Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Как достичь нирваны: Как достичь нирваны: 10 советов по борьбе с хронической усталостью

Нирвана — что это такое? Определение состоянию. Как достичь нирваны в буддизме

Содержание

  • Что такое нирвана?
  • Типы нирваны
  • Как впасть в нирвану?

Понятие нирваны встречается во многих учениях и верованиях. Оно означает свободу от мучений. В общепринятом употреблении нирваной называется состояние, где отсутствуют страсти, мучения, а присутствует высочайшее счастье и умиротворение. Это непознанное чувство постоянного покоя и радости.

Нирвана выступает разрывом в цепочке реинкарнаций. Это остановка перевоплощений, постоянный и нерушимый покой. Нирвану сложно определить. Что касается ее понимания, то между исследователями буддизма постоянно ведутся дискуссии. В понимании индуистов и последователей брахманизма нирвана – это соединение с Брахмой.

Каким образом в буддизме можно достигнуть нирваны и что это значит?

По верованию Будды, невзирая на мучения, что пронизывают каждый этап существования в Сансаре, существует состояние без мучений, и его возможно достичь.

Им выступает состояние транса или нирвана. Вхождение в данное состояния в учении Будды обозначают термином амата, то есть достижение души, что разрушает цепь кармического существования.

Что такое нирвана? По определению – это  состояние души, свобода от мирских забот и привязанностей, полное просветление и познание Истины

В сутра-питаке обозначают нирвану в качестве читты (освобожденного разума), что не испытывает никаких чувств. Оазум не отождествляется больше с феноменом жизни, он постоянен, вечен, потому освобожденный. Нирвана – это конец незнания (авидья), что погружает разум в постоянную цепочку реинкарнаций, сансару (жизнь в зависимостях). В точном обозначении нирвана не считается четким местом или состоянием. Она выступает познанием Истины.

Что такое нирвана?

Постараемся понять, что же такое нирвана, откуда происходит это понятие. В частности, что означает слово нирвана в философии? Кратко – это конечная высшая цель существования людей. Данный термин считается схожим по значению с расслабленным и блаженным состоянием. Но в 60-е годы данное понятие в искривленном виде вошло в лексикон людей, употребляющих наркотики. Считать нирвану состоянием эйфории грубая ошибка. Данное состояние считается сложнейшим в буддизме. Его не смог четко охарактеризовать даже Будда Шакьямуни.

нирвана в философии – это конечная высшая цель существования людей

Всем знакома фраза «впасть в нирвану». Под ней подразумевают что-то очень приятное, своеобразный пик наслаждения, чувство постоянного блаженства. В нирвану можно впасть по разным поводам: от невероятного блюда, красивой музыки, от интимных наслаждений. Но в реальности подобное понимание целиком ошибочно.

В учении Будды нирваной называется верховное счастье, но его здесь не стоит понимать в качестве радости, доступной в мирской жизни. Последователи Будды под счастьем подразумевают свободу от страданий, испытываемых в мире каждый день. Шакьямуни говорил, что нирваной выступает окончание мучений, затуманивания разума, привязанности. Проблема в том, что он не давал подобному понятию никакого «положительного» определения. Упоминая только то, что нирваной считать нельзя.

Религиовед и исследователь Е.Торчинов замечал, что проблема нирваны является одной из тех, о которых Будда не говорил. Нирвана расположена далеко за рамками сферы эмпирических знаний, а также такого языка описания.

В среде исследователей и последователей учения Будды до сих пор ведутся споры о правильности понимания состояния нирваны

В буддизме его описывают как что-то в противовес Сансаре. Последняя выступает миром страсти, привязанности, ложных представлений, мучений. Если очиститься от этого, то просветленный человек достигнет нирваны и освободится, не только от тела, а от влечений и сознания. Разница с брахманизмом в том, что в учении Будды она не является соединением с абсолютом или богом, поскольку это соединение означает продолжение существования.

Получается, нирвана – это абсолютное небытие? Не совсем так. Хотя ученые и учителя буддизма до настоящего времени ведут споры об адекватности трактовки подобного термина. Многие все же сходятся во мнении, что это полная очистка мира от живых существ. Это покой души, где нет разногласий, мучений и страсти. Другие учителя трактуют это состояние так: в нем нет жизни, как понимается в Сансаре, но существует жизненный потенциал и энергия.

В учении Будды нирваной называется верховное счастье, то есть свободу от страданий

Все, о чем говорилось выше, стоит отнести к великой нирване. Она называется еще нирваной пребывания. Те, кто достигает ее, находятся в абсолютном покое. В учении Будды различают другие виды – нирвана непребывания. Люди, достигшие состояния нирваны, называются Бодхисаттвом. Они отказываются от абсолютного покоя и ухода из-за того, чтобы помочь остальным живым и направить их на данный путь. Все потому, что они смогли возродить в собственной душе великое сострадание, они готовы помогать всем, кто обращается к ним. Бодхисаттв отмечают при чтении молитв, их рисуют на танка.

Известнейшим Бодхисаттвом является Авалокитешвара. По легенде, когда он вошел в состояние просветления, заметил, какие страдания испытывают существа, живущие в Сансаре. Его это так поразило, что от боли голова Авалокитешвары разбилась на 11 частей. Но остальные просветленные помогли, и они восстановили голову. С того момента Авалокитешвара помогает остальным уйти от страданий и познать нирвану.

Есть несколько разновидностей нирваны. В разных учениях она трактуется по-своему. Нельзя однозначно сказать, что именно означает это состояние

Есть ли шанс достичь нирваны у остальных живых существ? Как уйти в нирвану? Дать ответ на вопрос сложно. Считается, что данный путь для каждого долгий, и длится он бесчисленное количество реинкарнаций, пока карма не очистится от омрачений целиком.

Типы нирваны

Выделяют различные типы нирваны. В учении Будды это:

  • непознанное состояние постоянного покоя и абсолютное удовлетворение;
  • разрушение цепочки перерождений, окончание перерождений, полный, нерушимый покой;
  • она не поддается какому-либо определению;
  • в среде ученых и буддистов до сих пор ведутся споры о правильном понимании нирваны.

Существуют разные типы нирваны по различным учениям

Но из разных источников выделим деление на 3 вида нирваны:

  1. ментальная. Является коротким состоянием, что случалось с любым человеком. Каждый иногда ловил момент невероятного покоя, а также просветления. Это и называют ментальным проявлением нирваны;
  2. жизненная. Эта нирвана может быть достигнута человеком, если его душа еще пребывает в теле. Это дает шанс прервать цепь перерождений и приводит человека к новому виду;
  3. вечная. Те, кто смог достичь предыдущего типа нирваны после гибели тела, т.е. после смерти, постигает ее.

В тхераваде есть 2 вида нирваны:

  • «с остатком». В данном состоянии пребывает святой в буддизме, прежде чем выйти из цепи реинкарнаций. Остатком называется тело, оно носит имя «последнего»;
  • «без остатка». В этом случае у буддийского святого «успокаивается» полный набор дхарм, а сам он навсегда прекращает существование.

Как впасть в нирвану?

Проблема, как попасть в нирвану, войти в ее жизненную форму, волнует всех последователей Будды. Ведь это выступает целью их жизни. Нельзя достичь свободы после, если не получилось достижение нирваны в течение этой жизни. В противном случае придется прожить другую, с новыми перипетиями и страстями.

Изначально стоит осознать само понимание свободы, что постигается в состоянии нирваны. Это освобождение от любой зависимости. Мирские привязанности добавляют нам уязвимости, это обречение на страдания. Мы непременно теряем то, что нам дорого, а перед моментом потери всегда приходит страх.

Чтобы достичь нирваны, потребуется научиться жить в настоящем моменте и отключаться от мыслей и привязанностей внешнего мира

Медленное затухание мирских желаний возможно достичь использованием многих практик из учения Будды и из других. Те, кто достиг нирваны, утверждают, что это можно сделать разнообразными методами. Гипноз, медитация, молитва – у каждого собственный путь. Никакой из них не даст гарантию просветления, только человек сумеет разорвать постоянный круг перерождений. Многим не нравится мысль о «бесчувственности». А что значит «я ушел в нирвану»? Это, прежде всего, готовность освободиться от всего мирского. По этой причине вам придется прийти к такому решению спокойно и осознанно, дабы твердой рукой перерезать цепь бесконечной реинкарнации. Итак, рассмотрим технику вхождения в нирвану:

  1. Находитесь в позе лотоса и дышите. Дыхание является одной из немногих постоянных в жизни, оно с нами всегда. Прочувствуйте, как поток воздуха проходит через вас. Дышать необходимо через нос, так как вдохи и выдохи ртом только увеличат сердечный ритм и повысят тревожность. Если вы дышите через нос, то это принесет расслабление. Сосредоточьте внимание на выдохах. В процессе выдоха ничего не случается, все лишнее исчезает, вы расслабляетесь. По этой причине при дыхании концентрируйтесь на выдохе.
  2. Спросите у себя, что вы сейчас делаете. Возможно, в текущий момент вы пытаетесь читать, но где витают мысли в реальности? С чем они связаны? Что делает ваше тело? Если в настоящий момент вы желаете читать, то делайте это. У нас слишком много забот в мире. Нет ничего странного в том, что жизнь настоящим непостижима из-за них.
  3. Выступайте свидетелем. Это означает наблюдение и осознание того, что происходит с человеком каждую секунду. Обращайте на это внимание, отстраняйтесь, тогда прошлое отступит. Не стоит концентрировать разум на одном моменте, в противном случае вы окажетесь в ловушке.
  4. Отпустите все. Если внутри живет свидетель, он обращен к настоящему, то отпустите все, чего нет в данный момент. Останьтесь здесь и сейчас.
  5. Дышите опять. Если мысли и мир опять вмешиваются и забирают вас из текущего момента времени, возвращайтесь к осознанному дыханию.

Техника вхождения в нирвану начинается с позы лотоса и ровного дыхания

Таким образом, достижение нирваны возможно путем осознанного дыхания, отключения мыслей о привязанностях и проблемах внешнего мира, мирской жизни. Невозможно достичь нирваны, не отпустив прошлое и будущее. Знак нирваны – это здесь и сейчас. Как только вы научитесь через медитацию разрывать связь с миром, вы ступите на путь достижения данного состояния просветления, вы освободитесь от страданий. Последователи Будды отдают этому пути всю жизнь, это выступает их главной целью бытия. У каждого из нас собственный путь, чтобы войти в нирвану и познать истину.

Достижение нирваны: VIKENT.RU

«…люди стремятся к нирване, не зная, что это такое. О блаженстве знает только блаженный. В нашем случае — только Будда, ибо он один и есть истинно блаженный. Остальные могут принимать нирвану как осуществлённое блаженство на основе его свидетельств. Человек знает, что отсечение рук — очень тяжко, хотя ему лично их и не отсекали, он знает это по рассказам тех, кому это делали. Точно так же «тот, кто не обретает покой, знает о том, что покой — это счастье» от Будды. Тем самым вера в Будду становится необходимым мотивом нравственного поведения.

Логический парадокс — чтобы достичь нирваны, надо знать, что она такое, но чтобы знать, что такое нирвана, надо достичь её — создает в нравственной мотивации трещину, которую приходится залатывать верой.

Можно предположить, что сама позитивная концепция нирваны, которая неизбежно деградирует в парадокс, стала создаваться для обоснования культа Будды, поклонения ему. Во всяком случае, практической необходимости в такой концепции не существует. Ведь когда человек стремится к нирване, он не просто стремится к чему-то определённо хорошему. Он прежде всего уходит от того плохого, что он имеет. Он убегает от страданий, пронизывающих всё его бытие. Страдания сами по себе содержат достаточные основания для человеческой активности, направленной на их преодоление. Поэтому позиция Будды, ограничивавшегося негативной характеристикой нирваны, была логически более последовательной и этически более продуктивной, чем позиция его последователей, пытавшихся создать позитивную концепцию нирваны.

Четвёртая благородная истина — о пути, который ведёт к нирване. О верной срединной дороге.

«А вот, монахи, какова верная дорога,
что приводит к пресечению тягот,
Это — арийская восьмизвенная стезя,
А именно:
истинное воззрение, истинное намерение, истинная речь,
истинные поступки, истинный образ жизни, истинное усилие,
истинное памятование, истинное сосредоточение.
И это — арийская истина».

Здесь изложена методически продуманная, психологически обоснованная нормативная программа, охватывающая восемь ступеней духовного возвышения. Обозначим кратко содержание каждой ступени. Истинное воззрение (или, в другом переводе, праведная вера): усвоение четырёх кардинальных истин Будды. Истинное намерение: принятие этих истин как личной жизненной программы и отрешение от привязанности к миру. Истинная речь: воздержание от лжи, блокирование слов, вербальных ориентиров, не относящихся к обозначенной выше нравственной цели, которая состоит в отрешении от мира. Истинные поступки: ненасилие (ahimsa), ненанесение вреда живому. Истинный образ жизни: развертывание истинных поступков в линию поведения. Истинное усилие: постоянное бодрствование и бдительность, так как дурные мысли имеют свойство возвращаться. Истинное памятование (праведная мысль): постоянно помнить о том, что все преходяще. Истинное сосредоточение: духовное самопогружение отрешившегося от мира человека; оно, в свою очередь, проходит четыре трудно поддающиеся описанию стадии: экстаз (чистая радость), вызванный уединением и ограничением отношения к миру чисто созерцательным, исследовательским отношением к нему; радость внутреннего спокойствия, вызванная освобождением от созерцательного интереса; освобождение от радости (экстаза), связанное с осознанием освобождения от всех ощущений телесности и душевных волнений; совершенная невозмутимость, состоящая в безразличии и к освобождению, и к его осознанию.

Восемь ступеней верной срединной дороги Будды могут быть осмыслены как универсальная схема действий нравственно совершенствующейся личности. Исходным пунктом является определённое понимание смысла жизни. Затем это понимание становится внутренне значимым мотивом. Далее мотив переходит в определенное решение. Это решение реализуется в поступках. Поступки образуют единую цепь, определяя сознательно заданную линию поведения. Далее, осуществляется вторичная рефлексия осуществлённых поступков под углом зрения того, насколько они соответствуют собственным решениям и свободны от дурных мыслей. Наконец, нравственное поведение включается в контекст исходного смысла жизни. Последнее звено — выход за границы самой морали как свидетельство осуществлённости смысла жизни. На первый взгляд кажется, что последнее сверхэтическое звено, понятное в рамках учения Будды, не может быть элементом универсальной схемы. В действительности это не так. Если понимать мораль как путь, который ведёт человека от несовершенства к совершенству, то достижение совершенства не может не быть выходом за границы морали, неким возвышением над моралью. Другой вопрос — можно ли достичь такого состояния или нет. Но если помыслить себе такое состояние достижимым, а идеал осуществлённым, то необходимо признать, что это как раз означает преодолённость морали. […]

В учении Будды есть два ряда утверждений, которые очевидным образом противоречат друг другу. С одной стороны, буддийский идеал предполагает освобождение от всех желаний, от удовольствий в такой же мере, в какой и от страданий. «Нет уз для тех, у которых нет приятного или неприятного». Отсюда вытекает, что для достижения нирваны необходимо прорваться по ту сторону добра и зла. Одно из высказываний Будды гласит: «Я называю брахманом того, кто здесь избежал привязанности и к доброму и к злому, кто беспечален, бесстрастен и чист».

Гусейнов А.А., Великие моралисты, М., «Республика», 1995 г., с. 57-59.

 

Достижение нирваны | Буддизм. Около 2500 лет назад индийский принц… | by Navya Riju

Около 2500 лет назад индийский принц по имени Сиддхартха Гаутама тихо сидел в месте, известном как Олений парк в Сарнатхе. Отсюда он начал предлагать простые учения, которые он называл дхармой «истина». Это были инструкции, как освободиться от страданий.

Краткие факты о Сиддхарте Гаутаме 📝

  • В 29 лет у него было потрясающее осознание 🤯 — богатство и роскошь НЕ гарантировало счастье.
  • после 6 лет обучения и медитации он нашел «срединный путь» и достиг просветления.
  • Буддисты верят, что Гаутама обрел просветление во время медитации под деревом Бодхи
  • Затем он провел остаток своей жизни, обучая принципам буддизма.

Цель буддизма — достичь состояния нирваны.

Нирвана – место совершенного мира и счастья , как небо. В индуизме и буддизме нирвана — это высшее состояние, которого может достичь человек, состояние просветления, означающее, что индивидуальные желания и страдания человека уходят.

Это убеждение делает упор на медитацию и на то, насколько она помогает достичь этого состояния.

«Медитация приносит мудрость; отсутствие медитации оставляет невежество».

Баланс 😎

Будда учил многим вещам, но основные концепции буддизма можно обобщить в Четырех благородных истинах и Благородный Восьмеричный Путь.

1. Жизнь — это страдание

Это означает, что жизнь включает в себя боль, старение и, в конце концов, смерть. Это факт, который нельзя отрицать, и мы должны относиться к нему реалистично. Буддизм объясняет, как именно этого страдания можно избежать.

2. Страдание вызывается страстным желанием и отвращением.

Будха считал, что мы будем страдать, если будем ожидать, что другие люди будут соответствовать нашим ожиданиям, или если мы действительно хотим, чтобы люди любили нас, это вызовет страдания. Чтобы было проще — получение желаемого не гарантирует счастья. Желание чего-либо делает нас менее счастливыми.

Так что может показаться, что Budha действительно делает акцент на страдании. Как насчет счастья? Это третья истина!

3. Страдания можно преодолеть и можно достичь счастья.

Если мы откажемся от бесполезной жажды и научимся жить каждый день за раз (не останавливаясь в прошлом или воображаемом будущем), тогда мы сможем стать счастливыми и свободными. Тогда у нас будет больше времени и энергии, чтобы помогать другим. Это Нирвана — состояние, о котором я упоминал выше.

4. Благородный Восьмеричный Путь – это путь, ведущий к прекращению страданий.

→ Благородный Восьмеричный Путь = Нравственный Путь

Восьмеричный Путь Буддизма учит следующим идеалам ментального ученика и достижения мудрости:

  • Правильное понимание
  • Правильная мысль
  • Правильная речь
  • 9 средства к существованию
  • Правильное усилие
  • Правильное внимание
  • Правильное сосредоточение
Восьмеричный Путь!

Карма

Это ключевой элемент буддийского образа жизни.

Карма — это вера в то, что все, что вы делаете, имеет вес «хорошего» или «плохого», и когда ваша жизнь закончится, ваша общая карма будет оценена.

Буддисты верят в карму и в то, что все, что вы делаете, возвращается к вам.

Дхарма

= реальность мира и вашей жизни

Дхарма постоянно меняется и зависит от того, как вы видите мир и взаимодействуете с ним, а также от вашего выбора.

Чтобы внедрить эту концепцию в свой образ жизни — живи настоящим , будь настоящим.

Буддизм пытается:

  • вести нравственную жизнь
  • быть внимательным и осознавать мысли и действия
  • развивать мудрость и понимание.

Четыре благородные истины:

1. Жизнь есть страдание

2. Страдание вызвано страстным желанием и отвращением.

3. Страдание можно преодолеть и можно достичь счастья.

4. Благородный Восьмеричный Путь – это путь, ведущий к прекращению страданий.

Восьмеричный путь буддизма:

  • Нравственный путь, ведущий к прекращению страданий

Медитация = Буддистский образ жизни шаг к нирване.

📌 Начните внедрять этот образ жизни:

Живите настоящим и цените жизнь, которая у вас есть. Будьте благодарны, будьте благодарны и каждый день работайте над достижением нирваны .

Если вам интересна эта философия — посмотрите это видео!

Вопросы? Отправьте мне электронное письмо: [email protected]

Вы также можете подписаться на меня в LinkedIn, чтобы узнать, чем я занимаюсь, или подписаться на мой ежемесячный информационный бюллетень, чтобы получать от меня обновления:

Ежемесячный информационный бюллетень Navya

Ежемесячный информационный бюллетень Navya Формы электронной почты

linkedin. us19.list-manage.com

Нирвана может показаться экзотической метафизической идеей, пока вы не присмотритесь поближе

Концепция нирваны занимает уникальное место в буддийской мысли – не только потому, что она представляет собой кульминацию буддийского пути, и не только потому, что оно представляет собой самое прекрасное место, какое только можно себе представить, но и потому, что оно охватывает две стороны буддизма.

Существует, с одной стороны, натуралистическая сторона буддизма, содержащая идеи, которые легко вписываются в курс психологии или философии в колледже: идеи о природе ума, о причинах человеческих страданий и о том, как мы должны живем в свете этих реалий. Эти идеи составляют ядро ​​«светского буддизма», практикуемого многими на Западе. В самом деле, этот набор идей настолько натуралистичен, настолько «секулярен», что некоторые люди считают буддийскую медитацию скорее терапевтическим, чем духовным занятием, в основном паллиативным и не слишком глубоким. Это особенно распространенный взгляд на буддийскую медитацию, известную как медитация осознанности, которая иногда упаковывается в откровенно терапевтическую форму «снижения стресса на основе осознанности».

А еще есть более экзотическая сторона буддизма, в которой представлены сверхъестественные или, по крайней мере, умопомрачительные метафизические идеи. Эти идеи включают в себя различные космические сферы и божества, но самая известная такая идея — это реинкарнация, или, как ее чаще называют буддисты, перерождение.

Нирвана, безусловно, имеет свои экзотические аспекты. Достижение этого, согласно традиционной буддийской вере, означает освобождение от бесконечного цикла перерождений. Но эта история о нирване — история о том, как именно вы находите выход из повторяющихся жизненных циклов — плавно ведет к более натуралистичной истории о нирване, утверждению о механике страдания и удовлетворенности. И в процессе следования одной истории за другой вы можете увидеть медитацию осознанности в новом свете, в свете, который подчеркивает, насколько она может быть больше, чем небрежно терапевтическая; свет, который показывает, что это одно из самых радикальных предприятий, которое только можно себе представить, восстание против самих законов, управляющих человеческим существованием.

В древних текстах нирвана часто описывается словом, которое обычно переводится как «необусловленное». В течение многих лет я слышал этот странно звучащий термин и задавался вопросом, что он означает, но я полагал, что понять его без фактического достижения нирваны, вероятно, было безнадежно и, для моих целей, не так уж важно. Получается, что я был не прав в обоих случаях. На вопрос «Что такое безусловное?» есть довольно ясный и очень важный ответ, который образует своего рода пересечение экзотически-метафизического и натуралистического.

Один очевидный подход к расшифровке «необусловленного» состоит в том, чтобы отбросить и и спросить, что означает обусловленное . «Обусловленное» в буддийской терминологии можно рассматривать примерно как синоним «вызванного». Что имеет смысл. В конце концов, когда мы говорим об условиях, порождающих что-то — об условиях, которые заставляют воду кипеть, или идти дождь, или повышать уровень преступности, — мы в основном говорим, что эти условия вовлечены в причинно-следственную цепочку, которая привела к это что-то.

Вещи, которые «обусловлены» в буддийском смысле, — это вещи, которые подчинены причинам.

Итак, если нирвана — это «необусловленное», то вы могли бы подумать, что она включает в себя своего рода бегство от «вызванного». И вы были бы правы! Но что означает , что ?

Ответ на этот вопрос связан с одним из самых важных терминов в буддизме: патичча-самуппада . Это термин, который имеет множество применений и множество переводов. Для настоящих целей — когда мы используем его для освещения логики нирваны — хорошим переводом будет «обусловленное возникновение».

В самом общем смысле обусловленное возникновение относится к основной идее причинности: из определенных условий возникают некоторые вещи; из других условий возникают другие вещи. Но этот термин также используется для обозначения определенной последовательности причинно-следственных связей — серии из 12 условий, одно из которых порождает следующее, — которые, как говорят, порабощают людей в цикле бесконечных перерождений. Говорят, что именно эту цепь причинных звеньев разрывает нирвана.

Я не буду приводить точную последовательность из 12 условий, отчасти потому, что некоторые из них, на мой взгляд, немного туманны. Но та часть последовательности, которая нас интересует, та часть, которая более точно определяет нирвану как в экзотическом, так и в натуралистическом смысле этого термина, достаточно ясна. Эта часть начинается после того, как сенсорные способности человека — глаза, уши, язык и т. д. — обрели форму. Именно через эти способности сознание человека вступает в контакт с материальным миром. Или, как это более формально сформулировано в древних текстах, в которых излагаются 12 причинных связей: благодаря состоянию сенсорных способностей возникает контакт. И вот следующая ссылка: через состояние контакта возникают чувства – что логично, потому что, с буддийской точки зрения (и с точки зрения многих современных психологов), вещи, которые мы воспринимаем через наши органы чувств, имеют тенденцию приходить с чувствами.

привязаны, какими бы тонкими ни были чувства.

Затем в следующей причинной связи чувства порождают tanha , «стремление»: мы жаждем приятных ощущений и жаждем избежать неприятных чувств.

Давайте остановим кадр прямо здесь, потому что именно здесь происходит действие. Вот как Бхиккху Бодхи, американский буддийский монах, переведший множество древних буддийских текстов на английский язык, изложил это в серии лекций, которые он записал в 1981 году: борьба, которая определит, будет ли рабство продолжаться бесконечно в будущем или его заменит просветление и освобождение. Ибо если вместо того, чтобы поддаться страстному желанию, движущей жажде удовольствия, если человек внимательно и осознанно созерцает природу чувств и понимает эти чувства такими, какие они есть, тогда этот человек может предотвратить кристаллизацию и затвердевание страстного желания.

Здесь мы начинаем переходить от экзотики к натурализму. Освобождение, о котором говорит Бхиккху Бодхи, — это, в первую очередь, освобождение от вечного перерождения, освобождение, которое полностью наступит в конце этого жизненного цикла. Но это также и освобождение здесь и сейчас, освобождение от страданий, которые приносит

танха , — освобождение от стремления уловить приятные чувства и избежать неприятных чувств, освобождение от настойчивого желания, чтобы вещи были другими, чем они есть. (Как известно, Будда сказал, что обычная человеческая жизнь включает в себя постоянное страдание, но «страдание» — это перевод древнего слова «9».0016 dukkha , коннотация которого также включает «неудовлетворенность» — коннотацию, которая хорошо отражает буддийский взгляд на природу и корни страдания.)

Эти два чувства освобождения — освобождение от перерождения и освобождение от страдания — отражены в буддийской идее. что есть два вида нирваны. Как только вы освобождаетесь здесь и сейчас, вы входите в нирвану, которой сможете наслаждаться всю оставшуюся жизнь. Затем, после смерти — которая будет вашей окончательной смертью, теперь, когда вы освободились от цикла перерождений, — наступит второй вид нирваны.

Если вы внимательно наблюдаете за своими чувствами, а не просто реагируете на них, вы можете выйти из-под контроля

К сожалению, я не могу описать первый вид нирваны из личного опыта, и я двойственно в состоянии описать второй вид. Но главное заключается в том, что на каком бы виде нирваны вы ни сосредоточились, медитация осознанности напрямую решает проблему ее достижения. Осознанность включает в себя, среди прочего, развитие осознания своих чувств, что коренным образом меняет ваше отношение к ним. Если практиковать его неукоснительно, он может позволить вам переживать чувства с некоторым бесстрастием или «непривязанностью» — ни с трудом пытаясь избавиться от «плохих» чувств, ни отчаянно и тщетно пытаясь уцепиться за «хорошие» чувства.

Итак, независимо от того, насколько экзотичны или практичны ваши устремления — верите ли вы в цикл перерождений и хотите ли вырваться из него, или просто хотите достичь полного освобождения здесь и сейчас, или просто надеетесь найти

частичное освобождение здесь и сейчас – ключевой инструмент в поисках освобождения, осознанность, остается прежней.

И, соответственно, часть основной терминологии осталась прежней. Даже если вы не пытаетесь избежать вечного повторения 12 последовательных состояний, даже если вы просто хотите, чтобы ваша единственная жизнь стала лучше, вы все равно ищете освобождения от 9 состояний. 0016 условий – от цепочек причинно-следственных связей, которые в противном случае сковывают вас. Вещи в вашем окружении — образы, звуки, запахи, люди, новости, видео — нажимают на ваши кнопки, активируя чувства, которые, пусть и незаметно, приводят в движение ход мыслей и реакций, которые управляют вашим поведением, иногда способами, которые прискорбны. И они будут продолжать делать это до тех пор, пока вы не станете более внимательными — если вы не начнете обращать внимание на то, что происходит, и, таким образом, реагировать на это рефлексивно, а не реактивно.

Все это указывает на то, что древняя буддийская оценка человеческого состояния очень современна по духу. Человеческий мозг — это машина, созданная в результате естественного отбора, чтобы довольно рефлекторно реагировать на воздействующую на него сенсорную информацию. В определенном смысле он предназначен для управления этим вводом. И ключевым винтиком в механизме контроля являются чувства, возникающие в ответ на вводимые данные. Пончик приятно пахнет, поэтому мы подходим к нему; беспокойный голод вызывает неприятные ощущения, поэтому мы пытаемся убежать от него, скажем, съев пончик; социальный статус приносит удовольствие, а насмешки — плохо, поэтому мы преследуем и избегаем соответственно.

Если вы взаимодействуете с такими чувствами через танха – через естественную, рефлекторную жажду приятных ощущений и естественное, рефлекторное отвращение к неприятным чувствам – вы продолжите контролироваться окружающим вас миром. Но если вы внимательно наблюдаете за этими чувствами, а не просто реагируете на них, вы можете в какой-то мере выйти из-под контроля; причины, которые обычно формируют ваше поведение, могут быть отвергнуты, и вы сможете приблизиться к необусловленному.

В буддизме ведутся споры о том, как драматично понимать нирвану и необусловленное. Есть ли что-то вроде трансцендентного метафизического «пространства», которое вы в каком-то смысле занимаете, когда полностью освобождаетесь? Или это немного более приземленно, просто свобода от бездумной реакции на причины, на условия, которые в противном случае контролировали бы вас? Люди, которые придерживаются натуралистического буддизма и не верят в перерождение, склонны придерживаться менее драматичной интерпретации. Действительно, некоторым из них не нравится термин безусловный потому что это звучит так драматично. Стивен Бэтчелор, давний сторонник «светского буддизма» и автор книги « Буддизм без верований » (1997), писал: «Не существует такой вещи, как необусловленное, есть только возможность не быть обусловленным чем-то ». .’

Лично я не стал бы отговаривать даже «светских» буддистов от использования термина безусловный . Может быть полезно думать о полном освобождении здесь и сейчас как о своего рода зоне — метафорической, если не метафизической зоне. И это может быть полезно независимо от того, считаете ли вы зону реально достижимой или просто чем-то, к чему вы можете приближаться все ближе и ближе.

Могу засвидетельствовать, что можно попасть во что-то, что ощущается как зона. Когда я позвонил жене после моего первого недельного ретрита по безмолвной медитации, она сказала, что я звучу как совершенно другой человек — еще до того, как я что-то сказал о ретрите или вообще сказал что-то по существу. Сам тенор моего голоса звучал иначе, сказала она. И новый тенор ей очень понравился.

Теперь, я согласен с вами, что это, возможно, больше похоже на комментарий к старому тенору, чем к новому. Несколькими годами ранее, пытаясь сформулировать, что ей нравится в моем брате, она посмотрела на меня и сказала: «Он похож на хорошую версию тебя» (она рассмеялась, когда сказала это, что я воспринял как хороший знак). Так или иначе, дело в том, что произошла реальная смена тенора.

Конечно, мир, каким я его видел, имел новый тенор. Я избавился от своей обычной эгоцентричности, и теперь я мог по-новому радоваться людям и вещам вокруг меня. Я стал более открытым, внезапно склонным завязать разговор с незнакомцами. Мир казался вновь живым и резонансным.

Судьба всех обусловленных вещей — меняться при изменении условий. И условия все время меняются

Есть что-то ироничное в той зоне, в которой я находился. Иногда говорят, что наука, вытеснив традиционно религиозные мировоззрения, вызвала «расколдовывание» мира, истощив его магию. И вы могли бы подумать, что медитативная дисциплина, посвященная, в некотором смысле, подавлению влияния чувств на восприятие, развитию трезвой ясности взгляда, только способствовала бы этой тенденции. Но Бэтчелор говорит, что медитативная практика может привести к «повторному очарованию» мира, и я знаю, что он имеет в виду. После того первого ретрита я почувствовал, что живу в зоне очарования, месте чудес и сверхъестественной красоты.

Нет, это не то же самое, что войти в зону, магически неподвластную причинно-следственным связям. Я все еще реагировал, по крайней мере, несколько рефлекторно на воздействующие на меня причины. Тем не менее, я думаю, что одним из источников очарования было то, что я тратил меньше времени на реакцию, меньше времени на нажатие кнопок и больше времени на наблюдение, что, в качестве бонуса, позволяло более обдуманно реагировать на вещи. Я предполагаю, что жить в необусловленном было бы здорово, но жить в менее обусловленном тоже может быть довольно здорово.

Вы можете взять многие фундаментальные для буддизма идеи и переформулировать их в терминах обусловленности, причинности. В самом деле, можно сказать, что буддийская философия состоит в основном из очень серьезного отношения к идее причинности.

Рассмотрим известную радикальную и туманную концепцию «не-я» — идею о том, что то, что мы думаем как «я», в некотором смысле не существует. Один из способов сформулировать эту идею — сказать, что «я» находится в таком постоянном каузальном взаимодействии со своим окружением, находится под таким всепроникающим влиянием окружающего мира, что это вызывает сомнения в том, насколько прочны границы «я» — и, для что материя, ядро ​​самости – действительно есть. В своем фундаментальном «рассуждении о не-я» Будда неоднократно спрашивал, действительно ли различные вещи, которые мы думаем как части нашего «я» — чувства, мысли и даже наши тела — полностью находятся под нашим контролем. И если они не находятся под нашим контролем, то как мы можем называть их частями «я»?

Одним из способов объяснить, почему они , а не находятся под нашим контролем, является то, что — по крайней мере, пока мы не освободимся — они находятся под контролем внешних сил: они обусловлены.

В этой беседе Будда также подчеркивает непостоянство вещей, которые мы считаем частями себя. И это тоже — вечное возникновение и исчезновение мыслей, эмоций, отношений — следствие постоянно меняющихся сил, воздействующих на нас, сил, запускающих внутри нас цепные реакции. Вещи внутри нас подчинены причинам, условиям — и судьба всех обусловленных вещей — меняться при изменении условий. И условия постоянно меняются.

Можно сказать, что путь прогресса в серьезном режиме медитации внимательности состоит в основном в осознании причин, влияющих на вас, в осознании того, как вещи манипулируют вами, и в осознании того, что ключевое звено в этом манипулировании лежит в пространство, где чувства могут породить tanha , тягу к приятным чувствам и отвращение к неприятным чувствам. Это то пространство, где осознанность может критически вмешаться.

Может надо было поставить звездочку после слова в курсе в предыдущем абзаце. Я не говорю об абстрактном понимании — академическом осознании — этих цепочек причинно-следственных связей. Я говорю о тщательно культивируемом эмпирическом понимании, осознанном осознании, которое дает силу разорвать или, по крайней мере, ослабить цепи. Этот вид осознания, который критически включает в себя осознание чувств, вызванных восприятием и мыслями, а также чувств, направляющих поток мыслей, может быть поднят до удивительных уровней с помощью медитации.

Буддийское просветление имеет нечто общее с Просветлением в западном научном понимании.

Тем не менее, в основе этого основанного на опыте понимания и часто сопровождающего его лежит более абстрактное понимание, являющееся частью буддийской философии. Достижение реального прогресса в медитации осознанности почти неизбежно означает более глубокое осознание механики, с помощью которой ваши чувства, предоставленные самим себе, формируют ваше восприятие, мысли и поведение, а также более глубокое осознание вещей в вашем окружении, которые активируют эти чувства в вашей жизни. первое место. Можно сказать, что просветление в буддийском смысле имеет что-то общее с просветлением в западном научном смысле: оно включает в себя более глубокое осознание того, что к чему приводит.

Все это противоречит стереотипам. Медитацию осознанности часто считают теплой, нечеткой и в некотором роде антирациональной. Говорят, что речь идет о том, чтобы «вступить в контакт со своими чувствами» и «не выносить суждений». И да, это связано с этими вещами. Это может позволить вам испытать свои чувства — гнев, любовь, печаль, радость — с новой чувствительностью, увидеть их текстуру, даже почувствовать их текстуру, как никогда раньше. И причина, по которой это возможно, заключается в том, что вы в каком-то смысле не выносите суждений, то есть вы не навешиваете бездумно ярлыки на свои чувства как на плохие или хорошие, не бежите от них и не спешите принять их. Таким образом, вы можете оставаться рядом с ними, но не потеряться в них; вы можете обратить внимание на то, что они на самом деле чувствуют.

Тем не менее, вы делаете это не для того, чтобы отказаться от своих рациональных способностей, а для того, чтобы задействовать их: теперь вы можете подвергнуть свои чувства своего рода аргументированному анализу, который позволит вам разумно решить, какие из них являются хорошими путеводными огнями. Так что «не выносить суждений» в конечном счете означает не позволять своим чувствам судить за вас. И что в конечном счете означает «вступить в контакт со своими чувствами», так это не настолько забыть о них, чтобы они давили на вас. И все это означает информирование ваших ответов на мир с максимально ясным взглядом на мир.

В основе всего этого исследования лежит в высшей степени механистическая концепция работы разума. Идея состоит в том, чтобы тонко чувствовать работу машины и использовать это понимание, чтобы перепрограммировать ее, подорвать ее программирование, радикально изменить ее реакцию на причины и условия, воздействующие на нее. Это не позволит вам войти в «необусловленное» в строгом смысле; это не позволяет вам буквально избежать царства причин и следствий. Опять же, самолеты буквально не бросают вызов закону гравитации. Но они все равно летают.

Это отредактированный отрывок из книги Роберта Райта « Почему буддизм верен » (2017), опубликованной Simon & Schuster.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *