Познавательные процессы и интеллект. Биология 9 класс Сапин
1. Какие психические процессы относят к познавательным?
К познавательным процессам относят ощущения, восприятие, память, воображение и мышление, а также представления памяти и воображения.
2. С чего начинается познавательная деятельность?
Любая познавательная деятельность человека начинается с ощущения и восприятия.
3. Что такое ощущение?
Ощущение — простейший психический познавательный процесс отражения отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира, а также внутренних состояний организма, возникающий при их непосредственном воздействии на органы чувств. При помощи ощущений мы получаем представление об отдельных свойствах и качествах предмета или явления при их непосредственном воздействии на органы чувств. Например, исследуя предмет, мы отмечаем, что он жёлтого цвета, его поверхность гладкая, но с мягкими выступами, на вид пористая, с характерным запахом.
4. Что такое восприятие? Что является объектом восприятия, а что – фоном?
Восприятие – составление целостного образа, на основе синтеза ощущений с помощью представлений и имеющегося опыта. Предметы и явления, которые становятся центром нашего внимания, называют объектами восприятия, всё прочее называют фоном.
5. Чем наблюдение отличается от простого восприятия?
Наблюдение – это целенаправленное восприятие, где строго определено, что надо постараться увидеть и в каком порядке, какие измерения надо проводить и в какое время.
6. Какие черты характеризуют интеллект?
Интеллект характеризуется тремя основными чертами:
1) способностью познавать, исследовать окружающий мир;
2) всеобщностью, присутствием во всех видах умственной деятельности;
3) наследуемостью (преимущественно). Интеллект достаётся (или не достаётся) нам от предков; окружающая среда и личный опыт тоже влияют на степень интеллекта, но в меньшей степени.
7. Какая категория интеллекта по классификации Э. Торндайка характерна в первую очередь для высшей нервной деятельности человека?
Для высшей нервной деятельности в первую очередь характерно умение контактировать с людьми, то есть категория общественных способностей.
8. Существует ли зависимость интеллектуальных способностей от размера мозга?
Интеллект и способности человека не зависят от размеров его мозга. Например, у эскимосов Гренландии средний объём мозга 1560 см3, у швейцарцев – 1770 см3, у голландцев – 1380 см3, а у индейцев Америки – 1280 см3, но никаких принципиальных различий в интеллекте, умственных способностях между представителями этих народов нет. Мало того, у одного совершенно нормального в отношении интеллекта англичанина объём мозга составлял всего 1096 см3.
9. Сравните понятия «способности» и «одарённость».
Способности – это такие внутренние психические особенности личности, которые позволяют человеку наиболее успешно выполнять ту или иную деятельность. Развиваться способности могут только в результате упорного труда, при активном участии самого человека. Способный человек скорее достигнет мастерства в своём деле, но без работы его способности не проявятся и угаснут, так и не развившись. Обычно способности человека совпадают с его интересами и склонностями. Однако иногда случается так, что у подростка, например, есть хорошие музыкальные способности, но желания посвятить себя музыке у него нет. Поэтому, выбирая профессию, надо понять, нравится ли вам дело, которым вы собираетесь заниматься, и есть ли у вас способности для достижения успеха в этой деятельности.
Если у человека способности проявляются в раннем возрасте, тогда говорят об одарённости. Одарённость тоже обеспечивает не заведомо запрограммированный успех в какой-либо деятельности, а только возможность достижения этого успеха. Одарённость может быть специальной, т. е. одарённостью к одному виду деятельности, и общей – одарённостью к разным видам деятельности. Часто общая одарённость сочетается со специальной. Многие выдающиеся художники писали музыку, сочиняли стихи и т. д.
ощущение, восприятие, воображение, мышление, память, внимание. — Студопедия
Поделись с друзьями:
Тема лекции: «Познавательная сфера личности. Внимание»
I. Выполните конспект лекционного материала
Общая характеристика познавательных процессов
Психические процессы являются базовой основой человеческой психики. Три разновидности психических процессов — познавательные, эмоциональные и волевые — образуют в своей совокупности психическую деятельность человека.
С помощью познавательных процессов человек получает и осмысливает информацию, отображает объективный мир, преобразуя его в субъективный образ. Таким образом, познавательные процессы – это различные по сложности и адекватности уровни отражения реальности, которые образуют систему.
Познавательные психические процессы поставляют и составляют материал внутреннего мира человека. Они издавна привлекали внимание ученых не только потому, что образуют уникальность, индивидуальность каждого человека, но и потому, что являются средствами, инструментами всякого познания.
Без раскрытия их природы невозможно сколько-нибудь полное, достоверное и надежное разделение объективного и субъективного компонентов при познании внешнего мира.Психические процессы, с помощью которых формируются образы окружающей среды, а также образы самого организма и его внутренней среды, называются познавательными психическими процессами. Познавательные процессы формируют информационную базу, ориентировочную основу психики. Именно познавательные психические процессы обеспечивают получение человеком знаний об окружающем мире и о самом себе. Эти знания являются тем фактором, который при наличии какого-либо побуждения определяет выбор человеком одного из многих возможных, на каждый данный момент, направлений движения и удерживает движение в рамках этого направления. Осознаваемые человеком потребности также даны ему в форме знаний, по крайней мере, в форме знания о том, что он чего-то хочет. Сама деятельность человека приобретает целенаправленный, упорядоченный характер, благодаря знанию о конечном ее результате как о цели, существующей в сознании, форме представления о какой-то конкретной вещи или форме абстрактной идеи.
К познавательным психическим процессам относятся: ощущение, восприятие, воображение, мышление, память, внимание.
Познавательные процессы (ощущение, восприятие, память, внимание, мышление, воображение) входят как составная часть в любую человеческую деятельность и обеспечивают ту или иную ее эффективность. Познавательные процессы позволяют человеку намечать заранее цели, планы и содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ход этой деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты своих действий и управлять ими по мере выполнения. Когда говорят об общих способностях человека, то также имеют в виду уровень развития и характерные особенности его познавательных процессов, ибо, чем лучше развиты у человека эти процессы, тем более способным он является, тем большими возможностями он обладает.
Человек рождается с достаточно развитыми, задатками к познавательной деятельности, однако познавательные процессы новорожденный осуществляет сначала неосознанно, инстинктивно. Ему еще предстоит развить свои познавательные возможности, научиться управлять ими. Поэтому уровень развития познавательных возможностей человека зависит не только от полученных при рождении задатков (хотя они играют значительную роль в развитии познавательных процессов), но в большей мере от характера воспитания ребенка в семье, в школе, от собственной его деятельности по саморазвитию своих интеллектуальных способностей.
Познавательные процессы осуществляются в виде отдельных познавательных действий, каждое из которых представляет собой целостный психический акт, состоящий нераздельно из всех видов психических процессов. Но один из них обычно является главным, ведущим, определяющим характер данного познавательного действия.
Познавая и преобразуя мир, человек выявляет устойчивые связи между явлениями. Закономерности, внутренние связи явлений отражаются в нашем сознании опосредованно — во внешних признаках явлений человек распознает признаки внутренних, устойчивых взаимосвязей
Замечая связи между явлениями, устанавливая всеобщий характер этих связей, человек деятельностно осваивает мир, рационально организует свое взаимодействие с ним, он осуществляет мыслительную деятельность — обобщенную ориентацию в мире. Мышление формирует структуру индивидуального сознания, классификационно-оценочные эталоны индивида, его обобщенные оценки, характерную для него интерпретацию явлений.
Каждый из познавательных процессов имеет собственные характеристики и организацию, вносит свой вклад в формирование внутренне связанной, динамичной, но в то же время целостной картины мира. Протекая одновременно, эти процессы взаимодействуют друг с другом.
Психические процессы: ощущения, восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь — выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того чтобы удовлетворять свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен каким-то образом воспринимать мир, обращая при этом внимание на различные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать, высказывать. Следовательно, без участия психических процессов человеческая деятельность невозможна. Более того, оказывается, что психические процессы не просто участвуют в деятельности, они в ней развиваются и сами представляют собой особые виды деятельности.
В чем же заключается роль психических процессов?
Это функция сигнала или регулятора, которая приводит действие в соответствие с изменяющимися условиями.
Психические явления — это ответы мозга на внешние (окружающая среда) и внутренние (состояние организма как физиологической системы) воздействия.
Иными словами психические явления — это постоянные регуляторы деятельности, возникающей в ответ на раздражения, которые действуют сейчас (ощущение и восприятие) и были когда-то в прошлом опыте (память), обобщающие эти воздействия или предвидящие результаты, к которым они приведут (мышление, воображение).
Психические процессы — процессы, происходящие в голове человека и отражающиеся в динамически изменяющихся психических явлениях.
Человек, чтобы грамотно общаться, должен иметь развитыми все познавательные процессы, а именно: ощущение, восприятие, представление, воображение, мышление, память, внимание, наблюдательность, интеллект. Однако у многих людей эти качества сильно дают знать о себе при взаимодействии с миром вещей и слабо проявляются с людьми, например, внимание и наблюдательность. Многие люди поразительно слепы и не тренируют свою наблюдательность, лишая себя возможности увидеть множество интересных вещей. Как много, к примеру, могут сказать о человеке его манеры, его речь, одежда.
Наша память, обращенная к другим людям, тоже условие нашего успешного общения с ними. Запоминать их имена и отчества, помнить их лица, не забывать, что выводит их из себя, а что, наоборот, успокаивает, что каждый из них умеет, а что не умеет — в этом и во многом другом подобном проявляется такая память. А функция мышления является важнейшим познавательным процессом, обслуживающим общение человека. Здесь большое значение имеют и аналитические способности — видеть мотивацию поступков и интуиция — для проникновения во внутренний мир человека.
Чтобы хорошо, эффективно общаться с другими людьми, мы должны развивать у себя и воображение. В этом случае воображение проявляется в нашем умении ставить себя на место другого человека и видеть все происходящее его глазами, иначе, несмотря на высокий интеллект, неразвитое социальное воображение приписывает свое собственное состояние, свои намерения, мысли другому человеку.
Итак, познавательные процессы — это различные по сложности и адекватности уровни отражения реальности, которые образуют систему.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Когнитивная обработка: что это такое и почему это важно
Что такое когнитивная обработка?
Ваш мозг выполняет множество операций: от определения позиции вашего следующего шага до обнаружения запаха подгоревшего тоста и до определения того, как управлять новым электронным устройством, которое вы только что купили.
Когда мы говорим о когнитивной обработке мозга, мы имеем в виду не двигательные акты (такие как шаги) или сенсорные акты (обоняние тостов), а вместо этого мы концентрируем всю информацию, которую мы получаем. мы собрали и используем его для эффективной работы в мире (управление вашим новым устройством).
Мозг все время выполняет огромную когнитивную работу, принимая информацию и преобразовывая ее, сохраняя ее, восстанавливая ее и приводя в действие. Такая обработка позволяет нам разумно взаимодействовать с окружающим миром.
Примеры когнитивных процессов
В качестве примера представьте, что вы находитесь в продуктовом магазине и совершаете еженедельную экскурсию по магазинам. Вы ищете нужные вам товары, делаете выбор среди разных брендов, читаете вывески в проходах, идете к кассе и обмениваете деньги. Все эти операции являются примерами когнитивной обработки.
Скорость этих процессов определяет нашу реакцию на раздражители, известную как время нашей реакции. Со временем время реакции естественным образом становится немного медленнее, но слишком сильное замедление может указывать на когнитивные нарушения. Непропорциональное замедление может привести к трудностям при обходе препятствий при ходьбе или вождении, проблемам с принятием решений или борьбой с концентрацией внимания.
К счастью, есть способы замедлить процесс естественного старения. Окружите себя познавательными занятиями, будь то формальное образование, новое хобби или новый навык, полученный в Интернете.
Участие в новых задачах приводит к увеличению и укреплению связей между клетками мозга. Больше связей означает больше путей для распространения информации; больше путей означает более высокую скорость обработки.
Если вы хотите узнать больше о когнитивной обработке и о том, как ее можно измерить, предлагаем вам посмотреть следующее видео.
Ссылки
- Хаворт, Дж., Филлипс, М., Ньюсон, М., Роджерс, П.Дж., Торренс-Бертон, А., и Тейлз, А. (2016). Измерение скорости обработки информации при легких когнитивных нарушениях: клиническая и исследовательская дихотомия. Журнал болезни Альцгеймера, 51 (1), 263-275. https://doi.org/10.3233/JAD-150791
- Кершнер, Г. А., Расин, К. А., Хейл, С., Вильхейм, Р., Лалуз, В., Миллер, Б. Л., и Крамер, Дж. Х. (2012). Скорость когнитивной обработки у пожилых людей: связь с целостностью белого вещества. PLoS ONE, 7 (11), e50425. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0050425
- Крч, Д. (2011). Когнитивная обработка. В JS Kreutzer, J. DeLuca, & B. Caplan (Eds.), Энциклопедия клинической нейропсихологии (стр. 627-627). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Springer New York. Получено с http://link.springer.com/10.1007/978-0-387-79948-3_1443
- Лу, Х., Чан, С.С.М., и Лам, Л.К.В. (2017). «Двухуровневые» измерения скорости обработки информации как когнитивные маркеры в дифференциальной диагностике легких нейрокогнитивных расстройств (НИЗ) по DSM-5. Научные отчеты, 7 (1). https://doi.org/10.1038/s41598-017-00624-8
Измерение когнитивного здоровья с помощью цифровой когнитивной оценки
В медицинских клиниках по всей стране оценка когнитивного здоровья имеет
Подробнее
BrainCheck назначает двух новых руководителей исполнительной команды
Быстрорастущий медицинский стартап из Техаса назвал ветеранов отрасли Трея Суэйна
Подробнее
BrainCheck привлекает еще 10 миллионов долларов для выявления и лечения когнитивных нарушений
Оригинальная статья Кристин Холл, опубликованная в TechCrunch As the
Подробнее
Когнитивные процессы | Блог о стипендиях Сантандера
Каждое умственное и физическое действие, которое вы совершаете, от расчесывания волос до еды, вы делаете, потому что ваш мозг обрабатывает информацию вокруг него, а затем действует на этой основе. Это то, что мы называем когнитивными процессами , и согласование их с вашей работой является ключом к развитию вашей карьеры.
Что такое когнитивные процессы?Когнитивные процессы — это умственные операции , которые мозг выполняет для обработки информации. Посредством этих операций мозг взаимодействует с окружающей его информацией, сохраняет ее и анализирует для принятия соответствующих решений. Их влияние на поведение делает их незаменим, когда дело доходит до адаптации к социальным условиям , а также для выживания.
Именно эти процессы позволяют мозгу обрабатывать информацию, которую он получает от органов чувств, регистрировать ее, извлекать по мере необходимости и, прежде всего, учиться.
Когнитивные процессы, также называемые когнитивными функциями , включают в себя основные аспекты, такие как восприятие и внимание, а также более сложные, такие как мышление. Любая деятельность, которую мы делаем, например чтение, мытье посуды или езда на велосипеде, включает когнитивную обработку.
Это происходит с большинством наших ежедневных действий , поэтому, когда любая из этих когнитивных функций страдает, способность выполнять определенные действия ухудшается.
Хотя эти процессы изучались в различных дисциплинах, таких как неврология, антропология и даже философия или информационные науки, именно когнитивная психология первым проанализировала влияние обработки информации на поведение и приобретение знаний . В конце 1950-х годов теории Пиаже и Выготского в отношении когнитивного развития и обучения произвели настоящую революцию в научном мире того времени и актуальны до сих пор.
Типы когнитивных процессовКогнитивные процессы можно разделить на две большие категории:
1. Основные когнитивные процессыбыть захвачены и сохранены в «системе». Это:
- Восприятие . Система обрабатывает информацию, организм улавливает ощущения и придает им смысл.
- Внимание . Люди выбирают, сосредотачиваются и направляют свои умственные ресурсы на стимулы.
- Обработка информации . Это позволяет обрабатывать захваченную информацию, чтобы ее можно было скомпилировать.
- Память . Обнаруженная информация сохраняется в системе для последующей обработки в краткосрочной или долгосрочной перспективе.
Это смесь информации из базовых процессов, представленных ранее , а именно:
- Мышление . Это объединяет всю информацию, позволяя делать суждения и выводы, а также учиться. Такое рассуждение может быть индуктивным, дедуктивным или гипотетико-дедуктивным.
- Исполнительные функции . Они облегчают управление поведением посредством планирования, подавления поведения и принятия решений. Они позволяют направлять поведение на среднесрочные или долгосрочные цели, избегая, таким образом, внезапных импульсов.
- Обучение. Это зависит от нашей способности обращать внимание на стимул, сохранять его в памяти и позже извлекать из него.
- Язык . Основа для общения и внутренней регуляции поведения в виде самостоятельных инструкций. Язык – это не только устная речь, но и другие виды общения.
- Творчество . Это включает в себя разработку новых стратегий отдельно от того, что было изучено.
- Мотивация . Процесс, посредством которого кто-то посвящает свое поведение и энергию определенной теме или интересу.
Когнитивные процессы – это умственные операции, которые помогают формировать когнитивные навыки и которые можно тренировать и улучшать.
Изучение этих навыков — это дело всей жизни, которое постоянно обновляет наши когнитивные навыки таких как память, концентрация или ассоциация, среди многих других. Чтобы разработать обоснование, мозг должен использовать эти навыки, которые позволяют ему применять этот самый процесс на практике.
В качестве примера рассмотрим язык. Чтобы интерпретировать его, мы должны прибегнуть к приобретенному обучению, памяти и мышлению, среди других сложных когнитивных процессов. Так, например, целенаправленно выполняя действия по запоминанию и созданию мысленных образов, можно улучшить нашу память, что, в свою очередь, поможет развитию речи.
Дело в том, что мозг похож на мышцу, поэтому эти когнитивные навыки можно тренировать и, как следствие, мы можем улучшать свои навыки, когда дело доходит до выполнения определенных действий. Поступая таким образом, мы можем получить такие преимущества, как улучшение концентрации внимания или более подвижный интеллект. Но как всего этого добиться? Ответ заключается в выполнении определенных частей этих процессов, которые помогают развить навык.
Хотя когнитивные тренировочные упражнения часто используются, прежде всего, у людей с неврологическими расстройствами или повреждениями головного мозга, каждый может и должен тренировать свой мозг, поскольку это позволит им приобрести эти навыки и развить лучшие реакции в конкретной область.
Как когнитивные процессы связаны с профессиональным успехом?Как было показано, когнитивные процессы связаны с обучением, интеллектом и опытом, поскольку они позволяют собирать знания на основе информации, предоставляемой органами чувств. Но почему они так важны в профессиональной сфере?
Ключевые когнитивные процессы для профессионального успехаПроцессы, оказывающие наибольшее влияние на работу, связаны с исполнительными функциями. Так что всем желающим для улучшения своих когнитивных процессов с целью развития своей профессиональной карьеры следует сосредоточиться на:
1. ПланированииПерспективное мышление необходимо для профессионального успеха и достижения ваших целей. Сам процесс обдумывания наилучшего способа выполнения задачи облегчает определение шагов, которым нужно следовать, и установление порядка приоритетов.
Чтобы успешно реализовать любой проект, эти ранее поставили цели должно быть выполнено: для этого жизненно важно установить подходящий график, так как соблюдение этого поможет успешно достичь цели .
Такое планирование является ключом к профессиональному развитию, потому что именно оно позволяет достичь поставленных целей . Без надлежащего планирования профессиональное развитие невозможно, потому что ваши цели не будут достигнуты оптимальным образом.
2. БлокировкаБлокировка состоит из способность контролировать импульсивные реакции , заменяя их аргументированными.
Это еще один жизненно важный элемент профессионального развития , потому что без него невозможно придать смысл различным ситуациям, с которыми мы сталкиваемся на работе.
Импульсный контроль , который возможен благодаря торможению, оказывается необходимым в напряженных или стрессовых ситуациях, которые могут быть распространены на рабочем месте.
Более того, в случае конфликта, будь то с коллегами или начальством, способность к сдерживанию также является ключом к разрешению проблемы, без перерастания ее в крупный конфликт.
3. МониторингМониторинг относится к способности контролировать собственное поведение и всегда обеспечивать соблюдение плана для достижения целей.
Используется во многих повседневных ситуациях, особенно полезен в профессиональной сфере. Речь идет о , работающем, не упуская из виду план , для достижения поставленных целей, следя за тем, чтобы не было отклонений от указанного плана.
Важно всегда знать, по какому пути следовать, и что вы следуете ему правильно. В противном случае любая предпринятая работа не будет соответствовать поставленным целям.
4. Принятие решенийЭто означает выбор определенного курса действий в соответствии с внешними или внутренними переменными, такими как собственный опыт.
Принятие решений — это бесконечный процесс в профессиональном мире, поэтому очень важно, чтобы эти решения были результатом .
В этом смысле для профессионального развития крайне важно быть человеком, способным принимать решения, какими бы сложными они ни были, иначе это может отрицательно сказаться на вашей работе.
5. Рабочая память или оперативная памятьЭто кратковременная память, которая позволяет хранить и обрабатывать информацию для выполнения сложных задач . На рабочем месте рабочая память важна для рассуждений, языка, чтения и математических навыков.
Рабочая память позволяет нам, например, вести разговор, сохраняя при этом определенные ключевые понятия, чтобы позже проанализировать их и, в свою очередь, дать соответствующие ответы. Или запишите основные моменты выступления, не забывая при этом о том, как продвигается речь.
Если рабочая память человека каким-либо образом ограничена, это вызовет у него значительные трудности, например, при выполнении инструкций, состоящих из нескольких шагов, так как ему будет трудно удерживать в уме следующий шаг при выполнении текущего один.
Вот почему рабочая или оперативная память является ключом к профессиональному развитию.
6. Когнитивная гибкостьЭто способность адаптироваться к изменяющимся условиям и изменять планы по мере необходимости. Нам легче учитывать точку зрения других, поэтому это важно, особенно для командной работы.
Динамика групповой работы требует способности понимать точки зрения других людей , даже если они значительно отличаются от наших собственных, и уметь ассимилировать их, чтобы находить решение , учитывающее мнение каждой команды член во внимание.
Все это возможно благодаря когнитивной гибкости, что делает ее ключевым элементом профессионального развития.
7. Решение проблемЭто умение применять знания в поисках решения. Когда дело доходит до рабочего места, решение проблем является одним из навыков, которые компании ценят больше всего.
Согласно исследованию Soft Skills 4 Talent , проведенному ManpowerGroup, способность решать проблемы станет социальным навыком, который компании больше всего ценят в 2021 году, по мнению 69 % опрошенных менеджеров по персоналу.
В конечном счете, способность решать проблемы эффективным и гибким способом является важным активом для компаний. Люди, которые действуют проактивно, не теряя времени, находят наиболее подходящие решения для каждой ситуации, а также анализируют среднесрочные и долгосрочные последствия, без сомнения, являются ключевыми элементами, за которые нужно держаться в любой компании.
Помня об этой цели и помогая людям прогрессировать, преодолевать проблемы, связанные с четвертой промышленной революцией, и расти инклюзивным и устойчивым образом, Banco Santander придерживается трех ключевых концепций повышения возможностей трудоустройства: обучение на протяжении всей жизни, переквалификация и повышение квалификации . С этой целью был разработан веб-сайт Santander Scholarships – уникальная новаторская глобальная программа.
Если вы хотите продолжать расти как в личном, так и в профессиональном плане, отправляйтесь на Santander Scholarships веб-сайт, где вы найдете сотни возможностей пройти обучение в престижных международных учебных заведениях .