Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Каковы необходимые и достаточные критерии сформировавшейся личности: Критерии сформировавшейся личности — Психологос

Содержание

Критерии сформировавшейся личности — Психологос

Автор: Ю.Б. Гиппенрейтер

Каковы необходимые и достаточные критерии сформировавшейся личности?

Я воспользуюсь соображениями на этот счет автора монографии о развитии личности у детей Л. И. Божович (16). По существу, она выделяет два основных критерия.

Первый критерий: человека можно считать личностью, если в его мотивах существует иерархия в одном определенном смысле, а именно если он способен преодолевать собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого. В таких случаях говорят, что субъект способен к опосредованному поведению. При этом предполагается, что мотивы, по которым преодолеваются непосредственные побуждения, социально значимы. Они социальны по своему происхождению и смыслу, т. е. заданы обществом, воспитаны в человеке.

Второй необходимый критерий личности – способность к сознательному руководству собственным поведением. Это руководство осуществляется на основе осознанных мотивов-целей и принципов.

От первого критерия второй отличается тем, что предполагает именно сознательное соподчинение мотивов. Просто опосредствованное поведение (первый критерий) может иметь в своей основе и стихийно сложившуюся иерархию мотивов, и даже «стихийную нравственность»: человек может не отдавать себе отчета в том, что? именно заставило его поступить определенным образом, тем не менее продействовать вполне нравственно. Итак, хотя во втором признаке также имеется в виду опосредствованное поведение, подчеркивается именно сознательное опосредствование. Оно предполагает наличие самосознания как особой инстанции личности.

Фильм «Сотворившая чудо»

Чтобы лучше понять названные критерии, разберем для контраста один пример – облик человека (ребенка) с очень сильной задержкой развития личности.

Это довольно уникальный случай, он касается знаменитой (как и наша Ольга Скороходова) слепоглухонемой американки Элен Келлер. Взрослой Элен стала вполне культурным и очень образованным человеком.

А вот в возрасте 6 лет, когда молодая учительница Анна Салливан приехала в дом ее родителей, чтобы начать обучение девочки, она представляла собой совершенно необычное существо.

К этому моменту Элен была довольно хорошо психически развита. Ее родители были состоятельными людьми, и Элен, их единственному ребенку, оказывалось всяческое внимание. В результате она вела активную жизнь, хорошо ориентировалась в доме, бегала по саду и огороду, знала домашних животных, умела пользоваться многими предметами обихода. Она дружила с девочкой-негритянкой, дочкой кухарки, и даже общалась с ней на понятном только им языке знаков.

И вместе с тем поведение Элен представляло собой страшную картину. В семье девочку очень жалели, потакали ей во всем и всегда уступали ее требованиям. В результате она превратилась в тирана семьи. Если ей не удавалось чего-нибудь добиться или даже быть просто понятой, она приходила в бешенство, начинала брыкаться, царапаться и кусаться. Ко времени приезда учительницы такие припадки бешенства повторялись уже по несколько раз в день.

Анна Салливан описывает, как произошла их первая встреча. Девочка ждала ее, так как была предупреждена о приезде гостьи. Заслышав шаги, вернее, почувствовав вибрацию от шагов, она, нагнув голову, бросилась в атаку. Анна попыталась ее обнять, но пинками и щипками девочка освободилась от нее. За обедом учительницу посадили рядом с Элен. Но девочка обычно не сидела на своем месте, а обходила стол, запуская руки в чужие тарелки и выбирая то, что ей понравится. Когда ее рука оказалась в тарелке гостьи, она получила удар, и ее насильно усадили на стул. Соскочив со стула, девочка бросилась к близким, но нашла стулья пустыми. Учительница твердо потребовала временного отделения Элен от семьи, которая полностью подчинялась ее прихотям. Так девочка была отдана во власть «врага», схватки с которым продолжались еще долгое время. Всякое совместное действие – одевание, умывание и проч. – вызывало в ней приступы агрессии. Однажды ударом в лицо она выбила у учительницы два передних зуба. Ни о каком обучении не могло быть и речи.

«Надо было сначала обуздать ее нрав», – пишет А. Салливан (цит. по: 77, с. 48—50).

Итак, используя разобранные выше представления и признаки, можно сказать, что у Элен Келлер до 6-летнего возраста развития личности почти не происходило, так как ее непосредственные побуждения не только не преодолевались, но даже в какой-то мере культивировались потакающими взрослыми. Цель учительницы – «обуздать нрав» девочки – и означала приступить к формированию ее личности.

Личность«…каковы необходимые и достаточные критерии сформировавшейся личности?По существу, существует два основных критерия. Первый критерий: человека можно считать личностью, если в его мотивах существует иерархия в одном определенном смысле, а именно если он способен преодолевать собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого. В таких случаях говорят, что субъект способен к опосредованному поведению. При этом предполагается, что мотивы, по которым преодолеваются непосредственные побуждения, социально значимы.

Они социальны по своему происхождению и смыслу, т. е. заданы обществом, воспитаны в человеке.Второй необходимый критерий личности — способность к сознательному руководству собственным поведением. Это руководство осуществляется на основе осознанных мотивов-целей и принципов. От первого критерия второй отличается тем, что предполагает именно сознательное соподчинение мотивов. Просто опосредствованное поведение (первый критерий) может иметь в своей основе и стихийно сложившуюся иерархию мотивов, и даже «стихийную нравственность»: человек может не отдавать себе отчета в том, что именно заставило его поступить определенным образом, тем не менее продействовать вполне нравственно. Итак, хотя во втором признаке также имеется в виду опосредствованное поведение, подчеркивается именно сознательное опосредствование. Оно предполагает наличие самосознания как особой инстанции личности…Формирование личности хотя и есть процесс освоения специальной сферы общественного опыта, но процесс совершенно особый. Он отличается от усвоения знаний, умений, способов действий. Ведь здесь речь идет о таком освоении, в результате которого происходит формирование новых мотивов и потребностей, их преобразование, соподчинение и т. п. А достичь всего этого путем простого усвоения нельзя. Усвоенный мотив в лучшем случае мотив знаемый, но не реально действующий, т. е. мотив неистинный. Знать, что должно делать, к чему следует стремиться,

Личность«…каковы необходимые и достаточные критерии сформировавшейся личности?По существу, существует два основных критерия. Первый критерий: человека можно считать личностью, если в его мотивах существует иерархия в одном определенном смысле, а именно если он способен преодолевать собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого. В таких случаях говорят, что субъект способен к опосредованному поведению. При этом предполагается, что мотивы, по которым преодолеваются непосредственные побуждения, социально значимы. Они социальны по своему происхождению и смыслу, т.

е. заданы обществом, воспитаны в человеке.

Второй необходимый критерий личности — способность к сознательному руководству собственным поведением. Это руководство осуществляется на основе осознанных мотивов-целей и принципов. От первого критерия второй отличается тем, что предполагает именно сознательное соподчинение мотивов. Просто опосредствованное поведение (первый критерий) может иметь в своей основе и стихийно сложившуюся иерархию мотивов, и даже «стихийную нравственность»: человек может не отдавать себе отчета в том, что именно заставило его поступить определенным образом, тем не менее продействовать вполне нравственно. Итак, хотя во втором признаке также имеется в виду опосредствованное поведение, подчеркивается именно сознательное опосредствование. Оно предполагает наличие самосознания как особой инстанции личности…

Формирование личности хотя и есть процесс освоения специальной сферы общественного опыта, но процесс совершенно особый. Он отличается от усвоения знаний, умений, способов действий. Ведь здесь речь идет о таком освоении, в результате которого происходит формирование новых мотивов и потребностей, их преобразование, соподчинение и т. п. А достичь всего этого путем простого усвоения нельзя. Усвоенный мотив в лучшем случае мотив знаемый, но не реально действующий, т. е. мотив неистинный. Знать, что должно делать, к чему следует стремиться, — не значит хотеть это делать, действительно к этому стремиться. Новые потребности и мотивы, а также их соподчинения возникают в процессе не усвоения, а переживания, или проживания. Этот процесс всегда происходит только в реальной жизни человека. Он является всегда эмоционально насыщенным, часто субъективно творческим.

Рассмотрим этапы формирования личности. Остановимся на самых главных и очень крупных этапах. По образному выражению А. Н. Леонтьева, личность «рождается» дважды.

Первое ее рождение относится к дошкольному возрасту и знаменуется установлением первых иерархических отношений мотивов, первыми подчинениями непосредственных побуждений социальным нормам. Иными словами, здесь зарождается то, что отражено в первом критерии личности.

Второе рождение личности начинается в подростковом возрасте и выражается в появлении стремления и способности осознавать свои мотивы, а также проводить активную работу по их подчинению и переподчинению. Заметим, что эта способность к самоосознанию, саморуководству, самовоспитанию и отражена во втором признаке личности, разобранном выше.

Между прочим, её обязательность зафиксирована в такой юридической категории, как уголовная ответственность за совершаемые действия. Эта ответственность, как известно, возлагается на каждого душевно здорового человека, достигшего совершеннолетия».

 

(Ю.Б. Гиппенрейтер)

Автор высказывает свою точку зрения на то, какого человека можно считать личностью,выделяет критерии личности.Укажите два критерия с опорой на текст и охарактеризуйте каждый из них.Сформулируйте свой критерий личности человека,которого, на ваш взгляд,можно назвать личностью.

Показать текст целиком


Автор данного текста выделяет два критерия личности:способность человека постпуитьсяч своими желаниями ради общества или чего-нибудь еще ; осознанность своих поступков , когда человек точно понимает,

Доступ будет предоставлен навсегда, откроется сразу после оплаты.

Купить пожизненный доступ за 499 ₽

Критерии

  • 0 из 2К1Количество баллов
  • ИТОГО: 0 из 2

✅ 55 сочинений по литературе от эксперта

✅ Подготовка к ЕГЭ по литературе для ленивых

Шесть необходимых и достаточных условий [PDF- Цитаты о назначении)

Перейти к содержимому

Карл Роджерс заявил, что «для конструктивного изменения личности необходимо, чтобы эти [шесть] условий существовали и сохранялись в течение определенного периода времени». Условия:

  1. Психологический контакт между консультантом и клиентом
  2. Клиент неконгруэнтен (встревожен или уязвим)
  3. Советник конгруэнтен
  4. Консультант проявляет безусловное положительное отношение к клиенту
  5. Клиент получает сочувствие от консультанта
  6.  Клиент воспринимает принятие и безоговорочное положительное отношение

Шесть необходимых и достаточных условий — это «гипотетические условия, с помощью которых терапевт способствует конструктивному изменению личности» (Tudor and Merry, 2006: 23–24).

Происхождение термина

Карл Роджерс впервые использовал этот термин в статье, опубликованной в 1957 году Journal of Consulting Psychology .

Он перечислил шесть состояний следующим образом:

  1. Два человека находятся в психологическом контакте.
  2. Первый, которого мы назовем клиентом, находится в состоянии неконгруэнтности, уязвимости или беспокойства.
  3. Второй человек, которого мы назовем терапевтом, конгруэнтен или интегрирован в отношения.
  4. Терапевт испытывает безусловное положительное отношение к клиенту.
  5. Терапевт испытывает эмпатическое понимание внутренней системы взглядов клиента и пытается передать этот опыт клиенту.
  6. В минимальной степени достигнута передача клиенту эмпатического понимания и безусловного положительного отношения со стороны терапевта».

Он продолжил:

«Никаких других условий не требуется. Если эти шесть условий существуют и сохраняются в течение определенного периода времени, этого достаточно. Последует процесс конструктивного изменения личности». (Rogers, 1957: 95–96)

Основные условия

Термин «основные условия» не использовался Роджерсом. Скорее, это было придумано в 1970-х и 1980-х годов британского движения, ориентированного на человека, для обозначения состояний 3, 4 и 5.

Другие используемые термины: « благоприятствующие условия » или « условия терапевта ».

Эти условия могут быть выражены на простом английском языке следующим образом:

  1. Консультант конгруэнтен (подлинный).
  2. Консультант испытывает безусловное положительное отношение (UPR) — безоценочное тепло и принятие — по отношению к клиенту.
  3. Консультант сочувствует клиенту.

Kelly (2017: 18) пишет:

«Вместе основные условия создают глубокое взаимопонимание и доверие в отношениях. А при глубоком взаимопонимании и доверии мы можем работать на глубине отношений (Mearns and Cooper, 2005). ) — именно здесь происходит настоящее движение».

Скачать бесплатный раздаточный материал

Шесть условий терапевтического изменения личности