Твердые и мягкие согласные звуки. Способы их определения. Схемы. | План-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа):
Конспект занятия по обучению грамоте
в старшей группе
Воспитатель: Евдокимова Наталья Владимировна
Тема: Твердые и мягкие согласные звуки. Способы их определения. Схемы.
Цель: Познакомить с понятием «мягкий согласный», «твердый согласный».
Задачи:
- Развивать фонематические процессы, внимание, память, мышление.
- Формировать умение различать твердые и мягкие согласные на слух и по кинестетическим ощущениям
- Дать понятие о том, что одна буква может обозначать два звука.
- Закреплять умение определять позицию звука в слове (начало, середина, конец).
- Развивать навык слогового анализа и синтеза.
Оборудование: Таблицы определения звуков, карточки зеленого и синего цвета для обозначения твердости и мягкости звуков на каждого ребенка, схема обозначения звуков, звуковые домики, робот Дэн и кошечка Дина.
Ход занятия:
- Организационный момент. Артикуляционная гимнастика.
Все ребята рано встали,
Глазки на меня подняли.
Сели дружно , не зевайте!
На вопросы отвечайте!
Арт. гимн. « У бабушки с дедушкой».
- Повторение пройденного материала.
-Какие бывают звуки? (гласные, согласные)
— Какие звуки называются гласными?
— Какие звуки называются согласными?
— Какие звуки называются звонкими и глухими согласными, как это можно определить?
3. Объяснение нового материала.
-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Дэн! ( педагог говорит грубым голосом робота)
— П: Ребята, кто к нам пришел? Какой он? (Железный, твердый, ….)
Каким голосом он говорит? (грубым, громким, твердым)
— «Доброго вам утра, ребята, меня зовут Дина», — появляется кошечка.
— П: Ребята, кто это? Какая она? (пушистая, мягкая) Каким голосом говорит? (нежным, ласковым, мягким)
Дэн и Дина любят произносить разные звуки.
Дэн Дина
К К
Г Г
Х Х
Т Т
Д Д
С С
З З
Р Р
Эти звуки одинаковые или разные? (разные)
Те звуки которые любит произносить Дэн называются твердыми, как и он сам, а те звуки, которые любит произносит Дина называются мягкими, как и сама кошечка Дина.
Твердые согласные звуки мы будем обозначать в схемах синими квадратами, а мягкие -зелеными.
Давайте почувствуем, что будет происходить с язычком, когда мы будем произносить твердые и мягкие согласные звуки. При произнесении твердых согласных звуков спинка языка не напряжена, расслаблена. При произнесении мягких согласных – напряжена (кошечка будто подтягивается, выгибает спинку дугой).
Давайте попробуем поочередно называть твердые и мягкие звуки:
С – С , З — З , Р – Р , В — В , Г — Г , Д — Д.
Вывод. При произнесении мягких согласных звуков спинка языка напрягается, подтягивается к небу. При произнесении твердых согласных звуков такого не происходит.
В русском языке согласных букв 21, а согласных звуков намного больше, их 36.
Обратите внимание на имена наших гостей. Какой первый звук в имени робота? (Д) Какой буквой вы его обозначите) (Д). Какой первый звук в имени кошечки ? (ДЬ) Какой буквой вы его обозначите? (Д)
Какой можно сделать вывод? ( одна буква может обозначать два разных звука)
Но есть привередливые звуки, без мягкой или твердой пары. Это звуки Й , Ч , Щ , они всегда мягкие, а звуки Ж , Ш , Ц — всегда твердые.
4. Закрепление изученного материала.
- Дифференциация твердых и мягких звуков в слогах.
Если вы услышите в произнесенном слоге твердый согласный звук , поднимаете синий квадрат, если мягкий – зеленый.
Мя, мо, гу, ги, хи, ха, не, ди, ду, ле, ра, жа, си, мо.
- Игра с мячом « Скажи наоборот»
Я вам бросаю мяч и называю твердый звук, вы мне бросаете мяч обратно и называете его мягкую пару.
- Робот Дэн и кошечка Дина любят играть в разные игрушки. Игрушки, в названии которых первый звук твердый согласный, поставьте роботу, а в которых мягкий согласный – кошечке.
- « Подбери нужный цвет».
Я буду произносить слова. Вы, если услышите первый звук в слове твердый согласный, поднимаете синий квадрат, если первый звук в слове мягкий – зеленый.
Кит, кот, река, гора, хор, гиря, рот, ряд, лак, сон, жар, пень, лес, лото, мак.
- Звуковой анализ слова Дина.
5. Итог занятия. Рефлексия.
Какие согласные звуки бывают? Что происходит с язычком при произнесении мягких согласных звуков ? (спинка языка напрягается, подтягивается к небу) ? Какими фишками мы обозначаем в схемах твердые и мягкие согласные звуки ? ( синими и зелеными) Какое у вас настроение осталось после занятия? Покажите это выражением лица. (улыбка или трубочка ).
.
Урок 28. Введение понятий «согласный звук», «твёрдый согласный звук», «мягкий согласный звук»
Разработки уроков (конспекты уроков)
Начальное общее образование
Линия УМК С. В. Иванова. Русский язык (1-4)
Русский язык
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Задачи урока
- Звуковой анализ слова «Нина».
- Введение понятия «согласный звук».
- Обозначение согласных звуков в модели слова.
- Составление слова из указанных в других словах звуков.
- Звуковой анализ слова «сани».
Виды деятельности
- Произносить слово с интонационным выделением заданного звука без опоры на образец произнесения учителя.
Устанавливать количество и последовательность звуков в слове.
Моделировать звуковой состав слова: отражать в модели качественные характеристики звуков, используя фишки разного цвета.
Сравнивать звуки по твёрдости-мягкости.
Характеризовать заданный звук: называть его признаки.
Составлять слова из заданных звуков.
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1.![]() | Введение понятий: «согласный звук», «твёрдый согласный звук», «мягкий согласный звук». Обозначение согласных звуков в модели слова.
Учитель. Сегодня мы откроем ещё один секрет русского языка. А поможет нам в работе девочка Нина. Мы понаблюдаем за звуками, которые живут в её имени. Рассмотрите схему слова «Нина» и объясните, почему на схеме изображены четыре клеточки. (Ответы детей.)
Вспомните, каким цветом обозначаются гласные звуки. Произнесите слово Нина, соотнося произношение с движением указки по схеме звукового состава. Произнесите это слово, выделив первый звук; назовите только первый звук слова; определите: звук [н’] — гласный или нет. Обозначьте его фишкой жёлтого цвета. Произнесите слово, выделив второй звук. Произнесите только второй звук; докажите, что звук [и] гласный; обозначьте его фишкой красного цвета. Произнесите слово «Нина», выделив третий звук; назовите только третий звук слова. определите: звук [н] — гласный или нет. Обозначьте его фишкой жёлтого цвета.![]() |
2 | 2. Закрепление изученного материала. Работа с учебником | Звуковой анализ слов «пила» и «санки».
Учитель. Рассмотрите модель слова «пила», дайте характеристику каждому звуку и объясните, почему он обозначен именно таким цветом.![]() ![]() |
3 | 3. Закрепление изученного материала. Работа с учебником | Составление слова из заданных звуков.![]() |
4 | 4. Этап закрепления и первичной проверки | Рассмотрите картинки. Определите какой первый звук в названии этих картинок. Дайте ему характеристику. Выберите нужное обозначение звуков. |
Хотите сохранить материал на будущее? Отправьте себе на почту
в избранноеТолько зарегистрированные пользователи могут добавлять в избранное.
Войдите, пожалуйста. Назад к методической помощи
по линии Линия УМК С. В. Иванова. Русский язык (1-4)
Оценка разработки
Для оценки работы вам необходимо авторизоваться на сайте
Войти или зарегистрироваться
Ограничение доступа
Для доступа к материалу требуется регистрация на сайте
Войти или зарегистрироваться
Нужна помощь?Все о словах Hard G и Soft G: бесплатный рабочий лист
Все ресурсы | 1 класс | Другие концепции | Акустика
Кэти
Этот пост может содержать партнерские ссылки. Пожалуйста, ознакомьтесь с нашей политикой раскрытия информации.
Знаете ли вы, что буква Г может издавать два звука? Узнайте все о двух звуках, которые может издавать G: /g/ как ворота и /j/ как драгоценный камень. Вы также получите советы по обучению и списки слов! Затем возьмите БЕСПЛАТНУЮ сортировку слов, чтобы студенты могли практиковать звуки Soft G и Hard G.
Получайте новых бонусов каждую неделю!
Содержание
Все о твердом и мягком G
Буква G может издавать два звука:
- /g/ как гейт
- /j/ как драгоценный камень
👆🏼 первый звук G , звук /g/ (как ворота), это звук, который мы вводим в дошкольном и детском саду. Мы называем это жестким звуком .
Это самый общий звук буквы, представленный более чем в 1300 английских словах.
✌🏼 секундный звук G , звук /j/ (как драгоценный камень), называется мягким звуком . Это тот же звук, который произносит буква J. Более 700 слов содержат этот звук.
Большинство фонетических программ сначала вводят твердые звуки, а затем вводят мягкие звуки в первом классе. Обычно он вводится после всех букв az, floss, blends, digraphs и долгих гласных. Узнайте также о Hard и Soft C!
Правило мягкого G
Как узнать, есть ли в слове мягкий или твердый звук G? Ну, все, что нам нужно сделать, это посмотреть на письмо, которое идет сразу после него!
👉 Правило мягкого G: Когда за буквой G следует E, I или Y, обычно говорят, что это мягкий звук – /j/
👉 Жесткое правило G не E, I или Y, G обычно произносит свой твердый звук — /g/.
Мягкие слова G
Наиболее распространенные слова, содержащие звук Мягкий G :
- большой
- энергия
- драгоценный камень
- нежный
- страница
- странный
- возраст
- Джордж
- деревня
- общий
- гигант
- опасность
- магия
- сообщение
- двигатель
- этап
- оранжевый
- клетка
- Вирджиния
- оригинал
- путешествие
- овощ
- язык
Советы преподавателям
Вы можете знакомить с языком C и G вместе, так как правила одинаковы! Используйте нашу БЕСПЛАТНУЮ диаграмму привязки и раскраску для Soft C и G. Затем потратьте несколько дней, работая над каждым из них по отдельности.
Обычно я сначала преподаю Soft C, так как исключений из правил меньше. Почему? Потому что, когда вам нужно использовать твердый звук C, вы можете использовать букву K. Поскольку у нас нет других букв, обозначающих Hard G, иногда у нас есть слово, которое нарушает правило. Некоторые распространенные нарушители правил включают: получить, девочка, дать, и начать.
Учащимся необходимо подробно объяснить, что твердый звук /g/ НЕ следует изменять при добавлении суффикса к основному слову. При добавлении суффикса, начинающегося с I, E или Y, твердый /g/ сохраняет свой твердый звук.
Например:
- ошибка ➡ прослушивается
- собака ➡ собачка
- ярость ➡ ярость
- веточка ➡ веточка
Еще одна вещь, которой следует прямо научить, это забавный факт: когда звук /j/ стоит в конце слова, это всегда будет буква g с безмолвной буквой e. Сопоставляя слова с /j/ в конце, убедитесь, что дети включают безмолвную Е в тот же звуковой блок, что и G. / фонема на вашей звуковой стене. Теперь учащиеся будут знать два способа написания /j/.
Рабочий лист Soft G
Загрузите этот БЕСПЛАТНЫЙ рабочий лист, который поможет детям научиться различать твердые и мягкие слова G. Все, что вам понадобится, это маркер, клей и ножницы.
Это идеальное занятие для детей, чтобы определить, какие гласные обозначают букву G, мягкий или твердый звук!
Нам это нравится, потому что оно заставляет детей находить букву G и видеть, какая буква следует за ней. Затем они должны применить правило, чтобы прочитать слово точно.
Учащиеся вырезают и раскладывают слова по соответствующим столбцам, четко показывая, какой звук произносит буква G. Дети могут читать и перечитывать для беглости!
Хотите узнать больше? Получите наши расшифровываемые предложения, которые включают более 62 звуковых понятий, включая Soft G!
Related Posts
- Игра в высокочастотные слова
- Общий список омофонов
- Использование ЛУЧШИХ декодируемых текстов
- R-контролируемое акустическое бинго
Загрузите и распечатайте
Мы будем рады узнать о вашем опыте использования этого ресурса!
Пожалуйста, оставьте комментарий ниже или отметьте нас в Instagram @literacylearn!
Подпишитесь и не пропустите халяву!
УСЛОВИЯ: Все ресурсы и печатные формы предназначены только для личного использования в вашем собственном доме и классе. Каждый преподаватель должен посетить этот сайт и загрузить свою собственную бесплатную копию . Пожалуйста, не копируйте, не отправляйте по электронной почте и не воспроизводите наши печатные материалы для других учителей, а также не воспроизводите наши печатные материалы в Интернете и не сохраняйте их на общем диске для доступа других. Вместо этого поделитесь ресурсами с другими, поделившись ссылку на сам пост в блоге или с помощью предоставленных ссылок на социальные сети. Это позволяет нам продолжать создавать бесплатные ресурсы для всех! Если у вас есть какие-либо вопросы, напишите нам. Пожалуйста, посетите нашу страницу Creative Credits для получения информации о лицензионных клипах, используемых в наших ресурсах. Спасибо!
Soft c и Soft g
Обзор видеодемонстраций Soft c и Soft g Советы для преподавателейЭтот ресурс состоит из трех разделов:
Обзор программ Soft c и Soft g
Видеодемонстрация
Советы для преподавателей
Расчетное время для изучения этого ресурса составляет 15 минут.
Вы можете загрузить и распечатать следующие документы, перейдя по ссылкам ниже.
План урока
Материалы урока
Список слов
Стенограмма видео
Буква c может издавать более одного звука. Когда звук c звучит как /k/, это твердый c ; однако, когда звучит /s/, это мягкая с . Когда буквы e , i или y следуют за буквой c , получается мягкий звук /s/, как в слове город .
Буква г тоже может издавать более одного звука. Когда звук g звучит как /g/, это твердый g ; однако, когда звучит /j/, это мягкий g . Когда e , i или y следуют за буквой g , получается мягкий звук /j/, как в 9.0015 гигант .
Изучение характеристик мягких c и g имеет решающее значение. Чем раньше учащиеся узнают эти основные понятия, тем быстрее учащиеся смогут читать и произносить больше слов.
Эти видеоролики демонстрируют, как научить учащихся читать и произносить слова, содержащие мягкие звуки c и мягкие g .
Упражнения в первом видео обучают учащихся тому, как определить, какая буква c в слове издает твердый или мягкий звук, и как определить, какой вариант написания следует использовать, когда слово содержит звук /s/.
Упражнения во втором видео обучают учащихся тому, как определить, какая буква g в слове издает твердый или мягкий звук, и как определить, какой вариант написания следует использовать, когда слово содержит звук /j/.
При обучении soft c и soft g слова:
- Обучение soft c a nd soft g в отдельные дни.