Коучинг «Диалогическое обучение. Исследовательская беседа.»
1. Приветствие. Психологический настрой на совместную работу. Позитивная разминка «Ассоциации». (2 минуты).
— Уважаемые коллеги! Здравствуйте!
— Настроимся на приятную работу.
— Назовите прилагательные – ассоциации к первой букве своего имени имени. (Оксана – ответственная, …).
— Посмотрите друг на друга и улыбнитесь! Спасибо.
— Теперь вы готовы к работе.
2. Деление на группы . (2 минуты).
— Соедините части пословиц:
1. Сядем рядком да поговорим ладком.
2. Красно поле пшеном, а беседа умом.
3. В умной беседе быть — ума прикупить.
— Итак, у нас получились три группы.
3. Знакомство с темой занятия. (5 минут).
— Тема нашего коучинга: «Диалогическое обучение. Исследовательская беседа.»
— Подумайте и запишите на стикерах ассоциации к теме занятия. Прикрепите свои стикеры на плакат.
— В конце занятия мы вернемся к нашему плакату.
4. Просмотр презентации «Типы бесед». (5 минут).
Коуч знакомит участников коучинг-занятия с тремя вида бесед, таких как «спор», «кумулятивная беседа» и «исследовательская беседа», комментируя каждый слайд.
5. Работа в группах. (8-10 минут).
1. Индивидуальное задание:
— Напишите в тетради рецепт одного салата, затем каждый прочитает его остальным.
-Что вы наблюдали, когда выполняли это задание?
-Какому типу соответствуют ваша беседа?
2. Групповое задание:
— Теперь пусть каждый из вас предложит по одному ингредиенту, и в группе создайте один общий салат.
— Почему выбрали именно эти ингредиенты? Обоснуйте свой ответ.
— Докажите, что новый салат полезный и вкусный.
— Какой тип беседы вы использовали?
(Коуч акцентирует внимание на то, что кумулятивная беседа переходит на исследовательскую.)
6. Работа в группах. Изучение теоретического материала. (5 минут).
— Как провести исследовательскую беседу в группе (классе)?
Каждая группа получает опорную таблицу параметров, присущих исследовательской беседе.
Исследовательская беседа — это когда …
Для исследования необходимы :
|
— Приведите пример проведения исследовательской беседы в классе.
7. Обобщение. (3 минуты).
— Строить какой тип беседы труднее других? Почему?
— Как можно «управлять» беседой?
— В какой роли выступает ученик?
— Какие методы диалогового обучения Вы можете использовать в своей работе?
— Какие надо освоить?
8. Рефлексия «5+5+1» . (1-2 минуты).
— Написать 5 предложений о сегодняшнем коучинг-занятии, сократить до 5 слов, сократить до 1 слова.
Позитивный настрой на работу.
Участники берут часть пословицы и образуют целую.
Учителя делятся на группы. Получается 3 группы.
Учителя на стикерах пишут ассоциации, прикрепляют их на плакат.
Каждый член группы предлагает свой рецепт салата и зачитывает его внутри команды.
— Каждый зачитывал свой рецепт, а остальные внимательно слушали.
— Кумулятивная беседа
Создают один общий салат, используя компоненты, предложенные членами команды.
Могут рассказать о полезных свойствах отдельных ингредиентов, чем полезен, состав витаминов.
Рассказывают о полезных свойствах каждого ингредиента.
— Исследовательская беседа.
Работают в группах.
Тема 9 Беседа как метод исследования в социальной работе
Беседа как метод исследования в социальной работе. Типология исследовательских бесед.
Технология исследовательской беседы.
Основные понятия: исследовательская беседа, барьеры общения, критерии объективности информации, невербальные компоненты общения.
Беседа– один из основных методов в социальной работе. Он предполагает получение информации об изучаемом явлении как от исследуемой личности, так и от всех окружающих. В последнем случае беседа выступает в качестве элемента метода обобщения независимых характеристик.
Беседа – метод установления особенностей респондента с помощью предварительно подготовленных вопросов в ходе непосредственного общения с исследователем.
Научная ценность методазаключается в установлении личного контакта с объектом исследования и возможности получить данные оперативно, уточнить их в виде собеседования. Это всегда живой контакт исследователя с объектом изучения.
Беседа как исследовательский метод позволяет глубже познать психологические особенности личности, человека, характер и уровень его знаний, интересов, мотивов действий и поступков путём анализа данных, полученных в ответах на поставленные, предварительно продуманные вопросы. С помощью беседы можно получить весьма ценную информацию, которую порой нельзя добыть другими способами.
По мнению ряда авторов, беседа, как правило, служит вспомогательным методом исследования. Ибо при анализе ее хода и результатов встает ряд трудно разрешимых проблем. Они касаются откровенности испытуемого и его отношения к исследователю. Исследователь также не свободен от субъективности: хотя беседа планируется заранее. Но в ходе общения практически невозможно абстрагироваться от личностного отношения к испытуемому.
В настоящее время в методологии науки существует несколько классификации бесед.
По качеству вопросов и их подаче:
– формализованная (стандартизированная) – предполагает беседа ведется по строго регламентированной программе, со строгой последовательностью предъявления четко сформулированных вопросов и регистрацию ответов на них;
– неформализованная – проводится не по жестко стандартизированным вопросам, что даёт возможность последовательно ставить дополнительные вопросы, исходя из сложившейся ситуации; ходе беседы данного типа, как правило, достигается более тесный контакт между исследователем и респондентом.
По количеству респондентов беседы могут быть:
– индивидуальные – с одним человеком,
– групповые – с группой,
– коллективные – с коллективом.
Большинство авторов являются сторонниками индивидуальных бесед.
Как специфические виды выделяют беседы:
– «введение в эксперимент» – привлечение к сотрудничеству,
– «беседа экспериментальная» – в ее ходе проверяются рабочие гипотезы,
– интервью.
По объему:
– развернутые
– короткие («диалогические»).
К предстоящей беседе необходима серьезная подготовка исследователя. Как показывает практика, для эффективного ведения беседы следует придерживаться определенных правил:
1.Беседовать только по вопросам, непосредственно связанным с исследуемой проблемой.
2. Формулировать вопросы чётко и ясно, учитывая степень компетентности в них собеседника.
3. Подбирать и ставить вопросы в понятной форме, побуждающей респондентов давать на них развернутые ответы.
4. Избегать некорректных вопросов, учитывать настроение, субъективное состояние собеседника.
5. Вести беседу так, чтобы собеседник видел в исследователе не руководителя, а товарища, проявляющего неподдельный интерес к его жизни, думам, чаяниям.
6. Не проводить беседу второпях, в возбужденном состоянии.
7. Выбирать такое место и время проведения беседы, чтобы никто не мешал ее ходу, поддерживать доброжелательный настрой.
8. Форма беседы, как никакого другого метода, должна быть подвижной, динамичной.
9. Должен быть продуманный план беседы. План – не просто формальный перечень вопросов (беседа не должна превращаться в анкету), а общая схема с указанием того, что надо выяснить в итоге ее проведения.
10. Исследователь должен получать интересующие его сведения не только путем непосредственного наблюдения во время беседы, но и косвенно.
11. Уточнять интересующие данные.
12. У исследователя должен быть близкий личный контакт, установленный ещё до беседы.
13. Информация, полученная в ходе беседы, должна фиксироваться.
14. С точки зрения результативности беседы лучше задать несколько мелких вопросов, чем один крупный.
15. Чёткая постановка цели беседы помогает формулировать четкие вопросы и избегать случайных.
16. Беседа должна носить сугубо индивидуальный характер. Хотя возможны и другие варианты – это зависит от цели беседы.
Целесообразно начинать беседу с тем, интересных собеседника, а затем перейти к темам, представляющим исследовательский интерес.
В процессе беседы желательно не заглядывать в заготовленный вопросник. Так как доверительные отношения всегда предполагают собеседника к откровенности, к большей объективности и информативности. Не следует задавать собеседнику вопросы, задевающие его честь, достоинство, допытываться об интимных, глубоко личных сторонах его жизни. Уважительное отношение к собеседнику, тактичность и благорасположение обеспечат успех исследовательской беседы.
Необходимо учитывать, что утомленность или плохое настроение, заниженная самооценка или желание скрыть что-то могут тормозить внешнюю выразительность респондента и побудить его к неискренности или уходу от прямых ответов. Поэтому для большей достоверности результатов беседы наиболее важные вопросы должны в различных формах и ракурсах повторяться. Тем самым будут контролироваться предыдущие ответы, дополняют, раскрывают их, снимают неопределенность.
Иногда цель беседы – получение той или иной важной информации – может скрываться, так как этим достигается большая достоверность данных.
Не следует злоупотреблять терпением, желанием и временем респондента. Беседа должна длиться не более 30 – 40 минут (особенно важно это иметь в виду при беседе с детьми и подростками).
Обычно процесс беседы не сопровождается протоколированием. Протокол составляется после беседы.
При осмыслении данных беседы учитываются все сведения, полученные другими методами. В каждом случае необходимо точно указать дату, место беседы и данные о собеседнике: фамилию, имя, отчество, профессию, специальность, должность и т.д. Вести запись, тем более магнитофонную (диктофонную, видео) в процессе беседы можно только при условии, если не возражает собеседник и если такая запись не стесняет, не отвлекает его, не приводит к замкнутости и не вызывает чувства настороженности.
Беседа применяется на разных стадиях исследования, как для первичной ориентировки, так и для уточнения выводов, полученных другими методами, особенно наблюдением. Кроме того, беседа может планироваться с целью подтверждения или опровержения данных, полученных ранее с помощью также других методов.
Умелое применение беседы может дать весьма ценные результаты.
Вопросы для самоконтроля:
В чем заключается сущность беседы как метода исследования в социальной работе?
В чем отличие исследовательской беседы от простого разговора?
Каковы правила ведения исследовательской беседы?
Какова технология проведения исследовательской беседы?
В чем заключается специфика проведения исследовательской беседы в социальной работе?
Какие существуют классификации исследовательских бесед?
В чем заключаются достоинства и недостатки исследовательской беседы?
Как соотносятся исследовательская беседа и интервью?
Углубленный анализ, исследования, новости и идеи от ведущих ученых и исследователей.
файл ххклех.Матиас Бернар, Université Clermont Auvergne (UCA)
Далеко не исключение, 16 марта в сотый раз при Пятой республике президент Франции решил использовать специальную конституционную меру для принудительного применения непопулярных мер.
Добро пожаловать в клуб: глава НАТО Йенс Столтенберг (справа) с президентом Финляндии Саули Ниинистё. AP Photo / Герт Ванден ВейнгартСаймон Дж. Смит, Стаффордширский университет,
Финляндия за 30 лет превратилась из нейтральной страны в члена НАТО, и Швеция может последовать этому примеру.
«Я просто немного устал, папа». ШаттерстокДавид Буэно-и-Торренс, Университет Барселоны
Когда мы устали, скучно или что-то нас беспокоит, дети и взрослые ведут себя хуже. Все потому, что диспетчерская вышка мозга, префронтальная кора, не работает на полную мощность.
Алами/Джейн БарлоуПарвин Ахтар, 9 лет0005 Университет Астон и Тимоти Пис, Университет Глазго
В настоящее время Великобритания является единственной демократией, в которой дети бывших колоний управляют страной, которая колонизировала народы их родителей, бабушек и дедушек.
«Авиньонские девицы», Пабло Пикассо, 1907 год. МоМА / ВикискладXimo Company i Clement, Университет Лериды
В различных набросках и карандашных набросках, сделанных Пикассо в годы его становления, с абсолютной ясностью предвещалась самая важная пластическая, перцептивная, коммуникативная и выразительная революция ХХ века: кубизм.
Европейский угорь, нарисованный немецким художником Генрихом Хардером для картины Эмиля Вальтера «Unsere süßwasserfische» 1913 года. Библиотека наследия биоразнообразия/FlickrМигель Клаверо Пинеда, Estación Biológica de Doñana (EBD-CSIC)
Никому и в голову не придет есть такое вымирающее животное, как иберийская рысь. Так почему же мы до сих пор едим угрей?
Shutterstock / БалакатеDaniel Paül Agustí, Universitat de Lleida и Montserrat Guerrero Lladós, Университет Лериды
Новаторское исследование определило, как пол влияет на эмоциональное состояние общественных мест.
Shutterstock / Паоло ГаллоЙерсен Эли Келлер де ла Роса, Национальный автономный университет Мексики (УНАМ) и Кевин Наваррете, Чешская академия наук
Многие думают, что их судьба написана звездами. Это не.
Осман Темизель/ShutterstockЛиндси Гамильтон, Йоркский университет,
Осьминоги — загадочные существа, чей опыт промышленного земледелия, вероятно, будет глубоким.
Не для поворота: президент ЕЦБ Кристин Лагард. Sueddeutsche Zeitung ФотоДжордж Кладакис, Эдинбургский университет Нейпира,
Банковский кризис был вызван повышением процентных ставок, и предполагалось, что дальнейшее повышение будет недопустимым.
Портрет Леонардо да Винчи. Архив фотографий северного ветра / Alamy Stock PhotoГабриэле Неер, , Ноттингемский университет,
Документ, датируемый 1452 годом, показывает, что отец да Винчи освободил порабощенную женщину по имени Катерина — мать Леонардо.
Джулиан Дик/UnsplashДэйв Кук, UCL
Из-за пандемии все больше и больше штатных сотрудников работают полностью удаленно и ищут для этого более дешевые и теплые места. Рост цен на недвижимость отражается на местных сообществах.
Пинар Селек на конференции в Париже в 2010 году. Streetpepper/ВикимедиаВалери Эрлих, Université Côte d’Azur ; Фанни Едлики, Université Rennes 2 ; Паскаль Лаборье, Université Paris Nanterre – Université Paris Lumières , и Sylvie Monchatre, Université Lumière Lyon 2
Беженка во Франции, турецкий социолог вот уже 25 лет подвергается преследованиям в своей стране. Ее случай символизирует репрессии против ученых в Турции и других странах.
Вид на «Кодекс Сассун» на аукционе Sotheby’s в Нью-Йорке. Эд Джонс/AFPМайкл Ланглуа, Страсбургский университет
Codex Sassoon 1053 — не самая старая известная полная еврейская Библия. Так как же объяснить его астрономическую цену?
Rawpixel.com/ShuttersockМарион Гумберт, Каролинский институт, и Анника Карлссон, Каролинский институт,
Некоторые иммунные клетки, полученные от коронавируса, вызывающего простуду, по-видимому, реагируют на COVID, но в большей степени у детей, чем у взрослых.
Изет Угутмен/ShutterstockВы можете научить свой мозг радоваться началу недели или, по крайней мере, справляться с этим.
затвор. ШаттерстокМайкл Г. Мэдден, Университет Голуэя
Чат-бот ChatGPT с искусственным интеллектом может многое, но его неспособность решать Wordle частично объясняет его программирование.
IISD/ENB/Анастасия РодопулуФрэнк Джоцо, , Австралийский национальный университет, , и Марк Хауден, , Австралийский национальный университет, .
Ребенок, родившийся сейчас, скорее всего, за свою жизнь перенесет в среднем в три-четыре раза больше экстремальных климатических явлений, чем их дедушки и бабушки.
Rawpixel.com/ShutterstockХейкки Хииламо, 9 лет0005 Университет Хельсинки
Целевая поддержка доходов может помочь решить большие социальные и экологические проблемы.
SGM / ShutterstockБарри Джон МакМахон, Университетский колледж Дублина
Собаки и гнездящиеся на земле птицы в период размножения: почему эти двое никогда не должны встречаться.
Углубленный анализ, исследования, новости и идеи от ведущих ученых и исследователей.
Мемориал жертвам Гренфелла в западном Лондоне. Путешественники/ShutterstockЕсли и были какие-то сомнения в разрушениях, вызванных пожаром 14 июня 2017 года, то фильм Стива МакКуина раскрывает их истинное запустение.
Возможно, вы захотите оставить выпивку в прошлом. пиксели/монстераЛолита Альфред, City, Лондонский университет ; Джейн Уокер, , Университет Халла, , и Лесли Смит, , Университет Халла, .
Сокращение потребления алкоголя до беременности может принести пользу здоровью как мужчин, женщин, так и их детей.
Премьер-министр Индии Нарендра Моди — один из демократических лидеров, не осудивших Россию за вторжение в Украину. Визуальные эффекты экспозиции/ShutterstockХосе Кабальеро, Международный институт развития менеджмента (IMD)
ЮАР, Индия и Бразилия не готовы осудить Россию за вторжение в Украину.
Милатас/ShutterstockРичард Джолли, , Стаффордширский университет, , и Сара Роуз, 9 лет.0005 Стаффордширский университет
Поговорите с ребенком, пока он рисует, или вместе изучите новый художественный стиль.
Оксана А / ShutterstockИсследователи брали пробы реки Темзы в течение двух лет, чтобы отслеживать уровень микропластика.
Обвинения в жестоком обращении с животными преследовали Grand National в течение многих лет. Тревор Микс / АламиСкорее всего, скачки будут сорваны активистами ответвления Extinction Rebellion.
затвор. Изображения обезьяньего бизнеса/ShutterstockПредприниматели более гибки, чем менеджеры высокого уровня.
Нил Гордон, Университет Халла
Диаграммы Венна помогли развитию логики и вычислений.
Айлендсток / АламиМарина Юсупова, Эдинбургский университет Нейпир
Редко объясняемый термин в лучшем случае туманен и может означать много вещей — как негативных, так и позитивных — для разных групп людей.
Vampire Survivors стала лучшей игрой на церемонии вручения наград 2023 года. Предоставлено ПонклеПитер Хауэлл, Университет Портсмута
Vampire Survivors воплощает в себе суть неотразимого дизайна «еще разок» для создания чрезвычайно приятной игры.
На долго: украинские войска окопались вокруг Бахмута на востоке Украины. EPA-EFE/Олег ПетрасюкДжонатан Эсте, 9 лет0005 Разговор
Подборка лучших репортажей о конфликте за последние две недели.
Посмотреть отдельно/ShutterstockФилип Кларк, Оксфордский университет, ; Джек Поллард, , Оксфордский университет, , и Мара Виолато, , Оксфордский университет, .
В новом исследовании была предпринята попытка количественно оценить влияние пандемии на глобальное здоровье путем опроса людей в 13 странах.
На кадрах с камер видеонаблюдения видно, как полицейские хватают кукол. Ютуб/SWNSТим Бэйл, Лондонский университет королевы Марии
Является ли ошеломленный владелец коллекции этих кукол исключением или представителем британской публики?
Cultura Creative RF/Alamy Stock PhotoАмин Аль-Хабайбе, Университет Ноттингем Трент
Все, от катков до многолюдных общественных мест, является потенциальным источником отопления дома.
Дана Уайт — президент UFC. Шон Тью/EPAДжон Куинн, Университет Западной Шотландии
Поскольку известные бойцы UFC стремятся перейти в профессиональный рестлинг, слияние может привести к тому, что звезды WWE будут бороться за известность.
пикануча/ShutterstockМы хотели выяснить, различается ли риск сердечно-сосудистых заболеваний при ожирении, обусловленном генетическими факторами, и ожирении, в основном вызванном факторами окружающей среды, такими как образ жизни.
Никаких телефонов в спальне. pexels кетут субиянтоПол Леви, Университет Брайтона
Перегрузка экранного времени? Вот как восстановить контроль и улучшить свое здоровье.
затвор.Расизм, классизм и неравенство влияют на жизнь мигрантов в Великобритании.
Физика элементарных частиц не смогла найти некоторые доказательства, на которые надеялись физики. D-Visions/Shutterstock Подкаст 🎧Две наши лучшие теории природы, квантовая механика и общая теория относительности, во многих отношениях несовместимы друг с другом, поэтому физикам приходится копать глубже.