Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Исследование направленности личности: Исследование по теме «Изучение направленности личности старшеклассников»

Содержание

4. Изучение направленности личности

(Методика В. Смекала и М. Кучера)

Методика разработана чешскими психологами В. Смекалом и М. Кучером. В основе методики Смекала— Кучера лежит несколько измененная ориентировочная анкета Б. Басса. Методика Смекала — Кучера основана на словесных ре­акциях испытуемого в предполагаемых ситуациях, связан­ных с работой или участием в них других людей. Ответы ис­пытуемого зависят от того, какие виды удовлетворения и вознаграждения он предпочитает. Хотя у испытуемого и со­здается впечатление, что с помощью этой методики получают ориентировочную информацию о нем самом, в действитель­ности же испытание позволяет изучить основную жизненную позицию.

Назначение исследования — определение направленности человека: личностной (на себя), деловой (на задачу) и колле­ктивистской (на взаимодействие) направленности человека.

Личностная направленность (направленность на себя — НС) связывается с преобладанием мотивов собственного бла­гополучия, стремления к личному первенству, престижу.

Та­кой человек чаще всего бывает занят самим собой, своими чувствами и переживаниями и мало реагирует на потребно­сти людей вокруг себя. В работе видит прежде всего возмож­ность удовлетворить свои притязания.

Коллективистская направленность или направленность на взаимные действия (ВД) имеет место тогда, когда поступ­ки человека определяются потребностью в общении, стрем­лением поддерживать хорошие отношения с товарищами по работе. Такой человек проявляет интерес к совместной дея­тельности.

Деловая направленность (направленность на задачу -НЗ) отражает преобладание мотивов, порождаемых самой деятельностью, увлечение процессом деятельности, бескоры­стное стремление к познанию, овладению новыми умениями и навыками. Обычно такой человек стремится сотрудничать с коллективом и добивается наибольшей продуктивности группы, а поэтому старается доказать точку зрения, которую считает полезной для выполнения поставленной задачи.

Необходимо отметить, что все три вида направленности не абсолютно изолированы, а обычно сочетаются. Поэтому более корректно будет говорить в результате диагностики не о единственной, а о доминирующей направленности личности.

Инструкция испытуемому. На каждый пункт анкеты воз­можны 3 ответа, обозначенные буквами А, В, С. Из ответов на каждый пункт выберите тот, который лучше всего выра­жает вашу точку зрения, который для Вас наиболее ценен или больше всего соответствует правде. Букву вашего отве­та напишите в листе ответов против номера вопроса в стол­бике «Больше всего». Затем из ответов на этот же вопрос выберите дальше всего отстоящий от вашей точки зрения, наименее ценный для вас или менее всего соответствующий правде. Соответствующую букву напишите против номера вопроса, но в рубрике «Меньше всего». Для каждого вопро­са используйте только две буквы, оставшийся ответ не запи­сывайте нигде. Над вопросами не думайте слишком долго: первый выбор обычно бывает самым лучшим. Время от вре­мени контролируйте себя: правильно ли вы записываете от­веты, в те ли столбцы, везде ли проставлены буквы.

Если обнаружится ошибка, исправьте ее, но так, чтобы исправле­ние было четко видно.

Направленность личности в психологии — свойства, формы, проблема

Структура

Психология направленности личности имеет сложную структуру, которая состоит из нескольких частей:

  1. Мотивов. Потребности, которые побуждают индивида к их удовлетворению.
  2. Потребностей. Ощущения, которые вызывают у индивида необходимость получения чего-либо для достижения комфорта.
  3. Интересов. Избирательное отношение к значимому предмету. Интересы могут касаться материального или духового плана.
  4. Идеалов. На них опирается человек при решении задач.
  5. Ценностных ориентаций. Система отношений, контролируемая социумом. Личность принимает или отрицает установки общества.
  6. Мировоззрения. Система взглядов.
  7. Убеждений. Факты об обществе, устройстве мира. Им индивид верит беспрекословно. Его сложно разубедить в личных убеждения.

Формы направленности личности в психологии

Каждый человек в чём-то нуждается. Есть вещи, в которых нуждаются все или почти все люди: все мы хотим есть, быть здоровыми, защищёнными от внезапной и насильственной смерти, почти все желают прожить как можно дольше. Подобные первичные потребности характерны не только для людей, но и для животных; в определённой степени можно говорить о тех же потребностях и у растений. Помимо биологических, существуют социальные потребности, присущие только людям. Одни из них также характерны для абсолютного большинства людей: это потребности в одежде, жилье и др. Но существуют потребности, характерные только для отдельных людей и не имеющие значения для всех остальных. Например, потребность реализовать себя в ядерной физике или желание создавать музыку. Вообще потребность в самореализации является высшим желанием личности и присуща сравнительно небольшому количеству людей.

Далеко не все потребности человека могут быть удовлетворены сразу, и даже не все они могут быть удовлетворены в принципе. Неудовлетворённые потребности принимают различные формы в зависимости от содержания и от того, насколько человек осознаёт свои цели.

Установки

Это неосознанные состояния, характеризующие готовность человека заниматься какой-то деятельностью. Установки чаще всего возникают тогда, когда неоднократно повторяется какая-то ситуация, называемая установочной, во время которой человек естественным путём реагирует тем или иным образом. Один раз сформированная установка может сохраняться иногда на весьма длительное время. Однако скорость формирования и исчезновения установок у разных людей различная. Различные исследования позволили выделить три типа установок: познавательный (что готов изучить человек), эмоционально-оценочный (его симпатии и антипатии по отношению к объекту) и поведенческий (готовность каким-либо образом действовать в отношении объекта).

Влечения

Это частично осознаваемые потребности, причина которых, однако, может быть неясна человеку. Это некий переходный этап, после которого потребность может либо быть осознанной, либо угаснуть.

Интересы

Так называют избирательное отношение человека к объекту в силу того, что этот объект чем-то привлекателен для него – эмоционально или «жизненно». Интерес представляет эмоциональную сторону познавательной деятельности, он связан с положительным восприятием какого-то предмета, явления или события. Интересов у личности может быть множество, и все они могут быть разными по содержанию, глубине, объёму и т. д.

Склонности

Это мотивы, в которых сильно выражены потребности человека в занятиях какими-либо видами деятельности. В склонности часто перерастают наиболее устойчивые и сильные интересы.

Желания

Это мотивы, основанные на осознанных потребностях, которые при этом ещё не являются сильными побуждениями к действию. Желания часто характеризуют отношение личности к объекту, достичь которого он хочет, но осознаёт невозможность осуществления этого в данный момент.

Стремления

Это побуждения, в которых выражено желание достичь определённых условий существования, которые в данный момент отсутствуют, но могут быть реализованы в процессе организованной деятельности. Стремления бывают разных видов: это может быть мечта (воображаемый облик желаемого), идеал (мотив, выражающий потребность подражать какому-то образцу, следовать определённому примеру), страсть (мотив, отражающий потребность непреодолимой силы).

Убеждения

Это совокупность потребностей, которые побуждают её действовать в соответствии со своими взглядами, представлениями и принципами. Убеждения основаны на определённых знаниях о мире.

Мировоззрение

Это система взглядов человека на мир. В первую очередь мировоззрение отражает общественное бытие. Оно является главным регулятором поведения человека и формирует те или иные виды направленности личности.



Формы

Формы:

  1. Влечение. Неосознанное природное стремление, которое проявляется на уровне инстинктов. Оно влияет на формирование предпочтение, мотивы. При влечении не осознается главная цель.
  2. Стремление. Нужно для достижения поставленной цели, удовлетворения желаний. С помощью стремления индивид преодолевает сложности, встречающиеся у него на пути к цели.
  3. Склонности. Направленность к определенному виду деятельности. Появляется, когда личность хочет достичь желаемого.
  4. Желание. Интерес к объекту, который осознается человеком. В этот момент индивид понимает, чего хочет, но не знает, как это получить.

Формы направленности личности определяют продуктивность индивида.

Профессиональная направленность по типу личности

Психолог Дж. Голланд выделил несколько типов профессиональной направленности личности.

Они зависят от того, к какому типу относится личность

:

  • Реалистичный тип
    . Такие люди предпочитают работать с реальными предметами. Они ориентированы на практический труд и хотят добиваться быстрых результатов. У них хорошо развито практическое мышление; при этом они предпочитают профессии, основанные на ручной работе. Это водители, пчеловоды, связисты, радиомонтажники и др. Здесь, как правило, не требуются коммуникативные умения.
  • Интеллектуальный тип
    . Такие люди наблюдательны, хорошо соображают, при этом они независимы и имеют оригинальное мышление. Люди этого типа предпочитают научные профессии.
  • Социальный тип
    . Его представители активны, чувствительны, эмоциональны, нуждаются в постоянном общении с другими людьми. Содержанием профессий таких людей является взаимодействие с людьми. Предпочтительные профессии – преподавание, обслуживание, информационная деятельность.
  • Конвенциональный тип
    . Такие люди обладают высокой усидчивостью, они дисциплинированны и аккуратны. Они могут хорошо выполнять свою работу, когда имеют чёткие и ясные предписания. Лучше всего им даётся выполнение типичных задач, а с нестандартными могут возникать трудности. Предпочтительные профессии для таких людей – канцелярские: бухгалтер, нотариус, экономист и др.
  • Предпринимательский тип
    . Его представители активны, подвижны, имеют нестандартное мышление, склонны к риску. Они стремятся проявлять инициативу и захватывать лидерство. Люди такого типа предпочитают задачи, где нужно быстро принимать решения, и не любят работу, предполагающую усидчивость и внимательность. Любит и умеет вступать в контакты с другими людьми. Профессии таких личностей – политики, предприниматели, журналисты и др.
  • Артистический тип
    . Такие люди обладают образным мышлением и творческим воображением, они весьма чувствительны и эмоциональны. Общение с людьми они строят на основании своей интуиции, личных ощущений. Представители этого типа личности – художники, музыканты, дизайнеры, актёры, переводчики и др.

Данная классификация может применяться в тестах на определение профпригодности, выбор профессии, учебного заведения.

Что ещё даёт нам понимание механизмов направленности личности? Благодаря их изучению нам становится понятно, что основы всей нашей цивилизованной жизни коренятся во врождённых качествах и установках, сформированных в ранние годы жизни. В дальнейшем они могут многократно изменяться и корректироваться, но они не появляются «из ниоткуда».

Классификация

В психологии выделяется 4 классификации направленности личности. Каждая из них имеет определенные особенности.

По открытости

Направленность может быть скрытной или истинной. Скрытую невозможно заметить в обычных жизненных ситуациях. Она проявляется только во время кризиса, нестандартных ситуаций.

По структуре

Виды:

  • личная;
  • коллективная;
  • деловая;
  • эмоциональная;
  • социальная.

По личной позиции индивида

Направленность бывает:

  1. Депрессивной. Проявляется низкой самооценкой, которая мешает нормально работать, заниматься привычными делами.
  2. Эгоистической. Преобладает устойчивая заинтересованность к себе. Мнение общества или окружающих игнорируется или занижается.
  3. Гуманистической. Проявляется устойчивым положительным отношением индивида к обществу.
  4. Суицидальной. Преобладает у людей, которые частично или полностью утратили ценность к себе, родственникам, близким.
  5. Деловой. Устойчивая система мотивов, которые оказывают прямое влияние на деятельность индивида, ее результат.
  6. Коллективистской. Устойчивая ориентация индивида на контакты с обществом.

По сфере реализации активности

Направленность бывает:

  • спортивной;
  • культурной;
  • профессиональной;
  • исследовательской.

Профессиональная направленность личности

Каждая из профессий, известных людям, предполагает, что человек, претендующий на ту или иную должность, должен обладать соответствующими качествами характера

Ведь принимая решения, действуя на рабочем месте, от нас часто требуется высокая концентрация внимания (читать про внимание человека), большая стрессоустойчивость и т.д. Если эти качества останутся неразвитыми, личность не справится с обязанностями

Профессиональная направленность представляет собой целую систему мотивов, которые движут человеком.

Ниже приведена классификация типов личности с характеристиками, показывающими, в какой сфере она скорее добьется успеха.

  • Реалистический тип. Это люди с устойчивой нервной системой. Они стремятся во всем к максимальной точности и предпочитают работать с реальными объектами. Чаще всего, они занимаются физическим трудом. Подходящие профессии: техники, механики, строители, моряки.
  • Конвенциальный тип. К этой группе можно отнести людей, которые ориентированы на точность и аккуратность. Они замечательные исполнители, любят делать все в сроки. Часто занимаются деятельностью, требующей большой сосредоточенности и внимательности. Профессии: библиотекарь, экономист, бухгалтер, товаровед.
  • Интеллектуальный тип. Это настоящие мыслители. Люди данного типа могут подолгу сидеть на одном месте, погруженные в размышления. Они строят далеко идущие планы на будущее, тщательно планируют свою деятельность. Больше всего их привлекает исследовательская работа, позволяющая приблизиться к раскрытию истины, какого – то отдельного закона. Профессии: преподаватель, ученый, писатель.
  • Предприимчивый тип. Здесь можно встретить отличных руководителей, которые любят управлять и во всем стремятся занять лидирующую позицию. Стремление к первенству определяет их личный успех. Профессии: руководитель предприятий, бизнесмен, администратор.
  • Социальный тип. Эти люди отличаются открытым сердцем и готовностью заботиться о других. Профессиональную деятельность они строят таким образом, чтобы помочь как можно большему количеству людей. У них сильно развито чувство ответственности, гуманизм, сопереживание. Профессии: врач, ветеринар, социальный работник, педагог, воспитатель.
  • Артистический тип. Здесь находятся, пожалуй, самые непредсказуемые люди, которым трудно выдерживать в работе определенный график. В деятельности они ориентируются скорее на собственные чувства, не любят рамки, высоко ценят свободу и независимость. Профессии: актер, художник, поэт, дизайнер.

Таким образом, направленность личности целиком и полностью определяет ее успешность. Диагностика направленности личности во многом зависит от того, насколько сам человек удовлетворен тем, чем он занимается.

Функции

Функции:

  1. Направляющая. Считается основной. С ее помощью человек находит путь к намеченной цели, обходит препятствия. В какой-то части она осуществляется бессознательно.
  2. Побуждающая. Нужна, чтобы вызвать активность со стороны человека. Она может побудить его, спровоцировать, вдохновить или обусловить на действие. На побуждающую функцию влияют мотивы, желания, интересы, цели, мировоззрение, идеалы.
  3. Смыслообразующая. Нужна, чтобы придать смысл к достижению целей. Функция помогает индивиду получить необходимый результат.
  4. Регулирующая. На эту функцию влияют потребности, мотивы, их иерархия

Мировоззрение, убеждение и идеал

Рассматривая определение направленности личности, нельзя не затронуть вниманием и эти три важных понятия.

Мировоззрение – это осознанная система взглядов и представления о мире, а также отношение человека к самому себе и тому, что его окружает. Она придает его деятельности целенаправленный, осмысленный характер. И именно мировоззрением обусловлены принципы, ценности, позиции, идеалы и убеждения человека.

Каждый, кто имеет такую устойчивую систему взглядов, является зрелой личностью. У такого человека есть то, чем он руководствуется в повседневной жизни. На самом деле, мировоззрение проявляется буквально во всем – начиная бытом, заканчивая межличностными отношениями.

Что же такое убеждение? Это понятие, имеющее непосредственное отношение к мировоззрению. Под данным термином понимают высшую форму направленности личности, которая побуждает ее действовать в соответствии со сложившимися идеалами и принципами. Стоит оговориться, что человек, уверенный в своих взглядах, знаниях и оценках действительности, еще и стремится донести их до остальных людей. Но! Ключевое слово здесь «донести» — он ничего не навязывает, поскольку находится в гармонии с самим собой и этим миром.

И, наконец, идеал. Это некий образ, которому человек старается следовать в своем поведении и деятельности. Именно благодаря ему каждый из нас имеет возможность отражать и менять мир в соответствии с идеалами. Они могут быть как реальными (люди из жизни, кумиры), выдуманными (персонажи из книг, фильмов) и собирательными. Говоря простым языком, идеал – это высший образец нравственной личности. Главное, чтобы он не был иллюзорным. Иначе человек, следуя ему, придет не к тому, к чему хотел.

Мотивы

Существуют:

  1. Мотивы для предотвращения неудач. Индивид совершает осторожные действия, взвешивает каждый шаг. При этом выполняются менее значимые действия.
  2. Мотивы для достижения цели. При решении задач используется максимальное количество ресурсов.

Типы связи мотивации и направленности:

  1. Идейно-духовный. Человек испытывает стремление к изучению мироздания. Индивид начинает мыслить в направлении развития, сохранения человечества.
  2. Инстинктивно-физиологический. Проявляется стремлением к удовлетворению телесных потребностей, чтобы сохранить себя, свой вид.
  3. Индивидуально-личностная. Стремление к удовлетворению собственных потребностей, поддержанию индивидуальности, самовыражению.

Мотивированные действия чаще проходят на фоне внутренних противоречий. Человек имеет конкурирующие, разнонаправленные влечения. Мотивация помогает их временно подавить, чтобы достичь чего-то быстрее.

Интерес

Это даже не структурный компонент направленности личности, а целая познавательная форма и отдельное мотивационное состояние.

Итак, интерес – это эмоциональная ориентированность человека на определенные объекты. Они имеют особую устойчивую значимость, так как связаны с его индивидуальными потребностями.

Интересы могут быть духовными и материальными, разносторонними и ограниченными, стабильными и кратковременными. То, насколько они глубоки и широки, определяет полноценность жизни человека. Ведь именно с интересами связаны его влечения, страсти и желания.

Можно даже сказать, что именно они определяют стиль жизни человека. Доказать это легко. Человек интересуется бизнесом, карьерой, зарабатыванием больших денег, различными деловыми отраслями и секретами успешного предпринимательства? Значит, для него главное в жизни – это успех и материальное благополучие. И он будет делать все для достижения данной цели, действуя в соответствии со своими интересами.

Еще один момент. По широте, значимости и глобальности интересов можно определить направленность личности. Это в психологии изучается отдельно.

Человек, который охватывает разные стороны жизни, развивает себя в нескольких направлениях, интересуется многими отраслями, имеет расширенный взгляд на этот мир. Он многое знает, может рассматривать возможности и проблемы сразу под несколькими углами, ему свойственна высокая эрудированность, развитый интеллект. Такие люди способны на большее, чем другие. У них даже желание сильнее.

А вот люди с мелкими интересами, как правило, являются заурядными, скучными и безуспешными. Почему? Потому что их кроме удовлетворения естественных потребностей ничего не интересует. Еда, питье, сон, вечер пятницы в баре, дом, работа, секс, и все по новой. В их интересах нет интеллектуальной нагрузки. Они не развиваются.

[PDF] Ориентация личности, эмоциональное состояние, удовлетворенность клиентов и намерение совершить повторную покупку

  • W. Verbeke
  • Business

  • 1997
  • В этой статье исследуется гипотеза эмоционального заражения, предложенная Hatfield, Cacioppo и Rapson (19).94), в контексте продаж. В частности, гипотеза эмоционального заражения объясняет, как…

    Стабильность эмоциональных переживаний и их связь с чертами личности.

    В статье представлены теоретические основы изучения отношений между эмоциями и личностью и эмпирическое исследование устойчивости эмоциональных переживаний 88 нормальных матерей среднего класса и их…

    Роль эмоций в маркетинге

    • Р. Багоззи, М. Гопинатх, Прашант У. Найер
    • Психология, Бизнес

    • 1999

    Эмоции – психические состояния готовности, возникающие при оценке событий или собственных мыслей. В этой статье авторы обсуждают дифференциацию эмоций от аффекта, настроения и…

    Влияние межличностного удовлетворения на решения о выкупе

    • М. Прейс
    • Бизнес

    • 2003
    • 7 SUMM

      7 Было обнаружено, что после совершения покупки у поставщика удовлетворенность клиентов влияет на решения покупателей о фирмах, у которых они будут покупать товары или услуги. Межличностное…

      Измерение эмоций в процессе потребления

      • Марша Л. Ричинс
      • Бизнес

      • 1997

      остаются нерешенными Эта статья…

      Две общие системы активации аффекта: структурные данные, эволюционные соображения и психобиологические данные

      • Д. Уотсон, Д. Визе, Дж. Вайдья, А. Теллеген
      • Психология

      • 1999

      Д. Уотсон и А. Теллеген (1985) предложили консенсуальную структуру аффекта (Рассел Дж. А. 1980) циркумплекс. Обзор литературы авторов показывает, что эта двухфакторная модель…

      Личность: теория и исследования

      • Первин Л. А.
      • Психология, биология

      • 1984
      • 1984

      , культура и развитие на протяжении жизни, а также оценка теории личности и исследований.

      EXTRAVERSION, NEUROTICISM AND SUSCEPTIBILITY TO POSITIVE AND NEGATIVE MOOD INDUCTION PROCEDURES

      • R. Larsen, T. Ketelaar
      • Psychology

      • 1989

      The Intrapersonal Functions of Emotion

      • R. Levenson
      • Psychology

      • 1999

      Эмоции — это кратковременные психологические и физиологические явления, которые представляют собой эффективные способы адаптации к изменяющимся требованиям окружающей среды. Психологически эмоции изменяют внимание, сдвигают определенные…

      Потребительская психология туризма, гостеприимства и отдыха

      • Г. Крауч, Р. Пердью, Х. Тиммерманс, М. Уйсал
      • Бизнес

      • 2001

      Знание потребительского отношения к туризму и потребительскому поведению ценно в определении успеха предприятий туризма и гостеприимства. Книга представляет собой отредактированный сборник статей…

      SCIRP Open Access

      Издательство научных исследований

      Журналы от A до Z

      Журналы по темам

      • Биомедицинские и биологические науки.
      • Бизнес и экономика
      • Химия и материаловедение.
      • Информатика. и общ.
      • Науки о Земле и окружающей среде.
      • Машиностроение
      • Медицина и здравоохранение
      • Физика и математика
      • Социальные науки. и гуманитарные науки

      Журналы по теме  

      • Биомедицина и науки о жизни
      • Бизнес и экономика
      • Химия и материаловедение
      • Компьютерные науки и коммуникации
      • Науки о Земле и окружающей среде
      • Машиностроение
      • Медицина и здравоохранение
      • Физика и математика
      • Социальные и гуманитарные науки

      Публикация у нас

      • Представление статьи
      • Информация для авторов
      • Ресурсы для экспертной оценки
      • Открытые специальные выпуски
      • Заявление об открытом доступе
      • Часто задаваемые вопросы

      Публикуйте у нас  

      • Представление статьи
      • Информация для авторов
      • Ресурсы для экспертной оценки
      • Открытые специальные выпуски
      • Заявление об открытом доступе
      • Часто задаваемые вопросы

      Подпишитесь на SCIRP

      Свяжитесь с нами

      клиент@scirp. org
      +86 18163351462 (WhatsApp)
      1655362766
      Публикация бумаги WeChat
      Недавно опубликованные статьи
      Недавно опубликованные статьи

      Подпишитесь на SCIRP

      Свяжитесь с нами

      клиент@scirp.

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *