Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

К видам я концепции относятся: Глава 18. Я-КОНЦЕПЦИЯ

Содержание

Глава 18. Я-КОНЦЕПЦИЯ

Я-концепция и ее роль в жизни личности

Понятие Я-концепции появилось в 1950-е гг. в русле гуманистической психологии, представители которой (А. Маслоу, К. Роджерс), в отличие от бихевиористов и фрейдистов, стремились к рассмотрению целостного человеческого Я как фундаментального фактора поведения и развития личности.

Зародившись в зарубежной психологической литературе, в последние десятилетия XX в. понятие «Я-концепция» прочно вошло в обиход отечественной психологии. Однако в литературе нет единой трактовки этого понятия, ближе всего по смыслу к нему находится понятие «самосознание». Соотношение понятий «Я-концепция» и «самосознание» до сих пор точно не определено. Часто они выступают как синонимы. Вместе с тем существует тенденция рассматривать Я-концепцию в отличие от самосознания как результат, итоговый продукт процессов самосознания.

Согласно С.Л. Рубинштейну, самосознание – это осознание самого себя как сознательного субъекта, реального индивида, а вовсе не осознание своего сознания. Если сознание ориентировано на весь объективный мир, то объектом самосознания является сама личность. В самосознании она вступает и как субъект, и как объект познания и отношения (И.И. Чеснокова). Результатом процесса самосознания служит Я-концепция, понимаемая как совокупность установок, направленных на самого себя.

Что же означает термин «Я-концепция», какой реальный психологический смысл в него вкладывается? Психологические словари трактуют Я-концепцию как динамическую систему представлений человека о самом себе. Английский психолог Р. Бернс в книге «Развитие Я-концепции и воспитание» определяет Я-концепцию как «совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженную с их оценкой». Я-концепция

(Я-образ) — система представлений индивида о самом себе, осознаваемая,

345

рефлексивная часть личности. Эти представления о себе самом в большей или меньшей степени осознанны и обладают относительной устойчивостью.

Я-концепция возникает у человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный результат психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним изменениям и колебаниям психическое приобретение. Первоначальная зависимость Я-концепции от внешних влияний бесспорна, но в дальнейшем она играет самостоятельную роль в жизни каждого человека. Окружающий мир, представления о других людях воспринимаются нами сквозь призму Я-концепции, формирующейся в процессе социализации, но имеющей и определенные соматические, индивидуально-биологические детерминанты.

Рассмотрим, какую же роль играет Я-концепция в жизни личности, какие функции она выполняет.

Я-концепция играет, по существу, тройственную роль в жизни личности: она способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию ее опыта и является источником ожиданий.

Первой, важнейшей функцией Я-концепции является обеспечение внутренней согласованности личности, относительной устойчивости ее поведения. Если новый опыт, полученный индивидом, согласуется с существующими представлениями о себе, он легко ассимилируется, входит в Я-концепцию. Если же новый опыт не вписывается в существующие представления о себе, противоречит уже имеющейся Я-концепции, то срабатывают механизмы психологической защиты, которые помогают личности либо тенденциозно интерпретировать травмирующий опыт, либо отрицать его. Это позволяет удерживать Я-концепцию в уравновешенном состоянии, даже если реальные факты ставят ее под угрозу. Это стремление защитить Я-концепцию, оградить ее от разрушающих воздействий является,

346

по мнению Бернса, одним из основополагающих мотивов всякого нормального поведения.

Вторая функция Я-концепции заключается в том, что она определяет характер интерпретации индивидом его опыта. Я-концепция действует как своего рода внутренний фильтр, который определяет характер восприятия человеком любой ситуации. Проходя сквозь этот фильтр, ситуация осмысливается, получает значение, соответствующее представлениям человека о себе.

Третья функция Я-концепции заключается в том, что она определяет также и ожидания индивида, т.е. представления о том, что должно произойти. Люди, уверенные в собственной значимости, ожидают, что и другие будут относиться к ним так же, и, наоборот, люди, сомневающиеся в собственной ценности, считают, что они никому не могут нравиться, и начинают избегать всяких социальных контактов.

Таким образом, развитие личности, ее деятельность и поведение находятся под существенным влиянием Я-концепции.

Структура Я-концепции

На основе Я-концепции индивид строит взаимодействие с другими людьми и с самим собой. Предметом самовосприятия и самооценки индивида могут, в частности, стать его тело, его способности, его социальные отношения и множество других личностных проявлений.

Р. Бернс (как и многие отечественные психологи – В.В. Столин, И.И. Чеснокова, Л.В. Бороздина и др.) выделяет три составляющих в структуре Я- концепции: когнитивную, оценочную и поведенческую. Когнитивная составляющая, или образ Я, включает представления индивида о самом себе.

Оценочная составляющая, или самооценка, включает аффективную оценку этого представления о себе. Поведенческая составляющая включает в себя потенциальные поведенческие реакции либо конкретные действия, которые могут быть вызваны знаниями о себе и отношением к себе. Такое деление Я- концепции на компоненты условно, на самом деле Я-концепция — это

347

целостное образование, все компоненты которого, хотя и обладают относительной самостоятельностью, тесно взаимосвязаны.

Когнитивная – некая описательная составляющая, фиксирующая знания, представления человека о самом себе. Набор убеждений о самом себе и есть когнитивная составляющая Я-концепции.

Эти убеждения могут иметь разную значимость для индивида. Он может считать, например, что он в первую очередь смелый, а сильный только в десятую очередь. Эта иерархия непостоянна и может меняться в зависимости от контекста или с течением времени. Сочетание и значимость характеристик на тот или иной момент в значительной степени обусловливают установки индивида, его ожидания относительно себя.

С точки зрения процессуальной когнитивная подструктура выступает как самопознание- процесс получения знания о себе. Через самопознание человек приходит к определенному знанию о самом себе, т.е. результатом процесса самопознания выступает целостный Образ Я.

В психологической науке основополагающим стало различение У. Джеймсом двух сторон единого, целостного Я (self) – «эмпирическое Я» (Я как объект познания) и «чистое Я» (Я как субъект познания). Под эмпирическим Я У.Джеймс понимал совокупность всего того, что человек может назвать своим: собственное тело, одежду, дом, семью, друзей, психические силы и качества. Он подразделил эмпирическое Я на три подсистемы:

1)материальное Я – тело, одежда, собственность;

2)социальное Я – то, чем признают данного человека окружающие;

3)духовное Я – совокупность психических качеств, склонностей, способностей человека.

Под чистым или познающим Я У. Джеймс понимал то обстоятельство, что человек чувствует себя субъектом своих действий, восприятия, эмоций и осознает свое тождество и неразрывность с тем, чем он был накануне.

348

Одним из наиболее известных различений образов «Я» является различение «Я-реального» и «Я-идеального», которое, так или иначе, присутствует уже в работах У. Джемса, З. Фрейда, К. Левина, К. Роджерса и многих других ученых.

Согласно М. Розенбергу, есть «реальное Я» — то, каким человек кажется себе в действительности; «идеальное Я» — то, каким человек хотел бы быть; «фантастическое Я» — каким субъект желал бы стать, если бы все было возможно; «должное Я» — каким человек должен быть, ориентируясь на моральные нормы; «зеркальное Я» — представления человека о том, как его воспринимают другие.

Оценочная составляющая – наличие критической позиции человека по отношению к тому, чем он обладает, кем является.

Индивид не только полагает, что обладает определёнными характеристиками, но и определённым образом оценивает их, относится к ним. Ему может нравиться или не нравиться то, что он, к примеру, сильный. Результатом этого процесса самооценивания является самооценка – суждение о значении или значимости своих поступков, способностей, черт или личности в целом.

Самооценка — один из важнейших структурных компонентов Я- концепции личности. Всякое знание человека о себе сопряжено с его эмоционально-оценочным отношением к этому знанию.

Вопрос о самооценке достаточно исследован в отечественной и зарубежной психологии. Психологическими словарями самооценка определяется как ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. В психологической науке самооценка рассматривается как центральное личностное образование и центральный компонент Я-концепции.

Самооценка выполняет регуляторную и защитную функцию, влияя на поведение, деятельность и развитие личности, ее взаимоотношения с другими людьми. Основная функция самооценки в психической жизни

349

личности состоит в том, что она выступает необходимым внутренним условием регуляции поведения и деятельности. Высшая форма саморегулирования на основе самооценки состоит в своеобразном творческом отношении к собственной личности — в стремлении изменить, улучшить себя и в реализации этого стремления. Защитная функция самооценки, обеспечивая относительную стабильность и автономность личности, может вести к искажению опыта.

Самооценка — достаточно сложное образование человеческой психики. Она возникает на основе обобщающей работы процессов самосознания, которая проходит различные этапы, и находится на разных уровнях развития в ходе становления самой личности. Поэтому самооценка постоянно изменяется, совершенствуется. Процесс установления самооценки не может быть конечным, поскольку сама личность постоянно развивается, а следовательно, меняются и ее представления о себе и отношение к себе. Источником оценочных представлений индивида о себе является его социокультурное окружение, в том числе социальные реакции на какие-то проявления его личности, а также результаты самонаблюдения.

По мнению Бернса, есть три момента, существенных для понимания самооценки. Во-первых, важную роль в ее формировании играет сопоставление образа реального Я с образом идеального Я, т.е. с представлением о том, каким человек хотел бы быть. Это сопоставление часто фигурирует в различных психотерапевтических методиках, при этом высокая степень совпадения реального и идеального Я считается важным показателем психического здоровья. Таким образом, чем меньше разрыв между реальным представлением человека о себе и его идеальным Я, тем выше самооценка личности.

Во-вторых, важный фактор для формирования самооценки связан с интериоризацией социальных реакций на данного индивида. Иными словами, человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие.

350

Наконец, в-третьих, на формирование самооценки существенное влияние оказывают реальные достижения личности в самых разнообразных видах деятельности. И здесь, чем значительнее успехи личности в том или ином виде деятельности, тем выше будет и ее самооценка.

Содержание самооценки многоаспектно, так же как сложна и многоаспектна сама личность. Оно охватывает мир ее нравственных ценностей, отношений, возможностей, способностей. Выделяются частные самооценки – оценка каких-либо отдельных сторон своей личности или конкретных действий (например, оценка своего интеллектуального потенциала или своих успехов в профессиональной деятельности) и общая (глобальная) самооценка, которую иногда называют самоуважением. Общая самооценка – это не простая сумма всех частных самооценок, а определенный вид взаимосвязи значимых самооценок, т.е. оценка себя в наиболее значимых видах деятельности.

В психологии различают самооценку адекватную и неадекватную. Адекватная самооценка отражает реальный взгляд личности на саму себя, ее достаточно объективную оценку собственных способностей, свойств и качеств. Неадекватная самооценка характеризует личность, чье представление о себе далеко от реального. Такой человек оценивает себя необъективно, его мнение о себе резко расходится с тем, каким его считают другие.

Неадекватная самооценка, в свою очередь, может быть как завышенной, так и заниженной. Если человек переоценивает свои возможности, результаты деятельности, личностные качества, то его самооценка является завышенной. Такой человек самоуверенно берется за работу, превышающую его реальные возможности, что при неудаче может приводить его к разочарованию и стремлению переложить ответственность за нее на обстоятельства или других людей. Если человек недооценивает себя по сравнению с тем, что он есть в действительности, то его самооценка заниженная. Такая самооценка разрушает у человека надежды на

351

собственные успехи и хорошее отношение к нему со стороны окружающих, а реальные свои успехи и положительную оценку окружающих он воспринимает как временные и случайные. Как завышенная, так и заниженная самооценка затрудняют жизнь человека. Нелегко жить неуверенным в себе, робким людям; не менее трудно жить и высокомерным.

Адекватная самооценка также не бывает однородной. У одних людей она высокая, у других более низкая. Повышенная самооценка характеризует человека, который не считает себя хуже других и положительно относится к себе как к личности. У него достаточно высокий уровень притязаний и вера в свои способности. Такой человек руководствуется своими принципами, знает себе цену, мнение окружающих не имеет для него решающего значения. Он уверен в себе, поэтому критика не вызывает у него бурной защитной реакции

ивоспринимается спокойно. Человек, положительно относящийся к себе, обычно более благосклонно и доверчиво относится к окружающим.

Пониженная самооценка проявляется в постоянном стремлении недооценивать собственные возможности, способности, достижения, повышенной тревожности, боязни отрицательного мнения о себе, повышенной ранимости, побуждающей человека сокращать контакты с другими людьми. В этом случае страх самораскрытия ограничивает глубину

иблизость общения. Люди с пониженной самооценкой подчас недоверчиво и недоброжелательно относятся к другим людям.

Для развития положительной самооценки важно, чтобы ребенок был окружен постоянной любовью вне зависимости от того, каков он в данный момент. Такую любовь в психологии называют безусловной. Постоянное проявление безусловной родительской любви вызывает у ребенка ощущение собственной ценности и способствует формированию положительного отношения к себе.

Самооценка тесно связана с уровнем притязаний. Этот термин был введен в школе известного немецкого психолога К. Левина. Уровень притязаний определяет стремление к достижению целей той степени

352

сложности, на которую человек считает себя способным. Решающим фактором в становлении уровня притязаний является переживание субъектом своих достижений как успешных или неуспешных. Например, для одного студента сдача какого-либо экзамена на «хорошо» может выступать как колоссальный успех, а для другого – как провал.

У. Джеймс связал уровень притязаний с самоуважением, предложив следующую формулу: Самоуважение = Успех : Уровень притязаний. Под успехом автор понимал эффективное выполнение не любой, а лишь значимой для человека деятельности.

Поведенческая составляющая заключается в потенциальной поведенческой реакции, т.е. конкретных действиях, которые могут быть вызваны образом Я, самооценкой и самоотношением.

Кем бы человек себя ни считал, он не может игнорировать то, как он на самом деле себя ведёт, то, что ему на самом деле удаётся. Эта «объективная» часть и есть поведенческая составляющая Я-концепции.

Регулирующая роль Я-концепции заключается в том, что она направлена на защиту, поддержание и развитие собственной личности. Результатом процессов саморегулирования является формирование самоэффективности. Самоэффективность отражает убеждения в собственных способностях организовать и исполнить действия, необходимые для определенных достижений, означает веру человека в то, что в сложной ситуации он сможет продемонстрировать удачное поведение. Самоэффективность – это чувство собственной компетентности в той или иной деятельности, суждение о своих способностях и возможностях, а не суждение о собственной ценности (А. Бандура).

В целом ряде исследований установлено, что ожидания эффективности коррелируют с реальным поведением. Иными словами, человек преимущественно демонстрирует то поведение, которое он сам от себя ожидает, и видит именно те последствия, которых ждет. Ожидая получить

353

отказ в ответ на просьбу, он саму просьбу строит так, что она закономерно ведет к отказу.

Таким образом, самосознание представляет собой единство процесса самопознания, в какой бы форме оно ни выступало, и определенной системы оценок и переживаний, включенных в этот процесс. Я-концепция предстает как совокупность суждений человека о самом себе и включает убеждения, оценки, эмоции и задает тенденции поведения.

Развитие Я-концепции

Взаимосвязи человека с миром богаты и разносторонни. В системе этих взаимосвязей ему приходится выступать в разных качествах, в разных ролях, быть субъектом самых разнообразных видов деятельности. И из каждого взаимодействия с миром вещей и миром людей человек «выносит» образ своего Я. В процессе самоанализа, расчленения отдельных конкретных образов своего Я на составляющие их образования — внешние и внутренние психологические особенности — происходит как бы внутреннее обсуждение с самим собой своей личности. Каждый раз в результате самоанализа, по словам С.Л. Рубинштейна, образ своего Я «включается во все новые связи и в силу этого выступает во все новых качествах, которые фиксируются в новых понятиях… он как бы поворачивается каждый раз другой стороной, в нем выявляются все новые свойства».

Так, постепенно, возникает обобщенный образ своего Я, который как бы сплавляется из многих единичных конкретных образов Я в ходе самовосприятия, самонаблюдения и самоанализа. Этот обобщенный образ своего Я, возникая из отдельных, ситуативных образов, содержит общие, характерные черты и представления о своей сущности и выражается в понятии о себе, или Я-концепции. В отличие от ситуативных образов Я, Я- концепция создает у человека ощущение своей константности, самотождественности.

Несмотря на устойчивость, Я-концепция — не статическое, а динамическое образование. На ее формирование влияет целый комплекс

354

факторов, из которых особенно важны контакты со «значимыми другими», в сущности, определяющие представления о самом себе. Представления индивида о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того, основываются они на объективном знании или субъективном мнении. Предметом восприятия человека могут, в частности, стать его тело, его способности, его социальные отношения и множество других личностных проявлений. По мнению И. С. Кона «человеческое „Я“ существует лишь благодаря постоянному диалогу с другими».

Младенцы поначалу не разграничивают себя и окружающий мир. По мере роста начинает развиваться телесное Я, с осознанием которого приходит понимание неидентичности внутреннего и внешнего миров. Позже маленькие дети начинают сравнивать себя со своими родителями, сверстниками и родственниками, находя те или иные различия. К младшему школьному возрасту их знания о себе расширяются настолько, что уже включают целую систему оценок собственных качеств.

По мнению И.И. Чесноковой, на ранних онтогенетических ступенях развития человека, примерно до подросткового возраста, субъект соотносит себя с другими, происходит сопоставление «Я» и «другого человека». Основными внутренними приемами самопознания служат самовосприятие и самонаблюдение. На этом уровне развития складываются единичные образы самого себя и своего поведения, привязанные к конкретной ситуации. В итоге формируются некоторые относительно устойчивые стороны представления о своем «Я», но еще нет целостного, истинного понимания себя.

В отрочестве и юности самооценка принимает более отвлеченный характер, и у подростков появляется заметная озабоченность тем, как их воспринимают окружающие. Найти себя, собрать из мозаики знаний о себе собственную идентичность становится для юношей и девушек первостепенной задачей. Именно в этот период их интеллект достигает такого уровня развития, который позволяет им задумываться над тем, что

355

представляет собой окружающий мир и каким ему следует быть. На этом этапе онтогенеза для самопознания характерно соотнесение знаний о себе в процессе аутокоммуникации, т.е. в рамках «Я» и «Я», когда человек оперирует уже готовыми знаниями о себе. Ведущими внутренними приемами данного уровня самопознания являются самоанализ и самоосмысливание. Постепенно у субъекта возникает обобщенный образ своего Я, который как бы сплавляется из единичных конкретных образов Я.

На протяжении всего взрослого периода жизни Я-концепция человека одновременно стремится сохранить преемственность и претерпевает изменения. Важные события жизни: смена работы, женитьба, рождение детей и внуков, развод, потеря работы, война, личные трагедии — заставляют нас пересматривать отношение к себе.

Обнаружено, что динамика изменения Я-концепции личности начинается с изменения отношения к себе и внешнему миру, которое служит толчком для сдвига всех взаимозависимых компонентов многоуровневой системы. С нарастанием противоречий в структуре образа Я нарушается устойчивость, исчезает внутренняя согласованность элементов модели Я- концепции, происходит «утрата себя», возникает психическая напряженность. Процесс изменения, который идет либо по пути упрощения, либо по пути усложнения содержания Я-концепции, завершается преобразованием всей её структуры.

По-видимому, точки роста и развития личности по пути самореализации совпадают с такими человеческими реальностями как самость, самоактуализация, Я-идеальное и стремлением человека к поиску гармоничного соответствия этих реальностей в своем образе-Я.

Герген (Gergen, 1971) отмечает следующие факторы, которые влияют на представления индивида о самом себе:

1.Согласованность внешней оценки и Я-концепции.

2.Значимость представлений, которые затрагивает оценка.

356

3.Доверие к эксперту. Чем большим кредитом доверия пользуется эксперт, выносящий оценку, тем значительней его влияние.

4.Число повторений. Чем больше число повторений выданной оценки, тем больше вероятность её принятия.

5.Модальность оценки. Принятие или игнорирование внешней оценки зависит от того, позитивна она или негативна.

Исходя из этого, внешняя оценка будет представлять собой угрозу Я- концепции в случаях, когда:

1. Оценка не совпадает с представлениями индивида о самом себе и является негативной.

2.Оценка затрагивает функционально значимые понятия, которые индивид использует для самоопределения.

3.Эксперт, выносящий оценку, пользуется значительным кредитом

доверия.

4.Индивид подвергается систематическому воздействию одной и той же внешней оценки и не может её игнорировать.

Зрелость Я-концепции, ее адекватность проверяется и корректируется практикой. Я-концепция в значительной степени влияет на весь строй психики, мировосприятия в целом, обусловливает основную линию поведения человека.

Вопросы и задания для самопроверки

1.Дайте определение Я-концепции.

2.Кто из ученых стоял у истоков исследования проблемы «Я» в зарубежной и отечественной психологии?

3.Какие функции выполняет Я-концепция в жизни личности?

4.Что является результатом самосознания личности?

5.Какова структура Я-концепции?

6.Дайте характеристику когнитивной составляющей Я-концепции.

7.Что такое «образ Я»?

8.Какие виды «образов Я» выделяют ученые?

9.Что такое самооценка?

10.Что значит «адекватная» и «неадекватная» самооценка?

11.Чем отличается человек, имеющий низкую самооценку от того, у кого самооценка высокая?

357

12.Что значит «завышенная» и «заниженная» самооценка?

13.Чем отличаются частные самооценки от общей, глобальной?

14.Что такое самоуважение и какую формулу самоуважения предложил У. Джеймс?

15.Дайте определение уровня притязаний личности.

16.Что представляет собой поведенческая составляющая Я-концепции?

17.Дайте характеристику понятия «самоэффективность».

18.Чем отличается развитие Я-концепции на ранних стадиях онтогенеза?

19.Каким образом происходит развитие Я-концепции в подростково-юношеском возрасте?

20.Какие события существенно влияют на изменение Я-концепции взрослого человека?

Рекомендованная литература

Основная литература

1.Асмолов, А. Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека [Текст] : учеб. для студ. высш. учеб. заведений, обуч. по спец. «Психология», «Клиническая психология» и напр. подготовки «Психология» / А. Г. Асмолов. – 4-е изд., испр. и доп. – М. : Академия, 2010. – 447 с.

2.Марцинковская, Т. Д. Общая психология [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений, обуч. по пед. специальностям / Т. Д. Марцинковская – М. :

Академия, 2010. – 381 с.

3.Петровский, А. В. Психология [Текст] : учеб. для студ. высш. учеб. заведений / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. – 9-е изд., стер. – М. : Академия, 2009. – 512 с.

4.Психология [Текст] : учеб. по дисциплине «Психология» цикла «Общепрофессиональные дисциплины» для студ. высш. учеб. заведений, обуч. по пед. спец. / под ред. Б. А. Сосновского. – М. : Юрайт, 2010. – 660 с.

5.Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] : учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений, обуч. по напр. и спец. психологии / С. Л. Рубинштейн – СПб.

:Питер, 2007. – 705 с.

Дополнительная литература

1. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни [Текст] / К. А. АбульхановаСлавская. – М. : Мысль, 1991. – 299 с.

2.Абульханова-Славская, К. А. Типология активности личности [Текст] / К. А. Абульханова-Славская // Психологический журнал. – 1985. – Т. 6. – № 5. – С. 3-18.

3.Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание [Текст] / Р. Бернс. – М. :

Прогресс, 1986. – 420 с.

4.Васильев, Н. Н. Я-концепция: в согласии с собой [Текст] / Н. Н. Васильев. – Элитариум: Центр дистанционного образования, 2009. – Режим доступа: http://www.elitarium.ru/2009/12/18/ja_koncepcija.html

5.Дорфман, Л. Я. Метаиндивидуальный мир [Текст] / Л. Я. Дорфман. – М. :

Смысл, 1993. – 456 с.

6.Кон, И. С. В поисках себя. Личность и ее самосознание [Текст] / И. С. Кон. – М. : Политиздат, 1984. – 335 с.

7.Краткий психологический словарь [Текст] / под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – М. : Политиздат, 1985. – 494 с.

8.Липкина, А. И. Самооценка школьника [Текст] / А. И. Липкина. – М.:

Знание, 1976. – 64 с.

358

9.Лэнг, Р. Расколотое «Я» [Текст] / Р. Лэнг. – СПб. : Белый кролик, 1995. – 352

с.

10.Маслоу, А. Г. Мотивация и личность [Текст] / А. Г. Маслоу. – СПб. :

Евразия, 1999. – 479 с.

11.Мейли, Г. Структура личности [Текст] / Г. Мейли // Экспериментальная психология / ред. П. Фресса и Ж. Пиаже. – М., 1975. – Вып. V. – С. 197-283.

12.Соколова, Е. Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности [Текст]

/Е. Т. Соколова. – М. : Московский университет, 1989. – 216 с.

13.Столин, В. В. Самосознание личности [Текст] / В. В. Столин. – М. : МГУ,

1983. –284 с.

14.Фейдимен, Дж. Теория и практика личностно-ориентированной психологии [Текст] : в 2 т. / Дж. Фейдимен, Р. Фрейгер ; пер. с англ.– М. : Три Л, 1996.

Т.2 : Теория и практика личностно-ориентированной психологии. – 1996. – 208 с.

15.Чеснокова, И. И. Проблема самосознания в психологии [Текст] / И. И. Чеснокова. – М. : Наука, 1977. – 143 с.

16.Юнг, К. Г. Воспоминания, сновидения, размышления [Текст] / К. Г. Юнг. –

М. : Харвест, 2003. – 496 с.

359

Я-концепция – это представления личности о самой себе в психологии

Представление и мнение человека о самом себе значительно влияет на его мировосприятие, поведение и стиль жизни.

В психологии такое представление называют Я-концепцией. Это одна из важнейших составляющих человеческой личности, которая формирует не только представление человека о самом себе, но и представление о нем других людей.

Я-концепция – результат самооценивания и самопознания относительно разных происходящих в жизни человека событий и мнений других окружающих его личностей.

На сегодняшний день понятие «Я-концепции» становится все более актуальным. Многие интересующиеся психологией или просто небезразличные к своему развитию люди пытаются познать себя и свою личность, обращаясь к понятию Я-концепции.

Это не просто идея представления человека о самом себе, это сложная динамическая система, которая состоит из множества аспектов. Разберем понятие подробнее.

Содержание

  • 1 История возникновения концепции
  • 2 Составляющие Я-концепции
  • 3 Архитектоника Я-концепции
  • 4 Какую роль Я-концепция играет в жизни человека

История возникновения концепции

Я-концепция в психологии – система представлений личности о самой себе, которая состоит из:

На протяжении долгого времени многие ученые, философы и психологии считали вопросы об истоках представления человека о самом себе очень серьезными и значимыми.

Но попытки дать точное определение такой концепции были безуспешными.

Я-концепция как самостоятельное понятие начало зарождаться только в 19-20 веках. В те времена активно велись споры и обсуждались идеи о человеке как о познаваемом субъекте и познающем, то есть о его двойственной природе.

Одним их первых исследователей идеи о системе представлений человека о самом себе был психолог Вильям Джеймс. Он каждый день наблюдал за собственными сознательными переживаниями и делал выводы, на которых основываются его убеждения касательно Я-концепции .

В 50-е годы 20 века к Я-концепции заново вернулись ученые, занимающиеся гуманистической психологией и положившие начало развитию этого понятия. Карл Роджерс и Абрахам Маслоу рассматривали целостное человеческое «Я» как неотъемлемую часть процесса развития личности и ее основополагающий фактор.

В 80-е понятием Я-концепции заинтересовались и отечественные ученые-психологи, которые также внесли свой вклад в исследования данной концепции.

За все время существования понятия Я-концепции исследованиями этой идеи занимались не только обычные психологи, но и социологи, врачи-клиницисты, социальные и детские психологи.

Исследования данной концепции очень важны для становления истины о гармоничном развитии личности, формирования ее мировоззрения и характера поведения.

Составляющие Я-концепции

Многие определяют Я-концепцию как самосознание и определяют эти два понятия как синонимы.

Действительно, Я-концепцию и самосознание можно назвать близкими друг другу терминами, но в некоторых случаях данную концепцию не приравнивают к самосознанию, а, наоборот, называют ее конечным продуктом или итогом его процессов.

Вильям Джеймс выделял в Я-концепции несколько важных составляющих самого «Я»:

Одна из архиважных функций Я-концепции – обеспечение внутренней согласованности и устойчивости поведения личности. Формирование данной концепции происходит во время получения человеком жизненного опыта.

Особенно это касается отношений детей с родителями. Я-концепция достаточно рано приобретает активную роль. Она влияет на жизненные цели человека и оценку их достижений, на его ожидания и систему прогнозов на будущее.

Таким образом Я-концепция влияет на развитие личности в целом, ее поведение и деятельность. На реальность Я-концепции влияет ряд факторов:

  • чувство и ощущение личной адекватности человека;
  • отсутствие ощущения угрозы в процессе самоописания;
  • ясность самосознания;
  • адекватное выражение самосознания.

Я-концепция напрямую зависит от внешних воздействий на человека. Однако, в течение своего развития концепция становится самостоятельным фактором, играющим важную роль в жизнедеятельности человека.

Люди воспринимают все происходящие с ними вокруг через призму данной концепции, которая формируется под воздействием жизненного опыта и социализации.

Архитектоника Я-концепции

Я-концепция формируется в процессе получения жизненного опыта и развития человека. Этот процесс выступает как итог:

В «Я-концепции» можно также выделить следующие компоненты:

  • образ «Я» (когнитивный). Это ничто иное как представление человека о самом себе;
  • самооценка (оценочный). Эмоциональная оценка человеком своего внутреннего «Я»;
  • поведенческий. Это то, как человек реагирует и поступает, руководствуясь знаниями о себе самом и своей самооценкой.

В своих исследованиях концепции представления человека о самом себе ученые часто затрагивали такое понятие как самооценка.

Также популярным был термин «самопринятие» или «самоосознавание», которыми ученые-психологи обозначали принятие и уважение человека к самому себе вне зависимости от своих недостатков.

Человек взаимодействует с окружающим миром, становясь субъектом всевозможных видов деятельности. Благодаря любому такому взаимодействию формируется образ собственного «Я».

Люди анализируют себя и свои поступки, исследуют свою натуру путем разделения различных образов себя на внешние и внутренние образования.

Со временем человек формирует суммарное представление о своем «Я», которое будет состоять из отдельных элементов, образующихся во время самоанализа, самонаблюдения и самопознания.

Такое суммарное представление о своем «Я» будет состоять из основных представлений человека о самом себе и своей натуре, что и отражает Я-концепция.

Какую роль Я-концепция играет в жизни человека

Я-концепция очень важна для становления личности и играет особую роль в жизни человека. Важность роли данной концепции, по большей части, определяется ее основными функциями:

  1. Я-концепция помогает достигнуть личности внутренней согласованности. Воздействия окружающей среды сравниваются с концепцией представления человека о самом себе. Если эти воздействия не соответствуют данной концепции, то они вытесняются сознанием. Механизмы психологической защиты таким образом охраняют целостность внутреннего «Я».
  2. Данная концепция есть ничто иное как источник установок личности и ее ожиданий. Я-концепция влияет на определение ожиданий личности, таких как уровень самооценки и характер поведения.
  3. Я-концепция выявляет характер становления и развития жизненного опыта личности.

Для концепции познания человеком самого себя характерны и постоянные внутренние перемены. Я-концепция не может быть однажды сформирована раз и навсегда, это перманентное состояние личности.

В течение жизни, по мере изменения жизненного опыта Я-концепция личности способна менять свою адекватность и зрелость. Таким образом, данная концепция является основополагающим фактором формирования поведения человека, а также оказывает большое влияние на его психическое состояние и мировоззрение.

Я-концепция является неотъемлемой частью процесса самопознания. Человеку станет гораздо проще функционировать в окружающей среде, достигать успехов и развиваться в нужном русле, если он начнет разбираться в составляющих своей личности, ее особенностях и функциях самой Я-концепции.

Развитие каждой личности зависит от нее самой. Зная особенности своего психического состояния, можно не только добиться определенных успехов в становлении своей личности, но и влиять на развитие других.

В этом видео вы узнаете о характеристиках темперамента в Я-концепции:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Понятия и построения

Понятия и построения

Первым шагом в процессе измерения является определение изучаемых понятий. Исследователи генерируют концепции, обобщая отдельные факты. Концепции основаны на нашем опыте. Понятия могут основываться на реальных явлениях и представлять собой обобщенное представление о чем-то значимом. Примеры понятий включают общие демографические показатели: доход, возраст, уровень образования, количество братьев и сестер.

Мы можем измерять понятия с помощью прямых и косвенных наблюдений:

  1. Прямое наблюдение: Мы можем измерить чей-то вес или рост. И мы можем записать цвет их волос или глаз.
  2. Косвенное наблюдение:
    Мы можем использовать анкету, в которой респонденты дают ответы на наши вопросы о поле, доходе, возрасте, отношении и поведении.

Конструкции: Конструкции измеряются с несколькими переменными. Конструкции существуют на более высоком уровне абстракции, чем понятия . Справедливость, Красота, Счастье и Здоровье — все это конструкции. Конструкты считаются скрытыми переменными, потому что их нельзя непосредственно наблюдать или измерять. Типичные конструкты маркетинговых исследований включают лояльность к бренду, покупательское намерение и удовлетворенность клиентов. Конструкты являются основой рабочих гипотез.

Лояльность к бренду — это конструкт, который часто изучают исследователи маркетинга. Лояльность к бренду можно измерить с помощью различных показателей:

  1. Количество товаров, приобретенных в прошлом
  2. Денежная стоимость прошлых покупок
  3. Частота прошлых покупок
  4. Вероятность будущих покупок
  5. Вероятность рекомендации бренда другу или члену семьи
  6. Вероятность перехода на конкурентный бренд

Атрибут — это отдельная функция или измерение конструкции.

Измерение: Измерение — это присвоение чисел или символов явлениям. Для измерения требуется шкала . Шкала дает диапазон значений — критерий, — который соответствует наличию свойств исследуемого понятия. Шкала обеспечивает правила, которые связывают значения на шкале с изучаемым понятием.

Мы можем классифицировать значения, полученные в результате измерения, на две широкие категории: 1) Переменные и 2) Константы

.

Переменные: Переменные — это измерения, которые могут свободно изменяться. Переменная может быть разделена на независимых переменных или зависимых переменных . Зависимая переменная изменяется в ответ на изменения независимой переменной или переменных.

Константы: Константы, с другой стороны, не меняются.

В статистике и опросах ответы обычно описываются как случайные величины. Значение случайной величины изменяется случайно, случайным образом или случайным образом. Это означает, что ответы респондентов на опрос нельзя предсказать с абсолютной уверенностью. Например, когда людей спрашивают, намерены ли они приобрести новый продукт или одобряют или не одобряют конкретную государственную политику, неясно, какими будут ответы.

С другой стороны, в физике скорость света в вакууме — 186 000 миль в секунду — является константой. Это не меняется.

Переменная может быть преобразована в константу, когда исследователь решает контролировать переменную, сводя ее выражение к единственному значению. Предположим, исследователь проводит тест на вкусовые предпочтения потребителей трех марок замороженной пиццы. В этом тесте есть ряд переменных: 1) оценки респондентами вкуса каждой марки пиццы, 2) способ подачи каждой пиццы, тип используемых тарелок и скатертей, 3) способ приготовления каждой марки. Чтобы получить точную меру первой переменной — оценки респондентами вкуса трех марок пиццы — исследователь будет считать вторую и третью переменные постоянными. Подавая все три пиццы на одних и тех же тарелках при одинаковой сервировке стола, готовя пиццы одинаковыми способами и подавая их при одинаковой температуре, исследование контролирует эти переменные.

При этом исследователь удалил или проконтролировал влияние второй и третьей переменных на вкусовые предпочтения респондентов. Исследователи называют переменные 2 и 3 управляющие переменные .

 

 

тк | вернуться наверх | предыдущая страница | следующая страница

 

 

 

 

 

Руководство и руководство по составлению концептуальных карт

Что вы хотите делать с концептуальными картами?

Я хочу узнать больше о концептуальных картах.

Я хочу создать свою собственную концептуальную карту в Lucidchart.

Я хочу создать концептуальную карту из готового шаблона.


Используйте средство создания концептуальных карт, чтобы помочь другим лучше понять и визуализировать различные идеи и то, как они работают. Это руководство охватывает все, что вам нужно знать о концептуальных картах, от определений и ключевых функций до вариантов использования и истории.

15 минут чтения

Хотите создать свою собственную концептуальную карту? Попробуйте Люсидчарт. Это быстро, просто и совершенно бесплатно.

Создание концептуальной карты

Что такое концептуальная карта?

Концептуальная карта представляет собой диаграмму или графический инструмент, который визуально представляет отношения между концепциями и идеями. Большинство концептуальных карт изображают идеи в виде прямоугольников или кругов (также называемых узлами), которые имеют иерархическую структуру и связаны линиями или стрелками (также называемыми дугами). Эти строки помечены связывающими словами и фразами, чтобы помочь объяснить связи между понятиями.

Основные характеристики концептуальных карт

Концептуальные карты также называют концептуальными диаграммами. Хотя другие типы диаграмм могут выглядеть одинаково, концептуальные карты имеют определенные характеристики, отличающие их от других визуальных инструментов.

Понятия

Понятия определяются как «воспринимаемые закономерности или закономерности в событиях или объектах, или записи событий или объектов, обозначенные меткой» и изображаются в виде фигур на диаграмме.

Связующие слова/фразы

Связующие слова или фразы расположены на линиях, соединяющих объекты на карте понятий, и эти слова описывают отношения между двумя понятиями. Они максимально лаконичны и обычно содержат глагол. Примеры включают «причины», «включает» и «требует».

Пропозициональная структура

Предложения – это осмысленные утверждения, состоящие из двух или более понятий, связанных словами-связками. Эти утверждения также известны как семантические единицы или единицы значения. Концепции и предложения являются основой для создания новых знаний в предметной области. По сути, концептуальная карта визуально передает набор предложений по определенной теме.

Иерархическая структура

Ключевым элементом концептуальной карты является ее иерархическая структура. Наиболее общие и всеобъемлющие понятия располагаются в верхней части карты понятий, а более конкретные и эксклюзивные понятия располагаются иерархически ниже. Таким образом, концептуальная карта предназначена для чтения сверху вниз.

Основной вопрос

Основной вопрос определяет вопрос или проблему, которую должна решить концептуальная карта. Разработка основного вопроса позволяет вам проектировать с учетом контекста и, таким образом, помогает направлять и поддерживать направление вашей концептуальной карты. В рамках иерархической структуры основной вопрос должен находиться в самом верху концептуальной карты и служить ориентиром.

Автостоянка

Прежде чем приступить к составлению концептуальной карты, может быть полезно составить список ключевых понятий, которые необходимо включить. Составьте упорядоченный список от наиболее общего понятия к наиболее конкретному. Этот список называется парковкой, так как вы будете перемещать элементы на карту по мере того, как выясняете, где они подходят. позволяя вам визуализировать, как связаны идеи в этих разных областях. И перекрестные ссылки, и иерархическая структура способствуют творческому мышлению, и эти перекрестные ссылки часто указывают на моменты творчества.

Зачем использовать концептуальную карту?

Мозг обрабатывает изображения в 60 000 раз быстрее, чем текст. Разработанное как инструмент для организации и представления знаний, картирование понятий может помочь вам визуализировать отношения между различными понятиями и проверить ваше понимание сложных предметов. Продумывание и визуальное представление взаимосвязей между идеями формирует мысленные связи, которые позволяют лучше запоминать знания. Эта диаграмма — популярный способ зафиксировать понимание темы для работы, учебы или личного изучения. Чаще всего он используется в академических кругах, но его можно легко применить и в других областях.

Концептуальное картирование предлагает преимущества для любого учебного процесса:

  • Облегчает понимание благодаря визуальному формату
  • Синтезирует информацию, объединяя новые и старые концепции, чтобы лучше понять общую картину
  • Способствует мозговому штурму и высокоуровневому мышлению
  • Способствует открытию новых понятий и их связей
  • Обеспечивает четкое изложение сложных идей
  • Способствует совместному обучению
  • Искры творчества
  • Снимки ваших текущих знаний для оценки понимания
  • Определяет области, которые требуют дополнительных знаний или обзора

Когда создавать концептуальную карту

Концептуальные карты являются оптимальным средством обучения для учащихся и преподавателей, независимо от того, учатся ли участники в школе, преподают или репетиторствуют по предмету или самостоятельно развивают новые навыки.

Процесс соединения идей в осязаемом пространстве может укрепить ваши актуальные знания, а также прояснить, в каких областях нужно немного поработать.

Создание концептуальной карты может быть полезно, когда:

  • Представление краткого обзора поля
  • Усвоение информации во время подготовки к экзамену
  • Оценка понимания учащимся определенной темы
  • Закрепление знаний в процессе обучения
  • Демонстрация приемлемого уровня понимания предмета
  • Определение знаний, которые существуют в вашей голове, но официально не задокументированы

Концептуальные карты аналогичны другим методам сопоставления узлов, таким как тематические карты или диаграммы UML. Однако концептуальные карты различаются из-за их философской основы, согласно которой концепции и предложения являются основой новых знаний и значений.

Имейте в виду, что концептуальные карты — это не то же самое, что интеллект-карты, хотя их часто путают (подробнее см. ниже). Концептуальные карты — не лучший инструмент для визуализации новых идей, организации встреч или управления задачами и проектами. В этих сценариях вы можете попробовать интеллект-карты или другой тип диаграммы.

Концептуальные карты и интеллект-карты

Многие люди не могут отличить концептуальные карты от интеллект-карт. Вот как определить, имеете ли вы дело с концептуальной картой или картой разума:

Карты понятий

  • Используются для представления неявных знаний, таких как существующая теория или концепция. Идеи обычно генерируются извне.
  • Как правило, представляют собой академические знания, поэтому их применение носит более формальный характер.
  • Содержат общие знания в верхней части карты, а соответствующие понятия расположены иерархически ниже.
  • Показать темы с перекрестными ссылками и несколькими отношениями.

Интеллект-карты

  • Используются для конкретизации набора идей, которые часто генерируются внутри компании.
  • Имеют тенденцию представлять большее разнообразие задач и концепций, поэтому их применение более гибкое.
  • Содержит одно слово, фразу или изображение в центре карты с соответствующими идеями, исходящими наружу во всех направлениях.
  • Показать темы с одним родителем и несколькими дочерними элементами.

С Lucidchart можно быстро и легко строить диаграммы. Начните бесплатную пробную версию сегодня, чтобы начать создавать и сотрудничать.

Создание концептуальной карты

Концептуальная карта для образования

Концептуальное картирование может быть мощным инструментом в мире образования, помогая учащимся работать на более высоких когнитивных уровнях и помогая учителям объяснять сложные предметы и оценивать понимание учащихся.

Учащиеся могут использовать картографирование понятий для:

  • Организовывать и структурировать новый материал
  • Повышайте уровень обучения, связывая новые и старые знания
  • Составьте карту взаимосвязей между вещами, такими как словарный запас, персонажи рассказа, исторические события и т. д.
  • Проекты по написанию планов/планов
  • Создавать собственные представления знаний
  • Придумайте новые идеи
  • Делать заметки
  • Создание учебных пособий
  • Проектирование сложных конструкций

Учителя могут использовать концептуальную карту для:

  • Планирования учебного плана
  • Оценка понимания или диагностика непонимания учащихся
  • Объяснить сложные идеи
  • Помогите читателям, испытывающим затруднения

По мере того, как преподаватели включают концептуальные карты в свою методику преподавания, они могут предоставить вспомогательные средства, чтобы облегчить процесс для учащихся:

  • Задайте фокусный вопрос, чтобы запустить колеса.
  • Создайте парковку (список ключевых понятий), чтобы помочь учащимся определить, что включить в свою карту.
  • Предоставьте экспертным схемам скелета, чтобы у учащихся была структура, которой они должны следовать. Это небольшие концептуальные карты, созданные экспертом по теме, которые студенты могут затем расширить.

Концептуальные карты особенно полезны в качестве инструментов оценки. Например, преподаватели могут попросить студентов создать концептуальную карту в начале семестра для оценки имеющихся знаний. Затем учащиеся могут повторять это задание в течение семестра, чтобы и учащиеся, и учителя могли оценить то, что они изучают. Это помогает оценить когнитивные способности, поскольку решение о том, какие перекрестные ссылки наиболее важны, требует высокой когнитивной производительности. Это упражнение также может быть использовано для выявления и исправления неправильных представлений, которые могут возникнуть у учащихся.

Исследования показывают, что учащиеся, работающие в малых группах и сотрудничающие во время обучения, приводят к положительным когнитивным и эмоциональным результатам. Концептуальное картирование позволяет продуктивно работать в малых группах студентов и преподавателей по любому предмету.

Концептуальные карты для бизнеса

Хотя концептуальные карты широко используются в образовании, они также распространились и на бизнес. Концептуальные карты хорошо передают идеи и стимулируют интуитивное визуальное мышление, которое помогает бизнес-анализу. Концептуальное картирование — это групповой процесс, что делает его идеальным занятием для команд или групп заинтересованных сторон, особенно при решении проблем, будь то маркетинг, дизайн нового продукта или администрирование. Они позволяют всем членам организации оценить, где они находятся в настоящее время и куда они хотели бы двигаться, и их может легко создавать и поддерживать любой, даже нетехнический пользователь.

Концептуальные карты привносят в бизнес творческий и ориентированный на результат подход, известный как дизайн-мышление. В рамках этого подхода концептуальные карты могут использоваться для вдохновения, создания идей и реализации. Эти диаграммы — отличные рассказчики, помогающие на этапах формирования идей и вдохновения. Когда приходит время для реализации, концептуальные карты помогают с инструкциями, документацией и общением.

Эксперты в компании обладают обширными знаниями, которые накапливались годами, и некоторые из них они не смогли бы хорошо передать другим. Нонака и Такеучи подчеркивают важность документирования знаний корпоративного эксперта, чтобы стать «компанией, создающей знания». На практике все чаще используются концептуальные карты для записи этой ценной информации.

Концептуальное картирование может служить различным целям в бизнес-организации:

  • Содействие пониманию бизнес-требований в масштабах всей компании
  • Выявление пробелов и противоречий
  • Выявление сложных отношений между идеями
  • Изучение «языка» клиента
  • Создание согласованного языка для проекта
  • Идентификация потенциальных зависимостей требований
  • Моделирование потоков запасов, денежных потоков, потоков взаимоотношений и т. д.
  • Разработка продукта
  • Анализ рынка
  • Принятие решений
  • Разработка исследовательских проектов
  • Отображение знаний группы
  • Архивирование экспертных знаний
  • Создание общего видения в команде или организации
  • Создание авансовых органайзеров
  • Обучение новых сотрудников
  • Дизайн программного обеспечения
  • Здание онтологии

Концептуальное картирование для здравоохранения

В сфере здравоохранения концептуальное картирование позволяет определять приоритетность идей, оценивать консенсус, выявлять пробелы и создавать улучшенные планы действий. Это позволяет различным заинтересованным сторонам организации собираться вместе и формулировать эффективные планы, поскольку преподаватели могут создать общее представление о состоянии и ситуации пациента и определить надлежащие следующие шаги.

Применение концептуального картирования в здравоохранении включает:

  • Организация рабочих нагрузок
  • Приоритизация назначений пациентов
  • Критическое осмысление ненормальных оценок
  • Составление плана лечения
  • Выявление связи между симптомами
  • Выявление диагноза
  • Обучение медицинского персонала

История концептуального картирования

Концептуальное картирование как метод был разработан Джозефом Новаком и группой исследователей из Корнельского университета в 1970-х. Доктор Новак искал новый инструмент для описания явных изменений в концептуальном понимании детей.

И он, и его коллеги из Корнелла изучали теории психолога Жана Пиаже о стадиях когнитивных операций. Пиаже и другие эксперты предположили, что дети не способны понимать абстрактные понятия, такие как природа материи, до 11 лет. Доктор Новак решил запустить исследовательский проект, который будет отслеживать мельчайшие изменения в том, как дети усваивают новые идеи. Он был вдохновлен теорией Дэвида Осубеля, сторонника теорий Пиаже. Ausubel писал,

«Если бы мне пришлось свести всю педагогическую психологию к одному принципу, я бы сказал так: самый важный фактор, влияющий на обучение, — это то, что учащийся уже знает. Убедись в этом и научи его соответственно» (Ausubel, 1968, p. vi)

Руководствуясь этой идеей, команда Корнельского университета разработала новый инструмент во время своего лонгитюдного исследования: концептуальную карту. Эти карты были простыми — всего одно или два слова для представления основной идеи и линии, показывающие слова-связки, создающие осмысленное утверждение. Наиболее общие понятия были сгруппированы в верхней части карты, а наиболее конкретные — в нижней. Новак научил студентов создавать концептуальные карты, чтобы продемонстрировать свои знания по ключевым вопросам, таким как «Что такое вода».

Исследовательская группа объяснила,

«Мы обнаружили, что 15- или 20-страничную стенограмму интервью можно преобразовать в одностраничную концептуальную карту без потери основных понятий и пропозициональных значений, выраженных интервьюируемым. Вскоре мы поняли, что это очень мощный и лаконичный инструмент представления знаний, инструмент, который с этого момента изменил нашу исследовательскую программу».

С 1972 года концептуальное картирование стало чрезвычайно популярным, поскольку специалисты в различных областях, от образования до здравоохранения, осознали уникальные преимущества этого типа диаграмм.

Теоретическая основа

Концептуальные карты основаны на теории ассимиляции Осубеля и теории обучения Новака, в которых рассматривается, как люди усваивают новую информацию, объединяя новые знания со знаниями, которыми они уже обладают. Новак заявил,

«Значащее обучение включает в себя ассимиляцию новых понятий и предложений в существующие когнитивные структуры».

Благодаря осмысленному обучению, подробнее обсуждаемому ниже, интеграция новых понятий в структуру наших когнитивных знаний происходит путем связывания новых знаний с уже понятыми понятиями. Карта понятий обеспечивает визуальную демонстрацию этих отношений между понятиями в нашей когнитивной структуре. Происхождение основ концептуальных карт основано на конструктивизме, в котором обсуждается, как учащиеся активно конструируют знания.

Физиологическая основа

Дети приобретают понятия в возрасте от рождения до трех лет, когда они начинают идентифицировать ярлыки или символы для закономерностей, которые они наблюдают в окружающем их мире. Это раннее и автономное обучение известно как процесс обучения открытиями. После трехлетнего возраста начинается процесс обучения приемам, когда новые значения формируются путем постановки вопросов и понимания взаимосвязей между старыми и новыми понятиями — понятия больше не определяются учащимся, а описываются другими и передаются учащемуся.

Помимо изучения этих двух процессов обучения, Ausubel также проводит различие между механическим и осмысленным обучением. Зубрежка происходит, когда для представляемой новой информации мало или совсем нет соответствующих знаний, а также нет внутренней приверженности включению новых и существующих знаний. В результате информация легко забывается. Когнитивная структура не улучшается, чтобы прояснить ошибочные идеи.

Значимое обучение может происходить только при следующих трех обстоятельствах:

  1. Представляемый новый материал должен быть четким и соотноситься с предыдущими знаниями учащегося. Здесь полезны концептуальные карты, так как они определяют общие понятия, которыми владеет учащийся, на которые затем можно опираться.

  2. Учащийся должен обладать соответствующими предварительными знаниями, особенно при попытке понять подробные и конкретные знания в какой-либо области.

  3. Первые два условия могут контролироваться непосредственно инструктором. Однако третий не может, поскольку требует, чтобы учащийся решил учиться осмысленно. Другими словами, они стараются усваивать новую и старую информацию, а не просто запоминать.

Различие между зубрежкой и осмысленным обучением является континуумом, поскольку люди обладают разным объемом соответствующих знаний и разным уровнем мотивации для усвоения знаний. Творчество — это очень высокий уровень осмысленного обучения в этом континууме.

Рабочая и кратковременная память являются наиболее важными для сохранения знаний в долговременной памяти. Информация обрабатывается в рабочей памяти посредством взаимодействия со знаниями в долговременной памяти; однако рабочая память может обрабатывать только небольшое количество единиц за раз. Однако, если эти единицы можно сгруппировать вместе, их гораздо легче вспомнить. Организация больших объемов информации требует повторения между рабочей памятью и долговременной памятью. Картирование понятий эффективно для значимого обучения, потому что оно действует как шаблон, помогающий организовать и структурировать знания, даже если структура должна быть построена по частям с небольшими единицами взаимодействующих понятий и предложений. Этот процесс позволяет использовать знания в новых контекстах и ​​увеличивать их запоминание. Кроме того, исследования показывают, что наш мозг предпочитает организовывать информацию в иерархической структуре, характерной для отображения понятий.

Эпистемологические основы

Эпистемология — это раздел философии, занимающийся знанием и созданием нового знания. Существует растущий консенсус в отношении того, что создание новых знаний — это конструктивный процесс, в котором участвуют наши знания и наши эмоции. Новак считает, что создание новых знаний — это высокоосмысленное обучение тех, у кого есть организованная структура знаний по определенной теме и сильная мотивация к поиску нового смысла.

Концептуальные карты связаны с конструктивистскими теориями обучения, в которых учащиеся являются активными участниками, а не пассивными получателями знаний. Учащиеся должны приложить усилия, чтобы придать новый смысл информации, которую они уже знают. Создание концептуальных карт — это творческий процесс, поскольку концепции и предложения являются основой знаний в любой области.

Как составить концептуальную карту

Ниже приведены основные этапы построения концептуальной карты. У нас есть гораздо более подробная статья с инструкциями о том, как шаг за шагом создать концептуальную карту, если вы готовы узнать больше.

  1. Определите основной вопрос или основную тему — подумайте о проблеме или проблеме, которую вы хотите решить с помощью концептуальной карты. Эта идея должна быть связана со всеми остальными на вашей карте и определять иерархическую структуру.

  2. Определите все ключевые концепции, которые относятся к основной идее, которую вы определили. Сначала упорядочите их с наиболее общими понятиями, а затем с более специфическими понятиями. Этот список называется парковкой.

  3. Создайте предварительную концептуальную карту, связывающую концепции вместе. Не забудьте добавить в строки связующие слова или фразы, чтобы продемонстрировать, как связаны понятия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *