Конфликт на работе: как выйти из него с честью — 7 работающих советов
97 218
Карьера и самореализацияЧеловек среди людей
- Фото
- Unsplash
Профессиональные конфликты — неизбежное зло. Нам приходится отстаивать свою точку зрения, указывать другим на их ошибки, добиваться своего в условиях нехватки времени или ресурсов. Иногда это сложно и даже болезненно, особенно если не все участники конфликта готовы соблюдать трудовую этику.
В рабочей обстановке конфронтация — часть производственного процесса, и чаще всего локальные стычки проходят быстро и вполне корректно: обе стороны понимают свою роль и ориентируются на результат.
Как следствие, в трудовых конфликтах скрыт компромисс, который нужно просто найти
Но иногда нам приходится столкнуться с тем, кто «играет грязно», используя в рабочей ситуации методы бытового скандала: переход на личности, завуалированные или прямые оскорбления и подмену понятий. И делает все, чтобы превратить конструктивную беседу в перебранку. В чем же причины возникновения такого рода конфликтов?
Что отстаивает агрессор«Добровольно вступающий в конфликтную коммуникацию человек, как правило, уже переживал чувство униженности», — говорит психолог Анатолий Добин. Такое чувство, к сожалению, переживал практически каждый, но для некоторых людей опыт унижения оказывается разрушительным. Например, если он получен в детстве, от значимых для ребенка людей.
«Таким людям, — продолжает Анатолий Добин, — свойственны подозрительность и стремление постоянно контролировать свое окружение. Их цель — не допустить повторения унижения своей личности». В результате это проявляется как обидчивость и склонность видеть нападение там, где его нет. Когда к такому человеку приходят с рабочими предложениями, он может принять их за попытку принизить его как личность и профессионала.
Налицо конфликт, но не интересов, а представлений о ситуации. В то время как один из участников производственного конфликта считает, что речь идет о рабочих моментах, которые нужно обсудить и двигаться дальше, другой полагает, что его честь и достоинство в опасности, а потому необходимо немедленно их отстоять. Унизив «оппонента».
Цель агрессора — задеть, найти чувствительную струну собеседника
В ход идут гендерные стереотипы («женщины ничего не соображают»), оскорбления по признаку возраста («молода еще мне указывать»), намеки на некомпетентность («понабрали по объявлению») или чью-то протекцию («папочка пристроил»). Такие высказывания могут быть как прямыми и грубыми, так и завуалированными, но от этого не менее оскорбительными. Для агрессора нет запретных тем и рано или поздно он добивается своего: задев чувствительную струну, окончательно перетаскивает своего собеседника из рабочей ситуации в бытовой конфликт.
Стоит хоть раз ответить на оскорбление оскорблением или даже просто показать, что слова вас задели, и агрессор может праздновать победу: рабочая тема забыта, результат не достигнут, зато потрепаны нервы и унижено человеческое достоинство.
Есть только один способ выйти из подобной ситуации с честью: не входить в нее. Однако речь не идет об избегании конфронтации. Путь решения профессионального конфликта — в последовательном стремлении удержать ситуацию в рамках рабочих переговоров. Пусть другой старается обидеть вас или задеть, вы должны добиться результата, и только это имеет значение. В первую очередь для этого необходимо держать себя в руках.
Как избежать конфликта«Если вы потеряли контроль над собой — вы потеряли все, — говорит психолог Роберт Бейкел из Университета Торонто. — Манипулятивное поведение направлено на то, чтобы вызвать у вас эмоциональную реакцию, заставить вас вести себя агрессивно или, напротив, защищаться.
Если мы теряем самообладание, мы делаем именно то, чего от нас хотят манипуляторы. И проигрываем, поскольку вступаем в игру, выиграть в которой невозможно. Самоконтроль обязателен, и это именно контроль поведения. Вы можете разозлиться или расстроиться, если таков ваш выбор, но за поведением своим нужно следить».
Доктор Бейкел предлагает несколько простых правил, следуя которым вежливый и воспитанный человек может выйти победителем из трудового конфликта с агрессивным манипулятором.
1. Не спешите отвечать
Прежде чем вступать в конфликт на работе, подумайте, как можно разобраться с ситуацией, испытывая и вызывая минимум неприятных эмоций. Только потом действуйте.
Да, это означает, что вы должны позаботиться не только о своих чувствах, но и о чувствах вашего собеседника. Помнить, что он человек, пусть и ведет себя неподобающе. Что ему тоже может быть больно. Более того, ему больно прямо сейчас, и пусть не вы тому виной, в вашей власти не усугублять его страдания.
2. Обратите внимание на скорость и громкость своей речи
Возбужденный человек склонен говорить все быстрее и громче, заставляя собеседника также повышать голос. Чем быстрее речь, тем меньше в ней мысли и тем выше вероятность, что будет сказано нечто непоправимое. Не спешите. Взвешивайте свои слова.
3.
Если возможно — возьмите тайм-аутЭто не означает, что вам нужно уклониться от конфликта, скорее — отложить его. Если вы видите, что ваш противник кипит от негативных эмоций, предложите ему перенести беседу: «Я не готова говорить с вами об этом сейчас. Давайте назначим встречу на завтра». Таким образом вы получите время на подготовку, а ваш противник — время остыть.
Кроме того, поскольку конфликт происходит в коллективе и на глазах коллег, возможно, кто-то из них использует свое влияние, чтобы успокоить агрессора.
4. Не рискуйте
Иногда нам кажется, что одним метким ударом — например, хорошей шуткой или особенно убийственным аргументом — можно положить конец конфронтации. Но то, что так хорошо срабатывает в ситкомах, крайне редко работает в жизни. Будьте корректны и не пытайтесь закончить все одним махом.
5. Ориентируйтесь на результат
Мы получаем то, на чем сосредоточены. Если некто ведет себя агрессивно и провоцирует вас на конфликт, вы можете сконцентрироваться на оскорблениях, и тогда их станет только больше. А можно перевести беседу в конструктивное русло, оставляя провокации и оскорбления за кадром. И это приводит нас к главной рекомендации.
6. Не хватайте «приманку»
«Приманка» — это слова, у которых нет иной цели, кроме как заставить вас потерять самообладание, контроль над собой и над ходом беседы. Выйдя из себя, вы отдаете бразды правления в руки человека, который не склонен блюсти ваши интересы. Все ругательства, все оскорбления, все сексистские, расистские замечания призваны отвлечь нас от сути рабочего конфликта. Ответ на них прост: «Я понимаю, что вы расстроены, но работа должна быть сделана».
7. Не поддавайтесь
Не отвечайте ударом на удар. Не подавайте виду, что вы вообще заметили этот удар. Все, что нужно, — это гнуть свою линию.
Да, это сложно. Человек, который сейчас пытается причинить вам боль, может быть жестоким. Но только вам решать, увенчаются ли его попытки успехом. Только вам решать, будет ли вам действительно больно. Кстати, боль утихнет, как только вы добьетесь своего: например, обещания выполнить работу к среде, предоставить техническую поддержку или дать финансирование. Результат — удивительный лекарь для израненной души, и только он, по большому счету имеет значение. Конечно, если речь идет о работе, а не о любви.
Слова, которые помогут в конфронтации«Да». Даже аргументы против нужно начинать со слова «да» — человеку свойственно успокаиваться, когда с ним соглашаются.
«Мы». Не «мы против вас», а «мы с вами». Попробуйте включить себя и другого участника конфликта в одну социальную группу: люди проще встают на сторону представителей «своего племени».
«Я понимаю, что вы расстроены» — в ответ на все попытки оскорбить вас. Так вы одновременно отвергаете оскорбление и даруете за него прощение.
«Это действительно нелегко» и прочие фразы, которые покажут: вы осознаете, что вашему противнику живется несладко, но ситуация требует дополнительных усилий.
«Я вас услышал(а)» — почти запрещенный прием. Употреблять только в том случае, если негативная аргументация пошла по кругу, и круг это третий.
«Давайте оба возьмем тайм-аут и встретимся через час (в три, завтра в десять)» — если вы понимаете, что собеседник под натиском эмоций утратил связь с реальностью.
Кеннет Клок, Джоан Голдсмит: Конфликты на работе. Искусство преодоления разногласий
Авторы настоящей книги стремились помочь всем работающим — служащим, руководителям, менеджерам, учителям, директорам школ, профсоюзным деятелям, сотрудникам корпораций, некоммерческих организаций и правительственных учреждений — научиться преодолевать служебные конфликты и обращать их себе на пользу. Они разработали восемь основных путей успешного урегулирования конфликта, которые помогут людям найти собственный подход в разрешении проблемной ситуации. Но для этого каждый должен заглянуть прежде всего в себя, чтобы понять, куда может завести конфликт, даже самый незначительный.
Реклама. book24.ru
Текст:Елена ЛомакинаИсточник фотографий:Unsplash
Новое на сайте
Ар-брют: искусство, которое зародилось в кабинете психиатра
«Я пыталась откреститься от своей нерусскости»: (не)вымышленная история молодой тувинки, переехавшей в Москву
Хейтспич, язык вражды и вербальная агрессия: как ненависть проявляется в речи
«Ужасно боюсь измены мужа. Дело в том, что до свадьбы он давал поводы для ревности»
«Я изменял своей девушке. Теперь хочу гарантий, что она не изменит мне»
Склонность к поджогам: каким людям она свойственна?
Чего боятся мужчины в постели: 3 главных страха
Женский коллектив: почему сексуальная конкуренция заставляет ненавидеть коллег
Конфликты на работе: что делать?
Конфликты на работе – явление чрезвычайно распространенное. Идеальных коллективов не существует – даже между самыми дружелюбными сотрудниками могут возникнуть непонимания на профессиональной или личной почве. О разногласиях на службе написаны многочисленные научные труды и рефераты, но найти ответ на вопрос как же выжить простому служащему в трудовом коллективе в случае конфликта, по-прежнему очень сложно. Корреспондент «МИР 24» спросил психологов, что делать, чтобы избежать конфликта и как быть, если конфликт уже возник.
Уклоняйтесь от ссоры
Психологи утверждают, что в первую очередь следует во что бы то ни стало уклоняться от создания конфликтной ситуации. Поскольку предотвратить ее куда легче, чем потом бороться с нею.
По словам специалиста в области психологии конфликта Марины Широковой, кандидата психологических наук, старшего научного сотрудника лаборатории «Психология труда» МГУ, «очень важно в общении с коллегами сохранять баланс во взаимоотношениях, относиться к коллегам так, как хотел бы, чтобы они относились к тебе, применять правила тайм-менеджмента, что является признаком хорошего тона на работе, проявлять искреннее желание сотрудничать». «Чувство юмора тоже очень способствует налаживанию и поддержанию отношений с коллегами и не дает возможность вступать в конфликтные отношения. Работать без конфликтов в коллективе можно и нужно», – говорит она.
Особенно важно уклоняться от конфликта новичку, ведь для него правила игры в коллективе еще не ясны. Как сказал практикующий психотерапевт Николай Нарицын, «практически в любом коллективе, особенно в давно сложившемся, есть свои негласные законы и правила, подковерные интриги, а также свои коалиции и оппозиции».
«Да, подчас к новенькому относятся по-доброму – пока еще он не сориентировался и не примкнул к тому или иному негласному объединению. А если он потянется к какой-то неформальной группе, не разобравшись, против кого она дружит (условно говоря) – его подчас могут и подставить под удар группы противника. Сделать, что называется, крайним в некоторых вопросах. Не зря многие за глаза именуют своих коллег «террариумом единомышленников», – добавил Николай Нарицын.
Как вести себя, если ты новичок
Приходя на новое место работы, нужно, прежде всего, понять, как действует этот коллектив, по каким законам. Познакомьтесь с людьми, которые там работают, понаблюдайте за ними, чтобы понять, кто ваши новые коллеги и как принято в этом коллективе делать свою работу. Ни в коем случае не следует сразу привносить в коллектив свои порядки, привычки, установки, предъявлять свои требования, даже если вы пришли в роли руководителя. Лучше сконцентрироваться не на своем позиционировании, а на сборе информации о правилах здешней жизни. Хорошо в первое время ограничить круг интенсивного общения теми людьми, с кем вы выполняете непосредственные рабочие задания, но прислушиваясь к тому, что говорят вокруг.
Как советует заведующая лабораторией психологии труда МГУ, профессор, доктор психологических наук Анна Леонова, надо внимательно усваивать те навыки межличностного общения, которые уже сложились в этом коллективе. «У каждого члена коллектива есть своя позиция, своя роль, – сказала она. – Кто-то начальник, кто-то старожил, кто-то спорщик, кто-то является образцом морального поведения в этой группе». Через 2-3 недели вы поймете, как принято одеваться, допустимы ли личные разговоры по телефону во время рабочего дня, каким образом принято общаться с наиболее авторитетными людьми, насколько соблюдается субординация в отношениях с начальством. Чтобы понять законы и особенности этого коллектива, должно пройти какое-то время.
Что делать, если конфликт все-таки возник
Как показывает практика, даже самое корректное поведение на рабочем месте – еще не гарант того, что конфликт с коллегами не возникнет. Если в вашем коллективе уже развился конфликт, то вам необходимо принять решение, хотите ли вы в нем участвовать. Если вы чувствуете, что этот конфликт не затрагивает ваших интересов, то вы можете попробовать уйти от него, не участвовать в нем, избегать его, не дать втянуть себя в перепалку и дебаты. Если вы чувствуете, что конфликт затрагивает ваши интересы, то вам придется вмешаться. Причем открыто заявить о себе как о стороне конфликта, например так: «Я хотел бы высказать свое мнение. Мне тоже важно принять участие в обсуждении этого вопроса». При этом надо соблюдать правила безопасности. Их сформулировал психолог-консультант коуч центра Nekrizis (Санкт-Петербург) Родион Чепалов. Вот его советы:
- Главное не втягиваться эмоционально в спор. Не повышайте голоса, даже если на вас кричат.
- Попытайтесь структурировать информацию: какие есть стороны конфликта и какова их позиция, чего хочет каждый участник.
- Помогите людям рационально сформулировать свои требования, если они не могут этого сделать.
- Помогите выработать несколько рациональных решений конфликта и предложите их на обсуждение.
- Задайте регламент обсуждения: время, способ (письменно, устно).
- Выясните, кто будет арбитром, судьей (например, начальник).
Если возник трудовой спор, нужно его решать рационально, с четким прописыванием позиций, возможностей, пожеланий.
Если конфликт касается вас лично
Совсем другой может быть тактика, если конфликт с кем-то из коллег возник лично у вас. Ведь кроме объективных причин, может быть масса субъективных, связанных с дележом сфер влияния, завистью, ревностью или личной неприязнью. Это вовсе не причина менять работу или становиться изгоем в трудовом коллективе. Есть правила, соблюдая которые вы сможете держаться на плаву даже в непростой ситуации. В некоторых случаях, производственный конфликт даже можно обратить на пользу себе, если действовать достаточно искусно.
Будьте сдержанны
Не терять самообладание – это первое и обязательное правило. Ни одну ситуацию, а тем более конфликтную, нельзя решить под давлением обиды, ярости, паники. Ни в коем случае нельзя давать волю эмоциям. Если трудно – выучите несколько упражнений на расслабление и концентрацию. Работайте со своим внутренним состоянием, включите юмор. Разговаривайте корректно, воздержитесь даже от «шпилек» и сарказма.
Минимизируйте контакты с противником
Постарайтесь минимизировать контакты: не ходите обедать в одной компании, не выходите одновременно в курилку, разверните свое рабочее место так, чтобы не видеть оппонента или заслонить его компьютером. Если это допускают внутрикорпоративные правила, пользуйтесь наушниками, чтобы не слышать его голоса. Если вы решаете общую задачу и исключить общение невозможно, старайтесь это общение предельно формализовать и обезличить. Все, что можно, обсуждайте по электронной почте.
Не оставляйте документальных свидетельств конфликта
Все написанное может быть использовано против вас. Поэтому вести электронную переписку необходимо в предельно корректной форме. Хорошо, если в компании принято при переписке ставить в копию руководство или всех лиц, участвующих в решении общей рабочей задачи. Это, скорее всего, заставит и вашего оппонента вести себя корректно. А если нет – ему же хуже. Грубые электронные письма, как доказательство несдержанного поведения, которое еще и задокументировано, – это серьезный аргумент против него в глазах коллег и руководства.
Воздержитесь от обсуждения ситуации с коллегами
Уклоняйтесь от обсуждения сложившейся ситуации с коллегами. Будьте выше этого. Ведите себя так, как будто конфликта нет, или вы уже забыли о нем. Позиция человека, который находится над ситуацией, а не варится в ней, заведомо более выигрышна. Демонстрируйте спокойное и благожелательное настроение. Иногда этого бывает достаточно, чтобы ситуация постепенно разрешилась сама собой.
Когда пора сесть за стол переговоров
Самый непродуктивный путь решения спора – это пытаться выяснять отношения, особенно на людях. Как правило, удержаться от эмоций не получается, и тогда идет прахом вся предварительная работа. Запомните, обсуждать что-либо имеет смысл только тогда, когда вторая сторона явно демонстрирует готовность к примирению и настроена конструктивно. Но даже в этом случае не становитесь первым, кто предложит перемирие. Если в личных отношениях делать шаги к примирению можно и нужно первым, то в трудовых конфликтах это может быть расценено как слабость и признание своего поражения, а то и своей вины. Тем не менее, если вы все же сели за стол переговоров, будьте готовы к взаимным уступкам хоть в чем-то. Иначе конфликт разгорится пуще прежнего.
Не все средства хороши
На житейском уровне вы можете получать множество советов от «благожелателей» собрать компромат на своего оппонента, или сплести интригу, в результате которой он в глазах начальства окажется в невыгодном свете. Таких же советов полны популярные психологические сайты и журналы. Не опускайтесь до этих методов! Даже если ваша затея увенчается успехом, вы приобретете в коллективе имидж, который рано или поздно выйдет вам боком. Такая «победа» хуже поражения! Люди не слепы и не глупы, и в конечном счете все знают, кто чего стоит. Лучше станьте еще более корректны и предупредительны по отношению к тем, кто не замешан в конфликте.
Работайте еще усерднее
Если вы действительно решили действовать «чистыми» методами, добейтесь, чтобы вас не в чем было укорить. Делайте свою работу еще усерднее, старайтесь браться на себя еще больше ответственности. Это заодно отвлечет вас от ненужных мыслей. Когда человек занят делом, ему не до интриг. И не привлекайте внимания начальства к вашему конфликту! Скорее всего, оно уже в курсе и, возможно, в раздражении по этому поводу.
Будьте лучше своего противника
При возникновении конфликтов на работе симпатии коллег и начальства далеко не всегда оказывается на стороне того, кто действительно прав. Поскольку все мы люди и скорее допускаем, что ошибается угрюмый, мрачный и вечно недовольный всем сотрудник, чем тот, кто известен нам как положительный, дружелюбный и общительный человек, который всегда болеет за общее дело, много и честно работает, помогает окружающим и вообще заслуживает доверия. Так трудитесь, чтобы иметь именно такую репутацию! И будьте выше конфликта! Чем быстрее вы забудете о нем сами (или сделаете вид, что забыли), тем быстрее ситуация будет разрешена или предана забвению внутри коллектива.
Искусство решения конфликтов на работе и правильное понимание причин их возникновения приходит с опытом. Решать такие ситуации придется более или менее постоянно, и важно научиться не придавать им слишком большого значения. В конце концов, не стоит растрачивать на все это силы и нервы. Работа должна оставаться работой. А жизнь, эмоции, страдания и радости оставьте для любимых и близких!
Семь советов по урегулированию конфликтов между коллегами
Когда конфликт становится подлым и начинается с личных нападок, групповой моральный дух может быстро перейти на темную сторону, проклятие каждого менеджера. Недавно меня попросили помочь двум сотрудникам разрешить конфликт, который негативно влиял на всех вокруг них. Рутинные задачи все еще выполнялись, но напряженность в группе отбрасывала длинную тень на рабочий день. Конфликт дошел до того, что сотрудники разделились на два лагеря.
При первом контакте с одним из сотрудников я спросил, на что он надеялся, будет исход нашей встречи. Он сразу же ответил: «Увольте его!» В большинстве случаев негативного конфликта на работе проблема, если ее оставить без внимания (не урегулировать), со временем усугубляется. В этом случае хорошие друзья становятся смертельными врагами.
Вот несколько советов по урегулированию негативных личных конфликтов между коллегами:
1. Принимайте участие как можно раньше, а не позже. Время само по себе редко, если вообще когда-либо, решает проблему.
Руководители должны своевременно реагировать на конфликты и устанавливать четкие требования к каждому сотруднику. Многие менеджеры склонны избегать конфликтов, поскольку это эмоционально неудобно и неловко, и они часто чувствуют себя неподготовленными к этой задаче.
2. Встретьтесь вместе с обоими сотрудниками.
Отдельные встречи только вызовут больше недоверия. Доверие — это основа для конструктивного разрешения конфликтов, когда члены команды могут не соглашаться друг с другом и вести страстные дебаты, результатом которых являются творческие решения.
3. Переверните ожидания, начав встречу на позитивной ноте.
На первом сеансе двух разгневанных сотрудников попросили поделиться тем, что они ценят в другом человеке. Когда я задержал дыхание, а они вышли из режима запланированной атаки, они смогли указать на положительное поведение другого человека.
4. Расслабьтесь, подышите и уменьшите напряжение.
При всей напряженности в комнате это легко сказать, но не так легко сделать. Следите за выражением лица. Не хмурьтесь. Не качайте головой. Когда вы выглядите расслабленным, вы выглядите уверенным и готовым помочь.
5. Слушайте очень внимательно.
Не вступайте в разговор слишком быстро. Верьте, что решение придет от сотрудников. Часто решение приходит, когда каждый сотрудник обнаруживает, что его предположения были совершенно неверны.
6. Оставайтесь объективными, а не придирайтесь.
Чаще всего виноваты обе стороны и однозначного правильного и неправильного ответа не существует. Ваша цель состоит в том, чтобы они решили проблему, чтобы они могли работать вместе.
7. Проводите больше встреч.
Первая встреча — это только первый шаг к разрешению конфликта. Назначьте повторную встречу в конце первой встречи. Помните, может возникнуть соблазн объявить о преждевременной победе, потому что улаживать конфликт неудобно. Не ждите волшебного решения за одну встречу. Кроме того, будьте осторожны, чтобы не прибегнуть к индивидуальным встречам, так как это может легко превратиться в обвинение.
Управление межличностными конфликтами может быть самой сложной задачей лидера. Это требует исключительных навыков, многие из которых не приходят сами собой. Мне было бы очень интересно услышать о ваших историях управления деструктивными конфликтами и о том, что сработало для вас.
Доктор Роберт Кейджи, клинический психолог, является соучредителем Комплексной EAP. Он обладает обширным опытом разработки инновационных подходов к созданию здоровой, уважительной и продуктивной рабочей среды.
Как урегулировать конфликт на рабочем месте
Цена конфликта на рабочем месте может быть очень высокой. Хотя конфликта нельзя избежать, все дело в подходе к его разрешению. В этом посте вы научитесь распознавать, какое отношение и навыки помогают конструктивно разрешать конфликты на рабочем месте.
Согласно отчету «Конфликты на рабочем месте и способы их использования предприятиями для процветания», следующие статистические данные показывают, насколько широко распространены конфликты на рабочем месте:
- 85 процентов сотрудников имеют дело с конфликтами на том или ином уровне
- 29 процентов сотрудников имеют с ним дело почти постоянно
- 34% конфликтов происходит между рядовыми сотрудниками
- 12% сотрудников говорят, что они часто становятся свидетелями конфликтов между руководством
- 49 процентов конфликтов являются результатом личностных столкновений и «воюющих эго»
- 34 процента конфликтов вызваны стрессом на рабочем месте
- 33 процента конфликтов вызваны большими рабочими нагрузками
- 27 процентов сотрудников были свидетелями конфликтов, приводивших к личным нападкам
- 25 процентов сотрудников видели, как конфликт приводит к болезни или отсутствию на работе
- 9% наблюдают, как конфликты на рабочем месте приводят к провалу проекта
Почему возникают конфликты на рабочем месте?
Конфликт на рабочем месте — это общий опыт.
Дискриминационные практики, плохие аттестации, неудовлетворенность таможней, личные конфликты — все это создает сложную рабочую среду.
Нередко сотрудники жалуются на стиль управления своего начальника. Или узнать о соперничестве среди сверстников.
Короче говоря, взаимозависимый характер команд и организаций, конкурирующие, если не несовместимые цели и интересы, а также ощущаемая нехватка ресурсов могут быть причиной конфликта на рабочем месте.
И тем не менее наличие конфликта само по себе не является проблемой.
Два отношения к конфликту
Результатом конфликта на рабочем месте является отношение.
Пионер в разрешении конфликтов, ныне покойный социальный психолог Мортон Дойч определил две основные установки, которые развиваются у нас, когда мы сталкиваемся с конфликтом.
Я помню мастер-класс, который профессор Дойч провел в Колумбийском университете осенью 2000 года. В течение двух часов, занимаясь с аспирантами, он резюмировал свою пожизненную приверженность миру и разрешению конфликтов.
Он сказал, что если мы должны понять два отношения к конфликту и то влияние, которое они могут оказать на жизнь организации, то в наших руках будет ключ к тому, чтобы оказать существенное влияние.
Когда в конфликте главное победить или проиграть
Мортон Дойч объяснил, что одним из подходов к конфликту является конкуренция. Стороны в конфликте воспринимают конфликт как игру с нулевой суммой. Чтобы стать победителем, должен быть проигравший. Чтобы я продолжал плавать, другой должен утонуть.
Некоторые из черт конкурентного подхода к конфликту следующие:
- Нарушение коммуникации
- Обструктивность
- Отсутствие помощи
- Постоянные разногласия
- Сила одного увеличивается, когда сила другого уменьшается
Такое отношение поощряет деструктивную модель конфликта. Это может привести к нисходящей спирали производительности и результатов.
Лучший способ разрешения конфликтов на рабочем месте
Противоположным отношением к конфликту является сотрудничество.
Это подход, который признает взаимозависимость отношений и рассматривает конфликт как возможность улучшить производительность, общение и отношения.
Вместо игры с нулевой суммой конфликт превращается в беспроигрышную возможность. Существует общее убеждение, что всем будет лучше, если никто не утонет, а вместо этого всем будет позволено плавать.
Когда сотрудничество знаменует приближение к конфликту, то наблюдаются следующие модели поведения:
- Эффективная связь
- Помощь
- Траст
- Координация усилий
- Взаимное уважение
- Конфликтующие интересы определяются как общая проблема, которую необходимо решить
Поддерживать совместный подход непросто, когда сталкиваешься с конфликтом. Легко защищаться и бояться или агрессивно и даже злиться, когда мы понимаем, что на карту поставлены наши интересы, наша роль или даже наша репутация.
Вот почему организации вкладывают все больше и больше средств в эффективное управление конфликтами и тренинги по коучингу в конфликтных ситуациях.
Чтобы поддерживать высокую производительность в стрессовых обстоятельствах, нельзя полагаться на импровизацию и волю случая. Лучшие исполнители всегда тренируют свою психологическую стойкость для самых сложных моментов.
Разница, которая имеет значение
Когда я работаю с клиентами или провожу тренинги по лидерству, я всегда предлагаю: что, если мы посмотрим на конфликт не как на проблему, которую нужно решить, а как на приглашение к личным отношениям? и организационный рост?
Пока мы рассматриваем конфликт как проблему, которую необходимо решить, мы действуем с того же уровня, на котором возник конфликт.
Вместо этого, когда мы рассматриваем конфликт как возможность стать больше и лучше, перед нами стоит задача подняться до нового качества мыслей, эмоций, поведения; нам предлагается разработать дальнейшие ссылки и обновить наши ценности и наши убеждения. В конечном счете, нас поощряют повышать самооценку.
Когда мы признаем в конфликте возможность для изменений и трансформации, в конечном итоге мы возвышаем и расширяем свою идентичность.