Как справиться с чувством вины — Сноб
В новой книге «Терапия настроения», которая выходит в издательстве «Альпина Паблишер», британский профессор психологии и поведенческих наук Дэвид Бернс рассказывает о том, как выявить первые признаки депрессии, справиться с чувством вины и как разобраться в себе. «Сноб» публикует одну из глав
Фото: Isai RamosНи одна книга о депрессии не будет полной без главы о чувстве вины. Какова функция вины? Писатели, духовные лидеры, психологи и философы веками пытаются ответить на этот вопрос. На чем основано чувство вины? Может, его породила концепция «первородного греха»? Или эдиповы инцестные фантазии и другие табу, о которых говорил Фрейд? Является ли вина реалистичным и полезным компонентом человеческого опыта? Или это «бесполезная эмоция», без которой человечеству лучше было бы обойтись, как предполагают некоторые современные авторы из области популярной психологии?
Когда появилась вычислительная математика, ученые обнаружили, что теперь могут с легкостью решать сложные задачи на движение и ускорение, с которыми было крайне трудно справиться старыми методами.
Давайте посмотрим, что можно извлечь из когнитивного подхода. Вина — это эмоция, которую вы испытываете, когда у вас есть следующие мысли:
- Я сделал то, что не должен был (или не сделал, что должен был), и это не соответствует моим моральным стандартам или понятиям о справедливости.
- Такое «плохое поведение» показывает, что я плохой человек (или во мне есть склонность причинять вред, у меня испорченный характер, гнилое нутро и т. д.).
Идея о собственной «плохости» — основная причина чувства вины. Без нее действия, причиняющие вред, приводят к здоровому чувству раскаяния, но не вины. Раскаяние возникает из адекватного понимания того, что вы умышленно и необоснованно причинили вред себе или другому человеку, что нарушает ваши личные этические нормы. Раскаяние отличается от вины, потому что оно не подразумевает, что ваш проступок показывает, насколько вы плохой, злой или аморальный человек.
Короче говоря, вы испытываете раскаяние или сожаление относительно своего поведения, тогда как чувство вины направлено на ваше «Я».Если помимо чувства вины вы испытываете подавленность, стыд или тревогу, вы, вероятно, мысленно следуете одному из следующих предположений:
- Мое «плохое поведение» делает меня неполноценным или бесполезным (эта интерпретация приводит к депрессии).
- Если бы другие узнали, что я сделал, они бы начали презирать меня (эта мысль вызывает чувство стыда).
- Мне могут отомстить, или меня могут наказать (эта мысль вызывает тревогу).
Самый простой способ оценить, благотворны или разрушительны эти чувства, — определить, содержат ли они какое-либо из десяти когнитивных искажений, описанных в главе 3. Если эти мыслительные ошибки присутствуют, ваша вина, тревога, подавленность или стыд, безусловно, неоправданны и нереалистичны. Я подозреваю, что вы обнаружите: многие из ваших негативных чувств на самом деле основаны на таких ошибках мышления.
Первое искажение, когда вы чувствуете себя виноватым, может заключаться в том, что вы сделали что-то неправильное. Возможно, так и есть, но, возможно, и нет. Является ли поведение, которое вы осуждаете в себе, на самом деле таким страшным, безнравственным, неправильным? Или вы преувеличиваете масштаб проблемы? Очаровательная медик-лаборант недавно принесла мне запечатанный конверт с листом бумаги, на котором написала о себе что-то настолько ужасное, что не могла сказать об этом вслух. Когда она с дрожью в руках передавала мне конверт, то взяла с меня обещание не читать это вслух и не смеяться над ней. Внутри было сообщение: «Я ковыряю в носу и ем козявки!» Предчувствие катастрофы и ужас на ее лице так разительно контрастировали с мелочью, написанной на листе бумаги, что мне стало смешно. Я потерял все профессиональное самообладание и рассмеялся. К счастью, она тоже от души рассмеялась и почувствовала облегчение.
Утверждаю ли я, что вы никогда не ведете себя плохо? Нет. Такая позиция была бы крайне нереалистичной. Я просто хочу подчеркнуть, что чем больше вы преувеличиваете масштаб ваших промахов, тем сильнее будут напрасные мучения и самоедство.
Второе ключевое искажение, которое приводит к чувству вины, — это стремление повесить на себя ярлык «плохого человека» из-за того, что вы сделали. Именно такое суеверное деструктивное мышление в Средние века приводило к охоте на ведьм! Возможно, вы действительно совершили какой-то плохой, злобный, обидный поступок, но нецелесообразно называть себя «плохим» или «испорченным», ведь так вы будете бесконечно расходовать энергию на переживания и самообвинение, а не на творческий поиск наилучшей стратегии решения проблем.
Другое распространенное искажение, провоцирующее чувство вины, — персонализация. Вы необоснованно принимаете на себя ответственность за то, чего не делали. Предположим, вы высказываете конструктивную критику своему парню, который реагирует на нее оборонительно и обижается. Вы можете обвинить себя в том, что он расстроился, и прийти к поспешному выводу, что ваш комментарий был неуместен. Фактически его расстроили его собственные негативные мысли, а не ваш комментарий. Более того, эти мысли, вероятно, искажены. Возможно, он подумал, что ваша критика подразумевает, что он недостаточно хорош, и сделал вывод, что вы его не уважаете.
И к тому же разве это вы вложили в его голову эту нелогичную мысль? Очевидно нет. Он сделал это сам, поэтому вы не можете взять на себя ответственность за его реакцию.
Поскольку когнитивная терапия утверждает, что именно мысли порождают чувства, вы можете прийти к нигилистическому выводу, что не можете никому причинить вреда, что бы вы ни делали, и, следовательно, у вас есть право творить что угодно. В конце концов, почему бы не уйти из семьи, не изменить жене или не обмануть делового партнера? Если они расстроены, это их проблема, это же их мысли, верно?
Нет! Здесь мы снова подчеркиваем важность понятия «когнитивные искажения». Покуда чувство расстройства вызвано у человека искаженными мыслями, вы можете сказать, что за свои страдания несет ответственность он сам.
Неадекватные требования со словом «должен» — это прямой путь к чувству вины. Иррациональные требования к себе подразумевают, что вам следует быть совершенным, всезнающим или всемогущим. Подобные перфекционистские «правила жизни» вредят вам, создавая невозможные ожидания, и лишают гибкости. Один из подобных примеров: «Я всегда должен быть счастлив». И вот следствие такого правила: каждый раз, когда вы расстроены, вы чувствуете себя неудачником. Поскольку очевидно, что цель достичь вечного счастья нереалистична для любого человека, такое правило лишь вредит и подменяет собой настоящую ответственность за себя.
Другие неадекватные требования со словом «должен» основаны на предпосылке, что вы все знаете. Они предполагают, что вы обладаете всеми знаниями во вселенной и можете с абсолютной точностью предсказать будущее. Например, вы думаете: «Я не должен был идти на пляж в эти выходные, потому что начал заболевать гриппом. Какой же я дурак! Теперь мне так плохо, что придется проваляться в постели в течение недели». Такие упреки нереалистичны, ведь вы не знали наверняка, что из-за похода на пляж состояние так сильно ухудшится. Знай вы это, поступили бы по-другому. Вы человек и приняли такое решение, позднее осознав, что ваша догадка оказалась неверной.
Третий вид требований со словом «должен» основан на предпосылке, что вы всемогущи. Они предполагают, что, подобно Богу, вы имеете безграничные возможности, можете контролировать себя и других людей и достигнуть какой угодно цели. Вы пропускаете теннисную подачу и вздрагиваете, восклицая: «Я не должен был пропустить этот удар!» А почему нет? Неужели ваша игра в теннис настолько превосходна, что вы не можете пропустить подачу?
Понятно, что эти три категории требований со словом «должен» создают неадекватное чувство вины, поскольку не опираются на разумные доводы.
Помимо искажений, отличить ненормальную вину от здорового чувства раскаяния или сожаления могут помочь еще несколько критериев. Это интенсивность, продолжительность и последствия ваших негативных эмоций. Давайте применим их для оценки невыносимого чувства вины состоящей в браке 52-летней учительницы гимназии по имени Дженис. В течение многих лет Дженис находилась в тяжелой депрессии. Ее проблема заключалась в том, что ее неотступно мучили воспоминания о двух случаях кражи в магазине, которые произошли, когда ей было 15. Ведя с тех пор абсолютно честную жизнь, она не могла перебороть память о тех двух инцидентах. Ей не давали покоя мысли, создающие чувство вины: «Я воровка, лгунья, плохой человек, я фальшивка». Агония ее вины была настолько сильна, что каждую ночь она молилась, чтобы Бог позволил ей умереть во сне. Каждое утро, просыпаясь живой, она испытывала горькое разочарование и говорила себе: «Я такой плохой человек, что даже Бог не хочет меня забрать». В отчаянии она зарядила пистолет мужа, направила его себе в сердце и нажала на курок.
Оружие дало осечку. Она не взвела курок как надо. Дженис почувствовала окончательное фиаско: она даже не смогла себя убить! Бросив пистолет, она зарыдала от отчаяния.Вина Дженис неоправданна не только из-за очевидных искажений, но и из-за интенсивности , продолжительности и последствий того, что она чувствовала и говорила себе. Ее чувства никак не похожи на здоровое раскаяние или сожаление по поводу воровства в магазине, это безответственное разрушение ее самооценки, которое ослепляет ее, не позволяет жить здесь и сейчас и не соответствует какому угодно реальному проступку. Последствия ее вины создают предельный парадокс: убеждение в том, что она плохой человек, вынудило ее совершить попытку самоубийства, самый разрушительный и бессмысленный поступок на свете.
Порочный круг вины
Даже если вы испытываете нездоровое чувство вины, основанное на искажениях, вы можете оказаться в ловушке иллюзии, что ваша вина оправдана, как только начинаете чувствовать себя виноватым. Такие иллюзии могут быть очень сильными и убедительными. Вот какими могут быть ваши рассуждения:
- Я чувствую себя виноватым и достойным осуждения. Это означает, что я действительно плохой.
- Поскольку я плох, я заслуживаю страдания.
Таким образом, вина убеждает вас в собственной негодности и приводит к еще большему чувству вины. Эта когнитивно-эмоциональная связь замыкает ваши мысли и чувства друг на друга. Вы попадаете в замкнутую систему, которую я называю «порочный круг вины».
Этот порочный круг подпитывается эмоциональным обоснованием (см. главу про когнитивные искажения). Вы автоматически предполагаете, что, поскольку чувствуете себя виноватым, должно быть, где-то потерпели неудачу и поэтому заслуживаете страдания. Вероятно, вы рассуждаете так: «Мне плохо, поэтому я наверняка плохой». Это иррационально, потому что ваша ненависть к себе необязательно доказывает, что вы сделали что-то не так. Ваша вина только отражает ваше мнение, что вы вели себя плохо. Возможно, так и есть, но часто это далеко от истины. Например, детей часто наказывают без причины, когда родители устали, раздражены и неверно истолковывают их поведение. В этих условиях чувство вины, возникающее у ребенка, очевидно, не доказывает, что он или она совершили что-то такое уж ужасное.
Самобичевание только подпитывает цикл вины. Мысли, провоцирующие чувство вины, приводят к непродуктивным действиям, которые подкрепляют ваше убеждение о собственной негодности. Например, одна женщина-невролог, склонная испытывать чувство вины, пыталась подготовиться к сертификационному экзамену. Ей было трудно готовиться к тесту, и она чувствовала себя виноватой в том, что не училась как следует. Поэтому она каждый вечер тратила много времени, смотря телевизор, а в это время в ее голове крутились следующие мысли: «Я не должна смотреть телевизор. Я должна готовиться к экзамену. Я лентяйка. Я не заслуживаю быть врачом. Я слишком эгоистична. Я заслуживаю наказания». Эти мысли вызывали у нее огромное чувство вины. Затем она рассуждала так: «Эта вина только доказывает, что я ленивый, нехороший человек». Ее самобичевание и чувство вины только подпитывали друг друга.
Как и многие люди, склонные испытывать чувство вины, она придерживалась мысли, что если она сама себя достаточно накажет, то в конце концов это ее освободит. К сожалению, все наоборот. Вина просто истощала ее силы и подкрепляла убеждение в том, что она ленива и несостоятельна. Единственным результатом ее ненависти к себе стали навязчивые ночные набеги на холодильник, во время которых она объедалась мороженым или арахисовым маслом.
Порочный круг, в который она попала, показан на рисунке 8.1. Ее негативные мысли, чувства и поведение вместе создавали саморазрушительную, жестокую иллюзию того, что она была «плохой» и не могла контролировать себя.
Вина — это безответственно
Если вы действительно сделали что-то неуместное или вредное, следует ли из этого, что вы заслуживаете страдания? Если вы чувствуете, что ответ на этот вопрос положительный, спросите себя: «Как долго я должен страдать? День? Год? Всю оставшуюся жизнь?» Какой приговор вы решите вынести себе? Готовы ли вы прекратить собственное страдание и перестать мучить себя, когда срок вашего приговора истечет? Это по крайней мере было бы ответственной формой наказания, ограниченного во времени. Но для начала ответьте, в чем смысл истязать себя чувством вины? Если вы совершили ошибку и причиняете вред, ваша вина волшебным образом не отменит ошибку. Она не ускорит процесс обучения, не снизит вероятность того, что в будущем вы снова ее совершите. Другие люди не будут любить и уважать вас больше, потому что вы чувствуете себя виноватым и принижаете себя таким образом. Вина не приведет к продуктивной жизни. Так в чем смысл?
Многие спрашивают: «Но как я могу вести себя в соответствии с моральными принципами и контролировать свои импульсы, если не чувствую вины?» Это подход тюремного надзирателя. Видимо, вы считаете, что настолько злонамеренны и неконтролируемы, что должны постоянно наказывать себя, чтобы не сорваться. Конечно, если ваше поведение причиняет вред другим, небольшая доза мучительных угрызений совести лучше поможет вам осознать последствия ваших действий, чем нейтральное, эмоционально не окрашенное признание проступка. Но без сомнений, никому никогда не помогало считать себя плохим человеком. Чаще всего убеждение в собственной негодности лишь способствует дальнейшему «плохому» поведению.
Перемена и обучение происходят быстрее, когда вы: а) осознаете, что произошла ошибка, и б) разрабатываете стратегию устранения проблемы. Вы значительно облегчите процесс, если будете относиться к себе с любовью и расслабитесь. А чувство вины будет только мешать.
Например, иногда пациенты критикуют меня за то, что я позволил себе резкий комментарий, вызвавший у них неправильный ход мыслей. Эта критика обычно причиняет мне боль и вызывает чувство вины, только если в ней есть доля правды. Если я чувствую вину и называю себя «плохим», я, как правило, реагирую оборонительно. У меня возникает желание отрицать ошибку, оправдывать ее или переходить в контратаку, потому что отвратительно чувствовать себя «плохим человеком». Это затрудняет признание своей ошибки и ее исправление. Если, напротив, я не ругаю себя и не чувствую, что мое чувство собственного достоинства ущемлено, мне легко признать ошибку. Тогда я с легкостью исправлю проблему и чему-то научусь. Чем меньше чувство вины, тем эффективнее я справляюсь с ситуацией.
Таким образом, если вы совершили ошибку, надо распознать ее, извлечь урок и изменить ситуацию. Помогает ли здесь чувство вины? Я в это не верю. Вместо того чтобы помочь признать собственную ошибку, вина только запутывает следы. Вы не хотите слышать никакой критики. Вы не можете вынести собственных ошибок, потому что они вызывают ужасные ощущения. Вот почему вина непродуктивна.
Вы можете возразить: «Как я могу узнать, что сделал что-то неправильно, если не чувствую себя виноватым? Вдруг я начну предаваться слепым бесчинствам, неконтролируемому, деструктивному эгоизму, если не буду испытывать вину?»
Все возможно, но я, честно говоря, сомневаюсь. Вы можете заменить чувство вины на более осознанную основу морального поведения — эмпатию. Эмпатия — это способность наглядно представить последствия вашего поведения, как хорошие, так и плохие. Это умение осознать влияние ваших поступков на вас и на других людей, и чувствовать обоснованную, искреннюю печаль и сожаление, не обзывая себя плохим по своей сути. Эмпатия создает необходимый мысленный и эмоциональный климат, позволяющий регулировать поведение в нравственном и самообучающемся ключе, без необходимости использовать хлыст в виде чувства вины.
Используя следующие критерии, вы можете легко определить, являются ли ваши чувства нормальным и здоровым раскаянием или саморазрушительным, искаженным чувством вины. Спросите себя:
- Сделал ли я что-то «плохое», «несправедливое», нанес обиду сознательно и намеренно? Или я необоснованно требую от себя быть совершенным, всезнающим или всемогущим?
- Обзываю ли я себя из-за этого плохим или гадким человеком? Содержат ли мои мысли и другие когнитивные искажения, такие как преувеличение, сверхобобщение и т. д.?
- Реалистично ли мое сожаление или раскаяние? Вытекает ли оно из эмпатического осознания негативных последствий моих действий? Адекватны ли интенсивность и продолжительность моей болезненной эмоциональной реакции совершенному поступку?
- Готов ли я извлечь урок из своей ошибки? Что я делаю для этого? Думаю ли, как исправить сложившуюся ситуацию? Или ною, прокручивая в мыслях произошедшее? А может, неоправданно наказываю себя?
Теперь давайте рассмотрим некоторые методы, которые помогут вам избавиться от неуместного чувства вины и укрепить уважение к себе.
1. Дневник записи автоматических мыслей. В предыдущих главах вы ознакомились с дневником записи автоматических мыслей, помогающим преодолеть низкую самооценку и чувство непригодности. Этот метод изящно справляется с множеством нежелательных эмоций, включая чувство вины. Запишите событие, которое вызывает у вас чувство вины, в столбце «Ситуация». Например: «Я грубо ответил коллеге» или «Вместо того, чтобы внести десять долларов, я выбросил призыв о сборе средств среди выпускников в корзину для мусора». Затем «настройтесь» на голос тирана в голове и запишите конкретные обвинения, вызывающие чувство вины. Наконец, выявите искажения и запишите более объективные мысли. Вам станет легче.
Пример такой работы показан в таблице 8.1. Ширли была чувствительной молодой женщиной, которая решила переехать в Нью-Йорк, чтобы начать карьеру актрисы. Проведя долгий и утомительный день в поисках квартиры, они с матерью отправились на поезде обратно в Филадельфию. Сев в поезд, они обнаружили, что питание не предусмотрено. Мать Ширли стала жаловаться на отсутствие обслуживания, и Ширли почувствовала, как ее поглощает чувство вины и волна самокритики. Когда она записала мысли, вызывающие вину, и дала им ответ, то испытала существенное облегчение. Она рассказала мне, что, справившись с чувством вины, избежала истерики, которую обычно закатывала в подобных неприятных ситуациях (см. табл. 8.1).
2. Техники нейтрализации требований к себе. Вот некоторые методы для нейтрализации иррациональных требований со словом «должен», которые вы себе предъявляете. Во-первых, спросите себя: «Кто сказал, что я должен? Где это написано?» Смысл в том, чтобы вы осознали, что критикуете себя не оправданно. В конечном счете именно вы устанавливаете свои собственные правила. Как только вы увидели, что правило не приносит вам пользы, вы имеете право его пересмотреть или отменить. Предположим, вы говорите себе, что должны быть в состоянии сделать вашего супруга или супругу постоянно счастливым. Если из опыта вы поняли, что это нереалистично и бесполезно даже пытаться, то можно переписать это правило, приблизив его к реальности. Например: «Я могу иногда делать супруга счастливым, но, конечно, не все время. В конечном счете его счастье зависит от него самого. И я не более совершенен или совершенна, чем он. Поэтому не буду ждать постоянной благодарности за то, что я делаю».
Принимая решение о том, насколько полезно то или иное правило, спросите себя: «В чем преимущества и недостатки этого правила?», «Как требование всегда делать супруга счастливым, помогает мне и какова цена такого убеждения?». Вы можете оценить соотношение плюсов и минусов этого внутреннего правила, используя две колонки, как показано в таблице 8.2.
Еще один простой, но эффективный способ спастись от завышенных требований к себе подразумевает замену слова «должен» на другие, также с помощью техники двух колонок. Для этого хорошо подходят выражения «Было бы хорошо, если» или «Если бы я мог, я бы…». Они часто оказываются более реалистичными и не так расстраивают. Например, вместо «Я должен делать мою жену счастливой» вы могли бы сказать «Было бы здорово, если бы я смог сделать жену счастливой, потому что она расстроена. Я могу спросить, чем она расстроена, и подумать, чем я, возможно, смогу помочь». Или вместо «Я не должен был есть мороженое», вы можете сказать: «Было бы лучше, если бы я не ел это мороженое, но мой поступок — это еще не конец света».
И еще один метод — показать себе, что ваше требование не соответствует действительности. Например, когда вы говорите «Я не должен был делать этого», вы предполагаете: 1) что действительно не должны были этого делать и 2) вам поможет, если вы себе об этом скажете. «Метод реальности» раскроет, к вашему удивлению, что истина строго противоположна: а) на самом деле вы должны были сделать именно то, что сделали и б) вам будет больно, если вы скажете себе, что не должны были этого делать.
Перевод: Анна Когтева
Почему мы должны забыть советскую школу + 3 мифа об образовании в СССР, в которые до сих пор верят — Образование на vc.ru
Давайте начистоту. Классическая система школьного образования в советское время была предназначена для того, чтобы сделать из людей хороших работников заводов.
114 940 просмотров
Четкое расписание уроков, одна программа, ориентированная на среднего ученика, строжайшая дисциплина и школьный звонок, который со временем превратится в тот, что будет напоминать о начале рабочей смены.
Дети СССР должны были получить знания, чтобы в будущем использовать их на благо промышленного развития. Школа с этой задачей прекрасно справлялась, только вот проблема – цель стала неактуальной еще десятилетия назад…
Заводы работают и сейчас, но экономика и рынок труда давно изменились: ценятся те специалисты, которые умеют оригинально мыслить, решать нетипичные задачи, быстро обучаться новому и мыслить критически.
В современном мире детям, которые учились, вписывая цифры в клеточки и заучивая стихи Есенина, приходится трудно.
3 главных мифа о советском образовании
Уже предвидим комментарии о том, что мы не правы, советское образование считалось лучшим в мире, учителя были талантливые и добрые, а дети намного умнее тех, что выходят из современных школ.
Обычно о школах СССР даже говорят с улыбкой на лице, начиная со слов «А вот в наше время…» или «Ох, а вот в моей школе, помню…» Но увы, у мозга есть замечательное свойство – выкидывать из памяти все неприятные события, оставляя теплые и яркие воспоминания.
Так давайте же вспомним о другом…
Миф 1. Школа была добрее
Вот интересно, почему ни одна бабушка/мама/тетя не расскажет о школе со словами:
- Эх, а вот в моей школе могли задержать после уроков на 2 часа и заставить делать работу над ошибками!
- Эх, а вот в моей школе от учителя по математике можно было словить указкой по спине!
- Эх, а вот в моей школе завуч мог отправить домой в -20, когда ты пришел без сменки!
- Эх, а вот в моей школе (уж простите!) не было сидушек на унитазах!
Это забывается, друзья. Не было там так сладко, как об этом рассказывают.
И девчонок заставляли тушь с ресниц смывать при всех, и с уроков выгоняли, выбрасывая вещи в коридор. Некоторые учителя позволяли себе оскорбить ученика. И сделать ничего было нельзя — боялись. Учитель всегда прав. Ах да, звонок тоже всегда для него.
«Я ненавидела школу. Особенно 27 в г. Тюмени. Меня гнобили и унижали учителя. Не все. Но и не одна. Учительница по английскому один раз подвела меня к раковине в столовой и начала умывать, думая, что мои черные от природы ресницы и брови я накрасила. Один раз она сказала мне, что я выгляжу, как «бл*дь», за то, что я пришла в длинном, черном, закрытом платье в пол, у которого был разрез до колена» (с) Алена Водонаева
Миф №2 Советская школа была лучшей в мире
Говорят, якобы советская школьная программа заимствована в Российской Империи, в ее лучших учебных заведениях. Например, в царскосельском лицее.
Так вот, это все полная чушь.
Конечно, где-то до середины 1920-х годов, может, так и было, ведь страна все еще жила отголосками октябрьского переворота и гражданской войны. Но с 1930-х годов система образования была полностью преобразована: из школ и вузов полностью убрали те предметы, которые хоть как-то стимулировали учеников мыслить самостоятельно: античная философия, настоящая всемирная история, логика, политические и юридические науки.
Так что сказки о лучшем образовании должны быть забытыми. Причем с 1930 годов…
Советская школа всегда была местом не особо свободным, где учителя обладали почти абсолютными правами, а за детьми закреплялось одно право – подчиняться.
Миф №3 Выпускники советских школ были умнее
Нуууу….как вам сказать.
Программа средней школы представляла собой один и тот же набор предметов, в котором не учитывались ни способности, ни интересы ребят.
Часто случалось, что для одаренных детей планка была слишком низкой, им было скучно на уроках. А вот ребята послабее с нагрузкой справиться не могли.
«А как тогда получилось, что именно советские люди изобрели космическую ракету и успешно вели разработки в атомной отрасли?», — спросите вы.
Все разработки, прославившие СССР, результаты ученых еще с тем самым дореволюционным образованием. Ни Курчатов, ни Королев не учились в советской школе.
Ну и не будем отрицать, что качество образования оценивалась умением прокормить свою семью в будущем . Мол, сейчас студенты выпускаются, а на работу устроиться не могут.
Только забывают люди про одну мелочь: бОльшая часть зарплат в стране была уравнена без учета формирования добавленной стоимости в продукте.
Да и насчет эрудированности тоже можно поспорить. Вспомнить только как 90-е страна массово ставила заряжать воду к экранам телевизоров, где вещал Кашпировский. Но не только физика в то время была забыта, математика с историей тоже, ведь позже все понесли свои ваучеры в МММ…
Почему сейчас все-таки лучше
Да потому что сейчас явно прослеживается исчезновение тоталитаризма в образовании. Да, дела идут медленно, но положительная динамика есть.
Полное господство педагогического чиновничества в жизни школьников постепенно уходит. Это факт.
Ученики получили возможность проявлять себя, они более открыты и учатся отстаивать свое мнение. Да и учителя сейчас более свободны в своих действиях, могут отклоняться от образовательной программы, обучая детей тому, что действительно им интересно.
Но если раньше авторитет педагога не подвергался сомнению, то сейчас это человек, оказывающий образовательную услугу, и уважение ему приходится завоевывать. Но разве это плохо?
Как бы то ни было, прежние стандарты неприменимы к современным детям, к ним нужен иной подход, и учителям необходимо подстроиться. Давайте признаем, что нынешние ученики выросли из старой системы.
Но только почему этот факт так долго игнорируется?
P.S. Наш Telegram-канал об онлайн-образовании — https://t.me/ed_digital
10 изменяющих жизнь способов преодолеть стыд
«Стыд — это эмоция, пожирающая душу».
~К.Г. Юнг
«Стыд черпает свою силу из невыразимости».
~Брене Браун
Позор. Это такое неприятное ощущение. Настолько неудобно, что вы можете даже не захотеть читать этот пост. Вы думаете, что если вы оставите его скрытым в тенях, за пределами сознательного осознания, может быть, только может быть, вы сможете притвориться, что его там нет.
Но это так. И для некоторых из нас это зарыто глубоко.
Если стыд останется там, где он есть, невидимым и неисследованным, он продолжит влиять на вас. Как? Это стоит за самокритичным голосом в вашей голове, многими неудовлетворительными динамиками в отношениях, чувством неполноценности и недостойности и решениями, которые мешают вам жить полноценной жизнью.
Позор такой личный! Это болезненное чувство унижения — что вы сделали что-то не так или что в вас есть что-то постыдное или смущающее. Это тайная эмоция, которая может сидеть в тебе, как яд.
И последнее, что вы хотите сделать, это вынести это на улицу. Вы думаете, что все, что вам нужно сделать, это подчеркнуть ваши худшие опасения по поводу самого себя.
Но вот возможность для вас — свет, который может начать распутывать стыд:
Если вы искусно исследуете его, если вы будете управлять стыдом с мудростью и сердцем, вы найдете нежность, сострадание, мужественную уязвимость и облегчение, которое приходит от больше не прячьтесь от себя или не скрывайте себя от других и мира.
Вы переходите от чувства, ох, такого обособленного и отчужденного, к более спокойному отношению к себе и своему собственному опыту. Границы, которые отделяют вас от всех и всего, начинают отпадать. Вы словно заново рождаетесь, вы открыты, легки и доступны для жизни.
Вы можете позволить своей боли управлять вами, держа ее в тени. Или вы можете подружиться, исследовать и приветствовать его в свете сознательного осознания. Как? Вот 10 потенциально способных изменить жизнь способов избавиться от стыда.
Знакомство со стыдом
1. Будьте смелым исследователем
Если вы только начинаете исследовать стыд, вы идете на чужую территорию. Подобно древним авантюристам, отправлявшимся в море, не зная, что они найдут, будьте смелыми, любопытными и открытыми.
А когда дело доходит до боли, найдите в себе самое сострадательное место, где ее можно принять.
Практика : подготовьте почву для исследования стыда. Направьте свое внимание внутрь себя и коснитесь таких качеств, как любопытство, удивление, открытость и сострадание, которые естественны для вас. Найдите их, а затем оставайтесь с ними какое-то время.
2. Найдите брешь
Возможно, вы привыкли к чувству стыда, но, возможно, плохо знаете его. На самом деле, возможно, вы пытались избежать этого любой ценой, потому что это очень болезненно.
Но здесь мы используем другой подход, подружившись с вашим опытом. Что такое стыд? Каково это? Как оно проявляется в ваших мыслях о прошлом и о себе?
Ответы на эти вопросы требуют, чтобы вы отступили от того, чтобы быть полностью поглощенным стыдом, чтобы вы могли получить некоторую психологическую дистанцию. Это разрыв, который начинает освобождать вас. Представьте, что вы изучаете объект, который никогда раньше не видели, чтобы понять, что он делает. Просто создайте небольшое пространство между вами и вашим чувством стыда.
Теперь вы по-новому относитесь к стыду. Вы можете изучить его, узнать о нем и увидеть, что это такое — это чувство, которое оказало на вас такое влияние.
Практика : Найдите небольшую брешь между собой и стыдом. Увидьте, что вы можете наблюдать за своим опытом и проявлять любопытство к тому, что вы обнаружите.
3. Что за история?
Стыд не появляется из ниоткуда. Это форма обусловленности, которая обитает в вашем разуме, сердце, теле и духе. Может быть, вас каким-то образом заставили стыдиться себя, когда вы были молоды — стыдиться того, кто вы есть, вашего уровня интеллекта, вашего тела.
Может быть история стыда, которую вы несли в себе долгое время, но на самом деле это роль, которую вы взяли на себя, и это необязательно. Начните говорить себе, что эта история стыда не должна определять вас.
Помните, что вы не в этой истории. Твоя сущность цельна, ни от чего не отделена и безгранично свободна.
Практика : Встаньте и почувствуйте себя в этой знакомой истории стыда. Да прямо сейчас! Просто попробуйте. А теперь сделайте большой шаг в сторону и оставьте историю позади. Почувствуй себя минус история. Это возможность для вас.
4. Как стыд живет в вашем теле?
Каждая эмоция имеет физическую составляющую. Знакомство со стыдом включает в себя знание того, как он живет в вашем теле.
Может потребоваться некоторое время, чтобы обнаружить физический опыт стыда, потому что он стал для вас обычным явлением. Успокойтесь и сосредоточьте свое внимание на своем теле. Затем отметьте любые физические ощущения и места онемения. Вам не нужно ничего с ними делать.
Это упражнение состоит в том, чтобы просто встретиться в открытом осознании с тем, что и так было. Речь идет о том, чтобы подружиться с физической частью стыда.
Когда вы понимаете, что вам не нужно жить историей стыда, и вы осознаете ощущения, тяжесть этой идентичности начинает растворяться. Это дорога к свободе.
Практика : Насколько это возможно, сто раз в день, если необходимо, направляйте свое внимание в свое тело и просто будьте со всем, что происходит. Ничего делать не нужно; просто будь.
Погружаемся глубже
5. Как вы говорите сами с собой
Наш внутренний разговор с самим собой может быть таким мучительно резким. И если вы посмотрите в корень того, что им движет, вы обнаружите стыд, это чувство, что с вами что-то ужасно не так — или еще хуже. Как только вы начинаете сталкиваться со стыдом напрямую — не будучи настолько захваченным историей и ощущая физические ощущения, — такой способ говорить с самим собой теряет смысл.
Скажем правду. Вы на самом деле такой некомпетентный, неадекватный такой-то, каким себя считаете? Если вы посмотрите на эти внутренние утверждения объективными глазами ученого, вы сразу же сможете найти в них дыры.
К настоящему времени этот негативный разговор с самим собой превратился в привычку, требующую вашего внимания, и чем более разумно вы будете ее сосредоточивать, тем больше она будет распутываться. Пообещайте распознать этот голос и позволить его господству над вами уменьшиться.
Практика : Начните с предположения, что этот разрушающий внутренний голос не точен и не служит делу. это это правда. Хотя бы раз в день отвлекайте внимание от этих самокритичных мыслей и позволяйте им проплывать мимо, как облака. Будь небом — огромным, пустым и безмятежным. Начните жить здесь как можно дольше, и критические мысли начнут терять свою силу.
6. Знайте, как и почему вы изолируете
Жизнь со стыдом одинока и изолирует. Это заставляет вас поверить, что никто не захочет сближаться с вами, что оправдывает ваше отталкивание. Как ты это делаешь? Критикуя и осуждая других.
Признание стремления к изоляции необходимо для преодоления стыда. Потому что это признак того, что ваша личность стыда взяла верх. Когда вы обнаружите, что осуждаете других и чувствуете себя отчужденным, это ваш золотой момент, чтобы начать задавать вопросы о своем опыте. Какой истории вы верите? Как вы себя чувствуете в своем теле?
Не осуждать стыд и вместо этого приветствовать его — это начало формирования новых, здоровых отношений — с самим собой. Тогда вам не нужно критиковать других или отталкивать их. Вы более доступны, искренни и мужественно уязвимы. И другие будут любить вас за это.
Практика : Распознавайте, когда вы осуждаете других, и осознайте, что это касается вас: это заставляет вас чувствовать себя отделенным. Является ли стыд корнем этой потребности в разделении? Исследуйте, что вы думаете и чувствуете. Осознайте возможность истинной связи с другими.
7. Есть ли там страх?
Стыд и страх часто идут рука об руку. Вы боитесь, что вас увидят такими, какие вы есть. И в то же время вы боитесь одиночества. Вы боитесь, что вы испорченный товар, обреченный на жизнь в нищете.
Когда вы познаете стыд, осознайте различные страхи, которые могут скрываться. Выведите страх из тени и встречайте его с любовью.
Практика : Проверьте, присутствует ли страх. Ослабьте свое сопротивление и впустите его, особенно то, как оно проявляется в вашем теле. Как давно потерянный ребенок, возвращающийся домой, примите страх. Пусть будет там столько, сколько захочет.
Движение вперед
8. Найдите в себе силы быть уязвимым
В наши дни уязвимость пользуется плохой репутацией. Но на самом деле это дает вам облегчение от необходимости прятаться от самого себя, простоту просто быть таким, какой вы есть, без необходимости что-либо менять.
Что бы вы ни чувствовали, это ваш настоящий момент. Сопротивление этому порождает бесконечные страдания, а приветствие — это путь к внутреннему миру. Это лекарство от тайны стыда.
Будь таким, какой ты есть. Не в унизительной и разрушительной истории о том, кем вы себя считаете, — вы прожили в ней достаточно долго. Вместо этого отвлеките свое внимание от этих мыслей и позвольте вашему нынешнему опыту оставаться таким, какой он есть. Эти ощущения… это дыхание… прикосновение… слух… взгляд… речь…
Это так расслабляет, потому что тебе не нужно прятаться или хвататься. Вы можете просто быть.
Практика : Начните чувствовать себя комфортно в том, что вы испытываете в любой данный момент. Начните всего с нескольких мгновений, пока не увидите, что все в порядке, что все, чего вы боитесь, произойдет, но не произойдет. Затем все больше и больше позволяйте себе быть.
9. Святая честность — с самим собой
Живя в стыде, ты постоянно лжешь себе. Вы втягиваете себя в транс, который заставляет вас поверить, что вы неадекватны, недостойны и просто неправы. Правда? Это просто неточно.
Исцеление от стыда требует абсолютной честности. Готовы ли вы к этому?
Всякий раз, когда вы чувствуете себя отделенным и нуждающимся, подвергайте сомнению свой опыт. Найдите пробел (№ 2 выше) и распознайте мысли и чувства, которые завладели вашим телом.
Тогда осознайте, что вы есть гораздо больше, чем эта личность. Честно говоря, вы целы, не сломлены и бесконечно умиротворены. Продолжайте возвращаться сюда. Становитесь все более и более прозрачным, чтобы сквозь вас сиял свет истины.
Практика : Исследуйте свой непосредственный опыт проницательным взглядом, чтобы увидеть, что правда, а что ложь. Живите в истине о себе как о цельном, полном, чистом и способном.
10. Широко открытое сердце
Стыд связан с ограничениями, сдерживанием и сохранением себя обособленным и изолированным. И где твое сердце? Раненый, застрявший и закрытый.
Начните жить с широко открытым сердцем. Переместите свое внимание за пределы головы, чтобы заметить красоту и нежность вокруг вас. Он был там все время, вы просто не заметили. Позвольте себе коснуться простых переживаний повседневной жизни.
Стыд — это фильтр, который удерживает вас от жизни, и растворение фильтра делает вас доступным и восприимчивым. Даже не пытаясь, вы начинаете замечать любовь и признательность. Там, где раньше вы сдерживались, теперь вы занимаетесь.
Оправившись от стыда, вы откроете для себя полноценную жизнь!
Практика : Найдите в себе смелость начать открывать свое сердце. Вместо того чтобы погружаться в стыд, взгляните на вещи и людей свежим взглядом. Когда вы заметите, что вы закрыты, откройте… откройте… откройте…
А ты?
Вам стыдно? Поверьте, вы не одиноки. Вы узнали, как пройти через него? Я хотел бы услышать… и если вы читаете по электронной почте, пожалуйста, нажмите здесь, чтобы прокомментировать.
кредит изображения
Я так рад, что вы здесь! Если вам понравилась эта статья, поделитесь ею с другими и подпишитесь, чтобы получать БЕСПЛАТНЫЕ статьи, управляемые медитации и доступ к основным выводам из книги Гейл «Конец самопомощи».
Новое исследование предлагает лучший способ справиться с плохими воспоминаниями
Какое ваше самое худшее воспоминание? Как это заставило вас чувствовать? По мнению психологов, воспоминания об эмоциях, которые вы испытали во время негативного личного опыта, например о том, как вам было грустно или как вы смущены, могут привести к эмоциональному стрессу, особенно если вы не можете перестать думать об этом.
Когда эти негативные воспоминания подкрадываются, думать о контексте воспоминаний, а не о том, что вы чувствовали, является относительно простым и эффективным способом смягчить негативные последствия этих воспоминаний, говорится в новом исследовании.
Исследователи из Института Бекмана в Университете Иллинойса под руководством профессора психологии Флорина Долкоса из группы когнитивной нейробиологии изучили поведенческие и нейронные механизмы сосредоточения внимания на эмоциях во время воспоминаний о личных эмоциональных воспоминаниях и обнаружили, что размышления о контекстуальном элементы воспоминаний значительно снижали их эмоциональное воздействие.
«Иногда мы размышляем о том, как грустно, смущенно или больно мы чувствовали себя во время события, и от этого нам становится все хуже и хуже. Это то, что происходит при клинической депрессии — размышление о негативных аспектах воспоминаний», — сказал Долкос. «Но мы обнаружили, что вместо того, чтобы думать о своих эмоциях во время негативных воспоминаний, отворачиваться от худших эмоций и думать о контексте, например, о друге, который был там, какая была погода или что-то еще неэмоциональное, что было частью воспоминаний, довольно легко отвлечет ваш разум от нежелательных эмоций, связанных с этим воспоминанием. Как только вы погрузитесь в другие детали, ваш разум полностью переключится на что-то другое, и вы не будете так сильно сосредотачиваться на негативных эмоциях».
Исследование предполагает, что эта простая стратегия является многообещающей альтернативой другим стратегиям регуляции эмоций, таким как подавление или переоценка.
«Подавление — это сдерживание ваших эмоций, попытка спрятать их в коробку. Это стратегия, которая может быть эффективной в краткосрочной перспективе, но в долгосрочной перспективе она усиливает тревогу и депрессию», — объясняет Санда Долкос, соавтор исследования и научный сотрудник Института Бекмана и Департамента психологии. .
«Еще одна эффективная стратегия регулирования эмоций, переоценка или другой взгляд на ситуацию, чтобы увидеть стакан наполовину полным, может потребовать когнитивных усилий. С другой стороны, стратегия сосредоточения внимания на неэмоциональных контекстуальных деталях воспоминаний так же проста, как смещение фокуса в ментальном фильме ваших воспоминаний, а затем позволение вашему разуму блуждать».
Отвлечься от наихудших эмоций и подумать о контексте, например, о друге, который был там или о том, какая была погода, довольно легко отвлечет ваш разум от нежелательных эмоций, связанных с негативным воспоминанием. — Florin Dolcos
Эта стратегия не только позволяет эффективно регулировать кратковременные эмоции, но и позволяет уменьшить серьезность негативных воспоминаний при длительном использовании.
В ходе исследования участников попросили поделиться своими самыми эмоциональными негативными и позитивными воспоминаниями, такими как рождение ребенка, получение награды или провал на экзамене, объяснила Санда Долкос. Несколько недель спустя участникам давали сигналы, которые вызывали у них воспоминания, пока их мозг сканировали с помощью магнитно-резонансной томографии (МРТ). Перед каждым сигналом памяти участников просили вспомнить каждое событие, сосредоточив внимание либо на эмоциях, связанных с событием, либо на контексте. Например, если реплика вызвала воспоминание о похоронах близкого друга, размышление об эмоциональном контексте может заключаться в воспоминании о своем горе во время этого события. Если бы вас попросили вспомнить контекстуальные элементы, вместо этого вы могли бы вспомнить, в какой одежде вы были одеты или что ели в тот день.
«С неврологической точки зрения мы хотели узнать, что происходило в мозгу, когда люди использовали эту простую стратегию регуляции эмоций, чтобы справиться с негативными воспоминаниями или усилить воздействие позитивных воспоминаний», — объяснила Екатерина Денкова, первый автор отчета. «Одна вещь, которую мы обнаружили, заключается в том, что когда участники были сосредоточены на контексте события, области мозга, участвующие в обработке основных эмоций, работали вместе с областями контроля эмоций, чтобы, в конце концов, уменьшить эмоциональное воздействие этих воспоминаний».
Использование этой стратегии способствует здоровому функционированию не только за счет снижения негативного воздействия нежелательных воспоминаний, но и за счет усиления положительного воздействия заветных воспоминаний, сказал Флорин Долкос.
В будущем исследователи надеются определить, эффективна ли эта стратегия для уменьшения тяжести негативных воспоминаний в долгосрочной перспективе.