Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Как расшифровать детский рисунок: Расшифровка детского рисунка в психологии

Что расскажет детский рисунок о вашей семье

«Летидор» побеседовал с Натальей Поповой, психологом, художником и автором книги по арт-терапии «О чем рисует ваш ребенок», и составил четкую инструкцию по расшифровке детских рисунков. Чтобы вам было понятно, как составлять психологический портрет, Наталья проанализировала 5 детских работ. Ищите примеры анализа в конце инструкции.

Наталья Попова , психолог, художник, автор книги «О чем рисует ваш ребенок»

Нажим карандаша

Обратите внимание на стиль рисования: то, с какой силой ребенок нажимает на «орудие» художника:

Слабый, легкий нажим, нечеткие линии. Такой стиль говорит о стеснительности и нерешительности ребенка. Но также ему присуще гибкое и подвижное мышление. Такие дети особенно нуждаются в вашей поддержке и в позитивных событиях.

Сильный нажим. Маленький художник ясно мыслит и эмоционально уравновешен.

Слишком сильный нажим, жирные, размашистые линии, продавленная бумага. Очевидно, что ваш ребенок напряжен и склонен винить себя.

Нажим, под которым рвется бумага. Такой стиль рисования говорит об агрессии и гиперактивности.

Переменчивый нажим и прерывистые линии, обведение несколько раз по контуру, сильная штриховка. У вас растет импульсивный ребенок. Возможно, он страдает от тревожности: проконтролируйте, хорошо ли сын или дочь высыпается.

Цвета

Цвета отвечают за эмоции, чувства и настроение. Они даже могут сигнализировать о соматических процессах организма, например, о заболеваниях.

Посмотрите, какие цвета преобладают на детском рисунке.

Яркие цвета отсутствуют. Если в рисунках преобладает один или два цвета или вовсе используется простой карандаш, обратите внимание на эмоциональное состояние ребенка. Хватает ли ему позитивных эмоций?

Красный. Сигнализирует как о силе воли, целеустремленности и активности, так и о раздражении, гневе, напряжении и тревоге. Такой ребенок привык отстаивать свои интересы и границы. Важно: сочетание красного с темными или коричневыми тонами говорит о тревоге и депрессии.

Оранжевый. С помощью этого цвета ребенок выражает радость, яркие эмоции и стремление к веселью. Но слишком много оранжевого может говорить о чрезмерном возбуждении и желании самоутвердиться. И даже, как ни странно, о неопределенной ситуации в жизни.

Желтый. Символизирует радость, волевые качества, интеллектуальные способности, общительность, непосредственность, игривость и пытливый ум.

Зеленый. Этот цвет выбирают уравновешенные, контактные, настойчивые дети. Изобилие зеленого в рисунках говорит о поиске безопасности и независимости. Нередко таким детям присущи упрямство и эгоизм.

Темно-зеленый. Любители этого цвета отличаются постоянством. Материальная сторона их интересует больше, нежели духовные ценности: они скорее заметят, в каких туфлях выступает одноклассница, чем то, как она прочитала стишок.

Голубой. Этот цвет предпочитают миролюбивые и чувствительные дети. Но имейте в виду, что слишком много голубого может говорить об отчужденности и непослушании.

Синий. Дети, которые чаще рисуют синим цветом, обладают хорошей интуицией и имеют артистичные способности. Они более нежные и доверчивые. Изобилие этого цвета говорит, что для ребенка фигура матери является очень значимой: нерешенные вопросы с мамой могут особенно негативно сказаться на его психике.

Фиолетовый. Такие дети — настоящие фантазеры. Они чувствительны и восприимчивы, любят спорить, но часто сомневаются. Иногда обилие фиолетового цвета говорит о неумении владеть своими эмоциями.

Коричневый. Стойкость и трудолюбие — основные достоинства любителей коричневого. Но часто такие дети более медлительны. В некоторых случаях «недозированное» использование коричневого говорит о том, что у ребенка что-то болит.

Белый. Если ребенок особенно жалует белый цвет, то, скорее всего, он уравновешен и любит все необычное. Но помните, что иногда детское подсознание выбирает белый, чтобы «засветить» что-то неприятное в его жизни.

Черный. Этот цвет для малышей привлекателен своей яркостью, поэтому не спешите бить тревогу. Он может говорить и об агрессивном упорстве, и о решительности. Нехорошим знаком может быть использование его нетрадиционным образом: например, черные снежинки или зубы.

Человеческие фигуры и лица

Обратите внимание на то, как расположены фигуры на рисунке, каких они размеров, насколько выделена та или иная часть тела.

Бесполое существо. Может говорить о внутреннем разладе.

Крупная фигура в анфас в центре листа. Уверенная в себе личность.

Фигура в нижней части листа с пустотой вверху. Заниженная самооценка.

Фигура или лицо в профиль. Тревожность, необщительность.

Большая голова. Сообразительность.

Четкие черты лица. Ваш ребенок открытый и общительный.

Акцент на уши. Художник лучше всего воспринимает информацию на слух.

Нечеткие черты лица. Отстраненность.

Широко расставленные длинные ноги. Уверенность в себе, стремление к самостоятельности.

Очень большие глаза со зрачками. Скорее всего, ребенок испытывает сильные страхи и нуждается в вашей помощи.

Головной убор. Ребенок нуждается в вашем покровительстве и защите.

Рот:

Открытый с зубами. Агрессия.

Губы в улыбке. Позитивный настрой.

Сильно выделенный рот. В семье, скорее всего, позволяют себе словесные атаки.

Руки:

Большие, длинные руки. Говорят о ловкости.

Широкий размах рук. Символизирует активность.

Множество пальцев. Мощь изображенной фигуры. Если, например, у изображенной бабушки «многопальцевость», то она имеет большое влияние на вашу семью.

Маленькие руки. Слабость изображенного. Если ребенок рисует самого себя с крошечными ручками, он чувствует себя беспомощным.

Спрятанные руки за спиной или в карманах. Неуверенность.

Поднятые вверх руки, кулаки, оружие в руках. Агрессия или желание показать силу, чтобы защититься от нападок.

Примеры расшифровки детских рисунков

Цвета в этом рисунке использованы яркие — розовый, малиновый, зеленый. Это говорит о том, что ребенок открыт и эмоционален.

На передний план выведены фигуры людей, детей. Они изображены достаточно крупно по отношению к другим фигурам. Это может свидетельствовать о том, что ребенок выводит на первый план себя.

На этом рисунке мы видим дома: они изображены маленькими, как бы вдали от основных персонажей. Маленький домик, находящийся в стороне от остальных объектов, может свидетельствовать о некой неуверенности ребенка в части семейных отношений.

Я обратила внимание, что у детей на рисунке широко расставлены руки в стороны. Можно сказать, что ребенок деятельный, творческий, но в то же время он не очень усидчив. Начав одно дело, может его бросить и переключиться на другое занятие. На рисунке мы также видим собаку: для этого ребенка очень важна связь с животным миром. Он очень привязан к своему питомцу либо мечтает его завести.

На этом рисунке мы видим много красного цвета. Красным раскрашена одежда основного персонажа — девочки или женщины. Красным карандашом ребенок нарисовал снежинку. Яркий красный цвет свидетельствует об эмоциональной нестабильности, гиперактивности и даже агрессивности ребенка.

Фигура человека на рисунке одна и она женского пола. Либо ребенок растет в неполной семье, либо в его семье непререкаемый авторитет матери.

Елка. Несмотря на то, что она изображена зеленым цветом, который обычно говорит о внутреннем спокойствии, игрушки на ней одного цвета. И лишь одна раскрашена другим цветом. Это может говорить о том, что ребенку в принципе не хватает эмоций.

Мы также видим фигуры животных на рисунке. Вполне себе домашнего кота и зайчика, который отгорожен от других персонажей елкой. Возможно, ребенку не хватает общения либо с кем-то из членов семьи, либо не хватает общения в принципе. Он как бы замкнут в одном пространстве.

Рисунок выполнен профессионально. Скорее всего, его автор занимается в художественной студии. Явно, что картина нарисована под руководством опытного педагога. В ней использованы характерные цвета зимнего новогоднего пейзажа. Соблюдены все пропорции предметов и персонажей.

Снеговик и новогодняя елка — центральные фигуры на этой картине. Елка украшена разноцветными игрушками, все они разных, ярких цветов. Это свидетельствует об эмоциональности и творческом потенциале, заложенном в ребенке.

Снеговик на картине изображен улыбающимся и танцующим. Это говорит о позитивном настрое, свидетельствует о легкости характера автора рисунка.

Главный элемент этого рисунка — солнце. Оно изображено достаточно крупным и окрашено в яркий оранжевый цвет. Этот цвет обычно используют позитивно настроенные дети. Солнце большого размера говорит о том, что ребенок чувствует себя уверенно и комфортно.

Мелкие облачка, тучки свидетельствуют о том, что ребенок практически не испытывает негативных эмоций, он спокоен и не чувствует для себя никакой угрозы.

Обратите внимание на цвет ствола ели. Ребенок не выбрал цвет, характерный для изображения стволов деревьев — обычно это коричневый или черный цвета. Он предпочел использовать светло-коричневый цвет, ближе к кирпичному. Что опять-таки говорит о его эмоциональной устойчивости.

В этом рисунке также присутствуют традиционные новогодние цвета. Красный костюм Деда Мороза, голубой снеговик, зеленая ель. Смущает то, что его автор не использовал какие-то дополнительные фигуры для заполнения фона.

Все герои изображены на белом фоне. Можно сказать, что ребенок испытывает потребность в эмоциях, общении. Его мир ограничен какими-то рамками. Он знаком с правилами и нормами и, наверное, их не нарушает. Но его эмоции не находят выхода.

Огромные буквы красного цвета как бы нависают над персонажами рисунка. Это может говорить о том, что ребенок испытывает на себе давление со стороны взрослых людей, которые, несомненно, являются для него авторитетом, но его это в какой-то степени тяготит.

Статья опубликована на канале Letidor.ru в Яндекс.Дзен.

Как читать детские рисунки? | Психология

Традиционно считается, что в первую очередь необходимо оценить цветовую гамму рисунка. Во многих источниках мне встречались более или менее вольные интерпретации главным образом исследований Люшера о связи «цвета и характера» — то есть состояния психики и цветовых предпочтений. О значениях цветов написано чрезвычайно много и без меня, при желании в Интернете можно найти достаточное количество информации, поэтому я сделаю акцент на другом. Фото: pixabay. com

Безусловно, цвет — это важно. Однако важно помнить и то, что нельзя категорично заявлять нечто вроде

если рисунок сделан черным — ребенок находится в состоянии депрессии, а если красным — он чрезмерно агрессивен.

Оценивая цветовую гамму детских картинок, следует обращать внимание вот на что:

  • Есть ли у ребенка достаточный выбор цветов, которые можно использовать? (Известны случаи, когда ребенок рисовал «мрачный» рисунок только потому, что коробка карандашей была на всех одна и ему как раз достался черный или серый.)
  • Как часто использует какой-либо цвет ваш малыш? Всегда ли он выбирает преимущественно красный, к примеру, карандаш, или же это ситуационный выбор? С какими цветами он его комбинирует?

Так, согласно исследованиям А. Л. Венгера, темно-коричневые, серые и черные цвета в качестве преобладающих, постоянно выбираемых — признаки депрессивного состояния.

Слишком много красного свидетельствует об актуальном (здесь и сейчас) состоянии тревоги, эмоциональной напряженности. Но если красный — постоянно предпочитаемый цвет, это может говорить о невротизации или повышенной конфликтности. Обилие красного в сочетании с темными тонами — возможная тревожная депрессия. Фото: pixabay.com

  • Какие тона вообще преобладают в рисунке — теплые или холодные? Избыток темно-голубых и фиолетовых цветов может говорить о сниженном настроении или просто о высокой чувствительности. Выполнение почти всех работ «в пастельных тонах» также говорит о чувствительности либо о тревожности как личностной особенности.
  • Использует ли ребенок всю палитру, либо его цветовая гамма обычно бедна и он ограничивается парой-тройкой цветов? Если это так, то можно говорить об астении, усталости, пассивности или даже о депрессии.
  • Каким цветом кто нарисован? Постоянно ли ребенок выбирает именно этот цвет для данного члена семьи, животного? Сравните серию рисунков, выполненных ребенком в разное время.
    Появился ли вызывающий вопросы цвет только как тенденция последних дней, или так было всегда?
Фото: pixabay.com

Следующий важный момент — нажим на карандаш. Это — показатель психомоторного тонуса ребенка.

Если нажим слабенький, легкий, неуверенный — это говорит о робости, пассивности, астении (истощенности психики) малыша.

Если линии постоянно стираются — это свидетельство неуверенности, эмоциональной неустойчивости, тревожности. А когда штрихи делаются как бы эскизными — сначала легонькими штришками, потом наводятся жирнее — это попытка контролировать свою тревогу, взять себя в руки.

Если контуры изображений жирные, сильно продавливают бумагу, это может быть свидетельством эмоциональной напряженности, импульсивности. Ну, а если карандаш рвет лист — это признак возможной конфликтности, агрессивности, либо просто возбужденного состояния или гиперактивности.

Размер рисунков также немаловажен. В норме самый крупный объект рисунка занимает примерно 2/3 листа формата А4. Если рисунок человека или животного очень велик, занимает весь лист или даже выходит за его пределы (иногда ребенок переворачивает лист или приклеивает сбоку еще один, чтоб дорисовать то, что «не поместилось») — это может навести на мысль о тревожном или стрессовом состоянии малыша в данный момент (а еще такие рисунки характерны для импульсивных и гиперактивных деток). А вот малюсенький рисунок часто говорит о низкой самооценке или депрессии. Если же размер рисунков непостоянен — ребенок эмоционально нестабилен. Фото: pixabay.

com

Задуматься заставит и расположение рисунка на листе. Рисунок в верхней части листа свидетельствует о высокой самооценке (либо о склонности к «витанию в облаках»), а вот мелкий размер в сочетании с расположением «внизу» может говорить об эмоциональном неблагополучии. Помните рисунок «очень одинокого петуха», который нарисовал Карлсон? Крошечное нечто в нижнем уголочке листа — и больше ничего…

Обратите внимание также на то, насколько тщательно нарисовано изображение, насколько оно детализировано. Если подробностей много — у ребенка, скорее всего, живое воображение, творческая направленность (хотя возможно, он просто демонстративен). Однако всмотритесь, какого рода все эти детали: если они однотипны и количество их велико (к примеру, ребенок не поленился нарисовать 39 пуговиц на мундире солдата или 154 чешуйки на рыбе) — это может быть свидетельством тревожности, ригидности, перфекционизма.

Важен и темп работы ребенка: если малыш рисует медленно, но старательно — значит, таковы особенности его темперамента, а вот медленное и вялое, без интереса рисование — признак пассивности, истощенности нервной системы или депрессивного состояния. Высокий темп говорит о том, что перед нами активный живчик. Если же при этом рисунок размашист и неаккуратен — ребенок, скорее всего, гиперактивен (либо негативно настроен и стремится поскорей «отвязаться» от вас и сделать все побыстрее и кое-как). Фото: pixabay.com

Подсказкой будут реплики ребенка во время работы. Если малыш делится в процессе создания сюжета своими мыслями, рассказывает о том, что рисовать любит — он настроен положительно и, скорее всего, психологически благополучен.

Если малыш постоянно уточняет, что и как «правильно» надо делать — это маленький перфекционист, и/или он тревожен и не уверен в себе. Ну, а если просьба нарисовать что-либо вообще воспринимается «в штыки» либо сопровождается нытьем вроде «скучно», «надоело» — это может объясняться и робостью, и усталостью, и негативизмом, и неумелостью в общении, и стремлением уйти от трудностей.

Еще раз хотелось бы предостеречь от скоропалительных выводов о состоянии ребенка на основе одного признака: только если вы видите «симптомы» тревожности или депрессии в нескольких элементах сразу, и тем более — в разных рисунках, можно делать какие-либо выводы. Однако и в этом случае надо воспринимать ситуацию в общем контексте: к примеру, если нарисованное существо тщательно заштриховано — это, конечно, может быть признаком тревожности и неуверенности. Но может быть также свидетельством того, что ребенок посещает художественную школу и его там уже научили, «как рисовать правильно», т.

е. передавать штриховкой оттенок и объем. Фото: pixabay.com

Чрезвычайно важным в рисунке является сюжет и то общее впечатление, которое он производит. Конечно, впечатление — дело тонкое: маму, допустим, картинка чем-то расстроит, а папу — вполне устроит. Однако есть такие рисунки, которые безусловно производят тягостное впечатление на любого зрителя: изображения сцен насилия, ран, крови, асоциальных сюжетов, агрессивных, «вооруженных изо всех сил» персонажей или же существ совершенно непропорциональных, с грубыми искажениям формы и пропорций (явно не по возрасту). Все это, по утверждениям признанных мастеров исследования детского рисунка Дж. Дилео и А. Л. Венгера, — признаки неблагополучия. Однако повторюсь — лишь признаки, и об истинном положении вещей следует судить, только тщательно проанализировав множество факторов.

Для этого существуют специальные проективные тесты — так называемые «рисуночные методики», с помощью которых детские психологи вместе со специалистами по психоанализу могут составить представление о состоянии ребенка. Речь о них и пойдет в следующих статьях.

Теги: рисунки, детский психолог, психоанализ, рисование, детский рисунок, проективные тесты

Научитесь расшифровывать детские рисунки

Научитесь расшифровывать детские рисунки и лучше познайте своего ребенка и его внутренний мир. Детские рисунки могут так много рассказать вам об их страхах, радостях, мечтах, надеждах и кошмарах, но они также дают вам ценное представление об их личностях .

Дети начинают рисовать с того момента, когда они становятся достаточно большими, чтобы держать мелок или карандаш и прикладывать их к бумаге. Для самых маленьких рисование представляет собой естественную деятельность , обычно с большим удовольствием. Рисуют, чтобы выразить эмоции, потому что не умеют выражать словами разные чувства. Они выражают свои страхи, радости, мечты, надежды и кошмары с помощью рисунков, а также рассказывают вам о своих отношениях с миром и другими вещами .

Рисование – это способ общения, а детские художественные работы представляют собой взгляд на их личности . Детские рисунки уникальны и могут дать нам точную информацию о юных художниках.

Каждый родитель надеется найти смысл в рисунках своего ребенка . Иногда рисунки — это просто рисунки, и на странице не видно ничего, кроме — забавного игрового времени . Но иногда интерпретация детских рисунков означает, что вы обнаруживаете более глубокий слой того, что они думают и чувствуют.

Итак, не вчитывайтесь в рисунок слишком много, вместо этого позвольте ребенку рассказать вам, что этот рисунок значит для него . Задавая вопросы, например о том, что делают люди на рисунке, вы можете узнать у ребенка то, чего вы никогда не увидите сами.

Этапы рисования

Есть три этапа детского рисунка : этапы каракулей, предварительная схема и этапы схемы.

  1. Писание    (2-4 года)

На данном этапе в картинках нет реалистичности, и в основном это просто пометки на странице. Казалось бы, ничего там нет, но иногда дети создают нечто, называемое «случайным реализмом». Это означает, что когда каракули будут готовы, вы сможете увидеть определенные фигуры, напоминающие машину или дом.

  1. Pre-Schematic (4-7 лет)

На этом этапе дети пытаются создавать предметы, которые видят своими глазами. Они могут рисовать самые простые вещи, такие как лица, фигурки, автомобили, грузовики, деревья и дома. В этих рисунках обычно нет реалистичных деталей. В конце этапа они начинают добавлять определенные вещи, которые выделяют их идеи, например, цветы перед домом или одежду на фигурках из палочек.

  1. Схема (7+ лет)

На этом этапе есть некоторые признаки схемы. Например, рисунок океана может включать чаек, морскую звезду, пляжный мяч, людей в купальных костюмах и т. д. Можно добавить слова и символы, чтобы дать дополнительные сообщения, объясняющие рисунок. Рисунки людей будут иметь больше деталей, возможно, включая веснушки. Здесь больше глубины и реализма, возможно использование новых точек зрения.

Пол и цветовые предпочтения

Неудивительно, что есть некоторые различия между тем, как и что рисуют девочки и мальчики . Девочки обычно рисуют округлые формы, в том числе цветы, сердечки, в то время как углы, квадраты и более прямые линии характерны для мальчиков, наряду с автомобилями, автобусами и т. д. собственный пол.

Кроме того, некоторые исследователи сообщают, что девочки, как правило, используют больше цветов на рисунке, чем мальчики, отдают предпочтение более теплым цветам (например, розовому), а мальчики демонстрируют предпочтение более холодным цветам (например, синему).

Очевидно, что выбор цвета может иметь большое значение:

  • Черный и фиолетовый предполагает доминирование, и ему может отдать предпочтение относительно требовательный ребенок. Синий нравится детям, которые заботливы и любят компанию.
  • Красный — это цвет волнения, который особенно подходит детям, чтобы ничего не пропустить, и является одним из самых популярных цветов для детей.
  • Розовый показывает потребность в любви и признательности и нравится девушкам
  • Зеленый — цвет тех, кто любит быть разным, любит пространство, артистичен и интеллигентен.
  • Желтый также демонстрирует ум и солнечную натуру.

Положение рисунка на странице

Когда дело доходит до позиционирования на странице, очевидно левая сторона страницы традиционно ассоциируется с прошлым и заботой . Это также связано с матерями.

Правая сторона связана с интересом к будущему и потребностью в общении . Эта сторона связана с отцами.

Ребенок, который размещает рисунок хорошего размера на видном месте на странице, считается уравновешенным и безопасным , в то время как маленькие фигуры, нарисованные у нижнего края бумаги или рядом с ним, или в углу , выражают чувство неадекватности или незащищенности.

Какие эмоции раскрывают их рисунки?

Многие эмоции могут быть раскрыты в рисунках вашего ребенка, но не слишком увлекайтесь вещами, которые они могут означать, пока ваш ребенок не успеет объяснить их вам . Тем не менее, исследователи обнаружили некоторые моменты, которые могут отображать то, что на самом деле чувствует ребенок.

  • Детальные, тщательные рисунки могут выявить ребенка, который чувствует потребность очень стараться.
  • Смелые штрихи , особенно если они расположены близко друг к другу, может быть признаком стресса, сильных чувств, решимости или гнева , а более мягкие метки предполагают более мягкий характер.
  • Качество линии также может быть значительным «» фигура, нарисованная светлыми, колеблющимися, прерывистыми линиями, показывает нерешительного, неуверенного в себе ребенка, который, кажется, думает по ходу дела. Напротив, смелая, непрерывная, свободно проведенная линия выражает уверенность в себе и чувство безопасности.

При рисовании фигур размер и относительный размер нарисованных фигур считаются значимыми , причем более важные или доминирующие фигуры рисуются крупнее.

Отсутствие рук иногда интерпретируется как указание на робость, признак неагрессивных детей, тогда как преувеличение размера рук рассматривается как символ агрессивных тенденций, если фигура является автопортретом. Точно так же крошечные ступни воспринимаются как признак неуверенности, «буквально неустойчивого фундамента».

  • Импульсивный ребенок : Большие фигуры, отсутствие шеи и асимметрия конечностей.
  • Тревожный ребенок : Облака, дождь, летящие птицы, нет глаз на фигурках
  • Застенчивый ребенок : Низкие фигуры, без носа и рта, маленькие фигурки и руки близко к телу
  • Злой ребенок : Большие руки и зубы, длинные руки, косоглазие
  • Неуверенный в себе ребенок : Чудовищные фигуры, крошечные головы, отсутствие рук и наклонные фигуры

Как поощрять рисование детей

Обучение интерпретации и расшифровке детских рисунков может быть очень полезным для вас как родителя. Однако старайтесь поощрять и эту творческую активность.

Художественный опыт помогает детям развивать независимость в определенных пределах и дает им возможность представлять свои идеи на бумаге или в других форматах . Самое главное, творческое самовыражение позволяет детям использовать волшебство собственного воображения, а это и есть то, что нужно ребенку.

Вот несколько вещей, которые вы можете сделать, чтобы побудить вашего ребенка больше рисовать:

  • Сделайте рисование постоянной частью игрового времени . Предложите им различные принадлежности для рисования, такие как мелки, толстые карандаши и смываемые маркеры. Разрежьте бумажные пакеты, чтобы на них можно было рисовать. Иногда маленьким детям помогает, если вы приклеиваете бумагу к столу, чтобы она не двигалась, когда они рисуют.
  • Инструкции не требуются.  Позвольте вашему ребенку экспериментировать, исследовать и выражать свои творческие способности по-своему. Этот независимый ребенок должен чувствовать себя уверенным, компетентным и умным.
  • Обратите внимание на процесс, а не только на продукт . Участвуйте в процессе рисования, а не просто хвалите ребенка за успехи. Помогите ему нарисовать что-нибудь посложнее или подберите вместе подходящие цвета для домика из дерева.
  • Используйте искусство, чтобы помочь ребенку выразить сильные чувства . Если ваш ребенок злится, помогите ему/ей выразить эти эмоции, нарисовав очень злую картинку.
  • Продемонстрируйте рисование и письмо вашего ребенка . Так ваш ребенок узнает, что его работа ценна и важна.

[разделитель]

Любите рисовать с детьми? Не могли бы вы поделиться с нами рисунками своих детей? Это было бы замечательно!

Как расшифровать детские рисунки

Нужна идея для постной милостыни?

Помогите нам распространять веру в Интернете. Не могли бы вы пожертвовать всего 10 долларов, чтобы мы могли продолжать создавать бесплатный вдохновляющий контент?

Сделайте великопостное пожертвование здесь

Психолог Антуанетта Мюэль объясняет: «Есть сходство в рисунках детей одного возраста и на одной стадии психомоторного развития. Однако их взгляды на окружающий мир полностью индивидуальны, что затрудняет «объективную» интерпретацию того, что они рисуют. Мир ребенка отличается от мира взрослого: это мир, в котором не существует логики, а воображение царит над реальностью и разумом». А психоаналитик Мартина Бахерик утверждает, что «ребенок увлекается своим рисунком, как если бы это была картина, выражающая то, что он переживает в своих отношениях с другими. Он приносит информацию, которую нужно интерпретировать, через то, что он рисует».

Поразительно спонтанные, тревожно правдивые, временами конкретные и прямые детские рисунки интригуют. Чему мы можем научиться из этих набросков, из этих удивительных вдохновений, из этих терпеливо проработанных произведений искусства?

Рисование сквозь века

До двух лет ребенка интересуют только движение, линии, цветовые пятна и штрихи на странице. Это век каракулей, и нет никакого намерения изображать объекты. Движения и жесты не контролируются. В возрасте от двух до трех лет малыш обнаруживает аналогию между объектами и очертаниями — этап, называемый «случайным реализмом». Ребенок постепенно пытается воспроизвести реальные формы, и этому трудно научиться. Инициируемое и поощряемое окружением ребенка, рисование становится символически репрезентативным. В возрасте от трех до четырех лет рисунки отражают восприятие реальности ребенком. И здесь мы можем чему-то научиться. Это состояние «разочарованного реализма». В возрасте 5—7 лет ребенок начинает рисовать то, что знает, а не то, что реально воспринимает предмет — это фаза «интеллектуального реализма». Он вдохновлен «внутренней» моделью, из которой получаются каракули, очерченные дома и рисунки, которые еще не включают перспективу или пропорции.

В возрасте от семи до двенадцати лет ребенок достигает стадии «визуального реализма», на которой восприятие приобретает интеллектуальный характер, включающий озабоченность объективностью. Ребенок постепенно усваивает взрослую пространственную концептуализацию. Мартина Башерих поясняет: «В этом возрасте молодые люди начинают создавать менее экстравагантные рисунки, потому что они находятся в точке адаптации и очень чувствительны к тому, что происходит в культурной среде. Рисование отходит на второй план, интерес к нему рассеивается. Подросток рисует более обычные и стереотипные вещи, и ему труднее задействовать свои воображаемые представления, свои эмоции и свое внутреннее поведение посредством рисования».

Когда рисунок многое говорит о ребенке

По словам доктора Обина, работающего в психиатрической больнице, «важно наблюдать за развитием рисунка во времени и пространстве. Многие дети беспокоятся, пока не заполнили всю страницу успокаивающими знаками (дождь, снег, облака, птицы), в то время как другие будут использовать только крошечную часть страницы. Нужно обращать внимание на четкость, размерность, динамичность, оригинальность и оценивать первый штрих и последующие, что стерто, зачеркнуто, повторено, отметить спонтанные комментарии. Движения большие и спонтанные или сдержанные и робкие? Поглаживания твердые и сильные или легкие?» Все эти показатели хорошо известны графологам, которые также широко сотрудничают в интерпретации детского рисунка благодаря своим знаниям в области письма.

Рисунок может многое рассказать о характере ребенка. Например, чувствительный ребенок сомневается, стирает, зачеркивает, забывает важные детали. Стиль их письма неправильный, неровный, иногда шаткий. Определенные элементы могут показывать стремление к безопасности: арки, радуги, магические круги. Каракули могут быть слишком большими или слишком маленькими. С другой стороны, нечувствительный ребенок пишет тонко и четко, с правильными, сбалансированными штрихами и работает в центре страницы, создавая набросок с правильными пропорциями. Активный ребенок показывает хороший уровень разборчивости с твердым, чистым ударом. Такой ребенок начинает быстро и напряженно работать, чтобы получить желаемый рисунок. Для рисования человека этот ребенок предпочитает использовать лист вертикально. Малоподвижный ребенок рисует медленно, мечтательно, с частыми сомнениями и переменами мнения при столкновении даже с незначительными трудностями (руки, ноги). Этот ребенок оставляет рисунок незаконченным, и разборчивость не является его сильной стороной. Рисунок рудиментарный, черты лица мягкие (руки свисают). У ребенка-экстраверта рисунок импровизирован и не очень организован. Этот ребенок много двигается, и обращает внимание на то, что происходит в данный момент, в комнате, сосредотачиваясь на том, что нового, что незапланировано. Рисунок этого ребенка часто больше, чем обычно. Ребенок-интроверт рисует упорядоченно и методично. Представления отражают внутренний мир. Стиль серьезный, мазки мелкие, твердые и плотные. У этого ребенка есть склонность центрировать набросок в углу страницы. Фигуры часто рисуются сбоку и могут быть небольшого размера.

Обратите внимание на формы и цвета

Детей привлекают яркие, блестящие цвета. Они часто выражают эмоции или грусть с помощью темных и тусклых цветов. Красный — любимый цвет интенсивного, страстного ребенка-борца. Это также любимый цвет для очень маленьких детей. Если ребенок переключается с ярких фломастеров на мягкие карандаши, возможно, он немного застенчив. Очень красочный рисунок отражает счастливую и живую природу.

Вода может символизировать мать, а также двойственные чувства ребенка к ней. Она есть плодородие, матка и привносит благотворный женский элемент, который очень раскрывает эмоциональную жизнь ребенка. Море также обозначает бессознательное во всех его глубинах. Сильное солнце вызывает легкость, тепло, безопасность. Это отцовский образ, который, будучи принятым, сияет в своем зените или, скрытно установленный за горой, может вызывать страх. Солнце также может представлять авторитет или «отцовский» образ замещения: деда, учителя, врача, лидера бойскаутов и т. д.

С точки зрения интерпретации образов дома, это преимущественно закрытое пространство. Когда мы видим свет внутри дома, он представляет собой определенную защиту и уютное тепло, с гостеприимным камином, с окнами и дверями, открытыми наружу. В нем мы можем найти как лучшее, так и худшее: это может быть пещера, полная сокровищ, или логово свирепых зверей. Если нет ни окон, ни дымохода, это становится тюрьмой без выхода. С другой стороны, если дорожка, ведущая к нему, широка и окружена цветами по бокам, это указывает на возможность выхода и, таким образом, экстериоризации. Но если эта дорожка превращается в неизбежный лабиринт или, возможно, даже ведет в никуда, это указывает на безвыходную или наполненную трудностями ситуацию.

Будьте осторожны при интерпретации детских рисунков

Когда мы сталкиваемся с загадочным рисунком, можем ли мы сделать вывод, что это страдание или что-то не так? И наоборот, можно ли в рисунке измерить равновесие ребенка?

«Родители должны сопротивляться искушению проецировать объяснение того, что ребенок создал на бумаге — это что-то слишком деликатное и может быть опасным», — говорит Жаклин Бессон, консультант-графолог, специализирующийся на интерпретации детских тестов по письму и рисованию. «Однако простым взглядом можно заметить, производит ли произведение в целом впечатление уравновешенности и гармонии. Все, что соразмерно, гибко, разнообразно, живо, красочно, — а это относится к огромному большинству рисунков, — должно цениться. Наоборот, если есть слишком много преувеличений, непропорциональных тем или образов, которые постоянно возникают — все, что передается навязчивым образом, излишества любого рода, слишком много «всего» или слишком много «слишком мало» может соответствовать некоторым трудностям, с которыми сталкивается ребенок.

В клинике Мартины Башерих дети иногда рисуют треснувшие стены или перевернутые предметы. «Это может выражать некоторую хрупкость при отсутствии космической организации: солнца нет или слишком много солнц, депрессивный ребенок будет делать рисунки только коричневым или черным… Но рисунок полезен для нас, прежде всего, чтобы почувствовать историю ребенка говорит, потому что он рисует часть себя. Важно иметь в виду, что ни в коем случае нельзя толковать примету изолированно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *