Роль наследственности в развитии личности
Наследственность определяют как совокупность природных свойств организма, передаваемых от поколения к поколению, или как «свойство живых систем воспроизводить свою организацию, или, иначе говоря, свойство живых организмов воссоздавать себе подобных в ряду поколений».
1 Так ли важна наследственность
2 Значимость определённой ДНК в вопросе развития личности
3 Факторы, влияющие на наследственность
4 Каким образом гены влияют на личность
Так ли важна наследственность
Биологическая наследственность имеет огромное значение в жизни человека. Она сохраняет человека как природное существо, как уникальную популяцию (вид) в биологическом мире. С момента рождения ребенок наследует многие врожденные свойства и инстинкты, относящиеся к группе безусловных рефлексов (по И.П. Павлову). К ним относятся пищеварительные рефлексы (слюноотделение), оборонительные (отдергивание рук от горячего, зажмуривание глаз при ярком свете), ориентировочные (реакция на звук, свет и т. д.). Говоря о нерасторжимой связи человека с животным миром, следует отметить, что эти свойства характерны и для высших животных.
Однако в пределах биологической эволюции возникла новая форма отражения, обеспечившая переход предков в современных людей, развитие «собственно человеческих задатков» (движение в вертикальном положении — прямохождение, развитие речи), предрасположенность к целенаправленному труду, развитие мыслительных способностей человека, осознание своих действий, поступков, деятельности.
Наследственность программирует передачу от взрослых детям ряда биохимических, физических качеств: физический облик, цвет волос, физические данные; группу крови и резус-фактор, задатки способностей; программирует также свойства нервной системы, свойства зрительных органов (дальтонизм, особая чувствительность, цвет глаз) и др.
Значимость определённой ДНК в вопросе развития личности
Известно, что носителями наследственности являются молекулы ДНК, отвечающие за все жизненно важные процессы в организме (за сохранение информации о протекании всех процессов, за обновление клеток, за защиту от мутаций и за многое другое).
Генетическая программа наследственности заложена в молекулярных структурах ДНК. Она, как сверхсовершенная ЭВМ, обеспечивает заданность параметров работы всех структур организма: от биохимических, биопсихических до физических; сохраняет наследственную память обо всем организме как индивидуальной единице биологического мира (по мнению ряда исследователей, вплоть до 13-го колена). Это в среднем 1000 лет. В Библии есть упоминание о продолжительности жизни до тысячелетнего возраста. Генетическая наследственность обеспечивает и возможность клонирования людей. Открытия российских и американских ученых доказывают, что, управляя ростом, развитием хромосом, можно напрямую управлять ростом новых клеток, тем самым обеспечивая организму неограниченную продолжительность жизни.
Диалектика биологических процессов обозначена и наличием наследственных заболеваний и различных аномалий. К ним можно отнести болезнь крови (гемофилия), шизофрению, сахарный диабет, ряд эндокринных расстройств (карликовость и др. ). По наследству могут передаваться и особенности протекания психических процессов. Появляются сообщения, что по наследству может передаваться и предрасположенность к правонарушениям и преступлениям, садизм, суицидальное поведение и т.д.
Исследованиями установлено, что неизменность биологических популяций на протяжении многих миллионов лет обусловлена почти не изменяющимися условиями жизни. Другой позиции придерживается известный философ Лаптев: «Как только то или иное условие существования становится определяющим для каких-либо существ, они специализируются, приспосабливаясь больше всего именно к этому условию, и … останавливаются в своем развитии, приспособившись. Вид попадает в эволюционный тупик… Скорпион существует без изменений около 300 млн. лет» . Но генный аппарат наследственности, как и весь организм человека, не изолирован от внешних воздействий, а включен в их многообразие.
Факторы, влияющие на наследственность
Наверное, «это предопределило возможность многостороннего развития человеческого организма, стало как бы потенциалом его универсальности» , сохранив при этом потенцию эволюционирования наследственности. Однако отметим, что быстротечные воздействия на аппарат наследственности ведут к разрушению древних генетических кодов и памяти, к сокращению сроков жизни и необратимым генным мутациям.
Таким воздействием является радиация, действующая на генный аппарат человека. В результате ионизирующего воздействия на хромосомы уже в организме матери нарушается структура ДНК, у новорожденных возникают наследственные болезни, а также уродства (две головы, два туловища, сросшиеся близнецы, огромных размеров голова или уши и т.д.). Нарушение генной наследственности может быть вызвано тяжелыми условиями труда, нервно-психическими расстройствами. К расстройству генной структуры приводят и бытовые канцерогены (алкоголь, курение, медикаменты, звуковые нагрузки и многое другое).
Английские и датские ученые обнаружили, что прием женщинами гормональных противозачаточных средств приводит к нарушению гормональной системы и потенции у их сыновей уже в раннем возрасте. «Десять миллионов генов и порождаемых ими белков,— пишет О. Леднев, — образуют машину-человека. Ее работа зависит от полноценности генов, которые весьма чувствительны к вредным воздействиям, проникающим в клетки организма с воздухом, водой, продуктами питания, радиацией и т.д. Эти вещества вызывают мутацию генов. При летальной (смертельной) мутации белок или вовсе не образуется, или полностью теряет свою биофункцию. Активность организма снижается, он заболевает, интеллект ослабляется вплоть до распада».
Практически установлено, что у определенной части людей наблюдается повышенная склонность к употреблению алкоголя и наркотических веществ. Обосновывается точка зрения, что наряду с социальными факторами в возникновении алкоголизма играют роль и некоторые биологические предпосылки. Это главным образом связано с обменом веществ, что рассматривается как критерий риска или предрасположенность к заболеванию.
Современная генетика и медицина ведут интенсивный поиск средств лечения генных болезней, ослабления их влияния на развитие человека. В ряде направлений уже имеются определенные успехи: волнующей умы представителей разных направлений науки является проблема наследственных задатков и способностей, т. е. таких индивидуально-психологических особенностей личности, которые являются одним из важнейших условий успешного выполнения определенных видов деятельности.
Каким образом гены влияют на личность
Природные особенности (задатки) являются потенциальным условием формирования способностей. Они обусловлены индивидуальными структурно-функциональными различиями головного мозга и речедвигательных органов, органов чувств, и их следует рассматривать лишь как анатомо-морфологические предпосылки способностей.
Показатель развитости человека проявляется через интегрированную развитость его способностей. Выделяют общие и специальные способности. Общие способности определяют успехи человека в различных видах деятельности. Это «умственные способности, тонкость и точность ручных движений, развитая память, совершенная речь и ряд других». Специальные способности раскрывают индивидуальность личности и «определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие»2. К ним можно отнести математические, музыкальные, лингвистические, литературные, художественно-творческие, технические, спортивные, организаторские, экономические и др. Общие и специальные способности могут гармонизировать между собой, взаимно дополнять, компенсировать, усиливать и обогащать друг друга (подробнее о способностях — у Р.С. Немова).
Значительная часть способностей природно обусловлена; среда и воспитание — лишь те условия, в которых они проявляются. Существуют способности в значительной мере социально обусловленные. Из них назовем, например, предметно-познавательные или способности к общению, взаимодействию с людьми, предметно-деятельностные.
Но проявление наследственного в голове находится в прямой зависимости от внешней среды, условий жизни и воспитания. В науке имеется немало фактов о жизни малолетних детей со зверями (так называемых «детей Маугли») волками, медведями, обезьянами и вскормленных их молоком’. Возвращение к людям, они были лишены почти всех человеческих качеств: уровень интеллекта и мышления у многих из них находятся ниже уровня животных, ходили они на четвереньках, речь отсутствовала, воспроизводили ее только звуки, которые «произносили» животные; для таких детей характерна неразвитость чувств, короткий срок жизни вследствие неразвитости психических процессов.
Это указывает, что решающим, основным в развитии человеческих свойств и качеств является общение с людьми, обеспечивающее усвоение человеческого опыта. Вторая сигнальная система, унаследование общечеловеческих задатков развивается в благоприятных условиях и в соответствующей системе воспитания. Социологи полагают, что у людей с высоким уровнем интеллекта увеличивается продолжительность жизни.
Биологически здоровый человек имеет колоссальные возможности развития, но практически реализует их не более чем на 10-15 %. Для правильного воспитания важна глубокая диагностика выявления природных дарований с целью создания необходимых условий их развития. Развитие человека рассматривается преимущественно как развитие его способностей. С одной стороны, развитие происходит за счет резервных сил генотипа (задатки способностей могут проявляться очень рано, с 2-3-летнего возраста, или наоборот — на склоне лет), с другой — условий внешней среды и их взаимного влияния. Несовершенство структуры питания и тяжелые условия жизни (дети сироты, неполные семьи, трудные семьи, привлечение детей к тяжелой работе) задерживают рост и развитие. Наследственные возможности растущего человека велики, но реализовать их в качества личности он сможет только в процессе своей социальной жизни в обществе, в деятельности.
Как наследственность влияет на развитие детей
Общество
27 Января 2014, 15:43
Родительский опыт влияет на структуру и функцию нервной системы потомства. Детям могут передаваться страхи и фобии родителей.
Коллаж Ларисы Ветлугиной.
На развитие и формирование человека в основном влияют три фактора: наследственность, социальная среда и воспитание.
Наследственность — это способность живых организмов передавать различные характерные признаки и особенности развития своим потомкам. Иными словами, это передача имеющейся генетической информации от родителя к ребенку. Благодаря наследственности все живые существа сохраняют в потомках характерные черты своего вида.
Социальная среда имеет преимущественное значение в развитии личности: уровень развития производства и характер общественных отношений определяют характер деятельности и мировоззрение людей.
Воспитание — третий существенный фактор развития и формирования личности (с точки зрения педагогики). Воспитание корректирует влияние наследственности и среды в целях реализации социальной программы развития личности. В принципе влияние среды и воспитания однотипны. Многие учёные в основе развития личности выделяют лишь два фактора —наследственность и среду. Разница лишь в том, что в отличие от стихийного влияния окружающей среды на человека, воспитание (школьное, семейное, религиозное) является процессом целенаправленным и сознательно контролируемым. Для развития природных задатков нужны работоспособность и трудолюбие. А последние являются теми качествами, которые возникают в результате воспитания. В этой связи вспоминаются фильмы по мотивам романа Александра Дюма «Граф Монте-Кристо». Ведь смог аббат Фариа воспитать из марсельского моряка Эдмона Дантеса настоящего аристократа. А сколько терпения понадобилось герою для освобождения.
Разные учёные по-разному относятся к тому, что в большей или меньшей степени воздействует на развитие личности, но сейчас я остановлюсь на наследственности (не умаляя роли воспитания и среды).
Многие знакомы с теорией Фрейда о том, что почти все психологические расстройства связаны с детством, поведением родителей. Но американские учёные в своих исследованиях пошли дальше. Заметив среди городских поколений циклы наркомании и психоневрологических проблем, группа учёных из университета Эмори (штат Джорджия) связала этот процесс с наследственностью и провела ряд экспериментов. Их исследования на животных показали, что дети нередко испытывают страхи своих родителей, даже в тех случаях, когда они никогда не сталкивались с причиной фобий.
Исследователи научили мышей бояться аромата сакуры, а затем исследовали их сперму. Во время изучения эякулята они обнаружили, что участок ДНК, отвечающий за чувствительность к данному запаху, стал более активным. Затем исследователи изучили поведение потомства участников эксперимента и выяснили, что два поколения грызунов оказались не только очень чувствительны к аромату сакуры, но и старались всячески избегать его, несмотря на то, что никогда не сталкивались с ним в своей жизни. Кроме того, в структуре мозга последующих поколений также произошли изменения.
Доктор Брайан Диас считает: «Родительский опыт заметно влияет на структуру и функцию нервной системы потомства… Полученные нами результаты свидетельствуют о трансгенерационной эпигенетической наследственности — это значит, что окружающая среда может влиять на генетику индивида, а он, в свою очередь, передает изменения следующим поколениям. Это один из механизмов, демонстрирующий отпечатки предков на потомках».
Британский профессор Маркус Пембри заявил, что «полученные выводы имеют важное значение для определения причин фобий, тревог и посттравматических стрессовых расстройств… Я подозреваю, что мы не сможем справиться с ростом нервно-психических расстройств, ожирения и диабета до тех пор, пока не примем во внимание опыт предыдущих поколений».
То есть эти опыты предполагают, что формирование человеческой личности начинается задолго до его рождения. Может, поэтому так важно развивать гармоничные отношения во всём обществе. Пожилые люди помнят, как много доброжелательных людей было в прежние времена. Но дело не в том, что все поголовно были проникнуты идеями социализма. История показала, что это было далеко не так. Но главной заботой общества было социальное развитие детей, и это давало свои плоды. Ну и, конечно, люди были благожелательны оттого, что были уверены в завтрашнем дне. Стабильность жизни — немаловажный фактор для хорошего самочувствия социального общества. А вот самые разнообразные попытки жёлтой прессы выпячивания негативных явлений приводит к суицидам и разного рода фобиям, которые, как видно из экспериментов упомянутых учёных, могут отрицательно отразиться даже на ещё зарождающихся клетках будущей личности.
У детей, воспитанных в доброжелательной атмосфере, больше возможностей для развития активности, творчества, оригинальности, дружеских чувств, в них больше эмоциональности во взаимоотношениях, нежели у их сверстников, живущих в условиях излишней строгости, дефицита теплоты и ласки.
На здоровье детей и развитие их личностных особенностей большое влияние оказывает структура семьи и характер внутрисемейных отношений. Гармоничному развитию мешают длительные конфликтные ситуации в семье, разводы родителей, воспитание единственного ребенка и др. Получается, как снежный ком в горах может превратиться в лавину, так и наше поведение может отрицательно или положительно отразиться на действиях наших потомков. Надо внимательно относиться и к тому, что выискивает на страницах интернета ваш ребёнок. Ведь интернет, как и остальные СМИ, очень сильно воздействует на ещё неокрепшее сознание. Мы, советское поколение, во время переходного периода тоже были как дети. Ведь мы были воспитаны на «стерильных» материалах. Свято верили в правдивость статей, преподносимых СМИ, вот поэтому многие и попались на крючки разных финансовых пирамид. Надо воспитывать в детях развитие собственного мышления. Этому, кстати, может способствовать и новая учебная литература, которая, как пишут, должна непредвзято подавать факты прошлого нашей страны.
Автор:Радик Мухарямов
Теги:воспитаниедетинаследственность
Читайте нас в
Влияние наследственности и среды на нашу личность
РЕКЛАМА:
Влияние наследственности и среды на нашу личность!
Каждый человек на этой земле отличается от другого. Ни один человек полностью не похож на другого человека.
РЕКЛАМА:
Каждый человек отличается от другого физически или психологически. Даже близнецы не являются исключением. Они отличаются в тех или иных аспектах. В частности, когда мы смотрим на людей с психологической точки зрения, эти различия совершенно очевидны. Во многих случаях даже дети отличаются от своих родителей.
У них будет некоторое сходство с некоторыми предками или дедушками и бабушками, а не с их родителями. Что заставляет эти различия существовать? Каковы причины? Ответ на эти вопросы можно найти в двух факторах, а именно в наследственности и окружающей среде.
Основными источниками развития личности являются наследственность и среда.
1. Наследственность :Наследственность относится к генетической наследственности, полученной каждым человеком во время зачатия. Происхождение каждой человеческой жизни можно проследить до одной клетки, называемой зиготой. Образуется в результате слияния сперматозоида и яйцеклетки.
Сперматозоид и яйцеклетка будут содержать 23 пары хромосом, одна из которых будет хромосомой, определяющей пол. У самки будет 23 пары ХХ хромосом. У самца будет 22 пары XX и 2 одиночных, обозначенных как XY. X-хромосома от матери и Y-хромосома от отца приводят к потомству мужского пола, XX от обоих родителей дает начало женскому полу. В каждой хромосоме находится бесчисленное количество генов.
Эти гены являются реальными детерминантами наследственных характеристик, которые передаются от одного поколения к другому. Во время зачатия гены из хромосом отца и матери сливаются воедино и определяют черты будущего потомства.
Физические характеристики, такие как рост, вес, цвет глаз и кожи, социальное и интеллектуальное поведение определяются наследственностью. Различия в этих характеристиках обусловлены изменением передаваемых генов. Разнояйцевые близнецы также отличаются друг от друга, поскольку рождаются из разных генов. Однако мы находим больше сходства у однояйцевых близнецов, потому что они рождаются монозиготными.
2. Окружающая среда :Говоря простым языком, окружающая среда означает общество, сферы общества и даже весь мир. Но здесь слово «окружающая среда» ограничивается значением среды в утробе матери и только что родившегося, а также окружающей среды вокруг человека.
Как и наследственность, окружающая среда также играет очень важную роль в определении поведения и развития личности человека. Воздействия среды — это те, которые действуют на организм на более ранних стадиях развития, т. е. до, а также после рождения.
Окружающая среда включает все внешние силы, воздействия и условия, влияющие на жизнь, природу, поведение, рост, развитие и созревание живых организмов (Дуглас и Холланд).
Следовательно, мы можем сказать, что окружающая среда означает все, что находится вокруг человека. Зигота окружена желеобразным веществом, известным как «цитоплазма». Цитоплазма представляет собой внутриклеточную среду, влияющую на развитие. Хотя жизнь начинается с одной клетки, в процессе клеточного деления образуется несколько новых клеток и возникает новая внутренняя среда.
По мере развития плода формируются эндокринные железы. Гормональная секреция этих желез порождает другую внутриклеточную среду. Гормоны необходимы для нормального развития, но дефекты секреции гормонов, такие как чрезмерная или недостаточная секреция, могут привести к врожденным уродствам.
Растущий эмбрион окружен амниотической жидкостью в матке, что создает другую среду. Эта жидкость обеспечит необходимое тепло и защиту от опасностей, связанных с микроорганизмами и другими химическими воздействиями на плод.
Плод также связан с матерью пуповиной, по которой поступает питание. Необходимо достаточное питание от матери. В противном случае ребенок будет страдать от недоедания. Пороки матери, такие как наркомания или алкоголизм, курение, недоедание, диабет, эндокринные нарушения, маленькая матка и другие подобные проблемы, вызывают много проблем у ребенка.
Психологическое состояние матери в виде перевозбуждения, депрессии также может оказывать повреждающее воздействие на ребенка.
Через девять месяцев ребенок рождается и попадает в совершенно другую среду. Новая жизнь начинается в новой среде. Эта новая среда будет иметь другую культуру, идеологию, ценности и т. д.
Домашняя атмосфера, родительская любовь и привязанность, общение с братьями и сестрами, соседями, сверстниками, учителями и т. д. создадут совершенно другую и новую атмосферу. Это называется социальной средой. Все перечисленные выше социальные факторы формируют личность ребенка.
Существует давний спор о важности наследственности и окружающей среды. Сторонники наследственности говорят, что среда не может превратить собаку в козу. С другой стороны, экологи придерживаются мнения, что для развития растения важны не только семена, но и окружающая среда, такая как солнечный свет, навоз, вода и т. д.
Бесчисленные исследования были проведены с обеих сторон. Однако результаты показывают, что наследственность и окружающая среда являются взаимозависимыми силами. Что бы ни давала наследственность, благоприятная среда выявляет это. Характеристики личности, приобретаемые по наследству, формируются средой.
Главная ›› Люди
12.3 Является ли личность больше природой или больше воспитанием? Behavioral and Molecular Genetics – Introduction to Psychology – 1st Canadian Edition
Глава 12. Личность
Цели обучения
- Объяснить, как гены передают личность от одного поколения к другому.
- Опишите методы исследований поведенческой генетики и выводы, которые мы можем сделать из них о детерминантах личности.
- Объясните, как исследования молекулярной генетики помогают нам понять роль генетики в личности.
Один вопрос, чрезвычайно важный для изучения личности, касается того, в какой степени она является результатом природы или воспитания. Если природа важнее, то наша личность сформируется в начале нашей жизни, и потом ее будет трудно изменить. Однако, если воспитание более важно, то наш опыт, вероятно, будет особенно важен, и мы сможем гибко изменять свою личность с течением времени. В этом разделе мы увидим, что личностные черты людей и животных в значительной степени определяются их генетическим составом, поэтому неудивительно, что однояйцевые близнецы Паула Бернстайн и Элиз Шейн оказались очень похожими, несмотря на то, что они были воспитаны. отдельно. Но мы также увидим, что генетика не определяет все.
В ядре каждой клетки вашего тела находится 23 пары хромосом . Одна из каждой пары исходит от вашего отца, а другая — от вашей матери. хромосом состоят из нитей молекулы ДНК (дезоксирибонуклеиновая кислота), а ДНК
сгруппирована в сегменты, известные как генов . Ген является основной биологической единицей, которая передает характеристики от одного поколения к следующему . Клетки человека имеют около 25 000 генов.Гены разных представителей одного и того же вида почти идентичны. ДНК в ваших генах, например, примерно на 99,9% совпадает с ДНК в моих генах и в ДНК любого другого человеческого существа. Эти общие генетические структуры приводят к тому, что представители одного и того же вида рождаются с различными формами поведения, естественными для них и определяющими характеристики вида. Эти способности и характеристики известны как инстинктов — сложных врожденных моделей поведения, которые помогают обеспечить выживание и размножение (Тинберген, 1951). У разных животных разные инстинкты. Птицы естественным образом строят гнезда, собаки естественным образом лояльны к своим опекунам, а люди инстинктивно учатся ходить, говорить и понимать язык.
Но сила различных черт и поведения также варьируется в пределах вида. Кролики от природы пугливы, но некоторые боятся больше, чем другие; некоторые собаки более лояльны к своим хозяевам, чем другие; и некоторые люди учатся говорить и писать лучше, чем другие. Эти различия отчасти определяются небольшим количеством (у человека 0,1%) различий в генах среди представителей вида.
Личность определяется не каким-то одним геном, а действиями многих генов, работающих вместе. Не существует «гена IQ», который определяет интеллект, и нет «гена хорошего партнера по браку», который делает человека особенно удачным брачным пари. Кроме того, даже работая вместе, гены не настолько сильны, чтобы контролировать или создавать нашу личность. Некоторые гены имеют тенденцию усиливать определенную характеристику, а другие работают на ее снижение — сложные отношения между различными генами, а также множество случайных факторов приводят к конечному результату. Кроме того, генетические факторы всегда работают с факторами окружающей среды для создания личности. Наличие определенного набора генов не обязательно означает, что конкретный признак разовьется, потому что некоторые признаки могут проявляться только в определенных условиях.
Например, у человека может быть генетический вариант, который, как известно, увеличивает риск развития эмфиземы вследствие курения. Но если этот человек никогда не курит, то эмфизема, скорее всего, не разовьется.Изучение личности с использованием поведенческой генетики
Возможно, самый прямой способ изучить роль генетики в личности — это селекционное разведение животных по интересующему признаку. При таком подходе ученый выбирает животных, которые наиболее ярко выражают интересующие его личностные характеристики, и скрещивает этих животных друг с другом. Если селекционное разведение дает потомство с еще более сильными признаками, то можно предположить, что признак имеет генетическое происхождение. Таким образом, ученые изучили роль генетики в том, как черви реагируют на раздражители, как рыбы развивают ритуалы ухаживания, как крысы различаются в играх и как свиньи различаются в своей реакции на стресс.
Хотя селекционные исследования могут быть информативными, они явно бесполезны для изучения людей. Для этого психологи полагаются на поведенческую генетику — различные методы исследования, которые ученые используют, чтобы узнать о влиянии генетики и окружающей среды на поведение человека путем сравнения черт биологически и небиологически связанных членов семьи
(Бейкер, 2004). Поведенческая генетика основана на результатах семейных исследований , исследований близнецов и исследований приемных детей .Семейное исследование начинается с одного человека, у которого есть интересующая черта — например, расстройство развития, такое как аутизм, — и исследуется генеалогическое древо человека, чтобы определить, в какой степени другие члены семьи также имеют черту . . Наличие признака у родственников первой степени родства (родителей, братьев, сестер и детей) сравнивают с распространенностью признака у родственников второй степени родства (тети, дяди, внуки, дедушки и бабушки, племянники или племянницы) и в более дальних семьях. члены. Затем ученые анализируют закономерности этой черты у членов семьи, чтобы увидеть, в какой степени ее разделяют близкие и более дальние родственники.
Хотя семейные исследования могут показать, передается ли черта в семье, они не могут объяснить, почему. В исследовании близнецов , исследователей изучают личностные характеристики близнецов. Исследования близнецов основаны на том факте, что однояйцевые (или монозиготные) близнецы имеют практически одинаковый набор генов, в то время как разнояйцевые (или дизиготные) близнецы в среднем имеют наполовину идентичный набор. Идея состоит в том, что если близнецы растут в одном доме, то окружение будет влиять на них в равной степени, и это влияние будет почти одинаковым для однояйцевых и разнояйцевых близнецов. Другими словами, если факторы окружающей среды одинаковы, то единственным фактором, который может сделать однояйцевых близнецов более похожими, чем разнояйцевые, является их большее генетическое сходство.
В исследовании близнецов собираются данные от многих пар близнецов и сравниваются степени сходства для однояйцевых и разнояйцевых пар. Рассчитывается коэффициент корреляции, который оценивает степень, в которой признак одного близнеца связан с признаком другого близнеца. Исследования близнецов делят влияние природы и воспитания на три части:
- Наследуемость (то есть генетическое влияние) указывается, когда коэффициент корреляции однояйцевых близнецов превышает коэффициент корреляции разнояйцевых близнецов, указывая на то, что общая ДНК является важной детерминантой личности.
- Общая среда Детерминанты указываются, когда коэффициенты корреляции однояйцевых и разнояйцевых близнецов больше нуля и также очень похожи. Эти корреляции указывают на то, что оба близнеца имеют семейный опыт, который делает их похожими.
В типичном исследовании близнецов все три источника влияния действуют одновременно, и можно определить относительную важность каждого типа.
Исследование усыновления сравнивает биологически связанных людей, включая близнецов, которые воспитывались раздельно или раздельно . Доказательства генетического влияния на признак обнаруживаются, когда усыновленные дети демонстрируют черты, которые больше похожи на черты их биологических родителей, чем на черты их приемных родителей. Доказательства влияния окружающей среды обнаруживаются, когда усыновленный больше похож на своих приемных родителей, чем на биологических родителей.
Результаты исследований семей, близнецов и усыновлений объединяются, чтобы лучше понять влияние генетики и окружающей среды на интересующие черты. В таблице 12.6 «Данные исследований близнецов и усыновления по наследуемости различных характеристик» представлены данные о корреляциях и оценках наследуемости различных признаков, основанные на результатах исследований поведенческой генетики (Bouchard, Lykken, McGue, Segal, & Tellegen). , 1990).
[Пропустить таблицу] | |||||||
Корреляция между детьми, воспитанными вместе | Корреляция между детьми, воспитанными отдельно | Предполагаемый процент от общей суммы, причитающейся | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Однояйцевые близнецы | Разнояйцевые близнецы | Однояйцевые близнецы | Разнояйцевые близнецы | Наследуемость (%) | Общая среда (%) | Индивидуальная среда (%) | |
Возраст полового созревания | 45 | 5 | 50 | ||||
Агрессия | 0,43 | 0,14 | 0,46 | 0,06 | |||
Болезнь Альцгеймера | 0,54 | 0,16 | |||||
Образцы отпечатков пальцев | 0,96 | 0,47 | 0,96 | 0,47 | 100 | 0 | 0 |
Общие когнитивные способности | 56 | 0 | 44 | ||||
Вероятность развода | 0,52 | 0,22 | |||||
Сексуальная ориентация | 0,52 | 0,22 | 18–39 | 0–17 | 61–66 | ||
Большая пятерка | 40–50 | ||||||
В этой таблице представлены некоторые наблюдаемые корреляции и оценки наследуемости для различных характеристик. |
Если вы посмотрите во второй столбец Таблицы 12.6 «Данные близнецовых исследований и исследований усыновления по наследуемости различных характеристик», вы увидите наблюдаемую корреляцию черт между однояйцевыми близнецами, выросшими вместе в одной семье. дом от тех же родителей. В этом столбце представлены чистые эффекты генетики в том смысле, что различия в окружающей среде были сведены к минимуму. Вы можете видеть, что эти корреляции выше для одних признаков, чем для других. Образцы отпечатков пальцев очень сильно определяются нашей генетикой (9).0085 r = 0,96), в то время как размеры признаков Большой пятерки имеют наследуемость от 40% до 50%.
Из таблицы также видно, что в целом больше влияние природы, чем родителей. Однояйцевые близнецы, даже если они воспитываются в разных семьях разными родителями (столбец 4), оказываются очень похожими по характеру и более похожи, чем разнояйцевые близнецы, выросшие в разных семьях (столбец 5). Эти результаты показывают, что генетика оказывает сильное влияние на личность, и помогают объяснить, почему Элиз и Паула были так похожи, когда наконец встретились.
Несмотря на общую роль генетики, вы можете видеть в Таблице 12.6, «Данные исследований близнецов и усыновления по наследуемости различных характеристик», что корреляции между однояйцевыми близнецами (столбец 2) и оценки наследуемости для большинства признаков (столбец 6) значительно меньше 1,00, что свидетельствует о том, что окружающая среда также играет важную роль в формировании личности (Turkheimer & Waldron, 2000). Например, для сексуальной ориентации оценки наследуемости варьируются от 18% до 39%.% от общего количества исследований, предполагая, что от 61% до 82% общего влияния связано с окружающей средой.
Сначала вы могли бы подумать, что родители будут иметь сильное влияние на личности своих детей, но это было бы неверно. Как видно из столбца 7 таблицы 12.6, исследования показывают, что влияние общего окружения (т. е. влияние родителей или других опекунов) практически не играет роли во взрослой личности (Harris, 2006). Общая среда действительно влияет на личность и поведение маленьких детей, но это влияние быстро уменьшается по мере взросления ребенка. К тому времени, когда мы достигаем совершеннолетия, влияние общего окружения на нашу личность в лучшем случае становится слабым (Roberts & DelVecchio, 2000). Это означает, что, хотя родители должны обеспечить детям питательную и стимулирующую среду, как бы они ни старались, они вряд ли смогут превратить своих детей в гениев или профессиональных спортсменов, равно как и не смогут превратить их в преступники.
Если родители не обеспечивают влияние среды на ребенка, то что? Последний столбец в таблице 12.6, «влияние неразделенной среды», представляет то, что «осталось» после исключения влияния генетики и родителей. Вы можете видеть, что эти факторы — в значительной степени неизвестные вещи, которые происходят с нами и которые отличают нас от других людей, — часто оказывают наибольшее влияние на личность.
Изучение личности с помощью молекулярной генетики
В дополнение к использованию поведенческой генетики наше понимание роли биологии в личности в последнее время значительно улучшилось благодаря использованию молекулярная генетика , то есть изучение того, какие гены связаны с какими чертами личности (Goldsmith et al. , 2003; Strachan & Read, 1999). Эти достижения произошли в результате новых знаний о структуре ДНК человека, которые стали возможными благодаря проекту «Геном человека» и связанной с ним работе, в ходе которой были идентифицированы гены в организме человека (Проект «Геном человека», 2010 г.). Исследователи молекулярной генетики также разработали новые методы, которые позволяют им находить расположение генов в хромосомах и определять эффекты, которые эти гены оказывают при активации или деактивации.
Рис. 12.12. Лабораторные мыши. Эти «нокаутные» мыши участвуют в исследованиях, в которых некоторые из их генов были деактивированы, чтобы определить влияние генов на поведение.Одним из подходов, который можно использовать на животных, обычно на лабораторных мышах, является нокаутное исследование (как показано на рис. 12.12, «Лабораторные мыши»). В этом подходе исследователи используют специальные методы для удаления или изменения влияния гена в линии мышей с нокаутом (Crusio, Goldowitz, Holmes, & Wolfer, 2009). ). Исследователи собирают эмбриональные стволовые клетки из эмбрионов мышей, а затем модифицируют ДНК клеток. ДНК создана таким образом, что действие определенных генов будет устранено или нокаутировано . Затем клетки вводят эмбрионам других мышей, которые имплантируют в матку живых самок мышей. Когда эти животные рождаются, их изучают, чтобы увидеть, отличается ли их поведение от контрольной группы нормальных животных. Исследования показали, что удаление или изменение генов у мышей может повлиять на их тревожность, агрессию, способность к обучению и социализацию.
У людей молекулярно-генетическое исследование обычно начинается со сбора образца ДНК у участников исследования, как правило, путем взятия некоторых клеток с внутренней поверхности щеки. В лаборатории ДНК извлекается из отобранных клеток и смешивается с раствором, содержащим маркер для конкретных представляющих интерес генов, а также флуоресцентный краситель. Если ген присутствует в ДНК человека, раствор свяжется с этим геном и активирует краситель. Чем сильнее выражен ген, тем сильнее реакция.
В одном из распространенных подходов ДНК собирают у людей, обладающих определенными личностными характеристиками, а также у людей, у которых их нет. ДНК двух групп сравнивают, чтобы увидеть, какие гены различаются между ними. Эти исследования теперь могут сравнивать тысячи генов одновременно. Исследования с использованием молекулярной генетики обнаружили гены, связанные с различными личностными чертами, включая стремление к новизне (Ekelund, Lichtermann, Järvelin, & Peltonen, 1999), синдром дефицита внимания/гиперактивность (Waldman & Gizer, 2006) и курение (Thorgeirsson). и др., 2008).
Обзор литературы: является ли наша генетика нашей судьбой?
За последние два десятилетия ученые добились существенного прогресса в понимании важной роли генетики в поведении. Исследования поведенческой генетики показали, что для большинства черт генетика важнее родительского влияния. И исследования молекулярной генетики начали определять конкретные гены, вызывающие эти различия. Результаты этих исследований могут привести вас к мысли, что ваша судьба определяется вашими генами, но это было бы ошибочным предположением.
Во-первых, результаты всех исследований следует интерпретировать с осторожностью. Со временем мы узнаем еще больше о роли генетики, и наши выводы о ее влиянии, вероятно, изменятся. Текущие исследования в области поведенческой генетики часто критикуют за предположения о том, как исследователи классифицируют однояйцевых и разнояйцевых близнецов, о том, действительно ли родители относятся к близнецам одинаково, о том, являются ли близнецы репрезентативными для детей в более общем плане, и многие другие проблемы. Хотя эта критика может и не изменить общих выводов, следует иметь в виду, что эти открытия являются относительно новыми и, безусловно, со временем будут обновлены (Plomin, 2000).
Кроме того, важно повторить, что, хотя генетика важна и хотя мы с каждым днем узнаем все больше о ее роли во многих личностных переменных, генетика не определяет все. На самом деле, основное влияние на личность оказывает неразделенное влияние окружающей среды, включающее в себя все происходящее с нами, что делает нас уникальными личностями. Эти различия включают изменчивость структуры мозга, питания, образования, воспитания и даже взаимодействия между самими генами.
Генетические различия, существующие при рождении, могут усиливаться или ослабевать с течением времени под воздействием факторов окружающей среды. Мозг и тела однояйцевых близнецов не совсем одинаковы, и по мере взросления они становятся еще более разными. В результате даже генетически идентичные близнецы имеют разные личности, что в значительной степени является результатом воздействия окружающей среды.
Поскольку эти неразделяемые различия в окружающей среде носят несистематический характер и в значительной степени случайны или случайны, будет трудно когда-либо точно определить, что произойдет с ребенком, когда он или она вырастет. Хотя мы наследуем наши гены, мы не наследуем личность в каком-либо фиксированном смысле. Влияние наших генов на наше поведение полностью зависит от контекста нашей жизни, которая разворачивается изо дня в день. Основываясь на ваших генах, никто не может сказать, каким человеком вы станете или чем будете заниматься в жизни.
Ключевые выводы
- Гены — это основные биологические единицы, передающие характеристики от одного поколения к другому.
- Личность определяется не каким-то одним геном, а действиями многих генов, работающих вместе.
- Поведенческая генетика относится к множеству исследовательских методов, которые ученые используют, чтобы узнать о влиянии генетики и окружающей среды на поведение человека.
- Поведенческая генетика основана на результатах семейных исследований, исследований близнецов и исследований усыновления.
- В целом, генетика оказывает большее влияние, чем родители, на формирование нашей личности.
- Молекулярная генетика изучает, какие гены связаны с какими чертами личности.
- В значительной степени неизвестные воздействия окружающей среды, известные как неразделяемые воздействия окружающей среды, оказывают наибольшее влияние на личность. Поскольку эти различия несистематичны и в значительной степени случайны или случайны, мы не наследуем нашу личность в каком-либо фиксированном смысле.
Ссылки
Бейкер, К. (2004). Поведенческая генетика: введение в то, как гены и окружающая среда взаимодействуют в ходе развития, формируя различия в настроении, личности и интеллекте. [PDF] Получено с http://www.aaas.org/spp/bgenes/Intro.pdf
.Bouchard, T.J., Lykken, D.T., McGue, M., Segal, N.L., & Tellegen, A. (1990). Источники человеческих психологических различий: Миннесотское исследование близнецов, воспитанных отдельно. Наука, 250 (4978), 223–228. Получено с http://www.sciencemag.org/cgi/content/abstract/250/49.78/223
Crusio, WE, Goldowitz, D., Holmes, A., & Wolfer, D. (2009). Стандарты публикации исследований мутантов мышей. Гены, мозг и поведение, 8 (1), 1–4.
Экелунд, Дж., Лихтерманн, Д., Ярвелин, М.Р., и Пелтонен, Л. (1999). Связь между поиском новизны и геном дофаминового рецептора 4 типа в большой выборке финской когорты. Американский журнал психиатрии, 156 , 1453–1455.
Голдсмит, Х., Гернсбахер, М.А., Крэбб, Дж., Доусон, Г., Готтесман, И.И., Хьюитт, Дж.,… Суонсон, Дж. (2003). Исследовательская роль психологов в генетической революции. Американский психолог, 58 (4), 318–319.
Харрис, младший (2006). Нет двух одинаковых: человеческая природа и человеческая индивидуальность . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Нортон.
Проект генома человека. (2010). Информация . Получено с http://www.ornl.gov/sci/techresources/Human_Genome/home.shtml
.Лангстрём, Н., Рахман, К., Карлстрем, Э., и Лихтенштейн, П. (2010). Генетическое и экологическое воздействие на однополое сексуальное поведение: популяционное исследование близнецов в Швеции. Архив сексуального поведения , 39 (1), 75-80.
Лелин, Дж. К. (1992). Гены и среда в развитии личности . Таузенд-Оукс, Калифорния: Sage Publications, Inc.
МакГью, М., и Ликкен, Д. Т. (1992). Генетическое влияние на риск развода. Психологическая наука, 3 (6), 368–373.
Пломин, Р. (2000). Генетика поведения в 21 веке. Международный журнал поведенческого развития, 24 (1), 30–34.
Пломин, Р., Фулкер, Д. В., Корли, Р., и ДеФрис, Дж. К. (1997). Природа, воспитание и когнитивное развитие от 1 до 16 лет: исследование усыновления родителей и потомства. Психологическая наука, 8 (6), 442–447.
Робертс, Б.В., и ДельВеккио, В.Ф. (2000). Постоянство личностных черт в порядке ранжирования от детства до старости: количественный обзор лонгитюдных исследований. Психологический бюллетень, 126 (1), 3–25.
Страчан Т. и Рид А. П. (1999). Молекулярная генетика человека (2-е изд.). Получено с http://www.ncbi.nlm.nih.gov/bookshelf/br.fcgi?book=hmg&part=A2858
.Tellegen, A., Lykken, D.T., Bouchard, T.J., Wilcox, K.J., Segal, N.L., & Rich, S. (1988). Сходство личности у близнецов, воспитанных раздельно и вместе.