Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Интериоризация по выготскому: культурно-исторический и естественно-научный подходы к интериоризации

Содержание

Интериоризация: что это в психологии

Интериоризация в психологии – это именно тот процесс, с которого начинается взаимодействие едва появившегося на свет человека с окружающим миром. Это пути его взросления и последующее постоянное взаимодействие с социумом уже взрослого индивида. Это присвоение фрагментов опыта и знаний всего человечества, применение постепенно накапливающегося собственного жизненного опыта и включение всего этого в свою внутреннюю психологию. Собственно, это и есть процесс человеческого развития. Именно интериоризация помогает человеческой психике научиться свободно оперировать образами, думать, мысленно перемещаться в прошлое или будущее и др.

СОДЕРЖАНИЕ

Понятие интериоризации в психологии

Французское слово «interior» переводится как «‎внутренний»‎. Интериоризация понимается как переход чего-либо извне вовнутрь. Это одна из составляющих деятельности человека, объединяющих психическую (внутреннюю) и физическую (внешнюю) ее стороны. Регулируют эту деятельность два взаимодополняющих процесса: интериоризация и экстериоризация. В свою очередь, экстериоризация представляет собой обратное действие – переход изнутри вовне. Из абстрактных мыслей в физическое воплощение. Например, действия по созданию какого-либо предмета по заранее выработанному плану. Экстериоризация и интериоризация невозможны одна без другой. Они сопровождают человека не только в детстве, но и на протяжении всей его жизни. Без интериоризации невозможно создать, к примеру, план возведения здания. Без экстериоризации невозможно воплотить его в жизнь.

Основоположники метода

Слово «интериоризация» впервые применил Эмиль Дюркгейм, социолог из Франции. В его понимании это понятие означает связь между внутренним и внешним миром психики человека. В то время этот термин представлял собой один из элементов социализации. Последователи Дюркгейма Пьер Жане, Жан Пиаже, Анри Валлон продолжили развивать его как психологическое понятие. Под термином стали понимать перенос во внутреннюю психику взрослеющего человека общественного мышления, сложившегося вокруг него.

Современное значение понятие интериоризации приобрело уже в советское время. Лев Семенович Выготский подразумевал под ним один из наиболее важных факторов формирования мышления и психики человека. Эту работу основательно дополнил и продолжил его последователь Петр Гальперин. Он называл процесс интериоризации «теорией поэтапного формирования умственных действий». Изначально эта теория охватывала только механизмы становления мышления у маленьких детей, трактуя термин «интериоризация» как синоним воспитания и развития. И сейчас актуальна фраза, что воспитание представляет собой интериоризацию общечеловеческих ценностей. Современная наука экстраполирует выводы, полученные при изучении этого процесса, на психосферу людей любого возраста.

Как работает интериоризация

В процессе интериоризации у маленького ребенка:

  • возникает и формируется мышление;
  • создается структура психики;
  • образуется и развивается личностное самосознание;
  • интериоризованный ребенок как личность вливается в социум, формируются навыки взаимодействия с ним.

При этом происходит замещение реальных вещей их мысленными обозначениями и символами. Ребенок учится оперировать «культурными знаками» – так Л. Выготский определял алгебраические символы, языковые формулы, географические карты, картины и др. абстрактные понятия. Происходит интериоризация ценностей. При этом прорабатываются и усваиваются выработанные окружающим ребенка социумом знания, умения, инструменты, правила и цели. Создается собственная индивидуальная внутриличностная система ценностей конкретного человека, которая в рамках социального участия взаимодействует с другими людьми, с их системами ценностей.

Механизм работы интериоризации:

  1. Этап мотивации предполагает формулировку задачи. Возникает к ней интерес и появляется желание ее решить. Это может быть, к примеру, разговор взрослого с ребенком о том, чем они вместе будут заниматься. Например, взрослый научит малыша считать с помощью кубиков.
  2. Этап ориентирования. При этом ребенку предоставляется пример того, что именно нужно делать. Малыш наблюдает и запоминает верную последовательность действий, приводящую к результату. К примеру, достать из коробки 2 кубика и потом добавить к ним еще 1, чтобы узнать счет до 3.
  3. Материальный этап предполагает повторение ребенком выученных действий, взаимодействие с материальными предметами, приводящее к тому же результату, как и в показанном примере. Ребенок передвигает кубики и через прямое подкрепление осваивает счет.
  4. Этап внешней речи. Малыш учится описывать материальные процессы словами. Ему уже не нужно видеть в реальности настоящие кубики, чтобы сосчитать до 3. Но ему все еще нужно, чтобы слова, сопровождающие счет, были произнесены.
  5. Этап внутренней речи не требует проговаривания вслух. Операция по подсчету воображаемых кубиков сопровождается мысленным проговариванием слов подсчета.
  6. Этап умственного действия происходит без какого-либо мысленного или иного произнесения фраз. Добравшись до того этапа, ребенок уже способен совершать простые действия (складывать числа и др. ) быстро, не задумываясь, не представляя в воображении кубики, не проговаривая слова счета, сразу получая правильный ответ.

Связь общения и интериоризации

Только в коммуникации, в общении возможна реализация процессов «овнутривания» внешних явлений, предметов и действий. Важнейшим орудием в них выступает речевое действие. Описанный выше пример интериоризации служит тому ярким доказательством. От понимания слов, овладения правильным их употреблением зависит успешность оперирования информацией, понимание существенных свойств вещей и явлений. Именно через слово усваивается весь опыт человечества, накопленный за время его существования. В зависимости от возраста человека выделяют 3 вида интериоризации.

  • Начальная интериоризация подразумевает возникновение и становление сознания у новорожденного младенца. При этом ребенок сначала учится воспринимать и различать образы, в процессе игр и общения с родителями старается им подражать, повторяет действия людей, окружающих его. Постепенно такой способ обучения становится важной частью его психики.
  • Школьная адаптация. Школа становится местом следующего вида интериоризации. Именно здесь проходит начальный этап социализации. Дети учатся смотреть на себя со стороны, взаимодействовать с ровесниками и другими людьми. При этом развивается самосознание. Присваиваются знания, которым обучается ребенок.
  • Социальная адаптация. Эта разновидность применяется каждым человеком всю его жинь. Человек в любом возрасте постоянно взаимодействует с окружающими, беспрерывно учится у них чему-то новому.

В социальной адаптации по степени близости социальных контактов выделяют 3 круга:

  • узкий первый круг составляют ближайшие родственники;
  • в средний входят близкие друзья и дальние родственники;
  • дальний состоит из соседей, коллег и знакомых.

Интериоризация в других дисциплинах и науках

В социологии

Социология изучает этот процесс как социально-психологическое явление, помогающее адаптироваться в определенном социуме, приспособиться к окружающей среде.

При этом у человека вырабатываются соответствующие правила поведения, формируются нормы нравственности и морали.

3 этапа социальной интериоризации (по Выготскому):

  • Индивидуализация предусматривает принятие и усвоение норм поведения, общепринятых для социума.
  • Интимизация – это формирование и осознание своего собственного «я».
  • Кристаллизация выявляет личные принципы, особенности характера, присущие определенной личности.

В педагогике

Этот процесс трактуется как развитие у ребенка способности оперировать отвлеченными символами. При общении с учителями (внешнее воздействие) формируются методы работы с математическими, химическими формулами и др. (внутренний процесс). При этом происходит не просто механическая передача знаний от человека к человеку, расширение его эрудиции. Во время обучения развивается психика и сознание ребенка.

В философии

По мнению философов, это практический инструмент познания бытия, который работает только при совмещении практической деятельности с теоретическими знаниями. Эту версию выдвинул советский, российский философ Д. Пивоваров.

Без интериоризации невозможно развитие и взросление человека, невозможно его существование в социуме. С ее помощью у маленького ребенка начинает развиваться сознание и мышление, формируется психика. Он учится считать и читать, думать, анализировать, сравнивать, смотреть со стороны на себя, происходит обучение и воспитание. Но важность и необходимость этого процесса не ограничиваются детским возрастом и школьными годами, его механизмы используются взрослым человеком всю его жизнь, постоянно оказывая мощное влияние на развитие его личности.

Понравилась статья? Поделись с друзьями:

Интериоризация в психологии: примеры, виды, процесс

Содержание (открыть/закрыть)

  1. Что такое интериоризация
  2. Виды интериоризации
  3. Этапы интериоризации
  4. Механизм интериоризации
  5. Интериоризация в других науках
  6. В педагогике
  7. В философии
  8. В социологии
  9. Пример интериоризации
  10. Теории интериоризации
  11. Методы изучения
  12. Интериоризация процессов общения
  13. Интериоризация и опыт
  14. Применение интериоризации
  15. Проблематика
  16. Понятие высших психических функций, понятие интериоризации (Л. С. Выготский)
  17. История развития понятия

Психологи часто повторяют о важности учить ребенка всему на личном примере. И не зря, ведь наблюдаемое в детстве поведение усваивается легче, чем долгие родительские нотации. Разберемся, что такое интериоризация, каковы ее этапы и механизм.

Что такое интериоризация

Термин «интериоризация» восходит к латинскому прилагательному interior, что переводится как «внутренний». Слово значит переход чего-либо извне вовнутрь. В психологии под интериоризацией понимается процесс формирования психических структур человека посредством усвоения жизненного опыта других людей. Речь идет о наблюдении за чужим поведением и социальным взаимодействием и последующем воспроизведении воспринятых моделей. Освоение родного языка в детстве происходит схожим образом. Сначала ребенок слышит чужую речь, запоминает слова и отдельные фразы, а потом воспроизводит их. Чужая речь усваивается, перерабатывается и становится личной речью ребенка.

Процесс интериоризации наблюдается и тогда, когда действия самого человека переносятся им вовнутрь. Например, чтение. Сначала дети читают громко и вслух, потом постепенно учатся бегло читать про себя, не мешая другим. То же самое можно сказать о продумывании ходов в шахматах. Новичку необходимо проиграть сложную комбинацию прямо на доске, руками переставляя фигуры. Умелый же игрок все проделывает в уме, сразу мысленно просчитывает ситуацию на несколько ходов вперед. Он не нуждается во внешних действиях, поскольку уже смог перевести их во внутренние. Такое понимание интериоризации предложил известный советский психолог Лев Семенович Выготский.

Виды интериоризации

Интериоризация — комплексное понятие. Для упрощения ситуации и удобства выделяют разные виды интериоризации. Согласно одному из делений, этот процесс может протекать в двух формах. Первая – перевод коллективных моделей поведения в индивидуальные. Человеком усваивается то, что принято в обществе. Вторая форма интериоризации — это переход извне внутрь действий отдельного человека, примеры чему уже приводились выше.

Согласно другой классификации, выделяют начальную, школьную и социальную интериоризацию. Начальная интериоризация происходит в раннем детстве. Она заключается в первичном формировании сознания ребенка. Наблюдая за поведением родителей, слушая их речь, участвуя в совместных играх, дети учатся мыслить, говорить, понимать окружающий мир.

В школе диапазон взаимодействий, в которых участвует и за которыми наблюдает ребенок, расширяется. Общаясь со сверстниками, перенимая от них элементы чуждого поведения и мировоззрения (результат воспитания в разных семьях), школьник постепенно учится смотреть на себя со стороны. У него начинает развиваться самосознание.

Наконец, последний вид интериоризации связан с социальной адаптацией и социализацией в целом. В течение всей жизни, общаясь с новыми людьми и попадая в непредвиденные ситуации, люди усваивают новые формы взаимоотношения с миром и людьми, меняют свое поведение.

Этапы интериоризации

Последовательность протекания процесса интериоризации была изложена советским психологом П. Я. Гальпериным. В своей книге, посвященной поэтапному формированию умственных действий, ученый выделяет шесть ступеней интериоризации действия.

На первом этапе, мотивационном, происходит формулирование задачи и возникает стремление решить ее. Особенность в том, что человек начинает испытывать интерес к результату предполагаемой деятельности. На этапе ориентирования, обучаемый наблюдает за действиями своего помощника и пытается верно запомнить, что именно и в каком порядке нужно делать. На материальном этапе действие повторяется самим обучаемым. При этом для удобства он манипулирует материальными предметами. Например, когда дети только учатся считать, они берут в руки счетные палочки и собирают их в кучки. Следующим идет этап внешней речи. Человек учится описывать словами совершаемые им действия. «Я открываю папку Х, нахожу файл У…».

Затем, на этапе внутренней речи отпадает необходимость произносить формулу действия вслух, как заклинание. Она проговаривается уже мысленно, для самопроверки. Наконец, последним шагом формируется само умственное действие. Человек выполняет задачу, почти не задумываясь над ходом деятельности. Умножая 9 на 2, ребенок уже не будет мысленно проговаривать, что нужно сложить девять и девять, а просто выдаст готовый ответ. В этот момент внешнее чужое действие уже полностью усвоилось и стало внутренним.

Механизм интериоризации

Наука еще не способна досконально объяснить механизм действия интериоризации. Наиболее близко к пониманию процесса перенесения конкретного действия или набора действий вовнутрь подобрался П. Я. Гальперин с его поэтапностью формирования умственного действия. А как именно перенимаются человеком коллективные формы поведения, остается под вопросом. Совершенно ясно только то, что сначала происходит восприятие внешних способов взаимодействия с миром и обществом. Затем они запоминаются, вероятно, откладываясь в бессознательных пластах психики. А через какое-то время воспроизводятся. Триггером для такого воспроизведения может быть изменение внешних условий. Финальный результат может несколько отличаться от воспринятого изначально. Значит, впечатление каким-то образом перерабатывается. Не исключено, что какую-то роль в процессе играет воображение.

Психоаналитики предполагают, что в механизме интроекции (термин, отчасти синонимичный интериоризации) также задействован момент перераспределения либидо. Главной интернализированной структурой, согласно теории психоанализа, следует считать Сверх-Я, законодательную инстанцию. Внешние запреты, которые устанавливаются родителями и обществом, становятся внутренними запретами. Функцию контроля при этом выполняет совесть.

Интериоризация в других науках

Понятие интериоризации не является сугубо психологическим. Этот термин нашел свое применение и в других науках, в частности, в педагогике. А поле социологических исследований вообще можно считать колыбелью вопроса об интериоризации. Социолог, француз Эмиль Дюркгейм, впервые стал использовать слово intériorisation в научном ключе.

В педагогике

Для педагога процесс интериоризации не столько психологический факт, сколько профессиональная задача. Педагог в процессе общения с подопечным помогает развивать умение обращаться с символами. Воздействуя извне, показывая все на своем примере или используя иные методы, учитель стремится вызвать изменения в уме и поведении ученика. Как частный случай может рассматриваться проблема нравственного воспитания. Здесь педагог ставит своей целью привить ребенку определенные ценности.

В философии

В философских дисциплинах объектом рассмотрение становится не столько интериоризация, сколько интериорность. Исследователи считают это понятие принципиально непереводимым. В зависимости от контекста оно может обозначать как «внутренний опыт», так и «внутренний мир», особое внутреннее пространство души человека. В это пространство не включены другие, оно составляет саму суть человека. Если здесь и возможен диалог, то только с Богом (как это происходит у Августина). Или с собой. Тогда мы уже имеем дело с зарождением субъективности как таковой, с первым раздвоением человека в себе и непростым определением новорожденным субъектом того, чем же он является в своей основе.

В социологии

В поле социологии понятие интериоризации ввел Эмиль Дюркгейм, основатель французской социологической школы. Он фиксировал объективный процесс усвоения индивидом общественных норм, правил и ценностей. Ученый считал, что люди по природе своей эгоистичны. Только принудительно, под диктатом социума они усваивают «правильные» модели поведения.

Важно, что коллективное и индивидуальное сознания разделены. Коллективное сознание формируется через взаимодействие включенных в общество индивидов. Однако на момент рождения на свет каждого отдельного члена общества некоторое коллективное сознание уже существует фактически. Коллективная мораль усваивается в процессе социализации. Однако ошибки и особенности социализации могут приводить к отличающемуся от золотой нормы. Тогда человек своим нестандартным поведением начинает понемногу менять коллективное сознание, изменять общее понятие о том, что хорошо, а что плохо, как нужно жить, а как не надо.

Пример интериоризации

Наблюдать, как происходит интериоризация легче всего на примере детей. Иногда удается даже проследить все этапы процесса по П. Я. Гальперину. Возьмем развивающую игру с сортером. Сначала родители или воспитатель пытается заинтересовать ребенка яркой красивой игрушкой. Потом показывает, что с ней нужно делать. Кубик вставляет в квадратное отверстие, шарик — в круглое. Ребенок пытается повторить. Путем проб и ошибок тыкает в отверстие разными фигурами. Взрослый начинает задавать ему наводящие вопросы: «Куда вставляется шарик?». Здесь налицо этап переведения действия во внешнюю речь. Вскоре ребенок сам, держа фигуру в руках, будет произносить ее название и вставлять в нужное отверстие. Со временем не нужно произносить все вслух. Ребенок может мысленно сопоставить формы отверстия и фигуры. Игра станет простой и очевидной.

Другой пример связан с интериоризацией негативных форм поведения. В некоторых семьях родители либо постоянно ссорятся, либо выбирают себе роли абьюзера и безответной жертвы. Растущий в такой семье ребенок интериоризирует негативные паттерны поведения. Вырастая, он бессознательно выбирает партнеров, с которыми можно повторить усвоенный в детстве сценарий. В результате его тоже ждет семейная жизнь, далекая от счастливой.

Теории интериоризации

Единственная полноценная и развернутая психологическая теория интериоризации принадлежит Л. С. Выготскому. Она была дополнена и развита П. Я. Гальпериным. Многие ее положения оказали влияние и на психологию деятельности А. Н. Леонтьева.

Пусть и без систематического изложения, вопрос интериоризации поднимался многими зарубежными психологами. Среди них Ж. Пиаже, занимавшийся изучением развития сознания ребенка; экзистенциальный психолог Р. Мэй; многие психоаналитики, особенно те, кто разрабатывал теорию объектных отношений (впрочем, ими предпочитается скорее термин «интроекция»).

Методы изучения

Наблюдать за процессом интериоризации проще всего в подростковый или детский периоды. Взрослые менее гибки в этом отношении. Иногда достаточно простого наблюдения. Например, когда в классе появляется новый ученик, можно мысленно отмечать, как он меняется за время от поступления до выпуска или ухода из школы.

Естественный, или полевой, эксперимент близок к простому наблюдению. Но при этом исследователь сознательно влияет на некоторые условия ситуации. Хотя, конечно, полностью контролировать процесс не может. Можно познакомить человека с компанией друзей и понаблюдать, как изменятся его привычки и интересы, манера разговора. Возможно, он станет иначе одеваться, особенно если стал частью субкультуры. Исследователю уже точно известно, каким был наблюдаемый до эксперимента. Человек сам был причиной того, что оказался в новых условиях. Общаясь с теми же людьми, он способен моделировать разные ситуации. Главное — помнить об этике проведения эксперимента и не переходить границу.

Человек сам отчасти осознает, что в его поведении и мировоззрении заимствовано у родителей, друзей или других фигур влияния. Рассказать об этом специалисту он может в рамках беседы или с помощью заполнения опросника.

Интериоризация процессов общения

Усвоение процессов общения показано Л. С. Выготским в краткой трехступенчатой формуле. Сначала взрослый человек воздействует на ребенка с помощью слов. Следующим шагом ребенок перенимает это умение и воздействует словом на взрослого. Наконец, ребенок оказывается способен воздействовать словом на самого себя (сначала вслух, потом мысленно). Теперь он уже не нуждается в постороннем контроле.

Интериоризацию общения можно понимать и иначе. Наблюдая за тем, как разворачивается общение между взрослыми, ребенок усваивает определенные паттерны. После этого он сам начинает общаться с посторонними в той же манере. Например, насмешливо.

Интериоризация и опыт

Интериоризацию считают важнейшим механизмом передачи культурного наследия. Наблюдая за другими людьми, их победами и ошибками, интериоризирующий перенимает важный жизненный опыт. И опыт осуществления какой-либо деятельности, и опыт отношений, и нравственный опыт. Не будь механизма интериоризации, сохранение все тех же общественных форм представлялось бы невозможным.

Применение интериоризации

Зная о существовании механизма интериоризации, можно воспользоваться этим знанием для более эффективного обучения и влияния на жизнь ребенка. Объясняя что-то отстающему ученику, следует идти с ним по этапам, предложенных П. Я. Гальпериным. Сначала мотивировать, потом показывать, что нужно делать. После этого устно объяснять каждое действие и добиваться того, чтобы ученик тоже вслух проговаривал все, что делает.

Понимание, что для перенятия поведения человеку нужно его наблюдать достаточно долгое время, можно использовать во благо. Постоянно твердить ребенку, что хорошо. а что плохо — бесполезно. Другое дело, если показывать все на личном примере или на примере любимых персонажей. В этом смысле даже фэнтези может обладать большей воспитательной силой, нежели чтение нотаций.

Проблематика

Интериоризация ставит перед исследователями немало проблем. Одна их них стала причиной дискуссии между французскими и советскими психологами. Вопрос состоял в том, меняется ли сознание под действием интериоризации (особенно, первичной) или создается. Идет ли речь о качественном изменении уже имеющегося или все-таки о формировании новых структур.

Другая проблема ставится в педагогической психологии и педагогике. Если наблюдаемые модели поведения усваиваются и воспроизводятся ребенком, как сделать так, что усваивались только «хорошие» паттерны и ценности. А все «плохое» вычеркивалось напрочь.

Понятие высших психических функций, понятие интериоризации (Л.С. Выготский)

Л. С. Выготский выделяет два типа психических процессов — естественные (низшие) и высшие. В соответствии с ними предполагаются и два пути развития ребенка, которые отчасти накладывают и дополняют друг друга. Высшие психические функции (ВПФ) формируются только в условиях социализации. Не участвуя в социальных взаимодействиях их развить нереально. Маугли — типичный пример человека, у которого не развиты высшие функции психики. К таковым Выготский относит речь, целенаправленное мышление, логическую память, творческое воображение и т.д.

Интересно, что восприятие тоже может быть отнесено к ВПФ. Точнее, восприятие социализированного человека отличается от восприятия Маугли. Последнее, впрочем, редко удается полноценно исследовать. В помощь идут современные исследования представителей других культур, которые из-за особенностей языка и окружения воспринимают пространство, время и происходящие события несколько иначе, чем цивилизованный человек.

ВПФ, согласно Выготскому, опосредованы символическими системами. Частичное усвоение, т.е. интериоризация, знаковых систем индивидом приводит к формированию у него высших функций. После того, как те сформированы, человеку открывается доступ ко всему наследию культуры. Осваивая его, он продолжает совершенствовать свои ВПФ.

История развития понятия

Первоначально понятие интериоризации фигурировала в работах французских социологов, в частности, Эмиля Дюркгейма. Особенность гуманитарного знания во Франции XIX и XX веков в том, что представители философии, психологии и социологии работают как бы в одном поле. Процесс перетекания находок одной области в другую необычайно легок. Это можно наблюдать на примере структуралистских идей. Благодаря этой особенности, термин перекочевал в работы французских психологов — П. Жане, Ж. Пиаже, А. Валлона и их коллег. Все эти психологи продолжали держаться в заложенной Дюркгеймом парадигме. Они считали, что эгоистичный, асоциальный человек под принуждением общества перенимает коллективные нормы и ценности. Вступить в диалог с французами и возразить такому мнению решился Л. С. Выготский. В его трудах интериоризация приобрела современное звучание. Со временем его идеи были развиты другими советскими учеными — П. Я Гальпериным и А. Н. Леонтьевым. Сейчас проблема интериоризации активно исследуется в области психологии и педагогики.

Теория Выготского

Что такое Теория Выготского?

Теория Льва Выготского подчеркивает роль культуры в развитии у ребенка когнитивных способностей , таких как мышление и общение. Согласно теории Выготского, в обществе взрослые способствуют когнитивному развитию детей, вовлекая их в значимых и сложных видов деятельности.

Выготский был ключевой фигурой в советской психологии, изучая детей и разрабатывая собственные теории о том, как происходит обучение. Он считал, что обучение происходит на трех различных стадиях: когнитивной, двигательной и социокультурной. Когнитивное обучение включает в себя размышления о концепциях и идеях; моторное обучение предполагает действия; а социокультурное обучение предполагает взаимодействие с другими людьми.

Теория Выготского предполагает, что каждый этап основывается на предыдущих, и он считал, что взрослые учатся, наблюдая за детьми. Он также считал, что дети учатся через игру, и что игра является формой социокультурного обучения. Его работы стали неотъемлемой частью современной психологии.

Чтобы проиллюстрировать свою точку зрения, Выготский привел пример мальчика, играющего в кубики. Когда мальчик играет с кубиками, он учится манипулировать объектами, а затем использует эти навыки для создания конструкций. Продолжая играть, он начинает понимать концепцию гравитации и в конечном итоге развивает способность читать книги.

История теории Выготского

Лев Семенович Выготский (1896-1919) 34) утверждал, что культура оказывает существенное влияние на умственные способности ребенка. Выдающиеся психологи, Gesell и Piaget считали, что когнитивное развитие и психологические функции происходят непосредственно от ребенка. Хотя Лев Выготский признавал активную роль внутреннего развития, он считал, что концепции, письма и устная речь, возникающие в результате культурного развития, вызывают высший уровень умственных способностей   и психологические функции. Он предположил, что социальные взаимодействия ребенка с более образованными сверстниками и взрослыми могут поддерживать потенциальное развитие умственных функций ребенка. Он считал, что в отсутствие межличностных инструкций психологические функции ребенка могут не показать большого прогресса, поскольку их психические процессы будут основываться исключительно на их открытиях .

Выготский принципиально использовал свои идеи для объяснения развития детей. Его теории основывались на наблюдениях за детьми в России в XIX в.20-х и 1930-х годов. Однако они актуальны и сегодня. Дети начинают жизнь как чистый лист, и они учатся через наблюдение и подражание. Позже они начинают создавать свои собственные мысли и мнения и продолжают расти в социальном плане до совершеннолетия. Согласно его теории, ребенок учится, наблюдая за взрослыми и подражая им. Когда ребенок видит, что кто-то что-то делает, он или она пытается подражать этому поведению. По мере того, как ребенок продолжает наблюдать и подражать, он или она начинает понимать концепцию поведения.

Этот процесс имитации и наблюдения называется интернализацией. Интернализация позволяет нам передавать знания от одного человека к другому. Например, если вы учите кого-то играть в теннис, вы можете ожидать, что он или она со временем станет игроком в теннис. Выготский также считал, что то, как мы общаемся с другими, влияет на то, как мы учимся. По его словам, мы учимся, разговаривая с другими и слушая, что они говорят. Затем мы пытаемся применить то, чему мы научились, в подобных ситуациях в будущем.

Помимо изучения детей, Выготский большую часть своей карьеры посвятил работе с учителями. Его цель состояла в том, чтобы разработать способы, с помощью которых учителя могли бы улучшить способности учащихся к обучению. Одна из его идей заключалась в том, что методы обучения должны быть адаптированы к каждому ученику. Его теории повлияли на образовательную практику во всем мире. Однако его идеи также подвергались критике. Некоторые утверждают, что акцент Выготского на взаимодействии между учителем и учеником слишком упрощен. Другие считают, что его внимание к внешним факторам, а не к внутренним, ошибочно.

Независимо от того, согласны ли вы с его теориями, влияние Выготского нельзя отрицать. Его идеи продолжают формировать образование сегодня.

Лев Выготский

Что такое зона ближайшего развития Выготского?

Зона ближайшего развития (ЗБР) — наиболее известная концепция психического развития, предложенная Л. С. Выготский. Согласно этой теории, ZPD указывает на широкий спектр когнитивных процессов, которые ребенок демонстрирует под наблюдением эксперта, но не может выполнять самостоятельно.

Каковы стадии ZPD?

Учащийся может относиться к одной из трех различных категорий умственных функций в зависимости от набора навыков. Для успешных психологических функций и обучения эксперт должен знать конкретное состояние психических функций обучаемого.

Задания, которые учащийся не может выполнить в присутствии помощника

За пределами ZPD учащегося , это задачи, которые учащийся выполняет в настоящее время , а не позволяют завершить его даже в присутствии эксперта. Согласно теории развития Л. С. Выготского, здесь специалист может снижать уровень сложности и искать более подходящие задачи в соответствии с умственным развитием и уровнем навыков обучаемого.

  1. Задания, которые учащийся может выполнять в присутствии Помощника

Учащийся почти овладевает набором навыков, необходимых для выполнения задания, тем не менее, ему все еще требуется наблюдение эксперта. Л. С. Выготский считает, что здесь эксперт может применять различные приемы, позволяющие обучаемому лучше понять навыки и понятия, необходимые для выполнения задания без помощи .

  1. Задания, которые учащийся может выполнять в отсутствие Помощь

Учащийся овладел набором навыков, необходимых для самостоятельного выполнения задания. Помощь специалиста не требуется. По мнению Л. С. Выготского, после достижения этого этапа эксперт может повысить индивидуальный уровень сложности задания, чтобы найти следующий ЗПД ребенка.

Выготская зона ближайшего развития

Что такое строительные леса?

Согласно Л.С. Выготского, когда учащийся находится в своей ЗПД , эксперт окажет соответствующую помощь учащемуся, чтобы помочь ему выполнить новый навык или задачу. Согласно теории строительных лесов, ресурсы, инструменты, инструкции и действия, которые используются для поддержки процесса обучения, называются лесами .

Строительные леса относятся к структуре, созданной другими учащимися при изучении навыка. Когда кто-то изучает новый навык, он обычно выполняет ряд шагов, чтобы овладеть им. Эти шаги называются «каркасами», и они обеспечивают основу, на которой учащийся строит свои навыки.

При обучении студентов учителя обычно создают подмости, чтобы направлять их на каждом уроке. Леса помогают учащимся понять концепции и запомнить детали, а также позволяют учителям сосредоточиться на конкретных областях обучения, а не на каждой отдельной теме.

Ниже приведены примеры строительных лесов , которые могут использовать инструкторы:

  1. Спрашивать учащегося о любых других способах решения проблемы, спрашивать его, что нужно делать дальше, и спрашивать о его психологических процессах!
  2. Моделирование выполнения аналогичной задачи или решение аналогичной проблемы;
  3. Объединение учащихся в группы для обсуждения новой темы перед ее изучением;
  4. Использование визуальных ресурсов, позволяющих учащимся осмыслить задачу перед ее выполнением;
  5. Просьба к учащимся использовать прошлые знания для лучшего понимания более сложных предметных областей;
  6. Согласно теориям психологического развития, использование метакогнитивных веб-инструментов, таких как самоисправление и самооценка материала, чтобы помочь учащимся понять концепции;

В конце концов, учащийся может выполнить все задание после удаления строительных лесов.

Хотя леса чаще всего связывают с Л. С. Выготским ЗПД , это не было концепцией, первоначально предложенной советским психологом. Этот термин был введен другими исследователями человеческого развития и психических функций, входившими в круг Выготского. Они расширили на L.S. Выготский оригинальных теорий развития человека.

Каковы потенциальные проблемы использования строительных лесов в классе?

Строительные леса Теория может быть очень полезна для обучения учащихся новому навыку или концепции умственного развития. Однако, если учитель не знает об уникальном ZPD каждого ученика, применение теории лесов может быть не очень эффективным.

Хотя строительные леса полезны как для учителей, так и для учащихся, их эффективное внедрение может быть затруднено. Учителя, которые пытаются заставить учащихся запоминать факты и процедуры, рискуют воспитать зубрежку, лишенную креативности и критического мышления. В то же время, учителя, которые недостаточно подготовлены, рискуют вообще ничему не научить студентов.

Чтобы не попасть ни в одну из ловушек, учителя должны найти баланс между тем, чтобы дать учащимся достаточно опоры и позволить им найти творческие решения проблем. К счастью, есть несколько способов достичь этого баланса. Например, учителя могут давать учащимся практические упражнения, которые требуют от них творческого решения проблем. Они также могут задавать вопросы, требующие от учащихся объяснения своих рассуждений. Наконец, они могут моделировать эффективные методы решения проблем, а затем давать учащимся возможность применять их самостоятельно.

Помимо помощи учителям в построении более прочных отношений со своими учениками, строительные леса помогают учащимся стать независимыми мыслителями. Поскольку строительные леса обеспечивают основу для обучения, учащиеся могут изучать темы на своих собственных условиях. Это позволяет им обрести уверенность в своих силах и побуждает искать дополнительные ресурсы в случае необходимости.

Ниже перечислены некоторые трудности, с которыми могут столкнуться учителя при использовании строительных лесов в классе.

  • Требуется больше времени и/или ресурсов, чтобы понять уровень когнитивных навыков и уровень успеваемости каждого учащегося;
  • Может быть сложно понять постоянно меняющийся уровень способностей и умственное развитие каждого ученика в классе, где слишком много учеников;
  • В соответствии с теорией социального развития, некоторым учителям может быть трудно понять фундаментальную роль умственных концепций, таких как техника строительных лесов, в развитии ребенка;
  • Согласно теориям психологического развития, поддерживать достаточную когнитивную гибкость для выполнения техники строительных лесов может быть трудной задачей;
  • Согласно теориям психологии развития, учителя должны быть очень организованными, чтобы применять технику строительных лесов в своем обучении.

Развитие языка и мышления

Социокультурная теория развития языка и мышления Льва Выготского утверждает, что социальное взаимодействие играет решающую роль в интеллектуальном развитии. По мнению Выготского, психические функции не являются врожденными, а формируются и находятся под влиянием социальных и культурных контекстов. Роль языка особенно важна, так как он служит инструментом мышления и общения.

По Выготскому, язык не просто средство выражения существующих мыслей, но необходим для формирования познавательных процессов. Выготский утверждает, что язык и мышление неразрывно связаны друг с другом, и каждый из них влияет на другой и формирует его.

Теория Выготского подчеркивает, что интеллектуальное развитие представляет собой социальный процесс, который происходит посредством взаимодействия с другими людьми. Благодаря этому взаимодействию люди участвуют во внешней речи, которая позволяет им организовывать свои мысли и регулировать свое поведение.

Кроме того, Выготский утверждает, что интеллектуальная адаптация происходит, когда люди переходят с текущего уровня развития на более высокий уровень. Переходы между этими уровнями облегчаются за счет социальных взаимодействий с людьми, которые обладают большей степенью знаний и опыта.

В целом, социокультурная теория языка и развития мышления Выготского подчеркивает важность социального взаимодействия в когнитивном развитии, подчеркивая, что отношения, которые формируются между людьми, и культурный и социальный контексты, в которых они существуют, являются фундаментальными детерминантами интеллектуального роста.

Когнитивное развитие Выготского

Что такое частная речь?

Согласно психологии эмоций и социальной речи, люди разговаривают сами с собой внутренне. В большинстве случаев они разговаривают сами с собой, когда борются с чем-то неправильным, когда испытывают эмоции или пытаются что-то вспомнить. То же самое и с процессом развития у детей. Это было истолковано Пиаже как эгоцентрическая речь.

Эгоцентрическая речь возникает из-за неспособности ребенка воспринимать вещи с точки зрения другого человека. Но специалист по возрастной психологии Выготский считал, что в эгоцентрической речи дети разговаривают сами с собой, чтобы прояснить мысли или продемонстрировать навыки решения проблем. Согласно теории социального развития, когда дети учатся использовать слова во время размышлений, они, как правило, делают это громким голосом, прежде чем, наконец, приступить к внутренней речи или частной речи с закрытыми губами.

Мышление громким голосом, наконец, становится мыслью наряду с внутренней речью, и люди начинают говорить сами с собой только при попытке что-то вспомнить или чему-то научиться. Выготский считает, что внутренняя речь людей противоположна речи внешней. Внутренняя речь не так детализирована, как внешняя речь, которую человек использует для общения с другими.

Выготский Развитие ребенка

Пиаже против Выготского по когнитивному развитию

Согласно теории когнитивного развития Пиаже , когда учителя берут под свой контроль процесс обучения детей, это ставит индивидуальное развитие детей в пассивное положение. Согласно психологии развития, учителя могут объяснять абстрактные идеи без фактического понимания уровня развития ребенка, и вместо этого дети просто повторяют то, что слышат. Согласно теории когнитивного развития Piaget , детям должны быть предоставлены возможности для психологического развития и изучения концепций самостоятельного обучения.

С другой стороны, согласно Когнитивной Теории Выготского, дети могут достичь более высокого уровня когнитивного развития в овладении языком даже в отсутствие учений, которым обучают более образованные люди. Обе теории психологов развития, Пиаже и Выготский, вносят значительный вклад в понимание людьми того, как дети учатся и выполняют когнитивные функции.

Выготский и Пиаже

Связь между обучением и социальным взаимодействием

Согласно теории развития Выготского, социальное взаимодействие между учащимся и кем-то более знающим является обязательным условием успешного социального обучения и социального развития. Более осведомленным человеком может быть взрослый или более осведомленный сверстник. Согласно теории умственных способностей Льва Выготского , когда дети изучают новую концепцию, крайне важно иметь взрослого в качестве инструктора. Однако, если некоторые учащиеся понимают тему, в то время как другие учащиеся все еще находятся в своих ZPD , взаимодействие со сверстниками может создать наиболее эффективную среду когнитивной осведомленности для психологического развития учащихся, когнитивных функций и процесса обучения.

Теория развития и концепция зон ближайшего развития Льва Выготского считаются его наиболее важным вкладом в формальное образование. Это полезная концепция, поскольку учителя могут использовать ее для оценки прогресса ребенка в развитии. Эффективный учитель распознает 9 качеств ребенка.0005 ZPD и помогает ребенку вытянуться за его пределы. После этого учитель постепенно прекращает поддержку, когда ребенок может выполнить задание путем самостоятельного обучения. Техника Scaffolding может рассматриваться как временная опора, которую учителя или родители могут использовать, чтобы помочь ребенку выполнить задание.

Лев Выготский

Лев Выготский

Лев Выготский (1896–1934) был русским психологом, получившим образование в области права, истории, философии, литературы и образования. Всего за свои 37 лет он написал семь книг. Идеи Выготского вращались вокруг социальной природы детей. Выготский умер от туберкулеза до того, как завершил свои теории, поэтому у нас мало информации с его точки зрения. Однако многие его произведения до сих пор переводятся с русского языка.

Выготский считал, что обучение происходит в социальных ситуациях. Он назвал это зоной ближайшего развития . Это определяется как ситуация, когда обучение поддерживается с помощью руководства и наставника, который является более опытным и продвинутым, чем текущие способности ребенка. Это называется « строительные леса ». По мере того, как способности ребенка увеличиваются, помощь и поддержка лесов постепенно уменьшаются. Выготский поощрял детей разговаривать с собой, другими и писать о том, что они пережили, чтобы стать независимыми учениками.

В этапе I мы видим, как ребенок может работать с помощью наставников, таких как родители, эксперты, учителя, сверстники и тренеры.

На этом этапе ребенок будет зависеть от строительных лесов (руководство). Ребенок не смог бы справиться с этой задачей в одиночку. Социальное взаимодействие между ребенком и наставником — это возможность выполнить задачу.

В Stage II, мы видим, как ребенок способен учиться, но с его помощью. Благодаря наставлениям, которые ребенок смог получить, теперь он/она может выполнить задание в основном в одиночку. На этом этапе каркас медленно удаляют. Теперь задание может быть выполнено, потому что ребенок усвоил понимание развития и фактически стал частью своих способностей.

Эти две стадии лучше всего определить как зону ближайшего развития.

В Стадии III мы можем видеть, что учащийся обретает чувство мастерства в отношении предмета или задачи. Это определяется как интернализация, автоматизация и окаменение. Хотя способности усвоены, они не закреплены прочно. Выполнение этой задачи может оказаться непростой задачей. Это все еще может потребовать полной концентрации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *