Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Как избежать конфликта на работе с коллегами советы психолога: Конфликт на работе: как выйти из него с честью — 7 работающих советов

Конфликт на работе: как выйти из него с честью — 7 работающих советов

104 662

Карьера и самореализацияЧеловек среди людей

Фото
Unsplash

Профессиональные конфликты — неизбежное зло. Нам приходится отстаивать свою точку зрения, указывать другим на их ошибки, добиваться своего в условиях нехватки времени или ресурсов. Иногда это сложно и даже болезненно, особенно если не все участники конфликта готовы соблюдать трудовую этику.

В рабочей обстановке конфронтация — часть производственного процесса, и чаще всего локальные стычки проходят быстро и вполне корректно: обе стороны понимают свою роль и ориентируются на результат.

Как следствие, в трудовых конфликтах скрыт компромисс, который нужно просто найти

Но иногда нам приходится столкнуться с тем, кто «играет грязно», используя в рабочей ситуации методы бытового скандала: переход на личности, завуалированные или прямые оскорбления и подмену понятий. И делает все, чтобы превратить конструктивную беседу в перебранку. В чем же причины возникновения такого рода конфликтов?

Что отстаивает агрессор

«Добровольно вступающий в конфликтную коммуникацию человек, как правило, уже переживал чувство униженности», — говорит психолог Анатолий Добин. Такое чувство, к сожалению, переживал практически каждый, но для некоторых людей опыт унижения оказывается разрушительным. Например, если он получен в детстве, от значимых для ребенка людей.

«Таким людям, — продолжает Анатолий Добин, — свойственны подозрительность и стремление постоянно контролировать свое окружение. Их цель — не допустить повторения унижения своей личности». В результате это проявляется как обидчивость и склонность видеть нападение там, где его нет. Когда к такому человеку приходят с рабочими предложениями, он может принять их за попытку принизить его как личность и профессионала.

Налицо конфликт, но не интересов, а представлений о ситуации. В то время как один из участников производственного конфликта считает, что речь идет о рабочих моментах, которые нужно обсудить и двигаться дальше, другой полагает, что его честь и достоинство в опасности, а потому необходимо немедленно их отстоять. Унизив «оппонента».

Цель агрессора — задеть, найти чувствительную струну собеседника

В ход идут гендерные стереотипы («женщины ничего не соображают»), оскорбления по признаку возраста («молода еще мне указывать»), намеки на некомпетентность («понабрали по объявлению») или чью-то протекцию («папочка пристроил»). Такие высказывания могут быть как прямыми и грубыми, так и завуалированными, но от этого не менее оскорбительными. Для агрессора нет запретных тем и рано или поздно он добивается своего: задев чувствительную струну, окончательно перетаскивает своего собеседника из рабочей ситуации в бытовой конфликт.

Стоит хоть раз ответить на оскорбление оскорблением или даже просто показать, что слова вас задели, и агрессор может праздновать победу: рабочая тема забыта, результат не достигнут, зато потрепаны нервы и унижено человеческое достоинство.

Есть только один способ выйти из подобной ситуации с честью: не входить в нее. Однако речь не идет об избегании конфронтации. Путь решения профессионального конфликта — в последовательном стремлении удержать ситуацию в рамках рабочих переговоров. Пусть другой старается обидеть вас или задеть, вы должны добиться результата, и только это имеет значение. В первую очередь для этого необходимо держать себя в руках.

Как избежать конфликта

«Если вы потеряли контроль над собой — вы потеряли все, — говорит психолог Роберт Бейкел из Университета Торонто. — Манипулятивное поведение направлено на то, чтобы вызвать у вас эмоциональную реакцию, заставить вас вести себя агрессивно или, напротив, защищаться.

Если мы теряем самообладание, мы делаем именно то, чего от нас хотят манипуляторы. И проигрываем, поскольку вступаем в игру, выиграть в которой невозможно. Самоконтроль обязателен, и это именно контроль поведения. Вы можете разозлиться или расстроиться, если таков ваш выбор, но за поведением своим нужно следить».

Доктор Бейкел предлагает несколько простых правил, следуя которым вежливый и воспитанный человек может выйти победителем из трудового конфликта с агрессивным манипулятором.

1. Не спешите отвечать

Прежде чем вступать в конфликт на работе, подумайте, как можно разобраться с ситуацией, испытывая и вызывая минимум неприятных эмоций. Только потом действуйте.

Да, это означает, что вы должны позаботиться не только о своих чувствах, но и о чувствах вашего собеседника. Помнить, что он человек, пусть и ведет себя неподобающе. Что ему тоже может быть больно. Более того, ему больно прямо сейчас, и пусть не вы тому виной, в вашей власти не усугублять его страдания.

2. Обратите внимание на скорость и громкость своей речи

Возбужденный человек склонен говорить все быстрее и громче, заставляя собеседника также повышать голос. Чем быстрее речь, тем меньше в ней мысли и тем выше вероятность, что будет сказано нечто непоправимое. Не спешите. Взвешивайте свои слова.

3.

Если возможно — возьмите тайм-аут

Это не означает, что вам нужно уклониться от конфликта, скорее — отложить его. Если вы видите, что ваш противник кипит от негативных эмоций, предложите ему перенести беседу: «Я не готова говорить с вами об этом сейчас. Давайте назначим встречу на завтра». Таким образом вы получите время на подготовку, а ваш противник — время остыть.

Кроме того, поскольку конфликт происходит в коллективе и на глазах коллег, возможно, кто-то из них использует свое влияние, чтобы успокоить агрессора.

4. Не рискуйте

Иногда нам кажется, что одним метким ударом — например, хорошей шуткой или особенно убийственным аргументом — можно положить конец конфронтации. Но то, что так хорошо срабатывает в ситкомах, крайне редко работает в жизни. Будьте корректны и не пытайтесь закончить все одним махом.

5. Ориентируйтесь на результат

Мы получаем то, на чем сосредоточены. Если некто ведет себя агрессивно и провоцирует вас на конфликт, вы можете сконцентрироваться на оскорблениях, и тогда их станет только больше. А можно перевести беседу в конструктивное русло, оставляя провокации и оскорбления за кадром. И это приводит нас к главной рекомендации.

6. Не хватайте «приманку»

«Приманка» — это слова, у которых нет иной цели, кроме как заставить вас потерять самообладание, контроль над собой и над ходом беседы. Выйдя из себя, вы отдаете бразды правления в руки человека, который не склонен блюсти ваши интересы. Все ругательства, все оскорбления, все сексистские, расистские замечания призваны отвлечь нас от сути рабочего конфликта. Ответ на них прост: «Я понимаю, что вы расстроены, но работа должна быть сделана».

7. Не поддавайтесь

Не отвечайте ударом на удар. Не подавайте виду, что вы вообще заметили этот удар. Все, что нужно, — это гнуть свою линию.

Да, это сложно. Человек, который сейчас пытается причинить вам боль, может быть жестоким. Но только вам решать, увенчаются ли его попытки успехом. Только вам решать, будет ли вам действительно больно. Кстати, боль утихнет, как только вы добьетесь своего: например, обещания выполнить работу к среде, предоставить техническую поддержку или дать финансирование. Результат — удивительный лекарь для израненной души, и только он, по большому счету имеет значение. Конечно, если речь идет о работе, а не о любви.

Слова, которые помогут в конфронтации
  • «Да». Даже аргументы против нужно начинать со слова «да» — человеку свойственно успокаиваться, когда с ним соглашаются.

  • «Мы». Не «мы против вас», а «мы с вами». Попробуйте включить себя и другого участника конфликта в одну социальную группу: люди проще встают на сторону представителей «своего племени».

  • «Я понимаю, что вы расстроены» — в ответ на все попытки оскорбить вас. Так вы одновременно отвергаете оскорбление и даруете за него прощение.

  • «Это действительно нелегко» и прочие фразы, которые покажут: вы осознаете, что вашему противнику живется несладко, но ситуация требует дополнительных усилий.

  • «Я вас услышал(а)» — почти запрещенный прием. Употреблять только в том случае, если негативная аргументация пошла по кругу, и круг это третий.

  • «Давайте оба возьмем тайм-аут и встретимся через час (в три, завтра в десять)» — если вы понимаете, что собеседник под натиском эмоций утратил связь с реальностью.

Кеннет Клок, Джоан Голдсмит: Конфликты на работе. Искусство преодоления разногласий

Авторы настоящей книги стремились помочь всем работающим — служащим, руководителям, менеджерам, учителям, директорам школ, профсоюзным деятелям, сотрудникам корпораций, некоммерческих организаций и правительственных учреждений — научиться преодолевать служебные конфликты и обращать их себе на пользу. Они разработали восемь основных путей успешного урегулирования конфликта, которые помогут людям найти собственный подход в разрешении проблемной ситуации. Но для этого каждый должен заглянуть прежде всего в себя, чтобы понять, куда может завести конфликт, даже самый незначительный.

Реклама. book24.ru

Текст:Елена ЛомакинаИсточник фотографий:Unsplash

Новое на сайте

Ждули и заочницы: почему женщины влюбляются в заключенных — истории героинь и мнение психолога

Тест: На какую из героинь «Трех мушкетеров» вы похожи?

«Боюсь уйти от него, потому что его мать будет недовольна»

Как не умереть, поедая шашлык на майских праздниках: 8 советов нутрициолога

Нетревожные отношения с едой (и с собой): 5 важных советов нутрициолога

«Все в моих руках»: как перестать строить из себя жертву

«Пожилая сестра жалуется на жизнь, но не хочет ничего менять. Что мне с ней делать?»

«Муж вернулся к бывшей жене и взрослому сыну. Повелся на очередную манипуляцию?»

5 советов, которые помогут избежать конфликтов на работе

20 декабря 2021 ВТБ Работа и учёба

Простые приёмы спасут от лишних драм и улучшат отношения с коллегами.

1. Отматывайте ситуацию назад

Представим такой сценарий. Вы вместе с коллегами работаете над проектом, разделив задачи на всех. И вот кто‑то из членов команды перестаёт отвечать на сообщения. Неизвестно, успеет ли он всё сделать к сроку, а значит, кому‑то другому придётся взять на себя его часть работы, и этот кто‑то — вы. В раздражённом состоянии вы жалуетесь коллеге. На следующий день пропавший неожиданно появляется и уже знает всё, что вы о нём высказали. Напряжённый разговор неизбежен.

Теперь подумаем, почему так получилось. Возможно, всё дело в том, что вы поделились своими эмоциями с человеком, с которым у вас не установлены доверительные отношения.

Иногда кажется, что нас понимают без слов и разделяют наши взгляды. Но такая картина может сложиться только в воображении, а не в реальности. Собеседник же не брал на себя обязательств хранить ваши слова в тайне. Вы сами решили, что он это сделает.

В подобной ситуации не пытайтесь понять, почему он так поступил. Это не так уж важно. Лучше сконцентрируйтесь на собственных действиях, чтобы не повторять их в будущем.

2. Возвращайтесь к фактам

Некоторые люди любят заранее представлять проблемные ситуации на работе. Может быть, они даже убеждают себя, что это поможет подготовиться к любому развитию событий и быстро отреагировать во время конфликта. На деле это только вызывает лишнюю тревогу и подозрительность. И человек начинает искать в действиях коллег скрытый смысл, хотя для этого нет никаких оснований.

Или, возможно, вы сами замечали, что кто‑то из коллег ходит с задумчивым видом, и принимались подбирать этому объяснения. Может, он недоволен работой? Или плохо относится лично к вам? Остановившись на одном варианте, вы начинаете воспринимать его как факт, и это может повлиять на ваше общение с этим человеком. Хотя в тот момент он мог думать о чём угодно, не связанном с работой.

В обоих случаях важно вовремя остановиться. Вернитесь к фактам, которые точно знаете, и не надумывайте лишнего.

Разберитесь 🤔

  • Почему вы думаете слишком много

3.

Выпускайте пар

Очень полезно иметь на работе друга, которому можно пожаловаться, когда с задачей что‑то не ладится или клиент требует невозможного. Это не тот коллега из первого примера, который просто оказался рядом, когда вы были раздражены. А тот, кому вы доверяете и кому можете спокойно излить душу.

Периодически это необходимо, так что не держите негативные эмоции в себе. Но и не забывайте после каждой «терапевтической сессии» переключаться на что‑то позитивное. Иначе рискуете на весь день испортить настроение и себе, и другу.

Например, подумайте, чему вас может научить неприятная ситуация или как вы можете изменить свой подход к ней. Если в роли слушателя вы сами, напомните об этом другу.

4. В сложных случаях общайтесь устно

Сейчас многие предпочитают общаться с коллегами письменно. Это быстро и удобно, но проблема в том, что сообщения не передают интонацию собеседника и могут стать причиной недоразумений.

Иногда наступает момент, когда нужно созвониться или встретиться лично. Разговор может оказаться непростым. Чтобы избежать конфликта, постарайтесь понять точку зрения коллеги.

Например, начните так: «Значит, ты расстроился, когда я…» или «Ты хотела разобраться с ситуацией иначе, а я…». Тогда вы точно будете понимать позиции друг друга.

Попробуйте 😎

  • 2 слова для начала переговоров, которые обеспечат успех

5. Учитесь не тратить силы зря

Допустим, вы собираетесь встретиться с клиентом и обсуждаете это с коллегой. Он обещает поддержать вас во время переговоров и согласиться с вашими рекомендациями. До этого он уже подводил вас, но вы поговорили и вроде бы наладили отношения. Так что решаете ему довериться.

И вот на встрече клиент не принимает ваш совет, а коллега — встаёт на его сторону. Вы выглядите глупо. Устраивать сцену на глазах у заказчика не хочется, приходится сдержаться. А после коллега ещё и имеет смелость заявить, что встреча была сумасшедшая.

Что делать? Наверняка вам хочется высказать ему пару ласковых. Он же подвёл вас во второй раз! Но в таком случае лучше при первой же возможности сворачивайте разговор и уходите от него подальше.

Вы делаете это не для коллеги, а для себя, чтобы сэкономить свои силы и нервы. Не пытайтесь понять, почему он так поступил. И не пытайтесь перевоспитать его, ничего не выйдет. Просто запомните, что вполне вероятно он сделает это снова. И ведите себя с ним соответственно.

А как вы справляетесь с подобными ситуациями на работе?

Читайте также 🧐

  • 7 способов превратить конфликтную ситуацию в полезную возможность
  • Почему некоторые люди так любят конфликты
  • Как сохранять спокойствие при любом конфликте

Как урегулировать конфликт на рабочем месте

Цена конфликта на рабочем месте может быть очень высокой.

Хотя конфликта нельзя избежать, все дело в подходе к его разрешению. В этом посте вы научитесь распознавать, какое отношение и навыки помогают конструктивно разрешать конфликты на рабочем месте.

Согласно отчету «Конфликты на рабочем месте и способы их использования предприятиями для процветания», следующие статистические данные показывают, насколько широко распространены конфликты на рабочем месте:

  • 85 процентов сотрудников имеют дело с конфликтами на том или ином уровне
  • 29 процентов сотрудников имеют с ним дело практически постоянно
  • 34% конфликтов происходит между рядовыми сотрудниками
  • 12 % сотрудников говорят, что часто становятся свидетелями конфликтов между руководством
  • 49 процентов конфликтов являются результатом личностных столкновений и «воюющих эго»
  • 34 процента конфликтов вызваны стрессом на рабочем месте
  • 33 процента конфликтов вызваны большой рабочей нагрузкой
  • 27 процентов сотрудников были свидетелями конфликтов, приводивших к личным нападкам
  • 25 процентов сотрудников видели, как конфликт приводит к болезни или отсутствию на работе
  • 9% наблюдают, как конфликты на рабочем месте приводят к провалу проекта

Почему возникают конфликты на рабочем месте?

Конфликт на рабочем месте — это общий опыт.

Дискриминационные практики, плохие аттестации, неудовлетворенность таможней, личные конфликты — все это создает сложную рабочую среду.

Нередко сотрудники жалуются на стиль управления своего начальника. Или узнать о соперничестве среди сверстников.

Короче говоря, взаимозависимый характер команд и организаций, конкурирующие, если не несовместимые цели и интересы, а также ощущаемая нехватка ресурсов могут быть причиной конфликта на рабочем месте.

И тем не менее наличие конфликта само по себе не является проблемой.

Два отношения к конфликту

Результатом конфликта на рабочем месте является отношение.

Пионер в разрешении конфликтов, ныне покойный социальный психолог Мортон Дойч определил две основные установки, которые развиваются у нас, когда мы сталкиваемся с конфликтом.

Я помню мастер-класс, который профессор Дойч провел в Колумбийском университете осенью 2000 года. В течение двух часов, занимаясь с аспирантами, он резюмировал свою пожизненную приверженность миру и разрешению конфликтов.

Он сказал, что если мы поймем два отношения к конфликту и то влияние, которое они могут оказать на жизнь организации, в наших руках будет ключ к тому, чтобы оказать существенное влияние.

Когда в конфликте главное победить или проиграть

Мортон Дойч объяснил, что одним из подходов к конфликту является конкуренция. Стороны в конфликте воспринимают конфликт как игру с нулевой суммой. Чтобы стать победителем, должен быть проигравший. Чтобы я продолжал плавать, другой должен утонуть.

Некоторые из черт конкурентного подхода к конфликту следующие:

  • Нарушение коммуникации
  • Обструктивность
  • Отсутствие помощи
  • Постоянные разногласия
  • Сила одного увеличивается, когда сила другого уменьшается

Такое отношение поощряет деструктивную модель конфликта. Это может привести к нисходящей спирали производительности и результатов.

Лучший способ разрешения конфликтов на рабочем месте

Противоположное отношение к конфликту — сотрудничество.

Это подход, который признает взаимозависимость отношений и рассматривает конфликт как возможность улучшить производительность, общение и отношения.

Вместо игры с нулевой суммой конфликт становится беспроигрышной возможностью. Существует общее убеждение, что всем будет лучше, если никто не утонет, а вместо этого всем будет позволено плавать.

Когда сотрудничество знаменует подход к конфликту, то наблюдаются следующие модели поведения:

  • Эффективное общение
  • Помощь
  • Траст
  • Координация усилий
  • Взаимное уважение
  • Конфликтующие интересы определяются как общая проблема, которую необходимо решить

При столкновении с конфликтом поддерживать подход к сотрудничеству непросто. Легко защищаться и бояться или агрессивно и даже злиться, когда мы понимаем, что на карту поставлены наши интересы, наша роль или даже наша репутация.

Вот почему организации вкладывают все больше и больше средств в эффективное управление конфликтами и тренинги по коучингу в конфликтных ситуациях.

Чтобы поддерживать высокую производительность в стрессовых обстоятельствах, нельзя полагаться на импровизацию и волю случая. Лучшие исполнители всегда тренируют свою психологическую стойкость для самых сложных моментов.

Разница, которая имеет значение

Когда я работаю с клиентами или провожу тренинги по лидерству, я всегда предлагаю: Что, если мы посмотрим на конфликт не как на проблему, которую нужно решить, а как на приглашение к личным отношениям? и организационный рост?

Пока мы рассматриваем конфликт как проблему, которую необходимо решить, мы действуем с того же уровня, на котором возник конфликт.

Вместо этого, когда мы рассматриваем конфликт как возможность стать больше и лучше, перед нами стоит задача подняться до нового качества мыслей, эмоций, поведения; нам предлагается разработать дальнейшие ссылки и обновить наши ценности и наши убеждения. В конечном счете, нас поощряют повышать самооценку.

Когда мы осознаем в конфликте возможность перемен и трансформации, в конце концов мы возвышаемся и расширяем свою личность.

Таким образом, мы признаем, что за конфликтом скрывается будущее, которое хочет возникнуть. То есть есть потенциал, который хочет быть выраженным, реальность, которая хочет быть порождена.

Другими словами, конфликт может быть самым ценным подарком, который случается с нашей личной жизнью и жизнью наших организаций.

Семь советов по урегулированию конфликтов между коллегами

Когда конфликт становится подлым и начинается с личных нападок, мораль группы может быстро перейти на темную сторону, проклятие каждого менеджера. Недавно меня попросили помочь двум сотрудникам разрешить конфликт, который негативно влиял на всех вокруг них. Рутинные задачи все еще выполнялись, но напряженность в группе отбрасывала длинную тень на рабочий день. Конфликт дошел до того, что сотрудники разделились на два лагеря.

При первом контакте с одним из сотрудников я спросил, на что он надеялся, будет исход нашей встречи. Он сразу же ответил: «Увольте его!» В большинстве случаев негативного конфликта на работе проблема, если ее оставить без внимания (не урегулировать), со временем усугубляется. В этом случае хорошие друзья становятся смертельными врагами.

Вот несколько советов по урегулированию негативных личных конфликтов между коллегами:

1. Принимайте участие как можно раньше, а не позже. Время само по себе редко, если вообще когда-либо, решает проблему.

Руководители должны реагировать на конфликт на ранней стадии и устанавливать четкие ожидания для каждого сотрудника. Многие менеджеры склонны избегать конфликтов, поскольку это эмоционально неудобно и неловко, и они часто чувствуют себя неподготовленными к этой задаче.

2. Встретьтесь вместе с обоими сотрудниками.

Отдельные встречи только усугубят недоверие. Доверие — это основа для конструктивного разрешения конфликтов, когда члены команды могут не соглашаться друг с другом и вести страстные дебаты, результатом которых являются творческие решения.

3. Переверните ожидания, начав встречу на позитивной ноте.

На первом сеансе двух разгневанных сотрудников попросили поделиться тем, что они ценят в другом человеке. Когда я задержал дыхание, а они вышли из режима запланированной атаки, они смогли указать на положительное поведение другого человека.

4. Расслабьтесь, подышите и снимите напряжение.

При всей напряженности в комнате это легко сказать, но не так легко сделать. Следите за выражением лица. Не хмурьтесь. Не качайте головой. Когда вы выглядите расслабленным, вы выглядите уверенным и готовым помочь.

5. Слушайте очень внимательно.

Не вступайте в разговор слишком быстро. Верьте, что решение придет от сотрудников. Часто решение приходит, когда каждый сотрудник обнаруживает, что его предположения были совершенно неверны.

6. Оставайтесь объективными, а не придирайтесь.

Чаще всего виноваты обе стороны и однозначного правильного и неправильного ответа не существует. Ваша цель состоит в том, чтобы они решили проблему, чтобы они могли работать вместе.

7. Проведите дополнительные встречи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *