Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

К основным моральным категориям относятся: § 52-53 ОСНОВНЫЕ МОРАЛЬНЫЕ КАТЕГОРИИ

§ 52-53 ОСНОВНЫЕ МОРАЛЬНЫЕ КАТЕГОРИИ

§ 52-53 ОСНОВНЫЕ МОРАЛЬНЫЕ КАТЕГОРИИ


Оценочные понятия морали. Моральные категории.

Моральный идеал.

Оценочные понятия морали. В качестве руководства в действиях человека используются определенные оценочные понятия — моральные категории. Моральных категорий множество. Основными из них являются добро, зло, долг, ответственность, честь, совесть, достоинство и др. Категория выражает некое качественное свойство, которое может быть положительным (хорошее свойство) или отрицательным (плохое свойство).

Добро и зло — основные оценочные понятия морали. Сущность оценочных понятий проявляется в их сравнительности. Например, как категории морали добро и зло равнозначны, а в качестве оценочных понятий они противоположны: добро — положительное свойство, зло — отрицательное. Посредством этих понятий все действия человека получают оценку — «хорошо” или «плохо”.

Сделать что-либо хорошее — добро, а сделать пло­хое — зло.

В народном фольклоре, художественной литературе показывается нескончаемая борьба добра и зла. Большинство людей всегда стоят на стороне добра, желают его победы. Причиной этого, по- видимому, является то, что само возникновение мира добро. Но победить зло очень нелегко. Зло всегда очень сильно и располагает большим арсеналом: ложь, обман, хитрость, предательство. Зло не выбирает средств для достижения своих целей и действует скрытно.

Добро и зло противоположны друг другу, но вместе с тем они органически неразрывны. Добро и зло так же, как день и ночь, свет и тьма, белое и черное,— вечные взаимодополняющие категории. Сущность каждой из них раскрывается в сопоставлении ее с противоположностью. С этой точки зрения они являются элементами всемир­ного равновесия и проявляются в единстве и борьбе противоположностей. «Чем темнее ночь, тем ярче звезды”— так же и сущность добра раскрывается существованием зла, и наоборот.

Люди, защищая какие-либо моральные ценности, отказываются от материальных выгод: жертвуют ради

Родины своей жизнью, ради любви жертвуют богатством. семьей, коллективом, группой, нацией, обществами возникает вследствие объективного развития общества. Понимание морального долга, подчинение ему своих действий определяют уровень морального сознания человека. Моральный долг — требования, которые ставит общество перед человеком. Эти требования изменяются в процессе исторического развития общества.

В жизни моральный долг и личные желания человека не всегда совпадают. Иногда человек бывает вынужден делать нечто, что он совершенно не желает делать. Выполнение человеком своего морального долга прежде всего необходимо обществу.

Долг, будучи совокупностью нравственных требований, обязывает человека соблюдать определенные нормы поведения. Моральный долг классифицируется так: гражданский долг, воинский долг, товарищеский долг, семейный долг и т.д. Честное и полное исполнение общественного долга высоко ценится в обществе. Еще лучше, если долг становится традицией или целью в жизни. В таком случае человек расценивает свои обязанности не как бремя, навязанное обществом, а как свою собственную волю, находит в них смысл и цель жизни.

Моральный долг — это не просто внешняя обязанность, а естественная человеческая потребность. В нашей стране очень много людей, сознательно, от чистого сердца исполняющих свой общественный долг. Человек, который осознанно, с пониманием и без принуждения, исполняет свой долг, признается действительно высоконравственным человеком.

Совесть — этическая категория, выражающая высшую форму способности личности к моральному самоконтролю. В отличие от мотива и долга, совесть включает и самооценку уже совершенных действий на основе пони­мания человеком своей ответственности перед обществом. Совесть обязует человека своими действиями не просто заслужить уважение к себе (не унижать себя), как, скажем, чувство чести и личного достоинства, но полностью отдавать себя служению обществу.

Совесть — общественно воспитуемая способность человека. Она определяется мерой его исторического развития, а также его социальной позицией в тех объек­тивных условиях, в которые он поставлен. Как активная ответная реакция человека на требования общества и его прогрессивного развития, совесть является не только внутренним двигателем нравственного самосовершен­ствования личности, но и стимулом ее деятельность но ­практического отношения к действительности. Совесть может проявляться как в рациональной форме осознания нравственного значения своих действий, так и в комплексе эмоциональных переживаний (угрызения совести). Воспитание в каждом человеке совести — одна из важных сторон формирования нравственности.

Честь одно из широко распространенных понятий морального сознания. Как и совесть, честь относится к этическим категориям, она включает в себя моменты осознания индивидом своего общественного значения и призна­ния этого значения со стороны общества. По своему содержанию и природе понятие чести близко понятию достоинства. Будучи формой проявления отношения индивида к самому себе и общества к индивиду, честь, как и достоинство, соответствующим образом регулирует поведение человека и отношение к нему со стороны окружающих. Но, в отличие от понятия достоинства, понятие чести основывается не на принципе равенства всех людей в моральном отношении, а на их дифферен­цированной оценке в зависимости от социального положе­ния. Честь и возможности защиты чести у различных людей разные.

Пример

С точки зрения морали, общество не делает различий в достоинстве людей: академик и спортсмен, президент и рабочий, инженер и дворник — все имеют равное достоинство. Они имеют равные права, свободы и обязанности, точно так же личность каждого человека одинаково уважаема. А в отношении чести не может быть подобного равенства: честь связывается с личными возможностями человека, в основе которых лежат его реальные заслуги перед другими людьми или обществом.

Проявление чести может быть индивидуальным или коллективным (профессиональным, национальным). Критерии оценки и требования к человеку, связываемые с его честью, изменяются исторически. Честь отдельного человека связана с его стремлением сохранить и приумножить уважение к себе со стороны окружающих. Честь коллектива или общества определяется социальным положением и возможностями этого коллектива.

Главной особенностью чести является ее исключи­тельный статус как высшей ценности — священность. Поэтому люди прилагают все усилия и возможности для ее защиты.

Достоинство — понятие морального сознания, выра­жающее представление о ценности личности, категория этики, отражающая моральное отношение человека к самому себе и общества к индивиду. Сознание собственного достоин­ства является формой самоконтроля личности, на кото­рой основывается требовательность индивида к себе. В стремлении не унизить своего достоинства человек ста­рается строго выполнять требования, идущие от общества.

Достоинство личности регулирует также отношение к ней со стороны окружающих и общества в целом, заключая в себе требования уважения личности, признания ее прав.

Эгоизм (лат. ego — «я”) — жизненный принцип, выражающийся в том, что человек руководствуется в своем поведении лишь собственными интересами, не считаясь с интересами общества и окружающих. Эгоизм оценивается как негативное качество, хотя в период борьбы с сословно-иерархической организацией феодального обще­ства он сыграл определенную роль в обосновании права каждого индивида на стремление к счастью.

С одной стороны, эгоизм выглядит как универсальная мера активности человека. Человек, придерживающийся такого принципа, ради собственного благополучия идет на любые поступки — ложь, предательство, клевету и т.д. Но, с другой стороны, он энергично защищает свою жизнь, свои интересы, умеет представить себя личностью, высоко ценит собственное достоинство. Сам себе помогает, создает условия для своей жизни и развития. Принимает на себя всю ответственность и только себе отдает отчет в своих действиях, уважает себя и не упускает ни одной удачной возможности. Хорошо знает свои возможности и развивает свои способности. Стремится к улучшению своего материального положения, практическими дейст­виями достигает положения, должностей, званий. Если человек поступает подобным образом, то это не является чем-то предосудительным, напротив, такое поведение показывает жизненную активность человека. Однако эгоистам свойственны алчность, скупость, зависть. Они свое внутреннее «я” противопоставляют другим, стараются за счет интересов окружающих решать свои собственные проблемы.

Альтруизм (фр. altruisme, лат. alter — «другой”) — нравственный принцип, заключающийся в бескорыстном служении другим людям, в готовности жертвовать для их блага личными интересами. Альтруизм противоположен эгоизму.

Альтруизм основывается на идеях коллективизма, сотрудничества, взаимопомощи; считается, что каждый человек должен в первую очередь заботиться об общественных интересах, а затем уже о личных. Альтру­исты в жизни встречаются очень часто. Такой человек, как правило, полон достоинств: относится к окружающим только с добрыми намерениями, всегда готов оказать помощь. От альтруиста исходят доброжелательность и милосердие.

Моральный идеал. В сознании каждого человека существует некий совершенный образ, к которому он стремится, старается быть похожим на него. Молодежь, как правило, особенно подвержена таким стремлениям. Моральный идеал может представляться в виде образа реально существующей личности, с которой человек встречался, быть может, даже знаком с ней, а иногда идеал — это персонаж литературного произведения или образ, воплощенный в произведении искусства.

Моральный идеал (гр. idea — «вид, образ, представление, понятие”) — представления о нравственном совершенстве, чаще всего выражающиеся в образе личности, воплотившей такие моральные качества, которые могут служить высшим моральным образцом. Он отражает социально- экономическое положение группы и соответствует его критерию нравственности и общественному идеалу.

Образ идеала в человеческом сознании порождают личности, придерживающиеся справедливости, чистоты, пожертвовавшие собой ради высших ценностей. Человек стремится достичь своего идеала. Общество тоже придерживается определенного идеала в своем развитии. Личный моральный идеал — стремление человека к внутреннему удовлетворению. Умение строить отношения с другими людьми, правильно выбирать характер обще­ния— способы достижения идеала. Достижение идеала — это основное, главное направление в жизнедеятельности человека.

Идеал побуждает человека к достижению определен­ных целей, совершению хороших поступков. В обществе социально-политический идеал объединяет людей с близкими моральными позициями и нравственными устремлениями.

Идеал— явление общественное, с изменением общества меняются и идеалы. Например, нельзя сравнивать идеал женщины XVIII в. с идеалом современной женщины. Современная женщина — деловой, интеллигентный, целе­устремленный человек. В настоящее время и человеческие качества оцениваются иначе — в каждом обществе существуют свои критерии оценки. Те требования, которые предъявлялись к средневековым рыцарям, ханам, батырам и биям, сегодня не актуальны, равно как и требования, предъявлявшиеся к аристократии, например, в эпоху Возрождения. Смена идеалов может происходить в сложных условиях и приводить к тяжелым социальным потрясениям.

Вопросы и задание

1.            Назовите основные категории морали и дайте каждой из них краткую характеристику. 2. Что относится к оценочным понятиям морали? 3. Как вы думаете, много ли в нашей жизни альтруистов? Как вы относитесь к их бескорыстию?

2.            Что мы называем культурой? Культура. Материальная и

духовная культура. Функции культуры в обществе.

Мораль и ее категории (тема обществознания, 10 класс)

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 1326.

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 1326.

В повседневной жизни мы нередко сталкиваемся с понятием моральных норм, аморального поведения. Как правило, действия против морали осуждаются со стороны общества. Узнаем, что такое мораль, и какие особенности она имеет как один из регуляторов общественной жизни.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Жадан Еленой Александровной.

Опыт работы учителем истории — 29 лет.

Понятие

В обществе действуют такие правила поведения, которые не прописаны в документах, но соблюдаются большинством людей. Например, в профессиональной сфере. Человек проявляет любовь к своей работе, старается принести пользу, накапливает знания и навыки, которые способствуют его более успешной деятельности. Все это не устанавливается специальными актами и действует без какой-либо письменной формы. Также выстраиваются семейные и дружеские отношения, в которых, к примеру, принято уважать и любить друг друга, не лгать, поддерживать в трудных ситуациях.

В связи с этим возникает вопрос, существует ли какая-то система негласных правил, единая для всего общества? В качестве такой системы выступает мораль.

Мораль – это совокупность принятых в обществе норм, которые регулируют отношения между людьми, их взаимные обязанности и права с позиции добра и зла.

Возникновение морали

Мораль возникла еще в древности и продолжает действовать в современном обществе.

  • Понятие этики, науки о морали, вводит Аристотель в 4 веке до нашей эры. Тогда оно обозначало философское знание обо всех явлениях культуры вообще.
  • Существовавшие в обществе традиции и обычаи постепенно стали приобретать форму идеалов, к которым следует стремиться, например, идеал красоты, справедливости и так далее.
  • Образцы поведения, одобряемые обществом, закреплялись в виде моральных норм.

Признаки моральных норм

  • устойчивость

Моральные нормы, представленные, к примеру, в обычаях и традициях, могут сохраняться на протяжении долгого времени. Зародившись в одном веке, они продолжают соблюдаться несколькими поколениями людей, пока на смену им не придут другие нормы, но этот процесс, как правило, занимает много времени. Из этого вытекает вторая особенность морали.

  • изменчивость

Моральные нормы имеют свойство меняться, так как само общественное устройство подвержено постоянным изменениям. Появление новых социальных групп всегда связано с формированием у них своих духовных и материальных ценностей, которые не всегда совпадают с ценностями большинства. Усиление роли новых слоев общества приводит к тому, что их ценности и нормы распространяются все больше и становятся общепринятыми.

Категории морали

Одной из составляющих морали являются ее категории. К ним относятся:

  • добро;
  • зло;
  • долг;
  • справедливость;
  • достоинство.

Особое значение в обществе имеет категория долга, так как следование ей – показатель уровня развития личности, ее самосознания. В чем же состоит понятие долга? В том, что у человека есть собственные желания и потребности, но также у него есть и обязанности, которые он выполняет в обществе.

Нравственный долг – это выбор человека между тем, что ему хочется и тем, что он должен сделать.

Создавая семью, человек ощущает свою ответственность перед ней. Несмотря на то, что по закону родители обязаны заботиться о детях до достижения ими совершеннолетия, но на деле они продолжают это делать и далее, выполняя свой родительский долг.

Что мы узнали?

Изучив тему по обществознанию 10 класса, мы выяснили, что в обществе постоянно действуют нормы, не прописанные в официальных документах, но распространяющиеся на всех людей и выполняющие роль регулятора отношений между ними. Такую совокупность правил называют моралью. Она обладает рядом признаков и выражается в особых категориях, например, добро и зло.

Тест по теме

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

Оценка доклада

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 1326.


А какая ваша оценка?

Основные этические аспекты

2.2 Основные этические аспекты

Цели обучения

  1. Описать различные основные теории этики в принятии решений человеком.
  2. Начните анализировать, как основные теории этики применимы к трудному выбору в жизни и бизнесе.

Существует несколько хорошо зарекомендовавших себя взглядов на этические вопросы. Некоторые из них существуют уже несколько столетий. Важно знать, что многие из тех, кто много думает о бизнесе и этике, глубоко убеждены в том, какая точка зрения является наилучшей. Другие рекомендуют рассматривать этические проблемы с разных точек зрения. Здесь мы кратко рассмотрим (1) утилитаризм, (2) деонтологию, (3) социальную справедливость и теорию общественного договора и (4) теорию добродетели. Мы упускаем из виду некоторые важные точки зрения, такие как общие теории справедливости и «прав», а также феминистские мысли об этике и патриархате.

Утилитаризм

Утилитаризм Теория о том, что «правильным» моральным поступком является тот, который приносит наибольшую пользу обществу. — это выдающийся взгляд на этику, который хорошо согласуется с экономикой и взглядами на свободный рынок, которые стали доминировать во многих современных представлениях о бизнесе, менеджменте и экономике. Джереми Бентама часто считают основателем утилитаризма, хотя Джон Стюарт Милль (написавший О свободе и Утилитаризм ) и другие продвигали его как руководство к тому, что хорошо. Утилитаризм делает упор не на правила, а на результаты. Действие (или набор действий) обычно считается хорошим или правильным, если оно максимизирует счастье или удовольствие во всем обществе. Первоначально задуманный как руководство для законодателей, стремящихся к наибольшему благу для общества, утилитаристский взгляд также может применяться индивидуально и корпорациями.

Бентам считал, что наиболее многообещающий способ прийти к соглашению о наилучшей политике для общества — это рассмотреть различные политики, которые может принять законодательный орган, и сравнить хорошие и плохие последствия каждой из них. Правильный образ действий с этической точки зрения состоял бы в том, чтобы выбрать политику, которая принесет наибольшую пользу или полезность. Короче говоря, утилитарный принцип утверждает, что действие является правильным тогда и только тогда, когда сумма полезностей, произведенных этим действием, больше, чем сумма полезностей от любого другого возможного действия.

Это утверждение описывает «утилитаризм действия» — какое действие из различных вариантов принесет наибольшую пользу обществу? «Правильный утилитаризм» — это несколько иная версия; он спрашивает, какое правило или принцип, если им регулярно следовать, принесет наибольшую пользу?

Обратите внимание, что акцент делается на поиске наилучших возможных результатов и что предполагается, что мы можем измерить задействованные полезности. (Оказывается, это сложнее, чем вы могли бы подумать.) Заметьте также, что «сумма полезностей» ясно подразумевает, что при проведении утилитарного анализа мы не можем быть удовлетворены тем, что действие или набор действий обеспечивают нам наибольшую полезность как таковую. физическим лицам или конкретной корпорации; вместо этого проверка заключается в том, приносит ли она наибольшую пользу обществу в целом. Обратите внимание, что теория не говорит нам, какие виды полезностей могут быть лучше других или насколько лучше товар сегодня по сравнению с товаром через год.

Какими бы ни были трудности, утилитаристское мышление живет и процветает в законодательстве и бизнесе США. Его можно найти в таких разнообразных местах, как анализ затрат и выгод в административных и нормативных правилах и расчетах, исследования воздействия на окружающую среду, голосование большинства, сравнение продуктов для информации для потребителей, маркетинговые исследования, налоговое законодательство и стратегическое планирование. В менеджменте люди часто используют форму рассуждений о полезности, прогнозируя затраты и выгоды для плана X по сравнению с планом Y. Но проблема в большинстве этих анализов затрат и выгод обычно (1) ставится исключительно с точки зрения денег и (2) направлена ​​на благо человека или организации, проводящих анализ, а не на благо общества в целом.

Физическое лицо или компания, которые последовательно используют тест «Что является наибольшим благом для меня или компании?» не следует утилитарному критерию величайшего блага в целом. Еще одна распространенная ошибка — видеть только один или два варианта, которые кажутся разумными. Ниже приведены некоторые частые ошибки, которые люди совершают, применяя то, что они считают утилитарными принципами для оправдания выбранного ими курса действий: наибольшее число. Часто лицо, принимающее решения, выбирает одну или две альтернативы, не задумываясь о других вариантах действий. Если альтернатива приносит больше пользы, чем вреда, лицо, принимающее решение, считает, что она приемлема с этической точки зрения.

  • Предполагать, что величайшее благо для вас или вашей компании на самом деле является величайшим благом для всех, то есть смотреть на ситуации субъективно или с учетом в первую очередь ваших собственных интересов.
  • Недооценка затрат на определенное решение для вас или вашей компании. Ставший уже классическим случай с Ford Pinto демонстрирует, как руководители Ford Motor Company резко недооценили судебные издержки, связанные с тем, что они не исправили в своих моделях Pinto функцию, которая, как они знали, могла привести к смерти или травме. General Motors часто привлекали к ответственности присяжных, которые пришли к выводу, что компания не будет отзывать или устранять известные и опасные дефекты, потому что это казалось более выгодным не делать этого. В 2010 году Toyota усвоила тот же урок.
  • Недооценка стоимости или вреда определенного решения для кого-то другого или какой-то другой группы людей.
  • Предпочитая краткосрочные выгоды, даже если долгосрочные затраты выше.
  • Предполагая, что все ценности можно свести к деньгам. При сравнении рисков для здоровья или безопасности человека, скажем, с рисками потери работы или прибыли, в анализе затрат и выгод часто пытаются сравнить яблоки с апельсинами и присвоить произвольные числовые значения здоровью и безопасности человека.
  • Правила и долг: деонтология

    В отличие от утилитаристской точки зрения, деонтологическая точка зрения, представленная в трудах Иммануила Канта, утверждает, что моральное намерение и следование правильным правилам — лучший путь к этичному поведению, чем достижение правильных результатов. Такой деонтолог, как Кант, скорее всего, будет считать, что этическое действие возникает из выполнения своего долга и что обязанности определяются рациональным мышлением. Обязанности, по Канту, не являются специфическими для отдельных видов людей, а универсальны для всех людей. Поэтому Кант использует «универсализацию» как форму рационального мышления, предполагающую врожденное равенство всех людей. Он считает всех людей равными не в физическом, социальном или экономическом смысле, но равными перед Богом, будь то мужчины, женщины, пигмеи, эскимосы, мусульмане, христиане, геи, гетеросексуалы, здоровые, больные, молодые или старые. .

    Для кантианских мыслителей этот основной принцип равенства означает, что мы должны иметь возможность универсализировать любой конкретный закон или действие, чтобы определить, является ли оно этичным. Например, если бы вы подумали о том, чтобы представить себя в ложном свете для конкретной работы, которую вы действительно хотели, и вы были убеждены, что это даст вам эту работу, у вас может возникнуть соблазн сделать это. (Какой в ​​этом вред? Вы можете спросить себя. Когда у меня есть работа, я могу доказать, что я идеально подходил для нее, и никто не пострадал, в то время как и работодателю, и мне от этого явно лучше!) специалисты по этике ответили бы, что выбранный вами образ действий должен быть универсальным — образ действий, который был бы полезен для всех людей во все времена. Есть два требования, чтобы правило действия было универсальным: непротиворечивость и обратимость. Подумайте об обратимости: если вы принимаете решение так, как будто не знаете, какую роль или положение вы будете иметь после принятия решения, вы, скорее всего, примете решение беспристрастно — вы, скорее всего, выберете курс действий, который будет наиболее справедливым для вас. все заинтересованы, не только вы. Опять же, деонтология. Теория, которая судит о нравственности выбора не по результатам (или «благом»), а по соблюдению моральных норм. Обязанность действовать в соответствии с этими нормами не имеет отношения к ожидаемым последствиям действия. требует, чтобы мы ставили долг на первое место, действовали рационально и придавали моральный вес неотъемлемому равенству всех людей.

    При рассмотрении вопроса о том, следует ли лгать в своем резюме, обратимость требует, чтобы вы активно представляли себе и то, что вы были работодателем в этой ситуации, и что вы были еще одним высококвалифицированным кандидатом, который потерял работу, потому что кто-то дополнил его резюме ложными достижениями. Если последствия такого упражнения воображения вас не привлекают, то ваш поступок, вероятно, неэтичен.

    Вторым требованием универсальности действия является поиск согласованности. Это более абстрактно. Деонтолог сказал бы, что, поскольку вы знаете, что лжете, вы должны быть готовы сказать, что ложь как общее, универсальное явление приемлемо. Но если бы все врали, то и смысла врать не было бы, так как никто никому не поверил бы. Только потому, что честность хорошо работает для общества в целом и широко практикуется, ложь становится возможной! То есть ложь не может быть универсализирована, поскольку она зависит от предсуществования честности.

    Подобные демонстрации могут быть сделаны для таких действий, как загрязнение окружающей среды, нарушение обещаний и совершение большинства преступлений, включая изнасилования, убийства и кражи. Но это легкие случаи для кантианских мыслителей. В серых областях жизни, когда она проживается, тест на последовательность часто трудно применить. Если нарушение обещания спасет жизнь, то кантианскую мысль становится трудно применить. Если какое-то количество загрязнения может позволить трудоустройство, а вред минимален или отдален, кантианское мышление не так уж полезно. Наконец, мы должны отметить, что известное Золотое правило «Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы они поступали с тобой» подчеркивает более легкое из двух универсализирующих требований: практика обратимости («Как бы мне понравилось, если бы кто-то сделал это, чтобы меня?»).

    Теория социальной справедливости и теория общественного договора

    Теоретики социальной справедливости беспокоятся о «распределительной справедливости», то есть о том, как справедливо распределять товары среди группы людей? Марксистская мысль подчеркивает, что членам общества следует давать блага в соответствии с их потребностями. Но это перераспределение потребует руководящей власти, которая будет решать, кто, что и когда получит. Капиталистическая мысль придерживается другого подхода, отвергая любые даяния, которые не являются добровольными. Некоторые экономисты, такие как покойный Милтон Фридман (см. врезку в разделе 2.4 «Корпорации и корпоративное управление»), также отвергают представление о том, что корпорация обязана удовлетворять неудовлетворенные потребности общества, полагая, что эту роль должно играть правительство. Даже самый преданный приверженец свободного рынка капиталист часто признает потребность в каком-то правительстве и некоторых формах социального обеспечения — социальном обеспечении, медицинской помощи, помощи пострадавшим от наводнения районам, помощи больным СПИДом — наряду с некоторыми общественными благами (такими как оборона, образование и т. д.). , автомагистрали, парки и поддержка ключевых отраслей, влияющих на национальную безопасность).

    Люди, которые не видят необходимости в общественных благах Товары, полезные для общества (парки, образование, национальная оборона, дороги), которые обычно не производятся частными предприятиями. Общественные блага требуют надлежащего поддержания государственных доходов (налогов) и политической поддержки. (включая законы, судебные системы и только что упомянутые государственные товары и услуги) часто задаются вопросом, зачем вообще должно быть правительство. Одним из ответов может быть: «Без правительства не было бы корпораций». Томас Гоббс считал, что люди в «естественном состоянии» разумно выбирают ту или иную форму правления. Он назвал это общественным договором. Идея о том, что люди в гражданском обществе добровольно отказались от некоторых своих свобод, чтобы заказать свободу с помощью правительства, которое поддержит эту свободу. Гоббс и Локк обычно считаются выдающимися теоретиками общественного договора, когда люди отказываются от определенных прав в пользу правительства в обмен на безопасность и общие блага. В своей жизни и в этом курсе вы увидите постоянное балансирование между человеческим стремлением к свободе и человеческим стремлением к порядку; это древнее напряжение. Некоторые комментаторы также видят своего рода общественный договор между корпорациями и обществом; в обмен на бессрочную продолжительность и ограниченную ответственность корпорация имеет некоторые соответствующие обязанности по отношению к обществу. Кроме того, если корпорация юридически является «лицом», как подтвердил Верховный суд в 2010 году, то некоторые могут возразить, что если это юридическое лицо совершит три уголовных преступления, его следует пожизненно заключить в тюрьму, а его корпоративный устав аннулировать!

    Современные теоретики общественного договора, такие как Томас Дональдсон и Томас Данфи ( Ties that Bind , 1999), отмечают, что различные сообщества, а не только нации, устанавливают правила для общего блага. Ваш колледж или школа — это сообщество, и внутри школы есть сообщества (братства, женские клубы, люди за прилавком в кассе, люди, которые вместе работают на университетской радиостанции, спортивные команды, преподаватели, студенты). как правило, союз геев и лесбиянок), которые имеют правила, нормы или стандарты, на которые люди могут соглашаться или нет. Если нет, они могут выйти из этого сообщества, точно так же, как мы вольны (хотя и не бесплатно) отказаться от гражданства США и поселиться в другой стране.

    Интегративная теория социальных контрактов Дональдсона и Данфи подчеркивает важность изучения правил небольших сообществ наряду с более крупными социальными контрактами, заключенными в штатах (таких как Колорадо или Калифорния) и национальных государствах (таких как Соединенные Штаты или Германия). Нашу Конституцию можно рассматривать как фундаментальный общественный договор.

    Важно понимать, что общественный договор может быть изменен участниками сообщества так же, как могут быть внесены поправки в Конституцию США. Таким образом, теория общественного договора динамична — она допускает структурные и органические изменения. В идеале общественный договор, заключенный между гражданами и правительством, допускает определенные основные права, подобные тем, которыми мы пользуемся в Соединенных Штатах, но это не обязательно. Люди могут отказаться от прав, ориентированных на свободу (таких как право на свободу слова или право на свободу от необоснованных обысков и изъятий), ради обеспечения порядка (свободы от страха, свободы от терроризма). Например, многие граждане России сейчас скучают по тем дням, когда Кремль был всемогущ; в Советском Союзе было меньше преступности и больше равенства и предсказуемости, даже если свободы было меньше.

    Таким образом, права, которыми обладают люди — в позитивном праве — вытекают из любого общественного договора, существующего в обществе. Эта точка зрения отличается от точки зрения деонтологов и мыслителей естественного права, таких как Ганди, Иисус или Мартин Лютер Кинг-младший, которые считали, что права исходят от Бога или, говоря менее религиозным языком, от некоего трансцендентного морального порядка.

    Другим важным движением в этике и обществе является коммунитарное мировоззрение. Коммунисты подчеркивают, что права влекут за собой соответствующие обязанности; то есть не может быть права без обязанности. Заинтересованные студенты могут пожелать изучить работы Амитая Эциони. Этциони был основателем Коммунистической сети, которая представляет собой группу людей, объединившихся для укрепления моральной, социальной и политической среды. Он претендует на то, чтобы быть внеконфессиональным, беспартийным и интернациональным по своим масштабам.

    Взаимосвязь между правами и обязанностями — как в законодательстве, так и в этике — требует некоторых пояснений:

    1. Если у вас есть право на свободное выражение мнений, правительство обязано уважать это право, но может установить для него разумные ограничения. Например, вы можете по закону говорить о президенте США все, что хотите, но вы не можете уйти от угроз жизни президента. Даже если ваша критика сильна и настойчива, вы имеете право (и наше правительство обязано защищать ваше право) свободно высказываться. В Сингапуре в 19В 90-е годы даже косвенной критики — простых намеков — на политическое руководство было достаточно, чтобы посадить вас в тюрьму или, по крайней мере, заставить вас замолчать в иске о клевете.
    2. Права и обязанности существуют не только между людьми и их правительствами, но и между отдельными людьми. Ваше право не подвергаться физическому насилию защищено законом в большинстве штатов, и когда кто-то подходит к вам и бьет вас по носу, ваши права, изложенные в позитивном законе вашего штата, нарушаются. Таким образом, другие люди обязаны уважать ваши права и не бить вас по носу.
    3. Ваше право с юридической точки зрения настолько хорошо, насколько хорошо ваше общество готово предоставить средства правовой защиты через суды и политические институты общества.

    Различие между основными и неосновными правами также может быть важным. Основные права могут включать такие основополагающие элементы, как пища, вода, кров и физическая безопасность. Другое различие проводится между позитивными правами (право на ношение оружия, право голоса, право на неприкосновенность частной жизни) и негативными правами (право на свободу от необоснованных обысков и конфискаций, право на свободу от жестоких или необычных наказаний). Еще один находится между экономическими или социальными правами (достаточное питание, работа и окружающая среда) и политическими или гражданскими правами (право голоса, право на равную защиту закона, право на надлежащую правовую процедуру).

    Аристотель и теория добродетели

    Теория добродетели Взгляд Аристотеля на обретение счастья посредством применения разума в человеческих делах советует постоянную практику для развития привычек добродетельного нравственного характера. В современных условиях обсуждение основных ценностей и их применение к индивидуальным и корпоративным этическим дилеммам и соблюдение рекомендаций анализа основных ценностей обеспечило бы аналогичную практику, или этику добродетели, за последние двадцать лет привлекло все большее внимание, особенно в отличие от к утилитарному и деонтологическому подходам к этике. Теория добродетели подчеркивает ценность добродетельных качеств, а не формальных правил или полезных результатов. Аристотеля часто признают первым философом, отстаивавшим этическую ценность определенных качеств или добродетелей в характере человека. Как заметил ЛаРю Хосмер, Аристотель видел цель человеческого существования в активном, рациональном поиске совершенства, а совершенство требует таких личных добродетелей, как честность, правдивость, мужество, умеренность, щедрость и благородство. Это стремление также называется «познанием добра» в греческой философии. LaRue Tone Hosmer, Моральное лидерство в бизнесе (Chicago: Irwin Professional Publishing, 1994), 72.

    Аристотель считал, что вся деятельность направлена ​​на достижение какой-то цели или воспринимаемого блага и что должно быть какое-то ранжирование, которое мы делаем среди этих целей или благ. Счастье может быть нашей конечной целью, но что именно это означает? Аристотель отвергал богатство, удовольствие и славу и считал разум отличительной чертой человека от других видов. А так как человек — разумное животное, то и счастье должно быть связано с разумом. Таким образом, счастье состоит в том, чтобы жить согласно активному (а не пассивному) использованию разума. Использование разума ведет к совершенству, и поэтому счастье можно определить как активное, рациональное стремление к личному совершенству или добродетели.

    Аристотель назвал четырнадцать добродетелей: (1) мужество, особенно в бою; (2) воздержание или умеренность в еде и питье; (3) щедрость или правильное расходование денег; (4) великолепие или жизнь в достатке; (5) гордость или получение удовольствия от достижений и статуса; (6) благородство или забота о благородном, а не о мелком; (7) безымянная добродетель, которая находится на полпути между честолюбием и полным отсутствием усилий; (8) мягкость или забота о других; (9) правдивость; (10) остроумие или удовольствие от групповых дискуссий; (11) дружелюбие или удовольствие от личного поведения; (12) скромность или удовольствие от личного поведения; (13) праведное негодование или гнев на правильные вещи и в нужных количествах; и (14) справедливость.

    С современной точки зрения некоторые из этих добродетелей кажутся старомодными или даже странными. Великолепие, например, это не то, о чем мы обычно говорим. Возникают три вопроса: (1) Откуда мы знаем, что такое добродетель в наши дни? (2) Насколько вообще полезен список общепризнанных добродетелей? (3) Какое отношение добродетели имеют к компаниям, особенно к крупным, где различные группы и отдельные лица могут иметь мало контактов или вообще не иметь контактов с другими частями организации?

    Что касается третьего вопроса, то вопрос о том, могут ли корпорации «иметь» добродетели или ценности, является предметом оживленных споров. Корпорация, очевидно, не то же самое, что физическое лицо. Но, похоже, все больше соглашаются с тем, что организации различаются по своей практике и что эта практика определяется ценностью. Если все, о чем заботится компания, — это прибыль, другие ценности уменьшатся или исчезнут. За последние двадцать лет было написано немало книг, в которых подчеркивается, что компаниям необходимо определить свои ценности, чтобы быть конкурентоспособными в современной глобальной экономике. Джеймс О’Тул и Дон Майер, ред., стр. 9.0017 Хороший бизнес: эффективное и этичное лидерство (Лондон: Routledge, 2010).

    Что касается первых двух вопросов о добродетелях, может оказаться полезным взглянуть на основные ценности Майкла Джозефсона.

    Анализ основных ценностей Джозефсона и процесс принятия решений

    Майкл Джозефсон, известный американский специалист по этике, считает, что текущий набор из основных ценностей был определен и что эти ценности могут быть осмысленно применены к различным личным и корпоративным решениям.

    Для упрощения предположим, что среди людей в Соединенных Штатах есть этические и неэтичные качества. Когда вы спрашиваете людей, какими качествами они восхищаются в других или в себе, они могут сказать: богатство, власть, физическая форма, чувство юмора, привлекательная внешность, ум, музыкальные способности или какое-либо другое качество. Они также могут ценить честность, заботу, справедливость, мужество, настойчивость, усердие, надежность или целостность. Качества из второго списка имеют нечто общее — это отчетливо этические характеристики. То есть они обычно рассматриваются как моральные или этические качества, в отличие от качеств из первого списка. Вы можете быть, как афинянин Алкивиад, блестящим, но беспринципным, или, как некоторые современные политические лидеры, могущественным, но бесчестным, или богатым, но безразличным. Короче говоря, вы можете обладать рядом замечательных качеств (гениальность, сила, богатство), которые сами по себе не являются добродетельными. Тот факт, что Гарольд богат, красив или обладает хорошим чувством юмора, не означает, что он этичен. Но если Гарольд честен и заботлив (независимо от того, богат он или беден, с чувством юмора или без чувства юмора), люди, скорее всего, сочтут его этичным.

    Какие из достоинств особенно важны? Исследования Института этики Джозефсона в Марина-дель-Рей, Калифорния, выявили шесть основных ценностей, которые обычно признаются положительными этическими характеристиками человека или бизнес-организации. У людей могут быть твердые взгляды на другие виды этических ценностей, но основные ценности более широко приняты. в нашем обществе для них важны ценности, с которыми согласны почти все. На вопрос о том, какими ценностями люди дорожат, какими ценностями они хотят, чтобы о них знали, и какие ценности они хотели бы, чтобы другие проявляли в своих действиях, последовательно всплывают шесть ценностей: (1) надежность, (2) уважение, (3) ответственность, (4) справедливость, (5) забота и (6) гражданственность.

    Обратите внимание, что эти ценности явно этичны. Хотя многие из нас могут ценить богатство, привлекательную внешность и интеллект, наличие богатства, красивой внешности и интеллекта не делает нас автоматически добродетельными в характере и привычках. Но то, что мы заслуживаем большего доверия (честность и выполнение обещаний), делает нас более добродетельными, равно как и сохранение верности другим пяти основным ценностям.

    Обратите также внимание на то, что эти шесть основных ценностей имеют нечто общее с другими этическими ценностями, которые менее общепризнанны. Многие ценности, которым учат в семье или в местах отправления культа, не являются общепризнанными, не практикуются и не вызывают восхищения у всех. Некоторые семьи и отдельные лица твердо верят в достоинство экономии денег или воздержания от алкоголя или секса до брака. Другие явно не делают или, по крайней мере, не действуют в соответствии со своими убеждениями. Более того, можно иметь и практиковать основные этические ценности, даже если вы берете на себя большие долги, выпиваете по нескольку стаканчиков за ночь или часто занимаетесь добрачным сексом. Некоторые будут оспаривать это, говоря, что вы не сможете вести действительно добродетельную жизнь, если влезете в долги, много пьете или занимаетесь добрачным сексом. Но дело здесь в том, что, поскольку люди расходятся во мнениях по этим вопросам, этические черты бережливости, воздержания и сексуального воздержания не имеют такого единодушного одобрения, как шесть основных ценностей.

    Важность наличия у человека этих постоянных качеств характера хорошо известна. Часто мы помним последний плохой поступок человека гораздо больше, чем любой или все предыдущие хорошие поступки. Например, Элиота Спитцера и Билла Клинтона люди чаще помнят за их последние худшие поступки, чем за какие-либо добрые дела, которых они достигли в качестве государственных служащих. Что касается компании, ее хорошая репутация также имеет неисчислимое значение, и в случае ее потери требуется много времени и усилий для ее восстановления. «Шелл», «Найк» и другие компании обнаружили, что существует рынок морали, как бы трудно ее ни измерить, и что пренебрежение деловой этикой часто обходится дорого. За последние пятнадцать лет появилась карьера офицера по этике и комплаенсу, отчасти в результате уголовных дел против компаний, но также и потому, что крупные компании обнаружили, что репутация не может быть восстановлена ​​задним числом, а должна преследоваться активно. Для отдельных лиц Аристотель подчеркивал практику добродетели до такой степени, что добродетель становится привычкой. Компании постепенно усваивают один и тот же урок.

    Key Takeaway

    На протяжении всей истории люди задумывались над тем, что значит «поступать правильно». Некоторые из основных ответов исходят из различных точек зрения утилитаристской мысли; основанное на долге или деонтологическое мышление; теория общественного договора; и этика добродетели.

    Упражнения

    XYZ Motor Corporation начинает получать жалобы клиентов на две модели своих автомобилей. Клиенты были на грани смерти от внезапного ускорения; они будут ехать по шоссе с нормальной скоростью, как вдруг автомобиль начнет ускоряться, и попытки остановить ускорение торможением не сработают. Водители могут выключить зажигание и совершить безопасную остановку, но XYZ не инструктирует покупателей своих автомобилей делать это, и это не является обычной реакцией водителей, которые испытывают резкое ускорение.

    Внутренние расследования полудюжины аварий в США пришли к выводу, что аварии происходят не по вине водителей, которые ошибочно принимают педаль газа за педаль тормоза. На самом деле, в обеих моделях есть возможный недостаток, возможно, в полупроводниковом чипе, из-за которого происходит внезапное ускорение. Помехи из-за ковриков и плохо спроектированных педалей газа, похоже, не проблема.

    Сообщать об этих происшествиях в Национальную администрацию дорожного движения и безопасности (NHTSA) можно добровольно, но компания решает подождать некоторое время и посмотреть, не поступит ли больше жалоб. Отзыв двух моделей, чтобы местные дилеры и их механики могли их осмотреть, также является вариантом, но это было бы чрезвычайно дорого. Руководители компаний осознают, что квартальные и годовые отчеты о прибылях и убытках, от которых зависят их бонусы, могут быть значительно хуже в случае отзыва. Они решают, что с точки зрения затрат и выгод имеет смысл подождать, пока не будет больше несчастных случаев и больше данных. После сотни или более аварий и почти пятнадцати смертельных случаев компания инициирует выборочный отзыв, до сих пор не уведомив НАБДД, у которого есть собственные эксперты и полномочия приказать XYZ произвести полный отзыв всех затронутых моделей.

    Эксперты сообщили XYZ, что стандартная методология анализа отказов требует, чтобы компания получала абсолютно каждый автомобиль XYZ, испытавший внезапное ускорение, с использованием микроскопического анализа всех критических компонентов электронной системы. Компания не желает прислушиваться к этому совету, так как это было бы, как выразился один топ-менеджер, «слишком трудоемким и дорогим».

    1. Можно ли обосновать подход XYZ к этой проблеме в рамках утилитаристской теории? Если да, то как? Если нет, то почему?
    2. Что Кант посоветовал бы XYZ сделать? Объяснять.
    3. Каким будет «благоразумный» подход для XYZ в этой ситуации?

    Что такое этические рамки? — Кафедра экономики сельского хозяйства, социологии и образования

    Как люди в этом мире и добропорядочные граждане, мы озабочены не только тем, какие действия являются морально правильными и морально неправильными, но и тем, какие делает действия морально правильные или морально неправильные. Ключ в том, чтобы понять, рассуждение которые мы используем при принятии этических решений, чтобы мы могли стать более опытными.

    Этические рамки Полезны ли перспективы для рассуждений о том, какой образ действий может обеспечить наиболее моральный результат. Во многих случаях человек может не использовать процесс рассуждений, а скорее делать то, что он просто считает лучшим в данный момент. Другие могут рефлекторно использовать принцип, который они узнали от своей семьи, сверстников, религиозных учений или собственного опыта. Изучение этики предоставило много принципов, которые могут помочь в принятии этических решений. Некоторые из наиболее распространенных из них отражены в следующих 5 этических рамках:

    • Этика добродетели : То, что морально, делает нас лучшими людьми, которыми мы могли бы быть.
    • Деонтология : Нравственно то, что следует из абсолютных моральных обязанностей.
    • Утилитаризм : морально правильно то, что дает наилучший результат для наибольшего числа людей.
    • Этика, основанная на правах : Нравственно то, что соответствует правам каждого.
    • Этика заботы : Моральным является то, что способствует здоровым отношениям и благополучию людей и их взаимозависимости.

    Видео ниже содержат их описание.

    Пожалуйста, помните, что эти и другие этические принципы по-разному воспринимаются людьми из разных стран мира, включая азиатов, африканцев, коренных американцев и других.

    Этика добродетели : То, что морально, делает нас лучшими людьми, которыми мы могли бы быть.

    [Ускоренный курс]. (2016, 5 декабря). Аристотель и теория добродетели: ускоренный курс философии № 38 [Видео]. YouTube. https://www.youtube.com/watch?v=PrvtOWEXDIQ

    Деонтология : Нравственно то, что следует из абсолютных моральных обязанностей.

    [Ускоренный курс]. (2016, 14 ноября). Кант и категорические императивы: философия ускоренного курса № 35. [Видео]. YouTube. https://www.youtube.com/watch?v=8bIys6JoEDw

    Утилитаризм : морально правильно то, что дает наилучший результат для наибольшего числа людей.

    [Ускоренный курс]. (2016, 21 ноября). Утилитаризм: философия ускоренного курса № 36. [Видео]. YouTube. https://www.youtube.com/watch?v=-a739VjqdSI

    Этика, основанная на правах : Нравственно то, что соответствует правам каждого.

    [Ускоренный курс].

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *