Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Как развивать крупную моторику: Развитие крупной моторики у детей

Развитие крупной моторики у детей

Родители, а часто и педагоги, недооценивают необходимость развития крупной моторики у детей. А она является базой для формирования мелкой моторики, которая важна при подготовке к школе. Разберемся, что такое крупная моторика, зачем и как ее развивать.

Содержание статьи:

  • Что такое крупная моторика
  • Зачем развивать
  • Нарушение крупной моторики у детей
  • Как развить крупную моторику
  • Игры и упражнения на развитие
  • Вывод

Что такое крупная моторика

Крупная моторика, или общая  — это активные движения телом, в которых задействованы руки, ноги, туловище, голова. По сути, этими навыками взрослые пользуются, не задумываясь, а детям приходится их постепенно осваивать.

Первый год жизни малыш стремительно развивается и учится владеть своим телом:

  • фокусирует взгляд;
  • держит голову;
  • управляет руками и ногами;
  • учится сидеть;
  • ползает;
  • пытается встать;
  • ходит, бегает, прыгает.

От того, насколько успешно пройдут все эти важные процессы, зависит здоровье и жизнь ребенка.

  • Ребенок к 2 годам осваивает сложную общую моторику рук и ног. Малыш кидает и пинает предметы. Держась за руку, поднимается по лестнице. 
  • Дети в 3 года осваивают ходьбу, бег, прыжки более уверенно.

Формирование крупной моторики происходит за счет любых движений: активных игр, копирования действий взрослых и животных, спортивных занятий, танцев, аэробики. 

Важно начать заниматься с ребенком как можно раньше. Хорошее физическое развитие дошкольника — залог его дальнейших успехов в учебе, жизни и возможность избежать многих проблем.

Читайте так же: что должен уметь и знать ребенок в возрасте 2 лет

Зачем развивать

Без развитой крупной моторики невозможно полноценное формирование человека. Плюсы развития двигательных навыков:

  • укрепляют опорно-двигательный аппарат;
  • улучшают координацию;
  • обеспечивают синтез белка в мышцах;
  • стимулируют познавательную активность;
  • увеличивают работоспособность;
  • развивают самостоятельность;
  • совершенствуют речь;
  • помогают осваивать навыки чтения и письма;
  • мотивируют к активной деятельности;
  • формируют межполушарное взаимодействие;
  • развивают творческий потенциал;
  • способствуют успешной социализации;
  • учат управлять своим телом в пространстве;
  • содействуют в познании мира и себя.

Как видим, ценность развития крупной моторики велика. Эта работа позволяет сохранить и приумножить физическое и умственное развитие детей.

Трудности ребенка с недостаточностью крупной моторики

Каждый малыш индивидуален и его формирование проходит неравномерно. Лучше не сравнивать своего ребенка с другими детьми. Один ребенок может начать ходить в 9 месяцев, а другой после года. Это нормально. Главное — регулярно заниматься с малышом. Однако есть критерии, по которым можно определить, что у ребенка плохо развита крупная моторика:

  • трудно даются навыки рисования и письма;
  • неспособность самостоятельно одеваться и пользоваться столовыми приборами;
  • невозможность поддерживать позу сидя;
  • теряет ориентацию в пространстве: падает, спотыкается, врезается;
  • вялость;
  • плохо говорит;
  • не может играть с мелкими игрушками;
  • плохо переключается на новую деятельность;
  • низкая самооценка;
  • тяжело идет на общение со сверстниками.

Если есть подозрения на нарушение крупной моторики, обратитесь к врачу для коррекции.

Как развить

Основными задачами развития крупной моторики являются:

  • создание условий для реализации двигательной активности ребенка;
  • выработка навыков контролировать движения и управлять ими;
  • научение согласованности действий;
  • развитие двигательной активности.

Исходя из задач, родителям нужно обустроить пространство в комнате, запастись необходимым оборудованием и контролировать процесс. В помещении должно быть достаточно места для бега, прыжков, наклонов. Начните с самого простого: приучите малыша делать утреннюю зарядку. Если есть возможность проводить ее на улице — еще лучше. Вполне достаточно простых упражнений: приседание, ходьба, повороты, наклоны.

Приобретите различные снаряды для подвижных игр: мячи, скакалки, обруч. Дома с ребенком можно играть в кегли, баскетбол, городки, вышибалы. Идеальным вариантом будет обустройство в комнате специального спортивного уголка. Если это недоступно, можно просто танцевать под любимую музыку, чередуя медленные и быстрые движения.

Для прогулок на улице запаситесь велосипедом, самокатом, роликами и другой техникой по возрасту. Зимой — коньки, лыжи, горки. Кроме того, для развития двигательной активности ребенка можно записаться в ближайший детский центр или спортивную секцию, где созданы идеальные условия для полноценного формирования.

Развитию крупной моторики способствуют и домашние обязанности. Следует нагружать ребенка посильными делами по дому. Например, подмести пол, вытереть со стола, расставить игрушки, развесить или сложить белье.

Игры и упражнения на развитие крупной моторики

Упражнений и игр на развитие речи и крупной моторики существует великое множество. Это могут быть занятия на укрепление мышечного корсета, на координацию для создания пространственных представлений у детей дошкольного возраста. Игры проводятся парами или группами.

  1. «Лодочка». Положение лежа на спине с вытянутыми руками. Ребенку нужно одновременно приподнять прямые руки, голову и ноги. Держать позу максимально долго. Это же упражнение можно делать лежа на животе.
  2. «Бревнышко». Исходное положение как в предыдущем упражнении. Перекатываться всем телом поочередно в правую и левую сторону.
  3. Лежа на животе, положить руки за голову. Локти развести в стороны. Медленно поднимать верхнюю часть туловища, ноги при этом лежат ровно.
  4. «Паучок». Присесть на корточки, ладошками опереться сзади. Ползать, подражая насекомому.
  5. «Гусиный шаг». Положение на корточках, только руки на коленях. Ходить по разным направлениям: вперед, назад, влево, вправо. Усложнить упражнение можно, положив плоский предмет на голову.
  6. «Узкая дорожка». Выложить на полу длинную веревку с изгибами и поворотами. Предложить ребенку пройти по ней. По воображаемой дорожке можно катать машинки и другие игрушки.
  7. Стоять поочередно на правой и левой ноге, на носочках, на пяточках. Сделать «ласточку».
  8. Маршировать на месте с высоким поднятием ног.
  9. Упражнения с перекрестными движениями рук и ног.
  10. «Попадание в цель». Игра хорошо развивает глазомер. Можно приобрести традиционный кольцеброс или соорудить самостоятельно из подручного материала. Подойдет любая емкость, куда на расстоянии нужно кидать предметы. Сюда же относятся варианты игр в боулинг, городки, кегли.
  11. Игры с мячом или упражнения на фитболе.

Так же узнайте какие бывают упражнения на развитие мелкой моторики у детей.

Вывод

Крупная моторика — это двигательные навыки, необходимые ребенку для полноценного физического и умственного развития. Способности формируются с раннего возраста посредством простых упражнений, домашнего труда, подвижных игр и активных спортивных занятий.

В центрах детского развития «Бэби–клуб» мы уделяем внимание как крупной моторике, так и мелкой. Мы используем только проверенные, популярные методики развития. Наши специалисты с радостью подготовят вашего ребенка к детскому саду или школе и помогут сформироваться ему как личность.

Развиваем крупную моторику ребенка | Консультационный Центр

Уделяя внимание мелкой моторике, родители забывают про крупную: основная нагрузка у первоклассников приходится не на кисть, а на верхний плечевой пояс.  Важно развивать не только мелкую, но и крупную моторику ребенка.

Крупная моторика, то есть движения крупных мышц тела, развивается гораздо раньше мелкой. Это основа, на которую впоследствии накладываются более сложные и тонкие движения мелкой моторики.

    Развитие мышц начинается вскоре после рождения ребенка. Сначала развиваются мышцы, отвечающие за движения глаз, потом за повороты головой и кроха может удерживать, а затем и вращать головой. Потом развитие мышц постепенно опускается вниз: плечи и руки (ребенок поднимается на локтях), туловище (малыш осваивает повороты со спины на живот и наоборот), ноги (садиться, ползает и идет, наклоняется, прыгает). И все это крупная моторика — без нее ребенку будет невозможно выполнять какие-либо мелкие движения. 

Двигательные затруднения у детей могут препятствовать нормальному речевому развитию, затруднять передвижения в пространстве, активные действия с различными предметами и инструментами, освоение навыков письма и чтения, занятия спортом и играми. В результате двигательных расстройств у детей может нарушаться мотивация к играм и любой другой деятельности.

Помимо этого, двигательные упражнения помогают:

* поднять уровень активности ребенка;

* обеспечивают развитие зрительного и слухового внимания;

* способствуют формированию межполушарного взаимодействия;

* развивают умение управлять своим поведением, преодолевать стереотипии в поведении (Глозман Ж. М., 2009).
Двигательные упражнения формируют образ собственного тела ребенка, что помогает лучше осознавать себя, управлять своим телом и поведением, а также легче ориентироваться в пространстве.

 Существует большое количество разнообразных игр и упражнений для развития крупной моторики у дошкольников.

  • Первое и самое простое – это  зарядка. Выполнение всевозможных упражнений на повороты и наклоны, хождение на носках и пятках, махи и приседания, прыжки и скрещивания рук помогают научиться 
    контролировать свое тело
    . Используйте мяч: его можно катать, бросать и ловить, с ним можно приседать, наклоняться.
  • Игры со скакалкой, а также игры на бросание и попадание в цель, кольца, игра в городки, дартс помогут в развитии внимательности и координации движений.
  • Занятие танцами, езда на велосипеде и самокате, роликах и коньках — и это все способствует укреплению мышечного аппарата ребенка.

Для развития крупной моторики ребенка хорошо подойдут и упражнения на зеркальное копирование движений взрослого. Это позволит в игровой и веселой форме развить реакцию и научиться чувствовать свое тело.

Научиться владеть своим телом и развивать общую моторику в дошколят можно и приобщая их к домашнему труду. Протереть пыль, пропылесосить, подмести веником или помыть пол, помыть посуду, полить цветы, развесить постиранное белье на веревочку — все это просто, когда давно научился, а для ребенка это будет отличной тренировкой крупных мышц.

И при этом он будет чувствовать себя взрослым, потому что не тренируется, а как мама и папа выполняет взрослые дела.

Не приучайте ребенка лениться!

Современных детей, непременно надо заставлять двигаться. По наблюдениям, почти половина девочек и четверть мальчиков дошкольного возраста страдают ожирением различной степени.

Очень много интересного можно узнать, вообще не делая никаких движений. К примеру, мобиль, который висит над кроватью, играет мелодию, светится, крутится, а ребенок не может дотянуться до него руками. Или игрушка, у которой достаточно нажать одну кнопку, а она в ответ выдает целый спектр действий. Для младенца это все — познавательная активность, а моторной реализации у нее нет.

В итоге ребенок переполняется информацией, и потом ему обязательно нужно просто активно подвигаться, чтобы скомпенсировать интеллектуальную деятельность.

Комплексы упражнений для развития крупной моторики

1. «Бревнышко». Из положения лежа на спине (ноги вместе, руки вытянуты над головой) перекатываться по нескольку раз сначала в одну, затем в другую сторону.

2. «Колобок». Лежа на спине, подтянуть колени к груди, обхватить их руками, голову подтянуть к коленям. В таком положении перекатиться несколько раз сначала в одну, затем в другую сторону.

3. «Письмо в воздухе». И.п. — лежа на спине, руки вытянуты вперед перед грудью. Одновременно (в одну сторону) руки в воздухе «прописывают» буквы, цифры, а также целые слова. Этот же прием применяется при коррекции письма — при пропуске букв, их заменах, «зеркальном» написании и других ошибках.

4. Рисование на доске, листе бумаги одновременно двумя руками. Обе руки сначала двигаются в одну сторону, затем в противоположные. Сначала ребенок рисует прямые линии — вертикальные, горизонтальные, наклонные, перпендикулярные; затем разнообразные круги, овалы, треугольники, квадраты.

5.И п. — сидя на коленях (стоя). Руки присогнуты в локтях. Одна рука выполняет движение кулак — ладонь, другая одновременно выполняет движение кулак — ребро — ладонь. После освоения добавляются различные глазодвигательные упражнения.

6. И.п. — лежа на спине, ноги вместе, прямые руки вытянуты над головой. Правая рука и правая нога сгибаются, локоть касается колена. Возвращаемся в и.п. То же повторяем левой рукой и левой ногой. Затем упражнение делается встречно левой ногой и правой рукой и наоборот.

7. И.п. — сидя на коленях (стоя). Для этого упражнения нужен тугой, но не упругий продолговатый предмет (тряпочная «сарделька»). Ведущий бросает предмет ребенку, ребенок его ловит, при этом двигая только руками. Затем предмет нужно поймать одной рукой. Когда упражнение освоено, ребенку дается задание поочередно закрывать то один, то другой глаз, ловя предмет то правой, то левой рукой.

8. Ползанье на животе. Сначала по-пластунски. Затем только на руках, ноги расслаблены. Затем только при помощи ног, руки за спиной (на последних этапах руки за головой, локти в сторону).

9. Ползанье на спине без помощи рук и ног («Червячок»).

10. «Паучок». Ребенок садится на пол, руки ставит немного позади себя, ноги сгибает в коленях и приподнимается над полом, опираясь на ладони и стопы. Шагает одновременно правой рукой и правой ногой, затем левой рукой и левой ногой (упражнение выполняется по четырем направлениям — вперед, назад, вправо, влево). То же, только шагает одновременно разноименная рука и нога. После освоения добавляются движения головы, глаз и языка в различных сочетаниях.
11. «Слоник». Ребенок становится на четыре конечности так, чтобы вес был распределен поровну между руками и ногами. Одновременные шаги правой стороной, затем левой. На следующем этапе ноги идут параллельно, а руки наперекрест. Затем руки параллельно, ноги наперекрест. Отработка сочетанных движений глаз, языка, головы, рук и ног.

12. «Гусята». Отрабатывается «гусиный» шаг с прямой спиной по четырем направлениям (вперед, назад, вправо, влево). То же с плоским предметом на голове. После отработки включаются разнонаправленные движения головы, языка, глаз.

13. И.п. — стоя, прямые руки вытянуты вперед. Одна рука ладонью вверх, другая вниз. Ребенок начинает маршировать, на каждый шаг меняя положение ладоней. То же, но смена ладоней через шаг, затем через два. После освоения добавляются различные глазодвигательные упражнения в различных сочетаниях.

14. И.п. — стоя на четвереньках. Ребенок выпрямляет и приподнимает над полом одну ногу, отводит ее сначала в одну, потом в другую сторону. Остальные части тела при этом неподвижны. То же с закрытыми глазами. После освоения одновременно с ногой вытягивается вперед разноименная рука. Затем одноименная.

Подготовила:

инструктор по ФК

Тихонова Г.Ю.

Игры и занятия, укрепляющие крупную моторику

 

Крупная моторика — это способности, необходимые для управления крупными мышцами тела при ходьбе, беге, езде на велосипеде и других видах деятельности. Почти в каждом случае дети с дисбалансом в головном мозге и с некоторыми проблемами в обучении или поведении также будут иметь плохо скоординированную двигательную систему.

Проблемы с ездой на велосипеде, ловлей мяча или полное отсутствие интереса к спорту могут быть распространенными признаками задержки крупной моторики. Следующие игры и занятия помогут улучшить равновесие и устойчивость, а также повысить мышечный тонус, тем самым укрепив крупную моторику ребенка.

Поход по неровной местности

Подъем на холм или поход по каменистой тропе поможет улучшить равновесие и повысить мышечный тонус. Прыгание по скалам и изучение природы увеличивают физическую силу и выносливость, а также дают прекрасную сенсорную возможность.

Тротуарный мел

Приседание, чтобы рисовать на тротуаре, помогает укрепить мышцы кора и побуждает вашего ребенка сохранять равновесие, когда он пытается двигаться с помощью мела. Это занятие также приводит к таким играм, как классики, которые дают дополнительные возможности для развития крупной моторики.

Хула-хупы и скакалки

Занятия и игры с повторяющимися движениями идеально подходят для стимуляции мозга и развития крупной моторики. Обруч с хулахупом и прыжки со скакалкой — это увлекательные способы для детей не только развивать моторику, но и общаться с другими детьми в обществе.

Езда на велосипеде

Детский обряд посвящения, езда на велосипеде — это высшая проверка равновесия и координации. Дети, которые борются с проблемами равновесия, часто не хотят учиться кататься на велосипеде. Если вы потратите дополнительное время на обучение верховой езде, это не только принесет пользу физическому здоровью, но и поможет повысить самооценку.

Качание

Хорошо подходит для физического, социального и когнитивного развития, движение качелей вперед и назад может также расслаблять и использоваться в терапевтических ситуациях. Благодаря раскачиванию улучшается крупная моторика, в том числе баланс и координация, поскольку они бегают и прыгают на качелях, толкают других, развивают движения насоса и выпрыгивают из качелей.

Танцы

Танцы вольным стилем могут быть веселым и неструктурированным способом двигать телом и развивать крупную моторику. Танцы как физическая активность не только повышают выносливость, но и отлично снимают стресс. Включение музыки в общую двигательную активность также является отличным способом дополнительной стимуляции мозга!

Самое главное, что вы можете сделать, это дать детям время, пространство и возможность двигаться. Если вы подозреваете, что у ребенка есть проблемы с определенными навыками, первое, что нужно сделать, это позаботиться о том, чтобы он больше практиковался. Если проблема сохраняется, это может быть более серьезной проблемой управления двигателем, и ее должен оценить профессионал.

Чтобы узнать больше о том, как наш комплексный подход может помочь вашему ребенку, свяжитесь с нами через Интернет или найдите ближайший к вам центр.


Изучите эти статьи по теме
Примитивные рефлексы и задержка развития
Сенсорно-двигательная активность

10 забавных способов улучшить общую моторику

Крупная моторика — это движения с использованием крупных мышц туловища, ног и рук. По мере того, как дети становятся старше, их мышцы становятся больше и сильнее, что позволяет им выполнять более сложные физические движения, такие как лазание по игровым площадкам, езда на велосипеде, плавание на пляже и игра в мяч с друзьями.

Существует множество различных компонентов, составляющих общую моторику, в том числе:

  • Баланс
  • Мышечная сила
  • Координация
  • Мышечная выносливость
  • Планирование двигателя
  • Осознание тела
  • Перенос веса.

И это лишь некоторые из них!

Эрготерапевты знают, что крупная моторика необходима для выполнения повседневных действий, таких как ходьба, подъем по лестнице и ношение сумок. Нельзя недооценивать важность крупной моторики в повседневной жизни. Например, если вы посмотрите на умение надевать штаны, вашему ребенку нужна достаточная сила, чтобы поднять штаны и эффективно координировать использование рук и равновесие, когда он надевает каждую ногу. Неудивительно, что одевание может быть сложным навыком! Навыки крупной моторики также важны для развития мелкой моторики (например, умение писать, пользоваться ножницами), поскольку вашему ребенку необходима достаточная сила кора, чтобы сидеть за столом.

Поощряя вашего ребенка участвовать в различных видах крупной моторики, вы даете ему возможность попрактиковаться в использовании своих мышц. Это особенно важно для детей, которые не любят физическую активность и предпочитают сидячие занятия, такие как декоративно-прикладное искусство. Часто дети с более слабой крупной моторикой избегают физической активности, что дает им меньше возможностей догнать своих сверстников.

Хорошая новость заключается в том, что крупную моторику можно развивать множеством разных и увлекательных способов! Просто не забывайте поощрять и следить за тем, чтобы задания соответствовали уровню сложности и не были слишком сложными! Вот забавные способы улучшить крупную моторику вашего ребенка, выбранные нашими опытными эрготерапевтами в Мельбурне:

  1. Играйте в классики, чтобы развить способность вашего ребенка прыгать, балансировать на одной ноге, прыгать в разных направлениях и улучшать моторную точность.
  2. Устройте забавную полосу препятствий в гостиной, где вашему ребенку предстоит бегать по неровным поверхностям (например, класть коврики, подушки), избегать препятствий и перелезать через мебель и под нее. Меняйте курс в зависимости от того, что нравится вашему ребенку!
  3. «Саймон говорит» и «Следуй за лидером» — это вербальные и визуальные игры, которые улучшают понимание тела и планирование движений.
  4. Ходьба с тачкой, при которой ребенок ходит на руках, а взрослый держит ноги прямо. Отлично подходит для развития силы рук и кора!
  5. Притворяйтесь разными животными, гуляя медведями, крабами и прыгая лягушками, и развивайте у вашего ребенка координацию, силу корпуса и рук.
  6. Пройдитесь по бревну, по линии на земле или по тротуару и представьте, что на земле есть крокодилы и акулы, которых ребенок должен избегать.
  7. Играйте в перетягивание каната, где вы и ваш ребенок держитесь за противоположные концы веревки и пытаетесь перетянуть друг друга.
  8. Встаньте на колени и сыграйте в волейбол на воздушном шаре. Старайтесь удерживать воздушный шар над землей как можно дольше и следите за тем, чтобы ваш ребенок не упирался попой в ноги, стоя на коленях, чтобы он развивает силу своего кора.
  9. Играйте в игры с мячом, такие как ловля, удар ногой или бросок мяча в цель, забрасывание мяча через кольцо или боулинг.
  10. Прыжки на батуте — увлекательное занятие для улучшения координации, ритма и аэробной подготовки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *