Cамоубийство – самый страшный грех?
Считает ли Церковь самоубийство более страшным грехом, чем убийство? Что будет за гробом с теми, кого отказались отпеть, хотя они были в помрачении рассудка? Как молиться за человека, покончившего с собой из-за сильной боли или боязни надругательства? Отвечает священник Николай ПЕТРОВ.
— В мире до миллиона самоубийств в год, и это число растет. Почему?
— Самоубийства были всегда. Но чем более было традиционней общество, тем реже в нем мог прийти в голову такой неестественный для человека выход из положения. Сейчас же проблема в том, что возникла некая «культура», «традиция» самоубийства. И мне кажется, чем больше об этом говорится, тем легче человеку из «зоны риска» это сделать. Интересно, нет ли статистики, что в день «предотвращения самоубийств» их совершается больше?
— Бывают закрытые люди, не желающие жаловаться. Их самоубийство становится громом среди ясного неба для окружающих. Возможно ли предотвратить такое развитие событий?
— Самоубийство может быть совершено волевым решением, а может быть и последствием какой-то деформации человеческой личности. В первом случае дело часто не в «плохой» жизни человека, а в невозможности что-то изменить: исправить ошибку, отдать долг (например, генерал, проигравший битву и потерявший всё войско) и т.д. Человек просто считает себя не вправе жить. Сам осуждает себя на смерть. Предотвратить это невозможно. Можно лишь напоминать всюду, что для христианина такая постановка вопроса невозможна. Если же происходит некое психическое изменение в человеке, что ему жить не хочется, это всегда можно заметить — каким бы «закрытым» он ни был.
— Людей, в том числе христиан, часто волнует, почему самоубийство — самый страшный грех, если человек совершает его с горя, в отчаянии. Ему и так плохо, он и так страдает, а тут еще и самое страшное наказание после такого страдания. Где же милосердие Божие?
— Самоубийство «по степени греховности» не страшнее убийства, например. Проблема в том, что человек не имеет возможности покаяться. По учению Церкви, покаяние за гробом невозможно. Если убийца не раскаялся, его ждет та же участь, что и самоубийцу. Только я не называл бы это просто «наказанием». Это последствие того тяжелого духовного состояния человека, когда он ставит себя на место Бога, и решает, кому жить, а кому — нет. Став «богом», он остается без Бога, Который при всей Своей жалости к нему и милосердии, не может ему помочь. Отчаянье — это тоже результат его свободных действий, его неправильных установок…
Самоубийство — это всегда отсутствие веры. Какими бы ни были страдания и ужасы в жизни, вера в промысел Божий и Его Любовь может спасти человека.
— Говорят, что можно отпевать и затем поминать в церкви самоубийц, бывших в помрачении рассудка. В Епархиальных управлениях обычно просят справку из диспансера или от психотерапевта. Верно ли, что постепенно подход Церкви смягчается, что всё больше понимания, что ситуаций, когда человек за себя плохо отвечает, много?
— Если человек совершает самоубийство в состоянии, когда он не может отвечать за себя, это другое дело. Если, например, он напился и совершил суицид, а раньше об этом и не думал, то отвечать ему придется за грех пьянства, в котором он, кстати говоря, тоже не успевает покаяться.
Если же самоубийство — следствие психической болезни или помутнения рассудка, то, конечно, Бог будет судить этого человека, «учитывая» отсутствие его свободной воли в этом действии, причем независимо, был ли он отпет в церкви. Церковь не решает, спасется ли человек, а лишь — можно ли молиться о нем в храме. Для этого нужно лишь знать, что он не лишил себя жизни добровольно и тем самым отлучил себя от Церкви. Тут нечего смягчать. Просто бессмысленно отпевать человека, который отказался от жизни, данной Богом, а значит и от веры. Слова врача — это самое веское свидетельство в данном случае, хотя надо понимать, что и психически больные люди с диагнозом могут уйти из жизни совершенно сознательно и без всякого влияния их болезни, и отпевание ничего им «не прибавит». И люди, которых отказались отпевать, могут вполне оказаться «невиновными» в грехе суицида — тогда, конечно, их Бог и примет соответственно. То есть отпевание — это показатель отношения Церкви к этому греху, а вовсе не «гарантия» или наоборот «исключение» спасения человека.
— Бывают случаи, когда навязчивое желание покончить с собой снимается, например, препаратами, стимулирующими периферическое кровообращение. Просто устранить кислородное голодание мозга — и человек сам не понимает, почему хотел себя убить. Ведь среди тех, кого считают богоборцами-самоубийцами, может быть много таких «кислородно голодающих». Часто ли священник должен советовать, кроме покаяния, еще и медицинское обследование?
— Случаи с кислородным голоданием ничего к позиции Церкви не прибавляют. Надо бороться не за то, чтобы больше самоубийц разрешали отпевать, а чтобы самоубийств становилось меньше. Поэтому, конечно, в свете новых знаний о кислородном голодании, я готов всех людей, имеющих мысли о самоубийстве по непонятным причинам, отправлять на медицинское обследование.
— А если человек убивает себя из-за сильнейшей физической боли?
— Он может рассчитывать на Божие снисхождение, но всё-таки это свидетельствует о его маловерии и слабости, и греха самоубийства с него не снимает, так же как если бы он отрекся от Христа из-за боли в момент мучений. Но слабость и сознательное богоборчество — разные вещи. Отпевать, если уж об этом речь, его не будут, но молиться за него будет значительно легче.
— Святитель Василий Великий описывал самоубийство девушек-девственниц, знавших, что варвары, взявшие их город, надругаются над ними и нарушат данные ими обеты. Церковь их считает не самоубийцами, а исповедницами. Конечно, сегодня такая ситуация для России — скорее умозрение, но специалисты, работающие с кризисными ситуациями, говорят, что в момент бытового приставания (например, пьяный знакомый в квартире) женщина хватает нож и чаще кричит «не подходи, я себя зарежу», чем «не подходи, я тебя зарежу». И бывает, что режет. Как Церковь будет к ней подходить, если она умрет?
— Вообще всё зависит от того, что думает человек, и от причин его поступка. Если кто-то зарежет себя из-за боязни надругательства, это к греху самоубийства вообще не имеет отношения. Главное, почему она не хотела этого поругания. Сохранить чистоту для Христа, как те девушки, — это одно. Боялась боли или последствий — это другое. А может, и вообще считала себя вправе убить себя и в другой ситуации, а здесь применила это средство — это уже третье, и вполне уравнивающее такую женщину с другими самоубийцами. А если она вообще неверующая, то и разницы нет.
Человек, не верующий в Бога, чтобы ни сделал — как его судить? — неадекватен по своей сути… Его «проблемы» при встрече с Богом будут заключаться совсем в другом, а не в самоубийстве. Если не сказать, что для последовательных атеистов самоубийство, по их же оценкам, самый логичный способ расстаться с жизнью.
Самоубийство — страшный грех — Вечёрка
войти в систему
Добро пожаловат!Войдите в свой аккаунт
Ваше имя пользователя
Ваш пароль
Вы забыли свой пароль?
восстановление пароля
Восстановите свой пароль
Ваш адрес электронной почты
Домой Новости Самоубийство — страшный грех
В любой религии мира самоубийство считается одним из наихудших человеческих злодеяний. Почему же теологи хриcтианской и мусульманской религии негативно относятся к суициду?
Игнорируют Создателя?
Существует такая притча: самоубийца предстает перед лицом Всевышнего, и Создатель говорит ему: «Мои чада приходят ко мне только тогда, когда Я их позову. А ты почему пришёл?» Отвергая жизнь, человек сознательно выбирает небытие и, можно сказать, делает прыжок в преисподнюю. Человек не имеет права самовольно распоряжаться своей жизнью, которую ему дал Всевышний, только он может решить за нас, когда призвать нас на небеса. Смерть придёт к каждому, но в разное время и в неизвестный для нас час.
Некоторые пытаются оправдывать суицид «безвыходными ситуациями и положениями жизни», однако это не оправдательный аргумент. На самом деле достойный выход из создавшегося положения может быть найден всегда. «Полный тупик» — это всего лишь самообман и неправильное отношение к жизни.
Причиной самоубийства может быть страшная незримая сила, одолевающая и искушающая человека. Это враг рода людского – дьявол, существование которого многие не желают признавать. Верующий человек адекватно оценит любую ситуацию, но атеист может сомневаться и принять решение по стечению обстоятельств.
Исключительные случаи
Бывают и редкие исключительные случаи, когда самоубийцу всё-таки хоронят с отпеванием молитв, учитывая, что он лишил себя жизни в состоянии помутнения рассудка. Известная поэтесса Марина Цветаева, которая покончила жизнь самоубийством, была прощена священнослужителями.
— Значит, — решили священнослужители, — она может быть прощена Богом.
Не заигрывайте со смертью
Опасно заигрывать со смертью, устраивая «липовые», показушные суициды в надежде остаться живым, но напугать окружающих. Такие «театральные представления» обычно заканчиваются плачевно для актёров, которые вживаются в опасную роль. Практика показывает: в ста случаев «лихачества» восемьдесят игроков всё-таки уходят на зов неизвестной «тёмной силы».
В последнее время ведутся споры: не является ли эвтаназия способом самоубийства смертельно больного человека, который не в состоянии выносить непрекращающиеся страдания? Оказывается — да, является. По религиозным понятиям, тяжёлая болезнь человеку дается Всевышним для смирения и покаяния, необходимо собрать все жизненные силы в единый кулак и противопоставить их внутреннему воздействию на человеческий организм.
Врезка
По данным Генпрокуратуры РТ, за прошедший 2013 год 604 человека покушались на свою жизнь. Из них 567 человек покончили жизнь самоубийством. Суицидальные факты статистики охватывают как южные, так и северные регионы Таджикистана, причём в Бободжонгафуровском районе Согдийской области к суицидальному исходу от социальных проблем приходят больше граждан, чем в Исфаринском районе.
Глубоко верующие, смиренные граждане, почитая божественное слово, в одночасье не отрекаются от «канонов жизни», если душой человек ближе к Богу, значит и его жизненное бытие находится под покровительством Всевышнего.
Религиозный взгляд на самоубийство
— Коран запрещает суицид в любом его проявлении – это большой грех, который не смывается никогда, — говорит заместитель председателя Комитета по делам религии при правительстве РТ, теолог, знаток канонов Корана Мавлон Мухтаров.
— Аллах подарил нам душу, и только он вправе распоряжаться ею, — продолжает Мавлон Мухтаров, — всех, кто идёт против воли Аллаха, Коран осуждает. В мусульманской религии суицид вообще запрещён. Самосожжение, игра с виселицами и другие способы сведения счётов с жизнью опровергаются и караются Божественной Книгой.
А вот мнение православного теолога:
— Православие однозначно отрицательно оценивает суицид и считает сей грех особо тяжким проявлением. Церковь осуждает людей, которые совершают подобный поступок. Для человека верующего – это несмываемый грех перед Богом, ибо только Всевышнему дано право распоряжаться нашей жизнью. Посягнуть на святое, присвоить себе право распоряжаться собственной жизнью, которая изначально не принадлежит никому, кроме Бога, — это кощунственное решение. Социально-экономическое положение мирян в обществе определяет причины, которые в той или иной мере содействуют этому процессу. Духовное состояние общества в целом на низком уровне: неуверенность в завтрашнем дне отчасти порождает мысль о необходимости нашей жизни, предоставляя возможность человеку задуматься о самоубийстве. Если мы говорим о человеке верующем, то он уповает только на Бога и живёт во имя обретения Царства Небесного, — озвучил точку зрения Русской Православной Церкви на совершение самоубийств настоятель Свято–Никольского собора в Душанбе протоирей отец Сергий Клименко.
Если вам не нужна ваша жизнь, отдайте её другим людям, делайте больше добра, не славы и денег ради, а просто так, ради умножения добра на этом свете.
Предыдущая статьяВсе улицы города переименованы
Следующая статьяВ Таджикистане меняют водительские права
Вечёрка
«Вечёрка» — газета столичных новостей, актуальные материалы, освещающие социальные проблемы, экономические и политические новости
Стих за стихом Служение
Как может христианин, совершивший самоубийство, попасть на Небеса? Разве в Библии не сказано, что грех не может попасть на Небеса, и поскольку христианину нужно покаяться в грехе, чтобы получить спасение, а человек, совершивший самоубийство, не может покаяться, то как он все же может попасть на Небеса?
Каждый христианин имеет грешные мысли и регулярно ведет себя грешным образом, ибо таково состояние нашей плоти, но эти мысли и действия не лишают нас права на Небеса. От нас требуется покаяние как часть момента нашего спасения, но постоянное покаяние не является основанием для нашего входа на Небеса.
Во-первых, если мы говорим, что для обеспечения нашего спасения требуется постоянное исповедание греха, то мы говорим, что спасение зависит от дел (т. е. от работы постоянного исповедания). Более того, как можно пройти это испытание, чтобы попасть на Небеса? Подумайте, что случилось бы с любым христианином, который произнесет ругательство или у него возникнет грешная мысль за мгновение до того, как он умрет в автокатастрофе или от сердечного приступа? Разве этот человек не будет исключен из рая? Как мог бы кто-либо из нас чувствовать себя в безопасности в своем спасении, если бы Небеса полностью зависели от своевременности нашей смерти?
Если мы верим, что христианин, совершивший самоубийство, умирает без надежды на Небеса, то мы должны заключить, что большинство (если не все) христиан также потеряли обетование вечной жизни, потому что они также не покаются в конкретном грехе, прежде чем они умер. Если постоянное исповедание греха является требованием для спасения, тогда каждый христианин живет в постоянной опасности.
К счастью, Бог обеспечил более мощное спасение, которое осуществляется только по благодати, а не по делам. Хотя мы можем умереть с каким-то неисповеданным грехом, тем не менее, мы все равно попадаем на Небеса, потому что наше спасение основано на принятии Христовой праведности, а не на нашем собственном совершенстве. Мы можем убедиться в этом, изучая, что Библия говорит о нашем грехе и о природе нашего спасения.
Например, вы правильно сказали, что грех не может попасть на небеса, но Библия говорит, что все люди согрешили и лишены славы Божьей. Поэтому Бог должен удалить наш грех и дать нам Свою праведность, если мы хотим попасть на Небеса. Без праведности Божьей у нас не было бы надежды. Верой Отец присваивает нам праведность Христа. Его безгрешность дарована нам только на основании веры, поэтому мы обретаем совершенство, необходимое для того, чтобы попасть на Небеса, на основе совершенства Христа, а не нашего собственного.
Христос также заплатил за наш грех, когда Он умер вместо нас на кресте. Итак, происходит большой обмен. Христос берет наш грех на крест, а мы получаем в дар Его праведность. Как говорит Павел:
2Кор. 5:21 Незнавшего греха Он сделал грехом ради нас, чтобы мы могли сделаться праведностью пред Богом в Нем.
Фил. 3:9 и найтись в Нем не со своей праведностью, проистекающей от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью, которая от Бога по вере.
Итак, наш вход в Небеса возможен исключительно на основании нашей веры в смерть и воскресение Христа, которая приносит нам Христову праведность.
Как покаяние влияет на наше спасение? Библия призывает всех людей покаяться и уверовать, чтобы получить этот дар вечной жизни, но покаяние, о котором говорит Библия, — это единовременное обращение от мертвых дел и обращение ко Христу с верой, как сказано в Послании к Евреям:
Евр. 6:1. Итак, оставив первоначальное учение о Христе, поспешим к зрелости, не полагая опять основания покаяния от мертвых дел и веры в Бога.
Покаяние для обретения вечной жизни НЕ означает покаяние в каждом отдельном грехе в нашей жизни. Вечная жизнь не зависит от перечисления наших грехов и исповедания каждого по очереди. У каждого христианина есть буквально тысячи неисповеданных грехов, и мы, вероятно, забыли гораздо больше грехов, чем когда-либо могли вспомнить, не говоря уже о исповедании! Проще говоря, такое поведение даже невозможно, оно менее необходимо для спасения.
Напротив, покаяние, ведущее к вечной жизни, является уникальным видом покаяния. Наш единственный момент покаяния в нашей жизни мертвых дел и принятия Иисуса Христа спасает нас на все времена, даруя нам христовую праведность. С точки зрения нашего исповедания веры каждому христианину обеспечено небо, потому что у нас есть Христова праведность, и никакое количество греха не может превзойти благодати Божией. Проще говоря, мы не можем согрешить, чтобы уйти от Божьей благодати и милости, если мы облечены в Его праведность.
Таким образом, покаяние и исповедание каждого греха в нашей повседневной жизни не является обязательным условием для попадания на Небеса. Опять же, если бы такое требование существовало, то ни один христианин никогда не мог бы попасть в рай, потому что все мы живем с неисповеданными грехами каждый день своей жизни. (Чтобы узнать больше о роли покаяния в жизни верующего, рекомендуем прочитать нашу статью: Нужно ли христианам просить прощения? )
Истинный христианин, совершивший самоубийство, все равно попадет в рай, потому что этот человек был спасен в момент исповедания Христа, и никакой грех никогда не может отделить христианина от любви Божией, даже грех самоубийство . Каждый христианин всегда несет праведность Христа. Как говорит Павел:
Рим. 8:38 Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни настоящее, ни будущее, ни силы,
Рим. 8:39 ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией, которая во Христе Иисусе, Господе нашем.
Если кто-то совершит самоубийство, он все равно попадет в рай? | Епархия Бисмарка
4 ноября 2019 г.
от о. Jason Signalness
Когда кто-то умирает в результате самоубийства, это трагедия, которая может разрушить семью и общество. В такие времена люди часто обращаются к Церкви за утешением и руководством, и это правильно. Однако когда мы думаем о смерти, суде, аде и небесах, мы должны быть осторожны. Правда здесь с нюансами. «Если кто-то совершит самоубийство, он все равно попадет в рай» — вопрос, на который для нас здесь и сейчас нет ответа «да» или «нет».
Прежде чем я начну говорить о самоубийстве напрямую, полезно вспомнить, что происходит с нами после смерти. Как Катехизис объясняет, что «смерть кладет конец человеческой жизни как время, открытое для принятия или отвержения божественной благодати, явленной во Христе» (1021). В момент смерти фиксируется наш выбор за или против Бога. Мы видим это в притче о богаче и Лазаре в Луки 16:19-31.
После того, как мы умираем, мы немедленно сталкиваемся с тем, что называется нашим «особым судом». В этот момент Иисус лично судит нас и награждает «либо входом в блаженство небес — через очищение или немедленно — либо немедленным и вечным проклятием» (ККЦ 1022). Мы должны быть совершенными, чтобы попасть на небеса, свободными даже от малейших грехов. «Ничто нечистое не войдет в него», — говорит Книга Откровения (21:27). Но если мы совершенны, когда умрем, мы сразу же войдем в радость небес.
Если, с другой стороны, мы умираем с несовершенствами в нашей душе, такими как вина за простительные грехи, мы должны очиститься от них, прежде чем войти в рай. Это происходит в состоянии, называемом «чистилище», когда наши недостатки «очищаются» в неприятном, но обнадеживающем процессе, который всегда ведет на небеса. На самом деле, наши молитвы могут ускорить процесс очищения этих душ. Вот почему мы молимся за умерших на каждой мессе и просим священников служить мессы за умерших.
Если, однако, кто-то умирает, совершив смертный грех, не раскаявшись в нем, обычно через таинство примирения, он окажется справедливо приговоренным к аду. Само словосочетание «смертный грех» напоминает нам, что этот вид греха смертельно серьезен. Чтобы грех был «смертным», должны быть соблюдены три условия: во-первых, грех должен быть серьезным или серьезным; во-вторых, грех должен быть совершен с осознанием его серьезности; и, наконец, грех должен совершаться добровольно.
Применим эти критерии к греху самоубийства. Как Катехизис гласит: «Мы управители, а не собственники жизни, доверенной нам Богом. Не нам распоряжаться» (2280). Лишить жизни — очень серьезное дело. Это, безусловно, удовлетворяет первому условию смертного греха. Почти во всех случаях выполняется и второе условие. Люди инстинктивно знают, что они должны сохранять, а не прекращать свою жизнь. Однако третье условие не столь очевидно. Если кто-то действует, чтобы покончить с собой, насколько свободно он действует? Обычно знает только Бог, и Он учитывает все обстоятельства при назначении вины. Если суждение человека было нарушено депрессией или наркотиками, например, Бог понял бы, что в сделанном выборе была некоторая несвобода, что грех в этом случае, возможно, не был смертным, что человек может не заслужить за него проклятия.
Св. Иоанн Вианней, знаменитый приходской священник Арса, Франция, однажды столкнулся с женщиной, которая была очень обеспокоена. Ее нерелигиозный муж умер, прыгнув с моста. Она беспокоилась, что он в аду. Встретив ее возле своего храма, о. У Вианни не было возможности узнать об этой прискорбной ситуации, кроме как по особой милости от Бога. Он прошептал ей на ухо слова «он спасен!» Женщина была ошеломлена, поэтому о. Вианни повторил себя, сказав: «Говорю вам, он спасен! Он в чистилище, и вы должны молиться за него. Между парапетом моста и водой он успел совершить акт раскаяния».