Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Как определить мягкость и твердость согласных звуков: Мягкие и твёрдые согласные звуки — урок. Русский язык, 2 класс.

Содержание

Твердые и мягкие согласные звуки

Открытый урок

 

по русской грамоте

 

1 класс

 

Тема: Твердые и мягкие согласные звуки

 

 

 

 

 

Учитель: Донец Ж.В.

Тема: Мягкие и твердые согласные.

 Цели:

Обучающие: обеспечить условия для понимания значения “мягкости” и “твёрдости” согласного звука и умение выделять эти звуки в слове.

Развивающие:

  • закрепить понятие о гласных и согласных звуках;
  • продолжить работу по умению выделять звуки в слове по порядку;
  • продолжить работу по делению слов на слоги и постановке ударения в словах.

Воспитывающие:

  • воспитание культуры общения, умение работать в коллективе, взаимопомощи;
  • воспитывать культуру учебного труда.

Средства обучения:

  • Картинки с изображением Тима и Тома.
  • Фишки: синие, зелёные, красные.
  • Рабочие тетради
  • Цветные карандаши: красный, синий, зелёный.

Форма организации: урок.

Методы: поисковые.

Предполагаемый результат: дети должны выйти на секрет: что обозначают синяя и зелёная фишки и научиться выделять “мягкие” и “твёрдые” согласные звуки в слове.

ХОД УРОКА

1. Организация учащихся.

Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.

2. Речевая разминка.

Работа над скороговоркой: Проворонила ворона воронёнка.

  • Выделить звук [Р].
  • Проговорить беззвучно.
  • Проговорить шёпотом.
  • Проговорить медленно.
  • Проговорить быстро.
  • Подарить свою скороговорку классу.

Учитель: Сегодня у нас необычный день: сегодня мы должны подняться на последнюю ступеньку знаний в Звуковой области Страны слов.

Дети: — Слово делится на слоги.

— В слове есть ударный слог.

Учитель: Подберите слова к схемам:

На какие вопросы мы можем дать ещё ответ?

Дети: Мы научились находить все звуки в слове.

Учитель: Кто может назвать звуки в слове рак.

(Один ребёнок выходит к доске: выделяет все звуки в слове и фишками составляет звуковую схему, остальные дети составляют звуковую схему в тетрадях для печатания)

Учитель: На какие вопросы мы можем ещё ответить?

Дети: — Мы узнали что бывают гласные и согласные звуки.

— Научились определять гласные и согласные звуки в слове.

(Ребёнок выходит к доске и показывает фишки, которые обозначают гласные и согласные звуки)

Учитель: Какие звуки мы обозначаем красной фишкой?

Дети: Гласные.

Учитель: Какие звуки мы обозначаем жёлтой фишкой?

Дети: Согласные.

Учитель: На какие вопросы не можем дать ответ?

(Дети выходят на секрет. Задача ребёнка: Я открою секрет, что обозначают синяя и зелёная фишки)

Учитель: Ребята, мы сегодня поднимемся ещё на одну ступеньку знаний.

— Что нас там ждёт?

— Какой секрет вы откроете для себя?

Об этом вы мне сами расскажете в конце урока.

4. Физкультминутка.

А сейчас мы отправимся на прогулку в лес. Все дружно встали.

Мишка шел, шел  (шагают на месте)

Земляничку нашел  (наклонились вниз)

Сел, поел и дальше пошел (приседания и шагают снова)

5. Создание игровых условий для введения терминов “мягкие” и “твёрдые” согласные звуки и отработки действий различения этих звуков.

Учитель: А сейчас я хочу познакомить вас с двумя добрыми  и волшебниками Страны слов – Тимом и Томом.

(На доске вывешиваются картинки с изображением Тима и Тома.

Вслушайтесь в их имена: Тим – Том.

Кто может сказать, одинаковые или разные первые звуки в этих именах?

Дети: Разные.

Учитель: Назовите первый звук в имени Тим.

Дети: [Т’]

Учитель: Назовите первый звук в имени Том.

Дети: [ Т ]

Учитель: Верно, первые звуки разные, и сами волшебники Тим и Том, хоть они и братья, совсем не похожи друг на друга

Давайте вместе скажем: [ Т’ ], [ Т ].

(Учитель вместе с детьми отчётливопроизносит пару звуков, стараясь выделить разность их звучания)

Как вам кажется, какой звук мягче: [ Т’ ] или [ Т ] ?

Дети: [ Т’ ]

Учитель: [ Т’ ] мягче, и сам Тим такой же мягкий, как первый звук в его имени, и любит всё, что начинается на мягкий согласный звук. Например, ест [Т’] – тефтели, но никогда не пьёт [Т ] – томатный сок, не любит [ М ] – молоко, с удовольствием ест [М’ ] – мёд, рисует только [К’] – кисточкой и никогда не берёт в руки [ К] – карандаш.

Брат Тима, Том, наоборот, очень твёрдый и всегда выбирает то, что начинается с твёрдых согласных : любит [ Т ] – томатный сок и не ест [ Т’] – тефтели, носит [П] – пальто и никогда не надевает [П’ ] – пиджак, не берёт в руки [М’ ] – мяч, но любит пускать [М ] – мыльные пузыри.

Как называются согласные звуки, которые любит Том?

Дети: Твёрдые согласные.

Учитель: Как называются согласные звуки, которые любит Тим?

Дети: Мягкие согласные.

Учитель: Сейчас мы выберем Тима и Тома. Тимом будет тот, чьё имя начинается с мягкого согласного звука. Томом будет тот, чьё имя начинается с твёрдого согласного звука.

Есть такие в классе? Поднимите руки.

(К доске выходят два ученика)

Давайте угостим Тима и Тома. Кто придумает угощение, поднимите руку, но только помните правило: название угощения должно начинаться на согласный звук.

Если угощение будет начинаться с мягкого согласного звука, кто его возьмёт?

Дети: Тим.

Учитель: Тим, когда ты услышишь подходящее для себя угощение, хлопни в ладоши.

Это будет значить, что ты его принял. А ты Том лови угощения, названия которых будут начинаться на твёрдый согласный звук.

(Дети по очереди предлагают Тиму и Тому на выбор свои угощения)

Тим и Том должны различить мягкость и твёрдость звучания первого звука в слове и вовремя хлопнуть.

Если Тим и Том допускают ошибку: выбирают неподходящее для себя угощение, их заменяют другие дети. Желательно, чтобы как можно больше учащихся побывало в роли Тима и Тома. Каждая ошибка обсуждается, класс должен объяснить, почему он не согласен с выбором Тима и Тома.

6. Введение специальных знаков для обозначения мягких и твёрдых согласных звуков.

Учитель: Почему же Тим и Том – добрые волшебники? Оказывается они умеют лечить согласные звуки: возвращать их в слова. Кто сможет вылечить согласные звуки [К] , [П], [Р] , [З] , [ М] : Тим или Том?

Дети: Том.

Учитель: Какие это согласные звуки: мягкие или твёрдые?

Дети: Твёрдые.

Учитель: Правильно. Согласные твёрдые звуки умеет лечить Том, для этого у него есть вот такое лекарство.

(Показать детям синюю фишку)

Я буду называть разные звуки. Как только вы услышите твёрдый согласный звук, поднимите фишку. [Л] , [Л’ ], [С] , [С’] , [Б] , [Б’] , [ З], [ З’].

(Дети на твёрдый согласный звук отвечают показом соответствующей фишки)

Мягкие согласные звуки лечит Тим своим зелёным лекарством. Чтобы звук как следует “смягчился”, Тим прописывает двойную долю лекарства.

(Показать зелёную фишку)

Возьмите зелёные фишки. Как только я назову мягкий согласный звук, поднимите фишку. [Д], [ Д’], [ М], [ М’] , [Г] , [ Г’ ], [Р], [ Р’].

(Дети на мягкий согласный звук отвечают показом соответствующей фишки. Учитель каждый раз оценивает ответы детей)

Откройте буквари на с. 50. Посмотрите на домик Тима и Тома. Почему он выкрашен в жёлтый цвет?

Дети: Тим и Том лечат согласные звуки.

Учитель: Тим и Том не успели раскрасить свои двери – помогите им. Каким цветом нужно раскрасить двери Тима, чтобы все знали, что здесь живёт Тим, который лечит мягкие согласные звуки?

Дети: Зелёным.

(Дети раскрашивают дверь Тима зелёным цветом)

Учитель: Каким цветом раскрасим дверь Тома?

Дети: Синим.

(Дети раскрашивают дверь Тома синим цветом)

7. Замена мягких и твёрдых согласных в слове. Практическое знакомство детей со смыслоразличительной функцией мягкости-твёрдости согласных.

Учитель вызывает к доске двух учеников на роли Тима и Тома и даёт им соответствующие фишки.

Учитель: Слова, потерявшие согласные звуки, идут лечиться к Тиму и Тому. Первым пришло слово ЛУК. Кто хочет быть этим словом?

(К доске выходит ученик на роль слова ЛУК)

Посмотри на эту схему. (На доске схема)

Вот всё, что осталось от твоего слова: первый звук пропал. Прочитай, что получилось.

Ученик: [ УК]

Учитель: Как вернуть первый звук в слово? Перед тобой два волшебника – Тим и Том.

У кого из них нужное для тебя лекарство? К кому ты обратишься за помощью: к Тиму или Тому?

Ученик: К Тому.

Учитель: Будь очень внимателен: если ты примешь не то лекарство, с твоим словом может случиться неожиданное превращение.

(Ученик берёт у Тома фишку-лекарство и вставляет её в схему)

Том, для какого звука ты дал своё лекарство? Назови этот звук.

Том: [Л]

Учитель: Какое слово получилось? Давайте хором прочитаем.

(Весь класс по схеме читает слово ЛУК)

Посмотрим, что бы вышло, если бы вместо лекарства Тома мы стали лечить первый звук лекарством Тима.Тим, дай нам своё “мягкое” лекарство.

(Учитель берёт у Тима его фишку и заменяет фишку Тома в схеме слова ЛУК )

Какой новый звук появился на месте прежнего звука?

Дети: [Л’]

Учитель: Что же теперь случилось со словом ЛУК? Кто догадался, в какое слово оно превратилось?

(Дети прочитывают по схеме новое слово – ЛЮК)

Вот что может случиться со словом, в котором твёрдый согласный звук заменили на мягкий согласный.

(Аналогично проводится работа со словами: МИШКА – МЫШКА)

Слова КОНЬ – СЛОН, ЛОСЬ – ЛЕВ дети лечат самостоятельно, закрашивают пустые окошки в схемах нужным цветом.

А теперь Тим и Том покажут вам своё мастерство: вы увидите, как они умеют превращать слова. Было слово НОС.

(Учитель выкладывает фишками на доске звуковую схему этого слова, а дети в своих тетрадях для печатания. Затем хором прочитывают его по схеме)

Тим взмахнул своей волшебной палочкой – (в это время дети закрыли глаза, а учитель заменил первую фишку в схеме)

и появилось какое-то другое слово. Что изменилось в схеме?

Дети: Первая фишка стала зелёной.

Учитель: Какой звук появился вместо звука [Н] ?

Дети: [Н’]

Учитель: Кто сумеет прочитать новое слово?

Ученик: НЁС.

Точно так же разыгрывается превращение слов МЕЛ – МЕЛЬ, РАД – РЯД.

Это задание не только на чтение слова с заменой звука, но и на внимание: дети сами должны заметить, какой звук в слове изменился – первый или последний.

8. Итоги урока.

Учитель: Ребята, какой секрет вы открыли для себя?

Дети: Мы познакомились с Тимом и Томом.

— Научились лечить согласные звуки.

— Узнали, что Тим лечит согласные мягкие.

— А Том лечит согласные твёрдые.

Обобщая ответы детей учитель делает вывод: На этом уроке вы поднялись на последнюю ступеньку в Звуковой области Страны слов. Вы узнали, что согласные звуки бывают “ мягкие” и “ твёрдые”, научились находить их в словах и отличать друг от друга.

Вы все сегодня на уроке работали хорошо. Молодцы, ребята! Спасибо за урок!

 

 

 

 

 

 

 

Как определить мягкость согласных. Конспект занятия по обучению грамоте «Твёрдые и мягкие согласные. Условное обозначение мягких согласных

Наталия Чернышова
Конспект занятия по обучению грамоте «Твёрдые и мягкие согласные. Условное обозначение мягких согласных.»

ЗАНЯТИЕ №12 .

Тема. Твёрдые и мягкие согласные . Условное обозначение мягких согласных .

Цель : дать понятие о мягких и твёрдых согласных , учить различать их на слух и по артикуляции, познакомить с условным обозначением мягких и твёрдых согласных ; развивать фонематический слух; совершенствовать артикуляционный аппарат; расширять знание детей о значениях слов.

Развивать умение слышать и слушать произносимые слова.

Оборудование : предметные картинки, игрушки, карточки – схемы, мячик.

Дружно улыбнемся,

За руки возьмемся.

Друг другу руки мы протянем,

Тепло сердец своих подарим.

1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

1. Беседа.

Из чего состоят слова? (Слова состоят из звуков.)

На какие группы делятся звуки? (Звуки делятся на гласные и согласные .)

Какие звуки мы называем гласными?

Вспомни, чем гласные отличаются от согласных ? (ГЛАСНЫЕ МОЖНО ПЕТЬ, ПРИ ПРОИЗНЕСЕНИИ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ ВОЗДУХ ЧЕРЕЗ РОТ ПРОХОДИТ СВОБОДНО НЕ ВСТРЕЧАЯ ПРЕГРАДУ НА СВОЁМ ПУТИ — ЗУБКИ И ЯЗЫЧОК НЕ МЕШАЮТ ПРОХОДИТЬ ВОЗДУХУ).

Как на схеме обозначаются гласные звуки ? (кружочком)

Назовите их. (А, У, О, Э, Ы, И – в русском языке их шесть) .

Посмотрите в зеркало на свой ротик. Как проходит воздух, когда вы произносите гласные звуки?

Чем согласные звуки отличаются от гласных? (ПРИ ПРОИЗНЕСЕНИИ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ СТРУЯ ВОЗДУХА ВСТРЕЧАЕТ ПРЕГРАДУ – МЕШАЮТ ЗУБКИ И ЯЗЫЧОК. )

Расскажите стихи о гласных и согласных звуках .

— Какие это звуки : [с], [р], [в ], [ д]? Докажите, что они согласные .

Какие звуки на схеме обозначаются чёрточкой ? (СОГЛАСНЫЕ )

2. Работа с наглядностью.

Рассмотрите картинки. Найдите картинки, в названии которых первые звуки одинаковые.

3. Проверка выполнения задания.

Мишутка и Буратино тоже выполняли это задание. Они соединили самолёт и слона. Согласны ? Почему?

Потом они соединили зайца и зебру. Рака и ракету. Кота и кита. Вы согласны , что слова кот и кит начинаются с одного и того же звука?

Произнесите первый звук в слове кот ([к]) . Понаблюдайте за вашим язычком.

Теперь произнесите первый звук в слове кит. Что вы заметили?

2. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ ЗАНЯТИЯ

Сегодня мы научимся определять твёрдость и мягкость согласных звуков , будем учиться их различать. Познакомимся с новыми обозначениями звуков .

3. ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Сообщение учителя.

В нашей речи согласные имеют пары по твёрдости – мягкости . Это помогает нам различать слова. Произнеси согласный звук к и кь . Посмотри в зеркало на свой рот и сравни одинаково ли создаётся преграда в твоём ротике при произношении этих звуков? (ЧЁТКО ПРОАРТИКУЛИРОВАВ И ПРОИЗНЕСЯ ЗВУКИ к И кь ДЕТИ ОЩУЩАЮТ, ЧТО ПО СИЛЕ, И ПО ПЛОЩАДИ СМЫКАНИЯ ПРЕГРАДА СИЛЬНЕЕ ПРИ ПРОИЗНЕСЕНИИ МЯГКОГО ЗВУКА .)

Преграда как бы удваивается, когда произносим мягкий согласный . Поэтому будем обозначать мягкие согласные звуки не одной чёрточкой, как твёрдые , а двумя. Таким знаком будем обозначать мягкие согласные звуки

2. Игра «Озорники» .

Чтобы услышать, как меняется значение слова, если путать мягкие и твёрдые согласные , мы сыграем с вами в игру. Я буду произносить предложение, а вы – находить звук – озорник.

Корабль сел на мел.

В каком слове спрятался звук – озорник? Исправьте ошибку. Что такое мель?

(Мель – неглубокое место в реке, озере, море.)

Девочка поставила веник в уголь.

Исправьте ошибку.

Хорь пел весело и звонко.

Кто такой хорь?

(Хорь – хорёк, хищный зверёк с ценным мехом.)

3. Работа с наглядностью.

Рассмотрите рисунки, что вы видите на рисунке слева? (Лук. Люк)

Составим звуковую модель слова лук.

А теперь звуковую модель слова люк.

Сравните наши модели. Что заметили?

Для того чтобы на письме различить твёрдые и мягкие звуки , мы будем мягкие согласные обозначать двумя чёрточками .

4. Физкультминутка «Давай с тобой попрыгаем» .

Давай с тобой попрыгаем,

Попрыгаем, попрыгаем,

И ножками подрыгаем,

подрыгаем, подрыгаем,

В ладоши мы похлопаем,

Похлопаем, похлопаем,

И ножками, потопаем,

Потопаем, потопаем.

4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ ЗНАНИЙ ДЕТЬМИ

1. Работа с наглядностью.

Рассмотрите рисунок. Что вы видите?

Слева и справа изображены звуковые модели слов. (коса – коса)

Слова звучат одинаково : коса.

А что они значат?

2. Игра «Поймай звук» .

Я называю слова, вы их проговариваете и обратите на первый звук в слове. Если он твёрдый , разведите руки. Если мягкий , хлопните в ладоши.

Кот, ток, кит, лак, лук, зуб, жук, лев, мяч, дом, таз, люк…

Продолжим игру. Но теперь обратите внимание на последний звук.

Дым, лось, соль, сок, лес, рысь, гусь, цепь, мак…

3. Физкультминутка «Сова» .

По команде «день» дети приседают –совы днём спят, по команде «ночь» дети встают и машут руками –совы вылетают на охоту.

6 .ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

1. Игра «Волшебники» .

Я бросаю мяч и называю согласный звук . Ребёнок должен поймав мяч, назвать его пару по твёрдости – мягкости .

(Не называть звуки [ ж], [ш], [ц], [й], [ч],[щ]) .

2. Игра «Ремонт слов» .

Попробуйте починить слова :

Рэпка, тярелка, свэт, лямпочка, буквар, утуг, футболь …

3. Беседа.

Что вы знаете о звуках?

Влияет ли на смысл слова замена твёрдых согласных на мягкие и наоборот ?

7. Итог занятия

Что нового вы узнали на занятии ?

Чему научились?

Расскажите домашним, чему вы научились в школе. Сыграйте с родителями в игры, в которые играли мы на занятии .

Воспитатель : Я каждого из вас я хочу поблагодарить за хорошую работу на занятии .

Спасибо (имя ребенка) за то, что ты был внимательным, погладь себя по голове. Спасибо (имя ребенка) за то, что старался и улыбался как солнышко. Спасибо (имя ребенка) за то, что был такой умница. Спасибо (имя ребенка, что любишь играть. И. т. д.

Воспитатель : А теперь попрощаемся с вами.

«До свидания, до свидания.

Приходите к нам ещё.

Мы вас любим горячо».

Твердые и мягкие согласные различаются особенностями артикуляции, а именно положением языка: при образовании мягких согласных все тело языка сдвигается вперед, а средняя часть спинки языка приподнимается к твердому нёбу, при образовании твердых согласных тело языка сдвигается назад.
Согласные образуют 15 пар, противопоставленных по твердости / мягкости: [б] – [б’], [в] – [в’], [г] – [г’], [д] – [д’], [з] – [з’], [к] – [к’], [л] – [л’], [м] – [м’], [н] – [н’], [п] – [п’], [р] – [р’], [с] – [с’], [т] – [т’], [ф] – [ф’], [х] – [х’].
К твердым непарным относят согласные [ц] , [ш] , [ж] , а к мягким непарным – согласные [ч’], [щ’], [й’] (непарным мягким является также звук [ж’], встречающийся в некоторых словах в речи отдельных носителей языка) .
Согласные [ш] и [щ’] (а также [ж] и [ж’]) пар не образуют, так как отличаются не только твердостью / мягкостью, но и краткостью / долготой.
В отличие от глухости / звонкости, твердость / мягкость парных согласных обозначается не при помощи согласных букв, а иными средствами.
Мягкость согласных обозначается следующим образом.
Для парных по твердости / мягкости согласных мягкость обозначается:
1) буквами я, е, ё, ю, и: мал – мял, мол – мёл, пэр – перо, буря – бюро, мыло – мило (перед е в заимствовании согласный может быть твердым: пюре) ;
2) мягким знаком – в конце слова (конь) , в середине слова у [л’] перед любым согласным (полька) , после мягкого согласного, стоящего перед твердым (весьма, раньше) , и у мягкого согласного, стоящего перед мягкими [г’], [к’], [б’], [м’], являющимися результатом изменения соответствующих твердых (серьги – ср. серьга) – см. сильные по твердости / мягкости позиции.
В остальных случаях мягкий знак в середине слова для обозначения мягкости парных согласных не пишется (мостик, песня, разве) , потому что позиционная мягкость, как и другие позиционные изменения звуков, на письме не отражается.
Для непарных согласных нет необходимости в дополнительном обозначении мягкости, поэтому возможны графические правила «ча, ща пиши с а» .
Твердость парных согласных обозначается отсутствием мягкого знака в сильных позициях (кон, банка) , написанием после согласного букв а, о, у, ы, э (мал, мол, мул, мыл, пэр) ; в некоторых заимствованиях твердый согласный произносится и перед е (фонетика) .
Твердость непарных твердых согласных, как и непарных мягких, дополнительного обозначения не требует, поэтому возможно существование графического правила о написании жи и ши, орфографических привил о написании и и ы после ц (цирк и цыган) , о и ё после ж и ш (шорох и шёпот) .
Твердый знак выполняет в русском языке разделительную функцию – указывает, что после согласного йотированная гласная буква обозначает не мягкость согласного, а два звука: я – [й’а] , е – [й’э] , ё – [й’о] , ю – [й’у] (объять [абй’а́т’], съест [сй’эст] , съёмка [сй’о́мка]) .
Функции мягкого знака сложнее. Он имеет в русском языке три функции – разделительную, функцию обозначения самостоятельной мягкости парных согласных, грамматическую функцию:
1. Мягкий знак может выполнять аналогичную разделительную функцию перед я, ю, е, ё, и внутри слова не после приставки (вьюга, соловьиный) и в некоторых иноязычных словах перед о: (бульон, компаньон) .
2. Мягкий знак может служить для обозначения самостоятельной мягкости парного согласного на конце слова и в середине слова перед согласным (см. выше) : конь, банька.
3. Мягкий знак после непарного по твердости / мягкости согласного может выполнять грамматическую функцию – пишется по традиции в определенных грамматических формах, не неся никакой фонетической нагрузки (ср. : ключ – ночь, учится – учиться) . При этом мягкий знак не обозначает мягкости не только у непарных твердых, но и у непарных мягких согласных

И всё-таки я глубоко убеждена, что русский язык — слишком живое творение человека, формировавшееся столь долго и замысловато, чтобы так поверхностно к нему относиться.

Хотя и практичного подхода к изучению грамоты не заменить. Моих детей часто выручала простая тетрадка в клетку, куда я вклеиваю собранные из разных источников правила, понятные, наглядные.

И всё же попытаться почувствовать язык стоит даже рьяному врагу лириков.

Мы уже говорили о том, что грамота сродни таланту музыканта или художника. Есть те, кто чувствует язык и, не зная правил, пишет грамотно. И наоборот — знающие теорию, но не способные её применить. Чего не хватает последним? Чутья.

У деток такое чутьё априори спит. Слишком уж предметное у них мышление на данном жизненном этапе. Они не обращают внимания на такие вещи. Букву ведь не пнуть, как мячик, не попробовать на вкус, как конфетку. Изучать звуковой анализ не так захватывающе, как ковырять дырку в носке.

Но акцентировать их внимание на родном языке можно, и это не скучно. Понемногу, но это даст шанс пробудить в ребёнке «нюх» к языку, что в жизни не бывает лишним.

Разбирая правила русского языка, очень важно задействовать слух, чтобы не просто слышать свой голос, а прислушиваться к нему.

К сожалению, в школе это невозможно. И тем не менее, только слушая и слыша, можно заметить, что речь сама подсказывает нам, как правильно писать. Одна маленькая девочка сказала мне: «Я не буду вписывать в это слово букву „И“, она здесь некрасиво звучит. Здесь должна быть „Е“. Она сюда напрашивается!»

Так вот, прежде чем приступить к сложному звуковому анализу (а с ним первоклашки сталкиваются уже в сентябре), хорошо бы поиграть с ребёнком. Классическая игра «в города», весёлая игра в «образуй одно животное из названий двух животных». Можно придумывать слова с определённым слогом в слове.

Подойдут абсолютно любые устные игры с языком. Пусть пять минут перед сном или по дороге в садик. Это даже хорошо, если ребёнок при этом будет чем-то параллельно занят. Мы же не замираем как истуканы, когда ведём беседу. Думать на ходу — полезное умение.

Игр на бумаге тоже много. Самые известные — образование множества слов из одного, игра по принципу «Поля Чудес». Дети во все времена любили такие игры.

Потом уже можно познакомить малыша с теорией, с наличием мягких и твёрдых, глухих и звонких звуков. Буквы для ребёнка, несмотря на то что дошколёнок уже знаком с ними, всё равно что для нас азбука обитателей Альфа Центавры. Задача — сделать их более понятными для него.

Чтобы дело пошло в гору, я придумала стишок, который можно распечатать, приправив картинками из общего доступа:

Буквы бывают разные

Буквы бывают поющие — гласные .
Буквы бывают со всеми согласные !
Звук у согласных глухой или звонкий ,
Могут звучать они мягко и твёрдо .

Лишь два молчуна: твёрдый знак, мягкий знак
Не могут звучать никогда и никак.
Ирина Литновская, личный архив

Необязательно воспроизводить стишок в точности, пусть малыш своими словами перескажет его. Важно правильно отразить суть. Пусть лучше додумается, а не вспомнит.

Изучая мягкость и твёрдость, не заставляйте малыша зубрить правила из учебника, где говорится, что буквы «Е», «Ё», «Ю», «Я», «И» всегда смягчают впереди стоящую согласную. Например, в слове «купЕ» «Е» ничего не смягчает, и я назову ещё с десяток слов, чтобы доказать вам, что это правило из школьного учебника — чушь. Не говоря уже о смягчении несмягчаемых.

Поиграйте с малышом сперва в слоги, а затем в слова.

Выбирайте слоги с одинаковой согласной, проговорите их:

ЛА ЛИ ЛЕ ЛУ ЛЫ
Постройте противоположности:
ЛЫ-ЛИ
ЛУ-ЛЮ

…и так далее.

Пусть малыш на слух найдёт мягкие и твёрдые. Переходя к словам, не стоит бояться играть с языком:

— В слове «мама» первый слог твёрдый или мягкий?
— Мягкий.
— Тогда зови меня «мяма»!

Это полезно и весело. Но здесь, в отличие от игр в слова, нужна концентрация на том, что ты делаешь. Распознавать звуки и одновременно выковыривать червяка из лужи не получится.

Стоит избегать примеров со всегда мягкими и всегда твёрдыми. Лучше обратиться к ним попозже, когда малыш начнёт улавливать хотя бы те буквы, чей звук меняется.

Что касается всегда мягких и твёрдых, их и взрослому бы запомнить! Я сама какое-то время причисляла «Ф» к буквам, что всегда звучат твёрдо…

Поэтому я придумала две фразы, которые помогут догадаться, что к чему. Слова во фразе можно переставлять местами, необязательно их заучивать. Вы можете придумать свои варианты таких фраз. Главное, чтобы они несли смысловую нагрузку, понятную малышу.

У Ц ыплёнка Ж ёлтая Ш убка.

Правило : «Ц», «Ж», «Ш» всегда звучат твёрдо.

Очень Ч асто Щ иплет Й од.

Правило : «Ч», «Щ», «Й» всегда звучат мягко.

Интересно, почему так и тянет написать «ЖИ» и «ШИ» с «Ы»? Может быть, потому что Ж и Ш настолько тверды, что превращают И в Ы? Похожим, но смягчающим свойством, обладают Ч и Щ в традиционных «ЧУ» / «ЩУ» и «ЧА» / «ЩА». В любом случае, история правописания этих слогов древняя и запутанная.

Как определить мягкость и твердость согласных. Слова, в которых все согласные сплошные

Все мы хотим, чтобы наши дети писали красиво и грамотно. Умение писать без ошибок по-русски дается непросто даже носителям языка. Такой навык как бы подтверждает знания и образование человека, и приобретается он в школе. Каждый год родители будущих первоклассников с тревогой ждут начала учебного года и переживают за готовность своего малыша к новой школьной жизни.

Впереди столько новых знаний и задач! И каким бы замечательным и опытным ни был педагог, ребенку часто требуется помощь родителей. Например, первоклассник подойдет к маме с просьбой назвать слова, в которых все согласные твердые, а вам придется вспомнить все, что вы помните из школы. Не всегда так сразу и вспоминаешь, чему когда-то учился в начальной школе.


В помощь родителям первоклассников эта статья, где мы запомним и систематизируем то, что первокласснику предстоит выучить и прочно усвоить о согласных и гласных в словах. Эта тема очень важна для последующего овладения детьми грамматикой, фонетикой русского языка, без этого грамотного письма в дальнейшем добиться не удастся.

  • Одним из важных базовых навыков, определяющих впоследствии грамотность ребенка, его успешность в овладении русским языком, является умение слышать и понимать его звуки. Здесь родители должны четко донести до своих детей разницу между понятиями «буква» и «звук», научить отличать одно от другого.
  • Не секрет, что иногда сами взрослые считают возможным замену одного слова другим в разговоре с ребенком, что взрослых не смущает, а малыша смущает. Он должен твердо помнить, что звук – это то, что слышно, а буква – то, что написано, и не всегда они совпадают.
  • Следующее, что предстоит усвоить юному школьнику, это то, из каких звуковых кирпичиков состоят слова и как они передаются при письме.
    Этому учат детей в 1 классе. Учащийся узнает, что русский язык делит эти звучащие кирпичики речи на 2 большие группы – гласные и согласные.

Ребенок выучит гласные просто: их можно петь или кричать. Но согласная не так проста! Часто похожие, но разные согласные на письме обозначаются одной и той же буквой, и нужно научиться различать их по определенным признакам.

По своему звучанию согласные бывают твердыми и мягкими, звонкими и глухими. Глухими согласными называются те, которые образуются, когда на выдохе воздух встречает препятствие в виде языка, губ или зубов. Звонкими будут те, где голос присоединяется к нему.

В этой таблице ниже представлены согласные звуки этих двух групп. .

Дети довольно быстро учатся различать глухие и звонкие согласные. Но как определить, твердые или мягкие согласные в слове, может быть более сложным для изучения.
Между тем, ребенку необходимо чувствовать все согласные в слове, это определяет в последующем грамотное письмо. Важно, что он так же, как и звонкие/глухие, четко различает встречающиеся ему твердые или мягкие звуки.

О твердых и мягких согласных

Чтобы первоклассник научился различать, какие согласные звуки по твердости и мягкости обозначают буквы в слоге, обращаем его внимание на то, что мягкость или твердость согласных определяет гласные позади них.

  • Когда мы видим или слышим гласные а, у, е, о, с после согласных звуков, значит это слова с твердыми согласными;
  • Когда за согласными следуют е, е, ю и, и, то они мягкие.

Лучше всего подкрепить понимание этого правила примерами. Для этого берутся пары слов, где слоги с твердыми и мягкими согласными находятся в одной позиции, что помогает детям лучше понять разницу в их произношении и запомнить это правило.

Таблица с примерами написания звуков в мягком и твердом употреблении:

В сочетании двух согласных подряд первый будет твердым, даже когда за ним стоит второй мягкий. Например, на камчатке звук М твердый, а Н мягкий, но бывает, что за согласной нет гласной, и приходится произносить сочетание из двух (а то и трех) согласных.

Тогда вам необходимо знать следующее правило :

  1. Большинство звуков имеют 2 варианта произношения — твердое или мягкое, в зависимости от следующих за ними гласных. Они называются парными согласными. Но в русском языке есть согласные, не имеющие пары, они всегда твердые или всегда мягкие.
  2. С и шипящие Ж, Ш всегда сплошные. Все эти согласные твердые;
  3. Среди единственных мягких согласных звук д и шипящие Ч, Щ. Если за этими мягкими согласными следуют твердые гласные (а, о, у и т. д.), они все равно остаются мягкими.

Как на письме обозначается твердость/мягкость

Специальных знаков для передачи на письме того, как та или иная буква звучит твердо или мягко, не существует. Мягкость согласных передается только при транскрибировании со специальным апострофом. Твердость никак не указывается. При этом научиться распознавать, какие именно согласные буквы обозначают буквы в слогах, несложно, достаточно запомнить эти правила.

Звучание мягких и твердых согласных на письме обозначают двумя способами :

  • С помощью гласных, следующих за согласной. Мягкость обозначается буквами е, е, ю, я, я, следующими за согласной, а остальные — твердость;
  • Во втором случае функцию обозначения твердости/мягкости выполняет мягкий и твердый знак.

Обобщить

Согласные звуки в русском языке делятся на несколько больших групп — звонкие/глухие и мягкие/твердые. В обеих этих группах есть звуки, имеющие согласную пару, и те, которые неизменны. Поэтому в каждой из этих больших групп различают также парные и непарные согласные.

Пара

Перед A, O, U, Y, E

Твердый Мягкий
бук б б ‘ запустить
вал против против храм
год Г Г’ направляющая
Дом д д’ день
Холл с г ‘ земля
кора К кит
металлолом л л Фокс
мак м м ‘ мера
нос п и нес
парк Р П’ праздник
рубль Р Р’ рис
сом С С’ сено
тон Т Т’ тень
фон ф е фен
халва х Х’ халва

Непарный

Л, М, Н, П, Ж

Звонкий

Х, Ц, Ч, Щ

Закрепляем играя

Чтобы дети лучше запоминали и слышали разницу звуков в языке, необходимо закрепить изученное в школе играми.

  1. Напишите три слова … Играющие по очереди пишут друг другу слово, к которому нужно добавить еще два, где есть согласные, парные к данному. Например, кора – гора – вес;
  2. Или ведущий дает задание : написать три слова, где все согласные однотипные;
  3. Поймай! Ведущий произносит слово или слог и бросает мяч детям. При этом он заранее оговаривает, на каких условиях ловить, а на каких нет. Например, звонкие улавливаем, а глухие нет. Жесткое ловим, мягкое — нет.
  4. Подпевайте! Ведущий пропевает мягкие слоги, а дети отвечают наоборот. Например: ля-ля-ля в ответ на ля-ля-ля, ха-ха-ха — хи-хи-хи и т. д.;
  5. Составить список … Здесь ребенку дается задание составить список блюд к празднику, или вещей в поездку, где все согласные в словах мягкие, или наоборот;
  6. Звуковая зарядка … У каждого звука свое движение. Слово с глухим звуком — поднимаем руки, звонкие — прыгаем и т. д.

По такому принципу можно придумывать новые игры или адаптировать уже известные. Это позволяет детям проявить собственное творчество и понимание прошлого.

ТВЕРДЫЕ И МЯГКИЕ СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ЗВУКИ 1 КЛАСС: ТАБЛИЦА, ПРАВИЛО Данная информация будет полезна для родителей, так как дает возможность объяснить первокласснику, как различать согласные звуки между собой, что они собой представляют, а также благодаря какими приемами можно легко запомнить правила русского языка… Содержание 1. Как научиться различать твердые и мягкие звуки 2. Как обозначаются на письме твердые и мягкие звуки 3. Какие звуки всегда твердые, а какие мягкие 4. Понятие о звонких и глухих звуках 5. Таблица твердых и мягких звуков 6. Развивающие игры для закрепления материала 7. Вместо заключения Как научиться различать твердые и мягкие звуки Русский язык – один из самых сложных языков. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваш ребенок умел правильно писать и излагать свои мысли, вам необходимо тщательно готовить домашнее задание и выполнять требования учителя. А изучение языка начинается с малого — со звуков. Это гласные и согласные, звонкие и глухие, мягкие и твердые. Детям будет очень сложно сразу разобраться во всем этом многообразии, поэтому лучше начинать с малого. Сначала ребенок учится понимать, как буквы делятся на гласные и согласные. Что такое звуки и что такое буквы. Когда этот материал уже освоен, можно приступать к навыку различения мягких звуков от твердых. Необходимо понимать, что ребенка нужно учить различать и слышать твердые и мягкие звуки по разным признакам. Важно, чтобы ребенок научился слышать согласные и понимать, почему они твердые или мягкие. Просто зазубрить, твердый или мягкий звук обозначает согласную, не получится, так как в разных употреблениях одна и та же буква может быть и твердой, и мягкой (кроме исключений). В первую очередь обратите внимание на случай, когда за согласной буквой следует гласная. Здесь достаточно легко определить твердый согласный звук или мягкий. Необходимо помнить, что после твердых согласных всегда идут гласные: а; О; у; е; с. Если после согласного стоят: и ; е; Ю; Я; э, то эти согласные мягкие. Для того, чтобы материал хорошо усваивался, обязательно нужно закреплять знания практическими упражнениями. Для начала выбирайте самые простые слова… Такие, как «мама» или «папа». Согласный звук твердый, так как после него произносится гласный звук «а», но, в словах «няня» или «тетя» согласные будут мягкими, так как после него стоят буквы «я» и «е». , придающие согласным мягкость . Запомнив это простое правило, дети уже не испытывают затруднений в определении твердости и мягкости отдельных согласных, если после них стоит гласная. Но что делать, если после согласного, вызвавшего сомнение, в слове снова стоит согласная? Ребенок должен усвоить, что в этом случае согласная будет твердой. Всегда мягкие звуки остаются вне правила. Например, слово «карандаш». После «н» идет «д» и ребенок понимает, что согласная «н» обозначает твердый звук, потому что после нее идет согласный звук. Но в слове «парча» буква «ч» еще мягкая. При объяснении этих правил очень важно не торопиться, а следить за реакцией ребенка, и давать новые правила только после полного усвоения старых и не затруднять их использование. Иногда для первоклассников подходит такое разделение твердых и мягких звуков. Если при произнесении слова или слога уголки рта расходятся в улыбку (т.е. одна из гласных И, е, е, ю, ю следует за согласной), то этот согласный звук мягкий. Попробуйте сказать ня, нё, не, ню, ни. Иначе обстоит дело с твердыми словами или слогами (т. е. одна из гласных а, о, е, у, с следует за согласной). При их произнесении смайлов не получится. Попробуйте произнести на, но, на, ну, нас. В результате всех этих действий ребенку можно объяснить, что если звук веселый, то он мягкий, если не веселый, то жесткий. Как обозначаются твердые и мягкие звуки на письме На письме твердость и мягкость согласных указывают только при написании транскрипции. Апостроф «» используется для обозначения мягкого звука. Твердые звуки не различаются никакими знаками на письме. Ниже представлена ​​пояснительная таблица, из которой наглядно видно, что один и тот же звук может быть как твердым, так и мягким, в зависимости от того, какая гласная следует за ним. Таблица с примерами написания звуков в мягком и твердом употреблении: баран [б] [б`] льняной ворох [в] [в`] вязовый горб [г] [г`] вес дом [д] [д`] дядя золотой [с] [з`] земляной кот [к] [к`] кит лыжи [л] [л`] лимонный мусор [м] [м`]мяч нора [н] [н`] Нюра паула [н] [н `] поющий робот [p] [p`] речное солнце [s] [s`] тон семени [t] [t`] фурор короны [f] [f`] финальный хомяк [x] [x`] хижина Вы можете видеть, что согласные образуются по парам твердость-мягкость: [в] — [в`]; [к] — [к`] и т. д. На письме и твердые, и мягкие звуки обозначаются одной и той же буквой, но произносятся по-разному. С помощью такой таблицы дети легче понимают твердость и мягкость согласных, помня при этом, что знак «б» всегда делает согласную мягкой, а знак «б» всегда делает согласную, за которой она стоит. Какие звуки всегда твердые, а какие мягкие Важно отметить, что буквы «ж»; «В»; «С» — только твердые, какая бы гласная за ней не стояла, но «у»; «ЧАС»; «У» — мягкая на той же основе. Вы можете сделать ребенку такую ​​памятку, которую он будет носить в тетрадке: «Щ»; «Ы» сидят здесь на подушках, поэтому они всегда мягкие. Ребенок запомнит эту ассоциацию и всегда будет четко называть эти звуки мягкими. Если у ребенка не получается запомнить, какие буквы всегда твердые, а какие мягкие, можно воспользоваться следующей хитростью. Сшейте 3 подушечки поролоном и нарисуйте на них буквы «ч»; «Щ»; «Д», а из плотного картона вырежьте таблички с буквами «г»; «В»; «С». Разместите эти предметы на видном месте, например, на столе. Постепенно у ребенка сформируется ассоциация твердых и мягких букв. Можно также вклеить в тетрадь для письма такое напоминание: пишем «жи» и «ши» с буквой «и». Объясните ребенку, как обстоят дела с другими гласными и твердыми согласными. Выпишите слова-исключения в столбик. Понятие о звонких и глухих звуках В русской речи, кроме твердости и мягкости, различают звонкие и глухие звуки. Фонетика дает четкое представление о том, звонким или глухим будет согласный звук. Звонкие звуки производятся речью, когда воздух с шумом преодолевает препятствие во рту и вибрируют связки. Звонкие звуки [б] [г] [в] [з] [ж] [л] [д] [м] [у] [н] Глухие звуки [к] [х] [н] [в] [в] [ ч] [т] [ш] [ф] [ш] Глухие согласные произносятся исключительно с помощью шума, голос здесь не задействован, а голосовые связки находятся в расслабленном состоянии. Во многих школах учителя и дети заучивают наизусть следующую фразу: «Хочешь щетку?» — «Фи!» Вот согласные, которые в русском языке глухие. Чтобы запомнить и отличить звонкие согласные от глухих, разделим их на пары. Их 11, если учитывать мягкие согласные (исключение [ш] — [ш]) [б] — [н]; [в] — [ж]; [г] — [к]; [д] — [т]; [ч] — [с]. Итак, мы выяснили, что в алфавите буквы дают несколько звуков. Это зависит от положения буквы в слове. В конце слога звонкий звук глухой, то же бывает, если буква стоит перед глухим согласным, например «голубь». На письме употребляем звонкий согласный, но говорим «тупой». Таблица твердых и мягких звуков Чтобы еще раз закрепить понятие о твердых и мягких согласных, следует различать расположение языка при произношении. При произнесении мягкого звука язык выдвигается вперед, серединой поднимаясь к небу. При произнесении твердых согласных язык не выдвигается вперед. Для систематизации знаний о твердых и мягких звуках составим таблицу: Твердые и мягкие согласные Твёрдые перед гласными: а, о, у, э, с. в конце слова перед другим согласным: ловушка, стакан. ш, с, ш. Мягкий после согласного стоит мягкий знак: соль, бобы, зверь. перед гласными: е, е, я, ю, я. й, ч, сч. Развивающие игры для закрепления материала Первоклассники хоть и уже школьники, но еще маленькие, и отказываться от учебы в игровой форме не стоит. Поэтому предлагаем несколько развивающих заданий, благодаря которым детям будет легче усвоить новый материал. Угадайте. Пишем таблички с транскрипцией слов. Задача ребенка назвать слово и назвать мягкие звуки. Таблички лучше сделать яркими и большими, тогда детям будет интереснее на них реагировать. Для начала игры подбираются легкие слова: [м’эль]; [мыло]; [поклон]; [ВОЗ]. А в конце можно усложнить задание и дать следующие слова: [белка]; [лыжи]; [кл’он]. Играя, ребенок зрительно запоминает обозначение мягких согласных и получает практические навыки использования знаний при письме. Выбирайте сложные! Игра похожа на «съедобно — не съедобно». Чтобы игра заинтересовала внимание детей, используется мяч. Воспитатель выстраивает детей в круг и произносит слог, если согласный твердый – ребенок ловит мяч, а если мягкий – нет. После того, как ребенок поймал мяч, он должен самостоятельно придумать новый слог и бросить мяч другому игроку. Игра позволяет детям быстро различать твердость и мягкость согласных. Найдите пару. Детям даются слова с употреблением первой согласной в твердой форме, и ребенок должен придумать слово, в котором первая согласная будет мягкой. Например, выдаются слова: рад, лак, мыло, телега. И дети должны выбрать: грести, штриховать, мелить, гнать (если дети придумывают другие слова, но в правильном мягком употреблении согласного, это надо засчитывать как правильный ответ). Если ребенок придумывает несколько слов, нужно его похвалить. Эта игра развивает воображение ребенка и расширяет его словарный запас, когда дети делятся написанными словами. Физическая культура. Учитель произносит слова, начинающиеся с согласных. Если первый согласный твердый, дети должны присесть, а если слово начинается с мягкого согласного, то дети выпрыгивают и поднимают руки вверх. Эта игра всегда с радостью воспринимается детьми. Потому что, посидев в классе, это позволяет им разогреться. А еще развивает реакцию и способность внимательно воспринимать информацию. Давайте петь, друзья! Воспитатель напевает любую известную мелодию, используя слоги с твердыми согласными (например, мелодию «В лесу родилась елочка»). А дети должны в ответ напевать тот же согласный, только в мягком употреблении. Воспитатель: Па-па-па… Дети: Пи-пи… У: Хо-хо-хо… Д: Хи-хи-хи… и т.д. Игра не только быстро учит различать твердость и мягкость согласных, но и позволяет детям проявить свои творческие способности. При занятиях очень важно уделять больше внимания проведению занятий в игровой форме. В процессе игры ребенок лучше усваивает и запоминает информацию, которую стараются донести до него взрослые. Чем интереснее игра, тем лучше запомнится урок. Если детям давать только сухие правила и упражнения, они быстро теряют интерес к процессу обучения, не будут вникать в суть правил.

Несомненно, когда родители отдают маленького ребенка учиться в первый класс, у малыша могут возникнуть новые и непредвиденные трудности. Большую часть своих знаний он получает от своего учителя, но не все может усвоиться и навсегда остаться в его голове. Проблема может заключаться в том, что ребенок еще слишком мал, чтобы успевать «схватывать» все сразу.

Такие барьеры можно давать по многим предметам и темам. И нет, это не только точные науки, такие как математика и природоведение. Русский язык также может быть непосильным для многих детей, потому что это один из самых сложных языков в мире!

Как известно, все большое начинается с малого, а русский язык, как правило, начинают изучать с детьми со звуков, которые в свою очередь подразделяются на мягкие согласные или твердые, ударные и безударные согласные. Эта тема включает в себя множество аспектов, изучение которых крайне необходимо для того, чтобы каждый ребенок мог в совершенстве знать азы русского языка.


Прежде всего, для того, чтобы школьник начал изучать звуки и их характеристики, необходимо ознакомиться с буквами, которые по-своему делятся на согласные и гласные. Также нужно знать, что в алфавите целых 33 буквы, из которых согласных звуков в русском языке всего 21, которые при произношении могут давать 36 различных звукопроизношений.

Согласные всегда классифицируются. Есть согласные твердые и мягкие, глухие или звонкие, звонкие и шумные, парные и непарные. При этом глухие и звонкие согласные определяемого слова зависят от произношения. Они состоят из шума и голоса. Так, глухие звуки образуются с помощью шума и дают только глухоту, а вторые отличаются предъявлением звонкости за счет голоса.


Гласных звуков меньше, их всего 10 в алфавите, дающих всего шесть звуков. Также они могут быть ударными и безударными. Когда будущий первоклассник уже хорошо прочитал и усвоил этот материал, переходим к повышению того навыка, когда учащийся мог легко отличать мягкий согласный звук от твердого.

При этом нужно научиться различать с помощью разных знаков, ведь просто заучивание не всегда помогает. Бывают случаи, когда согласный звук в слове может звучать и мягко, и твердо, и бывают исключения. Теперь начинаем изучать правила.

Перед какой гласной?


Какие гласные дают мягкость, а какие твердость? Попробуем разобраться. Первое правило звучит так: «В том случае, когда после согласной буквы стоит одна из следующих гласных букв – а, о, у, э, с – то звук всегда будет твердым. А «е, ю, и, е» всегда делают согласные мягкими. В результате последние все согласные отдаются мягким словам… Возьмем для примера слово «мама».

После согласного «м» идет гласный «а», который делает звук твердым, а в слове «дядя» звуки «я — я» придают мягкость согласному «д». Если дети усвоят это простое правило и научатся им пользоваться, то последующее определение мягкости или твердости звука не составит для них труда.

Чтобы еще лучше закрепить материал «Твердые и мягкие согласные», дайте детям аналогичные упражнения, указывающие на закрепление этих правил. Советуем начать с самых простых слов.

Две согласные подряд

В случае с последующими согласными мы разобрались без труда, а что делать, когда подряд стоят два согласных и как определить характеристики звука в этом случае? Здесь действует другое правило. Такие случаи всегда означают, что согласная всегда будет твердой. В этом правиле не фигурируют только мягкие согласные.

  • Возьмем, к примеру, слово «ручка». После «ч» следует звук «к», причем ребенок должен понимать, что «ч» автоматически станет твердым звуком, так как следующая «к» — согласная.
  • Не торопитесь объяснять ребенку эти простые, но важные и иногда запутанные правила. Убедитесь, что ребенок понял, задавайте вопросы и не ленитесь несколько раз объяснить.

Обозначение твердости и мягкости на письме


Традиционно все звукозаписи производятся посредством транскрипции. Так, в транскрипции, если звук мягкий, после него ставится апостроф, который выглядит как запятая сверху. Показывает: `. Например, возьмем букву «б». В слове «барашек» — твердый звук, его звукозапись такова: [б], а в слове «белый» — уже [б`]. В слове «лёд» мягкими будут только «л» и «д». То есть фактически ребенок пишет одну и ту же букву, но она, в свою очередь, имеет разное произношение.

В транскрипциях и на письме такой момент может обозначаться по-разному, то есть двояко :

  1. В том случае, когда мягкие согласные в русском языке стоят в конце слова или перед другим согласный (в большинстве случаев твердый), мягкость обозначается мягким знаком, транскрипция — апостроф. Например, «конь», «ясень»
  2. Если после согласного стоит смягчающий гласный (какой см. выше в правиле), то именно с его помощью указывается мягкость согласных. Например: «мел», «пел», «люк» — первые звуки всегда мягкие.

Важно знать, что нельзя игнорировать тот факт, что любой способ обозначения мягкости звука применим только к тем, у кого есть пара твердости. Это означает, что, например, в словах «чернила» и «чернила» мягкий знак во втором случае указывает лишь на принадлежность данного предмета/явления/существа к женскому роду. Близкие слова: «щука», «шить», «пить», «чаща».

Постоянная твердость и мягкость согласного звука

Нужно знать, что есть звуки, которые независимо от положения, правила или даже исключения не меняют своего положения. Это «ж, ш, ц» — они всегда твердые, а «ч, ш, ю» — неизменно мягкие, где ш, ш, ч, ш — шипящие согласные.

Но детям бывает сложно хорошо запомнить этот аспект, и тогда родитель может легко подготовить в тетрадке напоминание, которое будет выглядеть примерно так: ш, ш, в, ч`, щ`, ю`, или просто подчеркните последние три буквы.

«Мягкие» слова

Так можно называть слова, в которых все мягкие согласные мягкие. Их огромное количество. Например: «мороз», «очки», «тюбетейки», «веселье», «хищники», «косоглазие» — это слова с мягкими согласными.

  • Очень увлекательным и развивающим занятием не только для ребенка, но и для родителя будет поиск таких новых слов, в которых все согласные мягкие.
  • Если у вас возникнут трудности, обратитесь к нам за помощью! «Щука», «дядя», «метель», «тетя», «линейки», «пять», «десять», «сиреневый», «финики», «няньки», «вишня», «десятка» — слова, где все согласные мягкие. Также играем наоборот: ищем все согласные в словах теперь твердые.

Обучение, играя


Некоторые источники и справочники рекомендуют ориентироваться на развивающие игры. То есть ребенок, увлеченный такой деятельностью, сам не замечает, как схватывает и усваивает трудный материал. Примером такой игры может служить знакомая всем игра «Найди пару».

Все, что нужно, это давать ребенку слова с твердыми звуками, а он должен придумывать в ответ что-то еще, но уже с мягкими. Вот так легко и непринужденно можно выучить мягкие согласные звуки в 1 классе!

Подчеркните твердые и мягкие согласные. Какие разные согласные звуки

согласных звука в разных словах звучат по-разному. Иногда жестко, иногда мягко. На этом уроке мы научимся различать мягкие и твердые согласные и обозначать мягкость согласных на письме буквами И, Е, Е, Ю, И и Л. Узнаем, какие согласные образуют пары твердость-мягкость, и которые только твердые или только мягкие.

Сравните первые согласные. При произнесении звука в средней части слова КИТ язык поднимается к небу, проход, по которому проходит воздух, сужается и получается звук, который ученые условно назвали мягкий . А противоположный звук называется — твердый .

Выполним задание. Вам нужно разложить овощи по двум корзинам. На первое место ставим те, в названиях которых слышны любые мягкие звуки, во второе те, в названиях которых все согласные звуки твердые. Свекла, репа, баклажан, капуста, лук, помидор, лук, тыква, огурец.

Давайте проверим. В первую корзину положить: свеклы (звук [в’]), репы (звук [р’]), помидор (звук [м’]), огурец (звук [р’]) . Второе: капуста, тыква, баклажаны, лук .

Важно прислушиваться к звукам произносимых слов. Если сказать слово ГЭС иначе — с твердым первым звуком, то получится совсем другое слово — НОС .

Прислушаемся и понаблюдаем за движением нашего языка:

ряд — звук [р’] — рад — звук [р]

люк — звук [л’] — лук — звук [л]


Рис. 3. Лук ( )

скомканный — звук [м’] — мелкий — звук [м]

Звуки можно писать (условно) значками. музыкальные звуки записываются нотами, а звуки речи — буквами, но в специальных квадратных скобках — в транскрипции. Чтобы не путать твердые и мягкие звуки при чтении транскрипции, ученые договорились показывать мягкость звука значком, очень похожим на запятую, только ставить его сверху.

Большинство согласных образуют пары мягкость — твердость:

Некоторые согласные бывают только твердыми или только мягкими. Они не образуют пар по твердости/мягкости:

Только твердые согласные : [ш], [ш], [ц]. Только мягкие согласные : [й’], [ч’], [щ’].

Выполним задание: укажем парный звук.

[ч] — ? [г] — ? [Р’] — ? [ч’] — ? [с’] — ? [л] — ? Проверим правильность задания: [с] — [с’]; [р’] — [р]; [SS]; [л] — [л’]. [ж], [з’] — непарные мягко-твердые звуки.

На письме твердость согласных обозначается гласными А, О, У, Ы, Е, мягкость согласных обозначается гласными Е, Е, И, Ю, И.

Есть слова с мягкими согласными в конце слов или в середине слов перед другими согласными. Послушайте слова: соль, лошадь, тетрадь, пальто, кольцо, письмо. Тогда на помощь придет мягкий знак. Даже его название наводит на мысль — знак мягкий , для мягких согласных.

Давайте составим памятку, как действовать при написании слов:

Слышу твердый согласный звук — после него пишу буквы вместо гласного: А, О, У, Ы, Е.

Слышу мягкий согласный звук перед гласным — мягкость его обозначаю гласными: Е, Е, И, Ю, И.

Слышу мягкий звук в конце слова или перед согласной — проявляю мягкость б.

Рис. 5. Твердые и мягкие согласные ()

Итак, сегодня мы узнали, что согласные бывают мягкими и твердыми, а мягкость согласных на письме в русском языке обозначается буквами я, е, е, ю, я и ю.

  1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. М.: Астрель, 2011. ().
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык 1. М.: Баллас. ()
  3. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Учебник по обучению грамоте и чтению: Азбука. Учебная книга / Учебник.

Дополнительные веб-ресурсы

  1. Гипермаркет знаний ()
  2. Русский язык: краткий теоретический курс. ()
  3. Логозаврия: сайт детских компьютерных игр. ()

сделать на дому

  1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. М.: Астрель, 2011. С. 35, пр. 6, с. 36, упр. 3.
  2. Посчитайте, сколько мягких согласных в слове электропоезд ? ( В слове поезд — 3 мягких согласных ([л’], [р’], [ч’]) .
  3. Используя полученные на уроке знания, составьте ребусы или шарады со словами, где мягкость-твердость звучания меняет смысл.

Все звуки речи делятся на гласные и согласные. В свою очередь согласные можно разделить на твердые и мягкие. Это одна из основных характеристик согласного звука.

Какие звуки называются мягкими

Большинство учащихся не сомневаются, мягкий это звук или твердый. Обычно мы различаем их просто на слух. Ведь эти звуки слышатся иначе, чем твердые. При их произнесении язык несколько продвигается вперед к зубам и локализуется в области твердого неба. Вот почему после мягких согласных чаще всего произносятся гласные, которые также образуются впереди, рядом с зубами.

Парные и непарные мягкие согласные

Твердые и мягкие звуки часто образуют пары. Например, твердому звуку [В] соответствует мягкий [В’]. В транскрипции мягкость обозначается апострофом.

Мы видим, что в русском языке несколько непарных твердых и несколько непарных мягких звуков.

Твердые и мягкие парные согласные могут выполнять значимую функцию. Например, МАЛ и МЯЛ, МЕЛ и МЕЛ. На этом основано множество лингвистических загадок.

Как обозначаются мягкие звуки на письме

Как правило, мягкие согласные звуки на письме обозначаются по-разному.

С мягким знаком. Однако надо помнить, что мягкий знак указывает только на мягкость двойного согласного. Если перед нами шипящий, его мягкость нельзя обозначить мягким знаком. Шипящие либо всегда твердые (и тогда их нельзя смягчить), либо всегда мягкие (и тогда мягкий знак в этой ситуации лишний). Ведь шипящий мягкий знак выполняет грамматическую функцию, то есть с его помощью различают существительные 2-го и 3-го склонения.

Изучая русский язык уже во 2 классе, ребята узнают о двойных ролевых буквах Е, Е, Ю, И. Если эти буквы стоят в поле двойного согласного, то они читаются Е, О, У, А и одновременно указывают на мягкость предыдущего согласного: [Л’Э], [Л’О], [Л’У], [Л’А].

Аналогично первому случаю после шипящих Е, Ё, Ю я не могу указать мягкость предшествующего согласного, поэтому написание Е и Ё после шипящего затруднено и также усваивается в виде правила и также выполняет грамматическую функцию различения частей речи. например , слово «поджог» — существительное, а слово «поджог» — глагол.

В каких случаях не нужно указывать мягкость на письме

Некоторые мягкие согласные звуки и их сочетания «не дружат» с мягким знаком.

Это непарный мягкий звук [Й’]. Поле никогда не ставится мягким знаком.

В сочетаниях ЧК, ЧН-ЛФ, ВЧ, ТХ, СЧ-НЩ, СК мягкий знак не нужен.

Не требуется в сочетаниях СТ, СН, ЗД, ЗН ​​и некоторых других, в которых С или З смягчаются при произнесении перед мягким согласным: куплеты [С’Т’], разность [З’Н’], и т. д.

После шипящего мягкий знак обычно выполняет грамматическую функцию, но может быть и разделительной: «шьет», «чей» и т.п.

В русском языке обозначаются не все звуки речи, а только основные те. В русском языке 43 основных звука — 6 гласных и 37 согласных, при этом количество букв равно 33. Количество основных гласных (10 букв, но 6 звуков) и согласных (21 буква, но 37 звуков) также не совпадает. Разница в количественном составе основных звуков и букв определяется особенностями русского письма. В русском языке твердые и мягкие звуки обозначаются одной и той же буквой, но мягкие и твердые звуки считаются разными, поэтому согласных звуков больше, чем букв, которыми они обозначаются.

Звонкие и глухие согласные

Согласные делятся на звонкие и глухие. Звонкие звуки состоят из шума и голоса, глухие звуки состоят только из шума.

Звонкие согласные: [б] [б»] [в] [в»] [ж] [ж»] [д] [д»] [ч] [ч»] [г] [л] [л»] [м] [м»] [н] [н»] [р] [р»] [й]

Глухие согласные: [н] [н»] [ф] [ф»] [к] [к»] [т] [т»] [с] [с»] [ж] [х] [х»] [ч»] [у»]

Парные и непарные согласные

Многие согласные образуют пары звонких и глухих согласных:

Звонкий [б] [б»] [в] [в»] [ж] [ж»] [д] [д»] [с] [с»] [ф]

Глухой [н] [н» ] [ф] [ф»] [к] [к»] [т] [т»] [с] [с»] [ж]

Следующие звонкие и глухие согласные не образуют пары:

Звонкий [л ] [л»] [м] [м»] [н] [н»] [р] [р»] [й]

Глухой [х] [х»] [ч»] [щ»]

Мягкий и твердые согласные

Согласные также делятся на твердые и мягкие.Они различаются положением языка при произношении.При произнесении мягких согласных средняя спинка языка приподнята к твердому небу.

Большинство согласных образуют пары твердых и мягких согласных:

Твердые [b] [c] [g] [d] [h] [k] [l] [m] [n] [p] [r] [s ] [т] [ф] [х]

Мягкий [б»] [в»] [г»] [д»] [ч»] [к»] [л»] [м»] [н»] [ п»] [р»] [с»] [т»] [ж»] [х»]




Следующие твердые и мягкие согласные не образуют пары:

Твердые [ш] [ш] [с]

Мягкие [ч»] [ю»] [й»]

Шипящие согласные

Звуки [ж], [ж], [ч’], [щ’] называются шипящими.

[ш] [ш] [ч»] [щ»]

Свистящие согласные

[с] [с»] [с] [с»] [ц]

Свистящие звуки с-с, с- г переднеязычный, щелевой. При артикуляции твердых с-з зубы обнажены, кончик языка касается нижних зубов, спинка языка слегка выгнута, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, что вызывает борозду посередине. Воздух проходит через эту канавку, создавая фрикционный шум.

При произнесении мягких с, з артикуляция та же, но дополнительно спинка языка поднимается к твердому небу. При произнесении звуков связки z-z смыкаются и вибрируют. Небный занавес поднят.

Несомненно, когда родителей маленького ребенка отправляют учиться в первый класс, у малыша могут возникнуть новые и непредвиденные трудности. Большую часть знаний он получает от своего учителя, но не все может усвоиться и навсегда остаться в голове. Проблема может заключаться в том, что ребенок еще слишком мал, чтобы успеть «схватить» все и сразу.

Такие барьеры могут быть заданы во многих предметах и ​​темах. И нет, это не только точные науки, такие как математика и естествознание. Русский язык тоже может быть непосильным для многих детей, ведь это один из самых сложных языков мира!

Как известно, все большое начинается с малого, и русский язык, как правило, начинают изучать с детьми со звуков, которые в свою очередь подразделяются на мягкие согласные или твердые, ударные согласные и безударные. Эта тема включает в себя множество аспектов, изучение которых крайне необходимо для того, чтобы каждый ребенок мог в совершенстве знать азы русского языка.

В первую очередь для того, чтобы школьник начал изучать звуки и их особенности, необходимо ознакомиться с буквами, которые по-своему делятся на согласные и гласные. Также нужно знать, что в алфавите целых 33 буквы, из которых согласных звуков в русском языке всего 21, которые при произношении могут давать 36 различных звукопроизношений.

Согласные всегда классифицируются. Различают твердые и мягкие согласные, глухие или звонкие, звонкие и звонкие, парные и непарные. При этом глухие и звонкие согласные определяемого слова зависят от произношения. Они состоят из шума и голоса. Так, глухие звуки образуются с помощью шума и дают только глухоту, в то время как последние отличаются предъявлением звучности за счет голоса.

Гласные звуки имеют меньшее количество, в алфавите их всего 10, что дает всего шесть звуков. Также они могут быть шоковыми и нестрессовыми. Когда будущий первоклассник уже знаком и хорошо усвоил данный материал, мы переходим к тому повышению того навыка, когда учащийся мог легко отличить мягкий согласный звук от твердого.

При этом нужно научиться различать по разным знакам Потому что просто обучение не всегда помогает. Бывают случаи, когда согласный звук в слове может звучать и мягко, и твердо, но бывают и исключения. Теперь приступим к изучению правил.

Перед какой гласной?

Какие гласные дают мягкость, а какие твердость? Попробуем разобраться. Первое правило звучит так: «В том случае, когда после согласного стоит одна из следующих гласных — а, о, у, э, с, то звук всегда будет твердым. А «е, ю, и, е» всегда делают согласные мягкими. В результате последними отдают все согласные мягкие слова. Возьмем, к примеру, слово «мама».

За согласной «м» следует гласная «а», которая делает звук твердым, а в слове «дядя» звуки «я — я» придают мягкость согласной «д». Если дети усвоят это простое правило и научатся им пользоваться, то последующее определение мягкости или твердости звука не составит для них труда.

Чтобы еще лучше закрепить материал «Твердые и мягкие согласные», дайте детям аналогичные упражнения, обозначающие закрепление этих правил. Советуем начать с самых простых слов.

Две согласные подряд

В случае с последующими согласными мы разобрались без труда, но что делать, когда подряд идут два согласных и как в этом случае определить звуковую характеристику? Здесь действует другое правило. Такие случаи всегда означают, что согласная всегда будет твердой. В этом правиле не фигурируют только мягкие согласные.

  • В качестве примера можно взять слово «ручка». После «ч» следует звук «к», причем ребенок должен понимать, что «ч» автоматически станет твердым звуком, так как следующая «к» — согласная.
  • Не торопитесь объяснять ребенку эти простые, но важные и иногда запутанные правила. Следите за тем, чтобы ребенок понял, задавайте вопросы и не ленитесь несколько раз объяснить.

Обозначение твердости и мягкости письменно

Традиционно все звукозаписи делаются с помощью транскрипции. Так, в транскрипции, если звук мягкий, после него ставится апостроф, который выглядит как запятая сверху. Я показываю: `. Возьмем, к примеру, букву «б». В слове «барашек» — звук твердый, его звукозапись такова: [б], а в слове «белый» — уже [б`]. В слове «ледяной» мягкими будут только «л» и «д». То есть фактически ребенок пишет одну и ту же букву, но она, в свою очередь, имеет разное произношение.

В транскрипциях и на письме подобный момент можно определить по-разному, то есть двояко :

  1. В том случае, когда мягкие согласные в русском языке стоят в конце слова или перед другим согласным (в большинстве случаев твердый), мягкость обозначается мягким знаком, транскрипция — апострофом. Например, «конь», «ясень»
  2. Если за согласной следует смягчающая гласная (какая, см. выше в правиле), то именно с ее помощью указывается мягкость согласных звуков. Например: «мел», «пел», «люк» — первые звуки всегда мягкие.

Важно знать, что не стоит игнорировать тот факт, что любой способ обозначения мягкости звука относится только к тем, у кого есть пара твердости. Это означает, что, например, в словах «тушка» и «тушка» мягкий знак во втором случае указывает лишь на принадлежность данного предмета/явления/существа к женскому роду. Близкие слова: «щука», «шить», «пить», «чаща».

Постоянная твердость и мягкость согласного звука

Нужно знать, что есть звуки, которые независимо от положения, правила и даже исключения не меняют своего положения. Это «ж, ш, ц» — они всегда твердые, и «ч, у, д» неизменно мягкие, где ж, ш, ч, у — шипящие согласные звуки.

Но детям может быть сложно хорошо запомнить этот аспект, и тогда родитель может легко подготовить памятку в тетрадке, которая будет выглядеть примерно так: ш, ш, в, ч`, ш`, ю` или просто подчеркните последние три буквы.

«Мягкие» слова

Так можно назвать слова, в которых все мягкие согласные звуки являются мягкими. Их огромное количество. Например: «иней», «очки», «тюбетейки», «веселье», «хищники», «косоглазие» — это слова с мягкими согласными.

  • Очень увлекательным и развивающим занятием не только для ребенка, но и для родителя будет поиск таких новых слов, в которых все согласные мягкие.
  • Если у вас возникнут трудности, воспользуйтесь нашей подсказкой! «Щука», «дядя», «метель», «тетя», «линейки», «пятерки», «десятка», «сирень», «финики», «няньки», «вишни», «десятка» — слова, где все согласные мягкие. Также играем наоборот: ищем все согласные в словах теперь сплошные.

Учимся играя

В некоторых источниках и справочниках рекомендуется ориентироваться на развивающие игры. То есть ребенок, увлеченный такой деятельностью, не замечает, как схватывает и усваивает трудный материал. Примером такой игры может быть всем знакомая «Найди пару».

Все, что нужно, это давать ребенку слова с твердыми звуками, а он должен придумать другой ответ, но уже с мягкими. Вот так легко и непринужденно можно выучить мягкие согласные звуки в 1 классе!

Какие звуки называются согласными?
Из чего состоит согласная?
Что такое согласные звуки?
Сколько согласных букв и согласных звуков в русском алфавите?
Какие согласные всегда твердые, а какие всегда мягкие?
Какие буквы обозначают мягкость согласного звука?

Звуки, при произнесении которых воздух встречает во рту препятствие, называются согласными . Согласный звук состоит из шума и голоса или только из шума.

Согласные делятся на звонких и глухих. Звонкие звуки состоят из шума и голоса, глухие звуки состоят только из шума.

Звуки состоят только из шума: [к], [р], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ч], [ш], [у]. Это глухие согласные.

Многие согласные образуют пар по голосу- глухота : [б] [п], [к] [ф], [г] [к], [д] [т], [ч] [с], [ф] [ш].

Для запоминания звонких согласных можно выучить фразу: « У ЛЬВА И ЖАБЫ МНОГО ДРУЗЕЙ ».
Посмотреть все фразы для запоминания звонких и глухих согласных. СТЭПКА, ХОЧЕШЬ ЦЫПКУ? Фу! ».

Согласные звуки обозначаются буквами:

Б , В , Г , Д , Ф , З , И , К , Л , М , H , P , R , С , T , F , X , C , Х , Вт , СКХ .

Всего в русском языке 21 согласная .

Согласные бывают твердыми и мягкими.

Твердые и мягкие звуки отличаются положением языка при произношении. При произнесении мягких согласных средняя спинка языка поднимается к твердому небу.

Большинство согласных образуют пары по твердости-мягкости:

Следующие твердые и мягкие согласные не образуют пар по твердости-мягкости:

Твердые [ф] [ж] [с]
Мягкий [ч❜] [н❜] [й❜]

Таблица «Согласные: парные и непарные, звонкие и глухие, твердые и мягкие» (1-4 классы)

Примечание: в начальных классах твердые согласные обозначаются синим цветом, мягкие согласные — зеленым цветом, гласные — в красном.

Твердость согласные обозначаются на письме гласными НО , О , В , С , Е .

Мягкость согласный звук обозначается на письме гласными Е, Ё, И, Ю, И , а также буквой б (мягкий знак).

Сравните: нос [нос] — нес [н❜ос], нагнетание [нагнетание] — уголь [угал❜].

Непарные звонкие звуки [д❜], [л], [л❜], [м], [м❜] [н], [н❜] [р], [р❜] называются звонкими , которые означает «звонкий» на латыни.

Звуки [г], [ж], [ч❜], [у❜] называются шипящими . Они получили такое название, потому что их произношение похоже на шипение.

Звуки [ш], [ш] — непарные сплошные шипящие звуки.
Звуки [h❜] и [u❜] — непарные мягкие шипящие звуки.

Звуки [ц], [с❜], [з], [з❜], [ц] называются свистящими .

Согласный не может быть ударным или безударным.

В русском языке больше согласных звуков (36), чем согласных букв (21), так как одна буква может обозначать парные твердые и мягкие звуки: например, буква Л (эль) обозначает звуки [л] и [л❜ ].

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *