Социальная сфера — обществознание, тесты
В-1
1. Совокупность больших социальных групп, составляющих общество, называют
1) социальными отношениями 2) социальной структурой 3) социальной нормой 4) социальной мобильностью
2.Какая социальная группа выделена по территориальному признаку?
1) священнослужители2) женщины 3) мусульмане 4) европейцы
3. Род, племя, народность — это примеры
1) демографических групп 2) этнических общностей 3) общественных страт 4) исторически сложившихся типов общества
4. Перед тем как отпустить сына на день рождения к товарищу, родители рассказали ему о правилах поведения в гостях. Какую функцию семьи иллюстрирует этот пример?
1) эмоциональную 2) воспитательную 3) досуговую 4) репродуктивную
5. Какая социальная роль характерна как для взрослого, так и для подростка?
1) избиратель 2) опекун 3) военнослужащий 4) пользователь Интернета
6. В среднем в мире в возрастной группе старше 65 лет на 100 женщин приходится 67 мужчин. Этот показатель отражает
1) половозрастную структуру2) межпоколенческий кризис3) изменение статусов4) долю нетрудоспособного населения
7. Проведенные в 70-е годы XX века во Франции исследования показали, что шансы сына рабочего стать руководителем в десять раз меньше, чем у выходца из высших слоев общества. Этот факт отражает неравенство
1) индивидуальных возможностей2) личных дарований3) социального происхождения4) социальных ролей
8. Верны ли следующие суждения о социальных ролях?
А. Социальные роли усваиваются индивидом в процессе социализации.
Б. Все социальные роли человека имеют формальный характер.
1) верно только А2) верно только Б3) верны оба суждения4) оба суждения неверны
9. Верны ли следующие суждения о социальных нормах?
А. Все социальные нормы охраняются силой государства.
Б. Социальные нормы по своему характеру могут быть запрещающими, разрешающими и предупреждающими.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
10. Верны ли следующие суждения о социальных конфликтах?
А. Причины социальных конфликтов кроются в противоречии интересов различных социальных групп.
Б. Социальные конфликты всегда оказывают негативное влияние на развитие общества.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
11. Способ разрешения конфликта через взаимные уступки сторон называется
1) конфронтация 2) посредничество 3) компромисс 4) подавление
12. Что отличает семью от других малых групп?
1) единые предпочтения в одежде 2) непосредственные личные контакты 3) организация совместного быта 4) совместное проведение досуга
13. Семья Сидоровых состоит из мамы, папы и двоих детей-школьников. Старший сын Сидоровых, Василий, женившись, стал жить с женой отдельно от родителей. Бабушки и дедушки Сидоровых также живут отдельно. К какому типу относится семья Сидоровых?
1) многопоколенная 2) нуклеарная 3) традиционная 4) гражданская
14. Катерина поссорилась с подругой, они не общаются уже несколько дней. Это пример
1) социального конфликта 2) социальной роли 3) социального статуса 4) социальной стратификации
15. Примером какой социальной нормы является выражение «платье невесты должно быть белым»?
1) моральной 2) традиции 3) религиозной 4) эстетической
16. Какая социальная группа выделена по демографическому признаку?
1) наёмные работники 2) молодёжь 3) преподаватели физики 4) петербуржцы
17. Какие термины относятся к понятию «социальные нормы»?
1) мышление, речь2) предупреждение, запрет3) воспитание, образование4) класс, сословие
18. К малым группам относится?
1.научно-техническая интеллигенция 2.выпускники исторических факультетов университетов страны 3.государственная делегация на международном конгрессе 4. Преподаватели высших учебных заведений
19.Какую позицию статуса любой человек приобретает при рождении?
1.профессию 2.уровень доходов 3. образование 4. Национальность
20. Родоплеменная общность, в отличие от народности
1) характеризуется общностью языка2) появляется с возникновением государства
3) основана на кровном родстве4) объединяет семьи патриархального типа
21. Верны ли следующие суждения о социальных статусах и ролях?
А. Размеры и форма доходов человека характеризуют его статус.
Б. Человек выполняет в обществе различные роли.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
22. Верны ли следующие суждения о социальном статусе личности?
А. Социальный статус личности предполагает наличие у нее определенных прав и обязанностей.
Б. Образование является характеристикой достигаемого статуса.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
23. Установите соответствие между социальными общностями и критериями их выделения: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.
СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ КРИТЕРИИ
а.башкиры 1.этносоциальный
б.москвичи 2.религиозный
в.удмурты 3.территориальный
г.мусульмане
д.буддисты
24. Установите соответствие между примерами и типами межличностных отношений: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ПРИМЕРЫ
а. собеседование при приёме на работу 1.формальные
б.ссора подруг 2.неформальные
в. разговор родителей с директором школы
по поводу поведения ученика
г.дружеская беседа сосоедей
25.Что такое отклоняющееся поведение ? каким оно бывает? Приведите 2 примера
В-2
1. Дмитрию 17 лет, он заканчивает среднюю школу. Его семья — родители, сестра и брат. В этих характеристиках проявляется
1) личный авторитет2) этническая принадлежность человека3) престиж семьи
4) социальный статус личности
2. Какая социальная группа выделена по демографическому признаку?
1) наёмные работники2) молодёжь3) преподаватели физики4) петербуржцы
3. Национальная принадлежность человека является характеристикой его
1) прирожденного статуса2) социальной роли3) достигаемого статуса4) общественного престижа
4. Какой социальный факт иллюстрирует политическую роль гражданина?
1) Ирина Валерьевна проработала в школе 25 лет. 2) Легкоатлеты завоевали медаль на Олимпийских играх. 3) Юрий Анатольевич голосовал на выборах. 4) Александр Николаевич купил телевизор отечественного производства.
5. Каждое воскресенье Николай и Анна вместе со своими детьми посещают музеи и театры. Какую роль семьи иллюстрирует этот пример?
1) организация досуга2) ведение домашнего хозяйства3) первичный социальный контроль
4) продолжение рода
6. Социальная роль, которую способен исполнять и подросток, и взрослый, —
1) ученик средней школы 2) покупатель в магазине 3) заёмщик в банке
4) водитель автобуса
7. Что является характерным признаком нации?
1) общность исторической памяти2) наличие политической системы3) конкурентоспособность
4) наличие аппарата управления
8. К социальной сфере общества относятся отношения между
1) правительствами государств2) предпринимателями одного государства3) государством и предпринимателем 4) государством и пенсионером
9. Верны ли следующие суждения о социальном конфликте?
А. Конфликтное взаимодействие возможно в любом обществе.
Б. Причины социального конфликта могут быть связаны с противоречием интересов социальных групп.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
10. Верны ли следующие суждения о социальных нормах?
А. Все социальные нормы имеют формальный характер.
Б. Как правило, социальные нормы фиксируются в нормативных правовых актах.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
11. Верны ли следующие суждения о межнациональных конфликтах?
А. Межнациональные конфликты могут возникать на бытовом уровне.
Б. Российское законодательство предусматривает ответственность за разжигание межнациональной розни.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
12. Деление общества на группы называется
1) социальным статусом2) социальной стратификацией3) социализацией
4) социальным положением
13. В современных западных странах наиболее распространена семья
1) много поколенная2) малая (нуклеарная) 3) патриархальная 4) неполная
14. Проявление неуважения сына к отцу иллюстрирует нарушение норм
1) эстетических 2) моральных 3) правовых 4) корпоративных
15. Виктория — женщина, уроженка острова Ява, имеющая азиатские черты лица. Эти характеристики отражают её
1) достигаемый статус2) имущественное положение3) предписанный статус
4) гражданские права
16. При входе главы государства в парламент все присутствующие должны подниматься со своих мест, приветствуя его. Примером каких социальных норм является данное поведение?
1) этикета2) правовых3) обычая4) эстетических
17. В семье А. каждый вечер принято рассказывать друг другу о самых важных событиях, случившихся в течение дня. Какая функция семьи проявляется в данном примере?
1) воспитательная2) репродуктивная3) хозяйственная4) эмоциональная
18. Виктор руководит отделом на крупном предприятии, в его подчинении находятся 30 человек, но рано утром он успевает отвезти своих детей в школу. Это — пример проявления многообразия
1) социальных ролей2) социальных норм3) социальной политики 4) социальной мобильности
19. К малым социальным группам относятся
1) учителя, работающие в одном городе2) члены национальной ассоциации экологов3) малые народы Крайнего Севера
4) футбольная команда
20. Верны ли следующие суждения о социальном конфликте?
А. Участниками социального конфликта могут быть значительные по численности группы и общности.
Б. Любой социальный конфликт приводит к разрушительным для общества последствиям.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
21. Верны ли следующие суждения об этносах?
А. Племена, народности, нации — это виды этносов.
Б. Членов любой этнической общности объединяет единство языка, верований и гражданства.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
22. Верны ли следующие суждения о социальном статусе?
А. Повысить свой социальный статус человек может, изменив свое семейное положение.
Б. Социальный статус отражает положение человека в обществе.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
23. Установите соответствие между признаками и областями культуры, к которым они относятся: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП
А) москвичи 1.этнические
Б) молодёжь 2.демографические
В) русские 3.территориальные
Г) новосибирцы
Д) татары
24. Установите соответствие между действиями и видами социальных норм, которые их регулируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ДЕЙСТВИЯ ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ
А) составление завещание 1.правовые
Б) отказ друга дать денег в долг 2.моральные
В) получение ссуды в банке
Г) отказ оплатить проезд в автобусе
Д) выполнение школьниками домашних обязанностей
25. Что такое социальная стратификация? Какие критерии социальной стратификации вы знаете ?
«Социальные группы. Социальные статусы и роли»
Тест по теме: «СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ. СОЦИАЛЬНЫЕ СТАТУСЫ И РОЛИ».
1. Внутреннее устройство общества традиционно называют:
1. Социальным институтом;
2. Социальной структурой;
Социальной мобильностью;
Социальным неравенством.
2. Верны ли следующие суждения о структуре общества?
А. Структура общества – это совокупность связей и отношений между большими социальными группами;
Б. Общественное разделение труда обуславливает структуру общества.
1. Верно только А;
2. Верно только Б;
3. Верно и А и Б;
4. Оба суждения неверны.
3. Соотнесите:
Социальные группы | ||
Поло-возрастной признак | Территориальный (поселенческий) признак | Профессиональный признак |
Примеры:
1. Горожанин;
2. Подросток;
3. Москвич;
4. Слесарь;
5. Белозерец;
6. Пенсионер;
7. Житель деревни;
8. Мексиканец;
9. Менеджер;
10. Учитель.
4. К социальным группам, выделяемым по поселенческому (территориальному) признаку, относится (-ятся)
1. народность;
2. нация;
3. горожане;
4. класс.
5. Какой признак определяет принадлежность человека к социальной группе врачей?
1. доход;
2. уровень образования;
3. профессия;
4. положение в обществе.
6. Структура общества представлена совокупностью социальных групп и общностей в многообразии их связей. Какая социальная группа выделена по этническому признаку?
1. тюменцы;
2. военные;
3. женщины;
4. якуты.
7. Какая социальная группа выделена по профессиональному признаку?
- абитуриенты
- экономисты
- горожане
- выпускники
8. Какая социальная группа выделена по территориальному признаку?
- священнослужители
- европейцы
- мусульмане
- женщины
9. Структура общества представлена совокупностью социальных общностей и групп в многообразии их связей. Какая социальная группа выделена по политическому признаку?
- воронежцы
- демократы
- офицеры
- женщины
10. Структура общества представлена социальными группами и общностями в многообразии их связей. Какая социальная группа выделена по территориальному (поселенческому) признаку?
- женщины
- подростки
- программисты
- петербуржцы
11. Какие из приведённых терминов характеризуют демографическую структуру общества?
- женщины, мужчины
- родители, дети
- белорусы, татары
- мусульмане, христиане
12. Какая из названных социальных групп выделена по профессиональному признаку?
- москвичи
- молодёжь
- консерваторы
- военнослужащие
13. Какие из приведённых терминов характеризуют демографическую структуру общества?
- пожилые люди, молодёжь
- русские, украинцы
- маргиналы, средние слои
- православные, буддисты
14. Соотнесите:
Социальные группы | |||
Расовый признак | Территориальный признак | Национальный признак | Религиозный признак |
Примеры:
- Негроид;
- Китаец;
- Монголоид;
- Житель поселка;
- Протестант;
- Американец;
- Европеоид;
- Житель города Москва;
- Католик;
- Итальянец.
15. К малым группам относится (-ятся)…
- научно-техническая интеллигенция мегаполиса;
- выпускники исторических факультетов университетов страны;
- государственная делегация на международном конгрессе;
- преподаватели высших учебных заведений страны.
16. Верны ли следующие суждения о социальных группах?
А. Численность группы определяет ее формальный или неформальный характер;
Б. Формальные группы имеют четко определенную структуру.
- Верно только А;
- Верно только Б;
- Верно и А и Б;
- Оба суждения неверны.
17. В приведенном списке указаны черты сходства малых социальных групп с большими и черты отличия их друг от друга. Выберите и запишите в первую колонку таблицы номера черт сходства, а во вторую – порядковые номера черт отличия.
- объединения людей;
- прямое непосредственное взаимодействие;
- численность;
- участники объединены общей деятельностью.
18. Соотнесите:
Социальные группы | ||
Большие | Малые | |
Формальные | Неформальные | |
Примеры групп:
- Семья;
- Студенческая группа;
- Сборная РФ по футболу;
- Коллектив учителей школы;
- Молодежь;
- Хоккейная команда;
- Женщины;
- Друзья по подъезду.
19. И семья, и школьный класс являются
1. этническими общностями
2. малыми группами
3. социальными слоями
4. неформальными группами
20. Соотнесите:
Понятие | Определение |
1. Социальный статус | А) совокупность статусов отдельного человека; |
2. Социальная мобильность | Б) ожидаемое от человека поведение в соответствии с его социальным статусом; |
3. Социальная роль | В) переход людей из одних социальных групп в другие; |
4. Социальные лифта | Г) положение, занимаемое человеком в обществе, группе; |
5. Статусный набор | Д) пути, по которым происходит перемещение людей из одной социальной группы в другую. |
21. Ожидаемое поведение личности, связанное с ее положением в обществе и типичное для данной общественной группы, называют…
1.социальный престиж;
2.социальный статус;
3.социальная структура;
4. социальная роль.
22. Общей социальной ролью для ребенка и взрослого является роль…
1. избирателя;
2. военнослужащего по контракту;
3. заемщика банка;
4. члена семьи.
23. После развода гражданин С продолжил по выходным дням гулять со своими сыновьями в парке. Этот пример иллюстрирует особенности…
1. реализации социальной роли;
2. выполнения социальной нормы;
3. осуществления социальной политики;
4. проявления социальной мобильности.
24. Верны ли следующие суждения о социальной роли?
А. Под социальной ролью человека понимают его положение в обществе.
Б. Ролевые требования человеку предъявляет общество.
1. Верно только А;
2. Верно только Б;
3. Верно и А и Б;
4. Оба суждения неверны.
25. Верны ли следующие суждения о социальной роли?
А. Социальная роль усваивается индивидом в процессе социализации.
Б. Все социальные роли человека обязательно должны быть стандартизированы.
1. Верно только А;
2. Верно только Б;
3. Верно и А и Б;
4. Оба суждения неверны.
26. Установите соответствие между ситуациями и социальными ролями, которые эти ситуации иллюстрируют: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.
Ситуации | Социальная роль |
А) Ученик К. интересуется работой Федерального Собрания РФ. | 1. Гражданин |
Б) 15-летний подросток в свободное от учёбы время трудится курьером. | 2. Работник |
В) Старшеклассники накануне Нового Года организовали праздник для воспитанников детского дома. | 3. Потребитель |
Г) Студент С. приобрёл цифровой фотоаппарат. | |
Д) Иван участвует в организации избирательной компании политической партии |
Ответы занесите в таблицу:
А | Б | В | Г | Д |
27. Какая социальная роль присуща как подросткам, так и взрослым людям?
1. опекун;
2. Избиратель;
3. Потребитель;
4. Школьник.
28. Верны ли следующие суждения о социальных ролях?
А. Одна из возможных социальных ролей подростка – покупатель в магазине.
Б. Подростки могут исполнять не все социальные роли, свойственные взрослым.
1. Верно только А;
2. Верно только Б;
3. Верно и А и Б;
4. Оба суждения неверны.
29. Какую социальную роль может исполнять подросток?
1. военнослужащий-контрактник
2. опекун младшего брата
3. водитель автобуса
4. посетитель интернет-сайта
30. Какая социальная роль типична для старшеклассника?
1. военнослужащий по призыву
2. избиратель
3. производитель
4. потребитель
31. Какой социальный факт иллюстрирует политическую роль гражданина?
1. Юрий Петрович купил отечественный автомобиль.
2. Елена Сергеевна завоевала медаль на Олимпийских играх.
3. Анна Ивановна проработала в школе 30 лет.
4. Иван Николаевич голосовал на выборах.
32. Положение человека в обществе, связанное с определенными правами и обязанностями, традиционно обозначают понятием…
1. социальный статус;
2. социальная роль;
3. социальная норма;
4. социальная общность.
33. Какой социальный факт иллюстрирует роль потребителя?
1. Маша играет на фортепиано.
2. Марина прекрасно танцует.
3. Сергей учится на курсах немецкого языка.
4. Артём играет во дворовой футбольной команде.
34. Какую социальную роль способен исполнять и ребёнок, и взрослый?
1. опекун
2. водитель
3. избиратель
4. наследник
35. Какую социальную роль исполняют и подростки, и взрослые люди?
1. учащийся школы
2. пациент
3. опекун
4. попечитель
36. Соотнесите:
Тип социального статуса | Сущность |
1. Прирожденный | А) Статус, получаемый человеком не зависимо от его воли и желания; |
2. Предписанный | Б) Статус, в котором человек рожден; |
3.Приобретенный | В) Статус, достигаемый собственными усилиями. |
37. Соотнесите:
Социальные статусы | ||
Прирожденные | Предписанные | Приобретенные |
Примеры статусов:
- Русский;
- Украинец;
- Бабушка;
- Европеоид;
- Инженер;
- Мужчина;
- Хореограф;
- Подросток;
- Женщина;
- Сын.
38. Какую позицию статуса человек приобретает при рождении?
1. профессию;
2.уровень доходов;
3. образование;
4. национальность.
39. Какой статус является достигаемым?
1. мужчина;
2. сын;
3. муж;
4. украинец.
40. Верны ли следующие суждения о социальном статусе?
А. Социальный статус характеризует место личности в системе социальных отношений;
Б. У одного человека может быть несколько социальных статусов.
1. Верно только А;
2. Верно только Б;
3. Верно и А и Б;
4. Оба суждения неверны.
41. В приведенном списке указаны черты сходства приобретенного и предписанного статуса и черты отличия их друг от друга. Выберите и запишите в первую колонку таблицы номера черт сходства, а во вторую – порядковые номера черт отличия.
1. положение человека в обществе;
2. совокупность прав и обязанностей;
3. статус принадлежит от рождения;
4. статус достигается в течение жизни.
Черты сходства | Черты отличия | ||
42. Соотнесите:
Социальная мобильность | ||
Горизонтальная | Вертикальная | |
Восходящая | Нисходящая | |
Примеры:
- Перевод менеджера из магазина Москвы в Питер;
- Переход из ислама в православие;
- Переход И. И. Иванова в гражданство США;
- Предприниматель С.С. Сидоров разорился и стал рабочим в сталелитейном цехе;
- Учитель К.К. Козлов был назначен директором школы;
- Хирург З.З. Зайкин был переведен из больницы № 15 в поликлинику № 17;
- Рабочий П.П. Петров за особые успехи в работе был назначен руководителем бригады;
- Владелец автомобильного салона разорился и стал торговать на рынке свежей выпечкой.
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»
Социальная организация: статус и роль
Статус и роль
Обычно ожидается | |
Во всех многочисленных социальных группах, которые мы как
люди принадлежат, у нас есть статус и роль, которую нужно выполнять. Статус наше относительное социальное положение в группе, а роль это
роль, которую наше общество ожидает от нас в данном статусе. Например,
мужчина может иметь статус отца в своей семье. Из-за этого статуса
ожидается, что он будет выполнять для своих детей роль, которая в большинстве обществ
требует, чтобы он лелеял, обучал, направлял и защищал их. Конечно,
матери обычно играют дополнительные роли.
Членство в социальной группе дает нам набор статусов и ролевые теги, которые позволяют людям знать, чего ожидать друг от друга — они сделать нас более предсказуемыми. Тем не менее, люди часто имеют несколько перекрывающиеся статусы и роли. Это потенциально делает социальные встречи более сложный. Женщина, которая является матерью для некоторых детей, может быть тетей или бабушка для других. При этом она может быть женой для одного или более мужчин, и она, весьма вероятно, является дочерью и внучкой нескольких другие люди. Для каждого из этих различных статусов родства она ожидается, что он будет играть несколько иную роль и сможет переключаться между их мгновенно. Например, если она разговаривает с своей матери и маленькой дочери, она, скорее всего, вежливо уступит прежней но будет хорошо осведомлен и «контролирует» другого. Эти роли родственное поведение меняется так же быстро, как она поворачивает голову лицом к тому или иному Другой. Однако ее уникальные личные отношения могут привести ее к думать и действовать не так, как того ожидают в культуре. В Другими словами, членство в социальной группе дает нам набор ролевых тегов, которые позволяют люди знают, чего ожидать друг от друга, но они не всегда смирительные рубашки для поведения.
Три поколения женщины в семья, каждый играет несколько разные роли в их повседневный взаимодействие. |
Получение статусов
То, как люди получают наши статусы, может различаться значительно подробнее от культуры к культуре. Однако во всех обществах они либо достигаются, либо приписываются. Достигнутые статусы те, которые приобретаются, делая что-то. Например, кто-то становится преступником по совершение преступления. Солдат зарабатывает статус хорошего воина достижения в бою и храбрость. Женщина становится матерью, рожая ребенка. Она также может получить статус вдовы после смерти мужа. Наоборот, приписанных статуса являются результатом рождения в определенной семье или родиться мужчиной или женщиной. Быть принцем по рождению или быть первым из четырем детям в семье приписаны статусы. Мы не делаем решение выбрать их — это не добровольные статусы. Мы не выбираем семью, в которой мы родились, и мы обычно не выбираем свой собственный пол.
Билл Клинтон
роза от родственника |
Как достигнутые, так и присвоенные статусы существуют во всех общества. Однако некоторые культуры предпочитают подчеркивать важность один или другой. Сегодня в Северной Америке достигнут статус за пределами семья укрепляется, а приписываемые обычно отвергаются. Детей с раннего возраста приучают к самостоятельности и самостоятельности. Им говорят, чтобы они стали лучше в жизни. Это можно увидеть в восхищение «самостоятельными людьми» и несколько негативный образ в средства массовой информации людей, которые богаты только потому, что они унаследовали это. Этот сильная культурная предвзятость привела к принятию законов о борьбе с кумовством для государственные должности. Это делает преступлением найм и продвижение людей. потому что они твои родственники. Кроме того, Североамериканский Акцент на достигнутом статусе привел к принятию и поощрению мобильность социального класса и отказ от пола и этнической принадлежности ограничения. Детей с раннего возраста учат в школе, что, несмотря на то, что они могут быть из бедной семьи, мужчина или женщина, они должны стремиться к получить хорошее образование, улучшить себя и свою семью в экономическом плане и даже стать лидером в обществе.
В Индии приписывают, а не достигают социальных статус сильно укрепился за более чем 3000 лет и пронизывает большинство областей жизни даже сегодня. В результате социальная мобильность очень трудно достичь до последних поколений. Даже сейчас он ограничен для тех, кто находится на дне общества. В основе Индийская система атрибуции включает касты (или варны ). Они тщательно ранжированы, жестко наследственное социальное деление общества.
индийские касты (перечислены от высшего статуса к низшему) | ТРАДИЦИОННАЯ РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ | |
1. Брахман | священников и учителей | |
2. Кшатрии | правителей, воинов и землевладельцев | |
3. Вайшья | фермеры, торговцы и ремесленники | |
4. Шудра | крепостных или рабочих | |
5. Зарегистрированные касты (также называемые неприкасаемые, Хариджан , или Далит ) | «загрязненных» рабочих |
Женщина из низшей касты | |
Каждая из индийских каст имеет подкасты, или джати. , которые, в свою очередь, ранжируются относительно друг друга. Вся система подкрепляется индуистской религией и историческими традициями. Одна шестая часть все индийцы, принадлежащие к «зарегистрированным кастам», в сущности настолько статус вне формальной кастовой системы. Они самые бедные люди, и они в основном выполняют «нечистую» ритуально оскверняющую работу по подметанию улиц, чистка туалетов, дубление кожи и т. д. Члены других каст не имеют таких ограничений в своих занятиях и стремлениях сегодня. Однако кастовая идентичность во многом определяет, за кого можно жениться в Индии, и препятствует общению через кастовые границы.
Лежащий в основе и постоянно подкрепляющий индийский кастовая система — это индуистская религия и ее концепция ритуального осквернения. Люди в высших кастах должны проявлять большую осторожность, чтобы не быть оскверненными прикосновениями. с представителями низших каст и особенно с «неприкасаемыми». Осквернение выводит человека из касты и требует ритуального очищения. В результате в индийских ресторанах обычно работают повара, из касты брахманов. Поскольку они находятся на вершине этого приписываемого статусная система, они не может осквернять клиентов, независимо от их касты. Аналогичным образом, Врач-брахман был бы более приемлем для всех.
Национальное правительство Индии попыталось поощрять достигнутый статус, объявляя вне закона многие традиционные аспекты кастовая система. Они также разработали программы позитивных действий для увеличить количество низших каст и «неприкасаемых» студентов в университетах и правительство. Эта социальная инженерия столкнулась с серьезным негодованием и сопротивление со стороны представителей высших каст. Однако правительство Индии продолжает поощрять это изменение в надежде, что социальная мобильность в конечном итоге сделать кастовую систему менее значимой для общественной жизни.
Касты существуют не только в Индии. Они могут быть встречается в той или иной форме в большинстве стран сегодня. В Европе королевский семьи традиционно составляли отдельную касту от крестьян-земледельцев, торговцы и другие классы. Лишь изредка «простолюдинам» разрешалось стать членами королевской семьи. В Северной Америке раса или этническая принадлежность часто являются кастовой принадлежностью. Самый черный, белые или другие американцы не имеют возможности проснуться завтра и решив, что они будут другой расой. Общество в целом будет не позволять им это делать. Хотя раса в значительной степени является социально и культурно сконструированная реальность, а не биологическая, она все же реальность, просто то же самое в Северной Америке и в большей части остального мира.
Предыдущий Тема Вернуться в меню
Практическая викторина
Следующая тема
Последнее обновление этой страницы:
Вторник, 27 июня 2006 г.
Copyright 2003-2006 Деннис
О’Нил.
Все права защищены.
Авторы иллюстраций
Приписанный статус | Психология Вики
в: Социология, Социологические термины, Социоэкономика,
а также еще 3
Посмотреть источник Оценка |
Биопсихология |
Сравнительный |
Познавательный |
Развивающие |
Язык |
Индивидуальные различия |
Личность |
Философия |
Социальные |
Методы |
Статистика |
Клинический |
Образовательные |
промышленный |
Профессиональные товары |
Мировая психология |
Социальная психология: Альтруизм · Атрибуция · Отношения · Соответствие · Дискриминация · Группы · Межличностные отношения · Послушание · Предрассудки · Нормы · Восприятие · Индекс · Контур
Приписанный статус — это социальный статус, который человек присваивает при рождении или невольно принимает в более позднем возрасте. Это положение, которое не зарабатывается и не выбирается, а назначается. [1] Эти жесткие социальные обозначения остаются фиксированными на протяжении всей жизни человека и неотделимы от позитивных или негативных стереотипов, связанных с приписываемыми ему статусами.
Практика присвоения таких статусов отдельным лицам существует в разных культурах во всех обществах и зависит от пола, пола, расы, семейного происхождения и этнического происхождения. [2] Например, человек, рожденный в богатой семье, имеет высокий приписываемый статус, основанный исключительно на социальных связях и экономических преимуществах, которые человек получает, рожденный в семье с большими ресурсами, чем у других.
Напротив, достигнутый статус — это социальное положение, которое человек занимает добровольно и которое отражает как личные способности, так и заслуги. Род занятий человека, как правило, подпадает под категорию достигнутого статуса; например, учитель или пожарный.
Индивидуумы контролируют свои достигнутые статусы в той мере, в какой нет ограничений, связанных с приписываемыми им статусами, которые потенциально могут помешать их социальному росту. Приписанный статус играет важную роль в обществах, потому что он может дать членам определенную и единую идентичность. Независимо от того, какое место в социальной иерархии может занимать приписанный статус человека, у каждого есть набор ролей и ожиданий, которые напрямую связаны с каждым приписываемым статусом и, таким образом, обеспечивают социальную идентичность.
Содержание
- 1 Факторы
- 2 Обратимый и необратимый приписываемый статус
- 3 Низкая самооценка и приписываемый статус
- 4 Меньшинства и несоответствие статуса
- 5 Типы статусов в высшем обществе
- 6 Религия
- 7 Кастовая система
- 8 См. также
- 9 Каталожные номера
- 10 цитирований
Факторы
Различные факторы, определяющие присвоенный статус:
- Возраст согласно возрастной стратификации
- Родство
- Секс
- Внешний вид
- Гонка
- Группа
- Каста
Помимо атрибуции, при рождении также бывают:
- Отложенная атрибуция – когда социальный статус присваивается на более позднем этапе жизни
- Fluid Ascription — Когда приписанный статус приводит к достигнутому статусу
Обратимый и необратимый приписываемый статус
Социолог Ральф Линтон разработал определения приписываемого статуса и достигнутого статуса. Согласно Линтону, приписываемый статус присваивается человеку без учета его врожденных отличий или способностей. Достигнутый статус определяется индивидуальными действиями или усилиями. Линтон отметил, что, хотя определения этих двух понятий ясны и различны, не всегда легко определить, приписывается ли статус индивидуума или достигается. Его точка зрения предлагает отклонение от представления о том, что приписываемые статусы всегда фиксированы.
Религия обычно воспринимается как приписываемый статус, но для тех людей, которые выбирают религию во взрослом возрасте или обращаются в другую религию, их религия становится достигнутым статусом, согласно определению Линтона. Принято считать, что приписанные статусы необратимы, а достигнутые статусы обратимы. Линтон использует исследование Лео Шноре, чтобы проиллюстрировать, как приписываемые статусы могут быть как необратимыми, так и обратимыми. Примером приписываемого обратимого статуса является статус гражданства.
Примером приписываемого необратимого состояния является возраст. Его вывод основан на том факте, что приписываемый статус в социальной структуре указывает на поведение, которое человек может демонстрировать, но не объясняет само действие. Приписанный статус — это произвольная система классификации людей, которая не фиксирована в том смысле, в каком думает большинство людей.
Статус — явление социальное, а не биологическое. Значение выводится из совокупности ожиданий того, как человек должен вести себя и каково ожидаемое обращение с этим человеком. Если человек лжет о биологическом факте или социальном достижении, и эта ложь остается нераскрытой другими и принимается ими, то в этой социальной системе его статус будет основан на лжи. Его статус не будет основываться на биологическом факте или социальных достижениях.
Поведение по отношению к индивидууму будет соответствовать принятой лжи. Следовательно, поведение, ожидаемое от этого человека, также будет соответствовать принятой лжи, а не приписанному статусу, который был бы связан с ним, если бы правда была известна. Успех структуры требует, чтобы ожидания оставались постоянными, даже если они получены незаконным путем, учитывая, что истина никогда не раскрывается. Это еще больше подчеркивает произвольность приписываемого статуса, потому что нет никакой биологической основы или универсальной истины для присвоения этих социальных рангов отдельным лицам. [3]
Низкая самооценка и приписываемый статус
Существует положительная корреляция между самооценкой человека и его приписываемым статусом; для этой цели самоуважение определяется как симпатия и уважение к себе, основанные на реальности. Люди с низким социальным статусом обычно имеют более низкую самооценку. Негативное представление о себе среди людей с более низкими приписываемыми статусами является результатом интернализации ожиданий, которые другие возлагают на них, и обращения, которое они получают на основе этих статусов.
Противопоставление их собственных систем ценностей взглядам общества в целом часто оставляет людей с более низким статусом с низкой самооценкой без учета реальных способностей человека. Негативное представление о себе может задушить усилия человека по обретению определенного достигнутого статуса; это иллюстрирует, как низкий приписываемый статус может привести к низкому достигнутому статусу. [4]
Меньшинства и несоответствие статуса
Приписанные статусы определяются доминирующими группами в обществе, и в результате меньшинствам часто присваивается более низкий статус. В рамках социальной структуры Соединенных Штатов группы меньшинств вынуждены пытаться урегулировать конфликты, возникающие из-за социальных ожиданий, связанных с присвоенным им статусом в обществе и их предполагаемым представлением о себе. Перед лицом знания о том, что люди одновременно выполняют более одной предписанной роли, становится очевидным, что в многомерной структуре общества могут существовать некоторые статусы, которые не могут комфортно сосуществовать.
Согласованность статуса определяется как степень, в которой положение человека в социальном ранге, существующее в важных иерархиях статуса, находится на сопоставимом уровне. В основе проблемы несоответствия статуса лежит неспособность людей согласовать противоречивые ожидания. Женщина из группы расового меньшинства может не сталкиваться с несоответствием статуса, потому что как женщина и как член группы меньшинства она может считаться обладательницей более низкого приписываемого статуса. Но если эта женщина отвергает назначенные роли, связанные с ее статусом, она испытывает статусное несоответствие.
Другой пример: женщина, рожденная в богатой семье, занимает как высокий, так и низкий статус в социальной структуре, потому что ее унаследованные ресурсы и социальные сети выгодны, в то время как ее роль женщины может считаться низшей. Когда человек занимает высокий ранг в одном аспекте статуса и низкий ранг в другом, ожидания этих двоих часто расходятся друг с другом.
Двумя общими последствиями, возникающими из-за напряжения, которое существует между разными ожиданиями, являются разочарование и неуверенность в том, как следует действовать, учитывая то, как, по мнению других, они должны себя вести, и их собственные представления о своих способностях и образ действий, который они должны предпринять. для достижения своих целей. [5]
Типы статусов в высшем обществе
- Приписанный статус — наследуемый статус, который символизирует владение богатством и обширной землей. Королевская семья попадает в эту категорию
- «Поп-аристократия», в которой зарабатывали деньги известные люди из рабочего и среднего класса. В эту категорию входят футболисты, актеры и им подобные.
- Достигнутый статус — последняя группа высшего класса — предприниматели. Они заработают деньги на бизнесе. Начав сначала с небольшого семейного бизнеса, они постепенно расширялись и зарабатывали таким образом свое состояние.
Религия
Богатство — не единственная социальная характеристика, определяющая приписываемый статус человека. Религия также является фактором, который необходимо учитывать. Если ваша семья отождествляет себя с определенной религией, будь то христианство, индуизм, ислам и т. д., вы отождествляетесь с той же религией, что и ваши биологические или приемные родители. Религия человека или отсутствие религии тогда становится частью приписываемого ему или ей статуса. Социальные нормы конкретной религии могут иметь приписываемый статус, отличный от тех, которые даются более широким обществом, которое оно присваивает своим последователям на основе религиозных доктрин, определяющих их убеждения. Приписанный статус также может быть тесно связан со статусом мастера, поскольку оба они связаны с тем, с чем вы родились, хотя статус мастера является более широким термином и охватывает больше тем, чем приписываемый статус. Другой способ взглянуть на приписываемый статус — через кастовую систему в Индии.
Кастовая система
- Основная статья: Индийская кастовая система
Кастовая система в Индии долгое время была крайним примером стратификационной структуры, основанной на приписанном статусе. Каждый уровень в структуре стратификации известен как каста. Каждый рождается принадлежащим к определенной касте. Таким образом, каста родителей обычно определяет статус их детей, независимо от их способностей или заслуг. Ранги кастовой системы включают:
- Брамины — это высший ранг во всей кастовой системе. Брамины состоят из всех жрецов, ученых и просвещенных людей, проживших много жизней.
- Кшатрии — это правители, воины и те, кто занимается защитой и управлением благополучием своего города или деревни.
- Вайшьи- Эти люди состояли из всех торговцев, торговцев и людей, занятых в сельскохозяйственном производстве
- Шудра- Эти люди относятся к низшей кастовой системе. Индуистская религия считает, что именно в этом классе начинается первая жизнь. Шудры проводят большую часть своего времени в качестве чернорабочих и слуг других каст.
- Неприкасаемые. Неприкасаемые — низшие из низших. Они настолько низки, что им нет места в кастовой системе. Работа этих людей включает уборку трупов и фекальных экскрементов.
См. также
- Достигнутый статус
- Мастер-статус
- Социальный статус
Ссылки
- ↑ Шепард, Джон; Роберт В. Грин (2003). Социология и вы , A–22, Огайо: Glencoe McGraw-Hill.
- ↑ Эти жесткие социальные обозначения остаются фиксированными на протяжении всей жизни человека и неотделимы от положительных или отрицательных стереотипов, связанных с приписываемым статусом. Практика присвоения таких статусов отдельным лицам существует в разных культурах во всех обществах и зависит от пола, пола, расы, семейного происхождения и этнического происхождения.
- ↑ Разъяснение «приписанного статуса» и «достигнутого статуса», Ирвинг С. Фоладар The Sociological Quarterly © 1969 Социологическое общество Среднего Запада.
- ↑ Самоуважение и группы с низким статусом: меняющаяся сцена?, Джеффри М. Жак и Карен Дж. Чейсон The Sociological Quarterly © 1977 Midwest Sociological Society.
- ↑ Постоянство статуса и симптомы стресса, Элтон Ф. Джексон. American Sociological Review © 1962 Американская социологическая ассоциация.
Цитаты
Шаблон: ISBN
- http://www.