Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Какие существуют барьеры общения: виды, выявление и устранение, причины возникновения

Содержание

Барьеры в общении: виды, признаки и способы преодоления

Общение для современного человека так же естественно и необходимо, как дыхание. И почти каждый, рано или поздно, сталкивается с барьерами, которые не позволяют получать от него радость и пользу. Какие же встречаются трудности в общении и как можно с ними справиться?

Порой возникает ощущение, что собеседник словно отгораживается стеной, уходя в оборону. Взаимодействие с ним затрудняется, становится безрадостным и неэффективным. Предпосылок к появлению таких барьеров бывает множество. Чаще всего причиной становится переплетение особенностей характеров собеседников и ситуации.

Чем скорее собеседники смогут выявить основу их недопонимания, тем эффективнее будет их общение. Порой барьеры существуют только в их воображении, и уже этого достаточно, чтобы их общение застопорилось.

Общению может мешать субъективность толкования смысла. Вся информация воспринимается человеком сквозь призму индивидуального опыта. Кроме того, препятствием может служить психологический аспект восприятия собеседников себя самих и друг друга.

Можно выделить следующие коммуникативные барьеры:

Семантический барьер обусловлен тем, что собеседники могут вкладывать в одни и те же слова различное значение. Люди сталкиваются с этим постоянно. Преодолеть этот барьер можно, делая поправку на мировоззрение партнёра либо заранее приходя к соглашению по поводу того, что именно понимать под ключевыми моментами.

Логический барьер. Проблема, заложенная в непонимании такого рода, заключается в особенностях мышления собеседников. Манера рассуждения, которую предлагает один из партнёров, может противоречить логике второго или оказаться слишком сложной для него. Чтобы справиться с этим барьером, необходимо учитывать специфику мышления собеседника, пытаться понять, каким образом он выстраивает свои умозаключения.

Фонетический барьер появляется, когда собеседники разговаривают на разных языках и диалектах, либо в их речи присутствуют серьёзные дефекты (слишком громкий или тихий разговор, использование звуков-паразитов, монотонная речь, проглатывание слов и т. д.) Избежать этого барьера можно, разговаривая четко, с умеренной громкостью и скоростью. Если причиной непонимания является партнёр, необходимо в деликатной форме объяснить ему, что из-за особенностей его речи его трудно понять: это поможет ему перестроиться. Обратная связь очень важна для преодоления такого барьера.

Стилистический барьер. Порой стиль речи одного из собеседников не соответствует ситуации общения или намерениям партнёра. Например, официально-деловой стиль речи неуместен при дружеской беседе, а разговорный – при деловом общении. Для преодоления такого барьера нужно корректно структурировать передаваемую информацию.

Существует несколько простых способов определить наличие барьера в общении:

Поза. Её неестественная напряжённость или, наоборот, неуместная расслабленность, как правило, указывают на то, что общение затруднено. В таких ситуациях человек замыкается (скрещивает руки на груди, отворачивается).

Жестикуляция, чаще всего, резкая и порывистая. Заметно стремление спрятать руки, сжать кулаки, захватить больше пространства.

Мимика. Лицо напряжено и выражает противоречивые эмоции. Например, широкая улыбка может сочетаться с неподвижным, тяжёлым взглядом. Визуальный контакт может полностью отсутствовать или быть очень редким.

Человек нередко сталкивается с ситуациями, когда барьеры препятствуют общению и взаимодействию с окружающими. Необходимо вовремя распознавать такие препятствия и находить способы преодолевать их.

Светлана, www.poznaysebia.com

Барьеры общения в психологии

0 +1 -1

Sold ответил 5 лет назад

Здравствуйте, дорогие читатели и посетители!
Мы рады приветствовать Вас на образовательном сервисе и надеемся, что сможем ответить на все волнующие Вас вопросы. Вы заглянули на наш сайт с целью выяснить, какие существуют в психологии барьеры в общении? Осветите ключевые термины в данном вопросе. Жду вашего ответа…
 
В начале хочется отметить, что предмет психология очень сложный и для наиболее глубокого понимания его необходимо, в первую очередь, определиться с тем, что лежит в основе. ПСИХОЛОГИЯ – это наука, которая изучает закономерности возникновения, развития, а также функционирования психики человека, а также группы людей. После того, как мы выяснили основные положения, что изучает психология, можем переходить к рассмотрению следующих терминов: ЛИЧНОСТЬ, РАЗВИТИЕ, АДАПТАЦИЯ, БАРЬЕР, ОБЩЕНИЕ.


 
ЛИЧНОСТЬ – это относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, морально-волевых и социально-культурных качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности. РАЗВИТИЕ – это такой процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное, переход от старого качественного состояния к новому качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему. АДАПТАЦИЯ – это приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям внешней среды. Процессы адаптации направлены на сохранение гомеостаза. БАРЬЕР – это заграждение или преграда, устраиваемая поперек дорог или по бокам въездов для воспрепятствования свободного прохода, напр. , через дорогу, или предохранения от падения, так, например на высоких въездах. ОБЩЕНИЕ – это сложный многоуровневый процесс установления и развития контактов между людьми и группами, порождаемый потребностями совместной деятельности.
 
Стоит отметить, что общение – неотъемлемая часть жизни человека. От умения быстро устанавливать контакты с окружающими в современных условиях зависит успешность личности практически во всех сферах жизнедеятельности. Но, что же принято понимать под термином «БАРЬЕР»? Это такие факторы, которые способствуют потере и искажению смысла информации в процессе взаимодействия. Они приводят к снижению эффективности коммуникации, возникновению напряжения и отрицательных переживаний.
 
Стоит также дополнить, что существуют следующие основные виды психологических барьеров:
— Эстетические барьеры – возникают в ситуации, когда человеку не нравится внешний вид собеседника. Это может касаться особенностей его внешности, стиля одежды, определенных деталей гардероба.

— Интеллектуальные барьеры – заключаются в отличиях типов мышления, скорости протекания мысленных операций и различиями уровня интеллектуального развития. Так, например, общение оптимиста и пессимиста не всегда можно назвать продуктивным, ведь один будет искать в любой ситуации плюсы и пути выхода, а второй – акцентировать внимание на негативе.
— Мотивационные барьеры – проявляются, когда у людей разные цели. Это приводит к непониманию, искаженному восприятию информации.
— Моральные/этические барьеры – эффективности общения мешает несовместимость нравственных позиций, принципов, взглядов.
— Барьер установки – если у человека есть негативная установка по отношению к партнеру, то его слова воспринимаются не объективно, часто с внутренним протестом. Может возникать в результате предыдущего опыта общения или на основе отзывов других людей.
— Барьер отрицательных эмоций или плохого физического состояния – относятся к ситуативным барьерам.
 
В заключении хочется добавить, что каждый из барьеров важен для личности, его преодоление играют важную роль в его становлении, победе над собственным «Я». Я рассчитываю, что Вы усвоили пройденную тему. Если же что-то осталось непонятным из этой темы, Вы всегда можете задать интересующий Вас вопрос.  
Желаем удачи и успехов в учебе!

Каковы общие коммуникативные барьеры? — Zippia

  • Десять общих барьеров для эффективного общения
  • Категоризирующие барьеры для связи
  • Преодоление коммуникационных барьеров
  • Коммуникация Часто задаваемые вопросы
  • Окончательные мысли
  • Зарегистрируйтесь для получения дополнительных советов и рабочих мест

Показать больше

.

Вам когда-нибудь казалось, что вы постоянно повторяетесь, но ничего не получается? Ваши сотрудники, начальник, семья, а иногда и друзья кажутся такими далекими. Вы не знаете, чего не хватает и почему вас не слышат, но происходит какое-то отключение.

Скорее всего, вы страдаете от некоторых распространенных препятствий на пути к эффективному общению. Коммуникационные барьеры окружают нас повсюду. Иногда это просто мимолетно, как если бы ваши дети смотрели телевизор и не слушали вас.

В других случаях происходит что-то более глубокое, и виноваты могут быть ваши навыки общения или ваши межличностные отношения не такие, как вы думаете.

Давайте попробуем преодолеть эти коммуникативные проблемы и избежать недопонимания на пути к лучшим отношениям и лучшим результатам.

Основные выводы:

  • Общие коммуникативные барьеры включают использование слишком большого количества жаргона, культурные различия, плохие навыки слушания и предрассудки.

  • Коммуникационные барьеры можно разделить на 6 категорий: поведенческие, языковые, психологические, физические, физиологические и систематические.

  • Активное слушание, четкая речь и понимание аудитории — отличные способы улучшить общение.

Десять общих барьеров для эффективного общения

Итак, что такое коммуникативный барьер? Это все, что мешает эффективному общению. На самом деле, это может быть что угодно, поэтому давайте посмотрим, каковы некоторые из наиболее распространенных проблем общения.

Это может помочь вам заметить их еще до того, как вы начнете говорить, чтобы вы могли обойти их:

  • Использование жаргона или сленга. Что делать, если слова, которые вы используете, не имеют абсолютно никакого значения для человека, с которым вы разговариваете?

    Это кажется очевидным решением, но если вы так привыкли говорить на корпоративном жаргоне или подростковом сленге, то трудно остановиться, и вы не понимаете, что потеряли свою аудиторию. Даже медицинский язык может довольно быстро кого-то потерять.

  • Говоря на другом языке. Это похоже на жаргон и сленг, но понятно, что если два человека не говорят на одном языке, то вербальное общение будет очень затруднено.

    Даже если они говорят на одном языке, у них могут возникнуть проблемы, когда они используют другой диалект, имеют сильный акцент или имеют разный уровень речевых навыков.

  • Культурные различия. Существует множество социальных и деловых взаимодействий, которые имеют разное значение в разных культурах.

    Эти различия могут вызывать у людей дискомфорт и неуверенность в общении. Иногда они могут иметь даже противоположный предполагаемый эффект.

  • Отвлекающие факторы. Некоторые отвлекающие факторы очевидны, например, ваши дети смотрят телевизор, когда вы пытаетесь сказать им, чтобы они убрали свои комнаты. Но есть так много других вещей, которые могут происходить и отвлекать людей, и вы не знаете ни об одной из них.

    Мешать могут не только внешние отвлекающие факторы. Внутренние отвлечения могут быть столь же неприятными. Кто-то может быть голоден, перегружен работой, скорбеть, влюбляться и т. д. и просто не в состоянии сосредоточиться на том, что вы говорите.

  • Вербальное и невербальное отключение. Интересно, что вы можете обнаружить, что проблема в вас, даже не подозревая об этом.

    Если слова, исходящие из вашего рта, не соответствуют вашему выражению лица, жестам или другим невербальным сигналам, ваши слова могут потерять свое значение.

    Представьте, если кто-то спросит, хорошо ли он выглядит в своем наряде. Когда вы устно говорите «да», у вас на лице появляется гримаса, и вы качаете головой «нет». Очевидно, что слова, которые вы говорите, не будут иметь большого значения.

  • Консистенция. Если сегодня вы говорите одно, а на следующий — другое, то вы подрываете собственное общение и доверие слушателя к вам.

    Это может быть особенно пагубным в деловых отношениях, когда сотрудники висят на волоске, не зная, что делать.

  • Плохие навыки слушания. Если ваш слушатель не умеет быть хорошим активным слушателем, он может не понять, что вы говорите, даже если вы общаетесь очень хорошо.

  • Эмоциональные барьеры и табу. Некоторым людям не нравятся определенные темы.

    По какой-то причине они не хотят говорить на темы, которые кажутся им неудобными.

    Это становится более ясным, когда вы знаете, что эти темы традиционно связаны с религией, политикой, сексом, расизмом и другими подобными темами.

    Но могут быть эмоциональные барьеры с темами, которые вы считаете безопасными. Представьте, что вы спрашиваете кого-то, когда он сдаст этот отчет о работе, которая должна быть выполнена. Человек, с которым вы разговариваете, может закрыться и не захотеть слушать, как вы говорите об этом отчете, потому что ему это неудобно.

    Они не в себе и не знают, как выполнять работу. Это пример собственного эмоционального барьера, препятствующего общению.

  • Физические недостатки или барьеры. Наличие инвалидности, которая затрудняет понимание вашей речи или затрудняет слух, очевидно, может создать барьер. Иногда вам не нужно иметь инвалидность или инвалидность, чтобы иметь проблемы с пониманием кого-то.

    Шумная обстановка может усложнить задачу. Ношение маски может затруднить слух, и вы не получите дополнительных сигналов от чтения по губам.

  • Ожидания или предубеждения. Если вы придете на встречу, ожидая услышать что-то одно, вы можете не понять всего смысла того, что на самом деле говорится. К сожалению, это происходит очень часто. Люди на самом деле не слушают; вместо этого они делают поспешные выводы.

Классификация барьеров в общении

Барьеры в общении часто попадают в одну из пяти категорий. Иногда полезно знать, с какой категорией вы имеете дело, чтобы лучше понять, как действовать и сделать эффективную коммуникацию:

  1. Барьеры отношения. Из вышеперечисленных распространенных проблем в общении вы увидите, что в эту категорию могут попасть ожидания и предубеждения или эмоциональные убеждения и табу. Есть и другие проблемы, связанные с отношением. Приведенный выше список барьеров отражает некоторые распространенные, но не все из них.

    Апатия — серьезный коммуникативный барьер, и если вы разговариваете с подростками или проверенными сотрудниками, вы знаете, как это может быть.

  2. Языковой барьер. Будь то другой язык, сленг или жаргон, или сильный акцент, все это языковые барьеры. Эти люди, как правило, хотят понимать, поэтому вам просто нужно забыть о языковых проблемах.

  3. Психологические барьеры. Важно психологическое состояние как слушателя, так и говорящего. В чьей-то голове может происходить так много вещей, которые мешают их способности слушать и обрабатывать сообщение.

    Это может быть мгновенная вещь, такая как гнев, который может заставить кого-то сказать то, что он не имеет в виду. Или может быть долгосрочная проблема, такая как низкая самооценка, которая отражает то, как кто-то получает сообщение.

  4. Физические барьеры. Преградой может быть не только то, что происходит у вас в голове. Физические барьеры также могут вызывать проблемы. Ваши дети смотрят телевизор или слишком много шума могут стать физическим барьером.

    Существуют также такие вещи, как технологические проблемы, которые делают сообщение неясным.

  5. Физиологические барьеры. Здесь могут проявиться инвалидность или другие физиологические проблемы. Даже если вам слишком жарко или слишком холодно, вы можете отвлечься и не сосредоточиться на сообщении, которое вы отправляете или передаете.

  6. Систематические барьеры. Это барьер, когда в структуре организации отсутствуют четкие каналы коммуникации. Существует проблема с системой в целом, возможно, из-за отсутствия четких ролей и обязанностей, технологий или здоровой рабочей культуры.

Преодоление коммуникативных барьеров

Единственная реальная причина узнать о коммуникативных барьерах — это найти способ справиться с ними. Чтобы быть более эффективным коммуникатором, необходимо желание лучше выражать себя и лучше слушать других. Эти советы могут помочь:

  • Активное прослушивание. Быть активным слушателем — это мягкий навык, который пригодится вам на протяжении всей жизни. Это то, над чем вам нужно работать, но со временем вы можете стать очень опытным в этом.

    Это не только сделает вас лучшим слушателем, но и лучшим оратором, потому что вы сможете более полно читать чьи-то ответы и читать их язык тела.

  • Говорите четко. Чтобы быть услышанным, нужно, чтобы кто-то говорил четко. Также может помочь краткая речь и использование легкого для понимания языка.

    Вы можете сделать еще один шаг и постараться, чтобы во время вашей речи не было отвлекающих факторов, которые могли бы отвлечь внимание от вашего сообщения.

  • Отбросьте предубеждения. Сосредоточьтесь на словах, которые вы слышите, а не на том, что, по вашему мнению, говорится или будет сказано. На самом деле это может быть очень сложно и требует некоторого личного роста, но вы можете это сделать. Это также то, что вам нужно делать, когда вы говорите.

    Если у вас есть предвзятое мнение о вашей аудитории, и вы говорите определенным образом, они могут это понять и вообще перестать слушать, потому что чувствуют себя оскорбленными или неправильно понятыми.

  • Обратите внимание на свои невербальные сигналы. Научитесь быть в гармонии с тем, что вы делаете со своим телом и своим лицом, когда вы говорите и слушаете. Вы можете полностью сорвать разговор с помощью языка тела, даже не желая этого.

  • Постарайтесь понять свою аудиторию. Если вы разговариваете с подростками, старайтесь говорить так, чтобы они поняли. Вы можете видеть, что это явно будет другой подход, чем если бы вы разговаривали со своим боссом. Понимайте свою аудиторию с внутренней эмпатией, чтобы вы могли лучше общаться.

Связь Часто задаваемые вопросы

  1. Сколько существует видов связи?

  2. Существует пять типов общения: вербальное, невербальное, письменное, визуальное и слушание. Каждый из них может иметь коммуникативные барьеры, однако они также могут способствовать улучшению коммуникации. Когда у вас есть несколько способов общения, вы можете попробовать новые варианты, если один из способов общения не работает.

  3. Почему важно общение?

  4. Общение важно, потому что оно позволяет эффективно понимать идеи и намерения. Общение особенно важно на рабочем месте, потому что большинство, если не все, профессий требуют определенного уровня взаимодействия между людьми. Будь то коллеги или клиенты, вам нужно уметь эффективно реализовывать идеи, чтобы добиться успеха.

  5. Что такое хорошее общение?

  6. Хорошая коммуникация — это когда сообщение ясно понимается его аудиторией. Хорошая коммуникация почти не вызывает сомнений в потребностях и желаниях коммуникатора. Это особенно важно, когда имеешь дело с людьми для достижения какой-то цели, например проекта или кампании.

Заключительные мысли

Если вам кажется, что вы просто не доходите до своей аудитории, проблема может быть в коммуникативном барьере. Если вы сможете понять, что такое барьер и как его классифицировать, есть большая вероятность, что вы сможете найти способ его устранить.

Научиться лучше общаться — это не просто заставить людей услышать вас. Если вы можете эффективно улучшить то, как вы представляете свое сообщение, у вас больше шансов стать эффективным коммуникатором.

Насколько полезным был этот пост?

Нажмите на звездочку, чтобы оценить!

Средний рейтинг / 5. Количество голосов:

Голосов пока нет! Будьте первым, кто оценит этот пост.

Никогда не упускайте подходящую для вас возможность.

10 барьеров, которые мешают вашему убедительному общению

СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ НАВЫКИ УБЕЖДЕНИЯ И ВЫИГРАТЬ

«Самая большая проблема в общении — это иллюзия того, что оно имело место». -Джордж Бернард Шоу, ирландский писатель, драматург, критик и лауреат Нобелевской премии по литературе 1925 года.

Где-то между моментом, когда кто-то говорит, и тем, как другой отвечает, коммуникация часто прерывается, а убеждение терпит неудачу. Если общение — это мост, по которому убеждение должно перейти из царства идей и намерений в царство слов, понимания, решений и действий, сломанный мост просто не годится.

Дипломатия, страх быть отвергнутым, политкорректность — есть много причин, по которым мы иногда говорим не то, что имеем в виду, или не имеем в виду то, что говорим. И даже когда мы это делаем, то, что мы говорим, не всегда совпадает с тем, что слышно.

Мы все сталкивались с последствиями неэффективного общения. Разговор внезапно идет наперекосяк, смертельно раненный непониманием, неправильным толкованием и дезинформацией, не говоря уже о «неправильном» тоне голоса или выражении лица.

Коммуникационные барьеры не только препятствуют личным отношениям, но также могут мешать профессиональным ассоциациям и серьезно мешать переговорам.

Убеждающая коммуникация — это не экстравагантность или аксессуар, присущий только набору навыков продавцов. Независимо от того, стремитесь ли вы повлиять на поведение своих детей, убедить своих сотрудников уложиться в сроки или начальника повысить вам зарплату, вам понадобятся эти навыки, чтобы получить то, что вы хотите.

ЧТО НЕ ДЕЛАТЬ

Большинство людей не осознают, насколько сильно они терпят неудачу в общении и убеждении других, независимо от того, сколько раз они сбивались с пути. Снова и снова они делают одно и то же, используют те же методы, что и в прошлый раз, когда столкнулись с катастрофой.

Честолюбие может заставить их победить в дебатах, несмотря ни на что. Гордость может помешать им видеть прямо. Глупость может исказить их намерения. Но недостаточная осведомленность всегда является виновником, поскольку, когда вы вводите эту осведомленность, улучшаются и общение, и убеждение.

Один из способов выяснить, что работает, — это сначала узнать, что не работает.

10 ПРЕПЯТСТВИЯ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ И УБЕЖДЕНИЯ

1. Физические и физиологические препятствия

К ним относятся расстояние, фоновый шум, плохое или неисправное оборудование, плохой слух, плохое зрение, дефекты речи.

 

2. Эмоциональный и культурный шум

Эмоции (гнев, страх, печаль) и установки (необходимость все время быть правым, убеждение себя выше или ниже других) влияют на объективность, как и стереотипные предположения, что люди делают друг о друге на основе культурного происхождения.

 

3. Язык

Разговор на разных языках, сильный акцент, использование сленга или жаргона могут помешать общению и переговорам.

 

4. Ничего общего или мало общего

Примеры, истории и анекдоты могут помочь донести мысль, за исключением случаев, когда аудитория не может относиться ни к одному из них, потому что у них нет общего опыта с говорящим.

 

5. Отсутствие зрительного контакта

Отсутствие зрительного контакта — верный способ вызвать сомнения у слушателей, потерять их внимание и вызвать у них подозрения по отношению к вам, не говоря уже о том, что вы станете невидимыми.

 

6. Информационная перегрузка и недостаток внимания

Слишком много информации может сбить вашу аудиторию с толку и даже заставить их задуматься, не перегружаете ли вы их подробностями, чтобы не рассказывать им что-то еще, что они хотели бы знать.

 

7. Неподготовленность, отсутствие доверия

Если вы не готовы, если вам не хватает фактов, если вы слишком полагаетесь на свою презентацию в Power Point, ваши слушатели заметят и почувствуют себя разочарованными, даже неуважительными – и они вам не поверят.

 

8. Слишком много болтаете

Когда вы говорите, вы не слушаете, и вам нужно слушать людей, которых вы пытаетесь убедить.

 

9. Слишком сильно стараешься, кажешься отчаявшимся

Когда ты слишком сильно стараешься убедить кого-то, ты можешь казаться отчаявшимся, а отчаяние пахнет манипуляцией и отталкивает людей, прежде чем ты успеваешь произнести следующее отчаянное слово.

 

10. Отсутствие энтузиазма

Если вы не верите в свою позицию, продукт, услугу или что-то, что вы пытаетесь продать, они тоже не поверят в это.

 

ЧТО ДЕЛАТЬ

Хотя некоторые люди умеют убеждать от природы, навыкам убеждения можно научиться, как и любым другим .

Развитие этих мощных навыков необходимо для того, чтобы влиять на принятие решений и поведение других и, таким образом, достигать ваших собственных целей и целей вашей организации . Пренебрежение оттачиванием этих навыков обычно приводит к тому, что вы не получаете того, чего хотите, и того, ради чего упорно трудились.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *