Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Окказиональная толпа: 82. Виды толп. Шпаргалка по социальной психологии

📖 Виды толпы, Лекция 2. Толпа и закономерности её поведения. Психология стихийного массового поведения. Назаретян А. П. Страница 4. Читать онлайн


Большое количество наблюдений и специальных исследований позволили выделить четыре основных вида толпы с соответствующими подвидами.

Окказиональная толпа (от англ, occasion — случайность) — скопление людей, собравшихся поглазеть на неожиданное происшествие. Это самая обыденная из ситуаций стихийного массового поведения, которую доводилось в жизни наблюдать любому взрослому человеку, горожанину или жителю села. Тем не менее приведу пару иллюстраций.

Мои латиноамериканские слушатели любили рассказывать по этому поводу забавный старый анекдот. В американском городе сидит на скамейке мексиканец с удочкой, хотя поблизости нет никакого водоема, и сосредоточенно «ловит рыбу» на суше. Вокруг собираются зеваки, указывают на него пальцами и веселятся. Наконец, один из янки спрашивает:

– Эй, чикано (презрительное наименование мексиканцев в США), много рыбы наловил?

– Ни одной, – серьезно отвечает мексиканец, – да мне и не надо. Я не рыбу ловлю, а выигрываю пари.

– ???

– Мы с земляками поспорили, где больше дураков, в Мексике или в Штатах. Провели эксперимент дома, а теперь проводим здесь. Вон на той скамейке сидят ребята и вас пересчитывают…

А один из маленьких шедевров выдающегося американского юмориста О’Генри так и называется — «Комедия любопытства». Персонажи новеллы — юноша и девушка, представители бесчисленного племени уличных зевак, более всего на свете обожающих созерцать чьё-то несчастье. «Эти фанатики любопытства, словно мухи, целым роем слетаются на место всякого необычайного происшествия и, затаив дыхание, проталкиваются как можно ближе», – отмечает писатель.

Познакомившись в одной из таких толп и понравившись друг другу, молодые люди решили пожениться. В час свадьбы около церкви скопилась очередная толпа любопытных, но героев торжества на месте не было. Потом выяснилось, что и у жениха и у невесты в самый неподходящий момент сработали условные рефлексы: узрев толпу, каждый из них привычно бросился в гущу, расталкивая окружающих, чтобы пробиться в первые ряды. В итоге свадебные наряды и прически были изрядно попорчены, под глазом у невесты появился синяк — короче, мероприятие пришлось отменить…

По данным кросс-культурных исследований, склонность к образованию окказиональных толп зависит не только от текущей социально-политической ситуации, но и от целого ряда стабильных факторов, среди которых — степень укорененности урбанистической культуры. Я был совсем ребенком, когда, после Московского фестиваля молодежи и студентов (1957 год), начал приподниматься «железный занавес»; на улицах нестоличных советских городов появились первые живые иностранцы, каковых старшие не видели со времен войны, а дети знали об их существовании только из книжек. Иностранцев тогда можно было легко отличить от наших соотечественников по одежде, но особой популярностью пользовались негры.

Мне отчётливо запомнились сценки из жизни тех лет. Идет по улице темнокожий парень, а за ним — толпа взрослых и детей. Все очень доброжелательно настроены, кто-то предлагает ему в подарок значок, кто-то просит на память иностранную монетку, кто-то просит вместе сфотографироваться. Объект внимания всё более раздражается и постепенно начинает звереть (а вы представьте себя на его месте!), что-то говорит на непонятном языке, но по всему видно, что он сильно раздражён. Окружающие недоумевают, чем же не угодили зарубежному другу, потом слышатся разочарованные комментарии типа: «Какие же они все гордые (злые, заносчивые)…»

Нечто подобное можно встретить и в художественной литературе тех лет. Случившаяся с человеком неприятность привлекает прохожих, которые ничуть не стесняются собраться вокруг и громко выражать сочувственное любопытство.

Как всегда, наши достоинства суть продолжение наших недостатков и наоборот. С развитием урбанистической культуры изменяются ценности и нормы поведения, люди становятся зацикленными на индивидуальных проблемах, менее отзывчивыми и, вместе с тем, менее навязчивыми. В 60-е годы дефилирование по улицам Лондона полностью обнажённых девиц не вызывало особого ажиотажа, а в Анкаре появление нескольких иностранок в миниюбках стало событием чуть ли не политического значения (о чём я далее расскажу).

Конвенциональная толпа (от англ, convention — условность) собирается по поводу заранее объявленного события: петушиные или собачьи бои, боксёрский или футбольный матч, митинг, концерт рок группы и т.д. и т.п. Здесь уже преобладает более направленный интерес, и люди до поры (пока толпа сохраняет качество конвенциональности) готовы следовать определенным условностям (конвенциям).

Сразу отмечу, что не следует путать конвенциональную толпу с публикой, собравшейся в драматическом, оперном театре, в консерватории и проч. Терминологическое различие вызвано, конечно, не тем, что психологи любят классику больше, чем рок — оно важно по существу и в функциональном отношении.

На концерт, скажем, симфонического оркестра и рока люди приходят с разными установками, различные сценарии вероятного развития событий и организаторы по-разному к ним готовятся.

Конечно, если во время симфонического концерта в здании начнется сильный пожар или взорвётся заложенная террористами бомба, может возникнуть массовая паника. Но такая вероятность обычно невелика, и свести её к нулю — задача пожарной и охранной служб. Организаторы же рок концерта обязаны учитывать, что имеют дело с толпой, которая формируется как конвенциональная, но, в силу общего свойства толпы как таковой (см. далее), непременно примет другие формы. Они должны уметь это прогнозировать и владеть адекватными приемами воздействия, чтобы ситуация не вышла из-под контроля.

Экспрессивная толпа (от англ, expression — выражение), ритмически выражающая ту или иную эмоцию: радость, энтузиазм, возмущение и т.д. Как видим, спектр эмоциональных доминант здесь очень широк, а главная отличительная черта — ритмичность выражения.

Легко догадаться, что речь идёт о людях, скандирующих лозунг на митинге или манифестации, громко поддерживающих любимую команду или клеймящих судью на стадионе, танцующих на карнавале и т.д. В ряде случаев процесс ритмического выражения эмоций может принять особенно интенсивную форму, и тогда возникает особый феномен массового экстаза.

Экстатическая толпа (от англ, ecstasy — экстаз) — экстремальная форма экспрессивной толпы. В экстазе люди самозабвенно истязают себя цепями на шиитском религиозном празднике «шахсей-вахсей», доводят себя до невменяемости под нарастающий ритм неистового моления в секте трясунов или в танце на бразильском карнавале, рвут на себе одежду в ритме рока… Смертоносная пляска Святого Витта в Италии XIV века (см. выше) — из того же феноменологического ряда.

Действующая (active) толпа — политически наиболее значимый и опасный вид коллективного поведения. В её рамках, в свою очередь, можно выделить несколько подвидов.

Агрессивная (aggressive) толпа , эмоциональная доминанта которой (ярость, злоба), равно как направленность действий, прозрачно выражены в названии.

Паническая (panic; saving) толпа объята ужасом, стремлением каждого избежать реальной или воображаемой опасности. Далее мы убедимся, что паническое поведение не только не является обычно спасительным, но и очень часто становится более опасным фактором, чем то, что её спровоцировало.

Стяжательная (greedy) толпа — люди, вступившие в неорганизованный конфликт за обладание некоторой ценностью. Этот термин, в отличие от предыдущих, требует пояснений. Доминирующей эмоцией здесь обычно становится жадность, жажда обладания, к которой иногда примешивается страх. Стяжательную толпу подчас образуют брокеры, когда на бирже пронесся слух о том, что какие-то акции быстро растут в цене. В советских городах, особенно провинциальных, возникали такие толпы («Дают!»), когда на прилавок «выбрасывали» дефицитный товар. В парламентах наблюдается нечто подобное, когда депутаты с боем прорываются к трибуне, дабы высказать очередную высокомудрую банальность.

Однако слово «стяжательная» (жадная) не всегда следует понимать буквально. Это может быть толпа голодных людей, которым доставили продовольствие, но не организовали четкое распределение. Или жителей отдаленного района, которые утром спешат на работу при недостаточном обеспечении автобусного маршрута машинами. Или потенциальных пассажиров отъезжающей электрички, в которой явно не хватит мест и т. д.

Повстанческая (rebellious) толпа по ряду признаков сходна с агрессивной (преобладает чувство злости), но отличается от неё социально справедливым характером возмущения. Это также требует пояснений, поскольку понятие «социальная справедливость» выглядит здесь произвольным и не укладывающимся в операциональную схему. В действительности, однако, дифференциация повстанческой и агрессивной толпы столь же функционально полезна, как дифференциация конвенциональной толпы и публики.

Дело в том, что толпа справедливо возмущенных людей даже внешне выглядит иначе, чем «классическая» агрессивная толпа. А главное, она обладает несколько иными качествами. При наличии активного сознательного звена в неё может быть внесено организационное начало, и тогда повстанческая толпа превращается в сплочённую группу (в противном случае она может выродиться в более примитивную форму толпы). Хрестоматийным примером часто служит восстание на броненосце «Потемкин» в 1905 году, но можно обратиться и к более свежим примерам. Кому приходилось наблюдать стихийный протест, забастовки, митинги в рабочих коллективах (в частности, забастовки шахтеров в России 1998 года), мог заметить, что они чаще всего не выливаются в массовые драки, погромы и прочие разрушительные действия. Профсоюзные комитеты выделяют ответственных лидеров, которым удается внести сознательную организацию в действия массы…

Представим классификацию в виде простой схемы.

Стихийная и ведомая. Эксперт проанализировала толпу как социально-психологическое явление

В обыденном сознании толпа, чаще всего, понимается как большое скопление людей, которое довольно хаотично и непредсказуемо по своей природе.

Психологическая наука дает более развернутое определение толпы. Толпа — это временное бесструктурное скопление (в большинстве случаев незнакомых между собой) людей, как правило, не имеющих конкретно осознаваемой общей цели, но взаимосвязанных сходным эмоциональным состоянием и общими объектами внимания. Итак, одной из основных характеристик толпы является отсутствие/потеря цели, или же слабая осознаваемость этой самой цели.


Выделяются различные подходы к классификации толпы. В качестве критерия для классификации различных видов толпы выделяют управляемость. В зависимости от ее наличия или отсутствия выделяют следующие виды толпы:

— стихийная, для такой разновидности толпы характерно отсутствие участия лидеров или организаторов в ее формировании и большинстве проявлений;

— ведомая, данный вид толпы складывается вокруг организаторов или зачинщиков, которые представляют собой своеобразное ядро, и поведение участников в такой толпе определяется теми целями, которые ставят перед собой организаторы.

По уровню активности толпа может быть активной и пассивной (спокойной). Для активной толпы характерно нахождение участников в разной степени эмоционального возбуждения. Пассивная толпа, соответственно, отличается низким уровнем эмоционального возбуждения.

Довольно распространённым является выделение следующих типов толпы:

— толпа окказиональная, которая образуется спонтанно на основе интереса к какому-либо событию или происшествию. В качестве примера можно привести дорожную аварию или пожар. Окказиональная толпа довольно быстро расформировывается, если исчезает объект общего интереса;

— толпа конвенциональная, данный вид толпы формируется уже на основе интереса к какому-либо объявленному заранее событию. Среди таких событий могут быть концерт или массовые гуляния и т.п.;

— толпа экспрессивная, формируется на основе совместного выражения общего отношения к кому-либо событию. Если в экспрессивной толпе преобладают негативные эмоции и агрессия, то такая толпа является довольно опасной;

— толпа действующая, характеризуется наличием активных действий ее участников.  


Действующая толпа включает в себя следующие подвиды:

1) агрессивная толпа, которая характеризуется слепой ненавистью к конкретному объекту (какому-либо религиозному или политическому движению, структуре). Обычно сопровождается избиениями, погромами, поджогами. В агрессивную толпу часто перерождается толпа конвенциональная или экстатическая;

2) стяжательская толпа – образуется путём вступления в непосредственный массовый конфликт за обладание какими-либо ценностями;

3) паническая толпа, данный вид толпы возникает на основе психического заражения в ситуации действительной или мнимой опасности, при дефиците информации, необходимой для разумного принятия решений.

Основными признаками толпы являются многочисленность, высокая контактность, эмоциональная возбужденность.

Достаточно большой интерес в психологии представляют те психологические особенности, которые характерны для личности в толпе, среди них исчезновение сознательности, образность мышления, большая ориентация в своем поведении на эмоции, повышенная внушаемость, повышение уровня конформизма.

В работах отечественных и зарубежных ученых, толпа рассматривается в виде особой психической общности, попадая под влияние которой человек начинает думать, действовать и чувствовать по-другому, по сути, в какой-то мере, теряя собственную идентичность.

Таким образом, можно заключить, что и поведение личности в толпе также претерпевает ряд изменений, в числе таких изменений:

1)резкое повышение аффективности и лабильности поведения;

2)снижение критичности и самокритичности;

3)временно уравниваются личностные индивидуальные качества под стандарты массы;

4)повышение агрессивности;

5)деформация психических процессов, наблюдается очевидное преобладание эмоциональных процессов над познавательными;

6)ослабление или полное отключение нравственных механизмов поведения.

Так же отмечается, что для личности в толпе характерна неспособность удерживать внимание на одном и том же объекте, необычность и непредсказуемость поведения.

Основной подобного рода изменений в когнитивной, эмоциональной и поведенческой сфере являются социально-психологическое подражание, заражение и внушение, характерные для толпы.

Таким образом толпа представляет собой скопление людей, взаимосвязанных между собой сходным эмоциональным состоянием и общими объектами внимания, однако не имеющих конкретной цели. Среди психологических особенностей личности в толпе выделяют снижение критичности мышления, повышение уровня конформизма, высокий уровень эмоциональности и повышение активности, высокий уровень внушаемости, утрата рационального контроля и индивидуальности.

Гродненская правда

случайное определение толпы | Open Education Sociology Dictionary

Home

> C Words

> случайная толпа

Содержание

Определение случайной толпы

( существительное ) Группа людей, которые случайно оказались в одном и том же месте время.

Примеры случайной толпы

  • Посетители в ресторане.
  • Люди смотрят на лемуров в зоопарке.

Повседневная толпа Произношение

Руководство по использованию произношения

Сложность: CA · Su · Al Crowd

Аудио произношение

-Американский английский

-Британский английский

Фонетическое заклинание

  • Американский английский- / Казх-Ух-Ухл KROUD

    • American English- / Kazh-uh-wuhl kroud /
      • Американский английский- / Казх-Ух-Ухл Kroud.
      • Британский английский – /kAzh-uuhl krOUd/

      Международный фонетический алфавит

      • Американский английский – /ˈkæʒəwəl kraʊd/
      • Британский английский – /ˈkæʒjʊəl kraʊd/
    • 0057 Замечания по использованию
      • Множественное число: случайная толпа
      • Случайная толпа — тип толпы, который социология изучает как форму коллективного поведения. Другие типы толпы включают действующую толпу, обычную толпу и экспрессивную толпу.

      Дополнительная информация

      • Происхождение слов «casual» и «crowd» – Этимологический онлайн-словарь: etymonline.com
      • Borch, Christian. 2012. Политика толпы: альтернативная история социологии . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
      • Друри, Джон и Клиффорд Джон Т. Стотт, ред. 2013. Толпы в 21 веке: взгляды современных социальных наук . Лондон: Рутледж.
      • Исли, Дэвид и Джон Клейнберг. 2010. Сети, толпы и рынки: рассуждения о мире с высокой степенью связи . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
      • Хьюз, Хелен Макгилл. 1972. Толпа и массовое поведение . Бостон: Аллин и Бэкон.
      • Сандин Ал. 2009. Укрощение американской толпы: от массовых беспорядков до шоппинга . Нью-Йорк: Monthly Review Press.

      Related Terms

      • acting crowd
      • assembling perspective
      • behavior
      • collective behavior
      • conventional crowd
      • crowd
      • demography
      • expressive crowd
      • population

      Works Consulted

      Bruce, Steve, и Стивен Йерли. 2006. Социологический словарь SAGE . Тысяча дубов, Калифорния: SAGE.

      Гриффитс, Хизер, Натан Кейрнс, Эрик Стрейер, Сьюзан Коди-Рыдзевски, Гейл Скарамуццо, Томми Сэдлер, Салли Вайн, Джефф Брай, Фэй Джонс. 2016. Введение в социологию 2e . Хьюстон, Техас: OpenStax.

      Хьюз, Майкл и Кэролин Дж. Кролер. 2011.  Социология: ядро ​​ . 10-е изд. Нью-Йорк: Макгроу-Хилл.

      Кендалл, Диана. 2011.  Социология в наше время . 8-е изд. Белмонт, Калифорния: Уодсворт.

      Словарь колледжа Random House Webster . 1997. Нью-Йорк: Случайный дом.

      Равелли, Брюс и Мишель Уэббер. 2016.  Изучение социологии: канадский взгляд . 3-е изд. Торонто: Пирсон.

      Скотт, Джон и Гордон Маршаллы. 2005.  Социологический словарь . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.

      Столли, Кэти С. 2005. Основы социологии . Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press.

      Томпсон, Уильям Э. и Джозеф В. Хики. 2012. Общество в фокусе: введение в социологию . 7-е изд. Бостон: Аллин и Бэкон.

      Тишлер, Генри Л. 2011. Введение в социологию . 10-е изд. Белмонт, Калифорния: Уодсворт.

      участников Википедии. (Nd) Википедия, Бесплатная энциклопедия . Фонд Викимедиа. (https://en.wikipedia.org/).

      Приведите определение случайной толпы

      ASA – Американская социологическая ассоциация (5-е издание)

      Bell, Kenton, ed. 2013. «Случайная толпа». В Открытый образовательный социологический словарь . Проверено 7 января 2023 г. (https://sociologydictionary.org/casual-crowd/).

      АПА – Американская психологическая ассоциация (6-е издание)

      случайная толпа. (2013). В К. Белл (ред.), Открытый социологический словарь образования . Получено с https://sociologydictionary.org/casual-crowd/

      Chicago/Turabian: Дата автора – Чикагское руководство по стилю (16-е издание)

      Bell, Kenton, ed. 2013. «Случайная толпа». В Открытом образовательном социологическом словаре . По состоянию на 7 января 2023 г. https://sociologydictionary.org/casual-crowd/.

      MLA – Ассоциация современного языка (7-е издание)

      «случайная толпа». Открытый образовательный социологический словарь . Эд. Кентон Белл. 2013. Интернет. 7 января 2023 г. .

      Пандемическая жертва случайной толпы

      Источник: Andrea Piacquadio/Pexels

      В этот год глобальной пандемии, который уже достиг своей годовщины, мы как общество справились со многими потерями и изменениями, некоторые из которых временные, некоторые ушли навсегда, таких как ошеломляющее количество потерянных жизней и средства к существованию в нескольких сильно пострадавших отраслях, которые жестоко пострадали от распространения этого коронавируса по воздуху. В то время как удивительное появление безопасного и эффективного COVID-19вакцины дают нам надежду, которой у нас не было год назад, остается много неопределенности.

      Помимо очевидных потерь, стоит сделать паузу и подумать и о меньших, о тех тонких вещах, которые мы считали само собой разумеющимися в допандемическом мире, которые, возможно, остаются менее явно травмирующими, но все же тихо болезненными.

      Как многие уже отмечали, вынужденная социальная изоляция нанесла большой урон многим, а также последующие психологические последствия этого сдвига. Инновации и технологии помогли отчасти избавиться от этого: Zoom и FaceTime, потоковое развлечение и обучение, как в прямом эфире, так и в готовом виде, карантинные социальные модули, удаленные встречи на свежем воздухе и т. д. Но для других пребывание дома на неопределенный срок стало формой фактическое тюремное заключение, домашний арест и усиление бытовых конфликтов, особенно для тех, кто пытается совмещать уход за детьми и работу, которая едва функционировала даже до пандемии.

      Что еще более интересно, в некоторых статьях (например, в статье Джиллиан Сандстром и Эшли Уилланс в выпуске Harvard Business Review от 22 апреля 2020 г.

      ) отмечались более тонкие социальные потери тщательно изолированного мира. Больше нет места для небольших, спонтанных взаимодействий (или того, что авторы называют «удивительной силой слабых связей»), которые у нас были на работе и в игре, когда мы выполняли свои поручения или с людьми, которые были случайными знакомыми. В прошлом мы шутили о соседских бабушке или дедушке, которые любят болтать слишком долго в очереди за молоком в продуктовом магазине, но теперь, возможно, мы лучше понимаем их одинокое положение.

      У нас больше не было глупых разговоров о кулерах на работе обо всем, от последнего футбольного матча до важного интервью Опры. У нас почти не было социальных тонкостей разговора о погоде с баристой Starbucks. Все было замаскировано, с минимальным контактом и скрытым страхом.

      Городская жизнь, в частности, пострадала от пандемии. Шумный Манхэттен превратился в полузаброшенный город-призрак в разгар первой волны год назад, когда привилегированные люди бежали в свои вторые дома в более изолированных местах.

      Когда я жил там в свои 20, красота Нью-Йорка и других многолюдных городов, как и он, заключается в том искусном чувстве возможности, создаваемом таким количеством людей в непосредственной близости, электричестве искусственной жизни, не имеющей себе равных в других местах. Поедать лапшу, сидя на узких табуретках в киоске размером с обувную коробку, беспорядочно обсуждать фильм о Мстителях, болтая в хипстерском баре, тратиться на билеты в первый ряд на шоу Дэвида Бирна на Бродвее, покупать косметику K-beauty в К-городе. — все это можно было сделать на свой собственный беззаботный пульс, в любой момент.

      В то время как многие упоминали, что социальное дистанцирование было особенно трудным для экстравертов, которые процветают благодаря спонтанным и частым социальным взаимодействиям, даже интроверты были лишены театра жизни, который предоставляют города и подобные многолюдные, сплоченные места. Иногда это простая рутина продавца пиццы, который узнает вас каждый раз, когда вы получаете свой обеденный кусок, или таксиста, который здраво рассуждает о текущих событиях.

      Вы все еще можете чувствовать иллюзию компании, по крайней мере, сидя за своим ноутбуком в кафе или наблюдая за людьми в музее после выигрыша онлайн-билета или просматривая летние наряды в Uniqlo. Именно потеря случайной толпы, как со случайными конфликтами, так и с любезностями, больше всего пронизывает социальный сдвиг пандемии.

      И, несмотря на все наши технологии, все еще сложно воссоздать или безопасно адаптироваться к нашей текущей ситуации. Кажется, никто не придумал практичного и безопасного способа регулярной дезинфекции воздуха в небольших помещениях, кроме возможной фильтрации воздуха HEPA, которая сама по себе ненадежна и может быть дорогой. Маскировка помогает, но не так сильно в ресторанах или барах, где их нужно снимать (и, конечно же, они стирают социальные сигналы нашего выражения лица).

      Помимо логистики общественного здравоохранения, Интернет не всегда позволяет проводить те же приятные случайные социальные взаимодействия, которые усеивают нашу повседневную жизнь. Есть некоторые попытки, такие как последний модный аудио-чат Clubhouse или Zoom, счастливые часы и дегустации вин с незнакомцами, но все они по-прежнему кажутся очень ограниченными, искусственными и по-своему обязательными.

      Это неструктурированный ропот повседневной человеческой жизни, который мы потеряли и до сих пор скорбим. Мы существа необходимости и адаптировались с помощью медитативных занятий, таких как садоводство, выпечка, Peloton, онлайн-шахматы, прогулки на природе и многое другое. Но, как и в эпизоде ​​ «Черное зеркало» , мы по-прежнему чувствуем, что находимся в кабинках виртуального существования, больше не чувствуя неровный, несинкопированный ритм городского социального хаоса, импровизированного жизненного движения в трехмерном населенном мире. Вместо этого все превратились в беспокойных аватаров.

      Будем надеяться, что, несмотря на пока еще неясную угрозу появления вариантов, кампании по вакцинации вернут хотя бы частичное и столь необходимое разнообразие в нашу суженную жизнь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *