Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Интропсихика это: 2.3 Структура и функции психики

Психика и её развитие

 

Исследование детства имеет наиболее важное значение для раскрытия онтогенеза. Именно на начальных стадиях процесса онтогенеза закладываются основные характеристики, которые имеют большое значение для развития способностей и формирования человеческой личности.

Эльконин Д.Б. выдвинул концепцию периодизации психического развития детей, основанную на понятии «ведущей деятельности».

Ведущей вид деятельности — вид деятельности, который влияет на развитие и формирование всех черт личности ребенка и его познавательных возможностей, характерных именно для этого периода. В этом виде деятельности происходит формирование новой ведущей деятельности, определяющей следующий этап возрастного развития.

 

Младенчество

Эмоциональное общение со взрослыми

Раннее детство

Предметно — манипулятивная деятельность

Дошкольники

Игра

Младший школьник

Учебная деятельность

Младший подросток

Интимно — личностное общение

Старший подросток

Учебно-профессиональная деятельность

 

Каждая стадия в развитии ребенка характеризуется определенными чертами формирующейся психики. Развитие ребенка есть не что иное, как постоянный переход от одной возрастной ступени к другой, связанный с изменениями в строении психики. Переход от одной возрастной ступени к другой характеризуется «кризисом».

Но в чем же проявляется «кризис» при переходе от одного возраста к другому? Ребенок, который был до этого спокойным и покладистым, вдруг начинает «бунтовать». Несмотря на то, что в разные периоды кризиса ребенок хочет разного, все же причина всех возрастных кризисов — это назревшее противоречие между новыми потребностями ребенка и старыми условиями их удовлетворения, которые уже больше не устраивают.

 

Критические периоды развития в жизненном цикле ребенка.

 

Возраст

Период

Примечание

0-2 месяца

Кризис новорожденности

 

 

Каждый период включает в себя три фазы: предкритическую, критическую и посткритическую. (кроме периода новорожденности, который начинается сразу с кризиса.)

2 м. — 1 год 

1 год

Младенчество.

Кризис 1 года

 

1-3 года.

3 года

Раннее детство.

Кризис 3 лет.

 

3-7 лет.

7 лет

Дошкольный возраст. Кризис 7 лет.

 

8-12 лет.

13 лет

Школьный возраст.

Кризис 13 лет.

 

14- 17 лет.

17 лет

Пубертатный возраст. Кризис 17 лет.

 

 

 

 

Структура психики.

Психика высоко развитых животных, в особенности психика человека, представляет собой сложное, системное, многообразно структурированное явление.

Структура  психики — это  совокупность устойчивых  связей между многими  ее компонентами, обуславливающими и ее целостность, и самотождественностъ.

Условно психику разделяют на три составные части: экзопсихику, эндопсихику и интропсихику.

Экзопсихикой — та часть психики человека, которая отражает внешнюю по отношению к его организму реальность. Большая часть своего содержания психика черпает из внешней реальности, окружающего человека мира. Это образы ощущений, восприятий, представлений и т. д.

Эндопсихика — это часть психики, отражающая состояние нашего организма. К эндопсихике относятся потребности, эмоции, ощущения комфорта и дискомфорта.

Иногда экзопсихику и эндопсихику трудно различить. Например, ощущение боли является эндопсихическим, хотя источником его является какой-то внешний предмет: острый нож или горячий утюг, а ощущение холода, несомненно, — экзопсихическое, сигнализирующее о внешней температуре, а не о температуре нашего тела, но оно вызывает ощущение дискомфорта, и мы относим его к нашему организму («руки замерзли»).

Интропсихика — та часть психики, которая является продуктом собственного функционирования. То есть, интропсихические процессы это как бы собственно психические процессы. К ним относятся мысли, волевые усилия, фантазии, самовнушения и т. д.

 

Психические процессы.

С функциональной точки зрения, психика может быть разделена на психические процессы, свойства и состояния.

Понятие «психический процесс» означает, что психическая функциональная система находится в активном состоянии, в действии.

Психический процесс формируется в ходе непрерывно изменяющегося взаимодействия (деятельности, общения и т.д.) индивида с внешним миром, а, следовательно, и сама психика непрерывно изменяется и развивается, порождая те или иные продукты или результаты (психические состояния, образы, понятия и чувства, решения или нерешения задачи и т. д.), участвуя в регуляции всех действий и поступков и т. д.

Психика служит человеку для построения «внутренней модели мира», включающей индивида во взаимодействие с окружающей средой

Психические процессы выполняют различные функции: познавательную, регулятивную, коммуникативную.

Познавательные (когнитивные) психические процессы обеспечивают построение внутренней модели мира, обеспечивают отражение мира и преобразование информации. Они связаны с активностью психики.

Психические процессы, обеспечивающие регуляцию поведения и деятельности, очень разнообразны. Среди них можно выделить мотивационные, эмоциональные, планирования, целеполагания, принятия решения, контроля и т. д.

Мотивационные процессы обеспечивают направленность поведения и деятельности, а также уровня активности. На основе мотива и отражения реальной ситуации формируются цель действия, план поведения и происходит принятие решения.

Процессы планирования и целеполагания обеспечивают создание способов и стратегий поведения. Процессы принятия решений определяют выбор целей деятельности и средств их достижения.

 Эмоциональные  процессы обеспечивают избирательное отношение человека к различным аспектам действительности, механизм «обратной связи» и регуляцию внутреннего состояния

Третья функция человеческой психики — коммуникативная. Она осуществляется через коммуникативные процессы.

Коммуникативные процессы обеспечивают передачу информации от одного человека к другому, координацию совместной деятельности, установление отношений между ними. Коммуникативный процесс осуществляется речью и языком, а так же наряду с использованием языка (вербальным общением) существует невербальное общение — передача информации с помощью поз, мимики, пантомимики т. д., а также невербальные составляющие речевого поведения: тембр голоса, высота, интонация, громкость, которые обеспечивают выражение эмоции в речи, понимание эмоционального состояния говорящего, а также субъективный смысл сказанного.

 

Психические свойства.

Как и любая динамическая система, психика человека находится не только в стадии активности, движения, но и предполагает стадии покоя.

Понятие «психическое свойство» подчеркивает устойчивость проявлений психики индивида, их закрепленность и повторяемость в структуре личности.

К числу основных групп психических свойств относят особенности темперамента, способности (общие и специальные), личностные черты. Считается, что психические свойства индивида относительно неизменны во времени, хотя и могут изменяться в ходе жизни под влиянием средовых воздействий, опыта, деятельности и — биологических факторов.

Свойства (или черты) личности характеризуют индивида как систему его субъективных отношений к себе, к окружающим людям, группам людей и к миру в целом, которые проявляются в общении и взаимодействии. Совокупность личностных свойств образует структуру личности.

 

Сознание.

Сознание — высшая форма отражения объективной реальности, опосредованная общественно-исторической деятельностью людей. Сознание — свойство мозга, совокупность психических функций, направленных на осмысление объективного мира, собственного «Я» и находящее свое материальное воплощений в языке.

Сознание — высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий только человеку.

«Сознание — общественный продукт и остается им, пока вообще существуют люди». Сознание характеризуется:

  а) активностью:

  б) интенциональностью (с лат. —  стремление): направленностью на  предмет;

  в) способностью к самонаблюдению, осознанием «Я»;

  г) мотивационно — ценностным характером;

  д) различной степенью ясности.

     Сознание любого человека  уникально, но непроизвольно, так  как индивидуальное сознание  обусловлено общественным сознанием, то есть политическими, философскими, эстетическими, религиозными представлениями и идеями, характерными для данного общества, уровнем развития науки, техники и культуры, достигнутым обществом в данный период развития.

Обыденное сознание — знания, представления, основывающиеся на непосредственном повседневном опыте людей, обыденное сознание лежит в основе народной мудрости.

Отличительные особенности сознательного поведения.

1. Предварительное обдумывание  целей и средств.

2. Сознательные действия носят  планомерный характер (продумывание  всех операций, которые необходимы  для того, чтобы достигнуть цели).

3. Сознательные действия составляют  основу поведения человека.

4. Сознательные действия связаны  с языком.

5. Сознание — это субъективное  отражение мира.

6. Сознательные действия всегда  имеют общественную природу, так  как развивались в процессе труда и общественной жизни человека.

Самосознание.

Самосознание—вершина сознания личности.

Самосознание — система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит взаимоотношение с другими людьми и относится к себе.

Самосознание — возникновение образа собственного «Я», целостного, но не лишенного противоречий.

Самосознание — отражение каждым человеком его роли в коллективе и обществе, которую он играет своими действиями и поступками.

Самосознание всегда порождает самооценку и самовоспитание.

Самооценка — оценка личностью себя, своих возможностей, качеств и места среди людей.

Самовоспитание — сознательная деятельность, направленная на самосовершенствование самого себя.

Итак, психология — наука, которая изучает психику. Психика человека обеспечивает внутреннюю регуляцию его активности, выражающуюся в его поведении и деятельности.

 

 

Вопросы для повторения:

  1. Понятие психики.
  2. Основные функции психики.
  3. Возникновение и развитие психики в процессе филогенеза
  4. Основные стадии развития психики животных.
  5. Назовите характерные признаки сознания.
  6. Назовите основные этапы развития психики у человека.
  7. В чем отличие развития психики человека от психики животных?
  8. Процесс развития психики в онтогенезе.
  9. Возрастная периодизация жизненного цикла человека.
  10. Концепция периодизации психического развития детей, основанную на понятии «ведущей деятельности по Д.Б. Эльконину.
  11. Критические периоды развития в жизненном цикле ребенка.
  12. Структура психики.
  13. Психические процессы.
  14. Психические свойства.
  15. Сознание.
  16. Самосознание.

 

 

 

Темы рефератов.

  1. Этапы развития психики в филогенезе.
  2. Стадии и уровни развития психики поведения животных (по А.Н. Леонтьеву и К.Э. Фабри).
  3. Развитие и структура психики человека.

 

 

 

Условное деление психики человека

Случайная страница

О проекте

Прислать материал

Контакты


Дата добавления: 2014-10-24 | Просмотров: 1420


Стадии и уровни психического отражения у животных Отличие психики животных от психики человека

Другой подход, рассматривающий различные формы психики (Владимир Николаевич Дружинин), исходит из того, что психическая реальность устроена сложно, но ее условно можно разделить на:

  • экзопсихику,
  • эндопсихику,
  • интропсихику. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Экзопсихикой называется та часть психики человека, которая отражает внешнюю по отношению к его организму реальность. Например, мы считаем источником зрительных образов не наш орган зрения, а предметы внешнего мира. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Эндопсихика — это часть психической реальности, отражающая состояние нашего организма. К эндопсихике относятся потребности, эмоции, ощущения комфорта и дискомфорта. (См. дополнительный иллюстративный материал.) В этом случае источником ощущений мы считаем свой организм. Иногда экзопсихику и эндопсихику трудно различить, например ощущение боли является эндопсихическим, хотя источником его является острый нож или горячий утюг, а ощущение холода — несомненно, экзопсихическое, сигнализирующее о внешней температуре, а не о температуре нашего тела, но оно часто «аффективно окрашено» настолько неприятно, что относим мы его к собственному организму («руки замерзли»). Но есть большой класс явлений, которые отличаются и от эндопсихических, и от экзопсихических.
Это интропсихические явления. К ним относятся мысли, волевые усилия, фантазии, сны. Их трудно приписать к некоторым состояниям организма, и невозможно считать их источником внешнюю реальность. Интропсихические процессы и явления можно считать как бы «собственно психическими процессами». (См. дополнительный иллюстративный материал.)


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | 161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | 181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 | 199 | 200 | 201 | 202 | 203 | 204 | 205 | 206 | 207 | 208 | 209 | 210 | 211 | 212 | 213 | 214 | 215 | 216 | 217 | 218 | 219 | 220 | 221 | 222 | 223 | 224 | 225 | 226 | 227 | 228 | 229 | 230 | 231 | 232 | 233 | 234 | 235 | 236 | 237 | 238 | 239 | 240 | 241 | 242 | 243 | 244 | 245 | 246 | 247 | 248 |

Интрапсихическое определение и значение — Merriam-Webster

in·​tra·​psy·​шик ˌin-trə-ˈsī-kik 

-(ˌ)trä-

: существующий или происходящий в психике, разуме или личности

сравнить интерпсихический

интрапсихически

ˌin-trə-ˈsī-ki-k(ə-)lē

-(ˌ)trä-

наречие

История слов

Первое известное использование

1917, в значении, определенном выше

Путешественник во времени

Первое известное использование интрапсихического было в 1917 году

Посмотреть другие слова того же года интрапренер

интрапсихический

внутришкольный

Посмотреть другие записи поблизости 

Процитировать эту запись «Интрапсихический».

Словарь Merriam-Webster.com , Merriam-Webster, https://www.merriam-webster.com/dictionary/intrapsychic. По состоянию на 13 апреля 2023 г.

Копия цитирования

Медицинское определение

интрапсихический

прилагательное

in·​tra·​psy·​шик ˌin-trə-ˈsī-kik, -(ˌ)trä- 

: существующий или происходящий в психике, разуме или личности

интрапсихические конфликты

интрапсихическая травма

интрапсихически

-ки-к(ə-)лэ

наречие

Подпишитесь на крупнейший словарь Америки и получите тысячи дополнительных определений и расширенный поиск без рекламы!

Merriam-Webster без сокращений

определение интрапсихического в The Free Dictionary

Также найдено в: Медицина, Википедия.

Связанный с интрапсихическим: интрапсихический конфликт

интра-психический

 (ĭn′trə-sī′kĭk)

прил.

Существующий или происходящий в уме или психике: интрапсихический конфликт.


внутрипсихически нареч.

Словарь английского языка American Heritage®, пятое издание. Авторские права © 2016, издательство Houghton Mifflin Harcourt Publishing Company. Опубликовано издательством Houghton Mifflin Harcourt Publishing Company. Все права защищены.

intrapsychic

(ˌɪntrəˈsaɪkɪk)

adj

(Psychology) psychol existing or occurring within the mind

Collins English Dictionary – Complete and Unabridged, 12th Edition 2014 © HarperCollins Publishers 1991, 1994, 1998, 2000, 2003 , 2006, 2007, 2009, 2011, 2014

in•tra•psy•chic

(ˌɪn trəˈsaɪ kɪk)

прил.

существующие или возникающие в уме или психике.

[1915–20]

интрапсихически, нареч.

Рэндом Хаус Словарь колледжа Кернермана Вебстера, © 2010 K Dictionaries Ltd. Авторские права Random House, Inc., 2005, 1997, 1991. Все права защищены.

Ссылки в архиве периодических изданий ?

Конечно, степень акцента, будь то интрапсихическая или интерсубъективная сферы, и различные технические рекомендации, которые следуют, варьируются в зависимости от психоаналитических групп/школ.

Преодоление разрыва: рассмотрение проблем межкультурных терапевтических диад, встроенных в ранее угнетающие социальные контексты

Краткосрочная психодинамическая психотерапия была описана как «терапевтический подход, основанный на переносе», который помогает пациентам, прорабатывая определенные внутрипсихические и межличностные конфликты.

Финк! Все еще на свободе: недавно опубликованный отчет показал, что характеристики терапевтов важны для определения эффективности краткосрочной и долгосрочной терапии. Считаете ли вы, что эти результаты следует применять в обучении и супервизии будущих терапевтов?

Он использует интерсубъективный подход к практике для рассмотрения таких понятий, как вовлеченность, проработка, выбор вмешательства, сопротивление, перенос и контрперенос, а также расстройства пограничного/нарциссического спектра, такие как спутанность идентичности, дефицит характера и отыгрывание интрапсихических конфликтов.

Формирование характера и личности в подростковом возрасте; клинические проблемы и вопросы развития

Он говорит, что «письмо о разыгрывании требует от аналитиков готовности писать совершенно открыто о себе и своих собственных интрапсихических конфликтах, характерологических слепых пятнах и бессознательных уязвимостях» (Корнелл, стр. 9).0003

Прошлое в настоящем: терапевтические разыгрывания и возвращение травмы

Вместо этого, используя фрейм Винникотта, мы обсудим, как ложное «я» может проявляться и поддерживаться в христианских контекстах (например, в церквях), в значительной степени в зависимости от вклада различных средовых и/или интрапсихических факторов.

Ложное я в христианском контексте: взгляд Винникотта

Некоторые практикующие врачи и психологи понимают такие ситуации только через психологическую, интрапсихическую линзу, в которой источник и лечение проблемы сосредоточены на биохимии мозга и молекулярной дисфункции.

Обретение надежды в трагедии и хаосе: комментарий к «Я наконец-то получил настоящих родителей, и теперь они умрут» способы слушать и вмешиваться с конкретными клиентами, основанные на интрапсихическом развитии и динамике.

Склонность к интеграции: психоанализ и религия в диалоге

Ларсен (Вашингтонский университет) и Басс (Техасский университет) исследуют теории и эмпирические исследования шести областей функционирования личности — диспозиционной, биологической, интрапсихической, когнитивно-эмпирической, социальной и культурное и приспособление.

Психология личности; области знаний о человеческой природе, 3-е изд.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *