Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Какие уровни выделяют в структуре мировоззрения: Мировоззрение — что это такое? Определение, особенности, принципы

1. Понятие мировоззрения, его структура и исторические типы

Мировоззрение – это обобщенная и целостная картина мира, совокупность представлений об окружающей человека действительности, о самом человеке, формах его отношения и взаимосвязи с этой действительностью.

Мировоззрение функционирует как форма осознания человеком своего положения в мире, включает убеждения и ценности, регулирующие важнейшие типы его жизнедеятельности и поведения.

В структуре мировоззрения можно выделить след. основные компоненты: знания; ценности; убеждения, чувства, эмоции.

Знания задают обобщенную модель мира и места в нем человека. В них представлены важнейшие категории культуры, формирующие целостный образ.

Ценности выполняют нормативно-регулирующие функции. Они определяют правила и принципы социальной жизни человека. Свои основные функции ценности реализуют в форме политических, религиозных, правовых, моральных, эстетических взглядов и убеждений.

Эмоционально-чувственные компоненты определяют личностно-субъективный фон восприятия человеком окружающей действительности и своего места в социальном и природном мире. Они придают ему характер мироощущения, наполняют его личностным смыслом и значением.

Существуют различные классификации форм и типов мировоззрения. В зависимости от субъекта-носителя выделяют личностную форму его объективации, мировоззрение класса, социальной группы, общества в целом или определенной исторической эпохи. По параметру полноты и системности представлений о реальности, их достоверности и обоснованности можно говорить:

а) о нетеоретическом мировоззрении, формами которого выступают обыденные или стихийные воззрения на мир, мифологическое и религиозное мировоззрение;

б) о философско-теоретическом мировоззрении;

в) о научном мировоззрении.

Историческая типология мировоззрений: мифологическое, религиозное, философское мировоззрения.

Мифология – характерны образно-ассоциативная форма отражения действительности, эмоциональное восприятие и фантастические интерпретации природы, человека и социальной жизни. Мифологическое сознание не фиксировало различий между естественным и сверхъестественным, между реальностью и воображением, что позволяло мыслить окружающие предметы как двойственные по своей природе: человеческие и божественные, утилитарные и символические, профанные и сакральные одновременно. Мифологическое сознание основано на вере в истинность мифов, незыблемость ритуала и базирующихся на них нравственных запретах и социальных нормах поведения и деятельности человека.

Религиозное мировоззрение исторически зарождается в недрах мифологического сознания. В развитых формах религиозного сознания, в отличие от мифологии, Бог трактуется как Абсолют, который бесконечно выше естественного космоса и человека в иерархии форм бытия. При этом вера в Бога не сводится к простому и непосредственному принятию индивидом религиозного ритуала и культовых действий, имеющих божественное происхождение, а предполагает наличие внутреннего иррационального состояния сознания, позволяющего ощущать факт безосновного, личного и глубоко интимного соединения с Богом.

Переход к более сложным формам цивилизационных отношений, изменения в структуре материального и духовного производства обусловили необходимость формирования философско-теоретического мировоззрения.

Становление философии — утверждение качественно нового типа мировоззрения. В нем представления о мире и человеке обосновываются рациональными средствами с использованием теоретических понятий, логических и гносеологических критериев. Своей устремленностью к фундаментальным вопросам бытия, загадкам человеческого сознания и деятельности философия сближается с религией, мифологией, искусством. Однако в отличие от искусства и мифологии она стремится прежде всего не к чувствам, а к разуму; в отличие от религии – опирается не на догматы и иррациональную веру, а системно и доказательно обосновывает свои положения с использованием рациональных аргументов и логических доказательств.

Установление истины становилось возможным без непосредственного обращения к опыту, в форме логических рассуждений, т. е. чисто мыслительным путем, используя силу разума и логики. Познавательное искусство такого рода древние греки стали называть теоретическим. Философия явилась той формой культуры, в рамках которой впервые стало оформляться и развиваться

теоретическое мышление.

Философия возникает как рационально-теоретический тип мировоззрения и особая форма духовного освоения реальности, в процессе которой вырабатывается целостная и предельно обобщенная система знаний о мире, человеке и формах взаимосвязи между ними.

Спор, что представляет собой философия, какова ее ценность в культуре и в чем состоит ее предмет, ведется фактически с момента ее возникновения. Этот спор или критический диалог является сутью самой философии и характеризует ее как уникальную форму духовно-теоретической рефлексии над важнейшими основоположениями культуры. Философия многолика, и невозможно совместить разные ее образы и понимания. Трактовка целей и задач философии во многом определяется личностью философа, его духовными ориентациями, социальными и культурными традициями, обусловившими то или иное понимание философского мышления.

Конспект по философии на тему: «Структура мировоззрения: компоненты, уровни, формы»

Конспект по философии на тему: «Структура мировоззрения: компоненты, уровни, формы»

 

Чтобы понять какое-либо явление – необходимо разложить его на части. Сложность подобного анализа мировоззрения связана с тем, что несмотря на общие для всех людей черты – оно у каждого всегда имеет свой собственный оттенок. Для того, чтобы учесть подобную сложность и многогранность принято выделять не только компоненты мировоззрения, но и его уровни и формы.

Компоненты мировоззрения. В структуре мировоззрения по мнению проф. А.А. Радугина традиционно выделяют четыре основных компонента:

Познавательный компонент включает в себя прежде всего знания, полученные самым различным способом – повседневные, профессиональные, научные. Это конкретно-научная и универсальная картина мира, в которую в систематизированной и обобщенной форме входят индивидуальные и общественные знания.

— Ценностно-нормативный компонент основывается на различных ценностях, идеалах, убеждениях. В него также входят верования и нормы, которые призваны регулировать межличностные и общественные отношения. Ценностями принято обозначать свойства какого-либо предмета и явления удовлетворять потребности и желания людей. В систему ценностей входят представления о смысле жизни, счастье и несчастье, добре и зле. Существует определенная иерархия ценностей. Следствием устойчивой, повторяющейся оценки человеком своих отношений с другими людьми являются социальные нормы, которые разделяются на моральные, религиозные, правовые. По сравнению с ценностями они обладают более запретительными свойствами.

— Эмоционально-волевой компонент представляет собой эмоциональную окраску ценностей, убеждений, верований, а также психологическую установку на готовность действовать в соответствии с ними.

— Практический компонент это реальная готовность человека действовать, определенным образом поступать в конкретных обстоятельствах.

Несмотря на то, что у всех людей имеются данные компоненты, согласуются они каждый раз в зависимости от конкретного человека, что и порождает особые, свойственные только ему индивидуальные черты.

 В различных формах мировоззрения по-разному представлены эмоциональный и интеллектуальный опыт людей — чувства и разум. Эмоционально-психологическую основу мировоззрения называют мироощущением (или мировосприятием, если используются наглядные представления), познавательно-интеллектуальную же его сторону характеризуют как миропонимание.

Уровни мировоззрения. В зависимости от глубины знаний, интеллектуальной силы и логической последовательности аргументов в мировоззрении различаются также жизненно-практический и интеллектуально-умозрительный (теоретический) уровни осмысления. Житейское, повседневное миропонимание, как правило, складывается стихийно, не отличается глубокой продуманностью, обоснованностью. Вот почему на этом уровне не всегда выдерживается логика, порой не «сходятся концы с концами», эмоции в критических ситуациях могут оказаться убедительнее разума, обнаруживая дефицит здравого смысла.

Однако, именно повседневность и является той базой, на основе которой мы можем вообще что-либо понимать в мире и анализировать его с помощью теоретических моделей. Данный уровень мировоззрения основывается на традициях, обычаях, которые не всегда могут быть рационально осмыслены. Данные проблемы преодолеваются на другом, более высоком уровне мировоззрения – теоретическом, который формируется в ходе систематического обучения и самообразования. В него входят теоретически обоснованные и логически верные знания, обобщенные в виде доказанных закономерностей, а также относительно непредвзятые оценки происходящих явлений природы и жизни общества.

Формы мировоззрения. Жизнь людей в обществе носит исторический характер. В мировоззрении того или иного времени находит выражение его общий интеллектуальный, психологический настрой, «дух» эпохи, страны, тех или иных социальных сил. Однако реально убеждения, нормы жизни, идеалы формируются в опыте, сознании конкретных людей. А это значит, что кроме типовых взглядов, определяющих жизнь всего общества, мировоззрение каждой эпохи живет, действует во множестве групповых и индивидуальных вариантов. Это позволяет выделять общественное, групповое и индивидуальное как специфические формы мировоззрения.

 ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ: МИФОЛОГИЯ, РЕЛИГИЯ, ФИЛОСОФИЯ.

Несмотря на то, что в процессе истории меняются государства, этнический состав, технологии, уровень знаний, мировоззренческие вопросы продолжают оставаться нерешенными, что и сегодня делает их современными. Всего в процессе известной истории принято выделять 3 основных исторических типа мировоззрения: мифологию, религию и философию.

Мифологическое мировоззрение представляет собой исторически первый тип мировоззрения или способ оформления мировоззренческих представлений и возникает на этапе становления человеческого общества. Это мировоззрение свойственно первобытнообщинному строю и раннеклассовому обществу. За этот период, длившийся десятки тысячелетий, мифология прошла в своем развитии ряд ступеней, породила множество форм, выражающих различные этапы становления и развития доклассового общества.

Мифология (от греч. mythos — предание, сказание и logos — слово, понятие, учение) — тип сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий развития общества. Многие мифы посвящены происхождению и устройству космоса (космогонические и космологические мифы). Они заключают в себе попытки ответа на вопрос о начале, происхождении, устройстве окружающего мира, о возникновении наиболее важных для человека явлений природы, о мировой гармонии, безличной необходимости и др. Формирование мира понималось в мифологии как его творение или как постепенное развитие из первобытного бесформенного состояния, как упорядочение, то есть превращение из хаоса в космос, как созидание через преодоление разрушительных демонических сил. Существовали также мифы (их называют эсхатологическими), описывающие грядущую гибель мира, в ряде случаев — с последующим его возрождением. Миф, наиболее ранняя форма духовной культуры человечества, выражал мироощущение, мировосприятие, миропонимание людей той эпохи, в которую создавался. Он выступал как универсальная, нерасчлененная (синкретическая) форма сознания, объединяя в себе зачатки знаний, религиозных верований, политических взглядов, разных видов искусств, философии. Лишь впоследствии эти элементы получили самостоятельную жизнь и развитие. Характерной чертой мифологического мировоззрения является антропоморфизм, что проявляется в одухотворении явлений природы, перенесении на них духовных и даже телесных свойств человека, а также в том, что способ их деятельности отождествляется с человеческой деятельностью. Важнейшей особенностью мифологического мировоззрения является отсутствие грани между чувственным образом действительности и самой реальностью, между божеством (как духовным началом и сущностью) и тем явлением природы, с которым оно ассоциировалось. Следующей важнейшей особенностью мифологии является генетизм, суть которого состояла в выяснении природы мира, происхождения рода, различных природных и социальных явлений. Любая человеческая общность объясняется не иначе как через происхождение от общего предка, а понимание природы вещей сводится к представлениям об их генетическом начале. Вся природа представлена в мифологии как огромная родовая община, населенная существами человеческого типа, находящимися в тех или иных родственных отношениях.

Вторым историческим типом мировоззрения была религия. Религиозное мировоззрение — это способ освоения действительности через ее удвоение на естественную, земную, посюстороннюю и сверхъестественную, небесную, потустороннюю. Религиозное мировоззрение отличается от мифологического по способу духовного освоения действительности. Мифологические образы и представления были многофункциональны: в них в еще не развитой форме переплеталось познавательное, художественное и оценочное освоение действительности, что создавало предпосылку для возникновения на их основе не только религии, но и различных видов литературы и искусства. Религиозные образы и представления выполняют лишь одну функцию — оценочно-регулятивную. Еще одной особенностью религиозных образов  и представлений является то, что в них скрыта иррациональность, которая подлежит восприятию только верой, а не разумом. Центральное место в любом религиозном мировоззрении занимает всегда образ или идея Бога. Бог здесь рассматривается в качестве первоначала и первоосновы всего существующего. Причем это уже не генетическое первоначало, как в мифологии, а первоначало — созидающее, творящее, производящее. Для религии характерно признание примата духовного над телесным, чего нет в мифологии. Историческое значение религии состояло в том, что она и в рабовладельческом, и в феодальном обществах содействовала становлению и укреплению новых общественных отношений и формированию сильных централизованных государств.

Отделение умственного труда от физического, с одной стороны, мифология и накопление эмпирических знаний, с другой стороны, а также стремление человека постигнуть свою собственную сущность способствовали возникновению общего целостного взгляда на мир и место человека в нем — философии. Термин «философия» в переводе с древнегреческого означает «любовь к мудрости» (phileo – люблю, Sophia -мудрость). Принято считать, что первым данный термин употребил древнегреческий мыслитель Пифагор по отношению к людям, стремящимся к интеллектуальному знанию и правильному образу жизни. Зарождается принципиально иной тип мировоззрения, по-другому осмысливающий сложившиеся в мифологии и религии представления о мире и человеке и вырабатывающий при этом принципиально иные способы осмысления и решения мировоззренческих проблем. Особенностью философского мировоззрения стала абстрактно-понятийная, а не чувственно-образная, как в других типах мировоззрения, форма освоения действительности. Отличие философского мировоззрения от мифологического и религиозного не в форме, а в содержании освоения действительности. Т.е. вопросы примерно те же, способы получения ответов другие. В нем уже различаются природный и социальный мир, человеческий способ действий и проявление природных сил и явлений. Это становится возможным благодаря накоплению математических, физических и астрономических знаний, появлению календаря и распространению письменности. Если предшествующие исторические типы мировоззрения можно определить как переживание человеком реальности и своего бытия в ней, то философское мировоззрение есть размышление человека о существующем, основанное на рациональном аргументе и критическом сомнении. Также важнейшими признаками философского рассмотрения мира являются: универсализм (стремление к созданию единой и целостной картины мира) и субстанциализм (стремление к постижению единого первоначала, первопричины всех вещей).

Все вышеперечисленные исторические формы мировоззрения в определенных формах сохранились до наших дней и продолжают присутствовать (трансформировавшись) в художественной литературе, обычаях и традициях, менталитете того или иного народа, искусстве, науке, обыденных представлениях, что в свою очередь ставит вопрос о прогрессивном развитии человеческой культуры и о том, действительно ли изменяются самые общие, базовые, фундаментальные ценности человека и человечества?

 

Философия и мировоззрение. Типы мировоззрения.

Философия составляет теоретическую основу мировоззрения, или его теоретическое ядро, вокруг которого образовалось своего рода духовное облако обобщенных обыденных взглядов житейской мудрости, что составляет жизненно важный уровень мировоззрения. В целом мировоззрение можно было бы определить следующим образом: это обобщенная система взглядов человека (и общества) на мир в целом, на свое собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла своей жизни и деятельности, судеб человечества; совокупность обобщенных научных, философских, социально-политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических ценностных ориентации, верований, убеждений и идеалов людей.

Соотношение философии и мировоззрения можно охарактеризовать и так: понятие «мировоззрение» шире понятия «философия». Философия — это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая постоянно теоретически обосновывается, обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение, скажем, на житейском уровне здравого смысла, наличествующего у человека, порой даже не умеющего ни писать, ни читать.

В мировоззрении находит свое завершение целостность духовности человека. Философия как едино-цельное мировоззрение есть дело не только каждого мыслящего человека, но и всего человечества, которое, как и отдельный человек, никогда не жило и не может жить одними лишь чисто логическими суждениями, но осуществляет свою духовную жизнь во всей красочной полноте и цельности ее многообразных моментов. Мировоззрение существует в виде системы ценностных ориентации, идеалов, верований и убеждений, а также образа жизни человека и общества (как форма реализации духовной сущности мировоззрения). И все это в органическом единстве — ведь о мировоззрении человека мы судим по делам его.

Итоговое определение соотношения философии и мировоззрения можно было бы сформулировать так: философия — это система основополагающих идей в составе мировоззрения человека и общества.

В самом общем виде и с известной долей условности все типы мировоззрений можно разделить на социально-исторические и экзистенциально-личностные.

Социально-исторические типы формируются на различных этапах развития человечества и отличаются прежде всего способом, каким мировоззрение становится доступным людям в различные исторические эпохи. Важнейшими социально-историческими типами мировоззрения являются: архаический, мифологический, религиозный и философский. Они отличаются не просто разной постановкой мировоззренческих проблем, но и принципиально различными способами их решения.

 Экзистенциально-личностные типы мировоззрения формируются на различных стадиях духовного становления человека и различаются, главным образом, тем способом, каким индивид усваивает себе мировоззренческие достижения человечества и сам продуцирует их.

Социально-исторический тип мировоззрения

Архаическое мировоззрение прошло долгий путь развития и представлено, как уже было сказано, разными формами: анимизмом, тотемизмом, фетишизмом.

Самыми понятными человеку кажутся (на самом деле только кажутся) его собственные желания и поступки. Чаще всего нетрудно догадаться, какими чувствами и стремлениями руководствуются в своих поступках другие люди.

У первобытного человека (а также у ребенка в раннем детстве) такой способ понимания и действия легко переносится на все окружающие явления: растения, леса, горы, реки и т.д. Во всем видится живое, одушевленное. Ему кажется, что каждая вещь, каждое животное живет капризами, прихотями и не предсказуемо, как и он сам. У каждого явления своя душа — это и есть анимизм. Развиваясь, анимизм превращал угощения в жертвоприношения, случайные крики и прыжки — в обряды, уговаривания — в заговоры, далее молитвы.

Мифологическое мировоззрение вырастает из архаического, исходно-анимистического. Оно отличается от него большей абстрактностью. Души явлений окончательно отделяются от них и образуют особый мир — мир духов, которые вступают между собой в отношения, типичные для людей. Они любят и ненавидят друг друга, заключают браки и враждуют, ссорятся и помогают друг другу, обманывают и открывают правду.

На явления мира переносятся теперь уже не только отдельные желания людей, но и их социальные взаимосвязи. То есть силы природы выступают в яркой персонифицированной форме (как живые личности), а их связи — как привычные и в целом понятные отношения между людьми.

На мифологической стадии развития мировоззрение становится более богатым и глубоким, чем на предшествующей, архаической стадии его становления. Природа и человеческая жизнь рассматриваются теперь как арена столкновений, борьбы и побед мировых сил, действующих по понятным для человека мотивам.

Миф — это не только образ окружающего мира, но и образ действия. Миф вплетает человеческую жизнь в игру мировых стихий. И люди буквально проигрывают мифы. В ходе магических обрядов, воспроизводя миф, «пропевая» и «вытанцовывая» его, люди сами становятся как бы участниками борьбы мировых сил и получают возможность воздействовать на них. Жизнь рода и жизнь Космоса сливаются в мифологическом мировоззрении в одно целое. Благодаря этому миф выполняет не только познавательную, но и ценностную функцию, становится программой, обеспечивающей организацию человеческого поведения.

Религиозное мировоззрение вырастает из мифологического и включает в себя многие его элементы. Грань между мифологическим и религиозным довольно подвижна, но все же она существует. Главное отличие состоит в том, что персонифицированные мировые силы (духи, боги) окончательно превращаются в надмировые и внемировые.

Религиозное мировоззрение окончательно превратило потусторонний мир в мир сверхъестественный. Теперь никто не удивится отсутствию богов на реальном Олимпе. Верующему человеку вообще не страшны эмпирические опровержения его верований. Ведь никакая эмпирия (опыт) неспособна и близко подойти к запредельному сверхчувственному миру.

Зарождение философского типа мировоззрения происходило в рамках религиозного мировоззрения. Оно было переходом от мифа к логосу, от авторитета традиции, восходящей к богам и героям, к авторитету разума. Философия возникла как результат борьбы между мифологической, коллективно- фантазийной картиной мира и тем первоначальным объективным знанием, которое накапливало человечество на основе и по мере усложнения своего практического отношения к действительности.

Философия занимается рациональным описанием и толкованием действительности. Она стремиться понять мир из его собственных, внутренних начал и оснований, опираясь при этом на силу логического, аргументированного рассуждения и веру в силы самого человека, в Человека с большой буквы.

Экзистенциально-личностный тип мировоззрения

Характерными чертами стихийного мировоззрения являются несистематичность знаний, разрозненность взглядов, оно некритично и мало рефлексивно. То есть человек еще не осознает, что у него есть определенное (одно из многих) мировоззрение, что могут быть какие-то другие взгляды на мир.

Догматическое мировоззрение. Слово «догма» означает учение, как правило, глубоко продуманное и всесторонне разработанное специалистами. Такое учение дает ответы на самые разные вопросы. Оно систематизировано. В этом его безусловные достоинства по сравнению со стихийным мировоззрением.

Но догматический тип мировоззрения не является самокритичным. Человеку оно преподносится как некоторая безусловная ценность. Отступление от нее часто вызывает санкции со стороны общества: политические репрессии, социальные гонения, отлучение от церкви и тому подобное. Носитель догматического мировоззрения и сам становится нетерпимым к инакомыслию, оказывается неспособным воспринять взгляды, выходящие за пределы принятой догмы.

Тип мировоззрения, который формируется собственными усилиями человека, называется рефлексивным. Рефлексия — это способность человека как субъекта познания делать своим предметом не только явления и события внешнего мира, но и самого себя, свой внутренний мир. Это размышление не только о чем-то, но и о том, как происходит, как разворачивается данное размышление.

Рефлексивное мировоззрение нельзя почерпнуть в готовом виде из книг, фильмов или средств массовой информации. Оно вырабатывается только самим человеком. Конечно, любой человек свободен не абсолютно, при формировании мировоззрения он опирается на накопленный человечеством культурный и мировоззренческий опыт. Но приобщаясь к идеям выдающихся мыслителей (философов, поэтов, ученых и религиозных деятелей), человек делает самостоятельные шаги и в своем духовном развитии. В формировании рефлексивного (культурно и исторически детерминированного, но свободного по сути, по духу своему) мировоззрения, незаменимую роль играет философия в ее личностно-жизненном преломлении.

Именно в философии находим мы концентрированное выражение рефлексивной способности человеческого мышления. Философия анализирует сами средства постановки и решения мировоззренческих проблем.

Защита мировоззрения, предрассудков и унижение других

Выделите поисковый запрос
  • Сохранить
  • Цитировать
  • Отправить этот контент по электронной почте

    Поделиться ссылкой


    Скопируйте эту ссылку или нажмите ниже, чтобы отправить ее другу по электронной почте

    Отправить этот контент по электронной почте

    или скопируйте ссылку напрямую:

    https://oxfordre. com/psychology/display/10.1093/acrefore/9780190236557.001.0001/acrefore-9780190236557-e-266; Ваш текущий браузер может не поддерживать копирование с помощью этой кнопки.

    Ссылка успешно скопирована


  • Поделись этим

Войти Навигация по статье

Войти

Имя пользователя

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя

Пароль

Пожалуйста, введите ваш пароль

Забыли пароль?
Нет учетной записи?

Статья Содержание

Показать резюме. Можно выделить важные направления исследований, одно из которых сосредоточено на выражении и поддержке (в основном) негативных стереотипов и предубеждений, а другое сосредоточено на том, как защита культурных мировоззрений может привести к уничижительной реакции на тех, кто отличается от нас. Исследования как стереотипов/предубеждений, так и культурных мировоззрений показывают, как личная неуверенность может привести к возникновению уничижительных реакций. В исследованиях предубеждений автоматизм стереотипов и предубеждений был предметом споров. Некоторые ученые утверждают, что формирование стереотипов неизбежно, поскольку эти процессы считаются автоматическими и неизбежными. Напротив, другие ученые отличают автоматическую активацию стереотипов от более контролируемой поддержки стереотипов. Важно отметить, что активация стереотипов может быть изменена тренингом по отрицанию стереотипов, уменьшая выражение предубеждений. В исследованиях защиты мировоззрения показано, как связанные с неопределенностью мотивы и другие мировоззренческие угрозы связаны с выражением уничижительных реакций по отношению к тем, кто выходит за рамки нашего правосудия.

В современном обществе людям часто приходится иметь дело с чувством личной неуверенности, особенно в отношении ориентированных на будущее отсроченных результатов. Чтобы справиться с этими чувствами, люди придерживаются своего культурного мировоззрения. Эти системы убеждений позволяют людям стремиться к долгосрочным целям, но также делают их более уязвимыми для выражения предубеждений и других уничижительных реакций. Многочисленные исследования показывают, что, когда мировоззрение людей находится под угрозой, они, как правило, более жестко и негативно реагируют на других, особенно на тех, кто принадлежит к чужой группе. Например, если кто-то верит, что мир по своей сути справедлив (т.е. в исследованиях, посвященных «справедливым мировоззрениям»), взаимодействие с невинными жертвами преступлений может угрожать этому мировоззрению. Перед лицом этого конфликта люди иногда уничижительно и предвзято реагируют на этих жертв, чтобы поддержать свою веру в то, что мир — это справедливое место, где плохие вещи могут случиться только с плохими людьми. Важно отметить, что смягчение чувства личной неуверенности (либо путем подтверждения личной уверенности, либо путем переориентации внимания на другие аспекты несправедливой ситуации) может уменьшить уничижительные реакции и спровоцировать доброжелательные реакции, направленные на помощь тем, кто менее обеспечен.

Ключевые слова

  • Персональная неопределенность
  • Активация стереотипа
  • доступ к этой статье

    Логин

    Пожалуйста, войдите, чтобы получить доступ ко всему содержимому.

    Подписка

    Доступ к полному контенту требует подписки

    Творение восстановлено | Альберт М. Уолтерс – богослов-художник

    Уолтерс, Альберт М. Возвращенное творение: библейские основы реформационного мировоззрения . Второе издание. Гранд-Рапидс: Wm. Б. Эрдманс, 2005. 143 стр. 14 долларов США.

    Постхристианские подходы к культуре обычно делятся на две широкие категории, истоки которых лежат в мышлении Реформации — так называемая доктрина «двух царств» и то, что стало называться «трансформационалистским» взглядом. Традиционно взгляд на два царства представляет собой мышление немецкого реформатора Мартина Лютера , в то время как трансформаторы прослеживают свою родословную от французского реформатора Жана Кальвина, опосредованного через учение голландского реформированного теолога Авраама Кайпера. Это особенно верно для так называемых неокальвинистов. Среди таких теологов — Альберт М. Уолтерс, который стремится сформулировать «реформационное мировоззрение» в Возвращение творения: библейские основы реформационного мировоззрения . Уолтерс — профессор религии и богословия в Университетском колледже Искупителя в Анкастере, Онтарио. Он ученик Генри Стоба, бывшего профессора Колледжа Кальвина в Гранд-Рапидс, штат Мичиган, оплота неокальвинизма. Creation Regained был первоначально опубликован в 1985 году, затем был переведен на восемь различных языков, а его второе издание вышло в 2005 году. содержание библейского мировоззрения и его значение для нашей жизни, когда мы стремимся быть послушными Писанию» (1). Однако это не просто «библейское мировоззрение»; Уолтерс специально называет его «реформационным» и, в частности, связывает свое понимание с голландским реформаторским движением. Прежде чем сформулировать, что именно представляет собой это мировоззрение, Уолтерс намеревается определить концепцию мировоззрения как «всеобъемлющую структуру основных представлений о вещах» (2), исследуя каждый из элементов этого определения в первой главе. Он утверждает, что мировоззрение человека «в центре говорит о все в нашей жизни и мире, включая технику и экономику и науку» (8), снова отражая учение Кайпера.

    Определив таким образом мировоззрение, Уолтерс задает вопрос: «Что характерно для реформационного мировоззрения?» (11 и далее). Существенной для его «реформационного мировоззрения» является идея о том, что все библейские концепции спасения применимы не только к отдельным людям, но и ко всему творению: — объемлющий смысл. Термины «примиренный», «созданный», «падший», «мир», «обновление» и «Царство Божие» считаются космическими по своему масштабу. В принципе ничто, кроме самого Бога, не выходит за рамки этих основополагающих реалий библейской религии. (11)

    Он отвергает то, что он называет «дуалистическим мировоззрением», которое различает «священное» и «светское». Вместо этого основной тезис Уолтерса состоит в том, что «искупление в Иисусе Христе означает восстановление первоначального доброго творения» во всей его полноте (12). Таким образом, Уолтерс явно намеревается защищать трансформационный подход к культуре в противовес доктрине двух царств.

    В своих следующих трех главах Уолтерс исследует трансформационистский мотив сотворения (глава 2), грехопадения (глава 3) и искупления (глава 4), впервые разработанный Германом Дойвердом, учеником Кайпера. Творение, утверждает Уолтерс, представляет собой «соотношение суверенной деятельности Творца и сотворенного порядка» (14), и поэтому оно само по себе хорошо. Этот трюизм распространяется не только на то, что Бог непосредственно создал, но и на «структуры общества, на мир искусства, на бизнес и коммерцию. Человеческая цивилизация нормировано везде. . . . В человеческой жизни нет ничего, что не принадлежало бы сотворенному порядку» (25). В самом деле, первоначальное творение было по существу пустым, и «люди теперь должны продолжать дело развития: будучи плодотворными, они должны еще более наполнить его; подчинив его, они должны еще больше сформировать его. Человечество, как представители Бога на земле, продолжает то, на чем остановился Бог» (41). Эта цель известна как «мандат на создание». Уолтерс утверждает, что история человечества была прогрессивным «развертыванием» желания Бога относительно вселенной (44ff). Он утверждает, что, несмотря на грех, культурное производство человека однажды достигнет кульминации в «новых небесах и новой земле», которые сохранят «существенную преемственность с нашим нынешним опытом» (48). Таким образом, Уолтерс обосновывает существенное благо творения, включая более позднее развитие человеческой культуры.

    Хотя само творение — и, соответственно, культура — по своей природе хорошо, грехопадение человечества имело определенные последствия, которые Уолтерс описывает как «катастрофическое значение для творения в целом» (53). Грех создал возможность извращения Божьего творения. Однако он настаивает на том, что «грех не отменяет и не отождествляется с творением». Скорее, он «вводит совершенно новое измерение в созданный порядок» (57). Чтобы объяснить взаимосвязь между внутренне хорошим творением и последствиями греха, Уолтерс вводит идеи «структуры» и «направления». Структура «относится к порядку творения», естественному творению Бога (59). Направление – это отношение к Богу или от него. «Все в творении», по Уолтерсу, «может быть направлено либо к Богу, либо от него, то есть направлено либо в повиновении, либо вопреки его закону» (59). Сама структура творения накладывает ограничения на то, насколько ее можно извратить, что Уолтерс описывает как «общую благодать» (60).

    Эта структура позволяет ему обсуждать элементы культуры, которые сами по себе уходят корнями в сотворенный порядок (структуру), но тем не менее использовались вопреки воле Бога (направлению). Творение, настаивает Уолтерс, было сделано хорошим, но после грехопадения человечество увело различные элементы творения от Бога. Божье желание состоит в том, чтобы искупить эти элементы и перенаправить их. Он утверждает, что «дуалисты» часто отвергают структуру вместо того, чтобы просто иметь дело с ее направлением.

    Согласно Уолтерсу, «реформационное мировоззрение» стремится искупить элементы, структуры которых укоренены в сотворенном порядке и, следовательно, хороши, но чье направление было искажено падшим человечеством. «Первоначальное доброе творение должно быть восстановлено» (71). Это, по словам Уолтерса, распространяется на все сферы человеческого развития, включая брак, эмоции, сексуальность, политику, искусство и бизнес. Это Божий план, согласно Уолтерсу, и это также миссия всех христиан: «Очевидно, что новое человечество (Божий народ) призвано способствовать обновлению во всех сферах творения» (73).

    В своей последней главе Уолтерс исследует, как этот подход повлияет на христианскую жизнь. Он ясно дает понять, что искупление подразумевает фундаментальную трансформацию или «внутреннее оживление» (89), и что это касается всех сфер жизни. Здесь он специально применяет принцип Кайпера о «сферном суверенитете», в котором это обновление происходит в исходном контексте. Это означает, что для того, чтобы искупить все творение, христиане должны быть активны во всех сферах, чтобы могла произойти истинная трансформация, и в оставшейся части главы он исследует несколько конкретных тестовых случаев, включая агрессию, духовные дары, сексуальность и танец.

    Точка зрения Уолтерса в целом верна, но, тем не менее, он не видит нескольких ключевых отличий в своей аргументации. Во-первых, Уолтерс не различает творение Бога и творение человека. Он часто смешивает эти две категории, приравнивая внутреннюю доброту творения рук Божьих к тому, что производит человечество. Он прав в том, что все, что создает Бог, само по себе хорошо, и что даже акт человеческого творения — это хорошо. Однако настаивать на том, что продукт рук человеческих, следовательно, также всегда хорош по своей сути, значит соскальзывать в опасную близость к пелагианству.

    Во-вторых, Уолтерс не различает то, что можно было бы назвать элементами, и их формы. Он может быть прав в том, что основные элементы человеческой цивилизации хороши, но формы, которые они принимают, могут быть по своей сути злыми. Его категории структура/направление на самом деле очень полезны и могут помочь различать элементы (структура) и формы (направление), но он часто не может этого сделать, ошибочно классифицируя формы как элементы. Он перечисляет несколько различных «структур», с которыми могут столкнуться христиане, но часть того, что он перечисляет, на самом деле является формой (направлением) более основного элемента (структуры). Например, он перечисляет технологию как структуру, но технология на самом деле уже само направление; это форма более основного элемента коммуникации. То же самое верно и для танца. Короче говоря, категории структура/направление Уолтерса являются хорошей отправной точкой, но на самом деле ситуация часто оказывается более сложной.

    Наконец, описания Уолтерсом перспективы двух царств часто весьма карикатурны, не говоря уже о том, что он называет свою позицию « реформационным мировоззрением », хотя учение о двух царствах также можно с полным правом назвать реформаторским. Уолтерс, однако, не уникален в этой гиперболе, учитывая, что сам Кайпер назвал это мировоззрение истинным «кальвинизмом», хотя многие кальвинисты настаивают на том, что Кальвин сам сформулировал в большей степени перспективу двух царств19.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *