Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Как управлять толпой психология: Управление толпой Психология управления Мои статьи Отдельные статьи Михаила Литвака

Управление толпой Психология управления Мои статьи Отдельные статьи Михаила Литвака

« Назад

17.09.2016 00:14

Управление толпой находится в руках у лидера, который, обладая определенными качествами, ведет ее в нужное ему направление. Чтобы толпой грамотно управлять, необходимо знать, что она обладает автоматическим мышлением, то есть восприимчива к стереотипам и простым повторяющимся формам и образам.

При обращении к толпе, нужно тщательно продумывать речь, потому что зачастую большее влияние оказывает не точность информации, а ее образность, та эффектность, которая помогает в сознании толпы формироваться идеологическим представлениям. Выступление вождя должно изобиловать мощными словами, состоять из формулировок, вмещающих в себя знакомые всем понятия, например — братство, равенство, любовь и т.д. Не все до конца понимают, что значат эти слова, но звучат они для всех весомо. Также не стоит нагружать толпу перечислением сложных фактов и данных, особенно цифр, внимание будет рассеиваться, лучше сразу всё округлять и обобщать.

Когда оратор подкрепляет свои новые идеи прошлыми воспоминаниями, концепциями или эмоциями, таким образом, он соединяет в сознании слушающих хранимые в памяти верования и убеждения с настоящими событиями. Этот метод, основанный на прошлом знании, очень действует на мнение людей, меняя его и формируя заново.

Мышление, объясняющее реальность, бывает двух типов — основанное на идее-понятии и идее-образе. Отдельному человеку присуще первое, он мыслит по законам логики, т.е. понятиями. Для толпы же характерно мышление образами.  

Чтобы успешно управлять толпой, необходимо научиться управлять ее воображением, и учитывать, что невозможно толпу заставить поверить в идею, которая для неё самой нехарактерна. Вождь должен производить впечатление, будто гипнотизировать людей – это уже половина успеха.

Пытаться влиять на толпу силой или умом бесполезно, управлять массой возможно только, управляя её воображением.

По-сути вождь является обольстителем. И его основное оружие – обаяние, которое может превратить толпу в послушный безвольный организм. Воздействие вождя на массу людей похоже на работу гипнотизера – он помогает людям отключиться от ежедневных проблем и тревог, и поверить в другую, волшебную и приятную реальность. Оратор всегда должен поддерживать этот эффект, этот мираж в сознаниях людей, чтобы он не рассеялся.

Магия обольщения делает речь сильнейшим средством управления мыслями и настроениями масс. При чем вождь не скрывает свою технику, он открыто и откровенно создаёт иллюзии у всех на глазах, играет эмоциями и привлекает внимание. Он обольщает и тем самым уводит толпу в созданный им мир фантазий, который так необходим массам. Но не думайте, что все вожди просто актеры и мошенники, они сами проникаются собственными иллюзиями и верят в них, поэтому они могут порой выглядеть странно и эпатажно, их манеры и внешний вид могут сильно отличаться от среднестатистических.

У каждого вождя свой неповторимый стиль, но общие стратегии одни, их три разновидности.

Представление. Эта стратегия направлена на пространство – то есть место сбора толпы. Для большой массы людей нужно место: стадион, площадь или дворец культуры и спорта. Эти места и создаются специально для толпы, чтобы люди, попадая туда, становились единой массой, забывая об обычной жизни. Пространства на улицах и площадях предназначено для создания открытых толп, стадионы и дворцы подходят для закрытых.

В таких местах всегда есть отдельное место для вождя – сцена или трибуна, куда нацелено всё внимание людей. Встреча толпы и ее лидера может быть похоже на гипнотическое действо, в котором также важную роль играют символы, звуки, песни и окружающие предметы – флаги, листовки, плакаты. Все эти предметы важны в процессе объединения вождя и толпы, которая под воздействием этого всего становится абсолютно послушной и ведомой, а может натворить множество безумств.

Чтобы личность как можно глубже и сильнее растворилась в толпе, существует церемониал. Примером этого может быть застолье, когда индивиды превращаются в толпу и под воздействием музыки входят в состояние гипноза. Затем появляется вождь, что является главным событием, он начинает своё представление, основанное обольщении, которое манипулирует простыми человеческими чувствами. Тщательно созданный образ вождя овладевает сознанием людей, покоряет, продуманные слова заставляют верить и проникаться идеями.      

В речи вождя важна не логика, а те ассоциации, которые она вызывает в сознании толпы, она должна быть направлена на чувственную память. И поэтому, третья стратегия – это

убеждение. Оратор утверждает свою позицию, обороняет ее и доказывает словами и образами. Проталкиваемая идея не допускает возражений в своей правоте. При этом нужны решительные интонации, четкие фразы, риторические вопросы, уже подразумевающие понятные утвердительные ответы. В пропаганде идеи большую роль играет частое ее повторение, с помощью которого все мысли вождя с каждым разом становятся всё более осязаемыми, настоящими, входящими ещё глубже в подсознание.

Все убеждения формируются в идеологию и верования, и начинают распространяться очень быстро среди людей. Этому способствует не точность идей, а их постоянное повторение, и в итоге – заражение ими масс. При использовании всех трех стратегий, вождь добьется несомненного успеха, и в итоге осуществит коллективное внушение своих идей толпе.

Но если вы не собираетесь становиться вождем, то вам важно узнать, как не попасть и не раствориться в толпе.

Когда человек счастлив и живет в гармонии c собой, он вряд ли попадет в толпу. Фрейд в свое время говорил, что главное в жизни: любить и работать. И правда, если у человека реализованы эти потребности, он занят любимым делом и живет с любимым человеком – он не захочет идти в толпу и проникаться ее идеями. Главное лекарство от попадания в толпу – это стать собой, тем, кем вы должны быть, найти своё дело, себя в нем, и тогда никогда вы не растворитесь в толпе.

Обычные люди, не нашедшие свой путь, зависимы от мнений, от любви толпы, они легко растворяются и зависят от неё. Они подвержены влиянию общественных идей и верований, это поглощает их. Но необходимо отличать общественные группы от толпы.

Давайте подробнее рассмотрим понятия групп.

Если у толпы есть какая-то определенная цель, то она может стать ассоциацией – это один из этапов развития группы, на котором у всех её участников есть одна четко сформулированная задача. Пример ассоциации — очередь в магазине за определенной вещью.

Ассоциация может развиваться дальше, если держится в своем составе долго, то начинают появляться руководители, затем неформальные лидеры, и далее идет распределение ролей между ее членами. Таким образом, ассоциация перерастает в кооперацию – следующий этап группы, на котором она уже начала достижение цели и ее участники присвоили себе роли.

Примеры ассоциации вокруг нас – это практически любая новая группа — и очередь в магазине, и только собравшийся первый класс в школе, группа первокурсников в университете и т.д.  На первых порах в ассоциации все равны, но после распределения ролей выделяются лидеры и активисты.

Если вам никогда не удавалось занять позицию лидера ни в одной ассоциации, то скорее всего виноваты не обстоятельства, а вы сами. Не упускайте момента и в каждой только образовавшейся ассоциации пробуйте стать лидером – это поможет вам в преодолении психологических блоков.

Самое интересное начинает происходить, когда ассоциация переходит на этап кооперации, когда группа вовсю работает, пытаясь достичь своей цели – студенты обучаются, рабочий коллектив производит продукцию, группа туристов совершает обход достопримечательностей. И тут плетутся интриги, руководители сдают позиции и не справляются с управлением, появляются неформальные лидеры и группы, члены группы начинают переходить в другие. Объединить заново группу пробуют с помощью агитации и пропаганды, но если ничего не выходит, то за этим следуют захваты власти, смещение лидеров, перевороты и т.д.

Помимо внутренней борьбы участников, существует борьба между группами за лидерство – между спортивными командами – за участие в соревнованиях, в рабочих коллективах – за премию, в студенческих – за гранты и стипендии.

 

Если такая внешняя борьба между группами занимает больше рабочего времени, чем все остальные внутренние процессы, то группа становится процессуальной. Такие группы мы можем наблюдать в коллективах государственных учреждений – в школах, больницах, институтах. Если это группа частной компании или фирмы, то внешняя борьба будет слишком отвлекать коллектив от необходимой работы для существования бизнеса. Вскоре фирма развалится.

Когда группы в коллективе слишком увлекаются групповой борьбой, руководитель должен стараться сбалансировать работу так, чтобы выровнять все процессы и чтобы борьба положительно сказывалась на развитии предприятия. Сражающиеся группы – это те коллективы, которые постоянно борются за свои границы и положение. Пример – спортивная команда, во время важных соревнований  выглядит очень сплоченной, хотя в обычной обстановке ее члены могут друг друга недолюбливать и плести интриги за спиной друг у друга.

Для сплочения группы легче всего сделать ее сражающейся, для этого нужно лишь четко определить врага, против которого будут все сражения – соперники, другая команда, демократы, империалисты, контрреволюционеры и т. д. Но абсолютно все группы, основанные на сражениях, распадутся в итоге – либо при разделе наград при победе, либо при определении виновного при поражении.    

Когда группа успешно достигает своих целей, она является активной – отношения между участниками дружелюбные, они вместе создают качественную продукцию. В итоге такая группа перерастает в коллектив – это тот уровень, на котором участник для реализации целей группы может ущемлять свои интересы, но при этом, с достижением целей группы, удовлетворять их.

При вступлении в группу, обязательно определите – кооперация это или коллектив, это очень важно для вашего успеха. Коллектив открыт для новых участников, там важны дружественные связи и развитие. Кооперации часто распадаются, особенно в неблагоприятных экономических условиях, а коллектив напротив, крепче объединяется. В коллективе люди работают долго и продуктивно, даже после выхода из него с добром и радостью вспоминают о сослуживцах.

Кооперация со временем может переходить на следующий этап, и если коллективом стать не удалось, она будет корпорацией. Её характерная черта – эгоизм группы, проникнуть в ряды сложно, но если получилось, можно больше ни о чем не переживать, даже о своем развитии. Чужаков в корпорацию почти не пускают, а ее члены относятся друг к другу очень холодно.

Настоящих коллективов, дружных, сплоченных и продуктивных на сегодняшний день крайне мало, от этого так много людей, обращающихся к психологу, ведь при успешной работе в дружной группе у человека не возникает психологических проблем. Поэтому при выборе работы или места учебы очень внимательно относитесь к тому коллективу, в котором вам нужно будет трудиться.

Читайте также:

Психология толпы

Психология публичных выступлений

Как найти свое место к группе и приспособить её к себе

Книги и аудио-записи по теме:

7 шагов к успеху

Командовать или подчиняться

Директорские группы

Категории статей

  • Мои статьи
  • Психологическое Айкидо
  • Психологический Вампиризм
  • Принцип Сперматозоида
  • Отношения
  • Психология управления
  • Сценарий жизни
  • Как изменить себя
  • Воспитание
  • Афоризмы и интервью
  • Психотерапевтические направления
  • Логика. Как стать умным
  • Психотерапия и философия
  • Философия
  • Рекомендации

Психология толпы, виды толп. Как управлять толпой

Мы рождаемся и живем в социуме. Мы стремимся к себе подобным и нуждаемся в общении с другими людьми так же, как нуждаемся в еде, свежем воздухе, крыше над головой. С момента появления на свет мы находимся в окружении людей и являемся частью различных групп. Но есть такой вид сообществ, в которых человек теряет самого себя и превращается из разумного, мыслящего индивида в часть стихии. Эта общность – толпа. Самая неорганизованная, стихийная и опасная социальная группа.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Толпа с точки зрения психологии
    • 1.1 Психологические особенности толпы
      • 1.1.1 Феномен психического заражения
      • 1.1.2 Утрата рационального контроля
    • 1.2 Как образуется толпа
      • 1.2.1 Из кого состоит толпа
      • 1.2.2 Стадии возникновения толпы
  • 2 Виды толп
    • 2. 1 По степени активности
    • 2.2 По характеру эмоциональности
    • 2.3 По степени стихийности
  • 3 Как управлять толпой

Толпа с точки зрения психологии

Вероятнее всего, толпа – это древнейший вид совокупности людей, и ближайшими к ней аналогиями будут стадо и стая.

Массовые выступления людей, носящие стихийный и часто разрушительный характер, не редкость в истории цивилизации. «Распни его!» — кричала толпа на Голгофе. «Жги ведьм!» — бесновались фанатики вокруг костров инквизиции. «Да, здравствует император!» — восторженно орали люди, приветствуя нового жестокого правителя и тирана. Это вполне обычные явления, они есть и сейчас, только внешний антураж поменялся, а суть осталась все та же.

Еще в древнейшие времена были разработаны методы управления этой необузданной стихией, и они успешно использовались политическими и религиозными деятелями. Но изучение толпы как специфического социально-психологического феномена началось в XIX веке, когда человечество в своем развитии дошло до осознания опасности этого явления. Книга «Психология масс» французского социолога и психолога Густава Лебона  не только заложила основу исследования стихийных человеческих сообществ, но и стала началом такой отрасли психологической науки, как социальная психология.

Психологические особенности толпы

Толпа относится к стихийным большим группам. В отличие от двух других видов таких групп – массы и публики – толпа основана на эмоциях. У людей, оказавшихся частью этой общности, нет осознаваемых общих целей, но есть то, что притягивает их внимание: информация, зрелище, враг, опасность, объект поклонения.

Высокий уровень эмоциональности и экзальтированности, характерный для толпы, приводит к двум важнейшим эффектам.

Феномен психического заражения

Этот древний психический механизм характерен для всех социальных животных и даже птиц. Вы видели когда-нибудь, как мгновенно и без видимой причины взлетает стайка воробьев? Это сработал эффект психического заражения.

В животном мире и в древнейших сообществах предков человека психическое заражение выполняло очень важную функцию: объединение и совместные действия особей помогали спастись от внезапной опасности. В примитивных социумах, как правило, коллективный разум сильнее и эффективнее индивидуального. Проявление этого феномена можно выразить фразой: «Все побежали, и я побежал».

Казалось бы, человек давно уже обрел самостоятельность и способность мыслить и принимать решения вне зависимости от социума. Но в толпе под влиянием эмоций он эту способность утрачивает. Человек «заражается» чужими чувствами и передает их окружающим, тем самым усиливая общую экзальтированность. И чем сильнее бушует ураган эмоций (страха, ненависти, восторга), тем сложнее не попасть под их влияние. Думаю, все видели, как неистовствуют футбольные болельщики на трибунах, как беснуются фанаты музыкальных групп, как с ненавистью выкрикивают лозунги люди на митинге или акции протеста.

Их поведение кажется странным, нелепым, пугающим, если наблюдать за толпой с приличного расстояния или на экране телевизора. Но оказавшись в самой толпе, человек быстро подпадает под влияние ее эмоций и особого настроя. Люди заражаются не только чувствами, но и энергией массы, они ощущают переполняющую их силу и вседозволенность и готовы смести всех врагов или отдать жизнь за своих кумиров.

Любой человек в толпе становится смелее, агрессивнее и безрассуднее, он может совершать поступки, на которые никогда бы не решился вне толпы, нарушать усвоенные с детства нормы и запреты. Я видела, как молодые девчонки-фанатки срывали лифчики и бросали их своим кумирам, выступающим на сцене. Как рвали на клочки футболку одного из певцов. Разве они способны на такое вне толпы?

Еще страшнее заражение ненавистью, когда люди готовы растерзать любого, кто покажется им врагом (или на кого укажет лидер), и такие случаи неоднократно описывались. А в состоянии панического страха толпа сметает все на своем пути и может затоптать даже детей и стариков.

Утрата рационального контроля

Этот второй эффект связан с первым. Мощный всплеск эмоций, который поддерживается и подпитывается толпой, вызывает блокаду рационального уровня сознания. Человек перестает контролировать свое поведение и управлять им. Наступает то, что психологи называют измененным состоянием сознания или помутнением сознания. Люди в прямом смысле слова утрачивают разум, становятся частью стихийного организма, который управляется коллективными эмоциями.

Отчасти это психическое явление напоминает состояние аффекта, которое человек переживает при сильном и внезапном эмоциональном потрясении. Но в этом случае он, как правило, спасает свою жизнь или жизнь своих близких. А вот эмоциональный всплеск, порождаемый толпой, не только бессмысленный, но и очень опасный. Ведь «крышу сносит» не у одного человека, а у нескольких сотен.

Как образуется толпа

Толпа считается стихийной группой, но всегда есть причина для ее образования, а нередко и люди, которые намеренно собирают, «заводят», провоцируют толпу. Зачинщики обычно рассчитывают использовать энергию этой стихии в своих целях. Иногда это получается, но далеко не всегда. Толпу несложно создать и разогреть, а вот управлять этой стихией очень непросто.

Из кого состоит толпа

Эта стихийная группа состоит из нескольких «слоев» людей, которые отличаются своими психологическими особенностями.

  • Зачинщики — ядро толпы, их действия часто сознательны и целенаправленны.
  • Следующий «слой» — наиболее внушаемые люди, которые быстро «заводятся» и не замечают, как утрачивают контроль над своим поведением, подчиняясь транслируемому зачинщиками настроению. «Внушаемые» обычно эмоциональные, а нередко и экзальтированные люди, они-то и создают ту эмоциональную атмосферу, которая охватывает всех, кто оказывается в толпе.
  • Случайные и просто любопытствующие люди. Первоначально они относятся нейтрально и даже негативно к настроениям толпы, но не замечают, как подпадают под влияние феномена психического заражения.
  • «Хулиганы» — это наиболее опасная часть толпы. К ним относятся асоциальные, агрессивные личности, которые примыкают к толпе ради «развлечения», желания безнаказанно подраться, погромить, удовлетворить свои садистские наклонности. Именно их действия и эмоции чаще всего и превращают просто эмоциональную массу людей в озверевшую толпу.

Не всегда в толпе есть четко выраженные зачинщики. Иногда роль объединяющего фактора выполняет какое-то событие, вызывающее всплеск эмоций: выступление популярных певцов, проигрыш (выигрыш) своей команды на спортивных соревнованиях, стихийное бедствие или техногенная катастрофа. В этом случае в роли ядра толпы выступают чрезмерно эмоциональные люди с неуравновешенной психикой, которые не умеют сдерживать свои эмоции и заводят остальных.

Стадии возникновения толпы

Если толпа стихийна, а люди в ней не связаны друг с другом, то возникновение ее всегда имеет причину. Это может быть какое-то событие или сознательная цель группы людей, но в основе формирования толпы всегда то, что привлекает внимание человеческой массы. Сам процесс возникновения и развития толпы тоже подчиняется четким психологическим законам и проходит определенные стадии.

  1. Образование ядра. Эта стадия может проходить в двух формах: сознательной (ядро составляют те, кто целенаправленно собрал толпу) и стихийной (в качестве ядра выступают эмоционально неуравновешенные люди).
  2. Информационный этап, который в психологии называют кружением. Примкнувшие к толпе люди из любопытства или под влиянием «чувства стадности» начинают быстро поглощать информацию, подпитываясь чувствами, и одновременно передавать ее окружающим. Информация в толпе всегда насыщена эмоциями, поэтому происходит рост возбуждения и готовность к действиям.
  3. Скачок внимания. Этот этап характеризуется осознанием объекта общего внимания и часто его изменением. То есть внимание людей оказывается перенаправлено. В случае сознательных действий группы людей в центр внимания попадает то, что им выгодно, например, общий враг.
  4. Активизация толпы. Рост эмоциональности и возбуждения требуют своего выхода, и наступает момент, когда толпа просто не может сдерживаться и начинает активные действия, нередко носящие крайне агрессивный и даже дикий характер. Если зачинщики вовремя не организуют активность толпы, то эта стихия станет неуправляемой и для них в том числе.

Не всегда эти 4 этапа четко выражены. Толпа может образоваться и вспыхнуть как копна сухого сена, особенно если люди были возбуждены какими-то событиями и до момента консолидации или им угрожает опасность.

Виды толп

Попытки сделать всеобъемлющую классификацию толп предпринимались неоднократно начиная с труда Лебона. Но до сих пор такой классификации не существует. Дело в том, что одна и та же толпа содержит в себе множество разных признаков и характеристик. Может быть одновременно:

  • агрессивной и спасающейся;
  • конвенциальной (объединенной общим интересом) и экспрессивной.

Поэтому существует несколько вариантов классификации по разным основаниям.

По степени активности

Выделяют 2 вида толп по этому признаку: пассивные и активные.

  • Пассивные толпы отличаются низким уровнем эмоциональности и возбуждения. Из всех психологических признаков этому виду присуща только массовость, и в полном смысле слова подобные собрания людей толпами не являются. К ним относят, например, людей, осматривающих достопримечательности, встречающих, провожающих и ждущих поезд на вокзале, транспортные толпы в метро и т. д. Но в случае какого-то эмоционального события эти толпы быстро перестают быть пассивными.
  • Активная толпа находится в состоянии эмоционального возбуждения, поэтому в ней формируется готовность к совместным действиям.

По характеру эмоциональности

Толпа всегда переполнена эмоциями, но они носят разный характер, что влияет на особенности действий этой стихийной группы:

  • Восторженная или экстатическая толпа объединяет людей на основе положительных эмоций, которые вызваны общим зрелищем (концерт, фестиваль) или общим действом (религиозные обряды и культы, карнавалы и т. д.).
  • Паническая толпа возникает под влиянием сильного чувства страха, который перерастает в панику. Это эмоциональное состояние приводит к быстрой утрате рационального контроля. Управлять панической толпой практически невозможно.
  • Агрессивная толпа отличается высокой степенью психического напряжения и негативными эмоциями: ненавистью, отчаянием, фрустрацией. Возникновение агрессии всегда связано с каким-то стимулом, например, слухом, информационным вбросом, то есть явлением, вызывающим всеобщее негодование.

По степени стихийности

Хоть толпа и относится к стихийным большим группам, степень этой стихийности может быть разной.

  • Организованная толпа. Этот вид описал еще Г. Лебон на примере массовых выступлений рабочих на митингах и забастовках. Его отличает целенаправленная организация и элементы управления, а нередко даже четкий план действий. Составляют его зачинщики и подключают к реализации своих сторонников из числа толпы.
  • Ведомая толпа. Чаще образуется стихийно, но благодаря человеку или группе людей с лидерскими способностями принимает признаки организованной.

Есть и другие основания, по которым можно проводить классификацию толп, но эти самые основные и общепринятые.

Как управлять толпой

Политики, религиозные деятели и просто амбициозные люди нередко стремятся использовать толпу в своих целях. Надо признать, что несмотря на явную аморальность такого желания, наличие у толпы лидера несколько снижает ее опасность.

Управлять этой стихией одновременно и просто, и сложно:

  • С одной стороны, толпа чем-то похожа на стадо и всегда готова идти за вожаком.
  • С другой стороны, этот вожак должен выделяться из толпы, привлечь к себе внимание людей, обладать яркой харизмой. А это на фоне бушующих эмоций сделать совсем непросто.

Политтехнологи и социальные психологи знают несколько способов привлечения внимания в толпе:

  • Демонстрация силы и власти. Потеряв себя в толпе, люди инстинктивно ищут сильного вождя, вожака — того, кто может противопоставить себя массе, поведет за собой. Учитывая примитивный характер сообщества, для этого иногда бывает достаточно стать выше толпы, ярче, громче, то есть заметнее.
  • Экспрессивность выступления. Насыщенное эмоциями и громкое обращение к толпе тоже способно привлечь внимание, поэтому вожаки используют разные приемы усиления звука (в настоящее время технические).
  • «Заводной» характер выступления. Толпа, насыщенная эмоциями, не готова слушать пространные выступления и оценивать объективные аргументы. На стихийную массу действуют короткие, повторяющиеся лозунги, не столько несущие информацию, сколько формирующие эмоциональный фон. С помощью этих лозунгов толпу сначала настраивают определенным образом, а потом программируют на конкретные действия.

Сложнее взять управление толпой человеку «со стороны». Как уже было сказано, люди в толпе теряют свою индивидуальность, утрачивают контроль над собой, и чтобы этого не случилось, индивид должен обладать огромной силой воли и способностью противостоять внушению и эмоциональному давлению.

Подчинить себе толпу можно опять же через привлечение внимания. Способы могут быть разные, вплоть до выстрелов в воздух, на которые люди непроизвольно оборачиваются. Увы, но бывает, зачинщики стреляют и не в воздух, если им не удается раскачать слишком пассивную толпу. А пролитая кровь резко повышает уровень агрессивности людей.

Феномен толпы изучается давно, но в настоящее время социальные психологи признаются в своей недостаточной компетенции. По сути, общество, как и в эпоху Средневековья, и в XXI веке не знает надежных средств управления толпой. И дело здесь не только в малой изученности предмета, но и в процессе эволюции массовых выступлений.

Применение психологии толпы для разработки рекомендаций по проведению массовой дезактивации

1. Александр Д.А., Клейн С. Задача подготовки к химической, биологической, радиологической или ядерной террористической атаке. J Postgrad Med 2006;52(2):126-131 [PubMed] [Google Scholar]

2. Правительство Ее Величества. Обеспечение безопасности Британии в эпоху неопределенности: обзор стратегической обороны и безопасности. Лондон, Великобритания: Правительство Ее Величества; 2010 [Google Scholar]

3. О’Брайен Л.Б. Эволюция терроризма с 9 в./11. Бюллетень правоохранительных органов ФБР, сентябрь 2011 г. http://leb.fbi.gov/2011/september/the-evolution-of-terrorism-since-9-11 По состоянию на 12 января 2015 г.

4. Schneidmiller C. Ядерная контрабанда показывает, что террористическая угроза ОМУ сохраняется: Государственный департамент. Новости глобальной безопасности, 1 августа 2012 г. http://www.nti.org/gsn/article/state-report/ По состоянию на 12 января 2015 г.

5. Окумура Т., Судзуки К., Фукуда А. и др. Теракт в токийском метро: управление стихийными бедствиями, часть 2: ответ больницы. Академия скорой медицинской помощи 1998;5(6):618-624 [PubMed] [Google Scholar]

6. Маццоне А. Применение ХБРЯ оружия негосударственными террористами. Global Security Studies 2013;4(4):23-30http://globalsecuritystudies.com/Mazzone%20CBRN-AG.pdf По состоянию на 12 января 2015 г. [Google Scholar]

7. Holloway HC, Norwood AE, Fullerton CS, Engel CC , Урсано Р.Дж. Угроза биологического оружия: профилактика и смягчение психологических и социальных последствий. JAMA 1997;278(5):425-427 [PubMed] [Google Scholar]

8. Региональная группа New Dimension. Национальный руководящий документ: Массовая дезактивация пожарной службы. Лондон, Великобритания: региональная группа New Dimension; 2003 [Google Академия]

9. Картер Х., Друри Дж., Рубин Г.Дж., Уильямс Р., Амлот Р. Коммуникация во время дезактивации массовых пострадавших: выявление пробелов. International Journal of Emergency Services 2013;2(1):29-48 [Google Scholar]

10. Carter H, Drury J, Rubin GJ, Williams R, Amlot R. Опыт и ожидания аварийно-спасательных служб в отношении дезактивации. International Journal of Emergency Services 2014;3(2):179-192 [Google Scholar]

11. Ле Бон Г. Толпа: исследование общественного мнения. Лондон: Эрнест Бенн; 1895 [Google Scholar]

12. Smelser NJ. Теория коллективного поведения. Гленко, Иллинойс: Free Press; 1963 [Google Scholar]

13. Корнуэлл Б. Связанные смертельные случаи: реляционные и экологические аспекты эвакуации при пожаре. Sociological Quarterly 2003;44(4):617-638 [Google Scholar]

14. Корнуэлл Б., Хармон В., Мейсон М., Мерц Б., Лампе М. Паника или ситуативные ограничения? Дело теплохода Эстония. Int J Mass Emerg Disasters 2001;19(1):5-25 [Google Scholar]

15. Друри Дж., Кокинг С., Райхер С. Природа коллективной устойчивости: реакция выживших на взрывы в Лондоне в 2005 году. Международный суд по массовым стихийным бедствиям, 2009 г.;27(1):66-95 [Google Scholar]

16. Feinberg WE, Johnson NR. Связующие узы: подход к панике на макроуровне. Int J Mass Emerg Disasters 2001;19(3):269-295 [Google Scholar]

17. Johnson NR. Паника на концертной давке The Who: эмпирическая оценка. Social Problems 1987;34(4):362-373 [Google Scholar]

18. Johnson NR. Пожар в переполненном театре: описательное исследование возникновения паники. Int J Mass Emerg Disasters 1988;6(1):7-26 [Google Scholar]

19. Друри Дж., Новелли Д., Стотт С. Мифы о психологических катастрофах в восприятии и управлении массовыми чрезвычайными ситуациями. J Appl Soc Psychol 2013;43:2259-2270 [Google Scholar]

20. Фуреди Ф. Страх и безопасность: политический ответ на основе уязвимости. Soc Policy Adm 2008;42(6):645-661 [Google Scholar]

21. Вессели С. Не паникуйте! Краткосрочные и долгосрочные психологические реакции на новый терроризм: роль информации и власти. J Mental Health 2005;14(1):1–6 [Google Scholar]

22. Хаслам С., Холм А., Хаслам С.А., Айер А., Джеттен Дж., Уильямс Х. Поддержание членства в группе: непрерывность социальной идентичности предсказывает благополучие после инсульта. Neuropsychol Rehabil 2008;18(5-6):671-691 [PubMed] [Google Scholar]

23. Cruwys T, Dingle GA, Haslam C, Haslam SA, Jetten J, Morton TA. Членство в социальных группах защищает от депрессии в будущем, облегчает симптомы депрессии и предотвращает ее рецидив. Soc Sci Med 2013;98:179-186 [PubMed] [Google Scholar]

24. Haslam SA, Jetten J, Postmes T, Haslam C. Социальная идентичность, здоровье и благополучие: новая повестка дня прикладной психологии. Приложение «Психология» 2009 г.;58(1):1-23 [Google Scholar]

25. Jetten J, Haslam C, Haslam SA, ред. Социальное лекарство: идентичность, здоровье и благополучие. Нью-Йорк и Хоув: Psychology Press; 2012 [Google Scholar]

26. Райхер С. Бунт в Сент-Поле: объяснение ограничений действий толпы с точки зрения модели социальной идентичности. Eur J Soc Psychol 1984;14(1):1-21 [Google Scholar]

27. Tajfel H, Turner J. Интегративная теория межгруппового конфликта. В: Остин В.Г., Уорчел С., ред. Социальная психология межгрупповых отношений. Монтерей, Калифорния: Уодсворт; 1979 [Google Scholar]

28. Turner JC, Hogg MA, Oakes PJ, Reicher SD, Wetherell MS. Новое открытие социальной группы: теория самокатегоризации. Оксфорд, Великобритания: Блэквелл; 1987 [Google Scholar]

29. Друри Дж., Райхер С. Коллективное действие и психологические изменения: появление новых социальных идентичностей. Br J Soc Psychol 2000;39(4):579-604 [PubMed] [Google Scholar]

30. Райхер С. «Битва за Вестминстер»: разработка модели социальной идентичности поведения толпы для объяснения возникновения и развития коллективного конфликта. Евр Дж Соц Психол 1996;26(1):115-134 [Google Scholar]

31. Стотт С., Хатчисон П. , Друри Дж. «Хулиганы» за границей? Межгрупповая динамика, социальная идентичность и участие в коллективном «беспорядке» в финале чемпионата мира 1998 года. Br J Soc Psychol 2001;40(3):359-384 [PubMed] [Google Scholar]

32. Reicher S, Stott C, Drury J, Adang O, Cronin P, Livingstone A. Охрана общественного порядка на основе знаний: принципы и практика. Policing 2007;1(4):403-415 [Google Scholar]

33. Стотт С., Аданг О., Ливингстон А., Шрайбер М. Борьба с футбольным хулиганством: количественное исследование общественного порядка, охраны правопорядка и психологии толпы. Psychol Public Policy Law 2008;14(2):115-141 [Google Scholar]

34. Стотт С., Хоггетт Дж., Пирсон Г. «Сохранение мира»: социальная идентичность, процессуальная справедливость и охрана футбольных толп. Br J Criminol 2012;52(2):381-399 [Google Scholar]

35. Carter H, Drury J, Rubin GJ, Williams R, Amlot R. Общественный опыт дезактивации массовых пострадавших. Biosecur Bioterror 2012;10(3):280-289 [PubMed] [Google Scholar]

36. Carter H, Drury J, Amlôt R, Rubin GJ, Williams R. Воспринимаемая легитимность респондентов и идентификация группы предсказывают сотрудничество и соблюдение требований в ходе массовых полевых учений по обеззараживанию. Basic Appl Soc Psych 2013;35(6):575-585 [Google Scholar]

37. Картер Х., Друри Дж., Рубин Г.Дж., Уильямс Р., Амлот Р. Влияние общения на тревожность и уступчивость при массовой дезактивации. Disaster Prevention and Management 2013;22(2):132-147 [Google Scholar]

38. Carter H, Drury J, Amlot R, Rubin GJ, Williams R. Эффективная коммуникация респондентов, предполагаемая легитимность респондентов и идентификация группы предсказывают общественное сотрудничество и соблюдение требований в эксперименте по визуализации массовой дезактивации. Журнал прикладной социальной психологии 2014 [Google Scholar]

39. Картер Х., Друри Дж., Амлот Р., Рубин Г.Дж., Уильямс Р. Эффективное общение спасателей повышает эффективность и психологические результаты полевого эксперимента по массовой дезактивации: последствия для поведения населения в случае химического инцидента. PLoS One 2014;9(3):e89846. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

40. Эдвардс Н.А., Калдикотт Д.Г.Е., Элисео Т., Пирс А. Правда ранит — тяжелые уроки крупнейших в Австралии учений с зараженными пациентами. Emerg Med Australia 2006;18(2):185-195 [PubMed] [Google Scholar]

41. Lillie SH, Mattis JN, Kelly JM, Rayburn BB. Дезактивация ХБРЯ: многоцелевые тактики, методы и процедуры химической, биологической, радиологической и ядерной дезактивации. Форт Монро, Вирджиния: Командование армии США по обучению и доктрине; Куантико, Вирджиния: Командование боевого развития корпуса морской пехоты; Ньюпорт, Род-Айленд: Командование разработки боевых действий ВМС; и База ВВС Максвелл, Алабама: Центр доктрин штаб-квартиры ВВС; 2006 [Google Scholar]

42. Schulze P, Lake WA. Руководство по обеззараживанию пострадавших во время инцидента с HAZMAT/оружием массового уничтожения: том I. Абердинский испытательный полигон, Мэриленд: Эджвудский химико-биологический центр армии США; 2009 г. [Google Scholar]

43. Друри Дж., Кокинг С., Райхер С. Все для себя? Сравнительное исследование солидарности толпы среди выживших в чрезвычайных ситуациях. Br J Soc Psychol 2009;48(3):487-506 [PubMed] [Google Scholar]

44. Друри Дж. Коллективная устойчивость при массовых чрезвычайных ситуациях и стихийных бедствиях: модель социальной идентичности. В: Джеттен Дж., Хаслам С., Хаслам С.А., ред. Социальное лекарство: идентичность, здоровье и благополучие. Хоув, Великобритания: Psychology Press; 2012 [Google Scholar]

45. Рахман С.Дж. Тревога (Клиническая психология: модульный курс). Нью-Йорк: Психология Пресс; 2013 [Google Академия]

46. Шеппард Б., Рубин Г.Дж., Уордман Дж.К., Вессели С. Терроризм и развеивание мифа о панической общественности. J Public Health Policy 2006;27(3):219-245 [PubMed] [Google Scholar]

47. Sime JD. Поведение при пожарах и эвакуации. В: Canter D, изд. Пожары и поведение человека, 2-е изд. Лондон: Издательство Дэвида Фултона; 1990 [Google Scholar]

48. Хэнли К. Жители заболели облаком пестицидов; должностные лица ag инсайдерские изменения правил. Латиноамериканские новости, 7 декабря 1999 г. http://wearcam.org/decon/decon_like_rape_dec99.html По состоянию на 7 октября 2010 г.

49. Vogt BM, Sorensen JH. Насколько чистота безопасна? Повышение эффективности дезактивации сооружений и людей после химических и биологических аварий. Ок-Ридж, Теннесси: Национальная лаборатория Ок-Ридж; 2002 [Google Scholar]

50. Программа учений Гарвардской школы общественного здравоохранения по обеспечению готовности и реагированию на чрезвычайные ситуации. Предлагаемые минимальные возможности дезактивации для больниц в Массачусетсе. Бостон, Массачусетс: Гарвардская школа общественного здравоохранения; 2013. http://www.hsph.harvard.edu/wp-content/uploads/sites/1435/2013/01/Proposed-Decontamination-Capabilities-for-Hospitals-in-MA-2013.pdf По состоянию на 28 января 2015 г. [Google Ученый]

51. Министерство внутренней безопасности США, Министерство здравоохранения и социальных служб США. Обеззараживание пациентов при массовом воздействии химических веществ: Национальное руководство по планированию для сообществ. Вашингтон, округ Колумбия: Министерство внутренней безопасности США, Министерство здравоохранения и социальных служб США; 2012. http://www.enmagine.com/items/PatientDeconinMassChemExposureIncident_Sept2012DraftforReview.pdf По состоянию на 28 мая 2013 г. [Google Scholar]

52. Taylor KM, Balfanz-Vertiz K, Humrickhouse R, Jurik C. Дезактивация групп риска: извлеченные уроки. Интернет-журнал спасения и медицины катастроф, 2009 г.;9(1) [Google Scholar]

53. Okumura T, Seto Y, Fuse A. Противодействие химическому терроризму в Японии. Forensic Sci Int 2013;227(1-3):2-6 [PubMed] [Google Scholar]

Тайная наука, которая управляет толпой

Загрузка

Великобритания

Тайная наука, которая управляет толпой

(Изображение предоставлено: Getty Images)

Кристин Ро, 21 марта 2018 г.

Толпы могут быть смертельными, но также и удивительно рациональными. По мере того, как ученые узнают больше о том, как ведут себя группы людей, они выясняют, как предотвратить смертельные случаи в будущем.

S

Иногда быть частью большой толпы может быть хуже, чем неудобно: это может стать смертельным. Смертельные давки, произошедшие в 2017 году, включают инциденты на футбольном стадионе в Анголе, на итальянской площади и в марокканском центре продовольственной помощи.

Эти события трагичны, и в большинстве случаев их можно избежать. Британские ученые по всему миру изучают новые способы минимизировать вероятность их повторения.

«Большая часть человеческого поведения очень предсказуема, потому что мы очень рациональные существа», — говорит Шрикант Шарма, директор Smart Space Group британской инженерной фирмы BuroHappold. Эта предсказуемость позволяет аналитикам данных предвидеть, как люди будут перемещаться в пространстве и как на это могут повлиять изменения в их среде.

Психология толпы существует с 19 века. Но только в последние несколько десятилетий произошел серьезный сдвиг в восприятии толпы как чего-то большего, чем безмозглая масса. «Толпа так же психологически специфична, как и личность», — говорит Джон Друри из Университета Сассекса, эксперт по социальной психологии управления толпой.

Вам также может понравиться:
• Преимущества одиночества
• Когда характер меняется от плохого к хорошему
• Что нельзя делать во время стихийного бедствия

В 1980-х психологические выводы применялись к беспорядкам, в 2000-х — к массовым чрезвычайным ситуациям, а в 2010-х — к музыкальным фестивалям и крупным мероприятиям. Теперь психология толпы используется в более специализированных чрезвычайных ситуациях, таких как ХБРЯ (химические, биологические, радиологические или ядерные) атаки.

Джон Друри: «Толпа так же психологически специфична, как и личность» (Фото: Getty Images)

Массовое сознание

Фактически, работа психологов и специалистов по стихийным бедствиям показывает, что во время чрезвычайных ситуаций часто возникает коллективная идентичность. Эта идентичность является ключом к определению того, насколько кооперативной и устойчивой будет толпа в данной ситуации. Например, в своих интервью с выжившими во время терактов в Лондоне 7/7 2005 года Друри и его коллеги обнаружили, что между членами толпы было много сотрудничества: они утешали друг друга, делились водой и оказывали базовую первую помощь.

«Важно не делать того, что может подорвать появление этой общей социальной идентичности, — говорит Друри. Поскольку идентичность толпы вытесняет, например, другие принадлежности, было бы бесполезно делить толпу на религиозные или этнические группы в надежде сделать ее более управляемой. Эти результаты были включены в руководства по реагированию на чрезвычайные ситуации таких организаций, как Национальная служба здравоохранения Великобритании (NHS).

Толпы могут быть смертельными, но также и удивительно рациональными (Фото: Getty Images)

Также важно понимать «правила», которыми руководствуется тот или иной вид толпы. Возьмем, к примеру, мошпит-поведение на панк- или метал-концерте. В этой кипящей массе тел есть логика, хотя она может быть не видна посторонним. Эта логика удерживает фанатов от растоптания. Примечательно, что это даже означает, что мошеры, двигающиеся по грубому кругу, часто оказываются там же, где и начали. «Менеджеры по безопасности толпы знают, что когда вы видите слэмданс и мошинг, это связано с правилами», — говорит Друри.

Но если неопытные сотрудники службы безопасности, не знающие места происшествия, решат, что такое поведение опасно, и начнут применять физическую силу, это может быть тем, что на самом деле делает ситуацию опасной. Это произошло в 1989 Катастрофа в Хиллсборо, когда 96 человек погибли в результате раздавливания на футбольном стадионе в Шеффилде, Великобритания. Некоторые полицейские и стюарды были настолько озабочены возможным хулиганством, что их действия, такие как загон болельщиков в тесные стаи, усугубили ситуацию.

С психологической точки зрения также важно не преувеличивать опасности толпы. Друри объясняет, что, несмотря на то, насколько редки бедствия, средства массовой информации и популярная культура часто преувеличивают опасность. Например, для целей повествования более драматично использовать такой термин, как «паника», а не «внезапная эвакуация», хотя массовая паника случается редко.

Проблема в том, что если люди склонны верить, что другие запаникуют в толпе, они, скорее всего, сами запаникуют — даже при отсутствии реальной опасности.

Предварительный план

Когда дело доходит до конкретного мероприятия или здания, исследования также помогают разрабатывать способы обеспечения безопасности толпы. Часто лучшие меры оказываются самыми неожиданными.

Работа психологов и специалистов по стихийным бедствиям показывает, что во время чрезвычайных ситуаций часто возникает коллективная идентичность (Фото: Getty Images)

В светлом офисе с видом на реку Эйвон в Бате команда Sharma Smart Space собирает обширные данные о факторах, влияющих на поведение толпы, от ветровых условий до культурных предпочтений в отношении личного пространства. Используя свой собственный пакет программного обеспечения для моделирования толпы, они наносят эти переменные в различные сценарии, чтобы показать, как даже простые шаги, такие как перемещение выхода в многоквартирном доме, могут избежать перенаселенности.

«Данные часто бросают вызов вашим предположениям, — говорит Шарма. Персонал больницы может сообщить, например, что одна часть их этажа является самой загруженной. Но размещение тегов отслеживания на персонале может показать, что центр активности находится в другом месте. Это предполагает другой способ организации пространства.

Иногда рекомендации бывают еще проще. В одной из школ Ньюкасла каждый раз, когда звонил школьный звонок, толпились ученики. Команда Шармы наблюдала, как студенты изо всех сил пытались идти по коридору в разных направлениях. Они поняли, что идея школы — расширение коридора — будет и ненужной, и дорогостоящей.

Логика поведения в мошпите не позволяет фанатам быть растоптанными на музыкальных концертах. (Фото: Getty Images) Как только учителя смогли завершить свои уроки в течение нескольких минут, все классы перестали заканчиваться в одно и то же время. Внезапно движение по коридору стало относительно гладким.

В результате, Шарма считает, что даже в местах с ограниченными ресурсами правильные вопросы могут помочь избежать давки толпы. Например, железнодорожные вокзалы Мумбаи печально известны своей переполненностью. Предоставление достоверной информации и внимание к тому, как пассажиры отвлекаются от выходов, могут помочь избежать новых трагедий, таких как давка 2017 года на лестнице станции Elphinstone Road, в результате которой погибло не менее 22 человек.

Несмотря на прогресс, которого добилась наука управления толпой, есть еще много возможностей для совершенствования.

Работа психолога Энн Темплтон из Кентского университета, например, показывает, что многие инструменты моделирования толпы не учитывают то, как члены толпы взаимодействуют друг с другом. «Физическая толпа» (в основном просто группа тел в одном и том же пространстве) будет моделироваться иначе, чем «психологическая толпа» (где толпа имеет общее чувство идентичности). Например, говорит Темплтон, «на фундаментальном уровне движения психологическая толпа будет идти медленнее и дальше, чтобы оставаться в тесном строю с другими членами толпы».

Даже в местах с ограниченными ресурсами задавание правильных вопросов может помочь избежать давки толпы. «Физическая толпа может стать психологической толпой в чрезвычайных ситуациях, поэтому компьютерные модели также должны быть универсальными, чтобы приспосабливаться к изменениям в групповой идентичности и поведенческим изменениям, которые с этим связаны», — говорит Темплтон. Интервью (что люди говорят) можно сочетать с датчиками (что люди делают) для достижения более полного понимания человеческого поведения и потребностей.

Толпы удивительно сложны и изощренны. Но то же самое происходит и с методами их понимания.

Присоединяйтесь к более чем 800 000 поклонников Future, поставив нам лайк на Facebook или подписавшись на нас в Twitter.

Эта история является частью BBC Britain — сериала, посвященного изучению этого необычного острова по одной истории за раз.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *