Урок 14 | Профессиональные интересы, склонности и способности
Главная сайта | В меню | Профессиональные способности
Раздел. Профессиональное самоопределение.
Тема урока. Профессиональные интересы, склонности и способности.
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: организовать деятельность обучающихся по изучению своих склонностей к группе профессий, коммуникативных и организаторских склонностей.
Сильным побудительным фактором, обусловливающим выбор профессии, являются интересы и склонности.
Интерес — это эмоциональное состояние, связанное с познавательной деятельностью. Как правило, люди интересуются теми предметами и явлениями, которые привлекают их внимание и способны удовлетворить их потребности. Особое место занимает понятие профессиональный интерес — эмоционально окрашенное отношение человека к определённому виду деятельности.
Склонность — активное, сознательное, преобразующее отношение к чему-либо. Склонности проявляются в деятельности, во время занятий, направленных на усвоение знаний или на создание каких-либо вещей, предметов. Склонности не только проявляются, по и формируются в деятельности, поэтому нужно включаться в разные её виды, не бояться менять увлечения, чтобы максимально раскрыть свои склонности к тому моменту, когда придёт время выбирать профессию.
Чтобы определить, к какой профессиональной сфере человек проявляет склонности, можно воспользоваться методикой «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) (автор Е. А. Климов).
Эффективность профессиональной деятельности зависит не только от интересов и склонностей, но и от способностей человека.
Способноcти — это индивидуальные особенности личности, обеспечивающие ему успех в деятельности. От уровня способностей зависит скорость, глубина, лёгкость и прочность процесса освоения деятельности, формирования профессиональных компетенций (знаний, умений, владений).
Способности подразделяются на врождённые и социальные. Каждая способность развивается из задатка, который может быть передан генетически, а может быть усвоен в социуме. Например, человек не может родиться гениальным композитором. Но при наличии природного задатка — хорошо развитого слухового аппарата — способность к музыке проявляется в виде особенного слухового анализатора. Далее следует становление — при наличии способностей ребёнка можно записать на занятия музыкой, а прирождённые качества — усердие, дисциплинированность, целеустремлённость в ходе обучения могут сделать из него гениального композитора.В профессиях, которые по своему содержанию связаны с активным взаимодействием человека с другими людьми, в качестве стержневых выступают коммуникативные и организаторские склонности, без которых не может быть обеспечен успех в работе. Главное содержание деятельности работников таких профессий — руководство коллективом, обучение, воспитание, культурно-просветительское и бытовое обслуживание людей и т.
На основании исследования ситуации на региональном рынке труда, тенденций развития профессий, возможностей образовательных программ, предложенных в региональных учебных организациях, можно выбрать и попытаться реализовать собственную образовательную траекторию.
Образовательная траектория — возможность личности на основе выбора определять свой образовательный путь для удовлетворения потребностей в образовании, получении квалификации в избранной области, в интеллектуальном, физическом, нравственном развитии с учётом сформированности интересов и склонностей, спроса на рынке труда, самооценки возможностей.
Практическая работа № 35
Обсуждение результатов образовательного путешествия в учебное заведение
1. Обсудите результаты образовательного путешествия в среднее или высшее учебное заведение вашего района, города.
2. Сделайте выводы по результатам исследования: по каким профессиям и специальностям ведётся подготовка в этих учебных заведениях. Дайте характеристику организаций профессионального образования различного уровня, расположенных на территории вашего проживания, оказываемых ими образовательных услуг, условий поступления и особенностей обучения.
Практическая работа № 36
Выявление склонности к группе профессий
1. Выполните задания теста «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) (табл. 3).
Представьте, что у вас появилась возможность делать то, что вам нравится. Какое занятие из двух возможных вы бы предпочли? Выпишите на листе бумаги номера, обозначающие ваш выбор, с соответствующим знаком:
«+» — указанная деятельность вам нравится;
«+ +» или «+ + +» — эта деятельность очень нравится;
«—» — данная деятельность вам не нравится;
«— —» или «— — —» — деятельность очень не нравится.
Например: 3а + +; 3б — … и т. д.
Таблица 3
Дифференциально-диагностический опросник (ДДО)
Вариант 1 | Вариант 2 |
1а. Ухаживать за животными | 1б. Обслуживать какие-либо приборы (следить, регулировать их) |
2а. Помогать больным людям, лечить их | 2б. Составлять таблицы, чертить схемы, разрабатывать компьютерные программы |
3а. Рассматривать книжные иллюстрации, художественные открытки, конверты | 3б. Следить за состоянием и развитием растений |
4а. Обрабатывать материалы (древесину, ткань, металл, пластмассу и т. п.) | 4б. Доводить товары до потребителя, рекламировать, продавать |
5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи | 5б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты) |
6а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы) | 6б. Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных) |
7а. Копировать рисунки, изображения или настраивать музыкальные инструменты | 7б. Управлять каким-либо грузовым (подъёмным или транспортным) средством (подъёмным краном, трактором и др.) |
8а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т. д.) | 8б. Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов) |
9а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище | 9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках |
10а. Лечить животных | 10б. Выполнять вычисления, расчёты |
11а. Выводить новые сорта растений | 11б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т. п.) |
12а. Разбирать споры, ссоры между людьми: убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять | 12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок) |
13а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности | 13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов |
14а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты | 14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т. п. |
15а. Составлять точные описания-отчёты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др. | 15б. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые) |
16а. Делать лабораторные анализы в больнице | 16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение |
17а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий | 17б. |
18а. Организовывать культпоходы сверстников или младших школьников в театры, музеи, туристические походы, на экскурсии и т. п. | 18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах |
19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания | 19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты |
20а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада | 20б. Работать на устройствах с клавиатурой (компьютере, телетайпе и др.) |
2. Обработайте результаты и занесите их в таблицу (табл. 4). Графа П отражает количество баллов по профессиональной сфере «человек — природа» (все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством), графа T — по сфере «человек — техника» (технические профессии), графа Ч — по сфере «человек — человек» (все профессии, связанные с обслуживанием людей), графа 3 — по сфере «человек — знак» (все профессии, связанные с подсчётами, цифровыми и буквенными знаками, включая музыкальные специальности), графа X — по сфере «человек — художественный образ» (все творческие специальности).
Суммы положительных ответов подсчитываются по вертикали по всем пяти графам. В целом минимальное количество баллов по каждой графе — 0, максимальное — 8.
Таблица 4
Обработка результатов
П | T | Ч | 3 | X | ||
1а | 1б | 2а | 3а | |||
3б | 4а | 4б | 5а | 5б | ||
6а | 6б | 7а | ||||
7б | 8а | 8б | ||||
9а | 9б | |||||
10а | 10б | |||||
11а | 11а | 12а | 12б | 13а | ||
13б | 14а | 14б | 15а | 15б | ||
16а | 16б | 17а | ||||
17б | 18а | 18б | ||||
19а | 19б | |||||
20а | ||||||
Всего | + | |||||
Всего | — |
3. Сделайте выводы. Если вы набрали 0—2 балла, то результат свидетельствует о том, что ваш интерес к данной профессиональной сфере не выражен. При результате 3—6 баллов профессиональная направленность и интерес выражены в средней степени, при сумме 7—8 баллов — профессиональная направленность определяется довольно ярко и отчётливо.
Практическая работа № 37
Выявление коммуникативных и организаторских склонностей
1. Выполните задания теста «Коммуникативные и организаторские склонности» (КОС) (табл. 5): на каждый вопрос ответьте «да» или «нет». Если вы затрудняетесь в выборе ответа, необходимо всё-таки склониться к соответствующей альтернативе (+) или (—).
Таблица 5
Коммуникативные и организаторские склонности (КОС)
Номер вопроса | Вопрос |
1 | Много ли у вас друзей, с которыми вы постоянно общаетесь? |
2 | Часто ли вам удаётся склонить большинство своих товарищей к принятию вашего мнения? |
3 | Долго ли вас беспокоит чувство обиды, причинённое вам кем-то из ваших товарищей? |
4 | Всегда ли вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации? |
5 | Есть ли у вас стремление к установлению новых знакомств с разными людьми? |
6 | Нравится ли вам заниматься общественной работой? |
7 | Верно ли, что вам приятнее и проще проводить время с книгой или за каким-либо другим занятием, чем с людьми? |
8 | Если возникли некоторые помехи в осуществлении ваших намерений, то легко ли вы отступаете от них? |
9 | Легко ли вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше вас по возрасту? |
10 | Любите ли вы придумывать и организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения? |
11 | Трудно ли вам включиться в новую для вас компанию? |
12 | Часто ли вы откладываете на другие дни дела, которые нужно было выполнить сегодня? |
13 | Легко ли вам удаётся устанавливать контакты с незнакомыми людьми? |
14 | Стремитесь ли вы добиваться, чтобы ваши товарищи действовали в соответствии с вашим мнением? |
15 | Трудно ли вам осваиваться в новом коллективе? |
16 | Верно ли, что у вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обязанностей, обязательств? |
17 | Стремитесь ли вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком? |
18 | Часто ли в решении важных дел вы берёте инициативу на себя? |
19 | Раздражают ли вас окружающие люди и хочется ли вам побыть одному? |
20 | Правда ли, что вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для вас обстановке? |
21 | Нравится ли вам постоянно находиться среди людей? |
22 | Возникает ли у вас чувство раздражения, если вам не удаётся закончить начатое дело? |
23 | Испытываете ли вы чувство затруднения, неудобства или стеснения, если приходится проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком? |
24 | Правда ли, что вы утомляетесь от частого общения с товарищами? |
25 | Любите ли вы участвовать в коллективных играх? |
26 | Часто ли вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы ваших товарищей? |
27 | Правда ли, что вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых вам людей? |
28 | Верно ли, что вы редко стремитесь к доказательству своей правоты? |
29 | Полагаете ли вы, что вам не доставляет особого труда внести оживление в малознакомую вам компанию? |
30 | Принимаете ли вы участие в общественной работе в школе? |
31 | Стремитесь ли вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей? |
32 | Верно ли, что вы не стремитесь отстаивать своё мнение или решение, если оно не было сразу принято вашими товарищами? |
33 | Чувствуете ли вы себя непринуждённо, попав в незнакомую вам компанию? |
34 | Охотно ли вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей? |
35 | Правда ли, что вы не чувствуете себя достаточно уверенно и спокойно, когда приходится говорить что-либо большой группе людей? |
36 | Часто ли вы опаздываете на деловые встречи, мероприятия? |
37 | Верно ли, что у вас много друзей? |
38 | Часто ли вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми? |
39 | Правда ли, что вас пугает перспектива оказаться в новом коллективе? |
40 | Правда ли, что вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей? |
2. Запишите ответы в таблицу (табл. 6). Обработайте результаты: с помощью таблиц 7 и 8 определите КОС. Подсчитайте число совпавших ответов «+» и «—» в таблице 9 (коммуникативные склонности) и число совпавших ответов «+» и «—» в таблице 10 (организаторские склонности).
Таблица 6
Лист ответов
Номер ответа | |||
1 | 11 | 21 | 31 |
2 | 12 | 22 | 32 |
3 | 13 | 23 | 33 |
4 | 14 | 24 | 34 |
5 | 15 | 25 | 35 |
6 | 16 | 26 | 36 |
7 | 17 | 27 | 37 |
8 | 18 | 28 | 38 |
9 | 19 | 29 | 39 |
10 | 20 | 30 | 40 |
Таблица 7
Дешифратор «Коммуникативные склонности»
Номер ответа | |||
1+ | 11- | 21+ | 31- |
3- | 13+ | 23- | 33+ |
5+ | 15- | 25+ | 35- |
7- | 17+ | 27- | 37+ |
9+ | 19- | 29+ | 39- |
Таблица 8
Дешифратор «Организаторские склонности»
Номер ответа | |||
2+ | 12- | 22+ | 32- |
4- | 14+ | 24- | 34+ |
6+ | 16- | 26+ | 36- |
8- | 18+ | 28- | 38+ |
10+ | 20- | 30+ | 40- |
3. Определите уровень ваших коммуникативных и организаторских склонностей по таблицам 9 и 10. Проанализируйте результаты.
Таблица 9
Шкала оценок коммуникативных склонностей
К | Оценка | Уровень проявления коммуникативных склонностей |
2—9 | 1 | Низкий |
10—11 | 2 | Ниже среднего |
12—13 | 3 | Средний |
14—15 | 4 | Высокий |
16—20 | 5 | Очень высокий |
Примечание. К — число совпавших ответов «+» и «—».
Таблица 10
Шкала оценок организаторских склонностей
К | Оценка | Уровень проявления организаторских склонностей |
4—11 | 1 | Низкий |
12-13 | 2 | Ниже среднего |
14 | 3 | |
15—16 | 4 | Высокий |
17—20 | 5 | Очень высокий |
Оценка 1 — у вас низкий уровень проявления коммуникативных и организаторских склонностей.
Оценка 2 — ваши коммуникативные и организаторские склонности находятся на уровне ниже среднего. Вы не стремитесь к общению, чувствуете себя скованно в новой компании, коллективе; предпочитаете проводить время наедине с собой, ограничиваете свои знакомства; испытываете трудности в установлении контактов с людьми и при выступлении перед аудиторией; плохо ориентируетесь в незнакомой ситуации; не отстаиваете своё мнение, тяжело переживаете обиды; малоинициативны в общественной деятельности, во многих делах предпочитаете избегать принятия самостоятельных решений.
Оценка 3 — у вас средний уровень проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Вы стремитесь к контактам с людьми, не ограничиваете круг своих знакомств, отстаиваете своё мнение, планируете свою работу, однако потенциал склонностей не отличается высокой устойчивостью. Коммуникативные и организаторские склонности необходимо развивать и совершенствовать.
Оценка 4 — вы в группе с высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Вы не теряетесь в новой обстановке, быстро находите друзей, постоянно стремитесь расширить круг своих знакомых, занимаетесь общественной деятельностью, помогаете близким, друзьям; проявляете инициативу в общении, с удовольствием принимаете участие в организации общественных мероприятий, способны принимать самостоятельное решение в трудной ситуации. Всё это вы делаете не по принуждению, а согласно внутренним устремлениям.
Оценка 5 — вы обладаете очень высоким уровнем проявления коммуникативности и организаторских склонностей. Испытываете потребность в общении и организаторской деятельности и активно стремитесь к ней, быстро ориентируетесь в трудных ситуациях, непринуждённо ведёте себя в новом коллективе, инициативны, предпочитаете в важном деле или в создавшейся сложной ситуации принимать самостоятельные решения, отстаиваете своё мнение и добиваетесь, чтобы оно было принято товарищами; можете внести оживление в незнакомую компанию, любите организовывать разные, мероприятия. Настойчивы в деятельности, которая вас привлекает. Ищете такие дела, которые бы удовлетворяли потребность в коммуникации и организаторской деятельности.
Практическая работа № 38
Выбор образовательной траектории
1. Выявите потребность в специалистах на региональном рынке труда.
2. Проанализируйте свои возможности и предпочтения, связанные с освоением определённого уровня образовательных программ и реализацией тех или иных видов деятельности.
3. Проведите анализ своих возможностей (интересов, склонностей и способностей).
4. Составьте собственную образовательную траекторию, которая приведёт вас к получению искомой профессии.
Запоминаем опорные понятия
Профессиональный интерес, склонности, способности; образовательная траектория.
Самостоятельная работа
Профессиональные пробы
1. Составьте список профессий, в которых вы хотите проверить свои силы.
2. Подготовьте следующую таблицу в рабочей тетради.
Профессия | Место проведения пробы | Длительность проведения пробы | Результаты проведения пробы (впечатления) |
3. По мере проведения профессиональных проб заносите в таблицу данные по каждой пробе.
4. Проанализируйте полученные данные и сделайте для себя вывод о том, какая профессия вам нравится и подходит больше всего.
Проверяем свои знания
1. Чем отличается простой интерес от профессионального?
2. Почему при выборе профессии важно учитывать склонности человека?
3. От каких условий зависит развитие способностей?
Профессиональные Интересы, склонности и способности
#9 класс #Профориентация #Учебно-методические материалы #Презентация #Все учителя #Школьное образование
Формула
Под интересом понимается активная познавательная направленность человека на тот или иной предмет. Под интересом понимается активная познавательная направленность человека на тот или иной предмет. Применительно к выбору профессии интересы – это положительное отношение к определенной области труда, стремление к познанию и деятельности в этом направлении
Интересы различаются: Интересы различаются: по содержанию (например, музыкальные, технические и т. п.), по широте (широкие, т. е. разносторонние, или узкие, направленные только на один предмет или его сторону), по глубине (глубокие или поверхностные), по длительности (устойчивые и неустойчивые).
Склонности – это желания человека, побуждения, потребности в определенных видах деятельности, стремление не только к результату, но и к самому процессу того, что человек делает. От склонностей зависит привлекательность различных видов деятельности, интерес к ним. Если интересы выражаются формулой «хочу знать», то склонности «хочу делать». Задание №2. «Склонности» Человек — Природа Человек — Техника Человек- Человек Человек – Знаковая система Человек – Художественный образ 1а 3б 6а 10а 11а 13б 16а 20а 1б 4а 7б 9а 11б 14а 17б 19а 2а 4б 6б 8а 12а 14б 16б 18а 2б 5а 9б 10б 12б 15а 19б 20б 3а 5б 7а 8б 13а 15б 17а 18б
Способности — это умения, то есть, такие индивидуальные качества человека, от которых зависит возможность успешного осуществления деятельности. Способности — это умения, то есть, такие индивидуальные качества человека, от которых зависит возможность успешного осуществления деятельности. Общие способности необходимы для широкого круга занятий. К общим способностям относятся такие качества, как трудолюбие, внимательность, сообразительность, целеустремленность. Эти качества важны во всех профессиях и видах деятельности Специальные способности — это качества, обеспечивающие успех в узком круге видов деятельности. К таким, например, относится зрительная память, понимание людей, хорошо развитая чувствительность рук.
Какую роль в профессиональном самоопределении играет интерес? Какую роль в профессиональном самоопределении играет интерес? В чем состоит отличие простых интересов от профессиональных? Какие виды интересов оказывают определяющее влияние на выбор жизненного пути? Чем отличаются профессиональные склонности от профессиональных интересов7 Почему при выборе профессии так важно учитывать склонности человека? Как вы думаете, от каких условий зависит развитие способностей? Каким образом в профессиональном самоопределении учитываются общие и специальные способности?
Эксплуатация технических средств: водитель, Человек — техника Эксплуатация технических средств: водитель, швея … Ремонт техники: механик, электромонтер… Монтаж, наладка технических устройств: сварщик, инженер…
Тексты: корректор, машинистка, библиотекарь, переводчик … Человек – знаковая система Тексты: корректор, машинистка, библиотекарь, переводчик … Цифры, формулы, таблицы: бухгалтер, экономист… Чертежи, карты, схемы: чертежник, штурман… Звуковые сигналы: телефонист, радист…
Связанные с созданием, проектированием, моделированием произведений искусства: композитор, художник… Связанные с воспроизведением и изготовлением произведений искусств: ювелир, актер, цветовод декоратор … Человек – худож. образ
че Изучение живой и неживой природы: микробиолог, агрохимик… Уход за растениями, животными: лесовод, овощевод, зоотехник… Профилактика и лечение заболеваний растений и животных: ветеринар, селекционер… Человек — природа
Человек -человек
Физминутка «типы профессий» Ч-Т: паровозик. Ч-Ч: пожать руку соседу. Ч-П: деревце. Ч-З: сделать приседание. Ч-Х: поаплодировать.
Дерево самоопределения Взять лист – если с профессией не определились. Взять цветок – если в выборе профессии сомневаетесь. Взять плод – если с выбором профессии определились Напишите свое имя и профессию, которую вы выбрали
«Над этой темой я хотел(а) бы еще поработать» «Здесь мне были даны конкретные указания» «Мне здесь совсем не понравилось» «Психологическая атмосфера» «Мне здесь не хватало. ..» Все у меня в руках
Интересы и способности — Исследовательский фонд Джонсона О’Коннора
Интересы — это результат того, что вы делаете, чему учитесь и кого знаете.
Эти факторы сильно меняются из года в год по мере роста ваших знаний и опыта. Сложно чем-то заинтересоваться, если, например, ты не понимаешь, что это такое. Название должности, такое как «морской биолог» или «промышленный инженер», мало что говорит о том, на что похожа эта карьера, и как может кто-то по-настоящему заинтересоваться любой из этих профессий?
Способности являются результатом наследования и раннего развития.
Они неизменны, как проценты; наше исследование показало, что способности человека стабилизируются примерно в возрасте четырнадцати лет и остаются таковыми до конца его или ее жизни. Они имеют мало общего с тем, что вы знаете или изучаете, и наша программа тестирования может предоставить вам объективный источник информации о ваших природных достоинствах, что сделает планирование образования и карьеры более точным и эффективным.
На интересы могут влиять внешние факторы.
Человек может не интересоваться управлением финансами, потому что, например, у его знакомого есть конкретная работа, и он недоволен или расстроен. Кто-то другой может захотеть стать журналистом из-за отца-писателя. Мечты стать механиком могут исходить от любимого дядюшки, коллекционирующего старинные автомобили. Интерес к старым автомобилям, письму или финансам может быть обусловлен способностями в смежных направлениях, более соответствующих природным способностям.
Способности — это врожденные способности.
Мечтать о том, чтобы стать врачом или быть ребенком хирурга, не означает, что у вас будут необходимые способности, чтобы стать успешным и удовлетворенным врачом. Выявление ваших природных сильных сторон — это способ узнать, какая карьера подходит вам как личности, независимо от любых других факторов.
Если у вас есть большой интерес к определенной карьере или профессии, это следует учитывать. Результаты теста на способности могут указать, какой аспект лучше всего подходит для изучения. Быть врачом — не единственная роль в области медицины, так же как работа в классе — не единственный способ обучения.
Проверка интересов
Мы проводим опрос интересов, Самонаправленный поиск, как часть нашей программы тестирования. Мы используем его как способ получить некоторое представление о нынешнем способе мышления нашего клиента о его или ее будущем. Мы часто можем связать интерес с карьерой, предложенной их образцом способностей, и мы тщательно подчеркиваем важные различия между тем, каковы его или ее интересы и каковы их способности.
Изучение ваших интересов и видов карьеры, которые им соответствуют, является одним из способов выбора образования и работы. Кроме того, возможность точно определить, почему вы заинтересованы или не заинтересованы в карьере, может помочь определить, подходит ли вам эта карьера. Тестирование способностей — очень эффективный инструмент для выбора образования и карьеры, поскольку он обеспечивает непредвзятое, фактическое представление о том, как вы думаете и работаете.
Что такое инвентаризация интересов по сравнению с проверкой способностей?
Преподаватели могут помочь учащимся подготовиться к колледжу или карьере. Двумя основными инструментами образования и профориентации являются опросы интересов и оценка способностей. Но что такое процентный инвентарь? Или оценка способностей? И один лучше другого?
В этой статье я даю обзор обоих типов тестирования, плюсы и минусы каждого и отвечаю на эти вопросы.
Что такое процентные запасы?
Инвентаризация интересов — это викторина или тест, который оценивает интересы человека. При использовании для профориентации или открытий инвентаризация интересов сопоставляет чьи-то интересы с конкретной профессией. Предполагается, что интересы помогают показать, какая профессия лучше.
Опросы интересов ведутся с 1927 года, когда психолог Эдвард Келлог Стронг-младший разработал Опросник сильных интересов, чтобы помочь людям, покидающим военную службу, найти гражданскую работу. С тех пор Опросник сильного интереса был адаптирован для учащихся старших классов и колледжей и используется уже в 9-м классе.й класс.
Другие опросы общих интересов и связанные с ними оценки, используемые в средних школах и колледжах, включают:
- Опрос интересов и навыков Кэмпбелла, который измеряет профессиональные интересы и навыки, о которых сообщают сами.
- Самостоятельный поиск Джона Холланда (SDS), который сопоставляет стремления, деятельность и таланты с выбором карьеры.
- Опрос профессиональных интересов Кудера (KOIS), который раскрывает информацию о личных интересах, навыках и рабочих ценностях.
Опросы интересов имеют свое место в профориентации. Но они — только одна часть головоломки.
Что такое оценка способностей?
Оценка способностей измеряет способности человека, которые представляют собой естественные способности учиться или работать в определенных областях. Тесты способностей измеряют способности, такие как числовое мышление, понимание, пространственная визуализация, индуктивное мышление и последовательное мышление.
В отличие от интересов способности не меняются. По данным Исследовательского фонда Джонсона О’Коннора, «способности стабилизируются примерно к 14 годам».
Как оценка способностей используется для профориентации
Образование
Оценка способностей используется в средних школах, чтобы помочь учащимся выявить свои таланты. Используя результаты учащихся, преподаватели и учащиеся могут приступить к составлению планов образования и карьеры, ведущих к карьере, в которой используются способности учащегося. Некоторые школы начинают тестирование способностей уже в 9-м классе, но оценки способностей чаще используются в старших классах.
Бизнес
Предприятия используют оценку способностей для определения пригодности потенциального кандидата в процессе найма. Многие компании также используют их для продвижения или перевода сотрудников на другие внутренние должности. Apple, Microsoft и Nike используют оценку способностей.
Военные
Военные используют тесты на пригодность для оценки пригодности кого-либо к военной подготовке и карьере. Один из наиболее широко используемых тестов способностей был разработан Министерством обороны. Батарея профессиональных способностей вооруженных сил (ASVAB) сопоставляет кандидатов на военные должности в зависимости от их способностей. Учащиеся старших классов могут пройти тест ASVAB, чтобы определить, подходят ли они для службы в армии.
Профессиональные тесты и личностные тесты
Два других инструмента, помогающих учащимся в изучении карьеры, — это карьерные и личностные тесты. Карьерный тест — это просто другое название теста, который измеряет интерес, личность или способности.
Тесты личности исследуют, как человек думает, чувствует и ведет себя. Индикатор типов Майерс-Бриггс (MBTI), вероятно, является самым известным личностным опросником.
В то время как личностные тесты могут помочь людям узнать себя на более глубоком уровне, когда дело доходит до планирования карьеры, им не хватает самого важного элемента: способностей. А исследование 2019 года, проведенное Николасом Руленом и Франсиской Крингс, показало, что соискатели формируют свои ответы, чтобы попытаться повысить свою пригодность для организации.
Плюсы и минусы опроса по интересам
Оценка интересов помогает учащимся определить свои симпатии/антипатии и предпочтения в областях обучения и их интерес к различным профессиям. Они отлично подходят для того, чтобы помочь учащимся узнать больше о себе. И они способствуют самопознанию.
Однако существуют ограничения на запасы процентов:
- Проценты со временем меняются.
- Интересы не всегда ведут к подходящей карьере. Тот факт, что кто-то интересуется архитектурой, не означает, что у него есть способности стать хорошим архитектором. Другими словами, интересы не превращаются в способности.
- Интересы зависят от опыта. Мы знаем или интересуемся только тем, с чем сталкиваемся.
- Профессиональные опросы о карьере также могут укреплять гендерные стереотипы.
Ханна Смит, специалист по развитию карьеры из школьного округа округа Пикенс, Южная Каролина, рассказала о запасах только по процентам: «Мы знали, что нам нужно нечто большее, чем просто запасы по процентам. Округ Пикенс привлек CDF [фасилитаторов по развитию карьеры] около четырех с половиной лет назад. Мы подумали, что в течение двух лет должно быть что-то еще, что мы можем дать нашим ученикам и родителям, чтобы направлять их в правильном направлении, помимо просто инвентаризации интересов темперамента. Не то чтобы мы не могли использовать интересы, потому что я думаю, что мы помогли студентам определить, что им нравится делать. Но просто наличие этого дополнительного слоя, чтобы добавить к тому, в чем они также были бы хороши [имея в виду способности], действительно хорошо послужит нашим ученикам».
Плюсы и минусы оценки способностей
Когда учащиеся осознают, в чем они естественным образом запрограммированы, чтобы преуспеть, они могут рассмотреть пути, о которых они, возможно, никогда не думали. А оценка способностей раскрывает те природные таланты, которые могут направить учащихся к наиболее подходящему образованию и карьере.
Возьмем, к примеру, девушек. Исследования Университета Миссури показывают, что оценка способностей помогает сократить гендерный разрыв, выявляя склонность женщин к карьере, в которой обычно доминируют мужчины. Опросы интересов, как правило, удерживают женщин от изучения карьеры в сфере технологий, строительства и производства, хотя исследование показало, что больше женщин имеют способности к этим профессиям, чем мужчины.
Но, как и в случае инвентаризации процентов, существуют некоторые ограничения с оценками только для способностей:
- Проценты не учитываются. Если конечная цель состоит в том, чтобы найти наиболее подходящую карьеру, интересы играют определенную роль. Работа на работе, где нет абсолютно никакого интереса, не приведет к успеху.
- Большинство оценок отношения не измеряют мягкие или эмоциональные навыки. Например, пунктуальность, организаторские способности, социальные навыки. Таким образом, одни только тесты способностей могут дать неполную оценку всесторонней компетентности.
- Не существует измерения того, как много человек знает о конкретной области, связанной с его выбором карьеры. Несмотря на то, что профориентация для средней школы основана на способностях, цель состоит в том, чтобы направить испытуемых на путь получения этих знаний, что делает это менее невыгодным для учащихся средней школы.
Одного только списка интересов недостаточно
Большинство викторин и инструментов профориентации опираются исключительно на интересы для профориентации и исследования — и этого недостаточно. Интерес сам по себе не направляет студентов к успешной карьере.
На самом деле поддержание интереса учащихся к учебе и участие в них может быть проблемой.
Исследования показывают, что в среднем более 1,2 миллиона учащихся ежегодно бросают среднюю школу. А за 2018–2019 учебный год только 88% старшеклассников окончили школу. Мало того, 29% студентов говорят, что они «не вовлечены», а 24% говорят, что они «активно не вовлечены» в свое образование. Причина? Уроки не интересны, школа не актуальна.
В колледже цифры ненамного лучше:
- 30% первокурсников бросают учебу на втором курсе
- 40% бросают учебу на бакалавриате
- 80% меняют специальность хотя бы один раз
Процентные запасы сами по себе не окажут положительного влияния на эту статистику. Они, вероятно, действительно способствуют им. Но помощь учащимся в раскрытии их естественных талантов и интересов, а затем сопоставление их результатов с образовательными путями и карьерой, в которых они добьются успеха, ставит учащихся на путь с целью, направлением и смыслом.
Исследование, проведенное Университетом Миссури, показало, что опросы только по интересам направляли 80% студентов к карьере в социальной и художественной сфере, такой как искусство, развлечения, образование и социальная работа, и 0% к экономически востребованным профессиям в архитектуре, инженерии, IT и строительство. Но рекомендации, основанные на способностях, привели только 20% студентов к общественной и артистической карьере и 54% к востребованной карьере. (См. изображение ниже.)
Способности и интересы работают вместе
В то время как профориентация, основанная на способностях, помогает учащимся выбрать профессию, в которой они естественным образом преуспевают и находят более удовлетворительной. Интересы действительны. А , объединяющий результаты инвентаризации интересов с тестом на способности, является идеальным способом направить учащихся к успешной карьере.
Использование способностей и интересов учащихся в качестве основы для среднего и послесреднего образования и планирования карьеры также придает смысл и цель тому, что учащиеся изучают в классе. Студенты получают лучшее из обоих миров. Они находят то, что им интересно, и узнают, в чем они хороши и в чем они сходятся.
Триша Окснер, техник центра карьеры в Центральной школе новых технологий в Калифорнии, говорит: «Когда я начала свою работу, я узнала о инвентаризации общих интересов. Те же самые, которые используются повсеместно, когда они узнают, что интересует студента. Вы заинтересованы в создании кухонных шкафов? Вы заинтересованы в изучении метеорологии? Вы заинтересованы в…? И они ответят на 60 вопросов, а потом придут к карьере. Так что я подумал, хорошо, я делаю свою работу.
«Потом однажды я узнал о YouScience [оценка способностей] и подумал, что это хорошо. У меня был ребенок, который пришел ко мне до YouScience и отчаянно хотел стать нейрохирургом. А потом, когда мы сели, это было похоже на то, что я действительно не силен в математике или естественных науках. И это своего рода эталонный пример, когда я говорю: «Тебе нравится что-то делать, но это не значит, что ты в этом хорош». Это когда интерес встречается со способностями, чтобы помочь наметить будущее».
Что такое YouScience Discovery?
При оценке способностей YouScience Discovery используются психометрически достоверные упражнения для выявления природных талантов учащихся. Учащиеся видят востребованную профессию, где их таланты и полученные сертификаты YouScience, если применимо, будут способствовать естественному успеху и удовлетворению. Он также показывает учащимся образовательные пути для достижения этой карьеры — будь то сертификаты или послешкольное образование.
Тест Discovery включает перечень интересов и профиль личности, чтобы дать учащимся всестороннее представление об их талантах, стиле межличностного общения и подходе к работе.
Учащиеся могут найти работу и карьерные пути, о которых они, возможно, не знали, и понять, почему они изучают то, что изучают. Они находят варианты послешкольного образования и местных работодателей с востребованными рабочими местами с конкурентоспособной заработной платой, которые хотят и нуждаются в их навыках, образовании и способностях. Они также получают доступ к языку, основанному на способностях, чтобы описать себя в резюме, при поступлении в колледж и в эссе.
Дэвид Уилсон, учитель информатики из Чаттануги, штат Теннесси, говорит: «С моей точки зрения, YouScience предлагает способ поощрения детей, которые специально используют свои сильные стороны. Это дает людям, которые преподают CTE [карьерное и техническое образование], возможность узнать студентов перед ними. Это может стимулировать обучение и помочь учащимся определить личное направление их движения в жизни. Когда дело доходит до дела, мы все хотим, чтобы наши ученики были успешными, но мы не слушали их и не нашли время, чтобы узнать их таким образом, чтобы помочь им определить свой собственный успех.