Речь. Виды и функции речи. Компоненты речевой системы
Приложения семинара:
- Приложение №1
Т.В.Голубева, учитель-логопед МАДОУ ДСКН №7 г. Сосновоборска
Т.В. Полуденная, учитель-логопед МАДОУ ДСКН №7 г. Сосновоборска
Цель: систематизация знаний о речи как одной из высших психических функций человека.
Задачи:
— актуализировать теоретические знания о видах и функциях речи;
— актуализировать теоретические знания о компонентах речевой системы.
Оборудование: компьютерная презентация (приложение №1).
План проведения семинара
I. Выступление учителей-логопедов «Речь. Виды и функции речи. Компоненты речевой системы».
II. Ответы на вопросы.
Речь – исторически сложившаяся в ходе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредованная языком. Речь – это язык в действии.
В психологии различают два основных
Внешняя речь включает устную (диалогическую и монологическую) и письменную. Диалог — это непосредственное общение двух или нескольких человек. Диалогическая речь — это речь поддерживаемая; собеседник ставит в ходе ее уточняющие вопросы, подавая реплики, может помочь закончить мысль (или переориентировать ее). Разновидностью диалогического общения является беседа, при которой диалог имеет тематическую направленность.
Монологическая речь — это речь, произносимая с начала и до конца только одним человеком. Этот вид речи также развивается в процессе общения, но характер общения здесь иной: монолог непрерываем, поэтому активное, жестовое воздействие оказывает выступающий. В монологической речи, по сравнению с диалогической, наиболее существенно изменяется смысловая сторона. Монологическая речь — связная, контекстная.
Ее содержание должно прежде всего удовлетворять требованиям последовательности и доказательности в изложении. Другое условие, неразрывно связанное с первым, — грамматически правильное построение предложений.Монолог не терпит неправильного построения фраз. Он предъявляет ряд требований к темпу и звучанию этого вида речи. Содержательная сторона монолога должна сочетаться с выразительной. Выразительность же создается как языковыми средствами (умение употребить слово, словосочетание, синтаксическую конструкцию, которые наиболее точно передают замысел говорящего), так и неязыковыми коммуникативными средствами (интонацией, системой пауз, расчленением произношения какого-то слова или нескольких слов, выполняющим в устной речи функцию своеобразного подчеркивания, мимикой и жестикуляцией).
Письменная речь представляет собой разновидность монологической речи. Она более развернута, чем устная монологическая речь. Это обусловлено тем, что письменная речь предполагает отсутствие обратной связи с собеседником.
Внутренняя речь — это особый вид речевой деятельности. Она выступает как фаза планирования в практической и теоретической деятельности. Поэтому для внутренней речи, с одной стороны, характерна фрагментарность, отрывочность. С другой стороны, здесь исключаются недоразумения при восприятии ситуации. Поэтому внутренняя речь чрезвычайно ситуативна, в этом она близка к диалогической. Внутренняя речь формируется на основе внешней.
Перевод внешней речи во внутреннюю (интериоризация) сопровождается редуцированием (сокращением) структуры внешней речи, а переход от внутренней речи к внешней (экстериоризация) требует, наоборот, развертывания структуры внутренней речи, построения ее в соответствии не только с логическими правилами, но и грамматическими.
Психологические функции речи: коммуникационная, интеллектуальная, регуляционная, психодинамическая, психотерапевтическая.
Смысл коммуникативной функции в том, что с помощью речи информация передается от человека к человеку. Она используется в различных видах общения людей и является первичным источником информации. Свою коммуникативную функцию речь получила благодаря существованию языка.
Интеллектуальная функция состоит в том, что для человека речь также и средство мышления. Наиболее ярко функция проявляется в словесно-логическом мышлении. Эта функция проявляется как во внутренней, так и во внешних формах речи: диалоге и монологе.
Психодиагностическая функция заключается в том, что можно судить о психологических особенностях данного человека по его речи, о его психических состояниях, свойствах и познавательных процессах.
С помощью психотерапевтической функции речи люди оказывают на себя и на других терапевтическое влияние, рассчитанное на психологическую поддержку, помощь и на предупреждение легких психогенных заболеваний.
Развитие функций речи в дошкольном возрасте
Коммуникативная функция
Одна из основных функций речи, развивающихся в дошкольном возрасте,— коммуникативная функция, или функция общения. Уже в раннем детстве ребенок пользуется речью как средством общения. Однако он общается лишь с близкими или хорошо знакомыми людьми. Общение в этом случае возникает по поводу конкретной ситуации, в которую включены взрослые и сам ребенок. Общение в конкретной ситуации по поводу тех или иных действий и предметов осуществляется с помощью ситуативной речи.
Ситуативная речь вполне ясна собеседникам, но обычно непонятна постороннему лицу, не знающему ситуации. Ситуативность может быть представлена в речи ребенка многообразными формами. Так, например, типичным для ситуативной речи является выпадение подразумеваемого подлежащего. Оно по большей части заменяется местоимением. Речь так и пестрит словами «он», «она», «они», причем по контексту невозможно установить, к кому (или чему) эти местоимения относятся.
Постепенно ребенок вводит вместо бесконечно повторяющихся местоимений существительные, которые вносят определенную ясность. У старших дошкольников появляется типичная речевая конструкция: ребенок сначала вводит местоимение («она», «он»), а затем, как бы чувствуя неясность своего изложения, поясняет местоимение существительным: «она (девочка) пошла»; «она (корова) забодала»; «он (волк) напал»; «он (шар) покатился» и т. д. Это существенный этап в речевом развитии ребенка. Ситуативный способ изложения как бы прерывается пояснениями, ориентированными на собеседника.
Овладевая законами построения контекстной речи, ребенок не перестает пользоваться ситуативной речью. Со временем ребенок начинает все более совершенно и к месту пользоваться то ситуативной, то контекстной речью в зависимости от условий и характера общения. Контекстной речью ребенок овладевает под влиянием систематического обучения. На занятиях в детском саду детям приходится излагать более отвлеченное содержание, чем в ситуативной речи, у них появляется потребность в новых речевых средствах и формах, которые дети присваивают из речи взрослых.
Особым типом речи ребенка является объяснительная речь. В старшем дошкольном возрасте у ребенка возникает потребность объяснить сверстнику содержание предстоящей игры, устройство игрушки и многое другое. Часто даже незначительное недопонимание приводит к взаимному неудовольствию говорящего и слушателя, к конфликтам и недоразумениям. Объяснительная речь требует определенной последовательности изложения, выделения и указания главных связей и отношений в ситуации, которую собеседник должен понять.
Объяснительную связную речь, которая необходима при включении одним ребенком другого в ситуацию новой игры, дошкольники очень часто подменяют ситуативной речью. Дошкольник затрудняется строить речь таким образом, чтобы объяснить, почему следует делать так, а не иначе. Он сосредоточивает свое объяснение лишь на исполнительской деятельности того, кого он стремится включить в игру. В том случае, когда взрослые создают специальные условия, требующие от старшего дошкольника раскрывать смысл объяснения, у ребенка появляется умение добиваться, чтобы другой понял содержание объяснения.
Планирующая функция
На протяжении дошкольного возраста речь ребенка превращается в средство планирования и регуляции его практического поведения. В этом заключается вторая функция речи. Выполнять эту функцию речь начинает в связи с тем, что она сливается с мышлением ребенка.
Мышление ребенка в раннем детстве включено в его практическую предметную деятельность. Что касается речи, то она в процессе решения задач выступает в виде обращений к взрослому за помощью. К концу раннего детства в речи детей, взявшихся за разрешение какой-либо задачи, появляется много слов, которые как будто ни к кому не адресованы. Частично это восклицания, выражающие отношение ребенка к происходящему, частично — слова, обозначающие действия и их результаты.
Речь ребенка, возникающая во время деятельности и обращенная к себе самому, называется эгоцентрической речью. На протяжении дошкольного возраста эгоцентрическая речь изменяется. В ней появляются высказывания, не просто констатирующие то, что делает ребенок, а предваряющие и направляющие его практическую деятельность. Такие высказывания выражают образную мысль ребенка, опережающую практическое поведение. К старшему дошкольному возрасту, эгоцентрическая речь идет на убыль. Ребенок, если он в это время ни с кем не общается, чаще всего выполняет работу молча.
Развитие речи как знаковой формы деятельности не может быть понято вне его соотношения с развитием других форм. Игра и рисование обеспечивают упражнение в символическом представлении заместителей реальных предметов. В игре ребенок открывает знаковый смысл предмета-заместителя, а в рисовании — знаковый смысл графических построений. Одновременное называние одним словом-наименованием отсутствующего предмета и его заместителя или предмета и графического построения: насыщает значение слова знаковым смыслом. Знаковый смысл постигается и в предметной деятельности; сопутствуя продвижениям ребенка в предметной деятельности (ребенок постепенно овладевает функциональным назначением предметов), слово, оставаясь одним и тем же в своем наименовании, меняет свое психологическое содержание. Слово начинает нести в себе знаковую функцию как своеобразный знак, выступающий в определенном значении и используемый для хранения и передачи некоторой идеальной информации о том, что лежит за пределами словесного обозначения.
Компоненты речевой системы
Звукопроизносительная сторона речи (звукопроизношение и просодика)
Звукопроизношение — процесс образования речевых звуков, осуществляемый энергетическим (дыхательным), генераторным (голосообразовательным) и резонаторным (звукообразовательным) отделами речевого аппарата при регуляции со стороны центральной нервной системы.
Ле?ксика — совокупность слов того или иного языка, части языка или слов, которые знает тот или иной человек или группа людей. Лексика является центральной частью языка, именующей, формирующей и передающей знания о каких-либо объектах, явлениях.
Граммати?ческий строй — совокупность закономерностей какого-либо языка, регулирующих правильность построения значимых речевых отрезков (слов, высказываний, текстов).
Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки.
Используемая литература:
- Пятница Т.В., Солоухина-Башинская Т.В. Справочник дошкольного логопеда,-Ростов-на-Дону ;«Феникс», 2011.
- Волкова Л.С. Логопедия,М., 2003.
Виды речи в русском языке – функции и формы (2 класс)
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 588.
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 588.
Понимание основ речи, ее строения и истоков, очень важно. Ученик 2 класса, который знает, какие существуют виды речи в русском языке, может грамотно объяснить их особенности и понимает, почему она принимает те или иные формы, может с полным правом считать, что он заложил основу для того, чтобы грамотно излагать свои мысли. Итак, существует два основных вида речи – устная и письменная.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Виды и функции речи
Устная речь – та, которая произносится, говорится. Ее же люди слышат. И ее основная функция – это коммуникация, то есть передача информации от одного человека к другому.
Слово “устный” произошло от древнерусского “уста” – так раньше назывались губы. То есть из самого названия уже понятно, что это за речь.
Второй вид речи – это письменная. Из ее названия также понятно, что это то, что записано с помощью букв и других знаков. То есть все, что мы читаем и пишем, относится к этому виду. Она также может служить для общения между людьми, но выполняет и другие функции. Так, она необходима для фиксирования информации и выражения мыслей.
Какие формы речи существуют в русском языке?
Есть несколько основных форм речи, которые непосредственно связаны с ее видами. И первая – это говорение, то есть форма, которую принимает устная речь. Когда человек говорит, он выражает свои мысли с помощью слов, сказанных вслух. Таким образом он передает информацию одному или нескольким людям, с которыми говорит, а они его слушают. Таким образом, ещё одна форма устной речи – слушание. Но говорение не обязательно является диалогом – это может быть публичное выступление, речь диктора на телевидении и так далее. На письме оно выражается с помощью прямой речи, но она только передает сказанное, не являясь говорением.
Письменная форма – это речь на письме. Но если письменный вид речи – это не только фиксация (письмо), но и прочтение написанного, то выделяется и другая форма письменной речи – чтение.
Таким образом всего форм четыре.
Примеры разных видов речи
Чтобы лучше понять тему, стоит рассмотреть разновидности речи с примерами. Так, устная речь – это разговор с мамой, ответ на уроке, рассказ учителя, реплики героев в фильме и так далее.
Письменная – это конспект урока, сочинение, даже записка на холодильнике. Кстати, когда человек печатает на машинке или компьютере – это тоже письменная форма речи.
Раньше для того, чтобы записать свои мысли, люди использовали пиктограммы – это такие специальные символы. Сегодня для этого, в основном, используются буквы, но в некоторых странах (таких, как Япония, Китай, Корея и другие) письменная речь передается с помощью иероглифов.
Что мы узнали?
В русском языке, по мнению лингвистов, существует два вида речи – письменная и устная. Они нужны для того, чтобы общаться с другими людьми, фиксировать информацию на бумаге или в специальной программе, приводить информацию в систему, размышлять, а также читать и слушать.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Наталия Хоменко
10/10
Любовь Хоменко
9/10
Тук Тук
9/10
Кирилл Дударев
9/10
Сергей Ефремов
9/10
Оценка статьи
4.6
Средняя оценка: 4. 6
Всего получено оценок: 588.
А какая ваша оценка?
9.2 Типы речей – Comm 101 (Dutton)
Глава 9 Публичное выступление
Источник
В современном мире нас постоянно бомбардируют сообщениями как хорошими, так и плохими. Независимо от того, где вы живете, где работаете или учитесь, какие средства массовой информации используете, вы, вероятно, подвергаетесь воздействию сотен людей. если не тысячи, рекламных сообщений каждый день. По оценке исследователя Нормана В. Эдмунда, к 2020 году объем знаний в мире будет удваиваться каждые семьдесят три дня (Эдмунд, 2005).
Кристиан Пьере — Лидер — CC BY 2.0.
Поскольку мы живем в мире, где мы перегружены контентом, передача информации таким образом, чтобы она была доступна другим, сегодня важнее, чем когда-либо прежде. Чтобы помочь нам лучше понять, почему публичные выступления важны, мы сначала рассмотрим публичные выступления в повседневной жизни. Затем мы обсудим, какую пользу лично вам могут принести публичные выступления.
Ежедневные публичные выступления
Каждый божий день люди в Соединенных Штатах и во всем мире встают перед какой-то аудиторией и говорят. На самом деле, существует даже ежемесячное издание, в котором воспроизводятся некоторые из лучших выступлений со всех концов Соединенных Штатов, под названием 9.0017 Важные речи дня (http://www.vsotd.com). Хотя публичные выступления бывают разных типов, их обычно можно разделить на три категории в зависимости от их предполагаемой цели: информативные, убедительные и развлекательные.
Информативное выступление
Одним из наиболее распространенных видов публичных выступлений является информативное выступление. Основная цель информативных презентаций — поделиться своими знаниями по предмету с аудиторией. Причины для произнесения информативной речи широко варьируются. Например, вас могут попросить проинструктировать группу сотрудников о том, как использовать новое компьютерное программное обеспечение, или сообщить группе менеджеров о том, как продвигается ваш последний проект. Местная общественная группа может захотеть узнать о вашей волонтерской деятельности в Новом Орлеане во время весенних каникул, или ваши одноклассники могут захотеть, чтобы вы поделились своим опытом приготовления средиземноморской кухни. Общим для всех этих примеров является цель передачи информации аудитории.
Информативное общение используется во многих различных профессиях. Врачи часто читают лекции о своих областях знаний студентам-медикам, другим врачам и пациентам. Учителя обнаруживают, что представляют себя родителям, а также своим ученикам. Пожарные демонстрируют, как эффективно бороться с огнем в доме. Информативное общение является обычной частью многочисленных работ и других повседневных дел. В результате умение эффективно говорить стало важным навыком в современном мире.
Убедительное выступление
Второй распространенной причиной выступления перед аудиторией является убеждение других. В нашей повседневной жизни от нас часто требуется убеждать, мотивировать или иным образом убеждать других изменить свои убеждения, предпринять какие-либо действия или пересмотреть решение. Пропаганда музыкального образования в местном школьном округе, убеждение клиентов покупать продукцию вашей компании или побуждение старшеклассников к поступлению в колледж — все это подразумевает влияние на других людей посредством публичных выступлений.
Для некоторых людей, таких как выборные должностные лица, убедительные речи являются важной частью достижения и продолжения успеха в карьере. Другие люди делают карьеру, выступая перед группами людей, которые платят за то, чтобы их слушали. Мотивационные авторы и ораторы, такие как Лес Браун (http://www.lesbrown.com), ежегодно зарабатывают миллионы долларов на людях, которые хотят быть мотивированными, чтобы добиться большего в своей жизни. Брайан Трейси, еще один профессиональный оратор и автор, специализируется на том, чтобы помочь бизнес-лидерам стать более продуктивными и эффективными на рабочем месте (http://www.briantracy.com).
Независимо от того, делаете ли вы публичные выступления каждый день или всего несколько раз в год, убедить других — сложная задача. Если вы разовьете в себе умение эффективно убеждать, это может быть полезным как в личном, так и в профессиональном плане.
Развлекательная речь
Развлекательная речь подразумевает множество поводов для выступлений, начиная от знакомства со свадебными тостами и заканчивая вручением и принятием наград, хвалебными речами на похоронах и поминальных службах, а также послеобеденными речами и мотивационными речами. Развлекательная речь была важна со времен древних греков, когда Аристотель определил эпидейктическую речь (речь в церемониальном контексте) как важный тип обращения. Как и в случае с убедительной и информативной речью, есть профессионалы, от религиозных лидеров до комиков, которые зарабатывают на жизнь просто произнося развлекательные речи. Любой, кто смотрел по телевизору вручение наград или видел, как бессвязный шафер произносит свадебный тост, может подтвердить, что говорить, чтобы развлечь, — это задача, которая требует подготовки и практики, чтобы быть эффективной.
Личные преимущества публичных выступлений
Согласно исследованию, проведенному социологом Эндрю Зекери (Zekeri, 2004), навыки устной коммуникации были навыком номер один, который выпускники колледжей сочли полезными в деловом мире. Уже один этот факт делает изучение публичных выступлений стоящим занятием. Тем не менее, есть много других преимуществ эффективного общения для сотен тысяч студентов колледжей, которые каждый год посещают курсы публичных выступлений. Давайте взглянем на некоторые личные преимущества, которые вы получите как от курса публичных выступлений, так и от публичных выступлений.
Преимущества курсов публичных выступлений
Помимо изучения процесса создания и произнесения эффективной речи, студенты, изучающие публичные выступления, покидают класс с рядом других преимуществ. Некоторые из этих преимуществ включают
- развитие навыков критического мышления,
- тонкая настройка вербальных и невербальных навыков,
- преодоление страха публичных выступлений.
Развитие навыков критического мышления
Одним из самых первых преимуществ, которые вы получите от прохождения курса ораторского искусства, станет повышение способности критически мыслить. Решение проблем — это один из многих навыков критического мышления, которым вы овладеете в ходе этого курса. Например, при подготовке убедительной речи вам придется подумать о реальных проблемах, затрагивающих ваш кампус, сообщество или мир, и предложить возможные решения этих проблем. Вам также придется подумать о положительных и отрицательных последствиях ваших решений, а затем поделиться своими идеями с другими. Поначалу может показаться, что найти решение проблемы кампуса, такой как нехватка парковочных мест, может быть легко: просто постройте больше мест. Но после размышлений и дальнейших исследований вы можете обнаружить, что стоимость строительства, воздействие на окружающую среду из-за потери зеленых насаждений, потребности в обслуживании или ограниченные места для дополнительных пространств делают это решение непрактичным. Способность обдумывать проблемы и анализировать потенциальные затраты и выгоды от решений является неотъемлемой частью критического мышления и публичных выступлений, направленных на убеждение других. Эти навыки помогут вам не только в контексте публичных выступлений, но и на протяжении всей жизни. Как мы уже говорили ранее, выпускники колледжей в исследовании Зекери оценили навыки устного общения как наиболее полезные для успеха в деловом мире. Вторым наиболее ценным навыком, о котором они сообщили, была способность решать проблемы, поэтому ваш курс публичных выступлений ценен вдвойне!
Еще одно преимущество публичных выступлений заключается в том, что они расширят ваши возможности по проведению и анализу исследований. Публичные ораторы должны предоставлять достоверные доказательства в своих выступлениях, если они собираются убедить различные аудитории. Таким образом, ваш курс публичных выступлений еще больше улучшит вашу способность находить и использовать ряд источников.
Тонкая настройка вербальных и невербальных навыков
Второе преимущество прохождения курса публичных выступлений заключается в том, что он поможет вам точно настроить свои вербальные и невербальные навыки общения. Независимо от того, участвовали ли вы в публичных выступлениях в старшей школе или впервые выступаете перед аудиторией, возможность активно практиковать коммуникативные навыки и получать профессиональную обратную связь поможет вам стать лучшим коммуникатором в целом. Часто люди даже не осознают, что они крутят волосы или постоянно неправильно произносят слова во время выступления в общественных местах, пока не получат обратную связь от учителя во время курса ораторского искусства. Люди в Соединенных Штатах часто платят речевым тренерам более ста долларов в час, чтобы они помогли им улучшить свои разговорные навыки. У вас есть встроенный речевой тренер прямо в вашем классе, поэтому в ваших интересах использовать возможность улучшить свои вербальные и невербальные навыки общения.
Преодоление страха перед публичными выступлениями
Дополнительным преимуществом занятий по ораторскому искусству является то, что они помогут уменьшить ваш страх перед публичными выступлениями. Независимо от того, много ли они выступали на публике или только начали, большинство людей испытывают некоторую тревогу, когда участвуют в публичных выступлениях. Хайди Роуз и Эндрю Рансер оценили уровень тревожности студентов перед публичными выступлениями как в первую, так и в последнюю неделю урока публичных выступлений и обнаружили, что эти уровни снижались в течение семестра (Роуз и Рансер, 19 лет).93). Одно из объяснений заключается в том, что люди часто мало подвержены публичным выступлениям. Проходя курс публичных выступлений, студенты лучше знакомятся с процессом публичных выступлений, что делает их более уверенными и менее опасными. Кроме того, вы узнаете конкретные стратегии преодоления проблем речевой тревожности.
7.2: Четыре типа речей
- Последнее обновление
- Сохранить как PDF
- Идентификатор страницы
- 82763
Речи можно разделить на четыре основные области в зависимости от степени подготовки и характера мероприятия. Четыре типа речей: рукописные, заученные, импровизированные и импровизированные. Наша цель состоит в том, чтобы познакомить вас с этими четырьмя различными способами выступления, дать рекомендации, когда вас попросят сделать импровизированное замечание, а затем уделить основное внимание подготовке, практике и представлению импровизированных речей.
Manuscript Speech
Когда вы слушаете послание президента о положении в стране, вы слушаете хорошо продуманную речь, которую читает телесуфлер. Речь была отшлифована штатом спичрайтеров и отрепетирована много раз. Президент будет знать, как предвидеть реакцию публики и будет знать, когда сделать паузу для аплодисментов, а когда ожидать смеха. Эта форма речи используется, когда важны точные слова и когда много времени и энергии тратится на то, чтобы сделать все правильно. Бывают случаи, когда рукописные речи произносят и люди, не являющиеся руководителями стран. Они используются, когда люди дают показания перед Конгрессом, когда люди читают важные заявления в публичном месте или когда люди делают доклады на профессиональных собраниях. Все требуют точных слов в правильном порядке.
Хотя у Президента есть штат спичрайтеров и телесуфлер, у большинства из нас их нет. Если бы вам дали такое задание, вам пришлось бы читать свою рукописную речь по напечатанным заметкам. В этом случае вы хотели бы убедиться, что вы тщательно подготовили свою рукопись, используя крупный шрифт, чтобы вы могли легко читать ее, не уткнувшись носом в страницы. Чтение выступления не позволяет экономить на подготовке. Практикуйте речь много раз. Это позволяет вам вносить изменения, если это необходимо, и выбирать слова, наиболее подходящие для передачи вашего точного смысла. Не забывайте говорить ясно и естественно — стремитесь к разговорному тону. Это не должно звучать как прочитанное, даже если вы читаете. Кроме того, не забывайте говорить медленно; существует естественная тенденция ускоряться, когда мы говорим публично. Выступление с речью — это не гонка; вы не получаете бонусные баллы за досрочное завершение.
Если только ваш инструктор специально не сказал вам подготовить и произнести рукописную речь, вы никогда не должны записывать всю речь. Потратьте время на разработку плана, систематизацию своих идей и определение того, где вы можете лучше всего вставить поддержку. Затем попрактикуйтесь в использовании плана во время разговора.
Заученная речь
Когда вы учились в начальной школе, приходилось ли вам когда-нибудь запоминать стихотворение или часть речи? Если вы похожи на большинство студентов, ответ «Да. В запоминании нет ничего плохого. Но если вы попытаетесь запомнить речь, вы рискуете забыть то, что планировали сказать, и показаться совершенно неподготовленным. Запоминать свою речь еще хуже, чем читать ее. Все возражения, которые относятся к прочитанной речи, относятся и к заученной речи. Спонтанность ушла. Речь может звучать неестественно. Часто доставка бывает слишком быстрой. Концентрация на словах, а не на идеях. Иногда речь звучит слишком официально, как письменное эссе. Существует минимальная обратная связь или другой контакт с аудиторией. А что произойдет, если ваш разум станет совершенно пустым или если кто-то из зрителей прервет вас? Вся презентация, скорее всего, развалится. Запоминание речи оказывает слишком большое давление на говорящего.
Тем не менее, есть пара частей речи, которые вы, возможно, захотите выучить наизусть или отрепетировать так хорошо, чтобы произносить их почти так, как будто выучили наизусть. К ним относятся:
Ваше введение: Он закладывает основу для всей речи. Слова должны быть хорошо подобраны и отрепетированы. Вы можете обнаружить, что, повторяя эту часть речи во время репетиций, вы запоминаете ее слово в слово. Если это так, это нормально. В конце концов, как только вы определили лучший способ сказать что-то, почему бы не использовать его? Просто убедитесь, что презентация не звучит наизусть.
Ваш вывод: Резюме и призыв к действию — это последние слова, которые услышит ваша аудитория. Как и в случае со вступлением, если вы будете практиковать это неоднократно, вы разработаете лучший способ сказать то, что хотите, и вы, вероятно, усовершенствуете эту часть речи.
Импровизированная речь
Для всех нас наступит время, когда нас попросят «сказать несколько слов» без особой подготовки. Вы не подготовили никаких заметок, вы не отрепетировали то, что вы будете говорить, и вас просят «облететь». Хотя это может показаться невероятно пугающим, импровизированные презентации — самый распространенный тип публичных выступлений. Вы в классе, и вдруг профессор хочет услышать, как продвигаются групповые проекты. Вас, как лидера вашей группы, просят встать и кратко обсудить, что делает группа и сколько вы уже сделали. Это импровизированная речь. В тот день, когда вы шли на занятия, вы не знали, что будете выступать перед публикой, но вы сделали это. Нет пота! Или, может быть, вы находитесь на совещании на работе, и начальник объявляет, что он хочет, чтобы вы проинформировали всех участников собрания о новом оборудовании, которое будет установлено сегодня днем. Опять же, никакого предварительного планирования, никаких заметок, вы просто делаете это. Это импровизированная речь.
Импровизированная речь
В центре внимания большинства курсов колледжей по публичным выступлениям находится импровизированная речь. Это потому, что этот тип речи чаще всего используется в бизнесе, образовании, проповедях и политических делах. Немногие из нас когда-либо будут иметь профессиональный штат спичрайтеров или произносить речь с помощью телесуфлера. Но когда вам нужно выступить с речью или презентацией, вы должны звучать подготовленно, авторитетно и четко.
Проще говоря, импровизированная речь — это речь, в которой у вас будет время для подготовки и практики, но не ожидается, что вы будете читать рукопись или запоминать речь. Большинство студентов задают вопрос: «Сколько времени следует уделять подготовке и практике? Возможно, Марк Твен сказал это лучше всего. Говоря о подготовке к импровизированной речи, он отметил: «Обычно подготовка хорошей импровизированной речи занимает более трех недель» (Кинг). Несмотря на то, что он известен как юморист, в его словах много правды. Чтобы создать впечатление, что вы говорите спонтанно, и сделать это хорошо, вы должны тщательно подготовиться и практиковаться до совершенства.