Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Как можно убить себе дома: Интернет-служба экстренной психологической помощи

Дети убивают себя. Почему?

В России в год происходит от нескольких сотен до двух с половиной тысяч самоубийств детей и подростков. В конце мая – начале июня стало известно о нескольких старшеклассниках, покончивших с собой. Психологи связывают это с ажиотажем, поднятым вокруг единого госэкзамена. Но суицид совершают и младшие школьники. Кто или что подводит их к этому? Можно ли предотвратить беду?

Московский старшеклассник Женя Голобородько в ночь на 2 июня выпрыгнул из окна. Накануне подросток неудачно сдал ЕГЭ. Чуть раньше ученик 11 класса средней школы в селе Новая Покровка Семилукского района Воронежской области покончил жизнь самоубийством. Как сообщала Генпрокуратура, юноша неудачно сдал пробный ЕГЭ по русскому языку в середине мая, после чего замкнулся в себе и вскоре повесился в гараже.

Министр образования Андрей Фурсенко тогда призвал не связывать трагедии со сдачей ЕГЭ. Так или иначе, вскоре в Москве прошла пресс-конференция на тему «Волна самоубийств школьников в разгар сдачи ЕГЭ: как семьям справиться со стрессом и поддержать детей?».

В ходе выступления руководитель Центра правовой и психологической помощи в экстремальных ситуациях Михаил Виноградов тоже призвал детские самоубийства с экзаменами как таковыми не связывать. При этом ажиотаж, поднятый вокруг ЕГЭ, вполне мог стать спусковым крючком для «десятков подростков», решивших покончить с собой, признал Виноградов. Особенно для мальчиков, которых в случае несдачи ЕГЭ ждет армия.

Нельзя сказать, что пресс-конференция дала ответы на все вопросы. Ее участники (кроме Михаила Виноградова выступали депутат Госдумы Нина Останина и член Общественной палаты Любовь Духанина), как выяснилось, даже не владели статистикой детских суицидов. Михаил Виноградов лишь сообщил, что за последние годы число самоубийств как среди взрослых, так и среди детей увеличилась в два раза, и Россия — на третьем месте по числу суицидов в мире. На вопрос корреспондента Радио Свобода, что делать для предотвращения трагедий среди школьников, психолог ответил, что нужна профилактика.

Корреспонденты Радио Свобода попытались разобраться, как часто российские дети убивают себя, с чем это связано и что, с точки зрения психологов, нужно делать, чтобы количество трагедий сократить.

Статистика по суицидам в СССР стала открытой в 1987 году. Тогда же был образован детский подростково-суицидологический кабинет – государственное учреждение при НИИ суицидологии, просуществовавшее десять лет. Затем учреждение закрыли. «Видимо, посчитали ненужным», — сказала корреспонденту Радио Свобода известный детско-подростковый психолог Елена Вроно, бывший руководитель суицидологического кабинета.

Самая свежая статистика о самоубийствах детей содержится в статистическом сборнике «Дети в России-2009», выпущенном Росстатом совместно с ЮНИСЕФ. Согласно этим данным, в 2008 году в России покончили с собой 238 детей в возрасте до 14 лет, из них 148 – мальчики.

— Эти цифры — официальная статистика Росстата, которая формируется на основании медицинских свидетельств о смерти, а это не всегда достаточно достоверный результат, — говорит руководитель ГОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения «ОЗОН», специализирующегося на помощи детям, Евгений Цымбал. — Если смерть наступила от отравления, это может быть и несчастный случай, и самоубийство. Выводы можно было бы сделать по результатам доследственных проверок, а эти данные никак не обобщаются. Есть еще и статистика, которая учитывает тех, кто доставляется в медицинские учреждения после попыток самоубийства. Так вот, ежегодно более 2 тысяч детей, которых живыми привозят в больницы, не удается спасти.

По словам Евгения Цымбала, эти данные он получил, будучи научным сотрудником НИИ проблем укрепления законности и правопорядка (ныне Академия Генпрокуратуры РФ).

— Порядка 90 процентов подростковых суицидов в Москве происходили в состоянии алкогольного опьянения. В основном это так называемые полеты. Выпивают — и выходят в окно. А затем находят «труп без следов волочения». Бывают смерти «нюхальщиков», которым кажется, что они полетят, если шагнут в окно, — продолжает Евгений Цымбал.

Инспектор Хорошевской межрайонной прокуратуры Москвы Михаил Степанов, неоднократно расследовавший детские самоубийства, не согласен с психологом:

— В моей практике были разные случаи. Но я не помню такого, чтобы я расследовал суицид, связанный с алкогольным или наркотическим опьянением. В моей практике был мальчик, который стал получать двойки, а родителям не говорил. В результате мама нашла школьный дневник. Скандал. Мальчик прыгнул с крыши. Другой случай: мальчик хорошо рисовал. И мама нашла у него

Бывает, и парами прыгают

рисунки голых женщин. Он выбежал из квартиры и прыгнул в окно… По Москве, наверное, много наберется таких случаев. Бывает, и парами прыгают. Две девочки прыгнули с крыши. Не уверен, но, по-моему, там была неразделенная любовь. Дело содержало томов пятнадцать. Был случай, девочка повесилась — 11 класс, выпускной, все нормально. Значит, что-то случилось в личной жизни… Дело в том, что для детей все эти проблемы, которые нам кажутся смешными, становятся вопросом жизни и смерти, — сказал Михаил Степанов.

Степанов объяснил, что уголовные дела по статье «доведение до самоубийства» возбуждаются крайне редко, особенно если дело касается детей.

Потому что «нет лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого».

Найти виновного в том, что маленький человек принял решение уйти из жизни, непросто.

По факту суицида любого ребенка (то, что ребенка не убили, а он покончил с собой – выбросился из окна или отравился, выясняет судмедэкспертиза) начинается доследственная проверка по признакам преступления, предусмотренного статьей 110 Уголовного кодекса – доведение до самоубийства. А дальше начинается опрос свидетелей: учителей, одноклассников, родителей. Часто родители жалуются на то, что к ребенку плохо относились учителя или одноклассники.

Так, на днях прокуратура Свердловской области обнародовала результаты проверки в средней школе № 4 города Полевского, где за последние пять лет покончили с собой пять учеников.

Поводом для проверки стал последний суицид. 15-летний Александр Фирсов повесился во дворе собственного дома 11 марта 2010 года. По официальной версии следствия, это произошло после разговора с родителями о низкой успеваемости в школе.

Школьника отругали за «двойку» по физкультуре, которую тот считал незаслуженной.

«Проверка выявила факты применения к учащимся антипедагогических методов воспитания», — сообщила пресс-секретарь Свердловской областной прокуратуры Ольга Тетерина. По ее словам, преподавателю, который несколько раз ударил учебником по голове одного из учеников, было назначено только дисциплинарное взыскание, хотя инцидент требовал уголовно-правовой оценки. «Прямой причинно-следственной связи между действиями учителей и гибелью Фирсова нет. Однако были косвенные причины произошедшего, главная из которых — неблагоприятный психологический климат в школе», —добавила

Ольга Тетерина.

По результатам проверки прокуратура области внесла представление об устранении нарушений закона министру общего и профессионального образования Свердловской области. И это все. При том, что пятеро учеников этой школы добровольно ушли из жизни. Обвиняемым по статье 110 никто не привлечен, поскольку для этого, согласно уголовному праву, должна была быть «прямая причинно-следственная связь» между противоправными действиями взрослых и самоубийством школьника.

В Москве тем временем уже несколько месяцев выясняют обстоятельства самоубийства 10-летнего ученика кадетской школы № 1700. 16 февраля третьеклассник Саид Фехретдинов покончил с собой.

Из окна, откуда прыгнул Саид, видно кадетскую школу, в которой он учился. Родители вспоминают, что с раннего детства Саиду нравилась красивая кадетская форма. Маленький даже для своего возраста мальчик занимался боксом, мечтал стать военным и спасать людей. Поэтому и было принято решение отдать его именно в кадетскую школу.

Нагрузка здесь выше, чем в обычной школе. Утром школьники спешат на обязательное построение. А после уроков проходят «занятия по самоподготовке» — и так до шести вечера.

По словам родителей, в школе у Саида чуть ли не с первых дней начались проблемы.

«Если папа меня оставит в этой школе, я погибну»

— Его неоднократно избивали одноклассники. .. В прошлом году он вообще не хотел идти туда. Все лето провел с бабушкой. Бабушка говорит, что он каждый день повторял: «Если папа меня оставит в этой школе, я погибну». Мы хотели отдать его в другую школу. У него было только две тройки. Но завуч проверила ребенка и сказала, что знаний маловато. Написали справку — «ребенок зачислен во второй класс». А я подумал, зачем нам год терять?.. Но если бы знал, что такой финал будет… — сбивчиво поясняет отец Саида

Рамиль Фехретдинов.

Накануне трагедии Саид выписался из поликлиники, где лечился по поводу нарыва пальца большой ноги. 28 января он пришел в школу, а оттуда его увезли уже на «скорой помощи». И дело было не в больном пальце. С 29 января по 5 февраля Саид Фехретдинов находился в отделении нейрохирургии Тушинской детской городской больницы, где лечился от сотрясения головного мозга. Эту информацию корреспондентам РС сообщили в отделении нейрохирургии Тушинской детской больницы, отказавшись вдаваться в детали. Родители Саида в своих показаниях в прокуратуре, данных после смерти ребенка, утверждают: сотрясение мозга ребенок получил в школе — одноклассники специально прыгали Саиду на больной палец, потом ударили по голове книгой и продолжали бить, когда он упал.

В результате этого у Саида после сотрясения мозга начались проблемы с психикой. «Они убили меня», — жаловался мальчик отцу.

Выписавшись из больницы, Саид находился дома на больничном режиме. По словам его матери Марины Сивовой, ребенок стал нервным, беспокойным, ходил по дому в темных очках, потому что не мог смотреть на свет. Отца Саид попросил купить игрушечных роботов и поставил их у кровати, чтобы «охраняли». 12 февраля родители показали Саида психиатру. В

На приеме у врача Саид рассказывал, что видит сны, в которых одноклассник «убивает его красными шарами»

Психоневрологическом диспансере № 6 Северо-западного административного округа Москвы констатировали, что интеллект мальчика в порядке, но он страдает от «острой реакции на стресс». На приеме у врача Саид рассказывал, что видит сны, в которых одноклассник «убивает его красными шарами». Психиатр прописал таблетки для улучшения кровообращения мозга.

А через четыре дня, 16 февраля, мальчик выпрыгнул из окна. Что стало причиной такого поступка? Родители считают — виновата школа.

Директор кадетской школы № 1700 Евгений Введенский обвинения родителей Саида наотрез отвергает. Он сразу же ведет посетителей посмотреть на кубок, который Саид выиграл за соревнования по боксу – дескать, мальчик и сам мог за себя постоять. А затем долго убеждает, что в трагедии нет вины школы:

— То, что мы наблюдали — это то, что Саид не может адаптироваться в коллективе. К сожалению, во всех школах такие дети есть. У нас эта цифра составляет 70-80 процентов — у таких детей нет либо отца, либо матери, либо обоих родителей. Есть, к сожалению, сложные семьи, которые находятся на грани лишения родительских прав. К таким детям — особое внимание. У Саида же была полная семья, — сказал Евгений Введенский.

Учился Саид хорошо, на «спасательный круг» — именно сюда помещают фотографии неуспевающих – никогда не попадал. Но от напряженного графика – учиться приходилось до самого вечера – начал уставать. В третьем классе родители попросили освободить мальчика от уроков самоподготовки, и, в виде исключения, директор школы разрешил.

Воспитатель начальной школы Леонид Пирогов вначале соглашался говорить с корреспондентами РС «только в суде». И только по распоряжению директора согласился беседовать. По его словам, Саид был «как все дети».

— Выделялся ли Саид на фоне одноклассников? Каким ребенком он был?

— Да как все дети. Единственное, может быть, сыграло роль то, что он все-таки был татарин по национальности.

— Его из-за этого били?

— Да никогда в жизни.

— Директор упомянул о том, что Саиду было трудно адаптироваться в коллективе.

— Ну, а как вы думаете? Если мальчика воспитывать в другой вере, легко ему быть с другими детьми? Проблемы были, но как и у всех детей…

— Дрался ли он с одноклассниками?

— Если и дрался, то как все дети, — сказал Леонид Пирогов.

Поступок Саида стал полной неожиданностью для родителей. Хотя, как теперь выясняется, мальчик до последнего момента пытался дать понять взрослым, что с ним происходит. Стихи Саида, полные отчаяния, родители обнаружили уже после трагедии.

16 февраля по факту смерти Саида Хорошевская межрайонная прокуратура Москвы начала проверку по признакам преступления, предусмотренного статьей 110 — доведение до самоубийства. Но вряд ли кто-то будет привлечен к ответственности, признается руководитель следственного отдела по Хорошевскому району Алексей Касаткин:

— Десятилетний возраст — это тот возраст, когда ребенок очень восприимчив к происходящему и любая обида кажется ему концом всей жизни. С точки зрения закона, даже если были конфликты со школьниками, дети этого возраста не являются субъектом преступления «доведение до самоубийства». Никаких фактов, что его постоянно били, нет. Что конкретно привело к трагедии? Наверное, совокупность всех причин — семейных, бытовых, проблем в школе, — сказал Алексей Касаткин.

Как говорится в постановлении Хорошевской прокуратуры от 5 марта об отказе в возбуждении уголовного дела (впоследствии это постановление было отменено и сейчас доследственная проверка продолжается), Саида, по словам его одноклассников, ударили по голове «тонкой тетрадкой, 12 листов». А каких-либо противоправных действий, «связанных с причинением Фехретдинову С. Р. физических или психических страданий путем нанесения побоев (т.е. многократное нанесение ударов (не менее трех)), лишения медицинской помощи… унижения человеческого достоинства… предварительным следствием не выявлено».

Рамиль Фехретдинов требовал изучения видеозаписей камер наблюдения в кадетской школе № 1700. Но без возбуждения уголовного дела, по российскому законодательству, это невозможно.

— Самоубийство – акт отчаяния, когда ребенок, не найдя понимания среди сверстников и взрослых, таким образом решает проблему своего одиночества, — говорит руководитель детского психологического центра «Игра» Александр Шадура. — Я считаю, что, хотя предмета «психология» нет в школе, психолог должен стать такой же частью образовательного процесса, как учитель истории или математики. Во многих странах психолог – обязательная должность в школе. У нас же в России сейчас тенденция обратная: психологов из школы стали выдавливать.

В провинциальной школе, где учился погибший Александр Фирсов, с 2008 года психолога не было. В столичной школе, где учился Саид Фехретдинов, было даже несколько психологов. Но родители из-за конфликтов в школе запретили мальчику встречаться с ними.

— Если ребенок находится в школе и возникает угроза для здоровья, школа обязана оказать ему медицинскую помощь, что и происходит, — говорит Александр Шадура. — Если ребенок приходит с синяками — нужно, чтобы это было зафиксировано по обращению школы. Во все остальное время ответственность несут родители. За родителями всегда последнее слово. Им необходимо принять решение: «насколько мы готовы разрешить государству вторгаться в личную жизнь?»

Руководитель Центра правовой и психологической помощи в экстремальных ситуациях Михаил Виноградов признает:

— Дети разные. С детьми надо работать. У нас очень слабая подготовка школьных психологов — раз. У нас нет системы профилактики суицидов — два. Есть суицидологическая служба, которая реагирует на суицид. Но нет психопрофилактической службы. Если говорить о государственном уровне, очень много лет я предлагаю проводить психологическое тестирование детей-подростков, которые позволили бы выявить скрытые тенденции к суициду.

Бывший руководитель «Детско-подросткового суицидологического кабинета» психолог Елена Вроно работает с детьми, которые совершили попытки самоубийства. По ее словам, до 70% детей в качестве повода, толкнувшего их к самоубийству, называли различные школьные конфликты. «Но когда разбираешься в существе дела, то, как правило, обнаруживаешь неблагополучие в семье», — делится своими наблюдениями Елена Вроно:

— Возьмите нашумевшие случаи, когда в качестве причины самоубийства назывался ЕГЭ. Думаю, дело скорее в тревоге, которая нагнетается в семье. Но главное — помнить: любой подросток, независимо от того, зафиксировано ли у него душевное расстройство, считают ли его окружающие здоровым или больным, предрасположен к суицидальному поведению. Дети предподросткового возраста (10 — 12 лет) совершают суицидальные попытки реже, но более жестокие, чаще заканчивающиеся смертью. Они еще не осознают ценности жизни.

— У взрослых такое заявление вызывает шок. Они же дети, как они могут принять такое решение?

— Это не так. Взрослые склонны думать, что подростки не могут себе серьезно повредить. Это связано с тем, что очень часто ребенок совершает суицидальные попытки шантажно-демонстративного характера. Но каждая следующая попытка опаснее предыдущей.

Что касается Саида Фехретдинова (насколько я могу судить), можно сказать, что ребенок остался в одиночестве. Очевидно, что это был ребенок с какими-то особенностями, которые мешали ему адаптироваться в школьной среде. Он страдал, у него не получался полноценный контакт со сверстниками. С другой стороны, есть семья, которая очень не хотела быть дискредитированной. А с точки зрения семьи, ее дискредитация стала бы фактом, если бы все увидели, что ребенок в этой семье является каким-то психологически «ущербным». Поэтому они не захотели обращаться к психологу в школе, чтобы не афишировать свои проблемы.

Это ужасное стечение обстоятельств. Возможно, была какая-то скрытая депрессия, которую можно было бы вылечить и трагической развязки избежать.

— Что надо сделать, чтобы такие ситуации не повторялись?

— Кое-что уже делается. В Москве созданы «горячие линии», куда подростки могут обратиться. Но я считаю, что здесь нужна детально разработанная государственная программа.

Говорить об этом нужно обязательно и в СМИ, и с самими подростками. Есть такой предмет в школе — ОБЖ, основы безопасности. Почему бы не обучать основам психологической безопасности, это ведь так важно? Если подросток видит, что его приятель переживает нечто, что можно классифицировать как суицидальное поведение, он должен знать, куда обратиться за помощью. Не менее важно работать с родителями, которые часто просто не видят, что происходит с их детьми. Суицидальная попытка ребенка для взрослого — часто полная неожиданность. При этом подросток говорит: я намекал, я пытался объяснить… Но его не услышали.

Как люди учатся не убивать сами себя — Сноб

10 сентября — Всемирный день предупреждения самоубийств. Этой дате посвящен рассказ о том, как самоубийства могли сформировать человеческую психику и культуру, и об ученых, которые пару лет назад придумали такую еретическую теорию

Фото: Sasha Freemind/Unsplash

«Есть лишь одна по-настоящему серьезная философская проблема — проблема самоубийства» — с этой фразы начинается эссе Альбера Камю «Миф о Сизифе». Даже если кого-то раздражает манера нобелевского лауреата выражаться столь пафосно, здравый смысл в его словах есть. Нам нечего познавать (а также ощущать, покорять, преобразовывать, использовать в своих целях или ради удовольствия и т. п. ), кроме как реальность, а она доступна нам лишь в силу того факта, что мы живы. Если решить, что реальность — полная дрянь и всего этого не стоит, можно ставить точку: все проблемы разом решены. Примерно это, видимо, хотел сказать философ. 

Философы нередко рассуждают так, как будто кроме «них» и «реальности» в мире ни черта нет. А на самом деле они окружены мамами, бабушками, женами, внуками, коллегами, приятелями и работниками социальной сферы, и если какой-то горе-экзистенциалист вдруг решит показать реальности кукиш и самовольно простится с ней, все эти люди ужасно расстроятся. Расстраивается от самоубийств и человечество в целом, и не зря: каждый год жертвой этого недуга становятся примерно 800 000 человек. Если даже усилиями Роскомнадзора, который сейчас, возможно, придирчиво читает эту статью, число самоубийств удастся сократить хотя бы на 10% — будет спасено больше жизней, чем если бы удалось победить холеру, бешенство и лихорадку Эбола, вместе взятые. 

Именно поэтому, видимо — а вовсе не из высоких философских побуждений — явление суицида пристально изучают психологи. При этом у них возникают разные теории, как полезные практически, так и просто будоражащие воображение. Теория, о которой пойдет речь, относится, вероятно, ко второму типу, хотя нельзя исключать, что и пользу кому-то она принесет.

Суицидально-мрачное прошлое человечества

Пару лет назад кембриджский философ и психолог Николас Хамфри написал статью на тему, которую он перед этим долго обдумывал и обсуждал с коллегами. Статья называется «Зов смерти: суицид и эволюция человека». Пока он ее писал, другой автор — практикующий психотерапевт Клиффорд Сопер — представил к защите кандидатскую диссертацию с похожим названием: «К разгадке эволюционной тайны суицида». 

Диссертацию Сопера прислали на отзыв Хамфри, и он еще успел вписать в свою статью примечание: Сопер, мол, рассуждает ровно о том же, о чем я, но его аргументация полнее, а в своих выводах он идет заметно дальше. Здесь мы расскажем об этой теории в целом, а если читатель захочет разобраться, кто из ученых что первым сказал, к его услугам тексты по ссылкам выше, а также книжка Сопера по мотивам его диссертации и его же чуть более замороченная статья.

Итак: человек — единственное живое существо, способное убить себя. Причем не ради потомков или соплеменников, как нередко бывает у насекомых, а ради собственного облегчения, совершенно эгоистично. То, что это именно видовой признак, видно хотя бы по тому, что частота самоубийств в самых разных человеческих социумах колеблется не более чем на порядок величины, а вот у зверей — от шимпанзе до землеройки — равна нулю с точностью до погрешности измерений. С чего бы это?

Во-первых, с того, что природа практически не дала землеройке возможностей добровольно прекратить свою жизнь. Броситься в пасть лисы? Отгрызть себе лапу и истечь кровью? Вот, пожалуй, и все. А шимпанзе, наверное, может прыгнуть вниз с высокого дерева… но это все как-то фантастично. 

Во-вторых, у зверей нет мотивации. Мотивация суицида — тут уже вступают психологи — в том, чтобы унять боль. Это может быть, к примеру, физическая боль от неизлечимого недуга. Или вас выгнали с работы, у вас кредит и ипотека, вас ждет ужас и нищета, у вас никого не осталось в этом мире, или ваши одноклассники разместили в соцсетях ваши стыдные фотки — много есть в этом мире разновидностей боли, и не нам с вами их ранжировать по важности. Любому существу свойственно избегать боли и принимать меры, чтобы прекратить или уменьшить боль; это дала нам эволюция.

Но еще эволюция дала нам, пусть и для других целей, большой и умный мозг. Этот мозг в какой-то момент постиг категории «быть» и «не быть». Таким образом, совершенно случайно он нащупал очень изысканную возможность избавиться от любой боли раз и навсегда. Так, извините за рискованное сравнение, препубертатные мальчики опытным путем обнаруживают, что, если трогать себя в определенных местах, будет приятно — нежелательный побочный эффект обычной системы вознаграждения, встроенной в программный код большинства животных планеты. 

Таким образом, у человека появились мотив и возможность. Еще в 60-х гг. австрийский психиатр Эрвин Штенгель обмолвился: «На определенной стадии эволюции человек должен был обнаружить, что он может убивать не только животных и соплеменников, но и себя. Можно предположить, что его жизнь никогда уже не стала прежней».

Насколько большой угрозой стала для наших предков эта новообретенная опция? В сравнительно благополучном современном мире этот баг системы вознаграждения и избегания боли ежегодно выкашивает каждого десятитысячного жителя планеты (а каждый 7-й хоть раз в жизни задумывался о подобной возможности). Но мир не всегда был так хорош. Вспомним о том, что, по мнению генетиков, человеческая популяция как минимум один раз прошла через «бутылочное горло», когда численность наших предков — всех людей на земле — сократилась до сотен особей (а возможно, и десятков). Мы знаем и о том, что все остальные древние виды гоминид через эти «бутылочные горлышки» так и не протиснулись. Представьте себе, что вы сами живете в такую эпоху — возможно, последние мыслящие существа во Вселенной, без всяких радостей жизни и с ясным пониманием, что у детей все будет еще хуже, а внуков не будет вообще. Идея разом прекратить эту бессмыслицу могла в какой-то момент истории стать очень популярной.

А значит, — с точки зрения эволюции — эта угроза вполне могла стать фактором отбора. Выжили и дали потомство (в конечном итоге нас с вами) те, у кого было что противопоставить этой слабости. Что же именно?

Питер Шилтон и Рууд Крол в вашей голове

Практикующий психолог Клиффорд Сопер — необычный человек, это вообще часто можно сказать о психологах. Вот так, например, выглядит его подпись на диссертации: не надо быть графологом, чтобы распознать руку эксцентрика. 

Как и положено необычному человеку, доктор Сопер использует в своих трудах несколько необычные термины. Что вы слышали, к примеру, о «шилтонах» и «кролах»? О них слышал и не каждый психолог. Эти словечки, которые Сопер использовал в своей диссертации, восходят к фамилиям знаменитых футболистов, Питера Шилтона (прославленный вратарь сборной Англии) и Рууда Крола (защитник нидерландского «Аякса»). «Шилтоны» и «кролы», если верить Соперу, — это линии защиты человеческой психики от суицидальных идей. Кролы — передовой отряд. Шилтоны — последняя линия обороны. 

Итак, передовой отряд. Какие приспособления выработали люди, чтобы не убивать себя при любой неприятности? Ну вот, например, религия. Никто не говорит, что ее придумали специально, но у хороших религий всегда есть представление о том, что после смерти нас ждет вовсе не «ничто», а какой-то довольно мрачный опыт — или в любом случае, или если при жизни вы вели себя эгоистично. Надо ли говорить, что сложно придумать что-то более эгоистичное, чем самоубийство. А еще, конечно, неплохими защитными свойствами обладает человеческая тяга конструировать себе нереалистически-прекрасную картину реальности. Такую, как предлагают религии.

Вторая наша фишка — склонность к общественной жизни. Опять же авторы идеи не утверждают, что ради этого и возник человеческий социум, но, возникнув, он явно помог достичь цели: очень неудобно убивать себя, когда вокруг полно знакомых. 

Или вот такой любопытный «крол», на который указывает Ник Хамфри. По какой-то причине люди очень высоко ценят свой опыт чувственного восприятия: ветер, овевающий кожу, звезды в небесах, последняя сигарета перед эшафотом и тому подобные сентиментальные глупости. Неизвестно, доступен ли подобный опыт собакам или лягушкам (если да, ничего удивительного — многое в эволюции когда-то возникло «ни за чем» и лишь потом было использовано по делу). Каким образом с точки зрения простой логики вечерняя прохлада или вкус вина могут стать аргументом, чтобы продолжать существование вопреки необходимости терпеть ради этого боль? Никаким. То, что мы так воспринимаем собственное бытие, говорит Хамфри, это наша защита. Это дано нам для того, чтобы мы не наделали непоправимых глупостей. В моем случае это работает, и читателям я желаю того же.

За полным списком «кролов» можно обратиться к диссертации Сопера, а мы перейдем к «шилтонам». По мнению Сопера, последняя линия нашей защиты — это алкоголизм, наркомания, а также большинство известных человечеству психических заболеваний.

Этот поворот мысли кажется недопустимой натяжкой не только неподготовленным читателям или автору, но и большинству коллег психолога, включая, кажется, и доктора Хамфри. Принято думать, что все наоборот: дурь, пьянка и психозы — причины самоубийств, а не защита от них. Однако некоторый резон в рассуждениях Сопера можно разглядеть. Специалисты подтвердят, что склонный к суициду психиатрический пациент нередко пытается совершить страшное дело не в момент кризиса, а на фоне ремиссии, когда, казалось бы, таблеточки подействовали. Это легко объяснимо, если сама болезнь «включается» ради того, чтобы предотвратить последний шаг.

У болезни, кстати, — при самых разных психиатрических диагнозах — для этого есть все средства. Во-первых, она, как правило, мешает пациенту действовать целенаправленно, подрывая логику, волю или и то, и другое. Во-вторых, она нередко затуманивает понимание реальности и тем самым снимает боль — ту самую боль, «надежное средство» унять которую всем известно, но ни в коем случае не должно быть испробовано. А уж как хорошо заливать тоску, или даже зубную боль, водкой, никому рассказывать не надо.

Вратарю можно брать мяч руками, фактически останавливая игру. Таковы и «шилтоны» Клиффорда Сопера: как и положено борцам последней линии обороны, они не считаются с тем, что практически лишают человека возможности нормально жить. Главное — не допустить непоправимое, а все остальное можно исправить потом. Психические расстройства не поддаются рациональным аргументам (вспомним, что именно «рациональные аргументы» нередко и подталкивают бедолаг к краю крыши). 

Есть ли прок от этой теории? Возможно, что и есть: вспомним, что сам Сопер был практикующим психологом, и к его теории его подтолкнул, очевидно, опыт общения с реальными пациентами. Что помогло одному психологу, может помочь и остальным, а значит, и тем, кто обратится к ним за помощью. 

Другой вопрос, надо ли нам смотреть на всю человеческую культуру и многообразие психических реакций через эту унылую призму: как на средство любой ценой избежать убивания самого себя. Наверное, не надо, особенно если вам кажется, что жизнь и так слегка мрачновата. Многие теории ученых как будто специально придуманы, чтобы лишить все вокруг смысла и ярких красок. Но это видимость: на самом деле ученые радуются познанию, а если мы не видим поводов для радости, это наши проблемы, надо просто чуть больше знать или чуть дольше думать.

А вот что нас точно должно обрадовать, это что ученые не дремлют, пытаясь понять, как же нам, человечеству, избежать этой эволюционной ловушки и продолжать жить, даже если в какой-то момент глупая логика толкает в петлю. Спасти 800 000 человек в год (и еще больше народу — от увечий, связанных с неудачными попытками) — амбициозная задача. Если верить Клиффорду Соперу, само существование его области исследований — это типичный «крол», бесстрашный защитник «Аякса» в лучшие годы этой команды.  

А еще один «крол», кстати — Всемирный день предупреждения самоубийств, который отмечают 10 сентября вот уже 16 лет. Мы надеемся, что и наша статья — маленький такой кролик. Никогда не знаешь, что тут поможет. Сесть за компьютер, например, и прочесть что-то забавное: такое, говорят, нередко работает.

Автор — научный редактор Forbes

7. Летальные средства | ATtrain Education

Смертельные средства — это предметы или действия, которые могут быть использованы при попытке самоубийства, которые могут привести к смерти. Летальные средства можно разделить на две основные категории: насильственные и ненасильственные методы. Насильственные методы могут включать огнестрельное оружие, порезы или прокалывание острым предметом, подвешивание, прыжки с высоты или наступление перед поездом или другим транспортным средством. Ненасильственные методы включают проглатывание пестицидов, отравление газами, удушение и передозировку. Доступность, доступность и социальная приемлемость определенных методов самоубийства, а также некоторые факторы, характерные для местоположения, такие как доступ к огнестрельному оружию или высотным зданиям, могут влиять на выбор смертоносного средства (Sun & Jia, 2014).

Предметы, используемые при попытках самоубийства

Уровень владения оружием в домашнем хозяйстве является важным положительным предиктором как убийств, так и самоубийств. Значительная часть американцев — более 50% в некоторых штатах — живут в семьях с оружием, и им может не понадобиться покупать новое огнестрельное оружие для совершения акта насилия (Swanson et al., 2015). Более половины самоубийств среди мужчин связаны с применением огнестрельного оружия (NCHS, 2016).

Хотя лица, владеющие огнестрельным оружием, в , а не в раз чаще, чем другие, имеют психические расстройства или попытки самоубийства, риск смерти среди этой группы населения выше, потому что лиц, пытающихся покончить жизнь самоубийством с помощью огнестрельного оружия, имеют больше шансов умереть при своих попытках, чем те, кто использует менее смертоносные методы.

Применение огнестрельного оружия особенно распространено среди ветеранов: примерно 41% женщин и 68% мужчин совершают самоубийства в результате применения огнестрельного оружия. Яд — второй по распространенности способ самоубийства среди женщин-ветеранов, а удушение — вторая по распространенности причина смерти среди ветеранов-мужчин (USDVA, 2016a).

Вещества, используемые при попытках самоубийства

Среди взрослых людей среднего возраста (от 35 до 64 лет) отравления (преимущественно передозировка наркотиков) являются ведущей причиной самоубийств среди женщин и третьей по значимости причиной среди мужчин. В последние годы участились попытки самоубийства (и смертность от самоубийств) среди взрослых среднего возраста, что подчеркивает важность понимания факторов риска самоубийства в этой возрастной группе (Tesfazion, 2014).

Почти все обращения в отделения неотложной помощи в связи с наркотиками, связанные с попытками самоубийства среди взрослых среднего возраста, связаны с приемом рецептурных и безрецептурных лекарств. Около половины посещений связаны с лекарствами от беспокойства и бессонницы, треть — с обезболивающими средствами, а 22% — с антидепрессантами. Среди взрослых среднего возраста более трети всех посещений отделения неотложной помощи, связанных с наркотиками, включая попытки самоубийства, также были связаны с алкоголем, а 11% были связаны с запрещенными наркотиками (Tesfazion, 2014).

В США участились случаи удушения инертным газом с использованием гелия. Растущее знакомство с этим газом отчасти является причиной роста числа самоубийств с помощью гелия. Самоубийства с гелием также рекламировались на интернет-сайтах как простые и безболезненные. Необходимо разработать более формальные рекомендации в отношении самоубийств с удушением инертным газом, а также ограничить доступ к гелию (Hassamal et al., 2015).

Наиболее частыми «другими» способами самоубийства женщин являются падения и утопление. Для мужчин наиболее частыми «другими» методами являются падения и порезы или прокалывание (NCHS, 2016). Хотя падение со зданий или мостов составляет относительно небольшой процент попыток самоубийства, оно очень часто приводит к летальному исходу (Hemmer et al. , 2017)

Как среди женщин, так и среди мужчин около четверти самоубийств в 2014 г. были связаны с удушением (включая повешение, удушение и удушение), что больше, чем в предыдущие годы (NCHS, 2016). Высокая распространенность удушья может быть объяснена широкой доступностью средств для повешения. В настоящее время нет официальных предложений о том, как уменьшить количество самоубийств от удушья. Исследования показывают, что те, кто пытался покончить с собой через повешение, считали это быстрой, простой и безболезненной смертью. Одним из способов уменьшить число самоубийств через повешение может стать изменение представления о повешении как о быстром, простом и безболезненном методе самоубийства (Hassamal et al., 2015).

Смертность от самоубийств в разбивке по методу и полу: США, 1999 и 2014 гг.

Источник: NCHS, Национальная система статистики естественного движения населения, смертность.

Разговоры о смертельных средствах

Лица, испытывающие сильный стресс или недавние случаи суицидального поведения, не должны иметь легкого доступа к средствам, которые могут быть использованы при попытке самоубийства. Это включает доступ к огнестрельному оружию, оружию, лекарствам, незаконным наркотикам, химическим веществам, используемым в домашнем хозяйстве, другим ядам или материалам, используемым для подвешивания или удушения.

Медицинские работники имеют уникальную возможность задать вопросы о смертоносных средствах. Медицинские работники имеют возможность информировать пациентов и их семьи о безопасном хранении и доступе к огнестрельному оружию, а также о надлежащем хранении алкогольных напитков, рецептурных и безрецептурных лекарств и ядов. Многие медицинские работники избегают этих дискуссий или спрашивают о смертоносных средствах только в том случае, если установлено, что пациент находится в группе очень высокого риска самоубийства.

О смертельных средствах — Руководство практикующей медсестры

После того, как вы определили, что ваш пациент подвергается риску членовредительства, попытайтесь определить любые смертельные средства, к которым ваш пациент может получить доступ после того, как он или она покинет ваш кабинет. Задавайте прямые вопросы: «Пока вы находитесь в этом опасном периоде, могу ли я позвонить вашему партнеру или члену семьи и попросить их убрать из дома оружие или яды?»

Спросите разрешения и проявите заботу без осуждения — это, скорее всего, поможет получить информацию от вашего пациента. Вы можете продолжить, сказав: «Я хочу, чтобы вы знали, что я ценю и для меня большая честь, что вы поделились со мной своими мыслями. Я просто обеспокоен тем, что вы можете снова оказаться в месте отчаяния, когда уйдете, и я думаю о вашей безопасности».

Постарайтесь установить и поддерживать доверительные отношения со своим пациентом — если вы считаете, что человек находится в опасности, нет причин скрывать свое беспокойство или лгать.

Ограничение доступа к смертоносным средствам

Ограничение средств включает методы, политику и процедуры, предназначенные для ограничения доступа или доступности средств и методов преднамеренного членовредительства. Среди вмешательств по предотвращению самоубийств сокращение доступа к высоколетальным средствам самоубийства имеет убедительную доказательную базу и в настоящее время считается ключевой стратегией снижения уровня смертности от самоубийств (Betz et al., 2016).

Ограничение смертоносных средств может включать:

  • Полное устранение смертоносного метода
  • Снижение токсичности смертоносного метода, например, снижение содержания угарного газа в выбросах транспортных средств
  • Препятствование физическому доступу, например, использование оружейных замков или установка ограждений на мостах
  • Повышение безопасности, например, поощрение семей из групп риска к удалению из дома смертельных средств для самоубийства
  • Снижение привлекательности более смертоносного метода, например, изменение восприятия повешения как быстрого и безболезненного смерть. (Hassamal et al., 2015)

Большинство суицидальных попыток являются преходящими, и время между размышлениями о самоубийстве и попыткой у многих пытающихся составляет менее 5 минут. Успех или неудача зависят от того, какой метод легко доступен (Hassamal et al., 2015).

Ограничение доступа к огнестрельному оружию имеет особое значение, поскольку попытка самоубийства с применением огнестрельного оружия приводит к летальному исходу примерно в 90% случаев. Пациенты, имеющие доступ к огнестрельному оружию дома, могут считаться подверженными особенно высокому риску выписки домой, учитывая, что доступ к огнестрельному оружию является фактором риска самоубийства (Betz et al., 2016).

Несмотря на то, что доступ к огнестрельному оружию и другим смертоносным средствам не требует госпитализации в психиатрическую больницу, ограничение доступа к огнестрельному оружию является ключевым компонентом планирования домашней безопасности, который следует учитывать при выписке всех пациентов. Безопасное хранение огнестрельного оружия и других смертоносных средств связано с меньшим риском самоубийства среди взрослых и молодежи, а консультирование по смертоносным средствам в отделениях неотложной помощи может повлиять на поведение при хранении (Betz et al. , 2016).

Сокращение доступа к потенциально токсичным лекарствам также важно, но может быть проблемой, учитывая, что многие лекарства, используемые для лечения психических заболеваний, могут быть токсичными при передозировке. В одной выборке 60% пациентов сообщили, что в настоящее время принимают по крайней мере одно лекарство от эмоциональных или психологических проблем, а передозировка лекарств была наиболее часто упоминаемым методом самоубийства (Betz et al., 2016).

Доступ к другим смертоносным средствам самоубийства, таким как острые предметы или приспособления для подвешивания, также трудно контролировать, учитывая их широкую доступность для других целей. Установка барьеров на мосту или иное ограничение доступа к популярным местам для прыжков может предотвратить смертельные случаи, в зависимости от конкретных местных условий.

Исследования показывают, что во время кризиса или стрессового перехода:

  • Интервал между принятием решения действовать и попыткой самоубийства может составлять от 5 до 10 минут.
  • Люди, как правило, не заменяют другим методом, когда очень смертоносный метод недоступен или труднодоступен.
  • Увеличение временного интервала между принятием решения действовать и попыткой самоубийства за счет затруднения доступа к смертоносным средствам может спасти жизнь. (Stone et al., 2017)

Если смертельный метод не доступен немедленно, кризис часто проходит, и человек может никогда не предпринять попытку самоубийства. Важно понимать, что большинство людей, которые однажды попытались покончить жизнь самоубийством и выжили, больше никогда не предпринимают попыток. Возведение времени, расстояния и других барьеров между человеком, подвергающимся риску, и самыми смертоносными средствами может иметь решающее значение для жизни и смерти (WSDOH, 2016).

Для пациентов с наивысшим риском убедитесь, что огнестрельное оружие недоступно. Для пациентов с средним или высоким острым риском обсудите возможность безопасного хранения огнестрельного оружия с пациентом и его семьей. По возможности ограничьте доступ к лекарствам, которые несут риск суицида, по крайней мере, в периоды, когда пациент находится в группе острого риска. Это может включать в себя назначение ограниченных количеств, поставку лекарств в блистерной упаковке, предоставление печатных предупреждений об опасности передозировки или обеспечение того, чтобы назначенные в настоящее время лекарства контролировались ответственной стороной. Также предоставьте информацию о том, как защитить химические яды, особенно сельскохозяйственные и бытовые химикаты, чтобы предотвратить случайное или преднамеренное проглатывание. Многие из этих химических веществ очень токсичны.

Ограничение доступа к «горячим точкам» самоубийств

«Горячие точки» или места, где самоубийство может произойти относительно легко, включают высокие сооружения, такие как мосты, скалы, балконы и крыши; железнодорожные пути; и изолированные места, такие как парки. Усилия по предотвращению самоубийств в этих местах включают возведение ограждений или ограничение доступа для предотвращения прыжков, а также установку знаков и телефонов, побуждающих лиц, которые думают о самоубийстве, обращаться за помощью (Stone et al. , 2017).

Мета-анализ, изучающий влияние вмешательств в горячие точки суицидов, применяемых в сочетании или по отдельности, как в Соединенных Штатах, так и за рубежом, выявил снижение уровня самоубийств. Например, после возведения барьера на мосту Жака-Картье в Канаде уровень самоубийств при прыжках с моста снизился примерно с 10 самоубийств в год до примерно 3 смертей в год. Более того, снижение количества самоубийств в результате прыжков было устойчивым, даже если были учтены все мосты и близлежащие места для прыжков, что предполагает незначительное перемещение самоубийств в другие места для прыжков или их отсутствие. Дополнительные доказательства эффективности мостовых ограждений были продемонстрированы в исследовании, в котором изучалось воздействие снятия защитных ограждений с моста Графтон в Окленде, Новая Зеландия (см. вставку) (Stone et al., 2017).

Непредвиденные последствия — Мост Графтон

В 1996 году, после 60 лет существования, с моста Графтон в Окленде, Новая Зеландия, были сняты барьеры безопасности для предотвращения самоубийств путем прыжка. Барьеры были переустановлены в 2003 году.

Снятие барьеров привело к пятикратному увеличению числа и уровня самоубийств с моста. С момента переустановки ограждений самоубийств с моста не было. Этот естественный эксперимент показывает, что барьеры безопасности эффективно предотвращают самоубийства: их устранение увеличивает количество самоубийств; их восстановление предотвращает самоубийства.

Источник: Гарвардская школа общественного здравоохранения, 2017 г.

Места для прыжков в общественных местах хорошо подходят для предотвращения самоубийств, учитывая, что большое количество самоубийств часто ограничивается несколькими строениями. В этих горячих точках можно добиться существенного эффекта предотвращения самоубийств с помощью нескольких профилактических мер. Большинство мероприятий по предотвращению самоубийств на мостах носят структурный характер (Hemmer et al., 2017).

Знаете ли вы. . .

Мост Аврора в Сиэтле занимает второе место по количеству смертей от самоубийств в Соединенных Штатах (после моста Золотые Ворота). В 2006 году на мосту установили телефоны экстренной помощи и таблички с номером горячей линии для самоубийц. Самоубийства продолжали происходить в среднем около пяти в год, пока в 2011 году не был установлен забор. В последующие 18 месяцев произошло только одно самоубийство (Draper, 2017).

Дизайнерский вид барьера для самоубийц Aurora Bridge Fence в Сиэтле до его строительства в 2010 году. Источник: Департамент транспорта штата Вашингтон.

Некоторые меры по предотвращению прыжков с горячих точек или других методов самоубийства неприменимы для мостов. Хотя было показано, что блокирование подъездных дорог к горячим точкам сдерживает прыжки смертников, это не является действенной мерой для большинства мостов. Имеются данные о том, что количество самоубийств в результате отравления угарным газом на общественных парковках было снижено за счет установки знаков помощи. Однако не существует исследований, в которых оценивалась бы эффективность вспомогательных знаков как единственного вмешательства при использовании на мостах или других площадках для прыжков, хотя они широко установлены (Hemmer et al. , 2017).

Некоторые исследования показали, что если в дополнение к знакам помощи на мостах есть телефоны экстренной помощи, они используются на регулярной основе. Другой исследовательский проект показал, что в сочетании с усилением присутствия полиции использование экстренных служб привело к снижению числа самоубийств на мосту Саншайн-Скайуэй во Флориде (Hemmer et al., 2017).

Практика безопасного хранения

Безопасное хранение лекарств, огнестрельного оружия и других предметов домашнего обихода может снизить риск самоубийства, оградив уязвимых лиц от легкого доступа к смертоносным средствам. Такая практика может включать обучение и консультирование по вопросам хранения огнестрельного оружия в безопасном месте, разряженным и отдельно от боеприпасов; и хранение лекарств в запертом шкафу или другом безопасном месте вдали от людей, которые могут подвергаться риску или которые уже предпринимали попытки (Stone et al., 2017).

В исследовании случай-контроль событий, связанных с огнестрельным оружием, выявленных в 37 округах Вашингтона, Орегона и Миссури, а также в пяти травматологических центрах, исследователи обнаружили, что хранение незаряженного огнестрельного оружия, отдельно от боеприпасов, в запертом месте или с предохранительное устройство защищало подростков от попыток суицида. Кроме того, систематический обзор клинических и общественных мероприятий по обучению и консультированию показал, что предоставление устройств безопасности значительно улучшило практику безопасного хранения огнестрельного оружия по сравнению с одним лишь консультированием или по сравнению с предоставлением экономических стимулов для самостоятельного приобретения устройств безопасности (Stone et al. др., 2017).

Фармацевты и поставщики медицинских и психиатрических услуг играют решающую роль в поощрении безопасного хранения потенциально смертельных продуктов. Для фармацевтов и психиатров лекарства вызывают особую озабоченность из-за возможности злоупотребления ими, случайных отравлений и использования при попытках самоубийства. Safer Homes Suicide Aware рекомендует:

  1. Запирайте отпускаемые по рецепту лекарства.
  2. Ограничьте запас лекарств, отпускаемых без рецепта, на дому.
  3. Верните неиспользованные лекарства.
  4. Выбрасывайте лекарства в кошачий туалет или кофейную гущу и выбрасывайте в мусорное ведро. (Safer Homes Suicide Aware, nd)

Источник: Учебные материалы Safer Homes Suicide Aware. Используется с разрешения.

ED CALM

Консультирование отделения неотложной помощи по вопросам доступа к смертельным средствам (ED CALM) обучило психиатрических клиницистов неотложной помощи в крупной детской больнице консультировать родителей пациентов в возрасте до 18 лет, получающих помощь в связи с суицидальным поведением, и безопасных ящиков для хранения. В проекте по улучшению качества до и после исследования исследователи обнаружили, что при последующем тестировании 76% сообщили, что все лекарства в доме были заперты, по сравнению с менее чем 10% во время первоначального посещения отделения неотложной помощи. Среди родителей, которые указали на наличие оружия в доме во время предварительного теста (67%), все (100%) сообщили об оружии, которое в настоящее время было заперто после теста.

Источник: Stone et al., 2017.

Франсуаза получает помощь от своего фармацевта

Франсуаза — 45-летняя женщина, которая ранее стабильно принимала лекарства (литий) от биполярного расстройства. Около 3 месяцев назад она перестала принимать литий по рецепту.

В день, когда фармацевт проводит скрининг, Франсуаза приходит в аптеку Rite Aid с рецептами на опиоиды и бензодиазепины от другого поставщика в соседнем городе. Она кажется нервной и взволнованной из-за признаков расстройства мышления. Она также пахнет алкоголем, который, как известно фармацевту, еще больше увеличивает риск смерти — преднамеренной или непреднамеренной — из-за нарушения мыслительного процесса в сочетании с некоторыми лекарствами и алкоголем.

Скрининг

Аптека Rite Aid использует Опросник здоровья пациента 2 для проверки клиентов на суицидальные мысли и поведение. Скрининг активируется, когда клиент внезапно меняет лекарства, получает рецепт из другой аптеки, выписывает рецепт на лекарства высокого риска или когда поведение клиента вызывает беспокойство у персонала. Фармацевт спрашивает Франсуазу: «Как часто за последние 2 недели вас беспокоила одна из следующих проблем?

  • Мало интереса или удовольствия от занятий?
  • Чувствуете себя подавленным, подавленным или безнадежным?

Хотя Франсуаза выглядит довольно нервной и взволнованной, она отвечает отрицательно на каждый вопрос.

Что делать?

Фармацевт обеспокоен тем, что Франсуаза отрицает или преуменьшает свои чувства. Из-за сочетания лекарств и поведения она обеспокоена тем, что Франсуаза находится в серьезной опасности. Она решает задать еще несколько прямых уточняющих вопросов. Она использует другой инструмент скрининга, Устройство экстренной медицинской помощи EDSAFE для проверки безопасности пациентов, с которым она знакома по работе в больничной аптеке. Она спрашивает Франсуазу:

  • Были ли у вас за последние 2 недели мысли о самоубийстве?
  • Пытались ли вы когда-нибудь покончить с собой? Если да, то когда?

Франсуаза говорит, что чувствует себя хорошо, и у нее не было мыслей причинить себе вред. Она говорит, что в прошлом пыталась покончить жизнь самоубийством, но отказалась сообщить, когда и как. Она спрашивает, когда она сможет получить рецепты.

Фармацевт спрашивает Франсуазу, может ли она связаться с членом семьи для получения дополнительной информации. Она соглашается. Если Франсуаза отказалась от согласия, HIPAA разрешает врачу вступать в такие контакты без разрешения пациента, когда врач считает, что пациент может представлять опасность для себя или других.

Поскольку фармацевт «обязан защищать» своего клиента, она просит Франсуазу подождать с ней в отдельной комнате и приказывает кассиру позвонить ее семье. Муж Франсуазы быстро прибывает и соглашается отвезти жену в отделение неотложной помощи. Фармацевт вызывает местную неотложную помощь и узнает, что Франсуаза прибыла в больницу и проходит обследование.

Обсуждение

Рецидивирующее биполярное расстройство подвергает человека повышенному риску самоубийства. Поскольку Франсуаза перестала принимать литий и ей удалось получить рецепты на лекарства в другой аптеке, теперь у нее были средства (и, возможно, мотив) для членовредительства. Фармацевт и ее сотрудники смогли помочь Франсуазе благодаря сочетанию участия, скрининга, заботы и непредвзятого отношения. Они держали Франсуа в безопасном месте под индивидуальным наблюдением, пока кто-нибудь не прибыл, чтобы отвезти ее в больницу. Система, созданная в аптеке для выявления медиаторов высокого риска вместе с протоколом скрининга, оказала помощь человеку, находящемуся в остром кризисе.

Стратегии, основанные на политике

Стратегии, основанные на политике, которые ограничивают доступ к смертоносным средствам, привели к положительным результатам. Например, ограничение доступа к таким методам самоубийства, как угарный газ, привело к снижению числа самоубийств, вызванных угарным газом. Ограничение других методов самоубийства также дало положительные результаты. Введение усиленных ограничений на покупку огнестрельного оружия в округе Колумбия привело к сокращению числа самоубийств, связанных с огнестрельным оружием (Hassamal et al., 2015).

Хотя эта цель направлена ​​на сокращение доступа к смертоносным средствам среди лиц, подвергающихся риску, доказательства необходимости ограничения средств получены в ситуациях, когда ко всему населению применялся универсальный подход. Например, детоксикация бытового газа в Соединенном Королевстве и прекращение использования высокотоксичных пестицидов в Шри-Ланке были универсальными мерами, связанными с сокращением числа самоубийств на 30% и 50% соответственно.

Назад Далее

Ресурсный центр по предотвращению самоубийств

У каждого из нас есть своя роль.


Вместе мы можем спасти жизни.

Эффективная профилактика начинается с

вас .
  • Составьте план предотвращения самоубийств
  • Найти программу предотвращения самоубийств
  • Измерьте успех вашей программы
  • Улучшите уход за пациентами с самоубийствами
  • Заложите основу для своего государства
  • Примите меры после самоубийства
Уголок режиссера
Узнайте, как развивать три элемента культурного смирения и использовать их в своей работе.
РЕСУРС SPRC
Эти ресурсы могут помочь государственным, племенным и территориальным организациям…
SPRC RESOURCE
Мы рады объявить о том, что новый Best Practi…

Эффективное предотвращение самоубийств требует нескольких подходов.

Узнайте, что работает.

Интернет-библиотека

Найдите программы, наборы инструментов, информационные бюллетени и другие ресурсы, которые помогут вам принять эффективные меры.

подробнее

Тренинги

Развивайте знания и навыки с помощью наших очных тренингов, вебинаров и онлайн-курсов.

подробнее

Государственная деятельность

Узнайте о программах предотвращения самоубийств, грантах, контактах и ​​законодательстве.

подробнее

Просмотр активности по состоянию:

Выбрать Алабама Аляска Аризона Арканзас Калифорния Колорадо Коннектикут Делавэр округ Колумбия Флорида Грузия Гуам Гавайи Айдахо Иллинойс Индиана Айова Канзас Кентукки Луизиана Мэн Мэриленд Массачусетс Мичиган Миннесота Миссисипи Миссури Монтана Небраска Невада Нью-Гемпшир Нью-Джерси Нью-Мексико Нью-Йорк Северная Каролина Северная Дакота Северные Марианские острова Огайо Оклахома Орегон Пенсильвания Пуэрто-Рико Род-Айленд Южная Каролина Северная Дакота Теннесси Техас Юта Вермонт Вирджиния Вашингтон Западная Виргиния Висконсин Вайоминг

Получатели грантов SAMHSA GLS, NSSP и Zero Suicide

Узнайте, что делают стипендиаты штата, племени и университетских городков для предотвращения самоубийств.

подробнее

Оставайтесь на связи!

Еженедельник

Искра

Профилактика самоубийств

происходит во многих местах

  • Места проживания американских индейцев/аборигенов Аляски
  • Школы
  • Колледжи и университеты
  • Первая помощь
  • Поведенческое здоровье
  • Отделения неотложной помощи
  • Сообщества веры
  • Рабочие места

Профилактика самоубийств является первоочередной задачей для людей, работающих над улучшением здоровья и сокращением различий в состоянии здоровья, затрагивающих американских индейцев и коренных жителей Аляски (AI/AN).

Узнать больше

Школы являются ключевым местом для предотвращения самоубийств. Учителя, поставщики психиатрических услуг и весь другой школьный персонал, взаимодействующий с учащимися, может сыграть важную роль в обеспечении их безопасности.

Узнать больше

Самоубийства и суицидальное поведение являются серьезной проблемой для колледжей и университетов. Самоубийство является основной причиной смерти среди студентов колледжей и университетов в Соединенных Штатах.

Подробнее

Первичная медико-санитарная помощь — это учреждение, в котором американцы получают большую часть медицинской помощи и поведенческой помощи.

Подробнее

Поскольку суицид тесно связан с психическим здоровьем и расстройствами, связанными с употреблением психоактивных веществ, поставщики услуг по охране психического здоровья играют ключевую роль в снижении риска самоубийства и связанных с ним проблем со здоровьем, связанных с поведением.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *