Как поставить на место своего начальника: практические рекомендации, примеры
21 октября 2014
32312
Татьяна Фиппс
Студия карьерного консультирования
Не секрет, что мужчина-руководитель иногда может вести себя невежливо по отношению к женщине-подчиненной, например, неудачно пошутить в ее адрес или начать флиртовать. Если шеф адекватный человек, то, заметив недовольство сотрудницы, он постарается больше так не поступать. Но что, если поведение начальника все дальше и дальше выходит за границы приличия, и становится очевидно, что прекращать его добровольно он не собирается? Например, пользуясь своим положением, руководитель может:
- повышать голос или ругаться матом
- унижать и высмеивать вас или ваши предложения
- вести себя фамильярно (например, говорить пошлости или переходить к обсуждению вашей личной жизни)
- заигрывать или приставать
Если честно, в этой ситуации у подчиненной выбор не так уж и велик.
Прямо и недвусмысленно выразить свое недовольство действиями начальника непросто: часто ли встречаются руководители, которые в состоянии спокойно принять критику от подчиненных? Скорее это может привести к серьезному конфликту и испортить отношения с шефом, а значит, подорвет ваши шансы на карьерный рост.
Но и терпеть поведение руководителя тоже нельзя: не встретив достойного сопротивления, он потеряет к вам всякое уважение, и не будет воспринимать вас всерьез. А сотрудника, которого не воспринимают всерьез, как правило, не повышают.
Что же делать, чтобы ограничить или, как минимум, затруднить такое поведение в ваш адрес? Если «осадить» шефа прямым текстом нельзя (или вы на это не решаетесь), а терпеть его выходки больше невозможно?
Используйте косвенные приемы, которые, хоть и не требуют слов, но четко доносят до подсознания начальника мысль о том, что ему пора остановиться:
- Перестаньте ему улыбаться. Совсем. Большинство женщин инстинктивно улыбаются важным собеседникам, чтобы легче достичь с ними понимания или вызвать симпатию. Улыбка становится настолько привычной, что мы даже не задумываемся о том, как ее воспринимает мужчина. А мужчина видит в ней знак поощрения и одобрения своих действий. Поэтому если шеф хамит, а вы в ответ смущенно улыбаетесь, то посылаете ему неверный сигнал – он думает, что вас все устраивает.
Конечно, это не значит, что вы должны разговаривать с хмурым или злым лицом – сохраняйте на нем нейтральное выражение, но без улыбки. Тогда мужское подсознание шефа «считает» ваше недовольство, и это поможет ограничить его неприемлемое поведение.
- Смотрите на него только «деловым» взглядом. «Деловой» взгляд – это взгляд строго на уровне глаз и носа. Не направляйте его ни ниже (на губы и шею), ни выше (на лоб). Такой взгляд сильно формализует контакт и увеличивает психологическую дистанцию между вами и начальником, затрудняя для него переход на личности. Он также полезен для «профилактики» флирта и приставаний, поскольку эффективно «охлаждает» собеседника.
- Не опускайте голову и не кивайте, когда шеф вам что-то говорит. Частое кивание и взгляд «снизу вверх» — это сигналы поддержки и подчинения, которые в случае с вашим начальником сработают против вас. Возможно, эти жесты для вас так же привычны, как и постоянная улыбка. Сделайте над собой усилие – перестаньте часто кивать, поддакивать («да, да, понимаю») и смотреть на него снизу вверх. Вместо этого, выразите свое согласие только тогда, когда шеф закончит какую-то реплику, медленно кивнув ему один раз.
- Измените свою манеру одеваться. Переходите на более строгий деловой стиль, чтобы повысить свой статус в глазах начальника и охладить его пыл. Руководителю будет гораздо сложнее пристать к сотруднице, если она носит костюм «business best», а не одежду «casual» — таковы законы психологии. Используйте их себе на пользу – начните одеваться более строго и формально, и ваш шеф быстро почувствует разницу.
- Игнорируйте шутки и оскорбления. Проявляя грубость или фамильярность, шеф рассчитывает произвести на вас впечатление (как правило, совсем не то, которое реально производит, но он об этом, увы, не догадывается). Преодолеть эти нелепые попытки можно, если не давать ему той реакции, которой он ожидает. Для этого «изолируйте» его фамильярные реплики, окружив их молчанием. Ничего на них не отвечайте – вместо этого сразу переходите к обсуждению других (деловых) вопросов.
В остальном ведите себя с руководителем так же, как и раньше: будьте вежливы и хорошо выполняйте свою работу. А эти «молчаливые» приемы помогут вам бесконфликтно ограничить те действия шефа, которые совершенно неуместны на работе.
Если вы заметили опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Как «поставить на место» директора
- Главная org/Breadcrumb»>Кадровые вопросы и ответы
- Работа в компании
- Как «поставить на место» директора
Как «поставить на место» директора (Методы противостояния начальникам-самодурам)
Начальники бывают разные: умные и глупые, добрые и злые, хитрые и не очень. К сожалению, попадаются и настоящие «отморозки», решившие почему-то, что должность и социальный статус позволяют им унижать достоинство тех, кто зависит от них в той или иной степени. Что поделать, деньги и власть часто портят людей. Не стоит пасовать перед большими боссами, обзывающими Вас последними словами, брызжущими слюной и топающими ногами от ярости. Нужно уметь с ними разговаривать. И не забывать при этом о своих интересах. Существуют стратегии поведения, разработанные психологами специально для таких случаев. Если целование начальства куда-то пониже спины — это не Ваш стиль, прочтите внимательно эту статью.
Вы можете стать объектом пренебрежения или унижения за то, что пришли на работу без галстука; за то, что нечаянно опоздали; за то, что не поняли приказа, который Вам дали и т.д. Самая распространенная ситуация — Вы допустили какую-нибудь ошибку. Ваш руководитель обнаружил ее и дает Вам знать, что Вы не должны были так поступать, что Вы никуда не годитесь и т.п. Делается это в грубой и оскорбительной манере, очень часто при свидетелях. К сожалению, многие руководители рассматривают возможность указать подчиненному на его промахи как лишний повод показать свое превосходство. Они обожают акцентировать на этом внимание, смаковать просчеты сотрудника, унижая тем самым его как личность.
Ваши возможные действия:
Вариант 1. Конечно же, вместо того, чтобы выслушивать начальственный бред, всегда можно в соответствующих выражениях заявить во всеуслышанье, что Вам с таким боссом не по пути. После чего, естественно, остается лишь покинуть офис с гордо поднятой головой. «Произнеся это, граф с достоинством удалился. Весь в белом», — Стругацкие, кажется. Зато по дороге на биржу труда Вы вдоволь потешите собственное самолюбие, вспоминая, как поставили на место «этого кретина». Правда, может случиться менее приятный вариант развития событий: за Вас возьмется охрана босса и Вы покинете фирму не своим ходом, а вылетите с вещами на улицу.
Вариант 2. Вы вспыхиваете и отвечаете в стиле «сам дурак»: говорите, что он не имеет права Вас критиковать, потому что сам делает ошибки, сам опаздывает и т.д. И вообще — Вы квалифицированный специалист и способны справиться с работой без его указаний.
Это плохой выбор. Боссы не любят, когда подчиненные указывают на их недостатки, особенно публично. Поэтому результат предсказывать не берусь. Скорее всего, будет то же, что и в п.1. Работу Вы потеряете.
Вариант 3. Вы падаете на колени, рвете рубаху на груди, посыпаете голову пеплом, смиренно извиняетесь и просите смилостивиться над Вами. После чего говорите, что сожалеете, что это было глупо с Вашей стороны и что это больше никогда не повторится.
Этот вариант чуть лучше предыдущего. Сменив гнев на милость, босс может даровать Вам свое прощение. Плохо только одно. Если у Вас есть хоть капля собственного достоинства, Вы долго не сможете избавиться от ощущения, что об Вас вытерли ноги. Кроме того, безропотно принимая унижения в свой адрес, Вы признаете собственную ничтожность. Демонстрируя отсутствие гордости и самоуважения, Вы рискуете, что не только руководитель, но и Ваши коллеги-сослуживцы в итоге перестанут с Вами считаться. Дело в том, что в организациях очень развит феномен подражания. И если авторитетный лидер или начальник, не дай Бог, выберет Вас «мальчиком (девочкой) для битья», рано или поздно его поведение начнут копировать остальные сотрудники. Стая следует за своим вожаком — об этом знали еще древние.
Я убежден, что Вы достойны большего. В конце концов, Вы пришли на фирму продавать свои профессиональные знания, опыт и умения, а не себя лично. Поэтому проявление чувства собственного достоинства вполне уместно. Вы можете отстоять свои интересы и сохранить свою работу.
Вариант 4. Во-первых, лучше всего дать боссу высказаться, то есть «выпустить пар», прежде чем пытаться ответить. Дождитесь момента, когда он будет способен Вас выслушать. Далее Вы признаете, что сделали ошибку, что сожалеете об этом и в следующий раз будете более внимательны. После чего добавляете, что Ваш начальник (начальница) говорит в довольно резком тоне, и Вы не видите необходимости в этом. Во-вторых, лучше всего выяснять отношения с начальником в конфиденциальной обстановке.
И еще: не пытайтесь ставить начальнику ультиматумы типа: «Если это еще раз повториться, я сразу же увольняюсь с вашей фирмы». Боссы терпеть не могут, когда подчиненные ставят им условия. В конце концов, написать заявление об уходе Вы всегда сможете и без китайских предупреждений. Лучше просто скажите, что такой стиль поведения мешает Вам сосредоточиться на своих служебных обязанностях. После чего вежливо, но твердо попросите босса умерить свой пыл.
Конечно, существует риск, что Вы будете уволены, даже если выскажете возражения в корректной форме. Встречаются боссы-психопаты, которые не терпят любых проявлений самоуважения со стороны своих подчиненных. К ним нужен несколько иной подход. (Об этом я расскажу чуть ниже.) Но большинство руководителей с уважением относятся к тем сотрудникам, которые честно выражают собственное мнение в надлежащей — уверенной и корректной форме, не задевая при этом самолюбие своего начальника.
***
Унижения могут принимать не только словесно-агрессивную форму. Не менее оскорбительно и т.н. пассивно-уничижительное поведение. Это и обидные шуточки, и иронические замечания в Ваш адрес, и саркастические улыбки, и вежливо-пренебрежительный тон распоряжений, и презрительные нотки в голосе Вашего босса… Все это делается с целью унизить Вас, однако делается в завуалированной манере и как бы походя.
В подобных случаях не следует делать вид, что не замечаешь унижения. Если Вы промолчите, Вы как бы даете согласие относиться к Вам таким же образом и в будущем, признаете право босса считать Вас чем-то малозначительным, не стоящим особого внимания и, тем более, уважения.
В таких ситуациях помогает следующая стратегия. Не пытайтесь подавить Ваши чувства. Скажите, что Вас беспокоит такое поведение босса, что Вам совсем не нравятся шуточки в Ваш адрес. Прямо спросите его, что это значит.
Когда Вы ищите разъяснения, у Вас появляется возможность «поставить на место» Вашего визави. То есть Вы поймали его (ее) на не совсем честной игре, требуете объяснений и даете понять, что с Вами следует обращаться как с равным. Причем, Вы это делаете в корректной и уверенной манере, поэтому хорошие отношения между Вами и боссом вполне могут наладиться.
***
Однако есть боссы, применять к которым вышеперечисленные стратегии не только малоэффективно, но и опасно. Обычно это начальники с крайне неуравновешенным темпераментом и чрезмерной возбудимостью, которая регулярно находит выход во вспышках неконтролируемых эмоций: от «тихого самодурства» до диких припадков. Выяснять с ними отношения в такие моменты — значит, накликать на свою голову большую беду.
Как ни странно, таких начальников часто любят и уважают подчиненные. Это классический тип «отца-директора». В него все верят. Он — непререкаемый лидер. Работники относятся к нему не иначе, как к благодетелю. И на это есть причины. Он наказывает и поощряет по своему усмотрению, обычно не любит увольнять по сокращению штатов («лучше победней, но вместе»), каждый может обратиться к нему с личной проблемой. За это ему прощают многое: ошибки, вредные привычки, грубость.
Но когда он взвинчен — лучше держаться от него подальше. Если его нервы на пределе, он устраивает выволочку каждому, кто попадется ему под горячую руку. И при этом не особенно церемонится в выражениях. Правда, он быстро об этом забывает. Поэтому в такие моменты полезно вспомнить старую солдатскую мудрость: «Подальше от начальства — поближе к кухне». Старайтесь не попадаться ему на глаза некоторое время, и конфликт уладится сам собой.
Гораздо опаснее другой тип начальников — психопаты-садисты, они же «классические» самодуры. В отличие от предыдущих, эти унижают подчиненных не в порыве неконтролируемого гнева, а сознательно и целеустремленно, для собственного удовольствия. И если такой начальник выберет Вас своей жертвой, тихонько отсидеться в уголке Вам не удастся.
Социальных психопатов на руководящих должностях сегодня встречается достаточно. К сожалению, теперешняя жизнь в нашей стране к тому всячески располагает. Они характеризуются отменными «бойцовскими» качествами, полным отсутствием угрызений совести, тщеславием и некритичностью в оценке собственных поступков. Плюс постоянно присутствующий синдром подозрений всех и вся во всяческих кознях. Свойственная таким типам наглость (сильный тип нервной системы!) в сочетании с непогрешимой уверенностью в себе обычно парализует волю и способность к сопротивлению у жертвы. К тому же, у них прекрасно развито чутье на людей, которые психологически слабее их. А хорошо развитая интуиция позволяет избегать настоящих бойцов, способных достойно ответить на такой стиль «руководства». Все эти качества позволяют социальным психопатам достигать значительных карьерных высот.
Установлено, что психотип начальника-самодура, как ни странно, почти полностью совпадает с психотипом. .. серийного убийцы. Это одного поля ягоды. Только один получает высшее наслаждение, проливая реки крови, а другой жаждет «пить» ее по капле, изо дня в день терзая и унижая подчиненных. У обоих первичные мотивации — сексуальная похоть, болезненная агрессивность или жажда мести, причудливо трансформируются в упоение властью и желание повелевать людьми. В быту же оба зачастую являются серыми и малопримечательными людьми. Как тут ни вспомнить тихого учителя Чикатило или «простого рабочего» Оноприенко. А служебные изверги, на работе терроризирующие целые коллективы, в быту часто являются «подкаблучниками» у жены или любовницы.
Даже приходить в фирму, где властвует босс-психопат, иной раз тяжело. Затерроризированные работники вскакивают как автоматы и скороговоркой тарабанят заученный текст. Мол, наша фирма — самая лучшая фирма в мире и т.п. Хотя, на людей, склонных робеть перед сильной властью, это производит большое впечатление. («Настоящий руководитель! А какая у него команда!») Такой начальник мастерски нащупывает точно тот способ, который применим к конкретному работнику. Завиноватит, испугает его. В ход идет все — и ироническая улыбка в нужный момент, и грубый окрик.
Идеальный работник для такого босса — это раб, у которого от одного только вида начальствующей персоны должна появляться дрожь в коленках. И запугивать своих сотрудников такие руководители начинают уже при приеме на работу — на собеседовании. Поэтому у Вас всегда будет время взвесить все «за» и «против», решить для себя, стоит ли работать в такой фирме. Я не призываю Вас громко хлопать дверью и отказываться от всяких попыток занять в такой организации нужную должность. Просто подготовьте себя к определенному стилю поведения с Вашим будущим боссом.
Самое главное — научиться стряхивать с себя тот липкий страх, которым Вас будут пытаться обмазать. Начальник-садист всегда пытается поставить своего подчиненного не просто в зависимость, а в зависимость тревожную, и если удается, то эту тревогу он доводит до судорог. Не поддавайтесь. И поменьше вступайте с ним в словесные перепалки. Такие начальники — опытные демагоги и блестящие ораторы, беспардонно и умело сбивающие с толку оппонента. У них хорошо отработана техника ведения разговора. Они умеют одним замечанием сбить с толку собеседника, помешать развитию мысли, если эта мысль по каким-то причинам им не нравится. К тому же, у таких боссов весьма извращенная логика мышления: «Если сотрудник мне противоречит — значит, не боится. Не боится — значит, не уважает». Поэтому те, кто не боится открыто возражать начальнику, на такой фирме долго не задерживаются.
А защититься от начальников-психопатов проще простого. Если Вам слишком досаждают устрашающие «танцы» Вашего босса, надо всего лишь мысленно поставить стенку между ним и собой. Создайте между вами экран. Для этого следует вообразить непробиваемую стену. Из чего Вы ее соорудите — дело Вашего воображения. Из кирпича, стали, бронированного стекла, просто плотного воздуха, магнитного поля… И Вы вдруг увидите, как брызжущий слюной и топающий ногами большой босс станет Вам абсолютно безразличен.
В этом случае перемена разительна. Они вдруг становятся вежливыми и спокойными. Даже доброжелательными. Чаще всего у них возникает неподвластное им чувство уважения к человеку, которого они не могут «пробить».
Еще психологи советуют накрывать таких боссов воображаемым стаканом. Но это уже не совсем гуманно — они начинают чувствовать себя весьма неуютно, нервничают и, ощущая свое бессилие перед Вами, начинают вымещать злобу на других сотрудниках.
Научитесь вызывать в своих ощущениях такое спокойное безразличие и включайте его тогда, когда Вам это надо. По крайней мере, с таким приемом Вы гарантированы от непрошеного давления на Вашу личность.
***
Напоследок я Вам расскажу, как «осадить» чересчур инициативного босса. Есть начальники, которые вроде бы и не кровожадны, но вполне способны довести подчиненных до тихого сумасшествия своими идиотскими начинаниями и «ценными» указаниями. Например, Вы узкий специалист и полгода разрабатываете некий проект. Наконец, окрыленный, Вы несете его к большому начальнику на утверждение. Далее следует типичная ситуация. Большой босс, который понимает в специфике Вашей деятельности столько же, сколько заяц в геометрии, тем не менее, считает своим долгом указать на Ваши ошибки и требует внести коррективы. Вы понимаете, что для проекта это катастрофа, что предложенные изменения ставят на нем крест. Понимаете, но сделать ничего не можете. С боссом спорить бесполезно — к начальнику в кабинет входят со своим мнением, а выходят с самизнаетечьим.
В этом случае Вам поможет золотое правило подчиненного. Оно прекрасно известно всем опытным бюрократам. Во-первых, даже самые идиотские начинания начальства Вы должны встречать с видимым восторгом и демонстрировать неуемное рвение. Во-вторых, Вы должны систематически информировать начальство об успехах в деле. Самый сложный и ответственный третий этап: здесь нужно дождаться того момента, когда начальственный пыл немного поутихнет; и только тогда начинать микроскопические «инъекции правды». Высшее мастерство — это повернуть дело так, чтобы начальство само забыло о своих идиотских инициативах.
На этом пока все. Если возникли конкретные вопросы — милости просим в консультативный отдел «ПСИ-ФАКТОРА»
Источникhttp://psyfactor.org/
Кадровое Агентство г. Москва КАДРОВЫЙ РЕЗЕРВ
7 стратегий для «управления делами»
Если у вас сейчас паршивый начальник, я вам сочувствую. Действительно. Это действительно может лишить вас удовольствия от того, что в противном случае могло бы быть полезной ролью, заставить вас чувствовать себя недооцененным и задаться вопросом, не следует ли вам начать искать что-то новое. Но прежде чем вы начнете планировать стратегию ухода, было бы разумно переосмыслить, как вы можете лучше управлять боссом, который у вас уже есть, со всеми его недостатками и недостатками.
Работая с многочисленными не очень вдохновляющими начальниками в своей корпоративной карьере, я узнал, что они предоставляют бесценные возможности для развития лидерских навыков и изучения того, «чего не следует делать» при управлении людьми, которые работают на вас. Вам просто нужно проявлять инициативу в их поиске и быть готовым к реальному самолидерству.
Новое исследование показало, что переутомление не является причиной ухода с работы. Датское исследование 4500 государственных служащих подтвердило поговорку о том, что «люди не увольняются с работы, они уходят от менеджеров». По словам психолога Матиаса Бродсгаарда Гриндерупа, одного из авторов исследования, «у нас может быть тенденция связывать депрессию и стресс с рабочим давлением и рабочей нагрузкой, однако наше исследование показывает, что рабочая нагрузка на самом деле не влияет на депрессию на рабочем месте».
Каким бы упрямым ни был ваш босс, вы всегда можете научиться лучше управлять им или ею. Секрет в том, чтобы «управляться» так, чтобы они даже не осознавали, что вы это делаете. Поэтому вместо того, чтобы думать о своем начальнике как о своем начальнике, думайте о нем как о сложном клиенте, с которым вам нужно понять, как работать, если вы хотите добиться успеха, даже если вы этого не хотите.
Надеюсь, приведенные ниже стратегии помогут вам на вашем пути. В основе каждого из них лежит обязательство взять на себя ответственность за собственный успех, независимо от различных (и сложных) личностей, с которыми вам неизбежно придется столкнуться на протяжении всей вашей трудовой жизни.
1. Знайте их «почему». Определите основные мотивы.
Чем лучше вы понимаете, что делает ваш начальник и, что более важно, почему, тем лучше вы сможете добиваться результатов, управлять ожиданиями и избегать безвыходных ситуаций. Попробуйте поставить себя на их место и увидеть мир и свое рабочее место так, как они могли бы.
- Что его волнует?
- Что не дает ему спать по ночам?
- Что бы он любил больше и что меньше в повседневной жизни?
- Что его пугает?
- Насколько важно для него произвести впечатление на других?
- Как он оценивает успех и что он думает о неудачах?
Когда вы знаете, что движет вашим начальником (даже если ваш начальник может не осознавать этого в полной мере), вы можете говорить так, чтобы «его слушали», формулировать свое мнение и использовать язык таким образом, чтобы это соответствовало его основным ценностям, заботам и убеждениям. приоритеты.
2. Поддержите их успех: работайте над их слабыми сторонами.
Хотя поддержка плохого босса в его стремлении к успеху может показаться нелогичной, абсолютно ничего не выиграешь, выставляя его в плохом свете, отправляясь на войну или способствуя его (или ей) неудаче. Если он так плох, как вы думаете, он, скорее всего, справится со всем сам. Разоблачение его некомпетентности только усугубит ваши собственные страдания и может даже повредить вашей репутации.
Один из способов — помочь своему начальнику сосредоточиться на своих природных достоинствах. Другой заключается в том, чтобы активно работать над своими слабостями. Если вы знаете, что у вас неорганизованный начальник, помогите ему быть в курсе дел, а не ныть об отсутствии у него организаторских способностей. Если вы знаете, что ваш начальник часто опаздывает на встречи, предложите начать следующую встречу за него. Если он склонен часто менять свое мнение или откровенно забывчив, обязательно задокументируйте взаимодействие, чтобы вы могли вернуться к ним, если он когда-либо противоречит сам себе. Если вы знаете, что ваш начальник медлит с ответом, продолжайте работать над проектом, пока ждете ответа от него. Сделать себя незаменимым человеком, на которого ваш начальник может положиться, чтобы помочь ему выполнять свою работу, — это ценный актив, когда вы начинаете думать о том, «что дальше?»
Делая все возможное, чтобы помочь своему боссу добиться успеха, вы сами закладываете прочный фундамент для большего успеха. Это может быть не немедленное вознаграждение, но в долгосрочной перспективе вы никогда не проиграете, помогая другим работать лучше, чем они могли бы.
3. Идите по большой дороге: по ней движется ваш «личный бренд».
Никогда не позволяйте плохому поведению вашего босса служить оправданием для вашего собственного. Слишком часто люди начинают чувствовать себя вправе расслабляться, дольше и дольше обедать, терять интерес или переставать хорошо работать из-за своего плохого начальника. Не делай этого. Сосредоточьтесь на максимальной производительности. Пожаловаться своему супругу или друзьям, сколько хотите, но в офисе или на рабочем месте оставайтесь бодрым и занятым. На самом деле хорошее обращение с трудным боссом может действительно выделить вас. Вы никогда не знаете, кто смотрит или слушает, но будьте уверены, люди, которые могут открыть или закрыть для вас будущие возможности, делают именно это!
Хотя может быть легко поддаться обиде или уйти в отставку и мысленно отказаться от работы, это не только подрывает вашу собственную честность, но и может подвергнуть вас риску прослыть нытиком, бездельником или и тем, и другим. Так что, если ваш босс кричит, не кричите в ответ. Если они мелочны или недалеки, не опускайтесь до мелочности (как бы заманчиво это ни было!). Вместо этого сохраняйте спокойное и профессиональное поведение в общении со своим трудным начальником. Как писал Ганди: «Стань тем изменением, которое ты хочешь увидеть в мире». В этом случае действуйте как лидер, которым вы хотели бы видеть своего босса.
Если вы чувствуете, что у вас закончились варианты разумного обращения с ним, не распускайте слухи и не очерняйте его всем, кто находится в пределах слышимости. В конечном итоге это скажет о вас больше, чем о вашем начальнике (а не то, что вы хотели бы сказать!). Вместо этого следуйте надлежащим процедурам регистрации жалоб в отделе кадров или вышестоящим начальникам, документируя каждый шаг на этом пути.
4. Говорите открыто: дайте начальнику возможность ответить.
В начале своей карьеры я уволился с хорошей работы в глобальной консалтинговой фирме, потому что у меня был паршивый начальник и токсичная рабочая среда. Уходя, руководитель отдела кадров — старший партнер этой организации — попросил встретиться со мной, чтобы узнать, почему я ухожу. Я поделился тем, как я чувствовал себя недооцененным, как обещания, данные мне при приеме на работу, не были выполнены и как мало ответственности было перед моими коллегами. Он был удивлен и встревожен и спросил, может ли он что-нибудь сделать, чтобы заставить меня передумать. Очевидно, меня зачислили на хай-по (что было бы неплохо узнать раньше!), но к этому моменту было уже слишком поздно. Я уже строил другие планы, надеясь на лучшую рабочую среду и лучшего начальника.
Урок для меня был таким: имейте смелость говорить, а не молчать, опасаясь неловкого разговора. Правда в том, что я был слишком труслив, чтобы обсудить свои проблемы с моей начальницей или обойти ее. По общему признанию, я был молод (где-то около двадцати пяти) и неопытен, но если бы я знал тогда, чем занимаюсь сейчас, то был бы обязан перед собой и перед своим тогдашним начальником хотя бы высказать свои опасения, предложить предложили несколько возможных решений и поговорили о том, как можно было бы улучшить ситуацию. Возможно, это ничего не изменило, но, по крайней мере, я мог знать, что по крайней мере дал ей шанс.
Таким образом, хотя бы потому, что проще промолчать, просто «тихо страдать», громко жаловаться коллегам или идти к выходу, как в конце концов сделал я, вы, по крайней мере, должны дать своему боссу возможность ответить. Не судите заранее и не предполагайте, что они не в состоянии принять обратную связь или им все равно, насколько вы несчастны. Когда вы относитесь к ним с уважением и с искренним желанием сделать так, чтобы все работало лучше, вы можете открыть дверь к совершенно новым уровням доверия, сотрудничества и результатов. Дверь, которая в противном случае останется навсегда закрытой.
5. Знайте их предпочтения: адаптируйтесь к ним.
Понаблюдайте за стилем поведения, предпочтениями и раздражением своего начальника. Быстро ли он принимает решения? Он медленно думает о вещах, ему нужно время для обработки информации? Как он любит общаться — по электронной почте, лично или через длинные записки? Чем больше вы сможете сопоставить свой стиль со стилем вашего босса при общении, тем больше он действительно услышит, что вы говорите.
Если вы когда-либо проходили какие-либо личностные оценки, такие как Майерс-Бриггс или DISC, узнайте, проводил ли их ваш начальник, и узнайте, что они из себя представляют. Это может помочь вам адаптировать свой стиль и избавить от большого напряжения. Работа с его предпочтениями — это очевидный способ управлять своим начальником, даже если он об этом не знает, и это ключевой лидерский навык, который нужно развивать независимо от того, на какого начальника вы работаете.
6. Не пугайтесь хулигана: держитесь прямо, никогда не прячьтесь!
Люди, которые запугивают, черпают силу из тех, кто в ответ съеживается и демонстрирует страх. Если ваш начальник кричит, критикует или судит — стойте твердо. Если вы делаете свою работу как можно лучше, держите голову высоко и не доставляйте ему удовольствия толкать вас. Лучше задавайте вопросы, стремитесь понять и работайте над разрядкой сложной ситуации вместо того, чтобы съеживаться или реагировать в гневе. Это требует практики, но со временем вы научитесь делать это лучше, и он будет искать силовой удар в другом месте.
Если вы чувствуете необходимость сообщить своему начальнику о его поведении, действуйте, но делайте это с хладнокровием и заранее подготовьтесь к последствиям. Это может быть некрасиво, поэтому заранее все обдумайте. Каковы ваши варианты? Кто ваши союзники? Вы документировали его поведение? Сможете ли вы справиться с возможностью худшего исхода? Конечно, важно оставаться сильным, но будьте умны. Как я писал в книге «Хватит играть осторожно»: «Иногда вам приходится идти на риск и делать что-то, связанное с высоким риском. сеть, если вы упадете».
7. Будьте активны: изучите вопрос, прежде чем прыгать с корабля.
Конечно, лучший способ справиться с плохим боссом — вообще не иметь его. Поэтому всякий раз, когда вы хотите перейти на новую должность в той же компании или перейти в другую организацию все вместе, потратьте некоторое время, чтобы получить представление о культуре, лидерстве и методах управления, которые допускаются и поддерживаются. Если вы переходите на внутренний рынок, заранее позаботьтесь о нетворкинге, чтобы получить представление как об обстановке внутри команды, в которую вы, возможно, переходите, так и о тех, кто ее создает. Являются ли они лидерами, которые создают среду, в которой люди вдохновляются и поддерживаются, чтобы усердно работать, или же они провоцируют страх перед тем, что произойдет, если люди этого не сделают?
Если вы переходите в новую организацию, проведите исследование, чтобы убедиться, что вы не прыгаете со сковородки в огонь. Иногда в нашем отчаянии, чтобы избежать токсичной рабочей среды, мы не замечаем предупреждающие знаки, что новая работа, которую мы принимаем, будет только хуже. Выпейте кофе со всеми, кого вы знаете в новой компании, чтобы получить представление о культуре, вовлеченности сотрудников, морали и стиле управления. Вложение нескольких часов вперед может избавить вас от нескольких лет разочарований.
Марджи Уоррелл — основной докладчик и автор трех бестселлеров, включая ее последнюю книгу « Храбрый: 50 ежедневных поступков мужества, чтобы преуспеть в работе, любви и жизни». Узнайте больше на www.margiewarrell.com/books
Twitter | Фейсбук | LinkedIn | Информационный бюллетень Live Bravely
Как противостоять своему боссу
В обществе не так много мест, где продолжают существовать четкие иерархии — по крайней мере, явно. Но рабочее место одно. Боссы несут ответственность, и они должны указывать своим сотрудникам, что делать.
В идеале и в большинстве случаев в этой силовой динамике не должно быть слишком много трения. Менеджерам и супервайзерам зачастую не нужно слишком много «рассказывать»; их подчиненные знают, чего от них ждут, знают свою работу и просто выполняют ее. Когда начальники должны отдавать «приказы», они имеют смысл, учитывая роли и обязанности сотрудников.
Иногда, однако, начальники переходят черту, «прося» своих подчиненных делать вещи, которые кажутся несправедливыми или неразумными, или реализовывать идеи, в отношении которых у них есть серьезные возражения.
Возможно, ваш руководитель слишком часто просит вас работать допоздна или по выходным, дает вам задания, выходящие за рамки вашей предполагаемой роли, не выполняет обещание или обвиняет вас в реализации проекта, который, по вашему мнению, провалится.
Что делать в подобных ситуациях?
Попробуйте дать отпор своему боссу.
Эта идея наполнит многих страхом, поскольку они опасаются, что участие в такого рода противодействии может привести к их консервации. Но можно ответить на просьбы вашего босса таким образом, чтобы не только вас не уволили, но и действительно укрепили уважение и общение между вами.
Вот как.
Решите, является ли запрос действительно необоснованным или нет. Прежде чем вы решите отказаться от того, что вас попросили сделать, выясните, оправдано ли это и/или стоит ли это делать. Вот несколько факторов, которые следует учитывать при обдумывании:
- Запрос значительно отличается от ваших должностных инструкций, норм для сотрудников компании, стандартных практик или действующих правил и законов на рабочем месте? Вас несправедливо используют? Или проблема больше связана с домашним раздражением, личностным конфликтом или просто частью работы? Чтобы установить точные ожидания относительно того, что разумно в вашей сфере деятельности, вы должны получить представление о местности до вы принимаете работу. Когда потенциальный работодатель предлагает вам вакансию, узнайте, как часто вы будете работать по выходным/ночам, и получите четкое представление о том, что повлечет за собой ваши обязанности.
- Вы планируете долго оставаться на этой работе? Если вы думаете, что будете входить и выходить довольно быстро, может быть, лучше просто опустить голову и выждать время. Если же работа в целом вам действительно нравится, и вы хотите остаться в компании надолго, скорее всего, стоит заняться этим вопросом.
- У вас есть кредит? Чем больше времени вы потратите на работу, тем большую ценность вы привнесете, и чем больше у вас влияния, тем больше будет учитываться ваше мнение. Вероятность того, что ваш начальник будет слушать вас, выше, если вы незаменимый сотрудник, которого они не хотят терять.
Если ваш босс просит вас сделать что-то необоснованное на работе, которую вы в идеале хотели бы сохранить на время, и у вас есть некоторый удар, двигайтесь вперед, сопротивляясь просьбе.
Заранее определите ожидания. По только что упомянутым причинам, если вас попросят сделать что-то менее желательное в начале работы, вы, как правило, не хотите поднимать шум, поскольку вы еще не заслужили доверие для этого; люди будут просто недоумевать: «Кем себя возомнил этот наглый нуб?»
Тем не менее, это хорошая идея, чтобы подстраховаться и сразу представить перспективу установления границ. Поэтому, если ваш начальник просит вас поработать в выходные, вы можете сказать: «Бывают выходные, когда я не могу работать из-за семейных обязанностей, но я могу работать в эти выходные». Или: «Несмотря на то, что я не думаю, что мой набор навыков лучше всего подходит для такого рода проектов, я определенно могу позаботиться об этом на этот раз».
Затем выполните качественную и самоотверженную работу, которая повысит ваш авторитет и ценность и позволит вам позже воздвигнуть границы, о которых вы уже упоминали.
Запланируйте встречу, чтобы обсудить вашу проблему. Допустим, ваш начальник не понял намека и продолжает предъявлять вам необоснованные требования. Как только вы достигли своего личного «точки разрыва», пришло время поговорить с ним или с ней. Но не пытайтесь загнать их в угол в коридоре и уж точно не поднимайте этот вопрос на собрании команды; если и есть что-то, что ненавидят боссы, так это то, что кто-то ставит под сомнение их авторитет перед другими людьми. Во времена растущей социальной тревожности у вас также может возникнуть соблазн обсудить эту тему по электронной почте; если это вообще возможно, не делайте этого. Это занимает больше времени, свидетельствует об отсутствии уверенности в себе и усугубляет непонимание.
Вместо этого спросите своего начальника, можете ли вы запланировать личную встречу, чтобы поговорить с ним. Встреча один на один будет менее опасной и позволит вашему боссу уделить вам все свое внимание. Просто скажите что-то вроде: «Мне интересно, есть ли у вас время сегодня/на этой неделе для быстрой встречи; У меня только что было несколько вопросов о вашем недавнем запросе/новом проекте».
Иди спокойно. Гневное поведение, даже такое, которое вы изо всех сил пытаетесь скрыть, вызовет у вашего босса чувство «беги или сражайся» и создаст оборонительную позицию. Действуйте совершенно спокойно и уравновешенно; стремление к напористости — среднее между агрессивностью и пассивностью.
Запросите дополнительную информацию. В основе многих конфликтов между начальниками и подчиненными (и всеми остальными тоже!) лежит предположение, что каждый человек знает все о стороне другого человека (и что его собственная точка зрения объективно права). Но всегда есть части, которых не хватает в понимании одного другого. Так что вместо того, чтобы идти в офис своего босса, чтобы спорить или доказывать свою точку зрения, решите, что вы собираетесь, как авторы трудных разговоров 9.0106 сформулируйте это, исследуйте истории друг друга. Сделайте это двусторонним обсуждением, в котором вы оба сможете поделиться тем, что вас беспокоит и откуда вы исходите.
Выясните возможные пробелы в вашем понимании точки зрения вашего руководителя. Вы можете сказать: «Мне было интересно, почему в последнее время меня просят работать так много сверхурочно, чего обычно не бывает», и услышать в ответ: «Ну, правда в том, что найм был приостановлен. до тех пор, пока не будет разработан новый бюджет, из-за чего у нас не хватает персонала. Я сожалею об этом, но надеюсь, что вы сможете терпеть это еще немного». Или вы можете сказать: «Я был удивлен количеством черновиков, которые вы хотели для этого документа; Такое ощущение, что ты не доверяешь моей работе над ним», и слышу в ответ: «Я могу это понять. Но мой собственный менеджер был ошеломлен окончательным предложением, сделанным этому клиенту в прошлый раз, и хочет знать, где мы находимся на каждом этапе проекта. Если мы не защитим эту учетную запись, мы не получим прибыль в четвертом квартале».
Если есть какая-то идея, которую вам поручили реализовать, в которой вы не уверены, Трудные разговоры предлагает сказать что-то вроде:
Я бы очень хотел, чтобы эта инициатива увенчалась успехом, но пока не уверен в своих силах. чтобы снять это. В частности, было бы полезно разъяснить, как мы могли бы ответить на пару возражений, которые, как я могу себе представить, могут возникнуть. Например . . .
Если вы начнете диалог таким образом, могут произойти три вещи:
- Пытаясь объяснить вам идею, ваш босс может сам обнаружить в ней некоторые пробелы.
- У вас будет возможность осторожно задать дополнительные вопросы, например: «Я понимаю X. Но мне трудно понять часть Y. Не могли бы вы рассказать мне больше о том, почему вы решили . . . ?»
- Вы сами можете изменить свое мнение о жизнеспособности идеи.
Поделитесь дополнительной информацией. Точно так же, как вы можете не знать о некоторых аспектах деятельности вашего босса, он может не знать о некоторых аспектах того, что происходит с вашей стороны. Поделитесь этими кусочками.
«В последнее время моя жена работает в ночную смену, поэтому, когда мне приходится работать по ночам, нам приходится искать няню для детей». «Когда я устраивался на эту работу, я понимал, что буду работать над проектами X, а не над Y». «После того, как отдел Z сократился наполовину, я стал получать отчеты по пятницам, а не по вторникам, из-за чего мне трудно представить вам мой анализ к утру понедельника».
Легко предположить, что ваш начальник знает, почему что-то для вас важно, но может и не знать; ваша проблема кажется очень большой, потому что это ваша единственная большая проблема, но он может жонглировать проблемами дюжины сотрудников, а также своими собственными.
Формулируйте свои замечания таким образом, чтобы подтвердить статус вашего начальника. Работайте с человеческой психологией, а не против нее. Люди интуитивно очень, очень защищают свой статус. Так что обсуждайте свой вопрос с вашим начальником так, чтобы он признавал, а не пренебрегал его авторитетом. Авторы книги «Трудные разговоры» приводят такой пример:
Я знаю, что нужно учитывать множество факторов, и, в конце концов, я согласен с любым вашим решением. Я просто хочу убедиться, что, когда вы думаете об этом, вы осознаете это. . .
Соедините свою заботу с выгодой для босса. Чтобы действительно изменить мнение вашего начальника о чем-либо, не сосредотачивайте свое внимание на том, как его политика или просьба влияют на вас лично, а вместо этого связывайте это в первую очередь с тем, как это влияет на их немедленную или долгосрочную прибыль. «Когда вы часто проверяете мою работу, мне труднее включиться в продуктивный поток, и конечный продукт становится менее связным, чем мог бы быть». «Я действительно хотел бы остаться на этой работе в течение длительного времени, но долгие часы начинают заставлять меня чувствовать себя выгоревшим». «Текущие сроки требуют от меня спешки, чтобы сделать графику, что усложняет обнаружение ошибок до того, как они будут опубликованы в Интернете».
Предложение конкретных решений — по запросу. Обсудите с начальником конкретные решения вашей проблемы. Убедитесь, что эти решения подходят друг другу, и предложите их в форме запроса. «Я понимаю, что нужно работать дополнительные часы, чтобы завершить этот проект вовремя. Но смогу ли я работать сверхурочно дома, а не в офисе?» «Мне было бы удобнее получать отчеты во вторник, а не в понедельник. Возможно ли с вашей стороны отодвинуть крайний срок?» «Тим говорит, что готов работать на меня в субботу. Ничего, если мы поменяемся сменами?
Решите, что делать, если вы не можете договориться о решении. Если вы и ваш начальник не можете найти взаимоприемлемый вариант, вы должны решить, что делать дальше, исходя из вашего выбора и альтернатив: вы можете поговорить с отделом кадров. Если проблема затрагивает других сотрудников, вы можете объединиться и обратиться к своему начальнику как к группе. Если вам нужно сохранить работу любой ценой, вы можете просто продолжать сражаться.
Если вы не беспокоитесь о сохранении работы, вы можете отказаться уйти в отставку и принять последствия. Даже если вы пойдете по этому пути, авторы Трудные разговоры утверждают, что вы должны «объяснить, почему вы уходите. Какие интересы и опасения не удовлетворяются решениями, которые вы обсуждали?» Они приводят гипотетический сценарий, в котором работника Генри попросила его начальница Росарио поработать на выходных, несмотря на то, что он договорился с друзьями и заранее уведомил ее, что он будет недоступен. После обсуждения, в ходе которого Росарио отверг предложенные Генри решения дилеммы, Генри все же решает взять выходной. Тем не менее:
Вместо того, чтобы просто уйти, Генри должен четко определить свои чувства, интересы и выбор. Он может сказать: «Росарио, мне очень жаль. Я очень хочу быть хорошим работником и помогать, когда могу. Обычно я с удовольствием работаю по выходным и по ночам — надеюсь, вы видели это в прошлом. Это просто вопрос уведомления. Мне очень жаль оставлять вас в беде; в то же время эти планы действительно важны для меня, и я предупредил вас и усердно работал всю неделю, чтобы я мог уйти.