Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Изучение явления или процесса в условиях контролируемых исследователем: Ответ на вопрос ЕГЭ 2018 Обществознание Задание 1Запишите слово, пропущенное в таблице.Методы познанияМетод познанияХарактеристика…Исследование явлений действительности в контролируемых и управляемых (изменяемых) условияхВыдвижение гипотезыФорм

Эксперимент – Гуманитарный портал

Эксперимент — это метод научного познания, при помощи которого исследуются явления реально-предметной действительности в определённых (заданных), воспроизводимых условиях путём их контролируемого изменения. Экспериментальное исследование относится к эмпирическим научным методам и представляет собой разновидность опыта, имеющего целенаправленно познавательный, методический характер. Эксперимент занимает ведущее место среди методов научного познания (см. Методы научного познания) и часто выполняет функцию критерия истинности научного знания в целом.

В отличие от такого метода научно-практического познания как наблюдение (которое непосредственно связано с методом эксперимента), эксперимент осуществляется на основе теории (см. Теория), определяющей постановку задач исследования и интерпретацию его результатов. В эксперименте исследователь активно вмешивается в протекание изучаемого процесса с целью получить о нём определённые знания.

Исследуемое явление наблюдается здесь в специально создаваемых и контролируемых условиях, что позволяет воспроизводить ход явления при повторении сходных условий. Создав искусственную систему, далее становится возможно осознанно (а иногда и неосознанно, случайно) влиять на неё путём перегруппировки её элементов, их элиминирования или замены другими элементами. Наблюдая при этом за изменяющимися следствиями, возможно раскрыть определённую причинную взаимосвязь между элементами и тем самым выявить новые свойства и закономерности изучаемых явлений. В ходе эксперимента исследователь не только контролирует и воспроизводит условия, в которых изучается объект, но и часто искусственно изменяет эти условия, варьирует их. В этом заключается одно из важных преимуществ эксперимента по сравнению с наблюдением. Изменяя условия взаимодействия, исследователь получает большие возможности для обнаружения скрытых свойств и связей объекта. Обычно контроль и изменение условий осуществляется за счёт использования
приборных устройств
, которые являются орудием воздействия наблюдателя на объект.

Основные логико-практические элементы экспериментальной процедуры следующие:

1. Постановка вопроса и выдвижение предположительного ответа.
  2. Создание экспериментальной установки, обеспечивающей необходимые исследователю условия взаимодействия изучаемого объекта.
  3. Контролируемое видоизменение этих условий.
  4. Фиксация следствий и установление причин.
  5. Описание нового явления и его свойств.

Эксперимент как метод исследования возник в естествознании Нового времени (У. Гилберт, Г. Галилей). Впервые он получил философское осмысление в трудах Ф. Бэкона, разработавшего и первую классификацию экспериментов. До этого формы языка и рационально-предметной деятельности были одинаковыми и для вненаучной практики, и для науки, различаясь лишь по целевому использованию (это различение терминологически фиксируется противопоставлением практического эмпирическому), а специфика научного познания усматривалась в психологических аспектах деятельности учёного.

Лишь после триумфа механистической картины мира (И. Ньютон), давшей естествознанию принципиально новую систему предметных средств — теорию в современном смысле этого понятия, — рационально-предметная деятельность в науке начинает опираться на теоретические средства — продукт своего собственного развития. Развитие экспериментальной деятельности в науке сопровождалось в теории познания борьбой рационализма и эмпиризма, по-разному понимавших соотношение эмпирического и теоретического знания. Преодоление односторонности этих направлений, развитие теоретической базы естествознания и смена господства механики сосуществованием различных теорий привели к тому, что не только средства, но и объекты эмпирического исследования начали выступать не в качестве непосредственно, эмпирически данных, а в качестве опосредованных развитием теории. Иными словами, объект включается теперь в эмпирическую деятельность в результате предшествующего развития теоретического знания и выступает в этой деятельности теоретически не познанным, фиксируемым эмпирическим языком для получения в дальнейшем теоретического результата.

Современная наука (см. Наука) использует разнообразные виды эксперимента. Особенно велика его роль в естественных науках. В сфере фундаментальных исследований простейший тип эксперимента — качественный эксперимент, имеющий целью установить наличие или отсутствие предполагаемого научной теорией явления (см. Качество). Более сложен измерительный эксперимент, выявляющий количественную определённость какого-либо свойства объекта (см. Количество, Измерение). Нередко главной задачей эксперимента служит проверка

гипотез научной теории (см. Гипотеза), имеющих принципиальное значение (так называемый решающий эксперимент). Ещё один тип эксперимента, находящий широкое применение в фундаментальных исследованиях — так называемый мысленный эксперимент (см. Эксперимент мысленный). Он относится к области теоретического знания и представляет собой систему мысленных, практически не осуществимых процедур, проводимых над идеальными объектами. Будучи теоретическими моделями реальных ситуаций, мысленные эксперименты проводятся в целях выяснения согласованности основных принципов теории. В области прикладных исследований применяются все указанные виды эксперимента. Их задача — проверка конкретных теоретических моделей. Для прикладных наук специфичен
модельный эксперимент
, который ставится на материальных моделях, воспроизводящих существ, черты исследуемой природной ситуации или технического устройства. Он тесно связан с производственным экспериментом. Для обработки результатов указанных экспериментов применяются методы математической статистики, специальная отрасль которой исследует принципы анализа и планирования эксперимента.

В XX веке с развитием научного знания о социальных явлениях в связи с потребностями общественной практики, в частности в связи с потребностями совершенствования организации и управления обществом, всё большее значение начинают приобретать и социальные эксперименты. Социальный эксперимент, будучи методом исследования, вместе с тем выполняет функцию оптимизации социальных систем (см. Общество). Он одновременно принадлежит и к сфере науки и к сфере социального управления, помогая проектировать и внедрять в жизнь новые социальные формы.

Объект социального эксперимента, в роли которого выступает определённая группа или общность людей, является одним из участников эксперимента, с интересами которого необходимо считаться, а сам исследователь оказывается включённым в изучаемую им ситуацию. Содержание и процедуры социальных экспериментов обусловлены правовыми и моральными нормами общества.

Основные характеристики экспериментальной стратегии, определяющей место и смысл разных (частных) видов эксперимента (исследовательский, проверочный, демонстрационный, качественный, решающий, модельный, мысленный), могут быть сведены к следующим:

1. Эксперимент исследует изменение состояния наблюдаемого объекта в зависимости от изменяющихся условий его существования, он ищет за природными «субстанциями» схему функциональной зависимости, рассматривая их как примеры действия единого закона, одной «природы». Эксперимент становится методом познания, когда саму природу понимают как метод действия.
  2. Изменение условий в эксперименте строится как ряд последовательных приближений к предельному состоянию, как своего рода предельный переход. В эксперименте происходит выход за предметный (опытный) горизонт исходной теории в мир новых (мыслимых) сущностей и одновременно опытное открытие этих сущностей как предельных (парадоксальных) форм опыта.
  3. Поскольку в опыте видимое дано вместе с определённым образом видения и понимания, экспериментирование с предметом опыта преобразует и конструктивное воображение субъекта. Открывая новые объекты, эксперимент одновременно создаёт соответствующую им способность видения экспериментатора, то есть субъекта познания.
  4. Эксперимент устремлён к пределу, в котором исследуемое явление выступает в «чистом виде», изолированно. Преобразующее действие эксперимента направлено к разделению сложной системы взаимодействий с целью выделить, изолировать элементарную связь причина-действие и, далее, — свободное от действий (инерциальное) бытие объекта. Идея предельной изоляции свободного состояния и элементарного взаимодействия определяет эксперимент как процедуру идеализации, как предельный переход к мысленному эксперименту с идеальными объектами (к которым только и относятся утверждения теории).
    Эксперимент весьма далёк от какого бы то ни было натурального наблюдения. Специальными техническими средствами эксперимент создаёт условия, максимально приближённые к идеальным (абсолютная пустота, абсолютно твёрдое тело, идеальный газ, силовые линии электромагнитного поля, простой рефлекс, социальный тип, чистая фонема и другие). Вместе с тем он указывает путь «реализации» идеального — реальной интерпретации идеальных (теоретических) событий и причинного объяснения реальных явлений. Всякий реальный эксперимент имеет смысл только в горизонте мысленного эксперимента с
    идеальными объектами
    . Точно так же и всякий теоретический конструкт (см. Конструкт) получает смысл реального понятия лишь в качестве идеального проекта реального эксперимента. Мысленный эксперимент в специальном смысле, то есть принципиально нереализуемый, воображаемый эксперимент, лишь обнаруживает внутреннюю экспериментальность самого теоретического мышления.
  5. Воспроизведение реального события в идеальном пределе предполагает исключительные, искусственно созданные условия эксперимента. Поскольку же идеализация в эксперименте устремлена к выявлению элементарных действий (как причин и как следствий), эксперимент находит опору в технике (см. Техника). Экспериментальная наука делается в лабораториях. Эксперимент рассматривает технику как форму открытия сущностных законов природы и заранее открывает природу как возможную технику. Экспериментальная техника (метод) однородна с воспроизводимым явлением (предмет), она представляет собой звено, через которое теоретическое открытие становится техническим изобретением, а достижения техники позволяют продвинуться в исследованиях. Фундаментальные исследования являются и наиболее техноёмкими, и наиболее технически эффективными.
  6. Однородность технического средства и исследуемого предмета в эксперименте сказывается в том, что теоретическое открытие сразу же приводит к совершенствованию экспериментальной техники. В экспериментальной установке, построенной на базе теории, последняя утрачивает характер объектности, объективной картины мира, приобретая форму инструмента исследования, направленного на мир. Она совершенствует орудийную оснащённость экспериментатора. В форме эксперимента теоретическое знание вновь выталкивает мир из его «объективной» картины как непознанный и бесконечный в себе предмет.
  7. Неклассическая физика XX века (релятивистская и квантовая механика) обнаруживает внутренние ограничения эксперимента как метода познания. Принципы наблюдаемости, неопределённости, дополнительности фиксируют неустранимое участие познавательного действия в определении бытия познаваемого «объекта» (то есть его не-объектность). Намечается существенно новое понимание бытия — бытие-событие, бытие-возможность (онтология виртуальности), новая идея разума, архитектонически отличного от разума объективно познающего, и соответственно новое, неэкспериментальное понимание опыта.
  • Ахутин А. В. История принципов физического эксперимента: от Античности до XVII века.  — М., 1976.
  • Борн М. Эксперимент и теория в физике. — В книге: Борн М. Физика в жизни моего поколения. — М., 1963.
  • Бэкон Ф. Новый Органон. — Л., 1935.
  • Галилей Г. Избранные труды в 2 т. — М., 1964.
  • Гук Р. Общая схема, или идея, настоящего состояния естественной философии. — В книге: Научное наследство, т. 1. — М., Л., 1948.
  • Вовк С. Н. Математический эксперимент и научное познание. — Киев, 1984.
  • Дынин Б. С. Метод и теория. — М., 1968.
  • Капица П. Л. Эксперимент, теория, практика. — М., 1974.
  • Макаревичюс К. Место мысленного эксперимента в познании.  — М., 1971.
  • Мах Э. Механика. — СПб., 1909.
  • Налимов В. В. Теория эксперимента. — М., 1971.
  • Рузавин Г. И. Методы научного исследования. — М., 1974.
  • Рузавин Г. И. Методология научного познания. — М., 2012.
  • Рузавин Г. И. Научная теория. Логико-методологический анализ. — М., 1978.
  • Рывкина Р. В., Винокур А. В. Социальный эксперимент. — Новосибирск, 1968.
  • Сивоконь П. Е. Методологические проблемы естественнонаучного эксперимента. — М., 1968.
  • Стёпин В. С., Елсуков А. Н. Методы научного познания. — Минск, 1974.
  • Стёпин B. C. Теоретическое знание. Структура, историческая эволюция. — М., 2000.
  • Тригг Дж. Л. Решающие эксперименты в современной физике. — М., 1974.
  • Храмович М. А. Научный эксперимент, его место и роль в познании. — Минск, 1972.
  • Dingler H. Das Experiment, sein Wesen und seine Geschichte. — München, 1928.
  • Dingler Н. Über die Geschichte und das Wesen des Experimentes. — München, 1952.
  • Experinnent und Erfahrung in Wissenschaft und Kunst, Freiburg. — München, 1963.
  • Mittelstrass J. Die Möglichkeit von Wissenschaft. — Fr./M. , 1974.
  • Siebel W. Die Logik des Experiments in den Sozialwissenschaften. — Berlin, 1965;
  • Parthey H., Wahl D. Die experimentelle Methode in Natur und Gesellschaftswissenschaften. — Berlin, 1966.

404 Cтраница не найдена

Размер:

AAA

Изображения Вкл. Выкл.

Обычная версия сайта

К сожалению запрашиваемая страница не найдена.

Но вы можете воспользоваться поиском или картой сайта ниже

• Университет

Майкопский государственный технологический университет – один из ведущих вузов юга России.

• История университета
    • Дополнительное профессиональное образование
    • Бережливый вуз – МГТУ
      • Объявления
      • Лист проблем
      • Лист предложений (Кайдзен)
      • Реализуемые проекты
      • Архив проектов
      • Фабрика процессов
      • Рабочая группа «Бережливый вуз-МГТУ»
    • Вакансии
    • Профсоюз
    • Противодействие терроризму и экстремизму
    • Противодействие коррупции
    • WorldSkills в МГТУ
    • Научная библиотека МГТУ
    • Реквизиты и контакты
    • Работа МГТУ в условиях предотвращения COVID-19
    • Опрос в целях выявления мнения граждан о качестве условий оказания образовательных услуг
    • Документы, регламентирующие образовательную деятельность
      • Центр международного образования
      • Академическая мобильность и международное сотрудничество
        • Академическая мобильность и фонды
        • Индивидуальная мобильность студентов и аспирантов
        • Как стать участником программ академической мобильности
    • Дни открытых дверей в МГТУ
    • Подготовительные курсы
      • Подготовительное отделение
      • Курсы для выпускников СПО
      • Курсы подготовки к сдаче ОГЭ и ЕГЭ
      • Онлайн-курсы для подготовки к экзаменам
      • Подготовка школьников к участию в олимпиадах
    • Малая технологическая академия
    • Трудоустройство обучающихся и выпускников
      • Вакансии
    • Обеспеченность ПО
    • Инклюзивное образование
      • Условия обучения лиц с ограниченными возможностями
      • Доступная среда
    • Ассоциация выпускников МГТУ
    • Перевод из другого вуза
    • Вакантные места для перевода
  • Наука и инновации
    • Научная инфраструктура
      • Проректор по научной работе и инновационному развитию
      • Научно-технический совет
      • Управление научной деятельностью
      • Управление аспирантуры и докторантуры
      • Точка кипения МГТУ
        • О Точке кипения МГТУ
        • Руководитель и сотрудники
        • Документы
        • Контакты
      • Центр коллективного пользования
      • Центр народной дипломатии и межкультурных коммуникаций
    • Научные издания
      • Научный журнал «Новые технологии»
      • Научный журнал «Вестник МГТУ»
      • Научный журнал «Актуальные вопросы науки и образования»
    • Публикационная активность
    • Конкурсы, гранты
    • Научные направления и результаты научно-исследовательской деятельности
      • Основные научные направления университета
      • Отчет о научно-исследовательской деятельности в университете
      • Результативность научных исследований и разработок МГТУ
      • Финансируемые научно-исследовательские работы
      • Объекты интеллектуальной собственности МГТУ
      • Результативность научной деятельности организаций, подведомственных Минобрнауки России (Анкеты по референтным группам)
    • Инновационная инфраструктура
      • Федеральная инновационная площадка
      • Проблемные научно-исследовательские лаборатории
        • Научно-исследовательская лаборатория «Совершенствование системы управления региональной экономикой»
        • Научно-исследовательская лаборатория проблем развития региональной экономики
        • Научно-исследовательская лаборатория организации и технологии защиты информации
        • Научно-исследовательская лаборатория функциональной диагностики (НИЛФД) лечебного факультета медицинского института ФГБОУ ВПО «МГТУ»
        • Научно-исследовательская лаборатория «Инновационных проектов и нанотехнологий»
      • Научно-техническая и опытно-экспериментальная база
      • Центр коллективного пользования
    • Конференции
      • Международная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы науки и образования»
      • VI Международная научно-практическая онлайн-конференция
    • Иностранным студентам
    • Международные партнеры
    • Академические обмены, иностранные преподаватели
      • Академическая мобильность и фонды
      • Индивидуальная мобильность студентов и аспирантов
    • Факультет международного образования
      • Новости факультета
      • Информация о факультете
      • Кафедры
        • Кафедра русского языка как иностранного
        • Кафедра иностранных языков
      • Центр Международного образования
      • Академическая мобильность
      • Контактная информация
    • Контактная информация факультета международного образования
  • Сведения об образовательной организации

Experimental Design – Research Methods in Psychology – 2nd Canadian Edition

Глава 6: Экспериментальные исследования

1. Объясните разницу между экспериментами между субъектами и экспериментами внутри субъектов, перечислите некоторые плюсы и минусы каждого подхода и решите, какой подход использовать для ответа на конкретный исследовательский вопрос.
  2. Дайте определение случайному назначению, отличите его от случайной выборки, объясните его назначение в экспериментальных исследованиях и используйте несколько простых стратегий для его реализации.
  3. Дайте определение контрольному состоянию, объясните его назначение в исследованиях эффективности лечения и опишите некоторые альтернативные типы контрольных состояний.
  4. Дайте определение нескольким типам эффекта переноса, приведите примеры каждого из них и объясните, как уравновешивание помогает справиться с ними.

В этом разделе мы рассмотрим несколько различных способов планирования эксперимента. Основное различие, которое мы проведем, будет между подходами, в которых каждый участник сталкивается с одним уровнем независимой переменной, и подходами, в которых каждый участник сталкивается со всеми уровнями независимой переменной. Первые называются экспериментами между испытуемыми, а вторые — экспериментами внутри испытуемых.

В каждый участник тестируется только в одном условии. Например, исследователь с выборкой из 100 студентов университета может поручить половине из них написать о травмирующем событии, а другой половине написать о нейтральном событии. Или исследователь с выборкой из 60 человек с тяжелой агорафобией (боязнью открытых пространств) может назначить 20 из них пройти каждый из трех различных видов лечения этого расстройства. В эксперименте между субъектами важно, чтобы исследователь распределял участников по таким условиям, чтобы разные группы в среднем были очень похожи друг на друга. Те, кто находится в состоянии травмы и в нейтральном состоянии, например, должны включать одинаковую пропорцию мужчин и женщин, и они должны иметь одинаковые средние коэффициенты интеллекта (IQ), одинаковые средние уровни мотивации, одинаковое среднее количество проблем со здоровьем и т. на. Это сопоставление заключается в управлении этими посторонними переменными-участниками в разных условиях, чтобы они не становились мешающими переменными.

Основной способ, с помощью которого исследователи выполняют такой контроль внешних переменных в разных условиях, называется , что означает использование случайного процесса для определения того, какие участники тестируются в каких условиях. Не путайте случайное назначение со случайной выборкой. Случайная выборка — это метод отбора выборки из совокупности, который редко используется в психологических исследованиях. Случайное распределение — это метод распределения участников выборки по различным условиям, а также важный элемент всех экспериментальных исследований в психологии и других областях.

Строго говоря, случайное назначение должно соответствовать двум критериям. Во-первых, каждый участник имеет равные шансы быть назначенным для каждого условия (например, 50% шанс быть назначенным для каждого из двух условий). Во-вторых, каждому участнику назначается условие независимо от других участников. Таким образом, один из способов распределить участников по двум условиям — подбросить монету для каждого из них. Если монета выпадает орлом, участнику назначается условие A, а если выпадает решка, участнику назначается условие B. Для трех условий можно использовать компьютер для генерации случайного целого числа от 1 до 3 для каждого участника. Если целое число равно 1, участнику присваивается условие A; если он равен 2, участнику присваивается состояние B; а если оно равно 3, участнику назначается состояние C. На практике полная последовательность условий — по одному для каждого участника, который, как ожидается, будет участвовать в эксперименте — обычно создается заранее, и каждый новый участник назначается следующему. состояние в последовательности, когда он или она тестируется. Когда процедура компьютеризирована, компьютерная программа часто выполняет случайное назначение.

Одна из проблем с подбрасыванием монет и другими строгими процедурами случайного распределения заключается в том, что они могут привести к неравным размерам выборки в различных условиях. Неравные размеры выборки, как правило, не являются серьезной проблемой, и вы никогда не должны выбрасывать уже собранные данные, чтобы получить одинаковые размеры выборки. Однако для фиксированного числа участников статистически наиболее эффективно разделить их на группы равного размера. Поэтому стандартной практикой является использование своего рода модифицированного случайного распределения, при котором количество участников в каждой группе остается как можно более одинаковым. Один подход — . При блочной рандомизации все условия выполняются один раз в последовательности, прежде чем какое-либо из них повторяется. Затем все они повторяются снова, прежде чем любой из них повторится снова. Внутри каждого из этих «блоков» условия возникают в случайном порядке. Опять же, последовательность условий обычно генерируется до того, как будут протестированы какие-либо участники, и каждому новому участнику назначается следующее условие в последовательности. В таблице 6.2 показана такая последовательность распределения девяти участников по трем условиям. Веб-сайт Research Randomizer будет генерировать последовательности рандомизации блоков для любого количества участников и условий. Опять же, когда процедура компьютеризирована, компьютерная программа часто обрабатывает рандомизацию блоков.

Таблица 6.3 Последовательность рандомизации блоков для распределения девяти участников по трем состояниям
Участник Состояние
1 А
2 С
3 Б
4 Б
5 С
6 А
7 С
8 Б
9 А

Случайное назначение не гарантирует контроля всех посторонних переменных в условиях. Всегда возможно, что просто случайно участники одного состояния могут оказаться в среднем значительно старше, менее уставшими, более мотивированными или менее подавленными, чем участники другого состояния. Однако есть некоторые причины, по которым эта возможность не вызывает серьезного беспокойства. Во-первых, случайное назначение работает лучше, чем можно было бы ожидать, особенно для больших выборок. Другой заключается в том, что статистика логического вывода, которую исследователи используют, чтобы решить, отражает ли разница между группами разницу в популяции, принимает во внимание «ошибочность» случайного распределения. Еще одна причина заключается в том, что даже если случайное назначение приводит к смешивающей переменной и, следовательно, дает вводящие в заблуждение результаты, это смешивание, вероятно, будет обнаружено при повторении эксперимента. В результате случайное назначение условий — хотя и не безошибочное с точки зрения контроля посторонних переменных — всегда считается сильной стороной плана исследования.

Эксперименты между субъектами часто используются для определения эффективности лечения. В психологических исследованиях — это любое вмешательство, направленное на изменение поведения людей к лучшему. Это вмешательство включает в себя психотерапию и медикаментозное лечение психологических расстройств, а также вмешательства, направленные на улучшение обучения, содействие сохранению, уменьшение предубеждений и т.  д. Чтобы определить, работает ли лечение, участников случайным образом распределяют либо по номеру , в котором они получают лечение, либо по номеру 9.0019, в котором они не получают лечения. Если участники в терапевтическом состоянии в конечном итоге оказываются в лучшем положении, чем участники в контрольном состоянии, например, они менее подавлены, быстрее учатся, больше сохраняют, выражают меньше предубеждений, то исследователь может сделать вывод, что лечение работает. В исследованиях эффективности психотерапии и лечения этот тип эксперимента часто называют .

Существуют различные типы условий управления. , участники не получают никакого лечения. Одна проблема с этим подходом, однако, заключается в существовании эффектов плацебо.  – это смоделированное лечение, в котором отсутствуют какие-либо активные ингредиенты или элементы, делающие его эффективным, а  – это положительный эффект такого лечения. Многие народные средства, которые, кажется, работают, например, употребление куриного супа при простуде или размещение мыла под простынями, чтобы остановить ночные судороги в ногах, вероятно, не более чем плацебо. Хотя эффекты плацебо недостаточно изучены, они, вероятно, обусловлены в первую очередь ожиданиями людей, что они улучшатся. Ожидание улучшения может привести к снижению стресса, беспокойства и депрессии, что может изменить восприятие и даже улучшить работу иммунной системы (Price, Finniss, & Benedetti, 2008) [1] .

Эффекты плацебо интересны сами по себе (см. примечание «Мощное плацебо»), но они также представляют серьезную проблему для исследователей, которые хотят определить, работает ли лечение. На рис. 6.2 показаны некоторые гипотетические результаты, согласно которым у участников в состоянии лечения в среднем улучшилось больше, чем у участников в контрольном состоянии без лечения. Однако если бы эти условия (два крайних левых столбца на рис. 6.2) были единственными условиями в этом эксперименте, нельзя было бы сделать вывод, что лечение сработало. Вместо этого могло быть, что участники в группе лечения улучшились больше, потому что они ожидали улучшения, в то время как участники в контрольной группе без лечения этого не сделали.

Рисунок 6.2 Гипотетические результаты исследования, включающего лечение, отсутствие лечения и плацебо-условия

К счастью, есть несколько решений этой проблемы. Одним из них является включение , в котором участники получают плацебо, которое очень похоже на лечение, но в нем отсутствует активный ингредиент или элемент, который, как считается, отвечает за эффективность лечения. Например, когда участники в состоянии лечения принимают таблетку, тогда участники в состоянии плацебо-контроля будут принимать идентичную таблетку, в которой отсутствует активный ингредиент в лечении («сахарная таблетка»). В исследованиях эффективности психотерапии плацебо может включать посещение психотерапевта и неструктурированный разговор о своих проблемах. Идея состоит в том, что если участники как лечебной, так и плацебо-контрольной групп ожидают улучшения, то любое улучшение в лечебной группе сверх того, что было в контрольной группе плацебо, должно быть вызвано лечением, а не ожиданиями участников. Эта разница показана при сравнении двух внешних столбцов на Рисунке 6.2.

Конечно, принцип информированного согласия требует, чтобы участникам сообщали, что им будет назначено либо лечение, либо плацебо-контрольное состояние, даже если им нельзя сказать, какое из них будет назначено до окончания эксперимента. Во многих случаях участникам, которые находились в контрольном состоянии, затем предлагалась возможность пройти настоящее лечение. Альтернативный подход заключается в использовании формы , в которой участникам сообщают, что они получат лечение, но должны подождать, пока участники в состоянии лечения уже не получат его. Это раскрытие информации позволяет исследователям сравнивать участников, которые получали лечение, с участниками, которые в настоящее время не получают его, но все еще ожидают улучшения (в конечном итоге). Окончательное решение проблемы эффектов плацебо состоит в том, чтобы полностью исключить контрольное состояние и сравнить любое новое лечение с лучшим доступным альтернативным лечением. Например, новое лечение простой фобии можно сравнить со стандартной экспозиционной терапией. Поскольку участники с обоими состояниями получают лечение, их ожидания относительно улучшения должны быть схожими. Этот подход также имеет смысл, потому что, когда есть эффективное лечение, интересным вопросом о новом лечении является не просто «Работает ли оно?» но «Работает ли это лучше, чем то, что уже доступно?

Многих не удивляет, что плацебо может оказывать положительное влияние на расстройства, которые кажутся фундаментально психологическими, включая депрессию, тревогу и бессонницу. Однако плацебо также может оказывать положительное влияние на расстройства, которые большинство людей считают физиологическими. К ним относятся астма, язвы и бородавки (Shapiro & Shapiro, 1999) 90–107 [2] 90–108 . Есть даже свидетельства того, что плацебо-хирургия, также называемая «фиктивной хирургией», может быть столь же эффективной, как и реальная хирургия.

Медицинский исследователь Дж. Брюс Мозли и его коллеги провели исследование эффективности двух процедур артроскопической хирургии при остеоартрите коленного сустава (Moseley et al. , 2002) [3] .Контрольные участники этого исследования были подготовлены к сделали операцию, получили транквилизатор и даже сделали три небольших разреза на коленях. Но они не получили настоящую артроскопическую хирургическую процедуру. Удивительным результатом стало то, что у всех участников улучшились как боли в колене, так и его функция, причем в группе симуляционной хирургии улучшение было таким же, как и в группах лечения. По словам исследователей, «это исследование предоставляет убедительные доказательства того, что артроскопический лаваж с хирургической обработкой или без нее [используемые хирургические процедуры] не лучше и, по-видимому, эквивалентен процедуре плацебо в уменьшении боли в колене и, по самооценке, функции» (стр. 85).

В каждый участник тестируется во всех условиях. Рассмотрим эксперимент по влиянию физической привлекательности подсудимого на суждения о его виновности. Опять же, в эксперименте между субъектами одной группе участников показывали привлекательного ответчика и просили оценить его вину, а другой группе участников показывали непривлекательного ответчика и просили судить о его виновности. Однако в эксперименте внутри испытуемых одна и та же группа участников будет судить о виновности как привлекательного, так и непривлекательного ответчика.

Основное преимущество этого подхода заключается в том, что он обеспечивает максимальный контроль над внешними переменными участников. Участники во всех условиях имеют одинаковый средний IQ, одинаковый социально-экономический статус, одинаковое количество братьев и сестер и т. д., потому что это одни и те же люди. Внутрисубъектные эксперименты также позволяют использовать статистические процедуры, которые устраняют влияние этих посторонних переменных участников на зависимую переменную и, следовательно, делают данные менее «зашумленными», а влияние независимой переменной легче обнаружить. Мы рассмотрим эту идею более подробно позже в книге. Однако не во всех экспериментах можно использовать внутрисубъектный план, да это и нежелательно.

Основным недостатком внутрисубъектных планов является то, что они могут привести к эффектам переноса.  – это влияние тестирования в одном состоянии на поведение участников в последующих условиях. Одним из типов эффекта переноса является , когда участники лучше выполняют задачу в более поздних условиях, потому что у них была возможность попрактиковаться в ней. Другой тип — , где участники хуже выполняют задание в более поздних условиях, потому что устают или скучают. Тестирование в одном состоянии также может изменить то, как участники воспринимают стимулы или интерпретируют свою задачу в более поздних условиях. Этот тип эффекта называется  . Например, ответчик с обычной внешностью может быть осуждён более сурово, если участники только что оценили привлекательного ответчика, чем когда они только что осудили непривлекательного ответчика. Эксперименты с участием испытуемых также облегчают участникам угадывание гипотезы. Например, участник, которого просят судить о виновности привлекательного ответчика, а затем просят судить о виновности непривлекательного ответчика, вероятно, догадается, что гипотеза состоит в том, что привлекательность ответчика влияет на суждения о виновности. Это знание может привести к тому, что участник будет более строго судить непривлекательного ответчика, потому что он думает, что это то, что от него ожидают. Или это может заставить участников судить двух подсудимых одинаково, чтобы быть «справедливыми».

Эффекты переноса могут быть интересны сами по себе. (Зависит ли привлекательность одного человека от привлекательности других людей, которых мы недавно видели?) Но когда они не находятся в центре внимания исследования, эффекты переноса могут быть проблематичными. Представьте, например, что участники оценивают вину привлекательного ответчика, а затем осуждают виновного непривлекательного ответчика. Если они судят непривлекательного подсудимого более строго, это может быть связано с его непривлекательностью. Но вместо этого они могут судить его более строго, потому что им становится скучно или они устают. Другими словами, порядок условий является смешанной переменной. Привлекательное состояние всегда является первым условием, а непривлекательное состояние — вторым. Таким образом, любое различие между условиями с точки зрения зависимой переменной может быть вызвано порядком условий, а не самой независимой переменной.

Однако существует решение проблемы эффектов порядка, которое можно использовать во многих ситуациях. Это , что означает тестирование разных участников в разных порядках. Например, некоторые участники будут тестироваться в состоянии привлекательного ответчика, за которым следует состояние непривлекательного ответчика, а другие будут тестироваться в непривлекательном состоянии, за которым следует привлекательное состояние. С тремя условиями будет шесть разных порядков (ABC, ACB, BAC, BCA, CAB и CBA), поэтому некоторые участники будут протестированы в каждом из шести порядков. При уравновешивании участники распределяются по заказам случайным образом с использованием методов, которые мы уже обсуждали. Таким образом, случайное распределение играет важную роль как в планах внутри субъектов, так и в планах между субъектами. Здесь вместо случайного назначения условий они случайным образом назначаются разным порядкам условий. Фактически можно с уверенностью сказать, что если исследование не предполагает случайного распределения в той или иной форме, оно не является экспериментом.

Эффективным способом уравновешивания является схема латинского квадрата, которая рандомизируется за счет равных строк и столбцов. Например, если у вас есть четыре процедуры, у вас должно быть четыре версии. Подобно головоломке судоку, ни одно действие не может повторяться в строке или столбце. Для четырех вариантов четырех процедур схема латинского квадрата будет выглядеть так:

.
А Б С Д
Б С Д А
С Д А Б
Д А Б С

Есть два способа понять, что достигается уравновешиванием. Во-первых, он управляет порядком условий, так что он больше не является смешанной переменной. Вместо того, чтобы привлекательное состояние всегда было первым, а непривлекательное состояние всегда вторым, привлекательное состояние стоит первым для одних участников и вторым для других. Точно так же непривлекательное состояние стоит первым для одних участников и вторым для других. Таким образом, любое общее различие в зависимой переменной между двумя условиями не может быть вызвано порядком условий. Второй способ думать о том, чего достигает уравновешивание, состоит в том, что если есть эффекты переноса, то это позволяет обнаружить их. Можно проанализировать данные отдельно по каждому заказу, чтобы увидеть, повлиял ли он.

Исследователь Майкл Бирнбаум утверждал, что отсутствие контекста, обеспечиваемое планами между субъектами, часто является более серьезной проблемой, чем эффекты контекста, создаваемые планами внутри субъектов. Чтобы продемонстрировать эту проблему, он попросил участников оценить два числа, насколько они велики, по шкале от 1 до 10, где 1 — «очень-очень мало», а 10 — «очень-очень много». Одну группу участников попросили оценить число 9, а другую группу попросили оценить число 221 (Бирнбаум, 1999 г.).9) [4] . Участники этого межсубъектного исследования дали цифре 9 среднюю оценку 5,13, ​​а цифре 221 — среднюю оценку 3,10. Другими словами, они оценили 9 больше, чем 221! По словам Бирнбаума, это различие связано с тем, что участники спонтанно сравнивали 9 с другими однозначными числами (в этом случае оно относительно велико) и сравнивали 221 с другими трехзначными числами (в этом случае оно относительно мало).

До сих пор мы обсуждали подход к внутрисубъектным планам, в котором участники тестируются в одном состоянии за раз. Однако есть и другой подход, который часто используется, когда участники дают несколько ответов в каждом условии. Представьте, например, что участники судят о виновности 10 привлекательных подсудимых и 10 непривлекательных подсудимых. Вместо того чтобы заставлять людей выносить суждения обо всех 10 подсудимых одного типа, за которыми следуют все 10 подсудимых другого типа, исследователь может представить всех 20 подсудимых в последовательности, в которой смешаны два типа. Затем исследователь мог вычислить средний рейтинг каждого участника для каждого типа ответчика. Или представьте себе эксперимент, призванный выяснить, помнят ли люди с социальным тревожным расстройством отрицательные прилагательные (например, «глупый», «некомпетентный») лучше, чем положительные (например, «счастливый», «продуктивный»). Исследователь может предложить участникам изучить один список, включающий оба типа слов, а затем предложить им вспомнить как можно больше слов. Затем исследователь мог подсчитать количество припоминаемых слов каждого типа. Есть много способов определить порядок, в котором предъявляются стимулы, но один из распространенных способов — создать различный случайный порядок для каждого участника.

Почти каждый эксперимент может быть проведен как с межсубъектным, так и с внутрисубъектным планом. Эта возможность означает, что исследователи должны выбирать между двумя подходами, основываясь на их относительных достоинствах для конкретной ситуации.

Преимущество экспериментов между субъектами состоит в том, что они концептуально проще и требуют меньше времени на тестирование каждого участника. Они также избегают эффектов переноса без необходимости уравновешивания. Преимущество внутригрупповых экспериментов состоит в том, что они контролируют посторонние переменные участников, что обычно уменьшает шум в данных и облегчает обнаружение взаимосвязи между независимыми и зависимыми переменными.

Хорошее эмпирическое правило заключается в том, что если можно провести эксперимент с участием испытуемых (с надлежащим уравновешиванием) за время, отведенное на одного участника, и у вас нет серьезных опасений по поводу эффектов переноса, то этот план, вероятно, лучший вариант. Если внутрисубъектный план сложно или невозможно выполнить, вам следует вместо этого рассмотреть межсубъектный план. Например, если вы тестировали участников в приемной врача или покупателей в очереди в продуктовом магазине, у вас может не хватить времени для тестирования каждого участника во всех условиях, и поэтому вы выберете межсубъектный план. Или представьте, что вы пытаетесь снизить уровень предрассудков людей, заставляя их общаться с представителями другой расы. План внутри субъектов с уравновешиванием потребует тестирования некоторых участников сначала в условиях лечения, а затем в контрольных условиях. Но если лечение сработает и снизит уровень предрассудков у людей, то они больше не будут пригодны для тестирования в контрольном состоянии. Эта трудность актуальна для многих дизайнов, включающих лечение, направленное на долгосрочное изменение поведения участников (например, исследования, проверяющие эффективность психотерапии). Ясно, что здесь необходим межсубъектный план.

Помните также, что использование одного типа дизайна не исключает использования другого типа в другом исследовании. Нет никаких причин, по которым исследователь не мог бы использовать как план между субъектами, так и план внутри субъектов, чтобы ответить на один и тот же исследовательский вопрос. На самом деле профессиональные исследователи часто используют именно такой смешанный подход.

• Эксперименты могут проводиться как с межсубъектными, так и с внутрисубъектными планами. Принятие решения о том, что использовать в конкретной ситуации, требует тщательного рассмотрения плюсов и минусов каждого подхода.
  • Случайное назначение условий в экспериментах между субъектами или порядков условий в экспериментах внутри субъектов является фундаментальным элементом экспериментального исследования. Его цель состоит в том, чтобы контролировать посторонние переменные, чтобы они не становились смешивающими переменными.
  • Экспериментальное исследование эффективности лечения требует как условия лечения, так и контрольного состояния, которое может быть контрольным состоянием без лечения, контрольным состоянием плацебо или контрольным состоянием листа ожидания. Экспериментальные методы лечения также можно сравнить с наилучшей доступной альтернативой.
  1. Обсуждение: Для каждой из следующих тем перечислите плюсы и минусы межсубъектного и внутрисубъектного плана и решите, какой из них лучше.
    1. Вы хотите проверить относительную эффективность двух программ подготовки к марафонскому бегу.
    2. Используя фотографии людей в качестве стимулов, вы хотите проверить, воспринимаются ли улыбающиеся люди как более умные, чем люди, которые не улыбаются.
    3. В полевом эксперименте вы хотите увидеть, влияет ли то, как одет нищий (аккуратно или неряшливо), на то, дают ли ему прохожие деньги.
    4. Вы хотите проверить, запоминаются ли конкретные существительные (например, собака) лучше, чем абстрактные существительные (например, правда).
  2. Обсуждение: представьте, что эксперимент показывает, что участники, получающие психодинамическую терапию по поводу боязни собак, выздоравливают больше, чем участники контрольной группы без лечения. Объясните фундаментальную проблему, связанную с этим планом исследования, и по крайней мере два способа ее исправления.

1. Прайс, Д. Д., Финнисс, Д. Г., и Бенедетти, Ф. (2008). Всесторонний обзор эффекта плацебо: последние достижения и современные мысли. Ежегодный обзор психологии, 59 , 565–590.
  2. Шапиро, А.К., и Шапиро, Э. (1999). Мощное плацебо: от древнего жреца до современного врача . Балтимор, Мэриленд: Издательство Университета Джона Хопкинса. ↵
  3. Мозли, Дж. Б., О’Мэлли, К., Петерсен, Н. Дж., Менке, Т. Дж., Броди, Б. А., Куйкендалл, Д. Х., … Рэй, Н. П. (2002). Контролируемое исследование артроскопической хирургии остеоартрита коленного сустава. Медицинский журнал Новой Англии, 347 , 81–88. ↵
  4. Бирнбаум, М.Х. (1999). Как показать, что 9>221: Соберите суждения в межсубъектном плане. Психологические методы, 4(3), 243-249. ↵

Модуль 2: Дизайн исследования — Раздел 2 | ORI

BRC Главная | Глоссарий

• Модуль 2:
  • Цели
  • Раздел 1
  • Раздел 1 Обсуждение
  • Раздел 2
  • Раздел 2 Обсуждение
  • Викторина

Раздел 2: Экспериментальные исследования

В отличие от описательного исследования, эксперимент представляет собой исследование, в котором преднамеренно вводится лечение, процедура или программа и наблюдается результат или результат. Словарь английского языка American Heritage Dictionary определяет эксперимент как «испытание в контролируемых условиях, которое проводится для демонстрации известной истины, проверки достоверности гипотезы или определения эффективности чего-то ранее не испытанного».

Настоящие эксперименты состоят из четырех элементов: манипулирование, контроль, случайное назначение и случайный отбор. Наиболее важными из этих элементов являются манипулирование и контроль. Манипуляция означает целенаправленное изменение исследователем чего-либо в окружающей среде. Контроль используется для предотвращения влияния внешних факторов на результат исследования. Когда чем-то манипулируют и контролируют, а затем происходит результат, это делает нас более уверенными в том, что манипуляция «вызвала» результат. Кроме того, эксперименты включают тщательно контролируемые и систематические процедуры, чтобы свести к минимуму ошибки и предвзятость, что также повышает нашу уверенность в том, что манипуляция «вызвала» результат.

Другим ключевым элементом настоящего эксперимента является случайное распределение. Случайное распределение означает, что если в эксперименте есть группы или методы лечения, участники распределяются по этим группам или методам лечения или случайным образом (как подбрасывание монеты).

Это означает, что независимо от того, кто является участником, у него есть равные шансы попасть во все группы или методы лечения в эксперименте. Этот процесс помогает обеспечить сходство групп или методов лечения в начале исследования, чтобы было больше уверенности в том, что манипуляция (группа или лечение) «вызвала» результат. Дополнительную информацию о случайном назначении можно найти в разделе Случайное назначение.

Определение : Эксперимент – это исследование, в котором преднамеренно вводится лечение, процедура или программа и наблюдается результат или результат.

Пример экспериментального исследования

Экспериментальное исследование — пример 1

Исследователь хочет оценить, является ли новый метод обучения математике учащихся начальной школы более эффективным, чем стандартный метод обучения. Используя план эксперимента, исследователь случайным образом (случайно) делит класс на две группы и называет их «Группа А» и «Группа Б». Студенты не могут выбирать свою группу. Процесс случайного распределения приводит к двум группам, которые должны иметь одинаковые характеристики в начале эксперимента. В группе А учитель использует новый метод обучения для проведения урока математики. В группе B учитель использует стандартный метод обучения для проведения урока математики. Исследователь сравнивает результаты тестов в конце семестра, чтобы оценить успех нового метода обучения по сравнению со стандартным методом обучения. В конце исследования результаты показали, что учащиеся в группе с новым методом обучения набрали значительно более высокие баллы на выпускном экзамене, чем учащиеся в группе со стандартным обучением.

Экспериментальные исследования — пример 2

Инструктор по фитнесу хочет проверить эффективность травяной добавки, повышающей работоспособность, на учениках в ее классе упражнений.