Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

К высшим психическим функциям не относится: Высшие психические функции

Тест к разделу2.5 « Высшие психические функции: речь и сознание».

Тесты к теме «ТипыВНД»

1. У лиц с преобладанием образного типа мышления (по И.П.Павлову)

функционально доминирует:

1) Правое полушарие;

2) Ретикулярная формация среднего мозга;

3) Левое полушарие.

2. Какой тип лиц с преобладанием у них логического мышления, стали называть:

1) “Художниками”;

2) “Музыкантами;

3) “Мыслителями”.

3. К какому типу нервной системы по Гиппократу относится слабый тип по

классификации И.П. Павлова?

1) Сангвинику

2) Флегматику

3) Меланхолику

4. К какому типу нервной системы по Гиппократу относится сильный,

уравновешенный, инертный тип по классификации И.П.Павлова?

1) Сангвинику

2) Флегматику

3) Холерику

5. Какой тип нервной системы человека по классификации И.П.Павлова

является наиболее гармоничным?

1) Средний

2) Мыслительный

3) Художественный

6. Через сколько минут погибают нервные клетки коры больших полушарий

головного мозга при лишении их кровоснабжения?

1) 30; 2) 15; 3) 5.

7. Что характерно для сильного, подвижного, неуравновешенноготипа ВНД?

1) Быстрая выработка положительных условных рефлексов

2) Быстрая дифферренцировка

3) Медленная выработка положительных условных рефлексов

8. Что характерно для сильного, уравновешенного, малоподвижного типа?

1) Быстрая выработка условных рефлексов

2) С трудом вырабатывается дифференцировочное торможение

3) Медленная дифференцировка

9. В какой мере на тип ВНД оказывает влияние наследственность?

1) Оказывает наследственность (генотип)

2) Оказывают конкретные условия жизни (фенотип)

3) Только наследственность

10. Факторы, вызывающие срыв ВНД?

1) Сильные и часто действующие раздражители

2) Слабые и часто действующие раздражители

3) Сильные и редко предъявляемые раздражители

11. Функциональная роль динамических стереотипов:

1) Освобождают организм от избыточных усилий

2) Формируютоснову поведения в новой обстановке

3) Помогают адекватно адаптироваться на раздражители

12. Какова методика оценки силы возбудительного процесса у человека?

1) По скорости образования условных процессов

2)По динамике ответов при повышении возбудимости пищевого центра после суточного голодания

3) По эффективности использования сверхсильных раздражителей

13. Как оценить силу тормозного процесса у человека?

1) По скорости выработки дифференцировочного торможения

2) По скорости развития угашения условных рефлексов

3) По эффекту продления времени действия дифференцировки

14. Оценить подвижность процессов возбуждения и торможения можно по

следующим показателям:

1) Способности к переделке сигнального значения условных раздражителей

2) По скорости переделки старого стереотипа на новый

3) Способности переходить процессу возбуждения в процесс торможения

15.

У лиц мыслительного типа преобладает:

1) 1-я сигнальная систем

2) 2-я сигнальная система

3) Обе системы развиты одинаково

16. У лиц художественного типа преобладает:

1) 1-я сигнальная система

2) 2-я сигнальная система

3) Обе системы развиты одинаково

17. Подвижность нервных процессов выше у:

1) Холерика;

2) Меланхолика;

3) Флегматика;

18. Способность быстро и прочно вырабатывать условные рефлексы наблю-

дается у:

1) Холерика;

2) Флегматика;

3) Сангвиника.

19. Способность к быстрой переделке положительных условных рефлексов в

отрицательные является характеристикой нервных процессов:

1) Силой;

2) Уравновешенностью;

3) Подвижностью.

20. Сангвиника от флегматика отличают следующие свойства нервных процессов:

1) Подвижность;

2) Уравновешенность;

3) Сила.

21. На скорость выработки дифференцировочного торможения сильно влияют:

1) Сила возбуждения;

2) Подвижность

;

3) Уравновешенность.

22. Для человека с холерическим темпераментом характерны:

1) Большая сила нервных процессов, высокая подвижность, уравновешенность;

2) Большая сила нервных процессов, низкая подвижность, уравновешенность;

3) Большая сила нервных процессов, неуравновешенность.

23. Стойкость тормозных условных рефлексов. Скорость и прочность выра-

ботки дифференцировки и запаздывания отражают свойство нервных про-

цессов:

1) Подвижность;

2) Силу;

3) Уравновешенность.

24. К какому типу нервной системы по Гиппократу относится сильный не-

уравновешенныйтип в классификации И.П.Павлова?

1) Сангвинику

2) Флегматику

3) Холерику

25. К какому типу нервной системы по Гиппократу относится сильный,

уравновешенный, подвижный тип в классификации И.П.Павлова?

1) Сангвинику

2) Меланхолику

3) Холерику

26. И.П. Павлов разделил людей на “мыслителей” и “художников” по прин-

ципу:

1) Соотношения силы возбуждения и торможения;

2) Силы эмоциональных реакций;

3) Преобладания первой или второй сигнальной системы.

27. Какими свойствами определяются типологические особенности ВНД?

1) Силой

2) Уравновешенностью

3) Подвижностью

28. Что характерно для сильного, подвижного, неуравновешенного типа ВНД?

1) Быстрая выработка положительных условных рефлексов

2) Быстрая дифференцировка

3) Медленная выработка положительных условных рефлексов

29. Что характерно для слабого типа нервной системы?

1) Быстрая выработка условных рефлексов

2) Медленная выработка дифференцировок

3) Медленная выработка условных рефлексов

30. Отметьте какие из перечисленных методов используются при изучении

ВНД:

1) Метод условных рефлексов

2) Электроэнцефалография

3) Метод вызванных потенциалов

Высшие психические функции

Человек не может существовать отдельно от общества, это еще раз доказали исследования Л.С. Выготского, в результате которых были выделены высшие психические функции человека, обладающие особыми признаками и формирующиеся в условиях социализации. В отличие от естественных функций, реализующихся в спонтанном реагировании, развитие высших психических функций человека возможно только при социальном взаимодействии.

Основные высшие психические функции человека

Как говорилось выше, понятие высших психических функций было введено Выготским, позднее теория была доработана Лурия А.Р., Леонтьевым А.Н.,. Гальпериным П.Я и другими представителями школы Выготского. Высшие функции – это процессы социальные по происхождению, произвольные по характеру регуляции, опосредованные по своему строению и системно связанные друг с другом.

Социальность этих функций выражается в том, что они не врожденные, а формируются под влиянием культуры (школы, семьи и т.д.). Опосредованность по строению говорит о том, что инструментом осуществления являются культурные знаки. Больше всего это относится к речи, а в общем – это представления о том, что принято в культуре. Произвольность регуляций означает то, что человек в состоянии ими управлять сознательно.

К высшим психическим функциям относятся: память, речь, мышление и восприятие. Также некоторые авторы склонны относить сюда волю, внимание, социальные эмоции и внутренние чувства. Но это вопрос спорный, так как высшие функции по определению произвольны, а это качество отнести ко второму перечню сложно. Если говорить о развитом человеке, то он в состоянии управлять эмоциями, чувствами, вниманием и волей, а вот для массовой личности эти функции произвольными являться не будут.

Психические функции могут нарушаться, виной тому поражение различных участков мозга. Интересно, что одна и та же функция нарушается из-за поражения разных мозговых зон, но ее нарушения носят различный характер. Именно поэтому при нарушениях высших психических функций проводится диагностика мозга, так как поставить диагноз только по нарушению той или иной функции нельзя.

 

Статьи по теме:

Навыки и умения

Если человек не умеет что-то делать, то он всегда может этому научиться. Казалось бы довольно простая формула. Но на практике мало кто может объяснить различие между понятиями навык и умение. Да и есть ли между ними разница? Давайте попробуем разобраться.

Ассоциативное мышление

Запах, музыка, пейзаж или просто картинка. Все это вызывает в нашей голове различные образы и воспоминания. Происходит это благодаря ассоциациям. Существуют даже игры, которые связаны с ассоциативным мышлением. Что оно собой представляет и какую роль выполняет мы расскажем далее.

Ретроградная амнезия

Забыть некоторые неприятные моменты прошлого хотелось бы каждому из нас. Но некоторым удается это сделать и против собственной воли. Так случается если наступает амнезия. Почему возникает этот недуг и какие потери памяти существуют сегодня? Все это вы узнаете далее.

Самокритичность

Говорят что окружающие относятся к нам также, как и мы сами относимся к себе. Это явление психологи называют самокритичностью. Она во многом способна повлиять не только на наш характер, но и на качество жизни. В чем же заключается это отношение к себе и как проверить, насколько вы самокритичны? Обо всем этом мы расскажем далее.

 

Высшая психическая функция

Высшая психическая функция

Реклама

1 из 29

Верхний вырезанный слайд

Скачать для чтения в автономном режиме

Здоровье и медицина

Технологии

Реклама

Реклама

Реклама

Высшая психическая функция

  1. ОБСЛЕДОВАНИЕ ЦНС: ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ И ЧЕРЕПНЫЕ НЕРВЫ Пратап Сагар Тивари, преподаватель, Терапия, НГМЦ
  2. ДЛЯ НАПРИМЕР: • Пациент находится в сознании, готов к сотрудничеству и хорошо ориентируется в пространстве и времени человека. Его/ее ШКГ 15/15. • Память и внимание пациента сохранены, речь и язык в норме. Его ее MMSE 28/30
  3. ВЫСШАЯ ПСИХИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ 1. Внешний вид и поведение 2. Уровень сознания: 3. Когнитивные функции • Память и внимание • Речь и язык • Корковые функции ГКС MMSE
  4. ФУНКЦИЯ КОРЫ Экспертиза • Лобная доля • Теменная доля • Височная доля • Затылочная доля
  5. ШКАЛА КОМЫ ПО ГЛАСКОВУ
  6. ПАМЯТЬ И ВНИМАНИЕ Память • Удаленная память • Недавнее воспоминание Внимание • Серийные 7s • Слово назад
  7. РЕЧЬ И ЯЗЫК • Дизартрия • Дисфазия
  8. ДИЗАРТРИЯ • Двигательная неспособность говорить, нарушение артикуляции. • Это может быть связано с местными причинами, связанными с языком, мышцами лица, нарушением нервно-мышечной системы и т. д.
  9. ДИСФАЗИЯ • Неспособность говорить высшего порядка, нарушение кодирования и декодирования языка. Обычно связано с поражением левого полушария. • Четыре компонента: беглость, понимание, повторение и называние • Именование нарушается при всех формах дисфазии.
  10. ВИДЫ ДИЗАРТРИИ • Вялая дизартрия • Спастическая дизартрия • Гипокинетическая дизартрия • атаксическая дизартрия
  11. ВЯЛАЯ ДИЗАРТРИЯ/ БУЛЬБАРНЫЙ ПАРАЛИЧ • Бульбарный паралич относится к продолговатому мозгу, а бульбарный паралич обозначает любую слабость мышц. который снабжается 7, 9, 10, 12-м сп от моста и продолговатого мозга. • Также возникает дисфагия. • Небная слабость с гнусавым голосом • Миастения и полинейропатии также вызывают вялую дизартрию. В МГ усталость становится очевидным, когда пациент говорит.
  12. СПАСТИЧЕСКАЯ ДИЗАРТРИЯ: ПСЕВДОБУЛЬБАРНЫЙ ПАРАЛИЧ • Расстройство ВДН, поражающее язык, глотку и лицевые мышцы. • Челюсть может быть быстрой • Сжатый спастический язык • Голос горячей картошки.
  13. ГИПОКИНЕТИЧЕСКАЯ ДИЗАРТРИЯ • Гипокинетическая дизартрия: как при паркинсонизме • Монотонная речь, тихий голос.
  14. АТАКСИЧЕСКАЯ ДИЗАРТРИЯ • Атактическая дизартрия: мозжечковая дизартрия. • Медленная, невнятная сканирующая речь • Атаксическая походка • Другие признаки дисфункции мозжечка
  15. ДИСФАЗИЯ: ТИПЫ • Афазия Брока • афазия Вернике • Глобальная афазия • Проводниковая афазия
  16. АФАЗИЯ БРОКА • (Доминирующая лобная доля): Площадь Бродмана: 44,45 • Моторная, экспрессивная, не беглая, аграмматическая афазия с неповрежденным пониманием (нарушение речь) • Например, на «Я выгуливаю собаку». Пациент ответит: «Я… выгуливаю собаку».
  17. АФАЗИЯ ПО ВЕРНИКЕСУ • (задняя верхняя доминантная височная доля): Область Бродмана: 22 • Сенсорный, невыразительный/восприимчивый и беглый с потерей понимания (многословный).
  18. Проводниковая афазия: • беглое и сохранное понимание, но плохое повторение и называние Глобальная афазия (крупное поражение доминантного полушария с вовлечением лобной, височной и теменной область) • произносить мало узнаваемых слов и плохо понимать разговорную речь или вообще не понимать ее. Глобальная афазия не может ни читать, ни писать. • Люди с глобальной афазией часто немые или ограничиваются несколькими стереотипными словами или фразами. звуки.
  19. ОБЗОР Повторение Именование Беглость Транскортикальный двигатель Транскортикальный сенсорный Брока Нормальный мягкий Не свободно Нормальный мод Беглый Бедный мод Не свободно Вернике Бедный мягкий Беглый
  20. ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ: MMSE О Ориентация Место Время 10 р Постановка на учет Назовите 3 объекта 3 А Внимание и расчет Серийный номер 7 / Слово наоборот 5 р Регистрация Отзыв Вспомнить ранее названные 3 объекта 3 л Язык 3 этап команды Назовите два предмета Читайте и следите Нарисуйте пятиугольник Повторение Написать предложение 9
  21. ММСЭ Общий счет: • 21-24: легкая когнитивная дисфункция • 10-20: умеренный • Менее 10: Тяжелая • Например, 26/30 или 24/30 (слепой)
  22. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ
  23. ЛОБНАЯ ДОЛЯ: Функции: • Выполнение функций • Личность (например, апатия) • Высокоуровневая обработка двигательных задач • Примечание: Апатия или бесстрастие — это состояние безразличия или подавления эмоций, таких как как беспокойство, волнение, мотивация и страсть. • Апатия Абулия  Акинетический мутизм
  24. ЛОБНАЯ ДОЛЯ Проверить • Абстракция: скажи пословицу и рассуди толкование • Оценка : попросите оценить высоту • Самостоятельный тест: ка баата аауне животное ко имена Практика: • Одновременная простая двигательная задача: разжать и сжать кулак. • Кинетическая апраксия конечностей: копирование положения пальцев как знак мира • Идеомоторная апраксия: спросите, как бы вы послали воздушный поцелуй Экспрессивная дисфазия, недержание мочи, изменение личности Фронтальные знаки освобождения • Надутый рефлекс/мимический рефлекс • Пальмоментальный рефлекс • Хватательный рефлекс
  25. ТЕМЕННАЯ ДОЛЯ: • Сенсорный • Доминантный • Не доминирующий
  26. ТЕМЕННАЯ ДОЛЯ: 1. Сенсорика: проверка на дрейф, астереогноз, аграфестезия 2. Доминирует: RAAF и язык 3. Не доминантный: (пространственное познание) • Гемисенсорное пренебрежение: анозогнозия (левая рука не принадлежит телу) • Конструкционная апраксия: как в MMSE • Апраксия одевания: не одевает левую половину тела • Угашение: игнорировать стимул слева • (также примитивный рефлекс)
  27. ВИСОЧНАЯ ДОЛЯ: • Память • Припадок: сложный парциальный припадок • афазия Вернике
  28. ЗАТЫЛОЧНАЯ ДОЛЯ: • Зрительная агнозия: неспособность узнавать объект, несмотря на сохраненное зрение. • Зрительная анозогнозия: (синдром Антона): отрицает свою слепоту, но сталкивается при ходьбе. • Прозопагнозия: неспособность узнавать похожие лица • Микропсия • макропсия • Зрительные галлюцинации • Синдром Баллинта: глазодвигательная апраксия: невозможность оглядеться вокруг объекта в пределах зрительного поля. поле
  29. Каталожные номера: • Хатчинсонс • Маклеодс • Фотографии взяты из интернета

Реклама

Защитите свой мозг от стресса

Управление стрессом может уменьшить проблемы со здоровьем, связанные со стрессом, включая когнитивные проблемы и повышенный риск болезни Альцгеймера и деменции.


  Изображение: © iMrSquid/Getty Images

Нередко вы чувствуете себя неорганизованным и забывчивым, когда испытываете сильный стресс. Но в долгосрочной перспективе стресс может изменить ваш мозг таким образом, что это повлияет на вашу память.

Исследования как на животных, так и на людях ясно показывают, что стресс может влиять на работу мозга, говорит доктор Керри Ресслер, главный научный сотрудник больницы Маклина и профессор психиатрии Гарвардской медицинской школы. Ученые наблюдали изменения в том, как мозг обрабатывает информацию, когда люди испытывают либо реальный стресс, либо стресс, созданный в исследовательской среде. (Что касается последнего, исследователи могут предложить испытуемым выполнить сложное задание, например, посчитать в обратном порядке от числа 1073 до 13 при оценке.) Любой тип стресса, по-видимому, мешает познанию, вниманию и памяти, говорит он.

Стресс влияет не только на память и многие другие функции мозга, такие как настроение и тревожность, но также способствует воспалению, которое отрицательно сказывается на здоровье сердца, говорит Джилл Гольдштейн, профессор психиатрии и медицины Гарвардской медицинской школы. Таким образом, стресс был связан с множественными хроническими заболеваниями мозга и сердца. Кроме того, она может по-разному влиять на мужчин и женщин.

Стресс и мозг

Чтобы понять, почему стресс влияет на мышление и память, важно немного понять, как работает мозг. Ваш мозг — это не просто единое целое, а группа разных частей, выполняющих разные задачи, — говорит доктор Ресслер. Исследователи считают, что когда одна часть вашего мозга задействована, у других может не хватать энергии для решения своих собственных жизненно важных задач, говорит он. Например, если вы находитесь в опасной или эмоционально сложной ситуации, миндалевидное тело (часть вашего мозга, которая управляет вашими инстинктами выживания) может взять на себя управление, оставив части вашего мозга, которые помогают хранить воспоминания и выполнять задачи более высокого порядка, без помощи других. меньше энергии и способности выполнять свою работу. «Основная идея заключается в том, что мозг переключает свои ресурсы, потому что он находится в режиме выживания, а не в режиме памяти», — говорит доктор Ресслер. Вот почему вы можете быть более забывчивым, когда находитесь в состоянии стресса, или даже можете испытывать провалы в памяти во время травмирующих событий.

Воздействие стресса на мозг и тело также может различаться в зависимости от того, когда он происходит в течение жизни человека, говорит Гольдштейн. Определенные гормоны, известные как гонадные гормоны, которые выделяются в больших количествах во время развития плода, полового созревания и беременности и истощаются во время менопаузы, могут играть роль в том, как стресс влияет на человека, говорит Гольдштейн. «Например, снижение гонадного гормона эстрадиола во время менопаузального перехода может изменить то, как наш мозг реагирует на стресс», — говорит она.

Защитите себя от разрушающего стресса

Чтобы лучше справляться со стрессом, подумайте, как минимизировать факторы, усугубляющие ситуацию. Вот несколько советов, которые помогут вам лучше справляться со стрессом и, надеюсь, предотвратить его вредное воздействие на мозг.

  • Установите контроль над своей ситуацией. Если стресс непредсказуем, сосредоточьтесь на том, чтобы контролировать то, что предсказуемо. «Распорядок дня полезен для развития и здоровья», — говорит доктор Керри Ресслер, профессор психиатрии Гарвардской медицинской школы. Предсказуемость борется со стрессом.

  • Выспитесь. Стресс может привести к проблемам со сном, а недостаток сна может усугубить стресс. «Недостаток сна заставляет части мозга, отвечающие за функции высшего порядка, работать хуже», — говорит доктор Ресслер. Здоровые привычки сна могут помочь. Это включает в себя отход ко сну и пробуждение в одно и то же время каждый день, отказ от кофеина после полудня и создание расслабляющей обстановки для сна.

  • Будьте организованы. Использование стратегий управления рабочей нагрузкой также может снизить уровень стресса. Например, каждый день создавайте конкретный список задач, которые вам необходимо выполнить. Таким образом, ваши обязанности не будут казаться непосильными. Составление списка также дает вам четкую конечную точку, чтобы вы знали, когда закончите. «Такая расстановка задач помогает уменьшить ощущение бомбардировки мозга», — говорит он. Это также может помочь вам предсказать, когда вы, вероятно, будете испытывать стресс.

  • Получите помощь, если она вам понадобится. Общение может помочь вам стать более устойчивым и лучше справляться со стрессом, что в конечном итоге может защитить здоровье вашего мозга. Раннее вмешательство может впоследствии снизить инвалидность, вызванную осложнениями, связанными со стрессом.

  • Измените свое отношение к стрессу. «Жизнь без стресса не только невозможна, но и, вероятно, была бы довольно неинтересной — на самом деле, определенная степень стресса способствует росту», — говорит доктор Ресслер. Таким образом, вместо того, чтобы стремиться к отсутствию стресса, стремитесь к более здоровой реакции на стресс.

Долгосрочные изменения мозга

Имеются данные о том, что хронический (постоянный) стресс может фактически перепрограммировать ваш мозг, говорит доктор Ресслер. Ученые выяснили, что у животных, испытывающих продолжительный стресс, меньше активности в тех частях мозга, которые отвечают за задачи более высокого порядка, например в префронтальной коре, и больше активности в примитивных частях их мозга, которые сосредоточены на выживании, таких как миндалевидное тело. Это очень похоже на то, что произошло бы, если бы вы тренировали одну часть своего тела, а не другую. По его словам, та часть, которая активировалась чаще, становилась сильнее, а та, которой уделялось меньше внимания, становилась слабее. Это то, что происходит в мозге, когда он находится в постоянном стрессе: он по существу создает часть мозга, предназначенную для обработки угроз, а часть мозга, отвечающая за более сложные мысли, отходит на второй план.

В некоторых случаях эти изменения в мозге могут быть обратимыми, говорит доктор Ресслер, но в других случаях обратить их труднее, в зависимости от типа и продолжительности стресса. В то время как стрессовые переживания в детстве, по-видимому, больше сказываются на развивающемся мозге, некоторые исследования показали, что люди, которые демонстрируют устойчивость перед лицом прошлой детской травмы, на самом деле, по-видимому, создали новые мозговые механизмы для компенсации. Считается, что эти новые пути помогают преодолеть изменения мозга, связанные со стрессом, которые сформировались в более раннем возрасте, говорит он.

Все ли напряжения одинаковы?

Хотя влияние стресса на мозг хорошо задокументировано, менее ясно, какой именно тип стресса окажется разрушительным и повысит риск возникновения проблем с памятью в более позднем возрасте. Возникают ли проблемы с мозгом, когда вы испытываете небольшой стресс или только когда испытываете длительный стресс?

«Это сложный вопрос, потому что стресс — это широкий термин, который используется для описания множества разных вещей», — говорит доктор Ресслер. Стресс, который вы можете испытать перед сдачей теста, скорее всего, сильно отличается от стресса, связанного с автомобильной аварией или продолжительной болезнью. «Конечно, чем больше стресса, тем хуже, а длительный стресс, как правило, хуже, чем кратковременный», — говорит доктор Ресслер.

Но есть дополнительные факторы, которые делают стресс более вредным, говорит он. В частности:

  • Стресс непредсказуем. Исследования на животных показывают, что животные, которые могли предвидеть стрессор — например, они получили удар электрическим током после включения света — подвергались меньшему стрессу, чем животные, которые получили такое же количество ударов током случайным образом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *