9 принципов правильной обратной связи после собеседования
Наталья Чухрова, бизнес-коуч, методолог по разработке современных программ обучения, в прошлом — HR-директор банкаКаждый раз, когда мы даем обратную связь кандидату, стоит помнить о том, что это нужно для:
- его развития, а не для нашего самоутверждения, критики или формальной процедуры;
- формирования у него положительного впечатления о компании, несмотря на то что ему предпочли другого кандидата.
Чтобы давать эффективную обратную связь, сотруднику HR нужно транслировать:
- уверенность;
- открытость;
- дружелюбие;
- умение услышать;
- поддержку;
- искреннюю веру в достоинства кандидата и желание ему успехов.
Всё это — без лжи, приукрашиваний и лести. Не стоит давать сомнительных надежд.
Давая обратную связь, нужно четко осознавать, зачем вы это делаете и как это поможет человеку. Как может отразиться на имидже компании.
Типичная ошибка многих HR-менеджеров и руководителей: предоставляя обратную связь, они фокусируются только на пользе для компании, на том, как это соотносится с корпоративной культурой или их личными ценностями, забывая об интересах и пользе соискателя. А ведь именно их надо держать в фокусе.
Важно приводить факты, а не оценочные суждения. Это делает разговор конструктивным, а у вашего собеседника не появляется ощущения, что на него нападают как на личность. Делясь своими наблюдениями, лучше описывать только конкретное поведение, которое демонстрировал кандидат во время интервью или при процедуре оценки: его действия, формат общения. Очень важно использовать точные формулировки. Человеку должно стать понятно, каким образом он может свое мышление и поведение изменить и что конкретно ему нужно сделать, чтобы получить другой результат.
Понятно, что не на все вопросы о том, что определило выбор не в пользу кандидата, можно дать ответ с точки зрения внутренних процессов компании, но формулировки тех причин, которые вы назвать можете, должны быть максимально прозрачными и понятными. Тогда они не будут вызывать отторжения.
Примеры:«Нам было недостаточно ясно, как вы справлялись с подобной ситуацией на предыдущем месте работы»;
«Жаль, что вам не хватило времени на стопроцентную проработку задания»;
«Вы очень много времени уделили деталям, однако тест не был завершен».
И не забывайте о том, что очень важно отметить и сильные стороны кандидата, которые вы заметили.
Примеры:«Вы отлично продемонстрировали эрудицию, приводя примеры из опыта международных компаний»;
«Вам удалось сориентироваться в режиме неопределенности во время интервью»;
«Во время презентации вы назвали большинство рисков, предлагаемых решений».
Сбалансированная обратная связь — это когда получается подчеркнуть успешное и эффективное поведение, которое человек демонстрировал, и при этом дать нужные рекомендации, которые позволят ему улучшить свою результативность и в следующий раз сделать что-то по-другому для достижения наилучшего результата.
Помните про технику сэндвича, когда критика (так называемые зоны роста) аккуратно упаковываются между двумя «слоями» похвалы сильных сторон человека.
Принцип бутерброда (сэндвича): отметить сильную сторону + рассказать про «зону роста» + снова похвалить за сильную сторону.Тогда даже самые чувствительные люди без обиды воспринимают информацию про свое слабое место.
Пример:«У вас получилось расположить собеседника открытой манерой общаться, при этом вы вели себя максимально дипломатично и вежливо. Нам немного не хватило конкретных примеров из вашей практики и статистики, которую можно было бы учесть при принятии решения. Но ваша харизма и нацеленность на результат произвели впечатление».
В зависимости от позиции существуют приблизительные сроки, в рамках которых принято давать ответ. Топ-менеджеры и руководители среднего звена могут ожидать решения достаточно долго (до нескольких месяцев), понимая, что их кандидатура проходит многочисленные итерации и согласования. Претендентам на линейные позиции принято давать ответ в течение 7–10 рабочих дней. Массовый персонал может узнать решение и в день интервью. Всё это определяется спецификой работодателя, внутренними процедурами и прозрачными договоренностями с соискателями.
Это одно из главных условий профессиональной HR-политики. Не стоит давать людям обещания, которые не планируется сдерживать. Важно оптимально организовать работу сотрудников отдела подбора таким образом, чтобы кандидат понимал критерии к позиции, заранее знал о дальнейших шагах и ориентировался в сроках ожидания решения.
Например: «До 10-го числа этого месяца мы планируем провести все запланированные встречи с кандидатами и определиться с финалистом. С вами обязательно свяжутся для предоставления обратной связи».Если количество поступающих резюме и кандидатов, дошедших до стадии интервью, слишком велико, чтобы дать обратную связь каждому, разумно сразу предупредить, что звонок последует только в случае положительного решения в конкретный срок.
Например: «На этой неделе у нас еще запланированы встречи с другими кандидатами. Если мы будем готовы к дальнейшему рассмотрению вашей кандидатуры, то до пятницы с вами свяжется наш менеджер по этой вакансии (имя, контакты). Пожалуйста, за это время тоже примите для себя решение, интересна ли вам эта позиция. Если обратная связь нужна вам в любом случае, свяжитесь, пожалуйста, с нами самостоятельно любым удобным способом — вотсап, электронная почта, телефон».Этот вариант не держит человека в подвешенном состоянии и в то же время психологически облегчает ему задачу позвонить самому, если к концу недели ответ от компании не поступит. Ведь он в этом случае не выступает в неприятной роли назойливого просителя, его предупредили, что такой звонок будет нормально воспринят.
Когда рекрутер пообещал позвонить сам, сделать это нужно в любом случае. А если результат отбора затягивается, следует связаться с человеком, объяснить причины промедления и перенести время звонка. В случае с претендентами на руководящие должности об отказе обязательно нужно уведомить, другие варианты исключены. Это уже фактически правило профессионального этикета.
Чтобы оставить у кандидата хорошее впечатление, важно сказать ему что-то мотивирующее, позитивное. Отлично подойдут специальные развивающие и мотивационные вопросы.
Например:Тестирование в нашем центре оценки как-то влияло на вашу работу (вашу эффективность)?
Вы вынесли что-то полезное для себя?
Какую обратную связь вы ранее получали по итогам подобных оценок?
Что бы вы поменяли, если была бы возможность пройти интервью еще раз?
Что именно вы изменили бы в вашем общении?
Как вы думаете, как это отразится на вашей эффективности?
Очень важно, чтобы в подобном диалоге с кандидатом основной фокус внимания был направлен на его поддержку. Ваша задача — подсказать или дать понять, что поможет ему в будущем пройти подобную оценку лучше.
То, в каком формате дана обратная связь, тоже отражается на впечатлении от работодателя.
Письмо по электронной почте или сообщение в мессенджере — пожалуй, самый популярный вариант. Но, безусловно, звонок демонстрирует больше внимания к кандидату и лучше подходит для построения отношений с ним в будущем, а также для оставления хорошего впечатления о компании. Аудиосообщение может стать хорошей альтернативой звонку, если по какой-то причине с кандидатом не удалось связаться.
С соискателями, которые совершенно очевидно не подходят на должность, важно учтиво попрощаться сразу. Это поможет сэкономить и ваше, и их время. Они в любом случае будут разочарованы тем, что не подошли, но ясность лучше томительного ожидания и неизвестности.
Многословность не нужна — одной-двух причин отказа вполне достаточно. Главное, чтобы кандидат понял, что у вас четкие критерии оценки. И, конечно, крайне важно соблюдать юридические и этические тонкости. Причиной отказа в приеме на работу может служить отсутствие необходимого опыта и профессиональных навыков, но никак не внешний вид, поведение человека, расовые, гендерные или религиозные предпочтения. Еще лучше перевести разговор с профессиональных недочетов соискателя на преимущества других претендентов, например, уточнив, что у вас уже побывали на собеседовании профессионально более подходящие кандидаты и вы, очевидно, будете выбирать из них.
В любом случае важнейшей составляющей обратной связи должно быть уважение к кандидату и искреннее желание поддержать его. Обязательно нужно поблагодарить человека за уделенное время и пожелать ему удачи в дальнейших поисках. Не стоит забывать про волшебные фразы «Очень приятно было пообщаться», «Искренне рады знакомству», как и про ободряющую улыбку.
Пусть обратная связь будет взаимополезной!
Как грамотно вести диалог с работодателем
Отправить статью или инфоповод
1 ноября 2010
31162
Наверняка вам приходилось слышать жалобы от друзей и знакомых, не прошедших конкурсный отбор в компанию: «Я такой суперспециалист, а они меня не взяли!». Вполне возможно, что ваш приятель действительно достойный кандидат, только вот не смог показать этого на собеседовании и в итоге оказался «за бортом». О том, как грамотно вести диалог с рекрутером, рассказывает НАДЕЖДА ЛЯХОВСКАЯ, заместитель директора по маркетингу и рекламе КА «ВИЗАВИ Консалт».
Что вы слышали о нашей компании?
Ирина Л. рассчитывала получить должность менеджера по рекламе. Вакансия была от прямого работодателя, но соискательница почти ничего не знала о нем, кроме того, что было указано в объявлении (название организации и ее координаты). Перед собеседованием Ирина не ознакомилась с сайтом компании, также не стала выяснять никаких подробностей о своем потенциальном месте работы у менеджера по персоналу, с которым договаривалась о встрече. Неудивительно, что она произвела не самое благоприятное впечатление.
Если вы идете на собеседование не в кадровое агентство, а непосредственно в компанию, постарайтесь узнать о ней побольше. Осведомленный соискатель получит у интервьюера преимущество, и наоборот, кандидат, не представляющий хотя бы в общих чертах, чем занимается компания и на какую позицию он претендует, не получит высоких баллов. Невнимательное отношение к тексту объявления о вакансии также не способствует успеху. Даже если у вас много предложений о работе, и вы часто ходите на собеседования, на встрече вы должны четко вспомнить название должности и перечень предполагаемых функциональных обязанностей.
Что входило в Ваши обязанности на прежнем месте работы?
На собеседовании Людмилу К. попросили рассказать о функциях, которые она выполняла ранее. Она стала говорить, используя в речи те же слова и выражения, которые были в ее резюме. Ничего не добавляла, не делала пояснений, не давала комментарии. Консультант засомневался, насколько правдива информация Людмилы, и вынужден был задавать дополнительные вопросы.
Безусловно, собеседование – это стресс, и все же необходимо справиться с волнением. Будьте спокойны и уверены, говорите четко, внятно, не спешите, но и не растягивайте слова. Отрепетируйте дома рассказ о себе и своих обязанностях на предыдущих местах работы. Избегайте заученных, неестественных фраз, иначе вас могут заподозрить в том, что всю информацию вы «вызубрили» и попытаются вывести на чистую воду.
Чтобы облегчить себе задачу, сгруппируйте свои обязанности по блокам (например, «продажи», «аналитика», «обучение», «работа со складом»). Коснитесь каждого функционала, начиная с главного, по возможности — приведите свои конкретные достижения. Тем самым, во-первых, вы покажете себя организованным человеком, способным мыслить структурированно, во-вторых, сможете ненавязчиво рассказать о своих успехах на предыдущем месте.
Каких результатов Вы достигли, работая над проектом?
Сергей С. пришел в кадровое агентство на первичное собеседование, но не мог четко и коротко ответить ни на один вопрос интервьюера, так как начинал вдаваться в излишние подробности и в результате, сам того не замечая, отходил от первоначальной темы.
Внимательно слушайте, о чем вас спрашивают, и отвечайте четко на поставленный вопрос (ответ должен занимать не более двух минут). Избегайте пространных рассуждений: руководствуясь принципом «чем больше скажу, тем лучше», вы покажете не свой профессионализм, а скорее, обратное. Обязательно следите за реакцией рекрутера – с интересом ли он вас слушает или нет. Во втором случае лучше прервитесь и поинтересуйтесь, удовлетворен ли собеседник вашим ответом и нет ли у него дополнительных вопросов. Не отходите от темы, даже если вам кажется, что это будет уместным. Допустим, таким образом вы пытаетесь справиться с волнением или продемонстрировать свою общительность, но консультант может подумать, что вы неорганизованны от природы: что, если и в работе вы будете вести себя точно так же – много суетиться и отвлекаться на посторонние дела?
Почему Вы уволились из предыдущей компании?
Галина А. уходила из торговой компании по нескольким причинам: во-первых, не видела дальнейшего профессионального роста, во-вторых, ее не устраивала зарплата, наконец, на фирме произошла реорганизация, в результате которой прямой начальницей Галины стала жена собственника, с которой она не смогла найти общего языка. Галина начала искать работу, и когда на одном из собеседований ей был задан вопрос «Почему Вы ушли с предыдущего места работы?», чувствуя, что интервью проходит удачно, женщина решила не скрывать истинных причин увольнения и рассказала про конфликты с бывшей «шефиней».
Она утверждала, что не виновата в том, что их отношения не заладились. Галина ждала, что ей сделают предложение о работе, но его так и не последовало. Оказывается, в компании, в которую она устраивалась, была такая же система подчинения: ее руководителем должна была стать жена собственника компании (он и проводил интервью). Вот так неожиданно прошлый опыт соискательницы сыграл с ней злую шутку.Настройтесь на позитивную и плодотворную встречу с интервьюером. Даже если до этого у вас были неудачные собеседования, если вы не уверены в себе, рассержены на прежнего работодателя – оставьте все это за дверями кабинета. Помните, что мнение о вас, в том числе и о вашем психологическом состоянии, будет играть не последнюю роль при принятии окончательного решения. Рекрутер в подавляющем большинстве случаев выберет позитивно и оптимистично настроенного кандидата.
Корректность в отношении предыдущего работодателя задает нужный тон собеседования. Типичная ошибка соискателей – «выплескивать» на интервьюера все минусы своего бывшего шефа и проблемы менеджмента компании в целом. При таком подходе будущий руководитель может предположить, что и его ждет такая же участь, и через некоторое время он будет так же раскритикован. Называя серьезные и объективные причины ухода и воздерживаясь от эмоций, вы тем самым выразите свою лояльность.
Какие у Вас вопросы?
Виктория Б. планировала занять вакансию личного помощника руководителя. В конце собеседования ей было предложено задать интересующие ее вопросы, но Виктория практически ни о чем не спрашивала. Через какое-то время соискательница была приглашена на финальное собеседование с директором компании, в процессе которого выяснилось, что график и условия работы ей не вполне подходят. Если бы соискательница прояснила эти моменты у менеджера по персоналу на первичном собеседовании, недоразумения бы не возникло.
Перед интервью можно написать небольшие «шпаргалки» с вопросами о графике работы, о функционале, компенсациях, проранжировав их по «рубрикам» и степени важности. Задавайте их, не стесняясь, но не спрашивайте сразу о деньгах — работодатель может подумать, что вас волнует исключительно материальная часть. Отложите эту тему до конца разговора. Для начала поинтересуйтесь функциональными обязанностями, попросите немного рассказать о компании. Помните, хорошего специалиста не могут не волновать подробности будущей работы. Вопросы говорят, во-первых, о серьезном подходе кандидата к собеседованию, а во-вторых, показывают его заинтересованность.
Практика
Пример диалога кандидата с рекрутером (кандидат претендует на позицию
менеджера по продажам торговой компании).
Рекрутер: Вы слышали о нашей компании?
Кандидат: Да, конечно, я знаю что ваша компания является лидером в области…, занимается продажей……, входит в десятку крупнейших компаний в……..
Р.: Что входило в Ваши обязанности на прежнем месте работы?
К.: В мои основные обязанности входило:
Поддержание существующей клиентской базы. Возобновление старых контактов и поиск новых перспективных клиентов.
Консультирование потенциальных покупателей по вопросам ассортимента, цен, условий работы и выявление их потребностей в наших товарах. Кроме того, я должен был стимулировать потребителей покупать продукцию компании чаще и в большем количестве.
Обработка запросов клиентов, подготовка инициативных коммерческих предложений. Согласование условий контрактов, заключение договоров, сопровождение сделок (от момента поступления заказа до отгрузки и получения его покупателем). А также работа с дебиторской задолженностью.
Ведение статистики о продаваемых/непродаваемых группах товаров, подготовка отчетов для руководства. Планирование и заказ товаров. Участие в разработке новых товаров. Участие в выставках.
Р.: Каких результатов Вы достигли, работая над проектом?
К.: Мы увеличили объемы продаж по своему участку на…%. Выросло количество покупателей. Нам удалось привлечь в компанию крупных клиентов. Также была создана эффективно работающая клиентская база.
Р.: Почему Вы уволились из предыдущей компании?
К.: Основная причина – отсутствие дальнейших перспектив профессионального роста в компании. На прежней позиции с тем же функционалом я, к сожалению, не мог развиваться дальше.
Р.: Какие у Вас вопросы?
К.: Какова структура компании и отдела, в котором мне предстоит работать? Какова система управления в компании?
Что будет входить в мои непосредственные обязанности?
Какой процент рабочего времени будет занимать поиск новых клиентов и непосредственно продажи? Ставится ли перед сотрудником двойной план – по привлечению новых клиентов и по продажам?
Что из себя представляет план продаж?
Какова фиксированная и переменная части зарплаты?
Как строится система мотивации?
Предусмотрена ли в вашей компании система штрафов?
Выводы
Кандидат производит впечатление грамотного специалиста, умеющего хорошо презентовать свои умения, навыки, опыт, достижения, показать свои «плюсы», систематизировать преподносимую информацию, деля ее на смысловые блоки. Большое количество заданных им вопросов свидетельствует о том, что он хорошо подготовился к интервью, знает, чего хочет от будущей работы, какие условия ему подходят.
Надежда Ляховская
Если вы заметили опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Закрыть
Автоматизация бухгалтерии
для любого бизнеса
Попробовать бесплатно
Примеры диалогов 10 – Собеседование при приеме на работу
Интервьюер: Добро пожаловать в ABC Controls, Дэвид. Я Том.
Опрашивающий: Приятно познакомиться, как у вас сегодня дела?
Опрашиваемый: У меня все хорошо, а у тебя?
Опрашивающий: Отлично, спасибо. Надеюсь, мы не заставили вас долго ждать?
Опрашиваемый: Нет, пока я ждал, у меня была возможность поговорить с одним из ваших инженеров.
Опрашивающий: Хорошо. Дэвид, начнем?
Опрашиваемый: Да, конечно.
Опрашивающий: Прежде всего позвольте представиться. Я являюсь менеджером нашего инженерного отдела здесь, и у нас есть открытая вакансия, поэтому мы проводим собеседования с кандидатами, чтобы заполнить вакансию как можно быстрее.
Опрашиваемый: Да, сэр, я прочитал о вакансии на вашем сайте и думаю, что я подхожу.
Опрашивающий: В настоящее время у нас есть несколько текущих проектов, и команда усердно работает. Мы надеемся, что будем заняты в течение длительного времени.
Опрашивающий: Это должность инженера начального уровня, здесь мы проводим много обучения. Но мы требуем, чтобы у вас была как минимум степень бакалавра в области вычислительной техники. Предыдущий опыт работы в сфере является плюсом.
Опрашиваемый: Какой опыт вы считаете работой в этой области?
Опрашивающий: Несмотря на то, что мы проводим обучение, было бы здорово, если бы у вас был некоторый практический опыт программирования, знание систем баз данных или навыки разработки приложений.
Опрашиваемый: Моим последним школьным проектом была разработка мобильного приложения, поэтому я достаточно компетентен в разработке мобильных и веб-приложений.
Опрашивающий: Рад слышать, какую школу ты закончил?
Опрашиваемый: Я был студентом Университета DEF и получил степень бакалавра компьютерных наук. Около 2 лет работал репетитором компьютерного класса в школе. Руководство студентами по их проектам помогло мне получить опыт работы с несколькими языками программирования.
Опрашивающий: Что вы ищете в работе?
Собеседник: Эта работа определенно должна помочь мне в карьерном росте. Я буду рад учиться и расти, работая в такой увлеченной компании, как ваша.
Опрашивающий: Вы правы. В нашей компании есть много возможностей для развития. Какие у тебя сильные стороны? Почему я должен нанять вас?
Опрашиваемый: Я прилежный человек и быстро учусь. Я очень хочу учиться. Мои друзья также считают, что со мной очень легко работать.
Опрашивающий: Очень хорошо. Вы не возражаете против сверхурочной работы?
Опрашиваемый: Нет, не знаю.
Опрашивающий: Потому что иногда мы перегружены работой.
Опрашиваемый: Я понимаю, что это характер работы. Когда я ходил в школу, я посещал довольно много курсов каждый семестр, работая не менее двадцати часов в неделю. И я очень хорошо справился с этой ситуацией.
Опрашивающий: У вас есть вопросы ко мне?
Опрашиваемый: Нет, я думаю, что достаточно хорошо понимаю требования. Я считаю, что могу справиться с этим легко, и тот факт, что вы обеспечиваете все обучение, звучит превосходно. Я надеюсь иметь возможность работать на вас.
Опрашивающий: Дэвид, приятно познакомиться. Могу сказать, что вы хороший кандидат. Ожидайте услышать от нас в течение недели или около того о работе.
Опрашиваемый: Приятно познакомиться. Спасибо за ваше время.
Опрашивающий: Спасибо, что пришли.
Вы здесь: >> Главная >> Уроки ESL для начинающих >> Примеры диалогов 10 — Собеседование при приеме на работу
Распечатать упражнения и уроки:Подсказка: Для упражнений вы можете сначала показать ответы («Отправить рабочий лист») и распечатать страницу, чтобы получить упражнение и ответы. Распечатать эту страницу
↑▲▲▲▲▲▲▲↑
Образец письма-дополнения | Monster.com
Джейми Торк, соавтор Monster
Тело
Вступительный телефонный звонок или видео/телефонное интервью чрезвычайно распространены на сегодняшнем рынке труда. Но только потому, что процесс может показаться менее формальным, чем личная встреча, протокол столь же формален. Таким образом, вы должны относиться к последующей встрече так же, как к традиционной личной встрече, и отправить хорошо написанное личное письмо. Ниже приведен образец нашего последующего письма, которое вы можете использовать в качестве шаблона.
Независимо от того, проходили ли вы официальное собеседование при приеме на работу или просто встречались, чтобы обсудить возможность трудоустройства, если вакансия появится, вам необходимо отправить записку, подтверждающую ваш интерес к этой возможности. Конечно, всегда начинайте свое последующее письмо со слов благодарности. Обратите внимание на образец нашего последующего письма, как мы подтвердили заинтересованность кандидата в работе с компанией и дали краткий обзор того, что обсуждалось на встрече. Напомните читателю о ваших конкретных квалификациях и о том, почему вы были бы заинтересованы в том, чтобы занять эту должность. Наконец, предложите свою контактную информацию и еще раз выразите благодарность.
Образец последующей буквы Джозеф Р. Конрад
555 Вестминстер-роуд
Бруклин, Нью-Йорк 55555
Телефон: (555) 555-5559
E-MALE: [email protected]
E-Mail: [email protected]7755559
: josephep@somedomain. com97555559
. , 20XX
Г-жа Энн Саннерс
Директор/консультант по работе со студентами с ограниченными возможностями
Отдел академического консультирования и обслуживания студентов
Университет Омахи
Омаха, Небраска 55555
Уважаемая г-жа Саннерс:
Было приятно поговорить с вами о вас. возможности трудоустройства в Университете Омахи. Как мы уже обсуждали, я заинтересован в предоставлении услуг по ориентации и мобильности (O&M) или связи для учащихся с ограниченными возможностями. Пожалуйста, рассмотрите мою квалификацию, если появится подходящая вакансия. Я приложил несколько копий своего резюме, поэтому не стесняйтесь передавать их коллегам, которым это может быть интересно.
На протяжении всей своей карьеры я понял, что доступность услуг по ориентации и мобильности может означать разницу между успехом или неудачей для учащихся с ограниченными возможностями. Часто от него зависит, безопасно ли учащийся добирается до школы или работы и обратно. Я посвятил свою карьеру тому, чтобы дать учащимся возможность добиться успеха с помощью обучения ориентации и подвижности и крупной моторики. Я предлагаю:
- 20 лет передового опыта в области ориентации и мобильности.
- Опыт работы в качестве опубликованного писателя и докладчика по темам ориентации и мобильности.
- Пожизненное обязательство помогать людям с физическими проблемами и множественной инвалидностью.
- Способность обеспечить тщательную оценку потребностей в ориентации и мобильности и разработку планов, которые помогут учащимся достичь своих целей.
На данном этапе своей карьеры я изучаю новые профессиональные задачи в кампусах колледжей. Я горю желанием переехать из-за подходящей возможности. Поскольку в Университете Омахи зарегистрировано около 500 студентов с ограниченными возможностями, я уверен, что мои услуги будут полезны для студентов.
Если вы заинтересованы в преданном своему делу специалисте с солидной репутацией, позвоните мне по телефону (555) 555-5555.