Как люди научились говорить, и как коммуницируют с миром и между собой другие живые существа
У каждого живого существа на планете есть свой язык общения. Это звуки, знаки, запахи, слова. Однако только человек может разговаривать. Эволюция развития человеческой речи началась полмиллиона лет назад и проходила поэтапно. Сначала это были жесты, потом присоединилась мимика и звуки, и только позже появились слова и письмо. Новорожденный ребенок не умеет говорить, но учится этому с нуля до 6 лет. Общаться умеет не только человек, но и другие обитатели планеты. Интересно, что на Земле люди общаются на разных языках. Этот феномен объясняют ученые и легенды.
Эволюционные этапы развития человеческой речи
Язык помогает человеку общаться с миром и отличает его от других живых существ. Однако возможность свободно говорить Homo sapiens получил не сразу. Формирование понятной человеческой речи происходило на эволюционных этапах.
Согласно историческим фактам, первобытные люди появились полмиллиона лет тому назад. Они жили в межледниковую эпоху и общались между собой с помощью определенных движений тела. Эксперты называют это комплексной кинетической речью или простым видом передачи информации. Со временем люди все больше развивались. Поэтому произошло разделение движений на трудовые и просто речевые. Так люди стали общаться с помощью жестов.
Древние люди говорили сначала жестами, потом звуками. / Фото:Яндекс.Дзен
Первая звуковая речь появилась в ледниковую эпоху более чем 100 тыс. лет назад. Вероятно, такой скачок произошел из-за разделения труда и попытки выжить в суровом климате. Появилась потребность давать более точные указания на явления и предметы. Поэтому первобытные люди, общаясь друг с другом, использовали не только жесты, но и звуковые обозначения. Жесты стали отходить на второй план, а звуковая речь стала более членораздельной и понятной.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Против каких 5 букв выступал дуче Муссолини, или Как в фашистской Италии боролись за чистоту языка
Со временем появились смысловые членораздельные слова./ Фото:vuzon.ru
Со временем люди научились общаться, используя слова. Сначала присутствовала многозначность слов, но словарный запас становился все больше, а коммуникация проще. Отныне слова приобрели персональные смысловые значения. Письменность – это огромный скачок в развитии человеческой речи. Все, что человек говорил, мог теперь записать. Первые попытки что-то писать возникли в период активного развития звуковой речи. Позже письменные знаки стали отображением смысла речевых звуков.
От рождения до взрослой жизни
Речь имеет большое значение для полноценного умственного, физического и социального развития. Развитие речевых навыков происходит в жизни человека в несколько этапов. Важная роль отводится родителям и окружению ребенка. С помощью взрослых он знакомится и познает мир, учится говорить. Первый год для малыша считается самым важным для формирования речевых навыков.
Родители помогают ребенку научиться говорить. / Фото: superlogoped.com
1. Ребенок с рождения и до 2 месяцев может общаться с миром с помощью звуков и движений. Это может быть улыбка, крик.
2. С 3 до 6 месяцев малыш гулит, смеется. Потом издает звуки в виде плавных гласных. Далее произносит простые слоги, которые часто слышит. В полгода ребенок уже может произносить легкие слова, иногда не вкладывая в них смысла.
3. С 7 до 12 месяцев малыш понимает, что к нему обращаются взрослые, и пытается примитивно отвечать лепетом или отдельными простыми словами. Как правило, к году ребенок уже знает 15-20 несложных слов и активно использует их в своем лексиконе.
4. С 1 года до 2 лет ребенок активно увеличивает свой словарный запас с 20 до 200 слов. Разговаривая, применяет интонацию, мимику и жесты. Чаще всего это происходит больше осмысленно, используя небольшие предложения.
5. С 3 до 5 лет малыш активно познает мир, значительно расширяя свой словарный запас от 200 до 2 000 слов, а иногда и более. Сейчас он не просто использует только слова, но и строит предложения из них. Его речь более связная и продуманная. На этом этапе малыш запоминает стихи, пересказывает услышанное и увиденное. С 6 лет и дальше ребенок уже понятно говорит и свободно владеет языковыми навыками.
Развитие речи каждого ребенка индивидуально
Дети по-разному развиваются, и у каждого могут быть свои возрастные этапы развития речи. Эксперты подчеркивают, что взрослому человеку недостаточно научиться членораздельно разговаривать, чтобы иметь возможность общаться. Словарный запас нужно постоянно увеличивать, читая книги. Только так можно быть интересным собеседником и уметь грамотно говорить.
Особенности общения живых организмов и человека
Не стоит утверждать, что только человек способен коммуницировать. Конечно, человек – это высокоразвитое существо, и он умеет разговаривать, используя сложный комплекс слов, звуков и жестов. Ученые утверждают, что любое живое существо на планете, и даже сама Земля, вполне способны на общение. Но это выглядит иначе.
Общение планеты с обитателями происходит в ноосфере
Согласно предположениям ученых мира, Земля – это живое существо, которое умеет общаться со всеми своими обитателями, населяющими ее поверхность. Ноосфера – это душа Земли. Именно там скапливается вся информация за всю миллионную историю ее существования. Туда попадают все мысли и слова людей. Поэтому планета знает о каждом человеке на Земле. Так происходит общение.
Растения и деревья общаются с помощью своего физического тела
Растения не имеют органов и систем, подобных человеку. Их организм – это одно единое целое. Это значит, что они взаимодействуют и общаются с миром с помощью собственного физического тела. Ученые выдвигают предположения, что растения и деревья с их корневой системой можно представить как гигантскую сеть интернета. Именно через нее идет коммуникационная речь и общение растительности на Земле.
Животные, рыбы и птицы общаются при помощи звуков, запахов и телодвижений
Животные для общения используют движения, звуки и мимику. В ход идет язык телодвижений. Например, движение хвоста или ушей. Очень часто используются запахи. Эксперты подчеркивают, что главный язык общения животных – это целый ряд сигналов, которые они применяют для передачи информации.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: 7 всемирно известных литераторов, добившихся успеха без высшего образования: от Иосифа Бродского до Джека Лондона
Рыбы могут общаться с помощью телодвижений и характерных звуков. У птиц основу языка составляют разнообразные звуки.
Почему на планете Земля такое множество языков
Действительно странно, почему человечество говорит не на одном языке, а существует их многовариантное разделение. Хотя общее у всех что-то есть. Свои гипотезы предлагают не только ученые-лингвисты. Легенды, не одно поколение слагаемые в народе, тоже имеют свою версию.
Бог наказал вавилонцев за тщеславие, спутав их языки. / Фото:https://fb.ru
Библейская притча доступно объясняет, откуда столько языков на планете. Жители Вавилонского царства совсем забыли о Боге, они стали жить по своим законам. Когда их тщеславие достигло предела, то люди захотели построить башню, которая достала бы до небес. Так они могли быть наравне с Богом. Но Господь решил проучить людей и помешать грандиозному строительству. Он смешал языки, и люди перестали друг друга понимать. Жители Вавилона не понимали, что произошло, поэтому вынуждены были отложить строительство.
Ученые дают более простое объяснение. В многоязычии населения планеты виноваты географическая миграция и образование отдельных поселений. Люди объединялись в группы и общались только между собой. Поэтому язык внутри каждого такого поселения развивался по-своему. В последнее время интересуютсяКолледжем для избранных, абитуриентам которого нужно сдать самый трудный экзамен в мире. Вот уж здесь точно нужно правильно говорить и быть начитанным человеком.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Нравится
Когда люди начали говорить — Рамблер/новости
Когда и как человек заговорил? По мнению одних ученых, это произошло 50 тысяч лет назад, другие называют цифру в миллионы лет.
© УмнаяБиблейский взгляд
Видео дня
Ветхозаветная история гласит, что человек был сотворен разумным и с дарованной Богом способностью говорить. Бог привел к человеку животных, «чтобы видеть, как он назовёт их, и чтобы знать, как наречет всякую душу живую».
Но первым словом, произнесенным Адамом, согласно Данте Алигьери, было древнееврейское слово «El» – Бог. От Адама на древнееврейском заговорила Ева и их дети: этот язык оставался единственным вплоть до «Вавилонского столпотворения».
Подражая природе
Немецкий историк XVIII века Иоганн Готфрид Гердер серьезно поколебал «божественную теорию» происхождения языка, в которую в то время верило большинство. Ученый утверждал, что речь стала формироваться в тот момент, когда человек начал подражать звукам животных.
Современники высмеяли теорию Гердера, окрестив ее «тезисом ав-ав».
Языковед Александр Вержбовский вернулся к гипотезе Гердера, выдвинув свою теорию «двусогласных первосигналов звукоподражательного происхождения». По мнению ученого, для передачи звуков устрашающих сил природы, к примеру, грома, наши предки употребляли звукосочетания «Ган» и «Ран», а сигналы «Ал» или «Ар» выкрикивали, когда загоняли зверя в ловчую яму.
Истоки происхождения зачатков речи, согласно Вержбовскому, следует искать в одном или нескольких местах обитания «очеловеченного примата», откуда речь была разнесена во все уголки Земли. Этим «очеловеченным приматом», по мнению Вержбовского, был кроманьонец, населявший Европу 40 тыс. лет назад.
«Центр Брока»
Человека умелого (Homo habilis), обитавшего предположительно 2,5 млн. лет назад, нередко называют первым представителем рода Homo. Он обладал целым рядом признаков, которые выделяют его из царства животных: это не только умение изготавливать орудия труда и примитивную одежду, но и также строение мозга.
По мнению антрополога Станислава Дробышевского, для мозга Homo habilis характерно усиление развития участков, которые отвечают за речь.
В частности, заметная выпуклость внутри тонкостенного черепа говорит о наличии у него «центра Брока»: именно он обеспечивает моторную организацию речи и управление отделами мозга, координирующими речевой аппарат.
Специалисты-физиологи по следам прикрепления мышц на черепе восстановили морфологию верхней части речевого аппарата Homo habilis. Предок человека, вероятно, имел массивный язык и несоприкасающиеся между собой губы: это могло позволить гоминиду произносить звуки фонетически похожие на наши гласные «и», «а», «у» и согласные «с» и «т».
От жестов к речи
Американские нейробиологи, сравнивая строение мозга человека и обезьяны, в частности, шимпанзе, бонобо и горилл, заметили весьма знаменательное сходство. Оказалось, что так называемая «Бродмановская область 44», которая расположена в «центре Брока», и у человека, и у обезьян в левом полушарии мозга больше, чем в правом.
У человека эта область отвечает за речь, а зачем столь развитый орган обезьянам?
Исследователи выдвинули гипотезу, согласно которой «Бродмановская область 44» у обезьян отвечает за язык жестов. Из этого вытекает предположение, что речь человека могла развиться из тех жестов, которые наши предки использовали для общения.
Ученые из Национального института глухоты и других коммуникативных нарушений (США) подтвердили эти догадки: они выяснили, что за вербальные и невербальные средства общения человека отвечают одни и те же участки мозга.
Эволюция голосового аппарата
Лингвист Филипп Либерман из Коннектикутского университета обратил внимание на важность глотки при произнесении гласных звуков «а», «и», «у», которые составляют основу многих современных языков. Объединяясь с согласными, эти гласные способны создавать множественные комбинации, но, главное, моментально связывать кодированные серии звуков в понятную устную речь.
Совместно с анатомом из Йельского университета Эдмундом Крелиным Либерман решил проверить в какой степени древний человек был способен произносить упомянутые звуки.
По окаменелостям ученые реконструировали голосовой аппарат неандертальца и выяснили, что его гортань находилась заметно выше ее положения у современного человека.
Затем исследователи в пластилине воссоздали глоточную, носовую и ротовую полости древнего человека. Произведя замеры, они сопоставили их с размерами голосового аппарата современного человека. Далее, заложив полученные цифры в электронную вычислительную машину, они определили резонансы и диапазон производимых звуков.
Вывод был такой: наши предки, жившие 60 тыс. лет назад, не могли произносить основные гласные в стремительных комбинациях. По мнению ученых, речь древних людей была гораздо примитивнее, при этом они говорили примерно в 10 раз медленнее современного человека.
Врожденная функция
Крупный американский лингвист Ноам Хомски выдвинул смелую гипотезу. По его мнению, человеческая речь не является результатом обучения – это генетически встроенный механизм, как слух или зрение.
Подтверждение своей теории он видит в том факте, что младенцы мгновенно и осознанно выделяют из окружающего шума информацию релевантную речи.
Эксперименты в области генетики делают теорию Хомски вполне жизнеспособной. Так, изучение ДНК митохондрии человека показало: для того, чтобы достичь современного уровня речь должна была возникнуть в результате генетической мутации 200 тыс. лет назад – это, как известно, время «митохондрической Евы».
Однако Холмски считает, что все дело в эволюционном прорыве языка, произошедшем около 50 тыс. лет назад, когда наши предки покинули Африку. Причины «языкового всплеска» лингвист видит в появлении более сложных социальных институтов, творческой активности, отслеживании природных явлений и других факторах развития человеческого общества.
Совместная деятельность
Некоторые специалисты убеждены, что человек прямоходящий (Homo erectus) должен был обладать какой-то формой языка, так как значительная часть его деятельности требовали обмена мыслями. Рисунки на окаменелостях Торральбы и Амброны уже свидетельствуют о высокой организации первобытным человеком процесса охоты.
Американский писатель Эдмунд Уайт уверен: для того, чтобы составлять предварительные планы охоты, называть животных, орудия, указывать ориентиры первобытный человек должен был разговаривать. А по мере установления внутрисемейных и общественных отношений расширялся и словарный запас нашего предка.
Подтверждением гипотезы Уайта могут служить исследования останков человека из пещеры Тотавель (Франция), которым предположительно 450 тыс. лет. Ученые их приписывают группе гоминидов, являющихся промежуточным видом между питекантропами и неандертальцами.
С помощью компьютера специалисты воссоздали прохождение звука из легких до кончика губ «тотавельского человека». Машина выдала результат в виде звуков «аах-аах», «чен-чен», «реу-реу». Для древнего охотника это весьма неплохой результат.
Сообщение Когда люди начали говорить появились сначала на Умная.
Технологии, Ноам Хомски, Данте Алигьери
Когда изобрели речь? Ученый-лингвист объясняет, как могла развиться эта уникальная черта человека | Школа социальных наук
Когда изобрели речь? Ученый-лингвист объясняет, как эта уникальная особенность люди могли эволюционировать
В: Когда была изобретена речь? – Альберт Р., 12 лет, Флорида
По правде говоря, никто точно не знает, когда разговор был «изобретен». Это большая загадка. Но как лингвист с 15-летним стажем, я могу высказать наше лучшее предположение о том, когда люди начали говорить с друг друга, используя язык, и как мы думаем, что это началось.
Человеческий язык и как давно он существует
Разговор — это деятельность, уникальная для Homo sapiens , нашего вида. В каждой культуре, где большинство людей могут слышать, люди говорят разговорным языком. А в группах, где много глухих – как в некоторых деревнях, где многие люди рождаются глухими по генетическим причинам, или в сообществах глухих во всем мире люди разговаривают руками, используя языки жестов. Есть много разных жестовых языков, так же как и много разных разговорных языков.
Птицы поют песни. Собаки лают, а кошки мяукают. Но эти формы общения просты по сравнению с человеческим языком. Например, животное может издавать 10 различных звуков, но взрослый человек знает более 20 000 слов. Кроме того, мы единственные животные, которые выражают мысли полными предложениями. Поскольку язык уникален для человека и так отличается от всего остального в животном мире, исследователи не думают был изобретен язык; вместо этого мы думаем, что он развился во время эволюции человека. от других обезьян.
Итак, чтобы узнать, когда заговорили, вам нужно оглянуться назад, когда люди впервые эволюционировали. Ученые считают, что люди, какими мы их знаем сегодня, вероятно, эволюционировали около 300 000 лет назад. У некоторых из наших эволюционных предков, таких как Homo erectus , и двоюродных братьев, таких как неандертальцы, тоже мог быть язык, но исследователи не знают наверняка.
Вверху: Ученые считают, что предки современных людей могли также использовать речь. альтмодерн/E+ через Getty Images
Что удивительно, так это то, что почти все это время все, что люди делали с языком, было разговаривать; не было ни чтения, ни письма примерно 5000 лет назад, что совсем недавно по сравнению с тем, как долго существуют современные люди. Почти все то время, что люди существовали на планете Земля, никто не читал ни книги, ни вывески, или записали их имена.
Люди начали что-то записывать, чтобы отслеживать счета. Например, если бы фермер Джо был должен фермеру Джилл три овцы, они бы вытянули изображение овцы и запишите три отметки. В конце концов эти маленькие картинки превратились в иероглифы, а затем в буквы, которыми мы сегодня пользуемся для записи всевозможных таких вещей, как списки продуктов, стихи и рассказы.
Откуда берутся разговоры
Еще один вопрос, который может вас заинтересовать, это откуда берутся разговоры. Перед людьми используемый язык, как они общались друг с другом? Они просто издавали звуки друг на друга, как животные? Правда в том, что и здесь мы не знаем ответа. Но существуют две основные теории.
Первая теория состоит в том, что язык начался с того, что люди издавали разные звуки, в основном имитируя вещи вокруг них, такие как крики животных, звуки природы и звуки инструментов.
В конце концов они начали использовать эти звуки, чтобы разговаривать друг с другом. Они могут издать звук свист ветра, чтобы говорить о погоде, или имитировать пение птицы, чтобы рассказать друг, что рядом была птица. Затем в течение сотен тысяч лет эти звуки превратились в слова, которые люди начали учить как часть своего языка. В в какой-то момент люди начали соединять слова вместе, чтобы составлять предложения.Другая основная теория, которая является более поздней идеей, состоит в том, что люди начинали с жестикулирования — указывая на вещи руками, имитируя движения телом и корча рожи. Со временем эти жесты превратились в полноценный язык жестов. Этот процесс продолжается сегодня в деревнях, где много людей глухих. Если много глухих людей, которые не если они знают язык жестов, они спонтанно изобретут его в течение нескольких лет.
Эта теория предполагает, что после развития жестовых языков люди в конце концов начали издавать звуки вместе с жестами. В какой-то момент они переключились в основном на изготовление звуки, которые становились словами вместо того, чтобы просто использовать их тела. Причина, по которой они перешли к изданию звуков, согласно теории, состоит в том, что разговор вслух позволяет вам общаться с кем-то, даже если вы их не видите.
Такие большие вопросы позволяют всем нам исследовать, что значит быть людьми. Только у людей есть язык, и поэтому выяснить, откуда взялся язык, откуда мы родом тоже.
Ричард Футрелл, адъюнкт-профессор языковых наук, Калифорнийский университет, Ирвин
Эта статья перепечатана из The Conversation под лицензией Creative Commons. Прочитайте оригинальную статью.
У нас есть вопросы: как люди научились говорить
Звук не окаменевает. Язык тоже нет.
Даже когда системы письма развились, они представляли собой полноценные и функциональные языки. Вместо того, чтобы сохранять первые детские шаги к языку, они полностью сформированы, состоят из слов, предложений и грамматики, передаваемых от одного человека к другому звуками речи, как и любой из примерно 6000 языков, на которых говорят сегодня.
Итак, если вы верите, как и мы, лингвисты, в то, что язык является фундаментальным различием между людьми и другими разумными животными, как мы можем изучать его появление у наших предков?
К счастью, исследователи многое знают о языке — словах, предложениях и грамматике — и речи — голосовых звуках, которые доносят язык до ушей следующего человека — у живых людей. Таким образом, мы должны иметь возможность сравнивать язык с менее сложной коммуникацией животных.
Именно это мы и наши коллеги десятилетиями исследовали: как человекообразные обезьяны используют свой рот и горло для воспроизведения гласных звуков в речи? Разговорный язык у людей представляет собой замысловато переплетенную цепочку слогов с согласными, добавленными к основным гласным слогов, поэтому овладение гласными было ключом к возникновению речи. Мы считаем, что наши междисциплинарные открытия отодвигают дату этого решающего шага в эволюции языка на целых 27 миллионов лет.
Звуки речи
Скажи «но». Теперь скажите «пари», «летучая мышь», «купил», «загрузил».
Все слова начинаются и заканчиваются одинаково. Именно различия между гласными звуками делают их различимыми в речи.
Теперь опусти согласные и произнеси гласные. Вы можете услышать, что разные гласные имеют характерные звуковые качества. Вы также можете почувствовать, что они требуют различных характерных положений вашей челюсти, языка и губ.
Итак, конфигурация речевого тракта – резонирующей трубки глотки и рта, от голосовых складок до губ – определяет звук. Это, в свою очередь, означает, что звук несет информацию о конфигурации голосового тракта, которая его создала. Эта взаимосвязь является основным пониманием науки о речи.
После более чем полувека исследований и разработки технологий как анатомического, так и акустического моделирования специалисты по речи могут в целом моделировать голосовой тракт и вычислять, какой звук он будет издавать, или работать в обратном направлении, анализируя звук, чтобы вычислить, какой голосовой тракт форма сделала это.
Итак, смоделируйте несколько голосовых путей приматов, запишите несколько криков, и вы примерно знаете, как развивался человеческий язык? Извините, не так быстро.
Современная анатомия человека уникальна
Если сравнить голосовой тракт человека с голосовыми путями других приматов, то есть большая разница. Возьмите бабуина в качестве примера.
От гортани и голосовых связок бабуина, которые находятся высоко и близко к линии подбородка, всего лишь короткий шаг вверх через полость, называемую глоткой, а затем длинный выход из горизонтальной ротовой полости. Для сравнения, у взрослых мужчин он находится примерно так же далеко вверх по глотке, как и через губы. Кроме того, язык бабуина длинный и плоский, в то время как у человека короткий во рту, а затем изгибается в горло.
Таким образом, в ходе эволюции гортань в человеческой линии переместилась ниже в горло, открывая гораздо большую глоточную полость, чем у других приматов.
Около 50 лет назад исследователи воспользовались этим наблюдением, чтобы сформулировать то, что они назвали теорией образования гласных по гортани. В ключевом исследовании исследователи разработали модель из гипсового слепка голосового тракта макаки. Они манипулировали ртом макаки под анестезией, чтобы увидеть, насколько может измениться форма голосового тракта, и ввели эти значения в свою модель. Затем, наконец, они рассчитали гласный звук, производимый определенными конфигурациями. Это было мощное и новаторское исследование, которое до сих пор копируют с технологическими обновлениями.
Так что же они нашли?
У них есть шва — тот гласный звук, который вы слышите в слове «но» — и несколько очень близких акустических соседей. Ничто, где несколько гласных были достаточно различимы, чтобы разделить слова в человеческом языке. Они объяснили это отсутствием человеческой низкой гортани и большой глотки.
По мере развития теории утверждалось, что для воспроизведения полного набора человеческих гласных требуется голосовой тракт с примерно одинаковой длиной ротовой и глоточной полостей. Это произошло только с появлением анатомически современных людей, около 200 000 лет назад, и только взрослых среди современных людей, поскольку младенцы рождаются с высокой гортанью, которая с возрастом опускается.
Кажется, эта теория объясняет два явления. Во-первых, начиная с 1930-х годов в ходе нескольких (неудачных) экспериментов шимпанзе выращивались в домах людей, чтобы попытаться поощрить человеческое поведение, особенно язык и речь. Если гортанный спуск необходим для человеческих гласных, а гласные, в свою очередь, для языка, то шимпанзе никогда не будут говорить.
Во-вторых, археологические свидетельства «современного» человеческого поведения, такие как драгоценности, погребальный инвентарь, наскальные рисунки, сельское хозяйство и поселения, по-видимому, появились только после того, как появились анатомически современные люди с их потомками гортани. Идея заключалась в том, что язык обеспечивает более тесное сотрудничество, которое делает возможным такое поведение.
Переосмысление теории с новыми данными
Итак, если теория происхождения гортани говорит, что дети, обезьяны и наши ранние человеческие предки не могли произносить контрастные гласные, а только шва, то чем объясняются, например, наблюдения Джейн Гудолл явно контрастных гласных качества вокализации шимпанзе?
Но такого рода доказательства не были концом идеи спуска гортани. Чтобы ученые пришли к соглашению, особенно чтобы отказаться от давней и полезной теории, нам по праву требуются последовательные доказательства, а не просто анекдоты или слухи.
Один из нас (Л.-Ж. Боэ) потратил более двух десятилетий на сбор аргументов против теории опущения гортани. Работа многопрофильной команды включала артикуляционное и акустическое моделирование, исследования детского языка, палеонтологию, приматологию и многое другое.
Одним из ключевых шагов было наше изучение «пространства гласных» бабуинов. Мы записали более 1300 криков бабуинов и проанализировали акустику их частей, похожих на гласные. Результаты показали, что качество гласных в некоторых криках было эквивалентно известным человеческим гласным.
В нашем последнем обзоре изложен весь случай, и мы полагаем, что он, наконец, освобождает исследователей в области речи, лингвистики, приматологии и эволюции человека от теории происхождения гортани, которая была большим достижением в свое время, но оказалась ошибочной и изжил себя.
Речь и язык у животных?
Человеческому языку требуется словарь, который может быть конкретным («мой левый ноготь»), абстрактным («любовь», «справедливость»), где-то еще («борода Линкольна»), даже воображаемым («борода Гэндальфа»), все это можно при необходимости вставлять в предложения с внутренней иерархической грамматикой. Например, «черная собака» и «трехцветный кот» сохраняют тот же порядок, независимо от того, «X преследовал Y» или «Y преследовался X», где значение остается тем же, но организация предложения меняется на противоположную.
Полноценный язык есть только у людей, и ведутся оживленные споры о том, были ли какие-либо ключевые элементы языка у приматов, других животных или наших ныне вымерших предков. Согласно одному популярному сценарию, способность создавать грамматические иерархии возникла вместе с событием видообразования, приведшим к появлению современных людей, около 200 000 лет назад.
Речь, с другой стороны, состоит из звуков, которые используются для передачи языка по воздуху от одного человека к другому.