . Используя предвзятые представления, мы быстро интерпретируем ситуации и принимаем быстрые решения. Однако здоровое общение становится трудным, когда мы развиваем ментальный блок и отвергаем новую информацию.

Основываясь на нашей среде и годах подкрепления, наше понимание мира и то, как мы действуем, формируются. Это социальное, культурное и экологическое развитие часто называют «обусловливанием».

Обусловленность может привести к предположениям, формированию стереотипов или неправильному пониманию других, чей жизненный опыт отличается от нашего собственного. Хотя объединение различных мировоззрений на рабочем месте помогает вдохновлять на творчество и инновации, оно также может создавать проблемы в общении, когда мы ошибочно принимаем наши индивидуальные выражения за универсальные истины.

Примеры барьеров восприятия

Существует два основных типа барьеров восприятия:

  1. Фильтры восприятия : личные предпочтения, ценности, установки, происхождение и жизненный опыт, которые создают «фильтры», через которые мы рассматриваем других людей. , события и информация.
  2. Триггеры и сигналы : невербальные сигналы, такие как язык тела и мимика, влияют на то, как люди воспринимают то, что мы говорим.

Давайте кратко рассмотрим, как могут работать эти барьеры:

У Энди есть новая идея для маркетинговой кампании, которая ему очень нравится. Ему нужны дизайнерские навыки его коллеги по команде Бет, чтобы разработать официальную презентацию для своего босса. Однако недавно Энди услышал, как Бет критикует аналогичную кампанию другой компании.

Подойдя к Бет, чтобы поделиться своей идеей и попросить о помощи, Энди уже убедил себя, что кампания ей не понравится. Следовательно, он использует защитный язык и жесты тела. Когда он пытается объяснить, почему его идея так хороша, а ее предыдущая критика подобной кампании была ошибочной, она интерпретирует его просьбу о помощи как высокомерие и чувствует себя униженной.

Несмотря на то, что Бет нравится идея кампании, она предпочитает не работать с кем-то, кто говорит с ней свысока. Она говорит, что слишком занята, и предлагает Энди обратиться за помощью к другому дизайнеру. В конечном итоге проект страдает, потому что Бет — лучший дизайнер агентства, а босс Энди отвергает эту идею.

Мы можем подсознательно саботировать себя, когда предполагаем, что люди не поймут нас или не согласятся с нами, основываясь на наших (часто ложных) представлениях об их происхождении, личных вкусах или предполагаемых интересах.

Опасность плохой коммуникации на рабочем месте

Барьеры восприятия представляют серьезную угрозу для совместной работы. Они могут быстро укорениться в корпоративной культуре, если вы не будете активно с ними бороться. Почему? Когда кто-то формирует негативное мнение после взаимодействия, он часто развивает и выражает другие идеи с той же точки зрения.

Люди, имеющие влияние на рабочем месте, могут распространять свои предубеждения на других. Если барьер восприятия разделяет достаточное количество людей, они могут несправедливо нацеливаться на другие группы людей и отталкивать их. Рассмотрим следующий пример.

Одри — недавно назначенный молодой менеджер, который нервничает из-за того, что берет на себя инициативу. Она предполагает, что коллеги могут не воспринимать ее всерьез из-за ее возраста. Чтобы не показаться неподготовленной, Одри планирует изложить все свои ожидания и цели в отношении предстоящего проекта на собрании команды.

Натали — работница средних лет, которая теперь подчиняется Одри. У Натали стиль работы, который, по-видимому, противоречит целям, которые ставит перед собой Одри, и она беспокоится, что не сможет поддерживать такой же уровень продуктивности. Боясь выразить свои истинные опасения, Натали критикует планы Одри как нереалистичные и отказывается соглашаться с ними.

Поскольку Одри уже думала, что ее возраст будет сдерживающим фактором, она считает, что Натали не уважает ее авторитет. Одри предполагает, что все пожилые работники будут чувствовать то же самое, и начинает жаловаться на них другим. Как менеджер, ее слова имеют вес. Ее пренебрежительное отношение к пожилым работникам побуждает других делать то же самое.

Хотя прямое общение могло решить эту проблему, обе стороны принимали решения, основанные на неуверенности и предположениях. Мы не только должны избегать полагаться на фильтры восприятия. Когда мы сталкиваемся с этими предубеждениями у наших сверстников, не менее важно отговорить их от того, чтобы они придерживались вредных негативных мнений.

Преодоление барьеров восприятия

На рабочем месте важно устранять барьеры восприятия, чтобы способствовать более тесному сотрудничеству в команде. Вот несколько вещей, которые вы можете сделать:

1. Оспорить свои собственные предположения

Мы все формируем убеждения друг о друге, и было бы невозможно ходить по офису, подходя к каждому человеку как к абсолютно чистому листу каждый день. Однако вы никогда не должны оставлять эти убеждения и предположения непроверенными.

Старайтесь не предполагать, что ваши доводы в пользу того или иного чувства верны (даже если это было раньше). Вместо этого изучите, как кто-то другой мог бы интерпретировать поведение и ситуации вокруг вас с другой точки зрения.

2. Практикуйте позитивный язык тела

Невербальные аспекты вашего взаимодействия с другими людьми (например, поза, зрительный контакт и положение тела) могут многое сказать о том, насколько вы уверены, заинтересованы или вовлечены в разговор или тему.

Поскольку на язык тела может легко повлиять стресс или усталость, важно следить за тем, как ваше физическое поведение может быть неверно истолковано. Практикуйте положительный язык тела при общении с другими, чтобы убедиться, что вы непреднамеренно не проявляете неуважение к окружающим и не отправляете неправильное сообщение.

3. Будьте честны, открыты и тактичны

Как часто вы плохо реагируете на стрессовые ситуации, потому что опасаетесь выражать свои опасения? Защитное поведение типично, когда кто-то боится показаться слабым, глупым или невежественным. Избегайте набрасываться на других, когда у вас нет ответов.

Задавайте вопросы, чтобы прояснить то, чего вы не понимаете. Дайте понять, что вы не критикуете точку зрения другого человека и просто хотите получить больше информации. Одна из тактик — использовать язык, который фокусируется на вашем восприятии, а не на действиях другого человека. Вместо того, чтобы говорить: «Вы не понимаете смысла», подумайте что-то вроде: «У меня проблемы с пониманием этого. Было бы полезно, если бы вы могли объяснить это по-другому.

4. Определите свои барьеры восприятия

Лучшее, что вы можете сделать для улучшения коммуникации, — это распознать источники предвзятости. Найдите время, чтобы подумать о прошлых недоразумениях, чтобы вы могли подумать о том, что делать по-другому в будущем. Спросите себя, постоянно ли вы неправильно судите об определенных ситуациях или людях, основываясь на своем прошлом или ценностях. Двигаясь вперед, помните об этих осознаниях, когда сталкиваетесь с потенциальным триггером.

Заключительные мысли

Такая простая вещь, как громкость чьего-то голоса, положение тела или выражение лица, может коренным образом изменить то, как другие люди воспринимают их сообщение, независимо от намерений говорящего. Точно так же то, как человек вырос или как его воспитали, может повлиять на то, как он интерпретирует шутку или обобщение, независимо от намерения.

Когда члены команды регулярно взаимодействуют друг с другом, они, скорее всего, будут иметь четкое представление о чужой точке зрения. И со временем они станут лучше интерпретировать истинные (и часто безобидные) намерения, стоящие за вербальными и невербальными сигналами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *